Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в современных условиях: по материалам Республики Казахстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем самым, потребуется в п. 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан включить положение следующего содержания: «налогообложение предприятий и организаций, использующих труд осужденных к лишению свободы, регулируется согласно действующему законодательству». П. 2 статьи 121 Налогового кодекса Республики Казахстан дополнить абзацем третьим следующего содержания: «численность… Читать ещё >

Содержание

  • ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
    • 1. 1. Уголовно-исполнительная политика в области трудовой занятости осужденных
    • 1. 2. Цели привлечения осужденных, лишенных свободы, к труду
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
    • 2. 1. Принцип обязательности труда осужденных к лишению свободы
    • 2. 2. Организационно-правовые формы привлечения осужденных к труду в Республике Казахстан и Российской Федерации
    • 2. 3. Условия и оплата труда осужденных к лишению свободы
  • ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЖДЕННЫХ, ЗАНЯТЫХ ТРУДОМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 3. 1. Социально-демографическая характеристика
    • 3. 2. Уголовно-правовая характеристика
    • 3. 3. Уголовно-исполнительная характеристика

Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в современных условиях: по материалам Республики Казахстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование законодательной базы уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан с целью приведения ее в соответствие с основными положениями международных актов о правах человека и международных соглашений, определяющих принципы и порядок обращения с осужденными, является одним из составляющих правовой реформы, проводимой в государстве. Данный процесс реформирования уголовно-исполнительной системы выступает немаловажным условием демократического развития Казахстана, предусматривающего построение экономически развитого правового государства и гражданского общества.

Изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни республики непосредственным образом отражаются на деятельности уголовно-исполнительной системы. Негативные тенденции в экономике существенно осложняют оперативную обстановку в местах лишения свободы и затрудняют выполнение задач, возложенных на исправительные учреждения.

Переход к рыночным отношениям, сопровождаемый общим спадом производства, разрывом сложившихся хозяйственных связей, высоким уровнем инфляции, ростом безработицы и кризисом финансовой системы, создал крайне тяжелые условия для функционирования учреждений, исполняющих наказания. Сложившаяся за многие годы мощная производственная база в местах лишения свободы практически распалась, и ее остатки оказались на грани банкротства, что, в свою очередь, не позволяет эффективно выполнять задачи по привлечению осужденных к общественнополезному труду в современных условиях. Почти каждый третий из них не обеспечен работой, и это главным образом отражается на воспитательном процессе.

Положение, сложившееся на предприятиях уголовно-исполнительной системы, усугубляется изношенностью морально устаревшего оборудования, низким уровнем квалификации осуждённых, спецификой организации труда в условиях исправительных учреждений, не позволяющим им в полной мере конкурировать на рынке с предприятиями различных форм собственности. Корректировка данной тенденции в сторону сокращения разрыва между предприятиями уголовно-исполнительной системы и промышленными предприятиями на свободе возможна только при значительном финансировании со стороны государства, направленном на модернизацию оборудования предприятий исправительных учреждений и соответствующее обучение осужденных, что в создавшейся экономической ситуации маловероятно.

В условиях, когда предоставление работы осуждённым само по себе является стимулом добросовестного качественного труда, прямое стимулирование труда затруднительно из-за малых объемов работ. При этом предпочтительнее опосредованное стимулирование труда, как одной из составляющих правопослушного поведения осуждённых, когда основой применения меры поощрения выступает не выполнение норм выработки, а отношение к труду и качество выполненной работы.

Нормы действующего Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан на законодательном уровне закрепили сложившуюся практику в области применения труда осужденных. Тем не менее, существуют пробелы и противоречия в уголовно-исполнительном законодательстве республики, что определяет необходимость дополнительной корректировки норм права в данной сфере отношений. Действие наряду с указанными нормами подзаконных актов, разработанных согласно нормам утратившего силу Исправительно-трудового кодекса и иных нормативных правовых актов Казахской ССР, требует проведения правовой экспертизы на предмет соответствия норм, регулирующих труд осужденных к лишению свободы, законодательству Республики Казахстан.

Таким образом, сложившееся непростое состояние уголовно-исполнительной системы диктует необходимость радикальных преобразований уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики, совершенствования действующей законодательной базы, продолжения и углубления реформы организационно-правовых основ деятельности данной системы.

Появились новые взгляды и подходы на теоретические проблемы труда осужденных, в том числе на его социальные цели, место и роль в процессе исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных, его правовую природу.

Все это свидетельствует о важности научной разработки обозначенных вопросов и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Вопросы труда осужденных к лишению свободы широко освещались в научной литературе как казахстанскими так и российскими учеными Н. А. Беляевым, В. М. Гусевым, Л. П. Дубровицким, А. Т. Жусуповым, М. А. Ефимовым, А. И. Зубковым, Н. Н. Илюшиным, И. Г. Константиновым, Л. Г. Крахмальником, Н. И. Ланкиным, А. С. Михлиным, А. Е. Наташевым, В. И. Поповым, Л. П. Рассказовым, А. Л. Ременсоном, Н. А. Стручковым, Ю. М. Ткачевским, И. В. Упоровым, Б. С. Утевским, В. А. Уткиным, Д. С. Чукмаитовым, Е. Г. Ширвиндтом, И. В. Шмаровым и другими учеными, что позволяет говорить о высокой степени разработанности проблем труда осужденных в науке уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права в предшествующие периоды. Иными словами, данные научные разработки осуществлялись в условиях социалистической плановой экономики, частью которой являлось и производство уголовно-исполнительной системы.

