Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический аспект управления товарными потоками в системе потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация общих и специфической функций управления товарными потоками требует уточнения содержания и взаимосвязи организационного, экономического и организационно-экономического аспектов управления. Организационный аспект управления предполагает изучение и регулирование товарных потоков с двух позиций: во-первых, с точки зрения организации самих потоков, во-вторых, с точки зрения организации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ
    • 1. 1. Сущность и классификация товарных потоков
    • 1. 2. Управление товарными потоками
    • 1. 3. Организация товарных потоков и ее влияние на результаты хозяйственной деятельности
  • ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 2. 1. Факторы формирования товарных потоков
    • 2. 2. Влияние товарных потоков на доходы и издержки кооперативных организаций
    • 2. 3. Практика и результативность управления товарными потоками в системе потребительской кооперации
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ПОТОКАМИ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 3. 1. Совершенствование экономической работы
    • 3. 2. Методические подходы к планированию объемов деятельности и нормированию затрат
  • З.З.Реализация системного подхода к управлению товарными потоками

Организационно-экономический аспект управления товарными потоками в системе потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Система потребительской кооперации представляет собой организационно обособленную часть народного хозяйства страны. Кооперативные организации для решения уставных задач осуществляют хозяйственную деятельность в сфере товарного производства и обращения. Девальвация национальной валюты привела к существенному сокращению импорта товаров народного потребления и производственного назначения и обусловила увеличение объемов реализации изготовителей отечественной продукции. Заметно повысилось внимание органов государственного управления к деятельности потребительской кооперации, активно работающей на рынке отечественных товарных ресурсов.

Товарные потоки являются неотъемлемым элементом многоотраслевого хозяйства потребительской кооперации, объединяющим закупки, переработку и торговлю. Сокращение спроса населения, усложнение конкурентной среды и заметное уменьшение оборотных средств потребительских обществ привели к существенному снижению объемов хозяйственной деятельности во всех отраслях потребительской кооперации, а также к изменению структуры товарных потоков.

Одновременно возросла самостоятельность юридических лиц в сфере товарного производства и обращения, в том числе, в системе потребительской кооперации. В условиях децентрализации управления процессами формирования товарных ресурсов предприятия оптовой кооперативной торговли утратили свою роль организаторов товародвижения, повысился уровень издержек обращения потребительских обществ и оптовых баз, ухудшились показатели использования кооперативного транспорта. Прежний механизм управления товародвижением во многом не соответствует требованиям рациональной организации кооперативного хозяйства. В этих условиях необходим поиск новых подходов к организации управления товарными потоками.

Вопросы товародвижения и организации товарных потоков нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: Воркута А. И., Дарбиняна М. М., Панкратова Ф. Г., Памбухчиянца В. К., Лившица В.М.- Наговициной Л. П., Дракера П., Зермати П., Петерса X. Дж., Стюарта Г., Кристофера М., Уилса Г. и др.

В последние годы широкое распространение в науке и практике получили логистические методы, вслросы применения которых разрабатывают Аникин Б. А., Гаджинский A.M., Гордон М. П., Залманова М. Е., Миротин Л. Б., Неруш Ю. М., Новиков О. А., Плоткин Б. К., Семененко А. И., Смехов А. А., Рейфе М. Е., Родников А. Н, Уваров С.А.- Шевалье Ж., Вань Т., Мате Э., Тиксье Д. и др.

Вместе с тем, большинство авторов рассматривают вопросы управления потоками применительно к сфере товарного производства, в сфере обращения системный подход к управлению товарными потоками еще не сформирован, чем и обусловлена актуальность темы диссертационной работы.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию управления товарными потоками в системе потребительской кооперации.

Для достижения цели исследования в диссертации были поставлены следующие задачи: выявить специфику товарных потоков потребительской кооперации и классифицировать ихопределить содержание организационно-экономического аспекта управления товарными потокамиустановить основные тенденции изменения товарных потоков и причины их измененияоценить степень влияния товарных потоков на результаты хозяйственной деятельностипроанализировать практику управления товарными потоками в потребительской кооперацииразработать рекомендации по совершенствованию организационной и экономической работы в сфере управления товарными потоками.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются товарные потоки в системе потребительской кооперации.

В качестве объекта исследования рассматриваются потребительские общества и кооперативные союзы Центрально-Черноземного и Центрального районов Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили отдельные положения экономической теории, экономические законы, методы анализа, прогнозирования и моделирования экономических процессов. Информационной основой исследования явились публикации Государственного комитета Российской Федерации по статистике, информация финансово-экономического управления Центросоюза РФ, отчетность потребительских обществ и кооперативных союзов, результаты анкетирования и выборочного обследования. В ходе исследования изучены законодательные и другие нормативные акты Российской Федерации, материалы собраний представителей потребительских обществ, решения Совета и Правления Центросоюза Российской Федерации.

В процессе анализа и обобщения полученной информации применялись методы сравнительного анализа, статистических группировок, индексный, средних величин, корреляционно-регрессионный и другие.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: разработана классификация товарных потоков кооперативных организаций, позволяющая принимать управленческие решения на основе их дифференциацииопределены границы и содержание организационно-экономического аспекта управления потокамиустановлены факторы, оказывающие влияние на динамику товарных потоков в потребительской кооперациипредложен методический подход к оценке налоговых последствий изменения базисных условий поставки товаровразработана методика последовательного планирования соотношения доходов и затрат потребительских обществопределены пути реализации системного подхода к управлению товарными потоками, позволяющего обеспечить их рациональную организацию.

Практическая значимость. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций по совершенствованию управления товарными потоками позволит повысить эффективность хозяйственной деятельности потребительских обществ и их объединений.

Предложенная методика последовательного планирования соотношения доходов и затрат позволяет в текущем времени получить контрольные цифры объемных и качественных показателей отраслей деятельности потребительских обществ, а также определить плановый объем транспортных работ и нормативы затрат, связанных с содержанием складской и транспортной инфраструктуры кооперативных организаций.

Результаты сравнительного и регрессионного анализа показателей деятельности потребительских обществ и областных потребсоюзов представляют собой информационную основу для принятия управленческих решений работниками аппарата управления кооперативных организаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертации рекомендации по совершенствованию организации управления кооперативным хозяйством использованы при выполнении научной темы «Пути совершенствования стимулирования экономии затрат в кооперативной торговле» и рекомендованы Правлением Центросоюза Российской Федерации для практического применения в системе потребительской кооперации России (акт внедрения от 10.07.97 г.).

Отдельные конкретные рекомендации автора приняты к внедрению и практическому использованию в Лебедянском, Липецком, Измалков-ском районных потребительских обществах Липецкой области (акты внедрения от 19.02.99 г., 12.02.99 г. и 3.03.99г.), в системе Липецкого облпотреб-союза (акт внедрения от 26.01.99 г.), Татарского республиканского союза потребительских обществ (акт внедрения от 2.04.98г.).

Основные теоретические положения и практические рекомендации обсуждались на научно-практических конференциях в Белгородском университете потребительской кооперации, Московском университете потребительской кооперации, Читинском и Саранском кооперативных институтах, на международных конференциях в Белгородском государственном университете, Чебоксарском и Кишиневском кооперативных институтах в 1991;1998 годах.

Результаты исследования, представленные в методических разработках, используются в учебном процессе в Белгородском университете потребительской кооперации (акт внедрения от19.02.99 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 18 работ общим объемом 5,6 п.л.(вклад автора — 5,2 пл.):

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключениясодержит 33 таблицы, б рисунков, 13 приложений.

