Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прогнозирование долговечности судового оборудования при кавитационном изнашивании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неудовлетворительная износостойкость конструкционных материалов при динамическом воздействии кавитирующих потоков является серьёзным препятствием на пути развития техники. Бороться с кавитационным изнашиванием можно двояким образом: с позиций гидромеханики и с позиций материаловедения. Методами гидромеханики осуществляют выбор оптимальных режимов эксплуатации и, как следствие, разработку… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных сокращений

Глава 1. Аналитический обзор исследований по проблеме кавитационного изнашивания.

1.1. Виды кавитации и периоды кавитационного изнашивания.

1.2. Причины и закономерности кавитационного изнашивания деталей су- 18 дового оборудования.

1.2.1. Кавитационное изнашивание судовых движителей.

1.2.2. Кавитационное изнашивание втулок цилиндров судовых дизе

1.3. Механизм разрушения поверхностных слоёв при кавитационном воздействии.

1.4. Прогнозирование кавитационного износа.

1.4.1. Методики лабораторных испытаний по определению относительной 34 кавитационной износостойкости материалов.

1.4.2. Методики прогнозирования кавитационного износа деталей судового 40 оборудования.

1.4.3. Критерии кавитационной износостойкости материалов.

1.5. Выводы по главе 1.

1.6. Цель и задачи исследования.

Глава 2. Экспериментальное исследование кавитационного изнашивания 52 металлических материалов.

2.1. Установки для испытаний на кавитационное изнашивание.

2.2.Методика испытаний на магнитострикционном вибраторе.

2.3. Масштабные эффекты при испытании на магнитострикционном вибра- 61 торе.

2.4. Выводы по главе 2.

Глава 3. Механизм и кинетика кавитационного изнашивания металличе- 76 ских материалов.

3.1. Пластическая деформация металлов при кавитационном воздейст- 76 вии.

3.2. Напряжённое состояние поверхности при кавитационном воздейст- 89 вии.

3.3. Реакция металлических материалов на изменение условий кавитацион- 100 ного воздействия.

3.4. Выводы по главе 3.

Глава 4. Прогнозирование долговечности деталей судового оборудования 126 при кавитационном изнашивании.

4.1. Применение гипотезы линейного суммирования повреждений в оценке 126 длительности инкубационного периода кавитационного изнашивания.

4.2. Прогнозирование долговечности элементов движительного комплекса 136 судов при кавитационном воздействии.

4.3. Оценка долговечности втулок цилиндров судовых дизелей при вибра- 144 ционной кавитации.

4.4. Выводы по главе 4.

Прогнозирование долговечности судового оборудования при кавитационном изнашивании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово кавитация происходит от латинского саква — пустота, полость. Явление кавитации заключается в образовании разрывов сплошности в жидкости там, где происходит значительное понижение давления. Кавитационное изнашивание поверхности вызывается ударами струй и капель жидкости при схлопывании кавитационных полостей, когда внешнее давление резко повышается, или когда пузыри сносятся потоком в область повышенных давлений. При смыкании пузыри продавливаются жидкостью, теряют первоначальную форму и распадаются на более мелкие пузырьки с образованием кумулятивных струй, ударяющих по поверхности тела. Разрушение кавитационных полостей происходит за время порядка тысячной доли секунды. Кавитационные полости заполнены насыщенным паром, плотность и давление которого при заданной температуре являются постоянными величинами для конкретной жидкости, поэтому избыток пара мгновенно конденсируется при резком уменьшении объёма полости, и он не оказывает пружинящего воздействия в отличие от ситуации, когда сжимается, например, воздух. Скорость кумулятивных струй может достигать нескольких сот метров в секунду. Этого достаточно, чтобы жидкость, ударившись о поверхность металла, вызвала пластическую деформацию поверхности. Когда число ударов достигнет критической величины, соответствующей исчерпанию пластичности, последует разрушение поверхности.

Неудовлетворительная износостойкость конструкционных материалов при динамическом воздействии кавитирующих потоков является серьёзным препятствием на пути развития техники. Бороться с кавитационным изнашиванием можно двояким образом: с позиций гидромеханики и с позиций материаловедения. Методами гидромеханики осуществляют выбор оптимальных режимов эксплуатации и, как следствие, разработку конструктивных мероприятий, с целью уменьшения интенсивности кавитацион-ного воздействия на поверхность. Материаловеды заняты исследованием механизмов изнашивания, разработкой критериев износостойкости, созданием износостойких материалов и методик их испытаний на лабораторных установках, имитирующих кавитационное воздействие.

