Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление системой формирования имиджа города: на примере городского округа «Город Чита»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бодалев, A.A. Имиджелогия — это серьезно / Материалы международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ». — Ростов-на-Дону, 2003. — С.31−34. Гуревич, П. С. Приключения имиджа. М.: Искусство, 1991. — 222 е.- Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. — Спб.: Питер, 2000. — 224 е.- Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнолопш / А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОРОДА
    • 1. 1. Имидж города в трудах зарубежных и отечественных ученых: ранние и современные представления
    • 1. 2. Понятие «имидж города», его составляющие
    • 1. 3. Система формирования имиджа города
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОРОДА
    • 2. 1. Стратегическое управление в сфере формирования имиджа
    • 2. 2. Специфика имиджа городского округа «Город Чита» по результатам социологического исследования)
    • 2. 3. Пути совершенствования управления системой формирования имиджа городского округа «Город Чита»

Управление системой формирования имиджа города: на примере городского округа «Город Чита» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе перехода от одного типа общества к другому интегрированные знания о городе приобретают особое значение. Именно в городах в наибольшей степени прослеживаются тенденции развития общества в целом.

Россия — страна городов. По данным на 01.01.2007 г., 73% населения на" шей страны проживает в 1095 городах. Один город отличается от другого историей, экономико-географическим положением, экологией, демографическими характеристиками, социально-психологическим климатом. Город создает условия для реализации возможностей личности, образования, бизнеса.

В последнее время, в условиях обострившейся конкуренции между городами за ресурсы, самостоятельного определения путей собственного развития, возросшей ответственности за благополучие местных жителей, в России встал вопрос о формировании и продвижении необходимого имиджа городов, выбора такой стратегии позиционирования, которая бы выгодно отличала образ одного города от другого. Опыт показывает, что к городам, в которых администрация уделяет должное внимание имиджу и владеет принципами его формирования, проявляют заинтересованность инвесторы, туристы, население. Каждый аспект жизни города: от многочисленных кранов на строительных площадках до внешнего облика прохожих на улицах — воздействует на имидж города, что актуализирует данную проблему.

Имидж города представляет собой совокупность ощущений и убеждений людей, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия с политической, экономической, социальной и культурной средой, сложившейся в городе, в процессе воздействия внешних стимулов, исходящих из официальных и неофициальных источников информации, в совокупности с индивидуальными и психологическими особенностями людей. Совокупность представлений, оценок и суждений оказывает влияние и определяет выбор социального действия каждого жителя в отдельности и городского сообщества в целом.

Управление системой формирования имиджа города корректирует сложившиеся оценки, суждения, настроения, формирует и поддерживает городской имидж, который «обязывает» к определенному поведению.

Требования к управлению системой формирования имиджа повышаются. Работа над ним должна опираться на объективные закономерности и процессы, применение научных методов. Управление системой формирования имиджа — не одно или несколько отдельных мероприятий, а система целенаправленных действий, которые должны стать неотъемлимой частью рационального социального управления.

В связи со сказанным, изучение управления системой формирования имиджа города, обусловленное изменением сложившихся потребностей и целей развития городов, в конечном итоге, определяющих качество жизни местного населения, является актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Постоянство интереса к городской тематике подтверждено временем. Город является одним из наиболее сложных и многомерных объектов научного исследования. Изучение города находится в сфере интересов различных наук.

Работы мыслителей древности, основанные на сравнительном наблюдении, имеют важное историческое значение. Например, центральной темой «Истории» Геродота стали греко-персидские войны, но в ходе изложения событий историк вводил подробные географические и этнографические очерки, так называемые логосы, где описывал города и обычаи его жителей1.

В «Политическом трактате» Б. Спинозы показано, что развитие города и государства — следствие развития людейчто города это наиболее уязвимые социальные организмы2.

В зарубежной классической социологии выделяются работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, К. Маркса, Г. Спенсера, Ф. Тенниса, Ф. Энгельса, систематически и детально анализировавших экономическое, политическое,.

1 Геродот. Всемирная история / Геродот. — М.: изд-во АСТ, 2006. — 696 с.

2 Спиноза, Б. Политический трактат / Б. Спиноза. — М.: Днректмедиа Паблишинг, 2007. — 188 с. культурное и духовное значение городов. Проблемы, выдвинутые классиками — роль городов в развитии общества, соотношение городской и сельской форм жизни, социальный контроль и развитие личности в городе — стали базовыми в последующих теоретических и практических исследованиях3.

Влияние «городской среды» на развитие личности, процессы адаптации людей, создание специфического «городского образа жизни» отражены в работах Э. Берджесса, JI. Вирта, Р. Парка4.

В «урбанизме повседневности» П. Геддеса, Л. Мамфорда для типологии городов созданы их образы с использованием метафор5.

В последнее время повысилось внимание ученых к системным свойствам города (С.П. Капица, Г. Г. Малинецкий, А. И. Пригожин, Е. Г. Пугачева, К.Н. Соловейко) 6.

Совершенствование управления городами как территориальными социально-экономическими образованиями рассматривалось среди других вопросов в работах В. А. Глазычева, B.C. Чекалина, М.Н. Межевича7.

Управлению социально-экономическим развитием на муниципальном уровне в условиях переходной экономики посвящены исследования В.Н. Лек-сина, В. Я. Любовного, А. П. Панкрухина, В. Е. Рохчина, А. Н. Швецова,.

3Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер / Пер. с нем. общ. ред. н послесл. Ю. Н. Давыдова. -М.: Прогресс, 1990. — 804 е.- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначенне: Сборник / Э. Дюркгейм / Пер. с фр. -М.: Канон, 1995. -349 е.- Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель. -М.: Логос, 2002, № 3−4- The Marxist writers Archives. Marx & Engels [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/Avww.marxists.orft/archive/marx/works/l 857-grv/gl7.htm. свободный. Загл. с экранаСпенсер, Г. Что такое общество? / Г. Спенсер // Социологическое обозрение. — 2002. — Т.2, № 2. — С. 53−55.

4 Burgess, Ernest and Donald J. Bogue, eds. Urban Sociology [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://club.fom.ru, свободныйВирт, Л. Городское сообщество и цивилизация / Л. Вирт // Личность. Культура. Общество. — 2006. — Т. 8, № 2. — С. 21−32- Парк, Р. Город как социальная лаборатория / Р. Парк / пер. с англ. С. П. Баньковской // Социологическое обозрение. — 2008. — Т.2, № 3. — С. 1−10.

5Geddes, P. Cities in evolution / P. Geddes. — London, 1915. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dundee.ac.uk/archives/geddes.htm. свободный. — Загл. с экранаМамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. Пер. с англ. / Перевод Т. Азаркович, Б. Скуратов (1 глава). — М.: Логос, 2001. — 408 с. бКапица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. -М.: УРСС, 2003. — 283 е.- Малинецкий, Г. Г. Выбор стратегии // Компьютерра. — 2003. — № 38. с. 27−28. Пригожин, А. И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин. — М.: Фирма «Интерпракс», 1995. — 295 е.- Пугачева, Е.Г., Соловенко, К. Н. Самоорганизация социально-экономических систем / Е. Г. Пугачева, К. Н. Соловейко. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 172 с.

