Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-образовательное сопровождение формирования готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тип устойчивости жизненного мира как один из показателей готовности к осуществлению студентами выбора проявляется в зависимости от представлений о свободе выбора особым образом: студенты, характеризующиеся доминированием предметной категории в представлении о свободе выбора, проявляют низкую степень устойчивости жизненного мира человека. Характер устойчивости жизненного мира в большей степени… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психолого-педагогический анализ формирования готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении
    • 1. 1. Готовность к осуществлению студентами выбора как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Профессиональное обучение в вузе как условие формирования готовности к осуществлению студентами выбора
    • 1. 3. Особенности психолого-образовательного сопровождения формирования готовности к осуществлению студентами выбора
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование показателей готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении
    • 2. 1. Представление о свободе выбора студентов разных квазипрофессиональных сред
    • 2. 2. Субъективное качество выбора и устойчивость жизненного мира у студентов с разными представлениями о свободе выбора
    • 2. 3. Личностные характеристики студентов с разными представлениями о свободе выбора
    • 2. 4. Фиксированная установка в гаптической сфере студентов с разными представлениями о свободе выбора
    • 2. 5. Взаимосвязь личностных характеристик студентов с разными представлениями о свободе выбора
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. Психолого-образовательное сопровождение формирования готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении
    • 3. 1. Программа психолого-образовательного сопровождения студентов с разной степенью готовности к осуществлению выбора
    • 3. 2. Анализ результатов использования программы психолого-образовательного сопровождения формирования готовности студентов к осуиветвлению выбора
    • 3. 3. Оценка эффективности программы психолого-образовательного сопровождения формирования готовности студентов к осуществлению выбора
  • Выводы по главе 3
  • ВЫВОДЫ

Психолого-образовательное сопровождение формирования готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие современного образования связано с процессами его модернизации и интеграции, цель которых заключается в выявлении оптимальных путей успешного вхождения России в европейское образовательное пространство, создающей соответствующие условия для развития мобильности молодых граждан, их самореализации и востребованности в обществе. Основными причинами обновления образования выступают, с одной стороны, запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и регионального рынков труда, а также перспективные потребности их развития, с другой — необходимость создания условий для непрерывного образования граждан в течение всей жизни и обеспечения каждому человеку возможности формирования выбора сообразно собственным потребностям и жизненным планам. Образовательный процесс предоставляет возможность студенту осуществлять свободу выбора, при этом создавая ситуацию неопределенности, которая присуща всем сферам социальной реальности, особенно в эпоху глобализации. Расширение практики формирования образовательного выбора студента вырабатывает у него способность к быстрому реагированию на изменение спроса и предложения на рынке труда и напрямую влияет на его конкурентоспособность в будущем. Важным компонентом выступает академическая свобода, которая находит свое отражение в образовательном выборе студента и позволяет ему развить не только способности, самостоятельность, но и ответственность за собственное профессиональное становление.

Несмотря на то, что многие аспекты готовности к выбору сегодня изучены достаточно детально, вопрос о роли формирования готовности к выбору в процессе профессионального обучения остается нерешенным. Несформированность готовности к выбору проявляется далеко не у всех студентов, вместе с тем, вопросы выбора индивидуальной образовательной траектории в период профессионального обучения встают практически перед каждым молодым человеком.

Актуальным становится рассмотрение готовности к осуществлению студентами выбора посредством психолого-образовательного сопровождения, с включением новых форм и методов. Эффективным «инструментом» формирования готовности к осуществлению выбора в профессиональном обучении, на наш взгляд, является именно психолого-образовательное сопровождение как управляемый системно-организованный процесс и как неотъемлемая часть составляющей открытой образовательной системы, которая предполагает включение «открытого», свободно мыслящего человека в профессиональное пространство, человека, способного выбирать и изменять траекторию профессионального становления (О.М. Краснорядцева). Программа психолого-образовательного сопровождения формирования готовности к осуществлению выбора строится на активном использовании студентами рефлексии учебной и внеучебной деятельности, современных технологиях профессионального дискурса, которые позволяют студентам проявить самостоятельность мышления, становление и развитие субъектности участников образовательного процесса, и в этой связи позволяет разрешить внутренние противоречия в представлениях о себе и своих способностях, сформировать субъектную позицию, обеспечить комплексное решение задач личностного и профессионального становления студентов средствами образования.

В научной литературе накоплен теоретический и эмпирический материал, раскрывающий особенности психолого-образовательного сопровождения профессионального обучения. Значительный вклад в разработку проблемы психолого-образовательного сопровождения учебно-воспитательного процесса внесли отечественные психологи и педагоги Б. З. Вульфов, Е. В. Бондаревская, В.Л. Кан-Калик и др. В последнее время опыт развития системы психолого-образовательного сопровождения поддержки и сопровождения развития обучающихся представлен О. С. Газманом, Г. В. Мухаметзяновой, И. В. Дубровиной, О. М. Краснорядцевой, И. Ю. Малковой, Е. С. Глуховой. Исследования проблемы выбора, в том числе готовности к осуществлению выбора, представлены достаточно широко как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Различные аспекты данной проблемы затрагивали в своих работах В. Ф. Сафин, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов, М. С. Филоник, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, Л. Бинсвангер, М. Босс, Ф. Александер и др.

Проблема выбора, в частности профессионального, актуализируется именно в юношеском возрасте: сначала в период выбора профессии, затем — в период профессионального обучения, когда студент выбирает определенное направление в своей профессиональной деятельности — индивидуальную профессиональную траекторию. Именно способность осуществлять выбор становится критерием целос тности личности и ее готовности к самоосуществлению.

Однако до сих пор нет однозначного представления о том, что готовность к осуществлению выбора актуализируется в период профессионального обучениясуществует терминологическая неопределенность данного понятия. Сегодня, несмотря на множество работ, посвященных изучению психолого-образовательного сопровождения профессионального обучения, крайне мало исследований, где акцентируется внимание на проблеме психолого-образовательного сопровождения формирования готовности к осуществлению выбора в профессиональном обучении.