Различают гидродинамическую кавитацию, возникающую на поверхностях, при обтекании их потоком жидкости, и вибрационную кавитацию, появляющуюся на поверхностях, вибрирующих с высокой частотой в жидкости. Изнашиванию при гидродинамической кавитации на водном транспорте чаще всего подвергаются элементы движительно-рулевого комплекса судов [1]: лопасти гребных винтов (ГВ), внутренние пояса направляющих насадок, а при вибрационной — втулки цилиндров (ВЦ) судовых дизелей [2].

На ГВ очаги кавитационного износа возникают на лопастях или в их концевых сечениях (транспортные суда), или в корневых сечениях (быстроходные суда на подводных крыльях (СГЖ)), часто переходя в последнем случае на ступицу. Скорость изнашивания составляет 1.20 мм/год, причём более высокие значения характерны для ГВ СПК.

От кавитационного износа при вибрационной кавитации, как правило, страдают водоохлаждаемые поверхности ВЦ и блоков цилиндров высокои среднеоборотных двигателей внутреннего сгорания (ВОД и СОД), при этом скопления раковин кавитационного износа возникают в плоскости качания шатуна. Часто в результате вибрационной кавитации возникает щелевая эрозия в виде канавок в зазорах между ВЦ и блоком в верхней части деталей. Щелевая эрозия в узкостях и сопряжениях инициирует возникновение фреттинг-коррозии, а также возникновение трещин под опорным буртом втулок. Это является одной из причин отрыва части бурта от втулки. В зависимости от конструкции ВЦ, рабочих характеристик и условий эксплуатации двигателей скорость роста глубины раковин кавитационного износа может изменяться в очень широком диапазоне: от 0,05 до 10 мкм/ч. Во многих случаях выбраковка ВЦ проводится по критической глубине очагов кавитационного износа на водоохлаждаемой поверхности, а не по износу внутренней стороны, так называемого «зеркала» цилиндра.

Как следует из вышеизложенного, скорость кавитационного изнашивания сравнительно невелика и составляет в среднем несколько миллиметров в год, однако кавитационному изнашиванию подвергаются в подавляющем большинстве случаев ответственные детали различного оборудования: лопасти ГВ и осевых насосов, плунжеры топливных насосов, вкладыши подшипников скольжения, ВЦ двигателей внутреннего сгорания [14] и др. Для перечисленных деталей установлены высокие требования к качеству поверхности и надежности, что ставит проблему борьбы с кави-тационным изнашиванием в ряд актуальных. Так как полностью исключить кавитационный износ в большинстве случаев невозможно без нарушения оптимального с точки зрения КПД режима работы ответственного оборудования, то на первое место выходит прогнозирование износа такого оборудования, а именно: 1.) появятся ли очаги кавитационного износа на поверхности, 2.) если да, то в каком месте, и 3.) какова будет скорость изнашивания. Осуществить прогнозирование теоретически в вышеперечисленном объёме невозможно. В настоящее время проблему прогнозирования решают в основном применительно к третьему из вышеперечисленных пунктов, производя оценку относительной износостойкости материалов. Предполагают, что, если известна, к примеру, глубина кавитационного износа на натурном оборудовании, то, после применения другого материала, износостойкость которого по отношению к штатному выше в несколько раз, во столько же раз уменьшится и глубина очагов износа в натурных условиях. Оценку относительной износостойкости производят в настоящее время или экспериментально [5−15], или с помощью критериев кавитационной износостойкости [16−28]. Однако при этом не обращают внимания на специфическую кинетику кавитационного изнашивания, которая в отличие от других видов эрозионного изнашивания, например, гидроабразивного, более сложная.

