Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия модернизации системы образования региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Последнее десятилетие стало временем переосмысления целей школьного образования, поиска путей обновления его содержания, форм и методов. Проблемы образования, осознаваемые российским обществом как главное условие прогрессивного развития страны в наступившем веке, получили свое адекватное воплощение в новой парадигме образования, отражающей личностную ориентированность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное образование и проблемы управления его развитием
    • 1. 1. Тенденции и перспективы развития образования в России и за рубежом
    • 1. 2. Теоретико-методологические подходы к управлению образовательными системами
  • Глава 2. Технология управления процессом модернизации системы образования региона
    • 2. 1. Организационная структура управления
    • 2. 2. Научно-методическое обеспечение инновационных процессов
    • 2. 3. Формирование системы вариативного образования
    • 2. 4. Педагогический эксперимент

Организационно-педагогические условия модернизации системы образования региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Последнее десятилетие стало временем переосмысления целей школьного образования, поиска путей обновления его содержания, форм и методов. Проблемы образования, осознаваемые российским обществом как главное условие прогрессивного развития страны в наступившем веке, получили свое адекватное воплощение в новой парадигме образования, отражающей личностную ориентированность и индивидуализацию образовательного процесса, многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, поддержку инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования.

Общая направленность процесса обновления содержания образования определяется следующими целями:

— обеспечение современного уровня функциональной грамотности и общей образованности;

— создание механизма совершенствования структуры и содержания образования, обеспечение практикоориентированной направленности педагогических инноваций;

— экологизация образовательной среды, снижение негативных влияний образовательного процесса на здоровье школьниковразработка современных образовательных технологий как неотъемлемого и крайне значимого компонента содержания образования.

В рамках этого процесса обсуждаются различные проекты модернизации существующих региональных систем образования, так как от результатов их деятельности зависит эффективное формирование на местах новой образовательной политики, создание прогрессивных педагогических и управленческих технологий, удовлетворение социального заказа на образование и позитивные изменения его качества.

Одним из перспективных путей развития образовательной системы на уровне региона может стать интеграция его образовательных учреждений разного типа, вида и уровня — от дошкольных до послевузовских, что позволит разработать концептуальные подходы к созданию целостной системы непрерывного образования.

К настоящему времени проведено достаточно большое число исследований, посвященных процессам развития, управления, оценке эффективности деятельности региональных образовательных систем.

Анализ подходов, проектирование, опыт внедрения образовательных систем в структуре непрерывного образования дан в трудах A.M. Моисеева, Ю. Н. Шмарион и др.- о функциях региональной системы образования в условиях его непрерывности писали П. И. Третьяков, В. К. Игнатьев, Б. К. Тебиев, Г. М. Ушамирская и др.

Особое место в разработке оптимальных моделей функционирования и развития региональных образовательных систем занимают вопросы, связанные с инновационными процессами. Системная концепция нововведений была предложена А. Г. Крутиковым, Н. И. Лапиным. О качестве инновационной деятельности, о проблеме ее анализа и оценки писали В. И. Журавлев, B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник и др.

В работах В. Л. Ляудиса, Н. Р. Юсуфбековой инновационное обучение определяется как процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде. Это, в свою очредь, стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. В этой связи инновационность как характеристика педагогического процесса относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам.

Интересу отечественных исследователей (Б.С. Гершунский, В. В. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, Н. Р. Юсуфбекова и др.) к проблемам педагогической деятельности во многом способствовали разработки, обобщающие опыт педагогов-новаторов.

А.А. Арлапов, Ю. К. Бабанский, А. Н. Бойко, Т. В. Новикова, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин и др.).

В связи с модернизацией системы образования в России, вызванной трансформацией общественно-политических и социально-экономических отношений и изменением образовательной парадигмы представляет интерес рассмотреть вопрос об определении механизмов совершенствования региональных систем образования.

Другим аргументом, объясняющим выбор темы диссертационного исследования, является существующее противоречие между значительными изменениями структуры и содержания среднего образования и неполноте нормативно-правового и научно-методического обеспечения этих процессов. Это инициирует разработку моделей образовательных систем в регионах, способных мобильно обеспечивать процессы модернизации.

Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается:

— изменением общественных отношений, переходом к новой образовательной парадигме;

— тенденцией регионализации образования при сохранении единого образовательного пространства;

— необходимостью научного осмысления и методического обеспечения процесса модернизации на уровне системы образования региона.

Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении подходов к совершенствованию региональной системы образования.

Объект исследования — развивающаяся региональная образовательная система.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия деятельности региональной системы образования в условиях его модернизации.

Цель исследования — разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий модернизации образовательной системы региона с учетом его национально-региональных особенностей.

Гипотеза исследования. Эффективность модернизации региональной образовательной системы может быть достигнута при осуществлении следующих условий:

• учет особенностей социально-экономического, общественно-политического, национального и культурного развития данной территории;

• обеспечение интеграции деятельности образовательных учреждений разного типа, вида и уровня;

• развитие сети вариативного образования;

• мониторинг качества образования.

Задачи исследования.

1. Обосновать теоретико-методологические основы модернизации региональных образовательных систем.

2. Сформулировать организационно-педагогические условия совершенствования региональных образовательных систем.

3. Разработать модель организационно-педагогического взаимодействия образовательных учреждений региона в целях оптимизации их деятельности.

4. Экспериментально подтвердить эффективность разработанных материалов.

Общеметодологической базой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационногоидеи гуманизации и демократизации образования.

В качестве специальной методологии исследования выступают системный и синергетический подходы.

Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции общей и педагогической инноватики (К. Ангеловски, Ю. Вооглайд, В. М. Дунченко, В.А. Кан-Калик, М. Ю. Климова, Н. И. Лапин, Б. Мор, Л.С. ф Подымова, А. И. Пригожин, Э. Роджерс, Б. В. Сазонов, В. П. Симонов, Н. В. Степанов, B.C. Толстой, А. П. Тряпицина, И. Шумпетер, Р. Н. Юсуфбекова и др.) — теории рефлексивного управления целостным педагогическим процессом (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, А. А. Баталов, Е. В. Бондаревская, Ю. В. Васильев, З. И. Васильева, Б. З. Вульфов, Т. А. Давыденко, B.C. Ильин, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, В. И. Петрова, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Н. Е. Щуркова и др.) — теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А. Я. Данилюк, М. В. Кларин, Ю. С. Тюнников и др.) — теории л целеполагания (Е.Л. Белкин, В. П. Беспалько, Б. Блум, И. Я. Лернер и др.). Методы исследования:

— теоретический анализ (теоретическое обобщение, системный анализ, моделирование);

— диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос и т. п.);

— педагогический эксперимент;

— статистическая обработка данных педагогического эксперимента.

М Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились образовательные учреждения Республики Адыгея. Исследованием на различных его этапах были охвачены учащиеся и педагогивсего более 500 человек. Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе (1999;2000 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы по вопросам моделирования образовательных систем, оценки их эффективностиизучались ведущие идеи педагогической инноватикиопределялись исходные параметры исследования. На втором этапе (2000;2002 гг.) определялись организационно-педагогические условия эффективности модернизации региональной системы образованияразрабатывалась модель взаимодействия образовательных учреждений региона разных типов, видов, ведомственной принадлежности и уровней. На третьем этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся качественный анализ результатов исследования, их статистическая обработкаформулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• определены концептуальные подходы к модернизации региональной образовательной системы, выражающиеся в обновлении структуры и содержания управления образованием, основой которого является организация корпоративного сотрудничества образовательных структур региона разного типа, вида и уровня и учет особенностей его социально-экономического и кулыурно-исторического развития;

• предложена интеграционная модель управления региональной образовательной системой в условиях модернизации, реализующая государственно-общественный и национально-региональный подходы.

• разработаны основные направления оптимизации деятельности системы образования региона как фактора его социального развития, включающие в себя совершенствование национальной школы, организацию работы с одаренными детьми, расширение системы вариативного образования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

• раскрыто содержание процесса модернизации, обеспечивающего ее целостность, непрерывность и социально-ориентированный характер;

• определены условия, способствующие эффективности процесса модернизации региональной образовательной системы: учет особенностей социально-экономического, общественно-политического национального и культурного развития региона, интеграция деятельности его образовательных структур, разветвленная сеть дополнительных образовательных услуг, мониторинг качества образования;

• разработано научно-методическое обеспечение процесса модернизации системы образования региона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что :

• разработан комплекса мер по модернизации региональной системы образования, позволяющих перевести ее из состояния функционирования в режим развития с учетом социально-экономических и культурно-исторических особенностей региона;

• создан механизм взаимодействия среднего общего и высшего профессионального образования как основы формирования целостной непрерывной системы образования региона;

• осуществлена практической реализация и экспериментальная проверка эффективности разработанной интеграционной модели управления системой образования региона.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на философские, психологические, педагогические теориичеткостью исходных методологических позицииадекватностью методов исследования цели, объекту, предмету, задачам и логике исследованияширотой и разносторонностью экспериментального исследованиястрогой аргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, результатами экспериментальной проверки основных положений диссертации, подтвержденными методами математической статистики, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Развитие образования в условиях его децентрализации предполагает модернизацию региональных образовательных систем, которая должна быть направлена на обеспечение государственных требований к качеству образования с учетом социально-экономических, национальных и культурно-исторических особенностей данной территории.

2. Ведущим подходом к модернизации образования на уровне региона является его преобразование в целостную непрерывную систему, что может быть достигнуто путем изменения структуры и содержания управления,.

Ob переходом от командно-административного стиля к корпоративному сотрудничеству.

3. Эффективность модернизации региональной образовательной системы обеспечивается следующими условиями:

— использованием национально-регионального подхода к разработке проектов и программ;

— наличием механизма интеграции деятельности образовательных учреждений разного типа, вида и уровня;

— развитием сети вариативного образования;

— мониторингом качества образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях Адыгейского госуниверситета (2000, 2001, 2002, 2003,2004 гг.), г. Майкоп, заседаниях НМЦ по новым педагогическим технологиям при МГОУ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, М> заключения и списка литературы.

Выводы ко 2 главе.

1. Процесс модернизации образования на уровне региона должен быть направлен на создание целостных непрерывных систем, обеспечивающих преемственность образовательного процесса на всех его уровнях. Это может быть достигнуто путем обновления структуры и содержания, переходом от командно-административного стиля к корпоративному сотрудничеству.

2. Эффективность процесса модернизации системы образования региона может быть достигнута при выполнении следующих условий:

— учет региональных особенностей;

— интеграция деятельности образовательных структур;

— развитие системы вариативного образования;

— мониторинг качества образования.

3. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил достоверность разработанных теоретических положений и доказал выдвинутую гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целями и задачами получены следующие выводы и результаты:

1. Новая образовательная парадигма, обусловленная трансформацией социально-экономических и общественно-политических отношений имеет своей целью создание системы образования, отражающей личную ориентированность и индивидуализацию образовательного процесса, многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, поддержку инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования.

2. Одной из ведущих тенденций развития образования является его регионализация, которая должна быть направлена на обеспечение государственных требований к качеству образования с учетом социально-экономических, национальных и культурно-исторических особенностей данной территории.

3. Основным направлением модернизации образования в условиях региона является их преобразование в целостные и непрерывные системы, которое может быть осуществлено на основе создания эффективных моделей управления развитием образования, сочетающих государственно-общественный и национально-региональный подходы.

4. Эффективность процесса модернизации региональной образовательной системы может быть существенна повышена, если будут реализованы следующие условия:

— создана модель интеграции деятельности образовательных структур региона;

— сформирована система вариативного образования;

— разработана и внедрена в практику система мониторинг качества регионального образования на всех уровнях — школьном, муниципальном и региональном.

5. Оптимизация деятельности региональной образовательной системы как фактора его социального развития обеспечивается совершенствованием национальной школы, организацией работы с одаренными детьми, расширения спектра образовательных услуг, способствующих наиболее полному удовлетворению социального заказа.

