Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Героический этос в истории морали

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из критериев отличия героя от простых людей по Гомеру является внешняя красота, которая должна сочетаться с внутренней красотой. Герой обладает не только прекрасным телом и острым умом, но и хорошим оружием, вызывающее восхищение у врагов. Героями признают тех, кто совершает великие поступки, достойные богов. Для героя важно умереть на поле брани «не без дела., нечто великое сделаю, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Метод личностного образца М. Оссовской в этике
    • 1. Понятие личностного образца
    • 2. Аристократический личностный образец
    • 3. Мещанский личностный образец
  • Глава II. Определение героического личностного образца
    • 1. Выделение героического этоса в истории человечества
    • 2. Определение героического этоса
    • 3. Основные ценностные качества героического этоса
  • Глава III. Исторические описания героического личностного образца
    • 1. Герои в эпосе Гомера
    • 2. Героический Энтузиаст. Дж. Бруно «О героическом Энтузиазме»
    • 3. Герои и героическое в произведениях Томаса Карлейля
    • 4. М. Горький о героическом в человеке

Героический этос в истории морали (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе своего развития любое общество нуждается в стабильности и гармонии, первоосновой которых являются определённые нравственные ценности и этические нормы. Последние представлены в многообразных формах, среди которых одной из центральных являются принятые в обществе личностные образцы достойного поведения. Личностный образец представляет собой образ совершенного в духовном и физическом плане человека, персонификация определенной системы ценности и стиля жизни.

Система ценностей и стиль жизни, в основе которых лежит конкретный личностный образец, принято обозначать понятием, «этос». Развитие общества представляет собой совокупность групп, каждая из которыхпридерживается определенной системы ценностей, имеет своеобразный стиль поведения, они характеризуются многообразием этосов. Взаимодействие этосов может приводить к конфликтным ситуациям вследствие различий в системах моральных норм. Один из способов избежать этого заключается в том, что, как правило, какой-то один этос выдвигается на доминирующие позиции в обществе.

Традиционно философско-этическая литература выделяет в культуре два этоса: аристократический и буржуазный, которые не отражают всего разнообразия общественных нравов, хотя и обозначают их важнейшие доминанты. Ограниченность выделения только этих двух этосов в качестве основных полюсов социально-нравственных напряжений особенно отчётливо проявляется в кризисных периодах развития общества, сопровождающиеся усилением социальной дезинтеграции. В такие исторические моменты неопределенности, хаоса, поиска новых форм жизни общественно-устойчивые образцы поведения теряют свою действенность. В такие моменты традиционные этосы теряют свою роль регулятивных ориентиров общественной морали, и единственно спасительной оказывается героическая система ценностей. Возникает вопрос: можно ли в истории общественной морали выделить еще один этос — героический. Героический этос в истории морали — и становится предметом данного исследования. Мы будем рассматривать данный этос в истории морали сквозь призму тех важнейших литературных и философских обобщений этой проблемы, которые представлены в европейской культуре.

Тема героизма является предметом дискуссий на протяжении многих веков, но тем не менее он не нашла своего устойчивого, более или менее общепризнанного места в современной культуре. Нет ясности не только в вопросе о том, что такое «герой» и «героизм», но и о том, каков ценностный статус этих феноменов. Особенно мало источников, посвященных проблеме героизма как системе ценностей, образу поведения, рассмотрению героя в качестве идеального типа в целях воспитания молодого поколения.

Исследование героизма и героического личностного образца является актуальным для современного общества, хотя в наше время героизм потерял свою несомненную привлекательность в общественном сознании, зачастую становится предметом иронии и насмешек, тем не менее есть много свидетельств того, что люди испытывают потребность, тягу к нему.

Проблема героизма исследовалась многими мыслителями в разных философских (Дж. Бруно1, Г. В. Ф. Гегель, Т. Карлейль2, С.Н. Булгаков), социологических (Н.К. Михайловский3, А.В. Луначарский4) и литературоведческих (Морис Сесил Боура5, С.М. Штут6) исследованиях. Одну из первых попыток описания героической личности в эпоху Античности представляют поэмы Гомера, на которых фактически основаны наши представления о героях и героизме. «Концепция героического.

1 Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев, «Новый Акрополь», 1996.

2 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. // Т. Карлейль. Теперь и прежде. М., «Республика», 1994.

3 Михайловский Н. К. Избранные труды по социологии в 2 тт. С.-П., «Алетейя», 1998.

4 Луначарский А. В. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924 году в пользу беспризорных. «Новая Москва», 1925.

5 Боура С. М. Героическая поэзия. М., Новое литературное обозрение, 2002.

6 Штут С. М. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М., Советский писатель, 1964. существования оформилась в Греции рано, и сохранялась очень долго — именно из нее главным образом и развились наши представления о героях и героическом"7. В то время возникли яркие примеры героической личности, которые имеют довольно большое значение для современной западной культуры до сих пор. К числу первых теоретических исследований героического принадлежит произведение Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» (1585 г.). В этой работе описаны основные черты героической личности, определены характерные черты, система ценностей героя. Пример героического энтузиаста весьма показателен в том смысле, что делает наиболее очевидными все те проблемы и парадоксы, которые возникают в связи с героизмом.

