Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Криминологическое изучение жестокого обращения с детьми и преступлений несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертации. В нашей стране сохраняется достаточно высокий уровень преступности несовершеннолетних. При этом весьма высока и латентная преступность данного вида. Показатели официальной статистики в части преступности несовершеннолетних можно считать условными. Поэтому, исходя из реально сложившейся практики, надо иметь в виду не только обозначившийся в последние годы рост преступности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Понятие жестокости и социальные условия, определяющие формирование преступного поведения несовершеннолетних, сопряженного с жестокостью
    • 1. Понятие жестокости и особенности ее проявления в среде несовершеннолетних
    • 2. Социальные условия, определяющие формирование преступного поведения несовершеннолетних, сопряженного с жестокостью
    • 3. Неблагоприятная криминальная ситуация и ее влияние на проявление жестокости в среде несовершеннолетних
  • Глава вторая. Социальные отклонения несовершеннолетних и особенности жестокого обращения с ними в их различных возрастных группах
    • 1. Жестокость в системе социальных отклонений и связанная с ней криминализация среды несовершеннолетних
    • 2. Проявление жестокости к несовершеннолетним и особенности совершаемых ими преступлений в зависимости от их возрастных групп
  • Глава третья. Преступления несовершеннолетних с повышенной общественной опасностью, сопряженные с высокой степенью жестокости
    • 1. Повышенная общественная опасность рецидивных преступлений несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью
    • 2. Групповые преступления несовершеннолетних, сопряженные с жестокостью, и их повышенная общественная опасность

Криминологическое изучение жестокого обращения с детьми и преступлений несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. В нашей стране сохраняется достаточно высокий уровень преступности несовершеннолетних. При этом весьма высока и латентная преступность данного вида. Показатели официальной статистики в части преступности несовершеннолетних можно считать условными. Поэтому, исходя из реально сложившейся практики, надо иметь в виду не только обозначившийся в последние годы рост преступности несовершеннолетних, как и наблюдающиеся тенденции дальнейшего ее роста, но и то, что среди преступлений данной возрастной группы лиц увеличивается число деяний с повышенной общественной опасностью. Заметно изменяется характер преступности несовершеннолетних, в ее систему активно проникают рецидивные деяния, вооруженные, как и деяния, связанные с криминальным профессионализмом. В целом сама эта преступность еще более приобретает групповой характер. Особо заявляют о себе преступления несовершеннолетних, сопряженные с жестокостью. Уголовный кодекс России «лимитирует» их учет за счет формулировок «с особой жестокостью», «с применением пытки», «с особой жестокостью, садизмом, издевательством, мучениями для потерпевшего» и т. д. Все другие проявления жестокости при совершении преступлений не укладываются в указанный «лимит». Правоохранительные органы по существу не располагают сведениями о криминальном жестоком обращении с людьми, о разнообразных преступлениях, сопряженных с жестокостью. Абсолютно нет данных, как и самостоятельной нормы в Уголовном кодексе России, о жестоком обращении с детьми. Преступления же несовершеннолетних (как и преступления взрослых), сопряженные с жестокостью, за счет указанных в Кодексе формулировок представлены в официальной статистике в неполном виде. Реальное же их число не только высоко, но и из года в год увеличивается.

Среда несовершеннолетних криминализуется, наряду с другими обстоятельствами, и за счет усиленного проникновения в нее жестокости как общественно опасного явления. В литературе отмечается, что жестокость проникает в семью, быт, образование, культуру, сознание, закрепляется в традициях и обычаях, трансформирует систему личных и общественных потребностей и интересов. При этом обращается внимание и на то, что жестокость — один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения несовершеннолетних. Среди последних, подчеркивается в литературе, увеличивается число преступлений с насильственной мотивацией, когда насилие сопряжено с жестокостью, садизмом, озлобленной агрессивностью, цинизмом, глумлением над людьми. Возрастает степень жестокости насильственной преступности несовершеннолетних, особенно преступлений против личности.

Многое здесь связано с жестоким обращением с детьми и социальными условиями, определяющими формирование жестокости в среде несовершеннолетних. В итоге именно это приводит к преступлениям несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью.

Проблема, безусловно, злободневная и актуальная, однако ее глубокому изучению все еще уделяется недостаточное внимание.

Степень научной разработанности темы исследования. Изучению общих проблем жестокости в нашей жизни посвящено довольно большое количество публикаций: философов, социологов, психологов, психиатров, правоведов, представителей других наук. Создан солидный арсенал научного знания, который может быть использован как теоретическая и методологическая основа для исследования различных проблем жестокости. Эти проблемы активно исследуются и представителями уголовно-правовых наук. Криминологи изучают жестокость в связи с целым рядом проблем: жестокость и личность преступника, жестокость и антиобщественное поведение, жертвы жестокости и т. д. Особенно большое внимание уделяется, что оправдано самой жизнью, несовершеннолетним. Без преувеличения можно сказать, что какие бы вопросы несовершеннолетних ни изучались криминологами, всегда, так или иначе, затрагиваются проблемы жестокости. При этом «ядром» научных исследований, указанных проблем, является «жестокость, проявляемая к несовершеннолетним, и жестокость, проявляемая самими несовершеннолетними». По соответствующим темам были подготовлены и защищены кандидатские диссертации, постоянно публикуются различного рода научные материалы (статьи, выступления на конференциях и т. д.). Словом, в «криминологической библиотеке» накопился значительный объем знаний, касающихся проблемы «жестокость — несовершеннолетние». Однако эти знания не представляют собой строгой системы, в известном смысле они разрознены. Особую актуальность между тем приобретает комплексное исследование, в котором с точки зрения социального взаимодействия и тесной информационной взаимосвязи должны быть представлены две кардинальные проблемы: жестокое обращение с детьми, формирующее их соответствующее поведение, и преступления несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью. Имея в виду актуальность такого исследования, потребности практики в соответствующих выводах и предложениях, мы считаем необходимым осуществить его именно комплексно.

Всем этим определяется не только актуальность диссертационного исследования, теоретическое и практическое значение, но и его новизна.

Целями исследования являются: изучение в диалектическом единстве таких двух тесно взаимосвязанных, обусловливающих друг друга проблем, как жестокое обращение с детьми и преступления несовершеннолетних, сопряженные с жестокостьюраскрыть суть их социального взаимодействияконкретизировать вытекающие из этого теоретические выводы, практически значимые предложения и по результатам исследования сформировать выносимые на защиту положения.