Указанная проблема органично вписывается в контекст противоречий современной педагогической психологии, среди которых наиболее острыми считаются противоречия между:

— необходимостью личности в выборе с ориентацией на свои возможности, потребности и доминантные способности и отсутствием возможностей психолого-образовательного сопровождения готовности к осуществлению выбора в учреждениях профессионального образования;

— потребностью образовательной практики высшего профессионального образования в психолого-образовательном сопровождении готовности к выбору в процессе профессионального обучения и недостаточной научно-методической разработанностью содержания, форм и методов психолого-образовательного сопровождения в педагогической психологии.

В настоящее время можно наблюдать определенную несогласованность в исследовании данной проблемы, так как готовность к осуществлению выбора в большей степени рассматривается на этапе выбора профессии, а не в период профессионального обучения. В частности, процесс готовности к выбору не рассматривается с точки зрения психолого-образовательного сопровождения, способствующего формированию этой готовности. Отсутствует также включенность в процесс психолого-образовательного сопровождения новых форм и меюдов, актуализирующих формирование готовности к выбору.

Проведенные нами теоретические исследования психолого-образовательного сопровождения формирования готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении подтверждают сложность проблемы, объективная необходимость решения которой, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность и возрастающая актуальность определили тему диссертационного исследования: «Психолого-образовательное сопровождение формирования готовности студентов к осуществлению выбора в профессиональном обучении».

Цель исследования — изучить в теоретическом и эмпирическом плане возможности психолого-образовательного сопровождения формирования готовности студентов к осуществлению выбора в профессиональном обучении.

Объект исследования — формирование готовности студентов к осуществлению выбора в профессиональном обучении.

Предмет исследования — психолого-образовательное сопровождение формирования готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении.

Гипотеза исследования представлена следующими допущениями:

1. Готовность к осуществлению выбора характеризует высокую степень необходимости и возможности человека в реализации предстоящего выбора, который определяет ценностно-смысловые ориентиры человека, маркируя соответствующие его внутреннему содержанию «вызовы» среды таким образом, что позволяет из многообразия возможных вариантов осуществлять наиболее успешный.

2. Показателями готовности к осуществлению выбора выступают: личностные характеристики (самореализационный потенциал, жизнестойкость, интеллект, коммуникативные способности, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, ригидность-флексибильность) — иллюзии восприятия (эффект фиксированной установки в гаптической сфере) — особенности представлений о свободе выборатип устойчивости жизненного мира (конструктивный, неконструктивный, стагнационный) — субъективное качество выбора.

3. Реализация программы психолого-образовательного сопровождения ориентирована формирование готовности к осуществлению студентами выбора, эффективность которой проявляется в фиксации изменений личностных характеристик студентов с разной степенью готовности и имеет своей целью изменение вектора направленности студентов (от предметнойнесформированной — готовности к осуществлению выбора к смысловойситуативной — готовности к осуществлению выбора).

Для достижения цели и проверки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать современные подходы к исследованию проблемы готовности к осуществлению выбора в профессиональном обучении в условиях психолого-образовательного сопровожденияособенности профессионального обучения студентов, способствующие — препятствующие формированию готовности к осуществлению выбора.

2. Определить показатели готовности к осуществлению выбора: представление о свободе выбора, тип устойчивости жизненного мира, субъективное качество выбора, личностные характеристики и психофизиологические особенности формирования фиксированной установки в гаптической сфере.

3. На основе показателей готовности к осуществлению выбора выделить группы студентов с разной степенью готовности к осуществлению выбора.

4. Разработать и реализовать программу психолого-образовательного сопровождения студентов формирования готовности к осуществлению выбора в профессиональном обучении.

5. Определить критерии и оценить эффективность программы психолого-образовательного сопровождения студентов с разной степенью готовности к осуществлению выбора.

Теоретико-методологической основой исследования послужили теории профессионального развития и профессиональной адаптации личности (A.A. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, A.M. Новиков), теоретическая модель психолого-образовательного. сопровождения (О.М. Краснорядцева, И. Ю. Малкова, В. Ш. Масленникова, А. Г. Абдуллин, О.Н. Нургатина), философские, психологические и педагогические теории и положения о свободе выбора в философской антропологии (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, М.К. Мамардашвили), представления о выборе человека в рамках различных школ и направлений: гуманистического направления в психологии (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциального направления в психологии (В. Франкл, Р. Мей, Э. Фромм, Д. А. Леонтьев, Ф.Е. Василюк), а также проблема определенности человеческого выбора (К. Левин, Е. Толмен, Э. Дейси, Р. Райн).

В соответствии с целью, задачами и общей методологией в диссертации использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований в области педагогической психологии.

2. Теоретико-прикладное моделирование программы психолого-образовательного сопровождения формирования готовности к осуществлению студентами выбора на этапе профессионального обучения.

3. Констатирующий эксперимент, направленный на диагностику уровня сформированности готовности к осуществлению выбора в процессе профессионального обучения.

4. Формирующий эксперимент, имеющий целью определить возможности психолого-образовательного сопровождения, задающие процессуальные векторы перехода от несформированной готовности к осуществлению выбора к ситуативной готовности к осуществлению выбора.

5. Качественный анализ собранных фактических данныхметоды математической обработки экспериментальных данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена (гэ), критерий Манна-Уитни, факторный анализ).

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

В процессе констатирующего эксперимента с диагностической целью использовались методы наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ) — с целью формирования готовности к осуществлению студентами выбора использовались методы рефлексивного семинара и фокус-групп.

