Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимовлияние эстетических, технологических и функциональных аспектов художественной гравировки охотничьего оружия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искусствоведческий анализ с описанием применяемых граверных техник великолепно оформленного коллекционного оружия проводили T. Turpin, М. Nobili, из отечественных авторов Е. Г. Копейко, Е. Ф. Шумилов. Необходимость научного подхода к оформлению оружия художественной ручной гравировкой подчеркивается в ряде работ данных авторов, в частности в работе Е. Ф. Шумилова «Искусство ижевских оружейников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История развития и современный взгляд на постановку проблем художественного оформления охотничьего огнестрельного оружия
    • 1. 1. Краткий обзор литературы и современные требования, предъявляемые к художественному оформлению оружия ручной гравировкой
    • 1. 2. Терминология, связанная с художественной гравировкой оружия
    • 1. 3. Аспекты, связанные с художественной гравировкой оружия
  • Выводы, цель и постановка задач исследования
  • Глава 2. Художественно-эстетические проблемы гравировки оружия
    • 2. 1. Особенности конструкции и топологии деталей ружья, подвергающихся оформлению художественной гравировкой
    • 2. 1. 1 Материалы, применяемые для оформления оружия ручной гравировкой
    • 2. 2. Типовые элементы художественной гравировки оружия
    • 2. 3. Генезис и стилевые особенности основных мировых школ художественной гравировки оружия
      • 2. 3. 1. Английская школа
      • 2. 3. 2. Центрально-европейская школа (Германия и Австрия). .44 2. 3.3. Итальянская школа
  • Выводы
    • 2. 4. Генезис, стилевые особенности и направления русского стиля оружейного декора
      • 2. 4. 1. Русский оружейный декор в XVII столетии
      • 2. 4. 1. Тульская школа оружейного декора
      • 2. 4. 2. Ижевская школа оружейного декора
        • 2. 4. 2. 1. Техника «Мороз»
        • 2. 4. 2. 2. Выполнение цветных картин сплавами драгоценных металлов
        • 2. 4. 2. 3. Метод закрепления цветных и драгоценных металлов «ласточкин хвост»
      • 2. 4. 3. Выводы
  • Глава 3. Анализ технологических средств и методов реализации граверной композиции
    • 3. 1. Классификация технологических приемов ружейной гравировки, используемых для достижения художественных эффектов
    • 3. 2. Анализ геометрических параметров граверного инструмента
      • 3. 2. 1. Инструмент, используемый для нанесения штрихов
      • 3. 2. 2. Режущий инструмент, используемый для всечки сплавов драгоценных металлов
      • 3. 2. 3. Инструмент, используемый для выполнения барельефного изображения
      • 3. 2. 4. Инструмент, используемый для выполнения рельефного изображения
    • 3. 3. Анализ процесса резания при гравировании
    • 3. 4. Влияние геометрии режущей части на величину радиуса дуги завитка при гравировании орнаментов
  • Выводы по 3 главе
  • Глава 4. Анализ напряженно-деформированного состояния затворной коробки при построении граверной композиции
    • 4. 1. Эмпирический анализ напряженно-деформированного состояния затворной коробки классического охотничьего ружья
    • 4. 2. Моделирование нагружения затворной коробки при выстреле
    • 4. 3. Определение нагрузок, действующих на затворную коробку при выстреле
    • 4. 4. Анализ напряженного состояния затворной коробки
    • 4. 5. Зоны неблагоприятные для расположения всечки с точки зрения особенностей строения деталей
  • Выводы по 4 главе
  • Глава 5. Анализ художественно-эстетических свойств граверных композиций с учетом технологических аспектов и напряженно-деформированного состояния затворной коробки
    • 5. 1. Оптимальные варианты проектов граверного оформления с применением драгоценных металлов и их сплавов
    • 5. 2. Варианты проектов с возможным появлением дефектов граверного оформления
    • 5. 3. Рекомендации по построению граверной композиции на поверхности коробки ружья
  • Заключения, выводы
  • Апробация результатов работы

