Эстетика как наука
Образно-художественное мышление, изначально возникшее в рамках мифопоэтического восприятия мира, безусловно, старше рационально-теоретического, абстрактного мышления, а искусство старше науки и является первой формой абстрагирования — стремлением передать мысль в форме наглядных образов. Не случайно первые попытки человечества зафиксировать и передать информацию носили не буквенный, а рисованный… Читать ещё >
Эстетика как наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЭСТЕТИКА КАК НАУКА.
План.
1. Особенности эстетического сознания.
2. Многообразие видов эстетической деятельности. Роль искусства в истории культуры.
3. Структура эстетического отношения. Субъектные и объектные эстетические категории.
1. Особенности эстетического сознания.
Этимология термина «эстетика» связана с древнегреческим понятием aistesis, которое переводится как «чувственное восприятие». В данном контексте термин «эстетика» активно используется в текстах древнегреческих философов. Однако в этот период эстетика как самостоятельная отрасль знания еще не сформировалась, являясь, по сути, одним из разделов философии.
В истории эстетики можно выделить два основных периода: период имплицитной (implicite — неявно, в скрытом виде) эстетики и период эксплицитной (exlicite — в развернутом, явном виде) эстетики. Имплицитная эстетика существовала во все периоды человеческой истории и представляет собой осмысление эстетического опыта внутри мифологического со-знания или других теоретических дисциплин (в философии, риторике, филологии, богословии).
Рождение эксплицитной эстетики как самостоятельной науки произошло в XVIII в. в трудах немецкого философа Александра Баумгартена («Эстетика», 1750 — 1758), который определяет эстетику как низшую ступень философии, науку о чувственном познании, совершенной формой которого является красота..
Последующее развитие эстетики, придерживаясь, в целом, данного определения, внесло ряд уточнений в определение Баумгартена. Они касались в основном двух аспектов.
Во-первых, вряд ли правомерно ограничивать сферу эстетического лишь чувственным познанием. Конечно, предметом и содержанием эстетического не может быть ничего такого, что нельзя было бы прочувствовать в той или иной форме. Однако это не дает оснований отождествлять «чувственное» и «эстетическое». Эстетическое, базируясь на чувственном познании, многократно дополняет и развивает его возможности. Чувственное познание, основываясь на функционировании органов чувств, дает нам преимущественно пассивную и универсальную картину мира, ибо предполагает как обязательное наличие воспринимаемого объекта, так и типичность самого восприятия, определяемое сходством физиологии. Таким образом, чувственное познание в большей мере нацелено на воспроизведение, отражение и типизирование действительности. В эстетическом отношении помимо способности отражать действительность очень силен творческий аспект; именно посредством эстетических форм человек способен не только «копировать», но и творить мир. Эстетическое отношение имеет четко выраженный нравственно-духовный характер; оно динамично, рождается, формируется в процессе всей социокультурной деятельности человека.
Во-вторых, ограничение сферы эстетического только красотой вряд ли правомерно. Бесспорно, «красота» является центральным и системосозидающим понятием эстетики. Однако существуют многочисленные эстетические категории («прекрасное», «безобразное», «возвышенное», «низменное», «трагическое», «комическое» и т. д.), которые расширяют и разнообразят палитру эстетического отношения человека к миру.
Сущностной чертой эстетического является единство внутреннего и внешнего. В данном контексте под внешним понимается форма предмета, воплощенная в неком цвете, материале, звуке, т. е. в том, что может быть чувственно воспринято, а под внутренним — идея, сущность, смысловое содержание. Эстетическое возникает лишь в том случае, когда происходит слияние этих двух пластов бытия предмета, их «прорастание» друг в друга и активное взаимополагание.
Таким образом, более корректно определить эстетику как сферу знания, имеющую своим предметом мир выразительных форм (единство чувственно воспринимаемой формы и символически-духовного содержания), переживаемых и эмоционально оцениваемых человеком..
