Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессионального самосознания студентов в процессе учебной и производственной практик

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследованию профессионального самосознания личности посвящены работы отечественных психологов (И.В. Бачков, A.A. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, JI.M. Митина, О. В. Москаленко, П. А. Шавир и др.). Результаты исследований в этой области позволяют констатировать необходимость развития профессионального самосознания у представителей социономических профессий. Значительное… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
    • 1. 1. Содержательный анализ понятия «самосознание» в философии и психологии
      • 1. 1. 1. Представления о самосознании в философских концепциях
      • 1. 1. 2. Определение и структурные компоненты самосознания
      • 1. 1. 3. Этапы и уровни развития самосознания
    • 1. 2. Профессиональное самосознание в контексте профессионального развития личности студента
      • 1. 2. 1. Понятие и структурные компоненты профессионального самосознания
      • 1. 2. 2. Профессионально-ценностные ориентации специалистов социальной работы
      • 1. 2. 3. Профессиональная самооценка в структуре профессионального самосознания
      • 1. 2. 4. Мотивация к учебной деятельности студентов
    • 1. 3. Учебная и производственная практики как источник развития профессионального самосознания студентов направления «Социальная работа»
    • 1. 4. Механизмы развития профессионального самосознания студентов
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
    • 2. 1. Программа экспериментального исследования развития профессионального самосознания студентов
    • 2. 2. Динамика профессионального самосознания студентов в процессе обучения
    • 2. 3. Развитие профессионального самосознания студентов в процессе практик
    • 2. 4. Совершенствование процесса развития профессионального самосознания студентов направления «Социальная работа» в процессе учебной и производственной практик
      • 2. 4. 1. Общая характеристика формирующего эксперимента
      • 2. 4. 2. Результаты формирующего эксперимента

Развитие профессионального самосознания студентов в процессе учебной и производственной практик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях реформирования экономики и социальной жизни общества, предпринимаемых правительством усилий по преодолению кризиса в стране, актуализируется потребность в компетентных специалистах профессий, влияющих на стабилизацию ситуации в обществе. К ним относится профессия специалиста по социальной работе, деятельность которого предполагает наличие широкого спектра экономико-правовых, психологических знаний и требует высокого уровня развития профессионального самосознания — важнейшего элемента профессионального становления личности. Высокий уровень его развития позволяет человеку быть внутренне свободным в выборе профессионального пути и достижении профессиональных целей, что способствует более полной реализации своего внутреннего потенциала и дает возможность стать субъектом собственного развития. Именно поэтому важно уделять внимание данной проблеме в период обучения студентов в учебном заведении, целью которого является не только усвоение знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности, но и формирование ценностного отношения к будущей профессии, развитие мотивации к самообразованию и самосовершенствованию.

Эти цели, основанные на гуманистических ценностях, отражены в образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения в виде требований к личностному развитию выпускников, которые обозначены как общекультурные компетенции, такие как стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерстваумение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатковосознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Другими словами, бакалавр социальной работы должен, во-первых, осознавать свои профессиональные ценности и мотивы, во-вторых, быть способным оценить себя как профессионала, в-третьих, ставить и достигать свои профессиональные цели. Все эти характеристики являются сущностными компонентами профессионального самосознания.

Исследованию профессионального самосознания личности посвящены работы отечественных психологов (И.В. Бачков, A.A. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, JI.M. Митина, О. В. Москаленко, П. А. Шавир и др.). Результаты исследований в этой области позволяют констатировать необходимость развития профессионального самосознания у представителей социономических профессий. Значительное количество работ посвящено исследованию профессионального самосознания педагогов (И.В. Бачков, J1.A. Григорович, М. М. Кашапов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, О. Н. Полчанинова, В. П. Саврасов, А. И. Смоляр, В. А. Якунин и др.), психологов (О.С. Андреева, Е. Ю. Пряжникова, A.A. Рыднова и др.), юристов (JI.B. Андреева), руководителей различного уровня (П.В. Горонин, A.A. Воронцова, C.B. Кошелева, О. В. Москаленко и др.), студентов ПТУ (Т.Л. Миронова), а также студентов различных специальностей, как правило, ' будущих педагогов и психологов (Н.Е. Горская, С. С. Григорович, Е. Г. Ефремов, Г. В. Карпеня, Е. Ю. Косарева, Д. Е. Романова и др.).

Проблемы специализированной подготовки социальных работников s достаточно разработаны в отечественной и зарубежной научной литературе (Л.Г. Гуслякова, A.A. Деркач, В. И. Жуков, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, М. Ф. Фирсов, М. Доэл, С. Шардлоу и др.). Однако профессиональное самосознание специалистов социальной работы и студентов, обучающихся по данному направлению, остается малоизученным.

Большая роль в развитии профессионального самосознания студентов отведена учебной и производственной практикам, которые служат важнейшим компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы (Л.Г. Гуслякова, В. И. Жуков, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, М. Ф. Фирсов и др.). Обосновывается целесообразность организации непрерывной практики в подготовке будущих специалистов социальной работы (А.Ю. Васильева, H.A. Варгина, H. Н. Коробейникова). В качестве одной из эффективных форм организации практического обучения студентов предлагается волонтерство (Л.В. Болотова, Л. С. Кириллова, В.В. Митрофаненко). Практика как средство развития профессионального самосознания будущих педагогов рассматривается в работе С. А. Передельской. Тем не менее, ресурс практики в развитии профессионального самосознания будущих социальных работников исследован недостаточно. Очевидно противоречие между достаточной разработанностью психолого-педагогических аспектов профессиональной подготовки социального работника и отсутствием исследований, изучающих роль практики в развитии их профессионального сознания. Таким образом, проблема исследования определяется вопросом: как происходит развитие профессионального самосознания будущего специалиста в области социальной работы под влиянием учебной и производственной практик и какие специальные психологические средства могут влиять на этот процесс.

Цель исследования — выявить динамику развития компонентов профес-. сионального самосознания будущего социального работника в процессе* учебной и производственной практик в «естественных условиях» и при использовании специальных психологических средств.

Объект исследования — развитие профессионального самосознания * студентов в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования — компоненты профессионального самосознания студентов направления «Социальная работа» и их динамика в процессе учебной и производственной практик.