Существенная особенность кавитационного изнашивания — наличие инкубационного периода, в течение которого происходит накопление повреждений поверхностным слоем изнашиваемого металла, и потери массы отсутствуют. Продолжительность инкубационного периода сопоставима со сроками эксплуатации детали до её ремонта или замены вследствие износа и в большинстве случаев эксплуатации натурных объектов составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч часов. Такая продолжительность характерна для кавитационного изнашивания лопастей ГВ транспортных судов, направляющих насадок ГВ, гидротурбин, центробежных и осевых насосов и др. оборудования. При очень высокой интенсивности кавитационного воздействия продолжительность инкубационного периода может сокращаться до нескольких десятков часов, что нередко имеет место при изнашивании корневых сечений лопастей ГВ быстроходных судов, игольчатых затворов ковшовых гидротурбин, клапанных устройств мощных гидропрессов и т. д. Во многих случаях, когда появление очагов кавитационного износа на поверхности ответственной детали может привести к отказу оборудования, актуальной становится проблема прогнозирования и именно продолжительности начального (инкубационного) периода, когда износ еще отсутствует.

Актуальность проблемы прогнозирования инкубационного периода становится ещё более очевидной, если принять во внимание тот факт, что продолжительность инкубационного периода определяет скорость последующего уноса материала с изнашиваемой поверхности. Знание особенностей поведения металлических материалов в инкубационный период позволит не только предложить метод оценки его продолжительности, но и, зная продолжительность инкубационного периода, более достоверно прогнозировать развитие износа.

Таким образом, в зависимости от того, какая деталь подвержена изнашиванию, под её долговечностью в условиях кавитационного воздействия понимают либо продолжительность инкубационного периода (лопасти ГВ транспортных судов, направляющие насадки движителей таких судов), либо величину износа, по достижении которого эксплуатацию детали прекращают из-за возможности возникновения аварийной ситуации (корневые сечения лопастей движителей быстроходных судов, ВЦ дизелей и др.).

Соответственно методики прогнозирования долговечности элементов движительно-рулевого комплекса судов при кавитации должны быть нацелены, прежде всего, на оценку продолжительности инкубационного периода, а методики прогнозирования долговечности ВЦ — на оценку времени по достижении определённого износа, но и в этом случае исходным пунктом методики должна быть оценка продолжительности инкубационного периода.

Следует иметь в виду, что многое оборудование работает при переменных режимах, это затрудняет оценку продолжительности инкубационного периода. Для оценки усталостной долговечности конструкций при переменном нагружении успешно используется гипотеза линейного суммирования повреждений, впервые применённая в 1924 г. Пальмгреном для оценки долговечности подшипников качения. Что касается долговечности поверхностных слоёв при кавитационном воздействии, то ранее никто не проводил экспериментальную проверку линейной гипотезы суммирования повреждений для такого вида нагружения, хотя известны случаи использования гипотезы линейного суммирования повреждений при разработке теоретических моделей кавитационного изнашивания [29, 30].

В настоящее время проблема борьбы с кавитационно-эрозионными разрушениями ВЦ ВОД и СОД еще далека до своего окончательного решения. Это обусловлено высокой степенью сложности и многообразием процессов вибрационной кавитации и эрозии деталей двигателей, отсутствием достоверных физических и математических моделей кавитационного разрушения материалов и конкретных деталей и, как следствие, ограниченностью имеющихся расчетных методов оперативной оценки ресурса деталей при кавитационном воздействии. Оценку кавитационно-эрозионной стойкости ВЦ проводят в основном по статистическим данным, извлекаемым из ремонтных ведомостей и актов освидетельствования состояния деталей при разборках двигателей. Для более активного влияния на негативные последствия вибрационной кавитации в двигателях требуется проведение стендовых испытаний и создание методов расчета долговечности деталей при кавитационном изнашивании.

Существующие немногочисленные методики оценки кавитационно-го износа судового оборудования носят полуэмпирический характер и не учитывают многих особенностей кавитационного изнашивания, например изменения жёсткости напряжённого состояния поверхности при кавитационном воздействии в зависимости от её твёрдости.

Диссертация посвящена экспериментальному исследованию инкубационного периода кавитационного изнашивания судостроительных металлических материалов на магнитострикционном вибраторе (МСВ) с использованием методов микротвёрдости, теории пластичности и механики разрушения, и разработке на основе проведённых исследований методики прогнозирования долговечности судового оборудования при кавитационном изнашивании.

Объектом исследования является кавитационное изнашивание материалов и оборудования.

Предмет исследования — прогнозирование долговечности элементов судовых движителей и ВЦ дизелей при кавитационном изнашивании.