Согласно Гегелю, сферой деятельности героя является история, именно благодаря ему, человеческое развитие не стоит на месте, а движется, исполняя волю мирового духа. Целью героев или всемирно-исторических личностей, как их называет Гегель, является всеобщее. «Это всеобщее является моментом творческой идеи, моментом стремящейся к себе самой и вызывающей движение истины"8. Соответственно, частные интересы и цели всемирно-исторической личности содержат в себе элементы воли мирового духа, они скрыты и недоразвились до наличного бытия. Поэтому предназначением такой личности состоит в реализации воли мирового духа.

Томас Карлейль рассматривает героическую личность на примере великих людей — тех, кто становится покровителем, вождем, пастырем, учителем и способен вести за собой других: «Человек, который становится повелителем других людей, воле которого все другие воли покорно предоставляют себя, подчиняются и находят в этом свое благополучие, такого человека мы можем считать по сущей истине величайшим из великих"9. Н. К. Михайловский исследует отношения героя и толпы,.

7 Боура С. М. Героическая поэзия. М., Новое литературное обозрение, 2002. с. 6.

8 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 2000, с. 81.

9 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. // Т. Карлейль. Теперь и прежде. М., «Республика», 1994. с. 159 противопоставляя их как «активное» и «пассивное» начала в развитии общества. Герой для него является «двигателем» масс, инициатором, творческим началом. А. Рено10 также рассматривает различные примеры героизма и героической личности на протяжении истории человечества, например, Карла Великого, видя в нём образ героической личности:

Высокий героизм Карла Великого проявляется еще больше в мире, чем на войне. Не щадя сил своих, он без устали работал над пересозданием внутреннего строя государства, над упрочением справедливости и порядка"11. А. В. Луначарский исследует героизм как социальное явление, которое возникает при расслоении первобытного общества. По его мнению, рождению героя способствует некий мистический страх обывателя перед неизвестным. Он считает, что героическая идеология была создана революционерами дворянского происхождения, разночинцами, для того чтобы иметь право противопоставить себя толпе и стремиться оправдать свое противопоставление: «Революционеры из дворянства, а затем по большей части, из разночинцев, создали сами для себя героическую идеологию, они.

1? сами противопоставляли себя, как «героев», толпе." .

Особенно большое количество трудов на тему героического появилось в начале XX века в связи с обоснованием революционных преобразований. В качестве примера можно привести работы русского философа С.Н. Булгакова13 раннего периода его творчества. Для него героическая личностьэто сверхчеловек, который стремится стать спасителем, если не всего человечества, то хотя бы. русского народа. Человек, которому многое позволено, который творит историю из самого себя. Философ, публицист.

10 Рено А. Героизм: примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. С.-П., 1896 г.

11 Там же. с. 160.

12 Луначарский А. В. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924 году в пользу беспризорных. «Новая Москва», 1925. с. 33.

13 Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество// Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М., «Новое время» и журнал «Горизонт», 1990.

Г. В. Плеханов14 считает, что все предназначение героической личности заключается не в том, что он может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, «что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода"15. Герой велик тем, что он служит обществу, когда это необходимо. Тема героической личности занимает также значительное место в ранних произведениях М. Горького. Он считает, что героями должен стать каждый человек, так как только при этом условии можно построить счастливое общество. Героическая личность необходима обществу, поскольку представление о такой личности помогает воспитывать «любовь и доверие к жизни и людям"16. Человек должен осознавать себя творцом мира, отвечать за созданное им зло и гордиться добром, которое он совершил. Горький фактически отождествляет понятие «героическая личность» с понятием «человек с большой буквы».

После второй мировой войны наблюдается новый всплеск в.

1 7 исследовании героизма. Об этом пишут Ю. Фучик, один из организаторов о коммунистической партии в Чехословакии, Д. Ибаррури, деятель испанского коммунистического движения, В.П. Шестаков19. Некоторые.

ЛЛ Л 4 исследователи, Н. И. Киященко, Г. Кучеренко, рассматривают феномен героического как эстетическую категорию, где герой представляет собой соединение красоты не только душевной, но и физической. «Героическое не может вызвать страха или ужаса, оно, также как и возвышенное, радует,.

14 Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории// Избранные философские произведения. М., 1956 т. 2. Там. же. с. 333.

16 М. Горький — Г. Дж. Уэллсу. Из переписки М. Горького с зарубежными литераторами.// ж. Вопросы литературы. 1957 № 1. с. 179.

17 Фучик Ю. О героях и героизме// Избранное. М, Правда, 1956.

18 Ибаррури Д. Героев рождает народ// сб. Герои наших дней. 1961.

19 Шестаков В. П. Категория героизма в истории этики. К критике буржуазного понимания героизма// Вестник истории мировой культуры. 1960 № 2.