В настоящее время имеются научные работы А. В. Губенко, Н. Н. Дерюга, Ю. А. Киреева, С. Х. Шамсунова, в которых учитываются в корне изменившиеся социально-экономические условия и правовая база в рамках российского и зарубежного опыта.

В Республике Казахстан этой проблематике не уделяется достаточного внимания, при этом рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования организации трудовой занятости осуждённых.

Вопросы правового регулирования и организации труда осужденных на предприятиях исправительных учреждений были затронуты в диссертационной работе А. Т. Жусупова «Исправительные учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан"1. Объектом изучения данного исследования выступили, главным образом, общественные отношения, возникающие между субъектами гражданского права, в числе которых выступили предприятия исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Ко всему, автором диссертационной работой был охвачен период времени нахождения данной системы в ведении Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Тогда еще изменения социально-экономических условий функционирования исправительных учреждений, уголовно-исполнительной политики государства не были так четко определены.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что автором впервые предпринята попытка монографического исследования правового регулирования труда осужденных к лишению свободы в условиях становления и развития рыночных отношений. Сформулирована новая система взглядов на цели труда осужденных, на его социально-правовую сущность, а также новые подходы к совершенствованию правового регулирования и практики привлечения осужденных к труду в современных условиях. Данное исследование проводится через призму конституционного принципа приоритета прав человека и гражданина.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является развитие теоретических положений, объединяющих систему взглядов на правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы, с учетом изменения социально-экономических условий и развития рыночных отношений. В прикладном плане целью исследования является выработка предложений по совершенствованию правового регулирования и практики.

1 См.: Жусупов А. Т. «Исправительные учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан"/ Дис. на соиск. учен, степени канд. юрид. наук / Науч. рук. А. Г. Диденко. Алматы, 2000. 159 с. привлечения осужденных к общественно полезному труду. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

• определение состояния и тенденций развития уголовно-исполнительной политики государства в области трудовой занятости осужденных;

• анализ развития системы взглядов на социально-правовую сущность труда осужденных к лишению свободы и уточнение социальной роли труда на современном этапе;

• выявление факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на обеспечение трудовой занятости осужденных в условиях развития рыночных отношений;

• обоснование нецелесообразности сохранения в настоящее время принципа обязательности труда осужденных к лишению свободы;

• определение особенностей реализации традиционно используемых и новых форм привлечения осужденных к труду в современных условиях;

• установление наиболее перспективных направлений совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в области применения труда осужденных к лишению свободы, разработка конкретных предложений по совершенствованию законодательства и практики применения труда осужденных к лишению свободы.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе труда и организации трудовой деятельности осужденных к лишению свободы в современных условиях.

Предметом исследования являются правовые нормы в области труда осужденных, деятельность исправительных учреждений по их реализации, а также степень соответствия международным стандартам национального законодательства и деятельности уголовно-исполнительной системы в данной сфере общественных отношений.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы, происходящего в современных условиях, претерпевают определенные изменения цели применения труда осужденных к лишению свободы, его социально-правовая сущность, изменяются условия труда осужденных. Уголовно-исполнительная система имеет весьма ограниченные возможности для обеспечения трудовой занятости осужденных в новых условиях. Несмотря на это, труд продолжает оставаться одним из основных средств исправления осужденных, что обусловливает необходимость стабилизации и развития производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, разработки правовых и организационных основ осуществления этой деятельности на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания социальных процессов и явлений, правовой регламентации, системный подход к изучению объекта исследования. При подготовке диссертации применены исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, социологические методы научного познания.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы и статистические данные Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, учреждений, исполняющих наказания.

Автором произведен анализ документов, статистических данных, проведено конкретно-социологическое исследование, в ходе которого опрошены 267 сотрудников уголовно-исполнительной системы и 824 осужденных. Анкетирование проводилось в исправительных учреждениях различных видов режимов, в управлениях Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан по Жамбылской, Карагандинской областям и г. Астана.

Правовой основой диссертационного исследования являются положения общепризнанных международно-правовых документов в области защиты прав человека и борьбы с преступностью, Конституции Республики Казахстан, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти, а также нормативная правовая база Российской Федерации в сфере регламентации трудовой занятости осужденных.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды ученых в области уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) и других отраслей права, касающиеся вопросов правового регулирования исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, социально-правовых и организационных вопросов труда осужденных, проблем развития производственной деятельности и формирования рыночных отношений. В диссертации использованы материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, публикации в научных, общественно-политических и публицистических изданиях.

