Формирование стратегии развития предприятий сферы услуг в рамках интегрированных социально-экономических систем
Перед предприятием сферы услуг возникает вопрос согласования собственной деятельности с окружающим миром в целях собственного развития. Потребности рынка в результатах деятельности предприятия сферы услуг могут быть не до конца удовлетворены. Но интерес к ним может быть покрыт возможностями других предприятий. Таким образом, необходимость присутствия в системе взаимосвязанных предприятий внутри… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
- 1. 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РФ
- 1. 2. ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕРВИСНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
- 1. 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
- 2. 1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА
- 2. 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ КЛАСТЕРОВ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
- 2. 3. ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ КЛАСТЕРА И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
- 3. 1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МЕСТА ПРЕДПРИЯТИЯ В КЛАСТЕРЕ С УЧЕТОМ СИЛЫ ВНУТРИКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- 3. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ НА ОСНОВЕ УЧАСТИЯ В КЛАСТЕРЕ
- ВЫВОДЫ
Формирование стратегии развития предприятий сферы услуг в рамках интегрированных социально-экономических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Развитие рыночных отношений в нашей стране характеризуется высокой степенью динамичности изменений процессов и явлений, их противоречивостью, неустойчивостью тенденций, что порождает целый ряд проблем в деятельности современных предприятий. При этом предприятие, не имея возможности влиять на внешнюю среду, для достижения максимального эффекта должно изменять свою внутреннюю среду, адаптировать ее к внешним требованиям. Однако анализ причин получения предприятиями высоких результатов (или же возникновения кризисных явлений) показывает слабую развитость стратегического менеджмента.
Различные направления стратегий развития предприятий на современных рынках сводятся к обеспечению стабильных конкурентных позиций на рынке конечного потребления. Конкурентные позиции представляют собой обобщенное понятие — систему показателей, характеризующих способность предприятия удерживать завоеванный сегмент рынка и осваивать новые. В экономической литературе предлагаются также интегральные показатели — показатели конкурентоспособности.
Функционирование современных экономических систем, в том числе в России, характеризуется увеличением роли и значения сферы услуг, происходящими в ней количественными и качественными изменениями. Так, сфера услуг в последние годы формирует более 50% ВВП России, а доля занятых в этой сфере превышает 60%. Кроме того, сфера услуг, динамично развиваясь, способствует достижению высокого качества жизни населения путем удовлетворения широкого спектра потребностей различных субъектов экономики.
Успешное развитие сферы услуг во многом зависит от: способности предприятий правильно позиционировать себя на рынке, учета потребительских предпочтений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, умения выявлять и эффективно использовать преимущества, предоставляемые внешней средой.
Достижение рыночного успеха, роста и развития предприятия возможно только на основе разработки эффективной стратегии его деятельности, отражающей как сильные стороны самого объекта, так и возможные взаимодействия с внешней средой. Современное поведение организаций сферы услуг на рынке обусловливается жесткой конкуренцией, в соответствии с этим принято говорить о разработке конкурентной стратегии для обеспечения развития предприятия. Особое место здесь принадлежит стратегии, основанной на сотрудничестве, учитывающей взаимодействия предприятий, формирующих горизонтально или вертикально интегрированные социально-экономические системы.
Недостаточность исследования потенциальных возможностей стратегий на базе сотрудничества в обеспечении конкурентоспособности предприятий сферы услуг, слабая проработанность методических подходов к обоснованию стратегии предприятия во взаимодействии с интегрированными социально-экономическими системами обусловили выбор темы диссертационного исследования, в котором рассматриваются вопросы совершенствования стратегического менеджмента на предприятиях сферы услуг с учетом их неоднородности.
Степень разработанности проблемы. Стратегия развития предприятий в разное время исследовались такими авторами, как И. Ансофф, П. Дойль, Б. Карлофф, Г. Клейнер, М. Мак-Дональд, М. Портер, А. Томпсон, Д. Хан, Д. Хасси, X. Хергшген, Г. Л. Азоев, В. Ф. Богачев, А. Вайсман, О. С. Виханский, А. П. Градов, В. М. Корабельников, B.C. Кабаков, А. Ю. Юданов и др.
В работах этих ученых разработаны основы стратегического управления, однако нуждаются в дальнейшем исследовании содержание отдельных этапов процесса формирования конкурентной стратегии предприятий сферы услуг на основе сотрудничества, а также обоснование разработок прикладного характера, повышающих эффективность стратегического планирования.
Исследованиям проблем функционирования сферы услуг, различных аспектов деятельности предприятий сферы услуг посвящены труды таких ученых, как JI.C. Демидова, Е. В. Егоров, E.H. Жильцов, В. Н. Казаков, В. И. Малышков, В. Ю. Морозов, JI.C. Морозова, А. Г. Новицкий, Н. С. Перекалина, H.A. Платонова, В. М. Рутгайзер, В. Н. Сольвьев, Л. Б. Сульповар, Я. С. Ядгаров и др.
