Разработка методики прогнозирования остаточного ресурса сварных металлоконструкций с использованием датчиков деформации интегрального типа: на примере мостовых кранов
Опыт эксплуатации подъемно-транспортного оборудования показывает, что к моменту окончания нормативного срока службы у 80% кранов остаточный ресурс металлоконструкций не исчерпан. Данное обстоятельство может быть объяснено не только значительным разбросом их долговечности от условий эксплуатации и свойств материала конструкций, но и заниженными расчетами значений нормативного срока службы, если… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние вопроса и постановка задач исследования
- 1. 1. Анализ основных отказов металлоконструкций грузоподъемных кранов
- 1. 2. Подходы к оценке остаточного ресурса сварных металлоконструкций мостовых кранов
- 1. 3. Выбор метода и задачи исследования
- 2. Экспериментальные основы разработки метода прогнозирования ресурса сварных металлоконструкций
- 2. 1. Выбор материала датчиков деформации интегрального типа и способа оценки накопленного усталостного повреждения
- 2. 2. Тарировка датчиков по появлению первых темных пятен
- 2. 3. Получение тарировочных зависимостей для датчика деформации интегрального типа по кинетике роста темных пятен
- 2. 4. Характеристика датчиков деформации интегрального типа с переменной чувствительностью и способ их получения
- 3. Методика прогнозирования остаточного ресурса сварных металлоконструкции мостовых кранов
- 3. 1. Выявление опасных мест конструкций
- 3. 2. Диагностика усталости основного металла и сварных соединений
- 3. 2. 1. Технология установки датчиков на металлоконструкции крана и снятие с них информации
- 3. 2. 2. Технология снятия датчиков с металлоконструкции крана
- 3. 2. 3. Обработка информации наработанных датчиков, снятых с металлоконструкции крана в лабораторных условиях
- 3. 3. Вывод математической зависимости для определения эквивалентных напряжений и чисел циклов
- 3. 3. 1. Уравнение кривой усталости
- 3. 3. 2. Уравнение тарировочной зависимости, построенной по критерию возникновения на поверхности датчиков первых темных пятен
- 3. 3. 3. Уравнение тарировочной зависимости датчиков, реакция которых оценивается по относительной площади «темных пятен»
- 3. 3. 4. Математическая зависимость, описывающая для датчика переменной чувствительности изменение его поврежденности на поверхности, не имеющей внешней реакции «темных пятен»
- 3. 4. Разработка математической модели для прогнозирования остаточного ресурса металлоконструкции мостового крана
- 3. 4. 1. Модель прогноза остаточного ресурса по основному металлу
- 3. 4. 2. Модель прогноза остаточного ресурса металлоконструкций по сварным соединениям
- 4. 1. Исходные данные для расчета остаточного ресурса сварных металлоконструкций мостового крана
- 4. 2. Апробация метода на кранах
- 4. 3. Оценка работоспособности мостовых кранов, отработавших нормативный срок службы
Разработка методики прогнозирования остаточного ресурса сварных металлоконструкций с использованием датчиков деформации интегрального типа: на примере мостовых кранов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы вопрос обеспечения безопасной эксплуатации сварных конструкций резко обострился из-за сильной изношенности производственного оборудования и участившихся случаев техногенных аварий и катастроф. В полной мере это относится и к грузоподъемным (кранам) машинам разного назначения, в том числе и к сварным металлоконструкциям мостовых кранов, у которых истек нормативный срок службы [46, 88].
До настоящего времени решение данной проблемы сдерживается отсутствием надежных экспериментальных методов оценки эксплуатационного остаточного ресурса сварных металлоконструкций в результате их усталости.
Опыт эксплуатации подъемно-транспортного оборудования показывает, что к моменту окончания нормативного срока службы у 80% кранов остаточный ресурс металлоконструкций не исчерпан [93−98]. Данное обстоятельство может быть объяснено не только значительным разбросом их долговечности от условий эксплуатации и свойств материала конструкций, но и заниженными расчетами значений нормативного срока службы, если воспринимать последнее как меру ресурса. Следовательно, нормативный срок службы не является предельным значением работоспособности грузоподъемных кранов [69−71]. Поэтому, для обеспечения максимально длительной, надежной и безаварийной работы кранов с истекшим нормативным сроком службы, требуется решение задачи — оценки остаточного ресурса металлоконструкций [7,13−16].
Однако, из-за сложности процессов, происходящих при усталости металлоконструкций, их высокой локальности и трудности выявления в сварных соединениях, данная задача до сих пор не решена.
Цель работы — повышение уровня безопасности эксплуатации сварных металлоконструкций мостовых кранов с истекшим нормативным сроком службы путем выявления накопления усталостных повреждений металла с последующим определением остаточного ресурса по сварным соединениям.