7Глазычев, В. А. Представление о городе и технологии управления средовым развитием [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nfst.mccbnet.ru/serv/publik.htm1. свободный. — Загл. с экранаЧекалин, B.C. Стратегическое управление в городском хозяйстве / B.C. Чекалин. — СПбГИЭУ, 2003. — 81 е.- Межевич, М. Н. Социальное развитие и город (философские и социологические аспекты) / М. Н. Межевич. — Л.: Наука, 1979. -173 с.

С.Н. Юрковой8.

Региональные исследования различных сторон жизнедеятельности городских образований Забайкалья представлены в работах O.A. Барановой, В. М. Булаева, В. В. Воробьева, В. В. Кергенскова, A.M. Котельникова, A.A. Недешева, В. Ф. Немерова, В. К. Федотовой, О.В. Юферова9.

Вопросы имиджа, его формирования, поддержания позитивных черт описаны в работах АА. Бодалева, П. С. Гуревича, Б. Джи, А. Ю. Панасюка, Г. Г. По-чепцова, JI.A. Соколовой-Сербской, В. И. Сороковиковой, В. М. Шепеля, E.JI. Яковлева10. Особенности формирования корпоративного имиджа организации, имиджа города рассмотрены в исследованиях Ю. Ю. Абышевой, Д.А. Горбаткина11.

В настоящее время становятся актуальными разработка и решение про.

8Лексин, B.H. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 9. Городская Россияпроблема воплощения реформ / В. Н. Лексин, A.H. Швецов // Российский экономический журнал. — 2002. — № 1. — С. 8−30. Панкрухин, А. П. Муниципальное управление: маркетинг территории / А. П. Панкрухин. — М.: ЛОГОС, 2002. — 64 е.- Рохчин, В. Е. Стратегия территориального планирования современной России: состояние, проблемы и первоочередные задачи научного обеспечения / В. Е. Рохчин. — СПб.: ИРЭРАН, 2000. — 41 е.- Швецов, А.Н., Муниципальная реформа: соотношение и эволюция позиция ветвей и уровней власти / А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. — 2001. — № 5−6. — С. 19−38. Юркова, С. Н. Социальные аспекты муниципализации/ С. Н. Юркова //Городское управление. — 1999. — № 7. — С. 25−41.

Баранова, O.A. Трансформация социально-экономических и демографических процессов в горнодобывающих поселениях на современном этапе (на примере Читинской области): автореф. дис.. канд. географ, наук / O.A. Баранова. — Барнаул, АГУ. — 2004. — 25 е.- Булаев, В.М., Федотова, В. К. Проблемы моноструктурных поселений в Восточном Забайкалье. Методология исследований. Практика. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000 — 84 е.- Воробьев, B.B., Недешев, A.A. Влияние особенностей развития Читы на современное положение и функции города. — Труды Вост. — Сиб. фил. (СО АН СССР), вып 32, 1960, С. 87−95. Кергенсков, В. В. Труд н здоровье забайкальцев: по материалам комплексных социально-гигиенических исследований на крупных предприятиях г. Чита // Возрождение России — общее дело: материалы Респ. симпозиума (22−25 сент. 1992 г.) / ЧГПИ им. Н. Г. Чернышевского — Чита: ЧГПИ — 1994. — С. 267−270. Котельников, АМ. Проблемы экоразвития на региональном уровне (на примере Забайкалья) // Возрождение России — общее дело: материалы Респ. симпозиума (22−25 сент. 1992 г.) / ЧГПИ им. Н. Г. Чернышевского — Чита, ЧГПИ. — 1994. — С. 241−243. Нсмеров, В.Ф. Чита-История. Памятные места. Судьбы. — Чита, Поиск. — 1994. — 102 е.- Юферов, О. В. Социальные исследования в Чите. — В кн.: Освоение природных ресурсов Забайкалья. — Новосибирск, 1985. — С. 84−97.

10Бодалев, A.A. Имиджелогия — это серьезно / Материалы международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ». — Ростов-на-Дону, 2003. — С.31−34. Гуревич, П. С. Приключения имиджа. М.: Искусство, 1991. — 222 е.- Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. — Спб.: Питер, 2000. — 224 е.- Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнолопш / А. Ю. Панасгок. — М.: Омега-Л, 2007. — 266 е.- Почепцов, Г. Г. Имиджелогия. — М.: Рефл-бук, 2001. 700 е.- Шепель, В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния / B.M. Шепель. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. — 472 е.- Со-колова-Ссрбская, Л.А., Сороковикова, В. И. Национальная идея и имидж России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wvvw.academim.org/art/sok 1 .html, свободный. — Загл. с экранаЯковлева, Е. Л. Имидж и социальные роли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.academim.orp/art/yakovleva2.html. свободный. — Загл. с экрана.

Абышева, Ю. Ю. Проблема формирования имиджа города: социально управленческий аспект: автореф. дне.. канд. соц. наук / Ю. Ю. Абышева. — Нижний Новгород, 2005. — 24 е.- Горбаткин, Д. А. Имидж организации: его структура, механизм функционирования, подходы к формированию: автореф. дис.. канд. пси-хол. наук / Д. А. Горбаткин. — Москва, 2002. — 25 с. блем управления имиджем городов. В этой области известны разработки по ре-путационному менеджменту территорий А. П. Панкрухина, И. А. Олейника, по имиджу регионов И. В. Арженовского, E.H. Богданова, Ю. Г. Вешнинского, В. Г. Зазыкина, Г. Г. Почепцова, JI.A. Степновой12.

Вопросы формирования позитивного имиджа города нашли свое отражение в программах научных конференций, семинаров, в управленческих решениях местных органов власти, в прогнозно-аналитических исследованиях и проектировании сценариев при разработке социально-экономического развития городов Санкт-Петербург, Смоленск, Дзержинск, Иркутск, Улан-Удэ, Хабаровск и др.

Таким образом, проведенный обзор исследований показывает, что по-прежнему остается целый ряд недостаточно изученных вопросов в сфере управления городскими процессами. Поэтому постановка и разработка темы диссертационного исследования, ориентированного на изучение системы формирования имиджа города и применения современных методов управления в данной сфере является своевременной.

Объектом исследования является система формирования имиджа города.

Предметом исследования выступают особенности управления системой формирования имиджа города.

Целью исследования является комплексный анализ управления системой формирования имиджа города и выявление его особенностей с учетом региональной специфики.

12Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий / А. П. Панкрухин. — 2-е изд., дополн. — Спб.: Питер, 2006. -416 е.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов») — Степнова, Л. А. Символ как способ политической коммуникации / Л. А. Степнова, Н. В. Грнбакина //Прикладная психология и психоанализ. — 2000. — № 1. — С. 22−25- Олейник, И.А. «Плюс/минус» репутация. Российский опыт репутационного менеджмента / И. А. Олейннк, А. Б. Лапшов. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003 — 192 е.- Вешнинскни, Ю. Г. Аксиология культурного пространства — времени (в границах постсоветского культурного пространства) / Ю. Г. Вешнинскни. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wvvvv.academim.orp/art/vcshn')nsky3.htm1. свободный. — Загл. с экранаПочепцов, Г. Г. Имиджелогия. — М.: Рефл-бук, 2001. — 700 е.- Арженовский, И. В. Маркетинг регионов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.marketing spb.ru/read/artiecle/a56.htm. свободный. — Загл. с экранаБогданов, E.H., Зазыкин, В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / E.H. Богданов, В. Г. Зазыкин. -Спб.: Питер Принт, 2004. — 203 с.

Реализация заявленной цели предполагает решение следующих задач:

1) провести анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме имиджа города;

2) уточнить понятие «имидж» и определить дефиницию имиджа города, рассмотреть его функции, типы и составляющие;

3) охарактеризовать город как социальную систему, выделить в качестве ее компонента подсистему формирования имиджа города;

4) выявить особенности управления системой формирования имиджа города как составляющей стратегического управления социально-экономическим развитием города;

5) провести анализ сложившегося имиджа городского округа «Город Чита»;

6) научно обосновать и предложить пути совершенствования управления системой формирования имиджа города.

Гипотеза исследования. Эффективное управление системой формирования имиджа города возможно при использовании научных методов оценки имиджа и разработки управленческих решений. Имидж города формируется в сознании общественности не только в ходе восприятия и интерпретации информации, распространяемой прессой и телевидением, но и в результате непосредственного контакта с политической, экономической, социальной и культурной средой, сложившейся в городе. Восприятие и оценка имиджа города населением зависит от степени удовлетворенности городом как местом жительства, которая характеризуется достигнутым качеством жизни.

Теоретико-методологическая основа работы. Содержание и специфику научного исследования в значительной степени определяют принципы системности, функционализма, взаимозависимости, конкретности, объективности. В основе работы лежит системный подход к изучаемой проблеме (A.A. Богданов, JI. Берталанфи), позволивший обобщить и проанализировать различные концепции исследований в социологии города (Э. Берджесс, М. Вебер, Л. Вирт,.

Л. Мамфорт, Р. Парк), раскрыть представление о городе кшс открытой социальной системе и ее подсистеме формирования имиджа города, для изучения которой использован дескриптивно-конструктивный подход.

Работа также основана на теоретических обоснованиях исследований смежных дисциплин по изучению разных аспектов жизни людей в городе (В.Л. Глазычева, Э. С. Демиденко, В. В. Кергенскова и др.) — комплексном подходе при анализе и конструировании понятия «имидж города" — исследовании взаимосвязи и взаимозависимости стратегического управления социально-экономическим развитием города и его имиджа с позиций стратегического подхода (И. Ансофф, О.С. Виханский).

Использовались историко-логический и теоретико-познавательный методы, анализ научной литературы и синтез имеющихся знаний по изучаемой проблеме, категоризация содержания обобщенных материалов, классификация и схематизация полученных результатов.

Реализация поставленных задач осуществлена посредством применения факторного анализа, контент-анализа, социологического опроса, ранжирования результатов, анализа одномерных и двумерных распределений.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили статистические данные социально-экономического развития городов России Государственного комитета по статистике РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краюматериалы исследований, проведенных автором: сравнительный анализ показателей социально-экономического развития городов Сибирского федерального округа, результаты анкетного опроса «Имидж города Чита» (февраль-июнь 2007 г.), контент-анализ средств массовой информации и научных публикацийнормативные акты администраций городов России по стратегическому долгосрочному планированиюинформационно-аналитические материалы по вопросам управления имиджем в российских городахмонографии, периодические издания, материалы научно-практических конференций, интернет-ресурсы, содержащие конкретные данные о проблемах городского развития, управления, формирования и поддержания имиджа территорий.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1) выполнен системный анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме имиджа городов, в результате уточнены основные подходы к изучению имиджа города;

2) уточнено определение понятия «имидж города», заключающееся в представлении совокупности эмоционально окрашенных субъективных ощущений, суждений и оценок людей, которые возникают по поводу особенностей города, могут формироваться вследствие непосредственного личного опыта или опосредованно и побуждают к определённому социальному поведению;

3) выделены структура, функции и цель системы формирования имиджа городавыявлены особенности управления системой формирования имиджа города как составляющей стратегического управления социально-экономическим развитием города, которые заключаются в отсутствии нормативно-правовой базы стратегического планирования в РФ, новационном характере разработки стратегий развития в городах, ограниченном применении имиджевых технологий;

4) определен существующий имидж города Чита по результатам социологического опроса «Имидж города Чита», сравнительного анализа социально-экономических показателей городов Сибирского федерального округа, контент-анализа местных СМИ;

5) для принятия эффективных управленческих решений по корректировке сложившегося имиджа города возможно применение метода оценки важности атрибута в общем восприятии модели.

Достоверность результатов исследования обеспечивается применением методов социологического исследования, адекватных цели, объекту и предмету исследования, поставленным задачам исследованиярепрезентативностью выборки, сравнением результатов исследований, проводимых другими авторами в данной области.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Система формирования имиджа города существует как компонент социальной системы более высокого порядка — города, отвечает критериям системности, обладает соответствующими свойствами: большое количество элементов и нефункциональных связей между ними, высокая степень динамичности, слабая формализация процессов, что приводит к необходимости целенаправленного воздействия — управления.

2. Имидж города есть целостное его восприятие (понимание и оценка) различными группами общественности, формирующееся на основании информации о различных сторонах деятельности города и собственном опыте. Управление системой формирования имиджа города необходимо осуществлять, опираясь на оценку местных жителей, используя организацию общественного участия населения.

3. Управление системой формирования имиджа города как составляющей стратегического управления социально-экономическим развитием города носит новационный характер: отсутствует нормативно-правовая база стратегического планирования в РФ, стратегии развития городов с применением имиджевых технологий разрабатываются по собственной инициативе высокопрофессиональных и заинтересованных местных администраций.

4. Оценка сложившегося имиджа города населением находится в корреляционной зависимости от удовлетворенности местом жительства, которая, в свою очередь, зависит от жилищных условий, уровня и качества социальных услуг, состояния экологии, безопасности, возможности самореализации и др. Результаты социологического исследования, проведенного автором, определяют существующий имидж городского округа «город Чита» как слабо выраженный.

5. По результатам исследования определено, что ассоциации, связанные с городом, характерные для каждой целевой аудитории, имеют особое значение для разработки управленческих решений по корректировке сложившегося имиджа города. Применение метода оцешси важности атрибута в общем восприятии модели дает возможность определить «целевую» аудиторию и факторы, воздействие на которые позволит изменить восприятие и оценку имиджа.

Научно-практическая значимость результатов исследования определяется тем, что обоснованные в ней положения расширяют и дополняют теоретико-методологические основы изучения города в современном трансформирующемся обществе. Выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы при разработке планов социально-экономического развития города, принятии решений по управлению системой формирования имиджа города, способствующих эффективному и рациональному управлению городскими процессами.

