Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности адаптированных резервов организмов младших школьников в условиях образовательного пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что у большинства учащихся начального звена обучения имело место снижение функциональных-резервов организма различной степени выраженности. Среди учащихся школы до 9-летнего возраста наблюдается улучшение адаптационных возможностей. В гимназии данная направленность изменений носит менее благоприятный характер.- В 10-летнем* возрасте ситуация в плане реализации адаптационного… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Особенности биологической адаптации учащихся начальной
  • J 1 ' 1 ' п
    • 1. ШКОЛЫ
      • 1. 2. Особенности психологической и социальной адаптации учащихся начального звена обучения в образовательных учреждениях различного типа
      • 1. 3. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕМ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы оценки внутришкольной среды и организации учебного процесса
    • 2. 2. Методы оценки адаптационных резервов организма учащихся
  • ГЛАВА 3. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРИШКОЛЬНЫХ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ, ИССЛЕДУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА
    • 3. 1. Характеристика факторов внутришкольной среды
    • 3. 2. Сравнительная гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса в исследуемых образовательных учреждениях
    • 3. 3. Комплексная оценка условий обучения в исследуемых образовательных учреждениях
  • ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
    • 4. 1. Особенности биологической адаптации организма детей в зависимости от этапа биологического развития
      • 4. 1. 1. Физическое развитие учащихся начального звена обучения развития
      • 4. 1. 2. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень резервных возможностей организма учащихся различных возрастных групп
      • 4. 1. 3. Функциональное состояние центральной нервной системы учащихся
    • 4. 2. Особенности биологической адаптации организма детей в зависимости от типа образовательного учреждения
      • 4. 2. 1. Физическое развитие учащихся исследуемых возрастных групп
      • 4. 2. 2. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень резервных возможностей учащихся
      • 4. 2. 3. Функциональное состояние центральной нервной системы учащихся
    • 4. 3. Особенности социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от этапа их биологического развития и типа образовательного учреждения
  • ГЛАВА 5. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ И ГИМНАЗИСТОВ В
  • ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Особенности адаптированных резервов организмов младших школьников в условиях образовательного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. На сегодняшний день в нашей стране повсеместно отмечается ухудшение как соматического, так и нервно-психического здоровья детской популяции, снижаются физиологические показатели, функциональные резервы и адаптационные возможности подрастающего поколения. Данные официальной статистики констатируют об увеличении заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшении физического развития, снижении уровня физической подготовленности школьников (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004, 2005; Макарова А. Ю., 2001; Степанова М. И., 2003; Куинджи Н. Н., 2000; Кучма В. Р., Сухарева JI.M., Павлович К. Э., 2004; Онищенко Г. Г., 2005).

Проводимая на' этом фонемодернизация образования, характеризующаяся значительным ростом психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок, осуществляется без учета сниженных функциональных возможностей современных учащихся, низкого уровня санитарно-гигиенического благополучия большинства функционирующих образовательных воспитательных учреждений (Сухарев А.Г., 1991; Кайгородова Н. З. с соавт., 1995; Антропова М. В. с соавт., 1998; Степанова М. И. с соавт., 2000; Онищенко Г. Г., 2005; Вирабова А. Р., Кучма В. Р., 2006).

Успешность адаптации детей и подростков в современном обществе зависит от большого числа факторов жизнедеятельности, формирующих биологический и психосоциальный статус, среди которых ведущее место занимают факторы школьного обучения (Ананьева Н.А. с соавт., 1989; Сухарев А. Г. с соавт., 1996, 2000; 2003; Маймулов В. Г., 1997; Сетко Н. П., Мокеева М. М., 1999; Кучма В. Р., 2001; 2006). При этом особого внимания заслуживают учащиеся начальных классов, в связи с тем, что данный переходный период онтогенеза играет значительную роль в формировании здоровья на последующих возрастных этапах (Хрипкова' А.Г., Антропова М. В., 1982;

Сухарева JI.M., Ильин А. Г., 1998; Пляскина И. В., 2000; Куинджи Н. Н., 1998, 2000).

Вместе с тем, несмотря на пристальное внимание к проблеме влияния факторов школьной среды и организации учебно-воспитательного процесса на здоровье детей, остается достаточно сложным накопление доказательной базы, структурированной по факторам и источникам, влияющим на адаптационные резервные возможности организма учащихся. Остается открытой важная гигиеническая проблема расшифровки «цепи причин», определяющих снижение адаптационных резервов организма школьников и гимназистов, выявления отдельных звеньев механизма «поломки» приспособительных реакций, негативно влияющих на протекцию роста и развития детей.

Более того, в настоящее время недостаточно работ по оценке риска воздействия факторов образовательного учреждения на уровень функционирования основных систем, задействованных в учебном процессе в сочетании с вариативностью программ школьного и гимназического образования и педагогических технологий, широко внедряемых в воспитательно-образовательный процесс.

Недостаточно установлено информативное значение центральной нервной и сердечно-сосудистой систем в стратегии развития адаптационных резервов у школьников и гимназистов. Отсутствуют данные об эмоционально-психическом состоянии, в то время как, именно последнее, составляет основу формирования резерва адаптации и, согласно П. К. Анохину (1980), выступает в роли мобилизирующего фактора.

Многофакторная этиология формирования адаптационных резервов организма детей, быстро меняющаяся степень взаимодействия и взаимосвязей факторов внутришкольной среды, организации учебного процесса, используемых здоровьесберегающих технологий, биологических, педагогических и других факторов, влияющих на каждом этапе биологического развития, диктует необходимость разработки и внедрения в образовательные учреждения системы, мероприятий, направленной на повышение адаптационных резервов организма.

При безусловной' важности использования донозологического подхода остается достаточно много нерешенных задач в области школьного детства, котррые свидетельствуют об их высокой социальной и медицинской значимостии тем самым подтверждают актуальность предпринятого исследования.

Цель работы:: Определить особенности адаптационных резервов организма? младших школьников в условиях образовательного пространства с учетом' уровня их биологического развитияи типа, образовательного учреждения, на основании чего научно обосновать., ' и. разработать систему мероприятий, направленных, на профилактику дезадаптации: учащихся к условиям обучения и воспитания. Задачи исследования:

1. Провести комплексную гигиеническую 'оценку фактороввнутришкольной среды и исследовать особенности организации образовательного процесса в общеобразовательной школе и гимназии.

2. Исследовать функциональное состояние. системзадействованных в учебном? процессе и адаптационные возможности организма1 младших школьникови: гимназистов в динамике четырех лет обучения.

3: Научно' обосновать модель адаптационных резервов организма школьников и гимназистов в период обучения в начальной школе.

4. Разработать систему мероприятий по профилактике неблагоприятного течения адаптации учащихся к учебному процессу и повышению уровня' резервных возможностей;

Научная новизна: Впервые с гигиенических позиций научно обоснована и разработана модель адаптационных резервов организма' школьника и гимназиста.

Установлены существенные различия в динамике мультипараметрического взаимодействия параметров функциональных систем гомеостатического уровня в зависимости от возраста и типа образовательного учреждения.

Получены новые данные, свидетельствующие о том, что комплекс неблагоприятных факторов внутришкольной среды и организации учебно-воспитательного процесса приводит к дезорганизации мультипараметрических эффекторных взаимодействий центральной и сердечно-сосудистой систем, что снижает уровень адаптационных резервов организма учащихся и ведет к формированию пограничных донозологических состояний.

