Элементы земельного права
Действующее законодательство исходит из того, что «земли сельскохозяйственного назначения» и «земли сельскохозяйственного использования» — не тождественные понятия. В одном случае специфическим объектом правового регулирования являются земли сельскохозяйственного назначения как составная часть земель России, выделенная в самостоятельную категорию по целевому назначению земель. Во втором случае… Читать ещё >
Элементы земельного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС
ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
(дисциплина)
Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения
Новосибирск 2014 г.
Задание 1. Идеи, причины, алгоритм и итоги проведения современной земельной реформы
Земельная реформа — это совокупность экономических, организационных, социально-политических, правовых мер, которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений. Основными этапами земельной реформы являлись: инвентаризация земель; передача земель в собственность, аренду; формирование соответствующей правовой базы.
Правовую основу земельной реформы составил блок законов и подзаконных актов, призванных придать законный характер предпринимаемым реформам. Принятые в начале 90-х гг. законы «О земельной реформе», «О собственности в РСФСР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Земельный кодекс РСФСР образовали первоначальный правовой фундамент земельной реформы. Важную роль для формирования приватизации земель сыграли указы Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (1991), «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (1993), «О реализации конституционных прав граждан на землю» (1996).
Мероприятия на краткосрочную перспективу по дальнейшему реформированию земельных отношений определены в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформе в РФ на 1999;2002 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N° 694. В соответствии с Постановлением Россия прошла лишь первый этап земельных преобразований, связанный с принципиальными, глубинными изменениями в формах собственности на землю. Целью следующего этапа провозглашено повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Земельное право. Конспект лекций / Сост. Павловский И. А.: М.: МИЭМП, 2004. — 70с.
Переход от планово-административной экономики к рыночной потребовал преобразований в области земельных отношений. Сложившаяся в советское время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в рыночных условиях не могла обеспечивать эффективное использование земельных ресурсов, что объективно потребовало реформирования.
Были приняты законы, направленные на формирование различных форм собственности на землю, активизацию оборота земельных ресурсов, повышение эффективности их использования. Особо выделяют принятие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г., утвердившего принципы земельного законодательства. ЗК РФ были заложены основы землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля, платности и ответственности землепользования, а также основы правоотношений в области управления и распоряжения земельными ресурсами в интересах жизнедеятельности граждан, проживающих на территории РФ.
Земельная реформа в РФ осуществляется с отставанием по срокам, не произошло кардинального повышения эффективности использования земли, качественного увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала. Причинами такого отставания является несоответствие оформленных в советский период прав на землю хозяйствующих субъектов новым, рыночным условиям. Такая форма права, как постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, была преобладающей для большинства предприятий и организаций. Романенко Г. А., Комов Н. В., Тютюнников А. Н. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. — М.: Россельхозакадемия, 2006.
Земельным кодексом РФ и законом о его введении в действие прямо предусмотрена обязанность всех юридических лиц (за исключением органов государственной и муниципальной власти, государственных и муниципальных учреждений, а также казенных предприятий) переоформить по своим земельным участкам право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или право аренды.
Непереоформление хозяйствующими субъектами прав на землю обусловлено следующими причинами:
— отсутствием стимулов для предприятий (в том числе экономических, административных) к такому переоформлению;
— финансовыми затратами на землеустроительные работы, кадастровый учет, выкуп участков, оформление и регистрацию прав на них;
— выкупной ценой приватизируемых участков, а также значительной стоимостью землеустроительных работ;
— отсутствием необходимых научных, методических и учебно-практических материалов и публикаций по проведению процедуры переоформления прав на землю;
— отсутствием внятной и долгосрочной политики государства в области выкупных цен и арендной платы за землю;
— вероятностью очередного переноса сроков переоформления.
В результате реформ была ликвидирована монополия государственной собственности на землю, проведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий, появились крестьянские (фермерские) хозяйства, создан фонд перераспределения земель, введен принцип платности пользования землей. Электронный ресурс/ Меденцов А. С. Земельное право http: //www.be5. biz/pravo/zmas/toc. htm
Современный этап земельной реформы характеризуется четкой установкой на завершение приватизации земель, используемых приватизированными несельскохозяйственными предприятиями на праве постоянного (бессрочного) пользования, в 2009 г. или на перевод их на арендные условия землепользования. Что касается сельскохозяйственных организаций (негосударственных и унитарных), то согласно принятым субъектами Федерации законам об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация их земельных участков в ряде регионов будет осуществляться намного позже и затянется на несколько лет (см. гл. II).