На защиту выносятся:

• зависимости параметров кавитационного изнашивания от площади очага кавитационного износа при испытаниях на МСВ;

• закономерности пластической деформации металлов в инкубационный период кавитационного изнашивания;

• закономерности изменения коэффициента жёсткости напряжённого состояния поверхности стали, её пластичности и размеров частиц износа в зависимости от интенсивности кавитационного воздействия;

• методика прогнозирования долговечности внутреннего пояса направляющих насадок ГВ судов при кавитационном изнашивании с учётом нерегулярности кавитационного воздействия;

• методика прогнозирования долговечности ВЦ судовых дизелей при кавитационном изнашивании.

4.4. Выводы по главе 4.

1. Опытами на МСВ доказана применимость гипотезы линейного суммирования повреждений для оценки продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлических материалов.

2. Близость критических значений суммарного повреждения Экр к единице указывает на квазистатический характер разрушения при кавитации, что подтверждает результаты исследований, приведённые в главе 3.

3. Критическое значение суммарного повреждения Дф, оказалось практически нечувствительно к тому, в пределах какого участка кривой усталости идёт изменение режимов кавитационного воздействия. Вместе с тем, значения Икр, полученные при варьировании режимов в пределах верхнего участка кривых усталости, оказались на 10. 15% ниже таковых, полученных при изменении режимов в пределах того участка усталостных кривых, который соответствовал малым амплитудам колебаний.

4. С использованием гипотезы линейного суммирования повреждения разработана методика оценки долговечности направляющих насадок ГВ судов внутреннего плавания.

5. Усовершенствована методика прогнозирования долговечности ВЦ судовых дизелей, основанная на использовании продолжительности инкубационного периода как исходной информации для определения характеристик изнашивания, учёте масштабного фактора, а также твёрдости материала ВЦ, как параметра определяющего жёсткость напряжённого состояния поверхности при кавитационном воздействии.

6. Впервые установлена взаимосвязь шероховатости изнашиваемых поверхностей материалов с продолжительностью инкубационного периода и наибольшей скоростью кавитационного изнашивания, что может служить основой для разработки методики оценки относительной долговечности ВЦ дизелей, основанной на измерении шероховатости поверхности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Продолжительность инкубационного периода определяет скорость изнашивания и износ, поэтому исходным пунктом методик прогнозирования кавитационного износа судового оборудования должна быть оценка продолжительности инкубационного периода.

2. При уменьшении диаметра образцов, испытываемых на МСВ, уменьшается диаметр очага износа на их поверхности и увеличивается продолжительность инкубационного периода. Механизм кавитационного разрушения поверхности с изменением диаметра очага износа остаётся неизменным, а изменяется только механизм передачи энергии от схлопывающихся пузырьков к изнашиваемой поверхности.

3. Изменение долговечности поверхностных слоёв при кавитационном воздействии подчиняется выражению аналогичному по форме известному закону Коффина-Мансона, описывающему малоцикловую усталость при жёстком нагружении.

4. Толщина слоя, упрочнённого при кавитационном воздействии, непрерывно увеличивается в течение инкубационного периода изнашивания и достигает максимума по его окончании. Изменение механизма пластической деформации при кавитационном воздействии с увеличением амплитуды колебаний МСВ ведёт к скачкообразному изменению максимальной толщины упрочнённого слоя.

5. Уточнена зависимость коэффициента жёсткости напряжённого состояния поверхности сталей при кавитационном воздействии от твёрдости поверхности.

6. Переломы и разрывы на кривых усталости поверхностных слоёв металла при кавитации отражают его реакцию на изменение интенсивности кавитационного воздействия, заключающуюся в резком изменении напряжённого состояния поверхности и пластичности, а также скачкообразном (двукратном) изменении размеров частиц износа.

7. Доказана применимость гипотезы линейного суммирования повреждений для оценки продолжительности инкубационного периода кави-тационного изнашивания, с использованием которой разработана методика оценки долговечности направляющих насадок ГВ судов внутреннего плавания.