20 Киященко Н. И. Героическое как категория эстетики// Эстетика. Категории и искусство. М.: Искусство, 1965.

21 Кучеренко Г. Подвигом рожденное, к подвигу зовущее. М.: Изобразительное искусство, 1971. восхищает человека, вызывает у него чувство гордости"22, становясь образцом для подражания. В последнее время феномен героизма исследуется в диссертационных работах И. М. Сушкова23, О.А. Бабенко24, В.Д. Шарова25.

С.М. Штут и С. М. Боура рассматривают и определяют героизм, героическую личность с литературоведческой точки зрения. Так, С. М. Боура исследует «героическую поэзию», рассматривая тексты разного объема и жанра, близкие по тематике. Он исследует и гомеровские поэмы, и средневековые эпические песни, такие как: «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», эддические песни, эпические сказания тюркских народов, песни сербов и болгар и русские былины. Основой его исследования является героическое мировосприятие, воплощенное в стихотворной форме, переданное устным способом. По мнению С. М. Боура «герой действует в некоем мире, который обладает определенными свойствами и заданными параметрами"26, которые и задают критерии героизма.

С.М. Штут исследует героическую личность в литературных произведениях, написанных в период Советского Союза, и приходит к выводу, что в литературе социалистического общества выстраивается новая концепция личности — героическая: «И вот эта новая концепция личности, исходящая из повышенных — героических — критериев оценки человека, его возможностей, обязанностей, места в обществе, роли в истории, и определяет новаторство советской героической литературы"27. Героическая концепция личности не выделяет людей по какому-либо признаку в особую группу героев или как великих личностей. Героизм в данном случае служит основой для самосовершенствования каждого человека, что позволяет.

22 Киященко Н. И. Героическое как категория эстетики// Эстетика. Категории и искусство. М.: Искусство, 1965, с. 93.

23 Сушков И. М. Сущность героизма и исторические особенности его развития. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1970.

24 Бабенко О. А. Образ героя в культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону. 1999.

25 Шаров В. Д. Обыденное и героическое в морали. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва. 1975.

26 Там же. с. viii.

27 Штут С. М. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М., Советский писатель, 1964. с. 44. совершенствоваться обществу в целом: «Героизм, понятый как единая для всех тенденция развития, приобретает особый социальный, этический, эстетический смысл, он становится мерой каждого человека принципом его оценки — оценки не обязательно похвальной, но, возможно, осуждающей"28.

Проанализировав литературу, можно выделить те ценности, характерные признаки героического, которые складываются в идеальную личность, являющуюся образцом для подражания, воодушевляющую людей на высокие поступки, что и является задачей данного диссертационного исследования.

Его конкретной целью является определение героического этоса, и основных этапов его исторического развития и осмысления:

— описать метод личностного образца в этике и возможность его применения к исследованию героизма;

— дать определение понятию «героический этос», выделить причины возникновения этого феномена, его основные исторические проявления;

— определить понятие «героического личностного образца», круг проблем, связанных с данным понятием, классифицировать ценностные качества данного личностного образца;

— проанализировать теоретические источники, в которых нашла отражение исследуемая проблематика, сосредоточив главное внимание на следующих вопросах: зарождение героического этоса, его развитие, доминирование того или иного качества героя в разные эпохи.

— рассмотреть круг вопросов, связанных с соотношением героизма и насилия, с парадоксальной сущностью героизма, героизмом как стилем жизни общества.

При решении поставленных в диссертационной работе задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: исследование специальной литературы, анализ, синтез, систематизация и обобщение полученных данных. В основу диссертационного исследования.

28 Там же. с. 45−46.

Л Q лег метод личностного образца М. Оссовской. При помощи этого метода история морали рассматривается как смена личностных образцов, которые цементируют определенные этосы. Для правомерного выделения героического этоса также необходимо использовать сравнительно-исторические методы, системный подход, описательный метод.

Научная новизна состоит в том, что данная работа представляет собой первое специальное комплексное исследование героического личностного образца наряду с аристократическим и мещанским личностными образцами. Рассматриваются обобщения героического этоса в философских и литературных произведениях разных эпох: так эпоха Античности представлена поэмой Гомера и этическими сочинениями Аристотеля, эпоха Возрождения — произведением Дж. Бруно «О героическом Энтузиазме», эпоха Нового времени — произведениями Т. Карлейля и XX век — ранними произведениями М. Горького. Показано, что героический этос не привязан к определенным социальным группамон адекватен переломным (неустойчивым, кризисным, революционным) эпохам. Обоснована особая роль личностного образца в системе героических нравственных ценностей: героический личностный образец не столько выражает соответствующий этос, сколько формирует его.

29 см. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987.

Заключение

.

