Взаимовлияние эстетических, технологических и функциональных аспектов художественной гравировки охотничьего оружия
Искусствоведческий анализ с описанием применяемых граверных техник великолепно оформленного коллекционного оружия проводили T. Turpin, М. Nobili, из отечественных авторов Е. Г. Копейко, Е. Ф. Шумилов. Необходимость научного подхода к оформлению оружия художественной ручной гравировкой подчеркивается в ряде работ данных авторов, в частности в работе Е. Ф. Шумилова «Искусство ижевских оружейников… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. История развития и современный взгляд на постановку проблем художественного оформления охотничьего огнестрельного оружия
- 1. 1. Краткий обзор литературы и современные требования, предъявляемые к художественному оформлению оружия ручной гравировкой
- 1. 2. Терминология, связанная с художественной гравировкой оружия
- 1. 3. Аспекты, связанные с художественной гравировкой оружия
- Выводы, цель и постановка задач исследования
- Глава 2. Художественно-эстетические проблемы гравировки оружия
- 2. 1. Особенности конструкции и топологии деталей ружья, подвергающихся оформлению художественной гравировкой
- 2. 1. 1 Материалы, применяемые для оформления оружия ручной гравировкой
- 2. 2. Типовые элементы художественной гравировки оружия
- 2. 3. Генезис и стилевые особенности основных мировых школ художественной гравировки оружия
- 2. 3. 1. Английская школа
- 2. 3. 2. Центрально-европейская школа (Германия и Австрия). .44 2. 3.3. Итальянская школа
- 2. 4. Генезис, стилевые особенности и направления русского стиля оружейного декора
- 2. 4. 1. Русский оружейный декор в XVII столетии
- 2. 4. 1. Тульская школа оружейного декора
- 2. 4. 2. Ижевская школа оружейного декора
- 2. 4. 2. 1. Техника «Мороз»
- 2. 4. 2. 2. Выполнение цветных картин сплавами драгоценных металлов
- 2. 4. 2. 3. Метод закрепления цветных и драгоценных металлов «ласточкин хвост»
- 2. 4. 3. Выводы
- 3. 1. Классификация технологических приемов ружейной гравировки, используемых для достижения художественных эффектов
- 3. 2. Анализ геометрических параметров граверного инструмента
- 3. 2. 1. Инструмент, используемый для нанесения штрихов
- 3. 2. 2. Режущий инструмент, используемый для всечки сплавов драгоценных металлов
- 3. 2. 3. Инструмент, используемый для выполнения барельефного изображения
- 3. 2. 4. Инструмент, используемый для выполнения рельефного изображения
- 3. 3. Анализ процесса резания при гравировании
- 3. 4. Влияние геометрии режущей части на величину радиуса дуги завитка при гравировании орнаментов
- 4. 1. Эмпирический анализ напряженно-деформированного состояния затворной коробки классического охотничьего ружья
- 4. 2. Моделирование нагружения затворной коробки при выстреле
- 4. 3. Определение нагрузок, действующих на затворную коробку при выстреле
- 4. 4. Анализ напряженного состояния затворной коробки
- 4. 5. Зоны неблагоприятные для расположения всечки с точки зрения особенностей строения деталей
- 5. 1. Оптимальные варианты проектов граверного оформления с применением драгоценных металлов и их сплавов
- 5. 2. Варианты проектов с возможным появлением дефектов граверного оформления
- 5. 3. Рекомендации по построению граверной композиции на поверхности коробки ружья
Взаимовлияние эстетических, технологических и функциональных аспектов художественной гравировки охотничьего оружия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. В настоящее время изготовление охотничьего оружия малыми сериями и по индивидуальным заказам представляет собой существенный элемент маркетинговой политики крупных оружейных фирм. Используемая в декоре таких образцов ручная художественная гравировка должна обладать высокими художественно-эстетическими свойствами, создавать узнаваемость и индивидуальность фирменного стиля и при этом не наносить ущерба эксплуатационным показателям оружия. При проверке прочности оружия — испытании патронами и последующей эксплуатации, существует проблема выпадения всекаемых и насекаемых драгоценных металлов. Эта проблема может решаться как за счет внедрения технологических мероприятий, повышающих устойчивость элементов всечки и насечки драгоценных металлов к инерционным нагрузкам, так и за счет выявления наиболее напряженных зон, неблагоприятных для использования подобных технологических приемов.