ВЫХОД:

Обслуживание потребителей уровень обслуживания, •товарные потоки с конкретными параметрами, -элементы продаж (поставки, информационное обеспечение и т. д.

Рис. 2. Реализация логистического подхода к управлению товарными потоками.

На рисунке представлены укрупненные этапы управления товарными потоками в рамках логистической системы. Автором были выделены подсистемы по закупкам («вход» 1) и продажам («выход» 2). Соответственно предложенный алгоритм управления целесообразно разделить на два этапа: «на входе» и «на выходе», что соответствует задачам постановки закупочной и распределительной логистики.

В условиях формирующейся конкуренции основные ограничивающие сбыт факторы находятся в сфере конечного спроса, поэтому на первом этапе выделяются задачи, носящие информационный характер (изучение потребительского спроса, определение собственных потребностей и изучение конъюнктуры рынка, выбор поставщиков), и позднее задачи действия (подготовка и заключение договоров и оперативное управление товародвижением).

Логистический подход позволяет объединить экономический, технологический и организационный аспекты управления, так как за каждым событием, рассматриваемым в качестве логистического, стоит комплекс расчетов, используемых технических средств и непосредственных управленческих решений. В рамках одного юридического лица такое объединение возможно в форме микрологистической системы, в объединениях юридических лиц — в форме макрологистической системы.

Возможности применения логистического подхода к управлению товарными потоками в потребительской кооперации во многом обусловлены спецификой этой общественно-хозяйственной системы. Потребительская кооперация объединяет множество физических и юридических лиц, хозяйствующих субъектов как в рядовых селах, так и во внутрихозяйственных и районных центрах, она располагает развитой складской и транспортной инфраструктурой. Налицо предпосылки формирования макрологистической системы, целью формирования которой должно стать максимально эффективное в социальном и экономическом смыслах использование имеющейся материально-технической базы всех отраслей и территорий. В этом случае, интегрирующая функция товарного потока распространяется на ряд кооперативных организаций, имеющих отраслевую и региональную специфику. Необходимым условием формирования целостной логистической системы является наличие достаточной централизации управления и центра, организующего взаимодействие хозяйствующих субъектов — элементов логистической системы.

Результативность системы улравления потоками во многом связана с эффективностью использования ресурсной базы закупок, производства, транспортировки, хранения и реализации товаров, формирование единой логистической системы создает предпосылки для достижения общей экономии затрат ресурсов за счет координации действий отраслевых структурных единиц.

Рассматривая взаимосвязь товарных потоков и результатов хозяйственной деятельности, необходимо разграничить два момента — оценку результатов изменения отдельных параметров потоков и оценку результатов товародвижения в целом. Экономичность товарных потоков и экономичность товародвижения, которые в экономической литературе иногда рассматриваются как синонимы, видимо, — разные по содержанию категории. Первая из них предполагает оценку разных параметров товарных потоков с позиций экономии затрат. Вторая, более широкая категория, включает в себя как оценку экономичности самих потоков, так и оценку эффективности процесса управления потоками.

Наиболее существенными параметрами товарных потоков являются масса, структура и скорость. Масса и структура перемещаемых товаров характеризует процесс количественно, а скорость перемещения — с позиций фактора времени.

Одним из определяющих принципов товарных потоков является их динамический характер и метаморфозы. Диалектический подход к этим проблемам позволяет значительно расширить границы исследования. В качестве конкретных показателей, характеризующих различные параметры товарных потоков, могут применяться товарооборот, грузооборот, физический объем перевозок, средний размер товарных запасов и т. п. В случае, когда товарный поток рассматривается не в динамике, а в статике, он представляет собой запас. Например, грузовой поток, рассматриваемый в данный момент времени, может рассматриваться в качестве товарных запасов в пути, а тот же объект перемещения в период хранения его на складе становится товарным запасом и, с позиций бухгалтерских работников, измеряется величиной товарных остатков или остатков готовой продукции, сырг-ч в производственной деятельности. Кроме того, товарный поток можно охарактеризовать следующими признаками: ассортиментом, начальными, конечными, промежуточными пунктами и их связями, наличием и величиной запасов в этих пунктах, интенсивностью или количеством товаров, проходящих в единицу времени, взаимосвязью потоков, способом перемещения и т. д. Оценить результаты изменения этих параметров можно, выявляя их соответствие экономическим интересам конкретного предприятия — продавца или покупателя товара.

С позиций сбыта, то есть в рамках потока выбытия товаров, любое увеличение массы и скорости потоков положительно влияет на результаты деятельности продавца. Более сложной представляется оценка результатов с позиций покупателя, в рамках изменения параметров потока поступления товаров. Если масса потока поступления меньше, чем потребности предприятия, этот параметр потока становится ограничителем хозяйственной деятельности, с другой стороны, если масса потока поступления больше, чем потребность предприятия в данных товарах, формируется излишний товарный запас, что также ухудшает показатели деятельности. Аналогичную роль игрг. ет соответствие или несоответствие структуры и скорости потока потребностям покупателя. Таким образом, оценка результативности динамики товарных потоков необходима для поиска их оптимальных параметров.

Намного шире вопросы оценки влияния товародвижения на результаты хозяйственной деятельности. По мнению автора, прежде, чем разрабатывать вопросы методического характера, следует разграничить бухгалтерские и более широкие, — экономические, — последствия процесса товародвижения, а точнее, — последствия эффективной или неэффективной организации товарных потоков. Последствия в бухгалтерском смысле можно оценить с позиций явных доходов и явных издержек. Но экономические последствия выходят за эти узкие рамки, предполагая сравнение возможных результатов двух и более вариантов использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов, причем прямому учету поддаются результаты только одного из этих вариантовреализованного. В бухгалтерском смысле результаты деятельности оцениваются на основе разности учтенных денежных доходов и учтенных денежных расходов. В экономическом смысле такая оценка расширяется за счет вмененных издержек, т. е. оценки упущенных выгод.

С этих позиций товародвижение может оказывать влияние на прибыль только со стороны издержек, так как величина доходов зависит от объема сбыта и уровня доходов и практически не зависит от схем товародвижения, величины партии поставки, частоты завоза и других подобных параметров. Только в двух случаях размер явных доходов торгового предприятия может зависеть от товародвижения: а) когда доставка товаров по объемам или срокам ограничивает сбытб) когда взаимоотношения с поставщиками касаются ценового фактора, т. е. в том случае когда выбор конкретного поставщика может отразиться на размере торговой наценки. Так, если межрайонная оптовая база уже осуществила наценку в размере 10−15%, то ее покупатель — потребительское общество вряд ли сможет повысить цену еще на 22%, как с точки зрения нормативных ограничений, так и с позиций эластичности спроса.

Если же речь идет о прибыли в экономическом смысле, то следует учитывать так называемые имплицитные издержки. Это понятие в экономической литературе обычно применяют для характеристики потенциальных доходов, которые могли быть получены в случае выбора другого варианта использования тех же ресурсов. Эти неявные издержки, или упущенная выгода, не поддаются бухгалтерскому учету, т.к. существуют лишь гипотетически. В рамках такого подхода, товародвижение и работа с поставщиками оказывают влияние на доходы, т.к. активно участвуют в формировании показателей оборачиваемости. Выбор той или иной схемы товародвижения может замедлить или ускорить оборачиваемость оборотных средств предприятия, тем самым изменяя экономическую прибыль.