В то же время в этих исследованиях недостаточное внимание уделено проблемам реализации стратегии развития предприятий сферы услуг с учетом роли и места, которое организация занимает в регионе во взаимодействии с другими предприятиями.
Целью диссертационного исследования является разработка методических основ формирования стратегии развития предприятий сферы услуг в рамках интегрированных социально-экономических систем региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— определить основные тенденции в предложении услуг и их влияние на стратегию развития предприятий;
— провести сравнительный анализ форм сотрудничества в современной экономикеобосновать содержание стратегии развития предприятий сферы услуг на основе сотрудничества;
— обобщить и дополнить основные принципы формирования взаимодействий предприятий сферы услуг со смежными предприятиями региона;
— обосновать методические принципы формирования кластеров как интегрированных социально-экономических систем и участия в них предприятий сферы услуг;
— определить методические принципы взаимодействия предприятий сферы услуг на основе сотрудничества;
— разработать показатели оценки плотности взаимодействия предприятий сферы услуг с другими предприятиями;
— обосновать методику оценки взаимодействия предприятий сферы услуг со смежными предприятиями региона для целей формирования стратегии развития на основе сотрудничества.
В качестве объекта исследования выступают предприятия сферы услуг как элемент региональной социально-экономической системы.
Предметом исследования являются процессы формирования стратегии развития предприятий сферы услуг на основе сотрудничества в условиях интегрированных социально-экономических систем.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области теории конкуренции, стратегического менеджмента, экономики сферы услуг, организации предпринимательской деятельности.
В работе использованы законодательные и нормативные акты РФ, нормативные документы министерств и ведомств, материалы органов исполнительной власти РФ по вопросам развития сферы услуг, а также материалы ряда предприятий Северо-Западного региона.
Методы исследования. Для решения поставленных в диссертации задач использовались методы оптимизации, логического и математического анализа, формирования иерархических и матричных структур, системного анализа, экспертных оценок.
Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании методических подходов к формированию стратегии развития предприятий сферы услуг на основе сотрудничества в рамках интегрированных социально-экономических систем.
В результате выполненного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:
— выявлены основные современные тенденции, характерные для предложения услуг и обусловленные конвергенцией производства и сервиса, с точки зрения их влияния на формирование стратегии предприятияобобщены и сформулированы методические принципы формирования конкурентоспособной сервисной политики предприятия: обязательность предложения дополнительного сервисаобеспечение свободы выбора для клиентагибкость сервисадоступность и удобство сервисаинновационная восприимчивость сервисаобеспечение обучения пользователейналичие каналов обратной связи «сервис-производство" — стимулирующий характер ценовой политикипропорциональное соответствие производства и сервиса по территории и объемамсформулированы основные экономические преимущества использования предприятием сферы услуг стратегии сотрудничествавыявлены преимущества и недостатки горизонтальной и вертикальной форм сотрудничества, а также сетевых взаимодействий, в том числе в кластере, что позволило обосновать целесообразность использования кластера;
— предложен методический подход к определению границ интегрированных социально-экономических систем (кластеров), базирующийся на анализе интенсивности горизонтальных и вертикальных связей внутри кластераобоснована роль предприятий сферы услуг в кластерахобобщены и дополнены методические принципы формирования кластеров как интегрированных социально-экономических систем: замкнутостиотносительной замкнутостипостоянства потребностейобеспеченности ресурсамивзаимовыгодностиинформированностиобщности хозяйствованияакселерацииэкономической безопасности;
— определены методические принципы взаимодействия предприятий сферы услуг внутри интегрированных социально-экономических систем: взаимодополняемостисдержанной конкуренциидоступностивсесторонних связейобщностисоответствияразработаны показатели оценки взаимодействия предприятий внутри интегрированных социально-экономических систем и их критериальные значения, позволяющие определить место предприятия в системе взаимодействующих элементов;
— разработана методика оценки взаимодействия предприятий сферы услуг и интегрированных социально-экономическими систем, которая позволяет обосновать стратегию развития предприятия сферы услуг.
Практическая значимость. Основные положения и научные результаты, полученные в работе, могут быть использованы для научного обоснования стратегии развития предприятия сферы услуг в экономике региона. Практическую значимость имеют: методика определения границ сотрудничества через описание вертикальных и горизонтальных связей внутри интегрированных социально-экономических систем и методика оценки взаимодействия предприятия сферы услуг с предприятиями внутри интегрированных систем.
Внедрение и апробация результатов исследования. Основные теоретические и методические положения диссертации докладывались и получили положительную оценку на международных, региональных научно-практических конференциях, в частности «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (Санкт-Петербург, 2006) — «Экономические реформы в России» (Санкт-Петербург, 2007) — «Финансовые проблемы РФ и пути их решения» (Санкт-Петербург, 2007). Предложенная методика оценки взаимодействия предприятий сферы услуг с интегрированными социально-экономическими системами была применена при разработке стратегии развития предприятий малого бизнеса.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8 научных работ общим объемом 2,1 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
выводы.