Для достижения поставленной цели в диссертации необходимо решить следующие основные задачи:
1. Определить методики и средства выявления наиболее опасных участков сварных металлоконструкций, в которых происходит наибольшее накопление усталостных повреждений на примере мостовых кранов.
2. Выбрать метод количественной оценки накопления усталостного повреждения в сварных соединениях металлоконструкций мостовых кранов.
3. Разработать методику определения эквивалентной нагруженности и остаточного ресурса сварных металлоконструкций.
4. Апробировать разработанную методику на сварных металлоконструкциях мостовых кранов в условиях их эксплуатации.
Методы исследований. В работе применен обоснованный метод оценки накопления усталостных повреждений сварных соединений металлоконструкций мостовых кранов с помощью алюминиевых пленочных датчиков, современные методы исследований и обработки информации с их поверхности — металлографический, микроструктурный анализ, гистограммный и математического моделирования.
Идея работы — установление взаимосвязи накопленного усталостного повреждения в реальных металлоконструкциях мостовых кранов в условиях их эксплуатации и образцах при известных параметрах циклического нагружения.
Научная новизна диссертационной работы, состоит в том, что:
— установлены критерии оценки длительности циклического воздействия для надежного выявления алюминиевыми датчиками накопленного усталостного повреждения в основном металле и сварных соединениях металлоконструкций в результате их эксплуатации;
— для стали Ст. Зсп (материал металлоконструкций) установлена трех параметрическая взаимосвязь между накопленным усталостным повреждением, уровнем действующих напряжений и числом циклов нагружения;
— разработана математическая модель для определения эквивалентных напряжений и чисел циклов нагружения в сварных металлоконструкциях от условий их эксплуатации;
— разработана методика определения эксплуатационного остаточного ресурса сварных металлоконструкций;
— разработаны рекомендации о дальнейшей (после обследования данным методом) безопасной эксплуатации сварных металлоконструкций на примере мостовых кранов.
Практическая ценность работы: Для металлоконструкций мостовых кранов с истекшим нормативным сроком службы разработанная методика позволяет выявлять слабые по сопротивлению усталости места, включая границу сплавления сварных соединений, а также получать для этих мест значения остаточного ресурса в годах, днях или часах при условии сохранения режима эксплуатации крана. Значения остаточного ресурса позволяют устанавливать календарные сроки безопасной эксплуатации металлоконструкций, их ремонта и замены. Методика может применяться на сварных металлоконструкциях различного значения. Ее результаты могут использоваться для совершенствования расчетов на усталость.
Реализация выводов и рекомендаций работы:
Разработанная методика использована для определения остаточного ресурса сварных металлоконструкций девяти мостовых кранов с истекшим нормативным сроком службы на предприятиях ОАО «Курганмашзавод», ОАО «Корвет» и ООО «Втормет» г. Кургана. Внедрение результатов работы позволило выявить на ОАО «Курганмашзавод» два крана, не пригодных к дальнейшей безопасной эксплуатации и получить экономический эффект 23 908 838 рублей. Полученные результаты исследования применяются также в учебном процессе студентов Курганского государственного университета при чтении лекций по курсу «Диагностика и прогнозирование работоспособности сварных конструкций».
Апробация работы. Основные материалы и результаты диссертационной работы были доложены, рассмотрены и одобрены:
— на 12-й и 13-й ежегодной международной научно-практической конференции «Современные методы и средства неразрушающего контроля и технической диагностики» (г. Ялта, 2004 г. и 2005 г.);
— на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. Г. Славянова «Сварка и контроль — 2004» г. Пермь;
— на 23-й Уральской конференции «Контроль технологий, изделий и окружающей среды физическими методами» (г.Курган, 2006 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 127 страницах машинописного текста, содержит 63 рисунка, 17 таблиц, список используемой литературы из 147 наименований, приложений на трех страницах.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Для оценки циклической работоспособности сварны> металлоконструкций весьма эффективным средством является использование пленочных датчиков деформации интегрального типа (ДДИТ). Они нг конструкциях регистрируют фактическое накопление усталостны? повреждений до возникновения трещин, как в основном металле, так и i локальных зонах сварных соединений. Установлено, что применение алюминиевых ДДИТ на металлоконструкциях мостовых кранов с истекшил нормативным сроком службы способствует надежному выявлению в сварны> соединениях накопленного усталостного повреждения после 2. 12 месяце] эксплуатации крана. В течение указанного времени происходит вполне удовлетворительное осреднение эксплуатационной нагруженносп металлоконструкций.