Данная работа представляет собой первое специальное комплексное исследование героического этоса в сопоставлении с другими этосами и в свете метода личностного образца. В ней суммированы наиболее общие и существенные характеристики героического этоса, описанные в литературе о героизме. Рассмотрены проявления героического этоса в эпоху Античности, • Возрождения, Нового и новейшего времени. В разные эпохиэтос модифицируется, каждый раз, обретая новые качества, некоторые из которых получают новый смысл, которые впоследствии становятся характерными для героического образа. Также в диссертации проанализированы и выявлены факторы, влиявшие на их формирование и изменение понятия «героя», «героического этоса». Кроме тогодан анализ целого ряда проблем, практически не рассматривавшихся ранее в этике, таких как проблема связи героизма' и насилия, парадоксальная сущность героизма, проблема возможности создания героического общества. Вводится в научный оборот, понятие героического этоса как определенной системы ценностей и образа жизни, в качестве этического, философского и социологического термина. В связи с введением этого термина раскрываются новые пути исследования в области этики. Раскрывается возможность выделения других этосов в обществе, также встает вопрос о правомерности воспитания у молодого поколения героического этоса. В — обществе не существуют «чистых» проявлений этосов, поэтому в определенной общественной группе возможно существование разных этосов. Этос представляет собой идеальную модель социального поведения в соответствующие исторические моменты. Например, человек, воспитывавшийся в духе мещанского этоса,. при достижении более высокого социального статуса воспитывает в себе ценностные качества аристократического этоса для того, чтобы упрочить свое социальное положение. А при определенной сложившейся исторической сйтуации, человеком могут быть восприняты героические идеалы, независимо от того, какой системы ценностей он придерживался до этого.

Основной задачей диссертационного исследования являлось определение героического этоса, отделение его от других видов: аристократического и мещанского. Для точного определения именно героического этоса важно очертить те ситуации, происходящие в истории человечества, в которых он занимал доминирующую позицию, и выявить соответствующий личностный образец и его основные ценностные качества.

Образец, являющиеся основой этоса,' становится идеалом для подражания в поведении, является примером, на который опираются в воспитании молодого поколения. По сути, таким образцом в героическом этосе становится герой, так как он — яркая, неординарная личность, вызывающая восхищение со стороны обыкновенных людей и стремление к подражанию.

Так, герой собирает вокруг себя тех, кто почитает его и стремится стать похожим на него. Герой своим примером указывает решение, выход из 0 тяжелой, пограничной ситуации и является стимулом для определенных t действий. Таким образом, героическая система ценностей становится системой ценностей не одного человека, а определенной совокупности людей. Это приводит к тому, что, наравне с индивидуальным проявлением героизма,' возникает такое явление, как коллективный героизм, где коллектив выступает как единое целое и совершает великие поступки во имя великих, целей. Особенно ярко это проявляется в такие исторические моменты, как разного рода военные действия, например, время Великой отечественной войны 1941;1945 гг., где героями могли называть целые города, при этом возникло даже понятие город-герой.

В результате данного исследования дана формулировка героического этоса как стиля жизни и системы ценностей, соответствующей героическим идеалам, где личностным образцом является герой. Человеку, принадлежащему героическому этосу должны быть свойственны определенные качества, образ мышления характер поведения. Так, любое героическое действие происходит вопреки чему-либо, то есть герой всегда осуществляет борьбу, сталкиваясь на своем пути с разного рода препятствиями, которые необязательно связаны с чем-то внешним, но и находящимися внутри героя — например, его страх и сомнение. Борьба всегда совершается против чего-либо и во имя чего-либо. В этом случае герой борется против несправедливости, мирового зла. Герой осознает свою борьбу как борьбу за всеобщее счастье. Его действия направлены на разрушение старого мировоззрения и утверждение новой системы ценностей нового мира. Он использует средства, переходящие грань человеческих возможностей. Соответственно, герой должен бьдъ наделен смелостью, мужеством, бесстрашием, эти черты в свою очередь являются основой других ценностных качеств, как самоотверженность и самопожертвование. Герой жертвует собой ради других людей, ради их счастья, в этом заключается его предназначение и цель героических действий. Самое большее, что он может отдать — это свою жизнь. Смерть в данном случае не является препятствием на пути к цели, герой презирает ее, относится к ней так, как если он был выше жизни и смерти. С другой стороны, преодоление страха смерти является неоспоримым подтверждением героической позиции. При свершении великих дел собственная жизнь не имеет большого значения, а смерть лишь придает ему ореол величия. Герой является цельной, сильной духом личностью, уверенной в правомерности собственных действиях, обладающий проницательностью, целеустремленностью. Его потребности всегда умерены, он бескорыстен и искренен. В силу своей необычности герой сталкивается с непонимание и недоверием со с1ороны тех, к кому он обращается, что увеличивает дистанцию между ним и обычными людьми. ' Часто герои выполняют покровительственные функции, берут на себя роли пророка или предводителя.

С каждой исторической эпохой понятие «героя» видоизменяется, время 0 расставляет новые акценты в понимании героической личности, одни ф героические качества становятся доминирующими, другие уходят на задний план. Естественно, герои Античности отличаются от героев эпохи.