Гипотезы исследования заключаются в следующих предположениях:

— производственная практика может оказывать неоднозначное влияние на структурные компоненты профессионального самосознания и их динамику, способствуя позитивной активизации одних и деструкции других;

— использование специально организованных психологических средств, направленных на развитие рефлексии и целеполагания как единого механизма у студентов по отношению к своему профессиональному развитию, осознанию ими своих профессионально-ценностных ориентаций и профессиональных целей, и приведение их во взаимное соответствие повышают эффективность развития профессионального самосознания студентов в процессе практики.

Задачи исследования Теоретические задачи:

— уточнить понятия «самосознание», «профессиональное самосознание», определить их содержательные и структурные компоненты, этапы, уровни, источники и механизмы развития;

— представить подходы к процессу развития профессионального самосознания студентов в образовательном процессе вуза;

— дать характеристику эталонов и профессионально важных качеств специалиста по социальной работе, его профессионально ценностных ориентаций, выступающих основанием для определения профессионального > самосознания социального работника;

— теоретически обосновать наличие в практике потенциала разви- * тия профессионального самосознания студентов, систематизировать ключевые подходы к организации практики будущих социальных работников в России и за рубежом.

Эмпирические задачи:

— выявить динамику развития компонентов профессионального самосознания студентов направления «Социальная работа» на протяжении всего обучения;

— определить характер влияния учебной и производственной практик на профессиональное самосознание студентов направления «Социальная работа»;

— разработать комплекс специальных психологических средств, направленных на развитие профессионального самосознания студентов, и экспериментально проверить их эффективность.

Методологические основания исследования составили принципы единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип развития (Л.И. Анцыферова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн), лично-стно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,.

A.B. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков) — положения субъектно-деятель-ностного подхода, рассматривающего человека в качестве активного преобразователя собственной жизни и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, A.B. Брушлинский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина) — положения о сущности целостного образовательного процесса и современные концепции гуманизации образования (В.П. Бедерханова, И. Д. Демакова, И. А. Зимняя, Н. Б. Крылова, и др.).

Теоретическими основаниями исследования являются:

— представления о развитии самосознания, разработанные в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготский, И. С. Кон, М. И. Лисина,.

B.C. Мухина, М. И. Плугина, A.A. Реан, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.) — механизмах развития профессионального самосознания (Н.И. Гуслякова, С. Г. Косарецкий, Е.А. Семенова) — положения о единстве личностного и профессионального развития (И.А. Зимняя, Е. И. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. Ю. Пряжникова, В.И. Слободчиков) — профессиональном самосознании в контексте профессионального развития личности (A.A. Деркач, А. Н. Дёмин, И. В. Вачков, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Б.А. Ясько), профессионального становления (В.П. Бедерханова, Е.А. Климов), профессионального самоопределения (П.А. Шавир) — профессионализации (А.К. Маркова) — исследования профессионального самосознания представителей различных профессий: педагогов (И.В. Вачков, Л. А. Григорович, М. М. Кашапов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, О. Н. Полчанинова, В. П. Саврасов, А. И. Смоляр, В. А. Якунин и др.) — психологов (О.С. Андреева, Е.Ю. Пряжникова) — руководителей различного уровня (П.В. Горонин, C.B. Кошелева, О.В. Москаленко), курсантов государственной противопожарной службы МЧС России (О.Ю. Демченко) — студентов на этапе их обучения в вузе (C.B. Васьковская, A.A. Воронцова, Н. Е. Горская, С. С. Григорович, Е. Г. Ефремов, Г. В. Карпеня, Е. Ю. Косарева, С. А. Передельская, Д. Е. Романова, A.A. Рыднова, В. П. Саврасов,.

B.А. Якунин);

— представления о самооценке как о сущностном компоненте профессионального самосознания (A.A. Деркач, Р. Берне, JI.B. Бороздина, H.H. Никитина, A.A. Реан, К. Роджерс, С. Л. Рубинштнейн, М.И. Плугина) — об эталонных характеристиках специалиста социальной работы (Л.Д. Дёмина, Е. И. Холостова, Б. Ю. Шапиро, Т. Д. Шевеленкова, Н.Б. Шмелева) — их профессионально-ценностных ориентациях (С.А. Коваль, А. К. Кучина, И. Ю. Менщикова и др.);

— исследования в области профессиональной подготовки специалистов социальной работы (Л.Г. Гуслякова, М. Доэл, В. И. Жуков, И. А. Зимняя, Н. П. Клушина, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, М. Ф. Фирсов, В. К. Шаповалов,.

C. Шардлоу) и практической подготовки будущих специалистов в области социальной работы (Л.В. Болотова, А. Ю. Васильева, H.A. Варгина, H.H. Коробейникова, Л. С. Кириллова, В.В. Митрофаненко).

Методы исследования. Теоретические', теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научной литературы по теме исследованияорганизационные: формирующий и констатирующий экспериментыэмпирические: адаптированная методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновоймодифицированная рефлексивная методика выявления индивидуальных ценностей Г. И. Саганенкометодика «Мотивация к учебной деятельности» A.A. Реана и В. А. Якунина в модификации интерпретации Н. Ц. Бадмаевойметодика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации A.A. Реанаанкета «Личностный профессиональный план» Е. А. Климоваметодика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн в модификации A.M. Прихожанмодифицированная методика самооценки профессионально важных качеств (С .А. Будасси) — контент-анализметоды статистического анализа: параметрический, ранговый корреляционный анализ, многофункциональный критерий Фишера. Компьютерная обработка результатов проводилась с помощью программы SPSS 10.0 for Windows.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2003;2004 гг.) — поисковый — реализация проекта-инициативы «Волонтерство как альтернатива традиционной практике студентов», обучающихся по направлению «Социальная работа» на кафедре социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университетаосмысление теоретических основ волон-терства в качестве средства обучения студентов, проведение пилотных исследований, посвященных изучен ию волонтерства как ценности будущего специалиста социальной работыреализация мероприятий по вовлечению студентов в волонтерскую деятельность.

Второй этап (2004;2008 гг.) — подготовительный — определение методологических оснований исследуемой темы, анализ различных подходов к исследованию проблемы, формулирование основных понятий, создание рабочей модели развития профессионального самосознания, разработка программы исследования, подбор методик и определение выборки, проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление особенностей профессионального самосознания студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа».