Впервые установлена высокая информативность показателей функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем в стратегии формирования адаптационных резервов.

Показано, что исследование уровней резервных возможностей организма является информативным физиологическим критерием донозологической диагностики здоровья учащихся.

Практическая значимость работы. Полученные данные позволяют углубить теоретическое представление о возрастных особенностях адаптационных резервов организма младших школьников, связанных с внутрисистемной и межсистемной гетерохронностью формирования функциональных систем, а также расширить знания о комплексном влиянии факторов школьной среды на «качество» адаптации детей.

Практическая ценность работы характеризуется обоснованием и разработкой комплекса профилактических мероприятий по повышению адаптационных резервов организма учащихся в условиях образовательного пространства.

Внедрение результатов исследования в практику. По результатам исследования разработано информационно-методическое письмо.

Адаптационные резервы организма школьника и факторы его формирующие" (Оренбург, 2007).

Предложенные в нем практические рекомендации используются в работеМинистерства образования Оренбургской области (акт внедрения от 5.06.2007 г.), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (акт внедрения от 18.06.2007 г.), Центра образования № 1 ЮАО г. Оренбурга (акт внедрения от 17.05.2007 г.), гимназии № 4 г. Оренбурга (акт внедрения от 30Ю5.2007 г.), общеобразовательной школы № 24 г. Оренбурга (акт внедрения от 23.05.2007 г.).

Результаты исследований включены в программу преподавания раздела, гигиены детей и подростков на педиатрическоммедико-профилактическомг и последипломном факультетах в Оренбургской государственной медицинской академии Федерального агентства по здравоохранению: и социальному развитию (акт внедрения от 20.06.2007 г.). .

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Уровень адаптационных резервоворганизмаучащихся, имеет свои.

— особенности в зависимости от возраста и типа, образовательного? учреждения, в котором они обучаются.

2. Изменения в физическом развитии и состоянии адаптационных резервов учащихся за, время обучения в начальной школе зависит от комплекса медико-биологических, гигиенических факторов и факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса.

3. Встратегии формирования'- адаптационных резервовк условиям различного типа образовательного учреждения информативное значение имеет состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, в резервах психологической адаптации существенная роль принадлежит психоэмоциональному состоянию.

Апробация работы. Основные результаты исследования доложены на региональных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов Оренбургской области (Оренбург, 2005, 2006) — IV Областной научно-практической конференции «Интеграция традиционной, народной и академической медицины в системе здравоохранения» (Оренбург, 2005), II Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании» (Оренбург, 2005) — Пленуме Научного Совета по экологии и гигиене окружающей среды РАМН и Минздрава и соцразвития Российской Федерации «Экологически обусловленные ущербы здоровью: методология, значение и перспективы оценки» (Москва, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» (Москва, 2006) — Пленуме Научного Совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития Российской Федерации «Современные проблемы гигиены города, методология и пути решения» (Москва, 2006) — научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития медико-профилактического дела в Российской Федерации» (Казань, 2006) — VII межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (Омск, 2007), IV межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы здоровья детей» (Оренбург, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков» (Москва, 2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 научных работ, среди них 3 статьи в журналах, рецензируемых ВАК.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 202 страницах машинописного текста и состоит из списка сокращений, введения, пяти глав, заключения, выводов, списка литературы. Работа иллюстрирована 56 таблицами и 27 рисунками. Библиографический указатель содержит 278 отечественных и 57 иностранных источников.

Связь работы с научными программами.

Диссертационная работа выполнена в ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию согласно плана НИР по комплексной программе (№ государственной регистрации 0120. О 500 919).

ВЫВОДЫ.

1. Установлено, что условия воспитания и обучения в исследуемых образовательных учреждениях согласно комплексной балльной оценки являются допустимыми в гимназии (887,5 балла) и умеренно опасными в школе (637 баллов). При этом ведущими неблагоприятными факторами, определяющими формирование образовательной среды, в школе являются: неправильное размещение здания школы, недостаточная оснащенность школьников мебелью соответствующих размеров и их неправильное рассаживание, нарушения светового режима, недостаточное медицинское обеспечение детей, неправильная организация учебно-воспитательного* процессав гимназии же имеет место высокая интенсификация учебного процесса и неправильная его организация.

2. Показано, что многокомплексное влияние неблагоприятных факторов образовательного пространства приводит к дезорганизации внутрии в межсистемных эффекторных взаимодействиях и проявляется в напряжении систем регуляции сердечного ритма, в основном за счет рассогласования влияний обоих отделов вегетативной нервной системы, сопровождающего избыточным вегетативным обеспечением, сниженными показателями функционального состояния центральной нервной системы, что в совокупности приводит к снижению адаптационных резервов организма, которые у школьников в среднем составляют 71,1% и у гимназистов 73,3%.

3. Выявлены общие закономерности становления мультипараметрических взаимосвязей изученных функциональных систем, участвующих в формировании и реализации адаптационных резервов организма учащихся младших классов, проявляющиеся их напряжением, а также показаны особенности их функционирования в зависимости от этапа биологического развития ребенка и типа образовательного учреждения, в котором он обучается.

4. Сравнительный анализ функционального состояния организма детей исследуемых групп свидетельствует о более сложном протекании процессов адаптации у школьников, чем у гимназистов, что подтверждается увеличением числа учащихся с дисгармоничным физическим развитием в динамике четырех лет обучения, а также ухудшением адаптационных возможностей за счет достоверного уменьшения в 2,05 раза доли детей с достаточными резервами на фоне роста в 1,26 раза со сниженными и в 2,36 раза с существенно сниженными функциональными резервами.

5. Установлено, что становление механизмов адаптации происходит на фоне нарушенной социально-психологической адаптации учащихся, при этом для каждого типа образовательного учреждения характерна своя структура дезадаптации.

6. На основании корреляционного анализа установлена зависимость между уровнем функциональных резервов организма учащихся младших классов и уровнем комплексного воздействия факторов, формирующих школьную среду их обитания, а также показателями состояния сердечнососудистой и центральной нервной систем, что позволило научно обосновать модель адаптационных резервов организма школьников и гимназистов и разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение адаптационных резервов организма учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В' результате проведенной гигиенической оценки условий обучения и организации учебного процесса младших школьников в двух исследуемых учебных заведениях установлено, что параметры внутришкольной среды по пяти показателям, таким как санитарная ситуация территории образовательного учреждениянабор, площадь и оборудование помещенийсветовой режиморганизация режима и учебно-воспитательного процессамедицинское обеспечение не соответствуют гигиеническим нормативам в общеобразовательной школе и обеспечивают сильную степень риска здоровью учащихся. Что касается гимназии, то важно отметить, что ни один из показателей-не обеспечивал сильную степень его риска здоровью детей и, в основном, имела место слабая степень риска здоровью гимназистов.

Оценка организации учебного процесса выявила нерациональное распределение учебных нагрузок в обоих образовательных учреждениях. Превышение допустимого уровня суммарнойнедельной учебной нагрузки наблюдалось в гимназии: на 15% в первых, на 4% во вторых, на 8% в третьих и на 12% в четвертых классах. Плотность учебной работы на уроках в гимназии по основным предметам на 8% превышала рекомендуемую гигиеническую норму. В четвертых классах гимназии отмечено превышение наполняемости классов на 4%. Продолжительность перемены по окончанию второго урока в обоих учебных заведениях, а также третьей перемены в школе была сокращена в 1,33 раза. Несовершенная организация учебного процесса выражалась и в составлении расписания занятий без учета физиологически обоснованной динамики работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели в обоих исследуемых заведениях.

