Управление и распоряжение недвижимым имуществом, являющимся муниципальной собственностью (на примере муниципального образования Муромский район Владимирско
Однако до настоящего времени не обеспечено занесение в Реестр всего имущества, приобретенного в муниципальную собственность за счет средств бюджета района. Распоряжение КУМИЗ Муромского района от 07.03.2014 № 2 «О составлении сводного стоимостного реестра муниципального имущества и предоставлении информации о состоянии и движении муниципального имущества в КУМИЗ Муромского района», в соответствии… Читать ещё >
Управление и распоряжение недвижимым имуществом, являющимся муниципальной собственностью (на примере муниципального образования Муромский район Владимирско (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема ВКР: Управление и распоряжение недвижимым имуществом, являющимся муниципальной собственностью (на примере муниципального образования Муромский район Владимирской области) Автор ВКР: Кривенкин Никита Дмитриевич
№ группы: 12/ПЗи-2,10−2
Муром 2015
ВВЕДЕНИЕ
Управления и распоряжение муниципальной собственностью в современной России является одной из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько десятков лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе, проходят через местные органы управления. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам местного общества и интересам призвана служить муниципальная собственность.
Поэтому, главным требованием к использованию и управлению муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно осуществляется управление имеющимися объектами муниципальной собственности.
Объектом исследования являются муниципальное образование Муромский район Владимирской области. Предметом исследования: недвижимое имущество, являющееся муниципальной собственностью. Целью работы является разработка путей повышения эффективности управления, распоряжения и использования недвижимого имущества муниципального образования Муромский район Владимирской области.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
— Проанализировать использование недвижимого имущества муниципального образования Муромский район Владимирской области.
— Разработать пути повышения эффективности использования муниципального недвижимого имущества муниципального образования Муромский район Владимирской области.
При выполнении работы использовались общенаучные методы — аналогии, сравнения, описания, анализа документов (законов, других нормативных правовых актов).
При исследовании обозначенной темы были использованы следующие источники: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального образования Муромский район Владимирской области, книги и публикации отдельных авторов, периодические издания, интернет ресурсы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ муниципальный собственность законодательный имущество
1.1 Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления
Муниципальная собственность как и, муниципальные финансы, являются обязательным условием независимости местного самоуправления, поскольку для реализации муниципальной власти недостаточно одной воли, но необходимы средства для ее воплощения.
Финансово-экономические основы местного самоуправления определяются Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии со ст. 49 которого экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с Конституцией РФ муниципальная собственность наряду с частной и государственной является одной из форм собственности, признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Под имуществом понимается совокупность вещей, т. е. материальных объектов, обладающих вещественными признаками, а также иных объектов, не имеющих материального характера, но имеющих денежную оценку, в том числе имущественные права.
Муниципальная собственность предполагает владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Субъектом муниципальной собственности всегда является муниципальное образование в целом, распоряжаются же ей от имени муниципального образования органы местного самоуправления.
Имущественные права муниципальных образований включают в себя вещные права, т. е. права муниципального образования в отношении имущества, принадлежащего другому собственнику (право ренты, аренды, найма и т. п.).
В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль над его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
В местных бюджетах предусматриваются собственные доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
— средства самообложения граждан;
— доходы от местных налогов и сборов;
— доходы от региональных налогов и сборов; - доходы от федеральных налогов и сборов;
— безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со ст. 62 Федерального закона № 131-ФЗ, и другие безвозмездные поступления;
— доходы от использования муниципальной собственности
— часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей.
— штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
— добровольные пожертвования;
— иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления;
Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного ст. 14,15,16 Федерального закона № 131-ФЗ перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов РФ.
Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном местной администрацией.
1.2 Муниципальная собственность и её законодательное регулирование в Российской Федерации Правовое регулирование муниципальной собственности осуществляется международными договорами, Конституцией РФ, Федеральным законом ст. 4 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами.
Объектом муниципальной собственности является муниципальное имущество. В соответствии со ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:
— для решения вопросов местного значения;
— осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными иконами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч.4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ;
— обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
— решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
В собственности поселений могут находиться:
- имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газои водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, освещения улиц населенных пунктов поселения;
— автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
— имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;
— жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
— пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
— имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
— имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;
— имущество библиотек поселения;
— имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
— объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством РФ;
— имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта и для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
— имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
— имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
— имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
— земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
— пруды, обводненные карьеры на территории поселения;
— имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;
— имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
— имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
-имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения;
В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений.
В собственности муниципальных районов могут находиться:
— имущество, предназначенное для электрои газоснабжения поселений в границах муниципального района;
— автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
— пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
— имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
— имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией;
— имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
— имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;
— имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
— архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
— имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
— имущество межпоселенческих библиотек;
— имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
— земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
— пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;
— имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
— имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры, для развития физической культуры и массового спорта;
— имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
— объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством РФ;
— имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района;
В собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.
В собственности городских округов могут находиться все вышеперечисленные виды имущества. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению.
Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
1.3 Имущество, его виды и классификации Для осуществления какой либо деятельности хозяйствующий субъект должен обладать определенным имуществом, так как оно является, с одной стороны, средством для получения прибыли, а с другой стороны, необходимым условием для занятия какой либо деятельностью.
Муниципальная собственность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы.
Объекты муниципальной собственности могут быть разделены на невещественные и вещественные. К невещественным можно отнести денежные средства, ценные бумаги, патенты и т. п. К особенностям управления ими можно отнести, то, что в большинстве случаев, невещественные активы приобретаются с целью получения прибыли, либо сами по себе представляют доход (налоговые поступления).
К объектам муниципальной собственности относятся:
Муниципальные предприятия. Любое предприятие представляет собой сложный имущественный комплекс, включающий в себя не только материальные (недвижимость, оборудование и т. п.), но и нематериальные (технологии, предпринимательское искусство, квалификация персонала) виды активов. Обычно любое предприятие создается с целью получения прибыли, однако это не совсем верно в случае с муниципальными предприятиями. Часто целью создания муниципального предприятия является не столько получение прибыли, сколько оказание необходимых населению услуг.
Муниципальные учреждения образования, культуры, спорта и т. д. Муниципальные учреждения отличаются тем, что создаются в первую очередь именно для оказания необходимых для населения услуг.
Другие виды муниципального имущества. К ним относятся, в первую очередь, объекты недвижимости такие, как земля, здания и сооружения, дороги, объекты инженерной инфраструктуры, жилой и нежилой фонд, памятники истории и архитектуры и т. д.
При этом земля является основополагающим ресурсом экономической деятельности на муниципальном уровне. Но это не только главное средство производства в сельском хозяйстве, но и важнейший компонент природного комплекса, а также операционно-пространственный базис любой деятельности.
В качестве мер по муниципальному регулированию землепользования предусматривается использование не только прямых регуляторов, но и косвенных (кредитование и субсидирование, частичное финансирование со стороны муниципалитета землеустроительных работ, разъяснительная работа и т. д.).
На основе юридических признаков выделяют следующие виды имущества:
1) Движимое и недвижимое имущество;
2) Оборотоспособное, ограниченно оборотоспособное и изъятое из оборота;
Согласно ст. 130 главы6 п. 7 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Исходя из экономических критериев, имущество, используемое в предпринимательской деятельности, делят на:
— основные и оборотные средства — в зависимости от степени участия имущества в процессе производства продукции, стоимости и длительности использования;
— имущество производственного и непроизводственного назначения в зависимости от возможности использования имущества в процессе производства продукции;
— материальные и нематериальные активы в зависимости от наличия или отсутствия овеществленной формы имущества;
— фонды различного назначения в зависимости от целевой направленности имущества;
Объем полномочий лица в отношении принадлежащего ему имущества зависит, прежде всего, от вида прав на это имущество.
Гражданское законодательство определяет следующие субъективные вещные права предпринимателя:
— право собственности;
— право хозяйственного ведения;
— право оперативного управления;
— сервитуты;
— право аренды;
— право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
— право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
Право собственности означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ). Он вправе использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем систематического получения прибыли от пользования имуществом.
Право собственности включает в себя три правомочия:
1) Владение — основанную на законе возможность иметь у себя данное имущество и фактически обладать им;
2) Пользование — основанную на законе возможность эксплуатации и хозяйственного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств. Правомочие пользования, как правило, непосредственно связано с правомочием владения, поскольку пользоваться имуществом можно лишь владея им. В то же время право пользования может являться самостоятельным правомочием, например, содержанием договора аренды является предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ);
3) Распоряжение — возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности или состояния (передача по договору или уничтожение имущества). Правомочие распоряжения отличает собственника от иных владельцев имущества, поскольку правомочия владения и пользования имуществом могут принадлежать не только его собственнику;
Однако некоторые возможности распоряжения имуществом могут быть предоставлены по договору и не собственнику. Правом распоряжения наделены субъекты права хозяйственного ведения, ограниченные права по распоряжению предоставляются арендатору (сдавать имущество в субаренду, вносить в него изменения — ремонтировать, перестраивать, улучшать иным образом).
Таким образом, право собственности заключается не только в наличии у собственника перечисленных выше трех правомочий, но и в том, что собственник, используя имущество «своей властью и в своем интересе», имеет право устранять других лиц от господства над принадлежащим ему имуществом, т. е. действует по своему усмотрению. Все остальные лица — не собственники, которые владеют, пользуются и даже распоряжаются имуществом, принадлежащим им на том или ином праве, осуществляют свои правомочия, руководствуясь не только законом, но и указаниями собственника.
Право собственности не только предоставляет собственнику абсолютные права, но и налагает на него определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т. е. несет расходы по его содержанию, ремонту и охране, по уплате налогов, а также риск случайной гибели или повреждения имущества, риски утраты имущества, связанные с обращением на него взыскания по обязательствам собственника.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют собой производные от права собственности вещные права организаций — не собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Собственниками такого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые называются унитарными, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное унитарному предприятию, выбывает из владения собственника. Оно становится обособленным от имущества других субъектов, зачисляется на баланс предприятия и служит базой его самостоятельной имущественной ответственности.