Для получения валидных диагностических данных были применены тестовые методики: 1) Самоактуализационный тест Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза, М.В. Латинской- 2) Томский опросник ригидности Г. В. Залевского- 3) 16-факторный опросник Р. Кеттелла- 4) тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева- 5) методический прием «Субъективное качество выбора» Д. А. Леонтьева, Е.Ю. Мандриковой- 6) методика «Изучение устойчивости жизненного мира», опросник «Определение типа жизненного сценария» (И.О. Логинова).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены обоснованием методологической базы, применением надежных методов изучения, адекватных методологии работы, валидных и взаимодополняющих методик, соответствующих выдвинутой гипотезе, поставленным в исследовании цели и задачи, качественным и количественным анализом полученных данных на основе применения методов математической статистики для обработки эмпирических данных.

Описание выборки: общий объем выборки исследования составил 450 человек в возрасте от 18−20 лет, 140 студентов 3-го курса специальности «Педагогика и психология» и направления «Педагогика» (профиль «Психологическое образование») Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева- 160 студентов 3-го курса специальности «Лечебное дело» Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого- 150 студентов 3-го курса специальности «Международные отношения» Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Этапы исследования:

Первый этап (2007;2008) — анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследованиясистематизация понятийного аппаратаформулировка гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.

Второй этап (2008;2010) — составление программы исследованияподбор методик для решения его задачпроведение пилотажного исследованиякачественная и количественная обработка результатов, проведение основного этапа эмпирического исследования, реализация программы психолого-образовательного сопровождения.

Третий этап (2010;2012) — обобщение и интерпретация полученных данных, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Уточнено понятие готовности к осуществлению выбора, которое рассматривается как возможность успешной реализации предстоящего выбора, определяемого ценностно-смысловыми ориентирами и степенью ответственности человека в единстве с условиями среды.

2. Определено, что симптомокомплекс «готовность к осуществлению выбора» представлен системой следующих показателей: личностными характеристиками (самореализационным потенциалом, жизнестойкостью, интеллектом, коммуникативными способностями, самоконтролем, эмоциональной устойчивостью, ригидностью-флексибильностью) — иллюзиями восприятия, проявляющимися в эффектах фиксированной установки в гаптической сфереособенностями представлений о свободе выборатипом устойчивости жизненного мира (конструктивный, неконструктивный, стагнационный) — субъективным качеством выбора.

3. Выделены характеристики сформированной, ситуативной и несформированной готовности к осуществлению выбора: несформированная готовность к осуществлению выбора определяется слабой выраженностью самоактуализационного потенциала, общей жизнестойкости, интеллектуального потенциала, непринятием моральных норм, склонностью к чувству вины, высокими показателями психической ригидности, индифферентной позицией в отношении субъективного качества выбора, стагнационным типом устойчивости жизненного мираситуативная готовность к осуществлению выбора определяется умеренной выраженностью самоактуализационного потенциала, общей жизнестойкости, сниженными показателями психической ригидности, средней степенью выраженности позиции в отношении субъективного качества выбора, неконструктивным и конструктивным типом устойчивости жизненного мирасформированная готовность к осуществлению выбора определяется наибольшей выраженностью характеристик самоактуализационного потенциала, общей жизнестойкости, высокими показателями интеллектуального потенциала, доминантности, принятия моральных норм, самоуверенности, сниженными показателями психической ригидности, выраженной позицией в отношении субъективного качества выбора, конструктивным типом устойчивости жизненного мира.

4. Определены возможности психолого-образовательного сопровождения формирования готовности к осуществлению студентами выбора, которые выступают определяющими в период выстраивания студентами траектории профессионального становления. Экспериментально доказана возможность повышения готовности к осуществлению выбора при включении программы психолого-образовательного сопровождения (на примере рефлексивного семинара и метода фокус-групп), реализующая различные формы работы со студентами с ситуативной готовностью к осуществлению выбора и несформированной готовностью к осуществлению выбора. Эффективность программы психолого-образовательного сопровождения подтверждена изменением векторов направленности студентов от предметной (несформированной) направленности выбора к смысловой (ситуативной) направленности и изменением факторной структуры личностных характеристик студентов с разной степенью готовности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— расширены теоретические представления об особенностях психолого-образовательного сопровождения формирования готовности к осуществлению студентами выбора в процессе профессионального обученияопределены возможности использования форм психолого-образовательного сопровождения (метод фокус-групп, рефлексивный семинар), обеспечивающих формирование готовности к осуществлению выбора;

— психолого-образовательное сопровождение, реализуемое в специально организованных условиях образовательной среды вуза, выступает как форма профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на решение задач развития личности обучающегося.

Практическая значимость исследования:

Полученные данные позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия при формировании личности профессионала. Программа психолого-образовательного сопровождения может быть реализована в работе социально-психологической службы вуза с целью улучшения качества профессионального обучения студентов с разной степенью готовности к осуществлению выбора. Психодиагностический комплекс методик, использованных в исследовании, может служить основой для разработки психодиагностической программы при изучении потенциальных возможностей абитуриентов, выбирающих будущую сферу профессиональной деятельности, определить перспективу успешности профессионального обучения и становления в условиях образовательного пространства вуза.

Материалы исследования послужили основой для разработки учебного курса «Самопознание» для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», курса «Самопознание и саморазвитие» для студентов-бакалавров по направлению «Педагогика» (профиль «Психологическое образование») ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (2006;20Юг). Осуществленный в исследовании подход позволяет прогнозировать возможные затруднения в осуществлении выбора индивидуальной образовательной траектории на этапе профессионального становления и наметить пути их решения.

Работа над диссертационным исследованием была поддержана РФФИ в рамках гранта: «Мобильность молодых ученых (мобст)» научная работа молодых российских ученых в ведущих организациях РФ, номер проекта 10−690 750.

Положения, выносимые на защиту:

1. Готовность к осуществлению выбора рассматривается как возможность человека в реализации предстоящего выбора, который определяет ценностно-смысловые ориентиры человека, маркируя соответствующие его внутреннему содержанию «вызовы» среды таким образом, что позволяет из многообразия возможных вариантов осуществлять наиболее успешный. Симптомокомплекс «готовность к осуществлению выбора», степень проявления которого может быть дифференцирована как «несформированная», «сформированная», «ситуативная», определяется совокупностью характеристик: представление о свободе выбора, тип устойчивости жизненного мира, субъективное качество выбора, личностные характеристики и психофизиологические особенности формирования фиксированной установки в гаптической сфере.

