Особенности развития мышления подростков в условиях профильного обучения
Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования, принятая в 2002 году, предполагает проведение широкомасштабного федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В этой связи важнейшей практической задачей в 2003/2004 учебном году является переход к муниципальной системе предпрофильного и профильного обучения. Большое значение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования мышления
- 1. 1. Психология мышления: общий обзор теорий и научных подходов
- 1. 2. Формы, виды и структура мышления
- 1. 3. Творческое мышление как специфический вид мышления
- Глава 2. Мышление подростков: концептуальные подходы и экспериментальные исследования
- 2. 1. Особенности развития мышления в подростковом возрасте
- 2. 2. Обзор экспериментальных исследований мышления в подростковом возрасте
- 2. 3. Обзор экспериментальных исследований творческого мышления подростков
- Глава 3. Экспериментальное исследование операционального и творческого аспектов мышления подростков в условиях профильного обучения
- 3. 1. Цели, задачи и методы исследования
- 3. 2. Сравнительное исследование особенностей развития мышления учащихся профильных классов
- 3. 3. Структурно-функциональная характеристика мышления подростков
Особенности развития мышления подростков в условиях профильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования, принятая в 2002 году, предполагает проведение широкомасштабного федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В этой связи важнейшей практической задачей в 2003/2004 учебном году является переход к муниципальной системе предпрофильного и профильного обучения. Большое значение в организации профильного обучения имеют определение структуры и направлений профилизации, а также создание условий и выбор формы организации обучения.
В то же время повсеместное создание профильных классов зачастую проводится без диагностики способностей и профессиональных предпочтений учащихся, а оценка эффективности обучения осуществляется без серьезного анализа психологических последствий ранней профессионализации.
Таким образом, современная образовательная ситуация характеризуется противоречием между недостаточной изученностью опыта профильных образовательных учреждений и влияния ранней профессионализации обучения на интеллектуальное и личностное развитие учащихся и повсеместным, активным внедрением профильного обучения в систему школьного образования.
По мнению отечественных педагогических психологов (Г.А. Берула-вы, 1991; Н. С. Якиманской, 1985; И. И. Юдашиной, 1989 и др.) процесс обучения должен строиться как дифференцированное развитие различных видов мышления, т. е. содержание образования на определенном этапе обучения должно определяться в зависимости от преимущественного развития у учащихся тех или иных видов мышления. Особый интерес в этой связи имеет подростковый возраст, в котором завершается формирование операциональной структуры мышления и происходит сближение мышления и воображения в процессе творчества (JI.C. Выготский, 1983).
В отечественной психологии исследования мышления традиционно осуществляются в процессуально-деятельностной парадигме (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, JI.A. Венгер, А. В. Брушлинский, Н. Ф. Талызина, O.K. Тихомиров, Н.А. Абульханова-Славская и др.), согласно которой процессы мышления человека изучаются в их взаимосвязи с внешними условиями мыслительной деятельности.
В то же время большинство эмпирических исследований возрастной динамики изменений структуры и отдельных компонентов мышления проводится без должного учета условий и контекста его развития (В.И. Еки-мова, 2000).
В связи с этим нами определена тема исследования: «Особенности развития мышления подростков в условиях профильного обучения».
Проблема исследования: влияние профильного обучения на интеллектуальное и творческое развитие учащихся.
Объект исследования: мышление и его развитие в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности развития операциональной и творческой сторон мышления подростков в условиях профильного обучения.
Целью настоящей работы является изучение особенностей развития операционального и творческого аспектов мышления подростков в условиях профильного обучения.
В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы:
— профильное обучение, характеризующееся углубленным изучением предметов, соответствующих дифференцированным интересам учащихся, создает благоприятные условия для развития мышления подростков;
— профильное обучение способствует формированию у школьников положительной внутренней мотивации учебной деятельности;
— функциональная система мышления, формирующаяся у подростков, зависит от содержания обучения и характера обучающей деятельности.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам мышления, творчества и особенностям развития мышления в подростковом возрасте.
2. Провести экспериментальное исследование операционального и творческого аспектов мышления подростков в условиях профильного обучения.