Выводы диссертации базируются на основных положениях общей теории права, конституционного, трудового, гражданского, уголовного, уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) праваанализе предшествующего и действующего законодательства, подзаконных и ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих труд осужденныханализе практики привлечения к труду осужденных в Республике Казахстан и Российской Федерациирезультатах проведенного конкретно-социологического исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Труд выступает частью всей совокупности средств исправительного воздействия на осужденных и от того, как он организован, как вознаграждается, какое приносит удовлетворение, как осознается общественное значение труда самими осужденными, зависит не только его производительность, а, главное, воздействие на социальную адаптацию и реабилитацию осужденных.

2. В данном направлении требуется коренной пересмотр норм уголовно-исполнительного законодательства и предлагается законодательное закрепление принципа добровольности и добросовестности труда осужденных. Таким образом, предоставление работы осужденному в местах лишения свободы на сегодняшний день должно стать, своего рода, поощрением, стимулом для переосмысления поведения и исправления человека. Обязательность же привлечения осужденного к лишению свободы трудиться не вытекает не только из приговора суда, вынесенного в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, но и самого содержания уголовного закона, регулирующего данный вид наказания.

3. В новых экономических условиях уголовно-исполнительная система должна быть ориентирована на повышение уровня трудозанятости осуяеденных путем увеличения рабочих мест, количества лиц, обучающихся профессиям или повышающих свою квалификацию. При этом основной формой организации трудовой занятости осужденных на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Республики Казахстан остается традиционная форма привлечения осужденных к труду на предприятиях учреждений, исполняющих наказание. Привлечение осужденных к оплачиваемым работам по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказание как форма применения труда осужденных, по утверждению диссертанта, заслуживает прямого закрепления в нормах действующего Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан наряду с другими формами применения труда осужденных.

4. В целях реализации мер государственной поддержки промышленности уголовно-исполнительной системы и привлечению субъектов частного предпринимательства к сотрудничеству диссертантом предлагается отнести предприятия и организации, использующие труд осужденных к лишению свободы, к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, доход которых не подлежит налогообложению. В том числе, товары (работы, услуги), производимые данными предприятиями и организациями, предлагается включить в перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость.

Тем самым, потребуется в п. 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан включить положение следующего содержания: «налогообложение предприятий и организаций, использующих труд осужденных к лишению свободы, регулируется согласно действующему законодательству». Соответственно п. 2 статьи 121 Налогового кодекса Республики Казахстан дополнить абзацем третьим следующего содержания: «численность осужденных к лишению свободы за налоговый период составляет не менее пятидесяти одного процента от общего числа работников и расходы по оплате труда осужденных к лишению свободы за налоговый период составляют не менее пятидесяти одного процента от общих расходов по оплате труда».

При установлении перечня товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, определенные выше условия к предприятиям и учреждениям включить в пп. 21 статьи 225 Налогового кодекса Республики Казахстан.

5. Учреждения уголовно-исполнительной системы не могут и не должны принимать активного участия в экономической жизни страны, области, района. Они не должны быть источником коммерческих прибылей ни для местных властей, ни тем более для самих сотрудников уголовно-исполнительной системы. В связи с этим, автор видит целесообразным сохранить в действующем законодательстве Республики Казахстан правовую норму, определяющую государственные предприятия исправительных учреждений поставщиком производимых ими товаров (работ, услуг) для организаций уголовно-исполнительной системы, как имеющих важное стратегическое значение.

6. Анализ правового регулирования предпринимательской деятельности осужденных в Российской Федерации показал, что осужденные, являются специфическими субъектами данной трудовой деятельности, так как их участие в рыночных экономических отношениях в процессе занятия предпринимательской деятельностью организуется администрацией исправительного учреждения и тем самым является опосредованным.

В развитии индивидуальной трудовой деятельности в условиях исправительных учреждений Республики Казахстан диссертантом наблюдаются определенные препятствия, связанные со специфическими условиями ее организации. Прежде всего, это требования изоляции и режима содержания осужденных, трудности, связанные с приобретением сырья, материалов, сбытом продукции, со спецификой мелкосерийного и единичного производства в условиях исправительных учреждений, а также влияние развивающихся рыночных отношений.

В целях получения развития данного вида трудовой деятельности осужденных автор видит целесообразным, в первую очередь, организовать в исправительных учреждениях обучение всех желающих осужденных основам предпринимательства, что будет способствовать их адаптации к современным условиям жизни на свободе.

7. Сочетание труда с профессиональным обучением имеет важное воспитательное значение и создает условия для сохранения или повышения квалификации осужденных, а также расширения возможностей их разнообразного приобщения к труду.

Тем самым, работу следует предоставлять таким образом, чтобы лица, имеющие определенный уровень профессиональной подготовки, имели возможность повысить ее уровень, а для лиц, не владеющих какой-либо специальностью, должны быть созданы условия по формированию положительной установки на труд и получения знаний и умений для выполнения трудовой деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность на рынке труда. Однако, учитывая особенности организации труда и профиля производства исправительных учреждений, условий выбора новой профессии, отвечающей требованиям рынка труда и пожеланиям самих осужденных, практически не существует.

