Программирование борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта Российской Федерации: По материалам Республики Башкортостан
В обстановке глубокого экономического кризиса и ослабления государственной власти организованная преступность превратилась в макрофактор социального развития, представляющий собой прямую реальную угрозу безопасности личности, общества и государства. В сложившихся условиях Россия оказалась недостаточно готовой для борьбы с организованной преступностью. Мало того, судя по различным данным… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. Состояние и основные проблемы программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта Риой Федерации
- 1. Понятие организованной преступности и его значение для программирования борьбыэтим явлением
- 2. Состояние программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта Российской
- Федерации
- 3. Рубликаая целевая программа — форма программирования борьбыорганизованной прупнью на уровнебъекта Риой Федерации
- Глава II. Концепция программы борьбыорганизованной прупнью на уровнебъекта Риой Федерации
- 1. Социально-экономичая характерика региона (по материалам Рублики Башкортан)
- 2. Анализ организованной прупни вбъекте Риой Федерации (по материалам Рублики Башкортан)
- 3. Прогноз организованной преступности (общие оценки)
- 4. Цели и задачи программы
- 5. Принципы программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта Российской
- Федерации
- 6. овные направления борьбыорганизованной прупнью на уровнебъекта Риой Федерации
Программирование борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта Российской Федерации: По материалам Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В обстановке глубокого экономического кризиса и ослабления государственной власти организованная преступность превратилась в макрофактор социального развития, представляющий собой прямую реальную угрозу безопасности личности, общества и государства. В сложившихся условиях Россия оказалась недостаточно готовой для борьбы с организованной преступностью. Мало того, судя по различным данным о состоянии и тенденциях развития этого вида преступности, степени эффективности принимаемых государством мер, их направленности можно утверждать, что накануне XXI века российское общество не только не продвинулось вперед по пути решения данной проблемы, а столкнулось с непосредственной угрозой криминализации всех основных институтов государственности. В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что борьба с организованной преступностью приобрела не только правовой, но и политический характер. Россия крайне заинтересована в выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, которая была бы адекватна размерам этой угрозы.1.
Одно из ключевых мест в системе мер борьбы с организованной преступностью принадлежит государственным программам борьбы с этим явлением. Проявились и требуют незамедлительного устранения существенные недостатки деятельности государства в сфере борьбы с организованной преступностью. Масштабы угрозы безопасности российского общества со стороны организованной преступности предо.
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» Н Российская газета. 2000. 18 января. пределяют приоритетное создание системы криминологического мониторинга (наблюдения, анализа и прогноза) в сфере борьбы с организованной преступностью, неотъемлемой частью которого является эффективная методика криминологического и уголовно-правового прогнозирования соответствующей законодательной деятельности.
В настоящее время не подвергается сомнению взгляд на преступность как на сложное социальное явление, детерминированное многочисленными факторами общественной жизни. Непосредственным следствием этого является осознание необходимости комплексного подхода к организации борьбы с преступностью как в стране в целом, так и в отдельных её регионах. Последнее вызвало к жизни практику разработки и реализации комплексных программ укрепления законности и правопорядка, борьбы с преступностью. Такие программы разрабатывались и реализовывались в СССР с начала 70-х годов XX века. Однако эффективность подобной практики была, как правило, невысока. Одной из причин, объясняющих низкую эффективность программ борьбы с преступностью в различных регионах является недостаточная научная проработка юридических принципов их составления.
Различные аспекты данной проблемы рассматривались в научных трудах известных ученых-криминологов: Г. А. Аванесова, А. И. Алексеева, М. М. Бабаева, А. Д. Бойкова, С. В. Бородина, С. С. Босхолова, С. В. Вашошкина, Л. Д. Гаухмана, А. И. Долговой,.
A.Э.Жалинского, М. П. Журавлёва, Н. Н. Иванова, М. П. Клеймёнова, Н. Ф. Кузнецовой, С. В. Максимова, Г. М. Миньковского, В. А. Петрова, П. Г. Пономарёва, В. П. Ревина, В. И. Селивёрстова, А. Ф. Токарева, И. В. И J ал ахи на и др. Отдельные проблемы планирования борьбы с организованной преступностью рассматривались в докторских диссертационных исследованиях А. И. Гурова, В. С. Овчинского, В. И. Омигова,.
B.И.Попова, А. Я. Сухарева и некоторых других ученых. Однако не смотря на возросший интерес к этой проблеме, некоторые ее аспекты до настоящего времени остаются недостаточно или вовсе неизученными. В частности, проблема программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ еще не получила всестороннего, системного освещения. В этой связи представляется целесообразным изучение не только федеральной составляющей программ борьбы с организованной преступностью, то есть в целом (по такому пути до недавнего времени шли большинство исследователей), но и региональной составляющей. Это позволит выявить своеобразие правового регулирования программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ и повысить ее эффективность.
Объектом исследования является состояние программного обеспечения борьбы с организованной преступностью, в том числе на федеральном и региональном уровнях, а также практика его реализации.
Предмет исследования — оптимальность и методика программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ.
Цели и задачи исследования. Цели исследования состоят в:
1) разработке теоретических предпосылок для оптимизации программирования борьбы с организованной преступностью на региональном уровне;
2) разработке элементов содержания государственной уголовной политики борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ;
3) выработке принципов программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ;
4) разработке в целом концепции программы борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ.
В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:
• обосновать необходимость и целесообразность разработки региональных программ в сфере борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ;
• определить их место в системе управленческих решений, принимаемых в сфере борьбы с преступностью;
• методологически обосновать специально-юридические принципы формирования концепции программ борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ;
• выработать исходные положения для реализации программ в сфере борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ.
С точки зрения совершенствования практики организации борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ на основе регионального программирования в настоящем исследовании автор предпринял попытку рассмотреть проблемы, касающиеся:
• концепции программ борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ.
