Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изменение гемодинамики и метаболических показателей системы крови студентов под влиянием занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения работы базируются на концепции системного подхода внедренного в учебно-научный процесс факультетов Южно-Уральского государственного университета, Тюменского государственного университета. Полученные результаты исследований можно рассматривать как теоретическую основу для разработки здоровьеукрепляющих программ, прогнозирования роста… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Вегетативное обеспечение морфофункциональных систем организма юношей и девушек (Обзор литературы)
    • 1. 1. Конституциональные механизмы адаптации к условиям внешней среды
    • 1. 2. Вегетативное обеспечение двигательной активности, сбалансированного питания
    • 1. 3. Энергетическое обеспечение деятельности, физическое развитие и соматотип студентов
    • 1. 4. Регуляция системы кровообращения в разные возрастные периоды
  • ГЛАВА II. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Сбор анамнеза и методы объективного физиологического обследования
    • 2. 3. Исследование функций надсегментарного отдела вегетативной нервной системы
  • ГЛАВА III. Результаты собственных исследований
    • 3. 1. Динамика морфофункциональных показателей
    • 3. 2. Психологическое состояние по результатам психологического тестирования и осмотра студентов
    • 3. 3. Изучение степени утомления по данным кардиовискулярной системы
    • 3. 4. Состояние сердечно-сосудистой системы
    • 3. 5. Показатели кардиореспираторной системы у студентов с различной направленностью физических нагрузок
    • 3. 6. Биохимическое обследование студентов
      • 3. 6. 1. Состояние липидного обмена, уровня натрия и калия в 100 сыворотке крови у студентов
      • 3. 6. 2. Сравнительные данные микроэлементов, ферментативной 106 активности студентов
    • 3. 7. Неспецифические реакции организма студентов

Изменение гемодинамики и метаболических показателей системы крови студентов под влиянием занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате социально-экономических, политических и экологических потрясений в России сложилась негативная ситуация, выразившаяся, в конечном итоге, в деградации нации, резком ухудшении ее психофизиологического потенциала и здоровья. Это коснулось и многочисленного отряда студенческой молодежи, вызывая различного рода вегетативные расстройства (A.M. Вейн с соавт., 2000).

Из анализа источников литературы выявлено, что в основном рассматриваются факты ухудшения здоровья (А.В. Лищук, Е. В. Мосткова, 1994; А. П. Матвеев, В. Н. Непопалов, 1995), и декларируются призывы его улучшения традиционными средствами физической культуры (В.К. Бальсевич, 2000). Однако конкретных научно-обоснованных коррекционных программ первичной профилактики сегодня разработано мало (Е.А. Пирогова, 1989; Т. В. Хутиев с соавт., 1991; Г. Л. Апанасенко, 1992; В. П. Петленко, 1996; 1997; А. В. Лищук, Е. А. Мосткова, 1999; А. В. Ненашева, 2001).

Актуальность научного исследования заключается в том, что при высоком развитии физиологии и медицины в предупреждении широко распространенных факторов риска, вегетативного дискомфорта уделяется недостаточное внимание разработке традиционных и нетрадиционных оздоровительных и коррекционных программ и технологий.

Государственная модернизация образования предполагает не только улучшение материального обеспечения вузов, школ, но и снижение академической нагрузки за счет увеличения роли самостоятельных занятий и повышения двигательной активности студентов с целью улучшения функционирования психофизиологического потенциала (ПФП) и уровня здоровья.

Значение двигательной активности для человека очевидно и общепризнанно. Но «движения живут и развиваются» (Н.А. Бернштейн, 1966). Возрастные преобразования систем движения человека через физическую культуру, спорт и трудовую деятельность определяют уровень развития морфофункциональных компонентов здоровья: физическое состояние, 4 подготовленность, в конечном итоге, физические и психические составляющие здоровья современного человека.

Двигательная активность осуществляется на основе освоения индивидуумом накопленных знаний в области физического совершенствования человека, целенаправленного изменения биологических составляющих его природы и опосредованного воздействия на социально-экономическое благополучие.

В природе нет противоречий. Однако в процессе развития возникают бифуркциональные ситуации. Вот поэтому выбор адекватных технологий физического совершенствования человека исключительно важно. Определение основных параметров и критериев движений, психологического обеспечения деятельности и физиологических характеристик кровообращения, биологических процессов и отдельных неинвазивных показателей иммунитета в цельной интеграции будут способствовать внедрению прогрессивных технологий и программ физического и психического совершенствования человека.

К биологическим детерминантам физической активности относятся критерии состояния, развития и подготовленности, в конечном итоге, физического совершенствования как ключевого составляющего гармоничного развития, саморегуляции в широком биологическом и социальном значении. При этом вегетативному обеспечению моторной и сенсомоторной деятельности придается важное значение (Н.Н. Яковлев, 1974; I.H. Wilmore, D.L. Gostill, 1994).

В 1800 году французский анатом М. Bichat разделил нервную систему на две части: анимальную, свойственную животным и обеспечивающим все формы сенсомоторной деятельности, и вегетативную, обеспечивающую обмен веществ. В 1807 году I. Reil ввел понятие «вегетативная нервная система (ВНС)».

Термин «ВНС» существует почти два века, а ее выделение несомненно стимулировало физиологические и биохимические подходы к изучению особенностей и закономерностей функционирования как соматической, так и 5 вегетативной систем (A.M. Вейн с соавт., 2000). I. Landley (1889) предложил термин «автономная нервная система», a W. Gaskell в этом же году предложил назвать этот отдел нервной системы «висцеральная». Несомненно, важна вегетативно-висцеральная регуляция, однако вегетативная иннервация захватывает все ткани организма и не является лишь «висцеральной».

В конечном итоге, жизненными оказались два термина: «вегетативная нервная система», используемая отечественными учеными и в немецко-франкоязычных странах и «автономная нервная система», получившая распространение в англоязычных странах.

