Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Криминалистические учеты при расследовании таможенных преступлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что разработка теоретических и практических аспектов криминалистической регистрации осуществлялась в основном применительно к криминалистическим учетам Министерства внутренних дел РФ. Между тем, рост преступности и ее видоизменение привели к организации криминалистических учетов в иных правоохранительных ведомствах, в частности ФТС России, а также международных организациях… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава 1. Теоретические основы криминалистической регистрации
    • 1. 1. Криминалистическая регистрация как частная криминалистическая теория
    • 1. 2. Информационные основы криминалистической регистрации
    • 1. 3. Организационно-правовые основы криминалистической регистрации
  • Глава 2. Криминалистические информационные системы
  • ФТС России
    • 2. 1. Криминалистические учеты
  • ГУТРД, ГУБК, ЦЭКТУ ФТС России
    • 2. 2. Информационные базы иных подразделений таможенных органов
  • Глава 3. Криминалистические учеты иных правоохранительных органов и международных организаций, используемые таможенными органами при расследовании преступлений
    • 3. 1. Криминалистические учеты иных правоохранительных органов
    • 3. 2. Криминалистические учеты международных организаций

Криминалистические учеты при расследовании таможенных преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Экономическая безопасность — одна из составляющих национальной безопасности Российской Федерации. Важнейшим элементом единого комплекса государственных мер, призванных сформировать условия для успешной реализации задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, являются разработка и реализация системы мер по декриминализации экономики.

По оценкам некоторых экспертов, степень проникновения преступности в сферу экономических отношений достигла уровня, который представляет реальную угрозу национальной безопасности1.

В борьбе с экономической преступностью таможенные органы Российской Федерации занимают особое место. Их деятельность тесно связана с внутренней и внешней политикой государства — в процессе ее осуществления они выполняют экономические, правоохранительные и иные функции.

Среди направлений правоохранительной деятельности таможенных органов важная роль отводится производству предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ и ст. 194 УК РФ, производству неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2−4 ст. 188 УК РФ, ст. 189, 190, 193 УК РФ.

Анализ статистических данных показывает, что состояние борьбы с таможенными преступлениями не отвечает предъявляемым требованиям. Так, по данным ГИАЦ МВД, в 1994 г. выявлено 1826 совершенных таможенных преступлений, в 1995 г. — 2551, в 1996 г. — 2900, в 1997 г. — 4314, в 1998 г.- 4852, в 1999 г.- 5251, в 2000 г. — 6327, в 2001 г. — 5202,.

1 См.: Ревин В. П. Влияние экономических реформ на преступность в современной России // Российский следователь. 2007. № 2. С. 26. в 2002 г.- 4683, в 2003 г. — 4950, в 2004 г.- 4198, в 2005 г. — 4886, в 2006 г. — 7583- при этом выявлено лиц: в 1994 г. — 1010, в 1995 г. — 1174, в 1996 г.- 777, в 1997 г.- 1983, в 1998 г.- 1820, в 1999 г.- 1961, в 2000 г.- 1905, в 2001 г.- 1516, в 2002 г.- 1145, в 2003 г.- 1082, в 2004 г. — 1236, в 2005 г. — 1358, в 2006 г. — 2018. Незначительное количество выявленных лиц свидетельствует о том, что возбужденные уголовные дела приостанавливаются, а в последующем прекращаются. Вместе с тем, по оценкам специалистов, в России совершается свыше 100 тыс. таможенных преступлений в год.

В этой связи актуальное значение приобретает разработка рекомендаций по выявлению и расследованию таможенных преступлений. Одно из направлений данной деятельности — совершенствование информационного обеспечения расследования преступлений, в том числе и таможенных. Составной частью информационного обеспечения расследования преступлений является криминалистическое регистрационное обеспечение. Несмотря на то, что учение о криминалистической регистрации возникло ранее оформления криминалистических знаний в самостоятельную науку, оно до сих пор остается наименее разработанным. При этом развитие криминалистических учетов определяется в основном двумя факторами: с одной стороны, негативным количественным и качественным изменением преступностиа с другой — революционными достижениями в области компьютерной техники и информационных технологий, позволяющих создавать информационные поисковые системы. В настоящее время существует большой разрыв между потенциальными научно-техническими возможностями таких АИПС и организационным, правовым обеспечением их реализации1.

1 См.: Волынский В. А. Криминалистический учет: от уголовной регистрации преступников к автоматизированной информационно-поисковой системе // Вопросы совершенствования деятельности милиции в современных условиях. М., 1990. С. 123.

Следует отметить, что разработка теоретических и практических аспектов криминалистической регистрации осуществлялась в основном применительно к криминалистическим учетам Министерства внутренних дел РФ. Между тем, рост преступности и ее видоизменение привели к организации криминалистических учетов в иных правоохранительных ведомствах, в частности ФТС России, а также международных организациях, занимающихся борьбой с преступностью. Однако монографические исследования посвящены в основном учетам МВД России. Вместе с тем назрела необходимость исследовать систему криминалистических учетов в комплексе, включая учеты правоохранительных ведомств России и международных организаций.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность и значимость темы диссертационного исследования, в котором криминалистические учеты ФТС России рассмотрены впервые.

Степень разработанности темы исследования. У истоков учения о криминалистической регистрации стояли такие ученые, как А. Бер-тильон, У. Хершел, Г. Фулдс, Ф. Гальтон, Э. Генри и др. Определенный вклад в развитие криминалистической регистрации внесли российские криминалисты P.C. Белкин, А. И. Винберг, И. А. Возгрин, А. Ф. Волынский, В. А. Волынский, Е. М. Девиков, И. Н. Евсюнин, Г. Г. Зуйков, Е. П. Ищенко, В. И. Лебедев, Д. П. Рассейкин, Е. Р. Российская, П. С. Семеновский, Л. Г. Эджубов, И. Н. Якимов, С. А. Ялышев и др., развившие отдельные теоретические и практические аспекты криминалистической регистрации. В последние годы по проблемам криминалистической регистрации были защищены следующие диссертации: Пацкевич А. П. Вопросы теории и практики повышения эффективности использования криминалистических учетов в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Минск, 2000; Демина Р. Е. Проблемы криминалистической регистрации и ее использование в расследовании преступлений. Саратов, 2001; Усманов P.A. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация. Екатеринбург, 2002; Назаркин Е. В. Использование учетов органов внутренних дел при раскрытии и расследовании квартирных краж. Москва, 2002; Зубаха B.C. Современное состояние, и проблемы автоматизации дактилоскопических учетов. Саратов, 2004; Брылевский A.B. Научные, правовые и организационные основы криминалистического учения о регистрации: по материалам Республики Казахстан. Костанай, 2005; По-лещук О. В. Коллекционная деятельность в криминалистике (понятие, содержание, направления использования). Владивосток, 2005; Заблоцкий H.H. Совершенствование деятельности по использованию криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений. Волгоград, 2005. В указанных работах рассмотрены теоретические и практические проблемы криминалистической регистрации применительно к учетам МВД России, в отдельных случаях — к учетам Интерпола и Межгосударственного информационного банка данных. Между тем, расследование преступлений, особенно в сфере экономической деятельности, весьма затруднительно без использования учетов иных правоохранительных ведомств и международных организаций.

