Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция исследования опирается на: научные представления о целостности образовательного процесса и его аксиологической, социально-культурной, психологической обусловленности (А.В. Брушлинский, В. В. Краевский, И. А. Колесникова, В.А. Сластенин) — теорию деятельности и личности как субъекта деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, C.JI. Рубинштейн) — теорию учебной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников
    • 1. 1. Проблема подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников
    • 1. 2. Методологические основания разработки технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников
    • 1. 3. Проектно-технологическая модель подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников
  • Выводы по первой главе

Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности проект-но-технологической модели подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников.782.1. Состояние подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

2.2. Технология подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

2.3. Исследование эффективности технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

Выводы по второй главе.

Технология подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация российского образования связана с развитием личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей, формированием ключевых компетентностей. В связи с этим особую значимость приобретает построение личностно ориентированного процесса обучения в массовой школе, который служит созданию условий для развития человека в человеке, «включения» и «запуска» механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, необходимых для становления самобытной личности и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного общения с людьми, взаимодействия с природой, культурой, цивилизацией.

Согласно исследованиям Н. И. Алексеева, Е. В. Бондаревской, И. А. Зимней, К. Роджерса, В. В. Серикова, А. В. Хуторского, И. С. Якиманской, личностно ориентированное обучение создает необходимые условия для выбора школьниками системы ценностных ориентаций, жизненных смыслов, овладения научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. Одновременно возникают предпосылки для формирования и развития творческих способностей, оригинальных подходов к решению задач, существенных для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности. Особую значимость в содержании обучения приобретает личностный компонент, который обеспечивает познание себя, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует жизненную позицию. Личностный компонент является системообразующим в содержании личностно ориентированного обучения и этим оно существенно отличается от традиционного содержания, системообразующим компонентом которого признается когнитивный (Е.В. Бондаревская). В личностно ориентированном обучении основными процессами становятся образование личностных смыслов учения и жизни, педагогическая поддержка развития индивидуальности школьника, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии личности.

Сложность задач и содержания педагогической деятельности в процессе реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников диктует необходимость высокого уровня фундаментальной профессиональной подготовки учителя, развития его способности индивидуально выбирать образовательную философию, апробировать новые формы организации и развития педагогического процесса. Поэтому особое значение приобретает методологизация непрерывного профессионального образования педагога, в том числе — его самообразования, ощутимым результатом которого является разработка и внедрение Я-концепции педагогической деятельности, своего рода выбор профессиональной философии, самостоятельного профессионального поведения, индивидуального мироощущения, авторской программы профессионального и социального пути, саморазвития профессиональных способностей. Важную роль в подготовке учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников играет повышение квалификации, которое призвано иметь проектно-созидательный характер, когда на первое место выходит «именно деятельность (сотворение образа профессиональной деятельности и познание его в контексте сотворения) и личность (персональная ответственность за свою деятельность)» (А.Н. Ходусов). Учитель как субъект образовательного процесса в системе повышения квалификации должен получить возможность обогащения своей профессиональной деятельности ведущими идеями инновационной педагогики, результатами творческой, научно-исследовательской работы.

Однако до настоящего времени в системе повышения квалификации педагогических кадров доминирует трансляция готового знания, ориентация на выполнение компенсаторной функции в области профессиональных умений, на развитие когнитивной сферы личности учителя. Методологической подготовке педагогов, в том числе формированию ценностного отношения к поиску научных знаний о структуре, логической организации, методах и средствах профессиональной деятельности, направленной на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении школьников, в развитии умений пользоваться методологическим аппаратом (инструментарием) для исследования и решения наиболее актуальных педагогических проблем, отводится незначительное место. Это серьезно сказывается на уровне методологической культуры учителя и, в конечном счете, — на характере и результатах деятельности по реализации прогрессивной тенденции в развитии образования, в выполнении его основной миссии: обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Как свидетельствует практика общего образования, отношение педагога к обучающемуся как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту образовательного взаимодействия далеко не в каждой школе является нормой педагогической деятельности. Личностно ориентированный подход до настоящего времени выступает доминирующим в обучении лишь незначительной части школьников и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом.

Как показало наше исследование, абсолютное большинство (78%) учителей общеобразовательных школ Курской области затрудняется проектировать и реализовывать деятельность в режиме личностно ориентированного подхода. Значительная часть педагогов нуждается в повышении уровня владения общенаучной методологией, методологией педагогики и, в частности, — методологией личностно ориентированного обучения. Многие учителя имеют упрощенные представления о сущности личностно ориентированного подхода к обучению школьников и педагогических условиях его реализации.

К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для решения обозначенной проблемы:

— разработаны теоретические основы профессионально-личностного развития учителя (В.А. Адольф, Н. В. Бордовская, В. Н. Гинецинский, У. Глассер, И. Ф. Исаев, Н. Е. Мажар, А. К. Маркова, А. Маслоу, Г. Олпорт, А. Г. Пашков, JT.C. Подымова, А. А. Реан, К. Роджерс, П. Е. Решетников, В. А. Сластенин, А.Н. Ходусов);

— исследованы ведущие направления формирования и развития профессиональной деятельности учителя (С.Г. Вершловский, С. М. Годник, J1.K. Гребенкина, И. А. Зимняя, А. И. Мищенко, Л. И. Мищенко, А.В. Ре-принцев, В. В. Сериков, В. Я. Синенко, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицина, А. К. Шабанов, И.С. Якиманская);

— разработаны дидактические аспекты подготовки учителя (Е.П. Бело-зерцев, А. А. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, М. М. Левина, Д. Г. Левитес, Г. Н. Подчалимова, А. И. Уман, А. И. Щербаков).

В профессиональной педагогике рассмотрены различные вопросы качества подготовки педагогов с позиции формирования их методологической культуры (А.И. Мищенко, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин, А.Н. Ходусов) — технологической культуры учителя (М.М. Левина, П. И. Образцов, А. И. Уман, Е. Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова) — гуманистической парадигмы непрерывного профессионально-педагогического образования и коммуникативной культуры педагога (А.Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Л. Н. Макарова, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Л. С. Подымова, И. М. Подушкина, П. Е. Решетников, В. А. Сластенин, А.П. Тряпицина).

Вопросы повышения квалификации педагогов в системе методической работы образовательного учреждения рассмотрены в трудах Т. И. Березиной, В. И. Зверевой, Т. М. Давыденко, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, Л. Н. Макаровой, Н. В. Немовой, Л. П. Погребняк, И. М. Подушкиной, М. М. Поташника, Т. К. Чекмарёвой, Т. И. Шамовой и др.

Важнейшей предпосылкой разработки технологии подготовки педагогов к реализации личностно ориентированного подхода является создание теории и практики развития творческого потенциала личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков) — развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин) — гуманистического образования (Б. Блум, К. Роджерс, В. М. Меньшиков, Е.Н.

Шиянов, Н.Е. Щуркова) — педагогической культуры учителя (Е.В. Бондарев-ская, Е. Б. Гармаш, И. Ф. Исаев, 0.3. Краснова, В.И. Писаренко).

