Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль психологического наследия Е.А. Будиловой в развитии отечественной истории психологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснована важность проработанности методологических проблем как условия определения стратегии и интерпретации, полученных в ходе исто-рико-психологических исследований данных. Проанализированы представления о методологии истории психологии, как в историческом аспекте, так в контексте современного состояния философского, общенаучного и конкретно-научного знания, и раскрыто ее содержание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы историографии как направления историко-психологического знания
    • 1. 1. Историография как раздел методологии истории психологии
      • 1. 1. 1. Объект, предмет и задачи историографии
      • 1. 1. 2. История разработки проблемы историографии в мировой историко-психологической мысли
      • 1. 1. 3. История отечественной историографии истории психологии
      • 1. 1. 4. Современное состояние и перспективы развития историографии отечественной историко-психологической науки
    • 1. 2. Сущность, специфика и содержание методологического анализа истории психологии
    • 1. 3. Концепции и модели развития истории психологической науки
    • 1. 4. Проблема периодизации истории психологии
  • Глава 2. Жизненный путь, особенности и направления научной деятельности Елены Александровны Будиловой
    • 2. 1. Научная биография и источники научного мировоззрения Е.А.Будиловой
    • 2. 2. Этапы научно-исследовательской деятельности Е.А.Будиловой
    • 2. 3. Особенности научного стиля Е. А. Будиловой и ее вклад в отечественную историю психологию. Ю
  • Глава 3. Конкретно-исторический анализ отечественной дореволюционной и советской психологии и разработка проблем методологии истории психологии в научном творчестве Е.А. Будиловой
    • 3. 1. Проблемы истории русской дореволюционной психологической мысли в работах Е.А. Будиловой
      • 3. 1. 1. Разработка истории русской психологической мысли в контексте различных научно-мировоззренческих систем
      • 3. 1. 2. Исследование вклада И. М. Сеченова в становление научной психологии в России
      • 3. 1. 3. История становления отечественной социально-психологической > мысли в разных областях знаний и общественной практики конца
    • XIX. — начала XX века
      • 3. 2. Изучение истории советской психологии в творчестве Е.А. Будиловой
      • 3. 3. Разработка проблем методологии истории психологии
        • 3. 3. 1. Эволюция методологических воззрений в творчестве Е.А.Будиловой
        • 3. 3. 2. Концепция развития и разработка принципов истории психологии
        • 3. 3. 3. Обоснование и разработка проблем периодизации в творчестве Е.А.Будиловой

Роль психологического наследия Е.А. Будиловой в развитии отечественной истории психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях разрушения исторического единства народа, понижения образовательного уровня населения, потери ценностных ориентации человека современного российского общества изучение научного наследия прошлого становится важным источником, обеспечивающим историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие лучших национальных традиций.

Серьезные преобразования, происходящие в социальной жизни российского общества, его идеологии, создают принципиально новую ситуацию и для развития науки, переживающей, по оценкам ряда методологов науки, состояние кризиса (Юревич, 2003; Зинченко, 2003; Мазилов, 2003). В связи с этим обостряется интерес к историко-научной рефлексии прошлого.

История психологии призвана исследовать, сохранять и воссоздавать все позитивное и ценное, накопленное в ходе исторического развития психологического познания, способствовать формированию объективной оценки прошлого и современного состояния психологии, прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Особого внимания в переходный период требует конкретизация методологических проблем науки. В истории психологии, опирающейся при реконструкции и оценке прошлого на методологические принципы и концептуальные подходы современной науки, трудности, связанные с утратой ориентиров в проведении научного исследования, ощущаются особенно остро. Историография истории психологии как один из разделов методологии историко-психологического знания, содержащая в себе в аккумулированном виде весь опыт изучения истории отечественной психологии, приобретает в этой связи особую актуальность, теоретическую и практическую значимость.

В работах отечественных и зарубежных ученых разрабатываются различные аспекты истории психологии: социально-культурные условия развития психологического знания (Будилова, 1960аОна же, 1966гОна же, 1969аКольцова, 1990; Она же 1992; Она же 2004; Марцинковская, 1994; Роменец, 1990;

Шульц, Щульц, 1998) — научное творчество ученых (Ананьев, 1945, он же 1966; Большакова, 2001; научные школы психологии (Абульханова, 1989; Ждан, 1980; она же 1994; Ярошевский, 1976) — проблемы методологии истории психологии (Ждан, 1994; Климов, Носкова, 1992; Они же, 2002; Кольцова, Олейник, 1999).

Однако до сих пор ряд вопросов истории психологии остается мало исследованным. К их числу относятся проблемы историографии как раздела методологии истории психологии. Требуют разработки и уточнения задачи в данной области, ее проблемного поля, определения и пополнения историографического базиса истории психологии. Историографический анализ представлен обзорными работами по отдельным областям психологии: психологии индивидуальных различий (Ю.Н. Олейник,), дифференциальной психологии (В.В. Ум-рихин), авиационной психологии (К. К. ПлатоновВ. А. Каращан), социальной психологии (В. Г. КазаковЕ. В. ШороховаВ. А. Кольцова и др.), психологии труда (Ю. В. КотеловаЕ. А. КлимовО. Г. Носкова), педагогической психологии (А. А. Никольская) и т. д. В тоже время, специальных исследований по историографии истории психологии нет. Исключение составляют обобщающая статья М. В. Соколова в книге «Психологическая наука в СССР» (1960), в которой рассмотрены историко-психологические исследования, выполненные отечественными учеными и одна из глав в диссертации В. А. Кольцовой (2004). В этой связи углубленное изучение историографии истории психологии приобретает особое значение.