В настоящей главе предложена методика оценки характера взаимодействия предприятий внутри кластера, которая позволяет более четко определить оптимально доступные ресурсы для организации ассортиментной политики предприятия сферы услуг.
Деятельность компании определяется тем, какие потребности необходимо удовлетворить и какой целевой группы потребителей, а также технологиями, которые будут использоваться, и функциями, которые будут осуществляться при работе на целевом рынке.
Предприятие, осуществляющее свою деятельность на границах нескольких кластеров, имеет возможность воспользоваться конкурентными преимуществами, источники которых лежат в основе функционирования промышленных групп (кластеров). Особенностью, продиктованной масштабами деятельности малых предприятий, является возможность использования конкурентных преимуществ только одного из кластеров, в состав которого объект исследования может входить в соответствии с принципами формирования кластеров.
Так на практике реализован расчет по предложенной методике и обоснован выбор ассортиментной политики в части работы с готовыми рекламными решениями из аллюминивых конструкций.
Большинству компаний предоставляющих услуги наружной рекламы редко свойственна вертикальная интеграция с поставщиками материалов и комплектующих, переходящая во внутреннюю трансакцию. Зачастую присутствует диверсификация деятельности, связанная с предоставлением дополнительных полиграфических услуг (зачастую своим конкурентам по производству рекламы) вследствие приобретения дорогостоящего печатного оборудования (широкоформатная печать).
Однако, предлагаемые нами решения в области совершенствования ассортиментной политики на основе формирования отношений сотрудничества, формируют новое отношение к становлению отношений сотрудничества предприятий сферы услуг с предприятиями кластеров. Новые решения, полученные в ходе использования возможностей кластера, могут быть реализованы как в выставочных комплексах, так и в уличных условиях, что наряду с возможностью реализации стратегии лидерства по издержкам обеспечивает предприятию весьма хорошие перспективы развития.
Разработка стратегии деятельности предприятия сферы услуг предполагает необходимость анализа внешней среды, тенденций и процессов, происходящих в ней. Характеризуя состояние сферы услуг в России, следует отметить, что по темпам своего развития отечественная сфера услуг оказалась более динамичной, чем в большинстве стран с переходной экономикой. Кроме того, в последние десятилетия сократился разрыв между производительностью труда в сфере услуг и сфере материального производства, в частности: возросла фондовооруженностьпредоставление все большего количества услуг перемещается из государственного в частный сектор.
Рассматриваемые изменения могут быть интерпретированы как переход от изначально деформированной отраслевой структуры к системе, отвечающей законам рыночной экономики. Однако для сферы услуг в России характерны неоднородные темпы развития различных отраслей этого сектора. Например, высокими темпами развиваются отрасли социальных услуг, транспорта и связи, гостиничного хозяйства, Интернет-услуги. В то же время торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, некоторые виды бизнес-услуг продолжают оставаться недостаточно развитыми. Актуальной проблемой продолжает оставаться значительный удельный вес теневой экономики в сфере услуг (до 60% объема платных услуг). Кроме того, несмотря на высокую социальную значимость отдельных групп услуг, не все они доступны для потребителя, особенно для малодоходных категорий граждан.
На основе обобщения результатов региональных исследований и исследований занятости в диссертации сделан вывод, что в целом экономическое положение предприятий сферы услуг можно признать удовлетворительным. Наблюдается также относительный и абсолютный рост занятости в рассматриваемой сфере. В то же время развитие предприятий сферы услуг сдерживается рядом негативных факторов: высокий уровень налоговнедостаток собственных оборотных средствнедостаток современного оборудованиянедостаточный платежеспособный спрос населениявысокий уровень коммунальных расходовнехватка квалифицированной рабочей силы и опыта руководителей.
Однако, несмотря на рассматриваемые причины, перспективы развития сферы услуг следует оценить как благоприятные, причем темпы роста сферы услуг в ближайшем будущем должны достигнуть нормальных значений для стран с рыночной экономикой и формироваться под воздействием спроса и предложения.
В диссертации выявлены основные тенденции в предложении услуг, влияющие на стратегию развития предприятия к которым отнесеныпредоставление промышленными предприятиями дифференцированного послепродажного обслуживания;
— расширение предложения наукоемких услуг (консультационных, инжиниринговых, системно-интеграционных, проектного менеджмента, обучение персонала и др.);
— рост предложения комплексных технических услуг, связанных с усложнением характера оборудования;
— увеличение инвестиций предприятий в инфраструктуру сервиса;
— осуществление интеграции маркетинга товаров и услуг;
— относительное превышение рентабельности вложений в сервис по сравнению с производством обслуживаемой техники;
— возрастание доли услуг в обеспечении массы прибыли промышленных предприятий.
Острая конкурентная борьба и возрастающая зависимость фирм от рынков сбыта заставляют многие компании — производителей оборудования, формировать стратегию развития, базирующуюся на обеспечении конкурентоспособности всех составляющих своей продукции, что предполагает, учитывая выявленные выше тенденции, разработку сервисной политики.