8. Разработана методика прогнозирования долговечности ВЦ судовых дизелей, основанная на использовании продолжительности инкубационного периода как исходной информации для определения характеристик изнашивания, учёте масштабного фактора, а также твёрдости материала ВЦ, как параметра, определяющего жёсткость напряжённого состояния поверхности при кавитационном воздействии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. П. Кавитационная эрозия гребных винтов и методы борьбы с ней Л.: Судостроение, 1978. — 208 с.
  2. И. Н., Скуридин А. А., Никитин М. Д. Кавитационные разрушения в дизелях Л.: Машиностроение, 1970. — 152 с.
  3. Y. К., Не J. G., Hammit F. G. Cavitation erosion of cast iron diesel engine liners// Wear. 1982. — V.76. — № 3 — p. 329−335.
  4. Zhou Y. K., He J. G., Hammit F. G. Cavitation erosion of diesel engine wet cylinder liners// Wear. 1982. — V.76. — № 3 — p. 321−328.
  5. В. И., Некоз А. И. Применение потенциостатического метода при эрозионном изнашивании металлов// Проблемы трения и изнашивания Киев: Тэхника, 1977. — вып. 11. — С. 44−45.
  6. В. И., Некоз А. И. Исследование кавитационно-эрозионного изнашивания металлов в химически-активных средах// Проблемы трения и изнашивания Киев: Тэхника, 1981. — вып. 19. — С. 76−79.
  7. В. Э., Гринберг А. Я. Влияние электрохимической коррозии на скорость кавитационной эрозии материалов// Тр. ВНИИ-Гидромаш, М.: Энергия, 1975. вып. 46. — С. 44−53.
  8. Ю. А., Кочеров В. И. и др. О соотношении коррозионного и эрозионного факторов в кавитационном разрушении металлов// Физико-химическая механика материалов. 1976. — № 5. — С. 86−91.
  9. Кондрат 3. Прогнозирование и повышение долговечности деталей оборудования, подверженных кавитационно-эрозионному изнашиванию в технологических средах свеклосахарного производства. Автореф. канд. дисс. Киев. — 1987. — 19 с.
  10. А. П., Стечишин М. С., Сологуб Н. А., Белый В. И. Определение износостойкости материалов при кавитационно-эрозионнном изнашивании// Проблемы трения и изнашивания. 1983. — вып.24. — С. 97 -103.
  11. М. С. Импульсный метод получения кавитационной эрозии// Тр. американского общества инженеров-механиков, серия Д, Техническая механика. 1963. — Т.85. — № 3. — С. 4217.
  12. М.Г. Усовершенствование методики и определение кавитационной стойкости металлов применительно к гидротурбинам// Заводская лаборатория. 1968.-№ 12.-С. 1508−1511.
  13. Waring S., Preiser H. S., Thiruvengadam A. On the role of corrosion in cavitation damage// Journal of Ship Research. 1965. — V.9. — p. 200−208.
  14. Н.И., Эдель Ю. У. Кавитация в гидротурбинах JL: Машиностроение, 1974. — 256 с.
  15. М. М. Выбор параметра кавитационной стойкости сплошных металлических материалов и покрытий// В сб. Защитные покрытия на металлах. Киев: Наукова думка, 1983. — вып. 17. — С. 70−74.
  16. JI. И., Шевченко П. А. Гидроабразивный и кавитацион-ный износ судового оборудования JL: Судостроение, 1984. — 264с.
  17. К. М. Кавитационная эрозия// В кн.: Эрозия под ред. К. Прис- М.: Мир, 1982. с. 269−330.
  18. Feller H.G., Kharrasi Y. Cavitation erosion of metals and alloys// Wear.- 1984. V.93. -№ 3. — p. 249−260.
  19. Iwai Y., Okada Т., Tanaka S. A study of cavitation bubble collapse pressures and erosion. Part 2: Estimation of erosion from distribution of bubble collapse pressures// Wear. 1989. — V. 133. — № 2. — p. 233−243.
  20. Kato H. A consideration on scaling laws of cavitation erosion// International Shipbuilding Progress. September. — 1975 — V.22. — № 253. — p. 291 304.
  21. Leith W. C., A. LLoyed Thompson. Some corrosion effects in accelerated cavitation damage// Journal of Basic Engineering. 1960. — V.82. — № 3. -p. 795−807.