Ведущие идеи личностно ориентированного образования представлены в работах Н. И. Алексеева, А. Г. Асмолова, Е. В. Бондаревской, И. А. Зимней, К. Роджерса, В. В. Серикова, Л. Г. Семушиной, Е. Н. Степанова, А. В. Хуторского, И. С. Якиманской и др.

В настоящее время осуществляется интенсивное развитие теории и практики образования взрослых, дидактики повышения квалификации (В.Г. Воронцова, С. Г. Вершловский, И. В. Ильина, Э. М. Никитин, Г. Н. Подчалимова, Н. А. Сорокин, Г. С. Сухобская, В. А. Сластенин, Е. П. Тонконогая, Т. И. Шамова, Н.М. Чегодаев).

Вместе с тем, в дидактике повышения квалификации не разработаны теоретические основы подготовки учителей к построению и внедрению личностно ориентированных образовательных систем. Подготовка педагогов к реализации ведущих идей личностно ориентированного подхода, как правило, осуществляется бессистемно: не определены ее концептуальные основы, нуждается в обосновании методология, принципы, цели, задачи, содержание, а также условия формирования готовности учителя к успешной реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников. Практика повышения квалификации педагогических кадров остро нуждается в разработке технологии подготовки учителя к внедрению личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

Таким образом, в системе повышения квалификации сложились и требуют разрешения следующие противоречия:

— между необходимостью признания педагогами общеобразовательных школ ценностей личностно ориентированного обучения, освоения его философии и доминирующей до настоящего времени в массовой школе авторитарно-репродуктивной, «знаниецентристской» парадигмой;

— между объективной потребностью учителя в формировании и развитии педагогической «Я-концепции», своего индивидуального опыта реализации личностно ориентированного подхода и сложившейся практикой подготовки педагогов в системе повышения квалификации, сориентированной на трансляцию готового знания;

— между объективной потребностью подготовки педагогов в системе повышения квалификации к реализации ведущих идей личностно ориентированного обучения школьников и неразработанностью технологии обучения учителей практике внедрения личностно ориентированного подхода.

С учетом названных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические предпосылки и педагогические условия эффективности технологии подготовки педагогов в системе повышения квалификации к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: образовательный процесс в системе повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

Задачи исследования:

— определить теоретические предпосылки подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников;

— обосновать критерии и показатели эффективности технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников;

— разработать проектно-технологическую модель подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников;

— определить и экспериментально проверить педагогические условия эффективности технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

Гипотеза исследования базируется на представлении о том, что технология подготовки учителей в системе повышения квалификации к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников может быть эффективной при условии, если:

— системой повышения квалификации инициируется формирование и развитие ценностного отношения учителя к личности школьника, обеспечению качества его обучения, философскому осмыслению образования, своей педагогической деятельности, непрерывному профессиональному образованию в целом и, в частности, — к методологической подготовке в области личностно ориентированного обучения школьников;

— содержание курсового обучения учителя служит повышению качества фундаментальной, профессиональной подготовки, ее методологизации, целостному освоению теории и практики личностно ориентированного образования, а также методологического аппарата исследования наиболее актуальных проблем самореализации и саморазвития личности школьника в обучении;

— «технологическая цепочка» действий, операций и коммуникаций в системе повышения квалификации выстраивается в соответствии с закономерностями развития личности педагога как субъекта культуры, исторического процесса, жизнетворчества, своей педагогической деятельности и самоорганизации непрерывного профессионального образования;

— система форм, методов, средств, проектирование и организация курсового обучения служит переводу слушателей из положения пассивных исполнителей в состояние активно действующих субъектов, авторов проектов личностно ориентированного обучения школьников.

Концепция исследования опирается на: научные представления о целостности образовательного процесса и его аксиологической, социально-культурной, психологической обусловленности (А.В. Брушлинский, В. В. Краевский, И. А. Колесникова, В.А. Сластенин) — теорию деятельности и личности как субъекта деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, C.JI. Рубинштейн) — теорию учебной и профессиональной деятельности (Е.В. Бондаревская, Н. И. Вьюнова, П. Я. Гальперин, И. Ф. Исаев, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Л. И. Мищенко, Л. С. Подымова, А. В. Репринцев, В. А. Сластенин, Е. В. Тонков и др.) — теорию гуманистического образования (А.И. Мищенко, А. Г. Пашков, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) — положения системно-деятельностного подхода (В.Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) — положения технологического подхода (П.И. Образцов, А.И. Уман) — основы теории педагогического проектирования (О.С. Анисимов, Ю. В. Громыко, В. И. Загвязинский, М. М. Поташник, М. Н. Невзоров и др.) — разработки в области теории непрерывного образования взрослых, профессионального образования, дополнительного профессионального образования (А.П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, И. Ф. Исаев, И. В. Ильина, П. И. Образцов, В. Г. Онушкин, В. И. Леднев, И. М. Подушкина, А. В. Репринцев, П. Е. Решетников, В. А. Сластенин, Т. В. Скобликова, А. Н. Ходусов, Н.К. Шабанов) — ведущие положения дидактики дополнительного профессионального образования специалистов (Г.Н. Подчалимова, Е. П. Тонконогая, Т. И. Шамова и др.) — современные теории технологии обучения (В.Г1. Беспалько, А.А. Вербицкий) — теорию инновационной педагогики (Л.К. Вере-тенникова, Л. С. Подымова, В.А. Сластенин).

Общую методологическую основу исследования составляют: педагогическая аксиология, в рамках которой человек рассматривается как высшая ценность общественного развитияфилософская трактовка всеобщей связи и обусловленности явлений и процессовположения о развитии личности как субъекта познания, общения и трудовой деятельностиположения об активной роли личности в познании и преобразовании действительностиположения о диалектической взаимосвязи закономерностей и условий их проявленияположения о диалектике общего, особенного, частного.

Общенаучный уровень методологии определили системно-деятельностный, профессионально-компетентностный, акмеологический, субъектно-творческий подходы.

Методы исследования: в соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических, эмпирических, статистических методов, адекватных предмету исследования, в том числе: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, диссертационных работ по теме исследованиядиагностические методы (анкетирование, методы самооценки и экспертной оценки) — математические методы обработки данных, полученных в ходе исследованияэкспериментальные методы.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИГЖ и ПРО) — ФГЖ и ППК Курского государственного университетаМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. КурскаМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Курска. На разных этапах исследования было охвачено более 400 учителей и 280 учащихся общеобразовательных школ г. Курска и Курской области.

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось в течение пяти лет.

На первом этапе (2001;2002) осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, ее целейпроисходило изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опытаформулировались гипотеза и задачи исследованияразрабатывался и обосновывался понятийный аппарат исследованияопределялась программа формирующего эксперимента.