И.П. Павлов, J1.A. Орбели, А. П. Сперанский, К. М. Быков, В. Н. Черниговский развивали важные исследования в основе которых лежит участие вегетативной нервной системы.

Цель исследования: изучить изменения гемодинамики и метаболических показателей системы крови студентов для разработки физиологически обоснованной системы занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ изменения гемодинамики и метаболических показателей системы крови, психофизиологического потенциала у студентов с различными режимами и содержанием занятий физическими упражнениями.

2. Определить физиологические критерии адаптации к физическим упражнениям различной направленности.

3. Обосновать возможность применения средств общей физической подготовки в сочетании с восточной гимнастикой Тай Цзи Цюань в повышении функциональных резервов системы кровообращения.

4. Определить изменения уровня метаболитов и баланса электролитов в крови при занятиях физическими упражнениями со здоровьесберегающей направленностью.

Научная новизна исследования. Определены направленность и количественные параметры сдвигов показателей гемодинамики и уровня 6 метаболитов крови у студентов под влиянием занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью. Установлена роль общеразвивающих физических упражнений в сочетании с гимнастикой системы Тай Цзи Цюань в повышении функциональных резервов системы гемодинамики и антиоксидантной защиты организма. Определены физиологические эффекты оздоравливающего влияния занятий общеразвивающими упражнениями, в сочетании с восточной гимнастикой.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения работы базируются на концепции системного подхода внедренного в учебно-научный процесс факультетов Южно-Уральского государственного университета, Тюменского государственного университета. Полученные результаты исследований можно рассматривать как теоретическую основу для разработки здоровьеукрепляющих программ, прогнозирования роста потенциальных резервов адаптации студентов вузов к физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Практическая значимость исследования заключается в применении научно-методически обоснованных программ оздоровления, улучшения морфофункционального статуса организма, вегетативного обеспечения деятельности у студентов в целом. Результаты исследования позволяют дифференцированно использовать такие широко распространенные методы оздоровления, как атлетическая силовая подготовка, дзюдо и восточная гимнастика Тай Цзи Цюань, комплексные уроки по физической культуре.

Результаты исследования позволяют, дифференцировано использовать такие широко распространенные методы оздоровления, как восточная гимнастика Тай Цзи Цюань и комплексные уроки по физической культуре.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Применение средств физической подготовки в сочетании с гимнастикой системы Тай Цзи Цюань обеспечивает физиологический эффект экономизации гемодинамической функции в условиях относительного мышечного покоя и при стандартной физической нагрузке. 7.

2. Положительное влияние средств физического воспитания студентов здоровьесберегающей направленности на метаболические показатели системы крови проявляется в снижении уровня холестерина, продуктов перекисного окисления липидов, в повышении мощности антиоксидантных систем.

3. Применение средств атлетической подготовки с преимущественной направленностью на развитие силы и силовой выносливости сопровождается повышением уровня симпатикомиметических влияний на гемодинамику, формированием у части студентов гиперкинетического типа кровообращения.

Апробация результатов работы осуществлялась на научно-практических конференциях, в том числе на республиканской, региональной и университетской (Ростов-на-Дону, Тюмень, Челябинск).

Внедрение и практическое использование результатов исследования в оздоровительный процесс подтверждается соответствующими актами.

Основные положения диссертации включены в учебно-оздоровительный процесс кафедры физического воспитания и здоровья ЮУрГУ, Социально-экономической академии, Тюменского государственного университета.

Полученные материалы включены в статьи, тезисы и доклады. По теме диссертации опубликовано 11 работ, в том числе одна в центральной печати.

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложена на 148 страницах машинописного текста и состоит из трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографии, приложения, актов внедрения. Список используемой литературы содержит 246 первоисточников, в том числе зарубежных авторов 58, текст иллюстрирован 26 таблицами и 3 рисунками. 8.

ВЫВОДЫ.

1. Регулярные занятия физическими упражнениями со здоровьеукрепляющей направленностью приводят к экономизации функции кровообращения в состоянии относительного покоя и при стандартной физической нагрузке.

2. Применение средств физической культуры оздоровительной направленности сопровождается восстановлением нормальной реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, а число студентов с функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы уменьшается с 51,8% до 23,2%. Наиболее эффективными средствами оптимизации гемодинамики являются упражнения общей физической подготовки, сочетаемые с гимнастикой системы Тай Цзи Цюань.

3. Под воздействием занятий физическими упражнениями здоровьеукрепляющей направленности повышается статокинетическая устойчивость, улучшается самочувствие, активность, настроение, снижается личностная тревожность.

4. В опытной группе студентов, в занятия которых были включены физические упражнения общеразвивающего характера, сочетание с гимнастикой системы Тай Цзи Цюань, наблюдались положительные изменения в показателях гемодинамики при ортостатической и стандартной физической нагрузках. Число студентов с гиперкинетическим типом кровообращения уменьшилось 72,5% до 26,5%, а с отрицательной реакцией на ортопробу с 62,5% до 32,3%.

5. В контрольной группе студентов, занимающихся по программе атлетической гимнастики, преимущественным использованием силовых упражнений динамического и статического характера преобладал гиперкинетический тип реакции, в регуляторных воздействиях на.

123 гемодинамику было отмечено повышение симпатикомиметических влияний.

6. В состоянии липидного обмена наиболее благоприятные изменения произошли у студентов опытной группы. У 28,7% студентов контрольной группы оказался повышенным уровень холестерина в сыворотке крови. У студентов опытной группы показатели обмена холестерина оказались в пределах физиологической нормы. В ионном составе плазмы крови существенных межгрупповых различий не было обнаружено.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Разработанные программы здоровьеукрепляющих технологий по-разному влияют на психофизиологический потенциал и уровень здоровья студентов. Наиболее прогрессивное воздействие на организм студентов оказывают восточные виды физических упражнений, сочетаемые с массажем и мануальной терапией, а также комплексное развитие физических качеств в период подготовки к президентским состязаниям.

