Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Международно-правовые основы обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящей работы была предпринята попытка систематизации разрозненных международных норм, направленных на обеспечение прав человека в условиях чрезвычайного положения. При этом автор не стремился к абсолютизации прав человека, возведению их в разряд неприкосновенных. Конечно, права человека представляют собой высшую ценность в современном демократическом государстве, однако интересы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы обеспечения прав человека в условиях режима чрезвычайного положения
    • 1. 1. Юридическая природа и социальная необходимость обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения
    • 1. 2. Развитие основ правового регулирования прав человека в условиях чрезвычайных режимов (историко-правовой анализ)
  • Глава II. Международно-правовой механизм обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения
    • 2. 2. Международные нормы, направленные на обеспечение прав человека в условиях чрезвычайного положения
    • 2. 3. Деятельность международных организаций по обеспечению прав человека в условиях внутренних конфликтов
  • Глава III. Реализация международно-правовых основ обеспечения прав человека в национальном чрезвычайном законодательстве
    • 3. 1. Особенности реализации международно-правовых основ обеспечения прав человека в чрезвычайном законодательстве некоторых зарубежных государств
    • 3. 2. Особенности реализации международно-правовых основ обеспечения прав человека в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О чрезвычайном положении»

Международно-правовые основы обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время вопросы, связанные с обеспечением прав человека и их реализацией, занимают одно из первых мест в перечне наиболее актуальных проблем современности. Развитие общества обусловило не только осознание ценности и неотъемлемости основных прав и свобод, но и поставило весьма остро вопрос об их защите от противоправных посягательств, в том числе и со стороны органов власти. Международно-правовые акты, принятые во второй половине XX века, создали не только систему гарантий прав человека, но и выработали реальные механизмы их защиты вне национальных границ1.

Вместе с тем, опыт развития многих государств показывает, что безоговорочная абсолютизация прав и свобод человека подчас не отвечает естественным и законным интересам государстврнного развития. Последние требуют, чтобы свобода индивида реализовывалась в определенных пределах, которые обеспечивали бы другому индивиду возможность реализовать свои права. Таким образом, ограничения прав человека носят вынужденный и естественный характер, наряду с их защитой. Международное право также не исключает ограничения прав индивида. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в статье 29 указывает, что «.при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

1 См.: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.- Международный пакт об экономических, социальных и культурных нравах 1966 г.- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.- Европейская конвенция прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

Основной проблемой в вопросах ограничения прав человека является установление принципов, пределов и оснований таких ограничений. Особенно это актуально в ситуациях внутренних кризисов. В этих условиях характер угроз таков, что от государства требуется принятие особых мер, которые существенным образом изменяют обычную жизнедеятельность населения, органов власти, и направлены на нормализацию обстановки в стране. В зависимости от источника опасности (внешнего или внутреннего) данные меры именуются военным либо чрезвычайным положением.

Традиционно международное гуманитарное право в своем регулировании не затрагивает ситуаций внутренних конфликтов, соответствующих режиму чрезвычайного положения. На это, в частности, указывают положения п. 2 ст.1 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям 1949 г. Поэтому в силу принципа суверенитета различные государства самостоятельно вырабатывают нормативно-правовые основы, регулирующие вопросы применения чрезвычайных мер в особых условиях, вызванных государственной необходимостью.

Вместе с тем, существуют обстоятельства, когда мировое сообщество не только вправе, но и обязано осуществлять контроль за предпринимаемыми национальными властями чрезвычайными мерами. Это связано с необходимостью международного контроля за соблюдением прав человека, и обеспечением их защиты.

Международно-правовое регулирование обеспечения прав человека в период чрезвычайного положения направлено, прежде всего, на недопущение массовых и грубых нарушений национальными властями прав и свобод человека. Как справедливо отмечает А. Я. Капустин, «.внутренние конфликты находятся вне зоны досягаемости международного права до тех пор, пока они не будут представлять угрозы международному миру и безопасности или приводить к массовым и грубым нарушениям прав человека». В настоящее время международно-правовые акты закрепляют нормы, запрещающие нал. ^ циональным властям осуществлять определенные действия в чрезвычайных обстоятельствах, являющиеся нарушением естественных прав человека. Также отдельные документы содержат наиболее общие требования к ограничению прав человека в условиях чрезвычайного положения. Среди них указание на недопустимость дискриминации, на временный характер ограничений и др. Однако в рамках международно-правового обеспечения прав человека в период чрезвычайного положения существует немало проблем, которые вызваны, прежде всего, вопросами соотношения национальных и международных норм в данной сфере, функционированием механизма реализации требований по соблюдению минимума прав, не подлежащих ограничению и др. • В настоящей работе осуществляется анализ международно-правового механизма обеспечения прав человека в условиях внутренних чрезвычайных обстоятельств, а также вопросы реализации международных стандартов в данной сфере в национальном законодательстве России и ряда зарубежных государств.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертации является раскрытие правовой природы и сущности международно-правового регули-^ рования обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения, а также изучение особенностей реализации международных норм по данным вопросам в национальном законодательстве различных государств. Поставленная цель требует решения следующих задач: — раскрыть социальную и правовую сущность обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения;

