Нелегальная миграция: понятие, общественная опасность, уголовно-правовое и криминологическое противодействие (по материалам России и Азербайджана)
Под уголовно-правовым механизмом противодействия нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям следует понимать совокупность норм, предусмотренных уголовным законодательством, имеющих непосредственную или опосредованную цель защиты общественных отношений в сфере миграционных процессов (правил въезда и пребывания в стране, легализации и др.). Их можно подразделить на две группы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Общая характеристика миграции и миграционная политики
- 1. Миграция: понятие и виды
- 2. Миграционная политика России и Азербайджана и организационйо-правовые механизмы ее реализации
- 3. Международная миграционная политика и организационно-правовые механизмы ее реализации
- Глава II. Нелегальная миграция: понятие и общественная опасность
- 1. Нелегальная миграция: понятие и характеристика
- 2. Преступность мигрантов как проявление общественной опасности нелегальной миграции
- 3. Виктимность нелегальной миграции
- Глава III. Криминологическое и уголовно-правовое противодействие нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям
- 1. Криминологическое противодействие нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям
- 2. Уголовно-правовой механизм противодействия нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям
Нелегальная миграция: понятие, общественная опасность, уголовно-правовое и криминологическое противодействие (по материалам России и Азербайджана) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность диссертационного исследования. Нелегальная миграция и ее негативные последствия для всех сфер жизнедеятельности общества представляют значительную угрозу национальной безопасности государства. Нелегальными мигрантами совершается значительная часть имущественных преступлении, преступлений против жизни и здоровья граждан, в сфере незаконного оборота оружия, наркотических средств и психотропных веществ. Преступные формирования нелегальных мигрантов создают практически неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность. Наблюдается отток денежных средств в экономику стран, поставляющих мигрантов, все большее их количество оказывается втянутым в «теневой» сектор экономики. Формируется теневой оборот финансовых средств в значительных объемах, эти денежные средства используются для финансирования преступной деятельности, а также легализуются путем приобретения наиболее рентабельных предприятий. Незаконные мигранты способствуют массовому распространению фальсифицированных, некачественных и контрабандных товаров.
Формирующиеся территориальные анклавы со значительной долей некоренных этнических иммигрантов среди населения могут привести к вмешательству государств-поставщиков мигрантов во внутренние дела страны их пребывания в целях защиты прав и интересов своих соотечественников.
Нелегальная миграция способствует усилению напряжения в сфере межэтнических отношений и возникновению этнических конфликтов.
В потоках нелегальных мигрантов на территорию принимающей страны могут проникать боевики и участники незаконных вооруженных формирований, в том числе прошедшие диверсионную подготовку.
Комплексных криминологических и уголовно-правовых исследований нелегальной миграции и ее общественно опасных последствий, компаративного анализа состояния дел в сфере миграционных процессов в Российской Федерации и Азербайджанской Республике не проводилось. Между тем как в криминологии, так и в уголовном праве многие аспекты проблемы относятся к числу дискуссионных, нет единого подхода к определению нелегальной миграции и нелегального мигранта, в юридической литературе практически не представлен уголовно-правовой механизм противодействия рассматриваемому явлению, не дана характеристика его общественной опасности, в частности не показывается виктимность нелегальной миграции и незаконных мигрантов.
Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 43-Ф3 Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 292предусматривающей ответственность за незаконную выдачу паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства РФ (аналогичная норма в УК АР отсутствует). Данное обстоятельство предполагает анализ признаков составов преступлений, предусмотренных этой статьей, и выработку научных рекомендаций по практике ее применения.
Указанные и другие обстоятельства характеризуют актуальность темы диссертационного исследования и необходимость ее углубленного изучения в компаративном, уголовно-правовом и криминологическим аспектах.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблема миграции, в том числе и нелегальной, носит комплексный характер. В связи с этим она изучается в рамках демографии, социологии, экономики, урбанистики, конфликтологии, конституционного, административного, международного и уголовного права, криминологии (М.М. Ардавов, Т. Н. Балашова, Л. Г. Вишневский, М. Р. Вокуев, К. Д. Галиахметова, А. Е. Горбань, О-В. Губина, А. В. Дмитриев, М. С. Дрокин, Ж. А. Зайончковская, Т. И. Заславская, Н. А. Зорин, Н. Н. Зинченко, П. Н. Кобец, В. А. Коробеев, И. Б. Орлова, И. В. Плаксина, А. С. Прудников, Н. М. Римашевская, В. Д. Самойлов, А. Н. Торохов, M.JI. Тюркин, Б. С. Хорева, Т. Н. Юдина и др.).
В последние годы защищен ряд кандидатских диссертаций по криминологическим аспектам нелегальной миграции (Берзин В. А. Криминологическая характеристика и профилактика преступности мигрантов в условиях сверхкрупного города. М., 1999; Бышевский Ю. Ю. Миграция как криминологическая проблема и ее специфика на Северном Кавказе. Ставрополь, 2005; Вьюнов Ю. И. Влияние миграционных процессов на преступность в Южном Федеральном округе. М., 2001; Метелев С. Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение. Омск, 1996; Свиридов B.C. Криминальное перемещение людей: характеристика и предупреждение. Омск, 2002 и др.).
Однако надо признать, что комплексных компаративных, криминологических и уголовно-правовых исследований, основанных на международной и национальной миграционной политики и средств ее реализации, не проводилось.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают нелегальная миграция и ее общественно опасные последствия как социально-правовое явление, криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия ей.
Предметом исследования являются:
— международная, российская и азербайджанская национальная миграционная политика и средства ее реализации;
— международно-правовые нормы, регламентирующие миграцию населения;
— деятельность международной организации миграции как институционального механизма реализации международной и национальной миграционной политики;
— конституционные, административно-правовые нормы, регламентирующие миграционные процессы в России и Азербайджане, а также специфические правовые статусы различных категорий мигрантов;
— состояние преступности мигрантов в России и Азербайджане;
— уголовно-правовые нормы, составляющие механизм противодействия нелегальной миграции в Российской Федерации и Азербайджанской Республике;
— научные публикации (монографии, статьи, диссертационные исследования, учебная литература), в которых затрагиваются различные аспекты миграции, в том числе и незаконной;
— судебная и следственная практика о преступлениях, предусмотренных ст. 322 и 322 324 и 327 УК РФ, ст. 318 и 320 УК Республики Азербайджан.