2. Полученная возможность экспериментального определения с помощьк ДДИТ эксплуатационного накопления усталостных повреждений на реальны) конструкциях позволила разработать методологическую схем) прогнозирования остаточного ресурса сварных металлоконструкций мостовы> кранов. Она регламентирует последовательность выполняемых этапов работы i требуемое для них обеспечение, а также возможные дальнейшие действия с металлоконструкцией крана.
3. Металлографические исследования состояния «темных пятен» (участков на поверхности ДДИТ, наработанных в условиях эксплуатации крана позволяют выявить слабые места в металлоконструкции. Показана возможност] прогнозирования по степени потемнения ДДИТ мест последовательной разрушения металлоконструкций. Установлено, что в сварных соединения) металлоконструкций самое слабое место — граница сплавления, так как именно там наблюдается наибольшее потемнение ДДИТ, а следовательно ъ поврежденность.
4. Исследованиями измененного состояния поверхности ДДИТ в результате испытания образцов и ее количественная оценка по относительной площади занимаемой «темными пятнами», установлено, что между накопленныг^ усталостным повреждением основного металла, уровнем действующи) напряжений и числом циклов нагружения существует тесная корреляционная взаимосвязь. Для материала металлоконструкций кранов — сталь Ст. Зсп (ГОСТ 380−60), получены две тарировочные зависимости, связывающие вышеуказанные параметры при одинаковой и разной поврежденности металла Они построены соответственно по критериям появления первых «темны> пятен» на ДДИТ и состояния их изменения в результате циклического нагружения образцов.
5. Для выявления мест установки ДДИТ постоянной и переменно? чувствительности, их расположения, ориентации и определения сроков снятия разработана методика проведения экспериментальных исследовании ш металлоконструкции крана. Установлено, что смещению границы самы* первых «темных пятен» на ДДИТ переменной чувствительности в результате эксплуатации крана соответствует возможность регистрации hiv поврежденности основного металла, а ДДИТ постоянной чувствительное^ поврежденности сварного соединения. Смещение указанной границы нг расстояние 5.20 мм служит критерием снятия с металлоконструкции крано! ДДИТ обоих типов.
6. Предложенная математическая модель позволяет совместным решение двух трансцендентных уравнений, при установленных ДДИТ переменно* чувствительности значений поврежденности металла и смещения границь «темных пятен», определять эквивалентную нагруженност! металлоконструкций по основному металлу. Она так же позволяет рассчитат] эквивалентный уровень напряжений для сварных соединений с учетом ю поврежденности. Впервые получены значения эквивалентных напряжений i чисел циклов нагружения на сварных соединениях металлоконструкции мостовых кранов от условий их эксплуатации.
7. К условиям сохранения режима эксплуатации мостовых крано! разработана методика расчета остаточного ресурса сварны> металлоконструкций. Она включает в себя расчет коэффициент эквивалентности, который позволяет осуществить перевод времени работь крана в эквивалентный цикл. В дальнейшем, с использованием криво* усталости производится расчет остаточного ресурса сварньи металлоконструкций крана.
8. Разработанная расчетно-экспериментальная методика прогнозированш остаточного ресурса сварных металлоконструкций внедрена на 9 мостовы? кранах. Выданы рекомендации по условиям их дальнейшей и безопасно* эксплуатации.
Список литературы
- А.с. 1 032 328 А СССР, МКИ J 01 В7/18. Способ изготовления датчико. контроля циклических деформаций Текст] / Д. А. Троценко, Ю. А Денисов (СССР). опубл. 30.07.83, Бюл. № 28. — 3 с.
- А.с. 1 796 987 А СССР. Способ оценки накопления усталостны: повреждений Текст. / Д. А. Троценко, А. К. Давыдов, М.В. Качесо] (СССР). опубл. 23.02.93, Бюл. № 7. -Зс.
- А.с. 1 128 146 А СССР. Способ оценки ресурса конструкции Текст. / Д. А Троценко, В. П. Сызранцев (СССР). заявл. 08.07.83 — опубл. 07.12.84 Бюл № 45.-3 с.
- А.с. 456.188 СССР. Способ определения накопленного усталостной повреждения конструкций Текст. / Х. Б. Корданский, Т.С. Лоцманов
- B.А. Нейфелву (СССР) опубл. 20.03.75, Бюл. № 1.
- А.с. 1 357 778 А СССР. Способ оценки характеристик циклическо. нагруженности конструкции Текст] / Д. А. Троценко (СССР). опубл 07.12.87, Бюл. № 45.
- Болотин, В.В. К прогнозированию остаточного ресурса Текст. / В. В. Болотин // Машиноведение. 1980. — № 5. — С. 58−64.
- Болотин, В.В. К теории датчиков повреждения и счетчиков ресурса Текст. /В.В. Болотин, С. М. Набойщиков // «Расчет на прочность»: сб. статей / под общей ред. Н. Д. Тарабкова М.: Изд-во «Машиностроение», 1983.-Вып. 24.-С. 79−94.