2 Капустин Д. Я. Проблема имнлементации норм международного гуманитарного права н немеждународных вооруженных конфликтах / Российский ежегодник международного права. СПб., 2001 С. 20.

— подвергнуть анализу международно-правовые нормы, закрепляющие общие аспекты обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения;

— изучить деятельность международных организаций по обеспечению прав человека в условиях чрезвычайных режимов;

— проанализировать чрезвычайное законодательство некоторых зарубежных государств в части реализации международно-правовых требований по обеспечению прав человека;

— разработать рекомендации по совершенствованию международно-правового механизма обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения.

Методологические основы исследования. Характер задач, поставленных в диссертационном исследовании, определил необходимость комплексного использования научных методов исследования. Основополагающим и интегрирующим методом настоящего исследования явился всеобщий диалектический метод познания. Для раскрытия теоретических аспектов рассматриваемой проблематики использовались историко-правовой и структурно-функциональный методы исследования. В части анализа международно-правового механизма обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения применялись системный и сравнительно-правовой методы.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются международно-правовые и национальные основы обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения. Предметом исследования выступают международные нормы, регулирующие вопросы обеспечения прав человека в период внутренних кризисов, деятельность международных организаций в таких условиях, а также особенности реализации международно-правовых основ обеспечения прав человека в чрезвычайном законодательстве России и ряда зарубежных стран.

Степень научной разработанности темы диссертации. Теоретическими источниками настоящего исследования явились труды отечественных и зарубежных специалистов в области международного и конституционного права. Среди них: А. Х. Абашидзе, И. Н. Лрцибасов, С. В. Бахин, Ф.С. Галепо-польский, X. Гассер, И. В. Гончаров, А. В. Домрин, С. М. Егоров, М. Дженис, Р. А. Каламкарян, А. Я. Капустин В.А. Карташкин, Д. А. Ковачев, И.И. Котля-ров, В. И. Лафитский, И. И. Лукашук, Ю. И. Мигачев, Ж. Пикте, О. И. Тиунов, Б. Н. Топорнин, Б. Р. Тузмухамедов, Д. Харрис, M. J1. Энтин, Н. Г. Янгол и др.

Научная новизна исследования. Различные аспекты данной проблематики подвергались исследованию отечественными и зарубежными учеными-правоведами, в основном, в контексте отдельного анализа норм чрезвычайного законодательства государств, защиты прав человека в рамках международного права и международно-правового регулирования внутренних вооруженных конфликтов.

Вместе с тем, единого монографического исследования, которое бы синтезировало указанные аспекты в целях анализа проблем международно-правового обеспечения прав человека при чрезвычайных обстоятельствах, опубликовано не было. Также в научной литературе практически не встречались мопофафические исследования, касающиеся анализа деятельности международных организаций в период внутренних кризисов, не являющихся вооруженными конфликтами. Таким образом, в настоящей работе впервые предпринимается попытка комплексной систематизации и анализа международных норм, направленных на обеспечения прав человека в условиях чрезвычайного положения, и особенностей их реализации в национальном законодательстве различных государств.

На защиту выносятся следующие положения и выводы: 1. Теоретически обосновывается и эмпирически доказывается, что международно-правовое регулирование режима чрезвычайного положения является предметно ограниченным. Международные нормы регулируют данные вопросы только в части установления требований к соблюдению юридических процедур введения данного режима, установления недопустимости каких-либо ограничений фундаментальных прав человека (минимальных гуманитарных стандартов), и недопустимости дискриминации по признакам пола, расы, социального положения.

2. На основе анализа нормативного материала автором делается вывод о том, что одной из гарантий соблюдения принципа невмешательства в дела, составляющие по существу внутреннюю компетенцию государства, выступает отнесение международным правом к числу прав, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения исключительно личных прав человека.

