Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности развития мышления подростков в условиях профильного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования, принятая в 2002 году, предполагает проведение широкомасштабного федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В этой связи важнейшей практической задачей в 2003/2004 учебном году является переход к муниципальной системе предпрофильного и профильного обучения. Большое значение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования мышления
    • 1. 1. Психология мышления: общий обзор теорий и научных подходов
    • 1. 2. Формы, виды и структура мышления
    • 1. 3. Творческое мышление как специфический вид мышления
  • Глава 2. Мышление подростков: концептуальные подходы и экспериментальные исследования
    • 2. 1. Особенности развития мышления в подростковом возрасте
    • 2. 2. Обзор экспериментальных исследований мышления в подростковом возрасте
    • 2. 3. Обзор экспериментальных исследований творческого мышления подростков
  • Глава 3. Экспериментальное исследование операционального и творческого аспектов мышления подростков в условиях профильного обучения
    • 3. 1. Цели, задачи и методы исследования
    • 3. 2. Сравнительное исследование особенностей развития мышления учащихся профильных классов
    • 3. 3. Структурно-функциональная характеристика мышления подростков

Особенности развития мышления подростков в условиях профильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования, принятая в 2002 году, предполагает проведение широкомасштабного федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В этой связи важнейшей практической задачей в 2003/2004 учебном году является переход к муниципальной системе предпрофильного и профильного обучения. Большое значение в организации профильного обучения имеют определение структуры и направлений профилизации, а также создание условий и выбор формы организации обучения.

В то же время повсеместное создание профильных классов зачастую проводится без диагностики способностей и профессиональных предпочтений учащихся, а оценка эффективности обучения осуществляется без серьезного анализа психологических последствий ранней профессионализации.

Таким образом, современная образовательная ситуация характеризуется противоречием между недостаточной изученностью опыта профильных образовательных учреждений и влияния ранней профессионализации обучения на интеллектуальное и личностное развитие учащихся и повсеместным, активным внедрением профильного обучения в систему школьного образования.

По мнению отечественных педагогических психологов (Г.А. Берула-вы, 1991; Н. С. Якиманской, 1985; И. И. Юдашиной, 1989 и др.) процесс обучения должен строиться как дифференцированное развитие различных видов мышления, т. е. содержание образования на определенном этапе обучения должно определяться в зависимости от преимущественного развития у учащихся тех или иных видов мышления. Особый интерес в этой связи имеет подростковый возраст, в котором завершается формирование операциональной структуры мышления и происходит сближение мышления и воображения в процессе творчества (JI.C. Выготский, 1983).

В отечественной психологии исследования мышления традиционно осуществляются в процессуально-деятельностной парадигме (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, JI.A. Венгер, А. В. Брушлинский, Н. Ф. Талызина, O.K. Тихомиров, Н.А. Абульханова-Славская и др.), согласно которой процессы мышления человека изучаются в их взаимосвязи с внешними условиями мыслительной деятельности.

В то же время большинство эмпирических исследований возрастной динамики изменений структуры и отдельных компонентов мышления проводится без должного учета условий и контекста его развития (В.И. Еки-мова, 2000).

В связи с этим нами определена тема исследования: «Особенности развития мышления подростков в условиях профильного обучения».

Проблема исследования: влияние профильного обучения на интеллектуальное и творческое развитие учащихся.

Объект исследования: мышление и его развитие в подростковом возрасте.

Предмет исследования: особенности развития операциональной и творческой сторон мышления подростков в условиях профильного обучения.

Целью настоящей работы является изучение особенностей развития операционального и творческого аспектов мышления подростков в условиях профильного обучения.

В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы:

— профильное обучение, характеризующееся углубленным изучением предметов, соответствующих дифференцированным интересам учащихся, создает благоприятные условия для развития мышления подростков;

— профильное обучение способствует формированию у школьников положительной внутренней мотивации учебной деятельности;

— функциональная система мышления, формирующаяся у подростков, зависит от содержания обучения и характера обучающей деятельности.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам мышления, творчества и особенностям развития мышления в подростковом возрасте.

2. Провести экспериментальное исследование операционального и творческого аспектов мышления подростков в условиях профильного обучения.

3. Оценить развитие отдельных характеристик творческого мышления подростков в их взаимосвязи с интеллектуальными и личностными особенностями подростков.