В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного и муниципального предприятия осуществляет следующие полномочия:
— принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;
— определяет цели, задачи, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в объединениях коммерческих организаций;
— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;
— назначает на должность руководителя унитарного предприятия;
— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия;
— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законодательством или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— утверждает бухгалтерскую отчетность и иные отчеты унитарного предприятия;
— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранность имущества, принадлежащее унитарному предприятию;
— утверждает, показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
— дает согласие на создание филиалов, открытие представительств унитарного предприятия, а также на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
— принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и размер оплаты его услуг (п. 1 ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
При этом предприятие вправе распоряжаться движимым имуществом без согласия собственника, за исключением случаев, закрепленных в Законе. Собственник имущества формирует уставный фонд унитарного предприятия. Размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального — 1000 минимальных размеров оплаты труда. Собственник имущества имеет право на получение лишь части прибыли унитарного предприятия и не вправе изъять используемое не по назначению имущество унитарного предприятия.
Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия только в случаях, когда банкротство предприятия вызвано его решениями.
Субъектами права оперативного управления являются государственные и муниципальные казенные предприятия и учреждения. Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственника унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Дополнительные полномочия собственника казенного предприятия состоят в том, что он:
— определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;
— дает согласие на распоряжение движимым имуществом;
— вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;
— доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы (п. 2 ст.20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
Собственник имущества во всех случаях несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРОМСКИЙ РАЙОН ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству МО Муромского района, его функции, права и обязанности Согласно Уставу муниципального образования Муромский район Владимирской области имеет следующие функции по управлению и распоряжению недвижимым имуществом.
Комитет является органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, входит в структуру администрации Муромского района.
Полное наименование Комитета — комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Муромского района.
Сокращенное наименование Комитета — КУМИЗ Муромского района.
Комитет является юридическим лицом, имеет штампы и круглую печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ.
Комитет в своей деятельности подотчетен главе Муромского района и Совету народных депутатов Муромского района.
Комитет действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Владимирской области, Уставом Муромского района, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Положением.
Свои функции Комитет осуществляет во взаимодействии с департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области, другими подразделениями и службами администрации Муромского района, Советом народных депутатов Муромского района, другими организациями.
Основными задачами Комитета являются содействие и проведение на территории Муромского района единой политики в области имущественных и земельных отношений, эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью (земельными участками, зданиями, помещениями, сооружениями и другой недвижимостью, а также движимым имуществом).
Комитет осуществляет следующие функции:
Функции общего характера.
— Готовит проекты постановлений и распоряжений главы района и решений Совета народных депутатов Муромского района по вопросам, подпадающим под действие настоящего Положения.
— Издает правовые акты в форме решений и распоряжений по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.
— Владеет свидетельствами о праве собственности на муниципальное имущество и производит их выдачу в установленном порядке.
— Защищает имущественные права на муниципальную собственность.
— Принимает муниципальное имущество в оперативное управление.
— Рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и юридических лиц, принимает по ним необходимые меры.
— Ведет прием граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.
— Составляет и направляет в соответствующие органы статистическую и иную отчетность.
— Разрабатывает и предоставляет в администрацию района проект плана развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.
— Осуществляет действия по приобретению имущества и земельных участков в муниципальную собственность в установленном порядке.
— Осуществляет действия, связанные с проведением государственной регистрации права собственности муниципального образования Муромский район на недвижимое имущество, в том числе составляющее муниципальную казну, и сделок с ним.
— Осуществляет действия, связанные с проведением государственной регистрации права собственности муниципального образования Муромский район на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с законодательством, а также которое возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Функции по формированию, учету и развитию муниципальной собственности.
— Организует учет объектов и субъектов муниципальной собственности.
— Ведет единый реестр муниципальной собственности, включая: земельные участки, незавершенные строительством объекты, жилищный и нежилой фонды и другие объекты, а также муниципальные предприятия и учреждения, коммерческие организации, в уставном капитале которых имеется вклад (доли, акции, паи) муниципальной собственности.
— Ведет реестр договоров аренды, залога, безвозмездного пользования и осуществляет контроль за их исполнением. Выдает выписки из реестра муниципальной собственности имущества муниципального образования Муромский район.
— Проводит инвентаризацию муниципального имущества. Организует выявление и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного и неиспользуемого имущества на территории района в установленном порядке.
— Ведет систематическую отчетность и контроль за движением денежных средств, полученных в результате приватизации, продажи права аренды и сдачи в аренду муниципального имущества, а также по иным основаниям.
— Формирует банк данных по основным направлениям производственно-финансовой деятельности муниципальных предприятий, проводит анализ их деятельности. В случае наличия признаков несостоятельности (банкротства) готовит и представляет в администрацию предложения для принятия управленческих решений.
— Осуществляет контроль за распоряжением и использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, а также законностью продажи и иных сделок с ним.