  22. Okada T., Iwai Y., Awazu К. A study of cavitation bubble collapse pressures and erosion. Part 1: A method for measurement of collapse pressures// Wear. 1989. — V. 133. — № 2. — p. 219−233.
  23. Rao V. P., Martin C. S., Rao В. C. S., Rao N. C. L. Estimation of cavitation erosion with incubation periods and materials properties// Journal of Testing and Evaluation. May 1981. — V.9. — № 3. — p. 189−197.
  24. Richman R. H., McNaughton W. P. Correlation of cavitation erosion behavior with mechanical properties of metals// Wear. 1990. — V. 140. — № 1.- p. 63−82.
  25. Richman R. H., Rao A. S., Hodgson D. E. Cavitation erosion of two Ni-Ti alloys// Wear. 1992. — V.157. — p. 401−407.
  26. Sakai I., Shima A. On a new representative equation for cavitation damage resistance of materials// Science Reports of Research of Institute of To-hoku University. 1987. -B54. — p. 43−49.
  27. Thiruvengadam A., Waring S. Mechanical properties of metals and their cavitation damage resistance// Journal of Ship Research. 1966. — V. 10. — № 1.- p. 1−9.
  28. Дж. С. Эрозия при воздействии капель жидкости М.: Машиностроение, 1981. — 200с.
  29. Л. И., Протопопов А. С. Исследование закономерностей капельной эрозии материалов// Трение и износ. 1989. — Т. 10. — № 1. — С. 13−23.
  30. Selke W., Mehmel M. Modellierung der Kavitations-erosion an Propellern im Kavitationskanal// Seewirtschaft. 4/1978. — 10. — s. 189−190.
  31. И. H. Коррозия и эрозия судовых гребных винтов -Л.: Судпромгиз, 1949. 148 с.
  32. В. В., Мудрова А. Г., Маринин А. А. Конструктивные особенности гребных винтов рыболовных траулеров и характер их разрушения от коррозии и эрозии// Тр. МВИМУ. 1958. — вып.2. — М.: Морской транспорт. — С. 81−88.
  33. В. В. Гидроэрозия металлов М.: Машиностроение, 1977. -287с.
  34. Aken J. A., Tasseron К. Cavitation-erosion theory tested in practice to the blades of ship propellers// European Shipbuilding. 1957. — V.6. — № 1. p. 14−22.
  35. Astrup N. Ch. Cavitation erosion on screw propellers// Acta polytechni-ca scandinavica. Mechanical engineering series. 1960. — № 7.
  36. Emerson A. Cavitation erosion, Model-ship comparison// 13th ITTC, Berlin Hamburg, 1972, Cavitation Committee Report, Appendix II.
  37. Kadoi H., Sasajima T. Cavitation erosion prediction using a «soft surface"// International Shipbuilding Progress. 1978. — V.25. — № 286.
  38. Kato H. A new cavitation erosion test method and its application to a ducted propellers// International Shipbuilding Progress. September 1975. -V.22. -№ 253. — p. 291−304.
  39. Manen Dr. Ir. On the usefulness of a test with a propeller model in a cavitation tunnel with a simulated non-uniform flow// International Shipbuilding Progress. October 1967.-V. 14.-№ 158.-p. 397−403.
  40. Meulen J. H. J. Cavitation erosion of a ship model propeller// International Shipbuilding Progress. February 1971. — V.8. — № 198. — p.56−66.
  41. Nishijama S., Sato R. Cavitation erosion test on a solder coated model propeller// Transactions of the West-Japan Society of Naval Architects. August 1978.-№ 56.-p. 61−71.
  42. Pascault J. Reflexios sur Г erosion de cavitation observee sue de helices de cargos et de petroliers a une seule linge d’arbres// Bulletin de l’Association technique maritime et aeronautique. 1960. — V.60. — p. 180−208.
  43. Patience G. Minimizing cavitation erosion: a pressure distribution approach to the design of marine propellers// Transactions of North East Coast Institution of Engineers and Shipbuilders. December 1974. — V.91. — № 2. — p. 51−64.
  44. Silberad O. The erosion of bronze propellers// Journal of the Society of Chemical Industry. 1921. — February. — V.XL. — № 4, p. 38−45.
  45. Steller K., Krzysztofowicz T. Erozja kawitacyjna srub okrctowych// Budownictwo Okretowe, 1986. — № 10. — 430434.