Искусствоведческий анализ с описанием применяемых граверных техник великолепно оформленного коллекционного оружия проводили T. Turpin, М. Nobili, из отечественных авторов Е. Г. Копейко, Е. Ф. Шумилов. Необходимость научного подхода к оформлению оружия художественной ручной гравировкой подчеркивается в ряде работ данных авторов, в частности в работе Е. Ф. Шумилова «Искусство ижевских оружейников». Поэтому необходим метод выделения зон, неблагоприятных для расположения элементов всечки драгоценных металлов на затворной коробке охотничьего ружья с вертикальным расположением стволов и разработка на этой основе рекомендаций по проектированию граверной композиции. Результат работы обеспечит высокие художественно-эстетические свойства оружия в сочетании с требуемой стойкостью элементов декора к воздействию нагрузок и функциональными характеристиками. 5.
Цель работы. Комплексный анализ художественной гравировки оружия во взаимосвязи ее художественно-эстетических, технологических аспектов и напряженного состояния гравируемых деталей при выстреле.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Выделение отличительных признаков мировых и отечественных школ художественной гравировки оружия и их взаимосвязи с технологическими приемами и функциональными характеристиками охотничьего оружия;
2. Анализ процесса гравирования, как средства достижения художественного эффекта во взаимосвязи с технологическими аспектами;
3. Выявление напряженных зон, неблагоприятных для расположения элементов всечки драгоценных металлов на затворной коробке охотничьего ружья с вертикальным расположением стволов;
4. Разработка рекомендаций по проектированию граверной композиции, с учетом технологических аспектов гравировки и картиной распределения напряженных зон по поверхности затворной коробки ружья.
Научная новизна.
1. Системно проанализирован дизайн охотничьего оружия в единстве художественно-эстетических факторов, технологических приемов и функциональных аспектов художественной гравировки. На основе этого сформулированы признаки, выделяющие ижевскую школу художественной гравировки оружия в мировом граверном искусстве.
2. Установлено, что система проектирования дизайна граверной композиции на оружии должна включать: а) анализ напряженного состояния затворной коробки, в) выбор техник гравирования с учетом распределения напряжений, с) подбор техник с учетом художественно-эстетических критериев.
3. Разработаны дополнения к расчетной модели нагружения затворной коробки классического охотничьего ружья, рекомендованной ОСТ ВЗ-5304−82, которые учитывают момент от силы инерции ствольного блока во вращательном движении в плоскости стрельбы.
4. В результате теоретического анализа напряженного состояния с использованием доработанной модели нагружения затворной коробки определены максимальные значения напряжений при стрельбе наиболее мощными эксплуатационными патронами серийно выпускаемого охотничьего оружия (калибров 12/76, 12/89). Установлено, что их уровень составляет от 194,5 до 256,3 МПа.
5. Установлено граничное значение расчетного напряжения в затворной коробке 240 МПа, превышение которого приводит к появлению дефектов всечки драгоценных металлов, определены зоны с напряжением ниже 240 МПа, где следует располагать элементы декора с применением техник всечки и насечки драгоценных металлов.
6. На основе классической модели силового взаимодействия режущего клина с обрабатываемым материалом (качественная конструкционная сталь 50 (ГОСТ 1050−88) — литейная сталь 50Л (ГОСТ 977−88))*, разработана модель процесса резания при ручном гравировании, в результате анализа которой теоретически обоснован оптимальный диапазон угла заострения граверного инструмента, составляющий 43−47°. г.
Практическая значимость.
1. Предложены практические рекомендации по использованию техник гравирования с учетом напряженного состояния затворной коробки, позволяющие оптимизировать художественно-проектную работу. снято ограничение срока действия 11УС 11−12−94.