6. Экспериментальная проверка и внедрение разработанной модели управления развитием образования в образовательной системе Республики Адыгея позволяют сделать вывод о ее перспективности и возможности использования и в других регионах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Новиков В. Н. Образование в контексте антикризисной политики (тезисы к программе действия) // Народное образование — 1993, № 6.-С. 32−36.
  2. Г. В. Как подготовить учеников для поступления в химический ВУЗ / Г. В. Авраменко // Образование в современной школе. 2003. — № 2. -С. 22−25.
  3. А.И. Последняя российская реформа XX века / А. И. Адамский // Первая реформа российской школы в III тысячелетии: Сб. ст. Краснодар, 2001, С. 14−21.
  4. С. Муниципальная аттестационно-диагностическая служба: экспертиза образовательной деятельности как средство развития школы / С. Акопова // Народное образование. 2003. — № 9. — С. 63 — 71.
  5. Н.Г. Проект федеральной программы развития российского образования / Н. Г Алексеев, Ю. В. Громыко, Д. Б. Дмитриев и др. М., 1993.
  6. Ш. А. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников: Экспериментальн. пед. исслед. М., 1984.
  7. И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989, -519 с.
  8. А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М., 1984. 104с.
  9. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии / А. Г. Асмолов // Россия, муниципальная власть, образование: на пологе III тысячелетия: Сб. ст. Краснодар, 2000. — С. 132 — 149.
  10. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей личности // Вопросы психологии, 1992, №№ 1−2.
  11. П.АхреновВ.Н., Ермоленко М. Н., Луканкин А. Г., Луканкин Г. Л. Концепция модернизации системы педагогического образования Московской области. -М.: МГОУ, 2003. 15 с.
  12. Ю.Д. Динамическая теория одаренности / Ю. Д. Бабаева // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 275−295.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М., 1977. — 254с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. С. 192.
  15. Н.И., Иванов Д. Е., Толстов Н. С. Проблемы управления образованием. Ин-т общ. образ. МО Р.Ф., Чувашский ин-т повыш. квалиф., Чебоксары, 1990. С. 120.
  16. А.В. Новые подходы к решению проблемы аттестации и переподготовки преподавателей начального звена // Начальная школа, 1994, № 3. С.22−23.
  17. В. Образовательные технологии: Ориентиры для выбора / В. Безрукова // Директор школы. 1999. — № 8. — С. 25−30.
  18. А. Образовательный округ в современной России: фикция или реальность? / А. Белогуров // Высшее образование в России. 2003. — № 2. -С. 24−35.
  19. А. Устойчивое развитие университетов: Подходы к принятию управленческих решений / А. Белоконь, Б. Владимирский // Alma Mater. -2003.-№ 6.-С. 3−8.
  20. В.П. Дидактические основы программированного управления процессом обучения. М.: Высшая школа, 1970. С. 300.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  22. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. — 107с.
  23. Бестужев-Лада И. Нужна ли школе реформа? Опрос экспертов: формирование прогнозных моделей / И. Бестужев-Лада // Народное образование. -2003.-№ 2.-С. 40−49.
  24. Бестужев-Лада И.В. и др. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования. М., 2000. 192 с.
  25. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  26. Бир С. Наука управления / С. Бир. Москва: Энергия, 1971. — 112 с.
  27. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. T. I / П. П. Блонский М., 1979. — 421с. Т.Н. — М., 1979. -400с.
  28. И.А. Философия управления / И. А. Богачек. СПб.: Наука, 1999. -228 с.
  29. Г. П. Подготовка учителей для работы с одаренными детьми / Г. П. Богомолова // Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона. 4.1. -Ростов н-Д. Изд-во РГПУ, 1997. С. 14−15.
  30. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества./Д.Б. Богоявленская Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983. — 176 с.
  31. Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традиционных процессуально-деятельностной парадигмы / Д. Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 328−349.
  32. Г. М. К вопросу формирования университетского образовательного округа как центра образования и культуры Калмыкии// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. 4.1. Ростов н/Д. Изд-во РГПУ, 1997. -С.17−18.
  33. Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг // Информатика и образование. 2000. № 8. С. 18−21.
  34. Дж. и др. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция // Перспективы. Вопросы образования. Париж, 1983.
  35. В. Государственно-общественное управление школой / В. Бочка-рев, М. Гулько, А. Кузнецов // Народное образование. 2003. — № 7. — С. 6981.
  36. В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988. -74с.
  37. У. Менеджмент в организации / У. Бреддик. Москва, 1997. — 256 с.
  38. Дж. Процесс обучения. Перев. с англ. Тихомирова О. К / Под ред. действ, чл. АНН РСФСР проф. Лурия А. Р. — М., 1962. — 84с.
  39. А.В. О субъекте мышления и творчестве / А. В. Брушлинский // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.39−56.
  40. В.Н. Модели и методы управления организационными системами /
  41. B.Н. Бурков, В. А. Ириков. Москва: Наука, 1994. — 269 с.
  42. М. Организационно-педагогическая модель адаптивной школы / М. Варгамян, Л. Кандыбович // Директор школы. 2000. — № 6. — С. 97−113.
  43. Ю.В. Педагогическое управление в школе: теория и практика / Ю. В. Васильев. Москва: Педагогика, 1990. — 139 с.
  44. В.П. Развитие дополнительного образования: региональный аспект/ Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тез. докл. М., 1996.1. C. 13−14.
  45. М. Избранное / М. Вебер. Москва.: Юрист, 1994. — 702 с.
  46. Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. — 365с.
  47. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошк. восп., 1972, № 1.-С.31−35.
  48. . Новая парадигма управления отказ от «рационализма»? / Ю. Ветров, И. Игропуло // Высшее образование в России. — 2003. — № 3. — С. 91−95.
  49. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер, М.: Сов. радио, 1968. 326 с.
  50. Н. Научные методы управления / Н. Витке, М., 1982. 76 с.
  51. А. Образовательный комплекс России на современном этапе реформ. Новые угрозы / А. Вифлеемский // Народное образование. 2002. -№ 5.-С. 11−15.
  52. О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарики, 1995. — 528 с.
  53. Возрастные индивидуальные особенности образного мышления учащихся./ Под ред. Якиманской И. С., -М., 1989. 221с.
  54. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М., 1991.
  55. JI.C. Собрание сочинений. T. I-VI. М.: Педагогика, 1984. — 488с.
  56. Г. Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1985. 107 с.
  57. В.В. Становление новой педагогической парадигмы и массовое педагогическое сознание // Инновационные процессы в образовании. Сб. научных трудов ТГУ. Тюмень, 1990. С. 75−81.
  58. Ю.Н. Выбор специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Автореферат дисс. канд. педагог, наук. Екатеринбург, 1995.
  59. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. — 149с.
  60. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968. — 135с.
