Разработка и обоснование методики прогнозирования долговечности судовых валов с трещинами при ремонте
В четвертой главе выполнены расчеты долговечности гребных валов с трещинами при эксплуатации ДВС на долевых режимахвыполнены расчеты долговечности гребных валов с трещинами в зависимости от диаметра валаразработана экспериментальная проверка методики прогнозирования долговечности на образцах-моделях судового вала. В литературе имеются сведения о длительной эксплуатации деталей ответственного… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние вопроса и задачи исследования
- 1. 1. Назначение, условия работы, особенности конструкции и технологические характеристики судовых валов
- 1. 2. Природа и механизм возникновения трещин при циклическом нагружении
- 1. 3. Развитие трещин с позиций механики разрушения
- 1. 4. Повреждения судовых валов при эксплуатации и их ремонт
- 1. 5. Цель и задачи исследования
- 2. Теоретические основы исследования развития трещин в судовых валах
- 2. 1. Виды трещин, возникающих в судовых валах и оценка их характеристик
- 2. 2. Эксплуатационные факторы, влияющие на процесс развития трещин в валах
- 2. 2. 1. Напряжения в гребных валах
- 2. 2. 2. Крутильные колебания
- 2. 2. 3. Влияние температуры и коррозионной среды
- 2. 3. Коэффициент интенсивности напряжений в вершине трещин
- 2. 4. Методика прогнозирования долговечности вала с трещинами
- 2. 5. Выводы
- 3. Расчет долговечности гребных валов с трещинами в зависимости от их расположения и характера
- 3. 1. Долговечность гребных валов с трещинами в зависимости от их начального размера
- 3. 2. Расчет долговечности гребных валов с трещинами, перпендикулярными к оси вала в районе большого основания конуса
- 3. 3. Расчет долговечности гребных валов с трещинами, наклонными к оси вала в районе большого основания конуса
- 3. 4. Расчет долговечности гребных валов с трещинами, перпендикулярными к оси вала под концами кормовой облицовки
- 3. 5. Расчет долговечности гребных валов с трещинами, наклонными к оси вала под концами кормовой облицовки
- 3. 6. Расчет долговечности гребных валов с трещинами, перпендикулярными к оси вала в районе шпоночного паза
- 3. 7. Расчет долговечности гребных валов с трещинами, наклонными к оси вала в районе шпоночного паза
- 3. 8. Оценка долговечности гребных валов при наличии в них одновременно несколько трещин
- 3. 9. Выводы
- 4. Пути продления долговечности гребных валов с трещинами
- 4. 1. Расчет долговечности гребных валов с трещинами при эксплуатации ДВС на долевых режимах
- 4. 2. Расчет долговечности гребных валов с трещинами в зависимости от диаметра вала
- 4. 3. Экспериментальная проверка методики прогнозирования долговечности на образцах-моделях судового вала
- 4. 4. Выводы
- 5. Рекомендации по использованию результатов исследования
- 6. Определение экономического эффекта при эксплуатации гребного вала с трещинами
Разработка и обоснование методики прогнозирования долговечности судовых валов с трещинами при ремонте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Судовые валы являются ответственными элементами судовых энергетических установок, к которым предъявляются высокие требования по надежности и долговечности. В процессе эксплуатации валы приобретают дефекты в виде усталостных трещин, которые являются сильными концентраторами напряжений и приводят к усталостному разрушению.
В процессе освидетельствования Российским морским регистром судоходства или при ремонте в случае обнаружения трещин любых размеров гребные валы бракуются. Судно выводится из эксплуатации и длительное время находится в вынужденном простое из-за отсутствия нового гребного вала. Продолжительность такого простоя по опытным данным составляет 6−8 неделей и более.
В литературе имеются сведения о длительной эксплуатации деталей ответственного назначения, имеющих трещины в зависимости от параметров трещин, материала и условий нагружения, а также условий возникновения трещин. Эти сведения для судовых валов и практика их эксплуатации с трещинами отсутствуют.
Прогнозирование долговечности судовых валов с трещинами позволило бы определить остаточный ресурс, тем самым продлить его эксплуатационный период, выполнить подготовку к ремонту, сократить вынужденные простои судна и уменьшить затраты на ремонт и сроки его выполнения.
Поэтому изучение проблемы прогнозирования долговечности судовых валов с трещинами является актуальной.
В мировой практике эксплуатации крупнотоннажных судов систематически наблюдаются повреждения и поломки гребных валов. Причины повреждений весьма разнообразны. Наиболее опасными повреждениями в валах являются усталостные трещины. Усталостная трещина зарождается в поверхностных слоях и затем развивается в глубь вала, образуя острый надрез.
Такие трещины являются сильными концентраторами напряжений, которые под действием циклических нагрузок приводят к разрушению валов.
Изучение повреждений гребных валов и анализ приведенных данных показали, что наиболее повреждаемые участки вала следующие: участок шпоночного пазаучасток в районе большого основания конуса и участки вала под торцами облицовок.