Возрождения или Нового времени. Так, например, герой Античности — это герой, который в основном может проявить себя во время военных действий или в схватке, тем самым отстоять не только собственную честь или память предков, но и интересы племени или народа. Вследствие этого, такие качества, как мужество, отвага, бесстрашие, самоотверженность становятся ' первостепенными, в отличие от других героических качеств, как самопожертвование ради истины, идеи, альтруизм, умеренность в своих потребностях, которые будут столь же значительными в последующие эпохи.

Один из критериев отличия героя от простых людей по Гомеру является внешняя красота, которая должна сочетаться с внутренней красотой. Герой обладает не только прекрасным телом и острым умом, но и хорошим оружием, вызывающее восхищение у врагов. Героями признают тех, кто совершает великие поступки, достойные богов. Для героя важно умереть на поле брани «не без дела., нечто великое сделаю, что и потомки услышат», — как говорит Гектор, ради славы и памяти о себе. Это является основной мотивацией великого поступка. Важно отметить, что в Античности существует прямая. зависимость между социальным происхождением и признанием человеческих поступков героическими. t Эпоха Возрождения в лице Джордано Бруно во многом перенимает основные качества героической личности Античности, но в то же время расширяет его и расставляет новые акценты в понимании героя. Во-первых, сфера деятельности героя расширяется и не ограничивается только военными действиями, но при этом. она не определяется конкретно. Героический ,.

Энтузиаст стремится постичь истину бытия, сущность вещей. Дж. Бруно акцентирует внимание именно на целях Энтузиаста, его идеях и мыслях.

Каждый герой готов пожертвовать жизнью ради поставленной цели, в самоотверженно защищая честь или отстаивая свои идеи и принципы, уверенный в своей правоте. Во-вторых, вся жизнь героического Энтузиаста посвящена исканию истины и стремлением показать ее остальным людям. В-третьих, Бруно расширяет понимание героической борьбы, которая происходит не только на уровне победы над врагами или над собственным страхом, но и преодолевает собственные страсти и склонности, только при этом условии можно достичь познания истины. Он сам устанавливает законы и правила, по которым необходимо жить. Фактически Бруно впервые акцентирует внимание на парадоксальности героизма: несовместимость целей героя и возможностей их выполнения, одиночество героя и его зависимость от толпы.

Томас Карлейль, живший в эпоху Нового' времени, акцентирует внимание на том, что наклонности или задатки великого человека, героя ' присутствуют в каждой личности, их. мера проявления зависит от некоторых обстоятельств: времени и социальной обстановки в обществе. Героизм в человеке • можно воспитать или развить те наклонности, которые способствуют развитию героических качеств. Задача общества — стремиться i к тому, чтобы воспитать, как можно больше великих людей, чтобы построить героический мир на основе искренности и истины. Великий человек Карлейля старается воплотить знание истины в реальном мире для всех людей, берет на себя роль предводителя, вождя и пророка. Карлейль конкретизирует сферы деятельности героя, где он должен быть наиболее * заметен — это сферы политики и искусства. Именно в этих сферах великий человек может проявить себя особенно ярко и реализовать свои способности.

Искренность, знание истины является определяющим критерием великого человека, чье предназначение заключается1 в том, чтобы воплотить свое t знание в реальном мире.

В произведениях М. Горького мы видим несколько иное понимание героической личности. Он называет героическую личность «человеком с большой буквы», который борется с социальной несправедливостью, злом, насилием, его герой — творец гармонии мира. Человек берется распутать -«узлы заблуждений и ошибок», указать на ошибки природы, исправить их, даже если придется менять саму природу. Предрассудки старого мира становятся препятствием на пути к новому миру, мешают восприятию ф истины, люди должны выйти за границы стереотипов. Герой всегда готов и t призван помочь другим людям разобраться в своих ошибках. Но одному человеку не под силу построить новый мир. Горький пытается показать, что с помощью определенного воспитания каждый человек не просто может, но и ' должен стать героем. Вся суть героизма заключается не в том, что герой обладает каким-то особенным даром, а в том, что он всегда действует на пределе своих возможностей, даже не имея к этому способностей или наклонностей.

•. I.

Сегодня в средствах массовой информации, в частности, в медиа-бизнесе, в киноиндустрии часто обращаются к героической тематике. Понятие «героя» пытаются использовать в различных передачах для подогрева интереса у читателей или зрителей, при этом оно может стать объектом насмешки или иронии. Тем самым представление о герое может ' искажаться. Он для обыденного мышления может казаться абсурдным, безумным, непонятным, теряя в глазах толпы должное величие. Модным в свое время было разоблачение героев, рассказ о том, как искусственно ф создаются герои в руках идеологов, политиков. Совершенно не оспаривается тот факт, что герой является человеком, который подвержен человеческим слабостям, но это ничуть не преуменьшает ценность героизма и героических деяний. С каждой эпохой герой в глазах толпы обретает новые черты, и сами попытки дискредитировать старых героев можно истолковать, как специфический способ еще больше идеализировать героический образ. Так ' или иначе, последнее время тема героизма поднимается в сферах массовой информации, что дает основания сделать вывод — общество нуждается в героических идеалах. А это в свою очередь доказывает косвенное признание, значимости героической личности для нашего времени. t.