  61. П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972. — 262с.
  62. П.Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Пиаже Ж. о развитии детского мышления.// Послесловие, Флейвел Д. Л. Генетическая психология Жана Пиаже.-М., 1967.-С. 596−621.
  63. В. Модернизация образования: взгляд из региона / В. Гвоздев // Alma Mater. 2003. № 2. — С. 3−11.
  64. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. — 608
  65. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. 218 с.
  66. Ф. Эффективное управление / Ф. Гилбрет, М: Знание, 1972. 124 с.
  67. Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. Сб. переводов. Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс. 1965. — С.433−456.
  68. В.В., Шмаков Э. Н. Комплексная система дополнительного образования в техническом университете/ Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тез. докл. М., 1996. — С. 32−33.
  69. В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности / В. Г. Горб // Педагогика. 2003. № 5, — С. 10−13.
  70. М.М., Краснянская К. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977. — 134с.
  71. А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А. И. Грабовский // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 13−18.
  72. Гражданский Кодекс Российской Федерации: полный текст с изменениями и дополнениями на 1 января 1997 года. М.: Проспект, 1997. — 391 с.
  73. Ю.В. Концепция прогноза развития образования до 2015 г / Ю. В. Громыко, В. В, Давыдов и др // Народное образование. Январь-март 1993.-C.3−15.
  74. Ю.В., Давыдов В. В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 г.// Народное образование. Январь-март 1993. С.3−15.
  75. Т.Г. Концепция школы / Т. Г. Гуленко // Завуч. 2001. — № 1. — С. 13−16.
  76. Р.В. Исследование эффективности профессиональной начальной подготовки специалистов-физиков в профильных физико-математических классах в системе «школа-ВУЗ» / Р. В. Турина // Образование в современной школе 2003. № 8. — С. 32−37.
  77. Ю.И. Организация работы администрации школы по диагностике и рейтинговой оценки профессиональной деятельности учителей / Ю.И. Гус-ляев, О. А. Шалицкая // Завуч. 2001. — № 7. — С. 107−112.
  78. В.В. Образование как средство развития региональных общественных систем / В. В, Давыдов, Ю. В. Громыко // Вопросы методологии. М., 1992.-С. 15−22.
  79. В.В. Проблемы развивающего обучения./ В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  80. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.-112с.
  81. П. Могут ли школы учиться / П. Далин, В. Руст // Социология образования. М., 1994. — № 3.
  82. А.Г. Технология управления качеством образования в образовательных учреждениях инновационного типа / А. Г. Данилова, А.Г. Скор-лотов // Завуч. 2002. № 5. — С. 85−88.
  83. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособие для учителя / С. Д. Дерябо. Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М., 1997.-222с.
  84. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997. -222 с.
  85. Дик Ю.И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С.42−47.
  86. Э.Д. школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.
  87. Л.М. Творческая мастерская как форма организации учебного процесса в начальной школе. Майкоп: изд-во «Аякс», 2001. — 40с.
  88. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А. И. Доровской. М.: российское педагогическое агентство, 1998. — 210с.
  89. В.М. Психология общих способностей. Спб., 1999.
  90. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. -224 с.
  91. В.Н. Психология интеллекта / В. Н. Дружинин // Педагогика, 1998, № 2. -С. 32−34.
  92. О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. С.67−77.
  93. Е.А. Дифференцированное обучение как фактор развития личности в рамках единого образовательного пространства «Школа-ВУЗ» / Е. А. Дядиченко: Сб. Науч. тр. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.
  94. Е.Б., Николаева J1.A. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития. М.: Педагогика, 1995. — С.39−44.
  95. А. Педагогика переходного периода / А Ермолин // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 34−38.
  96. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А. Ершов. JL: Знание, 1976. — 40 с.
  97. A.M. Управление развитием образования в регионе на основе национально-регионального подхода. / A.M. Жаде // Образование. Пространство RU. 2003. — № 2. — с. 40−44.
  98. A.M. Программно-целевое управление развитием образовательной системы региона / A.M. Жаде // Вестник АГУ. 2004. — № 2. с. 126−124.
  99. A.M. Современные подходы к управлению образовательными системами /А.М.Жаде // Модернизация системы педагогического образования Московской области: Сборник трудов. М.: МГОУ, 2004 -с. 178−187.
  100. С.Ф. Социолого-педагогические аспекты управления образовательным пространством промышленного города / С. Ф. Жилкин // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 26−31.
  101. М.Е. Институт повышения квалификации в системе региональной образовательной политики/ Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тез. докл. М., 1996. — С. 47−49.
  102. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М., 1998.-117 с.
  103. В. Университетские комплексы цели и задачи / В. Жура-ковский // Alma Mater. 2002. — № 1. -С. 5−8.
  104. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.-С.З-9.
  105. В.И. Методология и методика педагогического исследования. М., 1982. — 162 с.
  106. В.И. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. Москва: Педагогика, 1992. — 160 с.
  107. .Н. Информатизация образования: состояние, проблемы и перспективы./ Ж. Н. Зайцева, В. И. Солдаткин М., 1998. -38с.
  108. М. Творческое содружество «Университет-школа» / М. Зайцев, В. Зыков, В. Загвязинский // Народное образование. 1989. — № 9. — С. 32−35.
  109. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
  110. JI.B. Избранные педагогические труды / JI.B. Занков. М.: Педагогика, 1990.- 220с.
  111. А. Какого человека должна информировать сегодня система образования в России. 2003. — № 3. — С. 45−59.
  112. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В. И. Зверева. М.: Новая школа. 1997. — 320 с.
  113. В. Основные функции региональной системы образования в условиях его непрерывности / В. Игнатьев // Alma Mater. 2003. № 1. — С. 5−6.
  114. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Лияудис. -М., 1994.-203 с.
  115. В.И. Интеграционные тенденции в образовательной системе региона / В. И. Исаков Майкоп: изд-во АТУ, 2000. — 39с.
  116. В.И. Особенности построения программ развития образования в условиях региона / В. И. Исаков, А. Ш. Бузаров. //Вестник Куб. per. отд. АПСН. Краснодар. 1999, № 1. С.90−91.
  117. Н.И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин. Минск: БГЭУ, 1996.-284 с.
  118. JI. Де. Развитие школы: модели и изменения / JI. ДеКалуве, Э. Маркс, М. Петри Калуга: Калуж. Ун-т социол., 1993. — 239 с.
  119. А.Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе: Автореферат дисс. на соиск. учен. ст. докт. педагог, наук / А. Г. Кармаев. М., 1997.
  120. О.А. Ведущие тенденции развития негосударственных учебных заведений в России: Автореферат дис. на соиск. учен. ст. докт. педагог, наук / О. А. Кармаева. М., 1997.