Одной из задач историографии психологии является реконструкция жизненного пути и творческой деятельности ученых, усилиями которых создается и развивается научное знание, поэтому именно их психологическое наследие является отправной точкой исследований в области историографии.

Особой вехой в развитии отечественной историографии психологии является научная деятельность Е. А. Будиловой, творческое наследие которой имеет важное значение для историко-теоретических исследований. Елена Александровна Будилова стояла у истоков зарождения историко-психологического направления в психологической науке в СССР. В ее творчестве впервые дан систематический анализ развития отечественной психологической науки на разных этапах ее развития — дореволюционного и советского. С именем Е. А. Будиловой связаны значительные достижения в разработке проблем методологии истории отечественной психологии.

Вклад Е. А. Будиловой в отечественную историю психологии общепризнан и получил заслуженно высокую оценку. Вместе с тем ее научная биография и творческое наследие до сих пор не являлись предметом специального изучения. Этим определяются цель и задачи диссертационного исследования.

Целью исследования является проведение историографического анализа научной биографии и творческого наследия Е. А. Будиловой и определение его места в отечественной истории психологии.

Объект исследования — опубликованные труды и неопубликованные материалы научной деятельности Е. А. Будиловой, хранящиеся в ее личном фонде в Научном архиве ИП РАН.

Предмет исследования — методологические и конкретно-научные исследования Е. А. Будиловой в области истории психологии.

Гипотеза исследования: творческое наследие Е. А. Будиловой охватывает ключевые проблемы историко-психологического исследования и представляет собой целостную систему концептуальных и конкретно-научных разработок в области отечественной истории психологии.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность историографии как раздела методологии истории психологии, выделить ее проблемное поле, охарактеризовать современное состояние и перспективы развития. Разработать периодизацию отечественной историографии истории психологии.

2. Выделить и рассмотреть этапы жизненного и творческого пути Е. А. Будиловой, выявить истоки формирования ее научного мировоззрения.

3. Охарактеризовать и обосновать стиль научного творчества Е. А. Будиловой, концептуальные основы историко-психологических исследований и место ее творческого наследия в развитии отечественной истории психологии.

4. Систематизировать результаты конкретно-научных исследований Е. А. Будиловой по проблемам развития дореволюционного психологического знания и психологической науки в СССР.

5. Раскрыть вклад Е. А. Будиловой в разработку проблем методологии истории психологии.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения данных задач была использована совокупность методов исследования, направленных на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных:

— теоретический анализ философской, психологической и историко-психологической литературы по изучаемой проблеме;

— историко-генетический анализ, направленный на выявление эволюции историко-психологических взглядов Е. А. Будиловой;

— анализ продуктов деятельности: опубликованных и неопубликованных работ, личных документов и эпистолярного наследия;

— тематический и библиографический анализ научных трудов Е. А. Будиловой;

— биографический метод, направленный на воссоздание картины жизненного пути и научной биографии Е. А. Будиловой;

— метод интервью;

— источниковедческий анализ архивных материалов.

Методологическая и теоретическая база исследования. Историконаучный анализ творческого наследия Е. А. Будиловой опирается на основные положения диалектической методологии, системный и комплексный подход, на принципы преемственности, развития и историзма, единства логического и исторического, теории и истории.

В качестве методологической и теоретической базы исследования были использованы также фундаментальные положения науковедения.

О. Конт, М. Бленвиль, Т. Кун, К. Поппер, А. Койре, И. Лакатос, В. А. Штофф и др.), историографии истории (В.О. Ключевский, Г. П. Милюков, A.M. Сахаров), отечественной методологии психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), методологии истории психологии (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Е. А. Будилова, Л. С. Выготский, A.C. Гучас, А. Н. Ждан, Е. А. Климов, В. А. Кольцова, H.H. Ланге, Т. Лихи, Г. А. Мазилов, Т. Д. Марцинковская, Д. Наэм, О. Г. Носкова, Ю.Н. Олей-ник, A.B. Петровский, К. К. Платонов, В. А. Роменец, Б. М. Теплов, А.Н. Ту-тунджян, Д. Шульц и С. Э. Шульц, В. А. Якунин, М. Г. Ярошевский, Е. Boring, А. Gilgen), историографии истории психологии (М.В. Соколов, В.А. Кольцова). Анализ личного вклада Е. А. Будиловой опирался на принципы субъектно-личностного подхода (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, A.B. Бруш-линский, С.Л. Рубинштейн). При разработке периодизации историографии психологии использовались предложенные Ю. Н. Олейником принципы выделения критериев периодизации.