3. Оценить развитие отдельных характеристик творческого мышления подростков в их взаимосвязи с интеллектуальными и личностными особенностями подростков.
4. Осуществить структурно-функциональный анализ мышления подростков, обучающихся в профильных и общеобразовательных классах.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна. В своей работе мы опирались на теоретические и практические исследования структуры и процесса мышления отечественных и зарубежных авторов (А.В. Брушлинского, К. Дункера, П. Я. Гальперина, Д.Н. Зава-лишиной, A.M. Маттошкина, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, O.K. Тихомирова и др.), а также на концепции творчества и творческого мышления, разработанные Д. Б. Богоявленской, Д. Гилфордом, JI.JI. Гуровой, П. Торренсом.
Современный этап развития отечественной психологической науки характеризуется отсутствием единого концептуального подхода к пониманию проблемы взаимосвязи и взаимовлияния операциональной и творческой сторон мышления. В то же время эмпирические исследования творческого мышления опираются, в основном, на работы зарубежных психологов, обнаруживая методологическое противоречие процессуально-деятель-ностной парадигмы и западных концепций креативности.
Теоретическая значимость данной работы заключается:
— в углублении представлений о характере взаимодействия и взаимовлияния операциональной и творческой сторон мышления;
— в уточнении и конкретизации условий и особенностей проявления основных закономерностей развития мышления в подростковом возрасте.
Научная новизна исследования заключается:
— в построении структурно-функциональных моделей взаимодействия операциональной и творческой сторон мышления подростков в различных условиях обучения;
— в выявлении факторов, способствующих и препятствующих переходу мышления подростка на более высокий уровень обобщения и творчества;
— в определении особенностей взаимосвязи мотивационно-личност-ного аспекта мышления с его операциональными и творческими характеристиками в различных условиях обучения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов педагогами для оптимизации образовательного процесса в профильных классах, педагогами-психологами для организации психологического сопровождения профильного обучения, а также при подготовке будущих учителей и психологов, в системе повышения квалификации педагогов и психологов.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической и теоретической обоснованностью эксперимента, репрезентативностью выборки, использованием валидных, стандартизированных психодиагностических методов, применением взаимодополняющих методов математической статистики.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Условия профильного обучения, а именно, опора процесса обучения на дифференцированные интересы учащихся, углубленное изучение предметов профилирующего направления, являются благоприятными для развития мышления подростков.
2. Высокий уровень развития у учащихся отдельных мыслительных операций сочетается с некоторым снижением показателей, не связанных с задачами профильного обучения: понятийного и образного мышления в физико-математических классах и формально-логического мышления в классах естественнонаучного профиля.
3. Мотивациошю-личностный аспект мышления учащихся профильных классов целенаправленно не формируется и не зависит от профиля обучения.
4. Вербально-логическое мышление подростков тесно связано с вербальными творческими характеристиками и оказывает при этом сдерживающее влияние на творческую вербальную продуктивность, в то же время показатели невербальной креативности относительно независимы от абстрактного мышления.
5. При недостаточном уровне развития абстрактного мышления происходит нарушение основных закономерностей развития в подростковом возрасте: перехода мышления на более высокий уровень обобщения и творчества.
Методы исследования.
Основными методами исследования были: анализ теоретико-концептуальных подходов к проблеме исследования, сравнительный эксперимент, осуществленный посредством психодиагностических срезов и структурнофункциональный анализ компонентов мышления посредством методов математической статистики.
В ходе исследования использовался комплект стандартизированных и проективных психодиагностических методик для оценки операциональной структуры мышления (тест Амтхауэра), творческого компонента мышления (тесты Гилфорда, Торренса), интересов и склонностей (авторская модификация метода неоконченных предложений), а также методики оценки учебной мотивации, самооценки и личностной тревожности учащихся.
В исследовании приняли участие 152 учащихся, обучающихся в школах г. Тулы и Тульской области, в том числе мальчиков — 106 человек, девочек — 46 человек.