2. Занятия силовой подготовкой целесообразно сопровождать экспресс диагностикой, так как влияние этого рода физических упражнений вызывает напряжение показателей сердечно-сосудистой системы, метаболического и психического состояния.

3. В результате научно-практического исследования рекомендуем для оценки физической подготовленности контрольные упражнения и нормативы. Рекомендуем оценочные результаты тестирования физической подготовленности студентов занимающихся по программе подготовки к президентским состязаниям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А .Я. Комплексный подход при исследовании соматических типов у девушек 15−18 лет учащихся средних школ и ССУЗ: Тез. докл. Всерос. научно-практ. конф. Ижевск, 1996. — С. 212−213.
  2. Адаптация человека и животных к экстремальным условиям внешней среды. Сб. научных трудов // Под ред. Н. А. Агаджаняна. М.: МГУ, 1985.- 198 с.
  3. В.В. Регуляция частота и силы сердечных сокращений у бегунов на средние дистанции: Лекция. Омск, Челябинск: ОГИФК, 1987. -16 с.
  4. Т.И. Географическая среда и биология человека. М., 1977.-256 с.
  5. В.А., Шляхто Е. В., Саушкин С. М. и др. Рефлекторная регуляция кровообращения с барорецепторов каротидного синуса у человека // Физиология человека, 1989. Т. 15, № 2. — С. 139−141.
  6. В.А., Шляхто Е. В., Соколова В. А. Пограничная артериальная гипертония. СПб.: Гиппократ, 1992. — 192 с.
  7. А. Психологическое тестирование: книга 1: Пер. с англ. / Под. ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  8. П.К. Биология и нейрофизиология рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975. 477 с.
  10. М.В., Ефимова С. П., Лосева О. А. и др. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: Педагогика, 1974.-136 с.
  11. М.В., Кольцова М. М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. М.: Педагогика. — 1983. — 160 с.126
  12. Г. JI. Валеология на рубеже веков // Валеология. -Ростов-на-Дону: УНИИ валеология РГУ, 2000. № 1.- С. 4−11.
  13. И.А. Проблема периодизаЗции в онтогенезе человека // Советская педагогика, 1965. № 11. — С. 120−123.
  14. И.А. К теории индивидуального развития организма (физиологические механизмы, определяющие продолжительность жизни у млекопитающих) // Ведущие проблемы возрастной физиологии и биохимии.- М.: Медицина. 1966. — С. 32−65.
  15. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967. — 476 с.
  16. И.А. Постнатальный онтогенез // Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. — С. 27−68.
  17. М.А. Биологические и медицинские аспекты проблемы адаптации и стресс в свете данных физиологии онтогенеза. В кн.: Актуальные вопросы современной физиологии. — М.: Медицина, 1976. — С. 144- 191.
  18. Возрастные изменения сосудистой системы и механизм геронтогенеза // Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь: Пед. ин-т, 1977. — Вып. 2. — С. 118−144.
  19. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: основы нейротропийной теории онтогенеза. М.: Наука, 1982.-270 с.
  20. А.А. Перераспределение кровенаполнения при анестезии и операции (диагностика, мониторинг, управление): Дисс.. д-ра мед. наук.- Челябинск, 1988. 497 с.
  21. А.А. Физиологические основы биоимпедансного мониторинга гемодинамики в анестезиологии (с помощью системы «Кентавр»). в 2-х томах. — Челябинск, 1996. — Т. 1. — 174 е., Т. 2. — 162 с.127
  22. И.А. Особенности в механизмах регуляции гемодинамики в условиях здоровья и при некоторых формах патологии на основе метода спектрального анализа: Дисс.. канд. мед. наук. Челябинск, 1997.- 171 с.
  23. Африканов J1.A., Африканова Л. П., Смирнова Л. Н. Работоспособность студентов и пути ее повышения // проблема физического воспитания и спортивной медицины. Рязань, 1979. — С. 5.
  24. P.M. Временная организация функций и адаптационно-приспособительная деятельность организма // Теоретические и прикладные аспекты анализа временной организации биосистем. М.: Наука, 1976. — С. 88.
  25. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 221 с.
  26. К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. М.: Мир, 1997.-368 с.
  27. В.К. Проблема специализации и отбора в свете новых данных по онтогенезу моторики. Всерос. симп. по проблемам «Отбор, специализация и прогнозирование в спорте»: Тез. докл. — Омск, 19 711. — С. 11.
  28. В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5−65 лет): Дисс.. докт. биол. наук. -М&bdquo- 1977.128
  29. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. 1981. — № 8. — С. 78−89.
  30. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоров’я, 1987. — 214 с.
  31. В.К. Онтокинезиология человека. // Теория и практика физической культуры. М., 2000. — 275 с.
  32. П.Н. Учение о физическом развитии. М.: Изд-во МГУ, 1962.-339 с.
  33. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 166 с.
  34. В.В. Физическое развитие детей // Биология человека. -М.: Мир, 1968.-330 с.
  35. Е.В., Исаев А. П., Сашенков C.J1. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Челябинск: Изд-во ООО «Интерполиарт и К», 1998. -64 с.
  36. Е.В., Исаев А. П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа // Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С. 76−81.
  37. К.М., Слоним А. Д. Исследования сложнорефлекторной деятельности животных и человека. М. — JT.: Изд-во Академия наук СССР, 1960.- 181 с.
  38. С.М. Проблема реализации спортивного потенциала в соревновательной деятельности // Науч.-спорт. вестник. № 4. -1985.-С. 17−20.