Третий этап (2009;2010 гг.) — проведение формирующего эксперимента, заключающегося в разработке и реализации специального комплекса психологических средств, направленных на развитие профессионального самосознания студентов в процессе учебной и производственной практикобработка, анализ и интерпретация полученных результатов.

Четвертый этап (2011 г.) — оформление результатов диссертационного исследованияразработка рекомендаций для руководителей практик направи ления «Социальная работа».

База исследования. В исследовании принял участие 101 студент ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», обучающийся по направлению «Социальная работа».

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен анализ особенностей развития профессионального самосознания студентов направления «Социальная работа» в процессе учебной и производственной практик, доказано неоднозначное влияние практики на структурные компоненты профессионального самосознания и их динамику, выявлено, что она способствует позитивной активизации одних и деструкции других.

На уровне теоретического анализа и эмпирического исследования доказано, что развитие профессионального самосознания в процессе практик обеспечивается механизмом «рефлексия — целеполагание». В результате формирующего эксперимента доказана необходимость использования в учебной и производственной практиках специальных психологических средств, направленных на развитие связи рефлексии и целеполагания как единого механизма профессионального развития студентов, осознание и согласование ими своих профессионально-ценностных ориентаций и профессиональных целей.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что расширена область понимания профессионального самосознания студентов направления «Социальная работа» в образовательном процессе вуза за счёт того, что предложена теоретически обоснованная модель его развития в процессе учебной и производственной практик, при этом процессы рефлексии и целеполагания рассмотрены как единый механизм развития профессионального самосознания.

Обобщённые и описанные автором научные подходы к развитию профессионального самосознания студентов в процессе практики могут служить теоретической базой для дальнейших исследований развития профессионального самосознания в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации авторского комплекса психологических средств, направленных на развитие профессионального самосознания студентов направления «Социальная работа» в процессе практик, сформированном комплексе методик для диагностики профессионального самосознания, которые могут использоваться в процессе профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа», переподготовки социальных работников на курсах повышения квалификации.

Материалы исследования целесообразно включить в учебный курс «Введение в специальность» в рамках направления «Социальная работа», курс по карьерному консультированию и психологии профессионализма и профессионального развития. Результаты диссертации могут найти применение в качестве рекомендаций для разработчиков и руководителей студенческих практик в различных областях профессиональной подготовки, а также в работе тьюторов при составлении индивидуальной траектории профессионального развития студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена согласованностью методологических и теоретических оснований, соответствием исследовательского инструментария целям и задачам исследования, использованием адекватных предмету исследования взаимодополняющих методов качественного и количественного статистического анализа, а также согласованностью теоретических положений и эмпирических данных и репрезентативностью выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ключевые положения и выводы диссертационного исследования были представлены на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования в Кубанском государственном университете, докладывались на всероссийских научно-практических конференциях в г. Краснодаре, Сочи в 2003, 2004 и 2010 гг.

Положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональное самосознание будущих специалистов в области социальной работы можно трактовать как динамичное психическое образование, формирующееся в процессе деятельности и общения, проявляющееся в осознании своих профессионально-ценностных ориентаций, своей текущей позиции в профессии и перспектив профессионального развития и характеризующееся ценностями альтруизма и ориентации на помощь другим людям.

2. Динамика компонентов профессионального самосознания будущих специалистов социальной работы в процессе обучения в вузе характеризуется: 1) ростом осознанности студентами своих профессиональных ценностей, переходом от абстрактных целей к более конкретным- 2) повышением значимости самооценки профессионально важных качеств- 3) дифференциацией уровня самооценки — увеличением числа студентов с завышенной и заниженной профессиональной самооценкой- 4) усилением значимости целей творческой самореализации и карьерного роста- 5) снижением значимости учебно-познавательных мотивов и увеличением значимости мотивов избегания и престижа.

3. Производственная практика оказывает противоречивое влияние на структурные компоненты профессионального самосознания студентов, способствуя, с одной, стороны, некоторому снижению самооценки и уровня притязаний, детализации и конкретизации своих профессиональных ценностей и целей, с другой — усилению их рассогласования между собой.

4. На развитие профессионального самосознания студентов положительно влияет включение в процесс практической подготовки специально организованных психологических средств, основанных на единстве механизмов рефлексии и целеполага-ния и направленных на усиление связи между их профессионально-ценностными ориентациями и профессиональными целями.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональное самосознание — одна из важнейших характеристик представителей социономических профессий, высокий уровень развития которой определяет успех профессионального развития, более полную реализацию внутреннего потенциала личности, что в конечном счете влияет на эффективность ее профессиональной деятельности.

Данное исследование было направлено на частичное разрешение противоречия между достаточной разработанностью психолого-педагогических аспектов профессиональной подготовки социального работника и отсутствием исследований, изучающих роль практики в развитии их профессионального сознания.

Целью исследования было выявить динамику развития компонентов профессионального самосознания студентов направления «Социальная работа» как в процессе учебной и производственной практик, так и при использовании специальных психологических средств воздействия на этот процесс.

В диссертации впервые были выявлены особенности развития профессионального самосознания студентов направления «Социальная работа». Установлено, что учебная и производственная практики оказывают неоднозначное влияние на содержательные компоненты профессионального самосознания, способствуя активизации одних и деструкции других. Экспериментально доказана возможность совершенствования процесса обучения практике студентов с помощью специальных психологических средств, основанных на механизме «рефлексия — целеполагание» и направленных на осознание студентами своих профессионально-ценностных ориентаций и целей профессионального развития.

Наиболее значимыми результатами исследования являются следующие:

— уточнены понятия «самосознание» и «профессиональное самосознание, определены их структурные и содержательные компоненты, этапы, уровни, источники и механизмы развития;

— предложена теоретически обоснованная модель развития профессионального самосознания студентов, в которой отражены структурные и содержательные компоненты профессионального самосознания, рассмотрены источники и механизмы его развития;

— на основании характеристики эталонов и профессионально важных качеств специалиста социальной работы определено понятие «профессиональное самосознание будущего специалиста социальной работы», под которым понимается динамичное психическое образование, формирующееся в процессе деятельности и общения, проявляющееся в осознании своих профессионально-ценностных ориентаций, своей текущей позиции в профессии и перспектив профессионального развития и характеризующееся ценностями альтруизма и ориентации на помощь другим людям;

— обоснована возможность совершенствования процесса развития компонентов профессионального самосознания, основанная на активизации механизма «рефлексия — целеполагание» и направленного на приведение профессионально-ценностных ориентаций и целей профессионального развития во взаимное соответствие;

— разработан и апробирован комплекс специальных психологических средств направленных на развитие профессионального самосознания студентов.