4. Осуществить структурно-функциональный анализ мышления подростков, обучающихся в профильных и общеобразовательных классах.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна. В своей работе мы опирались на теоретические и практические исследования структуры и процесса мышления отечественных и зарубежных авторов (А.В. Брушлинского, К. Дункера, П. Я. Гальперина, Д.Н. Зава-лишиной, A.M. Маттошкина, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, O.K. Тихомирова и др.), а также на концепции творчества и творческого мышления, разработанные Д. Б. Богоявленской, Д. Гилфордом, JI.JI. Гуровой, П. Торренсом.

Современный этап развития отечественной психологической науки характеризуется отсутствием единого концептуального подхода к пониманию проблемы взаимосвязи и взаимовлияния операциональной и творческой сторон мышления. В то же время эмпирические исследования творческого мышления опираются, в основном, на работы зарубежных психологов, обнаруживая методологическое противоречие процессуально-деятель-ностной парадигмы и западных концепций креативности.

Теоретическая значимость данной работы заключается:

— в углублении представлений о характере взаимодействия и взаимовлияния операциональной и творческой сторон мышления;

— в уточнении и конкретизации условий и особенностей проявления основных закономерностей развития мышления в подростковом возрасте.

Научная новизна исследования заключается:

— в построении структурно-функциональных моделей взаимодействия операциональной и творческой сторон мышления подростков в различных условиях обучения;

— в выявлении факторов, способствующих и препятствующих переходу мышления подростка на более высокий уровень обобщения и творчества;

— в определении особенностей взаимосвязи мотивационно-личност-ного аспекта мышления с его операциональными и творческими характеристиками в различных условиях обучения.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов педагогами для оптимизации образовательного процесса в профильных классах, педагогами-психологами для организации психологического сопровождения профильного обучения, а также при подготовке будущих учителей и психологов, в системе повышения квалификации педагогов и психологов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической и теоретической обоснованностью эксперимента, репрезентативностью выборки, использованием валидных, стандартизированных психодиагностических методов, применением взаимодополняющих методов математической статистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Условия профильного обучения, а именно, опора процесса обучения на дифференцированные интересы учащихся, углубленное изучение предметов профилирующего направления, являются благоприятными для развития мышления подростков.

2. Высокий уровень развития у учащихся отдельных мыслительных операций сочетается с некоторым снижением показателей, не связанных с задачами профильного обучения: понятийного и образного мышления в физико-математических классах и формально-логического мышления в классах естественнонаучного профиля.

3. Мотивациошю-личностный аспект мышления учащихся профильных классов целенаправленно не формируется и не зависит от профиля обучения.

4. Вербально-логическое мышление подростков тесно связано с вербальными творческими характеристиками и оказывает при этом сдерживающее влияние на творческую вербальную продуктивность, в то же время показатели невербальной креативности относительно независимы от абстрактного мышления.

5. При недостаточном уровне развития абстрактного мышления происходит нарушение основных закономерностей развития в подростковом возрасте: перехода мышления на более высокий уровень обобщения и творчества.

Методы исследования.

Основными методами исследования были: анализ теоретико-концептуальных подходов к проблеме исследования, сравнительный эксперимент, осуществленный посредством психодиагностических срезов и структурнофункциональный анализ компонентов мышления посредством методов математической статистики.

В ходе исследования использовался комплект стандартизированных и проективных психодиагностических методик для оценки операциональной структуры мышления (тест Амтхауэра), творческого компонента мышления (тесты Гилфорда, Торренса), интересов и склонностей (авторская модификация метода неоконченных предложений), а также методики оценки учебной мотивации, самооценки и личностной тревожности учащихся.

В исследовании приняли участие 152 учащихся, обучающихся в школах г. Тулы и Тульской области, в том числе мальчиков — 106 человек, девочек — 46 человек.

Для обработки полученных данных были использованы методы математической статистики (с помощью стандартного статистического пакета Statistika for Windows): проверка статистических гипотез, а также корреляционный, факторный и кластерный анализ.