— Осуществляет по решению Совета народных депутатов Муромского района, главы района передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, в муниципальную, областную или федеральную собственность, а также принятие имущества из муниципальной, областной или федеральной собственности в муниципальную собственность района.
— Осуществляет списание и контроль за обоснованностью списания основных фондов муниципальных предприятий, учреждений в установленном порядке.
— Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Муромский район.
Функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.
— Выступает правопреемником органов исполнительной власти и иных субъектов, являющихся учредителями и участниками ранее созданных хозяйственных товариществ и обществ в части муниципального имущества.
— Готовит проекты решений о внесении имущественных вкладов, являющихся муниципальной собственностью, в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ.
— Выдает юридическим лицам и гражданам доверенности на представление интересов муниципального образования в органах управления хозяйственных товариществ и обществ, доли (акции, вклады) которых закреплены в муниципальной собственности, и требует от них отчеты в установленном порядке.
— Осуществляет меры по обеспечению перечисления от хозяйственных товариществ и обществ дивидендов по долям (вкладам, акциям) муниципальной собственности в их капиталах.
— Осуществляет реорганизацию и ликвидацию муниципальных унитарных предприятий в установленном порядке. Назначает ликвидационные комиссии и утверждает ликвидационные балансы муниципальных унитарных предприятий.
— Согласовывает контракты (трудовые договоры) с руководителями муниципальных предприятий, а также согласовывает назначение на должность и освобождение от должности главных бухгалтеров муниципальных предприятий.
— Закрепляет муниципальное имущество за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет прекращение в установленном порядке этого права.
— Осуществляет передачу муниципального имущества с баланса на баланс муниципальных предприятий и учреждений.
— Передает муниципальное имущество в безвозмездное пользование в установленном порядке.
— Заключает договоры аренды муниципального имущества и дает разрешение на заключение договоров субаренды.
— Реализует на основе действующего законодательства и правовых актов Совета народных депутатов Муромского района программы приватизации муниципального имущества.
— Осуществляет приватизацию муниципального имущества, в том числе земельных участков, в порядке и способами, предусмотренными законодательством о приватизации.
— Принимает решения об условиях приватизации муниципального имущества в соответствии с программой приватизации, в том числе с установлением обременения приватизируемого имущества.
— Принимает и регистрирует заявки на приватизацию муниципального имущества.
— Образует комиссии по приватизации муниципального имущества и утверждает их составы.
— Заключает договоры купли-продажи муниципального имущества, согласовывает последующие сделки покупателей по приобретенному муниципальному имуществу.
— Утверждает подготовленный продавцом передаточный акт при передаче муниципального имущества муниципального образования Муромский район в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации.
— Осуществляет приватизацию земельных участков.
— Рассматривает ходатайства заинтересованных лиц о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и готовит документы, необходимые для принятия решения о переводе земель из одной категории в другую.
— Осуществляет действия, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения.
— Осуществляет действия, связанные с преимущественным правом покупки земельных участков из земель сельхозназначения.
— Предоставляет земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в установленном порядке физическим и юридическим лицам в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование.
— Осуществляет в установленном порядке действия по продаже находящихся в собственности муниципального образования земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков.
— В установленном порядке осуществляет продажу или отчуждение в иных формах муниципального имущества и заключает соответствующие сделки, а также заключает иные гражданско-правовые и хозяйственные договоры. Разрабатывает условия конкурса по продаже муниципального имущества.
— Осуществляет контроль за исполнением обязательств по договорам купли-продажи муниципального имущества.
— Формирует уставной фонд муниципального унитарного предприятия.
— Дает согласие на участие муниципального унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, на создание филиалов и открытие представительств.
— Дает согласие на распоряжение принадлежащим муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом при его продаже, сдаче в аренду, передаче в залог, лизинг, внесении в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ, продаже используемого имущества, а также распоряжении иным способом.
— Дает согласие на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, уступкой требования, переводом долга, крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия, на заключение договора простого товарищества.
— Принимает решение о проведении в муниципальных унитарных предприятиях аудиторских проверок.
— Дает согласие на осуществление действий, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения.
— Выступает в качестве залогодателя и заключает договора залога муниципального имущества района.
— Готовит документы для направления в суд с целью изъятия земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
Права и обязанности Комитета.
Комитет в целях реализации своих функций имеет право:
— Совершать предусмотренные законодательством и другими нормативными правовыми актами действия, заключать сделки и договоры.
— Выступать в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде в защиту интересов муниципального образования.
— Изымать неправомерно отчужденное, излишнее, не используемое либо используемое не по целевому назначению или с нарушениями установленного законом порядка имущество предприятий, учреждений и организаций муниципальной собственности, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в соответствии с действующим законодательством.
— Направлять муниципальным предприятиям и учреждениям, организациям обязательные к исполнению решения, требования (предписания) по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.
— Создавать комиссии, необходимые для выполнения возложенных на Комитет задач и функций.
— Привлекать для содействия в исполнении своих функций юридических и физических лиц.
— Получать от предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории района, органов государственного управления, органов самоуправления района информацию, необходимую для осуществления возложенных на Комитет функций и задач.
