Организация коррекционно-развивающей работы с детьми на уроках русского языка
Русский язык очень сложен по своей структуре, а в классах коррекционно-развивающего обучения у детей очень бедный словарный запас, речь не развита, вербальная память, внимание, мышление, воображение, целостно-одномоментное восприятие нарушены. Основой обучения русскому языку является развитие речи, когда ребёнок учится выражать свои мысли, чувства в развернутых высказываниях, то есть умеет… Читать ещё >
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Особенности обучения русскому языку в коррекционно-развивающих классах.
2. Игровые приемы на уроках русского языка.
2.1 Мнемонические приемы на уроках русского языка.
2.2 Результативность применения игровых и мнемонических приемов Список литературы.
1. Особенности обучения русскому языку в коррекционно-развивающих классах Одной из актуальных проблем современной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения.
Проблема стоит настолько остро, что важнейшим направлением работы в массовой школе становится организация коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамотному письму, падение интереса к чтению. В основе этого тревожного явления лежат как субъективные, так и объективные причины, которые заключаются в овладении языком в классах коррекционно-развивающего обучения. Эти классы комплектуются из детей, показавших недостаточную готовность к обучению в школе, задержкой психического развития, с ослабленным здоровьем.
Русский язык очень сложен по своей структуре, а в классах коррекционно-развивающего обучения у детей очень бедный словарный запас, речь не развита, вербальная память, внимание, мышление, воображение, целостно-одномоментное восприятие нарушены. Основой обучения русскому языку является развитие речи, когда ребёнок учится выражать свои мысли, чувства в развернутых высказываниях, то есть умеет составлять текст, писать сочинение и изложение. Методика обучения русскому языку в коррекционно-развивающих классах должна быть специальной, «своей», она должна строиться так, чтобы учесть особенности развития этой части детей. Поэтому содержание обучения, методы и характер общения учителя с учениками должны располагать учащихся к урокам русского языка, вызывать у них положительные эмоции и желание учиться.
Для этого работаем по схеме:
— слово.
— словосочетание.
— предложение.
— текст.
Эта схема требует от учителя творческого подхода к каждому уроку в классе коррекционно-развивающего, а для этого необходимо каждый урок строить так, чтобы детям было интересно.
2. Игровые приемы на уроках русского языка Педагогика утверждает, что «играэто особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом плане она есть особое педагогическое творение».
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам на уроках, справедливо предусматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагогика и ученика, продуктивной формы их общения с присущим элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игратворчество, игратруд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивает фантазию, даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все умения, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг обучения с целью развития познавательных интересов. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. В процессе игры, связанной с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, и в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.
При повторении в 5 классе по теме «Буквы и, у, а после шипящих» провожу игру.
" Кто дольше продержит мелок".
Называю трудные слова, в ученики записывают — одни на доске, стальные — в тетради.
Если пишущий на доске допускает ошибку, следующий выходит, берет у него мелок и исправляет ее.
Верш-на, снеж-нка, пуш-нка, площ-дка, хохоч-т, ш-шка, ш-ло, ш-ло, ж-р, ж-вот, тиш-на, ш-повник, параш-т, сш-ть, ж-ри, сч-стливый.
Тема «Непроизносимые согласные».
Игра «Мотогонки».
Рисуем трассу мотогонок на листе, трасса проходит через пункты, где написаны трудные слова. Двигаясь по трассе, проверяешь слово, изменив его.
Итак! Кто первый?
Чу-ствуешь, уча-ствуе, неизвес-ный, радос-ный, грус-ный, лес-ной, ужас-ный, вкус-ный, чудес-ный, опас-ный, поз-ний, звез-ный.
Особую трудность вызывает тема «Склонение существительных». Было очень сложно для учащихся запомнить этот материал, но на помощь пришла сказка. Дети читают сказку, вписывают названия падежей в нужное место:
" Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили его назвать… Родился и стал… Первое слово, которое он выучил, было «на», он6 очень любил все раздавать, его назвали… Но он был озорником, за всякие проделки его винили, и он стал… Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться… Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали его теперь…".
Все мы прекрасно, что в 5 класс по программе мы начинаем изучать тему синтаксис.