1. Экспериментальная выборка учапщхся профильных классов мо жет быть охарактеризована как имеющая высокий уровень интеллектуаль ного развития, хорошо развитое системно функционирующее мышление с отдельными слабо интегрированными или изолированными элементами.2. В классах физико-математического профиля у учащихся активно формируется математическое мышление и пространственные представле ния, однако, не достаточно внимания уделяется образному синтезу, необ ходимому для формирования целостных представлений и научного обоб щения эмпирических данных.3. В классах естественнонаучного профиля основной 5^ор делается на понятийно-категориальное мышление, но не обращается должного внимания на необходимость параллельного развития математического и ин туитивного мышления.4. Несмотря на высокий уровень развития отдельных компонентов мышления и творчества, они не всегда связаны в единую функциональн>то систему познавательного действия и могут в значительной степени оста ваться потенциальными.5. В структуре мышления учащихся профильных классов вербаль ные и невербальные операции выделены в отдельные функциональные блоки при некоторой <фасструктурированности" невербального компонен та в классах химико-биологического профиля и вербального — в классах физико-математического профиля.6. Функциональная система мышления учащихся общеобразова тельной школы является смешанной: в ней не выделены в самостоятель ные блоки вербальный и невербальный компоненты, а отдельные ее эле менты изолированы,.