  46. Ю. H. Кавитационное изнашивание металлов и оборудования. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 155 с.
  47. Full-scale cavitation observation on large ducted propellers// The Motor Ship. April 1975. — V.56. — № 657. — p. 95−98.
  48. В. В. Эрозионный износ направляющих насадок// Тр. ЛИВТ. 1972. — вып. 135. — С. 26−39.
  49. Е. П. Ивченко В. М. Эрозия гребных винтов транспортных судов// Судостроение. 1965. — № 7. — С. 8−10.
  50. А. А. Развитие теории и создание методов расчёта кави-тационных разрушений полостей охлаждения дизелей. Автореф. докт. дис. ЛПИ им. М. И. Калинина. Л.: 1980.- 43 с.
  51. В. В. Гидроэрозия металлов М.: Машиностроение, 1977. -287с.
  52. Л. И., Пимошенко А. П., Капустин В. В. Эрозия в системах охлаждения дизелей Калининград, 1993. — 325 с.
  53. А. П. Защита судовых дизелей от кавитационных разрушений-Л.: Судостроение, 1983. 120с.
  54. К. К. Сопротивление металлов кавитационной эрозии в пресной и морской воде. ДАН СССР. — 1954. — № 2.
  55. Л. А. Коррозионно-механическая прочность металлов -М.-Л.: Машгиз, 1955. 175с.
  56. И. Р., Дейли Дж., Хэммит Ф., Кавитация М.: Мир. — 1974. — 687с.
  57. Р. Г. Эрозионная прочность деталей двигателей и энергоустановок летательных аппаратов М.: Машиностроение. — 1980. — 245с.
  58. P.M., Поддубенко В. В. Экспериментальное исследование эрозионной стойкости лопаточных материалов// Энергомашиностроение. -1975. -№ 11. С.29−31.
  59. Varga J. J. Cavitation erosion and mechanical properties of materials// Proceedings of 7-th Conference on Fluid Machinery. 1983, Budapest. — V.2. -p. 911−916.
  60. Тичлер, Ван-ден-Эльсен, де Ги. Устойчивость 14 марок хромистых сталей против кавитационной эрозии// Тр. Американского общества инженеров-механиков, серия F. Проблемы трения и смазки. 1970. — № 2. -С.46.
  61. А. Обобщённая теория кавитационных разрушений// Тр. Американского общества инженеров-механиков. Серия Д. — Техническая механика. — ИЛ — 1963 — Т.85. — № 3.
  62. Ю. Т., Федоткин И. М., Погодаев Л. И. Повышение эффективности землесосных снарядов Киев: Буд1вельник, 1974. — 247с.
  63. G. P., Branton J. Н. Drop impingement erosion of metals// Proceedings of Royal Society, London. Seria A. — 1970. — V. 314. — p. 549−565.
  64. И. H., Минц Р. И. Повышение кавитационно-эрозионной стойкости деталей машин М.: Машиностроение, 1964. — 144с.
  65. В. С. Усталостное разрушение металлов М.: Металлург-издат, 1963.-258с.
  66. Погодаев J1. И., Голубев Н. Ф. Теория и практика прогнозирования износостойкости и долговечности материалов и деталей машин — СПб.: СПГУВК, 1997.-415с.
  67. С. П. Гидроабразивный износ металлов при кавитации -М.: Машиностроение, 1971. 240с.
  68. О. В., Харбенко И. Г., Швегла Ш. Ультразвуковая обработка материалов М.: Машиностроение, 1984. — 280 с.
  69. А. И. Ультразвуковая обработка материалов М.: Машиностроение, 1980. -237 с.
  70. В., Ргеесе С. М. Stress produced in a solid by cavitation// Journal of Applied Physics. 1976. — V.47. -№ 12. — p.5133−5138.
  71. Ю. H., Третьяков Д. В. Некоторые особенности пластической деформации металлических материалов при кавитационном изнашивании// Трение и износ. 2002. — Т. 23. — № 1. — С. 82- 87.
  72. Ю. Н., Третьяков Д. В. Масштабные эффекты эрозии при вибрационной кавитации// Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2003. — Т. 69, № 1. — С. 48 — 52.
  73. Ю.Н. Масштабный эффект при изнашивании сплавов в условиях вибрационной кавитации// Технология и организация судоремонта. Сб.науч.тр. — СПб.: СПбГУВК — 1994. — С.135−141.
  74. Terauchi Y., Matuura H., Kitamura M. Correlation of cavitation damage tests with residual stress measurements// Bulletin of the JSME. 1973. -V.16. -№ 102. — p. 1829−1838.
  75. С. С. О диаграмме твёрдости Труды метрологических институтов СССР. — 1967. — вып. 91(151). — С.33−38.