В связи с этим, автором предлагается внести дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан: п. 1. ст. 104 дополнить предложением вторым следующего содержания: «При отсутствии такой возможности и (или) по желанию осужденного в соответствии с условиями отбывания лишения свободы осужденный может получить профессиональное обучение в организациях, расположенных за пределами исправительного учреждения, и в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.». п. 4 ст. 104 дополнить предложением вторым следующего содержания: «Получение осужденными профессионального образования в организациях, расположенных за пределами исправительного учреждения, производится в соответствии с трудовым законодательством при условии обеспечения их надлежащего надзора.».

8. Отказ от необоснованных ограничений в условиях труда осужденных к лишению свободы, сопровождаемый постепенным переходом от специального правового регулирования к нормам трудового законодательства, способствует не только повышению их трудовой активности, но и эффективности труда как средства исправления. В этой связи, целесообразно, по мнению автора, внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, в частности установить ежегодный оплачиваемый отпуск для осужденных к лишению свободы в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан продолжительностью двадцать четыре календарных дня, если большее количество дней не предусмотрено иными нормативными правовыми актами, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. Ко всему наделить отдельных категорий работников из числа осужденных правом на получение дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска в порядке, определенном трудовым законодательством Республики Казахстан.

9. На протяжении всего периода существования исправительной системы заработок осужденных оставался стабильно низким и не мог выступать стимулом к эффективному труду. Диссертант приходит к выводу, что в настоящее время заработная плата осужденных выступает основой их материальной заинтересованности в труде и его результатах и отвечает общим признакам, характеризующим заработную плату работников предприятий всех форм собственности. Тем самым, труд должен вознаграждаться в соответствии со способностями и возможностями каждого осуяаденного в отдельности.

Для того, чтобы вознаграждение за труд стало стимулирующим фактором, влияющим на творческий потенциал личности, на ресоциализацию для успешной адаптации на свободе после освобождения диссертантом предлагается исключить из перечня удержаний, установленного статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, что будет стимулировать желание осужденных работать лучше и больше, предоставит им возможность накапливать на лицевых счетах денежные средства для проживания в первые дни после освобождения1.

В работе сформулированы предложения о внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, в целях приведения его в соответствие с трудовым и иными смежными отраслями законодательства, а также совершенствования правового регулирования труда осужденных к лишению свободы. Вносятся предложения по закреплению принципов организации труда осужденных к лишению свободы, совершенствованию правового регулирования и организации взаимодействия учреждений, исполняющих наказания, с производственными структурами различных организационно-правовых форм, индивидуальной трудовой деятельности осужденных к лишению свободы, а также условий и оплаты их труда в современных условиях.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в.

1 Данное предложение диссертанта нашло свое практическое применение в принятом 26 марта 2007 года Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовно-исполнительной системы». развитие научных взглядов по вопросам труда осужденных к лишению свободы, а также в совершенствование правовых основ и практики привлечения осужденных к труду в современных условиях.

Выводы и предложения могут быть использованы: в процессе совершенствования уголовно-исполнительного законодательствапри разработке подзаконных, в частности, нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы в сфере труда осужденныхпри подготовке методических рекомендаций по применению различных организационно-правовых форм привлечения осужденных к трудупри проведении научных исследований по проблемам труда осужденных к лишению свободы.

Результаты исследования могут представлять интерес для учебного процесса в высших учебных заведениях по дисциплинам «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Трудовое право».

Апробация результатов исследования:

Основные теоретические положения диссертационного исследования нашли отражение в девяти научных публикациях автора, были представлены на международной научной конференции, посвященной 10-летию университета «Туран» — «Системный анализ социального развития современной эпохи» (Университет «Туран», г. Алматы, 27 сентября 2002 г.), международной научно-практической конференции «Проблемы борьбы с преступностью на современном этапе» (Карагандинский юридический институт МВД РК им. Б. Бейсенова, г. Караганда, 30 мая 2003 г.), международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию Юридической академии «Фемида» «Основные направления формирования правового государства в современных условиях» (Юридическая академия «Фемида», г. Караганда, 19 декабря 2003 г.), научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» (Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, 2005 г.).

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе Университета «Туран», Казахстанско-Российского университета. Отдельные выводы и рекомендации исследования нашли свое практическое применение в деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан и Института законодательства Республики Казахстан, что подтверждено актами внедрения.

Структура работы. Структура настоящей работы обусловлена целью, задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ТРУД есть явное выражение самоозабоченности человеческого существования только потому, что в «теперь» человек предвидит «позже», в «сегодня» -«завтра». Он может позаботиться, спланировать, потрудиться принять на себя теперешние тяготы ради будущего удовольствия .".

Э. Финк «Основные феномены человеческого бытия»).

Заключение

.

Проведенное автором исследование правового регулирования труда осужденных к лишению свободы в современных условиях позволило сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Труд осужденных к лишению свободы по своим социально-экономическим характеристикам является разновидностью общественного труда. Его отличие от труда свободных граждан обусловлено целевой направленностью, наличием специального правового регулирования отдельных правоотношений, возникающих в процессе привлечения осужденных к труду, а также специфическими особенностями организации труда в местах лишения свободы.

2. Труд осужденных к лишению свободы, как и ранее, преследует воспитательные, экономические, социальные, оздоровительные и сублимационные цели. Однако, в настоящее время соотношение целей привлечения осужденных, лишенных свободы, к труду значительно изменяется.