Оборачиваемость в наиболее широком смысле представляет собой характеристику соотношения какого-либо запаса и скорости потока его выбытия. В предпринимательской деятельности принято разграничивать оборачиваемость всех активов предприятия, оборачиваемость уставного или собственного капитала, оборачиваемость оборотных средств, средств, вложенных в товарные запасы, и дебиторской задолженности. Товародвижение может оказывать заметное влияние на три последних из перечисленных показателей.

Скорость обращения оборотных средств предприятия зависит от соотношения их среднего размера и объема продаж. В этом смысле возможны два варианта повышения эффективности их использования: уменьшение оборотного капитала при неизменном объеме продаж или наращивание продаж при неизменном бюджете предприятия. Выбор поставщика и условия контракта оказывают разностороннее влияние на оборачиваемость оборотных средств.

Если на изменение доходов товародвижение оказывает, в основном не прямое, а косвенное воздействие, то издержки обращения во многом непосредственно зависят от условий контракта, выбора транспортных средств и некоторых других характеристик.

Издержки обращения состоит из двух неравных частей, именуемых в литературе постоянными и переменными затратами. Постоянные или фиксированные издержки изменяются во времени, но их изменение не зависит от объемов деятельности предприятия, а определяется, например, инфляционной составляющей. Основная часть постоянных издержек связана с содержанием материально-технической базы предприятия. Товародвижение играет двойственную роль в отношении постоянных затрат. Во-первых, рост фиксированных издержек может быть обусловлен необходимостью содержания собственного автомобильного парка или собственного складского хозяйства в силу недостаточного развития региональной инфраструктуры или в силу дороговизны транспортных и складских услуг сторонних организаций. В этом случае соответственно повышается коммерческий риск предприятия, обоснованно или необоснованно развивающего собственную инфраструктуру. Этот дополнительный риск связан с тем, что для покрытия возрастающих постоянных издержек необходим адекватный прирост объема продаж, который не всегда доступен на конкурентном рынке.

Фиксированные затраты могут оказывать положительное воздействие на финансовые результаты в условиях роста объемов реализации. Этот механизм связан с тем, что с ростом доходов совокупные затраты предприятия также растут, но более низкими темпами, так как значительная часть расходов остается неизменной. С этих позиций рационализация товародвижения, связанная с маневрированием товарной массой, может вызвать положительный эффект, если позволяет увеличить объемы торговой деятельности при неизменной материально-технической базе предприятия.

Переменные издержки непосредственно обусловлены объемом продаж. Часть из них, например, расходы, связанные с пользованием банковским кредитом, зависят от стоимостного объема продаж, а точнее, — от размера среднего товарного запаса. Другая часть, например транспортные расходы, зависит от физической массы реализуемых товаров, поэтому, анализируя их, следует учитывать классность грузов, рассчитывать среднюю цену одной тонны разнородных товаров и оценивать некоторые другие факторы. Усложнение звенности товародвижения безусловно приводит к росту переменных издержек.

Необходимость оценки влияния товародвижения на результаты хозяйственной деятельности во многом обусловлена тем, что издержки по товародвижению, во-первых, при заданном размере торговой наценки непосредственно влияют на величину прибыли или убытка, во-вторых, часто содержат нерациональные расходы, которые могут иметь как явный, так и неявный характер.

В рамках синтетического учета, к сожалению, трудно вычленить расходы, связанные с товародвижением. Например, расходы на оплату погрузочно — разгрузочных работ входят в состав общих расходов на оплату труда, расходы на содержание складов также включаются в состав расходов на содержание материально-технической базы всего предприятия. В связи с этим появляется необходимость детализации учета, либо применение методических подходов, позволяющих оценить влияние операций «закупка — транспортировка — хранение — транспортировкасбыт» на величину расходов и прибыли отдельных участников товародвижения и всех их в совокупности.

Обобщая изложенное, следует отметить, что товарные потоки являются неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности, оказывая существенное влияние на динамику объемных и качественных показателей функционирования кооперативных организаций. В целях совершенствования работы потребительских обществ и их объединений необходимо формирование целостной системы управления потоками на основе интеграции отраслей кооперативного хозяйства и учета экономических интересов хозяйствующих субъектов.

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.

2.1. Факторы формирования товарных потоков.

Товарные потоки являются неотъемлемым элементом реального сектора экономики и их параметры в основном зависят от темпов деловой активности, объема спроса и, соответственно, объема промышленного производства. Если информационные и финансовые потоки проявляют такую зависимость неявно, то потоки товаров народного потребления непосредственно зависят от физического объема конечных продаж, который, в свою очередь, тесно связан с динамикой спроса населения и динамикой производства потребительских товаров.

Период проведения экономической реформы характеризуется процессами стагфляции, то есть одновременным обесцениванием денег и снижением объемов производства. Стагнация и инфляция оказывают воздействие на все, без исключения, сферы хозяйственной деятельности, в том числе и на производство, реализацию и перемещение товаров производственного назначения. С позиций интересов юридических лиц в первую очередь это проявляется в обесценивании собственных оборотных средств и общем обострении дефицита финансовых ресурсов, в возникновении и усилении так называемого «кризиса неплатежей», в резком уменьшении конечного и промежуточного спроса на товары и услуги. За годы реформы в Российской Федерации объем производства по этим причинам сократился в разных отраслях на 45—75%. На макроэкономическом уровне можно выделить множество факторов, определяющих темпы и пропорциональность экономического развития народного хозяйства в целом. Наиболее актуальными из них в настоящее время являются деловая и инвестиционная активность, во многом зависящие от параметров налоговой системы, отдельных элементов инфраструктуры рынка. Многие факторы связаны с проблемами финансового оборота в стране — динамикой массы денег и их эквивалентов в соотношении с динамикой общего объема производстваоборачиваемости денежной массы и скорости платежей и т. д. В условиях свободного ценообразования важнейшие параметры товарных потоков связаны с факторами формирования спроса и цен.

Косвенно охарактеризовать средние темпы динамики товарных потоков за ряд последних лет в целом по Российской Федерации позволяют показатели физического объема перевозок и грузооборота.

За девять месяцев 1998 года (январь — сентябрь) коммерческий грузооборот предприятий всех видов транспорта составил 2325,5 млрд. тонно-километров. По сравнению с 1990 г. объем грузооборота сократился более, чем на треть, что в целом соответствует темпам падения реального сектора экономики страны в среднем. Тенденция к сокращению объема грузооборота сохраняется. Так, за тот же период 1997 года (январь — сентябрь) коммерческий грузооборот предприятий всех видов транспорта составлял 2412,6 млрд. тонно-километров, то есть только за последний год он сократился почти на 4%. По объемам грузооборота экономика страны вернулась на уровень начала 70-х годов.

В сентябре 1998 г. грузооборот предприятий всех видов транспорта составил 243,5 млрд. тонно-километров. Наиболее высокий удельный вес по-прежнему занимает трубопроводный транспорт 58,4%, на втором месте железнодорожный транспорт — 32,2% общего объема грузооборота.

Предприятиями автомобильного транспорта и индивидуальными предпринимателями, занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, в сентябре 1998 г., по оценке Госкомстата Российской Федерации, перевезено 56,6 млн. тонн грузов, что на 17,6% меньше, чем в сентябре 1997 г., при сокращении грузооборота на 24,4%.

В целом объем перевозок грузов автотранспортом страны в сентябре 1998 г. оценивается в 0,5 млрд. тонн (91% к сентябрю 1997 г.), грузооборот — 10,3 млрд. тонно-километров (76%). За последние восемь лет объемные показатели работы автомобильного транспорта снизились в среднем в 2,2 раза, что свидетельствует о большей подверженности этого вида транспорта негативным процессам, чем, например, трубопроводного и железнодорожного транспорта.