Полученные результаты исследования можно применить для решения прикладных задач в области социологии города, стратегического управления. Кроме того, полученные материалы могут использоваться в учебных курсах по социологии управления, муниципального управления, стратегическому менеджменту, разработке управленческих решений, экономике города.

Апробация результатов исследования. Различные аспекты диссертационного исследования изложены в 8 научных публикациях автора, общим объемом 6,5 п. л. Основные идеи и положения публикаций апробированы в докладах автора на Международной конференции «Эффективное управление и безопасность» (Чита, 20−21 апреля 2007 г.) — VI Всероссийской научно-практической конференции «Кулагинские чтения» (Чита, 30 ноября — 1 декабря 2006 г.) — Всероссийской конференции «Государственная служба: теория и практика государственного и муниципального управления» (Чита, 27 марта 2008 г.) — научно-практической конференции «Неделя науки» (Чита, 17−22 апреля 2006 г.) — научно-практической конференции «Гражданское общество и развитие местного самоуправления» (Чита, 23 апреля 2008 г.). Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры государственного, муниципального управления и политики Читинского государственного университета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 190 источников. В работе представлены 22 таблицы, 4 диаграммы, 1 схема.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс развития городов — это не просто поиск и реализация некоторой совокупности мер по осуществлению тех или иных перемен, а творческая стратегия власти, которая требует соблюдения ряда принципов. Потребность в управлении развитием города обуславливает необходимость рассматривать его как социальную систему, в которой происходит непрерывный процесс взаимодействия ее внутренних составляющих и внешней среды. Именно поэтому город, как социальная система, как центр почти всех противоречий современной жизни является предметом особого внимания. Понимание города как системы представляет собой синтез всех теоретических знаний о городе.

Отметим особое значение таких свойств города как системы: открытость и совместимость с другими системами, приоритет качества, синергичность и инновационный характер развития.

Формирование имиджа города — актуальная задача, которую необходимо решать в условиях возрастающей конкуренции в борьбе за все виды ресурсов.

По нашему мнению, главным ресурсом любого территориального образования является его население — люди, которые проживают на данной территории. Поэтому имидж города необходимо рассматривать, в первую очередь, как образ, воспринимаемый местными жителями, а главной целью управления системой формирования имиджа должно быть создание положительной оценки города людьми его населяющими.

Слагаемые имиджа для населения таковы: комфортность проживаниякачество жизни, сравнительный образ с другими поселениями, условия безопасности и т. д. Оценкой имиджа города для населения служит достигнутый уровень жизни, который складывается из следующих составляющих: жилищные условия, экологическая обстановка, ассортимент и качество товаров и услуг, деятельность учреждений образования и здравоохранения, политика, проводимая местными органами власти. По результатам нашего исследования, можно сделать вывод, что обобщающим показателем является удовлетворенность городом как местом жительства, который становится оценкой сложившегося имиджа города.

Анализ данных опроса показал, что имидж г. Чита характеризуется как слабо выраженный. «Слабых» мест достаточно много, и социальная структура городского сообщества сложна и разнообразна, и чтобы определить первоочередные направления, выбрать «целевую» аудиторию необходимо применять научный подход, использовать различные методы, например, оценку значимости факторов методом связанного эффекта.

Диагностика состояния работы с программами развития городов подтверждает, что наиболее слабой стороной, исключающей возможность их эффективного осуществления, остается некомпетентность разработок, что в свою очередь обуславливается непониманием всей значимости системного подхода.

На основе полученных результатов возможно дальнейшее планирование мер по корректировке имиджа, которые могут иметь как текущий, так и долгосрочный характер. Главная цель управления системой формирования имиджа города — создание позитивного имиджа для всех возможных потребителей, при активном взаимодействии всех элементов системы: населения, администрации, бизнес-структур, общественных и специальных организаций должна быть определена наряду с другими целями стратегического развития города.

В ходе стратегического планирования города появляются новые ценностные основания для проявления населением патриотизма по отношению к своей малой родине. Наряду с этим формируется реальная основа местного самоуправления (цель, программа, организация, финансирование и контроль), выделяются консолидированные группы населения (общественные объединения), заинтересованные в развитии города и обладающие реальной силой воздействия на этот процесс, осуществляется целенаправленный процесс гражданского образования населения (правовые консультации, семинары, круглые столы, дискуссии и т. д.).

Вовлечение городской общественности в процесс создания и реализации стратегического плана предполагает создание специальной системы общественного участия, целью функционирования которой при разработке и реализации стратегического плана является актуализация социального потенциала города через раскрытие, ориентацию и согласование возможностей горожан по развитию города.

Кроме того, формирование имиджа города не должно идти отдельно от формирования имиджа руководителя этого поселения. Несмотря на происходящую время от времени смену власти, необходимо поддержание преемственности в процессах управления системой формирования имиджа города с точки зрения самой власти и населения города.

Для городского сообщества это тоже важно, поскольку имидж как образ может не просто дублировать действительность, но и должен оказывать на нее обратное воздействие. Формирование имиджа города в сознании общественности происходит не только в ходе восприятия и интерпретации информации, распространяющейся прессой и телевидением, но и в результате непосредственного контакта с полигической, экономической, социальной или культурной средой, сложившейся в городе. Важно знать, как имидж города, а также принимаемые для реализации решений программы, цели, планы, намерения влияют па качество выполнения городом своих функций, насколько имидж воздействует на статус города, каковы социальные механизмы, которые можно задействовать, чтобы создать адекватный имидж.

Города представляют ключевую территориально-административную единицу России, от их состояния зависит качество жизни жителей и уровень развития страны в целом. Поэтому любое управление городской системой должно происходить исходя из целей и задач долгосрочного развития системы. Взаимосвязь стратегического планирования и управления системой формирования имиджа города проявляется в общих целях.