Возрастает потребность в приобщении осужденных к труду, профессиональном обучении, приобретении ими трудовых навыков и повышении квалификации. Соответственно возрастает и социальная ценность труда осужденных, значение его социальных целей в современных условиях.

3. Особое значение приобретают сублимационные цели труда осужденных, достижение которых способствует реализации установки на стимулирование правопослушного поведения и естественное расслоение осужденных, на дифференциацию условий содержания осужденных в пределах одного подразделения, а также установки на разобщение неформальных группировок отрицательной направленности и искоренение воровских традиций путем приобщения осужденных к общественно полезному труду.

4. Проводимая сегодня уголовно-исполнительная политика, направлена на гуманизацию и демократизацию отбывания наказания и отражает основные направления деятельности государства на дальнейшее развитие уголовноисполнительного законодательства и развитие правоприменительной практики исполнения наказаний, соответствующей международным стандартам.

5. Общегражданская свобода труда, определенная в нормах действующей Конституции Республики Казахстан, должна распространяться и на осужденных в местах лишения свободы. Закрепление в нормах Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан принципа добровольности и добросовестности труда осужденных к лишению свободы, выступит своего рода стимулом переосмысления поведения и исправления человека.

В условиях сохранения принудительности труда осужденных к лишению свободы, критерий добросовестного отношения осужденных к труду, выражаясь в выполнении норм выработки сменного задания и соблюдении трудовой дисциплины, не может оценить реальную степень исправления осужденного, его отношения к труду без какого-либо принуждения.

Ко всему, заключение трудового договора, имеющее место в правовом регулировании отношений между работодателем и работником (осужденным) представляется легитимным при условии добровольности труда осужденных. Это выступает, по мнению автора, еще одним веским аргументом в пользу отмены принципа обязательности труда осужденных в современных условиях. Надо полагать нецелесообразным сохранять обязанность осужденных трудиться, когда государство не имеет реальной возможности предоставить им для этого рабочие места.

6. В новых условиях в качестве экономической цели уголовно-исполнительная система не должна рассматриваться как источник бюджетных поступлений. В этом направлении диссертантом предлагается отнести предприятия и организации, использующие труд осужденных к лишению свободы, к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, доход которых не подлежит налогообложению. В том числе, товары (работы, услуги), производимые данными предприятиями и организациями, включить в перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость (ранее такими льготами обладали предприятия исправительных учреждений).

Тем самым, потребуется в п. 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан включить положение следующего содержания: «налогообложение предприятий и организаций, использующих труд осужденных к лишению свободы, регулируется согласно действующему законодательству». П. 2 статьи 121 Налогового кодекса Республики Казахстан дополнить абзацем третьим следующего содержания: «численность осужденных к лишению свободы за налоговый период составляет не менее пятидесяти одного процента от общего числа работников и расходы по оплате труда осужденных к лишению свободы за налоговый период составляют не менее пятидесяти одного процента от общих расходов по оплате труда». При установлении перечня товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, определенные выше условия к предприятиям и учреждениям включить в пп. 21 статьи 225 Налогового кодекса Республики Казахстан.

7. При применении направлений развития производственной деятельности государственных предприятий исправительных учреждений, следует учитывать, что в силу как технической и технологической отсталости производств колоний, так и недофинансирования из бюджета учреждения уголовно-исполнительной системы не могут и не должны принимать активного участия в экономической жизни страны, области, района. Они не должны быть источником коммерческих прибылей ни для местных властей, ни тем более для самих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В связи с этим, автор видит целесообразным сохранить в действующем законодательстве Республики Казахстан правовую норму, определяющую государственные предприятия исправительных учреждений поставщиком производимых ими товаров (работ, услуг) для организаций уголовно-исполнительной системы, как имеющих важное стратегическое значение.

8. Привлечение осужденных к оплачиваемым работам по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказание, зачастую воспринимается в качестве вспомогательной. Тем не менее, по мнению автора, она заслуживает прямого закрепления в нормах действующего Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан наряду с другими формами применения труда осужденных. Независимо от изменений, которые могут произойти в уголовно-исполнительной системе и обществе, потребность в обозначенной форме применения труда осужденных, на взгляд автора, будет сохраняться.

9. Развитие предпринимательской деятельности осужденных является весьма перспективным и в целях изыскания дополнительных рабочих мест в местах лишения свободы, и в целях подготовки осужденных к реалиям жизни на свободе. Вместе с тем, ее осуществление в исправительных учреждениях возможно лишь в ограниченных пределах в силу негативного влияния как внешних, так и внутренних факторов, сдерживающих ее развитие, а также специфических условий, в которых организуется эта деятельность, и правового положения осужденных-предпринимателей. Прежде всего, это требования изоляции и режима содержания осужденных, трудности, связанные с приобретением сырья, материалов, сбытом продукции, со спецификой мелкосерийного и единичного производства в условиях исправительных учреждений, а также влияние развивающихся рыночных отношений.