В качестве источниковой базы исследования выступили, как опубликованные, так и неопубликованные научные труды Е. А. Будиловой, а также личные документы автора, хранящиеся в фонде Е. А. Будиловой Научного Архива ИП РАН. В качестве источника использовались также воспоминания коллег об особенностях личности и научной деятельности Е. А. Будиловой.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Осуществлен системный анализ историографии как области методологии историко-психологического знания: показано значение историографии для разработки теории истории психологии и выявления логики и детерминант историко-психологического познанияопределены предмет, объект, задачи, «проблемное поле» историографии истории психологиивыделены основные тенденции ее развития в отечественной и зарубежной науке в их исторической ретроспективе и на современном этапеустановлена логико-научная и социально-культурная обусловленность историко-психологических исследований.

Разработана периодизация развития историко-психологического знания в отечественной науке. В качестве ее критериев выступают: динамика методологических основ психологического знания, научной проблематики истории психологии, социально-исторической детерминации историко-психологического познания. Выделены дореволюционный, советский и постсоветский периоды в развитии отечественной истории психологиираскрыта обусловленность логико-научными, социально-историческими и персонали-стическими факторами.

Впервые реконструирована научная биография Е. А. Будиловой, определены истоки ее научного мировоззрения и выделены основные этапы научно-исследовательской деятельности. Осуществлена систематизация и комплексный анализ научных исследований Е. А. Будиловой, охарактеризован индивидуальный стиль ее научной деятельности и обоснован вклад в создание отечественной истории психологии.

Проведен анализ конкретно-исторических исследований Е.А. Будило-вой, определены особенности концептуальной системы ее взглядов на развитие истории дореволюционной и советской отечественной психологии. Раскрыт вклад Е. А. Будиловой в разработку методологических проблем историко-психологического исследования.

Впервые выявлены и изучены документы личного фонда Е. А. Будиловой, что позволило расширить историографическую базу истории психологии, пополнив ее новой фактологией.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке курса лекций по истории психологии, для разработки специального раздела в биои библиографических трудах. Полученные данные являются источником расширения фактологической базы исследования в области истории психологии. Обработанный и введенный в научный оборот личный фонд Е. А. Будиловой может быть использован в исследовательских целях и в образовательной деятельности.

Достоверность и надежность научных результатов обусловлены проработанностью исходных методологических позиций, адекватностью использованных методов исследования предмету, цели и задачам работы, репрезентативностью и валидностью источниковой базы исследования, доказательностью и непротиворечивостью полученных выводов, соотнесением научных результатов с современными подходами к системному осмыслению проблем истории психологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Историографические исследования составляют важный источник повышения познавательных ресурсов истории психологии, способствуют разработке ее теории, пониманию логики и детерминант историко-психологического познания, раскрытию проблемного поля историко-психологических исследований, выявлению «белых пятен» в истории психологии, позволяют охарактеризовать тенденции развития современного историко-психологического процесса и выделить перспективы развития истории психологии.

2. Формирование научного мировоззрения Е. А. Будиловой обусловлено влиянием социально-культурных (политическая и социальная ситуация в стране, марксистская идеология), логико-научных (объективная потребность в развитии историко-психологических исследований) факторов, а также особенностями жизненного пути и научно-исследовательской деятельности ученой (личностные и профессиональные характеристики Е. А. Будиловой, ее ближайшее окружение и оппонентный круг).

3. Историко-психологические исследования Е. А. Будиловой занимают важное место в отечественной истории психологии, так как в них впервые дан систематический анализ развития отечественной психологической науки, обоснована ее периодизация и глубоко раскрыта история русской дореволюционной и советской психологии.

4. Ключевое место в творчестве Е. А. Будиловой занимает философско-методологический анализ и разработка принципов истории психологии, предопределивших дальнейшее развитие историко-психологического направления в отечественной психологической науке.

5. Стиль научной деятельности Е. А. Будиловой, обусловленный особенностями ее личности и мировоззрения, характеризуется строгой доказательностью и логической обоснованностью выводов, фактуальностью, глубиной методологической проработанности исследуемых проблем, системностью и комплексностью их анализа, единством методолого-теоретического и исторического аспектов изучения истории психологии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертации отражены в научных статьях соискателя. Результаты исследования докладывались на научной конференции, посвященной 30-летию ИП РАН, на психолого-педагогических чтениях молодых ученых, аспирантов и студентов Московского гуманитарного университета (г. Москва, 2004), на кафедре общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета (2002;2004).

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в историко-психологической области и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложений. Библиография включает в себя 189 психологических источников. В приложениях диссертации представлена полная библиографии научных работ Е. А. Будиловой, опись личного Научного фонда Е. А. Будиловой как результат обработки ее документов и материалы интервью с ее коллегами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Коренные изменения в макросоциальном контексте развития отечественной науки актуализируют обращение к историографии истории психологии как разделу методологии истории психологии. Важность решения этой задачи обусловлена, как неразработанностью ряда аспектов историографического исследования историко-психологического познания, так и необходимостью создания концептуальной базы историографии, которая бы соответствовала реалиям развития современной психологической науки.