Цель и задачи исследования
Целями диссертационного исследования являются: углубленный анализ наиболее значимых криминологических и уголовно-правовых проблем нелегальной миграции и ее общественно опасных последствий (в первую очередь преступности и виктимности нелегальных мигрантов) — разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию мер криминологического и уголовно-правового противодействия нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиямвыработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Азербайджан.
Указанные цели обусловили постановку и решение следующих задач:
— определить понятие и виды миграции;
— исследовать международную миграционную политику, миграционную политику России и Азербайджана и организационно-правовые механизмы их реализации;
— сформулировать понятие и дать характеристику нелегальной миграции, показать ее общественно опасные последствия;
— охарактеризовать преступность и виктимность мигрантов как проявление общественной опасности нелегальной миграции;
— выработать меры криминологического противодействия нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям;
— проанализировать уголовно-правовой механизм противодействия нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям по УК Российской Федерации и УК Республики Азербайджан и внести предложения по его совершенствованию;
— разработать научно обоснованные рекомендации по применению норм уголовного законодательства об ответственности в сфере миграционных процессов в судебной и следственной практике.
Методология и методика исследования. Для решения поставленных задач использовались как общенаучные методы познания (диалектический, системный, логический), так и вытекающие из общих частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и др.
Кроме того, применялись конкретно-социологические методы исследования, включающие анкетирование и опрос, а также статистические методы.
Теоретическая и правовая основа работы. Теоретическую основу исследования составляют работы демографии, социологии, экономики, урбанистики, конфликтологии, общей теории права, конституционного, административного, международного и уголовного права, криминологии.
Правовую основу работы образуют: Конституция РФ и Конституция Республики Азербайджаннормы конституционного и административного права, регламентирующие миграционные процессы, деятельность институциональных образований в сфере миграционных процессов, определяющих правовой статус различных категорий мигрантовУК РФ и УК Республики Азербайджанмеждународные договоры и соглашения по миграции и др.
Эмпирической базой исследования являются: статистические данные ГИАЦ МВД России за 2002;2006 гг.- данные о преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России и Азербайджане за тот же периодопубликованная судебная практика Верховного Суда РФ и Верховного Суда Республики Азербайджан за 1996 — 2008 гг.- результаты опроса респондентов в России и Азербайджане по вопросам, относящимся к преступности и вик-тимности мигрантовданные, полученные другими исследователями, в первую очередь криминологических проблем нелегальной миграции. Учтены разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по ряду категорий уголовных дел.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет комплексное, компаративное, криминологическое и уголовно-правовое исследование криминальной миграции и ее общественно опасных последствий, проведенное с учетом положений международной миграционной политики и миграционной политики Российской Федерации и Республики Азербайджан и институциональных и организационно-правовых средств их реализации, на основании которого: а) сформулировано понятие нелегальной миграции и нелегального мигрантаб) показана общественная опасность, в том числе преступность и виктимность последнихв) разработаны меры по совершенствованию криминологического и уголовно-правового механизма противодействия нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям.
На защиту выносятся следующие научные положения, выводы и рекомендации:
1. Нелегальную (незаконную) миграцию можно определить как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства законодательно установленных правил въезда, пребывания, выезда из страны и транзитного проезда через территорию иностранного государства. Следовательно, незаконный мигрант — это лицо, нарушившее правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства.
2. Под противодействием незаконной миграции следует понимать комплекс мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории принимающей страны и пресечения незаконной миграции путем определения правового положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в государство, в том числе на постоянное место жительства, в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также следующих транзитом в третьи государства.
3. Нелегальная миграция и ее последствия представляют собой сложные, многоплановые явления, в частности они несут серьезную угрозу национальной безопасности государства, осложняя криминальную, социальную обстановку и усугубляя межнациональную (межэтническую) напряженность в обществе, тесно связаны с распространением заболеваний, которые называются «карантинными инфекциями» или «болезнями, регулируемыми международными правилами» (чуму, малярию, СПИД и ВИЧ-инфекцию, сифилис, туберкулез, брюшной тиф, лихорадку Эбола и Марбурга и др.), сопряжены с таким негативным явлением, как экспорт международного терроризма.
Нелегальные мигранты характеризуются повышенной степенью вик-тимности.
Это обусловливает значительный объем, разнообразие и разновектор-ность мер противодействия нелегальной миграции.
4. Преступность мигрантов носит групповой характер, этнический характер, отличается организованностью, вооруженностью и устойчивостью связей с преступными элементами из иностранных государств.
5. Российская Федерация в 1998;1991 гг., столкнувшись с «иммиграционным давлением», не имела институциональной, законодательной и стратегической базы для воздействия на миграционные процессывопросы, связанные с миграцией, решались бессистемно. В 1992;1993 гг. с появлением российской диаспоры в постсоветских республиках и вступлением России в международное сообщество был выработан режим миграции, который по общей оценке являлся достаточно либеральным. 1993 г. ознаменовался принятием ряда федеральных законов, регламентирующих свободу перемещения и выбора места проживания, статус беженцев и вынужденных переселенцев и др.
Начиная с 1994 г. осуществляется сближение с западными подходами, предусматривавшими рестрективную миграционную политику.
Таким образом, правовая база как одна из составляющих основ реализации миграционной политики России стала целенаправленно формироваться с 1992 г.
Федеральное законодательство можно условно разделить на две группы нормативных правовых актов: 1) законы и другие акты, регламентирующие внутреннюю миграцию- 2) законы и другие акты, регулирующие внешнюю миграцию.
Соответствующее законодательство Республики Азербайджан находится в стадии становления.
6. Институциональная структура реализации миграционной политики России, по сути, начала формироваться с 1992 г., когда была создана Федеральная миграционная служба России (ФМС России), Азербайджанской Республики — с 2007 г.