2. Формирование готовности к осуществлению студентами выбора в процессе профессионального обучения может быть реализовано в специально организованных условиях, которые задаются личностным потенциалом обучающихся в единстве с образовательной средой вуза.

3. Готовность к осуществлению выбора формируется посредством включения программы психолого-образовательного сопровождения, которая может быть использована как универсальная модель, включенная в образовательную практику вузов, обеспечивает формирование готовности к осуществлению выбора. Конкретными методами реализации психолого-образовательного сопровождения является рефлексивный семинар и метод фокус-групп.

Апробация результатов. Основные результаты диссертационного исследования неоднократно докладывались на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики последипломного образования КрасГМУ. Основные положения исследования были апробированы на Международных (Санкт-Петербург, 2009; Красноярск, 2012, 2013;), Всероссийских (Красноярск, 2007, 2009, 2012) и региональных (Бийск, 2007, 2008) научно-практических конференциях. По теме диссертации опубликовано 17 работ, из них 5 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, приложений. Текст диссертации представлен на 235 страницах, иллюстрирован 22 таблицами и 16 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1 .Готовность к осуществлению выбора предполагает наличие возможностей, обеспечивающих устойчивость человека в ситуации выбора, к которым относятся следующие характеристики: представление о свободе выбора, тип устойчивости жизненного мира, субъективное качество выбора, личностные качества и психофизиологические особенности формирования фиксированной установки в гаптической сфере, позволяющие обнаруживать возможности, открывающиеся во взаимодействии со средой, в которую включен человек, и реализовывать их.

2. Тип устойчивости жизненного мира как один из показателей готовности к осуществлению студентами выбора проявляется в зависимости от представлений о свободе выбора особым образом: студенты, характеризующиеся доминированием предметной категории в представлении о свободе выбора, проявляют низкую степень устойчивости жизненного мира человека. Характер устойчивости жизненного мира в большей степени проявляется по форме «гипоустойчивости», что определяется готовностью к изменениям под влиянием внешних обстоятельств и отсутствием выработанных форм взаимодействия с миром. Высокая степень устойчивости жизненного мира зафиксирована у студентов, характеризующихся доминированием ценностной категории в представлении о свободе выбора. Высокая степень устойчивости — это подвижная устойчивость, готовность к взаимодействию с миром, готовность к изменениям под влиянием обстоятельств и выработка собственных форм взаимодействия с миром, которые человек изменяет под влиянием обстоятельств.

3. Концепты субъективного качества выбора, выступая показателем готовности к осуществлению выбора, проявляются у студентов с разными представлениями о свободе выбора особым образом: студенты, характеризующиеся доминированием предметной категории в представлении о свободе выбора, демонстрируют невысокие и средние оценочные показатели, что может характеризоваться как нечеткость позиции («выбор реализуется с чувством тревоги», «надеясь на помощь внешних сил», «полагаясь на «авось», «видя только одно решение», «опираясь на свои потребности») — студенты, характеризующиеся доминированием смысловой категории в представлении о свободе выбора, имеют выраженную позицию в выборе основных концептов, оценивая субъективный выбор как «бесконфликтный», «самостоятельный», «с опорой на себя" — студенты, характеризующиеся доминированием ценностной категории в представлении о свободе выбора, реализуют его как расширение пространства возможностей («выбор реализуется уверенно», «рационально», «с чувством правоты», «ответственно», «смело и решительно», «взвешивая все «за и против», «опираясь на свои ценности», «видя несколько вариантов»).

4. Выявлены группы студентов с разной степенью готовности к осуществлению выбора: несформированная готовность, сформированная готовность, ситуативная готовность. Данные констатирующего эксперимента позволяют говорить о том, что сформированная готовность к реализации выбора обусловлена такими личностными характеристиками, как: самореализационный потенциал, жизнестойкость, интеллект, коммуникативные способности, экспрессивность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, ригидность-флексибильность, которые у студентов различной профессиональной направленности имеют различную степень выраженности: у студентов, характеризующихся сформированной готовностью к осуществлению выбора (24,1% от всей выборки), наибольшую выраженность имеют базовые характеристики самоактуализационного потенциала («компетентность во времени», «шкала поддержки»), также дополнительные характеристики («ценностные ориентации», «гибкость поведения», «сензитивность», «спонтанность», «самопринятие»), наличие высокого уровня общей жизнестойкости, высокие показатели интеллектуального потенциала, доминантность, принятие моральных норм, самоуверенность, сниженные показатели психической ригидностидля студентов, характеризующихся несформированной готовностью к осуществлению выбора (31,7% от всей выборки), характерна слабая выраженность самоактуализационного потенциала по базовым характеристикам («поддержки», «компетентность во времени»), а также дополнительным характеристикам («природа человека», «синергия», «познавательные способности»), наличие слабо выраженного уровня общей жизнестойкости, невысокие показатели по характеристикам интеллектуальний потенциал, непринятие моральных норм, склонность к чувству вины, зафиксированы высокие показатели психической ригидностиу студентов, характеризующихся ситуативной готовностью к осуществлению выбора (44,2% от всей выборки), проявляется умеренная выраженность самоакту ал изационного потенциала по базовым характеристикам («поддержки», «компетентность во времени»), умеренная выраженность общей жизнестойкости, умеренные показатели сдержанности — общительности, интеллектуального потенциала, эмоциональной неустойчивости — эмоциональной стабильности, стойкостиэмоциональной сензитивности, практичности — воображению, наивностипроницательности, серьезности — импульсивности, отсутствию (недостатку) контроля — способности сдерживать тревожность, доверчивостиподозрительности, робости — предприимчивости, низкое напряжение — высокое напряжение, уверенная адекватность — склонность к чувству вины, покорностьдоминантность, непринятие моральных норм — принятие моральных норм, консерватизм темперамента — радикализм, групповая зависимостьсамоудовлетворенность, снижены показатели психической ригидности.