Целью диссертационного исследования является исследование криминалистических учетов правоохранительных ведомств Российской Федерации и международных организаций как единой информационной системы и разработка рекомендаций по использованию содержащейся в них информации в процессе расследования таможенных преступлений.

Достижение указанной цели обеспечивается решением таких взаимосвязанных задач, как:

— анализ состояния учения о криминалистической регистрации;

— анализ информационных основ криминалистической регистрации;

— анализ организационных и правовых основ криминалистической регистрации;

— изучение литературных источников по исследуемой проблеме;

— анализ современного состояния системы криминалистических учетов правоохранительных ведомств России и международных организаций;

— изучение практики использования их в процессе расследования таможенных преступлений;

— разработка рекомендаций по оптимизации использования криминалистических учетов при расследовании таможенных преступлений;

— разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования криминалистических учетов.

Объект исследования. Объектом исследования является практика совершения таможенных преступлений и деятельность органов предварительного следствия по расследованию таможенных преступлений.

Предмет исследования. Предметом исследования являются закономерности объективной реальности, связанные с организацией и функционированием криминалистических учетов и использованием органами предварительного следствия полученной информации в процессе расследования таможенных преступлений.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, уголовное, уголовно-процессуальное, таможенное и административно-процессуальное законодательство, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты ФТС России, МВД России, ФСКН России, ФСБ России и других министерств и федеральных служб.

Теоретико-методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, а также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы. В работе использовались: логический метод (при изложении материала, формулировании рекомендаций, предложений и выводов) — системно-структурный метод (при определении понятия «криминалистическая регистрация», выделении ее элементов, определения функций системы, выявлении связи системы с внешней средой и т. д.) — исторический метод (при изучении процесса развития криминалистической регистрации) — контент-анализ (при выборке и анализе положений законодательных актов, статистических данных и т. д.) — статистический метод (при анализе эмпирических данных) — метод моделирования (при разработке рекомендаций по совершенствованию криминалистической регистрации) и др.

Теоретическую основу исследования составили идеи, отраженные в работах по философии, логике, социологии, психологии, этике, теории управления, криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву, административному праву, таможенному праву, криминологии, теории оперативно-розыскной деятельности и т. д.

В диссертационной работе широко использовались труды ученых-криминалистов: Т. В. Аверьяновой, О. Я. Баева, В. П. Бахина, P.C. Белкина, И. Е. Быховского, А. Н. Васильева, Л. Г. Видонова, А. И. Винберга, Т. С. Волчецкой, А. Ф. Волынского, В. А. Волынского, В. К. Гавло, В. Н. Григорьева, Е. П. Гришиной, А. Ю. Головина, В. Ф. Глазырина, Г. И. Грамовича, Л. Я. Драпкина, A.B. Дулова, В. А. Жбанкова, O.A. Зайцева,.

A.A. Закатова, Г. Г. Зуйкова, Е. П. Ищенко, А. Ю. Козловского,.

B.Е. Коноваловой, Ю. Г. Корухова, В. И. Комиссарова, И. М. Комарова, В. П. Кувалдина, В. И. Куликова, В. П. Лаврова, A.A. Леви, И. М. Лузгина, A.B. Нестерова, В. А. Образцова, А. П. Пацкевич, И. А. Попова, Н. И. Порубова, A.C. Подшибякина, А. Р. Ратинова, Е. Р. Российской,.

H.A. Селиванова, А. Г. Скомороховой, П. Т. Скорченко, В. А. Снеткова,.

A.Г. Филиппова, В. И. Шарова, A.C. Шаталова, В. И. Шиканова,.

B.Ю. Шепитько, Н. Г. Шурухнова, A.A., Эскархопуло, Н. П. Яблокова, И. Н. Якимова, С. А. Ялышева и др.- процессуалистов — В. Г. Беспалько, М. М. Гродзинского, Н. В. Жогина, H.H. Ковтуна, А. Ф. Козыкина, М. С. Строговича, Д. О. Сереброва, С. П. Серебровой, Ф. Н. Фаткулина, И. Г. Цопановой, H.A. Якубович и др.

Эмпирическая база исследования формировалась на протяжении нескольких лет. В этой связи по специальной программе было изучено 102 уголовных дела, возбужденных дознавателями ФТС России в период с 2000 по 2008 г. (приложение 1). По разработанным нами анкетам проинтервьюировано 102 начальника подразделения дознания и дознавателя таможенных органов Российской Федерации, 103 следователя и дознавателя МВД, ФСБ, ФСКН Астраханской области (приложение 2). Репрезентативность полученных при этом фактических данных проверялась путем контрольного изучения уголовных дел и опроса практических работников.

В исследовании нашел отражение личный опыт диссертанта, работавшего с 2004 по 2007 г. в должности начальника оперативно-дежурного отдела Астраханской таможни, а с 2007 г. по настоящее время начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 Астраханского таможенного поста Астраханской таможни.

В процессе исследования использовались информационно-статистические данные ГИАЦ МВД России, отчетные, аналитические и справочные материалы ГУТРД, ГУБК, ГНИВЦ, ЦЭКТУ, ГУОТО и ТК, УТН и ТО ФТС России за 2000;2007 гг.

Научная новизна исследования. Несмотря на наличие ряда работ, посвященных теоретическим и практическим проблемам криминалистической регистрации, соискателем впервые осуществлено комплексное системное исследование криминалистических учетов не только.

МВД России, но и иных правоохранительных ведомств (ФТС России, ФСКН России, ФСБ России), а также международных организаций. Применение системно-структурного подхода позволило автору сформулировать понятие «криминалистическая регистрация" — выделить ее элементыпоказать их единую, информационную сущность, а также связь криминалистической регистрации с внешней средойопределить перспективы ее развитияпоказать, что информация, содержащаяся в криминалистических регистрационных системах, может быть использована не только для информационного обеспечения расследования преступлений, но и для управления процессами борьбы с преступностью как форма социального контроля над ней.

Благодаря направленности исследования на повышение эффективности расследования таможенных преступлений в работе впервые изложена система криминалистических учетов Федеральной таможенной службы и иных баз данных, используемых при расследовании преступлений в сфере экономической деятельности.

Определенное внимание в работе уделено криминалистическим учетам иных правоохранительных ведомств и, в первую очередь, МВД России, используемым в процессе расследования таможенных преступлений.

Научная новизна исследования выражена в положениях, выносимых на защиту.

Положения, выносимые на защиту.

1. Существует комплекс факторов, негативно сказывающийся на развитии теоретической части учения о криминалистической регистрации, в частности:

— практичность теории;

— ведомственная принадлежность регистрационных массивов и соответственно ведомственная регламентация их использования;

— отсутствие научных школ, стабильно разрабатывающих криминалистическую регистрацию;

— отсутствие связи между регистрационными массивами различных ведомств;

— организация новых правоохранительных федеральных служб и создание в них дублирующих криминалистических регистрационных массивов;

— конфиденциальность информации, содержащейся в криминалистических информационных массивах, и ограничение доступа к ней.

2. Криминалистическая регистрация — информационная система, элементами которой являются криминалистические учеты правоохранительных ведомств Российской Федерации и международных организаций, включающая в себя научные положения и основанные на них криминалистические средства, приемы и рекомендации по выявлению, собиранию, фиксации, систематизации, хранению информации об учитываемых объектах и выдаче ее пользователям в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

3. Обращение следователей, дознавателей, оперативных работников и т. д. к сотрудникам регистрационных ведомств с целью получения соответствующей информации следует рассматривать как одну из форм применения специальных знаний в уголовном судопроизводстве.

4. Цели уголовной регистрации следует рассматривать не только в аспекте информационного обеспечения расследования преступлений, но и как управленческое воздействие на преступность и социальный контроль над ней.

5. Информационный аспект криминалистической регистрации позволяет объединить криминалистические учеты независимо от их места нахождения в единую информационную систему, определить пути их совершенствования в направлении автоматизации и компьютеризации, а также разработки Единой автоматизированной информационной системы.

6. Система криминалистических учетов и информационных баз данных Федеральной таможенной службы, иных правоохранительных ведомств России и международных организаций позволяет оптимизировать не только процесс расследования таможенных преступлений, но и получать комплекс рекомендаций для управленческого воздействия на преступность как формы социального контроля над ней.

7. Основными направлениями совершенствования правового регулирования криминалистической регистрации, являются: а) разработка нормативных документов на уровне федерального закона, определяющего понятие криминалистической регистрации, ее цели, задачи, принципы, субъекты, организацию и ведение учетов, соблюдение прав и свобод граждан и т. п.- б) дополнение налогового законодательства указаниями на то, что при регистрации в налоговом органе ПБОЮЛ — участники внешнеэкономической деятельности обязаны представить в таможенные органы России образцы оттисков печатей, штампов и подписей руководителей.

8. В целях повышения эффективного использования криминалистических учетов в расследовании преступлений необходимо ввести в систему служебной подготовки практических работников тему: «Криминалистическая регистрация и ее значение в расследовании преступлений», а при обучении студентов юридических факультетов высших учебных заведенийсоответствующие спецкурсы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется, прежде всего, актуальностью и новизной рассмотренных положений, его направленностью на совершенствование криминалистических учетов в расследовании таможенных преступлений.

Полученные в результате исследования данные пополняют потенциал науки криминалистики и уголовного процесса и могут быть использованы как в практике расследования таможенных преступлений, так и в совершенствовании уровня теоретической подготовки дознавателей и оперативных работников ФТС России и других правоохранительных ведомств.

Концептуальные и частные положения настоящего диссертационного исследования могут быть также использованы для дальнейших разработок, касающихся проблем расследования преступлений экономической направленности.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы:

— при разработке научных рекомендаций по вопросам применения криминалистических учетов органами дознания ФТС России в расследовании таможенных преступлений;

— при подготовке законодательных и ведомственных нормативных актов;

— в практической деятельности подразделений дознания и административных расследований таможенных органов при выявлении и расследовании таможенных преступлений;

— при разработке специальных курсов по дисциплинам «Криминалистика», «Уголовный процесс» и т. п.;

— в процессе преподавания курсов «Криминалистика», «Уголовный процесс» в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, выводы и рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, отражены в четырех статьях, подготовленных и опубликованных диссертантом, одна из которых опубликована в журнале, рекомендованном ВАКобсуждались и получили одобрение на заседании кафедры ТСТК и криминалистики РТА, докладывались на трех научно-практических конференциях.

Структура и содержание работы соответствуют логике исследования и его результатам. Диссертация состоит из введения, трех глав, которые включают в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования позволяют прийти к следующим выводам.

1. В современных условиях борьба с преступностью в сфере экономической деятельности приобретает исключительно важное значение, поскольку по оценкам специалистов, степень проникновения преступных элементов в экономику страны достигла уровня, представляющего реальную угрозу экономической безопасности.

2. Существенная роль в борьбе с экономической преступностью принадлежит таможенным органам, реализующим правоохранительную деятельность во внешнеэкономической сфере.

3. Уголовно-процессуальным законодательством таможенные органы наделены правом производства расследования в форме дознания по ч. 1. ст. 188 УК РФ и ст. 194 УК РФ и производством неотложных следственных действий по ч. 2−4 ст. 188 УК РФ, ст. 189 УК РФ, ст. 190 УК РФ ист. 193 УК РФ.

4. Анализ статистических данных показывает, что состояние борьбы с данными преступлениями не отвечает предъявляемым требованиям. В среднем за период с 1994 по 2007 гг. выявлено около 5000 тыс. таможенных преступлений, а число выявленных лиц в два раза меньше. Между тем существенными признаками таможенных преступлений является повышенная общественная опасность, в значительной степени обусловленная действиями организованных преступных групп, транснациональность.

5. В связи с этим необходима разработка комплекса рекомендаций по выявлению и расследованию таможенных преступлений. Одно из направлений решения данной проблемы — повышение информационного обеспечения процесса расследования рассматриваемых преступлений и прежде всего криминалистического регистрационного обеспечения.

6. В науке криминалистике «криминалистическая регистрация» рассматривается как частная криминалистическая теория и как раздел криминалистической техники. Применительно к частной криминалистической теории можно отметить, что она возникла до сформирования криминалистики в самостоятельную науку и несмотря на это в системе частных криминалистических теорий и учений остается наименее разработанной, что отрицательно сказывается на практике применения ее рекомендаций в процессе расследования преступлений, в том числе и таможенных. Данное обстоятельство, отметили 67% опрошенных респондентов.

7. Как частная криминалистическая теория учение о криминалистической регистрации, наряду с другими частными криминалистическими теориями, входит в содержание общей теории криминалистики, основными элементами которой являются:

— положения, в которых формулируются представления о предмете криминалистики, ее задачах, целях и месте научного знания, о понятии и содержании ее общей теории;

— положения, отражающие объективные закономерности механизма преступления в аспекте криминалистики;

— положения, отражающие объективные закономерности возникновения информации о преступлении и преступнике, закономерности собирания, оценки и использования доказательств и являющихся базой для разработки криминалистических средств, методов и рекомендаций по использованию доказательств в практике борьбы с преступностью, которые можно свести в такие разделы, как: криминалистическое учение о закономерностях возникновения информации о преступлении и преступникекриминалистическое учение о закономерностях собирания доказательствкриминалистическое учение о закономерностях исследования доказательствкриминалистическое учение о закономерностях оценки и использования доказательств.

На перечисленные элементы общей теории криминалистики и особенно разделы третьего элемента опираются частные криминалистические теории, поэтому они являются научными основами любой частной криминалистической теории, включая учение о криминалистической регистрации.

8. Разработка теоретических положений криминалистической регистрации является важнейшей задачей науки криминалистики. Весьма продуктивным для решения данной задачи является системный подход — общенаучное направление исследований, ориентированное на выявление специальных методологических принципов теоретического воспроизведения в знании о целостных системных объектах.

9. Применение принципов системного подхода к анализу криминалистической регистрации позволяет рассмотреть ее как специфическую социальную систему с комплексом взаимосвязанных элементов — криминалистических учетов. При этом выясняется, что элементами системы являются не только учеты МВД России, но и учеты иных правоохранительных ведомств: ФТС России, ФСКН России, ФСБ России и ряда международных организаций, осуществляющих борьбу с преступностью, — Интерпола, Европола, Международного информационного банка данных.

Изложенное позволило сформулировать следующее определение криминалистической регистрации. Криминалистическая регистрация — информационная система, элементами которой являются криминалистические учеты правоохранительных ведомств Российской Федерации и международных организаций, включающая научные положения и основанные на них криминалистические средства, приемы и рекомендации по выявлению, собиранию, фиксации, систематизации, хранению информации об учитываемых объектах и выдаче ее пользователям в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. В криминалистической регистрации можно выделить информационный, организационный и правовой аспекты.

10. Информационная составляющая криминалистической регистрации является системообразующим элементом, связывающим криминалистические учеты различных правоохранительных ведомств и международных организаций в единую информационную систему, а также позволяющим рассмотреть криминалистическую регистрацию в качестве элемента информационного обеспечения борьбы с преступностью и соответственно как форму социального контроля над ней.

11. Организационный аспект криминалистической регистрации позволяет рассмотреть криминалистические учеты правоохранительных ведомств Российской Федерации и международных организаций с учетом специфики их организации и поставить вопрос о необходимости создания интегрированного банка данных, объединяющего учеты указанных структур.

12. Анализ правовых основ криминалистической регистрации свидетельствует о необходимости разработки нормативного акта на уровне федерального закона, определяющего понятие криминалистической регистрации и принципы ее организации и функционирования.

13. Ведение криминалистических учетов и предоставление информации об объектах учета правоохранительным органам, включая и таможенные, требует от сотрудников регистрационных систем соответствующих специальных знаний. В связи с этим обращение в регистрационные системы и использование информации, содержащейся в них, следует рассматривать как специфическую форму применения специальных знаний в уголовном судопроизводстве.

14. Существенное значение в расследовании таможенных преступлений имеют криминалистические информационные системы ФТС России, включающие криминалистические учеты правоохранительных органов (ГУТРД, ГУБК, ЦЭКТУ) и базы данных иных подразделений (ГНИВЦ, ГУОТО и ТК, УТН и ТО), содержащие весьма обширную информацию о лицах, совершивших таможенные преступления, перемещаемых противоправным путем товарах, транспортных средствах и т. д.

Между тем проведенное исследование показало, что 41% сотрудников правоохранительного блока таможенных органов не знают криминалистических регистрационных систем ФТС России (среди дознавателей данный показатель составляет 30%). Среди следователей МВД России, ФСБ России данный показатель еще ниже и составляет всего 10%, поэтому уровень использования криминалистических учетов при расследовании таможенных преступлений оставляет желать лучшего.

Указанное обстоятельство в определенной степени объясняется тем, что, учеты криминалистических подразделений ГУТРД находятся в стадии становления. Они в ряде случаев повторяют учеты экспертнокриминалистических подразделений МВД России и нуждаются в совершенствовании.

15. Криминалистические учеты МВД России являются базовыми для правоохранительных органов. Собственно криминалистические учеты возникли и получили дальнейшее развитие в системе МВД России.

В настоящее время в МВД России имеется довольно разветвленная сеть криминалистических регистрационных систем, находящихся в информационно-аналитических центрах и экспертно-криминалистических подразделениях. От уровня развития криминалистических учетов МВД России во многом зависит уровень развития системы криминалистических учетов в целом. Следует отметить, что ученые МВД России проводят значительную работу по разработке теоретических и практических аспектов уголовной регистрации. По сути, как уже отмечено выше, более 90% работ ученых криминалистов посвящены криминалистическим учетам МВД России.

Применительно к расследованию таможенных преступлений дознаватели таможенных органов в 90% случаев от числа изученных уголовных дел обращались к оперативно-справочным учетам, что же касается криминалистических и розыскных учетов, то к учету похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность — в 10%- к учету правонарушений и преступлений совершенным на территории РФ иностранными гражданами и ЛБГ — в 8%, к АИС «Крими-нал-И» — в 7%.

16. Использование криминалистических учетов Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков и Федеральной службы безопасности связано с тем, что в криминалистических регистрационных массивах указанных ведомств содержится ценная информация, относящаяся к борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, к кражам произведений искусства, культуры, предметов антиквариата и т. д. Поэтому применительно к учетам ФСКН России по изученным нами уголовным делам дознаватели в 5% случаях обращались к дактилоскопическому учетув 4% - к учету по внешним признакампо 2% - к коллекции упаковок наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ.

17. Использование криминалистических учетов Интерпола, Европо-ла, МИБ при расследовании таможенных преступлений обусловлено транснациональностью последних. Вместе с тем проведенное исследование показало весьма скромные результаты. Так, применительно к учетам Интерпола в 10% случаях от изученных уголовных дел использовалась картотека о похищенных в разных странах автомобилях, произведениях искусства, других ценностях и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделияхв 6% - алфавитная картотека всех известных международных преступников и лиц, подозреваемых в преступной деятельностив 5% -картотека документов и названий. Учеты МИБ использовались по 6,8% изученных уголовных дел.

18. Проведенное исследование показало, что информационные ресурсы криминалистической регистрации при расследовании таможенных преступлений используются недостаточно в силу ряда объективных и субъективных факторов.

К первым относятся:

— многообразие учетов, нахождение их в различных правоохранительных ведомствах и международных организациях и соответственно специфика межведомственной регламентации. Отметили 62% респондентов;

— сложность оформления запросов в международные организации. Отметили 60% респондентов;

— длительность сроков получения ответа на запросы. Отметили 42% респондентов;

— конфиденциальность информации, содержащейся в криминалистических учетах. Отметили 38% респондентов.

К субъективным факторам 78% респондентов отнесли недостаточность знаний о существующей системе уголовной регистрации, а 32% — их полное отсутствие. В связи с этим 82% опрошенных указали на необходимость издания учебных пособий и методических рекомендаций о системе криминалистической регистрации и ее возможностях- 71% - введения соответствующих спецкурсов на юридических факультетах высших учебных заведениях, 63% - на необходимость изучения темы в системе служебной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) // Российская газета. 1999. 25 декабря.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации (2003 г.) // Парламентская газета. 2003. 3 июня- Российская газета. 2003. 3 июня- СЗ РФ. 2003. 2 июня. № 22. Ст. 2066.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (2001 г.). М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 224 с.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340- Парламентская газета. 2000. 10 августа. № 151−152.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  6. ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. Собрание законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3502- СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 233- СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 8. Ст. 10.
  7. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.02.1995 // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
  8. ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485−1 (в ред. ФЗ от 06.10.1997 № 131 -ФЗ, с изм. от 27.03.1996 № 8-П).
  9. ФЗ «О связи» от 20.01.1995 № 15-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.01.1999 № 8-ФЗ, от 17.07.1999 № 176-ФЗ).
  10. ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» ФЗ № 128. Ст. 6 закона.
  11. ФЗ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Ч. 2. ст. 1- п. «а» ст. 2.
  12. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации».
  13. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  14. Закон РСФСР от 18.04.1991 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  15. Закон РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19.02.1993 № 4524−1.
  16. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» от 05.06.1996 № 85-ФЗ.
  17. Указ Президента РФ: «Положение о государственном таможенном комитете Российской Федерации» от 25.10.1994 № 2014.
  18. Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.1997 № 1300.
  19. Указ Президента РФ от 03.03.1998 № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» // СЗ РФ. 1998. № ю. Ст. 1159.
  20. Указ Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции Интерпола» // СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3895.
  21. Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 № 17 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств».
  22. Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 № 190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» // Российская газета. 1996. 22 октября- СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4916.
  23. Приказ ГТК России от 13.01.1994 № 145 «О совершенствовании деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой, другими преступлениями и правонарушениями в таможенном деле».
  24. Приказ ГТК России от 22.12.1997 № 746 «О порядке формирования первичных, региональных и центральной баз данных транспортных средств, оформленных таможенными органами».
  25. Приказ ГТК России от 23.05.2002 № 515 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении».
  26. Приказ ГТК России от 06.08.2002 № 846 «Об утверждении Инструкции о ведении электронных учетных документов по делам об административных правонарушениях».
  27. Приказ ГТК России № 21.08.2003 № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации».
  28. Приказ ГТК России от 31.03.2004 № 400 «О совершенствовании порядка учета и контроля распределения и использования бланков паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств таможенными органами».
  29. Приказ ФТС России от 30.10.2006 № 1062 «Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками ВЭД и сетями общего пользования».
  30. Приказ ФТС России от 02.03.2007 № 250 «Об контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год».
  31. Приказ ФТС России от 11.09.2007 № 1116 «Об организации испытаний и вводе в опытную эксплуатацию АИС «Правоохрана».
  32. Приказ ФТС России от 10.10.2007 № 1248 «Об утверждении порядка внесения и передачи в ЦБД ЕАИС таможенных органов сведений о дубликатах паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств».
  33. Приказ ФТС России от 07.11.2007 № 1370 «О мероприятиях по совершенствованию криминалистической деятельности таможенных органов Российской Федерации».
  34. Приказ ФТС России от 11.01.2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене».
  35. Приказ ЮТУ от 25.05.2007 № 372 «О решениях коллегии Южного таможенного управления от 18 мая 2007 г.».
  36. Приказ МВД России от 10.02.2006 № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации».
  37. Приказ МВД России от 09.07.2007 № 612 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных и оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации».
  38. Письмо ФТС России от 16.01.2006 № 01−06/564 «О направлении методических рекомендаций «Порядок назначения экспертиз и оценка заключения эксперта по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов».
  39. Письмо ФТС России от 18.04.2006 № 01−06/13 167 «О методических рекомендациях».
  40. Письмо ФТС России от 28.03.2006 № 01−06/9991 «О задачах криминалистических подразделений таможенных органов».
  41. Письмо ФТС России от 23.01.2008 № 18−12/2227 «О направлении Основных требований к оформлению запросов о правовой помощи».
  42. Монографии, учебники и учебные пособия
  43. Т.В., Белкин P.C., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. P.C. Белкина. М.: НОРМА, 2000. 972 с.
  44. Т. В., Белкин P.C., Жбанков В. А. и др. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. М., 1997. 398 с.
  45. Т.В., Белкин P.C., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов/ Под. ред. Р. С Белкина. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Норма, 2006, 391 с.
  46. А.К. Информация и информационные системы. М., 1982. 245 с.
  47. А.Е., Петров Ю. М., Скучалина JI.M. Статистика таможенных правонарушений: Учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 1999. 72 с.
  48. А.П. Криминалистические учеты: Учеб.-практ. пособие. Омск: юрид. ин-т МВД России, 1997. С. 9.
  49. А.П., Романенко М. А. Криминалистические учеты органов внутренних дел: Учеб. пособие. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2008. 160 с.
  50. П.Н. Информационные таможенные технологии: Курс лекций. СПб.: СПб. филиал РТА, 2005. С. 57−60.
  51. P.C. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 2: Частные криминалистические теории. М.: Юристъ, 1997. 303 с.
  52. P.C. Курс криминалистики: В Зт. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М.: Юристъ, 1997. 246 с.
  53. P.C. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. М., 1987. С. 163.
  54. P.C. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М.: Юрид. лит. 1988. 303 с.
  55. P.C. Криминалистическая энциклопедия. М.: БЕК, 1997. 342 с.
  56. P.C. Ведется расследование. М.: Сов. Россия. 1976. 222 с.
  57. P.C. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М.: Норма, 2000. 237 с.
  58. P.C. Винберг А. И. История советской криминалистики. Формирование частных криминалистических теорий (1940-е и 1950-е годы): Учеб. пособие. М.: Акад. МВД СССР. 1983. 76 с.
  59. P.C. Курс криминалистики. 3-е изд., дополненное. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. 837 с.
  60. A.A., Усманов P.A. Состояние, проблемы и перспективы развития криминалистической регистрации в России: Учеб. пособие. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2001. 149 с.
  61. A.A., Усманов P.A. Криминалистическая регистрация. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 151 с.
  62. В.Г. Доказывание по делам о контрабанде: Монография. М.: РИО РТА, 2003. С. 33−46.
  63. Н.Б., Григорьев А. Н. Защита информации. Ч. 2: Организационно правовые методы и средства: Монография / Под ред.
  64. B.М Мешкова. Калининград: Калининград. ЮИ МВД России, 2003.1. C. 18.
  65. А.И., Шавер Б. М. Криминалистика: Учебник для юридических школ. М.: Юрид. издат., 1945. 272 с.
  66. В.А. Криминалистическая техника: наука-техника общество-человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. 310 с.
  67. А.Ф., Российская Е. Р. Криминалистическая регистрация. М.: ВЮЗШ, 1992. 96 с.
  68. В.А., Удовыдченко М. А. Организация и тактика использования результатов ОРД в расследовании преступлений. М.: ЮИ МВД России. 123 с.
  69. Р. Уголовная техника. М.: Право и жизнь, 1925. 310 с.
  70. Р. «Дактилоскопия» и другие методы уголовной техники и деле расследования преступлений. М.: Гос. тех. из-во, 1927. 368 с.
  71. Девиков Е. И, Зуев Е. И, Ищенко Е. П. Криминалистическая регистрация. М.: ВЮЗШ МВД России, 1987. 76 с. I
  72. P.E. Криминалистическая регистрация и ее использование в расследовании преступлений: Учеб. пособие. Саратов: СЮИ МВД России, 2003. 124 с.
  73. Т.А., Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и «отмыванием» грязных денег: Методич. пособие. М.: ЮБИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. 310 с.
  74. В.А. Принципы системного подхода в криминалистике и в практической деятельности органов внутренних дел при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств: Учеб. пособие. М: РИО Акад. МВД СССР, 1977. 108 с.
  75. В.А. Криминалистические средства и методы раскрытия неочевидных преступлений. М.: Акад. МВД СССР, 1987. 64 с.
  76. В.А. Свойства личности и их использование для установления лиц, совершивших таможенные правонарушения. М.: РТА, 1999. 192 с.
  77. Г. Г. Поиск преступников по способам совершения преступлений. М., 1970. 160 с.
  78. С.А. Информационно-техническое обеспечение органов внутренних дел. М.: ЮИ МВД России. 1994. 80 с.
  79. Информационные массивы ГИЦ в борьбе с преступностью. М.: ГИЦ МВД России, 1992. 120 с.
  80. Использование следователем учетов, картотек и иных банков данных. М.: ВНИИ МВД России, 1994. 146 с.
  81. A.M. Теоретические аспекты информационного обеспечения органов предварительного следствия в ходе расследования преступления. Монография. Калининград: Калининград. ЮИ МВД России, 2003. С. 31−32,45.
  82. Е.П., Девиков Е. И. Уголовная регистрация. Омск, 1986. С. 14.
  83. Р.А., Ткаченко В. И. Правовые и. организационные основы использования автоматизированных систем в борьбе с преступностью: Учеб. пособие. Киев: Киев. высш. шк. МВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1991. 128 с.
  84. Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. 14 с.
  85. М.Р. Технология баз данных на персональных ЭВМ. М.: Финансы и статистика, 1992. 224 с.
  86. В.Я. Идентификация при расследовании преступлений, М.: Юрид. лит-ра, 1978. 126 с.
  87. В.Я., Полевой Н. С. Информационные процессы и структуры в криминалистике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 134 с.
  88. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие / Под ред. C.B. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995. 248 с.
  89. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. С. А. Голунский. М.: Госюриз-дат, 1959. 511 с.
  90. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. С. П. Митричев, М.П. Шала-мов. М.: Юрид. лит., 1996. 608 с.
  91. Криминалистика: Учебник / Под ред. Р. С. Белкина, Г. Г. Зуйкова. М.: Юрид. лит., 1968. 695 с.
  92. Криминалистика: Учебник. Том 1/ Под ред. P.C. Белкина, Г. Г. Зуйкова. М.: ВШ МВД СССР, 1969. 376 с.
  93. Криминалистика: Учебник / Под ред. Н. П. Яблокова. М.: БЕК, 1995. 708 с.
  94. Криминалистика / Под ред. В. А. Образцова. М.: Юристь, 1997. 760 с.
  95. Криминалистика. Техника и тактика расследования преступлений: Учебник / Под ред. А .Я. Вышинского. М.: Советское законодательство, 1935.
  96. Криминалистика / Под общей редакцией А. И. Винберга. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1959. 492 с.
  97. Криминалистика социалистических стран / Под ред. В. Я. Колдина. М.: Юрид. лит., 1986. 333 с.
  98. Криминалистика / Под ред. С. П. Митричева. М., 1966. 232 с.
  99. Криминалистика: Учебник / Под ред. Р. С Белкина. М.: Юрид. лит., 1986. 200 с.
  100. Криминалистика / Под ред. Н. П. Яблокова, В. Я. Колдина. М.: Изд-во МГУ, 1990. 464 с.
  101. Криминалистика: Учебник / Под ред. И. Ф. Пантелеева, Н. А Селиванова. М. 1993 с.
  102. Криминалистика: Учебник / Под ред. Н. П. Яблокова. М., 1996. 708 с.
  103. Криминалистика: Расследование преступлений в сфере экономики: Учебник / Под ред. В. Д. Грабовского, А. Ф. Дубина. Н. Новгород: Нижегор. ВШ МВД России, 1995. 400 с.
  104. Криминалистика: Учебник / Под ред. А. Г Филиппова, А. Ф. Волынского. М.: Спарк, 1998. С. 170−171.
  105. Криминалистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. 224 с.
  106. Криминалистика. Учебник для вузов / А. Ф. Волынский, Т. В. Аверьянова, И. Л. Александрова и др.- Под ред. А. Ф. Волынского. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 615 с.
  107. Криминалистика: Учебник / Под ред. А. Г. Филиппова. 2-е изд. пере-раб. и доп. М.: Спарк, 2000. 687 с.
  108. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е. П. Ищенко. М.: Юрист, 2000. 751 с.
  109. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н. П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 336 с.
  110. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н. П. Яблоков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 781 с.
  111. Криминалистика: Учебник для вузов / Под общ. ред. Е. П. Ищенко, А.Г. Филиппова- под ред. В. Д. Зеленского, Г. М. Меретукова. М.: Высшее образование, 2006. 743 с.
  112. Криминалистика: Информационные технологии доказывания: Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Колдина. М.: Зерцало М., 2007. 752 с.
  113. Криминалистика: Учебник для студентов вузов / Под ред. А. Ф. Волынского, В. П. Лаврова. 2-е изд., перераб. и доп.чМ.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 943 с.
  114. Криминалистическая регистрация / A.A. Беляков, P.A. Усманов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 30с.
  115. Криминалистический словарь / Пер. с нем. М.: Юрид. лит., 1993. 192 с.
  116. КрыловИ.Ф. В мире криминалистики. Л.: Изд. ЛГУ. 1989. 328 с.
  117. И.Ф. Криминалистическое учение о следах. Л., 1984. 180 с.
  118. Курс криминалистики. Общая часть / Отв. ред. В. Е. Корноухов. М.: Юрист, 2000. 452 с.
  119. В.Т. Криминалистическая регистрация: Лекция. Л., 1989. 32 с.
  120. Г. М., Данильян С. А. Уголовная регистрация. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1995. 57 с.
  121. Л.И. Создание системы уголовной регистрации в органах внутренних дел. М.: Акад. МВД СССР, 1979. 64 с.
  122. М.Л. Криминалистический учет по способу выполнения преступных действий. Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1996. 93 с.
  123. Е.В. Использование учетов органов внутренних дел при раскрытии и расследовании квартирных краж: Монография. Рязань: Пресса, 2003. 202 с.
  124. A.B. Экспертное дело. Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2003. 352 с.
  125. Обеспечение экономической безопасности правоохранительными подразделениями таможенных органов: Учебник. М.: РИО РТА, 2007. 213 с.
  126. Основы автоматизированной обработки данных: Учеб. пособие. М.: Акад. МВД СССР, 1987. 103 с.
  127. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В.Г. Драганова- М.: Экономика, 1998. 687 с.
  128. Основы таможенного дела: Учебн. пособие в 3 т. Т. 2. / Под общ. ред. A.A. Литовченко и А. Д. Смирнова. М.: РИО РТА, 2005. 520 с.
  129. . Т. Информация, отражение, творчество. София, 1965. С. 12.
  130. В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: Учеб. пособие. М.: Юрист, 1993. 160 с.
  131. A.B. Коллекции в правоохранительных органах России. М.: Юрлитинформ. 2001. 136 с.
  132. А.П. Криминалистические учеты: Учеб. пособие. Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2000. 103 с.
  133. Е.Р. Криминалистика. Вопросы и ответы: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 351 с.
  134. С.С. Современная дактилоскопия: проблемы и тенденции развития. М.: Акад. упр. МВД России, 2002. 132 с.
  135. П.Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. М.: Былина, 1999. 272 с.
  136. Советская криминалистика / Под ред. С. П. Митричева, Н.В. Терзие-ва. М.: ВЮЗИ, 1962. 4.1.
  137. В.А., Нестеров A.B. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск- Наука, 1998. 142 с.
  138. В.А. ГТД: теория и практика использования во внешнеэкономической деятельности. Ростов н/Д, 2006. 492 с.
  139. Г. Н., Зайцев В. Ф., Ивашков В. А. и др. Организация и ведение дактилоскопических учетов. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. 48 с.
  140. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В. А. Шамахова. М.: Софт. Издат. 2006. 288 с.
  141. Ушаков А. В, Зенин Г. В., Геенко Д. В., Зубенко С. Н. Назначение и производство экспертиз в таможенной практике. Белгород: Везели-ца, 2006. 162 с.
  142. Н.Л., Тихомиров A.M., Рафиков Ф. Х. Понятие информации и ее роль в расследовании преступлений // Использование компьютерных технологий в экспертно-криминалистической деятельности. Волгоград, 1999. С. 18−21.
  143. A.B. Проблемы использования автоматизированных габито-скопических учетов в раскрытии, расследовании и предупреждениипреступлений // Вестник криминалистики/ Отв. ред. А. Г. Филиппов. Вып. 2 (18). М.: Спарк, 2006.С. 37−44.
  144. Я.И. Теневая экономика и организованная преступность (по материалам социологического исследования в СПб.) // Проблемы борьбы с преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку: Матер, междунар. науч.-практ. конференции. СПб., 1994. С. 140.
  145. Т.А., Остапенко В. И. Борьба с таможенными преступлениями // Законность. 2001. № 4. С. 26−30.
  146. В. На пути к электронной таможне. // Таможня. № 7 (150) 2006. С. 8.
  147. Евсюнин И. Н Научные основы криминалистических учетов оперативно-технических аппаратов //Вопросы теории и практики борьбы с преступностью. JL, 1972. С. 19−21.
  148. В.А. Фиксация информации о деятельности коррумпированных членов организованных преступных структур // Коррупция в России: состояние и проблемы. Вып. 1. М.: МИ МВД РФ, 1996. С. 127−130.
  149. В.А., Нецкш И. В. Таможенные преступления и проблемы борьбы с ними // Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли. М.: РТА, 2001. С. 212−214.
  150. В.А. Организация дознания в ГТК России // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Серия государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Вып. 3 (17). Ульяновск: УГУ, 2001. С. 37−41.
  151. В.А. Криминалистическая (уголовная) регистрация в борьбе с преступностью // Руководство по расследованию преступлений. М.: Норма, 2002. С. 214−232.
  152. В.А. Таможенные преступления и защита экономических интересов России // Таможенная служба на защите экономических интересов страны: Матер, докл. Всерос. науч.-практ. конф. М.: РИО РТА, 2003. С. 126−129.
  153. Ищенко 77.77. Криминалистические учеты: свойства объектов и развитие системы // Вестник криминалистики / Отв. ред. А. Г. Филиппов. Вып. 2 (26). М.: Спарк, 2008. С. 84−88.
  154. Э. Зарубежный опыт в становлении единой криминалистической информационной системы Литвы // Вестник криминалистики / Отв. ред. А. Г. Филиппов. Вып. 2 (14). М.: Спарк, 2005. С. 24−32.
  155. А.Н. Классификация криминалистических учетов на современном этапе // Матер, межведом, науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч. 1. Саратов: СЮИ МВД России, 2002. С. 26−29.
  156. Е.В. Алгоритм использования учетной информации системы криминалистической регистрации ОВД при выдвижении версий о лице, совершившем кражу // Уголовное судопроизводство: проблемы теории, нормотворчества и правоприменения: Сб. науч. тр.
  157. Рязань: Акад. права и упр. Федеральной службы исполнения наказаний, 2008. Вып. 3. С. 230−233.
  158. В. А. Транспортное дело России // К вопросу об использовании криминалистических информационно-регистрационных систем (учетов) в расследовании таможенных преступлений. Спецвыпуск № 11. Ч. III. М., 2006. С. 13−14.
  159. Е.Р. Новый УПК и проблемы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики. М.: Акад. упр. МВД России, 2004, С. 63−66.
  160. В.И. Организационно-правовые основы ведения дактилоскопических учетов // Проблемы организации расследования преступлений. Матер, науч.-практ. конф. Краснодар, 21−22 сентября. Краснодар, 2006. С. 159−163.
  161. М.Н., Брусенцова И. В. Современное состояние автоматизации дактилоскопических учетов и перспективы ее развития // Информатика в судебной экспертизе: Сб. трудов. Саратов: СЮИ МВД России, 2003. С. 133−137.
  162. H.H., Куликов В. И. Криминалистические основы борьбы с организованной преступностью // Основы борьбы с организованной преступностью. М.: Инфра М, 1996. С. 237−317.
  163. С.А. Общие положения теории криминалистической регистрации // Вестник криминалистики. Вып. 1 (3). М.: Спарк, 2002. С. 37−44.
  164. Г. А. Новое направление совершенствования криминалистических учетов // Вестник криминалистики / Отв. ред. А. Г. Филиппов. Вып. 2 (14). М.: Спарк, 2005.С. 33−35.
  165. Диссертации и авторефераты диссертаций
  166. Ф.Г. Комплексное использование экспертно-криминалис-тических учетов в информационном обеспечении расследования и раскрытия преступления: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Уфа. 2001.25 с.
  167. Ю.Ю. Технико-криминалистическое обеспечение расследования контрабанды. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.
  168. О.Я. Использование криминалистических средств в таможенной деятельности: Дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. 224 с.
  169. A.A. Первоначальный этап раскрытия и расследования контрабанды: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004. 28 с.
  170. A.B. Научные, правовые и организационные основы криминалистического учения о регистрации (по материалам Республики Казахстан): Дис.канд. юрид. наук. Костанай, 2005. 242 с.
  171. О.Н. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов при раскрытии и расследовании некоторых видов контрабанды (по материалам Северо-Западного федерального округа России): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Калининград, 2003. 26 с.
  172. А.Ф. Концептуальные основы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений: Автореф. дис. д-ра. юрид. наук. М., 1999. 41 с.
  173. В.А. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений (организационные, правовые и методологические проблемы): Дисс. канд. юрид. наук. М., 1991. 156 с.
  174. O.A. Использование запаховых следов человека в расследовании преступлений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2000. 23 с.
  175. Т.А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: Дис. д-ра юрид. наук. М., 2000. 375 с.
  176. P.E. Проблемы криминалистической регистрации и ее использование в расследовании преступлений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 4, 8, 25, 41.
  177. Жук И. О. Контрабанда: проблемы выявления и раскрытия на современном этапе: Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. 222 с.
  178. В.А. Концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1995. 375 с.
  179. H.H. Совершенствование деятельности по использованию криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений: Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. 216 с.
  180. С.И. Информационное обеспечение расследования и деятельности по установлению разыскиваемых лиц, предметов и орудий преступления с помощью компьютерных технологий: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. 27с.
  181. В. С. Современное состояние и проблемы автоматизации дактилоскопических учетов: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 190 с.
  182. Г. П. Контрабанда как таможенное преступление: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003. 31 с.
  183. А.Н. Теоретические аспекты и практика применения компьютерных технологий в криминалистических учетах: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 24 с.
  184. В.В. Организация и использование учетов огнестрельного оружия и следов его применения при расследовании преступлений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 25с.
  185. Ю.А. Компьютерные технологии как средство повышения эффективности организации правоохранительной деятельности (применительно к деятельности ОВД по расследованию преступлений): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 12.
  186. A.B. Тактика следственного осмотра по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002. 171 с.
  187. С.А. Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов к нему: правовые и технико-криминалистические проблемы расследования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. 31с.
  188. A.B. Концептуальные основы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений: Дис. д-ра юрид. наук. М., 2001. 314 с.
  189. И.В. Противодействие расследованию таможенных преступлений и методы его преодоления: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001. 195 с.
  190. А.П. Вопросы теории и практики повышения эффективности использования криминалистических учетов в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Минск, 2000. 21 с.
  191. О.В. Коллекционная деятельность в криминалистике (понятие, содержание, направления использования): Дис.. канд. юрид. наук. Владивосток, 2005. 187 с.
  192. Д.В. Государственная регистрация транспортных средств как мера противодействия их незаконному обороту: Дис.. канд .юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. 191 с.
  193. Ю.И. Особенности производства предварительного расследования по делам о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ: Дис.. канд. юрид. наук. Калининград, 2000. 240 с.
  194. P.A. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация: Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 217 с.
  195. Г. В. Теория и практика использования одорологии в борьбе с преступностью: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Минск, 1999. 19 с.
  196. И.В. Регистрация граждан по документам, удостоверяющим личность: теоретический анализ и практика применения: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. 204 с.
  197. О.В. Регистрация как форма государственного управления: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. 23 с.
  198. С.А. Криминалистическая регистрация: проблемы, тенденции, перспективы: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. СПб., 1999. 41 с.
  199. Материалы правоприменительной практики
  200. Бюллетень о задержании оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных, радиоактивных и опасных материалов в регионе деятельности таможенных служб стран-участниц «ЫЬО-Москва» в 2004—2007 гг.
  201. Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. 1993. № 4. С. 42.
  202. Информационный сборник НЦБ Интерпола в России. 1998. Вып. 25. С. 10−16.
  203. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (данные за 2007 год). ГУТРД ФТС России. М., 2007. С. 4, 6, 7.
  204. Информационно-аналитический обзор ГУТРД ФТС России за 2001— 2006 гг.
  205. Обзор деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков за 2004−2007 гг. ГУБК ФТС России.
  206. АНКЕТА по изучению уголовных дел
  207. Орган, возбудивший уголовное дело:
  208. Сведения об уголовном деле:1. Краткая фабула1. Уголовное дело №по ст. РФ1. Дата возбуждения
  209. Учеты Министерства внутренних дел: а) учеты информационных центров МВД России:
  210. Централизованные оперативно-справочные учеты:• пофамильный ?• дактилоскопический ?
  211. Просим Вас ответить на ряд вопросов в рамках социологического исследования в целях разработки рекомендаций по использованию криминалистических учетов при расследовании преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
  212. Какие учеты Вы используете в процессе расследования таможенных преступлений?
  213. Удовлетворяет ли Вас существующая система уголовной регистрации: — да ?- нет ?- затрудняюсь ответить ?
  214. Повышали ли Вы свою квалификацию по использованию криминалистических учетов при расследовании преступлений: — даП- нет ?- затрудняюсь ответить ?
  215. Проводятся ли занятия в системе служебной подготовки Вашего подразделения по использованию криминалистических учетов:-Да ?- нет ?- затрудняюсь ответить ?
  216. Какие у Вас будут предложения по совершенствованию уголовной регистрации200 г.
  217. Учеты ГУ ОТО и ТК ФТС Россииг
  218. База данных КАСТО-АИСТ (информация о таможенном оформлении товаров и тр.ср. с момента подачи ГТД (юр.лица) и заявлений (физ.лица) до завершения этой процедуры1. Учеты УТН и ТО ФТС России 1 г
  219. В процессе диссертационного исследования было изучено 102 уголовных дела, возбужденных в период с 2000 по 2008 год. Проинтервьюировано 102 сотрудника подразделений органа дознания ФТС России, 103 следователя и дознавателя МВД, ФСБ, ФСКН России.
  220. В результате изучения уголовных дел установлено, что
  221. Что же касается баз данных иных правоохранительных органов, то по 65% они обращались к БД электронных копий ГТД и БД автоматизированный «Автоконтроль" — 52% — к БД «Автотранспорт» и БД «Автокон-толь" — по 3% к БД ГУТН и ТО- по 2% - к БД «КАСТО-АИСТ».
  222. Относительно учетов ФСНК России дознаватели обращались по 5% к дактилоскопическому учету- в 4% — к учету по признакам внешности- по 1% — к коллекции упаковок наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ.
  223. Результаты опроса практических работников
  224. Удовлетворяет ли существующая система уголовной регистрации: — да 2% опрошенных-- нет 90% опрошенных-- затрудняюсь ответить 8% опрошенных.
  225. Повышалась ли квалификация по использованию криминалистических учетов при расследовании преступлений: — да 12% опрошенных-- нет 64% опрошенных.
  226. Проводились ли занятия в системе служебной подготовки по использованию криминалистических учетов: — да 7% опрошенных-- нет 93% опрошенных.
Заполнить форму текущей работой