3. Обосновывается концептуальное предложение о необходимости дальнейшего развития положений Декларации о минимальных гуманитарных стандартах в направлении повышения её юридического статуса до бесспорного общеобязательного уровня, то есть уровня международной конвенции. Одной из форм такого развития может явиться разработка и принятие специальной обособленной международной конвенции «О правах человека в условиях чрезвычайного положения», основанной на положениях Декларации о минимальных гуманитарных стандартах. Данное межгосударственное соглашение, не касаясь форм и методов введения, осуществления и прекращения исключительного режима (что является суверенным правом каждого государства), должно закрепить наиболее общие принципы и пределы ограничения прав человека, международные гарантии важнейших из них. Автором делается целый ряд предложений по отдельным аспектам, которые должны найти отражение в Конвенции «О правах человека в условиях чрезвычайного положения».

4. Анализ международных норм, а также национального чрезвычайного законодательства ряда зарубежных государств позволил автору сформулировать консолидированное теоретическое понятие «чрезвычайное положение». Под ним необходимо попимать временный режим деятельности органов власти, вводимый в целях преодоления внутренней напряженности в соответствии с Конституцией и международио-правовыми актами, и допускающий ограниченис прав и свобод, за исключением фундаментальных, определяющих основы правового статуса личности.

5. В результате анализа деятельности международных организаций по обеспечению прав человека в период чрезвычайного положения диссертантом выделяются и исследуются основные её формы: посещение мест содержания под стражей лиц, задержанных в условиях внутреннего конфликта, и контроль за соблюдением минимальных гуманитарных стандартов в отношении нихпоставки гуманитарных грузов в регионы внутренних конфликтовинформирование мировой общественности о положении с правами человека на территории, где действует режим особых мер.

Апробация исследования. Положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в одном из разделов учебной программы по курсу «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран», преподаваемых в Современном Гуманитарном Университете, и в разделе курсов «Международное право» и «Международное сотрудничестве в борьбе с преступностью», преподаваемого в Московском университете МВД России. Отдельные проблемы исследования освещались автором в рамках научно-практических конференций.

Материалы диссертационного исследования могут стать добротной теоретической основой для деятельности органов законодательной власти Российской Федерации, использованы в работе Международного Комитета Красного Креста, Представительства Совета Европы в России и других российских и международных органов.

Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Защита прав человека — одна из наиболее злободневных проблем современности, которая уже давно перестала быть областью интересов только отдельных государств и правозащитных организаций, и перешла в разряд приоритетных задач всего мирового сообщества. В этом контексте наиболее важным шагом в период после Второй мировой войны видится создание международных гарантий прав человека, правового механизма контроля со стороны международных организаций за их соблюдением.

Вне всякого сомнения проблема прав человека особенно остро проявилась под впечатлениями от ужасов Второй мировой войны, и именно её трагические последствия для десятков стран и миллионов людей послужили мощным толчком в развитии не только международных гарантий жертвам войны, но и защиты прав человека в целом. Вместе с тем, вооруженные конфликты были и остаются на сегодняшний день наиболее актуальными с точки зрения нарушения прав человека, поскольку в такие периоды резко снижаются правовые и фактические возможности для их защиты. В последние шестьдесят лет человечеству удалось избежать глобальных войн, однако вооруженные конфликты локального характера, в том числе внутригосударственные, оказались не менее масштабными по количеству жертв и размаху нарушений прав человека.

Международное право весьма обстоятельно подходит к регулированию отдельных аспектов международных вооруженных конфликтов и конфликтов немеждународного характера. Вместе с тем такая сфера, как внутренние волнения, беспорядки, режим чрезвычайного положения и т. д. не столь подробно отражены в международных актах. С одной стороны такая позиция мирового сообщества понятна и отражает стремление каждой из стран решать свои внутренние кризисные проблемы в полном соответствии с принципом национального суверенитета. Однако совершенно очевидно, что государственное принуждение, неизбежно сопутствующее процессу нормализации обстановки, должно не переходить рамки, за которыми начинается нарушение прав человека. В условиях внутреннего кризиса национальным властям порой бывает трудно придерживаться таких рамок, поскольку острота создавшегося положения повелевает решать в первую очередь основные проблемы, в которых иногда теряются проблемы соблюдения прав человека.