Комплексная балльная оценка условий воспитания и обучения составила в школе 637, а в гимназии 887,5 баллов, при этом риск от комплексного действия факторов образовательного пространства в первом случае оценивается как умеренно опасное, во втором как допустимое.

Средние значения-соматометрических показателей физического развития-детей были достоверно выше у гимназистов, приэтом их увеличение с возрастом в обеих группах носило физиологический характер.

Установлено, что наибольшее число детей, имевших дисгармоничное физическое развитие, выявлено среди воспитанников гимназии 7-ми и 8-ми лет, тогда1 как в возрасте 9 и Ю лет среди школьников. Важно отметить, что степень нарушения гармоничности физического развития была наиболее выражена всё же у учащихся школы, поскольку среди них до 9-летнего, возраста резкодисгармоничное физическое развитие встречалось чаще, чем у гимназистов.,.

Средние значения показателей параметров сердечного ритма, имели1 возрастные особенности и были в пределах рекомендуемых возрастных нормв зависимости от типа образовательногоучреждения носили изменчивый характер. При проведении ортостатической пробы изменения, оцениваемых параметров сердечногоритма были адекватны, закономерны и-свидетельствовали, о включении компенсаторных реакций симпатической направленностипри переходе в вертикальное положение.

Возрастная1 динамика распределения вегетативного тонуса подтверждает' наличие у детей нестабильности вегетативной регуляции.

При напряжении регуляции сердечного^ ритма установлено, что до 9-летнего возраста всё же наблюдалось рассогласование влияний обоих отделов вегетативной нервной системы. В последующие годы данная направленность влияний на ритм-сердца ослабевала (р<0,05) в сторону преобладания вагусного влияния,.особенно среди воспитанников гимназии.

Оценка параметров переходного процесса показала, что во все возрастные периоды у большинства гимназистов определялась адекватная реакция сердечно-сосудистой системы на ортопробу и была максимальной в 10 лет (47,4%):

Нами установлено, что у школьников 7, 8, 10 лет вегетативное обеспечение было избыточным, а в возрасте 9 лет достаточнымтогда как у гимназистов в- 7 лет сниженным, а в последующие возрастные периоды избыточным.

Анализ уровня адаптированности организма, показал, что наибольшее число детей (7−10 лет) имели напряжение механизмов адаптации. В динамике четырех лет обучения к 10 годам увеличение числа детей с удовлетворительной адаптацией в школе прослеживалась на фоне уменьшения численности учащихся с напряжением адаптационных механизмов и их срывом, в то время как в гимназии аналогичная картина сопровождалась ростом доли детей с 1 неудовлетворительной адаптацией.

Функциональное состояние ЦНС детей по усредненным данным оценено нами как сниженное, при этом прослеживается достоверный рост числа учащихся, имеющих нормальную умственную работоспособность, причем благоприятнее данные процессы протекают у гимназистов до 9-летнего^ возраста.

По данным исследования функциональной межполушарной асимметрии установлено, что у детей отсутствовало ярко выраженное доминирование одного из полушарий головного мозга. При чем их количество было максимальным среди учащихся 8-ми лет (у 58,2% в гимназии и 51,4% в школе).

Важно отметить, что у большинства учащихся нарушена социально-психологическая адаптация и их число было максимальным в возрасте 7 лет (74,3%) и минимальным в 9 лет (56,6%). Следует отметить, что зачастую у одного ребенка наблюдалась дезадаптация по нескольким критериям.

Изучение социальныхконтактов показало, что в школе у детей до 9-летнего возраста превалировал средний уровень коммуникативной успешности, а в 10 лет низкийсреди гимназистов 7-ми и 9-ти лет — средний, 8-ми летвысокий, 10-ти лет — средний и низкий.

Анализ структуры тревожности, свидетельствует о том, что у учащихся во все. периоды возрастной градации доминировал нормальный ее уровень. Отмечено резкое увеличение в 2,81 раза числа школьников в 8-летнем возрасте с очень высоким уровнем и сокращение таковых в 9-летнем в 3,27 раза среди гимназистов.

Установлено, что у большинства учащихся начального звена обучения имело место снижение функциональных-резервов организма различной степени выраженности. Среди учащихся школы до 9-летнего возраста наблюдается улучшение адаптационных возможностей. В гимназии данная направленность изменений носит менее благоприятный характер.- В 10-летнем* возрасте ситуация в плане реализации адаптационного потенциала меняется у гимназистом в сторону улучшения, что подтверждается увеличением в 1,38 раза числа детей с достаточными функциональными резервами и сокращением в 2,95 раза со существенно сниженными. У учащихся школы, наоборот, отмечено ухудшение адаптационных возможностей, поскольку наблюдается достоверное уменьшение в 2,05 раза доли детей с достаточными резервами на-фоне тенденции роста в 1,26 раза со сниженными>и в 2,36 раза со существенно сниженными.

На основе корреляционного анализа установлена зависимость уровня резервных возможностей организма детей от показателей функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также от балльной оценки условий обучения и воспитания в исследуемых образовательных учреждениях.