7. Усиленное развитие понятийно-категориального мышления у учащихся естественно-научного профиля приводит к сдерживанию их творческой продуктивности, особенно вербальной, а активное формирова ние формально-логических мыслительных операций у з^апщхся матема тического профиля оказывает тормозящее воздействие на невербальнзто креативность.8. Мотивационно-личностный аспект мышления подростков сфор мирован не достаточно: мотивация носит подавленный, конкурирующий или незрелый характер, однако, учапдаеся профильных классов отличаются повышенным интересом к новому и неизвестному и стремлением к само стоятельному преодолению трудностей.9. В условиях профильного обучения сближение операциональной и творческой сторон мышления подростков происходит с опорой на хоро шо сформированное абстрактное мышление, что способствует их относительно независимому развитию и взаимодействию в творческой деятель ности.10. В условиях общеобразовательной школы при недостаточном раз витии абстрактно-логического мышления его сближение с креативностью происходит как подчинение мыслительных операций доминирующему влиянию творческих характеристик, что препятствует их дальнейшей ав тономизации.11. При стихийном развитии мышления и дефицитарности его абст рактных видов невербальная креативность вступает в конкурирзоощие от ношения с вербальным логическим и творческим мышлением.12. Возможными причинами недостатков интеллектуального и твор ческого развития учащихся профильных классов являются: • отработка отдельных интеллектуальных операций и блоков информации без их достаточной интегрированности в целостную систему познавательной деятельности учащихся- • недостаточное внимание со стороны педагогов к образному компоненту мышления учапщхся, излишняя вербализация обучения- • высокая структурированность учебного материала при де фиците времени, блокирующие интуитивный поиск, возможность нахож дения нестандартных решений и детальную их проработку- • несоответствие системы оценки успешности учебной дея тельности интеллектуальному потенциалу учащихся.13. Для гармоничного развития мышления подростков в условиях профильного обучения педагогам необходимо обращать внимание не только на отработку отдельных интеллектуальных операций и блоков ин формации, но и на возможность их интегрирования в целостную систему познавательной деятельности з^ащихся. Кроме того, необходимо избегать излишней вербализации, рафинированности, структурированности учебноГО материала и дефищгга времени, блокирующих творческий поиск уча щихся.14. Перечисленные выше проблемы, а также эмоциональная неста бильность и мотивационная незрелость учащихся профильных классов указывает на необходимость уделять больше внимания всем сторонам психического развития подростков: собственно интеллектуальной, творче ской и эмоционально-личностной.Дальнейшая разработка проблемы развития мышления подростков в условиях профильного обучения обогатит представления исследователей о влиянии содержания обучения и характера обучающей деятельности на функциональную систему мышления учащихся в различных условиях профилизации. Перспективным является направление исследований, свя занное с изучением влияния мотивационно-личностной позиции учащихся на особенности формирования структуры мышления и его творческой со ставляющей в условиях обучения, при которых уделяется внимание не только интеллектуальному, но в первую очередь эмоционально-лич ностному развитию подростков. И, наконец, специального исследования требует проблема диагностиьси творческого мышления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера // Вопросы психологии. 1970. № 4.
  2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1996.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1980.
  5. Абульханова-Славская К.А. ЛичностЕпле типы мышления // Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М. Д987., с. 98−130.
  6. В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Спб., 1998.
  7. И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. М., 1996.
  8. М.К., Козлова В. Т. Анализ индивидуальных особенностей мышления старшеклассников с помощью теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. // Детский практический психолог. 1994. № 5.
  9. М.К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция >тмст- венного развития школьников. М., 2000.
  10. М.К., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1, с. 21−32.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  12. А. Дифферешщальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении /пер. с англ. М., 2001.
  13. А. Психологическое тестирование. Кн. 1,2. М., 1982.
  14. Г. П. О соотношении индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенностей их высшей нервной деятельности. // Вопросы психологии. 1966. № 1, с.49−61.
  15. Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути // Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т.2. М., 1996.
  16. Р.А. К диагностике развития математического мышления. //Вопросы психологии. 1992. Nst 1−2, с.60−67.
  17. Ю.Д. Динамическая теория одаренности. // Основные со- временые концепции творчества и одаренности. М., 1997, с. 275 — 295.
  18. О.А. Дингмика логических и творческих компонентов мышления школьников — подростков. Дис… кап. психол. наук. М., 1998.
  19. Н.Б. Системный анализ психологических закономерностей творческого решения «жизненных задач» // Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т.1. М., 1996.
  20. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1992.
  21. Г. А. Психология естественнонаучного мышления. / Под ред. К. М. Гуревича. Томск, 1991.
  22. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  23. П.П. Возрастные особенности детей. Избранные педагогические произведения. М., 1961, с.371−526.
  24. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
  25. П.П. Педология. М., 3-е изд., 1936.
  26. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983.
  27. Д.Б. Психология творческих способностей- Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., «Академия», 2002.
  28. Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества. //Вопросы психологии. 1999. № 2.
  29. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал. 1995. № 5.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  31. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации детей и подфостков. М., 1972.с.7 —44.
  32. Боно де Э. Латеральное мышление. СПб., 1997.
  33. Е.М., Логинова Г. П. Качественный анализ результатов тестирования на примере Группового интеллектуального теста для младших подростков // Детский практический психолог, 1994. № 5.
  34. Дж. Психология познания. М., 1977.
  35. А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
  36. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
  37. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Воронеж, 1996.
  38. Л.А. Развитие обпщх познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
  39. М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  40. Т.В., Семенов В.В, Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов //Вопросы психологии. 1993. № 2, с.63−71.
  41. Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников: Автореферат дис. канд. психол. наук. Л., 1983.
  42. Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
  43. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. В кн.: Избранные психологические исследования. М. Д956, с. 438−452.