Взаимовлияние эстетических, технологических и функциональных аспектов художественной гравировки охотничьего оружия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В настоящее время изготовление охотничьего оружия малыми сериями и по индивидуальным заказам представляет собой существенный элемент маркетинговой политики крупных оружейных фирм. Используемая в декоре таких образцов ручная художественная гравировка должна обладать высокими художественно-эстетическими свойствами, создавать узнаваемость и индивидуальность фирменного стиля и при этом не наносить ущерба эксплуатационным показателям оружия. При проверке прочности оружия — испытании патронами и последующей эксплуатации, существует проблема выпадения всекаемых и насекаемых драгоценных металлов. Эта проблема может решаться как за счет внедрения технологических мероприятий, повышающих устойчивость элементов всечки и насечки драгоценных металлов к инерционным нагрузкам, так и за счет выявления наиболее напряженных зон, неблагоприятных для использования подобных технологических приемов.

Искусствоведческий анализ с описанием применяемых граверных техник великолепно оформленного коллекционного оружия проводили T. Turpin, М. Nobili, из отечественных авторов Е. Г. Копейко, Е. Ф. Шумилов. Необходимость научного подхода к оформлению оружия художественной ручной гравировкой подчеркивается в ряде работ данных авторов, в частности в работе Е. Ф. Шумилова «Искусство ижевских оружейников». Поэтому необходим метод выделения зон, неблагоприятных для расположения элементов всечки драгоценных металлов на затворной коробке охотничьего ружья с вертикальным расположением стволов и разработка на этой основе рекомендаций по проектированию граверной композиции. Результат работы обеспечит высокие художественно-эстетические свойства оружия в сочетании с требуемой стойкостью элементов декора к воздействию нагрузок и функциональными характеристиками. 5.

Цель работы. Комплексный анализ художественной гравировки оружия во взаимосвязи ее художественно-эстетических, технологических аспектов и напряженного состояния гравируемых деталей при выстреле.

Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Выделение отличительных признаков мировых и отечественных школ художественной гравировки оружия и их взаимосвязи с технологическими приемами и функциональными характеристиками охотничьего оружия;

2. Анализ процесса гравирования, как средства достижения художественного эффекта во взаимосвязи с технологическими аспектами;

3. Выявление напряженных зон, неблагоприятных для расположения элементов всечки драгоценных металлов на затворной коробке охотничьего ружья с вертикальным расположением стволов;

4. Разработка рекомендаций по проектированию граверной композиции, с учетом технологических аспектов гравировки и картиной распределения напряженных зон по поверхности затворной коробки ружья.

Научная новизна.

1. Системно проанализирован дизайн охотничьего оружия в единстве художественно-эстетических факторов, технологических приемов и функциональных аспектов художественной гравировки. На основе этого сформулированы признаки, выделяющие ижевскую школу художественной гравировки оружия в мировом граверном искусстве.

2. Установлено, что система проектирования дизайна граверной композиции на оружии должна включать: а) анализ напряженного состояния затворной коробки, в) выбор техник гравирования с учетом распределения напряжений, с) подбор техник с учетом художественно-эстетических критериев.

3. Разработаны дополнения к расчетной модели нагружения затворной коробки классического охотничьего ружья, рекомендованной ОСТ ВЗ-5304−82, которые учитывают момент от силы инерции ствольного блока во вращательном движении в плоскости стрельбы.

4. В результате теоретического анализа напряженного состояния с использованием доработанной модели нагружения затворной коробки определены максимальные значения напряжений при стрельбе наиболее мощными эксплуатационными патронами серийно выпускаемого охотничьего оружия (калибров 12/76, 12/89). Установлено, что их уровень составляет от 194,5 до 256,3 МПа.

5. Установлено граничное значение расчетного напряжения в затворной коробке 240 МПа, превышение которого приводит к появлению дефектов всечки драгоценных металлов, определены зоны с напряжением ниже 240 МПа, где следует располагать элементы декора с применением техник всечки и насечки драгоценных металлов.

6. На основе классической модели силового взаимодействия режущего клина с обрабатываемым материалом (качественная конструкционная сталь 50 (ГОСТ 1050−88) — литейная сталь 50Л (ГОСТ 977−88))*, разработана модель процесса резания при ручном гравировании, в результате анализа которой теоретически обоснован оптимальный диапазон угла заострения граверного инструмента, составляющий 43−47°. г.