Полученные данные исследований послужили основанием для разработки комплекса мероприятий по профилактике неблагоприятного течения адаптации учащихся к учебному процессу и повышению уровня резервных возможностей организма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Адаптационные возможности организма школьников и состояние здоровья детей. М., — 1996. — 131с.
  2. Л.Р., Кочарова С. Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С. 48−49.
  3. И.А. Физиологические проблемы адаптации / И. А. Агаджанян. -Тарту, 1984.-С. 3−13.
  4. И.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / И. А. Агаджанян, P.M. Баевский, А. П. Берсенева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.-204 с.
  5. Агарков В. И'. О некоторых методрлогических принципах в гигиене детей и подростков / В. И. Агарков, А. П. Селиванов, И. Я. Смоленская // Гигиена и санитария. 1984. — № 7. — С.78−79.
  6. А.К. Онтологические особенности адаптации детей / А. К. Агеев.-М., 1985. С.75−80.
  7. М.В., Ловицкий В. Д. Педагогические проблемы здоровья и медицинские задачи в педагогике // Объединенный научный журнал. М.: Изд-во «Тезариус», 2002. — № 10. — С.32−34.
  8. И.Э. О необходимости гигиенической оптимизации обучения в условиях педагогических инноваций / И. Э. Александрова //
  9. Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI в.: материалы IX Всерос. Съезда гигиенистов и санитарных врачей. — Москва, 2001. — Т. II. — С. 275 278.
  10. Э.М. Психологические трудности при адаптации детей к школе / Э. М. Александровская, Н. Г. Лусканова // Гигиена и санитария. -1984. -№ 3.-С. 27−30.
  11. В.Ю., Волкова Г. М. // Российский педиатрический журнал -1999.- № 4.-С. 16−19.
  12. Н.А., Ямпольская Ю. А. // Школа здоровья. 1994. -№ 1.-С.13−18.
  13. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник РАМН. 1993. — № 6 -С. 19−24.
  14. Ю.Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья. М., 1994. -Т.1.-№ 1.-С. 13−18.
  15. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1980. — 447 с.
  16. JI.T. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / JI.T. Антонова, Г. Н. Сердюковская./УГигиена и санитария. 1995. — № 6. — С. 22−28.
  17. М.В., Бородкина JI.M., Кузнецова Г. Г. и др. // Школа здоровья. 1998. — № 3. — С. 65−74.
  18. .С., Мирзаев H.JI. Уровень артериального давления у детей школьного возраста // Кардиология. 1982. — Т. 22. -С. 110−112.
  19. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. -М.: Медицина, 1979. 295 с.
  20. P.M. Математический анализ сердечного ритма при стрессе /P.M. Баевский, Кириллов О. И., Клецкин С. З. М.: Наука, 1984. — 221 с.
  21. P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации / P.M. Баевский // Вестник АМН СССР. 1989. — № 8. -С. 73−78.
  22. P.M. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. // Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — М.: Наука, 1993.- С. 33−48.
  23. P.M., Берсенева А. П., Вакулин В. К. и др. Здравоохранение Российской Федерации. 1987. — № 8. — С. 8−10.
  24. P.M. Методика оценки функционального состояния организма человека.// Медицина труда и промышленной экологии. 1995. — № 3. — С. 30−34.
  25. А.А. Комплексный подход к решению вопросов первичной профилактики / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, С. А. Ананьин и др. // Советское здравоохранение. 1985. — № 6. — С. 7−10.
  26. А.А. Основные направления укрепления здоровья детей. / А. А. Баранов //Ребенок, проблемы экологии и здоровья: сборник докладов научной сессии. СПб, июнь 1999. — С. 20−26.
  27. А.А. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» / А. А. Баранов, JI.A. Щеплягина, J1.M. Сухарева // Российский педиатрический журнал 2000.-№ 1.-С. 5−8.
  28. А.А. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей / А. А. Баранов // Вестник РАМН. 2003. — № 8. — С. 3−6.
  29. А.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей в возрасте от 3-х до 17 лет включительно при профилактике медицинских осмотров с использованием схемы определения здоровья: пособие для врачей / А. А. Баранов. М., 2004. — 86 с.
  30. А.А., Кучма В. Р., Сухарева JI.M. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. М.: «Династия», 2004. — 168 с.
  31. А.А. //Российский педиатрический журнал 1998. — № 1. — С. 5−8.
  32. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 5−8.
  33. А.И. Типы адаптации первоклассников / А. И. Баркан // Педиатрия. 1986.-№ 5. с. 40−44.
  34. А.И. Ребенок. Аспекты адаптации / А. И. Баркан. Караганда, 1991. -191 с.
  35. В.Н., Губайдуллина Т. Х., Калиберный В. В. // Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 20−22.
  36. М.М. // Школа здоровья. 1998. — № 3. — С. 44−49.
  37. М.М. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 13−16 лет под влиянием учебных занятий // Физиология человека. 1989. — Т. 15. — № 2. — С. 85−88.
  38. Н.А. Болезни сердца и сосудов у детей: руководство для практических врачей в 2-х т. / Н. А. Белоконь, М. Б. Курбергер. М.: Медицина, 1987. — 479 с.
  39. Л.Ф., Бондаренко Н. М., Зуглер А. С. // Вестник РАМН.-1993. -№ 5: С. 8−15.
  40. Г. Ф., Нурбаева М. Н., Василенко Н. И. и др. Динамика сердечного ритма старшеклассников в процессе обучения // Гигиена и санитария. 1993. — № 4. — С.35−36.
  41. А.П. Здоровьесбережение учащихся в условиях общеобразовательного учреждения Киев, 1991.- 165 с.
  42. А.П. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения / А. П. Берсенева, P.M. Баевский, В. К. Вакулин и др.// Здравоохранение РФ. 1987. — № 8.-С. 6−10.
  43. Боровиков В. STATISTIKA: Искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов / В. Боровиков. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  44. В.А. Влияние социально-психических, физиологических и медицинских показателей на работоспособность / В. А. Бузунов, В. В. Кальниш и др. // Гигиена и санитария. 1985. — № 7. — С. 49−52.
  45. А.И., Хорошева Т. А. Состояние здоровья учащихся младших классов лицея искусств // Гигиена и санитария. № 4. — 1999. — С. 42−45.
  46. С.Г. Функциональные возможности организма детей в зависимости от массы тела детей / С. Г. Василенко, Г. Ф. Бернштейн // Гигиена и санитария. — 2003. № 3. — С. 53−54.
  47. Вайнруб ЕМ, Еременко Г. М., Краснянский П. Л. Гигиена обучения детей в школах с продленным днем. Киев, 1984.- 97 с.
  48. И.М. // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. С. 4−6.
  49. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. A.M. Вейна. М., 1998.
  50. Ю.Е., Казанцева Л. З., Ветров В. П. и др. Клиническая генетика и педиатрия. М., 1994.- 63с.
  51. Ю.Е. Концепция риска болезни и безопасности здоровья ребенка / Ю. Е. Вельтищев // Московский НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ МП РФ. -1994. Лекция № 2. — 84 с.
  52. Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушение и их коррекция / Е. Ю. Вельтищев. М., 1998. — С. 24.
  53. В.В. Реакция организма на внешнее воздействие / В. В. Власов. -Иркутск, 1994.- 198с.
  54. Л.Ю. Физическое развитие школьников Москвы: современное состояние и методы оценки / Л. Ю. Волкова, М. В. Копытко, И. Я. Конь. // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С. 42−45.
  55. .З. Влияние режима вентиляции на функциональное состояние детей младшего школьного возраста / Б. З. Воронова, Е. А. Эльковская // Гигиена и санитария. 1980. — С. 31−34.
  56. И.М. Антропометрический скрининг при массовых осмотрах детей: методические рекомендации. Ленинград, 1991.