Тема сложная, и опять перед учителем встает вопрос, как в доступной форме донести до детей этот трудный и объемный материал.
По теме «Словосочетание» увлекаю детей очередной игрой.
На каждом ряду — на первом столе — лист. Каждая парта записывает на своем листе понравившееся слово. Лист передается на средний ряд. Здесь к существительному подбирается прилагательное. Третий ряд конструирует предложение.
1. Кот.
2. Рыжий кот.
3. Рыжий кот весело смотрел на мышь.
Изучая второстепенные члены предложения, я испытывала затруднения.
При объяснении темы «Обстоятельство». Вопросов, на которые отвечает этот член предложения, много. Как их запомнить? Я нашла необычное решение этой проблемы. Вопросы обстоятельства учащиеся запели на мотив «Полечки»:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Как? Зачем? и Почему?
Поразило то, что дети очень быстро запомнили этот материал. Даже сейчас, когда дети учатся в 9 класс, когда делаем синтаксический разбор предложения, они тихонько напевают эту полечку. Особое внимание хотелось бы обратить на оценку как на стимул. Ученики с особым удовольствием выполняют синтаксический разбор предложения. Они знают, что за работу получат три оценки: за знание частей речи, членов предложения и характеристики предложения в целом, а из этих трех оценок будет выведена в журнал одна средняя оценка.
Среди интеллектуально развивающих игр популярностью у детей пользуются игры в загадки. Они имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов для развития способностей к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выводить гипотезы, ассоциативность).
Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». По мнению современных педагогов, «процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка». В свою систему работы на уроках русского языка я включаю разные типы загадок.
Отгадывание их, на мой взгляд, можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу.
Приведу примеры использования игр в своей практике при изучении орфографических и грамматических тем.
1. Безударные гласные — это всегда опасность, которая подстерегает, а в классах коррекционно — развивающего обучения особенно.
Отгадай загадку, проверь написание (запиши проверочное слово), запиши отгадку.
Рыжая с пушистым хвостом Живет под кустом (лиса) Два братца через дорогу живут, А никогда не видят (глаза) По земле ползет, А к себе не подпускает (змея).
2. Парные звонкие и глухие согласные.
Белая скатерть все поле покрыла (снег) Зимой на земле лежало,.
Весной в реку побежало (снег) Два брюшка,.
Четыре ушка (подушка) Мягкие лапки, а в лапках царапки (кошка) обучение язык коррекционный игровой.
3. Части речи.
Отгадай загадку. Найди в загадке слова, обозначающие признаки предметов, поставь к ним вопрос.
Щеки красные, нос белый,.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,.
Вся на солнышке она. (редиска).
Я — длинный и зеленый,.
Вкусный и соленый,.
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? (огурец).
4. Лексика. Метафорическое сходство. 6 класс.
Угадай слово по описанию.
1). Глаз автомобиля — фара.
2). Свежезамороженный дождь — гололед.
3). Архитектурное строение пчел — улей.
4). Лесной барабанщик — дятел.
5). Собачья радость — кость.
6). Не носки и не чулки — колготки.
5. Фразеологизмы. 6 класс.
1). Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь (нос).
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают (уши).
3). Его проглатывают: он хорошо подвешен (язык).
4). Ее толкут в ступе, носят в решете (вода) Систематическое применение на уроках русского языка загадок, метаграмм, анограмм, логограмм, загадок — шуток, связанных с омонимичностью слов, помогает развивать у учеников орфографическую зоркость, позволяет предупредить ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивать речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, пробуждает в них интерес к знаниям.
2.1 Мнемонические приемы на уроках русского языка.
Кроме игр, загадок, на уроках русского языка используются мнемонические приемы. Что же такое мнемоника ?
Мнемоника — совокупность приемов, имеющих цель облегчить запоминание возможно большего числа явлении, фактов; основана на законах ассоциации.
Этот прием помогает запомнить правописание слов, правил, так как вызывает зрительные и смысловые ассоциации, способствующие быстрому запоминанию. Так при изучении раздела грамматики «Части речи» используется «Пирамидка», где дети могут наглядно увидеть грамматическую и смысловую связь слов в предложении: предмет, признак предмета, количество, замена предмета, действие, как действует предмет, роль служебных частей речи.