Практическая значимость.

1. Предложены практические рекомендации по использованию техник гравирования с учетом напряженного состояния затворной коробки, позволяющие оптимизировать художественно-проектную работу. снято ограничение срока действия 11УС 11−12−94.

2. Разработанный метод проектирования дизайна граверной композиции, включающий анализ теоретического распределения напряжений в затворной коробке охотничьего ружья, обеспечивает высокое качество и художественно-эстетический уровень оформления с использованием граверных техник всечки и насечки драгоценных металлов.

3. Оптимальные параметры угла заострения граверного инструмента, позволяют повысить качество прорезки при создании художественных эффектов на поверхности гравируемых деталей ружья.

4. Результаты проведенных исследований внедрены в курс обучения основам композиции в Школе ружейного мастерства им. JI.M. Васева, теоретически обоснованные параметры заточки граверного инструмента реализованы в виде практических рекомендаций при подготовке граверов. Теоретические положения работы также могут быть использованы в учебном процессе заведений высшего и среднего профессионального образования, специализирующихся по художественному оформлению оружия, художественной обработке металла, декоративно-прикладному искусству.

Достоверность и обоснованность результатов.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертационной работе, обоснована публикациями в открытой печати и достаточным объемом экспериментальных работ. Они подтверждены применением результатов работы в условиях ружейного производства Ижевского механического завода, что подтверждено актом внедрения, апробированы в учебном процессе подготовки граверов в школе ружейного мастерства им. JI. Васева.

Апробация результатов работы г.

Основные положения диссертационной работы докладывались:

1 .Семинар к 70-летию выдающегося гравера Авеля Лекомцева.

15 марта 2003 г. Школа ружейного мастерства ФГУП «Ижевский механический завод».

2. Научно-техническая конференция с международным участием «Информационные технологии в инновационных проектах».

Ижевский государственный технический университет 2003 г.

3. Семинар кафедры «Технология производственной и художественной обработки металлов» Ижевский государственный технический университет 2006 г.

4. Семинар кафедры ТИ-4 «Компьютерный дизайн» Московский государственный университет приборостроения и информатики 2006 г.

5. Научно-техническая конференция «Технология художественной обработки металлов» Ижевский государственный технический университет 2006 г.

Публикации.

Основное содержание работы опубликовано в 10 печатных работах, в том числе в двух зарубежных изданиях и рецензируемом научном журнале «Вестник ИжГТУ».

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав и заключения, изложенных на 134 страницах машинописного текста, списка литературы, 12 таблиц, 10 композиций, 9 схем и 93 рисунков.

Основные результаты диссертации опубликованы в работах:

1. Ломаева Л. Г. Мастер Ижевской школы // Оружие, 2003 № 3, с. 54−57.

2. Ломаева Л. Г. Мастер Ижевской школы // Оружие, 2003 № 4, с. 52- 54.

3. Ломаева Л. Г. Вклад ижевских мастеров в развитие технологического аппарата оформления оружия//Сборник по итогам конференции «Информационные технологии в инновационных проектах», Ижевск 2003.

4. Ломаева Л. Г. Путь мастера // Калашников, 2004 № 10, с. 38−43.

5. Ломаева Л. Г., Драгунов М. Е. Художественное оформление оружия: проблемы влияния художественно-эстетических факторов, техники гравирования и функциональных особенностей оружия // Сборник памяти Ф. Ю. Свитковского. Выпуск 2. Ижевск — Екатеринбург. Институт экономики Уро РАН, 2004, с.88−92.

4. Ломаева Л. Г. Школа мастерства // Калашников, 2006 № 6, с. 76−80.

7. Драгунов М. Е., Ломаева Л. Г Анализ напряженно-деформированного состояния затворной коробки при построении граверной композиции // Социально-экономические системы: исследование, проектирование, оптимизация. www: http://kampi.ru/sets. № 7(23), 2006, 5л.

8. Ломаева Л. Г., Драгунов М. Е. Подход к проектированию граверной композиции с учетом нагрузок, возникающих при выстреле // Вестник ИжГТУ 2007 № 1, с. 69−71.