Были сделаны следующие выводы:

1. В процессе обучения профессионально-ценностные ориентации студентов переходят от абстрактных описаний к более конкретным. Профессиональная самооценка студентов и их уровень притязаний к концу обучения становятся более реалистичными, но в целом остаются на высоком уровне на протяжении всего обучения в вузе.

2. Профессиональные цели лучше осознаются к IV курсу. На протяжении всего о бучения цели, связанные с трудоустройством и профессиональным развитием, стабильны. К концу обучения студенты в большей степени направлены на творческую самореализацию и карьерный рост.

3. Студенты всех курсов обучения испытывают трудности в формулировании профессиональных целей. Связь между ценностями и целями ослабевает по ходу обучения, что требует специально организованных психологических средств в процессе практик, направленных на формирование механизма целеполагания.

4. В результате прохождения практики в «естественных условиях» увеличивается значимость мотивов избегания и снижается значимость профессиональных мотивов, что связано с неудовлетворенностью прохождением практики. Удовлетворенность / неудовлетворённость практикой определяется характером трудностей, с которыми сталкиваются студенты.

5. Практика способствует формированию более оптимального уровня профессиональной самооценки, однако это влияние незначительно, поскольку уровень самооценки по-прежнему остается высоким. Профессионально-ценностные ориентации не претерпевают значительных изменений под влиянием практики. После прохождения практики у студентов может усиливаться рассогласование между профессионально-ценностными ориен-тациями и целями.

6. Развитию профессионального самосознания студентов способствуют психологические средства, направленные на повышение осознанности студентами своих профессионально-ценностных ориентаций и профессиональных целей, усиление связи между ними и анализ трудностей, испытываемых студентами во время прохождения практики.