Для обработки полученных данных были использованы методы математической статистики (с помощью стандартного статистического пакета Statistika for Windows): проверка статистических гипотез, а также корреляционный, факторный и кластерный анализ.
1. Экспериментальная выборка учапщхся профильных классов мо жет быть охарактеризована как имеющая высокий уровень интеллектуаль ного развития, хорошо развитое системно функционирующее мышление с отдельными слабо интегрированными или изолированными элементами.2. В классах физико-математического профиля у учащихся активно формируется математическое мышление и пространственные представле ния, однако, не достаточно внимания уделяется образному синтезу, необ ходимому для формирования целостных представлений и научного обоб щения эмпирических данных.3. В классах естественнонаучного профиля основной 5^ор делается на понятийно-категориальное мышление, но не обращается должного внимания на необходимость параллельного развития математического и ин туитивного мышления.4. Несмотря на высокий уровень развития отдельных компонентов мышления и творчества, они не всегда связаны в единую функциональн>то систему познавательного действия и могут в значительной степени оста ваться потенциальными.5. В структуре мышления учащихся профильных классов вербаль ные и невербальные операции выделены в отдельные функциональные блоки при некоторой <фасструктурированности" невербального компонен та в классах химико-биологического профиля и вербального — в классах физико-математического профиля.6. Функциональная система мышления учащихся общеобразова тельной школы является смешанной: в ней не выделены в самостоятель ные блоки вербальный и невербальный компоненты, а отдельные ее эле менты изолированы,.
7. Усиленное развитие понятийно-категориального мышления у учащихся естественно-научного профиля приводит к сдерживанию их творческой продуктивности, особенно вербальной, а активное формирова ние формально-логических мыслительных операций у з^апщхся матема тического профиля оказывает тормозящее воздействие на невербальнзто креативность.8. Мотивационно-личностный аспект мышления подростков сфор мирован не достаточно: мотивация носит подавленный, конкурирующий или незрелый характер, однако, учапдаеся профильных классов отличаются повышенным интересом к новому и неизвестному и стремлением к само стоятельному преодолению трудностей.9. В условиях профильного обучения сближение операциональной и творческой сторон мышления подростков происходит с опорой на хоро шо сформированное абстрактное мышление, что способствует их относительно независимому развитию и взаимодействию в творческой деятель ности.10. В условиях общеобразовательной школы при недостаточном раз витии абстрактно-логического мышления его сближение с креативностью происходит как подчинение мыслительных операций доминирующему влиянию творческих характеристик, что препятствует их дальнейшей ав тономизации.11. При стихийном развитии мышления и дефицитарности его абст рактных видов невербальная креативность вступает в конкурирзоощие от ношения с вербальным логическим и творческим мышлением.12. Возможными причинами недостатков интеллектуального и твор ческого развития учащихся профильных классов являются: • отработка отдельных интеллектуальных операций и блоков информации без их достаточной интегрированности в целостную систему познавательной деятельности учащихся- • недостаточное внимание со стороны педагогов к образному компоненту мышления учапщхся, излишняя вербализация обучения- • высокая структурированность учебного материала при де фиците времени, блокирующие интуитивный поиск, возможность нахож дения нестандартных решений и детальную их проработку- • несоответствие системы оценки успешности учебной дея тельности интеллектуальному потенциалу учащихся.13. Для гармоничного развития мышления подростков в условиях профильного обучения педагогам необходимо обращать внимание не только на отработку отдельных интеллектуальных операций и блоков ин формации, но и на возможность их интегрирования в целостную систему познавательной деятельности з^ащихся. Кроме того, необходимо избегать излишней вербализации, рафинированности, структурированности учебноГО материала и дефищгга времени, блокирующих творческий поиск уча щихся.14. Перечисленные выше проблемы, а также эмоциональная неста бильность и мотивационная незрелость учащихся профильных классов указывает на необходимость уделять больше внимания всем сторонам психического развития подростков: собственно интеллектуальной, творче ской и эмоционально-личностной.Дальнейшая разработка проблемы развития мышления подростков в условиях профильного обучения обогатит представления исследователей о влиянии содержания обучения и характера обучающей деятельности на функциональную систему мышления учащихся в различных условиях профилизации. Перспективным является направление исследований, свя занное с изучением влияния мотивационно-личностной позиции учащихся на особенности формирования структуры мышления и его творческой со ставляющей в условиях обучения, при которых уделяется внимание не только интеллектуальному, но в первую очередь эмоционально-лич ностному развитию подростков. И, наконец, специального исследования требует проблема диагностиьси творческого мышления.