Изучая правописание одной и двух «н «в суффиксах прилагательных, на уроках пользуемся мнемоническим рядом :
кожаный, конопляный, инфекционный балкон + н гусиный естественный балконный.
исключения: исключения:
стеклянный ветреный оловянный деревянный При изучении раздела «Синтаксис» используется опорная схема «Ромашка», которая помогает быстро вычленить основу предложения, а также второстепенные члены.
На уроках по развитию речи часто применяется прием ассоциативно-рефлекторного обучения, позволяющий развивать образное мышление, образную память, воспринимать слово как образ.
Например:
САЛЮТ ОГУРЕЦ КОРЗИНА СОБАКА АВТОМОБИЛЬ КОРАБЛЬ РАКЕТА ПОМИДОР АЛЛЕЯ ВОКЗАЛ Конечная цель моей работы — это работа с текстом. Для этого используется прием «ассоциативного поля «.
Сущность этого приема заключается в том, что вокруг «ключевого» слова учащиеся создают «ассоциативное поле» из слов — ассоциаций, логически связанных между собой по смыслу. Рождается образ, отражающий собственное видения мира, отношение к нему. Элемент занимательности состоит в том, кот из учащихся ярче, полнее сможет создать образную картину.
При написании сочинения — миниатюры учащимся дается установка:
Сегодня на уроке мы будем рисовать картину весны, используя ключевые слова. Для создания нашей миниатюры нам необходим следующий алгоритм работы:
1. Создать ассоциативное поле вокруг заданного ключевого слова.
2. Распространить слова — опоры, используя разные части речи.
3. Воссоздать образную картину.
4. Дать название сочинению — миниатюре.
Дано ключевое слово «сосулька «и слова — ассоциации.
песни капель птицы яркое весна солнце СОСУЛЬКА одна слезы уходит зима маленькое Приведу пример одного сочинения — миниатюры ученика 6-го класса коррекционно — развивающего обучения по данным словам.
Слезы зимы.
Весна. Апрель. Солнышко сияет ярко. С сосулек падают капельки. Птицы весело щебечут, радуются приходу весны.
Только одна маленькая сосулька на крыше плачет. Жить ей остается все меньше и меньше. И я подумал, что это слезы зимы.
Конечно, такое сочинение — результат кропотливой работы ученика и учителя. Если два-три ученика из класса коррекционноразвивающего обучения пишут такие миниатюры, то поиск учителя имеет свои результаты.
2.2 Результативность применения игровых и мнемонических приемов В классах коррекционно — развивающего обучения стоит проблема результативности. Что такое результат? Научно — методическая литература ориентирует на индивидуальный подход в оценивании результатов обучения ученика, учитывая степень его продвижения.
У учащихся этого класса возник интерес к изучению русского языка, изменилось письмо, уменьшилось количество ошибок, лучше стал пересказ и техника чтения. Выполнение домашнего задания стало нормой.
Подведение итогов урока сопровождается обязательным комментированием и оценкой работы каждого ученика. Если результат работы на уроке не устраивает учителя и учеников, всегда настраиваю учащихся на успех на следующем уроке.
Применение игровых и мнемонических приемов работы в течение двух лет в классе коррекционно — развивающего обучения привел результатам.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 Б КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Класс. | Успеваемость. | Качество. | |
Окончание 4 кл. | 80%. | 20%. | |
1 полугодие 5 кл. | 100%. | 50%. | |
Окончание 5 кл. | 100%. | 60%. | |
1 полугодие 5 кл. | 100%. | 60%. | |
1. Смирнов С. Н. Русский язык в школе. 1990 г. № 6.
2. Федорова Л. З. Русский язык в школе. 2000 г. № 3 Волина В. Русский язык: Учимся играя. — Екатеринбург: АРГО, 1996 г. — с. 312, 351.
3. Разумовская М. М. Классы развития //Русский язык в школе. — 1994 г. — № 1. С. 19−27.
4. Сидорова С. А. Игры и загадки на уроках русского языка // Начальная школа. 2004 г. № 10 с. 44−48.
5. Иванова Т. К. Русский язык в школе. 1996 г. № 4.
6. Донская Т. И. Русский язык в школе. 1982 г. № 6.