  121. О.А. Организационно-педагогические основы системы образования в негосударственных образовательных заведениях России / О. А. Кармаева. М.: ИОО МО РФ, 1996. — 265с.
  122. О.А. Современное содержание образования в негосударственных учебных заведениях. /О.А. Кармаева. М.: ИОО МО РФ, 1995.-161с.
  123. А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. М.: Гардарики, 1999. — 582 с.
  124. Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. 1985, № 2. С.3−16.
  125. А.Г. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. /А.Г. Каспржак, М. В. Левит. М., 1994. — 143 с.
  126. А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях / Автореф. канд. дисс. М., 1995.
  127. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994. — 143с.
  128. И. Культурологическая подготовка социального педагога / И. Клемантович, Е. Бажанов // Воспитание школьников, 2002. — № 3. — С. 5053.
  129. Д. Системный анализ и целевые управления / Д. Клиланд, В. Кинг. Москва, 1997.
  130. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 13−23.
  131. В. Университетский комплекс как основа подготовки кадров / В. Ковалевский // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 134 139.
  132. В.И. Формирование системы управления университетами в России / В. И. Колесников, Ю. Г. Круглое, Е. В. Олесенюк // Педагогика. -2003.-№ 2.-С. 48−53.
  133. Л.Ф., Гурченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1991. — 272 с.
  134. Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. //Педагогическое наследие. М., 1989. — С. 11−105.
  135. Ю.А. Концепция проблемно-функциональной внутришкольного управления / Ю. А. Конаржевский // Управление школой: проблемы, опыт, перспективы: Сб. Науч. тр. Челябинск, 1992. — С. 3−19.
  136. Концепция введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в Республике Саха (Якутия): Проект // Нормативно-правовая база системы общего образования: Сб. Якутия, 2000.
  137. Концепция модернизации Российского образования на период до 2001 г // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. — С. 3−16.
  138. Концепция образовательной деятельности негосударственного образовательного учреждения. М., 1994. — 24 с.
  139. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. — 112 с.
  140. Краткое пособие для учителей по работе с одаренными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / Под ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова. М.: Молодая Гвардия, 1997. — 137с.
  141. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися/ Под ред. Л. В. Пановой и В. И. Панова. М.: Молодая гвардия. — 137с.
  142. Критерии и показатели оценки деятельности образовательного учреждения муниципальной системы образования Балашихинского района Московской области за 1999−2000 учебный год // Завуч. 2001. № 1.-С. 26−35.
  143. . Профильное образование: региональный подход / Б. Куган // Alma Mater. 2002. — № 2. — С. 61−65.
  144. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984, № 1. -С.20−26.
  145. А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом / А. И. Кукуев // Завуч. 2000. — № 8. — С. 10−14.
  146. Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1 / Г. Кунц, С. О. Доннел. Москва, 1981.
  147. . Классификация форм воспитательной работы / Б. Куприянов // Воспитание школьников. 2002. — № 4. — С. 9−27.
  148. JI. Путь к модернизации образования / Л. Кураков, Л. Ефремов // Высшее образование в России, 2003. — № 3. — С. 96−98.
  149. Л.Е. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 112с.
  150. В.А. Специализированные школы: развитие таланта // Советская педагогика. 1990, № 6. С.15−18.
  151. B.C. Как разработать программу развития школы / B.C. Лазарев, М. М. Поташник. М.: Новая школа. -47 с.
  152. B.C. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы /B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян //Педагогика, 2003. — № 3. — С. 17−25.
  153. B.C. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / B.C. Лазарев, М. М. Поташник, A.M. Моисеев и др. М.: Новая школа, 1985. — 464 с.
  154. В.М. Как сделать хорошую школу?! Ч. 1 / В. М. Левит. М.: Центр. «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
  155. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М., 1988.
  156. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М., Высшая школа, 1991. 224 с.
  157. Н.С. Ранние проявления одаренности / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. -1988, № 4. С.98−107.
  158. Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес М.: Педагогика, 1971. — 279с.
  159. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах.- T.I. М., 1983. — 392с., — Т. II. — М., 1983. — 320с.
  160. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984. — С.162−171.
  161. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И. Я. Лернер М., 1995.
  162. В.М. Проблемный рефлексивно-ориентированный, проблемно-деятельный и проблемно-целевой анализ в образовательном учреждении / В. М. Лизинский // Завуч. 2002. — № 7. — С. 78−82.
  163. В.А. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе / В. А. Лобжанидзе // Завуч. 2001. — № 5. — С. 4−9.
  164. Г. И. Психолого-педагогические основы формирован региональной образовательной политики (на примере Калужской области). Автореферат дисс. канд. педагог, наук. М., 1995.
  165. Г. Л., Ермоленко Е. Н. Непрерывное педагогическое образование в условиях региона (на материале Московской области). И.: Изд-во МГОУ, 2003. — 54 с.
  166. Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная культура как составляющая часть математического образования младших школьников // Информатика и образование. 2000. — № 1.
  167. М. Удовлетворенность образовательным процессом как критерий деятельности школы / М. Лукьянова, Н. Калинина // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 177−182.
  168. Е.Г. Тьютор / Е. Г. Лучшева // Перемены. 2003. — № 3. — С. 73−75.
  169. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
  170. В.Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно-исторической психологией Л.С.Выготского/ Известия академии педагогических наук, -М., 1996. С.74−81.
  171. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998. — 344 с.
  172. А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб., 1996. — 304 с.
  173. А.С. Интеграционная образовательная система по работе с одаренными детьми в условиях региона / А. С. Маламуд, Н. Н. Понарина. -Майкоп: изд-во АТУ, 1998. 71с.
  174. А.С., Понарина Н. Н. Интеграционная образовательная система по работе с одаренными детьми в условиях региона. Майкоп: изд-во АТУ, 1998.-71с.
  175. К.Б. Психология управления / К. Б. Малышев. Москва: ПЕРСЭ. -2000.-144 с.
  176. Ю.Т., Шпарева Г. Т., Сергеева Т. Ф., Маламуд А. С. Проблема одаренности и новая региональная образовательная модель. Майкоп, 1996. -49с.
  177. С.Ф. Профессионалы в управлении./ С. Ф. Мартынов. Л., 1990.
  178. Г. Д. Диагностика психического развития детей. М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 1997. — 176с.
  179. Н.П. Управление развитием организации / Н.П. Масле-никова. Москва: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с.
  180. А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М.: Смысл, 1993.-423 с.