Если обратиться к продуктам киноиндустрии и просмотреть фильмы,.

216 рассчитанные на массового зрителя, которые вышли за последние два года, то можно заметить, что около 60% фильмов от общего числа связаны с героической тематикой. Например, взять такие «голливудские» фильмы, как: ¦ ¦ - - I.

216 Каталог фильмов взят на сайте http://aIImovies.boom.ru/katalog.htm.

517 91R 910 99П.

Я, робот", «Человек-паук — 2», «Послезавтра», «Троя», «Ван Хельсинг». Все эти фильмы объединяет одно, а именно то, что один ' человек, в большинстве случаев, обладающий незаурядными способностями, спасает мир. От действий главного героя зависят жизнь многих людей. На пути к своей цели, он мужественно и самоотверженно проходит множество препятствий, и каждый раз с честью выходит из ситуации. Вокруг героя создан ореол величия, он воплощает собой по сути совершенного человека. В нем присутствует доброта, благородство, честность, искренность, он готов отдать собственную жизнь за спасение людей. Примечательно, что в одном из эпизодов фильма «Человек-паук — 2» формулируется определенная концепция героя и обосновывается, почему герой необходим обществу. Так, ' одна из героинь считает, что герой существует в каждом человеке, именно это обстоятельство делает людей честными, благородными, готовыми пожертвовать своими желаниями, «под конец помогает нам умереть, храня гордость». Герой необходим для того, чтобы послужить примером для молодого поколения, у героя учатся, он задает критерии добра, определяет положительные ценности. Важно ' отметить, что почти все детские мультипликационные фильмы связаны с героической тематикой, так как в них раскрываются проблемы борьбы добра со злом, привнесение добра в наш мир. В этих фильмах рассматриваются модели поведения в различныхситуациях, используя при этом образ героя и основные героические черты такие, как отказ от своих эгоистических интересов в пользу каких-то общих положительных целей, стойкость, мужество, целеустремленность, защита и Ф покровительство слабых и т. п.

Такой интерес к героизму может быть обусловлен тем, что наше общество находится сейчас в ' кризисной ситуации, происходит переосмысление положительных ценностей, заповедей (декалог), которые ф.

217 реж. Алекс Пройас, 20th Century Fox, 2004. 218, реж. Сэм Рэйми, Marvel enterprises, 2004.

219 реж. Роланд Эммерих, 20th Century Fox, 2004.

220 реж. Вольфганг Петерсен, Warner Bros. Pictures, 2004.