Список литературы
- Абраменко В.И. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера // Вопросы психологии. 1970. № 4.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1996.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1980.
- Абульханова-Славская К.А. ЛичностЕпле типы мышления // Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М. Д987., с. 98−130.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Спб., 1998.
- Аверина И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. М., 1996.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Анализ индивидуальных особенностей мышления старшеклассников с помощью теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. // Детский практический психолог. 1994. № 5.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция >тмст- венного развития школьников. М., 2000.
- Акимова М.К., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1, с. 21−32.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Анастази А. Дифферешщальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении /пер. с англ. М., 2001.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1,2. М., 1982.
- Антонова Г. П. О соотношении индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенностей их высшей нервной деятельности. // Вопросы психологии. 1966. № 1, с.49−61.
- Анцыферова Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути // Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т.2. М., 1996.
- Атаханов Р.А. К диагностике развития математического мышления. //Вопросы психологии. 1992. Nst 1−2, с.60−67.
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности. // Основные со- временые концепции творчества и одаренности. М., 1997, с. 275 — 295.
- Беляева О.А. Дингмика логических и творческих компонентов мышления школьников — подростков. Дис… кап. психол. наук. М., 1998.
- Березанская Н.Б. Системный анализ психологических закономерностей творческого решения «жизненных задач» // Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т.1. М., 1996.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1992.
- Берулава Г. А. Психология естественнонаучного мышления. / Под ред. К. М. Гуревича. Томск, 1991.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
- Блонский П.П. Возрастные особенности детей. Избранные педагогические произведения. М., 1961, с.371−526.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
- Блонский П.П. Педология. М., 3-е изд., 1936.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей- Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., «Академия», 2002.
- Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества. //Вопросы психологии. 1999. № 2.
- Богоявленскя Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал. 1995. № 5.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации детей и подфостков. М., 1972.с.7 —44.
- Боно де Э. Латеральное мышление. СПб., 1997.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Качественный анализ результатов тестирования на примере Группового интеллектуального теста для младших подростков // Детский практический психолог, 1994. № 5.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Воронеж, 1996.
- Венгер Л.А. Развитие обпщх познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
- Виноградова Т.В., Семенов В.В, Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов //Вопросы психологии. 1993. № 2, с.63−71.
- Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников: Автореферат дис. канд. психол. наук. Л., 1983.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. В кн.: Избранные психологические исследования. М. Д956, с. 438−452.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4, М., 1984.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.2. М., 1984.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966, с. 236−277.
- Гальперин П.Я., Данилова В. И. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. 1980. № 1.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.
- Гинзбург М.Р. Некоторые возможности и методы формирования учителями мотивационной сферы подростков. // Изучение особенностей психического развития и воспитания учащихся. М., 1987, с.31−39.
- Гинзбург М.Р. Развитие самоопределения подростков. М., 1988.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т.1. М., 1992.
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. Т.10, № 34, с.75−87.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
- Голубева Э.А., Изюмова А., Кабардова М. К. и др. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами диф-ферешщащш обучения //Вопросы психологии. 1991. № 2.
- Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1998.
- Гуревич К.М. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления /Психологический журнал. 1994. Т. 15. K^l.
- Гуревич К. М. Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992.
- Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности //Вопросы психологии. 1991. № 6, с.14−20.
- Гусева Е.П. Психофизиологическое исследование музыкальных способностей / Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна, 1997.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении /Логико- психологические проблемы построения учебных предметов, М., 1972.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте. //Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Джемс У. Мышление //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структзфа, диагностика, развитие. М., 2001.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.
- Дрз^ жинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальные исследования формирования влияния микросреды на креативность //Психологический журнал, 1994. № 4 .