2. В диссертации проведено описание и систематизация проблем историографии истории психологии, обозначены ее задачи, место в развитии историко-психологического познания. Историографические исследования составляют важное условие повышения познавательных ресурсов истории психологии, способствуют разработке ее теории, пониманию логики и детерминант ис-торико-психологического познания, раскрытию проблемного поля историко-психологического исследования, выявлению «белых пятен» в истории психологии.

3. Построение объективной периодизации как одной из центральных проблем историографического исследования — условие правильного понимания историко-психологического процесса. В основу периодизации истории психологии в диссертационном исследовании положены следующие критерии: динамика методологических основ психологического знания, изменение научной проблематики истории психологии, социально-исторические детерминация развития истории психологии, что позволило выделить дореволюционный, советский и постсоветский периоды и ряд этапов в развитии отечественного историко-психологического знания.

4. Обоснована важность проработанности методологических проблем как условия определения стратегии и интерпретации, полученных в ходе исто-рико-психологических исследований данных. Проанализированы представления о методологии истории психологии, как в историческом аспекте, так в контексте современного состояния философского, общенаучного и конкретно-научного знания, и раскрыто ее содержание: рассмотрение различных подходов и концепций истории психологиипонимания прогресса и кризисов в ходе исторической эволюции знанийкритериев научности той или иной системы знанийроли познающего субъекта в научном творчествевопросов целостности и единства историко-психологического процессаспецифики предмета и объекта истории психологии, принципов и методов историко-психологического исследованияключевых проблем (периодизации, задач истории психологии) и областей историко-психологического знания — историографии и источниковедения. Выделенные методологические положения были положены в основу конкретно-исторического анализы научного наследия Е. А. Будиловой.

5. Обоснована источниковая база реконструкции научной биографии и творческого наследия Е. А. Будиловой: опубликованные труды и неопубликованные архивные материалы, воспоминания коллег, интервью с психологами.

6. В качестве критериев периодизации научно-исследовательской деятельности Е. А. Будиловой выделены область интересов, предмет и направления ее исследований. В соответствии с данными критериями выделены основные этапы научно-исследовательской деятельности: на первом этапе (1957— 1974) предметом исследования были философские проблемы психологии в их историко-теоретическом аспекте, на втором (1975;1991) — проблемы истории социальной психологии.

7. Показано, что научное мировоззрение Е. А. Будиловой детерминировано совокупностью факторов: социально-культурными (политическая и социальная ситуация в стране, марксистская идеология), логико-научными (объективная потребность в развитии историко-психологических исследований), а также персоналистическими (личностные характеристики Е. А. Будиловой, ее ближайшее окружение и оппонентный круг) факторами.

8. Анализ истоков научных воззрений и реконструкция научно-исследовательской деятельности Е. А. Будиловой, позволили выяснить ее методологическую позицию. Содержание методологического анализа истории психологии представлено в работах Е. А. Будиловой в нескольких аспектах: изучение философских проблем истории психологии, выделение методологической проблематики в конкретно-исторических исследованиях, разработка принципов истории психологии (детерминации историко-психологического познания, периодизации истории психологии, развития, системности, единства логического и исторического).

9. Изучение истории дореволюционной психологии в работах Е. А. Будиловой включает: исследование проблемы детерминации и развития истории русской психологии конца XIX — начала XX векованализ вклада ученых в развитие русской дореволюционной психологиираскрытие истории становления отечественной социально-психологической мысли. В монографии «Борьба материализма и идеализма в русской психологии во второй половине XIX — начала XX вв.» впервые в советской историографии были объемно и полно отражены основные события и факты истории дореволюционной психологии, раскрыты содержание и ход борьбы материалистической, сеченовской, линии в психологии с господствовавшим тогда субъективно-интроспекционистским подходом в их общественно-политической обусловленности, выявлены особенности становления отечественной психологии как самостоятельной экспериментальной дисциплины. Книга Будиловой «Борьба материализма и идеализма в русской психологии во второй половине XIX — начала XX вв.» — своеобразная «энциклопедия» русской дореволюционной психологической мысли.

Большое историографическое значение имеет исследование Е. А. Будиловой психологических аспектов научного творчества И. М. Сеченова, раскрытие значения его идей для становления и развития отечественной психологической науки, ее институционализации в качестве самостоятельной отрасли знания.

10. Изучение Е. А. Будиловой социально-психологических проблем в русской науке открыло новую область истории отечественной психологии. Заслуга Е. А. Будиловой состояла в том, что она впервые обратилась к исследованию обыденного социально-психологического знания, обогатив тем самым психологическую науку новой фактологией. В работе выявляется генезис и прослеживается развитие социально-психологических идей в контексте культуры России, в разных сферах науки (психиатрии, этнографии, социологии, юриспруденции) и общественной практики (военное дело, педагогика).

11. В изучении истории советской психологии в работах Е. А. Будиловой основной акцент сделан на анализе разработки философско-методологических проблем: соотношения психики с окружающим миром, психических и физиологических процессов, биологической и социальной детерминации психики, активности сознания и его связи с деятельностью человека. Рассмотрены дискуссии по основным философским вопросам в процессе формирования главных методологических принципов советской психологии, раскрыты направления ее развития и взгляды ведущих советских психологов.