Институциональное обеспечение миграционных процессов в России и Азербайджане в целом создано. В частности, в структуре ФМС России организовано управление миграционного контроля. В той или иной мере проблемы противодействия нелегальной миграции решаются и некоторыми другими подразделениями Службы (например, управлением по делам переселенцев, управлением организации визовой и регистрационной работы и др.).
Вместе с тем опыт некоторых стран позволяет сделать вывод о необходимости специализированного органа, основной задачей которого было бы пресечение нелегальной миграции. Например, в Германии создан Единый стратегически-аналитический центр для решения проблем нелегальной миграции (GTAZ).
В России назрела потребность в создании самостоятельной миграционной полиции.
Для систематического обмена информацией, планирования и проведения совместных мероприятий следует создать постоянно действующие оперативные рабочие группы с участием представителей пограничных служб РФ и Республики Азербайджан.
России и Азербайджану целесообразно перенять положительный опыт ряда иностранных государств, отслеживающих мигрантов в своих странах, оснастив, в частности, специальным оборудованием для регистрации прибывших и убывших из страны иностранцев контрольно-пропускные пункты в аэропортах.
7. В целях предупреждения нелегальной миграции и ее общественно опасных последствий требуется: 1) выработка долгосрочной и краткосрочной национальной миграционной политики- 2) повышение эффективности деятельности системы контроля за миграционными процессами- 3) формирование понимания и поддержки местным населением государственной миграционной политики- 4) совершенствование и гармонизация законодательства, регламентирующего процессы миграции, его унификация в первую очередь с законодательством сопредельных государств.
В основе общесоциальной профилактики иммиграционной преступности как в Российской Федерации, так и в Азербайджанской Республике лежит реализация следующих направлений:
— оптимизация государственной политики в сфере регулирования миграционных потоков. Причем если в Российской Федерации такая политика нуждается лишь в своевременной корректировке с учетом складывающихся миграционных процессов, то в Азербайджанской Республике требуется ее разработка;
— создание единой информационной системы учета перемещения иммигрантов по стране;
— проведение целенаправленной работы с гражданами страны проживания в целях формирования у них одобрения и (или) терпимости к прибывающим иммигрантам;
— дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего порядок прибытия и пребывания иммигрантов в стране;
— обеспечение неотвратимости ответственности за нелегальную миграцию.
8. Информация о миграционных потоках и мигрантах формируется в различных ведомствах: подразделениях ФПС ФСБ РФМВД РФМинистерстве трудацентрах государственного санэпидемнадзора и др. Каждое из них в лучшем случае имеет свои банки информации, доступ к которым другим потенциальным пользователям затруднен. Поэтому назрела необходимость создания межведомственного централизованного банка информации по делам миграции. Естественно, должны быть разработаны меры защиты информации от несанкционированного доступа.
9. Под уголовно-правовым механизмом противодействия нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям следует понимать совокупность норм, предусмотренных уголовным законодательством, имеющих непосредственную или опосредованную цель защиты общественных отношений в сфере миграционных процессов (правил въезда и пребывания в стране, легализации и др.). Их можно подразделить на две группы: первая — нормы, непосредственно направленные на борьбу с нелегальной миграцией (ст. 322 и 3221 УК РФ) — вторая — нормы, направленные на борьбу с незаконной легализацией мигрантов (ст. 2921, 324 (в части приобретения официальных документов), 325 (в части похищения документов) и 327 (в части подделки, изготовления или сбыта поддельных документов) УК РФ).
По УК Азербайджанской Республики (УК АР) норма, сформулированная в ст. 318, призвана противодействовать незаконному проникновению на территорию государства, а норма, предусмотренная в ст. 320 (в части подделки, изготовления, сбыта и использования поддельных документов, штампов, печатей и бланков) направлена на борьбу с незаконной легализацией мигрантов. Таким образом, рассматриваемый уголовно-правовой механизм в Азербайджанской Республике, по сути, минимизирован. Вероятно, это можно объяснить отсутствием потребности в иных нормах, имеющихся в российском законодательстве.
10. Важный личный документ, о котором говорится в ст. 325 УК РФ и ст. 326 УК АР, характеризуется следующими признаками. Во-первых, в силу прямого указания закона он носит личный характер, следовательно, его обладатель персонифицированво-вторых, отражает статус его владельца или, в-третьих, закрепляет его субъективное право.
В ч. 2 ст. 327 УК РФ закреплен квалифицирующий признак: совершение указанных деяний с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение. Статья 320 УК АР не содержит подобного квалифицирующего признака, что, на наш взгляд, можно признать пробелом в законодательстве. Учитывая распространенность указанного явления, целесообразно дополнить названную статью УК АР ч. 3, куда переместить текст, ныне содержащийся в ее ч. 2, а в последней указать рассматриваемый квалифицирующий признак.
Вид документа в законе не определен. Преступление посягает на государственный порядок управления, поэтому скорее всего в качестве предмета преступления выступает официальный документ. В пользу этого говорит и сопоставление ч. 3 ст. 327 и ч. 2 ст. 320 УК АР с частями первыми данных статей. В целях конкретизации законодательного описания рассматриваемого признака состава преступления, на наш взгляд, целесообразно дополнить закон указанием на официальный характер документа.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней впервые проблемы нелегальной миграции и ее общественно опасных последствий рассмотрены комплексно. Научные выводы и предложения, сделанные автором, могут служить основанием для дальнейших научных исследований, связанных с криминологическим и уголовно-правовым воздействием нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям в России и Азербайджане, а также могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию соответствующего законодательства, в практической работе органов, осуществляющих борьбу с этим явлением.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании криминологии.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права МГЮА, где проводилось ее рецензирование и обсуждение.
Некоторые положения диссертации докладывались на ежегодных конференциях аспирантов и молодых ученых МГЮА (2007 — 2008 гг.).
Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.