  181. JI. Образовательно-воспитательные системы: моделирование и типология / JI. Матыленок, А. Широков // Народное образование. 2003. -№ 2.-С. 65−67.
  182. A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. № 6. — С.29−33.
  183. A.M., Учитель для одаренных / A.M. Матюшкин, E.JI. Яковлева // Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991.- С. 192−201.
  184. A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения / A.M. Матюшкин // Проблемное и программированное обучение. Под ред. Т. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973. -С.30−56.
  185. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 257с.
  186. М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. — 800 с.
  187. Методическая работа в школе: Рекомендации для руководителей школ. -М., 1988.-64с.
  188. Г. Г. Управление образовательными системами / Г. Г. Микерова -Кранодар. 2001. 22 с.
  189. В.Ю. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: существующие проблемы и пути их решения / В. Ю. Микрюков // Образование в современной школе. 2002. — № 11. — С. 5−9.
  190. В.Ю. Направления и формы сотрудничества средних и высших образовательных учреждений Москвы в современных условиях / В. Ю. Микрюков // Образование в современной школе. 2002. — № 1. — С. 45−51.
  191. В.Ю. Преемственность школьного и вузовского образования в России / В. Ю. Микрюков // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 2−7.
  192. Г. Школа стратегий: стратегические сафари-экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг: СПб: Питер, 2000. 336 с.
  193. С.В. Формирование элементов информационной культуры школьников при обучении математике. Дис. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1991.- 175с.
  194. С.М. Формирование элементов информационной культуры при обучении математики в 5−6 классах. Автореферат дисс. канд. педагог, наук. 1994.
  195. A.M. Школа живой, развивающийся организм / A.M. Моисеев // Управление развитием школы. — Москва: Новая школа, 1995. — С. 45−73.
  196. В. Территориальный комплекс / В. Моисеев // Высшее образование в России -2003. -№ 1. С. 159−161.
  197. П. Исследование проблемы эффективности школы / П. Мор-тимор // Завуч. 2001. — № 5. — С. 51−57.
  198. Е. Государсвтенно-общественное управление образованием в регионе: становление и развитие / Е. Муравьев // Народное образование. -2003.-№ 4.-С. 35−41.
  199. Р. Эффективное управление: практическое руководство / Р. Муэрс. М.: Финпресс. 1999. — 128 с.
  200. На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — 400 с.
  201. И.Л. Университет центр педагогического образования в регионе / И. Л. Наумченко // Педагогика. — 2003. — № 4. — С. 65−68.
  202. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект.
  203. Р.С. Психология. 2-е изд. — М., 1995. — 546с.
  204. Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 632 с.
  205. Н.В. Основы менеджмента / Н. В. Немова. М.: Новая школа, 1997.-164 с.
  206. Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999. — 176с.
  207. A.M. Перспективы создания системы профессионального непрерывного образования / A.M. Новиков // Специалист. 1998. — № 1. — С.2−8.
  208. А.М., Новиков Д. А. Образовательный проект. М.: Эгвес, 2004. -120 с.
  209. Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / Под ред. Н. Д. Малахова. М.: Новая школа, 1997. — 96с.
  210. О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2002/2003 учебном году: Постановление Правительства г. Москвы от 1 октября 2002 г. № 806 ПП // Постановления Правительства Москвы, 2002.
  211. О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 1999 г. № 1134.
  212. О некоммерческих организациях: Федеральный Закон: Собрание законодательства РФ, 15.01.96.-№ 3, ст. 145.
  213. Об общественных объединениях: Федеральный Закон: Собрание законодательства РФ, 22.05.95. № 21, ст. 1930.
  214. Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения: Постановление Российской Федерации от 10 декабря 1999 г. № 1379 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. -1999. № 36. — с. 4376−4376.
  215. Образование: Традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Вилотиевича. М.: РАО, 1997. — 326с.
  216. А.Н. и др. Инновация в школе: характер и результаты // Народное образование, 1993, № 6. С. 16−32.
  217. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.-376с.
  218. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. № 3.
  219. А.А. Управление учебно-воспитательной работы в школе / А. А. Орлов. Москва, 1991.
  220. А.А. Целевой подход к управлению школой. В кн. «Новые исследования в педагогических науках». М.: Педагогика, 1982, № 2 (42). С. 5355.
  221. Основные показатели деятельности Адыгейского Государственного Университета за период с 1996 по 2001 год Майкоп: щц-во АТУ, 2001.- 116с.
  222. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416с.
  223. А.Ю. Управленческое общение / А. Ю. Панасюк. Москва: Экономика, 1990. — 112 с.
  224. В.П. Вопросы управленческой акмеологии / В. П. Парамзин. -Новосибирск: изд-во пед. ун-ва. 1994. 74 с.
  225. Педагогический мониторинга тестирование как составные части управления и контроля учебно-воспитательным процессом в средней школе. (Учебно-методическое пособие). Ростов-на-Дону, 1997. — 189с.
  226. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / Пер. с фр. М., 1991. -248с.
  227. В.Е. Педагогика. Ч. З. Технология развивающего обучения / В. Е. Пешкова. Майкоп: Изд-во АТУ, 1998. — 72с.
  228. П.И. Педагогика. Уч. пособие., М., 1995. 637 с.
  229. А. Правительственная стратегия реформирования школы: основа модели новой школы и обновления содержания образования / А. Пинский // Первая реформа российской школы в III тысячелетии: Сб. Ст. Краснодар. 2001.-С. 7−1.
  230. JI.M. Как сделать хорошую школу?! Ч. II / Л. М. Плахова. М.: Центр. Педагогический поиск, 2000. — 160 с.
  231. A.M. Синергетический подход к управлению образовательной деятельностью / A.M. Подрейко // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 100−102.
  232. JI.B. Учитель для одаренных / JI.B. Попова // Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С.203−214.
  233. М.М. Демократизация управления школой / М. М. Поташник. -Москва: Знание, 1980. 76 с.
  234. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления / М. М. Поташник. М.: Новая школа. — 1996.-320 с.
  235. Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тезисы докладов. Вып. I. М.: ГАУ, 1996. — 82 с.
  236. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  237. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1975.
  238. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416с.
  239. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991.- 181с.
  240. Н.А. Памятки к планированию работы школы / Н. А. Разина // Завуч, 2002. -№ 1. С. 91−94
  241. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры / В. А. Разумный // Педагогика, 1998, № 5, С. 17−22.
  242. .М. Психологические основы управления школой / Б. М. Ребус. -Ставрополь: СГПИ, 1990. 143 с.
  243. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880 с.
  244. A.JI. Методические вопросы управления качеством образования / A.JI. Рейнус. Санкт-Петербург, 2000.