Город — большая социально-экономическая система с массой сложных причинно-следственных связей между факторами, описывающими функционирование и развитие его подсистем — населения, производства, финансов, экологии, непроизводственной сферы, внешней экономической сферы, пространства. Исследование таких систем осложняется еще и тем, что это — динамические, многоцелевые системы со значительной долей знаний о них качественного характера. Город имеет и внутренние, и внешние цели, как, впрочем, и его подсистемы, и для принятия решения необходимо формировать согласованное, с учетом множества критериев эффективности, компромиссное решение, что достаточно сложно. Решение этой задачи происходит в условиях расширения функций городского самоуправления путем разработки стратегии социально-экономического развития на уровне муниципального управления. Такая стратегия предусматривает составление программ (планов) социально-экономического развития города по всем направлениям хозяйственной деятельности. При этом стремление не только дать этим планам количественную оценку, но и сделать их оптимальными относительно принятых оценок является естественным. Решение подобных задач возможно только на основе проблемно-ориентированных систем поддержки принятия решений, созданных с применением статистических методов, математического моделирования и современных информационных технологий. Центральное место в них занимают математические модели города и его подсистем, включающие важнейшие факторы и взаимосвязи между ними и построенные на базе системного анализа с учетом элементов неопределенности. Нам представляется интересной и актуальной дальнейшая разработка темы управления системой формирования имиджа города именно в этом направлении. л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.Ю. Проблема формирования имиджа города: социально управленческий аспект: автореф. дис.. канд. соц. наук / Ю. Ю. Абышева. -Нижний Новгород, 2005. 24 с.
  2. , H.A. Социальное развитие городов: сущность и перспективы / H.A. Аитов, гл. ред. З. М. Каримова. М.: Знание, 1979. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия: научный коммунизм).
  3. , Э. Внятность повседневного города Электронный ресурс. / Э. Амин, Н. Трифт // Логос, 2002, № 3−4. Электрон, дан. — Режим доступа: http://magazmes.russ.ru/logos/2002/3A свободный. — Загл. с экрана.
  4. , О. Город как корпорация жителей / О. Антонова // Городское управление. 2002. -№ 8 (72). — С. 79−86.
  5. , И.В. Маркетинг регионов Электронный ресурс. / И. В. Арженовский. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/artiecle/a56.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  6. , Г. В. Теория государственного управления. 2-е изд., доп. / Г. В. Атаманчук. -М.: Омега-Л, 2004. — 584 с.
  7. , А.Ю. Энциклопедия социологии. Система Электронный ресурс. / А. Ю. Бабайцев. Электрон, дан. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  8. , А.Е. Быть стратегичными Электронный ресурс. / А. Е. Балабанов. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.socioresearch.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  9. , O.A. Трансформация социально-экономических и демографических процессов в горнодобывающих поселениях на современном этапе (на примере Читинской области): автореф. дис.. канд. географ, наук / O.A. Баранова. Барнаул, 2004. — 25 с.
  10. , H.H. Избранные труды: научные принципы географии /
  11. H.H. Баранский. M.: Мысль, 1980. — 239 с.
  12. , О.М. Регион как объект управления / О. М. Барбаков // СО-ЦИС. 2002. № 7. — С. 23−25.
  13. , Е.И. Имидж Москвы глазами россиян / Е. И. Башкирова, Н. В. Лайдинен // СОЦИС. 2001. — № 2. — С. 45−50.
  14. , Т.Е. Региональная социально-политическая безопасность Читинской области / Т. Е. Бейдина. Чита: ЧитГТУ, 1999. — 274 с.
  15. Д. грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Даниел Белл // Пер. с англ. под. ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 2004.-783 с.
  16. , М.Л. Специфика управления монопрофильными городами Тюменского севера / М. Л. Белоножко, Н. И. Крысин // СОЦИС. 2002. — № 7. С. 87−91.
  17. , П.В. Метод структурированного наблюдения при оценке городского транспорта / П. В. Бизюков, Е. Б. Савельев // СОЦИС. 1991. — № 1. -С. 88−89.
  18. , Е. Психологические основы «Паблик рилейшнз» /Е. Богданов, В. Зазыкин. Спб.: Питер Принт, 2004. — 203 с.
  19. , Л.П. Генетическая структура городского сообщества как основа формирования территориального сознания / Л. П. Богданова, A.C. Щукина // СОЦИС. 2006. — № 7. — С. 133−136.
  20. , B.C. Методологические основы управления современным крупным городом: автореф. дис. доктора эконом, наук/ B.C. Боголюбов. -Спб.: СГИЭА, 1999.-33 с.
  21. , A.A. Имиджелогия это серьезно / Материалы международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» / A.A. Бодалев. Ростов-на-Дону, 2003. — С. 31−34.
  22. Боже-Гарнье Ж. Очерки по географии городов / Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо. -М.: Изд-во. Прогресс, 1967. С. 43.
  23. , М.А. Обратная связь в городском самоуправлении / М. А. Бойкин, Л. В. Шапиро // СОЦИС. 1997. — № 4. — С. 130−136.
  24. , Ф. Методы изучения городов / Ф. Боки // Новая и новейшая история. 1999. — № 1. С. 148−155.
  25. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. — С. 682.
  26. , А. Города и реформы / А. Борисов и др.- институт муниципального управления. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. -254 с.
  27. , В.М. Проблемы моноструктурных поселений в Восточном Забайкалье. Методология исследований. Практика/В.М. Булаев, В. К. Федотова. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. 84 с.
  28. , Т.Ю. Пути и следствия формирования позитивного имиджа города Электронный ресурс. / Урало-Сибирская научно-практическая конференция // Материалы докладов / Т. Ю. Быстрова. Режим доступа: http://www.uralweb.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  29. , В.В. Специфика подходов смежных научных дисциплин к изучению городов Электронный ресурс. /В.В. Вагин. Электрон, дан. — Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/fflosofv/35 022 157/htmbcBo6ojiHbm. -Загл. с экрана.
  30. , В.В. Городская социология Электронный ресурс. / В. В. Вагин. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/96/, свободный. Загл. с экрана.
  31. Важенииа, И Имидж города как инвестиционный капитал Электронный ресурс. / И. Важенина. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.dvinainform.ru/news/2007/04/25/55 229.shtmi свободный. — Загл. с экрана.
  32. , М. Избранные произведения / М. Вебер / Пер. с нем. общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  33. , М. История хозяйства. Город / М. Вебер / Пер. с нем. под ред. И. Гревса- Коммент. Н. Саркитова. -М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. -574 с.
  34. , JI.A. Основы городского хозяйства: общее учение о городе, его управление, финансах и методах хозяйства / JI.A. Велихов. — М.: Наука, 1996.-480 с.
  35. , В. Европейская хартия городов стратегия и практика для российского города / В. Виноградов // Городское управление. — 2001. -№ 11. — С. 45−49.