На втором этапе (2002;2004) осуществлялась разработка и внедрение проектно-технологической модели подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

На третьем этапе (2004;2006) проводилась проверка эффективности программы и технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подходаанализировались результаты опытно-экспериментальной работы путем сопоставления данных, полученных в контрольной и экспериментальной группахобобщались и систематизировались материалы исследования, осуществлялась их адаптация на практикеформулировались выводы и уточнялись основные позиции исследованияоформлялась рукопись диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Целью подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода является формирование его готовности к созданию образовательной среды, в которой все субъекты деятельности приобретают опыт личностного саморазвития, рефлексии, реализации своего креативного потенциала. Проектирование содержания курсового обучения учителя осуществляется с ориентацией на интеграцию фундаментальной и профессиональной подготовки, усиление ее методологической направленности за счет актуализации знания методологии личностно ориентированного обучения школьников. Содержание вышеназванной подготовки учителя включает освоение принципов, методов, форм и процедур познания и преобразования педагогической действительности на основе применения личностно ориентированного подхода. Особое значение приобретает овладение методологическим аппаратом исследования проблем личностно ориентированного обучения школьников и методологией проектирования личностно ориентированных образовательных систем.

2. Критериями оценки эффективности технологии подготовки педагогов к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников являются критерий профессиональной компетентности педагога в области реализации личностно ориентированного подхода (уровень профессиональной квалификации педагогаэмоционально-ценностное отношения к учащимся, к организации личностно ориентированного образовательного процессамотивация учителя на качественную реализацию технологий личностно ориентированного обучения школьниковмотивация педагогов к непрерывному профессиональному образованию в области реализации личностно ориентированного подхода, а также рефлексия педагогической деятельности в области внедрения личностно ориентированного подхода) и критерий социально-педагогической эффективности технологии подготовки учителя (уровень морально-психологического состояния субъектов образовательной деятельности в школе, степень их удовлетворенности процессом обучения и результатами образовательной деятельностиудовлетворенность родителей процессом обучения в школе и его результатами в условиях внедрения личностно ориентированного подходастепень развития мотивации учителей на продуктивную разработку и внедрение новых личностно ориентированных моделей обучения школьников).

3. Проектно-технологическая модель подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода сопряжена с технологией проектирования образования взрослых, учитывает нормативно-правовые основания проектирования процесса обучения в системе повышения квалификации, включает концепцию, моделирование, конструирование и программирование вышеназванной подготовки, отражает целостность ее структурных компонентов, которые определены на основе системно-деятельностного, профес-сионально-компетентностного, акмеологического и субъектно-творческого подходовандрагогических принципов обучения: человекоцентризма, субъ-ектности и креативности, профессиональной целесообразности, опережающего профессионального образования, «выращивания» авторов-проектировщиков.

4. Технология подготовки учителя в системе повышения квалификации к реализации личностно ориентированного подхода — это система действий, операций, процедур и коммуникаций, которая имеет целевую установку на профессионально-личностное саморазвитие педагога, соотносится с его закономерностями, предусматривает интеграционное единство личностно ориентированных форм, методов и средств курсового обучения, сотрудничество преподавателей и слушателей на основе увлеченности совместной научно-исследовательской и творческой деятельностью по разработке научных проблем, педагогических проектов, направленных на эффективную реализацию личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

Технология подготовки педагогов к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников имеет следующие характерные черты: сотрудничество, сотворчество преподавателей курсов и слушателей, диа-логичность, созидательно-проективный характер курсового обучения, направленность на применение методов педагогического исследования, обогащение индивидуального опыта профессионально-личностного саморазвития педагога, предоставление ему необходимой свободы для принятия педагогических решений в выборе способов образовательной деятельности по овладению личностно ориентированным подходом. Технология включает в себя следующие этапы: создание проблемных ситуаций и систематизацию проблем в области личностно ориентированного обучения школьниковактуализацию профессиональных знаний, умений и навыков, лежащих в основе построения лично ориентированных образовательных системформирование и развитие опыта научно-исследовательской деятельности в области реализации личностно ориентированного подходаколлективное проектирование целей, содержания, технологий и условий обучения школьников на основе личностно ориентированного подходасамостоятельное создание проектов реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьниковпубличную презентации проектовоценку качества проектов педагогической деятельности, разработанных на основе личностно ориентированного подхода.

5. Эффективность технологии подготовки учителей к реализации личностно ориентированного подхода достигается комплексом педагогических условий: субъектно-личностных, содержательно-целевых, организационно-деятельностных и ресурсных.

В группу субъектно-личностных условий входят: андрагогическая подготовка преподавателей системы повышения квалификацииценностное отношение учителя к личности школьника, обеспечению качества его обучения, философскому осмыслению образования, своей педагогической деятельности, непрерывному профессиональному образованию в целом и, в частности, — к методологической подготовке в области личностно ориентированного обучения школьниковмотивация педагогов на необходимость овладения общенаучной, общепедагогической методологиями, методологией личностно ориентированного образованияиндивидуализация и дифференциация обучения на основе учета докурсового уровня профессиональных знаний и умений учителя в области реализации личностно ориентированного подхода и др.

Содержательно-целевые условия включают: проектирование образовательных программ повышения квалификации с учетом дидактических закономерностей, принципов обучения взрослых и индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихсяориентацию целей и задач курсового обучения учителя на повышение качества фундаментальной профессиональной подготовки, усиление ее методологизации, целостное освоение теории и практики личностно ориентированного образования, а также методологического аппарата исследования наиболее актуальных проблем самореализации и саморазвития личности школьника в обучениивведение в процесс подготовки учителя в системе повышения квалификации задач, связанных с формированием индивидуального опыта профессионально-личностного развития и опыта решения жизненно важных проблем.

Организационно-деятельностные условия связаны с ориентацией региональной и школьной образовательной политики на качественную реализацию личностно ориентированного подхода в обучении детейс использованием интерактивных и исследовательских методов курсового обученияс обеспечением взаимосвязи курсовой и межкурсовой подготовки учителей и др.

К числу ресурсных условий принадлежат: корректировка нормативно-правовой базы повышения квалификации учителей (включение в задачи курсового обучения учителей их подготовку к педагогической деятельности в условиях новой личностно ориентированной образовательной парадигмы, внесение изменений в должностные обязанности преподавателей системы повышения квалификации согласно нормам андрагогики) — кадровое обеспечение курсового обучения (наличие опыта научно-исследовательской деятельности и внедрения ведущих идей личностно ориентированного образования) — наличие учебно-методического комплекса, способствующего качественной реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьниковматериально-техническое и информационное обеспечение (возможность применения информационно-коммуникационных технологий, использования Интернет-ресурсов, библиотечно-информационной базы). Научная новизна исследования состоит в следующем: -введено в понятийно-терминологический аппарат дидактики повышения квалификации учителя понятие «технология подготовки учителя в системе повышения квалификации к реализации личностно ориентированного подхода»;

— выявлена совокупность критериев и показателей оценки эффективности технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников: целостной профессиональной компетентности и социально-педагогической продуктивности;

— разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода: субъектно-личностных, содержательно-целевых, органи-зационно-деятельностных и ресурсных;

— обоснована проектно-технологическая модель подготовки учителя в системе повышения квалификации к реализации личностно ориентированного подхода, которая учитывает нормативно-правовые основания проектирования, включает концепцию, моделирование, конструирование, программирование, реализацию и рефлексию вышеназванной подготовки, отражает целостность ее структурных компонентов;