  57. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков / Под ред. JI.T. Антоновой, Г. Н. Сердюковской. М., 1993. — 394с.
  58. М.Ю. Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения / М. Ю. Гедымин. // Материалы Всесоюзной научной конференции. СПб., 1992.-С. 193−195.
  59. Гигиена детей и подростков: руководство для санитарных врачей / под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1986. 494 с.
  60. А.Г. Состояние здоровья и работоспособность учащихся младших классов, обучающихся в школьном городке / А. Г. Глущенко, И. И. Слепушкина, В. В. Добрянский. // Гигиена и санитария. 1986. — № 5. -С. 19−21.
  61. Н.П. Оптимизация обучения первоклассников на основе коррекции функциональной системы / Н. П. Гребняк // Гигиена и санитария. 1990. — № 11. — С. 46−49.
  62. Н.П. Состояние здоровья детского населения мегаполиса / Н. П. Гребняк, С. В. Вытрищак // Гигиена и санитария. 2004. — № 2. — С. 50−53.
  63. Н.П. Особенности функционирования организма школьников в процессе профессионального обучения в учебно-производственных комбинатах // Гигиена и санитария. 1993. — № 4. — С. 37−39.
  64. В. К. Ларионова Т.Б. Особенности микрофлоры воздушной среды школьных помещений // Гигиена и санитария.-1986.-№ 8.-С. 79−80.
  65. С.М. Социально-гигиенические аспекты оценки состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах // вестник АМН СССР. -1984. № 4.-С. 75−80.
  66. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М. — 1988. -270 с.
  67. В.Н., Кривощапов Н. А., Попопва Н. В. Нейроцеркуляторные дистонии в подростковом возрасте // Педиатрия. -1995 № 6. — С. 33−35.
  68. А.И. Практикум по общей гигиене. М., 1991.-76 с.
  69. И.Л. Характеристика полового созревания девочек-школьниц в современных условиях обучения в школе // Вторая Всесоюзная конференция по гинекологии детей и подростков: Тезисы докладов.- М., 1990. С. 47.
  70. В.Ф. Экологические и гигиенические проблемы педиатрии / В. Ф. Демин, С. О. Ключников // Материалы III конгресса педиатров России. -М., 1998.-С. 20−21.
  71. Доклад министра общего и профессионального образования РФ // Вестник образования. 1997. — № 3. — С. 98−110.
  72. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М., 1983.-160 с.
  73. В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния. // Вопросы психологии. 1988. -№ 6. — С. 141−149.
  74. С.Г. Физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста в г. Орле // Гигиена и санитария. 1993.- № 2.-С. 39−40.
  75. Л.В. Состояние сердечно-сосудистой системы школьников VIII- IX классов во время занятий физическимиупражнениями с применением тренажеров // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991.-№ 1.-С. 116−120.
  76. JI.A. Социальная адаптация и здоровье школьников // XXI Интернациональный конгресс педиатров. -1995.-С.96.
  77. JI. А Онтогенетические особенности адаптации детей / JI.A. Жданова. -М., 1984.-С. 153−160.
  78. JI.A. Актуальные аспекты комплексной оценки здоровья детей / JI.A. Жданова, Т. В. Руссова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI в.: материалы Международного конгресса. Москва: ГУ НЦЗД РАМН, 12−14 мая 2004. — 4.1. — С. 384−386.
  79. Г. Е. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний. М., 1999. — С. 69−70.
  80. В.М. Прикладная медицинская статистика / В. М. Зайцев СПб., 2003:-432 с.
  81. М.П. Диагностика в профилактической медицине / Захарченко М. П., Маймулов В. Г., Шабров А. В. // СПб: Издательство Международного Фонда Истории Науки, 1997 г.- 514 с.
  82. Здоровье детей России (состояние и проблемы) / Под ред. А. А Баранова. М., 1999. -С. 69−92.
  83. Здоровые дети России в XXI веке / Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. -М., 2002.- 115с.
  84. В.М. Гигиенические критерии адаптации детей к занятиям в школе / В. М. Зубкова, Г. М. Сапожникова // Гигиена и санитария. 1982. -№ 4. — С. 37−39.
  85. А.В. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста / А. В. Иванов, А. А. Королев, О. Р. Шакулова // Гигиена и санитария. — 2001. -№ 1. С. 68−70.
  86. С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С. А. Игумнов. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 112 с.
  87. Ю5.Казин Э. М., Недопасова Н. П., Пономарева B.C. Роль комплексной психологической и физиологической оценки механизмов адаптации вформировании валеологических подходов в системе образования. // Валеология. 1998. — № 4. — С. 14−20.
  88. Юб.Казначеев В. А. Адаптация человека в различныхклиматогеографических и производственных условиях / В. А. Казначеев. -М, 1981. Т.1. — С. 5−7.
  89. В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых исследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, А. П. Берсенева. Ленинград, 1980. — 208 с.
  90. В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. -Новосибирск, 1980. 192 с.
  91. ПО.Камилова Р. Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития // Гигиена и санитария.- 2001.- № 5. -С. 52−54.
  92. Ш. Карпенко А. В. Колебательная структура психофизиологических показателей как источник информации о продуктивности умственной деятельности // Физиологиячеловека.-1988.-Т. 14.-С. 730−737.
  93. В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья 1994. — Т. 1.- № 1. — С. 5−12.
  94. A.H. Функциональное состояние организма человека на разных этапах адаптации / А. Н. Кислицын, О. В. Литвинова // Здоровьесберегающие технологии в образовании: Вестник Оренбургского Госуниверситета (приложение). ноябрь, 2005. — № 11. — С. 83−88.
  95. И.Комаров Г. Д. Общие принципы мониторинга здоровья детей / Г. Д. Комаров // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI в.: материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — Москва, 2001.-Т. 2.-С. 346−349.
  96. В.В. Валеологическое образование // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. СПб., 1998. -С. 37−40.
  97. Пб.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
  98. Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года.-М., 2005.
  99. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской АМН. 1993. — № 5.. с. 25−27.
  100. А.Н. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков / А. Н. Корнев // материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995. — С. 46−48.
  101. И. Л. Комплексная оценка состояния репродуктивной системы у девочек 12−16 лет с вегетососудиетой дистонией. Иваново, 1994. — 20 с.
  102. Д.Н. Социально-демографический портрет гимназистов // Сборник научных трудов. М., 1993 г. — С. 43−46.
  103. Н.Н., Мирская Н. В., Фальковская Н.М // Гигиена и санитария. 1992. — № 1. -С. 35−38.
  104. Н.Н. Охрана психического здоровья детей и подростков / Куинджи Н. Н., Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А. // Материалы 4-го Конгресса педиатров России. М., 1998.1. С. 72−73.
  105. Н.Н., Поленова М. А. // Школа здоровья. 1995. -Т.2. № 4.-С. 54−56.
  106. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников // Н. Н. Куинджи. М.: Аспект Пресс, 2000. — 139с.
  107. Н.Н. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 45−48.
  108. Т.Р. Роль социальной среды в процессе социально-психологической адаптации подростков / Т. Р. Кутузова, О. В. Смирнова // Гигиена и санитария. 1992. — № 3. — С. 31−33.
  109. В.Р. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды /В.Р. Кучма // Гигиена и санитария. 1993. — № 11. — С. 4 — 7.
  110. В.Р., Суханова Н. Н., Кашечкина Н. А., Каретина С. А. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников //Гигиена и санитария. -1996.-№ 1.-С. 27−29.