  39. С.М. Развитие силовых качеств и проблема их реализации // Научные основы управления подготовкой129высококвалифицированных спортсменов: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. М. — Таллин, 1986. — С. 4−5.
  40. Валеология человека. Здоровье Любовь — Красота. / Валеологический семинар академика В. П. Петленко. В 5 томах. — СПб.: Петроградский и Ко. Минск: Оракул, 1996−1997.
  41. Л.Л., Ящаниас И. И. Простой способ определения степени утомления спортсменов по данным ЧСС и СД // Науч.-спорт. вестник. 1985. — № 6. — С. 25−27.
  42. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / Под ред. A.M. Вейна. М. Медицинское информационное агентство, 2000. — 752 с.
  43. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 327 с.
  44. В.Г. Акселерация роста и развития детей. М.: Изд-воМГУ, 1976.-279 с.
  45. Л.И. Изменение показателей ортокардиоинтервалографии и экскреции катехоламинов у юных пловцов при адаптации к интенсивным тренировочным нагрузкам: Дис.. канд. биол. наук. Челябинск, 1996. — 158 с.
  46. В.Н. Фагоцитоз у спортсменов при некоторых нарушениях тренировочного режима: Дис.. канд. мед. наук. Челябинск, 1967.-207 с.
  47. Л.В. Физические особенности детей и подростков. -Киев: Здоровье, 1981. С. 11−12.
  48. Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. Киев: Здовов’я, 1984. — 144 с.
  49. А.Н. Тяжелоатлетический спорт: Очерки по физиологии и спортивной тренировке. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 255 с.130
  50. Все о здоровом образе жизни / Под ред. Н. Ярошенко. М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1998. — 404 с.
  51. И.Ю., Суянгулова JI.A. Базовые координационные спсобности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. -Омск: СибГАФК, 2000. 212 с.
  52. В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. М.: Спорт Акодем Пресс. 2000. — 120 с.
  53. Н.Н., Коршунова С. Г., Соколова Е. Н. и др. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивости индивидуальной характеристики // Высшая нервная деятельность. 1995. -Т. 45.-Вып. 4.-С. 647−660.
  54. А.Г., Земцовский Э. В. Новое в исследовании системы кровообращения спортсменов // Теор. и практ. физ. культуры. 1986. — № 11. — С. 42−45.
  55. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  56. Р.Н. Место и роль оценки физического развития и сомато-типирования при отборе и ориентации детей и подростков в спорте // Спортивно-медицинские аспекты подросткового возраста. Смоленск, 1979. -С. 3−17.
  57. Р.Н., губа В.П. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена: учебное пособие. Смоленск, 1995. — 100 с.
  58. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. -М.: Медицина, 1997. 288 с.
  59. В.Н. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл. Н. А. Агаджаняна. М.: Re Torika, 2001. — 560 с.131
  60. A.M. Биологический возраст человека (хронобиологические аспекты). Тюмень: Изд — во «Вектор Бук», 1999. — 200 с.
  61. Е.В. Психофизиологические основы повышения функциональной устойчивости движений квалифицированных айкидоистов к действию возмущений, связанных с экстремальностью реализации техник Айкидо: Дис.. канд. биол. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 199 с.
  62. В.М., Сергиенко Л. П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека (материалы исследований на близнецах) // Теор. и практ. физ. культ. М., 1975. — Т. 50. — № 6. — С. 6773.
  63. В. Болезни следствие цивилизации. — Братислава: Изд-во «Веда», 1987. — 236 с.
  64. Н.В. Адаптация мышц человека к работе в различных условиях. В. кн.: Физиология и клинические проблемы адаптации. — М.: Медицина, 1981. — С. 88−89.
  65. В.А. О стратегии выживания человечества // Жизнь и безопасность. СПб.: ВИФ Балт-Норд, 1997. — № 1. — С. 178−184.
  66. С.А., Исаев А. П. Двигательный гомеостаз борцов: Совершенствование системы многолетней подготовки. Челябинск: СЧЭА, 1999.-224 с.
  67. А.П. Механизмы долговременной адаптации и дисрегуляции функций спортсменов к нагрузкам олимпийского цикла подготовки: Дисс. док. биолог, наук. Челябинск: ЧГМИ, 1993. — 537 с.
  68. А.П., Шорин Г. А., Кабанов С. А. Синдром хронической усталости: лечение и профилактика. Челябинск: «Версия», 1997. — 112 с.
  69. А.П., Кубицкий С. И., Мишаров Н. З. Психофизиологический потенциал и физическое состояние человека в современных образовательных учреждениях (Валеология, педагогический менеджмент). Челябинск: ЧСЭИ, 1998. -91 с.
  70. А.П., Быков Е. В., Аминов А. С. и др. Информационный подход. Проблемы и перспективы российского образования и здравостроения // Валеология. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2000. — № 4. — С. 4−8.
  71. JT.K. Воздействие на организм человека опасных и вредных экономических факторов: Метрологические аспекты. Т. I. — М.: ПАИМС, 1997.-512 с.
  72. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
  73. В.П. Проблемы человековедения / Науч. ред. и послесловие А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 352 с.
  74. А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа. Монография. Омск: СибГАФК, 1998. -324 с.133
  75. Ю.Г., Исаев А. П., Мишаров Н.З.(Под общ. ред. докт. биол. наук, проф. Исаева А.П.) Физиологические основы механики мышечного сокращения. Челябинск: ЮУрГУ, 2000. — 261 с.
  76. В.Л., Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 135 с.