  44. Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
  45. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4, М., 1984.
  46. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.2. М., 1984.
  47. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  48. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966, с. 236−277.
  49. П.Я., Данилова В. И. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. 1980. № 1.
  50. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.
  51. М.Р. Некоторые возможности и методы формирования учителями мотивационной сферы подростков. // Изучение особенностей психического развития и воспитания учащихся. М., 1987, с.31−39.
  52. М.Р. Развитие самоопределения подростков. М., 1988.
  53. . Что такое психология. В 2-х томах. Т.1. М., 1992.
  54. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. Т.10, № 34, с.75−87.
  55. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  56. Э.А., Изюмова А., Кабардова М. К. и др. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами диф-ферешщащш обучения //Вопросы психологии. 1991. № 2.
  57. B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1998.
  58. К.М. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления /Психологический журнал. 1994. Т. 15. K^l.
  59. К. М. Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992.
  60. Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности //Вопросы психологии. 1991. № 6, с.14−20.
  61. Е.П. Психофизиологическое исследование музыкальных способностей / Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна, 1997.
  62. В.В. Виды обобщения в обучении /Логико- психологические проблемы построения учебных предметов, М., 1972.
  63. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  64. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте. //Принцип развития в психологии. М., 1978.
  65. У. Мышление //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
  66. В.Н. Когнитивные способности: структзфа, диагностика, развитие. М., 2001.
  67. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
  68. В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.
  69. Дрз^ жинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальные исследования формирования влияния микросреды на креативность //Психологический журнал, 1994. № 4 .
  70. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  71. К. Качественное (эмпирическое и теоретическое) исследование продуктивного мышления. // Психология мышления. / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.
  72. Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997.
  73. В.И., Демидова А. Г. Превентивная психодиагностика в экологически неблагоприятных районах: Научно-методическое пособие. Тула, 1997.
  74. В.И., Пономаренко Э. В. Влияние повышенной учебной нагрузки на состояние психики подростка. // Тульская школа, 1997. № 4, с.12−18.
  75. В.И. Психологическая экология и экологическая психология — объект и предмет исследования // Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание. Тула, 2000, с. 183−189.
  76. Енюков И. С, Методы, алгоритмы, программы многомерного статистического анализа. М., 1986.
  77. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М., 1985.
  78. Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренности школьников (в i^ fys. и матем. школах): Автореферат дис. канд. психол. наук М., 1994.
  79. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  80. Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996.
  81. А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4, с. 90−99.
  82. В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. № 2, с. 16−24.
  83. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.
  84. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Ленинград, 1988.
  85. .Р. Способности и склонности. Психофизиологические исследования. Ташкент, 1990.
  86. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  87. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.
  88. .М. О творчестве в науке и технике. М., 1987.
  89. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  90. В.Н. К вопросу диагностики креативности учалщхся. //Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М., 1981, с.116−125.
  91. В.Н., Лаптиев Р. П. О влиянии некоторых свойств личности, способствующих творческой деятельности учащихся.//Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М., 1981, с. 100−106.
  92. А.Ю. Леющи по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.
  93. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М., Воронеж, 1997.
  94. Г. Психология развития. СПб., 2000.
  95. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М., 1995.
  96. В.А. Психология математических способностей. М., 1998.
  97. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
  98. Е.А. Математическая одаренность: индивидуальные, тендерные и возрастные особенности: Автореферат дис. канд. психол. наук. Пермь, 2001.
  99. Н.А. Некоторые вопросы креативности подростков // Журнал практической психологии, 1998. № 2, с.38−41.
  100. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления. Л., 1967.
  101. Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет. // Психологические исследования познавательных процессов личности. М., 1983, с. 79−83.
  102. И.А., Гусева Е. П. Индивидуально-типологические особенности как фактор обучаемости учащихся математических классов //Журнал прикладной психологии, 2000. № 4, с.8−16.
  103. Лёвочкина И. А. Математические способности и их природные предпосьшки /Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна, 1997.
  104. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1997.
  105. Н.С. Умственные способности и возраст, М., 1971.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  107. А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
  108. А.Н. Мышление. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
  109. А.Н. Опыт экспериментального развития исследования мышления. М., 1954.
  110. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  111. А.Н. Философия психологии. М., 1994.
  112. И.А. Когнитивное и личностное развитие старпшх подростков музыкальных школ: Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 2001.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  114. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976.
  115. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
  116. Лютова К, Развитие личности и креативности школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. Канд. дис, СПб., 2000.
  117. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  118. A.M. Ваш умный ребенок.//Семья и школа. 1996. №.3.
  119. А.М. Загадки одаренности. М., 1993.
  120. А.М. Интуиция и творчество//Мир психологии. 1996. № 4, с. 28−36.
  121. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
  122. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обз^ении. М., 1972.
  123. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  124. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М., 1989.
  125. П.В. Обучающая деятельность учителя как фактор развития мышления старших подростков: Дне. канд. психол. наук. 2000.
  126. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. 1994. № 5, с.86−95.
  127. В.А. Стратегия решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности. //Психологический журнал. Т. 16. № 1,1995, с.84−95.