Для того, чтобы данный вид трудовой деятельности осужденных получил свое развитие автор видит целесообразным, в первую очередь, организовать в исправительных учреждениях обучение всех желающих осужденных основам предпринимательства, что будет способствовать их адаптации к современным условиям жизни на свободе.

10. В целях систематизации уголовно-исполнительного законодательства республики в области трудовой занятости осужденных к лишению свободы автор видит целесообразным признать Положение об условиях и порядке оплаты труда лиц, лишенных свободы, утвержденное постановлением Кабинета Министров.

Республики Казахстан от 8 января 1993 г. № 20, не отвечающим настоящим условиям и утратившим юридическую силу.

11. Вознаграждение за труд осужденных должно быть стимулирующим фактором, влияющий на творческий потенциал личности, на ресоциализацию для успешной адаптации на свободе после освобождения. В сложившихся условиях неполной трудовой занятости осужденных, когда большая их часть не имеет оплачиваемой работы возникает несправедливая ситуация по отношению к работающим осужденным. Из заработанных осужденным денег производятся удержания на их содержание, тогда как не работающими и соответственно не имеющими заработной платы и иных доходов осужденными данные расходы не возмещаются. Государство, беря на себя данный вид расходов, тем самым понижает заинтересованность осужденных в хорошо организованном и надлежаще оплачиваемом труде.

Для стимулирования желания осужденных работать лучше и больше, предоставления им возможности накапливать на лицевых счетах денежные средства для проживания в первые дни после освобождения автором предлагается исключить из перечня удержаний, установленного статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг (принято Законом Республики Казахстан от 26 марта 2007 года № 240-IIIЗРК).