5. Готовность к осуществлению выбора имеет психофизиологическую природу, что проявляется в иллюзиях восприятия как эффект фиксированной установки в гаптической сфере на осуществление выбора, открываемого в конкретной ситуации. Фиксированная установка может выступать как установочная предрасположенность ригидности, низкого уровня самоактуализации, затрудняя тем самым формирование готовности к осуществлению студентами выбора.

6. Психолого-образовательное сопровождение является эффективной формой работы по формированию готовности к осуществлению студентами выбора, в структуре которой особое место занимают: рефлексивный семинар, позволяющий фиксировать и делать предметом рефлексии (с последующим обсуждением) те личностные изменения, которые происходят со студентами и могут быть отнесены как к планируемым (в виде целей образовательного проекта), так и к побочным образовательным эффектамметод фокус-групп, позволяющий прояснить позицию участников, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросуумение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая недоверие к себе и приверженность старым образцам.

7. Реализация программы психолого-образовательного сопровождения готовности к осуществлению студентами выбора позволила зафиксировать изменения, произошедшие со студентами с разной готовностью к осуществлению выбора: в осуществлении выбора студенты в большей степени рассчитывают на свои силы, а не на внешние обстоятельства, что характеризует целостность и зрелость личностисвобода выбора рассматривается через семантические единицы смысловой категории: «взаимоотношение», «личностный рост», «ответственность" — обнаружены новые личностные характеристики, определяющие готовность к осуществлению студентами выбора, специфика которых связана с расширением границ возможного, увеличением многомерности выбора человека, результатом чего явилось изменение факторной структуры личностных качеств студентов.