В настоящей работы была предпринята попытка систематизации разрозненных международных норм, направленных на обеспечение прав человека в условиях чрезвычайного положения. При этом автор не стремился к абсолютизации прав человека, возведению их в разряд неприкосновенных. Конечно, права человека представляют собой высшую ценность в современном демократическом государстве, однако интересы государственной безопасности, территориальной целостности и национальной независимости государств, которые особенно обострились в последнее время в связи с террористическими угрозами, заставляют признать обоснованность ограничения прав человека в чрезвычайных обстоятельствах. Автор постарался в настоящей работе подойти к вопросу о разграничении понятий «ограничение прав человека» и «нарушение прав человека» через призму международного права, поставив нормы последнего в качестве критерия такого разграничения. Такой подход позволил не только объективно исследовать международно-правовой механизм обеспечения прав человека в условиях внутренних кризисов, но и проанализировать чрезвычайное законодательство России и различных зарубежных государств на предмет соответствия таким международным критериям.

Проведенное исследование позволило сформулировать много объективных выводов и оценок. Их анализ сделал возможным указать на следующие основные аспекты.

Международно-правовое регулирование режима чрезвычайного положения является предметно ограниченным. Наднациональные нормы регулируют данные вопросы только в части установления требований к соблюдению юридических процедур введения данного режима, установления недопустимости каких-либо ограничений фундаментальных прав человека (минимальных гуманитарных стандартов) в таких условиях, и недопустимости дискриминации по признакам пола, расы, социального положения и др.

К числу прав и свобод, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения, международное право относит исключительно личные (гражданские) права и свободы, что может рассматриваться как одна из гарантий соблюдения принципа невмешательства в дела, составляющие по существу внутреннюю компетенцию государства.

Представляется необходимым дальнейшее развитие положений Декларации о минимальных гуманитарных стандартах в направлении повышения её юридического статуса до бесспорного общеобязательного уровня, то есть уровня международной конвенции. Одной из форм такого развития может явиться разработка и принятие специальной обособленной международной конвенции «О правах человека в условиях чрезвычайного положения», основанной на положениях Декларации о минимальных гуманитарных стандартах. Данное межгосударственное соглашение, не касаясь форм и методов введения, осуществления и прекращения исключительного режима (что является суверенным правом каждого государства), должно закрепить наиболее общие принципы и пределы ограничения прав человека, международные гарантии важнейших из них. Автором делается целый ряд предложений по отдельным аспектам, которые должны найти отражение в Конвенции «О правах человека в условиях чрезвычайного положения».

Современные демократические государства стремятся в своем чрезвычайном законодательстве и практике применения чрезвычайных мер придерживаться общих минимальных стандартов в области прав человека, что выражается не только в их соблюдении, но и в допуске представителей международных организаций к контролю за соблюдением прав человека в условиях чрезвычайного положения, что, как правило, прямо указано в национальном чрезвычайном законодательстве.