12. В целях максимально приближения правового регулирования труда осужденных к правовому регулированию труда свободных граждан автором предлагается установить ежегодный оплачиваемый отпуск для осужденных к лишению свободы в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан продолжительностью двадцать четыре календарных дня, если большее количество дней не предусмотрено иными нормативными правовыми актами, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. Ко всему, наделить работников из числа осужденных, занятых на работах в учреждениях, расположенных в местностях с тяжелыми климатическими условиями, на тяжелых физических работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно перечню производств, работ, профессий и должностей, определяемому уполномоченным государственным органом, а также инвалидов первой и второй групп из числа осужденных правом на получение дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска в порядке, определенном трудовым законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, основные выводы, предложения и рекомендации, сформулированные по результатам проведенного диссертационного исследования, имеют особое значение для повышения эффективности индивидуализации и дифференциации исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, и, тем самым, оказывают влияние на эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в выполнении ее основной задачи по возвращению обществу законопослушного и уважающего закон гражданина, отбывшего за совершенное преступление срок уголовного наказания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Теория и методология криминологического прогнозирования // Организация профилактики правонарушений. М.: Академия МВД СССР. 1977.-530 с.
  2. Ю. А. Пути совершенствования уголовно-исполнительной системы: мнения сотрудников ИТУ // Применение нового законодательства в области борьбы с преступностью. Домодедово: РИПК МВД РФ, — 1994.- С. 17−20.
  3. Э.П., Утаев М. А. Договор на предоставление рабочей силы из числа спецконтингента организациям и предприятиям других министерств и ведомств. Лекция, Ташкент, 1992, С. 2−5.
  4. Н. Г., Рыбаков В. А. Цивилизация исполнения наказания //Лишение свободы: виды, содержание, исполнение: Материалы заседания координация бюро ВНИИ МВД СССР по исправительно-трудовому праву. Рязань, 1991, С. 90−93.
  5. В.А. Некоторые вопросы теории стимулирования труда и практика премирования работников промышленности в условиях экономической реформы. / Дис. на соиск. учен, степени канд. эконом, наук. Томск,-1971.- С. 78−79.
  6. И.М., Курляндский В. М. Основное направление борьбы с преступностью. М., 1978. — 878 с.
  7. М.Я. Советское исправительно-трудовое право. М., 1958.-С. 19−20.
  8. Ю.В. Уголовно-правовое стимулирование позитивного поведения: вопросы теории. Новосибирск, 1992, — С. 69−70.
  9. Дж. Митфорд. Тюремный бизнес. М.: Изд-во «Прогресс».-1978.-352 с.
  10. Л.П. Социально-правовые и организационные вопросы труда осужденных к лишению свободы в условиях развития рыночных отношений/ Дисс. канд. юрид. наук. М., 1997. -226 с.
  11. И.И. Проблемы трудовой занятости в местах лишения свободы. «Исполнение наказаний». 2004. № 5, — С. 3−6.
  12. Европейские тюремные правила. Рекомендация R (87) 3. Принята Комитетом Министров Совета Европейских стран 12 февраля 1987 г.: Перевод № 3/112. / Под ред. В. Н. Антонова. М.: ВНИИ МВД СССР.-1987.- 62 с.
  13. А.А. Проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных / Дисс. на соик. канд. юрид. наук Астана, 2005.- 170 с.
  14. .Ж. Понятие и общая характеристика уголовной политики // Сб. научн. трудов Юридической академии «Фемида». Караганда, 2003, С. 3−8.
  15. А.Т. «Исправительные учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан»/ Дис. на соиск. учен, степени канд. юрид. наук / Науч. рук. А. Г. Диденко. Алматы, 2000.- 159 с.
  16. А.И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование. Томск: Изд-во Томского университета. 1970. — 188 с.
  17. А.И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных. Томск: Изд-во Томского университета,-1974.- 172 с.
  18. А.И. Социально-правовые и организационные проблемы труда осужденных к лишению свободы. Учебное пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1980.- 102 с.
  19. А.И., Михлин А. С. Закон и «зона» // Труд, 1993. 11 февр. С. З
  20. А.И. Социально-правовые, экономические и воспитательные проблемы труда осужденных в условиях развития рыночных отношений // Проблемы труда осужденных в условиях становления рыночной экономики:
  21. Материалы научно практического семинара. Домодедово: РИПК МВД РФ.- 1996.- С.3−5.
  22. JT.A., Наташев А. Е. О соотношении трудового и исправительно-трудового законодательства, «К новой жизни».- 1971- № 6.- С. 34−37.
  23. М.М. Основы пенитенциарной политики. М.- JL, ГИЗ, 1927.- 251 с.
  24. Колодкин J1.M. Основные направления совершенствования государственного управления в современных условиях // Академия вчера, сегодня, завтра: Материалы расширенного заседания ученого совета, посвященного 20-летию Академии. М., 1995. С. 23−25.
  25. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Казахстан. Алматы, Баспа, 1998.- 432 с.
  26. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. М.: Экспертное бюро, 1997.627 с.
  27. И.Г. Объекты труда осужденных: Методологические вопросы приобщения осужденных к труду. М.: ВНИИ МВД СССР, 1979. 96 с.
  28. Л.Г. Труд как основа исправления и перевоспитания заключенных. В сб.: Проблемы развития советского исправительно-трудового законодательства. Саратов, 1961.- С. 83−91.
  29. Л.Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1963. — 96 с.
  30. С.И. ИТУ: история и современность // Человек: преступление и наказание. Рязань, 1996, № 2. С. 58−59.
  31. Кэтэлин Замфир. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога: Пер. с рум. / Вступит, ст. А. Д. Мазылу, И. Т. Левыкина. М.: Политиздат, 1983. 142 с.
  32. В.И. Полное собрание сочинений. / 5-е изд. М.: Политиздат.- Т. 35.-599 с.
  33. Н. ИТУ и рецидивная преступность. // Преступление и наказание. М., 1992, № 5. С. 13−15.
  34. К., Энгельс Ф., Сочинения (В 30-ти т.) / Изд. 2-е. Госполитиздат, 1961. Т. 20, — 827 с.
  35. Международные соглашения и рекомендации Организации объединенных наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью // Сборник международных документов. Вып. 1. М.: Академия МВД СССР.- 1989.- 172 с.
  36. А. Е. Метод правового регулирования исполнения наказания и функции исправительно-трудового права. М., 1977, 346 с.
  37. Ной И. С. Теоретические вопросы лишения свободы. Саратов: Саратовский университет, 1965.- 166 с.
  38. Основные показатели трудоиспользования осужденных за 2001−2006 годы. Управление организации труда Комитета уголовно-исполнительной системы МЮ РК. Астана.
  39. О деятельности подразделений УИС. Информационный бюллетень № 1, Астана, 2003 г., с.50−54.
  40. Основные принципы обращения с заключенными// 68-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ООН, 1990, 14 дек.
  41. О.А. Проблемы организации предпринимательской деятельности осужденных к лишению свободы // Проблемы труда осужденныхв условиях становления рыночной экономики: Материалы научно-практического семинара. Домодедово: РИПК МВД РФ.- 1996.- С. 91−95.
  42. С.Н., Медведева Н. Т. О человеческом достоинстве осужденного // Проблемы совершенствования исполнения наказания. Рязань.-1992.- С. 40−43.