9. Shilin V., Dragunov М., Lomaewa L. La tradizione della scuola russa // ARMI MAGAZINE, 2004, № 7, pp.192−197 (итальянский).

10. Shilin V., Dragunow M., Lomajewa L., Skrobanek A. Von den Freunden Iernen./ / Visier 2004, № 9, Ss 110−113 (нем.).

Заключение

.

Анализ признаков, идентифицирующих общепризнанные мировые школы художественной гравировки оружия, и стилевых и технологических особенностей работ ижевских граверов-оружейников позволил выделить, как самостоятельную, современную ижевскую школу, которую отличают: a. стиль, выработанный под влиянием русской пейзажной живописиb. доминирующие технологические приемы: технология всечки «ласточкин хвост», получение цветовых эффектов за счет варьирования составом сплавов драгоценных металлов, техника «мороз" — c. акцентирующая и организующая художественно-эстетические функции.

Художественные эффекты, создаваемые ручной гравировкой базируются на определенных технологических приемах. Для технологических приемов, выделяющих ижевскую школу, решающими качественными критериями являются «чистота» кромки, равномерность ширины и глубины прорезаемых линий. Качество прорезаемых линий напрямую зависит от геометрии режущего граверного инструмента.

На основе классической модели силового взаимодействия режущего клина с обрабатываемым материалом разработана модель процесса резания при ручном гравировании.

Анализ разработанной модели показал, что решающее значение для обеспечения «чистоты кромки», равномерности ширины прорезаемых канавок и штрихов, получения минимальных радиусов завитков играет такой конструктивный параметр граверного инструмента как угол заострения.

На основе проведенного исследования получены следующие выводы:

1. Эстетика создаваемых художественных эффектов на поверхности деталей, изготовленных из используемых в оружейном производстве сталей (качественные конструкционные стали 30 — 50 (ГОСТ 1050−88) — литейная сталь 50JI (ГОСТ 977−88)), значительно повышается при использовании режущего граверного инструмента, угол заострения которого равен 43−47°.

2. Процесс проектирования дизайна граверной композиции на оружии с использованием всечки драгоценных металлов и их сплавов должен включать: а) анализ напряженного состояния затворной коробки, в) выбор техник гравирования с учетом распределения напряжений, с) подбор техник с учетом художественно-эстетических критериев.

3. При оценке уровня напряжений при выстреле необходимо учитывать момент, создаваемый распределенной инерционной нагрузкой от вращения в плоскости стрельбы, напряжения от которого составляют до 65% от нормальных напряжений, обусловленных действием силы инерции, возникающей при отдаче оружия.

4. Максимальные значения напряжений при стрельбе наиболее мощными эксплуатационными патронами серийно выпускаемого охотничьего оружия (калибров 12/76,12/89) составляют от 194,5 до 361,4 МПа.

5. Ширина зоны деформаций затворной коробки, приводящих к появлению дефектов всечки, составляет до 10 мм от верхней кромки боковин затворной коробки.

6. Использование техники всечки драгоценных металлов целесообразно в зонах, где расчетное напряжение не превышает 240 МПа.