— Обращаться в налоговые органы с ходатайством о проверке деятельности муниципальных предприятий.
— Обращаться в контрольно-ревизионный отдел администрации Муромского района с ходатайством о ревизии муниципальных предприятий и учреждений.
— Направлять в органы прокуратуры, правоохранительные органы материалы о возбуждении уголовных дел по выявленным нарушениям.
— Комитет вправе осуществлять иные действия, направленные на выполнение своих задач, полномочий и функций.
Комитет обязан:
— Отчитываться о результатах своей деятельности перед главой района и Советом народных депутатов Муромского района не реже одного раза в год.
— Обеспечивать гласность и беспрепятственный доступ к участию в приватизации всех физических и юридических лиц, имеющих право быть покупателями в соответствии с законодательством.
— Осуществлять контроль за выполнением условий заключенных договоров, в необходимых случаях принимать меры для их расторжения.
— Соблюдать требования действующего законодательства.
— Соблюдать сроки, установленные нормативно-правовыми актами.
— Осуществлять иные действия, непосредственно вытекающие из целей, задач, функций и прав Комитета.
Аппарат Комитета.
Комитет возглавляет председатель, который назначается на должность главой района.
Председатель Комитета руководит деятельностью Комитета на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и функций.
Специалисты Комитета относятся к категории муниципальных служащих, которые пользуются всеми правами и исполняют обязанности, предусмотренные законодательством о муниципальной службе.
2.2. Анализ доходов от использования объектов недвижимости МО Муромский район за 2013 г. — 2014 г.
Одной из функций КУМИЗ Муромского района является передача муниципального имущества в аренду по договорам.
Таблица 1. Доходы от сдачи имущества в аренду
2012факт. | 2013факт | 2014факт | 2015план | ||
1.Количество договоров | |||||
2.Площадь нежилых помещений, сдаваемых в аренду, кв. м | 530,7 | 540,3 | 526,91 | 526,91 | |
3.Доходы от сдачи в аренду имущества, тыс.руб. | 247,7 | 301,6 | 395,5 | ||
4.Недоимка по арендной плате на конец года тыс.руб. | 10,3 | 20,35 | х | ||
За период с 2012 — 2014 годы увеличение доходов от аренды нежилых помещений достигалось за счет увеличения базовой ставки арендной платы, применяемой при расчете арендной платы за имущество. Доходы от сдачи в аренду имущества возросли с 247,7 тыс. рублей в 2012 году до 395,5 тыс. рублей в 2014 году или в 1,5 раза.
Недоимка по арендной плате за нежилые помещения, образовавшаяся на конец 2014 года была погашена арендаторами в январе 2015 года после работы, проведенной постоянно-действующей комиссией, созданной распоряжением КУМИЗ Муромского района от 09.01.2014 № 1 для осуществления контроля за поступлением арендной платы в бюджет района. На 1 мая 2015 года задолженность арендаторов по арендной плате за нежилые помещения составила 19,2 тыс. рублей, в том числе ОАО «ЦентрТелеком"-1,9 тыс. рублей, ИП Демидова- 6,4 тыс. рублей, Муромское отделение Сберегательного банка РФ № 93 г. Мурома-5,7 тыс.рублей.
Снижение доходов от арендной платы за нежилые помещения в 2015 году (план) связано с передачей ряда арендуемых нежилых помещений из собственности муниципального образования Муромский район Владимирской области в собственность муниципальных образований Борисоглебское сельское поселение и Ковардицкое сельское поселение.
Одним из путей повышения эффективности использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, является повышение доходов от предпринимательской и иной деятельности этих учреждений.
Таблица 2. Доходы от предпринимательской и иной деятельности муниципальных учреждений
№ п/п | 2013факт тыс. руб. | 2014факт тыс. руб. | ||
Учреждения культуры | 446,6 | |||
Учреждения здравоохранения | 51,8 | 22,6 | ||
Учреждения образования | 1572,5 | |||
Итого: | 1962,3 | 2193,2 | ||
Доходы от предпринимательской и иной деятельности муниципальных учреждений, являющихся муниципальной собственностью Муромского района увеличились за период 2013;2014 годы на 11,2%. При этом доходы от предпринимательской и иной деятельности муниципальных учреждений культуры увеличились на 32,1%, муниципальных учреждений образованияна 9,5%. Доходы от предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения уменьшились в 2014 году по сравнению с 2013 годом вдвое.
Основной целью реализации Программы приватизации муниципального имущества муниципального образования Муромский район Владимирской области на 2014 год является повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Основными задачами приватизации муниципального имущества муниципального образования Муромский район Владимирской области в 2014 году являются: оптимизация структуры муниципальной собственности; увеличение доходов бюджета района за счет приватизации муниципального имущества, не используемого для обеспечения выполнения функций и задач муниципального образования Муромский район Владимирской области.
Основными принципами формирования Программы приватизации являются: обеспечение максимальной бюджетной эффективности приватизации каждого объекта муниципальной собственности, привлечение инвестиций в объекты приватизации муниципального образования Муромский район.