- Болотин, В.В. О прогнозировании надежности и долговечности машин Текст. / В. В. Болотин // Машиностроение. 1947. — № 5 — С. 86−93.
- Болотин В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций Текст. / В. В. Болотин. М.: Машиностроение, 1984. — 400 с.
- Болотин, В.В. Ресурс машин и конструкций Текст. / В. В. Болотин. М.: Машиностроение, 1990. — 448 с.
- Бондаренко, А.Ю. Об оценке остаточного ресурса сварных соединений магнитным методом для обеспечения качества сварных конструкций изделий Текст. / А. Ю. Бондаренко // Техническая диагностика и неразрушающий контроль, — 2002 № 2 — С. 17−25.
- Бондаренко, А.Ю. Мониторинг состояния сварных соединений для прогнозирования остаточного ресурса магистральных нефтегазопроводов Текст. / А. Ю. Бондаренко // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. 2003. -№ 1. — С. 20−24.
- Бураков, И.Н. Методика прогнозирования работоспособности сварных соединений металлоконструкций методом акустической эмиссии: автореферат дис. .канд. техн. наук / СПб.: Изд-во «ВММА», 2004. -17 с.
- Гарф, М.Э. О методике определения нижней границы повреждающих напряжений Текст. / М. Э. Гарф, В. Э. Павловский // Заводская лаборатория. -1967. № 3 — С. 349−352.
- Гарф, Э.М. Роль низких напряжений спектра в развитии усталостного разрушения Текст. / Э. М. Гарф. В кн.: «Прочность материалов и конструкций». — Киев: Наукова думка, 1975. — С. 55−65.
- Голофаст, C. J1. Методология оценки нагруженности и усталости металлоконструкций и элементов приводов датчиками деформаций интегрального типа Текст.: автореферат дис.. д-ра техн. наук / C.JI. Голофаст. Ижевск, 2004.- 32 с.
- Горденко, Б.В. Современная теория надежности: Состояние проблемы, перспективы Текст. / Б. В. Горденко, И. Н. Ушаков // Надежность и контроль качества. 1988. — № 1 — С. 37−42.
- Государственный конструкторско-технологический институт по механизации монтажных и специальных строительных работ (ВКТИ Монтажстроймеханизация) Текст.: М.: ОАО ВНИИПТМАШ, 1990. -30 с.
- Гохберг, М.М. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин Текст. / М. М. Гохберг. 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1969. -520 с.
- Гребенник, В.М. Усталостная прочность и долговечность металлургического оборудования Текст. / В. М. Гребенник. М.: Машиностроение, 1969 — 256 с.
- Гуревич, С.Е. Прочность металлов при циклических нагрузках Текст. / С. Е. Гуревич, Л. Д. Едидович. М.: Издательство «Наука», 1967 г. — 287 с.
- Дмитриченко, С.С. Расчет долговечности металлоконструкций машин (в вероятностном аспекте) Текст. / С. С. Дмитриченко // Вестник машиностроения. 1977. — № 5. — С. 7−9.
- Емельянов, О.А. Мостовые краны. Сварные конструкции (справочник) Текст. / О. А. Емельянов. Киев: Наукова думка, 1997. — Т.2. — 738 с.
- Емельянов, О.А. Мосты сварные крановые. Конструкция, нагруженность, диагностика, обеспечение ресурса Текст. / О. А. Емельянов. -Краматорск: Донбасс. Государственная машиностроительная академия, 2002.-334 с.
- Емельянов, О.А. Образование поперечных двухчастотных нагрузок, действующих на сварной мост крана Текст. / О. А. Емельянов, В. П. Шепотко, С. В. Лубенец, В. Ю. Пихота // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. 2001. — № 1 — С. 13−18.
- Емельянов, О.А. Усталостные повреждения сварных крановых мостов Текст. / О. А. Емельянов, В. П. Шепотько, В. Ю. Пихота, С. В. Лубенец.
- A.Т. Буренко // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. -2001.-№ 1.-С. 13−18.
- Ерофеев, В.В. Оценка остаточного ресурса сварных трубопроводов газовых сетей на основе данных технической диагностики Текст. У
- Ефремов, Л.В. Прогнозирование и обеспечение гарантированной долговечности элементов машин. Научно-технические проблемы прогнозирования и долговечности конструкций и методы их решения
- Текст. / JI.В. Ефремов // Труды VI Международной конференции СПб.: Санкт-Петербург. — 2005. — С. 214−220.
- Задирка, В.Ф. О повышении несущей способности и долговечности сварных конструкций мостовых кранов Текст. / В. Ф. Задирка, О. А. Емельянов // Автоматическая сварка. 1983. — № 10. — С. 52−58.