По мнению А. Ф. Лосева, эстетика изучает природу всего многообразия эстетических форм окружающего мира, в которых «переплавляются» сущность и явление, чувственное и духовное, предметное и символическое. Поэтому эстетическое реализуется не только непосредственно в сфере искусства, но и в мифологических обрядах, религиозных, философских и научных представлениях, практике повседневной жизни.
Основными чертами эстетического являются:
— особая значимость личностного эмоционально-оценочного фактора. Вариативность эстетического отношения может быть весьма велика — от восхищения до негодования, оно не может быть только одним — пассивно-незаинтересованным, безразличным. Эстетическое отношение обязательно пристрастно, личностно окрашено, выражает глубину и интенсивность переживаний человека. Уместно вспомнить Аристотеля, который говорил, что если наука начинается с удивления, то искусство — с впечатления; тот, кого ничего не удивляет, пребывает в состоянии тупости, а тот, кого ничего не впечатляет, — в состоянии окаменелости. В основе эстетического лежит не выделение предметов по их сущностным признакам (это — прерогатива науки), а степень их эмоциональной значимости для человека, поэтому эстетическое чувство невозможно выразить не только с помощью рационально-теоретического языка науки, но зачастую даже обыденной лексики. Принципиальное отличие эстетического (и шире — гуманитарного) знания было отмечено в XIX в. немецким философом В. Дильтеем, разделившим все науки на два вида: «науки о природе» и «науки о духе». Способом существования «наук о природе» является логико-понятийное знание, а в «науках о духе» особую роль играет человеческое переживание, включающее эмоциональные, нравственные, художественные, религиозные компоненты;
— эстетические отношения отражают не сам объект, а отношение субъекта к объекту. В принципе, ни одна из познавательных форм (научное, религиозное, этическое, правовое, философское и др. познание) не способна отражать объект «сам по себе», вне его соотнесенности с целями и задачами человеческой деятельности. По верному замечанию И. Канта, пока в голове нет идеи, глаза не видят факта. Идея К. Маркса о том, что человечество всегда ставит перед собой только такие цели, принципиальное решение которых оно уже имеет, также конкретизирует мысль о том, что способ данности объекта всегда соотнесен с сознанием человека. Человек всегда смотрит на мир антропоморфно («по-человечески»), однако ракурс его «зрения» может быть различен. Последний зависит как от исторического уровня культуры, в которой бытийствует человек (именно этот аспект акцентирован в приведенном высказывании Маркса), так и от той специфической познавательной задачи, которую человек перед собой ставит. Очевидно, что ориентация на Истину, Добро, Благо, Власть, Красоту или Богатство предполагает различные стратегии отношения к миру, различный тип его структурирования. Способом структурирования мира по законам эпособом структурирования мира по законам рий более подробно. а две группы. о к его искусствено отношениями (цвет, звук, форма, остетики выступает Красота;.
— эстетический объект самоценен, т. е. не является производным от познавательных или утилитарно-практических возможностей своего использования. Прекрасное — это то, что нравится человеку вне всякой заинтересованности, сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием. Данную черту эстетического особо акцентировал И. Кант;
— эстетическое порождает специфический тип реальности — «эстетическую видимость» (Фр. Шиллер).
Специфика эстетической видимости может быть понята по аналогии с понятием горизонта в географии. Линия горизонта одновременно существует и не существует. Она существует объективно, но только для наблюдателя с поверхности Земли, и она объективно не существует для наблюдателя с любого иного космического объекта. Таким образом, в понятии «видимость» сливаются воедино реальный процесс и позиция наблюдателя; это активное взаимодействие между видимым и видящим, определяемое их обоюдными свойствами. Эстетическая видимость — особая форма объективности, внешняя («феноменальная» — И. Кант) сторона действительности, которая с необходимостью предстает перед субъектом именно таковой, а не иной.