Исходя из оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов, в 2014 году ожидаются поступления в бюджет района дохода от приватизации муниципального имущества в размере 250 тыс. рублей. (данные для проведения анализа приведены в таблице 3) .
Таблица 3. Перечень муниципального имущества муниципального образования Муромский район Владимирской области, приватизация которого планируется в 2014 году
№ п/п | Наименование имущества | Адрес местонахождения имущества | Индивидуализирующие характеристики | Сроки приватизации | Доходы от приватизации, руб. | |
Помещение, назначение: нежилое, этаж1, подвал | Владимирская область, Муромский район, д. Загряжское, ул. Песчаная, д. 97а | Площадь 301,7 кв. м | 2−3 кварталы 2014 года | 250 000−00 | ||
Всего доход от приватизации на 2014 год оказался больше на 275 тыс. руб. чем по плану.
Программа приватизации на 2015 год не утверждалась.
К собственным доходам местных бюджетов относятся доходы от использования муниципальной собственностью.
Одной из сфер деятельности КУМИЗ Муромского района по управлению муниципальным имуществом является организация учета имущества. В соответствии с Положением о Реестре муниципального имущества муниципального образования Муромский район, утвержденного постановлением Главы района от 14.06.2012 № 233, КУМИЗ Муромского района ведет Реестры муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, жилого фонда, нежилых зданий, транспортных средств, объектов инженерной инфраструктуры, муниципальных земель и другого имущества в электронном виде, с отражением в нем основных характеристик имущества.
Однако до настоящего времени не обеспечено занесение в Реестр всего имущества, приобретенного в муниципальную собственность за счет средств бюджета района. Распоряжение КУМИЗ Муромского района от 07.03.2014 № 2 «О составлении сводного стоимостного реестра муниципального имущества и предоставлении информации о состоянии и движении муниципального имущества в КУМИЗ Муромского района», в соответствии с которым руководители централизованной бухгалтерии администрации Муромского района, муниципальных учреждений и предприятий должны ежеквартально представлять в КУМИЗ Муромского района данные о состоянии основных средств, приобретенных на основании договоров (контрактов), с приложением платежных документов, выполняется не всеми юридическими лицами.
Задержка в формировании Реестра муниципальной собственности Муромского района ведет к задержке подготовки договоров на передачу имущества в оперативное управление муниципальным учреждениям, в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям, на отнесение имущества в казну.
В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2010 № 580 КУМИЗ Муромского района ведет работу по постановке на учет в Муромском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области в качестве бесхозяйных объектов социальной сферы, находящихся на территории муниципального образования Муромский район. Осуществлена постановка на учет бесхозяйных объектов недвижимости, собственник которых неизвестен — здание детского комбината и здание ДК в с.Чаадаево.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРОМСКИЙ РАЙОН Экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст. 49 № 131-ФЗ).
Но, несмотря на такой перечень ресурсов, большинство муниципальных образований являются дотационными. В структуре финансовой помощи местным бюджетом все большее значение приобретают не дотации, направления, расходования которых определяются самими муниципалитетами, а субсидии, т. е. долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект Федерации считает необходимыми.
В таких условиях, безусловно, муниципальные образования теряют свою экономическую свободу и состоятельность, что в свою очередь, понижает эффективность местного самоуправления. Муниципалитеты вынуждены предпринимать все необходимые меры по изменению сложившейся ситуации. Так, муниципальная собственность служит основой деятельности муниципального образования и инструментом управления платежеспособности и финансовой устойчивости региона.
Анализируя данную проблему, можно выделить несколько подходов к определению эффективности использования имущества.
Во-первых, с точки зрения размеров получаемого дохода. Таким показателем может служить удельный вес доходов бюджета от хозяйственного использования имущества (с учетом поступлений от налогообложения имущества; без учета поступлений от налогообложения имущества).
Во-вторых, с точки зрения общественной пользы. Только качественные показатели (повышения качества предоставленных услуг ЖКХ и др.).
В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 № 318-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договор, за исключением определенных действующим законодательством случаев.
Заключение
договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса, в соответствии с действующим законодательством, устанавливаются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени такой Порядок Правительством Российской Федерации не принят.
КУМИЗ Муромского района ранее были заключены договоры на сдачу в аренду нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, с ФГУП «Почта России», ОАО «ЦентрТелеком», Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество); Сбербанк России ОАО, ЗАО «Муромфармация».
Заключение
договоров на сдачу помещений в аренду, арендуемых сегодня этими предприятиями и организациями, должно осуществляться в соответствии с антимонопольным законодательством. Однако, противоречия в действующем законодательстве, делает неопределенным возможность выбора формы проведения торгов на право заключения договоров на сдачу в аренду нежилых помещений.
Одним из путей повышения эффективности использования муниципального имущества, увеличению доходов от предпринимательской деятельности муниципальных учреждений является создание автономных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2013 № 215-ФЗ «Об автономных учреждениях» .