2. Разработанный метод проектирования дизайна граверной композиции, включающий анализ теоретического распределения напряжений в затворной коробке охотничьего ружья, обеспечивает высокое качество и художественно-эстетический уровень оформления с использованием граверных техник всечки и насечки драгоценных металлов.
3. Оптимальные параметры угла заострения граверного инструмента, позволяют повысить качество прорезки при создании художественных эффектов на поверхности гравируемых деталей ружья.
4. Результаты проведенных исследований внедрены в курс обучения основам композиции в Школе ружейного мастерства им. JI.M. Васева, теоретически обоснованные параметры заточки граверного инструмента реализованы в виде практических рекомендаций при подготовке граверов. Теоретические положения работы также могут быть использованы в учебном процессе заведений высшего и среднего профессионального образования, специализирующихся по художественному оформлению оружия, художественной обработке металла, декоративно-прикладному искусству.
Достоверность и обоснованность результатов.
Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертационной работе, обоснована публикациями в открытой печати и достаточным объемом экспериментальных работ. Они подтверждены применением результатов работы в условиях ружейного производства Ижевского механического завода, что подтверждено актом внедрения, апробированы в учебном процессе подготовки граверов в школе ружейного мастерства им. JI. Васева.
Апробация результатов работы г.
Основные положения диссертационной работы докладывались:
1 .Семинар к 70-летию выдающегося гравера Авеля Лекомцева.
15 марта 2003 г. Школа ружейного мастерства ФГУП «Ижевский механический завод».
2. Научно-техническая конференция с международным участием «Информационные технологии в инновационных проектах».
Ижевский государственный технический университет 2003 г.
3. Семинар кафедры «Технология производственной и художественной обработки металлов» Ижевский государственный технический университет 2006 г.
4. Семинар кафедры ТИ-4 «Компьютерный дизайн» Московский государственный университет приборостроения и информатики 2006 г.
5. Научно-техническая конференция «Технология художественной обработки металлов» Ижевский государственный технический университет 2006 г.
Публикации.
Основное содержание работы опубликовано в 10 печатных работах, в том числе в двух зарубежных изданиях и рецензируемом научном журнале «Вестник ИжГТУ».
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав и заключения, изложенных на 134 страницах машинописного текста, списка литературы, 12 таблиц, 10 композиций, 9 схем и 93 рисунков.
Основные результаты диссертации опубликованы в работах:
1. Ломаева Л. Г. Мастер Ижевской школы // Оружие, 2003 № 3, с. 54−57.
2. Ломаева Л. Г. Мастер Ижевской школы // Оружие, 2003 № 4, с. 52- 54.
3. Ломаева Л. Г. Вклад ижевских мастеров в развитие технологического аппарата оформления оружия//Сборник по итогам конференции «Информационные технологии в инновационных проектах», Ижевск 2003.
4. Ломаева Л. Г. Путь мастера // Калашников, 2004 № 10, с. 38−43.
5. Ломаева Л. Г., Драгунов М. Е. Художественное оформление оружия: проблемы влияния художественно-эстетических факторов, техники гравирования и функциональных особенностей оружия // Сборник памяти Ф. Ю. Свитковского. Выпуск 2. Ижевск — Екатеринбург. Институт экономики Уро РАН, 2004, с.88−92.
4. Ломаева Л. Г. Школа мастерства // Калашников, 2006 № 6, с. 76−80.
7. Драгунов М. Е., Ломаева Л. Г Анализ напряженно-деформированного состояния затворной коробки при построении граверной композиции // Социально-экономические системы: исследование, проектирование, оптимизация. www: http://kampi.ru/sets. № 7(23), 2006, 5л.
8. Ломаева Л. Г., Драгунов М. Е. Подход к проектированию граверной композиции с учетом нагрузок, возникающих при выстреле // Вестник ИжГТУ 2007 № 1, с. 69−71.
9. Shilin V., Dragunov М., Lomaewa L. La tradizione della scuola russa // ARMI MAGAZINE, 2004, № 7, pp.192−197 (итальянский).