8. Эффективность программы психолого-образовательного сопровождения готовности студентов к осуществлению выбора доказана проведением формирующего эксперимента, позволившего актуализировать личностные характеристики студентов, выступающие одними из доминирующих в процессе формирования готовности студентов к осуществлению выбора: показатели самоактуализационного потенциала, общая жизнестойкость, устойчивость жизненного мира, результатом чего выступили способность выходить за рамки предусмотренного, обнаруживая возможность видеть многообразие разных способов осуществления выбора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. , А. Понять природу человекаТекст. / А. Адлер, — СПб.: Академический проект, 2000.-256 с.
  3. Академик. Готовность. Толковый словарь Ушакова. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/finenc/21 779
  4. Академик. Готовность. Большая психологическая энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://psych0l0gy.academic.ru/7498/T0T0BH0CTb
  5. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст./Б.Г.Ананьев, — СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  6. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст./Б. Г. Ананьев.-СПб.: Питер, 2010.-288 с.
  7. , А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст./А.Г. Асмолов. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996.-256с.
  8. , А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии Текст./ А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. — 480 с.
  9. , Р. Искусство решения проблем Текст./Р. Акофф.- М.: Мир, 1982.-224с.
  10. , М. М. К философии поступка Текст. // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986 — С. 80−160.
  11. , М. М. Собрание сочинений Текст.: В 7 т./ М. М. Бахтин М.: Русские словари, 1997. -Т.5: Работы 1940-х — начала 1960-х годов.
  12. , Н. В. Динамические особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности Текст./ Н. В. Басалаева, И. О. Логинова.- Красноярск.: КГПУ им. В. П. Астафьева.-2008.-216 с.
  13. , Д. Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержкаТекст./ Д. Б. Богоявленская // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работьксб. науч.ст.-М.: НИИ ВО, 1993.-С.56−58
  14. , Н. А. Судьба России: Книга статей Текст. /Н.А.Бердяев.- М., 2008.-419 с.
  15. , Л. Фон. История и статус общей теории систем Текст. / Л.Фон Берталанфи //Системные исследования. Ежегодник. 1973.-С.20−37.
  16. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализацииТекст. /Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  17. , Л. Бытие в мире. «КСП+"Текст./ Л. Бинсвангер. М.: Ювента- СПб.: Ленато, 1999. — 300 с.
  18. , Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли Электронный ресурс./ А. Бинсвангер. Режим доступа: http://evrika.tsi.lv/index.php?name=:texts&flle=show&f=393.
  19. , М.Р. Система развивающей работы школьного психолога: курс лекцийТекст./М. Р. Битянова // Школьный психолог, — 2004, — № 34.- С.25−32
  20. , Б. С. К проблеме человека в психологии Текст. /Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. № 5. — С. 3−20.
  21. , С. Л. Экзистенциальная психология глубинного переживания Электронный ресурс./С. Л. Братченко. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/brats01/index.htm
  22. Братченко, С. J1. Личностный рост и его критерии Электронный ресурс. / Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/brami01/index.htm
  23. , Д. Искусство психотерапевтаТекст./ Д. Бьдженталь.-СПб.: Питер, 2001−304 с.
  24. , Д. Наука быть живым Текст./ Д. Бюдженталь. М.: Класс, 1998.-336 с.
  25. , Д. Смысл текущего Электронный ресурс. /Д.Бьюдженталь. -Режим доступа: http://psyphenomen.narod.ru/budsens.html
  26. , В. Ф. Построение типологии жизненных миров Электронный ресурс. /В. Ф. Василюк. Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1651 .html
  27. , Ф. Е. Методологический анализ в психологииТекст./ Ф. Е. Василюк. М.: МГППУ, Смысл, 2003. — 240 с.
  28. , Ф. Е. Психология переживания Текст./ Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1984, — 320с.
  29. , Т. А. Типы профессионально-психологического мышления: исторический и общепсихологический аспекты Текст.: автореф. дис. .канд психол. наук: 19.00.01 / Ваулина Татьяна Анатольевна Барнаул, 2005 -24 с.
  30. , Е. Е. Между свободой и принуждением Электронный ресурс. /Е. Е. Вахромов. -Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x045.htm
  31. , И. В. Введение в профессию „психолог“ Текст.: учеб. пособие / В. И. Вачков, И. Б. Гришпун, Н. С. Пряжников.- М.: изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2003. 464 с.
  32. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подходТекст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  33. , А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. Москва: Логос, 2009. — 334 с.
  34. , А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. Москва: Логос, 2011. — 287 с
  35. , А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе Текст. /А. А. Вербицкий // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 31−39.
  36. , А. А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий Текст. /А. А. Вербицкий // Завуч. 1998. — № 5. — С. 96−110.
  37. , А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении Текст. / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева.// Вопросы психологии. -1997.-№ 3.-С. 12−22.
  38. Выготский, J1.C. Исторический смысл психологического кризисаТекст./Л. С. Выготский // Психология.-М.: Эксмо-пресс, 2000.-С. 14−120.
  39. , Л. С. О психологических системах Текст. / Л. С. Выготский // Психология.- М.: Эксмо-пресс, 2000.- С. 216−232.
  40. , Л. С. Собрание сочиненийТекст.: в 6-ти томах/Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982.-325 с.
  41. , Л. С. Психология развития человекаТекст./ Л. С. Выготский.- М.:Смысл, 2005.-136с.
  42. , О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI векаТекст.Ю. С. Газман //Классный руководитель.-2000.-№ 3.-С.6−33.
  43. , Э.В. Системная детерминация самореализации личности Текст.: автореф. дис. .д-ра психол. наук: 19.00.01 / Галажинский Эдуард Владимирович. Барнаул, 2002.-43 с.
  44. , Е. В. Храпкова И.Б. Тьютерское сопровождение студентов Института психоанализа Текст./Е.В.Гайманова., И. Б. Храпкова.- М: Институт психоанализа, 2009−24 с.
  45. , С. Н. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст./С. Н. Гессен ,-М: Школа пресс, 1995−448 с.
  46. , И. О. Психология профессиональной деятельности учителя Текст./И.О.Гилева. Красноярск, 2003. — 108 с.
  47. , JI. Я. Самоактуализационный тест Текст./ JI. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: изд-во Моск. ун-та, 1995. — 43 с.
  48. , Н. Д. Роль рефлексии в построении предметного действия Текст. /Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко // Человек.-2001. -№ 6.-С.26−41.
  49. , И. Б. Некоторые аспекты феномена самореализации Текст. /И. Б. Дерманова, Л. А. Коростылева// Психологические проблемы самореализации личности / под. ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд- во СпбГУ, 1997.- Вып.1.-С. 20−40
  50. , O.E. Личностная автономия как предмет психологического исследования Текст.: автореф.дис.канд.психол.наук/ Дергачева Ольга Евгеньевна.- М., 2005.- 20 с.