12. Историографический анализ научного наследия Е. А. Будиловой позволил определить стиль ее научной деятельности. Его характеризуют: строгая доказательность и логическая обоснованность выводов, фактуальность, глубина методологической проработанности исследуемых проблем, системность и комплексность их анализа, единство методологического и исторического в изучении истории психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973.
  2. Абульханова-Славская К.А., Бругилинский A.B. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубиштейна. М., 1989. — 243 с.
  3. А. Г, Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М., 1998. — 310 с.
  4. . Г. Задачи изучения истории русской психологии // Советская педагогика. 1938. № 4. — С. 104−200.
  5. . Г. Из истории психологических воззрений в России в XVIII столетии//Советская педагогика. 1939. № 11−12. — С. 128−137.
  6. .Г. О современном состоянии психологической науки в СССР // Советская педагогика. 1941. № 5. — С. 106−117.
  7. .Г. К.Д. Ушинский великий русский педагог // Советская педагогика. — 1945. № 12. — С. 98−111.
  8. .Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. -М., 1947.
  9. .Г. Новые пути развития психологической науки в СССР // Советская психология за 30 лет / Материалы конференции. М. — 1948. С. 5−18.
  10. .Г. Успехи советской психологии. Л., 19 486
  11. .Г. Основные задачи советской психологической науки. / Стенограмма публичной лекции. -М., 1950
  12. .Г. Вклад советской психологии в теорию ощущений // Психологическая наука в СССР. Т. 1 — М., 1959а.- С.45−47.
  13. Ананьев Б. Г О развитии психологической науки в некоторых странах Южной Африки // Вопросы психологии. 19 596. № 1. — С. 157−164.
  14. .Г. Важнейшие педагогические проблемы латиноамериканских стран // Советская педагогика. 1959в — № 1. — С.122−134.
  15. .Г. Рефлексы головного мозга И.М. Сеченова и современная психология // Сознание рефлекс. — М. — 1966. — С.38−50.
  16. .Г. Психологическая школа ленинградского университета // Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии и права, 1969а, № 5, вып. 1, с.79−86.
  17. .Г. Психологическая антропология К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 19 696. № 2. С.3−14.
  18. Ананьев Б. Г Вопросы психологии обучения в трудах Я. А. Коменского // Советская педагогика. 1971. № 2. — С. 48−54.
  19. Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М, 1974.
  20. Л.И. Особенности развития и современное состояние психологии в капиталистических странах // Проблемы теории и истории развития психологии (материалы симпозиума). М.: АПН СССР НИИ дифектологии, 1973. С.74−87.
  21. Аристотель. О душе. СПб.: Питер, 2002 — 220 с.
  22. Е.Ю. Развитие историко-психологического направления в отечественной и зарубежной психологии: Дис.. канд. психол.наук. Спб, 1994.-220 с.
  23. Большая советская энциклопедия. М., Изд.-во «Советская энциклопедия», 1974 г., с.478
  24. В.В. Психологические идеи в русской философии ХУШ века // Психологическая мысль России: век Просвещения. СПб, 2001.
  25. Е.А. Проблема ощущения и мышления в трудах И.М. Сеченова: Дис .канд. филос. наук. М., 1950,
  26. Е.А. Учение И.М.Сеченова об ощущении и мышлении. М., 1954.
  27. Е.А. Вопросы психологии познания // Вестник Академии наук. 1957а. № 8.
  28. Е.А. Развитие И.М.Сеченовым материалистической психологии в годы его работы в Московском университете // И. М. Сеченов и материалистическая психология М. — 19 576.- С.110−172.
  29. Е.А. К 70-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна // Вопросы психологии. 1959а. № 3.
  30. Е.А. Полемика об эксперименте и об экспериментальных методах в русской психологии в конце 19 века: Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. Вып. 1. — М., 19 596
  31. Е.А. Формы борьбы материализма с идеализмом в русской психологической науке во второй половине XIX века: Тезисы докл. да 2-ой Закавказской конференции психологов. Ереван, 1960а.
  32. Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (Вторая половина XIX- начало XX в.). М.: АН СССР, 19 606.
  33. Е.А. Русская и советская психологическая наука в западноевропейских и американских работах по истории психологии: Тезисы докладов на II съезде психологов. М., 1961а
  34. Е.А. Первые русские экспериментальные психологические лаборатории / Из истории русской психологии. М. 19 616. с.296−357
  35. Е.А. На совещании по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии // Вопросы философии. 1962. № 7.
  36. Е.А. Развитие теоретических принципов советской психологии и проблема мышления / Исследования мышления в советской психологии М.: «Наука», 1966а.
  37. Е.А. Рефлекторная теория мышления И.М.Сеченова / Исследования мышления в советской психологии. М.: «Наука», 19 666.
  38. Е.А. Вопросы мышления в ассоциативной психологии / Основные направления в исследовании мышления в капиталистических странах, глава II. М., 1966 В.
  39. Е.А. О некоторых методологических вопросах истории психологии: Тез. доклада на ХУШ Международном психологическом конгрессе в Москве. М., 1966 г.
  40. Будилова Е. А, К. К. Платонов. Важный вклад в историю советской психологии // Советская педагогика. 1968а. № 2.