Однако до настоящего времени отсутствует порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Что касается расчета размера арендной платы за нежилые помещения, то предлагаю исключить из методики расчета коэффициент технического обустройства нежилых помещений (наличие водопровода, канализации, центрального отопления и др.). За эти удобства арендатор уже платит предприятиям ЖКХ. При этом предлагаю увеличить базовую ставку арендуемого помещения, чтобы не было снижения дохода в бюджет района.
Как известно расчет арендной платы за предоставляемые помещения осуществляется с использованием базовой величины стоимости 1 кв. м площади нежилых помещений, установленной на календарный год. Базовая ставка арендной платы на текущий год устанавливается ежегодно. В 2015 году она установилась в размере 660 рублей в месяц.
Расчет арендной платы за 1 кв. м площади в месяц (Ап месс) производится по формуле:
Ап мес.= Сб х Ксп х Км х Кк х Кз х Кд Где Сб — базовая величина стоимости 1 кв. м нежилого помещения, руб.;
Ксп — коэффициент, учитывающий состояние объекта недвижимости;
0,12 — хорошее состояние объекта недвижимости;
0,09 — удовлетворительное состояние объекта недвижимости.
Км — коэффициент, учитывающий качество строительного материала;
1,0 — кирпич;
0,8 — смешанное (кирпич +дерево);
0,6 — дерево.
Кк — коэффициент качества нежилого помещения, рассчитывается по формуле:
Кк = Кр + Ко Где Кр — коэффициент, характеризующий расположение объекта недвижимости:
0,4 — отдельно стоящее здание;
0,3 — встроено-пристроенное здание, помещение, составляющие часть здания;
0,2 — полуподвал, чердак.
Ко — коэффициент степени технического обустройства помещения:
0,3 — водопровод, канализация, горячая вода, центральное отопление;
0,25 — частичные удобства;
0,05 — без удобств.
Кз — коэффициент территориальной зоны:
3,6 — с. Борисоглеб, с. Ковардицы, с. Панфилово, д. Савково, д. Пестенькино, с. Польцо, д. Саксино, с. Стригино;
3,0 — прочие населенные пункты.
Кд — показатель коэффициента вида деятельности. Определяем его по таблице 4
Таблица 4
№ п/п | Виды деятельности | Кд | |
Казино, ночные клубы, рестораны, бары, риэлторские услуги, услуги по оценке недвижимости, оптовая торговля, оптовые склады и базы. | 1,5 | ||
Прокат аудио-и видеокассет, прокат видеоаппаратуры; шейпинг-клубы, косметические салоны; кафе-закусочные; аптечные пункты. | 1,1 | ||
Розничная торговля. Банки и их филиалы. | |||
Склады, базы, кроме оптовых. Аптеки, медкабинеты. Медицинские и ветеринарные услуги. | 0,9 | ||
Телефонные станции, телеграф, телефон, услуги связи. Студии кабельного телевидения. | 0,8 | ||
Спорт-клубы, спортзалы. Художественные салоны и выставочные залы. Бытовое обслуживание | 0,5 | ||
Прочие виды деятельности. | 1,6 | ||
При расчете арендной платы за вспомогательные помещения в зданиях применяется поправочный коэффициент 0,7 | |||
Если при расчете размер месячной арендной платы за 1 кв. м площади ее величина получается меньше допустимого минимального размера в месяц (например 100 рублей за 1 кв. м в месяц), то для расчета используется допустимый минимальный размер месячной арендной платы за 1 кв. м площади.
1.2. Расчет размера арендной платы в месяц производится по формуле.
Ам = Ап мес. х S
Где S — площадь арендуемого помещения, кв.м.
Кк = Кр + Ко=0,4+0,3=0,7;
Ап мес.= 660×0,12×1,0×0,7×3,6×1,6= 319 руб.
Вычисление без коэффициента степени технического обустройства помещения.
Кк=Кр=0,4;
Ап мес.= 660×0,12×1,0×0,4×3,6×1,6= 183 руб.
Разница между вычислением с коэффициентом степени технического обустройства и без него равна 136 руб.
Из вычисления выше указанных формул, предлагаю повысить базовую ставку арендной платы, что бы не было снижения дохода.
Решение вышеуказанных проблем позволит поставить на должный уровень управление муниципальным имуществом, и позволит увеличить доходы в бюджет района от его использования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели понятие муниципальной собственности и способы ее формирования, а также отдельные направления управления собственностью муниципальных образований.
На основании изложенного материала можно сделать вывод об имеющихся проблемах в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности.
Для эффективного управления имуществом должны быть созданы необходимые и достаточные базы управления (организационная, юридическая и экономическая). Эти базы управления подразумевают наличие ряда отношений:
— отношения между собственниками недвижимости (федерация, субъекты федерации, муниципалитеты, частный сектор);
— отношения относительно видов имущества (движимое, недвижимое, в т. ч. земельные отношения);
При этом земельные отношения являются основополагающими в имущественных отношениях и наиболее сложными в правоприменительной практике органов местного самоуправления.
Развитие муниципальной собственности, расширение объектной базы обусловлено необходимостью развития муниципального хозяйства. Оно неизбежно следует за экономическим ростом муниципального образования и спросом населения.