— разработана технология повышения качества методологической подготовки учителя, формирования и обогащения его индивидуального опыта профессионально-личностного саморазвития, способности к созданию условий для становления самобытной личности школьников, их самоорганизации, непрерывного саморазвития, адаптации и опережающей подготовки к решению жизненно важных проблем.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что теория дополнительного профессионально-педагогического образования обогащается современными знаниями:

— о научных подходах к разработке личностно ориентированной технологии подготовки учителя в системе повышения квалификации;

— об андрагогических принципах повышения квалификации учителя: че-ловекоцентризма, субъектности и креативности, профессиональной целесообразности, опережающего профессионального образования, «выращивания» авторов-проектировщиков;

— о проектно-технологической модели подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода как теоретической базы разработки проблемы развития профессиональной компетентности учителя в области реализации личностно ориентированного подхода;

— о свойствах и сущностных характеристиках технологии подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода;

— о комплексе педагогических условий, определяющих эффективность технологии подготовки учителей к реализации личностно ориентированного подхода (субъектно-личностных, содержательно-целевых, организационно-деятельностных и ресурсных).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические положения и выводы создают предпосылки для обеспечения качества подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников. Разработанная проектно-технологическая модель подготовки учителя применяется в системе повышения квалификации и служит базой для виутришкольного развития персонала в контексте личностной парадигмы образования. Использование технологии подготовки учителя в системе повышения квалификации способствует эффективности научно-исследовательской и творческой деятельности слушателей, разработке научных проблем, педагогических проектов, направленных на продуктивную реализацию личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

Образовательная программа и методическое пособие, изданные по материалам исследования, могут непосредственно использоваться в системе повышения квалификации учителя, в учреждениях высшего профессионально-педагогического образования. Материалы исследования находят отражение в содержании и технологии курсового обучения педагогов в системе повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: исходными методологическими и теоретическими позициямииспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его задачам и логикедлительностью и возможностью повторения опытно-экспериментальной работыдоказательностью и логической непротиворечивостью выводовзначимостью разработанной технологии обучения педагогов реализации личностно ориентированного подхода.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем личного участия автора в эксперименте в качестве преподавателя Курского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Положения диссертации и результаты исследования нашли отражение в методических пособиях, образовательной программе, научных статьях и материалах конференций. Они обсуждались и получили одобрение на международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах, чтениях: в Москве (2007г.), в Новгороде (2006 г.), Курске (2003, 2005, 2006 г. г.) — на ежегодных научно-практических конференциях в Курском государственном университете, на заседаниях кафедры непрерывного профессионального образования Курского госуниверситета, на заседаниях кафедры педагогики и психологии Курского областного ИПК и ПРО.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 207 источников, и 9 приложений.

Выводы по второй главе.

1. Согласно данным констатирующего эксперимента, ориентированного на выявление степени готовности педагогов к решению педагогических задач в условиях личностной парадигмы, определение уровня целостной профессиональной компетентности в области реализации личностно ориентированного подхода, выявление уровня жизненных и профессиональных ценностей слушателей личностно ориентированного подхода, можно сделать вывод о низком уровне готовности педагогов реализовывать личностно ориентированный образовательный процесс, а также об отсутствии в СПК образовательных программ, нацеленных на подготовку учителя к реализации личностно ориентированного подхода.

2. Исходя из ведущих идей системно-деятельностного, профессиональ-но-компетентностного, субъектно-творческого, акмеологического подходов к построению проектно-технологической модели обучения педагогов реализации личностно ориентированного подхода сформированы критерии эффективности подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода: критерий социально-педагогической эффективности реализации личностно ориентированного подхода и критерий целостной профессиональной компетентности.

3. Формирующий эксперимент в определенной мере повторял «технологическую цепочку» подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

В процессе обучения слушатели осваивали следующий комплекс знаний: концепцию модернизации российского образованиянормативно-правовые и законодательные основы педагогической деятельностифилософские основы современного образованияконцепции гуманистического и личностно ориентированного образованияпсихолого-педагогические основы личностно ориентированного подхода, рефлексивной деятельности в условиях личностной парадигмыосуществляли определение и реализацию личностно ориентированных целей и содержания школьного образованиявыполняли проектную деятельность, направленную на реализации личностно ориентированного подхода.

4. В результате исследования выявлены критерии эффективности обучения учителей реализации личностно ориентированного подхода. Отмечена социально-педагогическая эффективность реализации личностно ориентированного подхода педагогами экспериментальной группы.

Целостная профессиональная компетентность педагога в значительной степени претерпела изменение в сторону роста, по сравнению с контрольной группой.

5. По итогам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что продуктивные изменения произошли в экспериментальной группе во многом благодаря освоению слушателями образовательной программы «Личностно ориентированный подход к построению образовательных систем», при изучении которой большое внимание уделялось развитию рефлексивной сферы личности педагогов.

6. Оценка качества подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода к школьному образованию (на материалах СПК) осуществлялась при помощи тестовых заданий, анкетирования, задач, упражнений, изучения результативности внедрения педагогических проектов, позволяющих определить готовность педагогов к реализации личностно ориентированного подхода, как в процессе моделирования профессиональной деятельности, так и на этапе решения конкретных профессиональных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведенный нами теоретический анализ данной проблемы позволил определить личностно ориентированный подход как методологический «инструмент» построения образовательного процесса, в котором личность учителя и учащегося выступают как активные субъекты взаимодействия. Целыо этого взаимодействия провозглашается развитие их личности, индивидуальности, способностей, а также ценностных ориентаций и структуры убеждений, на основе которых формируется их внутренняя модель жизнедеятельности.

Личностно ориентированный подход принадлежит к числу методологических оснований исследования и реализации общего образования, в частности, построения образовательного процесса в школе и организации профессионально-педагогической деятельности учителя.

2. Владение педагогами личностно ориентированным подходом служит обеспечению творческого уровня их профессиональной деятельности, развитию способности к анализу и синтезу, доказательству и проверке гипотез, способности к синтезу методологических знаний. При осуществлении процесса подготовки специалиста к реализации личностно ориентированного подхода у учителя формируется представление о методологической культуре и умение работать с методологией.

Методологизация подготовки учителя снимает разграничения между принятым в социуме традиционным типом учителя и возможностью профессиональной жизнедеятельности педагогов с индивидуальным жизненным путем, самоопределением. Личностная парадигма предлагает большие возможности для учителя в использовании своего внутреннего потенциала, своих способностей для раскрытия индивидуального стиля деятельности.

3. Проектно-технологическая модель обучения учителя реализации личностно ориентированного подхода представлена методологическими положениями, продиктованными системно-деятельностным, профессионально-компетентностным, акмеологическим, субъектно-творческим подходами.

Педагогические принципы, представленные в модели, находят свое отражение в содержании обучения учителя реализации личностно ориентированного подхода. Они представлены: принципом человекоцентризма, принципом субъектности и креативности, принципом профессиональной целесообразности, принципом опережающего профессионального образования учителя, принципом «выращивания» авторов проектировщиков своей профессиональной и образовательной деятельности.

Цели подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода направлены на развитие профессионально-педагогических знаний, освоение теории и практики личностно ориентированного образовательного процессана развитие умений и навыков осуществления личностно ориентированного образовательного процессана формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительностина формирование опыта творческой деятельностина формирование опыта профессионально-личностного развития.