В процессе освидетельствования Морским регистром судоходства или дефектации гребных валов при обнаружении трещин они могут располагаться по окружности, то есть перпендикулярно оси вала, наклонно к оси вала, а также встречаются х-образные трещины.
Целью диссертационной работы является продление долговечности судовых валов с трещинами в эксплуатации. Для достижения поставленной цели необходимо обнаружить трещины, возникающие в судовых валахопределить их расположение и начальные размерырассмотреть и оценить факторы, влияющие на процесс развития трещин и на основе теории механики разрушения разработать методику прогнозирования долговечности судовых валов с трещинами.
Работа состоит из введения, шести глав, заключения и приложений.
В первой главе приведен анализ конструкции судовых валовпроизведено изучение природы, механизма возникновения трещин и развития трещин с позиций механики разрушенияизучены повреждения гребных валовсформулированы цель и задачи исследования.
Во второй главе рассмотрены виды усталостных трещин, их расположение и начальные размеры в гребных валахисследовано влияние факторов на процесс развития трещин в гребных валахразработана методика определения коэффициента интенсивности напряженийопределены постоянные величины С и У1, входящие в выражении Пэриса по результатам экспериментального исследованияразработана методика прогнозирования долговечности гребных валов с трещинами.
В третьей главе выполнены расчеты долговечности гребных валов с трещинами для разных судов в зависимости от различного вида, места расположения и начальных размеров трещинприведена оценка долговечности гребных валов при наличии в них одновременно несколько трещин.
В четвертой главе выполнены расчеты долговечности гребных валов с трещинами при эксплуатации ДВС на долевых режимахвыполнены расчеты долговечности гребных валов с трещинами в зависимости от диаметра валаразработана экспериментальная проверка методики прогнозирования долговечности на образцах-моделях судового вала.
В пятой главе разработаны рекомендации по использованию результатов исследования. Одним из путей продления долговечности гребных валов с трещинами является эксплуатация ДВС на долевых режимах. Такая эксплуатация валов с трещинами позволяет повысить остаточную долговечность от 2 до 12 раз по сравнению с номинальной в зависимости от выбранного режима эксплуатации.
В шестой главе приведено определение экономического эффекта при эксплуатации гребного вала с трещинами на примере гребного вала танкера дедвейтом 3500 т вьетнамской постройки диаметром 290 мм и длиной 7850 мм. В результате применения методики расчета остаточной долговечности гребного вала с трещинами сокращается время на подготовку судна к ремонту с 6 недель до 1 недели, увеличивается эксплуатационное время судна и судовладелец получает прибыль в размере 191 300 USD или 5 930 310 рублей.
Результаты диссертационной работы положены в основу практических рекомендаций для прогнозирования долговечности судовых валов с трещинами.
7. Результаты исследования позволяют продлить долговечность гребных валов с трещинами в эксплуатации, уменьшить вынужденные простои судна, снизить затраты на ремонт и сроки его выполнения.
Список литературы
- Алексеев В.Г. Некоторые закономерности роста трещин при циклических нагрузах / В. Г. Алексеев // Выбор и обоснование методов и норм контроля качества сварных соединений. Л.: ДАНТП, 1976. — с.36 — 43.
- Балацкий JI. Т. Анализ повреждений гребных валов на крупнотоннажных нефтеналивных судах типа «Прага» / JI.T. Балацкий и др. // Морской флот, 1970, № 2.
- Балацкий JI. Т. О развитии трещин в процессе усталости пр фретинге / Балацкий J1. Т., Филимонов Г. Н. // Судостроение, 1968, № 11.
- Балацкий Л. Т. Повреждения гребных валов / Л. Т. Балацкий, Г. И Филимонов. -М.: Транспорт, 1970. 141 с.
- Балацкий Л. Т. Ремонт гребных валов / Л. Т. Балацкий. Одесса: Маяк, 1970.-58 с.
- Балацкий Л. Т. Усталость валов в соединениях / Л. Т. Балацкий. Киев: Техшка, 1972.- 180 с.
- Балтер М. А. Упрочнение деталей машин / М. А. Балтер. М.: Машиностроение, 1978. — 184 с.
- Бернштейн М. Л. Механические свойства металлов / М. Л. Бернштейн, В. А. Займовский. М.: Металлургия, 1979. — 495 с.
- Болотин В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций / В. В. Болотин. М.: Машиностроение, 1984 — 312 с.Ю.Броек Д. Основы механики разрушения / Д. Броек. — М.: Высш. шк., 1980.-367 с.
- Вейбулл В. Усталостные испытания и анализ их результатов / В. Вей- < булл. М.: Машиностроение, 1964. — 275 с.
- Гаврилов B.C. Техническая эксплуатация судовых дизельных установок / B.C. Гаврилов и др. М.: Транспорт, 1975. — 296 с.
- Гордеева Т.А. Анализ изломов при оценке надежности материалов / Т. А. Гордеева, И. П. Жегина. М.: Машиностроение, 1978. — 200 с.