  41. Е.А. Марксистская психологическая теория и история психологии: Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т. I. -М., 19 686
  42. Е.А. Взаимосвязь теории и истории / Теоретические и методологические проблемы психологии. М.: Наука. — 1969а.
  43. Е.А. О проблеме личности в трудах С.Л.Рубинштейна // Вопросы психологии 19 696. № 5.
  44. Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1972а.-335 с.
  45. Е.А. Методологические проблемы периодизации истории советской психологии: Материалы ГУ Всесоюзного съезда в Тбилиси. Тбилиси, 1971
  46. Е.А., К.А. Славская Советская психологическая наука в освещении западноевропейского психолога // Вопросы психологии 19 726. № 2.
  47. Е.А. Методологическое значение философских проблем в ис-торико-психологическом исследовании / Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973а.
  48. Е.А. О книге С.Л.Рубинштейна «Проблемы общей психологии"//Советская педагогика. 19 736, № 12.
  49. Е.А., Ломов Б. Ф., Шорохова Е. В. Академия наук СССР и развитие психологии // Вопросы психологии. 1974а, № 2.
  50. Е.А. Проблема личности в русской психологии второй половины XIX начала XX века Теоретические проблемы психологии личности. -М.: «Наука», 19 746.
  51. Е.А. Американский сборник материалов о советской психологии. (Рецензия на сборник «Психология в СССР: историческая перспектива») // Вопросы психологии. 1975. № 5.
  52. Е.А. О периодизации истории психологии в СССР / Актуальные проблемы истории и теории психологии. Ереван, 1976а.
  53. Е.А., Шорохова Е.В. В.Х. Кандинский как психиатр и психолог. (Рецензия на книгу J1. J1 Рохлина «Жизнь и творчество выдающегося психиатра В.Х. Кандинского») // Вопросы психологии 19 766. № 3.
  54. Е.А., Анцыферова Л. И., Бругилинский А. В. Пути развития советской психологии (рецензия на книгу А. А. Смирнова «Развитие и современное состояние психологической науки в СССР») // Вопросы психологии. 1977. № 1.
  55. Е.А. Н.Г.Чернышевский и материалистическая психология // Вопросы психологии 1978. № 5.
  56. Е.А. Об актуальных проблемах исследования истории отечественной психологической науки / Вопросы истории общей и прикладной психологии. Ростов-на-Дону, 1979а.
  57. Е.А. Методология, теория и эксперимент в научном творчестве С.Л.Рубинштейна //Вопросы психологии. 19 796. № 3.
  58. Е.А. Психологические труды И.М.Сеченова и русская культура второй половины XIX века // Вопросы психологии. 1979 В. № 4.
  59. Е.А. Философские проблемы в истории советской психологии / Истории философии в СССР. Т.5. М.:Наука. 1985а.
  60. Е.А. И.М.Сеченов и советская психология: сборник научных трудов Института истории естествознания и техники. — М.: Наука, 19 856.
  61. Е.А. И.М.Сеченов и Н. Г. Чернышевский Н.Г.Чернышевский и современность. К 150-летию со дня рождения. М., 1980а.
  62. Е.А. Психологическая теория И.М.Сеченова и современная психологическая наука // Психологический журнал. 19 806, № 1.
  63. Е.А. И.М. Сеченов и советская психология / Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. М.: Наука, 1980в
  64. Е.А. Проблемы социальной психологии в трудах В.М.Бехтерева // Психологический журнал, 1981 а.
  65. Е.А. Из истории социальной психологии в России: Доклад на УТсъезде психологов. М., 19 816
  66. Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М., 1983
  67. Е.А. Начало экспериментальной психологии в России // Психологический журнал. 1985. N° 4.
  68. Е.А., Кольцова В. А. К 100-летию первой русской экспериментальной психологической лаборатории // Вопросы психологии. 1985, N° 6.
  69. Е.А. Полемика об эксперименте на Всероссийских съездах по педагогической психологии: Материалы конференции. М.:Наука, 1990.
  70. Е.А. Категории исторического и логического в методологии истории психологии / Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988.
  71. Е.А. Полемика об эксперименте на Всероссийских съездах по педагогической психологии // Психологический журнал. 1988, N° 1.
  72. Е.А. Годы учения у С.Л.Рубинштейна. В книге «Сергей Леонидович Рубинштейн». М., «Наука», 1989, с. 296−307
  73. Е.А. Интервью к 80-летию // Психологический журнал. 1989. № 2. С. 152−155.
  74. Е.А. На рубеже двух веков. (К 100-летию журнала «Вопросы философии и психологии») //Психологический журнал. 1989. № 5.
  75. В.И. Записка о необходимости создания комиссии по истории науки, философии и технике // Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. -М., 1981, с. 291
  76. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М., 1982.
  77. А.Р. Современные взгляды на американскую психологию: главные темы // Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. -М., 1992. С. 47−49.
  78. Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 243 с.
  79. М.С. Методологические предпосылки развития культурно-исторической психологии: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003
  80. А.С. Исследование истории психологии в союзных республиках СССР // Методология историко-психологического исследования: Сб. науч. тр. -М., 1974.-С. 88−100.
  81. А. Н. Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период открытого кризиса (начало 10-х середина 30-х годов XX в.) // Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980. — С. 5−16.