Следующий компонент проектно-технологической модели подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода — содержание подготовки специалиста в условиях личностной парадигмы. Его направленность связана: с углублением и актуализацией законодательных и нормативно-правовых требований в области реализации личностно ориентированной парадигмыс изучением современных научных подходов к рассмотрению и построению образовательных личностно ориентированных систем, ведущих идей гуманистической философии, антропологии, культурологии, акмеоло-гии, педагогики, психологиис развитием умений применять технологии личностно ориентированного образования в практической деятельностис совершенствованием профессиональных умений, направленных на реализацию педагогических принципов достижения качества реализации личностно ориентированного подхода.

4. Технология подготовки педагогов к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников имеет следующие характерные черты: сотрудничество, сотворчество преподавателей курсов и слушателей, диалогичность, созидательно-проективный характер курсового обучения, направленность на применение методов педагогического исследования, обогащение индивидуального опыта профессионально-личностного саморазвития педагога, предоставление ему необходимой свободы для принятия педагогических решений в выборе способов образовательной деятельности по овладению личностно ориентированным подходом. Технология включает в себя следующие этапы: создание проблемных ситуаций и систематизацию проблем в области личностно ориентированного обучения школьниковактуализацию профессиональных знаний, умений и навыков, лежащих в основе построения лично ориентированных образовательных системформирование и развитие опыта научно-исследовательской деятельности в области реализации личностно ориентированного подходаколлективное проектирование целей, содержания, технологий и условий обучения школьников на основе личностно ориентированного подходасамостоятельное создание проектов реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьниковпубличную презентации проектовоценку качества проектов педагогической деятельности, разработанных на основе личностно ориентированного подхода.

5. Эффективность технологии подготовки учителей к реализации личностно ориентированного подхода достигается комплексом педагогических условий: субъектно-личностных, содержательно-целевых, организационно-деятельностных и ресурсных.

В группу субъектно-личностных условий входит: андрагогическая подготовка преподавателей системы повышения квалификацииценностное отношение учителя к личности школьника, обеспечению качества его обучения, философскому осмыслению образования, своей педагогической деятельности, непрерывному профессиональному образованию в целом и, в частности, к методологической подготовке в области личностно ориентированного обучения школьниковмотивация педагогов на необходимость овладения общенаучной, общепедагогической методологиями, методологией личностно ориентированного образованияиндивидуализация и дифференциация обучения на основе учета докурсового уровня профессиональных знаний и умений учителя в области реализации личностно ориентированного подхода и др.

Содержательно-целевые условия включают: проектирование образовательных программ повышения квалификации с учетом дидактических закономерностей, принципов обучения взрослых и индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихсяориентацию целей и задач курсового обучения учителя на повышение качества фундаментальной, профессиональной подготовки, усиление ее методологизации, целостное освоение теории и практики личностно ориентированного образования, а также методологического аппарата исследования наиболее актуальных проблем самореализации и саморазвития личности школьника в обучениивведение в процесс подготовки учителя в системе повышения квалификации задач, связанных с формированием индивидуального опыта профессионально-личностного развития и опыта решения жизненно важных проблем.

Организационно-деятельностные условия связаны с ориентацией региональной и школьной образовательной политики на качественную реализацию личностно ориентированного подхода в обучении детейс использованием интерактивных и исследовательских методов курсового обученияс обеспечением взаимосвязи курсовой и межкурсовой подготовки учителей и др.

К числу ресурсных условий принадлежат: корректировка нормативно-правовой базы повышения квалификации учителей (включение в задачи курсового обучения учителей — их подготовку к педагогической деятельности в условиях новой личностно ориентированной образовательной парадигмы, внесение изменений в должностные обязанности преподавателей системы повышения квалификации согласно нормам андрагогики) — кадровое обеспечение курсового обучения (наличие опыта научно-исследовательской деятельности и внедрения ведущих идей личностно ориентированного образования) — наличие учебно-методического комплекса, способствующего качественной реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьниковматериально-техническое и информационное обеспечение (возможность применения информационно-коммуникационных технологий, использования Интернет-ресурсов, библиотечно-информационной базы).

6. Критериями оценки эффективности технологии подготовки педагогов к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников являются критерий профессиональной компетентности педагога в области реализации личностно ориентированного подхода (уровень профессиональной квалификации педагогаэмоционально-ценностное отношения к учащимся, к организации личностно ориентированного образовательного процессамотивация учителя на качественную реализацию технологий личностно ориентированного обучения школьниковмотивация педагогов к непрерывному профессиональному образованию в области реализации личностно ориентированного подхода, а также рефлексия педагогической деятельности в области внедрения личностно ориентированного подхода) и критерий социально-педагогической эффективности технологии подготовки учителя (уровень морально-психологического состояния субъектов образовательной деятельности в школе, степень их удовлетворенности процессом обучения и результатами образовательной деятельностиудовлетворенность родителей процессом обучения в школе и его результатами в условиях внедрения личностно ориентированного подходастепень развития мотивации учителей на продуктивную разработку и внедрение новых личностно ориентированных моделей обучения школьников).

В результате опытно-экспериментальной работы были получены положительные результаты, позволяющие подтвердить эффективность использования проектно-технологической модели подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников.