  77. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет основные неинфекционные заболевания. — М.:. ГНИЦ профилакт. Медицины мин-ва здравоохран. и мед. пром. РФ, 1994.-80 с.
  78. И.А. Справочник по функциональной диагностике. -М.: Медицина, 1970. 823 с.
  79. А.Б., Косицкий Г. Н., Кураев Г. А. Физиология человека и животных: Учебник для студентов университетов по спец. «Биология». М.: Высш. шк., 1984. — Ч. I. — 360 с.
  80. В.Н., Королев Г. П. Анатомо-физиологические особенности в подростковом возрасте: Учебное пособие. М., 1989. — 22 с.
  81. И.А., Сонькин В. Д. «Биологическая надежность», онтогенез и возрастная динамика мышечной работоспособности // Физиология человека. 1999. — Т. 25. — № 1. — С. 98.
  82. И.А., Сонькин В. Д., ТамбовЦева Р.В. и др. Возрастное развитие скелетных мышц и физической работоспособности // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 209.134
  83. В.М., Сонькин В. Д. Мышечная работоспособность подростков 13−14 лет // Физиология человека. 1985. — Т. 9. — № 6. — С. 907.
  84. В.М., Сонькин В. Д., Ратушная Л. И. Мышечная работоспособность и частота сердечных сокращений у подростков в зависимости от уровня полового созревания // Теор. и практ. физ. культ. -1985,-№ 8.-С. 27.
  85. П.Г. Кальций и клеточная возбудимость. М.: Высшая школа, 1986. — 137 с.
  86. Коц Я. М. Физиология спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.187 с.
  87. Р. Строение тела и характер. М.: Госиздат, 1930.-304с.
  88. Л.В., Кантюков С. А., Деревянных Е. В. Выраженность оксидативного стресса // прогрессивные технологии здравостроения: Сб. науч. тр. Челябинск: ЮУрГУ, 2001. — С. 288−293.
  89. Л.В., Кантюков С. А., Деревянных Е. В. Биохимические критерии эндогенной интоксикации у работающих в нефтехимическом производстве // Прогрессивные технологии здравостроения: Сб. науч. тр. Челябинск: ЮУрГУ, 2001. — С. 285−288.
  90. В.В. Спорт основной фактор научного познания резервных возможностей человека // Теор. и практ. физ. культ. — 1979. — № 3. -С. 45−48.
  91. В.И., Ольховский И. А. Две адаптационные стратегии в неблагоприятных условиях резистентная и толерантная. Роль гормонов и рецепторов // Успехи современной биологии. — 1992. Вып. 5−6. — С. 697−714.
  92. И.А., Прессмон Л. П. Кровообращение в норме и патологии. М.: Медицина, 1969. — 336 с.135
  93. Л.А. Физические тренировки как средство укрепления здоровья и профилактики сердечно-сосудистой патологии // обзорная информация. Медицина и здравоохранение. — М.: ВНИИМН, 1988. — 41 с.
  94. В.А., Суздальницкий Р. С., Кассиль Т. Н. и др. Стрессорные иммунодефицита у человека // Успехи физиологических наук, 1990. Т. 21. — № 3. — С. 79−87.
  95. Д.О. Биохимия мембран. Кальций и биологические мембраны. М.: Высшая школа, 1990. — 118 с.
  96. Ю1.Левушкин С. П., Блинов С. Н. Оптимизация физического состояния школьников 12−14 лет на основе влия7ия мышечных нагрузок различной направленности. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. — 124 с.
  97. В.А., Мосткова Е. В. Основы здоровья. М.: Изд-во РАМН, 1994, — 134 с.
  98. В.А., Мосткова Е. В. Технология повышения личного здоровья / Под ред. В. И. Покровского. М.: Медицина, 1999. — 320 с.
  99. Т.Н., Кураев Г. А. и соавт. Резервные возможности кровообращения // Валеология. Ростов-на-Дону. — № 2. — 1999. — С. 63−68.
  100. Н.Н. Гигиеническое обоснование двигательного режима детей старшего возраста: Дис.. канд. мед. наук. М., 1993. — 158 с.
  101. Э.Г. Морфологические проблемы спортивного отбора: Сб. науч. тр. М.: ФиС, 1989. — 164 с.
  102. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.
  103. А.П., Непопалов В. Н. Физическая культура: физическая культура и развития человека // Теор. и практ. физ. культ. 1995. — № 5. — С. 2−5.136
  104. А.Н. Актуальные проблемы фагоцитоза // Моделирование и клиническая характеристика фагоцитарных реакций: Респуб. сб. науч. трудов. Горький, 1989. — С. 5−15.
  105. М.Р. Кинезофилия и старение // Материалы научной конференции по геронтологии и гериатрии. Киев. — 1968. — С. 82−84.
  106. М.Р., Темкин И. Б. Моторно-висцеральные рефлексы в лечебной физкультуре и трудотерапии // Моторно-висцеральные координации и их нарушения: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. М. Р. Могендовича. Пермь: ПГМИ, 1969. — Т. 95. — Вып. 9. — С. 91−103.
  107. М.Р. Моторный анализатор и вегетативная нервная система. В. кн.: Моторно-висцеральные координации и их нарушения. -Пермь, 1969.-С. 18−33.
  108. ИЗ. Мотылянская Р. Е., Велитченко В. К., Каплан Э. Я. и др. Здоровье, движение, возраст. М.: Минздрав РСФСР, 1990. — 179 с.
  109. А.В. Физиологическое обоснование программы сохранения и укрепления здоровья учащихся младшего школьного возраста: Дис.. канд. биол. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2001. — 172 с.
  110. И.П., Неумывакина J1.C. Здоровье в ваших руках. Книга I. 4-е издание. СПб.: «Диля», 2000. — 256 с.
  111. .А. Факторы роста и морфофункционального состояния организма. М.: Наука, 1978. — 154 с.
  112. .А. Спортивная морфология 80-х: новые концепции и методические подходы // Теор. и практ. физической культуры. 1981. — № 5. -С. 16−19.
  113. .А. Конституция человека // Итоги науки и техники ВННИТН. Сер. Антропология. 1991. — № 4. — 149 с.
  114. B.C., Благинин А. А., Шустов Е. Б. и др. Психофизиологическая оценка острого физического утомления // Физиология человека. 1995. — Т. 21. — № 2. — С. 24−29.137