В диссертации предложены методические принципы формирования конкурентоспособной сервисной политики:
1. Обязательность предложения дополнительного сервиса. При этом конкурентные преимущества получают фирмы, обеспечивающие послепродажное обслуживание.
2. Обеспечение свободы выбора для клиента. Клиент должен иметь возможность отказа от дополнительного пакета услуг.
3. Гибкость сервиса. Предполагает предоставление клиенту дифференцированных наборов услуг исходя из его потребностей.
4. Доступность и удобство сервиса. Сервис должен предоставляться в том месте, в такое время и в такой форме, которые устраивают потребителя.
5. Инновационная восприимчивость сервиса. Оборудование и технология сервиса по техническому уровню должны быть адекватны производственным.
6. Обеспечение обучения пользователей. Компании должны заранее предусмотреть потребности в облуживании новой продукции.
7. Наличие каналов обратной связи «сервис-производство». Именно сервисный персонал, а не работники отдела маркетинга хорошо представляет тенденции спроса, знает требования и желания потребителей, слабые стороны и дефекты физического изделия, вызывающие их недовольство.
8. Разумная ценовая политика в сфере сервиса. Сервис должен быть не столько источником дополнительной прибыли, сколько стимулом для покупателей к приобретению товаров фирмы и инструментом укрепления их доверия.
9. Соблюдение пропорциональных соответствий производства и сервиса по территории и объемам. Гарантированное соответствие производства сервису, то есть сеть постпродажной поддержки должна отражать структуру продаж как в географическом, так и в количественном плане.
В целях обоснования стратегии развития предприятия сферы услуг необходимо было определить то место, которое организация занимает в регионе во взаимодействии с другими предприятиями. В качестве методологической основы в этих целях в диссертации применяются положения теории кластеров. Кластеры — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. С другой стороны, кластер, или промышленная группа, — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или региона до страны или даже соседствующих стран.
Определение границ кластера достаточно часто оказывается непростой задачей, требующей творческого процесса на базе понимания наиболее важных связей и взаимного дополнения для разных отраслей и организаций. В диссертации установлено, что границы кластера должны окружать все фирмы, отрасли, а также организации, между которыми существуют сильные связи, как горизонтальные, так и вертикальные или структурныевсе те фирмы, отрасли и организации, связи с которыми оказываются слабыми или их нет вовсе, можно оставить за пределами наносимой границы.
Автором разработана методика оценки силы взаимодействия предприятий внутри кластера, включающая несколько этапов.
Первый этап. Определение круга групп предприятий, в которых заинтересовано данное предприятие сферы услуг (то есть тех, кому данное предприятие предоставляет или может предоставлять услуги). Здесь определяются количество и границы кластеров.
Второй этап Анализ существующего взаимодействия предприятия сферы услуг с кластерами. Для этого следует построить несколько таблиц, количество которых будет соответствовать количеству отобранных для исследования кластеров. По строкам этих таблиц отражаются основные потоки кластера. Количество столбцов зависит от количества предприятий, вошедших в изучаемый кластер.
С помощью полученных значений ряда расчетных показателей для каждого кластера предприятие сферы услуг выбирает направление стратегии развития, основанной на укреплении имеющихся конкурентных преимуществ. Формирование стратегии напрямую связано со стратегией развития кластера с наибольшим значением коэффициента С. Для дальнейшего исследования данный кластер рассматривается как основной, построение взаимосвязи с которым считается приоритетным направлением в организации стратегического взаимодействия, а остальные — как вспомогательные.
Третий этап. Ранжирование степени важности потоков внутри кластера. Наибольший ранг присваивается потокам, которые способствует развитию конкурентных преимуществ предприятия сферы услуг.
Четвертый этап. Оценка взаимодействия предприятия сферы услуг с предприятиями кластера по потокам. Определяется на основе расчета коэффициента, который показывает, насколько тесно объект взаимодействует с предприятиями кластера, а также свидетельствует о степени использования малым предприятием источников конкурентных преимуществ внутри кластера.
Значения коэффициента ниже 0,33 говорят о том, что предприятие сферы услуг имеет слабые взаимосвязи с предприятиями внутри кластера, и стратегическое взаимодействие, в первую очередь, должно быть направлено на построение новых отношений с предприятиями кластера.
Значения коэффициента от 0,33 до 0,66 говорят о том, что предприятие сферы услуг имеет недостаточно прочные позиции внутри кластера. Данное положение характеризуется высокой активностью деятельности исследуемого объекта при низкой результативности существующих контактов. На данном уровне следует говорить об укреплении собственных позиций предприятия сферы услуг внутри кластера, через осознание своего места и значимости в среде подобных организаций.