  51. , О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивацииТекст.: теория Э. Деси и Р. Райана /О. Е. Дергачева //Современная психология мотивации/под ред. Д. А. Леонтьева.- М.: Смысл, 1997.-243с.
  52. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст./М. И. Дьяченко.- Минск: изд-во БГУ, 1976.-176с.
  53. , М. И. Психология высшей школы Текст./ Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. -М.: Харвест, 2006.-416 с.
  54. , Т.О. Средовая образовательная стратегия и образовательный выбор студента в современном российском университете Текст. / Т.О.Дука// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.- 2009.-№ 116.-С. 132−136.
  55. , Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / Жукова Наталья Владимировна. М., 2000. — 20 с.
  56. , Г. В. Теория субъекта и фиксированные формы поведенияТекст. /Г. В. Залевский // Психологический журнал. 2003. — Т.24. -№ 3. — С. 15−20
  57. , Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых системТекст./Г. В. Залевский.- Томск: изд-во ТГУ, 2004.-186с.
  58. , Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии Текст.-Томск: изд-во Том. ун-та, 1993.-272 с.
  59. , Э. Ф. Психология профессий Текст./Э.Ф.Зеер. М.:Академия, 2005.-336 с.
  60. , Э. Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога Текст.: автореф. дис. доктора психол. наук.: 19.00.03 /Э.Ф.Зеер. -Свердловск, 1989. 44 с.
  61. , Э. Ф. Психология профессионального образования Текст./Э.Ф.Зеер. М.:Академия, 2009. — 384 с.
  62. , Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. /Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6.-С. 35−44.
  63. , В. П. Аффект и интеллект в образованииТекст./В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1995. — 64 с.
  64. , В. П. Сознание и творческий акт Текст./В.П.Зинченко. -М.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.
  65. , В. П. Общество на пути к „человеку психологическому“ /В. П. Зинченко //Вопросы психологии. 2008. — № 3. — С. 3−10.
  66. , В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытииТекст./В. В.Знаков. М.: Институт психологии РАН, 2007. — 479 с.
  67. В. В. Субъект, личность психология человеческого бытияТекст./В. В. Знаков. М. Институт психологии РАН, 2005. — 384 с.
  68. , В. И. Стратегическая исследовательская модель траектории развития личности в многомерной образовательной среде Текст. / В. И. Кабрин // Сборник конференций НИЦ „Социосфера“ 2011.-№ 7.-С.68−81.
  69. , В. И. Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования Текст. / В. И. Кабрин // Сибирский психологический журнал 2010.-№ 37.-С.71−75
  70. , В. И. Развитие психологического потенциала достижений личности (Комплексный проект развивающих тренинговых программ) Электронный ресурс. электрон.уч.пособие, — Электрон.дан.-Томск, 2009 .- 1 электрон. оптич .диск
  71. , В. И., Мацута В. В., Березина Е. М. Исследование коммуникативных миров и ценностных ориентаций сибирских и европейских студентов Текст. / В. И. Кабрин., В. В. Мацута., Е. М. Березина // Сибирский психологический журнал, — 2010. № 36. — С. 72−77.
  72. , Д. В. Представление о личностном выборе и его роли в функционировании личности с точки зрения экзистенциональногуманистического подхода к изучению личности Текст. /Д.В.Карась,
  73. A.В.Серый//Успех современного естествознания.-2009.-№ 3.-С.76
  74. , Л. А. Краткий психологический словарь Текст./ Л. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-512 с.
  75. , К. В. Психология жизненного пути личности Текст. /К.
  76. B. Карпинский.-Гродно, 2002.-167 с.
  77. , С. Исследовательское интервью Текст./ С. Квале. М.: Смысл, 2003.-256с.
  78. , Дж. Теория личности Текст./ Дж. Келли. СПб.: Речь, 2000.249 с.
  79. , А. В. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе Текст. /А. В. Клочко, О. М. Краснорядцева // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки.- 2001. № 1.1. C. 4−9.
  80. , В. Е. Методологические принципы теории психологических систем Текст. /В. Е. Клочко // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. Бийск, 2000. — С. 8−16.
  81. , В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) Текст./ В. Е. Клочко. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. — 174 с.
  82. , В. Е. Самореализация личности как проявление самоорганизации в психологических системахТекст./ В. Е. Клочко // Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 1999. — С. 65−144.
  83. , В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенезаТекст. /В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. -1998. -№ 8−9.-С. 7−14.
  84. , В. Е. Человек как психологическая система Текст. /В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. 1996. — Вып. 2. — С. 10−13.
  85. , В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трасспективный анализ) Текст. / В. Е. Клочко, — Томск: Изд-во ТГУ, 2005.-174 с.
  86. , В. Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии Текст. /В. Е. Клочко // Методология и история психологии / Метод психологии, — Том 3. Вып. 1. -М., 2008. -С.165−178.
  87. , В. Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика Текст./ В. Е. Клочко // Психология обучения.- 2008. -№ 8. -С. 10−23.
  88. , В. Е. Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический анализ Текст./ В. Е. Клочко // Вестник Московского университета. Серия „Психология“ 2008. -№ 2.-С. 87−101.
  89. Ключевые компетенции 2000 (программа) Текст. // ОхfordCambridgeand RSA Examinations./ KeySkills, 2000, — C.79−94
  90. , A. Г. Личность и пути ее формированияТекст./А.Г.Ковалев.-М., 1991.-31с.
  91. , А. Г., Психологические особенности человекаТекст. /А.Г.Ковалев, В. Н. Мясищев ,-Л.:Изд-во ЛГУ, 1960.-304с.
  92. , Т. М. Концепция школы „Эврика-развитие“ как школы индивидуально-ориентированного образования» Текст. /Т.М.Ковалева, Л. М. Долгова // Управление школой индивидуального образования. Томск, 2002. -С. 15−19
  93. , А. Ю. Личное и профессиональное Я в практике психосоциального консультирования Текст. /А. Ю. Кованов // Мир психологии.-2002.-№ 2.-С.135−142
  94. , Д. В. Свобода, воля и свобода воли как феномены социального (человеческого) бытия и проблемная ситуация их познания Текст. /Д. В. Колесов // Мир психологии.-2007.-№ 3 (51).-С.20−23
  95. , А. А. Жизненный выбор человека: виды и факторы влияния в аспекте возможностей Текст. /А. А. Комлев //Мир психологии.-2004.-№ 4-С.41−51.
  96. , Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения Текст./ Л. А. Коростылева. СПб.: изд-во СПбГУ, 2000. -292 с.
  97. , Р. Свобода и психотерапия Электронный ресурс./Р.Кочюнас. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x743.htm
  98. , Р. Экзистенциальная психология и психотерапия: взгляд на дилеммы человеческого бытияТекст. /Р.Кочюнас // Вопросы ментальной медицины и экологии. -1996. № 2. — С. 33−51.
  99. , Р. Основы психологического консультирования Текст./Р. Кочюнас. М.: Академический проект, 1999. — 234 с.
  100. , О. М., Романова О. В. Тьютерское сопровождение исследовательской деятельности студента Текст./0. М. Краснова, О. В. Романова // Современная наука.-2011.-№ 1. С.88−92
  101. , О. М. Психологическое содержание экспертизы образовательных инноваций Текст./0. М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал.-2008.-№ 306. С.139−141