  111. В.Р., Баль JI.B., Брезгунов И. П. и др. // Гигиена и санитария. 1994. — № 5. — С. 47−49.
  112. В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.-С. 36−40.
  113. В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000. — С. 32.
  114. В.Р. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика / В. Р. Кучма, М. И. Степанова //Медицина труда и промышленная экология. -2001.- № 8. -С. 32−37.
  115. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. М.: ММА им И. М. Сеченова, 1996. — 282 с.
  116. В.Р. Оценка риска факторов влияния окружающей среды на здоровье детей и подростков / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2002. -№ 6.-С. 51−53.
  117. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы / В. Р. Кучма. М.: Изд. НЦЗД РАМН, 2002. — 280 с.
  118. В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы //Здоровье населения среда обитания". — М., Издательство НЦЗД РАМН, 2002. — 280 с.
  119. В.Р. Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозологическим нарушением / В. Р. Кучма, В. В. Чепрасов // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С. 39−42.
  120. В.Р. Подходы к оценке уровня санитарно-эпидемиологического ' благополучия образовательных учреждений для детей и подростков /В.Р. Кучма, О. Ю. Милушкина // Гигиена и санитария. 2005. — № 3. — С. 47−50.
  121. Г. Н. Сравнительная оценка функционирования основных систем" организма городских и сельских школьников Оренбуржья. /Т.Н. Ларионова, Н. Н. Кузько // Гигиена и санитария: 2002.- № 5. — С. 62−64.
  122. Ю.П. Образ жизни и здоровье детей / Ю. П. Лисицын // Педиатрия. 1990. — № 7. — С. 61−69.
  123. Лисицын Ю: П. // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тезисы доклад, научног практической конференции с международным участием. М., 1997. -С. 139−140.
  124. Лукьянова>К.П. Медицинская статистика / К. П. Лукьянова. М., 2003. -246 с.
  125. А.В., Григорьев К. И. Метеопатология у детей. -М, 1990.
  126. Ю.А. Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья / Ю. А. Макаренко // Педиатрия. 1989. — № 3. — С. 85−87.
  127. В.И. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения / В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, О. Н. Коноплев и др. // Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С. 33−36.
  128. А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1−4 классов. Автореф. дисс. на соискание уч. степени д.м.н. М., 2001. — 24 с.
  129. С.И., Жданова J1.A., Сергеева М. А. и др. // Экология и здоровье человека: Сборник научных трудов Иваново, 1995.-С. 67−69.
  130. О.И. Комплексный анализ факторов риска напряжения адаптационных возможностей у детей начальной школы // Экология и здоровье человека: Сборник научных трудов Иваново, 2001.-С. 72−73.
  131. Н.А., Емельянова Н. Н., Богомолова Е. С. и др. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей Российской Федерации.1. М., 1998.- 65 с.
  132. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста. / под ред. В. Р. Кучмы, J1.M. Сухаревой. М., 2004. — 198 с.
  133. A.M., Поляков J1.E. Санитарная статистика. Ленинград: Медицина, 1974.-384 с.
  134. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А. Ямпольская и др. М., 1999. — С. 10.
  135. Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях //Российский педиатрический журнал. 1998. № 1.-С. 12−14. М
  136. Н.Е. Современные особенности охраны психического здоровья детей и подростков в системе первичной медико-санитарной помощи / Н. Е. Миронов // Гигиена и санитария. 2000. — № 4. — С. 28−32.
  137. М.М. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей / М. М. Мокеева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария. — 1999. № 1. — С. 29−31.
  138. М.М. Влияние Комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов / М. М. Мокеева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария. 2002. — № 5. — С. 64−66.
  139. С.А., Камаев И. А., Ананьин С. А. и др. // Здравоохранение РФ. 1998. — № 1. — С. 37−40.
  140. С.А., Камаев И. Х. Особенности здоровья подростков и пути его укрепления: Учебно-методическоеIпособие. Нижний Новгород, 1997.
  141. И.Л. Оценка адаптивного поведения организма по гемодинамическим параметрам / И. Л. Мызников // Гигиена и санитария. -1993.-№ 1.-С. 62−63.
  142. Н.Б. Организационно-экологическое обоснование путей развития системы здравоохранения России на современном этапе развития общества // Гигиена и санитария.-2000.-№ 5.-С.32−34.
  143. Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности. Под редакцией В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. -М.: Изд-во Научного Центра Здоровья Детей РАМН., 2005. 238 с.
  144. Национальная доктрина образования, М., 2000.
  145. Письмо МО РФ № 13−51−104/13 от 26.08.2002 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии».
  146. А.Н., Пшенцова И. Л. // Здравоохранение РФ, — 1999. -№ 1.-С. 31−33.
  147. А.Н. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у школьников в условиях севера // Гигиена и санитария. 2001.- № С.49−51.
  148. И.В. Характеристика здоровья учащихся начальных классов новых видов образовательных учреждений при различных формах организации учебно-вспомогательного процесса: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1998.
  149. И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С. 62−64.
  150. Приказ Минздрава РФ № 621 от 30.13.03 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». М., 2004.
  151. Проблемы охраны здоровья подростков: Доклад комитета экспертов ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения. -Женева, 1979.-56 с.
  152. Н.В. Учебная активность и успеваемость школьников старших классов при различных методах обучения // Гигиена и санитария. 1986. — № 2. — С. 91−92.
  153. .А. Донозологическая диагностика как метод диспансерного наблюдения в педиатрии / Б. А. Пыхтеев // Педиатрия. 1988. — № 12. — С. 57−61.
  154. Е.Д. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки состояния здоровья /Е.Д. Савилов, С. Н. Жданова, Е. Е. Савилова // Гигиена и санитария. 2002. — № 4. — С. 72−73.
  155. Е.Д. Состояния адаптации как показатель здоровья /Е.Д. Савилов, С. А. Выборова // Гигиена и санитария: 2006. — № 6. — С. 7−8.
  156. Г. М. Динамика работоспособности младших школьников в течение учебного дня / Г. М. Сапожникова // Гигиена и санитария. 1980. -№ 2.-С. 35−38.
  157. Г. М. Некоторые факторы, формирующие особенности дневной динамики работоспособности младших школьников / Г. М. Сапожникова // Гигиена и санитария. — 1982. № 5. — С. 21−23.
  158. Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков: сборникнаучных трудов / под ред. В. Р. Кучмы, М. И. Степановой, Г. Д. Комарова и др.-М., 2002.-С. 16.
  159. Н.П., Мокеева М. М., Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей.// Гигиена и санитария. № 1.- 1999.-С.29−31.
  160. А.Г. Особенности адаптированности детей к факторам среды обитания и критерии их оценки / А. Г. Сетко, Н. П. Сетко, Т. М. Макарова, И. М. Сетко // Гигиена и санитария. 2005. — № 6. — С.57−58.
  161. В.Н., Ананьева Н. И. Взаимосвязь психофизиологических показателей и объема двигательной деятельности у школьников-подростков // Гигиена и санитария. 1991. — № 7.-С. 48−49.
  162. Г. Н. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе / Г. Н. Сердюковская, С. М. Громбах. М.: Медицина, 1975.- 170 с.