  36. , В.Н. Социальное проектирование становления и развития гражданского сообщества: создание стратегического плана района, города, региона: научно-методическое пособие / В. Н. Виноградов, О. В. Эрлих. — СПб.: Леонтьевский центр, 2000. 120 с.
  37. , Л. Городское сообщество и цивилизация / Л. Вирт // Личность. Культура. Общество. 2006. — Т. 8, № 2. — С. 21−32.
  38. , О.С. Стратегическое управление. — 2-е изд., перераб. и доп. / О. С. Виханский. — М.: Экономиста, 2008. —296 с.
  39. , B.B. Влияние особенностей развития Читы на современное положение и функции города / В. В. Воробьев, A.A. Недышев. Труды Вост.-Сиб. фил. (СО АН СССР), вып. 32, 1960, С. 87−95.
  40. , A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город / A.JI. Гапоненко. М.: РАГС, 2001. — 224 с.
  41. , A.JI. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы и технологии / Гапоненко и др. -М.: «Международный дом сотрудничества», 1999. 137 с.
  42. Геродот, Всемирная история / Геродот. М.: изд-во ACT, 2006.696 с.
  43. , Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс / Пер.: Тюрина И. М.: Академический Проект, 2003. — 538 с.
  44. , В.А. Представление о городе и технологии управления сре-довым развитием Электронный ресурс. / В. А. Глазычев. — Электрон, дан. Режим доступа: http://nfst.mccbnet.ru/serv/publik.html. свободный. — Загл. с экрана.
  45. , И.Т. О некоторых социальных аспектах обслуживания городского населения предприятиями торговли / И. Т. Голощапов // СОЦИС. -1981. -№ 4. -С. 146−148.
  46. , Д.А. Имидж организации: его структура, механизм функционирования, подходы к формированию: автореф. дис.. канд. психол. наук / Д. А. Горбаткин. Москва, 2002. — 25 с.
  47. Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики / Ред. кол. B.JI. Каганский и др.- Отв. ред. Е. В. Сайко. М.: Наука, 2001. 392 с.
  48. , Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама / Т. Э. Гринберг. М.: Аспект-пресс, 2006. -317 с.
  49. , Е.В. Взаимодействие психологии со смежными науками / Е. В. Гришунина / VIII Европейский психологический конгресс // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 144.
  50. , М.А. Опыт социального мониторинга в городе / М. А. Гуревич, Т. Ю. Раднловская // СОЦИС. 2001. — № 9. — С. 135−138.
  51. , П.С. Приключения имиджа / П. С. Гуревич. М.: Искусство, 1991.-222 с.
  52. , Э.С. Демографические проблемы и перспективы больших городов (Урбанизация при социализме) / Э. С. Демиденко. — М.: Статистика, 1980.-321 е., ил.
  53. Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение / Б. Джи. Спб.: Питер, 2000. — 224 с.
  54. , В.И. Методы социологического исследования / В.И. Доб-реньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2006. — 768 с.
  55. , Г. С. Исследование локальных сообществ в социологической традиции / Г. С. Добрякова // СОЦИС. 1999. — № 7. — С. 125−133.
  56. , Н.В. Феномен города в меняющемся мире // Человек, культура, общество: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв. ред.) и др. -Волгоград: ВолгГТУ. 2005. — Вып. 2. — С. 20−29.
  57. Н.В. Жизненное пространство крупного города в восприятии его жителей: методология и методы социологического анализа / Н. В. Дулина и др. Волгоград: ВолгГТУ. — 2004. — 362 с.
  58. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Сборник / Эмиль Дюркгейм / Пер. с фр. М.: Канон, 1995. — 349 с.
  59. , Е.А. Парадигматические явления в экономическом развитии / Е. А. Ерохина. Томск: изд-во Том. ун-та, 2006. — 146 с.
  60. Естественное движение населения Читинской области за 1990 2006 гг. / стат. сб., Госкомстат РСФСР. Управление статистики Читинской области:
  61. Чита: Статуправление, 1991. 65 с.
  62. , E.H. Участие граждан в управлении городом / E.H. Заборова // СОЦИС. 2002. — № 2. — С. 23−31.
  63. , В.Н. Город: статистическая оценка и анализ развития / В. Н. Задорожный. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1990. — 129 с.
  64. Закон Читинской области о статусе областного центра Читинской области № 928−340 от 16.05. 2007 г.
  65. , Д.Н. Образы путешествий как социальное освоение пространства / Д. Н. Замятин // СОЦИС. 2002. № 2. — С. 12−22.
  66. , Г. Большие города и духовная жизнь Электронный ресурс. / Г. Зиммель. М.: Логос, 2002, № 3−4. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/, свободный. — Загл. с экрана.
  67. , В.Н. Инновационные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. — 327 с. — (Энциклопедия управлеческих знаний).
  68. Имидж Электронный ресурс. / Энциклопедия социологии. Электрон. дан. — Режим доступа: http://slovari.vandex.ni/dict/sociology/article/soc/soc-0398.htm?text=%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6, свободный. -Загл. с экрана.
  69. , И.С. Имидж в системе маркетинга Электронный ресурс. / И. С. Кабардинская. Электрон, дан. — Режим доступа: http .//www. aup.ru/articles/marketing/9.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  70. , В.И. Социология города/В.И. Казанцев, М. Г. Светуньков. -Ульяновск: УлГТУ, 2004. 140 с. Библиограф.: 150 назв.
  71. , С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. -М.: УРСС, 2003.-283 с.
  72. , Л.Б. Города и политика: российские уроки. Обнинск: Ин-т муниципального управления, 2003. — 216 с. — (Эффективная коммуникация).
  73. , А.Е. Управление развитием закрытых административно-территориальных образований с использованием маркетингового механизма: атореф. дис.. канд. эк. наук / А. Е. Комаров. Екатеринбург, 2006. — 24 с.
  74. Комплексная программа социально-экономического развития городского округа «Город Чита» Читинской области на 2008−2022 годы, принята по решению Думы городского округа «город Чита» от 15 ноября 2007 г. № 159.
  75. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / Под общ. ред. Т. В. Псаревой Новосибирск, 2006. — 293 с.
  76. Концепция социально-экономического развития Иркутска до 2020 года Электронный ресурс. Режим доступа: http://wwwl.irkutsk.ni/index.php?IdAclion=docs&-Eventr=section&-id= 139, свободный. Загл. с экрана.
  77. , Б.В. Информационная экономика / Б. В. Корнейчук. -СПб.: Питер, 2006.-400 е.: ил.
  78. , А.М. Проблемы экоразвития на региональном уровне (на примере Забайкалья) // Возрождение России общее дело: материалы Респ. симпозиума (22−25 сент. 1992 г.) / ЧГПИ им. Н. Г. Чернышевского — Чита, ЧГПИ, 1994.- С. 241−243.
  79. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер- пер. с англ. В. Б. Боброва. -М.: изд. «Прогресс», 1995. 697 с.
  80. , Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие / Ф. А. Кузин. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2002. — 320 е.: ил.
  81. , Г. М. Города на пути в будущее / Г. М. Лаппо. М.: Мысль, 1987. 236 е., карт., схем., 8 л. ил.
  82. , Г. Психология народов и масс Электронный ресурс. / Г. Лебон. Электрон, дан. — Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt свободный. Загл. с экрана.
  83. , А.Е. Реальность и действительность истории / А.Е. Левин-тов. -М.: Издательство Аграф, 2006. — 383 с.
  84. , В.Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 9. Городская Россия проблема воплощения реформ / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. — 2002. — № 1. — С. 8−30.