  128. В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы на модели музыкального искусства. Художественный тип человека (комплексные исследования). М. 1994. с.86−102.
  129. Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1982.
  130. Л.Ф. концепция Ж. Пиаже: За и против. М., 1981.
  131. Л.Ф., Чурбанова СМ. Развитие дивергентного мышления. М., 1989.
  132. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М., Слуцкого. М., 1991.
  133. Особенности обучения и психического развития школьников 13- 17 лет. Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Крутлова. М., 1988
  134. Н.М. Психолого-педагогические проблемы высшей школы и психодиагностики. // Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977.
  135. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Серия психоогии, 1984. № 4.
  136. ., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.
  137. . Природа интеллекта.// Избранные психологичес1сие произведения. М., 1994.
  138. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
  139. Н.Н. Творчество — как проблема личности.//Вопросы психологии. 1985. № 1.
  140. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. институтов./Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1990.
  141. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии. M., 1996. № 1, с.20−33.
  142. Пономарев Я. А Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. Т. 11. № 1, с. 37−42.
  143. Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая дифференциальная, прикладная. М., 1990.
  144. Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
  145. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  146. Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  147. Практическая психология образования. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  148. А.М., Толстых Н.П, Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  149. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. / Под ред. Л. Рубинштейна. М., 1957.
  150. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, М, 2000.
  151. Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М., 1975.
  152. Психология. Словарь./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
  153. Психология мышления //Хрестоматия по общей психологии /Под ред. Ю. Б, Гиппенрейтер. М., 1979.
  154. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
  155. О.М., Шемелина О. С. Личностные и когнитивне свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. 1999. № 5, с.130−139.
  156. X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
  157. Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  158. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.
  159. Л. О мышлении путях его исследования. М., 1958.
  160. Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1989.
  161. В.В. Психология и современная образовательная ситуация // Детский практический психолог. 1996. № 1−2. с.14−18.
  162. Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности / На материале школьников различного пола и возраста / Автореферат дис. канд. психол. наук. Пермь, 1996.
  163. А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кетгелла. СПб., 1998.
  164. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
  165. Е.Ф., Кулешова Л. Н., Прохоренко Т. В., Баланшина Ж. А. Личностный фактор в развитии интеллектуального потенциала /Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть 1. СПб., 1995.
  166. СВ., Воронин А. Н. Влияние экстраверсии-интровер- сии на взаимосвязь интеллекта и креативности (> — -
  167. В.Е. Социальная психология искусства. Л., 1988.
  168. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т./Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Н. Тюрина М., 1990.
  169. В.В., Кепалайте А. П. Некоторые специальные способности и эмоциональность в подростковом возрасте / Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Тегоюва. Дубна, 1997.
  170. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  171. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.
  172. Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека. Дисс. докт. психол. наук. М., 1993.
  173. Э.Д., Терехов В. А. Исследование креативности как свойства мышления. // Вопросы психологии познавательной деятельности. М., 1979, с.20−28.
  174. .М. Избранные психологические труды: В 2 Т. — Т. 1. М., 1985.
  175. O.K. Психология мышления. М., 1984.
  176. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  177. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. / Дж. О Ким, У. Мюллер, У. Р. Клекка и др. / Под ред. И. С. Енюкова. М., 1989.
  178. Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса. //Мир психологии и психология в мире. 1994, с.38−46.
  179. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  180. М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте. Диссер… канд. пси-хол. наук. М., 1994.
  181. К.А., Перлет.К., Сиервальд В. Лонгитюдные исследования одаренности //Вопросы психологии 1991. № 2.
  182. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. Томск, 1997.
  183. Л.С. Мозг и интеллект: Нарзопение и восстановление интеллектуальной деятельности. М., 1995.
  184. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1994.
  185. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
  186. В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
  187. Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1998.
  188. Е.И., Аверина И. С. Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997, с.265−275.
  189. Е.И. Динамика когнитивных некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии 1998. № 4, с.111−122.
  190. .Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
  191. Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981.
  192. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995
  193. B.C. О наивной и культурной креативности. // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997, с.127−143.
  194. Е.М., Когнитивное и личностное развитие учапщхся 11- 13 лет с разной успешностью обучения: Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 2001.
  195. И.С. Знания и мышление школьника // Педагогика и психология. 1985. Ш9, с.33−41.
  196. Якиманская И. С, Юдапшна И. И. Особенности познавательных интересов старшеклассников в условиях дифференцированного об)^ения / Вопросы психологии. 1989, № 3, с. 26−32.
  197. Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии. 1994, № 5, с.37−42.
  198. М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.
  199. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, 1985. № 6, с. 8−15.
  200. Л.А. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Методическое руководство. СПб., 2002.
  201. Cattell R.B. Theorv of fluid and cristallized intelligence: A critical experiment//J. Educational Psychology. 1963. V.54. P.1−22.
  202. Guillford J.P. The natwe of human intelligence. N.Y.: MC.Grawhill. 1967.
  203. Sternberg R.J. Beyond IQ: a triarchic theory of human intelhgence. N.Y., 1985.
  204. Torrance E.P. The nature of creativity as maintest in its testing. // In: R.J.Stemberg (Ed.) The nature of creativity, N.Y. Canbridg University Press. 1988. P. 43−75.
  205. Wollach M.A., Kogan N. A new look of the creativity — intelligence distinction. J. of Personality. 1965. V.33. № 3. P. 348−369.
Заполнить форму текущей работой