Общий объем грузооборота всех видов транспорта в сентябре 1998 года снизился по сравнению с сентябрем 1997 г. на 6,8%, то есть заметнее, чем в предыдущие периоды года, что свидетельствует о разрушительном влиянии финансового кризиса на показатели реального сектора экономики, что особенно коснулось импорта, эффективность которого резко снизилась с девальвацией внутренней валюты.

В январе-августе 1998 г. общий финансовый результат предприятий транспорта в действующих ценах составил 10,3 млрд. рублей, причем 2,6 тыс. предприятий получили прибыль в размере 19,7 млрд. рублей, а 3,8 тыс. предприятий имели убыток на сумму 9,4 млрд. рублей. Таким образом, число убыточных организаций транспорта в настоящее время в полтора раза превышает число рентабельных хозяйств (табл.2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов и рекомендаций:

1. Повышенное внимание к вопросам управления товарными потоками обусловлено децентрализацией хозяйственных связей между экономическими субъектами, а также резким увеличением числа юридических и физических лиц, деятельность которых функционально связана с покупкой и реализацией товаров. Стремительное возрастание масштабов торговой деятельности усиливает необходимость эффективного управления процессами физического и стоимостного перемещения предметов купли-продажи.

2. Буквально термин «поток» интерпретируют как «движущуюся массу». Значимым признаком потока является его существование во времени и пространстве. В экономических науках термин «поток» в основном применяют в отношении денег и товаров, перемещаемых во времени и пространстве. Между статическими величинами запасов и динамическими потоков существует тесная взаимосвязь: поток характеризует процесс изменения запаса, запас отражает результат изменения и накопления потока.

3. Товар — это продукт труда, предназначенный не для внутреннего потребления, а для обмена, поэтому товарный поток в широком смысле это поток материальных и нематериальных ценностей, купленных, проданных или предназначенных для продажи. Перемещение сырья, полуфабрикатов и комплектующих внутри одного юридического лица не сопровождается процессами купли-продажи и соответствующие потоки нельзя считать товарными. В то же время перемещение того же сырья между юридическими или физическими лицами, сопровождаемое сменой собственника, приводит к возникновению товарного потока. В деятельности кооперативных организаций такое разграничение особенно важно, так как внутрисистемные товарные отношения оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности. Определение товарных потоков с позиций интересов экономических субъектов должно учитывать организационный аспект их формирования и процесса управления в целом. Товарный поток — это организованная масса товаров, рассматриваемая в процессе физического или стоимостного перемещения между экономическими субъектами и отнесенная к временному интервалу.

4. Задачи практического управления требуют преобразования любого неопределенного множества в управляемую систему, этим обусловлена необходимость классификации товарных потоков, направленной на упорядочение объектов управления. Если стадии производства, транспортировки и сбыта рассматривать как единый и непрерывный процесс движения и трансформации ресурсов, то классификация товарного потока должна отражать, с одной стороны, движение во времени и пространстве, с другой стороны, — товарный аспект проблемы, т. е. движение предметов обмена.

5. Товарные потоки являются неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности, требующим, как и другие элементы, целенаправленного воздействия. Товарные потоки представляют собой своеобразный интегрирующий элемент кооперативного хозяйства, объединяющий многие процессы и юридические лица разных отраслей как внутри системы, так и вне ее. Организация товарных потоков оказывает существенное влияние на важнейшие показатели хозяйственной деятельности, такие как оборачиваемость и рентабельность. С позиций процесса принятия решений управление товарными потоками представляется как ряд взаимосвязанных или обособленных хозяйственных операций. Причем важной особенностью этого объекта управления является его принадлежность разным экономическим субъектам по мере перехода прав собственности на товар.

6. В качестве цели управления товарными потоками должно выступать обеспечение их максимальной экономичности. Экономичность товарных потоков — это сравнительная характеристика затрат, связанных с доставкой сопоставимых по объему и расстоянию партий товаров. Постановка цели достижения максимальной экономичности потоков позволяет, с одной стороны, увязать работу по управлению потоками с общими целями предприятия, с эффективностью хозяйствующего субъекта в целом, а с другой стороны — выявлять конкретные резервы совершенствования организации потоков, ориентируясь на четкий критерий экономии затрат.

7. Особенности товарных потоков в системе потребительской кооперации обусловлены объективными условиями деятельности, а также субъективными факторами экономического и организационного характера. Ограниченный спрос покупателей не позволяет завозить большие партии товаров, так как это приведет к заметному замедлению оборачиваемости и увеличению расходов. Деятельность потребительской кооперации направлена не на получение максимальной прибыли, а на удовлетворение потребностей пайщиков. Поэтому там, где коммерческие организации отказываются от обслуживания, потребительская кооперация ведет работу по удовлетворению потребностей сельского населения, даже под угрозой банкротства. Это связано с результативностью организации товарных потоков и оценкой их рациональности. В экономическом смысле убыточная деятельность нерациональна, но ее социальные результаты могут представлять собой другой критерий оценки. В потребительской кооперации относительно мелкие предприятия розничной торговли весьма отдалены от центров товароснабжения, что обусловливает большую дальность доставки товаров и высокие транспортные издержки. В числе других особенностей потребительской кооперации важную роль играет многоотраслевой характер деятельности. Предприятия потребительской кооперации имеют развитую инфраструктуру: собственный транспорт, складское хозяйство, сеть предприятий общественного питания, заготовительные структуры и собственное производство, существует возможность маневрирования ресурсами, необходимыми для организации товарных потоков.

8. Реализация общих и специфической функций управления товарными потоками требует уточнения содержания и взаимосвязи организационного, экономического и организационно-экономического аспектов управления. Организационный аспект управления предполагает изучение и регулирование товарных потоков с двух позиций: во-первых, с точки зрения организации самих потоков, во-вторых, с точки зрения организации целенаправленного взаимодействия различных подразделений предприятия. Экономический аспект управления предполагает изучение и регулирование товарных потоков также с двух позиций: во-первых, с позиции применения экономических методов управления, во-вторых, с точки зрения оценки результатов хозяйственной деятельности. Организационно-экономический аспект управления, во-первых, объединяет оба рассматриваемых аспекта, включая в себя организацию потоков, организацию взаимодействия, применение экономических методов и оценку результатов, во-вторых, предполагает оценку соответствия конкретных форм реализации таких функций менеджмента как организация и планирование. Перечисленные пять элементов являются определяющими в формировании результатов управленческих решений и, кроме того, раскрывают сущность категории «организационно-экономический аспект управления» .

9. Необходимость оценки влияния динамики товарных потоков на результаты хозяйственной деятельности во многом обусловлена тем, что издержки по товародвижению при заданном размере торговой наценки непосредственно влияют на величину прибыли или убытка, кроме того часто содержат нерациональные расходы, которые могут иметь как явный, так и неявный характер. Товарные потоки являются неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности, оказывая существенное влияние на динамику объемных и качественных показателей функционирования кооперативных организаций. В целях совершенствования работы потребительских обществ и их объединений необходимо формирование целостной системы управления потоками на основе интеграции отраслей кооперативного хозяйства и учета экономических интересов хозяйствующих субъектов.

10.В кооперативном секторе экономики негативные тенденции проявляются особенно остро. В системе потребительской кооперации имеется собственный автомобильный парк, то есть именно тот вид транспорта, где в целом по стране сложилась наиболее критическая ситуация. Если судить по показателям деятельности только хозрасчетных транспортных организаций, то удельный вес убыточных по состоянию на 1 апреля 1998 года составляло 68,1%. Из 248 хозрасчетных организаций транспорта 169 были убыточными. В системе каждого третьего областного и краевого союзов потребительских обществ убыточными являются все 100% самостоятельных автохозяйств.