Данные цели определяют следующие взаимосвязанные задачи исследования: определение понятия жестокости и особенности ее проявления в среде несовершеннолетнихизучение социальных условий, определяющих формирование преступного поведения несовершеннолетних, сопряженного с жестокостьюанализ криминальной ситуации, оказывающей влияние на проявление жестокости в среде несовершеннолетнихизучение жестокости в связи с криминализацией и виктимизацией среды несовершеннолетнихисследование жестокости, проявляемой к несовершеннолетним и анализ особенностей совершаемых ими преступлений в зависимости от их возрастных группизучение преступлений несовершеннолетних с повышенной общественной опасностью, сопряженных с высокой степенью жестокости.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем жестокого обращения с детьми и преступного поведения несовершеннолетних, сопряженного с жестокостью, изучаемых как процессы социального взаимодействия.

Предмет исследования определяется границами изучения жестокости в среде несовершеннолетних и соответствующими отношениями взрослых к детям и несовершеннолетних к окружающим им людям, а также условиями формирования поведения, сопряженного с жестокостью, у данной возрастной группы лиц.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, работы философов, социологов, психологов, юристов, представителей ряда других отраслей знания, посвященные изучаемым в диссертации проблемам, а также фундаментальные научные труды криминологов, в которых рассматриваются вопросы преступности несовершеннолетних. Анализировались и другие источники, имеющие методологическое значение для исследования поведения несовершеннолетних, сопряженного с жестокостью.

При подготовке диссертации использовались апробированные наукой криминологией методы конкретных социологических исследований: анкетирование, письменный и устный опрос, интервьюирование, экспертные оценки. Эти методы положены в основу сбора и обработки эмпирического материала.

Эмпирический материал. Автором изучалась официальная статистика преступности, а также различные документы (обзоры, докладные записки, справки и т. д.), в которых представлены сведения о преступлениях несовершеннолетних. Был разработан специальный классификатор, с помощью которого автору удалось обобщить, систематизировать и сгруппировать представленные в литературе данные конкретных социологических исследований, относящиеся к периоду 2000;2006 годы и касающиеся более чем 20 регионов страны. Эти данные соответствуют сведениям, полученным автором в результате проведенных им конкретных социологических исследований: анкетирования (220 анкет), устного и письменного опроса, интервьюирования (всего 130 человек), изучения уголовных дел (140 дел). Экспертные оценки получены от 72 экспертов работников правоохранительных органов. По имеющемуся в распоряжении автора эмпирическому материалу была проведена криминологическая экспертиза, в которой приняли участие ученые-криминологи. Экспертиза проводилась по двум тесно взаимосвязанным группам данных: о жестоком обращении с детьми и о преступлениях несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью. Эмпирический материал признан репрезентативным.

Нормативной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс России, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, другие законы, а также ведомственные нормативные акты, законопроекты, различные документы юридического характера из практики правоохранительных органов. Использовались литературные источники, в которых затрагиваются и комментируются правовые вопросы, связанные с темой исследования.

Обоснованность и достоверность научных положений, выдвигаемых в диссертации, обеспечены применением апробированных наукой и практикой методов и методик, соблюдением теоретических и методологических принципов криминологии, проведением репрезентативной выборки, тщательным отбором эмпирического материала, изучением и обобщением практического опыта. Определенную роль сыграла и апробация результатов исследования при подготовке автором материалов для публикаций и внедрения в практику. По этим материалам также проводилась криминологическая экспертиза.

Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что сама диссертация, в которой комплексно и с позиций социального взаимодействия изучаются проблемы жестокого обращения с детьми и преступления несовершеннолетних, сопряженные с жестокостью, является новой. Автором разработаны и обоснованы указанные положения как особого и самостоятельного направления теоретического исследования, имеющего непосредственную связь с решением практических задач. В диссертации представлена новая научная и практически значимая информация о связях жестокого обращения с детьми и преступлений несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью. По результатам исследования сформулированы положения, представляющие теоретический и практический интерес. Эти положения могут быть развиты в других исследованиях, а диссертацию в целом можно представить как методологическую основу дальнейшего изучения преступлений несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью.

Положения, выносимые на защиту.

1. Понятия «насилие», «агрессия» и «жестокость» — смежные (в общем схожие), но не однозначные. Их следует рассматривать в широком и узком смысле. С социологической точки зрения, жестокость — явление общественное, а с психологической — свойство личности. Автор выделяет и такое понятие, как криминальная жестокость, особенность которой в том, что она сопряжена с преступным поведением. Такая жестокость рассматривается нами в системе преступного насилия. Жестокость — самая радикальная форма насилия.

2. Особо следует выделять преступления несовершеннолетних, сопряженные с жестокостью. Истоки жестокости данной категории лиц в среде их обитания с детства. При этом жестокость аккумулируется в личности при ее формировании, придавая ей специфическое криминальное свойство. Среда же обитания несовершеннолетних, в которой они формируются с детства, «делегирует» их в итоге в сферу преступной деятельности, сопряженной с жестокостью.

3. Проявление жестокости к детям, жестокое обращение с ними и совершение несовершеннолетними преступлений, сопряженных с жестокостью, следует рассматривать в тесной взаимосвязи это — процессы социального взаимодействия. Дети, являясь группой риска, больше, чем другие, подвержены жестокому обращению, и они же, став старше по возрасту, совершают преступления, сопряженные с жестокостью. У них последовательно формируется и криминальная активность. Жестокость в рассматриваемом нами плане — это реакция личности несовершеннолетнего на проявляемую к ней жестокость в детстве. Это соответствует известной формуле «жестокость порождает жестокость».

4. Сопряженные с жестокостью преступления несовершеннолетних отличаются повышенной степенью общественной опасности. Жестокость существенно отягощает последствия преступления. Она является одной из основных характеристик способа совершения преступления. Соответственно необходимо классифицировать преступления несовершеннолетних, выделяя, в том числе физическую жестокость, психическую, групповую и т. д., осуществлять типологию лиц, совершающих эти преступления. Жестокость — свойство личности. В связи с криминальной жестокостью возникает особый тип преступного поведения, появляется и особый тип личности преступника, характерная черта которого насилие, агрессия и жестокость. Сама жестокость, рассматриваемая как свойство личности несовершеннолетнего преступника, есть психическая аномалия.

5. Сопряженные с жестокостью преступления несовершеннолетних непосредственно связаны с изучением мотивов этих преступлений. У несовершеннолетних, совершающих указанные преступления, все мотивы (зависть, ненависть, месть и т. д.) аккумулируются в двух основных направлениях: стремление к реализации мотива преступления и достижению криминальной целистремление в связи с этим к удовлетворению потребности в насилии, сопровождаемого жестокостью. При этом мотивация преступного поведения сосредоточена на насилии, которое стимулирует агрессию и жестокость. В данном случае мотив преступления, сопряженного с жестокостью, имеет двойную подоплеку: когда он является неотъемлемой чертой личности несовершеннолетнего, идет изнутри, представляет собой свойство этой личностикогда он является проявлением агрессивной реакции на «раздражители», идущие из окружающей несовершеннолетнего социальной среды. Мотив регулирует направленность действий преступника, а в процессе реализации мотивированных действий — стремление к проявлению насилия, сопровождаемого агрессией и жестокостью. Во многом именно этим определяется специфика преступлений несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью.