  76. Ю.Н., Ежов Ю. Е. Глубина проникания пластической деформации при вдавливании индентора в поверхность стали Технология и организация судоремонта: Сб.науч.тр. — СПб: СПбГУВК, 1994. — С. 142 148.
  77. Г. Д. Определение напряжений в пластической области по распределению твёрдости -М.: Машиностроение, 1971. 199 с.
  78. В. JI. Напряжения, деформации, разрушение М.: Ме-таллургиздат, 1970. — 196 с.
  79. Смирнов-Аляев Г. А. Сопротивление материалов пластическому деформированию -M.-JL: Машгиз, 1961. 463 с.
  80. Ю. Н., Погодаев JI. И. Напряжённое состояние металлов при изнашивающем воздействии абразива. СПб.: СПГУВК, 2004. — 94 с.
  81. Смирнов-Аляев Г. А. Механические основы пластической обработки металлов Л.: Машиностроение, 1968. — 272с.
  82. Г. Д., Огородников В. А., Спиридонов Л. К. Пластичность металла при сложном пластическом нагружении// Изв.ВУЗов. Машиностроение. 1974. — № 2. — С.22−26.
  83. Ю. Н. Исследование напряжённого состояния поверхности сплавов при кавитационном изнашивании// Заводская лаборатория. -1995. -Т.61. -№ 11. С.53−58.
  84. Д. В., Цветков Ю. Н. Напряженное состояние поверхности при кавитационном воздействии// Труды научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб.: ИИЦ СПГУВК, 2004 — С. 167 — 172.
  85. В. К. Твёрдость и микротвёрдость металлов М.: Наука, 1976.-230с.
  86. Bowden Е.Р., Branton J.H.// Proceedings of Royal Society, London. -A282. 1964. — V. 331. — p.549−565.
  87. В. В, Воробьёва Г. А. Кавитационная эрозия стали как прот цесс усталостного разрушения// Известия ВНИИ гидротехники им. Б. Е. Веденеева. 1987. — Т.200. — С.54−61.
  88. Zhou К., Gu Ch., Shen F., Lou В. Study on mechanism of combined action of abrasion and cavitation erosion on some engineering steels// Wear. -1993. № 162−164. — p.811−819.
  89. А. И. Анализ кавитационно-эрозионного изнашивания как процесса коррозионно-механического разрушения// Трение и износ. -1984. -Т.5. № 4. — С. 748−753.
  90. Ю. Н., Третьяков Д. В. Пластичность низкоуглеродистой стали при кавитационном воздействии// Трение и износ. 2004. — Т. 25. -№ 1.-С. 48−56.
  91. В. Е., Лихачёв В. А., Гриняев Ю. В. Структурные уровни деформации твёрдых тел Новосибирск: Наука. — 1985. — 229с.
  92. С. А. Многомасштабные процессы локализации динамического деформирования и разрушения и их связь с механическими характеристиками металлов. Автореф. докт. дисс. СПб.: 1994. — 41с.
  93. В. С., Баланкин А. С., Бунин И. Ж., Оксогоев А. А. Синергетика и фракталы в материаловедении М.: Наука, 1994. — 383с.
  94. B.C., Мядякшас Г. Г. Прочность, долговечность и трещино-стойкость при циклическом нагружении. СПб.: Политехника, 1994. -204с.
  95. Г. Д., Огородников В. А., Спиридонов Л. К. Пластичность металла при сложном пластическом нагружении// Изв.ВУЗов. Машиностроение. 1974. — № 2. — С.22−26.
  96. Е. Н. Статистические методы построения эмпирических формул. М.: Высшая школа, 1988. — 239 с.
  97. П. В., Зограф И. А. Оценка погрешности результатов измерений. Л.: Энергоатомиздат, 1991. — 304 с.
  98. А. А. Метод расчёта кавитационных разрушений гильз рабочих цилиндров дизелей // Вопросы износостойкости и надёжности судовых дизелей. Л.: Транспорт. — 1973. — С.99−105.
  99. Д. В., Валишин А. Г., Матвеевский О. О. Моделирование долговечности цилиндровых втулок двигателей внутреннего сгорания при вибрационной кавитации // Проблемы машиностроения и надёжности машин. 2008. — № 2. — С.50−60.
  100. Л. И., Кузьмин В. Н. Структурно-энергетические модели надежности материалов и деталей машин. СПб.: Академия транспорта РФ. 2006. — 608 с.
  101. Ю. Н., Погодаев Л. И. Исследование поведения поверхностных слоёв материалов при кавитационном изнашивании Вестник машиностроения. — 1995. — № 3. — С. 6−9.
Заполнить форму текущей работой