Сущность искусства состоит именно в создании видимости («феномен» красоты). Искусство — это выдуманный мир, мир «как будто», строящийся по законам символического воспроизведения реальности; мир, жизненно необходимый для человека, ибо наполняет ценностями и смыслами его витальное (природно-биологическое) существование. Посредством эстетического человек способен преодолеть свою природную ограниченность и осознать себя как духовное существо. Эстетическое существует только в форме символико-художественного воспроизведения реальности..
Активное теоретическое осмысление понятия «эстетическая видимость» произошло в XVIII в. в трудах Фр. Шиллера, И. Канта, немецких романтиков, которые впервые ввели понятие «игра/видимость» в сферу художественного творчества. В частности, Фр. Шиллер говорит о значении игры, важнейшей характеристикой которой является свобода, полное отсутствие внешнего или внутреннего принуждения.
Из всех состояний человека именно игра и только игра делает его совершенным. Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает человеком лишь тогда, когда он играет..
Фр. Шиллер.
Позднее, в работе Й. Хейзинги «Homo Ludens» игра стала осмысливаться в качестве основополагающей культурно-исторической универсалии, способной творчески моделировать реальность, творить новые миры, преодолевать стереотипность мышления и свободно «жонглировать» привычными смыслами.
эстетический искусство.
2. Многообразие видов эстетической деятельности. Основные функции искусства.
Эстетическая деятельность многообразна. В частности, Ю. Борев приводит следующую классификацию:
— практическая (садово-парковая культура, дизайн);
— художественно-практическая (карнавал, этикет, обряды);
— художественно-творческая (создание произведений искусства);
— художественно-рецептивная (восприятие произведений искусства);
— рецептивно-эстетическая (восприятие красоты природы);
— духовно-культурная (выработка личного вкуса);
— теоретическая (разработка эстетических концепций).
Не останавливаясь подробно на характеристике названных видов, обратимся к вопросу о роли и функциях искусства.
Искусство является одной из форм преобразовательной, т. е. сугубо человеческой, активности. Посредством деятельности человек создает специфический — символико-художественный — тип реальности, в которой сливаются воедино объективное, независящее от человека естество природы, и субъективное («очеловеченное») начало бытия. Только посредством деятельности человек выходит из царства природной необходимости и начинает осознавать себя как свободное и креативное существо. Искусство, концентрируя в себе огромный творческий потенциал, является способом одухотворения мира, формой его антропоморфизации: благодаря искусству происходит восприятие действительности в ее человекоразмерности, в мире естественных причин и следствий, безразличных к судьбе и проблемам человека, рождается смысл, одной из ипостасей которого является Красота.
Одна из важнейших функций искусства может быть определена как креативно-познавательная. Наскальные росписи являются первой попыткой изображения и одновременно первой попыткой объяснения мира. Любой рисунок — это способ упорядочивания мира («моделирования»), выявления его внутренней логики, попытка превратить конкретный и постоянно изменяющийся поток событий в нечто устойчивое и однозначное. Такие известные исследователи культуры, как В. Гумбольдт и А. Потебня, трактуют художественное творчество как познание, особый тип мышления в образах. Действительно, искусство не есть способ воплощения только идеи красоты мира, это — путь, позволяющий постичь смысл мироздания. Искусство, так же как и наука, дает человеку знание о мире и о себе в этом мире. Различие же состоит в типе знания: наука ориентирована, в первую очередь, на универсальное и системное знание, представленное в форме логико-понятийного мышления, искусство обращено к миру во всей его полноте и конкретности, а поиски истины наполнены в нем эмоциональным переживанием. Именно поэтому то знание, которое открывается человеку посредством искусства, является наиболее близким, открытым для него, интуитивно постигаемым. Воздействие искусства может быть сравнимо с религиозным экстатическим состоянием, неслучайно в обеих ситуациях используют понятие «просветление».