  85. Лекции по экономике города и муниципальному управлению / науч. ред. А. С. Пузанов. -М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. 340 с.
  86. , Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко / Т. Лоусон, Д. Гэррод. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 е.: ил.
  87. , П.П. Управление развитием городских территорий / П. П. Макагонов. М.: ИПК госслужбы, 2001. — 351 с.
  88. , Н. Государь Электронный ресурс. /Н. Макиавелли. -Электрон, дан. Режим доступа: http://www¦pЫlosophy¦m/library/Machiavelh70.html свободный. Загл. с экрана.
  89. , Г. Г. Выбор стратегии / Г. Г. Малинецкий // Компьютерра. -2003. -№ 38. С. 27−28.
  90. , Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд / пер. с англ.Т. Азаркович, Б. Скуратов (1 глава). -М.: Логос, 2001. -408 с.
  91. , М.Н. Социальное развитие и город (философские и социологические аспекты) / М. Н. Межевич. — Л.: Наука, 1979. 173 с.
  92. , П. Город. Количественные методы изучения / пер. с фр. / Под ред. Ю. В. Медведкова / П. Мерлен. -М.: Прогресс, 1977. -261 е., илл.
  93. , Р. Американский город: сокр. пер. с англ. В. Ковалевского / Р. Мерфи. -М.: Прогресс, 1972.-320 с.
  94. , Н. Город как открытая социальная система / Н. Миронова // Городское управление. 1998. — № 4. — С. 22−27.
  95. , H.A. Менталитет и национальный характер / H.A. Моисеева, В. И. Сороковикова // Социологические исследования, 2003. № 2. — С. 4555.
  96. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.moigorod.ru/cities/index.html, свободный. Загл. с экрана.
  97. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. СПб.: Питер, 2005. — 416 е.: ил.
  98. , В.Ф. Чита История. Памятные места. Судьбы / В.Ф. Не-меров. — Чита: Поиск, 1994. — 102 с.
  99. , А. Феномен города: социально-экономический анализ / А. Нещадин, Н. Горин. М.: Изограф, 2001. — 230 с.
  100. , С. Для чего успеху имидж? / С. Огородникова // Город и горожане. 2005. — 15 янв. — С. 3.
  101. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 стр.
  102. , И.А. «Плюс/минус» репутация. Российский опыт репута-ционного менеджмента / И. А. Олейник, А. Б. Лапшов. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003 192 с.
  103. Л. Непрерывный город Электронный ресурс. / Л. Ольховская, И. Савельев // Журнал «Эксперт-Урал» № 15. Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/ural/2001/15/. свободный. Загл. с экрана.
  104. , Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами / Т. М. Орлова. -М.: РАГС, 2002.
  105. , Т.М. Управление развитием города: методические рекомендации местным администрациям по продвижению городов / Т. М. Орлова. — М.: Холдинговая компания ТИКОМ, 2001. 40 с.
  106. О’Салливан, А. Экономика города. 4-е изд.: Пер. с англ. / А. О’Салливан. — М.: ИНФРА-М, 2002. — XXVI, 706 с.
  107. Особенности системного подхода к решению задач управления Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.analiz.forekc.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  108. , Е.В. Политическая ситуация в столице / Е. В. Охотский, С. Н. Сильвестров, Е. И. Хаванов // СОЦИС. 1995 г. — № 5. — С. 45−50.
  109. , А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. М.: Омега-JI, 2007. — 266 с.
  110. , А.П. Маркетинг территорий / А. П. Пашсрухин. 2-е изд., дополн. — Спб.: Питер, 2006. — 416 е.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  111. , А.П. Имидж Москвы имидж российской столицы Электронный ресурс. / А. П. Панкрухин. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://academim.org/news/28 02 04. html свободный. — Загл. с экрана.
  112. , А.П. Муниципальное управление: маркетинг территории / А. П. Панкрухин. М.: ЛОГОС, 2002. — 64 с. (Выпуск 2).
  113. , Р. Город как социальная лаборатория / Р. Парк / пер. с англ. С. П. Баньковской // Социологическое обозрение. 2008. — Т. 2, № 3. — С. 1−10.
  114. , Т. Система современных обществ / Пер. с англ. JI.A. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой / Т. Парсонс. М.: Аспект Пресс, 1998.-270 с.
  115. , Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития: автореф. дис.. д-ра. психол. наук / Е. Б. Перелыгина. Москва, 2003. — 45 с.
  116. , Ю.Л. Географические основы учения об урбанизации: основные положения, поиски, проблемы // Известия РАН. Серия геогр. 1994. -№ 2.-С. 62−73.
  117. , И.Н. Борьба москвичей за превращение столицы в образцовый коммунистический город / И. Н. Пономарева // СОЦИС. 1979. — № 2. — С. 80−85.
  118. , Б.А. Городская среда: феномен престижности / Б.А. Порт-нов // СОЦИС. 2001. — № 7. — С. 97−105.
  119. , Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук, 2001.700 с.
  120. , А.И. Современная социология организаций / А.И. Приго-жин. М.: Фирма «Интерпракс», 1995. — 295 с.
  121. Программа социально-экономического развития города Смоленска на 2005 год Электронный ресурс.
  122. Режим доступа: http://www.admcity.smolensk.m/economic/prog2005/prog2005.htm i, свободный. Загл. с экрана.
  123. , Е.Г. Самоорганизация социально-экономических систем / Е. Г. Пугачева, К. Н. Соловенко. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 172 с.
  124. , Б.А. Управление экономикой / Б. А. Райзберг, P.A. Фатхут-динов. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 784 с.
  125. , Ф. Земля и жизнь. Сравнительное землеведение / Ф. Рат-цель. Спб.: Типолит. Книгоиздателства «Просвеще1ше», 1905. — 2 т.
  126. Регионы России: Статистический сборник. В 2 т., Т. 2 / Госкомстат России.-М., 1998.
  127. , С. Монумент — сувенир улика: временная ось Электронный ресурс. / С. Ромашко // Логос, 2002, № 3−4. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://magazines.mss.ru/logos/2002/3A свободный. — Загл. с экрана.
  128. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Оси-пова М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 672 с.
  129. , В.Е. Стратегия территориального планирования современной России: состояние, проблемы и первоочередные задачи научного обеспечения / В. Е. Рохчин, К. Н. Знаменская. СПб.: ИРЭРАН, 2000. — 41 с.
  130. , В.О. Население города (социальный состав, расселение, оценка городской среды) / В. О. Рукавишников. М.: Статистика, 1980. -246 е., ил.
  131. , В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  132. , А.Ш. Имиджелогия. Как нравиться шодям Электронный ресурс. / А. Ш. Санатулова. Электрон, дан. — Режим доступа: http://media.utmn.m/librarv viev book. php?chapter num=T&bid=4, свободный. -Загл. с экрана.
  133. , О. «Четвертый век Петербурга» Электронный ресурс. / О. Свиридова // «PR-Диалог». 2004. — № 3. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://vyww.pr-dialog.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
  134. A.C., Маркетинг в регионе: некоторые проблемы организации Электронный ресурс. / A.C. Сенин / Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. № 4. — Электрой, дан. — Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/2004/4Aсвободный. Загл. с экрана.
  135. , С.К. Групповые технологии решения организационно-психологических задач: автореф. дис.. д-ра психол. наук / С. К. Сергиенко. -М., 2000.-42 с.
  136. Словари и энциклопедии On-Line Электронный ресурс. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/. свободный. Загл. с экрана.