11.Совокупный оборот, представляющий собой обобщающий показатель деятельности всех отраслей системы потребительской кооперации страны, снизился не только по сравнению с 1990 годом, но также и по сравнению с 1992 годом — на 79,9%. Объем производства продукции сократился в среднем на 65%, в то время как объем заготовительного оборота снизился на 84%, а розничного товарооборота — на 76%. В целом по системе потребительской кооперации России фактический заготовительный оборот в 1997 году составлял менее одной шестой базисной величины 1990 года. Специфика сельской местности особенно заметно проявилась в темпах снижения объемов торговой деятельности. В 1997 году объем розничного товарооборота кооперативной торговли в фактических ценах был равен 24 949 млрд руб., в сопоставимых ценах он составил лишь 13,2% от объема 1990 года. За весь исследуемый период 1990; 1997 гг. общий объем товарооборота кооперативной торговли уменьшился на 87%, хотя по регионам наблюдаются различия: в Ярославской области розничный товарооборот в сопоставимых ценах сократился на 79%, а в Тамбовской — на 93%. В среднем по пяти областям Центрально-Черноземного района объем розничного товарооборота сокрятился на 87,7%, то есть несколько больше, чем по другим пяти областям (- 86,6%).

12.С позиций формирования товарных потоков особый интерес представляет интерес динамика общего объема оптового товарооборота и звенно-сти товародвижения. Обращает на себя внимание тот факт, что оптовый оборот в системе потребительской кооперации сокращался намного быстрее, чем розничный оборот. Если в 1990 году показатель звенности составлял 55,3%, в 1992 году 40,2%, то в 1996 году он был равен 5,2%, то есть в среднем каждая двадцатая единица товаров, реализованных розничными предприятиями, прошла чэрез внутрисистемный опт (табл.). В 1997 году наметилась тенденция роста участия оптового звена в формировании товарного предложения в кооперативной торговле, соответствующий коэффициент повысился с 5,2% до 8,1% общего объема розничного товарооборота.

13.Товарные потоки характеризуются массой перевозимых грузов, расстоянием и скоростью их перемещения. Представляет интерес взаимосвязь процессов, происходящих в народном хозяйстве и в потребительской кооперации с средним расстоянием доставки товаров. Так, в сентябре 1998 года грузооборот автомобильного транспорта страны в целом составил 10,3 млрд. тонно-километров, а физический объем перевозок 0,5 млрд. тонн. Сопоставление этих показателей позволяет рассчитать среднее расстояние перевозки, которое в автомобильном транспорте было равно 20,6 км. (10,3 / 0,5). Аналогичный показатель 1997 года равен 24,7 км. (13,6 / 0,55), следовательно среднее расстояние автомобильной доставки грузов потребителям по народному хозяйству постепенно сокращается. В системе потребительской кооперации расстояние доставки несколько больше, так как предприятия расположены в основном в сельской местности. Сокращение числа юридических лиц не должно влиять на динамику этого показателя, так как хозяйственные единицы — магазины, заготовительные пункты, колбасные цеха и пр. — не меняют свое расположение в процессе реорганизации юридических лиц. Однако сокращение числа самих хозяйственных единиц может повлиять на изменение среднего расстояния перевозок с учетом закрытия преимущественно отдаленных магазинов.

Н.Основными факторами формирования товарных потоков в системе потребительской кооперации являются: снижение объемов реализации продукции, товаров и услуг по видам хозяйственной деятельностиухудшение показателей использования производственных и других мощностейизменение структуры и объема спросадинамика числа юридических лиц и хозяйственных единиц потребительской кооперацииизменение звенности товародвижения в кооперативной торговле.

15.Группировка выявила четкую зависимость — чем меньше товарооборот кооперативных организаций региона в сопоставимых ценах, тем выше уровень издержек обращения. Если в первой группе кооперативных организаций средний уровень издержек торговли 22,6% к товарообороту, то в последней — 38,3%. На основе группировки показателей, то есть после их сглаживания за счет укрупнения объектов, получен высокий коэффициент корреляции 0,926 и уравнение регрессии, которое может применяться в целях прогнозирования.

16.Изменение базисных условий поставки в договоре купли-продажи оказывает влияние на сумму чистой прибыли, изменяя сумму налоговых выплат по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Казалось бы, что результат реализации должен быть одинаковым по каждому из вариантов закупки, так как общая сумма «контрактная цена плюс транспортные расходы» одинакова. При применении цены «франко — вагон — станция отправления» сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, заметно больше, чем при применении цены «франко — вагон — станция назначения.» При неизменной цене розничной продажи и неизменных суммарных затратах совокупная сумма двух налогов в первом варианте составит 5,24% розничной цены, во втором — 4,28%, соответственно изменится и конечный результат торговой операции. В розничной торговле потребительской кооперации, а также в части розничных продаж на оптовых предприятиях, целесообразно проводить соответствующие расчеты при обосновании условий закупки товаров у поставщиков.

17.В целях более детального изучения сложившейся практики управления товарными потоками в системе потребительской кооперации и оценки ее экономической эффективности было проведено анкетирование работников кооперативных организаций и других юридических лиц, что позволило осуществить сравнительный анализ некоторых показателей. В целом по выборке убыточные предприятия составляют немногим более 60%, в кооперативном секторе — три четверти, среди предприятий другого статуса — менее половины. Результаты анкетирования позволяют выявить некоторые отличия в товарной политике предприятий потребительской кооперации и других торговых систем. Кооперативные магазины в среднем отличаются более узким ассортиментом (59,6% ответов) по сравнению с конкурентами (13,8%) и сравнительно более высокими ценами (42,6% и 6,9% соответственно). Сужение ассортимента, как отмечалось выше, вызвано в основном недостатком собственных оборотных средств и меньшей доступностью товарного кредита в силу низкой кредитоспособности кооперативных предприятий. Доля товарного кредита в предприятиях потребительской кооперации в среднем ниже, чем в прочих торговых предприятиях. Завышенный размер торговой наценки вызван необходимостью покрытия возрастающих издержек на содержание материально-технической базы в условиях уменьшающегося объема продаж. усовершенствование управления хозяйственными процессами в современных условиях предполагает возможность использования различных методов формализации, в том числе математического моделирования. Разработана детерминированная модель управления процессом завоза товаров в торговую сеть. Управляемыми переменными являются размер партии поставки и интервал между поставками, которые во многом определяют размер товарного запаса. Задача состоит в том, чтобы найти такую величину партии поставки, при которой функция совокупных затрат достигает минимума. Автором предпринята попытка апробации оптимизационной модели и расчета указанных параметров товароснабжения по конкретному предприятию розничной торговли. Результаты апробации модели позволяют сделать вывод о том, что для сокращения совокупных затрат необходимо увеличить частоту завоза кирпича с 11 до 13 раз за год, шифера с 10 до 16 поставок, столярных изделий — в два раза и соответственно уменьшить средний размер одной партии товаров. Лишь по одной товарной позиции средний размер партии можно рекомендовать увеличить, существенно снизив частоту завоза. Подобные расчеты можно и целесообразно проводить не только по предприятиям розничной торговли, но и по складам и хозрасчетным оптовым базам потребительской кооперации. Это позволит обнаружить резервы нормализации средних товарных запасов и создаст ориентиры для договорной работы коммерческих подразделений кооперативных организаций.