• содержания региональных комплексных программ борьбы с преступностью;
• процедур их разработки.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. Соискатель использовал системный и структурный подходы, сравнительный, типологический и статистический анализ, а также другие частные методы и приемы научно-исследовательской работы.
В качестве методов исследования автором использовались:
• изучение научной литературы, касающейся программно-целевого подхода к решению социальных и экономических проблем;
• сравнительно-правовой анализ нормативных актов;
• выборочный контент-анализ действующих региональных комплексных программ борьбы с преступностью;
• наблюдение за процедурой разработки и реализации программы;
• опрос.
Теоретическая основа исследования. Эту основу составляют научные труды в области философии, социологии, теории права, государственного права, уголовного права, криминологии, уголовного процесса и другим отраслям знаний.
Эмпирическую базу составили статистические данные Госкомстата России, Комитетов государственной статистики, аналитические материалы ГИЦ МВД России, ИЦ МВД/УВД субъектов РФ, другие материалы (проекты законов, концепции, программы, предложения), разработанные и подготовленные административными, правоохранительными органами, судебные решения по конкретным уголовным делам.
Научная новизна исследования. Проблема программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ в отечественной научной литературе специально не рассматривалась. Вместе с тем, её изучение представляется важным как в теоретическом плане, так и в плане совершенствования практической деятельности соответствующих органов государства. Проведенное исследование является первой попыткой рассмотрения этого сложного вопроса на монографическом уровне.
Требованиям новизны соответствуют следующие положения диссертации. выносимые на защиту:
• К настоящему времени сложились три концепции борьбы с организованной преступностью. Первая основана на разработке и осуществлении интегрированных мер по всем аспектам борьбы с организованной преступностью. При этом наиболее приемлемое решение, отвечающее системному подходу к борьбе с организованной преступностью, — разработка, принятие и осуществление программ борьбы с преступностью или программы борьбы только с организованной преступностью. Вторая концепция, сложившаяся в период появления рыночных отношений отрицает необходимость принятия правовых мер в виде комплексных программ борьбы с организованной преступностью, оставляя традиционные способы воздействия на это явление. Третья концепция выбирает вариант сотрудничества с организованной преступностью и ее лидерами. Организованная преступность как составной элемент преступности обладает своеобразием, что требует особого подхода к программированию борьбы с этим явлением.
• Региональные программы борьбы с организованной преступностью должны быть включены в систему программ социально-экономического развития субъекта РФ.
• Разработке региональной программы борьбы с организованной пре-тупностью должно предшествовать создание системы эффективного мониторинга (учета, анализа и прогноза) состояния и тенденций развития организованной преступности в соответствующем регионе,.
• Особое место в системе мер борьбы с организованной преступностью занимают региональные целевые программы борьбы с организованной преступностью.
• Оптимальная структура региональной программы по борьбе с организованной преступностью на уровне субъекта РФ предполагает наличие следующих элементов: а) паспорт региональной программы борьбы с организованной преступностью, включающий описание заказчика, основных исполнителей, периода действия, нормативной основы, взаимодействующих социальных программ, общих объемов финансирования и их источниковб) концепция борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ, включающая «полярную» социально-экономическую характеристику региона, криминологическую характеристику организованной преступности, характеристику эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с организованной преступностью на территории субъекта РФпрогноз развития организованной престуно-сти в регионе, цели и задачи борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ, принципы и основные направления борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФв) организационные и правовые меры регулирования региональной экономики в целях противодействия организованной преступностиг) меры по совершенствованию региональных и муниципальных правовых актов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность правоприменения в сфере борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФд) меры по совершенствованию информационного обеспечения, в том числе гражданского образования в целях борьбы с организованной преступностьюе) меры по совершенствованию профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц, осуществляющих полномочия в сфере борьбы с организованной преступностьюж) меры по совершенствованию технического обеспечения деятельности региональных подразделений правоохранительных органов в сфере борьбы с организованной преступностьюз) меры направленные на формирование и развитие институтов гражданского общества, препятствующих распространению организованной преступности в субъекте РФ.
• При разработке программы борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ необходим учет специально-юридических принципов, которым до настоящего времени на практике не уделяется должного внимания. При этом выделяются следующие принципы: конституционности программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФпрограммирование борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ в пределах его ведения и полномочийвключенность программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ в систему программ социального реформированиясогласованность программ борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ с федеральными программамивзаимосогласованность программ борьбы с организованной преступностью на уровне субъектов РФ между собой, что связано с использованием передового опыта одних субъектов Федерации другими, заключением межрегиональных договоров и соглашений, а также их объединением в различные ассоциациипреемственность в программировании борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ.
• С учётом того, что механизм укрепления государственной системы воздействия на организованную преступность имеет сложный опосредованный характер, элементами которого являются: осознание общественностью остроты криминальной проблемыформирование механизмов выдвижения лидера, способного решить эти проблемыприход к руководству на уровне субъекта РФ человека, имеющего установку на борьбу с преступностью в соответствии с законом и адекватную концепцию этой деятельности, формирование им команды единомышленников, не запятнанных связями с организованной преступностьюукрепление государственной системы наступательного противодействия организованной преступностисоздание механизмов противодействия тенденции саморазложения этой системы.
• Программирование борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ должно осуществляться на базе Целевой федеральной программы борьбы с организованной преступностью Советом безопасности субъекта РФ, который обладает необходимыми предусмотренными законодательством субъектов России полномочиями.
Прикладное значение исследования проблем программирования в сфере борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ определяется созданием теоретических предпосылок для оптимизации ресурсного обеспечения и повышения эффективности системы мер борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта Российской Федерации, а также повышения уровня законодательного обеспечения программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ.
Апробация результатов исследования. Основные результата исследования нашли отражение в докладах и сообщениях, сделанных автором на научных и научно-практических конференциях, в том числе Республиканской научно-практической конференции «Конституция Республики Башкортостан: история, теория, практика» (Уфа, 22 декабря 1998 г.), Республиканской научно-практической конференции Республики Башкортостан «Теоретические проблемы согласования законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан: формы и способы реализации» (Уфа, 23 декабря 1999 г.).
Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в настоящем исследовании, внедрены в практику работы Главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Башкортостан, использованы в ходе работа Совета Безопасности Республики Башкортостан при организации подготовки республиканских целевых программ обеспечения безопасности, осуществлении контроля за ходом их реализации, а также организации научных исследований в области обеспечения безопасности Республики.
Башкортостан, направленных на борьбу с преступностью, внедрены в учебный процесс Уфимского юридического института МВД России при проведении занятий по уголовному праву и криминологии.
Заключение
.
Настоящее исследование является первой попыткой комплексного исследования проблемы программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта Российской Федерации.
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Недостаточный уровень научной разработанности вопросов программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ существенно снижает эффективность предупреждения организованной преступности и дискредитирует саму идею программного подхода к борьбе с организованной преступностьюее состоянии в целом.
2. Организованная преступность — это качественно новое по сравнению с отдельными видами преступности социальное явление, требующее разработки для борьбы с ним специальных программ;
3. Региональный уровень изучения проблем программирования борьбы с организованной преступностью позволяет выявить особенности, определить оптимальные формы и направления деятельности с учетом этой специфики;
4. К настоящему времени сложились три концепции борьбы с организованной преступностью. Первая основана на разработке и осуществлении интегрированных мер по всем аспектам борьбы с организованной преступностью. При этом предпочтительным является решение, отвечающее системному подходу к борьбе с организованной преступностью, — разработка, принятие и осуществление программ борьбы с преступностью или программы борьбы только с организованной преступностью. Вторая концепция, сложившаяся в начальный период появления рыночной экономики России конца XX века отрицает необходимость принятия правовых мер в виде комплексных программ борьбы с организованной преступностью, оставляя традиционные способы воздействия на это явление. Третья концепция выбирает вариант сотрудничества с организованной преступностью и ее лидерами. Борьба с преступностью может быть эффективной, только если она осуществляется на прочной правовой основе, соответствующей закономерностям переходного периода, в котором находится страна. Объективные факты развития и тенденции организованной преступности показывают, что, несмотря на принимаемые меры, общество находится даже в худшем состоянии, чем на том этапе, когда начиналась активная борьба с этим явлением. Принятые пять федеральных и три республиканские программы на уровне субъектов РФ программы не дали ожидаемого результата. Одной из причин этого выступает неспособность федеральной власти в реализации необходимых мер. Центр тяжести борьбы с организованной преступностью сместился в регионы.
5. Наиболее эффективная реализация программно-целевого подхода к борьбе с организованной преступностью может быть достигнута именно на уровне субъекта федерации, чему способствуют следующие факторы: функционирование региона как относительно самостоятельной социально-экономической целостностиуглубление процесса децентрализации власти, приобретение большей самостоятельности государственными образованияминаличие территориальных различий преступностиудобство координации и интеграции деятельности всех субъектов социального управления, осуществляющих программу борьбы с преступностью в рамках данного региона. Исходя из того, что це-леполагание, ориентация на достижение какого-либо определенного желаемого результата в борьбе с преступностью является объективной, настоятельной необходимостью, в системе комплексного программно-целевого планирования социального и экономического развития региона борьбы с преступностью может быть обособлена в качестве относительно самостоятельной подсистемы как раз на основе целевой установки. И как раз программа борьбы с преступностью может стать наиболее развитой организационной формой такой установки.
6. Для программирования борьбы с организованной преступностью оптимальной формой по мнению соискателя является республиканская целевая программа борьбы с организованной преступностью. Такая программа должна быть принята высшим органом законодательной власти субъекта в составе проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год и финансируются полностью или частично за счет средств республиканского бюджета. Формирование проектов программ должно осуществляться в соответствии с государственными прогнозами развития субъекта РФ и определяться на основе этих прогнозов приоритетами на предстоящий год с учетом: политического, социального, экономического, экологического и финансового состояния предлагаемой для решения проблемыпереходного или преемственного характера указанной проблемывозможных сроков реализации программисточников и объемов финансирования, доли бюджетного финансирования, возможности использования бюджетных средствзаконов и подзаконных нормативных актов субъекта РФ, в т. ч. издаваемых высшими органами исполнительной власти субъектов РФ. Проект программы должен включать в себя: наименование программы, характеризующее ее направленностьобоснование необходимости ее принятия и финансирования полностью или частично за счет средств республиканского бюджета с разбивкой по годамсодержание предлагаемых к решению проблемконкретные цели и выраженные в соответствующих величинах ожидаемые результатысроки исполнения — в целом и по этапам реализации проекта программыобщий объем затрат на исполнение программы с распределением их по годамобъемы и виды финансирования из средств республиканского бюджета — в целом и по отдельным направлениям, в том числе с распределением этих средств по кварталам на конкретный год, другие источники финансирования и их долю в общем объеме затратсведения об иных формах государственной поддержкисведения о государственном заказчике программы и об ее исполнителяхэтапы разработки и реализации программы.
7. Разработка проекта программы борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ должно осуществляться на базе Целевой федеральной программы борьбы с организованной преступностью, как правило, Советом безопасности субъекта РФ, который не только обладает необходимыми предусмотренными законодательством субъектов России полномочиями, но и не имеет прямой заинтересованности в создании ведомственных преимуществ при реализации программных положений.
8. Предлагаемая автором концепция программы борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта Российской Федерации представляет собой комплекс идей, взглядов, положений об основных целях, задачах, принципах этого программирования, содержании, направлениях и формах этой деятельности. Концепция базируется на действующем законодательстве РФ, Республики Башкортостан и других субъектов РФ, а также международных соглашениях. Концепция включает в себя «полярную» социально-экономическую характеристику региона, криминологическую характеристику организованной преступности, характеристику эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с организованной преступностью на территории субъекта РФпрогноз развития организованной престуно-сти в регионе, цели и задачи борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ, принципы и основные направления борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ. Она призвана служить ориентиром для совместных усилий по борьбе с организованной преступностью всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и их объединений.