Значения коэффициента свыше 0,66 говорят о сильных взаимосвязях предприятия сферы услуги предприятий внутри кластера. Этот уровень значений позволяет рекомендовать наращивание объемов деятельности, участие в новых проектах, связанных с использованием ограниченных факторов производства, разработку новой готовой продукции на базе дешевых ресурсов, доступных внутри кластера. Эта ступень позволяет строить стратегию развития предприятия сферы услуг, основанную не только на укреплении имеющихся конкурентных преимуществ, но и на завоевании новых.
Пятый этап Оценка заинтересованности кластера во взаимодействии с малым предприятием на основе входящих потоков. Интенсивность потоков характеризуется количеством контактов предприятий по кавдому потоку за один и тот же промежуток времени. Это позволяет также рассчитать соответствующий показатель как отношение интенсивности потока с максимальным значением к суммарной интенсивности по всем потокам и установить его критериальные значения.
Таким образом, первый показатель характеризует интересы предприятия сферы услуги, возможности их воплощения в кластереа второй — заинтересованность отраслевой группы в принятии предприятия сферы услуг в свою цепочку внутренних взаимоотношений.
Шестой этап Общая оценка возможностей взаимодействия предприятия сферы услуг и кластера. В этих целях строится матрица: по горизонтали будет расположены значения показателя, относящиеся непосредственно к предприятию, а по вертикали значения показателя, относящиеся к кластеру.
Расчеты, проведенные по конкретному предприятию сферы услуг, позволяют получить пару показателей, которые относят предприятие в один из квадрантов матрицы. В диссертации дана характеристика каждого из возможных положений предприятия в кластере, разработаны рекомендации, позволяющие учесть положение предприятия сферы услуг при разработке стратегии деятельности, оценить целесообразность вхождения в кластер.
Разработанная в диссертации методика научно обоснована и носит прикладной характер. Она позволяет руководителю предприятия сферы услуг принять решение о разработке нового направления деятельности компании, в рамках совершенствования ассортимента предлагаемых услуг. Результаты проведенного исследования по предложенной методике могут указывать на завершение поисков путей сотрудничества.
Модель взаимодействия широко описывает точки соприкосновения предприятий сферы услуг с кластером, поэтому возможны некоторые погрешности в расчетах, которые могут быть устранены путем наращивания количества показателей, влияющих на тесноту взаимодействия. Преимуществом данной модели является то, что она может быть модифицирована за счет расширения круга показателей и критериальных значений, если это требуется для данного предприятия сферы услуг.
Результаты данного исследования нашли практическое применение в ходе разработки стратегии развития ряда предприятий сферы услуг (ООО «Техком», ООО «Строймаркет», ООО «Техобслуживание», ООО «Центрконсаллт», ЗАО «Стрекоза» (рекламное агентство), при реализации программ по расширению ассортимента предлагаемых услуг, вхождения в кластер и реализации имеющихся стратегических преимуществ. При этом были произведены расчеты, на основе которых может быть сформирована стратегия предприятия по вхождению в выбранный кластер, а также построен спектр стратегий по взаимодействию предприятия сферы услуг с несколькими кластерами, проранжированными с точки зрения объема возможностей получения предприятием сферы услуг экономических преимуществ.
Необходимость такого рода методик была обоснована многими факторами. Так, в частности, при разработке рекомендаций по формированию стратегии для предприятия ООО «Техком» (производителя рекламных услуг) было принято во внимание, что количество мелких, оказывающих рекламные услуги организаций в городе С-Петербурге, составляет более 50 предприятий. Низкая цена на оказываемые ими услуги зачастую не говорит о правильности выбранной стратегии развития, чаще она подразумевает низкое качество исполнения отдельных операций и функций в ходе реализации основной деятельности. В свою очередь, предприятия, входящие в кластер, предлагают на рынке товары только высокого качества, за счет доступности дешевых ресурсов, предлагаемых кластером. Эти товары являются расходными материалами при реализации всей номенклатуры услуг рекламного агентства. Для выделения этого круга предприятий входящих в кластер были использованы подходы, с помощью которых были очерчены границы кластера, через описание вертикальных и горизонтальных границ. Аналогичные позиции лежали в основе разработки рекомендаций и для других предприятий сферы услуг, анализ которых был осуществлен в диссертации.
При рассмотрении возможности вхождения нового предприятия сферы услуг в кластер была использована модель с построением матрицы «Привлекательность отраслевой группы / возможные преимущества предприятия», результаты которой позволили сформировать стратегию развития предприятия сферы услуг.
Эта модель носит обобщенный хараетер, и при ее построении были применены основные позиции теории кластеров, учтены экономические особенности предприятий сферы услуг.