Проведенное исследование позволяет наметить приоритетные направления дальнейшей разработки проблемы: проектирование системы обеспечения качества подготовки педагогов к реализации ведущих идей личностно ориентированного образованиятехнологическое обеспечение подготовки управленческого персонала к внедрению личностно ориентированного подходаопределение содержания деятельности психологической службы школы в развитии личности учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования. Текст. / О. А. Абдулина. — М.: Просвещение, 1990.- 170 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. Текст. / К.А. Абуль-ханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Методологические проблемы формирования и развития личности. Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Изд. наука, 1981.-350 с.
  4. Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ. Текст. / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Прометей, 1993. — 137 с.
  5. , Н.И. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Текст. / Н. И. Алексеев. Тюмень, 1997. — 281 с.
  6. , Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития учителя. Текст. / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. -1994.-№ 5.-С. 145−148.
  7. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Амонашвили, 1996. — 494 с.
  8. , Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Текст. / Ш. А. Амонашвили. Киев, 1991. — 111 с.
  9. , О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Текст. / О. С. Анисимов. М.: Мысль, 1991. -415 с.
  10. , Л.Н. Психологические закономерности развития взрослого человека и проблема непрерывного образования. Текст. / Л. Н. Анцыферова // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 2. — С. 18−32.
  11. , Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности. Текст. / Л. Г. Арчажникова // Советская педагогика. 1986. -№ 4.-С. 91−95.
  12. Афанасьева, Н. А Личностный подход в обучении. Текст. / Н. А. Афанасьева // Школьный психолог. 2001. — № 32. — С. 32−37.
  13. , Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы. Текст. / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1992. — № 1, 2. — С. 18−23, С. 3441.
  14. , Д.А. Личностно-ориентированная педагогика. Текст. / Д. А. Белухин // Педагогика. 1991. — № 7. — С. 19−23.
  15. , Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах. Текст. / Д. А. Белухин. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 312 с.
  16. , Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Часть 1. Текст. Д. А. Белухин. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 342с.
  17. , Ю.В. Полифункциональная деятельность кафедр ИПК как фактор совершенствования системы школьного образования в области. Текст. / Ю. В. Белянский: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1992. — 18 с.
  18. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. Текст. /
  19. B.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  20. , В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием. Текст. / В. П. Беспалько // Мир образования. — 1996. -№ 2.-С. 31−36.
  21. Бим-Бад, Б. М. Антропологические основания теории и практики образования. Текст. / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 3−11.
  22. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного воспитания. Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4.1. C. 48−59.
  23. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентирован-ного воспитания. Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1. -С. 25−29.
  24. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.- 186 с.
  25. , Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория. Текст. / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41−52.
  26. , Н.В. Педагогика. Текст. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -СПб.: Питер, 2000.-304 с.
  27. , А.В. Проблема субъекта в психологической науке. Текст. / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. -№ 6.-С. 3−11.
  28. , А.А. Непрерывное образование: методология и практика. Текст. / А. А. Вербицкий. М., 1990. — 176 с.
  29. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Текст. /А.А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  30. , С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. Текст. / С. Г. Вершловский. М., 1987. — 168 с.
  31. , В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы последипломного образования. Текст. / В. Г. Воронцова. Псков: Изд. ПОИПКРО, 1997.-70с.
  32. , Б.З. Учитель: профессиональная духовность. Текст. / Б. З. Вульфов // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 48−52.
  33. , Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, управление. Текст. / Б. З. Вульфов //Магистр. 1995. -№ 1. — С. 71−79.
  34. , JI.C. Педагогическая психология. Текст. / JI.C. Выготский // Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991. — 480с.
  35. , Т. История и задачи гуманистической психологии. Текст. / Т. Грининг // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 81−89.
  36. , В.В. Оценка, рейтинг, тест. Текст. / В. В. Гузеев // Школьные технологии.- 1998,-№ 3.-С. 18−21.
  37. , В. Методология деятельности. Текст. / В. Гумбольт // ДПО. 2005. — № 4. — С. 15−28.
  38. , В.В. Теория деятельности и социальная практика. Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы философии. 1996. — С. 17−24.
  39. , В.В. Теория развивающего обучения. Текст. / В. В. Давыдов.-М., 1996.- 123 с.
  40. , Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Текст. / Т. М. Давыденко. Москва-Белгород, 1995. — 252 с.
  41. , М.А. Процесс обучения в советской школе. Текст. /М.А. Данилов. М.: Учпедгиз, 1975. — 229 с.
  42. , М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. Текст. / М. А. Данилов // Советская педагогика. -1968.-№ 5.-С. 32−37.
  43. , Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития. Текст. / Е. Б. Евладов, JI.A. Николаева // Педагогика. 1995. -№. 5 — С. 39−44.
  44. , В.И. Методика дидактического исследования. Текст. /В.И. Загвязинский. М., 2001. — 189 с.
  45. , В.И. Методология и методика дидактического исследования. Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 206 с.
  46. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования. Текст. / Е.С. Заир-Бек. СПб, 1995. — 234 с.
  47. Закон Российской федерации «Об образовании»: Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. Текст. М., 2000. — 565 с.
  48. , JI.H. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. Текст. / JI.H. Захарова. Н. Новгород, 1992.-268 с.
  49. , Н.М. Методологическое знание в содержании образования Текст./Н.М. Зверева//Педагогика. 1993.-№ 1.-С. 22−29.
  50. Зеер, Э. Ф Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход. Текст. / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-211с.
  51. , А.В. Роль учителя в проектировании содержания лично-стно-ориентированного образования. Текст. / А. В. Зеленцова // Гегярлт (Просвещение). 1998. — № 1. — С. 89−95.
  52. , А.В. Личностно-ориентированные технологии: проблемы. Текст. А.В. Зеленцова// Советская педагогика. 1988. -№ 4. — С. 21−28.
  53. , ТА. Педагогика. Текст. / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984.-495 с.
  54. , К. Педагогическая диагностика. Текст. / К. Ингенкамп. -М.: Просвещение, 1991. 117 с.
  55. , Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога. Текст. / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−67.
  56. Исаев, И. Ф Творческая самореализация учителя: культурологический подход: Учеб. Пособие. Текст. / И. Ф. Исаев, М. И. Ситникова. Москва-Белгород: БГУ, 1993. — 224 с.
  57. , С.Я. Методология деятельности. Текст. / С. Я. Казанцев // Педагогическая наука и образование. 2001. — № 2. — С. 9−16.
  58. , А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. Текст. / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2003. Т.24. -№ 5. — С. 45−57.
  59. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Текст. / В.А. Канн-Калик. Грозный, 1976.- 179 с.
  60. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу для вузов, ИУУ, ИПКРО. Текст. / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 224 с.
  61. , Г. М. Педагогика. Текст. / Г. М. Коджаспирова. М.: Владос, 2006.-252 с.
  62. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Текст.
  63. , В.В. Методология педагогического исследования. Текст. / В. В. Краевский. М.: Просвещение, 1994. — 187 с.
  64. , В.В. Педагогика между психологией и философией. Текст. / В. В. Краевский //Педагогика. 1994. -№ 6.-С. 78−81.
  65. , В.В. Методологическая рефлексия. Текст. / В. В. Краевский // Советская педагогика. 1989. — № 2. — С. 72−79.
  66. Краткий педагогический словарь. Текст. / Под ред. Кондакова М. И., Вишнякова А. С. М.: ИПЛ, 1988. — 123 с.