19.В целях совершенствования экономической работы автором разработана методику планирования процесса достижения безубыточности потребительских обществ, в том числе планирования объема транспортных работ и нормирования затрат на содержание объектов складской и транспортной инфраструктуры кооперативных организаций. Цель предлагаемого методического подхода состоит в постепенном и плановом приведении затрат на содержание материально-технической базы в соответствие с доходами потребительского общества. Способ достижения цели — стимулирование режима экономии на основе строгого контроля соблюдения установленных планов и нормативов затрат. Предлагаемая автором методика предусматривает пять основных этапов планирования процесса достижения безубыточности потребительского общества: а) определение пропорций в динамике основных параметров периода стабилизацииб) разработка контрольных цифр по потребительскому обществу в целомв) расчет контрольных цифр по отраслям деятельностиг) планирование работы автомобильного парка потребительского обществад) нормирование затрат на содержание объектов инфраструктуры потребительского общества.

20.Предлагаемая методика позволяет упростить процесс планирования деятельности автомобильного парка на основе плановых коэффициентов его использования в тонна-часах. Для учета неравномерности работы целесообразно использовать сложившиеся коэффициенты сезонности. Это позволяет рассчитать ожидаемый объем транспортных работ по потребительскому обществу на плановый период. Доведение планов до исполнителей требует их конкретизации по видам грузов и пунктам доставки. Для их разработки целесообразно сохранить или возродить систему отраслевых заявок транспортникам по семидневкам, что позволит наладить календарное планирование перевозок.

21.Крайне актуальной в условиях избыточных технологических мощностей представляется задача управления затратами на содержание транспортной и складской инфраструктуры. Поэтому в потребительских обществах необходима разработка нормативов затрат. Основой для их установления служат контрольные цифры по ключевым параметрам хозяйственной деятельности. Целесообразно устанавливать единую общую сумму норматива по каждому объекту инфраструктуры, а заработную плату коллектива рассчитывать ежемесячно как разность между нормативом и фактической суммой остальных затрат. Такой подход позволит не только контролировать соблюдение режима экономии затрат, но и эффективно его стимулировать. Комплексное применение предлагаемой методики планирования процесса достижения безубыточности позволит потребительским обществам не только изменить направленность всей системы планирования, объединив разнородные отраслевые планы объемных и качественных показателей, но и создаст основу для организации контроля исполнения плановых заданий, сформировав систему оценочных показателей для стимулирования и кадровых изменений.

22.Системный подход к управлению товарными потоками, по мнению автора, предполагает реализацию функций управления по отношению к товарным потокам на основе принципов непрерывности и преемственности, целенаправленное построение организационных структур, процедурное и технологическое решение вопросов их взаимодействия. Определяющей чертой этого подхода является комплексность, которая предполагает: а) применение комплекса методов управления, административных, экономических и пр.- б) интеграцию планирования, стимулирования и контроля в сфере управления товарными потокамив) применение комплекса стратегических и тактических решений.

23.Наиболее значительные резервы повышения экономичности товарных потоков в потребительской кооперации находятся в сфере взаимодействия юридических лиц. Опыт работы передовых областных союзов потребительских обществ свидетельствует о высокой результативности процессов централизации управления в пределах компетенции областных и краевых потребсоюзов. Прежде всего формирование такой системы предполагает возрождение оптовых кооперативных предприятий межрайонного уровня, основой эффективного взаимодействия оптовых и розничных предприятий должно стать возрождение системы предварительных заявок на поставку товаров на основе разумной ценовой политики оптовых баз. В системе потребительской кооперации страны в целом целесообразно сформировать информационную систему на базе электронной почты, которая позволит кооперативным организациям разных регионов постоянно иметь коммерческую информацию о состоянии товарного предложения и уровне цен на интересующие товары в других районах и областях.