7. Механизмом, обеспечивающим успешность развития профессионального самосознания при помощи специально организованных психологических средств, выступает сформированная связь между процессами рефлексии и целеполагания.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на сравнение особенностей профессионального самосознания будущих специалистов социальной работы и студентов других социономических направлений (психологи, педагоги, врачи) или практикующих социальных работников. Перепективным может быть исследование влияния волевого компонента на особенности развития профессионального самосознания как студентов, так и практикующих специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 116 с.
  2. , Н. Т. Самосознание и культура / Н. Т. Абрамова, А. А. Воронин, Ф.Т. Михайлов- Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2009. — 210 с.
  3. , В. А. Психология личности: учеб. пособие / В. А. Аверин. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 89 с.
  4. , Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания : избр. психол. тр. / Б. Г. Ананьев -М., 1980. Т. 2. — С. 103−127.
  5. , А. Ю. Феномен осознания в когнитивной деятельности : автореф. дис. д-ра психол. наук / А. Ю. Агафонов. СПб., 2006. — 43 с.
  6. , Л. В. Формирование профессионального самосознания юристов в условиях деятельностной образовательной среды : дис.. канд. психол. наук / Л. В. Андреева. Казань, 2000. — 196 с.
  7. , О. С. Микросоциальные технологии в становлении профессионального самосознания студентов-психологов: дис.. канд. психол. наук / О. С. Андреева. М., 2007. — 187 с.
  8. , Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии /Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. -№ 1. — С. 135.
  9. , Л. И. Принцип развития в психологии /Л. И. Анцыфе-рова. М.: Наука. — 1978. — 368 с.
  10. П.Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл:
  11. Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.
  12. , Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография / Н. Ц. Бадмаева. Улан-Удэ, 2004. -С.151−154.
  13. .В. Особенности профессионального самосознания субъектов в разных типах карьеры: автореф. дис.. канд. психол. наук / Ж. В. Ба-дулина. СПб., 2008. — 23 с.
  14. , Э. П. Развитие самосознания в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов / Э. П. Бахчеева // Education and Science. -URL: http://www.rusnauka.com/ ONG/Psihologia/5bahcheeva%20e.p.doc.htm. (дата обращения: 30.09.2011).
  15. , В. П. Личностно-профессиональная позиция педагога / В. П. Бедерханова. Краснодар: Просвещение-Юг, 2001. — 67 с.
  16. , В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога / В. П. Бедерханова. Краснодар, 2001. — 220 с.
  17. , О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. А. Белобрыкина. Новосибирск, 1998. — 368 с.
  18. , М. А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения: дис. канд. психол. наук / М. А. Белоконь. -Краснодар, 1999.- 168 с.
  19. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М., 1986.169 с.
  20. , А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта- Наука, 1998. 168 с.
  21. , Л. В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников: дис. канд. педагог. наук / Л. В. Болотова. Тамбов, 2007. — 250 с.
  22. , В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография / В. В. Болучевекая. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. — 264 с.
  23. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зин-ченко В. 0лма-пресс.2004 // НЭС URL: http ://vocabulary .ru/dictionary/3 0/word/%D 1%C0CC%CE%D 1%CE%C&%C D%C0%CD%C8%C5/. (дата обращения: 28.09.2011).
  24. , А. В. Что такое самооценка? / А. В. Бороздина // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. -№ 4. — С. 99−100, С. 98−99.
  25. , А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1996. — 392 с.
  26. , С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности / С. С. Бубнова // Методы психологической диагностики / Под ред. А. Н. Воронина. М., 1994. — Вып. 2. — С. 144 -157.
  27. , Е. А. Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультета: на материале формирования профессиональной компетентности: дис.. канд. психол. наук / Е. А. Быкова. -Казань, 2007.-259 с.
  28. , Н. В. Производственная практика как средство становления регуляторного опыта будущего специалиста / Н. В. Бякова // Психология в вузе.- 2009.-№ 1.-С. 23−29.
  29. , H.A. Формирование профессиональной культуры социального работника в процессе непрерывной практики в вузе: автореф. дис.. канд. педагог, наук / Н. А. Варгина. М., 2006. — 25 с.
  30. , В. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г. / В. Василенко // НЭС URL: http://terme.ru/dictionaiy/ 188/word/%Dl%C0%CC%CE%Dl%CE%C7%CD%C0%CD%C8%C5. (дата обращения: 30.09.2011).
  31. , А. Ю. Единство теоретической и практической подготовки социальных работников в США: автореф. дис.. канд. педагог, наук / А. Ю. Васильева. -М., 2005. 19 с.
  32. И. JI. Динамика мотивационно-целевых установок будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки: дис.. канд. педагог, наук / И. JI. Васильева. М., 2004. — 136 с.
  33. , С. В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: дис.. канд. психол. наук / С. В. Васьковская. Киев, 1987. — 181 с.
  34. , И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / И. В. Вачков. — М.: Изд-во «Ось-89», 2001.-224 с.
  35. Ю. Практико-ориентированный подход. / Ю. Ветров, Н. Клу-шина // Высшее образование в России. -2002. № 6. — С. 43−46.
  36. , Н. А. Психологические условия развития профессионально-ценностных ориентаций студента в педагогическом вузе: дис.. канд. психолог. наук / Н. А. Вдовина. Саранск, 2007. — 220 с.
  37. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского.- М., 1979.-288 с.
  38. , А. А. Психологическое сопровождение формирования профессионального самосознания у студентов-менеджеров: автореф. дис.. канд. психол. наук /А. А. Воронцова. М., 2011. — 25 с.
  39. JI. С. Педология подростка / JI. С. Выготский // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 229 — 231.
  40. , В. JT. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека / В. JI. Гавеля. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та. — 1998. -278 с.
  41. , Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный
  42. Подход / Т. В. Галкина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. -399с.
  43. , А. В. Формирование функции осознания в конце раннего и начале дошкольного возраста: дис. канд. психол. наук / А. В. Галуза. СПб., -2005.- 164 с.
  44. , М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) / М. А. Гарнцев. М.: Издательство МГУ, 1987.-214 с.
  45. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет: 2 т. Т. 2. / Сост., общ. ред. А. В. Гулыги. -М.: Мысль, 1971. С. 7−209.
  46. , А. Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения / А. Э. Гегер // Социологические исследования. 2010. -№ 1. — С. 132−141.
  47. , И. А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе: дис. канд. педагог, наук / И. А. Гехт. Челябинск, 2009. — 217 с.
  48. , М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. -1996. № 3. — С. 60−67.
  49. , В. И. Пропедевтический курс общей психологии: учеб. пособие / В. И. Гинецинский СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — 200 с.
  50. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. Губина // Психологический словарь. URL: http://psi.wbzone.ru/xt/102 100.htm. (дата обращения: 27.09.2011).
  51. , С. Ю. Словарь практического психолога, электронный ресурс. / С. Ю. Головин // Психологический словарь. URL: http://www.psychologist.ru/dictionaryoftemis/index.htm?id=2176. (дата обращения: 29.09.2011).
  52. , С. А. Развитие профессионального самосознания будущих офицеров: автореф. дис. кан. пед наук / С. А. Головко. Саратов, 2009. — 24 с.
  53. , О. В. Представление JI.C. Выготского о самосознании имарксизм / О. В. Гордеева // Психологический журнал. 1996. — Т. 17, № 5. -С. 31−41.