- Ковальчук, B.C. Определение циклической долговечности металлов при двухчастотном цикловом нагружении Текст. / B.C. Ковальчук // Автоматическая сварка. 1998. — № 9 — С. 12−14.
- Короткий, А.А. Методические основы оценки, прогнозирования и управления промышленной безопасностью подъемных сооружений: дис.. .д-ра техн. наук Текст. / А. А. Короткий. Новочеркасск, 1997. — 234 с.
- Короткий, А.А. Оценка безопасности эксплуатации системы «кран -рельсовый путь» параметрами риска Текст. / А. А. Короткий, Д. Н. Симонов, B.C. Котельников // Безопасность труда в промышленности. 1997. — № 3. — С. 25−27.
- Котельников, А.П. Диагностика усталости металлоконструкций кранов датчиками деформации интегрального типа Текст.: автореферат дис. канд. техн. наук / А. П. Котельников. -Курган, 2003.-16 с.
- Котельников, B.C. Концепция оценки остаточного ресурса металлических конструкций грузоподъемных кранов отработавших нормативный срок службы Текст. / B.C. Котельников, Ю. А. Еремин, А. А. Зарецкий,
- А.А. Короткий // Безопасность труда в промышленности. 2000. — № 10. -С. 44−45.
- Котельников, B.C. Новые аспекты в методологии экспертных обследований грузоподъемных кранов Текст. / B.C. Котельников. А. А. Зарецкий, А. А. Короткий // Безопасность труда в промышленности. -2002.-№ 11.-С. 2−6.
- Котельников, B.C. Ограничители грузоподъемности для электрических мостовых и козловых кранов серии ПС-0 Текст. / B.C. Котельников. А. С. Липатов, А. Б. Белослюдов, В. А. Сушинский // Безопасность труда в промышленности, 2000. № 3. — С. 58−59.
- Котельников, B.C. Оценка безопасности эксплуатации кранов мостового типа: дис. .канд. техн. наук / B.C. Котельников. Новочеркасск, 1998. -210 с.
- Котельников, B.C. Паспорт магнитного контроля мостового крана Текст. / B.C. Котельников, Л. И. Яков, В. А. Попов [и др.] // Безопасность труда в промышленности. 2004. — № 6. — С. 45−47.
- Котельников, B.C. Практика магнитной диагностики подъемных сооружений при проведении экспертизы промышленной безопасности /B.C. Котельников, Б. Е. Попов, Е. А. Левин и др. // Строительная техника. 2003. — № 6. — С. 22−25.
- Лепихин, A.M. Базы данных по дефектоскопии и характеристикам трещиностойкости в расчетах надежности сварных конструкций Текст. / A.M. Лепихин, В. В. Москвичев // Проблемы машиностроения и автоматизации. -1991.- № 5. С. 85−89.
- Лепихин, A.M. Риск Анализ конструкций с позиций механики разрушения Текст. / A.M. Лепихин // Проблемы машиностроения и надежности машин. -1998. — № 1 — С. 100−101.
- Маленков, А.И. Разработка методов диагностики и прогнозирования работоспособности деталей передач при циклическом нагружении Текст.: дис. канд. техн. наук / А. И. Маленков. Курган, 1996. — 187 с.
- Махутов, Н.А. Методические аспекты оценки остаточного ресурсе оборудования потенциально опасных объектов Текст. / Н. А. Махутов, А. А. Шаталов, A.M. Лепихин // Безопасность труда в промышленности. -2002.-№ 11.-С. 19−23.
- Махутов, Н.А. Применение численных методов расчета показателей надежности элементов конструкций с повреждениями Текст. / Н. А, Махутов [и др.] // Проблемы прочности. -1991. № 5. — С. 3−5.
- Михайлов, Г. Г. Некоторые аспекты стратегии определения остаточногс ресурса Текст. / Г. Г. Михайлов, О. А. Кононов, А. Я. Колмаков h Безопасность труда в промышленности. 2004. — № 1. — С. 44−45.
- Москвин, П.В. Диагностика и прогнозирование остаточного ресурса сварных металлоконструкций мостовых кранов с использованием металлических пленок Текст. / П. В. Москвин //Дефектоскопия.-2007.-№ 12. С. 86−98.
- МУ 22−28−05−99. Методические указания. Оценка остаточного ресурса грузоподъемных кранов. М.: СКТБ БК. — 1999. — 11 с.
- Мужицкий, В.Ф. Об оценке усталостного состояния и остаточного ресурса сварных соединений неразрушающим магнитным методом Текст. / В. Ф. Мужицкий, Ю. А. Бондаренко, А. Ю. Бондаренко,
- Г. А. Безродько // Третья международная конференция «Диагностика трубопроводов»: сб. материалов / М: Изд-во МГИ, 2000. — С. 11−12.