  43. А.Т. Институт отсрочки отбывания наказания осужденными женщинами и его правовое обеспечение // Реализация положений нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний. М., 1995.-С. 86−88.
  44. Процедуры эффективного выполнения минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными // Экономический и Социальный Совет, 21-е пленарное заседание, 5 мая 1984 г.
  45. А. Л. Всемерное развитие трудовой и общественной активности осужденных ключевая задача сотрудников ИТУ и спецкомендатур // Проблемы теории и практики повышения трудовой и общественной активности осужденных. Томск: ТГУ.-1987.- С. 8−13.
  46. М.К. О положительном опыте в деятельности исправительно-трудовых учреждений. Алма-Ата, 1992, — 127 с.
  47. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву /Сост. П. М. Лосев, и Г. И. Рагулин. М.: Юрид. лит., 1959.- 360 с.
  48. Сборник материалов 1 Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступлений и обращению с преступниками. М., 1959.- с. 22.
  49. В. И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. М., 1992, с. 76−78.
  50. А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (проблемы теории и практики). Рязань, 1993. С. 27−28.
  51. И.А., Шишов О. Ф. Советское исправительно-трудовое право. (Учеб. пособие по спецкурсу). М., 1965.- 93 с.
  52. Сравнительная характеристика основных положений КЗоТ КАЗССР от 21.07.72 г. и Закона РК «О труде» от 10.12.99 г. № 493−1// Трудовые отношения в Республике Казахстан/ под общей ред. В. И. Скала. Алматы, Издательский Дом «ЬЕМ». 2001.- С. 10−13.
  53. Н.А. Советская исполнительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. М.: 1970.- 270 с.
  54. Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Общей части. М.: Юрид. лит., 1984.- 240 с.
  55. Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части. М.: Юрид. лит.-1985.- 256 с.
  56. Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Зерцало, 1997.- С. 92−93.
  57. К.В. Особенности труда осужденных в исправительно-трудовых колониях // Правовые и организационные основы исполнения уголовных наказаний: Труды / Академия МВД СССР, 1991.- с. 140−146.
  58. Н.А. Образовательные программы исправления осужденных. Рязань, 1997.- С. 17−20.
  59. В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. Томск: Изд-во Томского университета.- 1995.-256 с.
  60. В. Введение в криминологию: Пер. с англ./ Под ред. и со вступ. ст. Б. С. Никифорова, В. М. Когана.- М.: Прогресс, 1985.- 312 с.
  61. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. д.ю.н. проф. А. С. Михлина.- М.: Юриспруденция, 2001.- 464 с.
  62. Е.Б. Правовое регулирование труда осужденных (проблемы теории практики): Дис. докт. юрид. наук. СП6.-1992.- 496 с.
  63. Г. Ф. Парадоксы тюрьмы: Проблемы, дискуссии, предложения. М.: Юрид. лит.-1991.-224 с.
  64. Н.Б. Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в Англии и Уэльсе. Лекция. М.: Академия МВД РФ.-1995.-20 с.
  65. В.Г. Наказание и труд осужденных: формы соотношения в условиях действия новой Конституции Российской Федерации // Применение нового законодательства в области борьбы с преступностью. Домодедово: РИПК МВД РФ.- 1994, — С. 109−112.
  66. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1994.- № 12, — С. 1−5.
  67. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1994.- № 12.-С.5−11.
  68. Конституция Республики Казахстан 1995 года // «Казахстанская правда». 1995.- 8 сент.- Вести Казахстана. 1995, — 8 сент.
  69. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251 // «Казахстанская правда» от 22 мая 2007 г. № 76 (25 321).
  70. Уголовный кодекс Республики Казахстан // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 15−16, ст. 211.
  71. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. № 208 // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 24, ст. 337.
  72. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть): Кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года//"Казахстанская правда". 1999.- 17, 20, 22, 23, 24, 27 июля- Экономика и предпринимательство в Республике Казахстан. 1999.-№ 15−16.- авг.
  73. О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 39-III // «Казахстанская правда» от 21 апреля 2005 года № 93−94.
  74. О государственном предприятии. Указ Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 19 июня 1995 г. № 2335 // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 9−10, ст. 66.
  75. Указ Президента Российской Федерации от 29 сентября 1995 года № 977 «О преобразовании государственных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Российская газета. 1995. 4 окт.
  76. О Программе дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на 2004−2006 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года. Астана.
  77. Об отраслевой программе повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2003−2005 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2003 года № 118. Астана.
  78. О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 596: Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 г. № 1439. Астана.
  79. Отдельные вопросы государственных предприятий Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 г. № 596. Астана.
  80. О программе улучшения материально-технической базы исправительных учреждений и следственных изоляторов Республики Казахстан на 2001−2003 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 января 2001 года № 92. Астана.
  81. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 г. № 327) // Российская газета. 1996. 9 апр.
  82. О мерах по стабилизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и мест предварительного заключения под стражу в Республике Казахстан. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 октября 1996 года№ 1199. Астана.
  83. Об утверждении Положения об условиях и порядке оплаты труда лиц, лишенных свободы: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 января 1993 г. № 20. Астана.
  84. Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам оплаты труда работников. Приказ министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 12 мая 2000 г. № 111- II. Астана.
  85. Методические рекомендации по вопросам организации и оплаты труда осужденных: Приказ Председателя Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан от 8 августа 2003 г. № 172. Астана.
  86. Конституция (Основной Закон) Казахской ССР 1978 года // «Казахстанская правда» 1978.- 21 апр.
  87. Исправительно-трудовой кодекс Казахской ССР 1971 года // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1971 г., № 51- Свод законов Казахской ССР, Том 13, Стр. 256.
  88. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года // М.: Юрид. лит., 1986.- 112 с.
  89. Кодекс законов о труде Казахской ССР: по сост. на 1 сент. 1999 г. // Алматы: Юрист. 1999.- 104 с.
  90. О лагерях принудительных работ. Декрет ВЦИК РСФСР от 15 апреля 1919 года и постановление ВЦИК от 17 мая 1919 года //СУ РСФСР, 1919, № 12, ст. 124- № 20, ст. 235.
  91. О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового. Постановление НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 года // СУ РСФСР, 1918, № 53, ст. 598.
  92. О тюремных рабочих командах. Постановление народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР от 24 января 1918 года //СУ РСФСР, 1918, № 19, ст. 284.1. АНКЕТА
Заполнить форму текущей работой