Особого внимания заслуживает новелла федерального законодательства о том, что не только государственные и муниципальные унитарные, но и казенные предприятия могут не приватизировать земельные участки, а переоформлять право пользования ими на условиях аренды. Электронный ресурс/ SFEDU «Земельное право (экзамен) http: //sfedu3845. mybb.ru/viewforum. php? id=35
Задание 2. Охарактеризуйте и дайте оценку сложившейся системе прав на землю в РФ и спрогнозируйте перспективы их развития
В соответствии с Земельным кодексом РФ владение, пользование и распоряжение земельным участком в Российской Федерации возможно на следующих правовых титулах:
— собственности (ст.15);
— постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20);
— пожизненного (наследуемого) владения (ст.21);
— аренды (ст.22);
— ограниченного пользование чужим земельным участком (сервитут) (ст.23);
— безвозмездного срочного пользования (ст.24).
Кроме того, в соответствии с Гражданским кодексом РФ в отношении земельного участка возможно возникновение права залога (ст.334), права доверительного управления (ст.1013) и права пользования земельным участком в силу завещательного отказа (ст.1137).
Законодатель не разграничивает права на землю в зависимости от их характера, перечисляя в одном ряду и вещные, и обязательственные титулы. Тем не менее, при рассмотрении отдельных видов земельных прав, мы будем придерживаться такого деления. Группу вещных прав на земельный участок составляют: право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) и право пользования земельным участком в силу завещательного отказа. К обязательственным правам на землю относятся: право аренды, право безвозмездного срочного пользования, право залога, право доверительного управления.
Необходимо отметить, что обязательственное право, в отличие от вещного, которое рассматривается как право на вещь, представляет собой право на определенные действия. «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности» (ст. 307 Гражданского кодекса РФ). Поэтому обязательственные права, такие как залог, аренда, доверительное управление и пр., мы относим к правам на земельный участок с некоторой долей условности.
Эти права предоставляют обладателю, например, возможность использовать земельный участок (аренда) или возможность получить удовлетворение из стоимости заложенного участка преимущественно перед другими кредиторами (залог) и пр. Но эти возможности — лишь правомочия в рамках отдельных обязательств.
Задание 3. Дайте понятие, выделите и охарактеризуйте структурные элементы правового режима земель
Поскольку правовой режим земель — это особый порядок правового регулирования земельных отношений, то, прежде всего, элементы правового режима можно рассмотреть с точки зрения формы их проявления и, соответственно, выделить юридические средства, с помощью которых осуществляется правовое регулирование земельных отношений. Е. С. Болтанова. Элементы правового режима земель// Вестник Томского государственного университета № 2, 2011.С. 56−57
Традиционно к юридическим средствам относят правовые нормы, юридические факты, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, правоприменительные акты как факультативный элемент.
Содержательная сторона правового режима земель, земельных участков определяется спецификой объекта и теми участками социально — экономической действительности, которые охватываются рассматриваемым понятием. С содержательной стороны правовой режим земель характеризуется включением в его определение таких элементов, как право собственности, иные виды прав на земельные участки, управление в сфере использования и охраны земель, правовая охрана земель, юридическая ответственность за земельные правонарушения.
Многообразие элементов правового режима земель предопределено дифференцированным подходом к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы (п. 10 ч.1 ст. 1 ЗК РФ).
Правовой режим дает возможность определить порядок использования и охраны земель конкретной категории, определенного вида разрешенного использования и даже конкретного земельного участка, т. е. возможно установить способы управления землями, содержание прав и обязанностей субъектов прав на земельные участки, особые меры по охране земель.
Задание 4. Выделите и охарактеризуйте различие в правовых режимах земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственного использования
Легальное определение земель сельскохозяйственного назначения и их правовые признаки, по которым выделена эта самостоятельная категория земель в составе земель РФ, закреплено п. 1 ст.77 Земельного кодекса РФ.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).
Законом сформулировано важное положение о делении земель РФ на отдельные категории, которые имеют специфический правовой режим в зависимости от целевого назначения земель.