10. Shilin V., Dragunow M., Lomajewa L., Skrobanek A. Von den Freunden Iernen./ / Visier 2004, № 9, Ss 110−113 (нем.).
Заключение
.
Анализ признаков, идентифицирующих общепризнанные мировые школы художественной гравировки оружия, и стилевых и технологических особенностей работ ижевских граверов-оружейников позволил выделить, как самостоятельную, современную ижевскую школу, которую отличают: a. стиль, выработанный под влиянием русской пейзажной живописиb. доминирующие технологические приемы: технология всечки «ласточкин хвост», получение цветовых эффектов за счет варьирования составом сплавов драгоценных металлов, техника «мороз" — c. акцентирующая и организующая художественно-эстетические функции.
Художественные эффекты, создаваемые ручной гравировкой базируются на определенных технологических приемах. Для технологических приемов, выделяющих ижевскую школу, решающими качественными критериями являются «чистота» кромки, равномерность ширины и глубины прорезаемых линий. Качество прорезаемых линий напрямую зависит от геометрии режущего граверного инструмента.
На основе классической модели силового взаимодействия режущего клина с обрабатываемым материалом разработана модель процесса резания при ручном гравировании.
Анализ разработанной модели показал, что решающее значение для обеспечения «чистоты кромки», равномерности ширины прорезаемых канавок и штрихов, получения минимальных радиусов завитков играет такой конструктивный параметр граверного инструмента как угол заострения.
На основе проведенного исследования получены следующие выводы:
1. Эстетика создаваемых художественных эффектов на поверхности деталей, изготовленных из используемых в оружейном производстве сталей (качественные конструкционные стали 30 — 50 (ГОСТ 1050−88) — литейная сталь 50JI (ГОСТ 977−88)), значительно повышается при использовании режущего граверного инструмента, угол заострения которого равен 43−47°.
2. Процесс проектирования дизайна граверной композиции на оружии с использованием всечки драгоценных металлов и их сплавов должен включать: а) анализ напряженного состояния затворной коробки, в) выбор техник гравирования с учетом распределения напряжений, с) подбор техник с учетом художественно-эстетических критериев.
3. При оценке уровня напряжений при выстреле необходимо учитывать момент, создаваемый распределенной инерционной нагрузкой от вращения в плоскости стрельбы, напряжения от которого составляют до 65% от нормальных напряжений, обусловленных действием силы инерции, возникающей при отдаче оружия.
4. Максимальные значения напряжений при стрельбе наиболее мощными эксплуатационными патронами серийно выпускаемого охотничьего оружия (калибров 12/76,12/89) составляют от 194,5 до 361,4 МПа.
5. Ширина зоны деформаций затворной коробки, приводящих к появлению дефектов всечки, составляет до 10 мм от верхней кромки боковин затворной коробки.
6. Использование техники всечки драгоценных металлов целесообразно в зонах, где расчетное напряжение не превышает 240 МПа.
Разработанный на основе полученных результатов метод расчета и изменения параметров проектирования дизайна граверной композиции, пп включающий этап проверки на соответствие используемых граверных техник и границы зоны допустимых напряжений, позволяет обеспечить высокие художественно-эстетические свойства и их сохранение в процессе эксплуатации оружия. Предложены варианты реализации этого метода.
Список литературы
- Аствацатурян Э. Оружие народов Кавказа. М.: Хоббикнига, 1995.
- Аствацатурян Э., Монахов С., Шокарев Ю. Старинное оружие. НПП «Менатеп-траст» АО. Изд. «Прогресс» 1993.
- Берман В.Д. Шедевры тульских оружейников. М.: Планета, 1981.
- Бутурлин С. А. Стрельба пулей, в 2 тт. Наша охота, 1913.
- Бобров В. Ф. Основы теории резания металлов. М. «Машиностроение», 1975.
- Вульф A.M. Резание металлов. Л. «Машиностроение», 1973.
- Гринер В. В. Ружье. М.: «Природа и охота», 1888.
- Дейнерт Б. Искусство стрельбы дробью М.: КОИЗ, 1931.
- Изметинский Н.Л. Леонард Васев. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2002.