  82. А.Н. О состоянии и задачах теории истории психологии // Актуальные проблемы истории психологии. Всесоюзная конференция (тезисы докладов). Т. 1. Ереван, 1982.
  83. А.Н. История психология как становление её предмета: Дис. в виде научного доклада. д-ра психол. наук. М., 1994. 68 с.
  84. А.Н. История психологии. От античности к современности: Учебник для психологических факультетов университетов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 512 с.
  85. А.Н. История психологии как наука // Вестник МГУ, сер. 14 «Психология» 1996. № 4. С.7−74.
  86. В. В. История русской философии. Т. 1.4. 1. Л., 1991.
  87. Зинченко 5.П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Методология истории. Т. 1. — Ярослвль, 2003. С.98−134
  88. Историография // Большая советская энциклопедия. М., 1974, с. 332
  89. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной науке. М., 1990.
  90. История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анцыферовой. -М., 1971.
  91. История психология // Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Изд-во МГУ, 1992.
  92. К 75-летию со дня рождения Е. А. Будиловой // Вопросы психологии. -1984. № 2.
  93. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппернейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 74−77
  94. Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 220 с.
  95. И. Д. Методы исторического исследования. М.:РАН, 2003.-485 с.
  96. В. А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 131−137.
  97. В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. 1992. № 5. С.3−12.
  98. В.А. Методологические проблемы истории психологии в трудах Б. Г. Ананьева // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования.- М., 2002. С. 80−99.
  99. В. А. Проблемы методологии истории психологии в трудах М. Г. Ярошевского // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования. М., 2002 В. — С. 134−157.
  100. В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во «ИП РАН, 2004. — 416 с.
  101. В.А., Олейник Ю. Н. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований // Современная психология. — М., 1999. С. 578−590.
  102. КМ. М.М. Троицкий // История психологии в лицах. Персоналии / Под редакцией JI.A. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2005. — С.475.
  103. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, 1998. — с. 200.
  104. А.И. Субъективные факторы научного творчества: Учеб. пособие для студентов. Пермь, 2002. — 88 с.
  105. Н.И. Наука в её истории: Методологические проблемы. М., 1982.-127 с.
  106. Кун Т. Структура научных революций. М.:АСТ, 2004. — 605 с.
  107. Т. История современной психологии. -СПб.:Питер, 2003.- 448с.
  108. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии // Памятники психологической мысли. М., 1999. — 3549 с.
  109. В.А. История психологии: необходим новый взгляд // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии, Т4. Ярославль — Тверь, 2001. — С.28−34.
  110. Г. А. Психология на пороге XXI века: Методологические проблемы. Ярославль: МАПН, 2001. — 110 с.
  111. JI.A. Идея гуманизации науки в работах Дж. Сартона //В поисках теории развития науки. М.: Наука, 1982
  112. Л. А. наука: История и историография XIX XX века / Отв. редактор В. Ж. Келле. — М.: Наука, 1987. — 262 с.
  113. Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Агентство «Блиц», 1994 — 155 с.
  114. Т. Д. История психологии. М.: Academia, 2001. — 538 с.
  115. Т. Д. М.И. Владиславлев // История психологии в лицах. Персоналии / Под редакцией JI.A. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. -М.: ПЕР СЭ, 2005 С. 104.
  116. Методологические проблемы историко-психологического исследования. -М., 2002.
  117. Г. Ю. Биографический метод и проблема психологии личности учёного // Вопросы психологии. 1994. № 2. — С. 131−147.
  118. Научный архив ИП РАН. Ф.20, оп. 1.2, д. 1, л. 15.
  119. Научный архив ИП РАН. Ф.20, оп.1.5, д. 30, л. 112.
  120. Научный архив ИП РАН. Ф.20, оп. 1.5, д. 25.
  121. Научный архив ИП РАН. Ф.20, оп. 2.
  122. Научный архив ИП РАН. Ф.20, on. 3.2., д. 1, л. 125.
  123. Научный архив ИП РАН. Ф.20, оп.3.2, д. 1−5.
  124. Научный архив ИП РАН. Ф.20, оп. 4.2.1., д. 1, л. 15
  125. Научный архив ИП РАН. Ф.20, оп. 4.2.2., д. 1, л. 11−18
  126. Научный архив ИП РАН. Ф.20, оп. 7.2., д. 1, л. 5−96
  127. A.A. Обсуждение методологических проблем историко-психологических исследований // Вопросы психологии 1973. № 4. — С. 185 188.
  128. Ю.Н. История становления и развития отечественной психологии индивидуальных различий: Автореф. дис.. канд. психол. наук, М., 1992. -23 с.
  129. Ю.Н. Проблемологический подход в истории психологии: состояние разработки и перспективы развития // Методологические проблемы ис-торико-психологического исследования: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН -М., 2002, С.165−178.
  130. A.B. Психология в России: XX век. М.: Изд-во УРАО, 2000.-309 с.
  131. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону, 1996, Т1
  132. A.B., Ярошевский М. Г. История психологии: Учеб. пособие для вузов. М., 1994
  133. Я. А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
  134. К. Логика научного исследования // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. — С. 33−239.