221 реж. Стивен Соммерс, Universal Pictures, 2004. были непререкаемы в течение тысячелетий, то есть возникают те ситуации, когда они перестают действовать. Люди теряют истинные моральные ориентиры в жизни, то, на что они всегда могли опереться в своих поступках. Единственным основанием морального выбора. являются собственные желания, мотивируемые удовлетворением насущных потребностей. Воспитание героических идеалов поможет стабилизировать общество. Героические действия становятся действенными, когда другие не помогают найти адекватного ситуации решения. Поэтому исследование сущности героизма становится особенно актуальным и значимым для нашего общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексей Максимович Пешков. Псевдоним Максим Горький. Автобиография. 1897 г. http://maximgorkiy.narod.ru/avtor.htm
  2. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения, в 4 тт. М.: Мысль 1983.
  3. Аристотель. Эвдемова этика. Сочинения, в 4 тт. М.: 1983.
  4. О.А. Образ героя в культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону. 1999. ф
  5. М.М. К философии поступка. Философия и социология науки иt техники. Ежегодник 1984−1985. М.: Наука, 1986.
  6. В.К. Героизм как творчество // Теоретические проблемы героизма трудящихся. Ростов-на-Дону, 1973.
  7. Бор1анецкий П. О достоинстве человека. Основания героической этики. Париж.: 1950.
  8. . Жизнь Галилея, www.lib.ru/INPROZ/BREHT/breht2 5. txt
  9. Дж. О героическом энтузиазме. Киев.: «Новый Акрополь», 1996, 288 с.
  10. С. Н. Героизм и подвижничество// Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М.: «Новое время» и журнал «Горизонт», 1990, 211 с.
  11. Н. Е. Предисловие А. М.Горького к брошюре Н. Е. Буренина, «Люди большевистского подполья». «Памятные годы». Воспоминания
  12. БуркхардтЯ. Размышления о всемирной истории. М.: РОССПЭН, 2004, 560 с.
  13. М. Протестантская этика и дух капитализма.' Избранные произведения. М.: Республика, 1990.
  14. Д. Основания новой науки об общей природе наций. JL, 1940.
  15. Д.А. Героизм и современная война // Коммунист вооруженных сил. № 24, 1966.
  16. Д.А. Феномен героизма. О героях и героическом. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  17. П.П. Нравственная природа человека в европейской$традиции XIX—XX вв.. Этическая мысль: Ежегодник. М.: 2000. 216 с.
  18. Гегель Г. В. Ф. Лекции. по Эстетике. Сочинения. М., Л.: Соцэкгиз, 1932.
  19. Гегель. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 2000
  20. Героический Энтузиазм Джордано Бруно. К 300-летию сожженияцерковью// Здравый смысл. № 14. М.: Российское гуманистическоеобщество. 1999/2000.96 с.. • 'i
  21. Советская энциклопедия, 1964.'
  22. Герой. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия," 1991.
  23. Герой. Энциклопедия.философии. М.: ACT, Минск Харвест, 2001. 1312 с.
  24. Гесиод. Труды и дни// Полное собрание текстов. М., 2001.
  25. Гесиод. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. ч. 1,576 с. '
  26. М. Мышление Джордано Бруно: единство воли и интеллекта// Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1987. М.: Наука, 1987. 304 с.
  27. Гомер. Илиада, перев. Н. Гнедича. М.: 1984, 432 с.
  28. Гомер. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. ч. 1,576 с.
  29. М. Человек. М.: «Знание», 1906.
  30. P.O. О подвиге и героизме. М.: Знание- 1961.
  31. А.А. Античная этика. М.: Гардарика, 2003, 270 с.
  32. А.А. Философия, мораль, политика. М.: ИКЦ Академкнига, 2002. 304 с.
  33. А.А., Апресян Р. Г. Этика. Учебник. М., Гардарика, 1998. 472с. '
  34. А.А., Дубко E.JL Этика. Учебник. М., 1999. 496 с.
  35. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998. 572 с.
  36. Н.А. Когда же придет настоящий день?. Собрание сочинений в 9 тт., т. 6. М.: 1963.
  37. Достоинство. Этика. Энциклопедический словарь. М., «Гардарики», 2001.671 с.
  38. Т.Ц. В поисках героя современника Героическое начало вФсовременной прозе. Киев: Наук, думка-, 1990. 184 с.
  39. С. Русский герой: теневой вариант. Провокация как сквозной мотив в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького. Новая газета Ex libris. #30 (280), 12 августа 2004 г.
  40. О.П. Об аристократизме// Этическая мысль. Вып. 2. М.:2001. 231с.
  41. О.П. Профессия в контексте истории ценностей. Этическаямысль. Вып. 4. М.:2003. 205 с.
  42. Д. Героев рождает народ// Герои наших дней. 1961.
  43. Искусство героической эпохи// Коммунист. №' 10, 1964.
  44. История этических учений. Под общ. ред. Гусейнова А. А. М.: Гардарики, 2003. 911 с.
  45. В. Пайдейя: Воспитание античного грека: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) пер. с нем. М. Н. Ботвинникова. М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1997.
  46. .Г. К понятию гражданского неповиновения. Моральный выбор в политике. М.: КДУ, 2004.
  47. Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987.
  48. Н. И. Памяти Н.К. Михайловского как социолога. Избранные труды по социологии в 2 тт. С.-П.: Алетейя, 1998
  49. Т. Герои, почитание героев и гербическое в истории. Теперь и прежде. М.: «Республика», 1994, 415 с.
  50. Т. Прошлое и настоящее. Теперь и прежде. М.:" «Республика», 1994,415с.
  51. Т. Этика жизни. Трудиться и не унывать. Теперь и.прежде. М.: «Республика», 1994, 415 с.
  52. Н.И. Героическое как категория эстетики// Эстетика. Категории и искусство. М.: Искусство, 1965.
  53. Г. Подвигом рожденное, к подвигу зовущее. М.: Изобразительное искусство, 1971.