Разработанный на основе полученных результатов метод расчета и изменения параметров проектирования дизайна граверной композиции, пп включающий этап проверки на соответствие используемых граверных техник и границы зоны допустимых напряжений, позволяет обеспечить высокие художественно-эстетические свойства и их сохранение в процессе эксплуатации оружия. Предложены варианты реализации этого метода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Оружие народов Кавказа. М.: Хоббикнига, 1995.
  2. Э., Монахов С., Шокарев Ю. Старинное оружие. НПП «Менатеп-траст» АО. Изд. «Прогресс» 1993.
  3. В.Д. Шедевры тульских оружейников. М.: Планета, 1981.
  4. С. А. Стрельба пулей, в 2 тт. Наша охота, 1913.
  5. В. Ф. Основы теории резания металлов. М. «Машиностроение», 1975.
  6. A.M. Резание металлов. Л. «Машиностроение», 1973.
  7. В. В. Ружье. М.: «Природа и охота», 1888.
  8. . Искусство стрельбы дробью М.: КОИЗ, 1931.
  9. Н.Л. Леонард Васев. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2002.
  10. Ю.Изметинский Н. Л., Михайлов Л. Е. Ижевское оружие. Т. 1. Ижевские ружья. Ижевск: Удмуртский университет, 1995.
  11. Е.Г. Охотничье оружие 1(2003)12.0хотничье оружие 2(2003)13.Охотничье оружие 3(2003)
  12. М.Охотничье оружие 4−5(2003)
  13. Охотничье оружие историческая серия (выпуск 3)16.0хотничье оружие историческая серия (выпуск 5)
  14. И.В. Художественная обработка металлов. М., 1988.18.0ружие как искусство. Авторское холодное оружие. Авторысоставители Г. Соколов, С. Белов. М.: Сканрус, 2002. 19.0ружие «Холодное. Авторское. Художественное» «Клинки России 2001»
  15. Оружие «Холодное. Авторское. Художественное» «Клинки России 2002»
  16. .В. Художественный металл Урала XVIII—XIX вв.. Свердловск, 1982.
  17. Н. Учебный курс «Резьба. Мозаика. Гравирование». «Феникс» 2000.
  18. Русский художественный металл. М., 1958.
  19. С.А., Власов И. И., Гутов JI.A. и др. Технология ювелирного производства. Машиностроение 1978.
  20. JI. И. Старинное огнестрельное оружие в собрании Эрмитажа. Европа и Северная Америка. JL: Искусство,. 1971.
  21. Е.В., Мартынова Т. В. Золотой век русского оружейного искусства. М.: «Восхождение», «Скрижали С», 1993.
  22. К. Ювелирное дело М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
  23. Тульское оружие XVII—XX вв. М., 1980.
  24. А.И., Улановский О. О. Граверное дело. Л. Машиностроение, 1981.
  25. А.В. Материаловедение и художественная обработка металлов. М. Высшая школа 1981 г.
  26. А.В. Художественная обработка металлов. М.: Высшая школа, 1976.
  27. Г. А. Основы художественной обработки металла. Минск, 1986.
  28. Е.Ф. Искусство ижевских оружейников. Ижевск: Удмуртия, 1987.
  29. Barthold W. Jagdwaffenkunde. Berlin: VEB Verlag Technik, 1979.
  30. F. & son. The Art of Engraving. A Book of Instructions. Publishers, Inc. Montezuma, 1997.
  31. Dallas D. Purdey. Gun and Rifle Makers. The Definitive History. London: Quiller Press, 2000.
  32. Dolinek V., Durdik J. Historische Waffen. Hanau: W. Dausien, 1995.
  33. Durdik J., Mudra M., Sada M. Alte Handfeuerwaffen. Praha: Artia, 1977.
  34. FritzeH.-J., ArfmannP. Suhler Waffenkunst.: Zur Geschichte der Suhler Feuerwaffenherstellung. Bd 1. Suhl: Peter Arfinann Verlag, 1998.
  35. Gaier C., Sabatti P. The art of gun engraving. Knickerbocker press, 1999.
  36. Hansen T. Jagdschmuck: Waffengravuren aus Osterreich. Linz: Landesverlag, 1989.
  37. Kunstlerische Waffengravuren Ferlacher Meister. Schwabisch Hall: Journal-Verlag Schwend
  38. Lugs J. Handfeuerwaffen: Systematischer Uberblick iiber die Handfeuerwaffen und ihre Geschichte. 2Bde. Berlin: Militarverlag der DDR, 1982.
  39. Nobili M. E. II grande Libra delle encisioni. Milano: II Volo srl, 1989
  40. Nobili M. E. Fucili d’autore: Armi da caccia e da collezione. Milano: II Volo srl, 1992.
  41. Nobili M. E. Austrian and German guns and rifles. Milano: II Volo srl, 2000.47.Perazzi 2003
  42. Tate D. British gun engraving. Huntington Beach, CA: Safari press Inc., 2000.
  43. Turpin T. Custom firearms engraving. The techniques and treasures of the world’s greatest artists. Iola, WI: Krause Publications, 1999.
  44. Wilson R.L. Steel canvas. The art of American arms. Random House, Inc., 1995.
Заполнить форму текущей работой