- Окубо Хадзимэ. Механизм усталостного разрушения металлов Текст. / Окубо Хадзимэ // Кикай-но Кэнкю, 1971. № 23. — С. 33−39.
- Окубо Хадзимэ. Определение напряжений гальваническим меднением Текст.: [пер. с япон.] / Окубо Хадзимэ. М.: Машиностроение, 1969. -252 с.
- Пакаянко, Н.Н. Безопасность подъемных сооружений Текст. i Н. Н. Пакаянко, B.C. Котельников. Москва — Астрахань: Изд-вс Астраханского государственного университета, 2004. — 593 с.
- ПБ 03−246−98. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности. М.: ГГТН РФ. — 1998. — 17 с.
- ПБ 10−382−00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. М.: ГГТН РФ. — 1999.-267 с.
- Попов, Б.Е. Диагностика мостовых кранов в литейных цехах Текст. / Б. Е, Попов, Е. А. Левин, B.C. Котельников, А. С. Липатов // Безопасность труда в промышленности. 2004. — № 4 — С. 33−38.
- Попов, Б.Е. Магнитная диагностика и остаточный ресурс подъемных сооружений Текст. / Б. Е. Попов, B.C. Котельников, А. В. Зарудный h Безопасность труда в промышленности. 2001. — № 2. — С. 44−49.
- Почтенный, Е.К. Прогнозирование долговечности и диагностика деталей машин Текст. / Е. К. Почтенный. М.: Наука и техника, 1983.- 246 с.
- РД 03−418−01. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов Текст.: М.:. утв. Постановлением ГГТН Р.Ф. 2000. — № 30. — 25 с.
- РД 08−120−96. Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов Текст.: М.: утв. Постановлением ГГТН РФ. — 1996. — № 29. — 27 с.
- РД 09−102−95. Методические указания по определению остаточного ресурса потенциально опасных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России Текст.: М.: ОАО ВНИИПТМАШ, 1995. -27 с.
- РД 10−112−5-97. Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 5. Краны мостовые и козловые Текст. / B.C. Котельников, А. С. Липатов, В. Г. Жуков [и др.]: М.: ОАО ВНИИПТМАШ, 1997. — 54 с.
- РД 10−112−96. Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения Текст.: ¦ М.: ОАО ВНИИПТМАШ, 1996. 30 с.
- РД 50−694−90. Методические указания. Надежность в технике, Вероятностный метод расчета на усталость сварных конструкций Текст.: М.: ОАО ВНИИПТМАШ, 1990. — 30 с.
- РД 10−112−97. Методические указания по проведению обследования технического состояния специальных монтажных кранов с истекшим сроком службы с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. Текст.: М.: согл. ГТН России. — 1998. — 170 с.
- РД 24.090.52−90. Подъемно-транспортные машины. Материалы для сварных металлических конструкций Текст.: М.: ОАО ВНИИПТМАШ -1990. 42с.
- РД 10−397−01. Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений Текст.: М.: утв. Постановлением ГГТН РФ. — 2001. — № 2. — 21с.
- РД 03−246−98. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности Текст.: М.: утв. Постановлением ГГТН РФ. — 1998. -Вып. 2.-№ 64.- 19 с.
- РД 24−112−5р. Руководящий документ по оценке остаточного ресурсе кранов мостового типа Текст.: М.: ОАО «ВНИИПТМАШ», 2002. — 28 с.
- РД 22−02−99. Руководство по оценке технического состояния стальных подкрановых конструкций. М.: Изд-во гос. проектного институте «Сибпроектстальконструкция АООТ «ВНИИПТМАШ». — 2000. — 37 с.
- Розенберг, А.Ю. Методы экспериментальной оценки нагруженности и долговечности зубчатых колес с помощью гальванических медных датчиков циклических деформаций: дис. .канд. техн. наук. / А. Ю. Розенберг. Курган, 1985. — 223 с.
- Спицина, И.О. Статистическая оценка долговечности крановых механизмов Текст. / И. О. Спицина // Труды ВНИИПТМАШ: 1970. Вып. 6.-С. 13−14.
- Спицина, И.О. Статистическая оценка долговечности крановых механизмов Текст. / И. О. Спицина // Труды ВНИИПТМАШ: 1971.-Вып.4 С. 3−31.
- Справочник по кранам Текст. / под общ. ред. М. М. Гогберга. М.: Машиностроение, 1988. — Т. 1. — 53 с.