  115. С.Н. Кальмодулин // Итоги науки и техники. Сер. Общие проблемы физико-химической биологии. М. 1987. — Т. 8. — С. 324−328.
  116. Л.И. Положение тела и регуляция кровообращения. Л.: Наука, 1982.- 145 с.
  117. Л.И. Постуральные реакции // Физиология кровообращения: Регуляция кровообращения. Л.: Наука, 1986. — С. 317−332.
  118. Основы общей биологии / под. ред. Э. Либберта (пер. с нем.). -М.: Мир, 1982.-437 с.
  119. В.А. Онтогенетические особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1979. — 19 с.
  120. Н.С., Крутьков В. Н. Возможность увеличения продолжительности здоровой жизни с помощью рационального питания // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 5. — С. 123−127.
  121. Е.И., Грицинская В. Л., Шепко Е. Л. Взаимосвязь показателей физического и умственного развития школьников в Эвенкии // Проблемы формирования, сохранения, восстановления и укрепления здоровья: Сб. науч. тр. -М. Тюмень: ТГУ, 1995. — С. 83−85.
  122. Н.Я. Основы биоэнергетики. Тюмень: Государственный комитет РФ по высшему образованию. ТГУ, 1995. — 225 с.
  123. Н.Я., Потапова Т. В., Орлов С. А. и др. Формирование пропорций тела у детей разных соматических типов / Под ред. д.м.н., проф. Н. Я. Прокопьева. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2001. — 152 с.
  124. Л.И. Физиологические и морфометрические предпосылки формирования способностей детей к занятиям конькобежным спортом: Автореф.. канд. биол. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — 25 с.
  125. Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. — 367 с.
  126. И.С. Справочник репрезентативных точек электропунктуры по Р. Фоллю / И. С. Ролик, А. В. Самохин, С. Е. Фурсов. -М.: Система, 1991.-96 с.
  127. Р.В., Копина О. С. Психологические проблемы профилактической кардиологии. Проблемы изучения психологических и социальных факторов в этнологии и патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний // Психолог, журнал. 1986. — № 1. — С. 45−55.
  128. Р.В. Психологические проблемы в первичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (обзорная информация). -М.: ВНИИМН, 1987. 70 с.
  129. М.Е. Минутный объем крови у юношей разного возраста в покое и при работе разной мощности в связи с занятиями спортом // Научн. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969.-Т. 2.-С. 169.
  130. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.-335 с.
  131. И.И. Клиническая нейровегетология. М.: Медгиз, 1950.-291 с.
  132. А.Ю. Влияние психорегулирующей тренировки на развитие ценностных ориентаций студентов в процессе занятий атлетической гимнастикой: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 1998.-26 с.
  133. .Б. Методические принципы лечебной физкультуры для больных в постинфарктном периоде в условиях поликлиники // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 1978. — № 4. -С. 15−19.
  134. В.Н., Ананьев Н. И. Повышение эффективности физической и умственной работоспособности студентов в вузе // Гигиена и санитария. 1987. — № 12. — С. 83.
  135. Л.П. Генетика и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 171 с.
  136. Г. Н., Баранов А. А. Современные проблемы гигиены детей и подростков // Материалы VIII Всеросс. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. — Т. 1. — С. 24.
  137. Ф.Г., Бондарь С. Б. Физическая работоспособность как показатель двигательной активности студентов с гипертонией // Функции двигательного аппарата человека и животных. Казань: Изд-во КГУ, 1986. -С. 163.
  138. Скоро лиц А. А. Сосудистые заболевания головного мозга и их профилактика. Л.: Знание, 1987. — 32 с.
  139. B.C., Бажора Ю. И. Комплексный подход к изучению иммунного у спортсменов // Физиология человека. 1992. — Т. 18, № 4.-С. 96−102.
  140. Е.Б., Таймазов В. А. Спортивная генетика. М.: Терра-спорт, 2000. — 127 с.
  141. В.Н. Физиологические механизмы Адаптации студентов к физической нагрузке // XVIII съезд физиологического общества имени И. П. Павлова. Казань: ГЕОТАР-МЕД, 2001. — С. 578.140
  142. В.Д. Растем сильными и выносливыми. М.: Знание, 1987.-96 с.
  143. В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: Автореф. дис.. докт. биол. наук. М., 1990. — 50 с.
  144. Ч.Д., Ханин Ю. Л. Шкала самооценки. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  145. А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть I. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 284 с.
  146. А.И. Общественный интеллект: Социогенетические механизмы развития и выживания / Дисс. в форме науч. докл. на соиск. уч. ст. д.ф.н. Н.-Новгород, 1995. — 57 с.
  147. А.Г. Здоровье и физическое воспитание подростков. -М.: Медицина, 1991.-272 с.
  148. Сюи Минтан. Чжун Юань Цигун. Введение в систему. Практ. руководство по 1 ступени. К: «София», Да-Ю, 2000. — 104 с.
  149. Дж. Рост и конституция человека. Анализ и классификация типов телосложения. В кн.: Биология человека / Пер. с англ. -М.: Мир, 1968.-С. 302−318.
  150. О.Ю. Физиологические предпосылки применения нетрадиционных средств посттравматической реабилитации хоккеистов: Дисс.. канд. биол. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 138 с.
  151. С.Б., Бобко Я. Н. Определение, методы исследования и оценка физической работоспособности детей и подростков // Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991. — С. 259.
  152. . Д.Г., Симоне Д. Г. Миофасциальные боли: В 2-х томах. -М.: Медицина, 1989. Т. 1 — 256 е., Т. 2 — 608 с.