  54. , П. В. Профессиональное самосознание как фактор психологической готовности к управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел: автореф. дис. канд. психол. наук / П. В. Горонин. Минск, 2000. — 22 с.
  55. , Н. Е. Особенности и становление личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения: дис. канд. психол. наук / Н. Е. Горская. Иркутск, 2004. — 162 с.
  56. , Л. А. Структура и динамика формирования профессионального самосознания педагогов дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис. д-ра психол. наук / Л. А. Григорович. М., 2005. — 60 с.
  57. , С. С. Становление и развитие профессиональной Я-концепции у студентов-психологов : автореф. дис. канд. психол. наук / С. С. Григорович. М., 2010. — 19 с.
  58. , Д. А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации: на материале становящейся личности: дис.. канд. психол. наук / Д. А. Григорьев. Улан-Удэ, 1998. — 159 с.
  59. , Н. И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания будущего учителя: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Н. И. Гуслякова. Курск, 2009. — 41 с.
  60. , Н. И. Психологические механизмы становления профессионального сознания будущего учителя: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Н. И. Гуслякова. Самара, 2010. — 43 с.
  61. , Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психическойкультуры. URL: http://psylib.org.ua/books/dekar02/txt04.htm (дата обращения: 29.09.2011).
  62. , И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И. Д. Демакова. М., 2007. — 160 с.
  63. , О. Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов государственной противопожарной службы МЧС России: дис.. канд. психол. наук / О. Ю. Демченко. Екатеринбург, 2009. — 244 с.
  64. , А. А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / А. А. Деркач, О. В. Москаленко. Астрахань, 2000. — 330 с.
  65. , А. А. Общая и прикладная акмеология. Ч. I. / А. А. Деркач. -М.: Изд. РАГС, 2001. 158 с.
  66. , А. Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса: дис.. д-ра психол. наук / А. Н. Дёмин. Краснодар, 2005.-405 с.
  67. Дёмина, JL Д. Введение в психологические проблемы социальной практики: учеб. пособие / JI. Д. Дёмина Барнаул: Изд во АГУ, 1994. — 258 с.
  68. , М. Обучение практике социальной работы / М. Доэл, С. Шард-лоу. М.: Аспект пресс, 1997. — 223 с.
  69. , Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: На примере студентов-психологов: дис.. канд. психол. наук / Е. Г. Ефремов. Томск, 2000.-186 с.
  70. , В. И. Обучение практике социальной работы / В. И. Жуков -М., 1997.
  71. , И. А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс / И. А. Зимняя // Социальная работа. 1992. — Вып. № 6. — С. 8591.
  72. , В. В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие / В. В. Знаков // Методология и история психологии. 2007. — Т.2 — Вып. 3 — С. 65−74.
  73. , Т. Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: учебно-метод. пособие / Т. Ф. Золотарева. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2004. — 128 с.
  74. , В. В. Общие вопросы самосознания личности / В. В. Иванова // Библиотека РГИУ. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/ivanovacommonquestions/. (дата обращения: 30.09.2011).
  75. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб., 2002. — 512 с.
  76. , Е. П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психол. журн. 1995. Т.16, № 2. — С. 27 — 41.
  77. , Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−66.
  78. , М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — С. 159.
  79. , А. Б. Выбираю профессию: кн. для учащихся / А. Б. Каганов. Минск: Нар. асвета, 1986. — 76 с.
  80. , И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Соч.: в 6 т. Т. 4. ч. 1,2. М.: Мысль, 1965. — 688 с.
  81. , Г. В. Преодоление кризиса выбора профессии как условие развития профессионального самосознания у студентов: на примере медицинского колледжа: дис. канд. психол. наук / Г. В. Карпеня. Ставрополь, 2007.-210с.
  82. , А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2003. — № 5- С. 45−57.
  83. , М. М. Стадии творческого мышления профессионала: монография / М. М. Кашапов. Ярославль: Ремедер, 2009. — 380 с.
  84. , М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / М. М. Кашапов. М.- Ярославль: Ремедер, 2003. — 182 с.
  85. , Л. С. Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики: дис.. канд. педагог, наук / Л. С. Кириллова. — Ставрополь, 2010. — 190 с.
  86. , И. С. Тендерная идентичность и права человека: психологический аспект / И. С. Клёцина // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. О. Ю. Малиновой, А. Ю. Сунгурова. -СПб.: Норма, 2005. С. 167−184.
  87. , Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д, 1996. — 393 с.
  88. , Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. —400 с.
  89. , Н. П. Организация практики студентов по социальной работе : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Соц. Работа» / Н. П. Клушина, В. С. Ткаченко. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 127 с.
  90. , Н. П. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: дис.. д-ра педагог, наук / Н. П. Клушина. Ставрополь, 2002. — 405 с.
  91. , С. А. Формирование профессионально-ценностных ориента-ций будущего специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки: дис. канд. педагог, наук / С. А. Коваль. Красноярск, 2006. -211с.
  92. , Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: дис. канд. психол. наук / Е. В. Козиевская. М., 1998. — 155 с.
  93. , А. С. Развитие профессионального самосознания студента в процессе освоения общематематических знаний: автореф. дис. канд. педагог, наук / А. С. Колбинцева. Оренбург, 2009. — 23 с.
  94. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  95. Кон, И. С. Какими они себя видят? / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1975.-431 с.
  96. , И. Психологический словарь, 2000 г. электронный ресурс. / И. Кондаков // НЭС. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/ 478/word/%D 1%E0%EC%EE%F 1%EE%E7%ED%E0%ED%E8%E5/. (дата обращения: 27.09.2011).
  97. , H. H. Учебно-производственная практика в системе подготовки социального работника в вузе технического профиля: дис. канд. педагог, наук / H. Н. Коробейникова. М., 1999. — 188 с.
  98. , Е. Ю. Система формирования профессионального самосознания педагогов в процессе непрерывного профессионального образования: дис. канд. педагог, наук / Е. Ю. Косарева Самара, 2003. — 203 с.
  99. , С. Г. Психологические условия развития профессионального сознания будущих педагогов: дис.. канд. психол. наук / С. Г. Косарецкий.-М., 1999.-123 с.
  100. , Е. В. Философия и психология о сознании / Е. В. Коси-лова // Методология и история психологии. 2009. — № 1. — С. 25−46.
  101. Т. А. Профессиональная подготовка социальных работников как условие социальной справедливости. Профессиональная подготовка социальных работников: проблемы, опыт, перспективы / Т. А. Кочетова, Е. Р.
  102. Ярская-Смирнова. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. — С. 16−22.
  103. , С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: дис. д-ра психол. наук / С. В. Кошелева. СПб., 1997. — 320 с.
  104. , Г. Н. К изучению проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии / Г. Н. Кригер // Сайт HPSY.RU: экзистенциальная и гуманистическая психология. URL: http://hpsy.ru/public/x2634.htm. (дата обращения: 29.09.2011).
  105. . С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983. С. 4−15.
  106. , О. Н. Свобода, воля, власть (философские проблемы социальной и политической воли) / О. Н. Крыжановская. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 1996.
  107. , Н. Б. Социокультурный контекст образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М.: Инноватор, 1995. С. 67−103.
  108. , Н. В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  109. , А. В. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущего специалиста по социальной работе в вузе : дис. канд. педагог. наук / А. В. Кучина. Кострома, 2002. — 226 с.