Основными формами деятельности международных организаций по обеспечению прав человека в период чрезвычайного положения являются: посещение мест содержания под стражей лиц, задержанных в условиях внутреннего конфликта, и контроль за соблюдением минимальных гуманитарных стандартов в отношении нихпоставки гуманитарных грузов в регионы внутренних конфликтовинформирование мировой общественности о положении с правами человека на территории, где действует режим особых мер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Международно-правовые акты (договоры, соглашения, декларации).
  3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. / Международные акты в области прав человека. Сборник официальных текстов. М. представительство ПАСЕ СЕ в РФ, 2000-
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / Международные акты в области прав человека. Сборник официальных текстов. М. представительство ПАСЕ СЕ в РФ, 2000-
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. / Международные акты в области прав человека. Сборник официальных текстов. М. представительство ПАСЕ СЕ в РФ, 2000-
  6. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. / Международные акты в области прав человека. Сборник официальных текстов. М. представительство ПАСЕ СЕ в РФ, 2000-
  7. Европейская конвенция прав человека и основных свобод 1950 г. / Международные акты в области прав человека. Сборник официальных текстов. М. представительство ПАСЕ СЕ в РФ, 2000-
  8. Венская конвенция о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 г. / В кн. Международное право: сборник актов дипломатических отношений. М., 1996-
  9. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. // В кн. Международное право: сборник актов дипломатических отношений. М., 1996-
  10. Конвенция 1968 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества / в кн. Гассер Х. П. Международное гуманитарное право. М., 1995-
  11. Конвенция о статусе беженцев/ Международные акты о правах человека. Сб. док. М., 1999-
  12. Рекомендация ПАСЕ № 1456 (2000) в отношении конфликта в Чечне // Совет Европы и Россия. 2000. № 1.-
  13. Доклад специального представителя Генерального секретаря по проблемам перемещенных внутри страны лиц, Док. ООН E/CN.4/1998/53 (Доклад Денга) —
  14. Федеральный закон РФ «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750-
  15. А.С. Правовая регламентация деятельности политических партий в зарубежных государствах.// Советское государство и право. № 6, 1990-
  16. А.В. Ограничение прав и свобод граждан по конституции Российской Федерации. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2000-
  17. С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989-
  18. С.С. Теория права. М., 1995-
  19. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001-
  20. А. Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала: изложение и анализ // Международный журнал Красного Креста. 1995-
  21. Бутрос Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. Нью-Йорк, 1996. С. 121. Российское издание М. — Аталас, 1997. Перевод и редакция М.С. Рубакова-
  22. Ф.С. К вопросу о чрезвычайном законодательстве в системе права ФРГ // Тезисы выступлений участников международного студенческого форума «Безопасное развитие регионов» Иркутск, 1996-
  23. Ф. С. Вопросы правового регулирования ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения (на примере ФРГ) // Московский журнал международного права. 1998.- № 4.- С.23−30-
  24. П.Глотов С. А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. Краснодар., 1998-
  25. Д., Харрис Д., Зваак JI. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская Социальна Хартия: право и практика. М., 1998-
  26. З.Гончаров И. И. Ограничение прав и свобод человека при чрезвычайной ситуации // Принципы, пределы и основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Государство и право. 1998, № 8-
  27. М.Джени М., Кей Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека. Практика и коментарии. М., 1997-
  28. Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000-
  29. Дерюжинский В.Ф. Habeas Corpus Act и его приостановка по английскому праву. Юрьев, 1895-
  30. А.Н. Правовые институты чрезвычайного режима в Индии / В кн. Институты конституционного права иностранных государств. М., 2002-
  31. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека О. А. Миронова о состоянии право человека в Российской Федерации. М., 2002-
  32. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца B.C. М., 1988-
  33. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О. А. Жидко и Н. В. Крашенинниковой. Т.2. М., 2000-
  34. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995-
  35. А.Я. Проблема имплементации норм международного гуманитарного права в немеждународных вооруженных конфликтах / Российский ежегодник международного права. СПб., 2001-
  36. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986-
  37. Д.А. Основы философии права. М., 1994-
  38. В.А. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству (сравнительно-правовой анализ). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.- Московская академия МВД России, 2000-
  39. Конституция Индии / Под ред. И. Д. Левина и В. А. Мамаева. М., 1956-
  40. Конституция ФРГ/В кн. ФРГ- конституционные и законодательные акты. Под ред. Урьяса Ю. П. М., 1991-
  41. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Под ред. Б. А. Страшуна. М., 2001-
  42. А.П., Соковых Ю. Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования // Государство и право, № 10, 1997-
  43. В.П. Общесоциальные цели проблемы определения стратегии и тактики развития современного общества. Монография. СПб., 1993-
  44. A.M. Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов.// Право и чрезвычайные ситуации. М., 1992-
  45. А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994-