6. Исследуемые преступления несовершеннолетних объединены единым общеупотребительным для них термином — «сопряженные с жестокостью». Соответственно определяются критерии отграничения этой части преступлений от других деяний. Однако сопряженные с жестокостью преступления несовершеннолетних не представляют собой слитного, недифференцированного массива. Они обладают развитой системой, в пределах которой выделяются отдельные виды, категории и группы преступлений. Здесь своя внутренняя классификация.

7. Несмотря на существующие различия, у рассматриваемых преступлений криминологически однородный феномен, общность причинной детерминации. Именно эта общность обусловливает принципиальное сходство совокупных криминологических характеристик преступлений несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью, а также социальных и нравственно-психологических свойств лиц, их совершающих. Главной определяющей чертой совокупной криминологической характеристики указанных преступлений всегда остается их сопряженность с жестокостью.

8. Жестокость как форма (вид) отклоняющегося поведения берет свое начало в семье и в ней проявляет себя наиболее активно. Эта позиция соответствует сформулированному в литературе положению: «Когда погружаешься в мир насилия и жестокости, воочию видишь то, что все начинается с семьи и быта"1. Анализ практики показывает, что в семейно-бытовой сфере дети и родители истязают и убивают друг друга. Особо отличается жестокое обращение родителей с детьми. Конкретные исследования позволили автору сформулировать следующее положение: началом криминальных процессов, происходящих в различных сферах жизнедеятельности людей, является семья, искаженные, нередко уродливые семейные отношения. Это связано с развитием в обществе процессов маргинализации. Жестокость, как и становление преступника, представляют собой издержки семейного воспитания. Наибольшую опасность в этом смысле представляет криминогенная семья. Особенно заметно наблюдается тенденция развития семейного (домашнего) насилия, сопряженного с жестокостью. Проблема жестокого обращения с детьми стала уже общесоциальной. В развитии жестокого обращения родителей с детьми особую роль играют неудовлетворенные социальные потребности как родителей, так и детей, в том числе в престиже и самоутверждении. Дети же проявляют жестокость к родителям как ответную реакцию на жестокое обращение с ними, при этом также завоевывая престиж и самоутверждаясь. Родители и дети, проявляя друг к другу жестокость, выступают в роли носителей и распространителей жестокости как формы поведения.

1 Абрамов И. К. Семья и проблемы «внутрисемейной» жестокости. — В кн.: Агрессия и жестокость. — СПб., 2005. — С. 107.

9. Соответственно понятиям «семейная преступность» и «семейное насилие» автор вводит в научный оборот понятие «семейная жестокость». Хотя такая жестокость сугубо семейная (внутрисемейная), она выходит за рамки семейных отношений, проникая в среду несовершеннолетних: в дворовые группировки (по месту жительства), школу, на улицу и т. д., но проистекает из семьи, ибо в ней она формируется изначально. Жестокость «ходит» по «социальному кругу» несовершеннолетних и затрагивает каждого из них. Отсюда и социальное взаимодействие жестокого обращения с детьми и жестокости, проявляемой несовершеннолетними.

10. Жестокость взращивается взрослыми в среде несовершеннолетних, а последние совершают против взрослых преступления, сопряженные с жестокостьюэто — «социальная дорога» в двух направлениях. Информационное взаимодействие, связанное с соответствующими социальными связями, проявляется вполне определенно: потоки информации о жестоком обращении взрослых с детьми и о преступлениях несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью, переплетаются, зависят друг от друга и именно взаимодействуют. Это информационная система, связывающая жестокость, проявляемую на разных уровнях: от индивидуального до социального. Социальные последствия жестокого обращения с детьми сводятся не только к преступлениям несовершеннолетних, сопряженным с жестокостью, но и ко многим другим общественно опасным негативным явлениям. Все социально обусловлено и информационно взаимосвязано. В системе всех взаимосвязей особенно ярко проявляются жестокое обращение с детьми и преступления несовершеннолетних, сопряженные с жестокостью.

11. Нами разделяется мнение авторов, указывающих на необходимость введения в Уголовный кодекс России такого понятия, как «семейное (домашнее) насилие», и предусмотреть за это ответственность. Полагаем, что необходимо ввести в Кодекс соответствующую норму. В ней, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на насилии, сопряженном с жестокостью.

12. Авторам ставится вопрос и о необходимости криминализовать жестокое обращение с детьми и ввести в Уголовный кодекс России самостоятельную норму, предусматривающую за это ответственность.

13. Жестокое обращение с несовершеннолетними и их преступления, сопряженные с жестокостью, связаны с дедовщиной, распространяющейся в среде подрастающего поколения (в антиобщественных группах, детских домах, учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних, воспитательных колониях). Дедовщина, определяющим признаком которой является жестокость, проявляемая в армии и в среде несовершеннолетних, социально и информационно взаимосвязаны. Она не может рассматриваться без связи с преступлениями, сопряженными с жестокостью. Однако в среде несовершеннолетних дедовщина отличается своей спецификой. Понятие дедовщины в этой среде, по нашему мнению, должно быть закреплено в Уголовном кодексе России. В этот Закон можно ввести соответствующую нормусостав преступления, именуемый «дедовщина», весьма затруднительно заменить каким-либо другим определениеманалогия, на наш взгляд, здесь недопустима.

14. Вопрос о жестоком обращении с детьми и о преступлениях несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью, автор связывает с проблемой правового статуса отдельных возрастных групп подрастающего поколения. По мнению автора, в уголовном законодательстве, где в том или ином контексте употребляются термины «ребенок», «дети», «малолетние», «подростки» и «несовершеннолетние», должны быть раскрыты соответствующие понятия.

Автор выделяет «детскую преступность», т. е. «преступления» лиц в возрасте до 13 лет, а соответственно даваемому в диссертации понятию «подростковое несовершеннолетие» (лица в возрасте 13 лет), особое значение придается «подростковой преступности». Соответственно автором выносится для обсуждения вопрос о включении в Уголовный кодекс России положения, предусматривающего ответственность лиц в возрасте 13 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления, сопряженные с повышенной степенью жестокости, повлекшие серьезные последствия. Криминальная активность 13-летних достаточно высокая. Нельзя назвать низкой и степень социальной зрелости лиц этого возраста. Помимо двух возрастных групп несовершеннолетних, выделяемых Уголовным кодексом России (14−15 лет и 16−17 лет), автор выделяет еще и лиц в возрасте 18−19 летим соответствует понятие «неполное совершеннолетние». Лиц данного возраста автор также связывает с несовершеннолетними, совершающими сопряженные с жестокостью преступления. Призывной возраст в армию мог бы быть не 18 лет, а как в прошлые годы — 20 лет.