Выводы о криминальной специализации граждан определенных государств несколько расходятся с общественными стереотипами. Так, граждане Украины чаще ориентированы на совершение корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Выходцы из среднеазиатских стран (Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана) в основной своей массе совершают преступления, связанные с использованием подложных документов для своей легализации (ст. 327 УК РФ).
Граждане Азербайджана и Таджикистана чаще других иностранных граждан оказываются втянутыми в незаконный оборот наркотиков. Доля преступного вклада, вносимого ими в этот вид противоправных деяний, составляет 0, 86% относительно общероссийского уровня преступлений.
Согласно методике исследования миграционных процессов, помимо демографических характеристик преступника-мигранта, существенным показателем, имеющим интегративные качества, является цель въезда в страну (см. табл. 10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, предложения и научные рекомендации.
1. Нелегальную (незаконную) миграцию можно определить как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства законодательно установленных правил въезда, пребывания, выезда из страны и транзитного проезда через территорию иностранного государства. Следовательно, незаконный мигрант — это лицо, нарушившее правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства.
2. Под противодействием незаконной миграции следует понимать комплекс мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории принимающей страны и пресечения незаконной миграции на их территориях путем определения правового положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в государство, в том числе на постоянное место жительства, в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также следующих транзитом в третьи государства.
3. Нелегальная миграция и ее последствия представляют собой сложные, многоплановые явления, в частности она несет серьезную угрозу национальной безопасности государства, осложняя криминальную, социальную обстановку и усугубляя межнациональную (межэтническую) напряженность в обществе, тесно связана с распространением заболеваний, которые называются «карантинными инфекциями» или «болезнями, регулируемыми международными правилами» (чуму, малярию, СПИД и ВИЧ-инфекцию, сифилис, туберкулез, брюшной тиф, лихорадку Эбола и Марбурга и др.), сопряжена с таким негативным явлением, как экспорт в страну международного терроризма.
Это обусловливает значительный объем, разнообразие и разновектор-ность мер противодействия нелегальной миграции.
3. Преступность мигрантов носит групповой характер, этнический характер, отличается организованностью, вооруженностью и устойчивостью связей с преступными элементами из иностранных государств.
4. Российская Федерация в 1998;1991 гг., столкнувшись с «иммиграционным давлением», не имела институциональной, законодательной и стратегической базы для воздействия на миграционные процессывопросы, связанные с миграцией, решались бессистемно. В 1992—1993 гг. с появлением российской диаспоры в постсоветских республиках и вступлением России в международное сообщество был выработан режим миграции, который по общей оценке являлся достаточно либеральным. 1993 г. ознаменовался принятием ряда федеральных законов, регламентирующих свободу перемещения и выбора места проживания, статус беженцев и вынужденных переселенцев и ДР.
Начиная с 1994 г. осуществляется сближение с западными подходами, предусматривавшими рестрективную миграционную политику.
Таким образом, правовая база как одна из составляющих основ реализации миграционной политики России стала целенаправленно формироваться с 1992 г.
Федеральное законодательство можно условно разделить на две группы нормативных правовых актов: 1) законы и другие акты, регламентирующие внутреннюю миграцию- 2) законы и другие акты, регулирующие внешнюю миграцию.
5. Институциональная структура реализации миграционной политики России, по сути, начала формироваться с 1992 г., когда была создана Федеральная миграционная служба России (ФМС России), Азербайджанской Республики — с 2007 г.
Институциональное обеспечение миграционных процессов в России и Азербайджане в целом создано. В частности, в структуре ФМС России организовано управление миграционного контроля. В той или иной мере проблемы противодействия нелегальной миграции решаются и некоторыми другими под.
разделениями Службы (например, управлением по делам переселенцев, управлением организации визовой и регистрационной работы и др.).
Вместе с тем опыт некоторых стран позволяет сделать вывод о необходимости специализированного органа, основной задачей которого было бы пресечение нелегальной миграции. Например, в Германии создан Единый стратегически-аналитический центр для решения проблем нелегальной миграции (GTAZ).
В России назрела потребность в создании самостоятельной миграционной полиции.
Страны Европейского Союза пришли к выводу о необходимости создания в рамках ЕС наднациональных пограничных сил быстрого реагирования, основной задачей которых должно стать предотвращение проникновения на территорию ЕС нелегальных иммигрантов из третьих стран.
Для систематического обмена информацией, планирования и проведения совместных мероприятий следует создать постоянно действующие оперативные рабочие группы с участием представителей пограничных управления наших стран.
В США, например, в каждом аэропорту имеется необходимое оборудование, фиксирующее прибывших и убывших из страны иностранцев. России и Азербайджану целесообразно перенять положительный опыт ряда иностранных государств, отслеживающих мигрантов в своих странах, оснастив, в частности, специальным оборудованием для регистрации прибывших и убывших из страны иностранцев контрольно-пропускные пункты в аэропортах.
6. Российская Федерация, участвуя в международных конвенциях и соглашениях, выработала в основном эффективный организационно-правовой механизм регулирования миграционных потоков, противодействия нелегальной миграции.
7. В целях предупреждения нелегальной миграции и ее общественно опасных последствий требуется: 1) выработка долгосрочной и краткосрочной национальной миграционной политики- 2) повышение эффективности деятельности системы контроля за миграционными процессами- 3) формирование понимания и поддержки местным населением государственной миграционной политики- 4) совершенствование и гармонизация законодательства, регламентирующего процессы миграции, его унификация в первую очередь с законодательством сопредельных государств.
В основе общесоциальной профилактики иммиграционной преступности как в Российской Федерации, так и в Азербайджанской Республике лежит реализация следующих направлений:
— оптимизация государственной политики в сфере регулирования миграционных потоков. Причем если в Российской Федерации такая политика нуждается лишь в своевременной корректировке с учетом складывающихся миграционных процессов, то в Азербайджанской Республике требуется ее разработка;
— создание единой информационной системы учета перемещения иммигрантов по стране;
— проведение целенаправленной работы с гражданами страны проживания в целях формирования у них одобрения и (или) терпимости к прибывающим иммигрантам;
— дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего порядок прибытия и пребывания иммигрантов в стране;
— обеспечение неотвратимости ответственности за нелегальную миграцию.