  46. Материалы «Круглого стола». Принципы, пределы и основания ограничения прав и свобод граждан по российскому и международному праву. Выступление В. П. Сальников, А. В. Стремоухов. // Государство и право., № 10. 1998-
  47. Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских и Женевских конвенций и иных соглашений. М. МККК, 1995-
  48. П.Н. Размышления о судьбах России. Париж. 1925-
  49. Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре / Международный мир и безопасность. В кн.: Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М., 1995-
  50. Л.Я. Институт ограничения прав и свобод сотрудников правоохранительных органов. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М.- ЮИ МВД РФ, 1996-
  51. B.C. Философия права. М., 1997−41 .Общая теория прав человека. Под ред. Е. А. Лукашева М., 1996-
  52. Операция ООН в Сомали / Международный мир и безопасность. В кн.: Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М., 1995-
  53. И.Л. Правовой режим в условиях социального бедствия // Государство и право, 1993, № 2-
  54. А.Н. Правовые институты чрезвычайного режима во Франции / Институты конституционного права иностранных государств. М. ГО-РОДЕЦ, 2002-
  55. Принципы, пределы и основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1998. № 8-
  56. И.Г. Правовые институты чрезвычайного режима в Канаде / В кн. Институты конституционного права иностранных государств. М., 2002-
  57. Н.Ю. Правовые институты чрезвычайного положения в Польше / В кн. «Институты конституционного права иностранных государств. М.- ГОРОДЕЦ., 2002-
  58. Ю.В. Права человека: нарушение и защита прав человека и прессы. М., 1997-
  59. .Р. Применимость международного гуманитарного права в условиях военных операций ООН в пользу мира. Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. М., 2001-
  60. Философия. Под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. М.: Русское слово, 1996-
  61. З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995-
  62. Чрезвычайное законодательство ФРГ. М., 1970-
  63. Н.Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: история и современность. С-Пб., 2000−54.
  64. I. Публикации в периодической печати
  65. Н.Е. Свобода слова на табуретке // Итоги. № 13. 1997-
  66. А.Н. Как остановить террор? // Эхо планеты. № 39, 1999-
  67. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н. В. Витрука по делу о проверке конституционности ряда положений пункта „а“ статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР // Российская газета, 1996, 18 января-
  68. Решение Парламентской Ассамблеи Совета Европы о создании трибунала по Чечне. // Совет Европы и Россия. 2003. № 6-
  69. В. Кому выгодна политика „двойных стандартов“ при оценке ситуации в Чеченской республике? Аналитический обзор решений Парламентской Ассамблеи Совета Европы в отношении Чечни. // Итоги. 2001 № 6-
  70. Barnett Н. Constitutional and Administrative Law. London., 1995-
  71. Code administrative. Paris, 1987-
  72. Emergency Regulations 1921 //The Board Trade Journal, 1921.04.07-
  73. Emergency Preparedness Act 1988, RS. 1985, ch 6, 4 th Suppl. Ottawa. 1989-
  74. Gesetz uber die Erwiterrung des Katastrophensvhutzes. Bundesgesetzblatt, 1968-
  75. Goldman R. International Humanitarian Law: Americas Watch’s Experience in Monitoring Internal Armed Conflict. — American University Journal of International Law and Policy, vol. 9,1993-
  76. Grotefend. Die Gesetze und Verordnung nebst den sonstigen Erlassen fur den preussischen Staat und das deutsche Reich (1806 1875). Koln, 1875-
  77. Hadden Т. Human Rights Abuses and the Protection of Democracy during States of Emergency. — Cairo Conference on Democracy and the Rule of Law, 1997-
  78. Harroff-Tavel, Marion. „Action taken by the International Committee of the Red Cross in Situation of Internal Violence“. International Review of the Red Cross (Geneva, ICRC) No. 294, 1993-
  79. Haug, Hans. Humanity for All: The International Red Cross and Red Changing Movement. Berne, Switzerland: Haup Publishers and Henry Dunant Institute, 1993-
  80. I.Hesse K. Grundzuge des Verfassungrechts der Bundesrepublik Deutschland. Jur. Verl., 1991-
  81. Hutchinson, Jonh F. Champions of Charity: War and the Rise of the Red Cross. Boulder, Colo., USA: Westview Press. 1996-
  82. International Committee of the Red Cross, and International Federation of the Red Cross and Red Crescent Societies: Information. Geneva, 1994-
  83. H.Loening E. Lehrbush des Deutschen Verwaltungsreechts. Leipcig, 1884−15."McCann v United Kingdom». European Human Rights Reports, vol. 21,1996-
  84. Minorities and prevention of conflicts: role of National Red Cross and Red Crescent Societies. Geneva, 1993-
  85. No. 28/92 in respect of Argentina- Report No. 29/92 in respect of Uruguay. — Human Rights Law Journal, vol. 13,1992-
  86. Richardson J.S. Urban Police in the United States. New-York, 1991-
  87. Singh Seghal, B.P. «The Role of the International Committee of the Red Cross in the Development of the Humanitarian Law.» Indian Journal of International Law. No 29, 1989-
  88. Stern K. Das Staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Band II. Not-standsdverfassung. Munchen, 1980−21 .States of Emergency: Torture and Violations of the Civil Rights under States of Emergency. London: Amnesty International. 1989-
  89. S. Stavros. The Right to a Fair Trial in Emergency Situations. — International and Comparative Law Quarterly, vol. 41, 1992-
  90. Thompson R.M. States of Emergency and Police Authorities. New-York, 1992-
  91. Torture and Violations of the Civil Rights in some States. / National Human Rights Report. Washington. 2001-
  92. V.N. Shuklas Constitution of India./ Ed. By Mahendra Singh. Eghth Edition. Lucknow: Eastern Book Co., 1990−26."Velasquez Rodriguez v Honduras". — Human Rights Law Journal, vol. 9,1988-
  93. Закон Польши от 5 декабря 1983 г. «Об исключительном положении. // Dziennik Ustaw. 1983. N 66.
Заполнить форму текущей работой