- Справочник по кранам. Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчета кранов, их приводов и металлических конструкций Текст. / В. И. Брауде, М. М. Гогберг, И. Е. Замятин [и др.]- под общ. ред. М. М. Гогберга. -М.: Машиностроение, 1998. Т. 1. — 536 с.
- Справочник по техническому обслуживанию, ремонту и диагностированию грузоподъемных кранов Текст. / B.C. Котельников, И. А. Шмаков [и др.] М.: ПИО ОБТ, 1996. — Т. 1. — 409 с.
- Сызранцев, В.Н. Диагностика нагруженности и ресурса деталей трансмиссий и несущих систем машин по показаниям датчиков деформаций интегрального типа Текст. / В. Н. Сызранцев, C.JI. Голофаст. К. В. Сызранцева. Новосибирск: Наука, 2004 — 188 с.
- Сызранцев, В.Н. Измерение циклических деформаций и прогнозирование долговечности деталей по показаниям датчиков деформаций интегрального типа Текст. / В. Н. Сызранцев, C.JI. Голофаст. -Новосибирск: Наука, 2004 206 с.
- Сызранцев, В.Н. Методы прогнозирования долговечности деталей по показаниям датчиков деформаций интегрального типа: учебное пособие Текст. / В. Н. Сызранцев, А. В. Добрынько. Курган: Изд-во РИО Курганского машиностроительного института, 1993. — 103 с.
- Сызранцев, В.Н. Методы экспериментальной оценки концентрации циклических деформаций и напряжений на поверхностях деталей машин: учебное пособие Текст. / В.Н. Сызранцев- Курган: РИО КМИ, 1993. -83 с.
- Сызранцев, В.Н. Синтез зацеплений цилиндрических передач с локализованным контактом: дис.. д-ра техн. наук / В. Н. Сызранцев. -Курган, 1989.-429 с.
- Сызранцева, К.В. Методическое и программное обеспечение измерения напряжений в деталях машин датчиками деформации интегрального типа: дис. .канд. техн. наук / К. В. Сызранцева. Курган, 1998. — 154 с.
- Николая Гавриловича Славянова «Сварка и контроль 2004»: сб докладов / Пермь, 2004. — Т. 2 — С. 360−363.
- Троценко, Д.А. Применение датчиков усталостного повреждения для оценки нагруженности элементов конструкций Текст. / Д. А. Троценко. В. А. Кузьменко, Б. З. Крук, В. И. Бойко // Проблемы прочности. 1984. -№ 12-С. 18−21.
- Троценко, Д.А. Прогнозирование остаточного ресурса металлоконструкций мостового крана Текст. / Д. А. Троценко,
- A.В.Давыдов, А. Н. Зайцев, П. В. Москвин // Вестник Курганского университета: Серия «Технические науки», Вып. 2 / Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005. С. 9−11.
- Троценко, Д.А. Прогнозирование остаточного ресурса сварных металлоконструкций мостовых кранов Текст. / Д. А. Троценко,
- Троценко, Д.А. Разработка метода количественной оценки накопления усталостных повреждений в сварных соединениях с помощью гальванодатчиков: дис. .канд. техн. наук / Д. А. Троценко. Челябинск, 1986.- 184 с.
- Трощенко, В.Т. Датчик усталостного повреждения и обоснование егс использования Текст. / В. Т. Трощенко, В. И. Бойко // Проблемы прочности. 1981. — № 1 — С. 3−8.
- Трощенко, В.Т. К вопросу о создании датчиков усталостногс повреждения Текст. / В. Т. Трощенко, Ю. И. Коваль, В. И. Бойко // Проблемы прочности. 1981. — № 10 — С. 43−47.
- Трощенко, В.Т. Применение датчиков усталостного повреждения для оценки нагруженности элементов конструкций Текст. / В. Т. Трощенко.
- B.Н. Кузьменко, Б. З. Крук, В. И. Бойко // Проблема прочности. 1984. -№ 12.-С. 18−21.
- Труфяков, В.И. Прочность сварных соединений при переменных нагрузках Текст. / В. И. Труфяков, В. И. Дворецкий, П. П. Михеев [и др.] -Киев: Наукова думка, 1990. 254 с.
- Труфиков, В.И. Повышение сопротивления усталости сварных соединений и конструкций Текст. / В. И. Труфяков // Автоматическая сварка.- 1998. -№ 11.-С. 11−19.
- Фишер, Дж. Трещинообразование в стальных мостах Текст. / Дж. Фишер, Д. Мертц // Гражданское строительство. 1995. — № 2. — С. 9−13.
- Хазов, Г. Ф. Справочник по расчету надежности машин на стадии проектирования Текст. / Г. Ф. Хазов, Б. А. Дидуев. М.: Машиностроение, 1996. — 224 с.