  163. Г. Н. Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Г. Н. Сердюковская, С. М. Громбах // Сборник трудов. М., 1983. — 137 с.
  164. Г. Н. Итоги и перспективы развития гигиены детей и подростков // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков: Тезисы Всесоюзной научной конференции. М., 1984, — С. 3−5.
  165. Г. Н., Сухарев А. Г. Достижения и перспективы научных исследований по гигиене детей и подростков. М., 1993. — С. 47−59.
  166. Г. Н. Разработка Автоматизированной системы для оценки и слежения за состоянием психологического здоровья учебных коллективов на базе школ / Г. Н. Сердюковская, В. Г. Сахаров, Г. И. Квасов // Гигиена и санитария. 1993. — № 10. — С. 38−41.
  167. Г. Н., Сухарева JI.M., Воронова Б. З. и др. Научно-исследовательская деятельность НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 1993—1998 гг.. // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 34−38.
  168. Г. Н., Сухарев А. Г., Белостоцкая Е. М. и др. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей. М.: Медицина, 1986, 496 с, ил.
  169. Г. Н., Чурьянова М.И Методология донозологической диагностики // Вестник РАМН 1995. — № 7. — С.59 -64.
  170. Г. И., Захарченко Г. И., Морозов М. П., Кошелев Н. Ф., Смирнов B.C. Эколого-гигиенические проблемы исследования иммунного статуса человека и популяции. -М., 1992.- 103 с.
  171. Г. И., Кутепов Е. Н. К методологии диагностики распространенности преморбидных состояний среди населения // Гигиена и санитария. 1997. — № 1. — С. 13−16.
  172. В. А., Солнцев А. А., Жданова JI.A. и др. Состояние здоровья школьников и пути его улучшения в Ивановскойобласти: Информационное письмо для врачей, субординаторов и интернов. Иваново,. 1989. -30с.
  173. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. М., 1998. — С.22.
  174. А.А. Социальная адаптация и здоровье детей / А. А. Солнцев // Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии. -М., 1990.-С. 35−41.
  175. Е.М. Клинико-патогенетические варианты и основы формирования вегетативной дисфункции в раннем и дошкольном детском возрасте: Автореф. дис. докт. мед. наук. -Н.-Новгород, 1993.-46с.
  176. М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования// Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 4044.
  177. М.И., Сазанюк З. И. // Частная школа. 1995. -№ 6.-С 133−138.
  178. М.И. Гигиенические проблемы формирования школьного образования / М. И. Степанова, Н. Н. Куинджи, А. Г. Ильин и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С. 40−43.
  179. М.Я., Ефимова А. А. Окружающая среда и здоровье детей // Новые технологии в педиатрии: Материалы конгресса педиатров России. М., 1995. — С.63.
  180. Г. И., Кирюшин В. А., Цурган A.M. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе // Гигиена и санитария 2000. — № 3. — С. 45−46.
  181. Г. П. Методологические основы диагностики и корреляции донозологических форм экологически обусловленных «изменений в организме человека // Гигиена и санитария. -2001. № 6. — С. 12−16.
  182. Л.М., Куинджи Н. Н. Особенности формирования репродуктивного потенциала у современных школьниц // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 14−18.
  183. Л.М. Особенности физического развития школьников / Л. М. Сухарева, Ю. А. Ямпольская // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI в.: материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Москва, 2001.-Т. 2. — С. 491−495.
  184. А.Г. // Экологические проблемы педиатрии. М., 1997.-С. 27−31.
  185. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 19−22.
  186. А.Г. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении / А. Г. Сухарев, Л. Я. Каневская // Методическое пособие. М., 2002. — 206 с.
  187. Ю.Н. Влияние социальных факторов на состояние здоровья детей в промышленном регионе / Ю. Н. Талакин, С. Ф. Сорокина, Л. К. Мостипака // Гигиена и санитария. 1992. — № 11. — С. 48−49.
  188. И.И., Иванов Б. Я. // Гигиена и санитария.1994.-№ 7.-С. 24−26.
  189. О.И. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / О. И. Тупицин. М., 1985. — С.85.
  190. Г. Л., Орлова Е. В., Воронова Б. З. Дифференциальная оценка факторов окружающей среды и здоровье школьников. // Вестник Российской Академии Наук. 1993. — № 6.-С.46−51.
  191. Н.А. Динамика физического и полового развития у девочек // Здравоохранение Белоруссии. 1992. — № 5. — С.39−42.
  192. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис. доктора мед. наук. Нижний Новгород, 1997.
  193. Е.П., Татарникова М. А., Кабанец О. Л. Новые организационные формы оздоровления детей в образовательных учреждениях// Российский педиатрический журнал. 1998. — № 2. — С.69−72.
  194. Фарбер Д-А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М., 1990. — 297с.
  195. Физиология и патология пубертатного возраста / Под ред. Бр. Братанова, К. Кубата. София, 1965. — С. 48−64.
  196. Физиология роста и развития детей и подростков: теоретические и клинические вопросы / под ред. А. А. Баранова, JI.A. Щеплянской. — М., 2000.-584 с.
  197. А.В. Функциональные заболевания ЖКТ. Ленинград, 1991.-С. 26−52.
  198. Т.Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В. и др. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. -С. 71−73.
  199. А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам / А. Г. Хрипкова, Н. В. Антропова // Педагогика. М., 1982. — С. 32−34.
  200. О.Ю. Спектральный анализ ритма сердца в оценке вегетативного статуса у детей / О. Ю. Чиркова, Н. Б. Хспенова, С. М. Чечельницкая // «Школа здоровья» Научно-междисциплинарный журнал. — 1999. — № 1. -С. 90−101.
  201. М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева О. А. // Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 21−23.
  202. А.Г., Кабиева СМ., Приз В. Н. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 46−48.
  203. Э.М. Физиолого-гигиенические аспекты адаптации первоклассников к школе / Э. М. Шереметьева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария. 1999. — № 4. — С. 27−29.
  204. В.Н. // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 5. — С. 30−33.
  205. С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С. А. Шумнов. М., 2000. — 112 с.
  206. О.П. Современные тенденции состояния здоровья подрастающего поколения страны // Вопросы охраны материнства и детства. 1990. — Т. 35. — № 2. — С. 3−7.
  207. JI.A. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 1998. -С. 101−161.
  208. JI.A. Метология оценки риска экологической зависимой патологии у детей // Российский педиатрический журнал.-1998.-№ 2.-С. 41−46.
  209. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 1996. — № 1.-С. 24−31.
  210. Ю.А., Ананьева Н. А. // Конференция Российского отделения Европейской антропологической ассоциации, 1-я: Материалы. М., 1997. — С. 193−201.
  211. Ю.А., Пляскина И. В. // Экологическая антропология. Ежегодник. Минск, 1998. — Выпуск 3. — С. 87−89.
  212. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 9−11.
  213. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последнее десятилетие // Гигиена и санитария. 2000. № 2. — С. 65−67.
  214. Ю.А. // Российский педиатрический журнал. 1998.-№ 5.-С. 30−33.
  215. Ю.А. Физическое развитие детей и подростков во второй половине XX в. / Ю. А. Ямпольская // Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки: актовая речь. М., 2003. — 39 с.
  216. Г. Г. Методические особенности системного подхода при мониторинге здоровья / Г. Г. Ястребов, Т. Н. Ершова, Н. И. Новичкова и др. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI в.: материалы IX