- Ю.Изметинский Н. Л., Михайлов Л. Е. Ижевское оружие. Т. 1. Ижевские ружья. Ижевск: Удмуртский университет, 1995.
- Копейко Е.Г. Охотничье оружие 1(2003)12.0хотничье оружие 2(2003)13.Охотничье оружие 3(2003)
- М.Охотничье оружие 4−5(2003)
- Охотничье оружие историческая серия (выпуск 3)16.0хотничье оружие историческая серия (выпуск 5)
- Лямин И.В. Художественная обработка металлов. М., 1988.18.0ружие как искусство. Авторское холодное оружие. Авторысоставители Г. Соколов, С. Белов. М.: Сканрус, 2002. 19.0ружие «Холодное. Авторское. Художественное» «Клинки России 2001»
- Оружие «Холодное. Авторское. Художественное» «Клинки России 2002»
- Павловский Б.В. Художественный металл Урала XVIII—XIX вв.. Свердловск, 1982.
- Подгорный Н. Учебный курс «Резьба. Мозаика. Гравирование». «Феникс» 2000.
- Русский художественный металл. М., 1958.
- Селиванкин С.А., Власов И. И., Гутов JI.A. и др. Технология ювелирного производства. Машиностроение 1978.
- Тарасюк JI. И. Старинное огнестрельное оружие в собрании Эрмитажа. Европа и Северная Америка. JL: Искусство,. 1971.
- Тихомирова Е.В., Мартынова Т. В. Золотой век русского оружейного искусства. М.: «Восхождение», «Скрижали С», 1993.
- Тойбл К. Ювелирное дело М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
- Тульское оружие XVII—XX вв. М., 1980.
- Федотов А.И., Улановский О. О. Граверное дело. Л. Машиностроение, 1981.
- Флеров А.В. Материаловедение и художественная обработка металлов. М. Высшая школа 1981 г.
- Флеров А.В. Художественная обработка металлов. М.: Высшая школа, 1976.
- Шнейдер Г. А. Основы художественной обработки металла. Минск, 1986.
- Шумилов Е.Ф. Искусство ижевских оружейников. Ижевск: Удмуртия, 1987.
- Barthold W. Jagdwaffenkunde. Berlin: VEB Verlag Technik, 1979.
- Brownell F. & son. The Art of Engraving. A Book of Instructions. Publishers, Inc. Montezuma, 1997.
- Dallas D. Purdey. Gun and Rifle Makers. The Definitive History. London: Quiller Press, 2000.
- Dolinek V., Durdik J. Historische Waffen. Hanau: W. Dausien, 1995.
- Durdik J., Mudra M., Sada M. Alte Handfeuerwaffen. Praha: Artia, 1977.
- FritzeH.-J., ArfmannP. Suhler Waffenkunst.: Zur Geschichte der Suhler Feuerwaffenherstellung. Bd 1. Suhl: Peter Arfinann Verlag, 1998.
- Gaier C., Sabatti P. The art of gun engraving. Knickerbocker press, 1999.
- Hansen T. Jagdschmuck: Waffengravuren aus Osterreich. Linz: Landesverlag, 1989.
- Kunstlerische Waffengravuren Ferlacher Meister. Schwabisch Hall: Journal-Verlag Schwend
- Lugs J. Handfeuerwaffen: Systematischer Uberblick iiber die Handfeuerwaffen und ihre Geschichte. 2Bde. Berlin: Militarverlag der DDR, 1982.
- Nobili M. E. II grande Libra delle encisioni. Milano: II Volo srl, 1989
- Nobili M. E. Fucili d’autore: Armi da caccia e da collezione. Milano: II Volo srl, 1992.
- Nobili M. E. Austrian and German guns and rifles. Milano: II Volo srl, 2000.47.Perazzi 2003
- Tate D. British gun engraving. Huntington Beach, CA: Safari press Inc., 2000.
- Turpin T. Custom firearms engraving. The techniques and treasures of the world’s greatest artists. Iola, WI: Krause Publications, 1999.
- Wilson R.L. Steel canvas. The art of American arms. Random House, Inc., 1995.