9. Цель программирования состоит в том, чтобы на основе четкого определения приоритетов, стратегии и тактики, путей борьбы с организованной преступностью в современных условиях, планомерного наращивания совместных усилий не только государства, но и всех гражданских институтов общества, совершенствования законодательства, организации, средств и методов предупреждения и раскрытия преступлений, обеспечить активное противодействие организованной преступности и добиться в рамках переходного периода перелома криминальной ситуации.
10.Укрепление государственных структур происходит не благодаря внутренней логике их развития, а вопреки ей. Источник этого укрепления находится не внутри системы (как это имеет место в криминальных структурах), а за ее пределами. Механизм укрепления государственной системы воздействия на организованную преступность имеет сложный опосредованный характер, элементами которого являются: осознание общественностью остроты криминальной проблемыформирование механизмов выдвижения лидера, способного решить эти проблемыприход к верховной власти человека, имеющего установку на бескомпромиссную борьбу с преступностью и адекватную концепцию этой деятельности, формирование им команды единомышленников антикриминальной направленностиукрепление государственной системы разрушающего воздействия на преступностьсоздание механизмов противодействия тенденции саморазложения этой системы. Исходя из специфики переходного периода в его рамках возможны разработка и применение таких средств борьбы с преступностью, необходимость которых в дальнейшем, по мере стабилизации жизни общества, может отпасть.
11. Особое значение в современных условиях приобретают специально-юридические принципы программирования борьбы с организованной преступностью, которые определяют подходы к созданию и совершенствованию программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ исходя из требований соответствующего уровня государственной борьбы с организованной преступностью.
12.Направлениями борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ называются: предупреждение, выявление и пресечение организованной преступной деятельностивыявление, изобличение и наказание участников организованных преступных формирований, организованной преступной деятельностисовершенствование организационного, структурного, кадрового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов обладающих полномочиями в сфере борьбы с организованной преступностьюразрушение экономической, политической, социальной и духовной основ организованной преступности через устранение перечисленных ранее обстоятельств, определяющих ее развитиесовершенствование правовых основ разграничения полномочий по программированию государственной борьбы с организованной преступностью соответствующего уровняразвитие системы двусторонних и многосторонних договоров между органами государственной власти субъектов РФ.
13.Главными субъектами реализации Концепции программы борьбы с организованной преступностью в РФ должны стать глава администрации субъекта РФ и парламент субъекта РФ.
14.Концепция должна быть представлена Советом безопасности субъекта РФ. При этом могут быть поставлены следующие задачи: рассмотрение и обсуждение концепции с целью уточнения, дополнения, а в случае необходимости переработки концепциипредставление концепции главе администрации и парламенту субъекта РФ для ее утвержденияконтроль за реализацией концепции.
15.Реализация концепции делится на два этапа. На первом этапе с участием Совета безопасности субъекта РФ осуществляется рассмотрение и обсуждение концепции. На втором этапе принимается концепция программы борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта РФ.
Изложенные выше теоретические положения и рекомендации программирования борьбы с организованной преступностью на уровне субъекта Российской Федерации и выносятся на защиту.
Список литературы
- Законодательные акты и иные официальные материалы.
- Постановление Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года «О решительном усилении борьбы с преступностью» /У Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1989. № 9. Ст. 222.
- Постановление I съезда народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 года «Об усилении борьбы с организованной преступностью». П Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1989. № 29. Ст. 576.
- Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета. 1999. 30 июня.
- Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» // Российская газета. 1999. 30 июня.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 4 сентября 1998 г. N 392-СФ «Об информации и.о. Министра внутренних дел
- Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 18 января.
- Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. N 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 804.
- Указ Президента РФ от 14 июня 1997 г. N 593 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 25. Ст. 2898.
- Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 600 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 19 961 997 годы» (с изм. и доп. от 24 марта 1997 г.) /7 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2696.
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 19 992 000 годы"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 10.
- Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 19 941 995 годы // Собрание законодательстве Российской Федерации. 1994. № 5. Ст. 403.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 3.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Российская газета. 2000. 22 февраля.
- Конституция Республики Башкортостан. Сборник документов. Уфа: Конституционный суд Республики Башкортостан. 1998. — 84 с.
- Закон Республики Башкортостан от 17 ноября 1995 года N 13-з «О системе прогнозирования и программах социально-экономического развития Республики Башкортостан» // Ведомости Республики Башкортостан. 1996. № 1. Ст. 3.
- Закон Республики Башкортостан от 22 апреля 1997 года № 86-з. «О республиканских целевых программах Республики Башкортостан» // Ведомости Республики Башкортостан. 1997. № 11. Ст. 703.
- Закон Тверской области от 22 сентября 1994 г. «О нормативных правовых актах Тверской области» // Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие. М.: Норма, 1998. С. 185.
- Указ Президента Республики Башкортостан № У11−237 от 22 апреля 1996 года «Об утверждении Программы борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 1996—1997 годы». // Ведомости Республики Башкортостан. 1996. № 4.
- Указ Президента Республики Башкортостан № УП-264 от 29 апреля 1998 года «Об утверждении Программы борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 1998—2000 годы». // Ведомости Республики Башкортостан. 1998. № 4.
- Указ президента Республики Башкортостан «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Республики Башкортостан» // Ведомости Республики Башкортостан. 1998. № 12.
- Программа борьбы с преступностью в Москве на 1999 г. // Правительство город — люди: Борьба с преступностью: состояние и перспективы. 1998−1999. № 5 (108). — М., 1999. С. 68−95.
- Программа борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 1993—1995 годы. Уфа. МВД РБ, 1993. 28 с.
- Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 1999 год. Книга 1. Уфа: Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, 1998. 66 с.
- Аванесов Г А. Криминология. Прогностика. Управление: Учебное пособие. Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. 432 с.
- Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. Материалы научно-практической конференции / 18−19 апреля 1995 г. / Вып. 1. М.: Московский институт МВД России, 1995. — 256 с.
- Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. Материалы научно-практической конференции /18−19 апреля 1995 г. / Вып. 2. М.: Московский институт МВД России, 1995. -212 с.
- Актуальные проблемы борьбы с преступностью: Межвузовский сборник научных работ. Челябинск: Челябинский юридический институт, 1997. — 88 с.
- Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. Материалы научно-практической конференции / 17−18 мая 1994 г. / Вып. 1. М.: Московский институт МВД России, 1994. — 212 с.
- Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. Материалы научно-практической конференции / 17−18 мая 1994 г. / Вып. 3. М.: Московский институт МВД России, 1994. — 212 с.
- Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. Материалы научно-практической конференции / 17−18 мая 1994 г. / Вып. 5. М.: Московский институт МВД России, 1995. — 170 с.
- Актуальные проблемы совершенствования организации и правовых основ деятельности органов внутренних дел. Труды Академии управления (юбилейный выпуск). М. Академия управления МВД России, 1999. — 200 с.
- Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М.: Щит-М, 1998. — 340 с.
- Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК. 1995. — 320 с.
- Борьба с организованной преступностью: проблемы теории и практики. Материалы ученого Совета Академии МВД СССР. М.: Академия МВД СССР. 1980. — 81 с.
- Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования: Пер. с англ. / Под ред. М. Калантаровой. — М.: 1994. — 304 с.
- Бестужев-Лада И В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука. 1993. — 150 с.
- Бородин С В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. — М.: Наука, 1990. — 272 с.
- Бородин С В. Гаухман Л. Д. Преступления против личности по Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Московский институт МВД РФ, 1996.-100 с.
- Босхолов С. С. Концепция реформирования уголовной политики. М.: Московский институт IV® Д России, 1998. — 58 с.
- Босхолов С. С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. -М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1999. 293 с.
- Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: Научно-практическое пособие. М.: Юриспруденция, 2000. — 80 с.
- Водько Н.П. Правовые и организационные основы борьбы с организованной преступностью в свете нового уголовного законодательства России. Лекция. М.: Московский институт МВД России, 1997. — 32 с.
- Волков М.Д., Горяинов К. К., Кондратюк Л. В. Региональное криминологическое прогнозирование. М.: ВНИИ МВД СССР. 1980. 4.1. — 46 с.
- Волков М.Д., Горяинов К. К., Кондратюк Л. В. Региональное криминологическое прогнозирование. М.: ВНИИ МВД СССР. 1980. 4.2. — 80 с.
- Водолазский Б. Ф., Вакутин Ю. А. Преступные группировки. Их обычаи, традиции, «законы» (Прошлое и настоящее). — Омск: Омская высшая школа милиции МВД СССР. 1979. 37 с.
- Вопросы социального планирования борьбы с преступностью. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979.
- Вицин С.Е. Системный подход и преступность. Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1980. — 140 с.
- Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995. 173 с.
- Гаухман Л.Д. Борьба с хищениями, совершаемыми путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением: Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР, 1980. 32 с.
- Гаухман Л.Д. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой преступности: Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1989. — 32 с.
- Гаухман Л.Д. Организованная преступность: понятие, виды, тенденции, проблемы уголовно правовой борьбы. М.: Академия МВД России, 1993. 32 с.
- Гаухман Л.Д. Правовые основы предупреждения преступлений. Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1990. — 42 с.
- Гаухман Л.Д., Максимов С. В. Уголовно правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификация: Научно-практическое пособие. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1997. 91 с.
- Гаухман JI.Д., Максимов С В. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1997. — 30 с.
- Горяинов К.К. Криминологическая обстановка: методологические аспекты. М.: ВНИИ МВД России, 1991. — 98 с.
- Горяинов К.К., Кондратюк Л. В. Анализ состояния преступности и планирование деятельности подразделений уголовного розыска: Учебное пособие. Ч. I. М.: ВНИИ МВД России, 1998. — 112 с.
- Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской Федерации. М.: Академия МВД России, 1996. — 96 с.
- Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР (Вопросы теории). Львов: Вища школа, 1976. — 194 с.
- Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. М.: Наука, 1989. — 199 с.
- Заблоцкис Н.Я., Романов Г. А. Информационно- методическое обеспечение анализа и прогнозирования преступности. Методические рекомендации. -М.: ВНИИ МВД России, 1994. 59 с.
- Зубков И.Н., Селиверстов В. И., Сипсовский А. Л., Шестак, А Д. Организация прогнозирования преступности в регионе и использование данных прогноза в подготовке управленческих решений. Методическое пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1998. — 21 с.
- И ишаков СМ. Зарубежная криминология. М.: ИНФРА*М-НОРМА, 1997. — 383 с.
- Изучение организованной преступности: российско-американский диалог / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Л. Шелли, Ю Г. Козлова. М.: Олимп, 1997.- 320 с.
- Карпец ИИ. Преступность: иллюзии и реальность. -М.: Российское право, 1992.-432 с.
- Клейменов М П. Уголовно-правовое прогнозирование и его роль в борьбе с преступностью: Учебное пособие. Омск: Высшая школа милиции МВД СССР, 1989. — 100 с.
- Концепция государственно-правовой политики в области борьбы с преступностью. Проект / под ред. Майдыкова А. Ф. и Миндагулова А. Х. М.: Академия МВД России, 1996. — 44 с.
- Комплексное планирование профилактики правонарушений. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. — 95 с.
- Кондратюк Л.В. Система криминологических показателей и методы их вычисление. М.: ВНИИ МВД СССР, 1978. — 120 с.
- Конев А.А. Преступность в России и ее реальное состояние. Нижний Новгород: Сэтрик, 1993. — 324 с.
- Криминальная ситуация на рубеже веков в России. / Под ред. Долговой А.И.- М.: Криминологическая ассоциация, 1999. 276 с.
- Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М.: ИГП РАН, 1996. -96 с.
- Криминологическое прогнозирование: методология, методика, результаты. Сб. документов № 1. М.: Академия МВД СССР, 1990. — 206 с.
- Криминология. / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского М.: Изд-во МГУ, 1994. — 415 с.
- Криминология: Учебник / Под. ред. В Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова.2.е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 1999. — 678с.
- Криминология. Учебное пособие. Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М.: Зерцало, 1998. — 160 с.
- Криминология. Учебное пособие. Под ред. В. Е. Эминова. М.: ИН-ФРА*М-НОРМА, 1997. — 160 с.
- Криминология. Учебник для юридических вузов / Под редакцией В Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. — 576 с.
- Лунеев В В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Предисловие академика Российской академии наук В. Н. Кудрявцева. — М.: Издательство НОРМА, 1997. — 525 с.
- Майдыков А.Ф., Малков В. Д., Нечевин Д. К., Ревин В. П., Баринова JI.B. Концептуальные основы развития государственной системы социальной профилактики правонарушений и предупреждения преступлений. М.: Академия МВД России, 1998. — 100 с.
- Малиновский И.Б. Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных служащих. Учебное пособие. М.: Московский институт МВД России, 1996. — 112 с.
- Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью. // Труды Академии МВД СССР. М.: Академия МВД СССР, 1989. -170 с.
- Модель регионального криминологического и уголовно-правового прогноза. Учебное пособие / под ред. А. И Алексеева. М.: Академия МВД России, 1994. -90 с.
- Модель региональной программы борьбы с преступностью. Научно-практическое пособие. М.: Академия МВД РФ, 1993. — 55 с.
- Муратшин Ф. Р. Проблемы формирования системы законодательства субъекта Российской Федерации. Монография. Уфа: Уфимский юридический институт МВД России, 1999. — 91 с.
- Никифоров А.С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. М., 1991. -145 с.
- Овчинский B.C. Мафия: необъявленный визит. М.: Инфра — М, 1993. -159 с.
- Овчинский B.C. Стратегия борьбы с мафией. М.: СИМС, 1993. — 190 с.
- Организованная преступность -2 / Под ред. Долговой А. И., Дьякова С. В. М.: Криминологическая ассоциация, 1993. — 328 с.
- Организованная преступность 3. / Под ред. Долговой А. И., Дьякова С. В. — М.: Криминологическая ассоциация, 1996. — 352 с.
- Организованная преступность 4. / Под ред. Долговой А.И.- М.: Криминологическая ассоциация, 1998. — 240 с.
- Организованная преступность в России: философский и социально-политический аспекты: Материалы научно-практической конференции /2728 мая 1999 г. М.: Московский институт МВД России, 1999. — 370 с.
- Организованная преступность Дальнего Востока. Общие и региональные черта. Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1998. — 316 с.
- Организованная преступная деятельность в финансовой, банковской и налоговой сферах экономической деятельности: Круглый стол в УрГЮА 23 января 1998 года.— Екатеринбург: Изд-во УрГТОА, 1998. 60 с.
- Органы внутренних дел в механизме формирования правового государства. Сборник научных трудов. Уфа: УВШ МВД РФ, 1991. — 162 с.
- Орехов В. В, Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью.-Л: ЛГУ, 1972.- 133 с.
- Основы борьбы с организованной преступностью. Монография / Под ред. B.C. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова М.: «ИНФРА-М», 1996. -400 с.
- Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М.: НОРМА, 1997. — 64 с.
- Петров В.А. Понятие уголовно-правовой информации, ее структура и содержание. Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1989. — 35 с.
- Петров В.А., Ревин В. П. Особенности планирования и взаимодействия в профилактике и применении уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Лекция. М.: Академия МВД РФ, 1991. — 26 с.
- Петров В.А., Ревин В. П. Применение органами внутренних дел уголовно-правовых средств в экстремальных условиях. Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1989. — 34 с.
- Планирование мер борьбы с преступностью / Отв. ред. Коган В. М. М.: Институт государства и права АН СССР, 1982. — 158 с.
- Плешаков В.А. Взаимовлияние организованной преступности и преступности несовершеннолетних как объект криминологического исследования. Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 1998. — 90 с.
- Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних. М.: Академия управления МВД России, 1998. — 144 с.
- Попов В.И. Рецидив и организованная преступность. Монография. М.: Московский институт МВД России, 1998. -190 с.
- Попов В.И. Особо опасный рецидив и его предупреждение органами внутренних дел. Киев: МВД УССР. Штаб, 1975. — 164 с.
- Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие. М.: Норма, 1998. 190 с.
- Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. Труды Академии МВД РФ. М.: Академия МВД РФ, 1992. — 150 с.
- Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспекты закономерности борьбы с ней. М.: Криминологическая ассоциация, 1995. — 96 с.
- Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. М.: Криминологическая Ассоциация, 1996 — 400 с.
- Преступность: стратегия борьбы. / Под ред. А. И. Долговой. — М.: Криминологическая Ассоциация, 1997. — 256 с.
- Проблемы комплексного планирования профилактики правонарушений. Рига: Зинатне, 1983.
- Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект): Сборник научных трудов. — М.: ВНИИ МВД России, 1996. — 156 с.
- Проблемы борьбы с преступностью в условиях столичного региона: Сборник научных трудов / Под ред. Г А. Романова М.: ВНИИ МВД РФ, 1995.- 100 с.
- Проблемы борьбы с организованной преступностью: Сборник научных трудов. М.: Московский институт МВД РФ, 1996. — 160 с.
- Проблемы применения нового уголовного законодательства. Сборник научных трудов / Под ред. Р. Н. Хатыпова, И. А. Биккинина. Уфа: Уфимский юридический институт МВД России, 1999. — 185 с.
- Проблемы повышения эффективности борьбы с организованной преступностью. Сборник научных трудов. М.: Академия управления МВД России, 1998. — 199 с.