15. Повышенной общественной опасностью обладают преступления несовершеннолетних: рецидивные, вооруженные, деяния, связанные с проявлением при их совершении криминального профессионализма, групповые и сопряженные между собой деяния. В ряде случаев наблюдается связь этих преступлений несовершеннолетних с организованной преступностью и даже терроризмом. Их отличительная особенность — проявление экстремизма, насилие, агрессия и жестокость. Для них характерно также: чем значительнее общественная опасность деяния, тем выше степень проявляемой жестокости. Общественная опасность этих деяний, как и степень проявляемой при их совершении жестокости, тесно связаны с общественной опасностью личности несовершеннолетнего преступника.

16. Сопряженными друг с другом являются, как правило, преступления, совершаемые преступными группами несовершеннолетних. Они отличаются проявлением высокой степени жестокости (за счет сопряженности и их группового характера), что свидетельствует об особой эгоцентрической направленности личности несовершеннолетнего преступника, ее предельной криминальной развращенности, агрессивности, проявлением насилия.

17. Устойчивые преступные группы несовершеннолетних находятся в состоянии готовности к насилию и жестокости, что связано с особым характером этих групп — агрессивностью. Для них же характерна криминальная активность экстремистского толка, что связано с повышенной общественной опасностью преступлений и лиц, их совершающих, а также высокой степенью проявляемой жестокости.

Практическая значимость исследования обусловлена анализом проблем жестокого обращения с детьми и преступлений несовершеннолетних, сопряженных с жестокостью, сформулированных в диссертации в виде научных выводов и предложений практического характера. Полученные в ходе исследования данные использовались автором при подготовке материалов практического характера. В опубликованных автором работах представлены практически значимые для предупреждения сопряженных с жестокостью преступлений несовершеннолетних выводы и предложения. Некоторые результаты исследования представлены для внедрения в практику.

Апробация результатов исследования. Основные авторские разработки, выносимые на защиту положения, выводы и предложения, имеющие теоретическое и практическое значение, докладывались и обсуждались на научных конференциях, представлены в опубликованных работах автора, прошедших необходимое рецензирование. Одиннадцать публикаций автора, в которых изложены результаты диссертационного исследования, используются в ученых процессах вузов системы МВД России.

Структура диссертации определена характером исследуемых в ней проблем. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка литературы. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем предъявляемым требованиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Преступность можно победить только усилиями борьбы с ней государством и обществом. Однако надо знать особенности нашего государства и специфику общества. Российское государство, как заявлено, — это государство диктатуры законов. Но при этом обращается внимание и на то, что у нас не хватает законов, что они не совершенны, строги и т. д. Что касается последнего обстоятельства (об этом также много говорится), то это наши граждане воспринимают своеобразно: строгость законов компенсируется их неисполнением. Для России характерны игнорирование законов и полная безответственность. И так будет всегда, пока существует повальная преступность, такие ее особенно общественно опасные проявления, как организованная преступность, теневая экономика, связанная с соответствующими финансовыми потоками, коррупция. К тому же, как справедливо отмечается в средствах массовой информации, иссяк потенциал нравственности нашего общества.

Общество — это социальный организм, который должен быть здоровым. Здоровое общество переживет любую криминальную ситуацию, оно способно «возвыситься» над преступностью и легко ее «подавить». Но если общество преступно, то отсюда и социальные последствия.

Понятие «общество» нельзя отождествлять с понятием «население страны». Есть население, но лишь часть его — это трудящиеся, которые создают блага для общества, защищают его и способствуют позитивному развитию. Есть общественное сознание и есть сознание личности. Для лиц, совершающих преступления, характерна соответствующая патология. Патология сознания личности (если это приобретает массовый характер) постепенно перерастает в патологию общественного сознания. Особенно опасен «денежный психоз» населения, а это для населения нашей страны весьма характерно. Уже пробили себе дорогу в жизни страны диктат капитала и диктат насилия. Все подчинено деньгам, независимо от способов их приобретения.

Все взаимосвязано в обществе: «денежный психоз» и агрессия, «денежная истерия» и жестокость, диктат насилия, диктат капитала и преступность. Здесь же следует указать на организованную преступность и коррупцию, на терроризм. Стремление определенной части населения к нетрудовым деньгам можно сравнить с наркотической и алкогольной зависимостью. Все зависит от денег, и чем больше их у человека независимо от путей и способов их приобретения, тем более значим этот человек для общества. Более искаженного представления о месте человека в обществе быть не может.

Особую тревогу вызывает борьба с преступностью несовершеннолетних. Пока еще она не эффективна. Перспективы ее совершенствования не определены. Нет программы обеспечения безопасности несовершеннолетних от криминального влияния на них со стороны взрослых, ведущих преступный образ жизни, и защиты их от вовлечения в преступную деятельность. Не защищены прежде всего дети, между тем, все, что связано с антиобщественным и преступным поведением несовершеннолетних, начинается с их детства. Пожалуй, самая главная проблема — это отношение взрослых к детям. И как мы уже отмечали, никакие заклинания не сократят преступность несовершеннолетних без изменения отношения к ним взрослых людей. Если есть трудные дети — значит имеются не менее трудные взрослые, которые отвечают за воспитание детей. В этом смысле весьма активно проявляет себя семья.

Все еще достаточно много неблагополучных, криминогенных семей. С детьми в таких семьях родители обращаются жестоко, а потом это оборачивается не только против этих родителей, но и против других лиц, общества в целом. Жестокость порождает жестокость и в итоге она проникает во всю нашу жизнь.

Довольно часто взрослые люди, особенно наделенные большими правами и властными полномочиями, не любят так называемую неприятную реальность, а потому стараются не замечать ее, как бы обходить стороной, отделываться общими фразами, при этом такие люди склонны к иллюзиям, самообману. Такой неприятной реальностью является жестокое обращение с детьми и преступления несовершеннолетних, сопряженные с жестокостью. Об этом на высоких уровнях управления страной умалчивается, нет нужных законов, с помощью которых можно было бы противостоять жестокости. Как мы уже отмечали, в Уголовном кодексе России нет даже нормы, предусматривающей ответственность за жестокое обращение с детьми. Нет нормы, предусматривающей ответственность за внутрисемейное (в пределах семьи) насилие. В результате, опять-таки, в первую очередь страдают дети, подростки, несовершеннолетние — представители подрастающего поколения, будущее нашего общества.

Сегодня борьба с преступностью несовершеннолетних, особенно то ее направление, которое связано с проявлением жестокости, представляет собой сплошное оправдание перед народом, объяснение административных трудностей, отсутствие нужных законов, денег и т. д. А стратегии этой борьбы нет, как и нет четкой политики. Понятно, что надо работать, а не оправдываться и указывать на трудности. Кто хочет и может работать, тот работает, а кто не хочет и не способен выполнять свою работу — ищет причины для оправдания. В целом ситуация такова: ведя речь о защите несовершеннолетних от криминального влияния и преступных угроз, в общем все говорится правильно, но методы подбираются и используются неправильно, неумело. Безусловно, все хотят, чтобы подрастающее поколение было умным, воспитанным, законопослушным и т. д. Но получается так, что никто не знает, как это сделать. Как воплотить в жизнь накопленные научные знания и положительный практический опыт? Либо у ученых дело не ладится, хотя у них есть то новое, что можно внедрить в практику, либо практика, занимаясь рутиной, не готова принять на вооружение современные методы работы.

Главный «удар» при всем этом приходится испытывать на себе все тем же несовершеннолетним. На их «плечи» сваливается все, что связано с происходящими в стране изменениями. Несовершеннолетние, ощущая эти изменения, сами изменяются, нередко попадая в негативную среду, сферу криминала. Поэтому при анализе преступности несовершеннолетних необходимо, прежде всего, сосредоточить внимание на социальных условиях, определяющих формирование преступного поведения, на учете и изучении реальных объективных возможностей, препятствовать такому формированию, возможностей, имеющихся на каждом этапе его развития.

Конечно, нелегко бороться с преступностью. Трудно бороться с преступностью взрослых. Но труднее всего вести борьбу с преступностью подрастающего поколенияэто — тот самый камень, который труднее всего закатить на гору, а закатить, однако, необходимо. Просто надо знать, как следует закатить этот камень на гору, надо уметь это делать правильно. Обладаем ли мы нужными знаниями и умениями?

Как всегда возникает два известных вопроса: кто виноват и что делать.

Виноваты взрослые, все, но главным образом родители, семья.

Виноваты общество и государство. Если несовершеннолетние не востребованы ни обществом ни государством, если они «бесхозны», то будут востребованы преступным миром, которому у нас в стране созданы все условия для вовлечения детей в криминал.

Преступников надо «обезвреживать» с детства. Особая роль в этом принадлежит воспитанию.

Приведем известную притчу.

Однажды к мудрецу пришел его сосед с просьбой дать совет как воспитывать ребенка. Когда мудрец узнал, что ребенку уже год, ответил: надо было прийти ко мне год назад.

Если бы каждый взрослый, умеющий работать с детьми, взялся бы за то, чтобы удержать от преступления хотя бы одного подростка, то во многом вопрос был бы решен.

Напомним еще одну притчу.

После шторма на берег моря было выброшено десятки тысяч рыб. Чтобы спасти рыбу, рыбак старательно собирал ее по одной штуке и бросал обратно в воду. Оказавшийся рядом случайный прохожий спросил: зачем, рыбак, ты это делаешь, ведь всех их не спасти? Бросая очередную рыбу в море, рыбак ответил: а вот эту, как видишь, я уже спас.

Хотелось бы внести для обсуждения следующее предложение.