  110. , В.А. Наследие деятельностного подхода и современность электронный ресурс. / В. А. Лекторский // Альманах «Восток», Выпуск: N 3(39), май 2006 г. URL: http://www.situation.ru/ app/jartl 126.htm. (дата обращения: 27.09.2011).
  111. , В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. М., 2001.-256 с.
  112. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
  113. , Л. В. Рефлексия как условие формирования адекватной «Я-концепции» педагога: монография / Л. В. Лидак, О. С. Погребная. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. — 128 с.
  114. , М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  115. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др. / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  116. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  117. , В. А. Система ценностей социального работника и психологические основания ее эффективного становления: дис. канд. психол. наук /В. А. Мальцев. Кемерово, 2001. — 178 с.
  118. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова М.: «Знание», 1996. -308 с.
  119. Д. Социология труда / Д. Маркович. М.: Прогресс, 1988.-632 с.
  120. , К. Капитал, Т. 1−3 // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1960. Т. 23−25, Ч. I, II.
  121. , И. Ю. К вопросу о составе системы профессиональных ценностей социального работника / И. Ю. Менщикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2011. -Вып2.-С. 80−89.
  122. , В. С. Структура личности: характер способности, самосознание: учеб. пособие / В. С. Мерлин. Пермь: 111 ПИ, 1990. — 110 с.
  123. , Т.Д. Структура и развитие профессионального самосознания: диссертация. д-ра психол. наук / T.JI. Миронова. М., 1999. — 436 с.
  124. , T. JI. Структура и развитие профессионального самосознания: диссертация. д-ра психол. наук / T. JL Миронова. М., 1999. — 436 с.
  125. , JI. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / JI. М. Митина. -М.: Издательство «Академия», 2004. 320 с.
  126. , В. В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы: дис. канд. педагог, наук / В. В. Митрофаненко. Ставрополь, 2004. — 221 с.
  127. , В. И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.-213 с.
  128. , О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: дис.. д-ра психол. наук / О. В. Москаленко. М., 2000. — 506 с.
  129. , C.B. Особенности развития образа «Я профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе: дис. канд. психол. наук / С. В. Москаленко. — Курск, 2007. — 191 с.
  130. , В. С. Феноменология развития и бытия личности / В. С. Мухина. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 640 с.
  131. , Р. С. Психология : учеб. пособие для учащ. пед. училищ, студентов пед. вузов / Р. С. Немов. -М.: Просвещение, 1990. 301 с.
  132. , В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие / В. А. Никитин. М.: Моск. психолого-социальный институт, 2002.
  133. , Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография / Н. Н. Никитина. М.: Прометей, МПГУ, 2002. — 316 с.
  134. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри. М.: Аспект Пресс, 1996. — 157 с.
  135. , JI. Н. Тендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: дис.. д-ра психол. наук / JI. Н. Ожигова. Краснодар, 2006.-431 с.
  136. , Г. В. Развитие учебно-профессиональной Я-концепции студентов технического вуза: дис. канд. психол. наук / Г. В. Орлова. Воронеж, 2008.-243 с.
  137. , Т.В. Партисипативные методы в системе мотивационноцелевой деятельности руководителя школы: дис. .канд. педагог, наук / Т. В. Орлова. -М., 1999. -221 с.
  138. , М. Проблемы формирования оценки социальной работы и обучения социальной работе / М. Пейн / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 45−58.
  139. , JI. А. Кризисная психология : учеб. пособие / Л. А. Пергаменщик. Минск: Вышэйшая школа, 2004. — 288 с.
  140. , С.А. Психологические условия становления профессионального самосознания студентов в процессе педагогической практики: дис. канд. психол. наук / С. А. Передельская. Волгоград, 2006. — 143 с.
  141. , В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В. Ф. Петренко. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 175 с.
  142. , Е. А. Формирование профессионального самосознания в культурно-образовательной среде вуза: автореф. дис.. канд. филос. наук / Е. А. Петренко. Ростов н/Д, 2007.
  143. , И. П. Рефлексивный механизм психологической готовности личности к самоопределению (На примере старшеклассников): дис.. канд. психол. наук / И. П. Петров. Улан-Удэ, 2004. — 161 с.
  144. , И. П. Рефлексивный механизм психологической готовности личности к самоопределению (На примере старшеклассников): дис.. канд. психол. наук / И. П. Петров. Улан-Удэ, 2004. — 161 с.
  145. , К. А. Психологические механизмы развития этнического самосознания личности: дис.. канд. психол. наук / К. А. Петрова. — Омск, 2010.- 159 с.
  146. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности
  147. В. А. Петровский. Ростов н/Д, 1996. — 336 с.
  148. , Е.Б. Развитие рефлексивных умений как условие формирования профессиональной Я-концепции студентов педагогического колледжа: автореферат дис.. канд. психол. наук / Е. Б. Пичка. Екатеринбург, 2009. -23 с.
  149. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-255 с.
  150. , О. С. Рефлексия как условие формирования адекватной «Я-концепции» педагога: дис.. канд. психол. наук / О. С. Погребная. Ставрополь, 2007. — 234 с.
  151. , А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания / А. В. Поддубная // Сайт Пси-Прожект. URL: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/structura.htm. (дата обращения: 27.09.2 011).
  152. , С. А. Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов: дис.. канд. психол. наук / С. А. Подосинников. Астрахань, 2003. — 144 с.
  153. , О.Н. Психологические детерминанты профессионального самосознания педагога: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. Н. Полчанинова. Ставрополь, 2005. — 208 с.
  154. , М.В. О проблемах профессионального самоопределения личности, электронный ресурс. / М. В. Попова // Сайт Волгоградского технологического колледжа. URL: http://www.vtk.t-k.ru/index.php? nma=onas&fla=onasrio4312. (дата обращения: 30.09.2011).
  155. , А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / А. М. Прихожан // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. -М., 1988. С. 110−118.
  156. Профориентация ее проблемы и пути решения // «Мир психологии». URL: http://www.psyworld.ru/ students/texts/proforientuchashihcy.html. (дата обращения: 28.09.2011).
  157. , Н. С. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.
  158. , Е. Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта: дис.. д-ра психол. наук / Е. Ю. Пряжникова. — Тверь, 2001. 407 с.
  159. Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности // НЭС. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/492/word/%Dl%E0%EC%EE%Fl%EE%E7%ED% E0%ED%E8%E5/. (дата обращения: 28.09.2011).
  160. Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. — 672 с.
  161. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 656 с. — (Сер. «Психологическая энциклопедия»).
  162. Рабочая книга по практике / Сост.: JI. И. Савинов, И. Н. Славкина и др.- под общ. Ред. JI. И. Савинова. 2-е изд., испр. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — 96 с.
  163. , Ч. Критический словарь психоанализа, электронный ресурс. / Ч. Райкрофт // НЭС. URL: http ://vocabulary .ru/dictionary/12/word/%D 1%C0%CC%CE%D 1%CE%C7%CD% C0%CD%C8%С5/. (дата обращения: 30.09.2011).
  164. , А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
  165. , К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. -М.: Прогресс, 1994. 480 с.
  166. , Д. Е. Формирование профессионального самосознания у будущих психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис.. канд. пси-хол. наук / Д. Е. Романова. М., 2010. — 23 с.