  137. Словарь прикладной социологии / редкол.: Г. П. Давидюк (отв. ред.) и др. — Мн.: Изд-во «Университетское», 1984. 317 с.
  138. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -4-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1988. 1600 е., ил.
  139. Современный философский словарь / под общ. ред. д.ф.н. проф. В. Е. Кемирова 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2004. — 622 с.
  140. Соколова-Сербская, JI.A. Национальная идея и имидж России Электронный ресурс. / JI.A. Соколова-Сербская, В. И. Сороковикова. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.academim.org/art/sok l. html, свободный. -Загл. с экрана.
  141. , Г. Что такое общество / Г. Спенсер // Социологическое обозрение. 2002. — Т. 2. — С. 33−53.
  142. , Б. Политический трактат / Б. Спиноза. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. 188 с.
  143. , Л. Дадли. Словарь общегеографических терминов. A Glossary of Geografical Terms. В 2-х томах. M.: Прогресс, 1975. — 801с.
  144. , О. Удовлетворенность местом жительства в малых поселениях: экологический фактор / О. Станек, П. Староста, В. Столбов // СОЦИС. -2001.- № 7.-С. 97−105.
  145. , JI.A. Символ как способ политической коммуникации / JI.A. Степнова, Н. В. Грибакина // Прикладная психология и психоанализ. — 2000. -№ 1.-С. 22−25.
  146. Стратегическое планирование в городах и регионах России Электронный ресурс. Режим доступа: http://citvstrategv.leontief.ru, свободный. -Загл. с экрана.
  147. Стратегия развития Казани до 2015 года. / Администрация Казани- Генеральный совет стратегического развития Казани. — СПб.: МЦСЭИ «Леон-тьевский центр», 2003. 116 с.
  148. Стратегия социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2028 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ulan-ude-eg.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=33, свободный. — Загл. с экрана.
  149. , О.Ю. Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение: автореф. дис.. канд. соц. наук / О. Ю. Сухина. — Москва, 2003.-24 с.
  150. Территориальное стратегическое планирование на принципах широкого общественного участия / Составители: Б. С. Жихаревич, Е. Г. Белова, Ж. В. Подоляко. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2000. — 32 е., илл., табл.
  151. , О. Города и концепция устойчивого развития / О. Тимофеева // Городское управление. 2000. — № 11. — С. 33−40.
  152. , А. Город «без лица» Электронный ресурс. / А. Трапезников // Капитал Weekly № 1 (400) от 15 января 2003. — Режим доступа: http://www.prpc.ru/actual/assembly/kw 30 115. shtmh свободный. Загл. с экрана.
  153. , Е.С. Привлекательность города — катализатор въездного туризма Электронный ресурс. / Е. С. Тулисов // Научные работы. Екатеринбург, 2001 — 2002. — Режим доступа: http://web.etel.ru/~tulisov/, свободный. — Загл. с экрана.
  154. , В.Ф. Механизмы управления развитием региона / В. Ф. Уколов. -М., 2001.-331 с.
  155. , В.Ф. Приоритеты управления регионального развития / В. Ф. Уколов. -М&bdquo- 2001.-250 с.
  156. Устав городского округа «Город Чита» / в ред. Решений Думы городского округа «Город Чита» от 26.05. 2005 № 89, от 25.05. 2006 № 96.
  157. , Ф.С. Социологические проблемы города / Ф.С. Файзул-лин, под ред. H.A. Аитова. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1981. — 207 с.
  158. , С.П. Социальная инфраструктура современного российского города / С. П. Федулов // СОЦИС. 2000. — № 4. — С. 122−124.
  159. , Ю.В. Принятие решений в управлении социально-экономическим развитием города / Ю. В. Федоров. М.: УРСС, 2007. — 184 с.
  160. Фирменный стиль и брендбук Электронный ресурс. Режим доступа: http://min.mcnip.ru., свободный. — Загл. с экрана.
  161. , Д. Динамика развития города/ Д. Форрестер- пер. с англ. М.Г. Орловой- под ред. Ю. П. Ивановича и др.- предисл. Ю. К. Козлова. М.: Прогресс, 1974.-286 с.
  162. , Д. Разрушение города: социальная теория, мегаполис, экспрессионизм Электронный ресурс. / Д. Фрисби // Логос, 2002, № 3−4. Электрон. дан. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3A свободный. -Загл. с экрана.
  163. Хобсбоум Эрик Дж. От социальной истории к истории общества / Э. Дж. Хобсбоум // Философия и методология истории. М., 1977. — С. 308.
  164. , Б.С. Проблемы городов (Урбанизация и единая система расселения в СССР) / Б. С. Хорев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Мысль, 1975. -428 с.
  165. , B.C. Стратегическое управление в городском хозяйстве / B.C. Чекалин. СПбГИЭУ, 2003. — 81 с.
  166. , И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга / И. П. Черная // Маркетинг в России и за рубежом. 2002,-№ 4.-С. 13.
  167. , Ф.С. Письма к сыну / Ф. С. Честерфилд Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/CHESTERFILD/letters.txt свободный. — Загл. с экрана.
  168. Чита в цифрах- стат. сб. / Читастат Чита, 2006. — 79с.
  169. , А. Муниципальная реформа: соотношение и эволюция позиция ветвей и уровней власти / А. Швецов // Российский экономический журнал.-2001.-№ 5−6. С. 19−38.
  170. , В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния / В.М. Ше-пель. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -472 с.
  171. , Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование / Отв.ред. В. В. Кулешов — ИЭиОПП СО РАН. Новосибирск, 1996. — 135 с.
  172. , О. Город чьей-то мечты Электронный ресурс. / О. Эдель-ман // Логос, 2002, № 3−4. Электрон, дан. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/. свободный. — Загл. с экрана.
  173. Элементы теории структурации Э. Гидденса Электронный ресурс. -Режим доступа: http://gosprav.ru./sociology hrestomatia/4/с/, свободный. — Загл. с экрана.
  174. , С. Социальные аспекты муниципализации / С. Юркова // Городское управление. 1999. № 7. — С. 25−41.
  175. , О.В. Социальные исследования в Чите. В кн.: Освоение природных ресурсов Забайкалья / О. В. Юферов. — Новосибирск, Наука, 1985. -С. 84−97.
  176. , В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — М.: Добросвет, 2000. 596 с.
  177. , С.И. Инфраструктурные параметры организации социального пространства города / С. И. Яковлева // СОЦИС. 2004. — № 2. — С. 130−133.
  178. , E.JI. Имидж и социальные роли Электронный ресурс. / E.JI. Яковлева. Режим доступа: http .//www, academim.org/art/vakovleva 2. html, свободный. — Загл. с экрана.
  179. Burgess, Ernest and Donald J. Bogue, eds. Urban Sociology Электронный ресурс. Режим доступа: http://club.fom.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  180. Geddes, P. Cities in evolution / Р. Geddes. London, 1915. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.dundee.ас.uk/archives/geddes.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  181. Giddens, A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis. London: Macmillan Press, 1979. — P.66.
  182. M.Weber. Die Stadt. Wirtschaft und Gesellschaft, Кар 8. // Grundriss der Sozialokonomik. III. Abt. Tubingen, 1922, S. 513−600 / пер. с нем. М. И. Левиной.
  183. The Marxist writers Archives. Marx & Engels Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.marxists.0rg/archive/marx/w0rks/l 857-grv/gl 7. htm, свободный.
Заполнить форму текущей работой