Наряду с тщательной «инвентаризацией» населения, которая позволила бы выяснить «качество» народа нашей страны, необходимо провести строгую диспансеризацию подрастающего поколения (общее состояние здоровья, наличие психических расстройств, уровень интеллектуального развития и т. д.). При этом следует выяснить все основные вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к жизни. Это даст возможность разработать соответствующие прогнозы и предсказать то, что нас и подрастающее поколение ждет в будущем. По итогам «инвентаризации» и диспансеризации можно будет разработать стратегические и тактические задачи превентивного характера, решение которых должно быть нацелено на социальное выздоровление поколения, вступающего в жизнь. Если воспитание нынешнего подрастающего поколения уже упущено, то важно хотя бы определиться, как жить и работать дальше. Однако в системе мер воспитания детей центральное место должно быть отведено семье и школе. Все не только начинается, но и, как правило, заканчивается в семье. Это касается как позитивных, так и негативных проблем. Если жестокость берет свое начало в семье, то в ней и завершает процессы своего развития, ибо жестокость так или иначе, в той или иной мере возвращается в семью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативный материал
  2. Конституция Российской Федерации. М.: «Известия». 1993 (127 е.).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: «ИНФРА-М-НОРМА», 1996(184 е.).
  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть. М: «ИНФРА-М-НОРМА», 1996 (386 е.).
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: «ИНФРА-М-НОРМА», 1996 (584 е.).
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: Издательский торговый дом «Стоглава», 1995 (171 е.).
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: «ИНФРА-М-НОРМА», 1996 (532 е.).
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: «ВИГРЕМ», 2002 (192 е.).
  9. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2002 (72 е.).
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: «Проспект», 2002 (287 е.).
  11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: «Кодекс», 1997 (112 е.).
  12. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». М.: Фирма ABC, 1997 (47 е.).
  13. Федеральный закон «Об оружии». М.: Издательство «Ось-89», 199 732с.).1. Книги
  14. С.Н., Дерябин С. Д., Солодовников С. А. Побои и истязания. Проблемы криминологии. М., ЮНИТИ — Закон и право, 1999 (127 е.).
  15. С.Н., Матюнин А. Ф., Солодовников С. А. Хулиганство (криминологический анализ). Коломна, Московский государственный открытый университет (Коломенский филиал), 2000 (115 е.).
  16. С.Н. Проблемы криминального насилия. Коломна, Коломенский государственный педагогический институт, 2002 (214 е.).
  17. P.M. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников. Ижевск, Институт права, социального управления и безопасности Удмурдского государственного университета, 1998 (236 е.).
  18. Г. А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, Горьковская высшая школа МВД СССР, 1975 (242 е.).
  19. Г. А. Криминология. М., Академия МВД СССР, 1984 (495с.).
  20. Агрессия у детей и подростков. Под редакцией Н. М. Платоновой. -СПб., «Речь», 2004 (335 е.).
  21. А.И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., «НОРМА», 2001 (468 е.).
  22. А.И. Криминология. Курс лекций. М., «ЩИТ-М», 2004 (314с.).
  23. А.И. Агрессия и жестокость в среде подростков и молодежи. СПб., «Слово и дело», 2004 (116 е.).
  24. A.B. Организация борьбы с преступностью. М., «ЮНИТИ — Закон и право», 2003 (156 е.).
  25. A.B. Криминология и проблемы управления. М., «ВАРИАНТ», 2005 (175 е.).
  26. C.B. Преступления против жизни. СПб., «Питер», 2003 (436с.).
  27. В.А. Убийства и защита жизни человека. М., Юридический институт МВД России, 2001 (38 е.).
  28. A.M. Нейросоматические взаимоотношения (состояние вопроса и перспективы изучения). Клиника, диагностика, лечение нейтрогенных соматических заболеваний. Пермь, «Новая медицина», 1981 (265 е.).
  29. С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980 (158 е.).
  30. Т.Н. Женщина в «зеркале» криминала. М., «Новая книга», 1998 (176 е.).
  31. Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб., «Питер», 2002 (288 е.).
  32. Ю.Н., Старков О. В. Предупреждение девиантного и преступного поведения несовершеннолетних. Краснодар, Краснодарский юридический институт МВД России, 2004 (142 е.).
  33. А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., ВНИИ МВД СССР, 1990 (164 е.).
  34. Демография. Под редакцией H.A. Волгина. М., «РАГС», 2003 (381 е.).
  35. А.И. Криминология. М., «НОРМА-ИНТРА-М», 1999 (186 е.).
  36. H.H., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., Политиздат, 1982 (301 е.).
  37. Ермаков В Д., Крюкова Н. И Несовершеннолетние преступники в России. М., Институт международного права и экономики, 1999 (228 е.).
  38. Е.С. Личность. Преступность. Религия. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2004 (316 с.).
  39. В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. M., NOTA BENE, 1999 (278 е.).
  40. Ким ЕЛ. Быт и преступность. Хабаровск, Дальневосточный юридический институт МВД России, 2000 (96 е.).
  41. С. И. Криминологический анализ и проблемы предупреждения грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними. М., Юридический институт МВД России, 1994 (56 е.).
  42. С.И. Несовершеннолетние преступники (повторные грабежи и разбои). Коломна, Коломенский государственный педагогический институт, 1998 (72 е.).
  43. С.И. Личность преступника (проблемы типологии). Курск, Региональный открытый социальный институт, 1998 (96 е.).
  44. С.И. Общеуголовная корыстно-насильственная преступность: теория и практика. Коломна, Коломенский государственный педагогический институт, 1999 (176 е.).
  45. Д. Агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков. -М., «Просвещение», 2005 (159 е.).
  46. Криминология. Под редакцией Н. Ф. Кузнецовой и В. В. Лунеева. М., «Волтерс-Клувер», 2004 (629 е.).
  47. Криминология. Под редакцией С. М. Иншакова. М., «ИНФРА-М», 2005 (286 е.).
  48. Криминология. Под редакцией Н. Ф. Кузнецовой. М., Московский государственный университет, 2006 (284 е.).
  49. М.С. Особенности детерминации преступного поведения молодежи. М., ВНИИ МВД России, 2002 (140 е.).
  50. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., «Наука», 1982 (287 е.).
  51. В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., «Наука», 1986 (448 е.).
  52. Ю.М. Развитие капитализма в России. М., «Московские учебники», 2005 (108 е.).
  53. Ю.И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права. М., Высшая юридическая школа МВД СССР, 1989 (117 е.).
  54. . М., «Экономика», 1997 (317 е.).
  55. Насильственная преступность. М., «Спартак», 1997 (186 е.).
  56. Ниле Кристи. Борьба с преступностью как индустрия (перевод с английского). М., «Прогресс», 1999 (172 е.).
  57. С.Г. Общественные болезни. Тюмень, Тюменский юридический институт МВД России, 1996 (316 е.).
  58. В.Н. Суицид в молодежной среде. СПб., «Питер», 2005 (168с.).
  59. В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимодействия организованной преступности и преступности несовершеннолетних. М., Академия управления МВД России, 1998 (216 е.).
  60. Преступность и культура. М., «Криминологическая ассоциация», 1999(138 е.).
  61. Н.Х., Данилевская М. В., Куликов НИ. Особенности преступного поведения несовершеннолетних. Казань, Юридический институт МВД России, 1995 (105 с.).
  62. A.B., Готовский Ю. В. Электропунктурная диагностика и терапия по методу Р. Фолля. М., «ИМЕДИС», 1995 (546 е.).
  63. А.Г. Уроки судьбы в вопросах и ответах. Ступени в разумный мир. М., «Центрполиграф», 2005 (347 е.).
  64. Н.Е. Уличные преступления несовершеннолетних. СПб., «Питер», 2002 (96 е.).
  65. С.А. Криминальная экономика. М., «ЮНИТИ — Закон и право», 2003 (286 е.).
  66. С.А. Преступные посягательства на собственность. М., Юридический институт МВД России, 2005 (72 е.).
  67. С.А. Терроризм и организованная преступность. М., «ЮНИТИ — Закон и право», 2006 (182 е.).
  68. НИ. Агрессия и жестокость. М., «Просвещение», 2005 (184с.).
  69. C.B. Потерянное поколение. Свердловск, Свердловский юридический институт, 1991 (146 е.).
  70. Р.Ш. Вымогательство и сопряженные с ним преступления. М., Академия Федеральной службы России, 2002 (156 е.).
  71. Г. Й. Криминология (перевод с немецкого). М., «Прогресс», 1994 (485 е.).
  72. А.П. Криминологическая характеристика и профилактика вымогательства с участием несовершеннолетних. Рязань, Академия права и управления Минюста России, 2004 (106 е.).
  73. Е.О. Семейные отношения (криминологический анализ). М., Юридический институт МВД России, 2002 (163 е.).
  74. Холыст Брунон. Криминология. Основные проблемы (перевод с польского). М., «Прогресс», 1980 (196 е.).
  75. Н.Р. Жестокость и ее распространение в молодежной среде. -М., «Просвещение», 2005 (156 е.).
  76. Экономика и трудовая деятельность человека. М., «Экономика», 2000 (168 е.).
  77. В.Е., Мацкевич И. М. Преступность военнослужащих. Исторический, криминологический, социально-правовой анализ. M., «PENATES-ПЕНАТЫ», 1999 (261 е.).
  78. С.Н. Семейные конфликты и преступления // Российская юстиция, 1999, № 5 (с. 28−31).
  79. С.Н. Убийства и их сопряженность с другими преступлениями // Северо-Кавказский юридический вестник, 1998, № 3 (с. 21−25).
  80. С.Н. Семейные конфликты и преступления // Российская юстиция, 1998, № 11 (с. 56−59).
  81. И.К. Семья и проблемы «внутрисемейной» жестокости. В кн.: Агрессия и жестокость. — СПб., «Питер», 2005 (с. 104−109).
  82. Н.С. Домашняя «школа преступности» и проблемы преступности несовершеннолетних. В кн.: Рецидивная преступность. Сборник статей.- М., «Слово и дело», 2004 (с. 278−282).
  83. Ф.И. Познание мира: реальность и воображения. В кн.: Философские проблемы познания. Сборник научных трудов. — СПб., «Мир», 1998 (с. 74−82).
  84. Ю.М. Современная российская насильственная преступность.- В кн.: Насильственная преступность: новые угрозы. Сборник научных трудов. Рязань-М., Академия права и управления Минюста России, Институт гуманитарного образования, 2004 (с. 3−17).
  85. Н. С. Интеграция научных знаний основа совершенствования криминологии // Человек: преступление и наказание, 2005, № 2 (с. 39−44).
  86. А.Б. Воспитательные учреждения для несовершеннолетних. -В кн.: Предупреждение преступлений несовершеннолетних и молодежи. Сборник статей. Краснодар, Краснодарский юридический институт МВД России, 2004 (с. 98−102).
  87. М.М. Социально-психологические компоненты детерминации преступного поведения молодежи // Российский криминологический взгляд, 2005, № 1 (с. 26−32).
  88. М.М. Предисловие к автореферату докторской диссертации на тему: «Теоретические основы криминологического исследования социально-демографических процессов в СССР» // Российский криминологический взгляд, 2005, № 2 (с. 36−37).
  89. A.C. Формирование жестокости у несовершеннолетних. В кн.: Преступления несовершеннолетних. — Ставрополь, Ставропольский государственный университет, 2002 (с. 48−51).
  90. Р.Н. Агрессия и жестокость как формы проявления группового поведения несовершеннолетних. В кн.: Агрессия и жестокость несовершеннолетних. — СПб., «Питер», 2001 (с. 44−48).
  91. Л.Н. Общественная опасность рецидива преступлений несовершеннолетних. В кн.: 200 лет МВД России. — Руза, Московский университет МВД России, 2002 (с. 205−207).
  92. JI.H. Рецидивисты и особенности их преступного поведения // Вестник Московского университета МВД России, 2003, № 1 (с. 46−49).
  93. Л. Социогенные факторы неблагоприятного воздействия на психическое здоровье детей и подростков // Закон и право, 2005, № 3 (с. 1013).
  94. Н.Б. Алкоголизм как психическое расстройство: взгляд на проблему с позиций современных медицинской и правовой наук // Человек: преступление и наказание, 2005, № 1 (с. 30−35).
  95. A.B. Виктимно обусловленные убийства: их особенности и классификация. В кн.: Реформа уголовно-исполнительной системы России: состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов. — Рязань, 2005 (с. 75−81).
  96. A.B., Филиппов H.A. Преступность и наркомания: взаимосвязь явлений и их социологический анализ // Криминологический журнал, 2003, № 2 (с. 37−42).
  97. A.B. Семейно-бытовые и уличные преступления // Криминологический журнал, 2003, № 1 (с. 34−40).
  98. С. Преступления, совершаемые на почве ненависти, и их профилактика // Криминологический журнал, 2002, № 1 (с. 10−14).
  99. С.Е. О научно-правовых предпосылках минимизации преступности как негативно отклоняющегося поведения // Вестник Академии права и управления, 2004, № 4 (с. 33−37).
  100. Н.В. Личность убийц с психическими расстройствами // Человек: преступление и наказание, 2005, № 1 (с. 95−100).
  101. Н.М. Социально отклоняющееся поведение // Социологические исследования, 2003, № 6 (с. 70−75).
  102. С.И. Возрождение системы предупреждения преступлений. В кн.: Россия в третьем тысячелетии. — М., Институт международного права и экономики, 2001 (с. 177−200).
  103. Я.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление. В кн.: Человек и общество, вып. VIII. — Л., Ленинградский государственный университет, 1971 (с. 156−161).
  104. Гилинский Я. И Криминальные риски в России // Российский криминологический взгляд, 2005, № 2 (с. 26−30).
  105. Г. Г. Антикриминальная безопасность личности // Российский криминологический взгляд, 2005, № 2 (с. 72−75).
  106. И.Ю. Алкоголизм и преступность. В кн.: Преступность несовершеннолетних и меры ее предупреждения. Материалы научно-практической конференции. — Чебоксары, Филиал Горьковского юридического института МВД России, 2003 (с. 70−76).
  107. В.Н. К вопросу об организации профилактики правонарушений несовершеннолетних. В кн.: 200 лет МВД России. Научно-практическая конференция. — Руза, 2002 (с. 185−189).
  108. Т.Н. Мотивы убийств, сопряженные с разбоем и вымогательством. В кн.: Преступное поведение (новые исследования). Сборник научных трудов. — М., ВНИИ МВД России, 2002 (с. 212−225).
  109. А.Е. Поведение несовершеннолетних на улицах городов и совершаемые ими уличные преступления // Известия Тульского государственного университета, вып. 8 (с. 71−74).
  110. Ю.В., Рыжков ИВ. Криминальное насилие на улицах городов и система насильственной преступности // Вестник Московского университета МВД России, 2003, № 2 (с. 64−68).
  111. Ким E.H. Профилактика преступлений в сфере семейно-бытовых и до-суговых отношений. В кн.: Бытовая преступность. — Хабаровск, Дальневосточный юридический институт МВД России, 2001 (с. 114−117).
  112. H.A. Характеристика современного состояния основных субъектов социализации несовершеннолетних // Известия Тульского государственного университета, 2001, № 5 (с. 73−78).
  113. Д.А. Идеологические проблемы борьбы с преступностью // Законность, 2004, № 5 (с. 3−9).
  114. С.И. Объяснение в криминологии // Криминологический журнал, 2001, № 1 (с. 15−19).
  115. С.И. О парадоксах криминологии // Криминологический журнал, 2005, № 1 (с. 19−22).
  116. В.В. Уголовно-правовая политика и задачи уголовного права: социальное предназначение и концептуально-правовое выражение // Российский криминологический взгляд, 2005, № 2 (с. 58−63).