24.В настоящее время происходит процесс изменения юридического статуса предприятий собственного хозяйства союзов потребительских обществ. На основе имущества межрайонных оптовых баз может быть создан филиал областного или краевого союза потребительских обществ, общество с ограниченной ответственностью, новое потребительское общество или другое юридическое лицо, предусмотренное Гражданским Кодексом Российской Федерации. Каждый из этих вариантов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Межрайонные оптовые базы целесообразно реорганизовать в новые потребительские общества, пайщиками которых должны стать не столько физические лица, сколько юридические лица из системы потребительской кооперации. Это позволит, с одной стороны, обеспечить гарантии сохранения кооперативной собственности, с другой стороны — создаст предпосылки для эффективного сотрудничества между потребительскими обществами в сфере оптовой и розничной торговли. Одновременно эта форма взаимопроникновения кооперативных организаций обеспечит возможности реанимации многих эффективных способов взаимодействия между оптовыми и розничными предприятиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально документальные материалы
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: Юриз-дат, 1996.
  3. Закон РСФСР «О потребительской кооперации в Российской Федерации» / Экономика и жизнь. 1992. — № 34.
  4. Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г.
  5. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г.
  6. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1995 — 64 с.
  7. Нормативные документы по организации статистической отчетности в потребительской кооперации РФ М.: Центросоюз РФ, 1997 — 76 с.
  8. Постановление Правительства РФ от 12 октября 1998 г. № 1190 «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации»
  9. Постановление Правительства РФ от 7 января 1999 г. № 24″ О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием"
  10. Ю.Постановление Правления Центросоюза РФ от 04.12.96 № 7 О совершенствовании деятельности организаций потребительской кооперации Российской кооперации.
  11. Постановление Правления Центросоюза РФ от 10.04.97. № 30 О внедрении компьютерных технологий и электронной связи.
  12. Постановление президиума Правления Центросоюза РФ от 18.08.97 № 112 2 О Создании оптовых продовольственных рынков на базе оптовых предприятий потребительской кооперации.
  13. Постановление Центросоюза РФ от 12.01.99 О постановлении Правительства РФ от 7 января 1999 г. № 24″ О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием"
  14. М.Прейскурант № 13−01 01. Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом. — М.: Государственный комитет РСФР по ценам, 1989, 35 с.
  15. Программа стабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 г.
  16. Федеральный закон от 11 июля 1997 года № 97 ФЗ О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации.1. Книги и монографии
  17. В.Е. и др. Экономика и статистика фирм: Учебник М.: Финансы и статистика, 1996. — 240 с.
  18. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно методическое пособие. — М: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  19. И. Стратегическое управление: Сокр.пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М: Экономика, 1995. — 288 с.
  20. Н.В. Логистические системы и российские реформы -СПб.: СПбУЭФ, 1995. -147 с.
  21. М.И., Капелюш С. М. Калькуляция издержек обращения в торговле: Учеб. пособие М.: Экономика, 1987. — 207 с.
  22. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1994. — 288 с.
  23. Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. М.: Экономика, 1990. — 206 с.
  24. В.Г., Говоров А. И. Современная технология товародвижения. -К: Техника, 1989. 184 с.
  25. А. Р., Цихотский А. В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск, Наука, 1993.
  26. А. Р. Региональные проблемы товарного обращения. Новосибирск, Наука, 1984.
  27. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, 1991.
  28. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, 1991. -271 с.
  29. В.Ф. Основы маркетинга: Учеб. пособие / Под ред. Г. А. Краю-хина- СПбГИЭА. СПб., 1996. — 142 с.
  30. Р. Функционально стоимостной анализ в управлении: Сокр. Пер. с чешского. — М.: Экономика, 1986 — 176 с.
  31. А.И. и др. Транспортное обслуживание торгово оптовых баз -К: Техника, 1985. — 112 с.
  32. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник / Перевод с датского- М.: Высшая школа, 1994. 272 с.
  33. A.M. Основы логистики: Учебное пособие. -М.: ИВЦ „Маркетинг“, 1995. 124 с.
  34. И.И. Методы и модели принятия решений в сфере обращения потребительских товаров. СПб.: СПбУЭФ, 1997. — 144 с.
  35. Е.А., Пурлин В.М, Основы логистики и бизнес логистики.-М., 1993.
  36. ГордеевК.К, Маликов С. Ф. Информационное обеспечение управления торговлей М.: Экономика, 1997. — 189 с.
  37. М.П., Тишкин Е. М., Усков Н. С. Как осуществить экономичную доставку товара отечественному и зарубежному покупателю: Справочное пособие для предпринимателя. -М.:"Транспорт», 1993. 64 с.
  38. А.З., Удалов Ф. Е. Некоторые проблемы управления в условиях формирования рыночных отношений: Монография / Ниж. Университет, 1995.
  39. ЗЭ.Гребнев А. К. и др. Экономика торгового предприятия: Учебник М.: Экономика, 1996. — 238с.
  40. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие -М.: ИЭП, 1996. 128 с.
  41. С.И. Коммерческая деятельность предпринимателя. Лекция -М.: МСХА, 1995.
  42. Т.И. Статистическое изучение взаимосвязей в торговле. Лекция СПбЭИ, СПб, 1994.
  43. Д.Е. Актуальные вопросы рыночной экономики: издержки, безубыточность, эффективность Ставрополь: ЦНТИ, 1996.
  44. М.М. Товарные запасы в торговле и их оптимизация. М.: экономика, 1978. — 237 с.
  45. М.М. Формирование ассортимента и товарные запасы в торговле. М.: — Экономика, 1974 — 246 с.
  46. В.Н. Основы логистики и маркетинга. Ростов — на Дону: Издательство РГАС, 1995. — 128с.
  47. Е.В. Совершенствование механизма хозяйственных связей кооперативной розничной торговли с поставщиками товаров Ставрополь: АОИПФ «Нонпарель» — 136 с.
  48. Как повысить эффективность вашей торговой деятельности. Европейская комиссия. Руководство по практике продаж. Люксембург: Офис официальных изданий Европейского Сообщества, 1996.-44с.
  49. Коммерческо посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб. пособие / Под общ. научной ред. проф. А. В. Зырянова. — Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995. — 416 с.
  50. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс. — 1990. — 736с.
  51. Р. Макконел, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том 1.- М.: Республика, 1992 399 с.
  52. В.М., Соколов Р. Г. Комплексное снабжение. Проблемы и перспективы М.: Экономика, 1989 — 160 с.
  53. В.М. Эффективность транспортирования товаров в сфере обращения Алма — Ата: Наука, 1973 — 251 с.
  54. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1997. — 327 с.
  55. Майер Э Контролинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова и С.Н. Зайцева/ Под ред. С А. Николаевой. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  56. Маркетинг: Учебник / Романов А. Н. Корлюгов Ю.Ю., Красильников С. А. и др.- Под ред. Романова А. Н. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  57. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1992. — 702 с.
  58. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие / Под ред. Г. А. Краюхина- СПбГИЭА. СПб., 1996. — 234 с.
  59. НаговицинаЛ.П. Как управлять товарными запасами. М.: Экономика, 1989. — 111 с.
  60. Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 271.
  61. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ костинг»: Теория и практикаю — М.: Финансы и статистика, 1996. — 128 с.
  62. О. А. Уваров С.А. Коммерческая логистика. Учеб. пособие. -СПб, 1995. 110 с.
  63. О.А., Семененко А. И. Производственно коммерческая логи-стика.Ч 1,2. Учебное пособие. СПбУЭФ. — СПб.: 1997. — 192 с.
  64. В.К. организация перевозки грузов и тарное хозяйство кооператива: Учебн. пособие М.: ЦУМК, 1992. — 84 с.
  65. В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. 2-е изд. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. — 320 с.
  66. Ф.Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. — 328 с.
  67. .К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. Учеб. пособие., 1996.
  68. Е.Ф. Основы внешнеэкономической деятельности: Учебн. пособие для высших и средних учебных заведений. Белгород: БКАПК, 1996. — 208 с.
  69. .Д., Жученко И. А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками. (Проблемы, поиски, решения). -М: Нефть и газ, 1994. 103 с.
  70. Промышленная логистика. Кафедра и институт организации труда при Рейнско Вестфальской высшей технической школе, Аахен Германия. Конспект лекций. Адапт. пер. с нем. — СПб.: Политехника, 1994 -165 с.