Поэтому структура объектов муниципальной собственности должна быть достаточной для удовлетворения потребностей жителей территории, а также должна учитывать изменения, происходящие на макро — и местном уровнях.
Вопросы структуры и масштаба собственности, видов и форм, сколько и какого имущества, ресурсов необходимо для обеспечения полномочий местного самоуправления, каких и сколько муниципальных предприятий и организаций должно быть в муниципальном образовании, как и каким образом, распределить полномочия между органами местного самоуправления по управлению этими ресурсами и как их использовать, чтобы они приносили доход, становятся ныне первоочередными в деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципальной собственности через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества вследствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этой собственностью.
Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами. Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальной собственностью, а также принципы и способы использования муниципальной собственности.
Анализ муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования Муромского района по участию в управлении муниципальной собственностью, и выявить, что способ формирования муниципальной собственности соответствует федеральному законодательству, а также выявлены основные подходы к определению целей и способов использования муниципальной собственности (например, для обеспечения доходной части местного бюджета).
Рассмотрение муниципальной собственности муниципального образования Муромского района показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным, но при этом в настоящее время еще не завершен процесс формирования муниципальной собственности, а процесс технической инвентаризации объектов в настоящее время только начинается, также постепенно решается проблема бесхозяйных объектов, но все эти задачи усложняются тем, что нет качественной системы учета муниципальной собственности. Следовательно, неэффективное управление муниципальной собственность не соответствует основной цели муниципального имущества: извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета. А доходная часть бюджета, в свою очередь, должна перераспределяется по расходным статьям местного бюджета. При этом акцент должен быть сделан на обеспечении социально — экономических интересов населения.
Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда земельных участков). Была выявлена положительная тенденция в направлении использования аренды земельных участков взамен продажи земельных участков, но при этом рост показателей поступлений от аренды муниципальной собственности в районный бюджет мог быть и большим.
В ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию недвижимого имущества муниципальной собственности.
Соответственно выявленным проблемам в выпускной работе были предложены следующие пути повышения эффективности:
— увеличения финансирования мероприятий связанных с государственной регистрацией права собственности;
— контроль над доходами от арендной платы за помещение;
— выставления на торги при аренде помещения;
— разработать совершенствование методики арендного плана за нежилые помещения;
— утверждение программы Приватизации на 2015 год.
В заключение, стоит отметить, что тема выпускного проекта является довольно широкой: в рамках данной работы не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое поле для исследования других проблем управления муниципальной собственностью и поиска пути их решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. (в ред. от 2015 г.)
3. Земельный кодекс Российской Федерации (в ред. от 08 марта 2015 года).
4. Федеральный закон от 24.07.2013 № 215-ФЗ «Об автономных учреждениях» .
5. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». (в ред. от 15 мая 2015 г.)
6. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» .
7.Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». (в ред. от 01.03.2015 г.)
8. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». (в ред. от 06.04.2015)
9. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208 — ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 06.04.2015)
10. Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 06.04.2015)
11. Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374. «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» .
12. Агапов Н. Н. Методические основы оценки недвижимости, М. РЭА, 2012. 359с.
13. Балабанов И. Т. Операции с недвижимостью в России. ФиС, 2012. — 216 с.
14. Боголюбов С. А. Земельное право. Учебник. «Проспект». 2012 г. — 400 с.
15. Бузова И. А., Васильева Н. Д., Максимов С. Н. Управление недвижимостью. Дело АНХ. 2011 г. — 432 с.
16. Бусов В., Поляков А. К., Управление недвижимостью. Теория и практика. Учебник. Юрайт, 2014 г., 518 с.
17. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций. 2011 г. 400 с.
18. Волочков Н. Г. Справочник по недвижимости. Инфра-М 2013 г. 256 с.
19. Гровер Р. Соловьев М.
Введение
в управление недвижимостью. «Паритет», 2013. — 351 с.
20. Григорьев В. В. Острина И.А. Руднев А. В. Управление муниципальной Недвижимостью. Учебно-практическое пособие. Дело 2010. — 704 с.
21. Грязнова А. Г. Оценка недвижимости. Финансы и Статистика, 2012. — 736с.
22. Пашкус Ю. В. Экономика и финансы недвижимости — Спб. 2013. — 238 с.
23. Рахман И. А. Развитие рынка недвижимости в России: — М. «Экономика, 2013 г. — 360 с.
24. Технология работы с недвижимостью. Земельные отношения. — М. «Городская собственность» 2013. — 25 с.
25. Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. Ассоциация авторов и издателей «Тандем» Издательство «Экмос», 2011 г. — 304с.
26. Федоров А. Е. Оценка рыночной стоимости недвижимости. — М. «Дело» 2012 г. — 28 с.
27. Федоров А. Е. Стоимость недвижимости. «Книга и бизнес» 2011 г. — 560 с.
28. Черняк В. З., Управление недвижимостью, Экзамен, 2007 г., 320 с.
29. Шнипер Р. И Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. Инфра-М 2011. — 271 с.
.ur