  217. Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001'. — Т. 2.-С. 266−269.
  218. Т.Л. Физиолого-гигиеническая оценка влияния обучения в гимназии на организм 13−15 летних подростков: Автореферат дис.. канд. мед. наук. Волгоград, 1998.
  219. О.И. Методические подходы к созданию комплексных профилактических программ по охране здоровья детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия// Сборник докладов научной сессии. СПб, июнь 1999 г.-С. 33−34.
  220. Annett М., Manning М. Realing and a balanced polymorphism for laterality and ability. // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1990. -Vol. 31, N4. -P. 51−55.
  221. Braden D.S., Strong W.B. Cardiovascular responses to exercise in childhood. // Amer. J. Dis. Child. 1990. — Vol. 144, N11.-P. 1255−1260.
  222. Blackman J., Bretthauer J. Examining high-risk children for learning problems in the health care setting. // Pediatrics. 1990. -Vol/86, N3,-P. 398−404.
  223. Gulson B.L., Yui L.A., Howarth D. Delayed visual maturation and lead pollution // Sci. Total Environ. 1998. — Vol.224, № 1−3. -P.215−219.
  224. Т.Л. Физиолого-гигиеническая оценка влияния обучения в гимназии на организм 13−15 летних подростков. -Bonrorpazi, 1998.
  225. Annett М., Manning М. Realing and a balanced polymorphism for laterality and ability. // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1990. -Vol. 31, N4.-P. 51−55.
  226. Braden D.S., Strong W.B. Cardiovascular responses to exercise in childhood. //Amer. J. Dis. Child. 1990. — Vol. 144, Nil.-P. 1255−1260.
  227. Blackman J., Bretthauer J. Examining high-risk children for learning problems in the health care setting. // Pediatrics. 1990. -Vol/86,N3.-P. 398−404.
  228. Gulson B.L., Yui LA., Howarth D. Delayed visual maturation and lead pollution // Sci. Total Environ. 1998. — Vol.224, JsTsl-3. -P.215−219.
  229. Children, adolescents, television and school. // Pediatrics. 1990. Vol. — 85, N 6. — P. 1119−1120.
  230. Children with health impairment in schools. // Pediatrics. 1990. Vol. 86, N 4. — P. 636−638.
  231. Cobanne F. Sante matemelle et infantile sante des adolescents. Les contraceptives- leur role en planification familiale // La revue scitntifique delA OMS. 1991. — Vol. N» 2. — P. 260−261.
  232. Court J.M. Health care for adolescents // Mtd. J. Australia. -1984. Vol. 140. — JVb 12. P. 696−697.
  233. P., Leenhardt A. // Jbid. 1991. — Vol. 83. — Suppl. 2. — P. 58−70.
  234. Davies K., Sadler B. Evaluation environnementale et sante humaine: perspectives, approaches et orientations. Canada, — 1997,-54p.
  235. Draper N., Smith H. Applied reqression analysis, second edition. New York: John Wiley & Sons, 1981.
  236. Dubois-Arber F., Lehmann Ph. Le tabac et les maladies tabahiques // La revue scientifique delA0MS. 1991. Vol. 69. -JV2 5.-P. 561−570.
  237. Dupuis С, Kachaner J., Pernot C. Cardiologie pediatrique: Flammarion medicine-sciences. -Paris, 1981. -P. 101−141.
  238. J., Janouser M. // Bespecna praca (Bratisl.). 1984. — N 4.-P. 155−157.
  239. J., Janouser M. // Bespecna praca (Bratisl.). 1984. — N 4.-P. 155−157.
  240. Fenton J. Some food thought // Hlth. Soc. Serv. J. 1989. -Vol. 99.-JVb 5153.-P. 666−667.
  241. НаиЬпег P., Koroschka S. Visual display units. characteristics of performance. CIE 20-th Session 1983. — Commission on International Lightings, 1983.
  242. Health of adolescents: Results from the National Adokescent Atudent Health Survey // Wkly epidemiol. 1989. — Vol. 64. -№ 30. -P. 233−235.
  243. Johnson J., Fortenberry D., Demetriou E. et al. A sexually transmitted diseases curriculum in adolescent medicine // Amer. J. Dis. Child. 1989. — Vol. 143. — № 9. — P. 1073−1076.
  244. G., Salonen I. // Bnt.med. J. 1990. — Vol. 301. — P. 1121−1132.
  245. D., Ketsela Т. Предшественники атеросклероза и гипертензии у подростков в Адисс-Абебе, Эфиопия // Бюллетень ВОЗ. 1993. — Т. 71. — № 6. — С. 111−117.
  246. Litt F. Adolescent medicine // J. Amer. Med. Ass. 1987. -Vol. 258,-JVo 16.-P. 2230−2231.
  247. K., Nunting W., Granojean E. // J. ossup. Med / 1980. -Vol. 22.-P. 161−174.
  248. Mantel N., Haenszel W. Statistical aspects of the analysis of data from retrospective studies of disease // J. Natl. Cancer Inst. 1959.-Vol. 22/-P/719−748.
  249. ЗЮ.Магиуата K., Lkava G., Yamaschta N. Analisis of environmental factors related to the occurrence of childrenAs re fusal to attend school // J. Naramed. Ass. 1990. — Vol 41, N 2-P. 194−202.
  250. Michaud P.-A., Hausser D. La sexualite des adolescents a lAheure du SIDA // La revue medicale. Suisse. — 1989. — Vol. 109. -Jo 4. -P. 319−322.
  251. Mozziconacci P., Saudubroy J. M. Pediatrie: Flammmarion medecinescienes. — Paris. — 1982. -P. 731−768.
  252. Miller DR., Bachner RE., Me. Millan o. Blood Diseases of Infancy and Childhood. Ed. 5.-St. Louis. CV Mosby, 1984.
  253. Miller H. Adoleszentenmedizin Kmderarzt // Hlth. Soc. Serv. J.-1988.-Vol. 19.-W28.-P. 1027−1033. 170 Nathan D. G., Oski F.A. Hematology of Infancy and Childhood.- Ed. 4. Philadelphia: WB Saunders, 1986.
  254. Pater R., Dowda M, Ross J. Associations between physical activity and physical fitness in American children. // Amer. J. Dis. Child. 1990. — Vol. 144, N 10. — P. 1123−1129.
  255. Pardeck J. A., Pardeck J.T. Family factors related to adolescent autonomy. //Adolescence. 1990. — Vol. 25, N 98. P. 311−319.
  256. Portnoy В., Christenson G. Cancer knowledge and related practices: Results from the National Adolescent Student Health Survey //J. Sch. Hlth. 1989. — Vol. 59. -P. 218−224.
  257. Rencer C. The basis rehabilitation: Revue scientific. обЗор. Geneva, 1980. — 116 p.
  258. Retenbranz J. Exercise physiology: Health indicators and cardiovascular risk factors during childhood and adolescence // Ann. Med. 1989. — Vol. 21. — № 3. — P. 199−202.
  259. Riltter G. Haltungsfehler und wachstumsstorungen im Kinds alter Diagnose, Prophylaxe, Therapie. // Pract. Arst. 1990. Bd. -44, N 623.-P. 572−575.
  260. Rosner B.A. Fundamentals of biostatistics. Boston: Duxbury Press, 1982.
  261. Ross G., Lipper E., Auld P. Social competence and benaviour problems in premature children at school age. // Pediatrics. 1990.-Vol. 86, N3.-P. 391−397.
  262. Ross G., Lipper E., Auld P. Grawth achievenunt of very low birth weight premature children at school age. // J. Pediatr. -1990. Vol. 177, N 2, — P. 307−309.
  263. Ruhemman C. Why the VDU guestions will not go away. Heath and Safety Work, 1984, 6, n 15, P. 25−27.
  264. Sava P., Marland P. Le monde des adolescents. Paris. — 1989. -P. 3−105.
  265. Schlesselman A. Case-control studies. New York, Oxford Univ. Press. — 1982. — P. 303−206.
  266. Sieqel S. Nonparametric statistics for the benavioral sciences.
  267. Walczak M., Witt C, Polaczek K., Analiza wpluwi wurbanich czynnikow medycznych I spoleczno-ekonomicznuch na wystepowanie malej masy urodzeniowej w populacji dzieci Polickich. //Zdrow.Publ. 1989. — .NMO — 12. — S.401−406.
  268. Williams R.J., Waskett et al. Cein. Sci. 1989/ - Vol. 76. -No 1. — P. 59−65.
  269. Williams R.T. Detoxication Mechanisms. London, 1959. Vinship K.A. Toxicity of lead: a review // Adverse Drag. React. And Acute. Poison. Rev. — 1989. — Vol. 8. JV2 3. — P. 117−152.
  270. Wintrobe M.D. Clinical Hematology. Ed. 8. — Philadelfhia: Led and Febiger, 1981.
Заполнить форму текущей работой