  67. Краткий психологический словарь. Текст. / Составитель Л. А. Карпенко / Под общей ред. А. П. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Дону: Феникс, 1998. — 512 с.
  68. , Ю.Г. Подготовка учителя: проблемы, проблемы.Текст. / Ю. Г. Круглова // Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 87−92.
  69. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1986. — 234 с.
  70. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование личности. Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1987. — 189 с.
  71. , Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки учителя. Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Просвещение, 2001. — 144 с.
  72. , Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Текст. Л.: ЛГУ, 1967.- 189 с.
  73. , Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1983.- 156 с.
  74. , Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984.-№ 1.-С. 23−32.
  75. , Н.В. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. Текст. / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинский // Советская педагогика. 1982. -№ 3. — С. 63−66.
  76. , Т.Ф. Фактор повышения качества работы учителя. Текст. / Т. Ф. Кузина // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С. 36−41.
  77. , Ю.Н. Психологические знания и учитель. Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 56−62.
  78. , М.М. Технологическая культура учителя. Формирование профессиональной культуры учителя. Текст. / М. М. Левина. М.: Наука, 1993.- 197 с.
  79. , А.Н. Деятельность, сознание, личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Академия, 2004. — 345 с.
  80. , И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. Текст. / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  81. , М.И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Текст. / М. И. Лукьянова. М.: Просвещение, 2006. — 176 с.
  82. , И.Д. Основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе. Текст. / И. Д. Лушников. М.: МГУ, 1993. -183 с.
  83. , Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. Текст. / Ю. Л. Львова. М.: Просвещение, 1992. — 220 с.
  84. , А.К. Психология профессионализма. Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1996. — 308 с.
  85. , А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995, — № 6. — С. 55−63.
  86. , А.К. Формирование мотивации учителя. Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  87. , В.Я. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентиро-ванные технологии профессионально-педагогического образования. Текст. / В. Я. Матросов. М.: Прометей, 1996. — 116 с.
  88. , М.И. Проблемное обучение. Текст. / М. И. Махмутов. -М.: Просвещение, 1975. 367 с.
  89. , Я.И. Личностно-ориентированная технология обучения в условиях подготовительного отделения колледжа и вуза. Текст. / Я. И. Мелихеда. М.: МГУ, 2000. — 164 с.
  90. , Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Текст. / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 318 с.
  91. , М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. Текст. / М. Н. Миронова // Вопросы психологии. 1988. -№ 1.-С. 44−55.
  92. , А.И. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. Текст. / А. И. Мищенко. М.: МГУ, 1991.-285 с.
  93. , Л.И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования (на материале подготовки учителя начальных классов). Текст. / Л. И. Мищенко. Москва-Курск, 1996. — 262 с.
  94. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Текст. / В. М. Монахов. Волгоград, 1995. -289 с.
  95. , В.М. Педагогика. Текст. / В. М. Монахов. М., 1992. — 159 с.
  96. , В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий. Текст. / В. М. Монахов // Педагогика. 1997. — № 8. -С 26−32.
  97. Моделирование педагогических ситуаций. Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителей. Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 213 с.
  98. , Л.В. Условия профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации. Текст. / Л. В. Мозгарев: автореф.. канд. пед. наук. ЛГПУ: Липецк, 2001. — 21с.
  99. Мышление учителя: личностные механизмы и формирование понятийного аппарата. Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990.-212 с.
  100. , М.Н. Проектирование школы жизни (образ и созидание школы): Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки работников образования. Текст. / М. Н. Невзоров. -Хабаровск: ХГПУ, 2000. 112 с.
  101. , Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования (История становления, сравнительный опыт, современное состояние, прогнозирование развития): Учебное пособие. Текст. / Э. М. Никитин. М., 1995. — 194 с.
  102. Новое педагогическое мышление. Текст. / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1989.-280 с.
  103. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. Текст. / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб, 1998. — 161 с.
  104. Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ: Приказ Министерства образования РФ от 18.16.97. № 1221- Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере ДПО. Текст. М., 1998. — 192 с.
  105. , М.А. Особенности личностно-ориентированной ситуации в процессе преподавания предметов искусства. Текст. / М. А. Олейник // Ге-гярлт: Просвешение. 1998. -№ 1. — С. 45−56.
  106. , В.Г. Повышение квалификации педагогов в системе непрерывного образования. Текст. / В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин, В.10 Кри-чевский//Вестник высшей школы. 1986.-№ 12. — С. 32−41.
  107. , А.А. Педагогическая подготовка учителя. Текст. / А. А. Орлов // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 12−19.
  108. , А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. Текст. / А. А. Орлов // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 81−84.
  109. , А.А. Проблема цели в управлении подготовкой учительских кадров. Текст. / А. А. Орлов // Советская педагогика. 1990. — № 10. — С. 8588.
  110. , А.Ю. Система повышения квалификации и педагогическая перестройка кадров. Текст. / А. Ю. Панасюк. -М.: Высшая школа, 1991. -216с.
  111. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  112. , В.А. Личность в мире ценностных ориентаций. Текст. / В. А. Петровский. М., 1982. — 129.
  113. Педагогика профессионального образования. Текст. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
  114. ИЗ. Педагогические технологии: что это такое и как использовать в школе: Практико-ориентированная монография. Текст. / Научн. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. Москва-Тюмень, 1994. — 277 с.
  115. Перспективы развития системы непрерывного образования. Текст. / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  116. , А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание. Текст. / А. И. Пискунов // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 14−18.
  117. , Ю.В. Основы педагогических технологий. Текст. / Ю. В. Питюков. М., 1997. — 140 с.
  118. , Л.С. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Текст. / Л. С. Подымова. Ростов на Дону, 1995. — 396 с.
  119. , Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности. Текст. / Л. С. Подымова. М., 1996. — 382 с.
  120. , В.И. Совершенствование структуры управления народным образованием в регионе. Текст. / В. И. Подобед, А. И Жилина // Советская педагогика. 1982. — № 6. — С. 41−46.
  121. , И.П. Педагогика. Текст. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001. — 368 с.
  122. , Г. Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. Текст. / Г. Н. Подчалимова. Москва-Курск, 2001. — 503 с.
  123. , Г. Н. Современные проблемы обучения руководителей школ в системе повышения квалификации. Текст. / Г. Н. Подчалимова. -Курск: КГПУ, 1997.-104 с.
  124. , И.М. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. Текст. / И. М. Подушкина, Г. Н. Подчалимова. Курск: КГПИ, 1989. -305 с.
  125. , Я.А. Психология творчества. Текст. / Я. А. Пономарев. -М., 1976.-93 с.
  126. , М.М. Управление современной школой. Текст. / М. М. Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  127. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ. Текст. / Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987. -168 с.
  128. Психологический словарь. Текст. /М.: Педагогика, 1983. 75 с.
  129. , П.Е. Технологическая система подготовки учителя. Текст. / П. Е. Решетников. М., 2000. — 270 с.
  130. , П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Текст. / П. Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 57 с.
  131. , П.Е. Личностно-ориентированный образовательный процесс. Текст. / П. Е. Решетников // Специалист. 1995. — № 10. — С. 32−34.
  132. , В.Т. Педагогика. Текст. / В. Т. Рогожкин. М., 1997. -231 с.
  133. , Е.И. Личность учителя. Теория и практика. Текст. / Е. И. Рогов. Ростов на Дону, 1996. — 512 с.
  134. , Е.И. Настольная книга практического психолога. Текст. / Е. И. Рогов. Книга 2. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения — ВЛАДОС, 2003. — 480 с.