  153. А.Г. Педагогические основы применения инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Монография. Ростов-н/Д: РГПУ, 1999. — 186 с.
  154. Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 149 с.
  155. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. 64 с.
  156. Ф., Мотульски А. Генетика человека / Пер. с англ. М.: Мир, 1990. — Т. 1 — 312 е., Т. 2 — 378 е., Т. 3 — 366 с.
  157. Н.А. Возрастные изменения естественных защитных факторов, кардио-респираторного и кислотно-щелочного равновесия при мышечной деятельности. Дисс.. докт. биол. наук. Л., 1972. — 475 с.
  158. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. -М.: Физкультура и спорт, 1991.-271 с.142
  159. В.В. Старение и биологические возможности организма. М.: Медицина, 1975.
  160. Ханс Моль. Семь программ здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1983.-78 с.
  161. В.И., Бажанова М. В., Исаев А. П. и др. В алеологические подходы в формировании здоровья учащихся / Под общ. ред. докт. биол. наук. проф. Исаева А. П. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, АТиСО, 1999.- 157 с.
  162. Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. Биология человека / Пер. с англ. М.: Мир, 1968. — 439 с.
  163. Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. Биология человека.- М.: Мир, 1979.-340 с.
  164. А.Г. Методы оценки физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы в медицине и физиологии. Челябинск: «Форум-издат», 1993. — 89 с.
  165. П., Сомеро Дж. Биохимическая адаптация / Пер. с англ.- М.: Мир, 1988.-567 с.
  166. В.В., Айвазян Т. А., Саленко Б. Б. Психологическое немедикаментозное лечение гипертонической болезни и критерии его эффективности // Кардиология, 1986. № 1. — С. 66−69.
  167. Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 153 с.
  168. Т.В., Антомонов Ю. Г., Катаева А. Б. и др. Управление физическим состоянием организма / Тренирующая терапия. М.: Медицина, 1991.-256 с.
  169. Н.В., Кузнецов С. В., Демченко А. Н. и др. Генетика и онтогенез: Учеб. пособие. М.: Моск. мед. акад. им. И. М. Сеченова, 1992. -61 с.143
  170. М.В. Биохимическая характеристика основных конституциональных типов // Клиническая медицина. 1938. — Т. 16, № 10. -С. 1300−1310.
  171. Н.С. Заболевания вегетативной нервной системы. -М.: Медицина. 1968. 307 с.
  172. В.П. Состав тела и конституция человека: Сб. трудов. -М, 1983.-С. 15−18.
  173. Е.А. Оценка физического развития: соразмерность морфологических и функциональных показателей детей и подростков // Гигиена и санитария. 1985. — № 9. — С 75−77.
  174. В.Б. Медико-биологические критерии спортивной ориентации и отбора детей по данным близнецовых и лонгитудинальных исследований: Автореф. дис.. докт. мед. наук. Л.: 1-ый Лен. мед. ин-т им. И. П. Павлова, 1991.-54 с.
  175. Н.М. Тетраполярная грудная реография как метод оценки насосной функции сердца у спортсменов циклических видов спорта // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 5. — С. 50−51.
  176. В.Ю., Селионов В. А. Роль контакта руки с опорой в условиях устойчивого и неустойчивого стояния у человека // Материалы VIII съезда физиологического общества имени И. П. Павлова. Казань, 2001. — С. 280.
  177. И.И. Кибернетические вопросы биологии. -Новосибирск: Наука, 1968. 223 с.
  178. .И., Перов Ю. Л. Артериальная гипертензия. СПб: Ренкор, 1993.-304 с.
  179. И.К. О новом подходе к пониманию гемодинамической нормы // Кардиология, 1981. № 3. — С. 10.
  180. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск: Наука, Сиб. отд, 1989. — 136 с.144
  181. JI., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция / Пер. с англ. М.: Мир, 1984. — 566 с.
  182. Г. М., Новиков B.C., Хавинсон В. Х. Резистентность, стресс, регуляция. JI.: Наука, 1990. — 238 с.
  183. Г. М., Карлов В. А. Типы кровообращения здорового человека: Нойрогуморальная регуляция МОК в условиях покоя // Физиология человека. 1992. — Т. 18. — № 6. — С. 86−108.
  184. Н.Н. Энергетика мышечной деятельности и биохимические изменения в организме при мышечной деятельности различного характера и длительности // Биохимия. М.: Физкультура и спорт, 1974. — С. 243−255.
  185. Н.В. Динамика механической производительности и энергетического обмена у юношей 17−18 лет при кратковременной мышечной работе предельной интенсивности: Автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1985.-21 с.
  186. Andersen K.L., Seliger V., Rutenfranz J., Srrobak-Kaczunsky J. Physical performance capacity of children in Norway // Eur op. J. Appl. Physiol., 1976. -V. 35, № 1. P. 49.
  187. Barmett R.S., Marshall N.L. Men, family-role quality, job-role quality, and physical heath // Heath Psychology. 1993. — Vol. 12. — P. 48−55.
  188. Bar-Or. Medicine du sport chez lenfant. Paris, Mosson. — 1987.367 p.
  189. Birkmayer W. Das vegetative nerven system. Basel., 1966. — Vol. 4, T. 2.-S. 1−13.
  190. Bridges K.M. A genetic theory of the emotions. J. Genetic Psychology — 37. — 1930. — 5 M. — 527.
  191. Broman C.L. Social relations and health-related behavior // J. Behav, Med. 1993. — Vol. 16. — P. 335−350.145
  192. Carafoli E. Membrane transport of calcium. New-York-London, 1982.-Vol. 32.
  193. Dorrer H.J. Krafft-raining in Kinddesalter // Turner + sport, 1987.1.
  194. Eysenck H., Prell D. The inheritance of neuroticism: an experimental study // J. Ment. Sci. 1951. — V. 97. — P. 441−465.