Общие преимущества вхождения предприятия в кластер заключаются в том, что получение факторов от участников кластера может приводить к более низкой стоимости сделок, чем в случае использования удаленных источников. Доступность местных ресурсов минимизирует необходимость в материально-производственных запасах и избавляет от необходимости затрат на импорт, а также связанных с этим издержек. Это сдерживает тенденции к необоснованному повышению цен поставщиками или к невыполнению своих обязательств из-за прозрачности и непрерывного характера взаимодействий, поскольку из-за плохой исполнительности тенденция повышения цен будет иметь неблагоприятный эффект на их репутацию в глазах других участников кластера. Снабжение ресурсами внутри кластера облегчает коммуникацию, снижает издержки на адаптацию и способствует общему обеспечению вспомогательного и поддерживающего обслуживания, такого как установка, наладка, обучение пользователя, устранения неполадок и своевременный ремонт, что дает возможность войти в систему взаимоотношений не только крупным предприятиям, но и предприятиям малого бизнеса.
Для предприятия сферы услуг необходима выработка такой стратегии деятельности на рынке, которая позволит добиться успеха с учетом его особенностей (как правило, небольшие размеры, довольно узкая финансовая база, слабые возможности по подготовке персонала, малые партии заказов и т. д.). Поэтому предприятия сферы услуг могут находить свое место на рынке конкретного региона не столько путем агрессивного завоевания своей доли рынка, сколько на основе использования стратегии сотрудничества. Наиболее закономерным является поиск новых партнеров и формирование с ними доверительных отношений. Предприятие сферы услуг не способно диктовать свои условия работы и занимать позиции на рынке без учета интересов на своих крупных партнеров. Такими же слабыми представляются позиции нового предприятия сферы услуг на рынке, в котором уже присутствуют ему подобные организации с теми же возможностями и потребностями, как у нового.
Перед предприятием сферы услуг возникает вопрос согласования собственной деятельности с окружающим миром в целях собственного развития. Потребности рынка в результатах деятельности предприятия сферы услуг могут быть не до конца удовлетворены. Но интерес к ним может быть покрыт возможностями других предприятий. Таким образом, необходимость присутствия в системе взаимосвязанных предприятий внутри конкретного кластера предприятия сферы услуг является логичным решением для расшивки узких мест системы. К узким местам системы можно отнести все потоки, которыми пользуются предприятия внутри кластера. Поток информации может быть обработан и приведен в удобный для дальнейшей переработки вид силами предприятия сферы услуг. Денежные потоки могут быть оптимизированы за счет быстрого оборота денежных средств предприятия сферы услуг. Но основным преимуществом для развития самого кластера и предприятия сферы услуг внутри его является возможность предприятия сферы услуг к мобильным действиям. Использование излишних ресурсов системы, работа с полуфабрикатами и условно не ликвидной продукцией, в общем, решение всех тех проблем, с которыми крупному предприятию нет необходимости справляться единовременно и срочно. Участие в системе взаимоотношений предприятия сферы услуг оптимизирует потоки, а значит, ускоряет взаимодействие и общую работу системы.
Список литературы
- Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов.М.: АспектПресс, 2004.
- Акбердин Р.З. Экономическая эффективность восстановления оборудования и резервы ее повышения. М.: Машиностроение, 1980.
- Арасланов Т.Н. Цель и основные составляющие портфельного анализа сервисных предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 1.
- Афанасьев С. Автосервис грузовой и специальной техники: как выжить в конкурентной борьбе? // Спецтехника. 2003. № 2.
- Бабищева Н.С. Мировая экономика: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СП6ГУ, 2003.
- Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов. М.: Экономика, 1999.
- Баркан Д. И. Маркетинг для всех: беседы для начинающих. Л.: Культ-Информ-Пресс: Человек, 1991.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
- Бендиков М, Фролов И. К проблеме выбора стратегии развития авиационной промышленности // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3.
- Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах / Пер. с болг. СПб.: Два-Три, 1993.
- Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 2.
- Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
- ВорачекХ.О. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории ипрактики управления. 2002. № 1.
- Галкин В. Версии сервиса // Оборудование. 2001. № 12 (60), декабрь.
- Государственное регулирование экономики и социальный комплекс / Под ред. Т. Г. Морозовой. М., 1997
- Гохберг Л. Информационная деятельность — основа экономики информационного общества // Человек и труд. 2001. № 2.
- ГэлловэйЛ. Операционный менеджмент. СПб.: Питер, 2001.
- Давыдов С. Формирование сервисной концепции управления инвестиционными процессами // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 5.21 .Денисов А. Сервис по-русски // Строительная техника и технология. 2001. № 5.
- Джабраилов С.З. Понятие, виды, значение и правовое регулирование торговли услугами в РФ. М., 1998. (депонировано в ИНИОН РАН)
- Диксон П. Управление маркетингом / Пер. с англ. М.: ЗАО «Изд-во «БИНОМ», 1998.
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А. Макарова. Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк., 1995.
- Дробышев Г. Н., Герасимова В. В. Институциональный механизм регулирования рынка бытовых услуг как экономической системы: Монография, Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — 112 с.
- Журнал «Форд», июнь, 2005.
- Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (стовопросов-ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1991.
- Захарченков В. И. Сбыт станков в СНГ и оценка их конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 1.
- Иванов А. Прощай, оружие//Московский комсомолец-Урал. 1999. 18−25 февраля.
- Иванов Н. Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. Препринт. СПб., 2000.
- Иноземцев В.К. Теории постэкономической общественной формации. М., 1995.
- Классика маркетинга / Сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква. СПб.: Питер, 2001.
- Кляйналыпенкамп М. Синергический потенциал исследований в области маркетинга промышленных товаров и услуг // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
- Козырев М. Летное бремя // РогЬез. 2004, август.
- Комаров В. Ф., Калуга Е. В., Юсупова А. Т. Аренда. Лизинг. Фирменный сервис. Новосибирск: Наука, 1991.
- Копченое A.A. Анализ средств рекламного воздействия на потребителя сельскохозяйственной техники // Практический маркетинг. 2004. № 3.
- Короткий Ю. Стратегический маркетинг и проблемы создания сложных технических изделий. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 3.
- Короткий Ю. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление (для технически сложных изделий) // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1998.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основымаркетинга. М.: Изд. Дом «Вильяме», 1998.
- Котлер Ф., Боуэн Д. и Мейкенз Д. Маркетинг: Гостеприимство и Туризм. М.:ЮНИТИ, 1998.
- Кроткое А., Еленева Ю. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6.
- Крофт М. Сегментирование рынка. СПб.: Питер, 2001.
- Кулибанова В. Сервисная деятельность. СПб.: Питер, 2000.
- Кулибанова В. Послепродажное обслуживание как фактор конкурентоспособности предприятия // СПб: Вестник СПбГИЭУ. Серия «Экономика». Вып.4 (5), 2004.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. СПб.: «Наука», 1996.
- Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Локшин Е. Роль технического сервиса в развитии системы фирменного обслуживания строительной и дорожной техники // Механизация строительства. 2000. № 11.
- Лукьянова А.Л. Переход к постиндустриальному обществу? Исследование занятости в сервисном секторе экономики России. — М.:1. ЕЕ11С, 2003. —72 с.
- Манфредбрун Г Д. Управление качеством: затраты и выгоды // Проблемытеории и практики управления. 2000. № 1.
- Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1995.
- Маркова В Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и Статистика, 1996.
- Маркс К, Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 26. Ч. 1.
- Мате Э. Послепродажное обслуживание / Пер. с франц. М.: АО Изд. группа «Прогресс», 1993.
- Мате Э., ТаксьерД. Материально-техническое обеспечение / Пер. с францМ.: «Прогресс-Универс», 1993.
- Международный стандарт ИСО-9004−2:1991. Общее руководство качеством и элементы системы качества. 4.1, 2 / Пер. с англ. Г. М. Цимбалист. Науч. ред. В. И. Галеева. М.: ВНИИ сертификации Госстандарта России, 1996.
- Менеджмент в сфере услуг: Учебник для студентов вузов, обучающихся поспециальности «Менеджмент в сфере услуг» / Под ред. д.э.н. В. Ф. Уколова. М.: Луч, 1995.
- Миротин Л.Б., Ташбаев И. Э. Системный анализ в логистике М: «Экзамен». 2004
- Михалъски Т. Услуги как стратегический выбор глобально действующих предприятий // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3.
- Мотышина М.С. Менеджмент в сфере услуг теория и практика СПб: СПбГУП, 2006
- Мудунов А. С., Егорова Н. Е. Применение моделей и методов прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.
- Никишов Д. Россия на мировом рынке модернизации военно-авиационной техники (на примере рынка боевых самолетов) // Практический маркетинг. 2002. № 2.
- Николаев С. Значимость высококачественного сервиса машин постоянно повышается // Строительная техника и технология. 2002. № 2.
- Николаев С.Н. Об эффективной организации дилеров (дистрибьюторов) строительной техники // Строительная техника и технологии. 2003. № 2.
- Никто не собирается тонуть // Оборудование. 2001. № 12 (60), декабрь.
- Новаторов Э. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3.
- Новаторов Э. Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность-исполнение» // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 1.
- Новаторов Э. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научнойдисциплины за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 4.
- Новаторов Э. Стратегия материализации обслуживания в маркетинге услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 2.
- НоздреваР. Б., ЦыгичкоЛ. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991.
- О' Шонесси. Конкурентный маркетинг: Стратегический подход. СПб.: Питер, 2001.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: «Советская энциклопедия», 1964.
- Орлов М. Корпоративные потребители сервисных услуг климатического оборудования // Практический маркетинг. 2000. № 6.
- Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л. Б. Миротина и В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг: Краткий курс. СПб.: Питер, 1999.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
- Попов М. Кредит в арендной шкуре // Бизнес-журнал. 2005. № 5,март.
- Попов М. Лазейка лизинга // Бизнес-журнал. 2005. № 5, март.
- Попов М Лизинг или кредит? // Бизнес-журнал. 2005. № 5, март.
- Попова Н. Возможности сервиса расширяются. // Оборудование. 2001. № 12 (60), декабрь.
- М. Портер. Конкуренция М.: Вильяме 2005.