  117. Р. К. Дедовщина в неформальных молодежных организациях. -В кн.: Неформальные молодежные организации с антиобщественной направленностью. СПб., «Питер», 2004 (с. 49−52).
  118. H.H. Криминологические проблемы борьбы с домашним насилием в России // Криминологический журнал, 2001, № 1 (с. 7−11).
  119. Г. М. Понятия «подростки» и «молодежь» и их возрастные особенности. В кн.: Молодежная преступность. Материалы конференции. -Вильнюс, Вильнюсский филиал Минской высшей школы МВД СССР, 1983 (с. 24−27).
  120. Г. М. Формирование несовершеннолетнего преступника // Социалистическая законность, 1988, № 3 (с. 40−43).
  121. Н.В. Женская преступность и несовершеннолетние преступницы. В кн.: 200 лет МВД России. — Руза, Московской университет МВД России, 2002 (с. 212−215).
  122. Н.В. Наркомания и преступления несовершеннолетних. Сборник научных трудов. М.-Руза, Юридический институт МВД России, 2002 (с. 210−212).
  123. Н.В. Семья: родители и дети. Криминологические проблемы // Вестник Московского университета МВД России, 2003, № 2 (с. 38−41).
  124. Н.Ф. Человек и его возможности // Психология, 1997, № 6 (с. 41−46).
  125. В.Н. Уклонение от исправительного воздействия как тип противоправного поведения // Российский криминологический взгляд, 2005, № 1 (с. 54−58).
  126. Э.Ф. К вопросу о криминологической обоснованности современной российской уголовной политики // Криминологический журнал, 2004, № 1 (с. 25−33).
  127. Э.Ф. Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики // Российский криминологический взгляд, 2005, № 1 (с. 24−31).
  128. В.М. Похищение детей в целях их сексуальной эксплуатации // Вестник Тамбовского государственного университета, 2004, вып. 2 (с. 41−44).
  129. И. В. Предупреждение уличной насильственной преступности // Криминологический журнал, 2003, № 1 (с. 61−64).
  130. Е.В. Маргинальность и проблемы раннего предупреждения антиобщественного поведения. В кн.: Сборник адъюнктов и соискателей. -М., Юридический институт МВД России, 1984 (с. 85−87).
  131. А.Х. Преступления несовершеннолетних с повышенной общественной опасностью // Вестник Ставропольского государственного университета, 2005, № 3 (14). С. 46.
  132. М.М. Человек делает сам себя // Бизнес и политика, 1998, № 1 (с. 44−48).
  133. Г. Н. Криминальная среда несовершеннолетних // Вестник Академии права и управления, 2003, № 1 (с. 28−32).
  134. А.Г., Кобзарь H.A. Социальные отклонения несовершеннолетних // Известия Тульского государственного университета, вып. 5 (с. 1823).
  135. Г. Г. Личность преступника убийцы. — В кн.: Преступления против жизни и здоровья. Сборник научных трудов. — СПб., «Книжная лавка», 2004 (с. 46−49).
  136. A.B. Предупреждение преступлений несовершеннолетних. Криминологические и педагогические проблемы // Криминологический журнал, 2002, № 2 (с. 15−21).
  137. Г. Н. Осознанные и неосознанные действия человека. В кн.: Социальные свойства личности. Сборник статей. — М., «Мысль», 1982 (с. 6973).
  138. О.Н. Преступления несовершеннолетних: уголовно-правовой и криминологический анализ. В кн.: Несовершеннолетние преступники. — Челябинск, Челябинский государственный университет, 2003 (с. 55−59).
  139. Е.А. К вопросу о детерминизме женской наркомании в России // Криминологический журнал, 2005, № 1 (с. 87−91).
  140. Н.Э. Несовершеннолетние и причинение ими тяжкого вреда здоровью // Закон и право, 1998, № 2 (с. 39−41).
  141. Н.И., Лысенко Д. Я. Преступность как «раздражитель» общества. В кн.: Преступность и общество. — М., «ИНФРА-М», 1997 (с. 44−47).
  142. H.A. Особо тяжкие преступления против жизни и здоровья, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений // Вестник Московского университета МВД России, 2004, № 1 (с. 46−50).
  143. .Н. Криминальный кризис как фактор, порождающий преступления несовершеннолетних // Вестник Тамбовского государственного университета, 2003, вып. 2 (с. 60−64).
  144. Т. С. Криминологические проблемы досуга несовершеннолетних правонарушителей // Человек: преступление и наказание, 2004, № 4 (с. 117−121).
  145. И.Н. Социально-негативные явления и преступность. В кн.: Социальные условия преступности. — М., Академия управления МВД России, 1994 (с. 71−76).
  146. A.M. Социальные функции процесса криминализации // Советское государство и право, 1980, № 2 (с. 70−77).
  147. Р.Г. Духовно-нравственная безопасноть России // Социологические исследования, 1995, № 12 (с. 40−45).2221. Авторефераты
  148. Т.А. Криминологические основы уголовной политики Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., ВНИИ МВД России, 2005 (17 е.).
  149. Н.И. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере быта и досуга. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Юридический институт МВД России, 1996 (17 е.).
  150. JI.H. Криминологическое исследование вовлечения рецидивистами несовершеннолетних в преступную деятельность. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Московский университет МВД России, 2004 (22 е.).
  151. В.М. Криминальная наркомания женщин: анализ и предупреждение. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Юридический институт МВД России, 2002 (19 е.).
  152. С.Н. Уличная насильственная преступность и ее предупреждение. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Юридический институт МВД России, 2000 (22 е.).
  153. P.M. Предупреждение убийств членов семьи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М., ВНИИ МВД России, 1998 (24 е.).
  154. Е.А. Заражение венерическими болезнями: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь, Ставропольский государственный университет, 2002 (19 е.).
  155. Ю.В. Криминологическая характеристика и предупреждение уличной преступности в условиях города. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Юридический институт МВД России, 1999 (24 е.).
  156. Ким ЕЛ. Преступность в сфере бытовых отношений и ее предупреждение: проблемы теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., Юридический институт МВД России, 2002 (48 е.).
  157. Н.И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., ВНИИ МВД России, 1997 (40 е.).
  158. АД. Криминологическая характеристика и предупреждение убийств, совершаемых по найму. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Московский университет МВД России, 2004 (48 е.).
  159. С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., Юридический институт МВД России, 1995 (48 е.).
  160. Ю.А. Убийство несовершеннолетних: криминологический и виктимологический аспекты исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Международный институт экономики и права, 2005 (24 е.).
  161. Ю.Р. Криминологическое изучение безнадзорности несовершеннолетних. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Московский университет МВД России, 2004 (23 е.).
  162. Г. М. Криминологическая характеристика и профилактика уличной преступности несовершеннолетних. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Московский университет МВД России, 2004 (22 е.).
  163. O.A. Рабство и работорговля: криминологический и уголовно-правовой аспекты исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., Московский университет МВД России, 2005 (22 е.).
  164. Г. И. Преступное и предпреступное поведение несовершеннолетних женского пола. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, Саратовский юридический институт, 1985 (19 с.).
  165. О.Б. Современные кризисные явления в демографическом развитии России и ее регионов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., Московский университет МВД России, 2000 (23 е.).
Заполнить форму текущей работой