  195. Ferretti G., Veicsteinas A., Rennie D.W. Regional heat flows of resting and exercising in cool water // Journal of Applied Psychology. 1988. — V. 64.-P. 1239−1248.
  196. R., Shils M. (Ed.). Modern Nutrition in Health and disease. Philadelphia: led and Febigir, 1980. — 321 p.
  197. Green E.E. et. al. Preliminary observation on a new drug method for control of hypertension // Primary Cardiology. 1980, Vol. 6. — P. 126−137.
  198. Hoie L.H., Bransgaard D., Thom E. Reduction of Body-Mass and Change in Body-Composition on a Very Low Calorie Diet // Internationally journal of obesity.- 1993.-V. 17(1).-P. 17.
  199. Jork E., Mitchell R.E., Graubid A. Cardiovascular epidemiology, exercise and health: 40-year follow-up of the US Navy’s «1000 Aviators» // Aviat. Space environm. Med. 1986. — V. 57. — № 6. — P. 597−599.
  200. Kannel W.B., Thom Th. I. Declining cardiovascular mortality // Circulation. 1984. — V. 70, № 3. — P.331−336.
  201. Kasl S.V., Cobb S. The experience of losing a job: some effects on cardiovascular functioning // Psychother. psyhosom. 1980. — V. 34. — P. 88−100.
  202. Kovar R. Prispovec ke studin geneticke podmmenosti ildske motu-rike: Autoreferft desertace. Praha, 1974. — 28 p.146
  203. Kraut J. Serine proteases: Structure and mechanism of catalusis, Annu. Rev. Biochem., 1997. V. 46. — P. 331.
  204. Kubiec W., Kamegis J., Patterson R. et. al. Development and evaluation of an impedance cardiac output system // Actrospace Med. 1966. V. 37.-P. 1208.
  205. Kuchmerick M.J. Anthropometric Factors. Strength and power in sport, Blackwell Scient. Publ. 1992. — P. 180.
  206. Larson L.A. An international research program for the standardization of physical fitness tests // J. Sports. Med. Physical Fitness, 1969. V. 9. — P. 282.
  207. Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. Springer. Pub. Co., 1984.-445 p.
  208. Leon A.S. Physical activity levels and coronary heart disease // Mad. clin. N. Amer. 1985. — Vol. 69, № 1. — P. 3−20.
  209. Lohman T.G. applicability of body composition techniques and constants for children and youths. Exercise and Sport Sciences Reviews. 1986. -V. 14.-P. 325−357.
  210. Lukaski H.C. Methods for the Assessment of human body composition: Traditional and new. American Journal of Clinical Nutrition. 1987. -V. 46.-P. 537−556.
  211. Macdonald N. Comment canadienne les peuges de la selection dasjourneurs. Science du Sport, Association canadienne des entraoneurs. — 1991. — P. 36−39.
  212. Martonosi A.N. Transport of Calcium by Sarconlasmatie Reticulum // Calcium and Cell Function, 1982. Vol. 3.
  213. Monniez M. Phisiologie und pathophisiologie des vegetativen nerveny sustem. Stuggart, 1963. — 315 s.
  214. Parnell R.W. Somatolvmpg bv physical anthropometry // Amer. J. Phus. Antropol., 1954. V. 12. — P. 209−239.147
  215. Patel С., North W.R.S. Randomized controlled trial of Yoga and biofeedback in management of hipertensin // Lancet. 1975, № 2. — P. 93−99.
  216. Patel C. et. al. Controlled trial of biofeedback-aided behavioral methods in reducing mild hipertersion // Brit. Med. J. 1981, Vol. 282. — P. 20 052 008.
  217. Riendeau R.P., Weech B.E., Crisp C.E. et. al. Relationship of body fat to motor fitness test scores. Research Quarterly. 1958. — V. 29, P. 200−203.
  218. Schtegel W.A. Die Konstitution stupen wahred schuiaiter a und Pubertat // Homo, 1961. № 1. — S. 12−18.
  219. Shastry B.S. Overexpression of genes in health and sickness. A bird’s eye view // Сотр. Biochem. Physiol. Biochem. Mol. Biol. 1995. — V. 112. — P. 1−13.
  220. Tanner J.M. Fetus into Man Physical Growth from Conception to Maturity. Cambridge: Harvard University Press, 1990. 280 p.
  221. Thailer S.A., Friedman R., Harshfield G.A. et. al. Psychological differences between high-, normal-, and low-remain hipertensives // Psychosom. Med. 1985. — V. 47(3). — P. — 294−297.
  222. Van Itallie T.B. Health implications of overweight and obersityin the United States. Annais of Internal Medicine. 1985. — V. 103. — P. 983−988.
  223. Viincent J.M. Skoulios A.E. Acta cristaliorg, 1966.V. 20, P. — 432.148
  224. Voll R. Topographie Lage der Messpunkte der Elektoroakupunktur, Bl. 1−4, Ueisen, 1977−1980.
  225. Weiner J.S., Lourie J.A. Human biology. A guide to field methods. Oxford and Edinburg: Blackwell, 1969. 621 p.
  226. Walford B.L. The 120-year diet. New-York, 1988. — 432 p.
  227. Wahlund H. Determination of the physical working capacity // Acta Mad. Stand. 1948. Suppl. 215. P- 132.
  228. Wilder J. Adrenaline and the law of initial value. A critical survey Expil. Med. And Surg. 1957. — 15. — № 1.
  229. Wilmare J.H. Body composition in sport and exercise: Directions for future research. Medicine and Science in Sports and Exercise. 1983. — V. 15. — P. 21−31.
  230. Wilmore J.H., Costill D.L. Psychology of sport and exercise. -Campaign: Human Kinetics. 1994. — 549 p.
  231. Wimmer M.J., Rose I.A. Mechanisms of enzymecatalyzed group transfer reactions, Anu. Rev. Biochem., 1978. V. 47. — P. 1031.
  232. Yampol’skaya Yu. A., Muscovite Schoolchildren’s Physical Development in the Recent Decades, Gid. Sanit., 2000. № 1. — P 67.
  233. Zimmerman M.K. Perceived stress and coping behavior: 2 socialpsychilogic comparison of hipertensive and normotensive employes // Prev. Med. 1979, Vol. 8.149
Заполнить форму текущей работой