Образно-художественное мышление, изначально возникшее в рамках мифопоэтического восприятия мира, безусловно, старше рационально-теоретического, абстрактного мышления, а искусство старше науки и является первой формой абстрагирования — стремлением передать мысль в форме наглядных образов. Не случайно первые попытки человечества зафиксировать и передать информацию носили не буквенный, а рисованный характер. Исторически первой формой письменности было пиктографическое письмо — передача информации с помощью изображения последовательного ряда картинок, каждая из которых соответствовала определенному предмету или явлению внешнего мира. Картинки-пиктограммы постепенно становились все проще, стилизованнее, теряли внешнее подобие с изображаемым, превращались в условные знаки, каждый из которых обозначал отдельное слово. Так возникло словесное, или идеографическое, письмо. В наиболее полном виде рисуночный характер письменности сохраняется в китайской иероглифике. Например, понятие «петь» изображается стилизованными рисунками рта и птицы, понятие «слушать» — изображением уха, обращенного к открытой двери, понятие «ссора» — фигурками двух женщин. Таким образом, известное изречение «Вначале было Слово» в данном контексте может быть заменено на положение «Вначале был рисунок».
Из мешка он вынул краски,.
Всех цветов он вынул краски.
И на гладкой на бересте.
Много сделал тайных знаков;.
Все они изображали.
Наши мысли, наши речи..
Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»..
Важной функцией искусства является эвристическая функция. Наиболее очевидна она в сфере художественной прозы (романы Ж. Верна, Г. Уэллса) и изобразительного искусства (инженерные наброски Леонардо да Винчи): идеи, рассматриваемые в свое время как фантастические или утопические, позднее нашли реальное конструктивное воплощение. Существенна роль искусства и в аспекте социального предвидения: философская проза Фр. Кафки, Дж. Оруэлла, Замятина поражает точностью своих футурологических прогнозов. Эвристический потенциал искусства проявляется также в визуализации как необходимой черте художественного творчества. Визуализация, т. е. придание наглядной формы тому, что в принципе не имеет видимого аналога (мысль, идея), является необходимым компонентом в развитии мышления и, в частности, конструктивного воображения. Одним из примеров этого является картография, соединяющая в себе художественное и научное мировоззрение и являющаяся попыткой графически-иллюстративного изображения мира в целом, т. е. того, что человек в принципе никогда не видел и мог сконструировать лишь силой своего мышления и воображения. Древний художник-картограф, в равной мере опираясь на логико-рациональное мышление и художественно-интуитивное воображение, искал формы связи между различными оcвоенными пространствами, соединяя их в единое гармоническое целое, вписывая в совершенную гармоническую фигуру — круг. Создание первого глобуса в XV в. явилось новым шагом в развитии проективных возможностей человека и проявилось в новом типе визуализации — был совершен переход от плоскостной визуализации мира к объемно-сферической.
Одна из функций искусства (максимально проявляющая себя в визуальном искусстве) может быть определена как функция реконструкции («дешифровки») истории. Искусство — это своеобразный «язык» истории, причем искусство способно восстанавливать для нас не только историю культуры, но и естественную историю Земли. В частности, экспедицией Андре Лота в центре Сахары были обнаружены наскальные росписи с изображением буйной растительности и гиппопотамов. Это дало основание исследователям предположить, что около 6 тыс. лет тому назад в Центральной Африке был совершенно иной климат. Впоследствии это предположение было научно подтверждено.
Еще более очевидна роль визуального искусства в осмыслении истории человеческой цивилизации. Древнеегипетские барельефы из гробницы Чосера дают нам информацию о социальной структуре древнеегипетского общества, его культах и обрядах. Поистине уникальны для историков городские пейзажи (ведуты), которые, иногда даже не обладая высокой художественной ценностью, позволяют достоверно судить о том или ином памятнике архитектуры, характере городской застройки, моде и обычаях ушедших от нас времен. Часто портрет — единственное достоверное свидетельство о внешнем облике того или иного исторического деятеля. Только с повсеместным изобретением фотографии роль живописи и графики как «свидетеля» и хроникера истории начинает ослабевать.