  54. М.А. Проблемы нравственного реформирования общества в эпоху раннего Нового времени// Этическая мысль. Вып. 4. М.:2003: 205 с.
  55. П. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М.: Рос.
  56. Гуманистическое общество, 2000, 160 с.
  57. Дж. Тысячеликий герой. Ваклер, Рефл-бук, ACT, 1997 342 с.
  58. Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности. Мораль и этическая теория. М.: 1974.
  59. П. Образование героического идеала. Сочинения. М., Л.: Гос. Соц-эк. Изд-во, 1931.
  60. А.Ф. Гомер. 2-е издание. М.: Молодая гвардия — ЖЗЛ, 1996. -400 с.
  61. А.Ф. Античная философия истории. Спб.: Алетейя, 2000. -256 с.
  62. А.Ф. Эстетика Возрождения. http://losev-af.viv.ru/contyiosev02/20.html.
  63. А. В. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924 году в пользу беспризорных. «Новая Москва», 1925.
  64. А.В. Мещанство и индивидуализм. М.: СПб., 1923.
  65. А.С. Близкий, родной, незабываемый, http ://maximgorkiy.narod.m/MAKARENKO/rodnoy.htm.
  66. А.С. Наши жизни Горькому — Горьковцы. http://maximgorkiy.narod.ru/MAKARENKO/pred.htm.
  67. А.С. О коммунистическом воспитании. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. 300 с.
  68. М. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.http://www.philosophy.ru/library/mmk/paradox.html.
  69. Н. К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии в 2 тт. С.-П.: Алетейя, 1998.
  70. Н.К. Еще о героях. Полн. собр. соч. т. 2. Изд. 4-е СПб., 1906.
  71. К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997. 448 с.
  72. А.Н. Парадоксы неоконсерватизма. (Россия и Германия в конце XIX—XX вв.ека). М.: ИФРАН, 1999. 194 с.
  73. Ницше в России. Русская философия. Словарь. Под ред. М. Маслина. М.: Терра-Книжный клуб, Республика, 1999, 656 с.
  74. Ф. Антихристианин. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. -398.
  75. Ф. К генеалогии морали. Минск.: «Попурри», 1997- 624 с.
  76. Ф. По ту сторону добра и зла. Минск.: «Попурри», 1997- 624 с.
  77. Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Минск.: «Попурри», 1997- 624 с.
  78. Ф. Рождение трагедии, или эллйнство пессимизма. Сочинения в 2 тт. М., Мысль, 1990. 829 с.
  79. О долге и чести воина в российской армии // сб. материалов, документов и статей. М.: Военное издательство, 1990.
  80. JI.E. Максим Горький и идея его новых героев.
  81. ., Рудаков JI. Н.К. Михайловский о психологическомфакторе в историческом процессе// сб. История и психология. Под ред.
  82. Б. Поршнева, JI. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. 382 с. t
  83. В. Подвиг и герой: писатель и новая действительность. М.:1961.
  84. Пешков Алексей Максимович (Горький). Писатели XX века. Библиографический словарь, т. 2. М.: Просвещение. 1998.- (http://maximgorkiv.narod.ru/IZSLOV ARYA. htrn).
  85. А. Героизм: примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. Спб.: 1896 г.
  86. Свод русского фольклора. Былины, в 25 тт. Спб.: Наука, М.: издательский центр «Классика», 2001.
  87. Е.С. Психология войны в XX веке. Исторический опыт России. М.: Росспэн, 1999. 382 с.
  88. С.А. Человек и ценности в философии Н.Бердяева и Ф. Ницше // Вестник МГУ. Серия философия. № 6, 1991.0
  89. И. М. Героизм и героические традиции. Ростов, 1969.
  90. И. М. Сущность героизма и исторические особенности его развития. Автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1970.
  91. П. Мужество быть. Избранное.-Теология культуры. М.: Юрист, 1995, 479 с.
  92. А. Дж. Постижение истории. Избранное. М.: Айрис^ Пресс, 2001.637 с.
  93. Г. О гражданском неповиновении. Высшие законы. М.: Республика, 2001.
  94. .Т. Типы парадоксального сознания в постсоветском пространстве. http://www.socio-'samara.ru/Socio.nsf/bbde0bf8cccld595c425666700323550/a27e2cf76a 7b 1'513 с4 256 741 0039f917? OpenDocument.
  95. Д. Слова и жизнь. СПб.: 1909.
  96. В. Автобиография. Избранные произведения. М.: 1956.
  97. Ю. О героях и героизме. Избранное. М.: Правда, 1956.
  98. Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской Армии. М.: Военный университет, 1997. 494 с. •
  99. Н.Г. Русская философия. Словарь. Под ред. М. Маслина. М.: Терра-Книжный клуб, Республика, 1999, 656 с.
  100. Честь. Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. 671с.
  101. В.Д. Обыденное и героическое в морали. Диссертация на' соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва. 1975.
  102. М. Ресентимент в структуре морали. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. 231 с.
  103. В. П. Категория героизма в истории этики. К критике буржуазного понимания героизма// Вестник истории мировой культуры. 1960 № 2.
  104. А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М.: 1997 г.- / Русские писатели XX века. http://hronos.km.ru/biograf7gorkyi.html.
  105. А. Джордано Бруно. М.: «Молодая гвардия», 1964.
  106. М.: Советский писатель, 1964.
  107. Г. Е. Герой терпения// Военный сборник 1911 № 2.
  108. Этическая мысль. Русская философия. Словарь. Под ред. М.-Маслина. М.: Терра-Книжный клуб, Республика, 1999, 656 с.
  109. Этос. Философская энциклопедия, т. 5, М, 1989 г.
  110. Этос. Этика. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарики», 2001. 671с.
  111. Э. Излучения (феврале 1941- апрель 1945). СПб.: Владимир Даль: Фонд Университет, 2002. 781 с.
  112. Э. Рабочий. Господство и гештальт. .Тотальная мобилизация- О боли / Эрнст Юнгер. СПб.: Наука, 2000. 537 с.
  113. В. Несколько слов о Томасе Карлейле. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. 415 с.
Заполнить форму текущей работой