  135. Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971, с. 117
  136. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: ИП РАН, 1997. — 576с.
  137. С. Л. Основы общей психологии. М., 1934.
  138. С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.
  139. С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  140. С.Л. Принципы и пути развития психологии // Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. — С. 214−425.
  141. Г. И. Методы научного исследования. М., 1974.
  142. A.M. Методология истории и историография / Статьи и выступления.-М.: МГУ, 1981.- С. 91.
  143. Сергей Леонидович Рубинштейн: К 100-летию со дня рождения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1989
  144. Словарь практического психолог. // Сост. С. Ю. Головин.- Минск: Хар-вест, 1998. С. 295−297.
  145. А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М., 1975.
  146. А.П. О диахроническом принципе историко-психологического анализа //
  147. М. В. Психологические воззрения в Древней Руси // Очерки по истории русской психологии. М., 1957.
  148. М. В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI—XVIII вв.еках. М., 1963.
  149. Социально-психологические проблемы науки / Под ред. М. Г. Ярошев-ского. М., 1973.
  150. .М. Основные идеи в психологических трудах H.H. Ланге // Вопросы психологии. 1958. № 6. С. 44−63.
  151. .М. Об исторической оценке психологической концепции H.H. Ланге (ответ A.A. Шеину) // Вопросы психологии. — 1960. № 6. С.145−148.
  152. .М. Избранные труды: В 2-х томах, Т.2, М., 1985а
  153. .М. Психологические взгляды Герцена // Б. М. Теплов. Избранные труды. Т.2. М., 19 856. — С. 199−209.
  154. .М. О Максе Вертгеймере, основателе гештальпсихологии // Б. М. Теплов. Избранные труды. Т.2. М., 1985 В. — С. 218−246.
  155. .М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Вопросы психологии. Материалы второй Закавказской конференции психологов.- Ереван, 1960. С. 3−13.
  156. .М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 2. М., 1985 г. — С. 281−309.
  157. А.Н. Проблема теории и метода в истории психологии (в связи с учением о детерминации поведения) // Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973. — С. 89−110.
  158. Философия и методология науки: Учеб. Пособие для студентов вузов // Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 362−382.
  159. Хрестоматия по истории психологии (начало 10-х — середина 30-х годов XX века) / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  160. В. А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978
  161. Д., Шулъц С. Э. История современной психологии. Спб.: Евразия, 1998.- 532 с.
  162. А.В. Психология и методология // Психологический журнал. -2000. Т 21. № 5, с.35−47.
  163. А.В. «Методологический либерализм» и парадигмальный статус психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Методология истории. Т. 1. -Ярослвль, 2003. С.349−356
  164. М.Г. Введение в историю психологии: Учеб. Пособие. М.: Изд-во РОУ, 1994.- с. 168.
  165. В.А. История психологии: Учебное пособие. СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 379 с.
  166. М.Г. История психологии. М., 1966
  167. М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии (материалы симпозиума). М.: АПН СССР НИИ дифектологии, 1973.
  168. М.Г. Трехаспектность науки и проблемы научной школы // Социально-психологические аспекты науки. -М., 1973. С. 174−184.
  169. М.Г. История психологии. М., 1976.
  170. М.Г. Психология XX столетия. Теоретические проблемы развития психологичексой науки. М.: Политиздат, 1971. — 368 с.
  171. Blainville M.N. Histoire des sciences de Г organisation et de leur progres, comme base de la philosophie? P.- Lyon, 1845
  172. Gaetane Chapelle. Daniel Lagach (1903−1973). Unite de la psychologie: un reve impossible// Science Humains, decembre, 2000, p.44−46.
  173. Histoire de la psychologie, par M. Reuchlin, presse universitaire de France, 1967.
  174. Introduction a la psychologie. Histoire et methods. F. Parot, M.Richelle. Presse Universitaires de France, Paris, 1992, p.7−13
  175. Koyre A. Les philosophes et la machine // Etude d’histoire de la pensee philosophique, Paris, 1961
  176. Koyre A. Perspectives sur l’histoir des sciences. In: Etudes d’histoire de la pensee scientifique. — P., 1966.
  177. La psychologie a la recherche de son objet: comportement, cognition, conscience. Paris, 1950
  178. La recherche philosophique en France. Rapport de la commission presidee par Pierre Magnard et Ives Charles Zarka. Paris, 1996.
  179. Les notions philosophiques. Dictionnaire. V2. Presse universitaire de France, 1990, p. 1629
  180. Metzger Helene. La methode philosophique dans histoire des sciences. Paris, 1937, p.57−75.
  181. Mueller P. Histoire de la psychologie. Paris, 1960
  182. Psycho: Connaitre l’individu et groupe aujourd’hui. M.A.Roberte, Paris, 1980
  183. Reuchlin, Maurice. Introductione a la recherche en psychologie. Natnan, 1992
  184. Richarde Michel. Les courants de la psychologie contemporaine. Lyon, 1990, p.7−13
  185. Sarton G. The History of Science and the New Humanism. N.Y., 1956
  186. Valeure philosophique de la psychologie. XVIIe Semaine de Sintese. 27−30 mai, 1947
Заполнить форму текущей работой