Перенесенные из прежних в действующий Кодекс правовые признаки земель сельскохозяйственного назначения: предоставление земель для сельского хозяйства и предназначение земель для нужд сельского хозяйства едва ли могут теперь вызывать существенные сомнения. Отсюда с логической неизбежностью следует формула п. 1 ст.77 действующего Кодекса, который исходит из того, что землями сельскохозяйственного назначения являются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства. Кодекс также указывает на то, что такие земли находятся за чертой поселений.
Прежнее земельное законодательство уже давно выделяло земли сельскохозяйственного использования — земельные угодья, используемые для нужд сельского хозяйства, в составе земель поселений, земель лесного фонда, земель водного фонда и других категорий земель, и устанавливало для них смешанный правовой режим.
Термин «земли сельскохозяйственного использования» получил официальное признание и юридическое закрепление в кодифицированных актах земельного законодательства России 1970 и 1991 годов. Оно относило к землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках и сельских населенных пунктах пашню, сады, виноградники, огороды, пастбища и предусматривало, что они предназначаются для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд.
Действующее законодательство исходит из того, что «земли сельскохозяйственного назначения» и «земли сельскохозяйственного использования» — не тождественные понятия. В одном случае специфическим объектом правового регулирования являются земли сельскохозяйственного назначения как составная часть земель России, выделенная в самостоятельную категорию по целевому назначению земель. Во втором случае объектом правового регулирования являются земли сельскохозяйственного использования как совокупность земельных участков из состава земель поселений, промышленности и других категорий, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий по признаку основного хозяйственного назначения.
В соответствии с п. 11 ст.85 Кодекса в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях выделяются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения. Важным признаком, который выделяет их из состава земель поселений, является указание закона на то, что эти земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства. Говоря о том, что термин «земли сельскохозяйственного использования» имеет строго определенное содержание, следует иметь в виду, что использование их в сельскохозяйственных целях носит временный характер до момента изменения вида их использования. В регулировании использования земель сельскохозяйственного использования в составе земель поселений п. 11 ст.85 предписывает руководствоваться генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
К землям сельскохозяйственного использования, имеющим двойственный правовой режим, п. 4 ст.88 относит также особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, включенные в состав земель промышленности. Здесь сформулированы основные требования по сохранению особо ценных сельскохозяйственных угодий, которые могут предоставляться организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности лишь после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.
Некоторые особенности имеет правовой режим земель сельскохозяйственного использования, включенных в состав земель железнодорожного транспорта, обороны и безопасности, лесного и водного фонда, используемых для сельскохозяйственных нужд на основании решений компетентных государственных органов о предоставлении земельных участков в пользование либо договоров аренды земельных участков, которыми устанавливаются условия пользования такими земельными участками и ограничения их использования. Г. Е. Быстров О правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения, м. 2013 г. Стр. 10
Основным свойством земель сельскохозяйственного назначения является их плодородие, способность производить сельскохозяйственную продукцию. Именно в силу этого их качества, являющегося определяющим для этих земель, земля в сельском хозяйстве, в отличие от земель промышленности, транспорта и других отраслей, где она выступает лишь как пространственный базис соответствующей деятельности, является главным средством производства.
земельное право режим земля
Задание 5. Выделите и охарактеризуйте особенности правового режима земель специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, права собственности на землю
Правовой режим земель специального назначения
Земли специального назначения используются: для обеспечения деятельности организаций; эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных специальных задач. Особенности правового режима этих земель учитываются при проведении зонирования территорий. К данной категории относятся земли, не только уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые строениями и сооружениями, а обеспечивающие их функционирование или зарезервированные для строительства новых сооружений.
Земельные участки из земель промышленности и иного специального назначения могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности, но некоторые исключительно федеральной собственностью. Земли, находящиеся в федеральной собственности, порядок использования, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется Правительством РФ; в собственности субъектов РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ; в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.
Земельные участки спецназначения могут находиться в собственности граждан и юрлиц, если этому нет установленных правовых препятствий (изъятие или ограничение в обороте земель из оборота по основаниям, предусмотренным ЗКРФ). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование гражданам и юрлицам для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Общие черты правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов
Земли особо охраняемых территорий и объектов — составная часть охраняемых природных комплексов наряду с находящимися в их пределах растительностью, водными объектами, животным миром. Правовое регулирование использования и охраны земель и других природных объектов таких территорий осуществляется взаимосвязано в интересах охраны целостной экосистемы.
Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов определен не только в земельном, но и в заповедном законодательстве, включая федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1.
Земли особо охраняемых территорий и объектов в зависимости от вида и статуса размещаемой на них охраняемой территории или объекта могут быть в государственной (федеральной или субъектной), муниципальной и частной собственности. По своему статусу некоторые виды охраняемых территорий могут быть федерального, регионального и местного значения, соответственно находясь в федеральной, субъектной и муниципальной собственности.
Довольно необычно действует право частной собственности на землю. Так, в пределах границ некоторых видов особо охраняемых природных территорий, например заказников, допускается существование земельных участков, находящихся в частной собственности. Однако прекращение прав на земельные участки особо охраняемых природных территорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в порядке предоставления в частную собственность, в большинстве случаев не допускается.
Фактически это означает, что в том случае, если на момент создания особо охраняемой территории в ее пределах оказался земельный участок, находящийся в чьем-либо пользовании или собственности, он не изымается. Граждане и организации продолжают пользоваться такими земельными участками с учетом вступающих в силу с момента создания охраняемой природной территории ограничений. Они также имеют право совершать сделки со своими земельными участками, включая их отчуждение. При совершении сделок действует общее правило, запрещающее продавцу или покупателю изменять целевое назначение продаваемого земельного участка. На практике такими видами землепользования обычно бывает использование для личных целей земельных участков гражданами, занятыми в системе управления или обслуживания соответствующей особо охраняемой территории, санатория или дома отдыха. После учреждения особо охраняемой территории предоставление земельных участков в пределах таких территорий гражданам и организациям в собственность в большинстве случаев невозможно. Важной чертой правового режима земель особо охраняемых территорий является запрет на изъятие или иное прекращение прав на землю отдельных видов территорий, противоречащих их целевому назначению. Статья 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прямо устанавливает, что изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено.
В пределах земель особо охраняемых территорий разрешается осуществление только тех видов землепользования и хозяйственной деятельности, которые не вызывают ухудшения состояния охраняемых объектов. Разрешенными видами деятельности являются организация и проведение научных исследований, просвещение, экологический мониторинг, в отдельных случаях организация туризма и отдыха. Практикуется предоставление земель для некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, например сенокошения и выпаса скота, прокладки линий электропередачи. Разрешается ведение традиционных видов хозяйственной деятельности в месте проживания коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири. К таким видам деятельности относятся охота, оленеводство и др. Среди запрещенных — разведка и разработка полезных ископаемых, рубка леса, в большинстве случаев охота и рыболовство, строительство жилых и хозяйственных объектов, за исключением предназначенных для обслуживания охраняемой территории и разрешенных видов деятельности. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление садоводческих и дачных участков, строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач, строительство и эксплуатация промышленных и жилых объектов, движение и стоянка механических транспортных средств и некоторые другие виды деятельности. Особо охраняемые территории и объекты учреждаются решением государственных или муниципальных органов на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий и зонирования территории РФ. Учреждению особо охраняемой территории может предшествовать резервирование земельного участка органами государственной власти субъектов РФ. Резервирование означает предварительное выделение земельного участка и введение ограничений тех видов хозяйственной деятельности, которые в перспективе будут несовместимы с правовым режимом учреждаемого объекта.
Резервирование распространяется на земельные участки, независимо от форм собственности.
Зарезервированный земельный участок, находящийся в частной собственности, может изыматься в порядке выкупа. В целях защиты особо охраняемых территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Охранные зоны создаются решением государственных органов субъектов РФ. Земельные участки в пределах таких зон у собственников, владельцев, пользователей не изымаются. Предусматривается ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, которое возложено на МПР России. Земли природоохранного назначения учитываются также в государственном земельном кадастре.
Учреждения, управляющие особо охраняемыми территориями (заповедники, заказники и т. д.), а также собственники, владельцы, пользователи земель в пределах особо охраняемых территорий имеют право на налоговые льготы. В интересах эффективного поддержания режима охраны, а также учитывая ценность природных объектов особо охраняемых территорий, в их пределах применяются повышенные меры юридической ответственности (см. ст. 250, 252 УК).