  71. Л.М. Три источника прибыли: Введение в общую теорию прибыли, рынка и денег. М.: Финансы и статистика, 1995. — 36 с.
  72. Путинцев А. И, Управление товарными ресурсами в кооперативной торговле. М.: Экономика, 1978. — 164 с.
  73. А.Н. Анализ влияния коммерческих отношений на эффективность. Екатеринбург: РАН, Уральское отделение, 1992.
  74. Г. В., Коныгин Н. В. Автомобильный транспорт потребительской кооперации. 3-е изд., перераб.- М.: Экономика, 1986. — 127 с.
  75. К.А. Маркетинговая деятельность организаций и предприятий потребительской кооперации. М.: ЦУМК Центросоюза, 1992.
  76. К.А. Совершенствование механизма различных форм хозяйствования в потребительской кооперации при переходе к рынку. М.: ЦУМК. Центросоюза, 1992.
  77. А. Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995.- 251 с.
  78. А.Н., Лукасевич И. Я. оценка коммерческой деятельности предпринимательства: Опыт зарубежных корпораций. М.: Финансы и статистика, Банки и биржи, 1993. — 96 с.
  79. А.Ю. Основы логистики. Новосибирск, 1996.
  80. Рынок и логистика / Под ред. М. П. Гордона. М.: Экономика, 1993. -143 с.
  81. В.Г. Проблема разработки эффективных логистических стратегий организации региональных материально транспортных потоков- Саратов: Саратовский государственно технический университет, 1993 — 52 с.
  82. А.И. Предпринимательская логистика. Часть 2-/СП6УЭФ.- СПб, 1994.
  83. А.А. Основы транспортной логистики: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1995. — 197 с.
  84. А.А., Фомин Г. П. Экономико-математические методы и модели в торговле: Учеб. пособие -М: Экономика, 1988. 149 с.
  85. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И.К. Беляев-ского. М.: Финансы и статистика, 1995. — 432 с.
  86. Г. Успешный менеджмент торговли / Пер с англ. Мн.: Амал-фея, 1996. — 192 с.
  87. Е.Е. Совершенствование коммерческой деятельности оптовых предприятий: Учебн. пособие. Белгород: БУПК, 1997. — 161 с.
  88. С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. -СПб.:"ИНВЕСТ-НП", 1996. 232 с.
  89. Л.С. и др. Логистика в капиталистических странах М.: ЦНИИТЭИМС, 1990, Сер.2, Вып.2.
  90. Ханс Дж Петере. Торговля, производство и индустрия сервиса. Обзор изменяющейся международной практики / Лекция, М.: ИТКОР, 1995 -19 с.
  91. ., Вань Т. Логистика. I-Говые принципы менеджмента и кон-куреннтноспособности. Пер. с франц. М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 1997. — 112 с.
  92. ЮО.Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат / Перевод с анг. М.: Информационно — издательский дом «Филинъ», 1996. — 344 с.
  93. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Финансы и статистика, 1996 240 с.
  94. Экономическая стратегия фирмы: Учебн. пособие / Под ред. Градова А. П. -СПб.: Спец. лит., 1995. 410 с. 1. Статьи
  95. С., Миротин Л. Алгоритм успеха. //РИСК. 1995. — № 1.- с. ЗЗ 35.
  96. М., Ващекин Н. Информационное обеспечение коммерческой деятельности// Маркетинг. 1996. — № 3. — с. 40−49.
  97. М.И., Чернов В. А. информационная база экономического анализа в условиях рыночной неопределенности и риска. // Международный бизнес России. 1995. -№ 12. — с.32 — 34.
  98. Юб.Балака Е. Креймер В. Определение тарифов на смешанные комбинированные перевозки. // Бизнес информ.- 1998. — № 13 — 14. — с.21 — 21.
  99. И.Д. Перестройка деятельности и ускорение научно-технического прогресса в потребительской кооперации. М.: ЦБТЭИ Центросоюза, 1990. — № 2. (Обзорн. информ. Серия: «Обзоры в помощь экономическому образованию специалистов»).
  100. А. Товародвижение в новых условиях. Материально — техническое снабжение. — 1990. — № 7. — с.75−81.
  101. А., Зенкова Г. В условиях меняющейся мотивации хозяйствования // РИСК. 1996. — № 8−9. — с.32 — 38.
  102. ПО.Баскин А., Зенкова Г. Материальные запасы.// РИСК. 1997 — № 3−4.- с. 56 64.
  103. Ш. Владимирова Л. П. Рентабельность торговой сделки. // бухгалтерский учет. 1994. — № 12. — с.33−35.
  104. А. А. Кооперативная политика: итоги, противоречия, направления оптимизации // Экономические науки, 1990. № 6. — с. 65.
  105. ПЗ.Гордон М. Комплексное управление товародвижением. // Материально техническое снабжение. — 1990. — № 4. — с. 100−104.
  106. М., Савицкий В. Терминалы управляют товародвижением. // РИСК. 1995. — № 4 — с.19−25.
  107. М.П. Функции и развитие логистики в сфере товарообращения //РИСК. 1993 — № 1. — с.42.
  108. Пб.Грачев Ю. Н. Транспортировка товаров при экспортно импортных и внутренних коммерческих операциях. // Внешнеэкономический бюллетень. — 1996. № 11(5). — с.30−111.
  109. С. Искусство делать прибыль. // РИСК. 1995. — № 5−6. — с. 6168.
  110. С. Принципы маркетинга в сфере производства и товародвижения // РИСК. 1995. — № 5−6. — с.61 — 67.
  111. В. Иванищев А., Оспищев В. Кто ищет находит. //РИСК. — 1998. — № 5−6. — с.45−48.
  112. В. Складское хозяйство. // РИСК. 1998. — № 2−3 — с. 31 — 35
  113. Логистика важная составная часть организации торговли.// КОРИНФ. — 1995. — № 38. — с.16 — 17.
  114. Логистика в грузовых перевозках // Организация комплексной работы разных видов транспорта: Экспресс информация. — М., 1992. -№ 21. — 24 с.
  115. Логистика материальных потоков в рыночной экономике: Межвуз науч. сб.: Саратов / СГТУ, 1994 — 89 с.
  116. В. Маркетинговая логистика. Часть 1// РИСК 1996. — № 45. — с. 50−55 -Часть 2/ РИСК — № 6−7. — с. 54−59.
  117. Л. Маркетинг логистических услуг.// РИСК. 1995. — № 5−6, с. 68−76.
  118. Л. Можно через посредника, но напрямую лучше.// РИСК. -1994. № 3−4. — с.41−48.
  119. Л. Нам Европа не указ? //РИСК. 1994. — № 1−2. — с.91−96.
  120. Л. Транспортно экспедиционное обслуживание : слагаемые качества. //РИСК. — 1996. -№ 4−5. — с.35−39.
  121. Л., Безель Б. Когда товаропотоки неравномерны. //РИСК. -1994. № 3−4. — с.50−54.
  122. Л., Мадалиев К. Ташбаев Ы. Изобилие не всегда плюс? //РИСК. — 1996. — № 2−3. — с.22−25.
  123. Моисеева Н, Забелин П. Синтез маркетинговых моделей для управления продвижением и сбытом продукции на основе метаболистического подхода. //Маркетинг. 1996. — № 3. — с.54−62.132,Овчаров А. Риск менеджемнт. //РИСК. — 1997. — № 3−4. — с.104−107
  124. Э. Некоторые проблемы предпринимательской логистики.// Маркетинг. 1997. — № 1. — с.43 — 49.
  125. В. Товаропотоки в городе. // РИСК. 1998. — № 2−3. — с.72 -76.
  126. Пути обновления России. Управленческие, финансово экономические, социально — философские аспекты: Сб. науч. статей / Рос. Акад. при Президенте РФ. М., 1995.
  127. Ренов Э, Вахнин И. Слово проверяется делом. // РИСК. 1995. — № 4.- с. 11 14
  128. А.А. Зоны обслуживания и региональные распределительные центры // материально техническое снабжение. — 1991. — № 3. — с.99−104.
  129. А. Новый этап, новые подходы. // Торговая газета. 1997. -№ 18. — с.26.
  130. С. Планирование и смешанная экономика. // Вопросы экономики. 1993. — № 1. — с. 124.
  131. А., Чеботаев Д. Внедрение логистических технологий важный фактор эффективности товародвижения в РФ / / Бюллетень транспортной информации: Информационно — реферативный журнал. -национальная ассоциация транспортников. — 1997. — № 6. — с.7−9.
  132. Неэффективность стратегий логистического развития: Межвузовский сборник научных трудов / СГТУ. Саратов, 1995. — 111с.1. Диссертации
  133. Е.Э. Исследование роли логистики в движении и реализации рекламных товаров: Дисс. к.э.н./ РЭА им. Г. В. Плеханова М.: 1993.
  134. НЗ.Плоткин Б. К. Коммерческая логистика в системе управления материальными ресурсами: Дис. д.э.н./ СПбУЭФ. СПб, 1994.
  135. Е.Е. Совершенствование коммерческой деятельности оптовых предприятий в условиях рыночной экономики.: Дис. к.э.н. /МУПК -М.: 1995.
  136. Белгородская область в 1996 году. Стат. ежегодник. Белгород, 1997. -288с.
  137. Белгородская область в цифрах. Краткий статистический справочник.- Белгород, 1997.
  138. Потребительская кооперация РФ в 1993 году: информационно-аналитические материалы. М., 1994.
  139. Районы Белгородской области в цифрах в 1996 году. Краткие статистические справочники / Белгородский областной комитет госстатистики. Белгород, 1997.
  140. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. / Госкомстат России. М.: Логос, 1996. — 1202 с.
  141. Россия в цифрах: Крат, стат.сб. / Госкомстат России. М.: 1997. -1997. — 414 с.
  142. Россия в цифрах: Крат, стат.сб. / Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1996. — 400с.
  143. Социально экономическое положение потребительской кооперации РФ в 1995 году. — М.: Центросоюз РФ, 1996. — 185с.
  144. Социально экономическое положение потребительской кооперации РФ в 1996 году. — М.: Центросоюз РФ, 1996. — 185 с.
  145. Социально экономическое положение потребительской кооперации РФ.- М.: Центросоюз РФ, 1997. — 215 с.
  146. Укрупненные Финансово экономические показатели за 1993 — 1996 годы и 1 квартал 1997 года по потребсоюзам Российской Федерации -М.: Центросоюз РФ, 1997. — 41 с.
Заполнить форму текущей работой