- ГОСТ 25.502−79. Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость. Введ. 1981−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1979.-32 с.
- ГОСТ 25.504−82. Расчеты и испытания на прочность. Методы расчета характеристик сопротивления усталости. — Введ. 1983 07 — 01. — М.: Изд-во стандартов, 1982. — 55 с.
- ГОСТ 27 609–88. Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Основные положения и требования к проведению и нормативно — техническому обеспечению. — Введ. 1989 01- 01. — М.: Изд-во стандартов, 1988. — 13 с.
- ГОСТ 8536–79. Заготовки судовых валов и баллеров рулей. Технические условия. — Введ. 1981 01- 01. -М.: Изд-во стандартов, 1979. -31с.
- Дорошенко П. А. Технология производства судовых энергетических установок / П. А. Дорошенко, А. Г. Рохлин, В. П. Булатов и др. Л.: Судостроение, 1988. — 440 с.
- Золоторевский В. С. Механические свойства металлов / В. С. Золото-ревский. 2-е изд. — М.: Металлургия, 1983. — 352 с.
- Иванова В. С. Природа усталости металлов / В. С. Иванова, В. Ф. Терентьев. М.: Металлургия, 1975. — 455 с.
- Искрицкий Д. Е. Усталость металлов в конструкциях / Д. Е. Искриц-кий. М.: Физматгиз, 1960. — 87 с.
- Когаев В. П. Расчеты деталей машин и конструкций на прочность и долговечность: справочник / В. П. Когаев, Н. А. Махутов, А. П. Гусен-ков. М.: Машиностроение, 1985. — 223 с.
- Когаев В. П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени / В. П. Когаев. — М.: Машиностроение, 1977. 232 с.
- Комаров В.В., Курылев А. С. Валопроводы рыбопромысловых судов. 4.1: Конструкция, эксплуатация и общие вопросы проектирования. -Астрахань.: издательство АГТУ, 1997, 166 с.
- Кохан Н. М. Ремонт валопроводов морских судов : б-чка судомеханика / Н. М. Кохан, В. И. Друт. М.: Транспорт, 1980. — 240 с.
- Кужахметов Т.А. Разработка и обоснование технологии восстановле- ¦ ния работоспособности судовых валов с трещинами при ремонте. Дис.канд.техн.наук.-Астрахань, 2009.-135с.
- Кудрявцев И. В. Усталость крупных деталей машин / И. В. Кудрявцев и др. М.: Машиностроение, 1981. — 237 с.
- Кудрявцев И. В. Экспериментальные исследования конструкционной прочности машиностроительных материалов и деталей машин / И. В. Кудрявцев, Н. М. Савина. М.: Машиностроение, 1967. — 228 с.
- Лахтин Ю. М. Материаловедение / Ю. М. Лахтин, В. П. Леонтьева. -М.: Машиностроение, 1990. 525 с.
- Людвик П. Основы технологической механики / П. Людвик // Расчеты на прочность.-М.: Машиностроение. 1971.-Вып. 15.-С. 132−166.
- Лебедев О.Н. Двигатели внутреннего сгорания речных судов / О. Н. Лебедев и др. М.: Транспорт, 1990. — 328 с.
- Масол В.А. Сопротивление усталости крупных валов из углеродистой стали в связи с технологией обработки / В. А. Масол, М. Я. Белкин, В.Н. Тарасова//Проблемы прочности, 1971, № 5.-с 101−106.
- Маталин A.A. Технологические методы повышения долговечности деталей машин / A.A. Маталин.- Киев: Техшка, 1971. 142 с.
- Морозов Н.Ф. Математические вопросы теории трещин / Н. Ф. Морозов. М.: Наука, 1984. — 256 с. 35,Олейник Н. В. Выносливость деталей машин / Н. В. Олейник. Киев: Техника, 1979. — 199с.
- Олейник Н. В. Несущая способность элементов конструкций при циклическом нагружении / Н. В. Олейник. Киев: Наук, думка, 1983. -238с.
- ОСТ 5.4097−85. Валы судовых валопроводов. Общие технически условия. Введ. 1987- 01- 01. — М.: Изд-во стандартов, 1985. — 106 с.
- ОСТ 5.9049−78. Валы гребные судовых валопроводов. Типовой технологический процесс упрочнения. Введ. 1980- 01- 01. — М.: Изд-во стандартов, 1978. — 12 с.
- ОСТ 5.9648−76. Валы судовых валопроводов. Типовые технологические процессы изготовления. Введ. 1978 — 01−01.-М.: Изд-во стандартов, 1976. — 122 с.
- ОСТ 5.9670−77. Соединения конические судовых валопроводов. Сборка и разборка. М.: Изд-во стандартов, 1977. — 49 с.
- Партон В.З. Механика упругопластических разрушения / В. З. Партон, Е. В. Морозов. М.: Наука, 1985. — 504 с.