- Раска Э.Э. Борьба с преступностью и социальное управление. Теоретические и методические аспекты. Таллин: Эеста раамат, 1985. — 216 с.
- Реализация программно-целевого подхода к планированию мер борьбы с преступностью в городе и области. Экспресс информация. Вып. 6. М. Академия МВД России, 1989. -15 с.
- Диссертации и авторефераты.
- Абубакиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия организованной преступной деятельности несовершеннолетних. Автореферат дисс. к.ю.н. М.: Академия МВД России, 1995. — 24 с.
- Босхолов С.С. Уголовная политика современной России в условиях конституционного реформирования. Автореферат дисс. д.ю.н. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 40 с.
- Васин Ю.Г. Криминологическое и уголовно-правовое прогнозирование законодательной деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью. Автореферат дисс. к.ю.н. М.: Московский институт МВД России, 1999. — 25 с.
- Вицин С.Е. Проблемы системного подхода к организации борьбы с преступностью. Автореферат дисс. д.ю.н. М., 1979. — 34 с.
- Галимов И Г. Проблемы борьбы с организованной преступностью (по материалам Республики Татарстан). Автореферат дисс. к.ю.н. Казань: Казанский гос. университет, 1998. — 22 с.
- Гуцериев М.С. Преступность в крупнейших городах: состояние и проблемы профилактики (на материалах Москвы и Санкт- Петербурга). Автореферат дисс. к.ю.н. — СПб.: Санкт- Петербургская академия МВД России, 1996, — 24 с.
- Кувакин А.Б. Разработка региональных комплексных программ борьбы с преступностью (организационно-правовой аспект). Автореферат дисс. к. ю. н. М.: Академия МВД России, 1993. — 24 с.
- Максимов С В. Эффективность общего предупреждения преступлений. Автореферат дисс. д.ю.н. М.: Академия МВД России, 1993. — 40 с.
- Мартемьянов С.Ф. Социальный контроль и его роль в предупреждении преступности в районе. Автореферат дисс. к.юн. М.: Академия МВД СССР, 1987−22 с.
- Овчинский B.C. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации. Дисс. д.ю.н. в форме научного доклада. М. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1994. — 61 с.
- Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних. Автореферат дисс. д.ю.н. М.: Академия МВД России, 1999.-40 с.
- Попов В.И. Рецидив преступлений: состояние, тенденции, предупреждение. Дисс. д.ю.н. в форме научного доклада. М.: Московский институт МВД России, 1998. — 51 с.
- Прошляков, А Д. Взаимосвязь материального и процессуального уголовного права. Автореферат дисс. д.ю.н. Екатеринбург, 1997 — 40 с.
- Ростов К.Т. Методология регионального анализа преступности в России. Автореферат дисс. д.ю.н. — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. 48 с.
- Сухарев А.Я. Феномен Российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия. Автореферат дисс. д.ю.н. -М.: Академия МВД России, 1996. 40 с.
- Харитонов, А Н. Государственный контроль над преступностью (вопросы теории). Автореферат дис. д.ю.н. Нижний Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1997. — 42 с. 189 4. Статьи.
- Авербух В. Россия на пороге очередного усиления борьбы с преступностью // Известия. 1999. 18 марта.
- Аминов Д.И. О некоторых подходах к новым признакам организованных преступных групп в уголовном праве // Проблемы борьбы с организованной преступностью: Сб. М.: Московский институт МВД РФ, 1996. С. 150−152.
- Антонян Ю. М., Пахомов В. Д. Организованная преступность и борьба с ней /У Советское уголовное право. 1989. № 7. С. 65—67.
- Бойков, А Д. Понятие и принципы государственно-правовой политики борьбы с преступностью. // Формирование государственной политики борьбы с преступностью. Материалы конференции. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1997. С. 16−34.
- Братко А.Г., Гаухман Л. Д., Кувалдин В. П., Максимов С В. Кого защищает милиция. // Милиция. 1995. № 3. С. 22.
- Ванюшкин С. В. Методологические вопросы борьбы с коррупцией и организованной преступностью // Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. М., Криминологическая ассоциация. 1996. С. 171−174.
- Ванюшкин С В. Проблема организованной преступности и неотложные меры борьбы с ней // Преступность стратегия борьбы. Под ред. А. И. Долговой. — М.: Криминологическая Ассоциация, 1997. С. 173−180.
- Васин Ю. О некоторых аспектах поискового прогнозирования законодательной деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью // Уголовное право. 1999. № 1. С. 106 -109.
- Галлямов P.P. Политические элиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период // Политические исследования. 1998. С.108−115.
- Гаухман Л.Д. О понятии оценочно-прогностического признака в уголовном законодательстве // Известия вузов. Правоведение. 1983. № 6.
- Гаухман Л.Д. Нужен новый УК // Законность. 1998. N 7. С. 22−25.
- Гаухман JI.Д. Проблемы борьбы с теневой экономикой и организованной преступностью // Юрист. 1998. № 29 (31). С. 12−20.
- Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики /У Политические исследования. 1998. № 1. С.87−105.
- Голубев В В., Петуров A.M., Расследование деятельности преступных сообществ (организаций): первый опыт // Следователь. 1998. № 3.
- Гуров А. И. От эмоций к фактам: взгляд на проблему организованной преступности // Социалистическая законность. 1988. № 10. С. 35.
- Гуров А. Организованная преступность в СССР // Погружение в трясину. -М.: Прогресс, 1991. С. 174−185.
- Демидов В. П. Криминогенная обстановка в Татарстане и ее тенденции /У Государство и право. 1998. № 6. С. 95−99.
- Долгова А. Изменения преступности в реформируемой России и борьба с преступностью // Уголовное право. 1999. № 3. С. 57−67.
- Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской Федерации // Мир безопасности. 1998. № 1. С.4−10.
- Забрянский Г. И. Криминологическая классификация регионов Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. И: Право. 1993. № 2. С. 42−51.
- Забрянский Г. И. Методика криминологической классификации регионов /У Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1989. № 5. С. 5258.