  135. , Е.И. Личность в педагогической деятельности. Текст. / Е. И. Рогов. Ростов на Дону: РГПУ, 1994. — 240 с.
  136. К. Клиенто-центрированная терапия. Текст. / К. Роджерс / Пер. с англ. М.: «Рефлбук», К.: «Ваклер», 1997. — 258 с.
  137. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики. Текст. / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 32−38.
  138. , П.И. Современные педагогические технологии. Текст. / П. И. Самойченко. М., 1999. — 129с.
  139. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. Текст. М., 2000. — 566с.
  140. , В.В. Сущность личностно-ориентированного образования. Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 2001. -№ 4. — С. 21−25.
  141. , В.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Текст. / В. В. Сериков. М., 1999. — 293 с.
  142. , Л.Г. Личностно-ориентированные технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. Текст. / Л. Г. Семушина. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. — 103с.
  143. , Г. К. Современные образовательные технологии. Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  144. , И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Текст. / И. С. Сергеев. М., 2004. — 80 с.
  145. , М.П. Педагогические технологии. Теоретические основы и проектирование. Текст. / М. П. Симбирская. СПб, 1995. — 212 с.
  146. , В.Я. Профессионализм учителя. Текст. / В. Я. Синенко // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 45−51.
  147. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований. Текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  148. , В.А. Личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования: Избранное. Текст. / В. А. Сластенин.-М., 2000.-448 с.
  149. , В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Текст. / В. А. Сластенин. М., 1997. — 269 с.
  150. , В.А. Аксиологические основы образования. Текст. / В. А. Сластенин. М., 1998. — 305 с.
  151. , В.А. Сластенин. Текст. / В.А. Сластенин. М., 2000. -488 с.
  152. , В.А. Педагогика. Текст. / В. А. Сластенин, П. Ф. Исаев,
  153. A.П. Мищенко, Е. Н. Шиянов. Учебное пособие. — М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.
  154. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность. Текст. /
  155. B.А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Школа-Пресс, 1997. — 306 с.
  156. , В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах: Изб. В. А. Сластенин. Текст. / В. А. Сластенин. М., 2000. — 448 с.
  157. , В.А. Методическая культура учителя. Текст. / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 82−88.
  158. , В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Текст. / В. И. Слободчиков: автореф.докт. псих, наук М., 1994. — 45 с.
  159. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  160. , Н.А. Творческий подход к деятельности учителя. Текст. / Н. А. Сорокин // Педагогика, 1991. № 6. — С. 18−24.
  161. , E.JI. Креативность в структуре личности. Текст. / E.JI. Солдатов: автореф.дисс. канд. псих. наук. СПб, 1996. — 16 с.
  162. , Е.Н. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе. Текст. / Е. Н. Степанов. М., 2000. — 192 с.
  163. , Л.Д. Основы психологии. Текст. / Л. Д. Столяренко. -Ростов на Дону, 1996. 169 с.
  164. , A.M. Психология и педагогика. Текст. / A.M. Столяренко.-М., 2001.-423 с.
  165. , Г. С. Психология в управлении. Текст. / Г. С. Сухоб-ская.-СПб, 1999.-212 с.
  166. , Г. С. Учитель крупным планом (социально-педагогические проблемы учительской деятельности). Текст. / Г. С. Сухобская. Л., 1991.-114с.
  167. Теоретические основы процесса обучения в современной школе. Текст. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. -320 с.
  168. , Е.И. Диалог на лестнице успеха. Текст. / Е. Н. Тряпицина, А. П. Казанов. СПб, 1997. — 160 с.
  169. , А.П. Теория проектирования образовательных систем. Текст. / А. П. Тряпицина // Петербургская школа: теория и практика формирования многовариативной образовательной школы. СПб, 1994.- 231 с.
  170. , А.И. Подготовка учителя к конструированию учебного процесса. Текст. / А. И. Уман // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С. 87 101.
  171. , А.И. Учебные задания и процесс обучения. Текст. / А. И. Уман. М.: Педагогика, 1989. — 57 с.
  172. Учебные, учебно-тематические планы и программы. Текст. / Москва-Барнаул: БГПУ, 1999. 134 с.
  173. , К.Д. Избранные педагогические сочинения. Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — 105 с.
  174. Философский энциклопедический словарь. Текст. / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  175. , М.И. Преодоление неопределенности в Российском образовании. Текст. / М. И. Фишер // Педагогика. 1993. — №. — С. 18−23.
  176. , А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. Текст. / А. Н. Ходусов. Москва-Курск, 1994. — 357 с.
  177. , Г. И. Определение уровня профессионализма преподавателя. Текст. / Г. И. Хозяйнов // Труды ученых ГЦОЛИФКа, 1993. 198 с.
  178. , П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы. Текст. / П. В. Худоминский. -М.: Педагогика, 1986. 184 с.
  179. , Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров. Текст. / Н. М. Чегодаев: автороф. .дисс. докт. пед. наук.-СПб, 1997.-47 с.
  180. , В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие. Текст. / В. Д. Шадриков М.: Логос, 1999. — 200 с.
  181. , Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. Текст. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Педагогический поиск, 2001.-384 с.
  182. , Т.И. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. Текст. / Т. И. Шамова. М.: МПГУ, 1990. — 290 с.
  183. , Т.И. Профессионаграмма директора общеобразовательной школы. Текст. / Т. И. Шамова, К. Н. Ахлестин. М.: МГПИ, 1988. — 66 с.
  184. , Т.И. Развитие системы непрерывного образования. Текст. / Т. И. Шамова, К. А Нефедова // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 7579.
  185. , Т.И. Факультеты повышения квалификации организаторов народного образования. Текст. / Т. И. Шамова // Советская педагогика. -1986.-№ 6.-С. 17−19.
  186. , В.М. Управленческая этика. Текст. / В. М. Шепель. М.: Экономика, 1999.-284 с.
  187. , Е.Н. Развитие личности в обучении. Текст. / Е.Н. Шия-нов, И. Б. Котова. -М.: Академия, 1999. 288 с.
  188. , Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Текст. / Е. Н. Шиянов: автороф.. дисс. докт. пед. наук М., 1991.-32 с.'
  189. , В.В. Теоретические основы модульной технологии лично-стно-ориентированного образования. Текст. / В. В. Шоган: автореф.. дисс. докт. пед. наук. Ростов на Дону, 2000. — 44 с.
  190. , А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя. Текст. /А.И. Щербаков. Л., 1982. — 187 с.
  191. , А.И. Педагогическая подготовка учителя и пути ее оптимизации в высшей школе. Текст. / А. И. Щербаков. JL, 1980. — 207 с.
  192. , А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. Текст. / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. 1981.-№ 5.-С. 34−41.
  193. , А.И. О методологии и методике психологии труда и личности учителя. Текст. / А. И. Щербаков // Психология труда и личности учителя. -1976. № 1. — С. 46−52.
  194. , А.Ф. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов. Текст. / А. Ф. Щепотин // Специалист. — 1998.-№ 3.-С. 8−12.
  195. , Н.Е. Современные концепции воспитания. Текст. / Н. Е. Щуркова. М., 2001. — 112 с.
  196. , Н.Е. Педагогическая технология. Текст. / Н. Е. Щуркова. -М., 2002.-224 с.
  197. , Н.А. Критерии оценки деятельности учителя. Текст. / Н. А. Эвернт, А. И. Сосновский. Красноярск, 1991. — 80 с.
  198. , Д.Б. Проблемы развивающего обучения. Текст. / Д. Б. Эльконин, JI.B. Занков. М., 1986. — 162 с.
  199. , И.С. Личностно-ориентированное образование. Текст. / И. С. Якиманская. М., 1993. — 198 с.
  200. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентирован-ного обучения. Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.-С. 32−42.
  201. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Текст. / И. С. Якиманская. М., 1996. — 178 с.
  202. , И.С. Принцип активности педагогической психологии. Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1989. -№ 6. — С. 5−12.
  203. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  204. , И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьника. Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 43−54.
  205. Barnett Н. Innovation: The Basis of Cultural Change. N.Y., 1983.
  206. Nicholls A. Managing Education Innovations. Lnd, 1988.
  207. Knowls M. The Modern Practice of Adult Education: from Pedagogy to Andragogy. N. Y., 1970.
  208. Locatis C.N. Notes on the noiture of technology// Educational technology.-1987, yo 1.27.-№ 9.-p. 13−16.
  209. Shukla P. Life Long Education. New Delhi, 1974.
Заполнить форму текущей работой