- Прищепенко ВВ. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 2.
- Прищепенко В. В, Прищепенко М. В. О противоречиях и относительности понятий и терминологии маркетинга (с учетом концептуального подхода) // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 4.
- Родионова Л., Кантор О., Хакимова Ю Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 1.
- Русаков В. Сервис оборудования входит в новую стадию // Оборудование. 2001. № 12 (60), декабрь.
- Сацкая 3. Воспитывать рынок // Оборудование. 2001. № 12 (60), декабрь.
- Сацкая 3. Тяжелые проблемы тяжелой техники // Оборудование. 2001. № 12(60), декабрь.
- Семенов ВМ, Васильева O.E. Сервис промышленных товаров. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
- СмеховА. А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993.
- Столбов В.В., Максимов С. Е., Скороходов Д. А. Анализ состояния рынка и технического сервиса импортной техники в дорожно-строительной отрасли. Каталог-справочник «Дорожная техника». 2003.
- Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития: В 4 т. / Под ред. акад.Ю. П. Свириденко. М., 2000.
- Терентьев И. Успешный год лизинга // Финансы. 2005. № 12.
- Тренев Н. Концепция повышения конкурентоспособностиэлектротехнической продукции путем объединения предприятий электротехнической продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 3.
- Тыкоцкий Л.И. Производительный труд и услуги. Вопросы теории. Вильнюс: Минтае, 1973.
- Фасхиев X., Попова Е. Как измерить конкурентоспособность предприятия? //Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4.
- Фасхиев Х.А., Крахмалева A.B. Оценка уровня конкурентоспособности грузовых автомобилей и их двигателей // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 5.
- Фатхутдинов P.A. Производственный менеджмент. Краткий курс. СПб.: Питер, 2004.
- Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1963.
- Ш. Хаксевер К, Рендер Б, Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфереуслуг. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.
- Хепнш-Турау Т. Влияние компетенции потребителя на успех маркетинга отношений // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6.
- Челенков А.П. Маркетинг услуг: продукт // Маркетинг. 1997. № 6- 1998. № 1.
- Челенков А.П. Управление качеством сервисных продуктов // Маркетинг. 2000. № 2.
- Чернышев Б Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание//Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1.
- Юб.Шаблова Е. Послепродажное обслуживание сложной техники: проблемы правового регулирования // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.
- Шмалензи Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Пер. с нем. Под ред. проф. А. Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Энджел Д., Блекуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей / Пер. с англ. М.: «Наука». 1994.
- Berry, L Service Marketing is Different Business-1980−30 (May1. June).
- Gronroos, С Service Management and marketing West Sussex, 2000.
- Kravis, I. (1984) Comparative Studies of National Incomes and Prices, Journal of Economic Literature 22,1−39.
- Keynes' Economics: Methological Issues / Ed. by Tony Lawson and Hashem Pasaran. L.: Routledge, 1989.
- Levitt Th. The Globalization of Market // B. de Witt, R. Meyer (ed.). Strategy. Process, Content, Context. An International Perspective. Minneapolis, St. Paul, New York, Los Angeles, San Francisco, 1994.
- Mandell R. On optimal monetary zones. L., 1982.
- Marshall Alfred: Crit. Assessments / Ed. by John Cameroham Wood. -L.: Croom. Helm, 1982.llo.The Multimedial trading system: 50 years of achievement. France, 1998.
- Nevader, Deck. Strategic Corporate Alliances: Study of Present, a Model for Future. Quorum Book’s-1990.
- Ohmae K. Managing in a Borderless World // B. de Witt, R. Meyer (ed.). Strategy. Process, Content, Context. An International Perspective. Minneapolis, St. Paul, New York, Los Angeles, San Francisco, 1994.
- Porter Michael. The Competitive Advantage of Nations. The Free Press, N.Y., 1990.
- Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. The Free Press, N.Y., 1980.
- Rangan U.S., Yoshino M. Forging Alliances: A Guide to Top Management. The Columbia Journal of World Business, F. 1996.
- Rifkin G. The Art ofHypercompetition. Strategy & Business, Second Quarter, 1996.
- Schein E. Organizational Culture and Leadership. S.F.: Jossey-Bass Publishers, 1985.
- Taylor I., Wacker W. The 500-Year Delta. Oxford, 1997.
- Urban Sabine (ed.). Europe in the Global Competition. Wiesbaden, 1997.
- Van Heising J. Geheim Gesellschaften und ihre Macht im 20. Jahrhundert. Ewertverlag, 1993.
- Viscio A.J., Pasternack B.A. Toward a New Business Model. Strategy & Business, Second Quarter, 1996.1. Ai ЗАО «СевЗапКонстракт"1. А2 ЗАО «К2"1. А3 ЗАО «Нева-констракт"1. А4 ООО «МнБ"1. А5 ЗАО «Дитрих дизайн"1. А6 ЗАО «Альба констракт»
- А7 ЗАО «Первая констрактная фабрика"1. Ag ЗАО «Возрождение»