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Дункер К. Качественное (эмпирическое и теоретическое) исследование продуктивного мышления. // Психология мышления. / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997.
- Екимова В.И., Демидова А. Г. Превентивная психодиагностика в экологически неблагоприятных районах: Научно-методическое пособие. Тула, 1997.
- Екимова В.И., Пономаренко Э. В. Влияние повышенной учебной нагрузки на состояние психики подростка. // Тульская школа, 1997. № 4, с.12−18.
- Екимова В.И. Психологическая экология и экологическая психология — объект и предмет исследования // Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание. Тула, 2000, с. 183−189.
- Енюков И. С, Методы, алгоритмы, программы многомерного статистического анализа. М., 1986.
- Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М., 1985.
- Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренности школьников (в i^ fys. и матем. школах): Автореферат дис. канд. психол. наук М., 1994.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996.
- Захарова А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4, с. 90−99.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. № 2, с. 16−24.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Ленинград, 1988.
- Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Психофизиологические исследования. Ташкент, 1990.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
- Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М., 1987.
- Кле М. Психология подростка. М., 1991.
- Козленке В.Н. К вопросу диагностики креативности учалщхся. //Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М., 1981, с.116−125.
- Козленко В.Н., Лаптиев Р. П. О влиянии некоторых свойств личности, способствующих творческой деятельности учащихся.//Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М., 1981, с. 100−106.
- Козырева А.Ю. Леющи по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М., Воронеж, 1997.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М., 1995.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М., 1998.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
- Крюкова Е.А. Математическая одаренность: индивидуальные, тендерные и возрастные особенности: Автореферат дис. канд. психол. наук. Пермь, 2001.
- Кузьмина Н.А. Некоторые вопросы креативности подростков // Журнал практической психологии, 1998. № 2, с.38−41.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления. Л., 1967.
- Кюрти Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет. // Психологические исследования познавательных процессов личности. М., 1983, с. 79−83.
- Лёвочкина И.А., Гусева Е. П. Индивидуально-типологические особенности как фактор обучаемости учащихся математических классов //Журнал прикладной психологии, 2000. № 4, с.8−16.
- Лёвочкина И. А. Математические способности и их природные предпосьшки /Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна, 1997.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1997.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст, М., 1971.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Мышление. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
- Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального развития исследования мышления. М., 1954.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.
- Логанова И.А. Когнитивное и личностное развитие старпшх подростков музыкальных школ: Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 2001.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976.
- Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
- Лютова К, Развитие личности и креативности школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. Канд. дис, СПб., 2000.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
- Матюшкин A.M. Ваш умный ребенок.//Семья и школа. 1996. №.3.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993.
- Матюшкин А.М. Интуиция и творчество//Мир психологии. 1996. № 4, с. 28−36.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
- Матюппсин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обз^ении. М., 1972.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М., 1989.
- Меньшиков П.В. Обучающая деятельность учителя как фактор развития мышления старших подростков: Дне. канд. психол. наук. 2000.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. 1994. № 5, с.86−95.
- Моляко В.А. Стратегия решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности. //Психологический журнал. Т. 16. № 1,1995, с.84−95.
- Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы на модели музыкального искусства. Художественный тип человека (комплексные исследования). М. 1994. с.86−102.
- Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1982.
- Обухова Л.Ф. концепция Ж. Пиаже: За и против. М., 1981.
- Обухова Л.Ф., Чурбанова СМ. Развитие дивергентного мышления. М., 1989.
- Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М., Слуцкого. М., 1991.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13- 17 лет. Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Крутлова. М., 1988
- Пейсахов Н.М. Психолого-педагогические проблемы высшей школы и психодиагностики. // Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Серия психоогии, 1984. № 4.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.
- Пиаже Ж. Природа интеллекта.// Избранные психологичес1сие произведения. М., 1994.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
- Поддъяков Н.Н. Творчество — как проблема личности.//Вопросы психологии. 1985. № 1.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. институтов./Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1990.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии. M., 1996. № 1, с.20−33.
- Пономарев Я. А Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. Т. 11. № 1, с. 37−42.
- Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая дифференциальная, прикладная. М., 1990.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
- Практическая психология образования. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
- Прихожан А.М., Толстых Н.П, Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
- Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. / Под ред. Л. Рубинштейна. М., 1957.
- Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, М, 2000.
- Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1975.
- Психология. Словарь./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
- Психология мышления //Хрестоматия по общей психологии /Под ред. Ю. Б, Гиппенрейтер. М., 1979.
- Развитие творческой активности школьников. / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
- Разумникова О.М., Шемелина О. С. Личностные и когнитивне свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. 1999. № 5, с.130−139.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
- Рубинштейн Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.
- Рубинштейн Л. О мышлении путях его исследования. М., 1958.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1989.
- Рубцов В.В. Психология и современная образовательная ситуация // Детский практический психолог. 1996. № 1−2. с.14−18.
- Руденко Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности / На материале школьников различного пола и возраста / Автореферат дис. канд. психол. наук. Пермь, 1996.
- Рукавишников А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кетгелла. СПб., 1998.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
- Рыбалко Е.Ф., Кулешова Л. Н., Прохоренко Т. В., Баланшина Ж. А. Личностный фактор в развитии интеллектуального потенциала /Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть 1. СПб., 1995.
- Сафонцева СВ., Воронин А. Н. Влияние экстраверсии-интровер- сии на взаимосвязь интеллекта и креативности (> — -
- Семёнов В.Е. Социальная психология искусства. Л., 1988.
- Справочник по прикладной статистике. В 2-х т./Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Н. Тюрина М., 1990.
- Суворова В.В., Кепалайте А. П. Некоторые специальные способности и эмоциональность в подростковом возрасте / Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Тегоюва. Дубна, 1997.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.
- Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека. Дисс. докт. психол. наук. М., 1993.
- Телегина Э.Д., Терехов В. А. Исследование креативности как свойства мышления. // Вопросы психологии познавательной деятельности. М., 1979, с.20−28.
- Теплов Б.М. Избранные психологические труды: В 2 Т. — Т. 1. М., 1985.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
- Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. / Дж. О Ким, У. Мюллер, У. Р. Клекка и др. / Под ред. И. С. Енюкова. М., 1989.
- Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса. //Мир психологии и психология в мире. 1994, с.38−46.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте. Диссер… канд. пси-хол. наук. М., 1994.
- Хеллер К.А., Перлет.К., Сиервальд В. Лонгитюдные исследования одаренности //Вопросы психологии 1991. № 2.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. Томск, 1997.
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарзопение и восстановление интеллектуальной деятельности. М., 1995.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1994.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1998.
- Щебланова Е.И., Аверина И. С. Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997, с.265−275.
- Щебланова Е.И. Динамика когнитивных некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии 1998. № 4, с.111−122.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995
- Юркевич B.C. О наивной и культурной креативности. // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997, с.127−143.
- Юшкова Е.М., Когнитивное и личностное развитие учапщхся 11- 13 лет с разной успешностью обучения: Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 2001.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника // Педагогика и психология. 1985. Ш9, с.33−41.
- Якиманская И. С, Юдапшна И. И. Особенности познавательных интересов старшеклассников в условиях дифференцированного об)^ения / Вопросы психологии. 1989, № 3, с. 26−32.
- Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии. 1994, № 5, с.37−42.
- Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, 1985. № 6, с. 8−15.
- Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Методическое руководство. СПб., 2002.
- Cattell R.B. Theorv of fluid and cristallized intelligence: A critical experiment//J. Educational Psychology. 1963. V.54. P.1−22.
- Guillford J.P. The natwe of human intelligence. N.Y.: MC.Grawhill. 1967.
- Sternberg R.J. Beyond IQ: a triarchic theory of human intelhgence. N.Y., 1985.
- Torrance E.P. The nature of creativity as maintest in its testing. // In: R.J.Stemberg (Ed.) The nature of creativity, N.Y. Canbridg University Press. 1988. P. 43−75.
- Wollach M.A., Kogan N. A new look of the creativity — intelligence distinction. J. of Personality. 1965. V.33. № 3. P. 348−369.