Права собственности на землю
Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе — это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты, она становится «имуществом» или «вещью» — тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки.
Собственнику принадлежат все полномочия — владение, пользование и распоряжение (п.1ст. 209ГК РФ).
Владение — фактическое обладание имуществом, вещью или они находится на его балансе.
Пользование — предполагает возможность извлечения из имущества полезных свойств, например при эксплуатации имущества. Оно может быть использовано лишь фактическим обладателем (владельцем).
Распоряжение — подразумевает возможность определения юридической судьбы вещи. Собственник вправе отчуждать своё имущество в собственность других лиц, сдавать его в аренду, передавать в доверительное управление, отдавать в залог и распоряжаться иным образом. Маттеи У., Е. А. Суханов. Основные положения права собственности. — М.: Юрист. — 2009 г.
Собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц.
Гражданское законодательство распространяется на землю и другие природные ресурсы как объект гражданского оборота в той мере, в какой в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ). Регулированию данных отношений посвящена гл. 17 «право собственности и другие вещные права на землю» ГК РФ.
Правомочия собственника по распоряжению принадлежащим ему земельным участком могут быть ограничены, так как определенные виды земель могут быть исключены из оборота либо ограничены в обороте.
Пользование землей ограничено наличием в земельном праве института целевого использования земель (например, земель сельскохозяйственного назначения).
Объектом права являются земельные участки, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Право собственности распространяется на поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоёмы, находящиеся на нём лес и растения, в границах этого участка. Полномочия собственника ограничивается соответственно законами «Воздушным кодексом» и «Законом о недрах» .
Строительство на земельном участке должно соответствовать градостроительным нормам и планам развития территории.
Гражданское и земельное законодательство выделяют следующие виды собственности:
— частная собственность граждан и юридических лиц (ст. 15 ЗК РФ);
— федеральная собственность (собственность Российской Федерации ст. 17 ЗК РФ);
— собственность субъектов Российской Федерации (ст. 18 ЗК РФ);
— муниципальная собственность (ст. 18 ЗК РФ). Электронный ресурс/ нормативная правовая система ГАРАНТ http: //base. garant.ru/12 124 624/
Однако определенные виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Способы приобретения и прекращения права собственности так же разнятся в зависимости от субъекта данного права. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением тех видов, которые в соответствии с законодательством не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам.
Правомочия собственника различаются в зависимости от того, кто является субъектом права собственности. Так распоряжение граждан и юридических лиц землей принадлежащей им на праве частной собственности, осуществляется в форме сделок. Правомочие распоряжения государственной собственностью на землю происходит в процессе деятельности государственных органов по управлению землей в форме принятия административного акта предоставления (передачи) земли, определение целевого назначения, условий формы использования земли.
Список используемых источников
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) /с учётом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 4, ст. 445.
2. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4147.
3. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 25 октября 2001 г N 137-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4148.
4. Боголюбов С. А. Земельное право: учебник для вузов / С. А. Боголюбов, В. В. Никишин, В. В. Устюкова. — М.: НОРМА, 2009. — 418 с.
5. Болтанова Е. С. Элементы правового режима земель // Вестник Томского государственного университета № 2, 2011. С.56−57
6. Гусев Р. К. Земельное право: учебное пособие / Р. К. Гусев. — Изд.3-е, перераб., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М; КОНТРАКТ, 2010. — VI, 199 с.
7. Ерофеев Б. В. Земельное право России: учебник для вузов / Б. В. Ерофеев. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Профобразование, 2009. — 751 с.
8. Жариков Ю. Г. Земельное право: учебник / Ю. Г. Жариков, В. Х. Улюкаев, В. Э. Чуркин. — М.: ЮРАЙТ, 2003. — 477 с.
9. Земельное право. Конспект лекций / Сост. Павловский И. А.: М.: МИЭМП, 2004. — 70с.
10. Маттеи У., Е. А. Суханов. Основные положения права собственности. — М.: Юрист. — 2009 г.
11. Романенко Г. А., Комов Н. В., Тютюнников А. Н. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. — М.: Россельхозакадемия, 2006.
Электронные ресурсы
12. Нормативная правовая система ГАРАНТ http://base. garant.ru
13. Меденцов А. С. Земельное право http://www.be5. biz/pravo/zmas/toc. Htm