  245. Рекомендации по созданию университетских комплексов: Писльмо Мин. Образования от 9 ноября 2001 г. № 17−55−99 ин/17−11 // Официальные документы в образовании. 2001. — № 35. — С. 57−61.
  246. Дж. С. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Дж. С. Рензулли, С. М. Рис // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. С.214−242.
  247. С. Типология учебных заведений: зримые черты и нерешенные проблемы / С. Репин, С. Молчанов // Директор школы. 1999. — № 7. — С. 2329.
  248. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Советская педагогика, 1991. С. 33−38.
  249. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. — 147с.
  250. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Педагогика, 1989. — Т.1. — 369с.
  251. В.В. Развитие образовательной среды региона / В. В. Рубцов. М., 1997.
  252. В.Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования / В. Н. Руденко, О. В. Гукаменко // Педагогика. -2003.-№ 6.-С. 32−39.
  253. В.М., Базылевич Т. Ф., Потемкина О. В. Индивидуальность человека и общественная практика // Индивидуальность и способности / Под ред. Дружинина В. Н. и др. М.: ИПАН, 1994. — С. 3−42.
  254. О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе / О. В. Рыбина // Образование в современной школе. 2003. — № 9. — С. 20−22.
  255. А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А. И. Савенков // Педагогика, 1998, № 3. С.24−29.
  256. Г. Науки об искусственном / Г. Саймон. М: Мир, 1972. — 148 с.
  257. Г. Управление по результатам / Г. Санталайнен, Э. Воути-лайнен. М.: Прогресс, 1988. — 318 с.
  258. Т. Разработка и моделирование системы образования для интеллектуально одаренных детей в специализированном учебно-научном центре субъекта Федерации / Т. Санчаа // Управление школой. 2003. — 2331 августа. — С. 1−8.
  259. Г. Коллективный субъект образовательного процесса / Е. Сахарчук // Высшие образование в России. 2003. — № 4. — С. 154−157.
  260. А.И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. М.: педагогическое общество России, 2003. — 144 с.
  261. Г. Технология саморазвитияличности школьника / Г. Селевко, В. Журавлев // Воспитание школьников. 2002. — № 4. — С. 9−17.
  262. Г. К. Современные педагогические технологии. М.: Просвещение, 1999.
  263. В.Н. Книга директора школы / В. И. Селюкова, Ю. С. Нижегородцев, В. И. Никулина, и др. Белгород: Кн. изд-во «Везелица», 1994.
  264. В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М., 2000. — 136 с.
  265. Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании / Н. И. Сергеева // Сов. педагогика. 1990, № 6. С.137−144.
  266. Т.Ф. Педагогический мониторинг как составная часть управления образовательным процессом / Т. Ф. Сергеева, Т. В. Ярощенко. -Майкоп, 2003.-с. 29−38.
  267. Т.Ф. Университетский научно-образовательный комплекс как модель системы по реализации интеллектуального и культурного потенциала региона / Т. Ф. Сергеева, А. С. Маламуд. //Вестник Адыгейского государственного университета. 1998.№ 1.-С. 175−176.
  268. Т.Ф., Маламуд А. С. Университетский научно-образовательный комплекс как модель системы по реализации интеллектуального и культурного потенциала региона // Вестник Адыгейского государственного университета. 1998. -№ 1.-С. 175−176.
  269. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272с.
  270. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Международная педагогическая академия. 1995. — 192с.
  271. В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебно-справочное пособие / В. П. Симонов М.: Изд-во МПУ, 1999. — 46с.
  272. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп / В. П. Симонов — М.: Педагогическое общество России, 1999 — 430с.
  273. В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: методология, теория, технология: Автореферат дисс. на соиск. учен. ст. докт. педагог, наук / В. П. Симонов. М., 1993.
  274. Система непрерывного образования в регионе: Сб науч. ст. Саранск: изд-во Мордовсого ун-та, 1992. — 176 с.
  275. В.А. Инновационность один из принципов педагогики // Педагогическое образование и наука. — М., 2000. — № 1. — С. 38−44.
  276. В.А. Проблемно-целевой подход к формированию социально-активной личности учителя // Теория и практика высшего педагогического образования. М.: МТПЦ, 1984. С. 3−15.
  277. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  278. В.А., Тамарин В. Э. методологическая структура учителя // Советская педагогика, 1990. № 7.
  279. В.И. О содержательной интерпретации индивидуально-типологических свойств личности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.1. — М.: Об-во психологов СССР, 1983. — С. 11−12.
  280. В.Ф., Чирва А. Н. Путешествие в страну тайн (познавательные игры). М.: Новая школа, 1993. — 208 с.
  281. Современная гимназия и универсальное образование. Сб. статей. М.: Интерпракс, 1995. 189 с.
  282. Современная начальная школа и подготовка учителя (Сб. тезисов региональной научно-практической конференции). Владикавказ, 2000. -151 с.
  283. B.C. О государственной политике в области образования. М.: Педагогика, 1994, № 6. — С. 13−17.
  284. М.И. Психология управления: настольная книга руководителя / М. И. Станкин, М.: Бизнес-школа. Интел-синтез, 2000. 341 с.
  285. Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента / Р. Стенберг, Е. Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 11−126.
  286. Е. Личностно-ориентированный подход в педагогический деятельности / Е. Степанов // Воспитание школьников, 2002. -№ 6. — С. 2−4.
  287. Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах. Постановление правительства РФ от 31 марта 1997 г., № 360 / Сб. Собрание законодательства РФ, № 19, 12 мая 1997 г. С.3818−3819.
  288. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. М., 1988. — 173с.
  289. М. Образование и информационная эпоха / М. Танась // Народное образование, 2003. № 4. — С. 31−34.
  290. Е.В. Личностные факторы развития творчества // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. — С. 215−230.
  291. Ф.У. Менеджмент / Ф. У. Тейлор. М.: Контроллинг: Изд-во Стандартов, 1992. — 137 с.
  292. .М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера и В. Я. Романова. -М., 1982. — С.129−139.
  293. Н.С. Новая школа это по-новому работющий учитель / Н. С. Титова // Образование в современной школе, — 2003. — № 7. — С. 3−6.
  294. Е.Г. Теория и практика обучения одаренных детей в массовой школе США: Автореф. дисс. на соиск. учен, ст канд. педаг. наук / Е. Г. Тищенко М., 1993.
  295. П.И. Управление школой по результатам / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1998. 282 с.
  296. И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуация характера / И. Трус // Воспитание школьников. 2003. — № 2. -С. 26−31.
  297. М. ПО новым картам, к новым берегам / М. Тюнина, Е. Багорникова // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 99−104.
  298. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования / А. Ю. Уваров //Информатика и образование. 1994, № 3.
  299. Университетский комплекс выбор эффективной интеграции: круглый стол // Профессиональное образование. — 2002. — № 7. — С. 24−25.
  300. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М., 1999.-264 с.
  301. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М., 2000. -448 с.