- Зиновьев А. Чего боится чиновник, или о коррупции и не только // Известия Башкортостана. 1997. 20 декабря.
- Жалинский А.Э., Тишкевич Б. И. Контроль за осуществлением планов профилактики /У Вопросы социального планирования борьбы с преступностью. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. С. 21−24.
- Колодкин Л. М. Становление организованной преступности в США УУ Проблемы повышения эффективности борьбы с организованной преступностью. Сборник научных трудов. М.: Академия управления МВД России, 1998. С. 175−180.
- Лацис О. Экономисты знают, на чем споткнется будущий президент, если попытается ходить по кругу УУ Новые Известия. 2000. 25 января.
- Лопатин В. МВД не может победить преступность, а хочет побороть ее числом // Известия. 1997. 19 ноября.
- Лунеев В. Патологическая анатомия организованной преступности УУ Уголовное право. 1999. № 2. С. 101−106.
- Максимов С В. «Российская организованная преступность» Комментарий к Докладу специальной комиссии Центра стратегических и международных исследований (США) /У Российский юридический журнал. 1998. № 2.
- Максимов С. Какой быть программе // Социалистическая законность. 1990. № 9. С. 36−37.
- Максимов С. Организованная преступность в России: состояние и прогноз развития УУ Уголовное право. 1998. № 1. С. 91−97.
- Максимов С. Коррупционная преступность в России: Правовая оценка, источники развития, меры борьбы УУ Уголовное право. 1999. № 2. С. 107−112.
- Марзеева С. Существуют ли в милиции «планы на людей»? УУ Известия. 1997. 23 мая.
- Миньковский Г. М. Борьба с организованной преступностью, проблемы теории и практики. Тезисы доклада на заседании ученого совета Академии МВД СССР 11 января 1989 г. — М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 2—39.
- Миньковский Г. М., Ревин В. П., Баринова Л. В. Концепция проекта федерального закона «Об основах предупреждения преступлений» // Государство и право. 1998. № 3. С. 43−49.
- Михайлов В.И., Федоров А. В. Модельный закон СНГ «О борьбе с организованной преступностью»: содержание и структура // Государство и право. 1998. № 2. С. 78−84.
- Митин С. Карманный суд как атрибут национального костюма // Известия. 1998. 9 декабря.
- Никонов В. Год прав человека // Известия. 1998. 1 декабря.
- Ноздрин П. Если залез в карман государства /У Известия Башкортостана. 1997. 2 декабря.
- Овчинский B.C. Основы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью // Следователь. 1999. № 9. С.44−47.
- Петролин С. Государственная труба личного пользования // Щит и меч. 1998. 28 июля.
- Побегайло Э. Ф. Понятие организованной преступности и совершенствование уголовного законодательства в сфере борьбы с нею П Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. Труды Академии МВД РФ. — М.: Академия МВД РФ, 1992. С. 87−92.
- Пономарев П.Г. Организованная преступность, факторы и тенденции развития /У Россия: новый этап неолиберальных реформ: социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1997 года. М: Республика, 1997. С. 147−148.
- Пономарев П.Г. Прогноз тенденций развития криминальной ситуации в России на 1996 год /У Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. -М.: Криминологическая Ассоциация, 1996. С. 23−38.
- Резник Б. Обыкновенный киллер // Известия. 1998. 14 августа.
- Сазонова Н. И., Гусейнов Р. Б. Региональный принцип борьбы с преступностью (на примере деятельности РУОП) /У Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект): Сборник научных трудов.— М.: ВНИИ МВД России, 1996. — 156 с.
- Скосырев В. Теневую экономику санкциями не запугать// «Известия». 1998. 16 января.
- Степашин С. Преступность в России как она есть // Российская юстиция. 1999. № 6. С. 35−37.
- Титов Ю. Органы прокуратуры и проблемы федерализма /У Законность. 1999. № 6. С. 2−5.
- Ткачев Н. Не хватает политической воли. // Законность. 1998. № 2. С. 24.
- Толстошеев В В. Региональное право России: проблемы становления и развития. /У Государство и право. 1998. № И. С. 8−14.
- Тулеев А. Не жалуюсь, но поддержка центра нужна // Законность. 1999. № 11. С. 19−26.
- Тарасов А. Контрреволюция в Саянах. «Сибирский Чикаго» освободился от оргпреступности, заодно похоронив либерализм /У Известия. 1999. 8 июня.
- Чернышов А.Г. Политическое самоопределение регионов: типы и тенденции /У Политические исследования. 1998. № 2. С. 93−94.
- Шульга И. Региональная преступность и некоторые аспекты ее исследования // Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. М.: Криминологическая Ассоциация, 1996 — 400 с. 5 Официальные отчеты.
- О результатах борьбы с организованными преступными группами: Сведения за 1 полугодие 1998 г. Сборник по России. М.: ГИЦ МВД РФ, 1998. -131 л.
- Отчет Министерства внутренних дел перед гражданами Российской Федерации. // Милиция. 1998. № 4.
- Тенденции развития экономики и денежно-кредитной сферы республики Башкортостан в 1997 году. Аналитический обзор. Уфа, Национальный банк Республики Башкортостан. 1998.6.Иностранные источники.
- Arkady Vaksberg, The Soviet Mafia' A shocking expose of organized crime in the USSR, St Martin’s Press, New York, 1991, p. 18.
- Donald Gressey. Criminal organization: its elementary form. Heinemann Educational Books, London, 1972, p. 21
- Drucker, P. F. Technology, Management, and Society. New York: Harper & Row, 1970.6 .4. luri Shchekochikhin. Mafia. Soviet Life, March 1989, p 5.
- Laitinen A. The Problem of Controlling Organizational Crime // Social
- Changes, Crime and Police (International Conference). Budapest, 1993.
- Organized Crime: A Global Perspectiv. N. Y., 1986.
- Sorel G. Reflections on Violence. New York: Macmillan, 1950.