- Черняев, А.П. Нормативные расчеты и проблемы остаточного ресурса крановых металлоконструкций Текст. / А. П. Черняев, С. Н. Лепихин,
- C.Н. Васильев, Л. Ф. Москвичева // Труды VI Международной конференции «Научно-технические проблемы прогнозирования и долговечности конструкций и методы их решения». СПб.- Изд-во Политехнического университета. — 2005. — С. 428−432.
- Collacott, R.A. Structural Integrity Monitoring. London / R.A. Collacott h New York and Hall. 1985. — P. 516.
- Dimitris, K. Fatigue gage monitoring of components / K. Dimitris, G. Ulrich h Schweissun und Schneiden. 1984. — № 12. -P.E. 199 -E201, 583−587.
- Kramer, J.R. A mechanism of fatigue, failure / J.R. Kramer // Met. Trans. -1974.-№ 8.-P. 1735−1742.
- Lobanov, L.M. / L.M. Lobanov, A.Vu. Bondarenko, Vu.K. Bondarenko h Residual life evaluation of welding joints using a magnetic method foi monitoring of welded structures /welding in the world. 2003. — Volume №½.
- Mundge, P.J. Metals give advance notice of their intention to fail / P.J. Mundge // Iron Age Metalwork Internet. 1968. — № 8. — P. 32−33.
- Munse, W.H. FATIGUE OF WELDED STEEL STRUCTURES / W.H. Munse. Welding researsh council: 1964. — 310 p.
- Okubo, H. Examination of Fatigue Failure of Metals by Means of Electro-Pleating Method / H. Okubo, S. Murakami, K. Hosono // Japan Soc. Mesh. -1962.-T. 28.-P. 774−783.
- Sohroder Meelure, Y.C. Jr. Fatigue crack growth studies with Barkhausen effect type measurements / Y.C. Sohroder Meelure // Magnetism and Magnet.- Boston. 1973. — Part 2. — P. 1355−1359.
- Williams, S. Fatigue Crack Growth monitoring Fracture mechanics and nondestructive testing requirements / S. Williams, P.J. Mundge // Conf. on Periodic Inspection of Pressurized Component. London: Inst. Of Mech. End.- 1982.-P. 38−42.
- Winokurov, W.A. WELDED STRUCTURES. FRACTURE MECHANICS and FITNESS for PURPOSE CRITERIA / W.A. Winokurov, S.A. Kurckin G. A. Nickolaev. Boston., 1996. — 576 p. открытое акционерное общество1. Щ) КУРГАНМАШЗАВОД1. СПРАВКА
- Экономическая эффективность внедрения научно-исследовательской работы (НИР) «Прогнозирование остаточного ресурса сварных металлоконструкций мостовых кранов с использованием датчиков деформации интегрального типа (ДДИТ)
- Прогнозируемый срок остаточного ресурса кранов
- К-048-П 6,1 года К-868-П — 50,1 года-
- К-047-П 30,1 года- К-867 — 63,87 года- К-004-П — 3,05 года- К-880-П — 2,34 года
- Стоимость нового мостового крана 2 719 900 руб.
- Нормативный срок эксплуатации 20 лет.
- Ежегодные амортизационные отчисления на один кран 2 719 900 :20 лет = 135 995 руб.
- Стоимость монтажа одного крана 500 000 руб.
- Стоимость работ по прогнозированию остаточного ресурса металлоконструкций шести кранов = 284 022 руб.
- Экономический эффект по каждому крану:
- Общий экономический эффект
- Э ^ + монтаж кранов экспертиза 21 156 860 + (500 000×6) — 248 022 = 23 908 838 руб. В расчете не учтены затраты на демонтаж кранов, отработавших нормативный срок службы, а также время простоя участков на время демонтажа и монтжа кранов
- Зам. Технического директора ОАО «Курганмашзавод"по ремонту оборудования и энергообеспечению? Н.Ю. Галиаскаров1. Исполнитель
- Начальник кранового бюро ОГМех ОАО «Курганмашзавод» А. В. Рыбин Тел. 471−1671. У-9 /Г1. АКТвнедрения научно-исследовательской работыг. Курган
- Результаты теоретических и экспериментальных исследований, выполненных Москвиным П. В. применяются при чтении лекций по дисциплинам «Производство сварных конструкций» и «Диагностика и прогнозирование работоспособности сварных конструкций».
- Настоящий акт утвержден на заседании кафедры «Технология и автоматизация сварочного производства», протокол № 6 от 25 мая 2007 г.
- Председатель комиссии декан технологического факультс
- Зав. кафедрой ТАСП докт. техн. наук, профессордокт. техн. наук, профессор
- Научный руководитель, доцент, канд. техн. наук1. Д.А.Троценко1. А.Е. Гончаров1. У2 7