8. Информация о миграционных потоках и мигрантах формируется в различных ведомствах: подразделениях ФПС ФСБ РФМВД РФМинистерстве трудацентрах государственного санэпидемнадзора и др. Каждое из них в лучшем случае имеет свои банки информации, доступ к которым другим потенциальным пользователям затруднен. Поэтому назрела необходимость создания межведомственного централизованного банка информации по делам миграции. Естественно, должны быть разработаны меры защиты информации от несанкционированного доступа.
9. Под уголовно-правовым механизмом противодействия нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям следует понимать совокупность норм, предусмотренных уголовным законодательством, имеющих непосредственную или опосредованную цель защиты общественных отношений в сфере миграционных процессов (правил въезда и пребывания в стране, легализации и др.). Их можно подразделить на две группы: первая — нормы, непосредственно направленные на борьбу с нелегальной миграцией (ст. 322 и 3221 УК РФ) — вторая — нормы, направленные на борьбу с незаконной легализацией мигрантов (ст. 292 324 (в части приобретения официальных документов), 325 (в части похищения документов) и 327 (в части подделки, изготовления или сбыта поддельных документов) УК РФ). По УК Азербайджанской Республики (УК АР) норма, сформулированная в ст. 318, призвана противодействовать незаконному проникновению на территорию государства, а норма, предусмотренная в ст. 320 (в части подделки, изготовления, сбыта и использования поддельных документов, штампов, печатей и бланков) направлена на борьбу с незаконной легализацией мигрантов. Таким образом, рассматриваемый уголовно-правовой механизм в Азербайджанской Республике, по сути, минимизирован. Вероятно, это можно объяснить отсутствием потребности в иных нормах, имеющихся в российском законодательстве.
10. Важный личный документ, о котором говорится в ст. 325 УК РФ и ст. 326 УК АР, характеризуется следующими признаками. Во-первых, в силу прямого указания закона он носит личный характер, следовательно, его обладатель персонифицированво-вторых, отражает статус его владельца или, в-третьих, закрепляет его субъективное право.
В ч. 2 ст. 327 УК РФ закреплен квалифицирующий признак: совершение указанных деяний с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение. Статья 320 УК АР не содержит подобного квалифицирующего признака, что, на наш взгляд, можно признать пробелом в законодательстве. Учитывая распространенность указанного явления, целесообразно дополнить названную статью УК АР ч. 3, куда переместить текст, ныне содержащийся в ее ч. 2, а в последней указать рассматриваемый квалифицирующий признак.
Вид документа в законе не определен. Преступление посягает на государственный порядок управления, поэтому скорее всего в качестве предмета преступления выступает официальный документ. В пользу этого говорит и сопоставление ч. 3 ст. 327 и ч. 2 ст. 320 УК АР с частями первыми данных статей. В целях конкретизации законодательного описания рассматриваемого признака состава преступления, на наш взгляд, целесообразно дополнить закон указанием на официальный характер документа.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Конституция Азербайджанской Республики.
- Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2820.
- Государственная программа по техническому развитию системы охраны государственной границы Азербайджанской Республики в 2006—2010 годах // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2005. № 4.
- Декрет ВЦИЕ от 5 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» // СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.
- Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
- Закон Азербайджанской Республики от 18 июня 1999 г. № 687−1Г «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 1999. № 7. Ст. 393.
- Закон Азербайджанской Республики от 22 декабря 1998 г. № 5 92−1Г «Об иммиграции» // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 1999. № 3. Ст. 156.
- Закон Азербайджанской Республики от 28 октября 1999 г. № 592−1Г «О трудовой миграции» // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2000. № 1. Ст. 29.
- Закон РФ от 19 февраля 1993 г № 4530−1 (в ред. от 18 июля 2006 г.) «О вынужденных переселенцах» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 427- Российская газета. 2006. 27 июля.
- Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425.
- Закон СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 23. Ст. 435.
- Именной указ от 3 июля 1826 г., данный управляющему Министерства внутренних дел, «О присоединении Особенной канцелярии Министерства внутренних дел к Собственной его величества канцелярии» // ПСЗ. Т. 1. № 449.
- Инструкция НКВД 1921 г. «О порядке высылки иностранцев из пределов РСФСР // Бюллетень НКВД. 1921. № 10.
- Инструкция НКВД 1922 г. «О порядке выезда за границу» // Бюллетень НКВД. 1922. № 187. Ст. 721.
- Инструкция НКВД от 1924 г. «О выезде за границу спортсменов» // Бюллетень НКВД. 1924. № 7. Ст. 59.
- Инструкция НКВД от 1925 г. «О выезде эмигрантов» // Бюллетень НКВД. 1925. № 27. Ст. 350.
- Инструкция НКВД РСФСР от 21 декабря 1917 г. «О правилах въезда и выезда из России // СУ РСФСР. 1917. № 12. Ст. 174.
- Инструкция по применению постановления ВЦИК об административной высылке // СУ РСФСР. 1923. Отд. 1. № 8. Ст. 108.
- Инструкция о принятии иностранцев в Российское гражданство // Бюллетень НКВД. 1921. № 13. Ст. 507.
- Информационно-справочные материалы. Управление иммиграционного контроля ФМС России. М., 2005.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- Конвенция о защите прав всех трудящихся, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г. // Информационно-справочная система «КонсультантПлюс».
- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее // Информационно-справочная система «КонсультантПлюс».
- Конвенция о статусе беженцев 29 июля 1951 г. // Справочно-инфор-мационная система «КонсультантПлюс».
- Манифест Екатерины II от 1762 г. «О свободном поселении иностранцев в России».
- Международная конвенция ООН 1990 г. «О защите прав всех трудящихся-мигрантов» // Информационно-справочная система «КонсультантПлюс».
- Миграционная политика и связи с соотечественниками. Парламентские слушания. 4 декабря 2006. М.: Изд. Совета Федерации, 2006.
- Новое положение о видах на жительство. С дополнительными правилами, утвержденными Министерством внутренних дел 12 декабря 1894 г. СПб., 1895.