  302. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / B.C. Лазарев, М. М. Поташник и др. М.: Новая школа, 1995. 462 с.
  303. Управление современной школой. Пособие для директора. РАО, 1992. -167 с.
  304. Управление учебным процессом в условиях развивающейся школы: информационно методические материалы. М: Новая школа, 1996. — С. 40−42.
  305. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. -336 с.
  306. Г. А. Диагностика психических особенностей дошкольника. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 96 с.
  307. Учебные стандарты школ России. Кн.1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. — 380 с.
  308. Учебные стандарты школ России. Кн.2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. -М.:ТЦ Сфера, Прометей, 1998. 336 с.
  309. Учителю об одаренных детях: пособие для учителя / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 354с.
  310. Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе / Г. Ушамирская // Alma Mater. 2003. — № 1. -С. 18−25.
  311. А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. М.: Контроллинг. 1992. — 111 с.
  312. А. Управление это наука и искусство / А. Файоль. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
  313. Р. Энциклопедия современного управления. Т. 1. /Р. Фалмер. -М., 1992.-240 с.
  314. М.М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии / М. М. Фирсова // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 26−31.
  315. JI. Семинар в Самаре: мения и суждения о проблемах управления реформированием образования / JI. Фишман // Директор школы. 2002. — № 5.-С. 21−24.
  316. А.А. Индивидуальные психофизиологические особенности школьников при работе на компьютере / А. А. Фомин //Информатика и образование. 1992, № 2.
  317. Г. Сегодня и завтра// Форд. -М.: Терра, 1992. 189 с.
  318. Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Сб. научных трудов. Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-т, 1993. -142 с.
  319. Л.К. Организационные структуры. Методы диагностики / Л. К. Франева. СПб, 1995.
  320. Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей / Дж. Фримен // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия. — 1997. — С.371−379.
  321. Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии). М., 1993.
  322. И. Система координат, или возможная схема разработки программы развития школы / И. Фрумин, А. Каспржак, А. Пинский и др // Директор школы. 2001.- № 9. — С. 3−15.
  323. К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К. А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия. 1997. С. 243−259.
  324. О.С. Упрвление качеством образования как педагогическая проблема / О. С. Хижняк, P.M. Феденева, В. Г. Рындак // Завуч. 2001. — № 5. -С. 14−22.
  325. М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта / М. А. Холодная //
  326. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 295−314.
  327. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная Томск: Изд-во Том. ун-та. М: Изд-во «Барс», 1997. — 392с.
  328. Н.А. Развитие школы как инновационный процесс / О.Г. Хо-мерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. Москва: Новая школа, 1994. — 22 с.
  329. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс / Н. А. Хроменков М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  330. Г. И. Демократизация школы / Г. И. Челпанов. М.: Русский книжник, 1918.
  331. Н.П. Аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения / Н. П. Черданцева // Завуч, 2002. № 6. — С. 10−13
  332. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998. — 144 с.
  333. В.Э. Развитие способностей (школьников) // Воспитание школьников. 1990, № 4. С.32−37.
  334. Л.В. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личностью: Автореферат дисс. канд. психологич. наук. Киев, 1993.
  335. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 315с.
  336. Р.Х. Социально-педагогические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение. 1990.-208 с.
  337. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом образовательной школы / И. К. Шалаев. Москва. 1987.
  338. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т. И. Шамова. М.: Новая школа, 1992.
  339. Т.И. Показатели Эффективности работы по управлению качеством образования / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков // Завуч. 2002. — № 7.-С. 35−38.
  340. Т.И. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся / Т. И. Шамова, Т. И. Давыденко. Москва, 1990.
  341. О.Н. Система управления инновационным учебным заведением как средством развития творческих способностей педагоге: Автореф. Дис. на соиск. учен. Ст. канд. Пед. наук / О. Н. Шатух. Саратов. — 2001. — 185 с.
  342. А. Поиск и выявление одаренных детей / А. Шведел, Р. Стоун-бернер // Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. Н. Слуцкого. М., 1991.-С. 169−204.
  343. ШвеммерВ. Этнокультурная система / В. Швеммер // Воспитание школьников, 2002. С. 7−14.
  344. К. Кибернетика и управление / К. Шеннон. М: Энергия, 1979,42 с.
  345. С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1993. — 354 с.
  346. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  347. Школа нового типа. 4.1. Школа-гимназия. Школа-лицей. Школа-ВУЗ. -М., 1991.-60 с.
  348. Ю. Образовательные системы в структуре непрерывного образования: анализ подходов, проектирование, опыт внедрения / Ю. Шмарион // Alma Mater. 2003. — № 5. — С. 53−56.
  349. Г. Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города: Автореферат дисс. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Г. Т. Шпарева-Майкоп, 1997.
  350. Г. Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1997.
  351. Г. Т. Организация работы с одаренными детьми как составная часть инновационной деятельности / Г. Т. Шпарева Майкоп: Изд-во АГУ. 1996.-104с.
  352. Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1996, № 3. -С. 34−43,
  353. Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 800с.
  354. Экономический справочник директора школы. М., 1995. — 264с.
  355. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  356. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). -М., 1966. С.13−53.
  357. Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998. — 256с.
  358. М. Метод, разрушающий школьную рутину / М. Энштейн // Управление школой 2003. 8−15 июня. — С. 12.
  359. B.C. О «наивной» и «культурной» креативности / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 127−142.
  360. Ф.М. Стимулирование педагогической деятельности: методическое руководство / Ф. М. Юсупов. Казань, 1994.
  361. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. Москва, 1991.
  362. И. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности / И. Якиманская // Директор школы. -2003.-№ 6.-С. 26−28.
  363. И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 119 с.
  364. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева М., 1997. — 227с.
  365. Е.А. Школа на пути к свободе / Е. А. Ямбург. М.: Культурно-историческая педагогика / Ин-т управления образованием, Межведомственный аналитический центр социальных инноваций, 2000. -351 с.
  366. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой