Организационно-педагогические условия модернизации системы образования региона
Актуальность исследования. Последнее десятилетие стало временем переосмысления целей школьного образования, поиска путей обновления его содержания, форм и методов. Проблемы образования, осознаваемые российским обществом как главное условие прогрессивного развития страны в наступившем веке, получили свое адекватное воплощение в новой парадигме образования, отражающей личностную ориентированность… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современное образование и проблемы управления его развитием
- 1. 1. Тенденции и перспективы развития образования в России и за рубежом
- 1. 2. Теоретико-методологические подходы к управлению образовательными системами
- Глава 2. Технология управления процессом модернизации системы образования региона
- 2. 1. Организационная структура управления
- 2. 2. Научно-методическое обеспечение инновационных процессов
- 2. 3. Формирование системы вариативного образования
- 2. 4. Педагогический эксперимент
Организационно-педагогические условия модернизации системы образования региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Последнее десятилетие стало временем переосмысления целей школьного образования, поиска путей обновления его содержания, форм и методов. Проблемы образования, осознаваемые российским обществом как главное условие прогрессивного развития страны в наступившем веке, получили свое адекватное воплощение в новой парадигме образования, отражающей личностную ориентированность и индивидуализацию образовательного процесса, многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, поддержку инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования.
Общая направленность процесса обновления содержания образования определяется следующими целями:
— обеспечение современного уровня функциональной грамотности и общей образованности;
— создание механизма совершенствования структуры и содержания образования, обеспечение практикоориентированной направленности педагогических инноваций;
— экологизация образовательной среды, снижение негативных влияний образовательного процесса на здоровье школьниковразработка современных образовательных технологий как неотъемлемого и крайне значимого компонента содержания образования.
В рамках этого процесса обсуждаются различные проекты модернизации существующих региональных систем образования, так как от результатов их деятельности зависит эффективное формирование на местах новой образовательной политики, создание прогрессивных педагогических и управленческих технологий, удовлетворение социального заказа на образование и позитивные изменения его качества.
Одним из перспективных путей развития образовательной системы на уровне региона может стать интеграция его образовательных учреждений разного типа, вида и уровня — от дошкольных до послевузовских, что позволит разработать концептуальные подходы к созданию целостной системы непрерывного образования.
К настоящему времени проведено достаточно большое число исследований, посвященных процессам развития, управления, оценке эффективности деятельности региональных образовательных систем.
Анализ подходов, проектирование, опыт внедрения образовательных систем в структуре непрерывного образования дан в трудах A.M. Моисеева, Ю. Н. Шмарион и др.- о функциях региональной системы образования в условиях его непрерывности писали П. И. Третьяков, В. К. Игнатьев, Б. К. Тебиев, Г. М. Ушамирская и др.
Особое место в разработке оптимальных моделей функционирования и развития региональных образовательных систем занимают вопросы, связанные с инновационными процессами. Системная концепция нововведений была предложена А. Г. Крутиковым, Н. И. Лапиным. О качестве инновационной деятельности, о проблеме ее анализа и оценки писали В. И. Журавлев, B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник и др.
В работах В. Л. Ляудиса, Н. Р. Юсуфбековой инновационное обучение определяется как процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде. Это, в свою очредь, стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. В этой связи инновационность как характеристика педагогического процесса относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам.
Интересу отечественных исследователей (Б.С. Гершунский, В. В. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, Н. Р. Юсуфбекова и др.) к проблемам педагогической деятельности во многом способствовали разработки, обобщающие опыт педагогов-новаторов.
А.А. Арлапов, Ю. К. Бабанский, А. Н. Бойко, Т. В. Новикова, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин и др.).
В связи с модернизацией системы образования в России, вызванной трансформацией общественно-политических и социально-экономических отношений и изменением образовательной парадигмы представляет интерес рассмотреть вопрос об определении механизмов совершенствования региональных систем образования.
Другим аргументом, объясняющим выбор темы диссертационного исследования, является существующее противоречие между значительными изменениями структуры и содержания среднего образования и неполноте нормативно-правового и научно-методического обеспечения этих процессов. Это инициирует разработку моделей образовательных систем в регионах, способных мобильно обеспечивать процессы модернизации.
Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается:
— изменением общественных отношений, переходом к новой образовательной парадигме;
— тенденцией регионализации образования при сохранении единого образовательного пространства;
— необходимостью научного осмысления и методического обеспечения процесса модернизации на уровне системы образования региона.
Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении подходов к совершенствованию региональной системы образования.
Объект исследования — развивающаяся региональная образовательная система.
Предмет исследования — организационно-педагогические условия деятельности региональной системы образования в условиях его модернизации.
Цель исследования — разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий модернизации образовательной системы региона с учетом его национально-региональных особенностей.
Гипотеза исследования. Эффективность модернизации региональной образовательной системы может быть достигнута при осуществлении следующих условий:
• учет особенностей социально-экономического, общественно-политического, национального и культурного развития данной территории;
• обеспечение интеграции деятельности образовательных учреждений разного типа, вида и уровня;
• развитие сети вариативного образования;
• мониторинг качества образования.
Задачи исследования.
1. Обосновать теоретико-методологические основы модернизации региональных образовательных систем.
2. Сформулировать организационно-педагогические условия совершенствования региональных образовательных систем.
3. Разработать модель организационно-педагогического взаимодействия образовательных учреждений региона в целях оптимизации их деятельности.
4. Экспериментально подтвердить эффективность разработанных материалов.
Общеметодологической базой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационногоидеи гуманизации и демократизации образования.
В качестве специальной методологии исследования выступают системный и синергетический подходы.
Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции общей и педагогической инноватики (К. Ангеловски, Ю. Вооглайд, В. М. Дунченко, В.А. Кан-Калик, М. Ю. Климова, Н. И. Лапин, Б. Мор, Л.С. ф Подымова, А. И. Пригожин, Э. Роджерс, Б. В. Сазонов, В. П. Симонов, Н. В. Степанов, B.C. Толстой, А. П. Тряпицина, И. Шумпетер, Р. Н. Юсуфбекова и др.) — теории рефлексивного управления целостным педагогическим процессом (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, А. А. Баталов, Е. В. Бондаревская, Ю. В. Васильев, З. И. Васильева, Б. З. Вульфов, Т. А. Давыденко, B.C. Ильин, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, В. И. Петрова, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Н. Е. Щуркова и др.) — теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А. Я. Данилюк, М. В. Кларин, Ю. С. Тюнников и др.) — теории л целеполагания (Е.Л. Белкин, В. П. Беспалько, Б. Блум, И. Я. Лернер и др.). Методы исследования:
— теоретический анализ (теоретическое обобщение, системный анализ, моделирование);
— диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос и т. п.);
— педагогический эксперимент;
— статистическая обработка данных педагогического эксперимента.
М Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились образовательные учреждения Республики Адыгея. Исследованием на различных его этапах были охвачены учащиеся и педагогивсего более 500 человек. Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе (1999;2000 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы по вопросам моделирования образовательных систем, оценки их эффективностиизучались ведущие идеи педагогической инноватикиопределялись исходные параметры исследования. На втором этапе (2000;2002 гг.) определялись организационно-педагогические условия эффективности модернизации региональной системы образованияразрабатывалась модель взаимодействия образовательных учреждений региона разных типов, видов, ведомственной принадлежности и уровней. На третьем этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся качественный анализ результатов исследования, их статистическая обработкаформулирование выводов и оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• определены концептуальные подходы к модернизации региональной образовательной системы, выражающиеся в обновлении структуры и содержания управления образованием, основой которого является организация корпоративного сотрудничества образовательных структур региона разного типа, вида и уровня и учет особенностей его социально-экономического и кулыурно-исторического развития;
• предложена интеграционная модель управления региональной образовательной системой в условиях модернизации, реализующая государственно-общественный и национально-региональный подходы.
• разработаны основные направления оптимизации деятельности системы образования региона как фактора его социального развития, включающие в себя совершенствование национальной школы, организацию работы с одаренными детьми, расширение системы вариативного образования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
• раскрыто содержание процесса модернизации, обеспечивающего ее целостность, непрерывность и социально-ориентированный характер;
• определены условия, способствующие эффективности процесса модернизации региональной образовательной системы: учет особенностей социально-экономического, общественно-политического национального и культурного развития региона, интеграция деятельности его образовательных структур, разветвленная сеть дополнительных образовательных услуг, мониторинг качества образования;
• разработано научно-методическое обеспечение процесса модернизации системы образования региона.
Практическая значимость исследования заключается в том, что :
• разработан комплекса мер по модернизации региональной системы образования, позволяющих перевести ее из состояния функционирования в режим развития с учетом социально-экономических и культурно-исторических особенностей региона;
• создан механизм взаимодействия среднего общего и высшего профессионального образования как основы формирования целостной непрерывной системы образования региона;
• осуществлена практической реализация и экспериментальная проверка эффективности разработанной интеграционной модели управления системой образования региона.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на философские, психологические, педагогические теориичеткостью исходных методологических позицииадекватностью методов исследования цели, объекту, предмету, задачам и логике исследованияширотой и разносторонностью экспериментального исследованиястрогой аргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, результатами экспериментальной проверки основных положений диссертации, подтвержденными методами математической статистики, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Развитие образования в условиях его децентрализации предполагает модернизацию региональных образовательных систем, которая должна быть направлена на обеспечение государственных требований к качеству образования с учетом социально-экономических, национальных и культурно-исторических особенностей данной территории.
2. Ведущим подходом к модернизации образования на уровне региона является его преобразование в целостную непрерывную систему, что может быть достигнуто путем изменения структуры и содержания управления,.
Ob переходом от командно-административного стиля к корпоративному сотрудничеству.
3. Эффективность модернизации региональной образовательной системы обеспечивается следующими условиями:
— использованием национально-регионального подхода к разработке проектов и программ;
— наличием механизма интеграции деятельности образовательных учреждений разного типа, вида и уровня;
— развитием сети вариативного образования;
— мониторингом качества образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях Адыгейского госуниверситета (2000, 2001, 2002, 2003,2004 гг.), г. Майкоп, заседаниях НМЦ по новым педагогическим технологиям при МГОУ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, М> заключения и списка литературы.
Выводы ко 2 главе.
1. Процесс модернизации образования на уровне региона должен быть направлен на создание целостных непрерывных систем, обеспечивающих преемственность образовательного процесса на всех его уровнях. Это может быть достигнуто путем обновления структуры и содержания, переходом от командно-административного стиля к корпоративному сотрудничеству.
2. Эффективность процесса модернизации системы образования региона может быть достигнута при выполнении следующих условий:
— учет региональных особенностей;
— интеграция деятельности образовательных структур;
— развитие системы вариативного образования;
— мониторинг качества образования.
3. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил достоверность разработанных теоретических положений и доказал выдвинутую гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целями и задачами получены следующие выводы и результаты:
1. Новая образовательная парадигма, обусловленная трансформацией социально-экономических и общественно-политических отношений имеет своей целью создание системы образования, отражающей личную ориентированность и индивидуализацию образовательного процесса, многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, поддержку инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования.
2. Одной из ведущих тенденций развития образования является его регионализация, которая должна быть направлена на обеспечение государственных требований к качеству образования с учетом социально-экономических, национальных и культурно-исторических особенностей данной территории.
3. Основным направлением модернизации образования в условиях региона является их преобразование в целостные и непрерывные системы, которое может быть осуществлено на основе создания эффективных моделей управления развитием образования, сочетающих государственно-общественный и национально-региональный подходы.
4. Эффективность процесса модернизации региональной образовательной системы может быть существенна повышена, если будут реализованы следующие условия:
— создана модель интеграции деятельности образовательных структур региона;
— сформирована система вариативного образования;
— разработана и внедрена в практику система мониторинг качества регионального образования на всех уровнях — школьном, муниципальном и региональном.
5. Оптимизация деятельности региональной образовательной системы как фактора его социального развития обеспечивается совершенствованием национальной школы, организацией работы с одаренными детьми, расширения спектра образовательных услуг, способствующих наиболее полному удовлетворению социального заказа.
6. Экспериментальная проверка и внедрение разработанной модели управления развитием образования в образовательной системе Республики Адыгея позволяют сделать вывод о ее перспективности и возможности использования и в других регионах.
Список литературы
- Абрамов А.Н., Новиков В. Н. Образование в контексте антикризисной политики (тезисы к программе действия) // Народное образование — 1993, № 6.-С. 32−36.
- Авраменко Г. В. Как подготовить учеников для поступления в химический ВУЗ / Г. В. Авраменко // Образование в современной школе. 2003. — № 2. -С. 22−25.
- Адамский А.И. Последняя российская реформа XX века / А. И. Адамский // Первая реформа российской школы в III тысячелетии: Сб. ст. Краснодар, 2001, С. 14−21.
- Акопова С. Муниципальная аттестационно-диагностическая служба: экспертиза образовательной деятельности как средство развития школы / С. Акопова // Народное образование. 2003. — № 9. — С. 63 — 71.
- Алексеев Н.Г. Проект федеральной программы развития российского образования / Н. Г Алексеев, Ю. В. Громыко, Д. Б. Дмитриев и др. М., 1993.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников: Экспериментальн. пед. исслед. М., 1984.
- Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989, -519 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М., 1984. 104с.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии / А. Г. Асмолов // Россия, муниципальная власть, образование: на пологе III тысячелетия: Сб. ст. Краснодар, 2000. — С. 132 — 149.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей личности // Вопросы психологии, 1992, №№ 1−2.
- П.АхреновВ.Н., Ермоленко М. Н., Луканкин А. Г., Луканкин Г. Л. Концепция модернизации системы педагогического образования Московской области. -М.: МГОУ, 2003. 15 с.
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности / Ю. Д. Бабаева // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 275−295.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М., 1977. — 254с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. С. 192.
- Бабкин Н.И., Иванов Д. Е., Толстов Н. С. Проблемы управления образованием. Ин-т общ. образ. МО Р.Ф., Чувашский ин-т повыш. квалиф., Чебоксары, 1990. С. 120.
- Басов А.В. Новые подходы к решению проблемы аттестации и переподготовки преподавателей начального звена // Начальная школа, 1994, № 3. С.22−23.
- Безрукова В. Образовательные технологии: Ориентиры для выбора / В. Безрукова // Директор школы. 1999. — № 8. — С. 25−30.
- Белогуров А. Образовательный округ в современной России: фикция или реальность? / А. Белогуров // Высшее образование в России. 2003. — № 2. -С. 24−35.
- Белоконь А. Устойчивое развитие университетов: Подходы к принятию управленческих решений / А. Белоконь, Б. Владимирский // Alma Mater. -2003.-№ 6.-С. 3−8.
- Беспалько В.П. Дидактические основы программированного управления процессом обучения. М.: Высшая школа, 1970. С. 300.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. — 107с.
- Бестужев-Лада И. Нужна ли школе реформа? Опрос экспертов: формирование прогнозных моделей / И. Бестужев-Лада // Народное образование. -2003.-№ 2.-С. 40−49.
- Бестужев-Лада И.В. и др. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования. М., 2000. 192 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
- Бир С. Наука управления / С. Бир. Москва: Энергия, 1971. — 112 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. T. I / П. П. Блонский М., 1979. — 421с. Т.Н. — М., 1979. -400с.
- Богачек И.А. Философия управления / И. А. Богачек. СПб.: Наука, 1999. -228 с.
- Богомолова Г. П. Подготовка учителей для работы с одаренными детьми / Г. П. Богомолова // Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона. 4.1. -Ростов н-Д. Изд-во РГПУ, 1997. С. 14−15.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества./Д.Б. Богоявленская Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983. — 176 с.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традиционных процессуально-деятельностной парадигмы / Д. Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 328−349.
- Борликов Г. М. К вопросу формирования университетского образовательного округа как центра образования и культуры Калмыкии// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. 4.1. Ростов н/Д. Изд-во РГПУ, 1997. -С.17−18.
- Боровская Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг // Информатика и образование. 2000. № 8. С. 18−21.
- Боткин Дж. и др. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция // Перспективы. Вопросы образования. Париж, 1983.
- Бочкарев В. Государственно-общественное управление школой / В. Бочка-рев, М. Гулько, А. Кузнецов // Народное образование. 2003. — № 7. — С. 6981.
- Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988. -74с.
- Бреддик У. Менеджмент в организации / У. Бреддик. Москва, 1997. — 256 с.
- Брунер Дж. Процесс обучения. Перев. с англ. Тихомирова О. К / Под ред. действ, чл. АНН РСФСР проф. Лурия А. Р. — М., 1962. — 84с.
- Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчестве / А. В. Брушлинский // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.39−56.
- Бурков В.Н. Модели и методы управления организационными системами /
- B.Н. Бурков, В. А. Ириков. Москва: Наука, 1994. — 269 с.
- Варгамян М. Организационно-педагогическая модель адаптивной школы / М. Варгамян, Л. Кандыбович // Директор школы. 2000. — № 6. — С. 97−113.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: теория и практика / Ю. В. Васильев. Москва: Педагогика, 1990. — 139 с.
- Ващенко В.П. Развитие дополнительного образования: региональный аспект/ Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тез. докл. М., 1996.1. C. 13−14.
- Вебер М. Избранное / М. Вебер. Москва.: Юрист, 1994. — 702 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. — 365с.
- Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошк. восп., 1972, № 1.-С.31−35.
- Ветров Б. Новая парадигма управления отказ от «рационализма»? / Ю. Ветров, И. Игропуло // Высшее образование в России. — 2003. — № 3. — С. 91−95.
- Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер, М.: Сов. радио, 1968. 326 с.
- Витке Н. Научные методы управления / Н. Витке, М., 1982. 76 с.
- Вифлеемский А. Образовательный комплекс России на современном этапе реформ. Новые угрозы / А. Вифлеемский // Народное образование. 2002. -№ 5.-С. 11−15.
- Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарики, 1995. — 528 с.
- Возрастные индивидуальные особенности образного мышления учащихся./ Под ред. Якиманской И. С., -М., 1989. 221с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М., 1991.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений. T. I-VI. М.: Педагогика, 1984. — 488с.
- Габдулин Г. Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1985. 107 с.
- Гаврилюк В.В. Становление новой педагогической парадигмы и массовое педагогическое сознание // Инновационные процессы в образовании. Сб. научных трудов ТГУ. Тюмень, 1990. С. 75−81.
- Галагузова Ю.Н. Выбор специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Автореферат дисс. канд. педагог, наук. Екатеринбург, 1995.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. — 149с.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968. — 135с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972. — 262с.
- Гальперин П.Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Пиаже Ж. о развитии детского мышления.// Послесловие, Флейвел Д. Л. Генетическая психология Жана Пиаже.-М., 1967.-С. 596−621.
- Гвоздев В. Модернизация образования: взгляд из региона / В. Гвоздев // Alma Mater. 2003. № 2. — С. 3−11.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. — 608
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. 218 с.
- Гилбрет Ф. Эффективное управление / Ф. Гилбрет, М: Знание, 1972. 124 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. Сб. переводов. Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс. 1965. — С.433−456.
- Глухов В.В., Шмаков Э. Н. Комплексная система дополнительного образования в техническом университете/ Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тез. докл. М., 1996. — С. 32−33.
- Горб В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности / В. Г. Горб // Педагогика. 2003. № 5, — С. 10−13.
- Грабарь М.М., Краснянская К. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977. — 134с.
- Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А. И. Грабовский // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 13−18.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации: полный текст с изменениями и дополнениями на 1 января 1997 года. М.: Проспект, 1997. — 391 с.
- Громыко Ю.В. Концепция прогноза развития образования до 2015 г / Ю. В. Громыко, В. В, Давыдов и др // Народное образование. Январь-март 1993.-C.3−15.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 г.// Народное образование. Январь-март 1993. С.3−15.
- Гуленко Т.Г. Концепция школы / Т. Г. Гуленко // Завуч. 2001. — № 1. — С. 13−16.
- Гурина Р.В. Исследование эффективности профессиональной начальной подготовки специалистов-физиков в профильных физико-математических классах в системе «школа-ВУЗ» / Р. В. Турина // Образование в современной школе 2003. № 8. — С. 32−37.
- Гусляв Ю.И. Организация работы администрации школы по диагностике и рейтинговой оценки профессиональной деятельности учителей / Ю.И. Гус-ляев, О. А. Шалицкая // Завуч. 2001. — № 7. — С. 107−112.
- Давыдов В.В. Образование как средство развития региональных общественных систем / В. В, Давыдов, Ю. В. Громыко // Вопросы методологии. М., 1992.-С. 15−22.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения./ В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.-112с.
- Далин П. Могут ли школы учиться / П. Далин, В. Руст // Социология образования. М., 1994. — № 3.
- Данилова А.Г. Технология управления качеством образования в образовательных учреждениях инновационного типа / А. Г. Данилова, А.Г. Скор-лотов // Завуч. 2002. № 5. — С. 85−88.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособие для учителя / С. Д. Дерябо. Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М., 1997.-222с.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997. -222 с.
- Дик Ю.И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С.42−47.
- Днепров Э.Д. школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.
- Долгополова Л.М. Творческая мастерская как форма организации учебного процесса в начальной школе. Майкоп: изд-во «Аякс», 2001. — 40с.
- Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А. И. Доровской. М.: российское педагогическое агентство, 1998. — 210с.
- Дружинин В.М. Психология общих способностей. Спб., 1999.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. -224 с.
- Дружинин В.Н. Психология интеллекта / В. Н. Дружинин // Педагогика, 1998, № 2. -С. 32−34.
- Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. С.67−77.
- Дядиченко Е.А. Дифференцированное обучение как фактор развития личности в рамках единого образовательного пространства «Школа-ВУЗ» / Е. А. Дядиченко: Сб. Науч. тр. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.
- Евладова Е.Б., Николаева J1.A. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития. М.: Педагогика, 1995. — С.39−44.
- Ермолин А. Педагогика переходного периода / А Ермолин // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 34−38.
- Ершов А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А. Ершов. JL: Знание, 1976. — 40 с.
- Жаде A.M. Управление развитием образования в регионе на основе национально-регионального подхода. / A.M. Жаде // Образование. Пространство RU. 2003. — № 2. — с. 40−44.
- Жаде A.M. Программно-целевое управление развитием образовательной системы региона / A.M. Жаде // Вестник АГУ. 2004. — № 2. с. 126−124.
- Жаде A.M. Современные подходы к управлению образовательными системами /А.М.Жаде // Модернизация системы педагогического образования Московской области: Сборник трудов. М.: МГОУ, 2004 -с. 178−187.
- Жилкин С.Ф. Социолого-педагогические аспекты управления образовательным пространством промышленного города / С. Ф. Жилкин // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 26−31.
- Жихоревич М.Е. Институт повышения квалификации в системе региональной образовательной политики/ Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тез. докл. М., 1996. — С. 47−49.
- Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М., 1998.-117 с.
- Жураковский В. Университетские комплексы цели и задачи / В. Жура-ковский // Alma Mater. 2002. — № 1. -С. 5−8.
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.-С.З-9.
- Загвязинский В.И. Методология и методика педагогического исследования. М., 1982. — 162 с.
- Загвязинский В.И. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. Москва: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Зайцева Ж.Н. Информатизация образования: состояние, проблемы и перспективы./ Ж. Н. Зайцева, В. И. Солдаткин М., 1998. -38с.
- Зайцева М. Творческое содружество «Университет-школа» / М. Зайцев, В. Зыков, В. Загвязинский // Народное образование. 1989. — № 9. — С. 32−35.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды / JI.B. Занков. М.: Педагогика, 1990.- 220с.
- Запесоцкий А. Какого человека должна информировать сегодня система образования в России. 2003. — № 3. — С. 45−59.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В. И. Зверева. М.: Новая школа. 1997. — 320 с.
- Игнатьев В. Основные функции региональной системы образования в условиях его непрерывности / В. Игнатьев // Alma Mater. 2003. № 1. — С. 5−6.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Лияудис. -М., 1994.-203 с.
- Исаков В.И. Интеграционные тенденции в образовательной системе региона / В. И. Исаков Майкоп: изд-во АТУ, 2000. — 39с.
- Исаков В.И. Особенности построения программ развития образования в условиях региона / В. И. Исаков, А. Ш. Бузаров. //Вестник Куб. per. отд. АПСН. Краснодар. 1999, № 1. С.90−91.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин. Минск: БГЭУ, 1996.-284 с.
- Калуве JI. Де. Развитие школы: модели и изменения / JI. ДеКалуве, Э. Маркс, М. Петри Калуга: Калуж. Ун-т социол., 1993. — 239 с.
- Кармаев А.Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе: Автореферат дисс. на соиск. учен. ст. докт. педагог, наук / А. Г. Кармаев. М., 1997.
- Кармаева О.А. Ведущие тенденции развития негосударственных учебных заведений в России: Автореферат дис. на соиск. учен. ст. докт. педагог, наук / О. А. Кармаева. М., 1997.
- Кармаева О.А. Организационно-педагогические основы системы образования в негосударственных образовательных заведениях России / О. А. Кармаева. М.: ИОО МО РФ, 1996. — 265с.
- Кармаева О.А. Современное содержание образования в негосударственных учебных заведениях. /О.А. Кармаева. М.: ИОО МО РФ, 1995.-161с.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. М.: Гардарики, 1999. — 582 с.
- Карпов Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. 1985, № 2. С.3−16.
- Каспржак А.Г. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. /А.Г. Каспржак, М. В. Левит. М., 1994. — 143 с.
- Каспржак А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях / Автореф. канд. дисс. М., 1995.
- Каспржак А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994. — 143с.
- Клемантович И. Культурологическая подготовка социального педагога / И. Клемантович, Е. Бажанов // Воспитание школьников, 2002. — № 3. — С. 5053.
- Клиланд Д. Системный анализ и целевые управления / Д. Клиланд, В. Кинг. Москва, 1997.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 13−23.
- Ковалевский В. Университетский комплекс как основа подготовки кадров / В. Ковалевский // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 134 139.
- Колесников В.И. Формирование системы управления университетами в России / В. И. Колесников, Ю. Г. Круглое, Е. В. Олесенюк // Педагогика. -2003.-№ 2.-С. 48−53.
- Колесников Л.Ф., Гурченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1991. — 272 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. //Педагогическое наследие. М., 1989. — С. 11−105.
- Конаржевский Ю.А. Концепция проблемно-функциональной внутришкольного управления / Ю. А. Конаржевский // Управление школой: проблемы, опыт, перспективы: Сб. Науч. тр. Челябинск, 1992. — С. 3−19.
- Концепция введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в Республике Саха (Якутия): Проект // Нормативно-правовая база системы общего образования: Сб. Якутия, 2000.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2001 г // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. — С. 3−16.
- Концепция образовательной деятельности негосударственного образовательного учреждения. М., 1994. — 24 с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. — 112 с.
- Краткое пособие для учителей по работе с одаренными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / Под ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова. М.: Молодая Гвардия, 1997. — 137с.
- Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися/ Под ред. Л. В. Пановой и В. И. Панова. М.: Молодая гвардия. — 137с.
- Критерии и показатели оценки деятельности образовательного учреждения муниципальной системы образования Балашихинского района Московской области за 1999−2000 учебный год // Завуч. 2001. № 1.-С. 26−35.
- Куган Б. Профильное образование: региональный подход / Б. Куган // Alma Mater. 2002. — № 2. — С. 61−65.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984, № 1. -С.20−26.
- Кукуев А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом / А. И. Кукуев // Завуч. 2000. — № 8. — С. 10−14.
- Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1 / Г. Кунц, С. О. Доннел. Москва, 1981.
- Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы / Б. Куприянов // Воспитание школьников. 2002. — № 4. — С. 9−27.
- Кураков JI. Путь к модернизации образования / Л. Кураков, Л. Ефремов // Высшее образование в России, 2003. — № 3. — С. 96−98.
- Курнешова Л.Е. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 112с.
- Лазарев В.А. Специализированные школы: развитие таланта // Советская педагогика. 1990, № 6. С.15−18.
- Лазарев B.C. Как разработать программу развития школы / B.C. Лазарев, М. М. Поташник. М.: Новая школа. -47 с.
- Лазарев B.C. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы /B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян //Педагогика, 2003. — № 3. — С. 17−25.
- Лазарев B.C. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / B.C. Лазарев, М. М. Поташник, A.M. Моисеев и др. М.: Новая школа, 1985. — 464 с.
- Левит В.М. Как сделать хорошую школу?! Ч. 1 / В. М. Левит. М.: Центр. «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
- Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М., 1988.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М., Высшая школа, 1991. 224 с.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. -1988, № 4. С.98−107.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес М.: Педагогика, 1971. — 279с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах.- T.I. М., 1983. — 392с., — Т. II. — М., 1983. — 320с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984. — С.162−171.
- Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И. Я. Лернер М., 1995.
- Лизинский В.М. Проблемный рефлексивно-ориентированный, проблемно-деятельный и проблемно-целевой анализ в образовательном учреждении / В. М. Лизинский // Завуч. 2002. — № 7. — С. 78−82.
- Лобжанидзе В.А. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе / В. А. Лобжанидзе // Завуч. 2001. — № 5. — С. 4−9.
- Ловецкий Г. И. Психолого-педагогические основы формирован региональной образовательной политики (на примере Калужской области). Автореферат дисс. канд. педагог, наук. М., 1995.
- Луканкин Г. Л., Ермоленко Е. Н. Непрерывное педагогическое образование в условиях региона (на материале Московской области). И.: Изд-во МГОУ, 2003. — 54 с.
- Луканкин Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная культура как составляющая часть математического образования младших школьников // Информатика и образование. 2000. — № 1.
- Лукьянова М. Удовлетворенность образовательным процессом как критерий деятельности школы / М. Лукьянова, Н. Калинина // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 177−182.
- Лучшева Е.Г. Тьютор / Е. Г. Лучшева // Перемены. 2003. — № 3. — С. 73−75.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
- Ляудис В.Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно-исторической психологией Л.С.Выготского/ Известия академии педагогических наук, -М., 1996. С.74−81.
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998. — 344 с.
- Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб., 1996. — 304 с.
- Маламуд А.С. Интеграционная образовательная система по работе с одаренными детьми в условиях региона / А. С. Маламуд, Н. Н. Понарина. -Майкоп: изд-во АТУ, 1998. 71с.
- Маламуд А.С., Понарина Н. Н. Интеграционная образовательная система по работе с одаренными детьми в условиях региона. Майкоп: изд-во АТУ, 1998.-71с.
- Малышев К.Б. Психология управления / К. Б. Малышев. Москва: ПЕРСЭ. -2000.-144 с.
- Мамышев Ю.Т., Шпарева Г. Т., Сергеева Т. Ф., Маламуд А. С. Проблема одаренности и новая региональная образовательная модель. Майкоп, 1996. -49с.
- Мартынов С.Ф. Профессионалы в управлении./ С. Ф. Мартынов. Л., 1990.
- Марциновская Г. Д. Диагностика психического развития детей. М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 1997. — 176с.
- Масленникова Н.П. Управление развитием организации / Н.П. Масле-никова. Москва: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М.: Смысл, 1993.-423 с.
- Матыленок JI. Образовательно-воспитательные системы: моделирование и типология / JI. Матыленок, А. Широков // Народное образование. 2003. -№ 2.-С. 65−67.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. № 6. — С.29−33.
- Матюшкин A.M., Учитель для одаренных / A.M. Матюшкин, E.JI. Яковлева // Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991.- С. 192−201.
- Матюшкин A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения / A.M. Матюшкин // Проблемное и программированное обучение. Под ред. Т. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973. -С.30−56.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 257с.
- Мескон М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. — 800 с.
- Методическая работа в школе: Рекомендации для руководителей школ. -М., 1988.-64с.
- Микерова Г. Г. Управление образовательными системами / Г. Г. Микерова -Кранодар. 2001. 22 с.
- Микрюков В.Ю. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: существующие проблемы и пути их решения / В. Ю. Микрюков // Образование в современной школе. 2002. — № 11. — С. 5−9.
- Микрюков В.Ю. Направления и формы сотрудничества средних и высших образовательных учреждений Москвы в современных условиях / В. Ю. Микрюков // Образование в современной школе. 2002. — № 1. — С. 45−51.
- Микрюков В.Ю. Преемственность школьного и вузовского образования в России / В. Ю. Микрюков // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 2−7.
- Минцберг Г. Школа стратегий: стратегические сафари-экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг: СПб: Питер, 2000. 336 с.
- Михайлиди С.В. Формирование элементов информационной культуры школьников при обучении математике. Дис. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1991.- 175с.
- Михайлиди С.М. Формирование элементов информационной культуры при обучении математики в 5−6 классах. Автореферат дисс. канд. педагог, наук. 1994.
- Моисеев A.M. Школа живой, развивающийся организм / A.M. Моисеев // Управление развитием школы. — Москва: Новая школа, 1995. — С. 45−73.
- Моисеев В. Территориальный комплекс / В. Моисеев // Высшее образование в России -2003. -№ 1. С. 159−161.
- Мортимор П. Исследование проблемы эффективности школы / П. Мор-тимор // Завуч. 2001. — № 5. — С. 51−57.
- Муравьев Е. Государсвтенно-общественное управление образованием в регионе: становление и развитие / Е. Муравьев // Народное образование. -2003.-№ 4.-С. 35−41.
- Муэрс Р. Эффективное управление: практическое руководство / Р. Муэрс. М.: Финпресс. 1999. — 128 с.
- На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — 400 с.
- Наумченко И.Л. Университет центр педагогического образования в регионе / И. Л. Наумченко // Педагогика. — 2003. — № 4. — С. 65−68.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект.
- Немов Р.С. Психология. 2-е изд. — М., 1995. — 546с.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 632 с.
- Немова Н.В. Основы менеджмента / Н. В. Немова. М.: Новая школа, 1997.-164 с.
- Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999. — 176с.
- Новиков A.M. Перспективы создания системы профессионального непрерывного образования / A.M. Новиков // Специалист. 1998. — № 1. — С.2−8.
- Новиков А.М., Новиков Д. А. Образовательный проект. М.: Эгвес, 2004. -120 с.
- Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / Под ред. Н. Д. Малахова. М.: Новая школа, 1997. — 96с.
- О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2002/2003 учебном году: Постановление Правительства г. Москвы от 1 октября 2002 г. № 806 ПП // Постановления Правительства Москвы, 2002.
- О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 1999 г. № 1134.
- О некоммерческих организациях: Федеральный Закон: Собрание законодательства РФ, 15.01.96.-№ 3, ст. 145.
- Об общественных объединениях: Федеральный Закон: Собрание законодательства РФ, 22.05.95. № 21, ст. 1930.
- Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения: Постановление Российской Федерации от 10 декабря 1999 г. № 1379 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. -1999. № 36. — с. 4376−4376.
- Образование: Традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Вилотиевича. М.: РАО, 1997. — 326с.
- Овсянников А.Н. и др. Инновация в школе: характер и результаты // Народное образование, 1993, № 6. С. 16−32.
- Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.-376с.
- Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. № 3.
- Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работы в школе / А. А. Орлов. Москва, 1991.
- Орлов А.А. Целевой подход к управлению школой. В кн. «Новые исследования в педагогических науках». М.: Педагогика, 1982, № 2 (42). С. 5355.
- Основные показатели деятельности Адыгейского Государственного Университета за период с 1996 по 2001 год Майкоп: щц-во АТУ, 2001.- 116с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416с.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение / А. Ю. Панасюк. Москва: Экономика, 1990. — 112 с.
- Парамзин В.П. Вопросы управленческой акмеологии / В. П. Парамзин. -Новосибирск: изд-во пед. ун-ва. 1994. 74 с.
- Педагогический мониторинга тестирование как составные части управления и контроля учебно-воспитательным процессом в средней школе. (Учебно-методическое пособие). Ростов-на-Дону, 1997. — 189с.
- Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / Пер. с фр. М., 1991. -248с.
- Пешкова В.Е. Педагогика. Ч. З. Технология развивающего обучения / В. Е. Пешкова. Майкоп: Изд-во АТУ, 1998. — 72с.
- Пидкисистый П.И. Педагогика. Уч. пособие., М., 1995. 637 с.
- Пинский А. Правительственная стратегия реформирования школы: основа модели новой школы и обновления содержания образования / А. Пинский // Первая реформа российской школы в III тысячелетии: Сб. Ст. Краснодар. 2001.-С. 7−1.
- Плахова JI.M. Как сделать хорошую школу?! Ч. II / Л. М. Плахова. М.: Центр. Педагогический поиск, 2000. — 160 с.
- Подрейко A.M. Синергетический подход к управлению образовательной деятельностью / A.M. Подрейко // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 100−102.
- Попова JI.B. Учитель для одаренных / JI.B. Попова // Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С.203−214.
- Поташник М.М. Демократизация управления школой / М. М. Поташник. -Москва: Знание, 1980. 76 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления / М. М. Поташник. М.: Новая школа. — 1996.-320 с.
- Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тезисы докладов. Вып. I. М.: ГАУ, 1996. — 82 с.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979.
- Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1975.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416с.
- Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991.- 181с.
- Разина Н.А. Памятки к планированию работы школы / Н. А. Разина // Завуч, 2002. -№ 1. С. 91−94
- Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры / В. А. Разумный // Педагогика, 1998, № 5, С. 17−22.
- Ребус Б.М. Психологические основы управления школой / Б. М. Ребус. -Ставрополь: СГПИ, 1990. 143 с.
- Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880 с.
- Рейнус A.JI. Методические вопросы управления качеством образования / A.JI. Рейнус. Санкт-Петербург, 2000.
- Рекомендации по созданию университетских комплексов: Писльмо Мин. Образования от 9 ноября 2001 г. № 17−55−99 ин/17−11 // Официальные документы в образовании. 2001. — № 35. — С. 57−61.
- Рензулли Дж. С. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Дж. С. Рензулли, С. М. Рис // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. С.214−242.
- Репин С. Типология учебных заведений: зримые черты и нерешенные проблемы / С. Репин, С. Молчанов // Директор школы. 1999. — № 7. — С. 2329.
- Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Советская педагогика, 1991. С. 33−38.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. — 147с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Педагогика, 1989. — Т.1. — 369с.
- Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона / В. В. Рубцов. М., 1997.
- Руденко В.Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования / В. Н. Руденко, О. В. Гукаменко // Педагогика. -2003.-№ 6.-С. 32−39.
- Русалов В.М., Базылевич Т. Ф., Потемкина О. В. Индивидуальность человека и общественная практика // Индивидуальность и способности / Под ред. Дружинина В. Н. и др. М.: ИПАН, 1994. — С. 3−42.
- Рыбина О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе / О. В. Рыбина // Образование в современной школе. 2003. — № 9. — С. 20−22.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А. И. Савенков // Педагогика, 1998, № 3. С.24−29.
- Саймон Г. Науки об искусственном / Г. Саймон. М: Мир, 1972. — 148 с.
- Санталайнен Г. Управление по результатам / Г. Санталайнен, Э. Воути-лайнен. М.: Прогресс, 1988. — 318 с.
- Санчаа Т. Разработка и моделирование системы образования для интеллектуально одаренных детей в специализированном учебно-научном центре субъекта Федерации / Т. Санчаа // Управление школой. 2003. — 2331 августа. — С. 1−8.
- Сахарчук Г. Коллективный субъект образовательного процесса / Е. Сахарчук // Высшие образование в России. 2003. — № 4. — С. 154−157.
- Севрук А.И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. М.: педагогическое общество России, 2003. — 144 с.
- Селевко Г. Технология саморазвитияличности школьника / Г. Селевко, В. Журавлев // Воспитание школьников. 2002. — № 4. — С. 9−17.
- Селевко Г. К. Современные педагогические технологии. М.: Просвещение, 1999.
- Селюкова В.Н. Книга директора школы / В. И. Селюкова, Ю. С. Нижегородцев, В. И. Никулина, и др. Белгород: Кн. изд-во «Везелица», 1994.
- Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М., 2000. — 136 с.
- Сергеева Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании / Н. И. Сергеева // Сов. педагогика. 1990, № 6. С.137−144.
- Сергеева Т.Ф. Педагогический мониторинг как составная часть управления образовательным процессом / Т. Ф. Сергеева, Т. В. Ярощенко. -Майкоп, 2003.-с. 29−38.
- Сергеева Т.Ф. Университетский научно-образовательный комплекс как модель системы по реализации интеллектуального и культурного потенциала региона / Т. Ф. Сергеева, А. С. Маламуд. //Вестник Адыгейского государственного университета. 1998.№ 1.-С. 175−176.
- Сергеева Т.Ф., Маламуд А. С. Университетский научно-образовательный комплекс как модель системы по реализации интеллектуального и культурного потенциала региона // Вестник Адыгейского государственного университета. 1998. -№ 1.-С. 175−176.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Международная педагогическая академия. 1995. — 192с.
- Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебно-справочное пособие / В. П. Симонов М.: Изд-во МПУ, 1999. — 46с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп / В. П. Симонов — М.: Педагогическое общество России, 1999 — 430с.
- Симонов В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: методология, теория, технология: Автореферат дисс. на соиск. учен. ст. докт. педагог, наук / В. П. Симонов. М., 1993.
- Система непрерывного образования в регионе: Сб науч. ст. Саранск: изд-во Мордовсого ун-та, 1992. — 176 с.
- Сластенин В.А. Инновационность один из принципов педагогики // Педагогическое образование и наука. — М., 2000. — № 1. — С. 38−44.
- Сластенин В.А. Проблемно-целевой подход к формированию социально-активной личности учителя // Теория и практика высшего педагогического образования. М.: МТПЦ, 1984. С. 3−15.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Сластенин В.А., Тамарин В. Э. методологическая структура учителя // Советская педагогика, 1990. № 7.
- Слободчиков В.И. О содержательной интерпретации индивидуально-типологических свойств личности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.1. — М.: Об-во психологов СССР, 1983. — С. 11−12.
- Смирнов В.Ф., Чирва А. Н. Путешествие в страну тайн (познавательные игры). М.: Новая школа, 1993. — 208 с.
- Современная гимназия и универсальное образование. Сб. статей. М.: Интерпракс, 1995. 189 с.
- Современная начальная школа и подготовка учителя (Сб. тезисов региональной научно-практической конференции). Владикавказ, 2000. -151 с.
- Соколов B.C. О государственной политике в области образования. М.: Педагогика, 1994, № 6. — С. 13−17.
- Станкин М.И. Психология управления: настольная книга руководителя / М. И. Станкин, М.: Бизнес-школа. Интел-синтез, 2000. 341 с.
- Стенберг Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента / Р. Стенберг, Е. Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 11−126.
- Степанов Е. Личностно-ориентированный подход в педагогический деятельности / Е. Степанов // Воспитание школьников, 2002. -№ 6. — С. 2−4.
- Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах. Постановление правительства РФ от 31 марта 1997 г., № 360 / Сб. Собрание законодательства РФ, № 19, 12 мая 1997 г. С.3818−3819.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. М., 1988. — 173с.
- Танась М. Образование и информационная эпоха / М. Танась // Народное образование, 2003. № 4. — С. 31−34.
- Татаринская Е.В. Личностные факторы развития творчества // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. — С. 215−230.
- Тейлор Ф.У. Менеджмент / Ф. У. Тейлор. М.: Контроллинг: Изд-во Стандартов, 1992. — 137 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера и В. Я. Романова. -М., 1982. — С.129−139.
- Титова Н.С. Новая школа это по-новому работющий учитель / Н. С. Титова // Образование в современной школе, — 2003. — № 7. — С. 3−6.
- Тищенко Е.Г. Теория и практика обучения одаренных детей в массовой школе США: Автореф. дисс. на соиск. учен, ст канд. педаг. наук / Е. Г. Тищенко М., 1993.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1998. 282 с.
- Трус И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуация характера / И. Трус // Воспитание школьников. 2003. — № 2. -С. 26−31.
- Тюнина М. ПО новым картам, к новым берегам / М. Тюнина, Е. Багорникова // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 99−104.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования / А. Ю. Уваров //Информатика и образование. 1994, № 3.
- Университетский комплекс выбор эффективной интеграции: круглый стол // Профессиональное образование. — 2002. — № 7. — С. 24−25.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М., 1999.-264 с.
- Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М., 2000. -448 с.
- Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / B.C. Лазарев, М. М. Поташник и др. М.: Новая школа, 1995. 462 с.
- Управление современной школой. Пособие для директора. РАО, 1992. -167 с.
- Управление учебным процессом в условиях развивающейся школы: информационно методические материалы. М: Новая школа, 1996. — С. 40−42.
- Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. -336 с.
- Урунтаева Г. А. Диагностика психических особенностей дошкольника. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 96 с.
- Учебные стандарты школ России. Кн.1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. — 380 с.
- Учебные стандарты школ России. Кн.2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. -М.:ТЦ Сфера, Прометей, 1998. 336 с.
- Учителю об одаренных детях: пособие для учителя / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 354с.
- Ушамирская Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе / Г. Ушамирская // Alma Mater. 2003. — № 1. -С. 18−25.
- Файоль А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. М.: Контроллинг. 1992. — 111 с.
- Файоль А. Управление это наука и искусство / А. Файоль. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
- Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. Т. 1. /Р. Фалмер. -М., 1992.-240 с.
- Фирсова М.М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии / М. М. Фирсова // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 26−31.
- Фишман JI. Семинар в Самаре: мения и суждения о проблемах управления реформированием образования / JI. Фишман // Директор школы. 2002. — № 5.-С. 21−24.
- Фомин А.А. Индивидуальные психофизиологические особенности школьников при работе на компьютере / А. А. Фомин //Информатика и образование. 1992, № 2.
- Форд Г. Сегодня и завтра// Форд. -М.: Терра, 1992. 189 с.
- Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Сб. научных трудов. Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-т, 1993. -142 с.
- Франева Л.К. Организационные структуры. Методы диагностики / Л. К. Франева. СПб, 1995.
- Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей / Дж. Фримен // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия. — 1997. — С.371−379.
- Фромм Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии). М., 1993.
- Фрумин И. Система координат, или возможная схема разработки программы развития школы / И. Фрумин, А. Каспржак, А. Пинский и др // Директор школы. 2001.- № 9. — С. 3−15.
- Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К. А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия. 1997. С. 243−259.
- Хижняк О.С. Упрвление качеством образования как педагогическая проблема / О. С. Хижняк, P.M. Феденева, В. Г. Рындак // Завуч. 2001. — № 5. -С. 14−22.
- Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта / М. А. Холодная //
- Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 295−314.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная Томск: Изд-во Том. ун-та. М: Изд-во «Барс», 1997. — 392с.
- Хомерики Н.А. Развитие школы как инновационный процесс / О.Г. Хо-мерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. Москва: Новая школа, 1994. — 22 с.
- Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс / Н. А. Хроменков М.: Педагогика, 1989. — 192с.
- Челпанов Г. И. Демократизация школы / Г. И. Челпанов. М.: Русский книжник, 1918.
- Черданцева Н.П. Аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения / Н. П. Черданцева // Завуч, 2002. № 6. — С. 10−13
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998. — 144 с.
- Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников) // Воспитание школьников. 1990, № 4. С.32−37.
- Шавинина Л.В. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личностью: Автореферат дисс. канд. психологич. наук. Киев, 1993.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 315с.
- Шакуров Р.Х. Социально-педагогические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение. 1990.-208 с.
- Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом образовательной школы / И. К. Шалаев. Москва. 1987.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т. И. Шамова. М.: Новая школа, 1992.
- Шамова Т.И. Показатели Эффективности работы по управлению качеством образования / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков // Завуч. 2002. — № 7.-С. 35−38.
- Шамова Т.И. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся / Т. И. Шамова, Т. И. Давыденко. Москва, 1990.
- Шатух О.Н. Система управления инновационным учебным заведением как средством развития творческих способностей педагоге: Автореф. Дис. на соиск. учен. Ст. канд. Пед. наук / О. Н. Шатух. Саратов. — 2001. — 185 с.
- Шведел А. Поиск и выявление одаренных детей / А. Шведел, Р. Стоун-бернер // Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. Н. Слуцкого. М., 1991.-С. 169−204.
- ШвеммерВ. Этнокультурная система / В. Швеммер // Воспитание школьников, 2002. С. 7−14.
- Шеннон К. Кибернетика и управление / К. Шеннон. М: Энергия, 1979,42 с.
- Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1993. — 354 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
- Школа нового типа. 4.1. Школа-гимназия. Школа-лицей. Школа-ВУЗ. -М., 1991.-60 с.
- Шмарион Ю. Образовательные системы в структуре непрерывного образования: анализ подходов, проектирование, опыт внедрения / Ю. Шмарион // Alma Mater. 2003. — № 5. — С. 53−56.
- Шпарева Г. Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города: Автореферат дисс. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Г. Т. Шпарева-Майкоп, 1997.
- Шпарева Г. Т. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях города: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1997.
- Шпарева Г. Т. Организация работы с одаренными детьми как составная часть инновационной деятельности / Г. Т. Шпарева Майкоп: Изд-во АГУ. 1996.-104с.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1996, № 3. -С. 34−43,
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 800с.
- Экономический справочник директора школы. М., 1995. — 264с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). -М., 1966. С.13−53.
- Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998. — 256с.
- Эпштейн М. Метод, разрушающий школьную рутину / М. Энштейн // Управление школой 2003. 8−15 июня. — С. 12.
- Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности / Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 127−142.
- Юсупов Ф.М. Стимулирование педагогической деятельности: методическое руководство / Ф. М. Юсупов. Казань, 1994.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. Москва, 1991.
- Якиманская И. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности / И. Якиманская // Директор школы. -2003.-№ 6.-С. 26−28.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 119 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева М., 1997. — 227с.
- Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе / Е. А. Ямбург. М.: Культурно-историческая педагогика / Ин-т управления образованием, Межведомственный аналитический центр социальных инноваций, 2000. -351 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М., 1997.