- Новоторговый устав 1667 г. // ПСЗ. Т. 2. № 279.
- О присоединении Особенной канцелярии Министерства внутренних дел к Собственной его величества канцелярии: Именной указ от 3 июля 1826 г., данный управляющему Министерства внутренних дел // ПСЗ. Т. 1. № 449.
- Об административной высылке: Декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. В 2 т. Т. 1. Курск, 1999. С. 329.
- Положение о въезде в СССР и о выезде из СССР, утвержденное постановление Совета Министров СССР от 19 июня 1959 г. // СПП СССР. 1959. № 13. Ст. 80.
- Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794 (в ред. от 23 января 2007 г.) // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 667.
- Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789 (в ред. от 23 января 2007 г.) // СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 667.
- Положение о союзном гражданстве, утв. постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. // СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 202.
- Положение о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 // Новые правила миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Порядок восстановления в правах гражданства // Бюллетень НКВД. 1921. № 3. Ст. 346.
- Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2001 г. № 2007-III ГД «О мерах по борьбе с незаконной миграцией и упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4188.
- Постановление Правительства от 16 июня 1997 г. № 724 «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2943.
- Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 485-
- Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 199 «Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1103.
- Постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. № 53 «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев» // СЗ РФ. 1997. № 4. Ст. 550.
- Постановление Правительства РФ от 28 января 1997 г. № 106 «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 693.
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 679 «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами» // СЗ РФ. 1997. № 27. Ст. 3196-
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. II). Ст. 2805.
- Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 448 «О получении питания и пользования коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами» // СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2460.
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 1998 г. № 1162 «О проездном документе беженца» // СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5030.
- Постановление Правительства РФ от 8 октября 2007 г. № 655 «Об утверждении правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5053.
- Постановление Правительства РФ от 8ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 46. Ст. 4562.
- Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г, № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» // СЗ РФ. 2001. № 16. Ст. 1604.
- Постановление Президиума ЦИК от 5 июня 1925 г. «Об утверждении положения о въезде в пределы СССР и выезде из пределов СССР» // СЗ СССР. 1925. № 37. Ст. 276.
- Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 сентября 1935 г. «О постановке учета естественного движения населения» // СЗ СССР. 1935. № 53. Ст. 432.
- Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 // Российская газета. 2006. 16 нояб.
- Правила миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Новые правила миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Программы сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2006 — 2008 гг. (Казань, 26 августа 2005 г.) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
- Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности // Справочно-информационная система «Консультант-Плюс».
- Приказ МВД России от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 26.
- Приказ МВД РФ от 23 декабря 2005 г. № 1042 «Об утверждении Типового положения об Управлении внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте
- РФ 14 февраля 2006 г. № 7491) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 11.
- Приказ ФМС РФ от 16 февраля 1996 г. № 17 «Об утверждении Положения о представительстве Федеральной миграционной службы России при посольстве Российской Федерации за рубежом» // Справочно-информа-ционная система «КонсультантПлюс».
- Рекомендации № 61 «О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся-мигрантов» Международной организации труда (Женева, 28 июня 1939 г.) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
- Рекомендации № 62 «О сотрудничестве между государствами в области вербовки, трудоустройства и условий труда трудящихся мигрантов» Международной организации труда (Женева, 28 июня 1939 г.) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
- Рекомендации № 86 «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренная) Международной организации труда (Женева, 1 июля 1949 г.) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
- Рекомендации № 100 «О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях» Международной организации труда (Женева, 22 июня 1955 г.) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
- Рекомендации № 1 Рекомендации № 151 «О трудящихся-мигрантах» Международной организации труда (Женева, 24 июня 1975 г.) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
- Решение № С-1/14−96 Экономического суда Содружества Независимых Государств (Минск, 11 сентября 1996 г.) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
- Соборное уложение 1649 г. //ПСЗ. Т. 1. № 196.
- Соглашение о реадмиссии // СЗ РФ. 2007. № 23. Ст. 406.
- Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной занятости трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
- Типовое положение о территориальном органе Федеральной миграционной службы, утв. приказом МВД России от 2декабря 2005 г. № 983 // Новые правила миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Указ Екатерины II от 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают» // ПСЗ. Т. 4. № 149.
- Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 (в ред. от 20 марта 2007 г.) «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196- 2007. № 12. Ст. 876.
- Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля» // САПП РФ. 1993. № 51.
- Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» // САПП РФ. 1993. № 51.
- Указ Президента РФ от 16 декабря 2001 г. № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 4071.
- Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 10 января 2000 г.) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 26 декаб.
- Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 «Об основных документа, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5914.
- Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» // СЗ РФ. 2002. № 8. Ст. 813.
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 г. «О порядке приема в гражданство РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 26. Ст. 903.
- Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. (в ред. от 28 декабря 2007 г.) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.97. УК РСФСР 1926 г.
- УК Республики Азербайджан.99. УК Российской Федерации.
- Федеральная миграционная программа на 1998—2000 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5406.
- Федеральный закон 1993 г. № 4528−1 (в ред. от ЗОдекабря 2006 г.) «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425.
- Федеральный закон от 24 мая 1999 № 99-ФЗ (в ред. от 18 июня 2006 г.) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670- Российская газета. 2006. 18 июля.
- Федеральный закон от 12 июля 2000 г. «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3006.
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
- Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. № 5.
- Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 6.
- Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 10. С. 9.
- Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 4.
- Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 4.
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 3.
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 9.
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 9.
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 11- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 4 февраля 2004 г. № 832п03 и др.
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1998 г. // Справочно-информационная система «КонсультатнтПлюс».
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1998 г. // Справочно-информационная система «КонсультатнтПлюс».
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1998 г. // Справочно-информационная система «КонсультатнтПлюс».
- Определение Военной коллегии Верховного Суда-РФ от 19 декабря 2002 г. № 4−087/02.
- Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 4 мая 2006 г. № 32-о06−20.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2006 г. № 92-о06−16.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2006 г. № 56-о05−97.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 4 мая 2006 г. № 32-о06−20.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2005 г. № 47-о05−52.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 января 2007 г. № 44-Д06−57.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2006 г. № 89-Д06−1.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2005 г. № 56-о04−77.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2003 г. № 9-о03−23.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 мая 2006 г. № 66-о06−7.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2003 г. № 45-о02−191.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2006 г. № 9-о06−2.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2006 г. № 44-о06−111П.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2004 г. № 3−74/03.
- Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2004 г. № 456-о04−31.
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 г. № 283-П07пр.
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 6 сентября 2006 г. № 404-П06пр и др.
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2000 г. № 1003п2000.
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2000 г. № 1003п2000.
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 октября 2007 г. № 424-П07.
- Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Россия: В чем суть твоего бытия? М., 1994.
- Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984.
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1999.
- Андриенко С., Гуриев С. Анализ миграции в России. Центр экономических и финансовых исследований и разработок в Российской экономической школе. 2006. № 23.
- Антонян Ю.М., Верещагин В. А., Калманов Г. Б. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство и право. 1996. № 10.
- Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты / Под ред. В. М. Баранова.
- Богаевская А.Н. Китайская миграция на Дальний Восток // Россия в фокусе криминальной глобализации. Владивосток, 2002.
- Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.
- Босхолов С.С. Основы уголовной политики. М, 1999.
- Бреев Б.Д. Подвижность населения и трудовые ресурсы. М., 1977.
- Витковская Г. Вынужденная миграция и мигрантофобия // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской, А. Мала-шенко. М., 1999.
- Витковская Г. О. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. М., 1993.
- Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6. Миграционная политика. М., 2001.
- Выступление директора ФМС России К. Ромадановского на заседании расширенной коллегии Федеральной миграционной службы, прошедшей 31 января 2008 г. // http: // fins. gov. ru.
- Гарманов B.M., Илюхин В. В. Вопросы установления момента окончания организации незаконной миграции (ст. 3211 УК РФ) // Уголовное право на рубеже тысячелетий: материалы всероссийской научно-практической конференции 16 ноября 2006 г. Тюмень, 2006.
- Гастарбайтеры отправляют из России огромные суммы денег // Российская газета. 2008. 22 марта.
- Гинс Т.К. Переселение и колонизация. Вып. 2. СПб., 1913.
- Гобозов Т.Я. Миграция как фактор роста преступности // Преступность в России: причины и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2005.
- Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации / Под ред. А. С. Прудникова, М. Л. Тюркина. М., 2006.
- Гурвич И.А. Переселение крестьян в Сибирь. 1988.
- Демографические тетради. Киев, 1973. Вып. 8.
- Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2006.
- Евланова О.А. Взаимосвязь миграционных процессов и организованной преступности в России // Организованная преступность, миграция, политика. М., 2002.
- Жуков JI.A. Миграция: ее плюсы и минусы // Нелегальная миграция из России в страны Евросоюза: Сборник статей. Ростов н/Д. 2003.
- Жуков JI.A. Миграция: ее плюсы и минусы // Нелегальная миграция из России в страны Евросоюза. Ростов-на-Дону, 2003.
- Зинченко Н.И. Борьба с организованной преступностью в пограничном пространстве как одно из основных направлений государственной пограничной политики // Проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: МНИМП, 1998.
- Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. М., 2003.
- Иванова С.Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск, 2000.
- Игнатов А.Н., Красиков Ю. А. Курс российского уголовного права. В 2 т. Т. 2. Особенная часть. М., 2002.
- Игошев К.Е., Устинов B.C. Введение в курс профилактики преступлений. Горький, 1977.
- Ионцев В. Плюсы и минусы трудовой миграции // Экономика и жизнь. 1997. № 7.
- Ионцев В.А. Миграция населения. Вып. 3: Международная миграция. М., 2001.
- Исаев А.А. Переселение в русском народном хозяйстве. СПб., 1891.
- Кауфман А.А. Переселение и колонизация. СПб., 1905.
- Князькина А. К., Чучаев А. И. Конвенциональные преступления в Уголовном кодексе РФ и международных актах. М., 2007.
- Кобец П.Н. Борьба с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства: опыт и проблемы. М., 2002.
- Кобец П.Н. Особенности предупреждения преступности иностранных граждан и лиц без гражданства. М., 2006.
- Кобец П.Н. Предупреждение преступности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Центрального федерального округа Российской Федерации. М., 2005.
- Кобец П.Н., Гладких В. И. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых жителями стран СНГ в Москве. М, 2001.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. В. М. Лебедева. М., 2007.
- Коробеев В.А. Конституционно-правовые основы миграционной политики России. Владивосток, 2007.
- Коробов А.А. Иммиграционный аспект политического терроризма в России // http: //www.transpress. ru/articles/0509/0202.shtml.
- Космарская Н.П. Интеграция вынужденных переселенцев в российское общество // Вынужденные мигранты и государство / Под ред. В.А. Тиш-кова. М., 1997.
- Крашенинников А.А. Угроза в уголовном праве России. Ульяновск, 2002.
- Курман М.В. Движение рабочих кадров промышленного предприятия. М., 1971.
- Курман М. В. Актуальные вопросы демографии. 1976.
- Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, И. И. Карпеца, Б. В. Коробейникова. М., 1985.
- Лукьянова И.В. Угроза как преступление в уголовном праве России. Калуга, 2004.
- Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми. Сборник документов / Сост. B.C. Овчинский. М.: ИН-ФРА-М, 2004.
- Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливен-цева. М., 2008.
- Мир скитальцев // DER SPIEGEL. 2006. № 26. С. 74.
- Мкртчян Н.В. Источники информации о миграции населения / Под ред. О. Д. Воробьевой. Миграция населения: теория и практика исследования. Вып. 1. М., 2001.
- Москвин Л., Потемкина О. Миграционные процессы в СНГ // Социально-политический журнал. 1995. № 1.
- Моспанов А. Россия: между геополитикой и демографией // ОЛИВИЯ-ПРЕСС. 2002. 24 июля.
- Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А. Г. Вишневского. М., 2002.
- Нечевина Н.Д., Плясова И. В. Криминальная иммиграция в современной России: криминологические, уголовные и административные аспекты. М.: ВНИИ МВД России, 2006.
- Нормативное регулирование борьбы с нелегальной иммиграцией в зарубежных странах (аналитический обзор). М., 1994.
- Овчарова JI.H., Попова Д. О. Детская бедность в России. Тревожные тенденции и выбор стратегических действий. ЮНИСЕФ. Независимый институт социальной политики. 2005.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
- Олимова С. Центральная Азия: реалии и перспективы экстремальных миграций // Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству: Материалы конференции в С.-Петербурге в 8−9 сентября 2001 г. М., 2001.
- Орешкина Т.Ю. Физическое или психическое принуждение // Уголовное право. 2000. № 1.
- Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. М., 1994.
- Пилкингтон X, Физакли А. Постсоветские миграции в контексте западных миграционных теорий // В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии / Под ред. А. Р. Вяткина, Н.П. Космар-ской, С. А. Панарина. М., 1999.
- Понятовская Т.Г., Чучаев А. И. Преступления против порядка управления. Ижевск, 2007.
- Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России // Миграция населения и перспективы демографического развития России: Материалы конференции. М., 2003.
- Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. И. Чучаева. М., 2005. С. 749.
- Преступники используют «мировую паутину» для наркотрафика // Новости-Азербайджан. 2006. 29 декаб.
- Прибыткова И., Громове Ю. Миграционные тенденции 2004−2006 в странах Седеркопингского процесса//htth://soderkoping.org.ua/page3596.html.
- Прогнозы демографического развития России // Финансовый бизнес. 2002. № 8.
- Прудников А.С., Самойлов В. Д. Правонарушения в сфере миграции. М., 2007.
- Рыбаковский J1.JI. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987.
- Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. Ставрополь, 2001.
- Саркисов Г. С. Социальная система предупреждения преступности. Ереван, 1975.
- Семенов Р.Б. Подлог документов (уголовно-правовые проблемы). Владимир, 2005 и др.
- Словарь иностранных слов. М., 1996.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
- Сообщение РИА «Новости». 2007. 10 июля.
- Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под ред. Н. А. Волгина. М., 2005.
- Старков О.В. Предупреждение преступлений. М., 2005.
- Староверов В.И. Социально-демографические проблемы деревни. М., 1975.
- Статистика миграции населения. М., 1973.
- Стокер П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. М., 1996.
- Сухарев А .Я., Алексеев А. И., Журавлев М. П. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России (Теоретическая модель). М, 1997.
- Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977.
- Тер-Григорян И. Миграционная политика древней Месопотамии // Газета. Ru. 2007. 1 сент.
- Трухина Я.А. Опыт легализации незаконных трудовых мигрантов в Португалии // Миграция населения и перспективы демографического развития России. М., 2003.
- Тюркин М.Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 9.
- Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М., 2006.
- Уголовное право. Общая и Особенная части / Под ред. М. П. Журавлева, С. И Никулина. М., 2006.
- Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. Э. Жалинского. М., 2006.
- Ушаков И., Малаха И. «Утечка умов"' — масштабы, причины, последствия. М., 1996.
- Филиппов Н.Н., Суков В. А. Проблемы формирования трудовых ресурсов села. Свердловск, 1972. Вып. 4.
- Филиппова Е.И. Адаптация русских вынужденных мигрантов из нового зарубежья // Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Отв. ред. В. А. Тишков. М., 1997.
- Филиппова Е.И. Роль культурных различий в процессе адаптации русских переселенцев в России // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М., 1997.
- Фомичева М.А. Угроза как способ совершения преступления (основания криминализации, виды и характеристика). Владимир, 2007.
- Хабриева Т.А. Основные направления развития миграционного законодательства // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2004.
- Хомра А.У. Миграция населения: вопросы теории, методики исследования. Киев, 1979.
- Хомра А.У. Определение и классификация форм миграции населения // Демографические тетради. Киев, 1974. Вып. 9.
- Хореев Б.С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. М., 1978.
- Цориева Е.С. Преступность вынужденных мигрантов. Владикавказ, 2004.
- Чернышова О. Законодательные амнистии для незаконных иммигрантов: может ли опыт Западной Европы и США быть полезен для России? // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
- Экономические науки. 1985. № 5.
- Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. М., 2007.
- Юдина Т.Н. Социология миграции. М., 2006.
- Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003.
- Якимов О., Якимова О. Организация незаконной миграции: проблемы уголовной ответственности // Уголовное право. 2005. № 1.
- Яковлев A.M. Индивидуальная профилактика преступного поведения. Горький, 1971.
- Ямзин И.Л., Вощинин В. П. Учение о колонизациях и переселениях. М.- Л., 1926.1. Диссертации и авторефераты
- Амирасланов К.Ш. Современная миграция населения в Азербайджанской ССР и ее влияние на формирование трудовых ресурсов: Автореф. дис.. канд. эконом, наук. Баку, 1975.
- Арифулина З.К. Криминологическое обеспечение государственного контроля над процессами иммиграции: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2007.
- Бышевский Ю.Ю. Миграция как криминологическая проблема и ее специфика на Северном Кавказе: Дис.. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005.
- Жук О. Д. Борьба с организованной преступностью в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
- Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы: Дис.. д-ра эконом, наук. М., 2003.
- Коробеев В.А. Конституционно-правовые основы миграционной политики Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.,
- Николаева Т.Б. Паспортная система России: формирование и механизм функционирования во второй половине XVII начале XX вв. (истори-ко-правовой анализ): Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.
- Постников B.C. Уголовная ответственность за подделку, изготовление, сбыт и использование подложных документов, штампов, печатей, бл&-
- Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика: Дис.. д-ра эконом, наук. М., 2002.
- Сабитова Е.Ю. Документы как признак преступления в сфере экономики: Дис.. канд. юрид. наук. Челябинск, 2003-
- Шамилева Л.Л. Моделирование миграции населения в районе: Автореф. дис.. канд. эконом, наук. М., 1975.
- Шкилев А.Н. Миграция: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006.2008.ков: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1990.