Важной функцией искусства является коммуникативно-информа-ционная. Искусство является поистине универсальным языком человеческого общения, во-первых, потому, что информация, передаваемая посредством художественного образа, носит ярко выраженный эмоциональный характер, обращена не только к человеческому разуму, но и к человеческому сердцу. Информативные возможности искусства выше, разнообразнее и более сильно воздействуют на человека не только по сравнению с языком науки, освоение которого предполагает специализированный и длительный процесс обучения, но и по сравнению с естественным разговорным языком, всегда исторически и национально ограниченным.
Гедонистически-воспитательная функция (гедонизм — стремление к наслаждению), в отличие от перечисленных выше функций, отражает не социокультурное бытие искусства, фиксирующее статус и специфику искусства как социального феномена, а отражает значимость и роль искусства на уровне индивидуального бытия человека. Как уже отмечалось ранее, «бескорыстное наслаждение», духовное и эмоциональное удовольствие от любования прекрасным — сущностная черта восприятия художественного произведения. Любое произведение искусства независимо от своей видовой и стилевой специфики нацелено на актуализацию красоты, на выявление гармонии мира и поэтому, безусловно, оказывает на человека мощное позитивное воздействие, формирует его как целостную гармоничную личность. Неслучайно древние греки определяли основное назначение искусства как катарсическое, направленное на душевное очищение и просветление.
3. Структура эстетического отношения.
Эстетическое отношение — форма интерпретации взаимосвязи человека и мира через призму Красоты, проявляющая себя в эмоционально переживаемых и художественно оцениваемых чувственно-образных формах.
Структура эстетического отношения представляет собой взаимодействие субъектных и объектных компонентов.
Субъектом эстетического отношения является человек как носитель эстетического сознания. Эстетическое, выражая способ бытия человека в культуре, не является генетически укорененным, а отражает процесс формирования человека как субъекта духовно-практической деятельности, способного оценивать и трансформировать мир в соответствии со своими представлениями о красоте. Поэтому субъект эстетического отношения процессуален, рассматривается не как ставший, а становящийся, т. е. находящийся в постоянном процессе эстетического совершенствования. Отмеченная процессуальность субъекта задается посредством триады категорий «эстетическое восприятие (ощущение)» — «эстетический вкус» — «эстетический идеал».
Традиционно под объектом понимается то, на что направлена человеческая активность; это — окружающий человека мир. Однако отмеченная выше специфика эстетического как одного из способов ценностной интерпретации мира (эстетические отношения отражают не сам объект, а отношение субъекта к объекту), вносит коррективы в понимание эстетического объекта. Эстетический объект — это не мир в его естественно-природной данности, это сознательно созданный, т. е. искусственный мир, структурированный по законам Красоты. Специфика эстетического объекта может быть понята по аналогии с мифологическим персонажем двуликого Януса. Эстетический объект также имеет два «лица»: с одной стороны, он обладает определенными объективно существующими свойствами, качествами и отношениями (цвет, звук, форма, объем, пространственная локализация и т. п.), с другой, — он обязательно «одет» в некие «человекоподобные», не присущие ему от природы «одежки». В мире существует цвет как определенная длина волны, но понятия «цветовой контраст» или «цветовая гармония», «теплый» или «холодный» тон являются сугубо человеческими, оценочно-нормативными понятиями. Эстетический модус бытия объекта означает приоритетное внимание именно к тем его искусственно созданным качествам и характеристикам, которые определяют его место в структуре человеческого Универсума, интерпретированного с позиций Красоты.
Объектные эстетические категории могут быть разделены на две группы. К первой относятся категории, определяющие специфику восприятия мира в аспекте Красоты. К данной группе относятся оценочно-нормативные категории («красота», «безобразное», «возвышенное», «трагическое», «комическое» и др.), непосредственно выявляющие предмет эстетического. Данные категории отвечают на вопрос: «Что есть красота и каковы ее возможные модификации?».
Ко второй группе относятся категории, отвечающие на вопрос «Каким образом создается красота?». Данные категории («художественный образ», «художественный символ», «канон», «стиль») описывают «технологию» художественного творчества и в этой связи могут быть обозначены как формально-композиционные категории..