  167. , Е. С. Психология профессионального становления личности: дис. д-ра психол наук / Е. С. Романова. М., 1992. — 611 с.
  168. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова, 1998. электронный ресурс. // НЭС. URL: http ?//voluntary .ru/dictionary/619/word/%D 1%C0%CC%CE%D 1%CE% C7%CD% C0%CD%C8%C5. (дата обращения: 27.09.2011).
  169. , С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер 2003. — 512 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  170. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -СПб: Издательство «Питер», 2000 712 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  171. , С. Л. Проблемы общей психологии /С. Л. Рубинштейн М.: Просвещение, 1973.-424 с.
  172. , A.A. Становление профессионального самосознания студентов педагогических специальностей в условиях вузовского обучения: дис.. канд. психол. наук / А. А. Рыднова. Н. Новгород, 2007. — 203 с.
  173. Рябикина, 3. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост / 3. И. Рябикина. Краснодар: КубГУ, 1995.
  174. , В. П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учителя: автореф. дис. канд. психол. наук / В. П. Саврасов. -Л.: 1986.- 17 с.
  175. Г. И. Многообразие возможностей социологическогоизучения сферы образования. Ч. 1. Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах / Г. И. Саганенко. СПб. гГНУ ИОВ РАО, 2004.
  176. , М. Теории личности сравнительный анализ / М. Саль-ваторе // PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие». URL: http://psylib.org.ua/ books/maddi01/txt06.htm#3. (дата обращения: 30.09.2011).
  177. , Е. А. Профессионального самосознание и психологические механизмы его становления / Е. А. Семенова // Сибирский психологический журнал. 2007. -№ 26. — С. 187−190.
  178. Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников / Е. А. Серебрякова // Ученые записки Тамбовского пед. института. Вып. 10. Тамбов, 1956. — С. 41−73.
  179. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
  180. , C.B. Формирование духовно-нравственных качеств социального работника как аспект социального образования: дис.. канд. педагог. наук / C.B. Симонова Тамбов, 2003. — 152 с.
  181. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  182. Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти» Текст. / Под ред. A.A. Реана, 2002 г. [электронный ресурс] // НЭС. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/793/word/%D 1%E0%EC%EE%F 1%EE%E7%ED% E0%ED%E8%E5/. (дата обращения: 29.09.2011).
  183. , А. И. Формирование профессионального самосознания учителя: дис. д-ра педагог, наук / А. И. Смоляр М., 2005. — 499 с.
  184. , О.В. Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов специальности «Социальная работа» / О. В. Солодянкина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Психология и педагогика». 2006.-№ 9.-С. 111−120.
  185. , А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  186. , А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. М., 2003. — 736 с.
  187. , В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-284 с.
  188. , Е. И. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания учащихся колледжей: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. И. Сутович. Минск, 2003. — 21 с.
  189. , Ю. В. Экзистенциальная психология / Ю. В. Тихонра-вов М.: Издательство Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 240 с.
  190. , В. Использование проективных методик в изучении це-леполагания. / В. Ткаченко // Культура народов Причерноморья. 2005. -№ 58. -С. 103−107.
  191. , С. Н. Концепция самосознания в философской системе Г.В. Ф. Гегеля: автореф. дис.. канд. филос. наук / С. Н. Труфанов. Тверь, 2007.-18 с.
  192. , JI. Ю. Проблема профессионального развития личности в психолого-педагогических исследованиях / JI. Ю. Тюнис // Юридическое образование и наука, 2005, № 3. URL: http://www.lawmix.ru/comm/9091/. (дата обращения: 30.09.2011).
  193. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М., 1989. -208 с.
  194. Философия: учеб. / Под ред. О. А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002. — 655 с.
  195. , М. В. Профессионально-образовательная программа подготовки социального работника / М. В. Фирсов, Б. Д. Шапиро. М., 1992. -215 с.
  196. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — 178 с.
  197. , И. Т. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: И. Т. Фролов и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. -623с.
  198. , Е. И. Духовно-нравственный портрет социального работника / Е. И. Холостова М., 1993. — 365 с.
  199. , П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии / П. Р. Чамата // Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960. — С. 93
  200. , JI. М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: дис. канд. психол. наук / JI. М. Чепелева. Краснодар, 2001. -157 с.
  201. , Т. В. Практика студентов «помогающих» профессий: повинность или творческая лаборатория профессионализма? / Т. В. Черникова // Высшее образование сегодня. 2004. — № 10. — С. 42−45.
  202. , И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чес-нокова. М.: Изд-во «Наука» 1977. — 146 с.
  203. , П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981.-96с.
  204. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности/В. Д. Шадриков. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  205. , Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация / Б. Ю. Шапиро // Социальнаяработа.-М., 1992.-Вып.№ 5.-С. 89−101.
  206. , В. К. Приветствие Добровольческого движения Ставрополья / В. К. Шаповалов // Мир доброй воли (пилотное издание). № 1. — С. 102−103.
  207. , С. А. Формирование профессионального самосознания практического психолога образования в процессе профессионализации: диссертация. кандидата психологических наук / С. А. Шварцкоп. М., 2004. -174 с.
  208. , Т. Д. О личностной характеристике социального работника / Т. Д. Шевеленкова // Социальная работа. 1992. — Вып. № 5. — С. 5054.
  209. , Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учеб. пособие / Н. Б. Шмелева. М., Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. — 196 с.
  210. , Д. М. М. Бахтин и Л. С. Выготский: интериоризация как «феномен границы» / Д. Шоттер // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 107−117.
  211. , Б. А. Потребности как психологический фактор развития целеполагания личности: дис. канд. психол. наук / Б. А. Шрайнер Новосибирск, 2005.- 167 с.
  212. , А. И. К проблеме самосознания в наследии И.Канта и Г. Гегеля: от принципа гносеологии к сущности развития человека / А. И. Шутенко // Мир психологии. 2004. — № 4. — С. 59−69.
  213. , А. И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя: дис. канд. педагог, наук / А. И. Шутенко. М., 1994 — 221 с.
  214. , Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М., 1995.
  215. , Т. В. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профеесиональное развитие студента: автореферат дис.. канд. психол. наук / Т. В. Юрьева Тамбов, 2007. — 24 с.
  216. , В. А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением / В. А. Ядов. -М., 1970.-С. 18.
  217. , В. А. Психология учебной деятельности студентов : учебное пособие / В. А. Якунин М., 1994. — 155 с.
  218. , М. С. Ценностные ориентации как динамическая система. Кемерово: Кузбассиздат, 2000. — 204 с.
  219. , Б. А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: дис.. д-ра психол. наук / Б. А. Ясько. Краснодар, 2004. — 458 с.
  220. , Б. А. Формирование личностной готовности к профессиональной деятельности в условиях многоуровневого образовательного пространства: дис. канд. психол. наук / Б. А. Ясько. Краснодар, 1998. — 193 с.
  221. Bogo, Е. The Practice of Field Instruction in Social Work / E. Bogo, M. Vayda Toronto: University of Toronto Press, 1987. — 236 p.
  222. Mead, G.H. Mind, self and Society / G.H. Mead. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1967. — 440 p. л158
Заполнить форму текущей работой