  102. , О. М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда) Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук.: 19.00.01/Краснорядцева Ольга Михайловна М., 1997. — 42 с.
  103. , О. М. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста Текст./0. М. Краснорядцева // Вестник ТГУ.-2007.-№ 305.-декабрь.-С. 165−168
  104. , О. М. Опыт разработки и реализации психолого-образовательного сопровождения процесса подготовки высококвалифицированных кадровТекст./0. М. Краснорядцева //Психология обучения.-2008.- № 8.-С.15−18
  105. , А. В. О некоторых проблемах профессиографического исследования деятельности практических психологов в системе образованияТекст./А. В. Крупенина //Психологическая наука и образование. -2002.-№ 1. -С.85−86.
  106. , К. Динамическая психология: избранные труды Текст. /К. Левин. -М.: Смысл, 2001. 572 с.
  107. , К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии Текст. / К. Левин// Психологический журнал.-1990.-Т. 11-№ 5.-С. 134−158
  108. , К. Разрешение социальных конфликтов Текст. /К. Левин-СПб.: Речь, 2000.-408 с.
  109. , Л. В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Лежнина Лариса Викторовна.- М., 2010.-47 с.
  110. , А. Н. Воля Текст./ А. Н. Леонтьев// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, — 1993.-№ 2.-С. 3−14.
  111. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2-х т. /А. Н. Леонтьев.- М.: Педагогика, 1983. Т.1.
  112. , Д. А. Психология смысла: природа, строение, динамика смысловой реальностиТекст./Д. А.Леонтьев. М.: Смысл, 2003. — 429 с.
  113. , Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности Текст. /Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. -2000.-Том 21.- № 1, — С.24−27
  114. , Д. А. Что такое экзистенциальная психология? Текст./Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-С.40−54
  115. , Д. А. Пилипко Н.В. Выбор как деятельность Текст. /Д.А.Леонтьев., Н. В. Пилипко //Вопросы психологии. -1995.- № 1.- С.7−16
  116. , Д. А. Тест жизнестойкости Текст./ Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. М.: Смысл, 2006.-63 с.
  117. , И. Я. Философия дидактики и дидактика как философияТекст./ И. Я. Лернер. М., 1995. — 49 с.
  118. , И. О. Временной континуум жизненного самоосуществления человекаТекст. /И. О. Логинова // Вестник Краснояр.госпед.ун-та им В. П. Астафьева.-2008.-№ 1.-С.84−89.
  119. , И.О. Жизненное самоосуществление: системно-антропологический контекстТекст.: автореф.дис. .д-ра психол.наук.: 19.00.01 / Логинова Ирина Олеговна.-Томск, 2010.- 42 с.
  120. , И.О. Психология жизненного самоосуществления Текст. / И. О. Логинова, — М.: СГУ, 2009, — 279 с.
  121. , И. О. Трансспектива жизненного самоосуществления педагога Текст./ И. О. Логинова //Известия Волгоградского государственногопедагогического университета. Серия «Педагогические науки».- Волгоград.-2008.-№ 9 (33). -С.257−260.
  122. , И. О. Особенности устойчивости жизненного мира человека в кризисных условиях жизнедеятельности Текст. /И. О. Логинова //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки».- 2011.-№ 2. С. 21−26.
  123. , Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования Текст./ Б. Ф. Ломов, — М.:Наука, 1999.-204 с.
  124. , Б. Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения Текст./Б. Ф. Ломов // Принцип системности в психологических исследованиях. -М., 1990.-С. 10−18.
  125. , Ю. В. Современная философия: на пути к постнеклассической парадигме Текст./ Ю. В. Лоскутов //Человек и общество: на рубеже тысячелетий.- вып.9−10.- Воронеж: изд-во ВГПУ, 2001.-С.156−159.
  126. , А. Экзистенциальный анализ: найти согласие с жизнью Текст./ А. Лэнгле // Московский психотерапевтический журнал. -2001. № 1.-С.28−32
  127. , А. РегБОп.Экзистенциально-аналитическая теория личности Текст./А.Лэнгле.- М.: Генезис, 2009.-160 с.
  128. , А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций Текст./ А.Лэнгле.- М.: Генезис, 2009.-240 с.
  129. , Е.А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости Текст.: автореф. дис. .канд.психол.наук:19.00.13 / Лукина Елена Александровна.-СПбГУ, 2006.-247 с.
  130. , Е. А. Стратегии и детерминанты личностного выбора (на примере выбора профессии) Текст.: автореф дис .канд.психол.наук: 19.00.01 / Магазева Елена Анатольевна .- Омск, 2005.-25 с.
  131. , Е. Ю. Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки Текст.: автореф. дис.к.психол.наук.: 19.00.01 / Мандрикова Елена Михайловна.- М., 2005.- 27 с.
  132. , A.K. Психология профессионализма Текст./ А. К. Марков. -М., 1996.-308 с.
  133. , С. Р. Теории личности: сравнительный анализТекст. /С.Р.Мадди. СПб.: Речь, 2002. — 539 с.
  134. , М. К. Современная европейская философия (ХХвек)Текст./М. К. Мамардашвили // Логос,-1991.-№ 2.-С.115−119
  135. , М. К. Формы и содержание мышленияТекст./М. К. Мамардашвили. М., 1968.-452с.
  136. , М. К. Эстетика мышленияТекст./М. К. Мамардашвили. -М.: Московская школа политических исследований, 2000. 416 с.
  137. , М. К Как я понимаю философиюТекст. /М.К.Мамардашвили. М.: Прогресс: Культура, 1992. — 415 с.
  138. , М. К. Классический и неклассический идеалы рациональностиТекст./М.К.Мамардашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 82 с.
  139. , М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности Текст./ М. К. Мамардашвили. М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2010 -288 с.
  140. , М. К. Необходимость себяЭлектронный ресурс. /А.Мамардашвили. -Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/mamar02/index.htm
  141. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу.-СПБ.: Евразия, 1999.-572 с.
  142. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу,-М.: Смысл, 1999, — 425 с.
  143. , Г. Л. Самосознание профессионала Текст.- Улан-Удэ, 1999,-200 с.
  144. Миронова-Тихомирова, A.C. Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.03 / А.С.Миронова- Тихомирова Антонина Сергеевна, — Хабаровск, 2006.-24 с.
  145. , JI. M. Психология профессионального развития учителя Текст./Л. М. Митина, — М.: МПСИ: Флинта, 1998.-200 с.
  146. , Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью Текст./ Р. Мертон, М.Фиске., П. Кендалл -М.: 1991.-91 с.
  147. , H. Н. Формирование психологической готовности учащихся профильных учебных заведений к профессиональному выбору Текст.: автореф. дис.к.психол.наук: 19.00.07 / Меркулова Нина Николаевна. -Н.Новгород, 2010.-22 с.
  148. Мэй, Р. Новый взгляд на свободу и ответственность Текст. /Р. Мей // Экзистенциальная традиция .- 2005. № 2.-С.52−65
  149. Мэй, Р. Любовь и воля Текст./Р. Мэй. M.: REFL-book, Ваклер, 1997. -376 с.
  150. Мэй, Р. Открытие Бытия Текст./Р.Мэй. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — 224 с.
  151. Мей, Р. Мужество творить: очерк психологии творчества Текст. -Львов.: Инициатива- М.: ин-т общегуманитарных исслед., 2001.
  152. Мэй Р. Искусство психологического консультированияТекст./Р.Мэй.-М.:Класс, 1994.- 144с.
  153. Мэй, Р. Происхождение экзистенциональной психологии Текст./ Р. Мэй// Экзистенциальная психология.-М.: Апрель-Пресс, 2001.-С.1−10
  154. , Е. В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Некрасова Елена Владимировна.-Барнаул, 2005.-47 с.
  155. Нет причин для пробуксовки (беседа с Е.А.Козловой) Текст.// Школьный психолог.-2000.-№ 10.-С. 14−15
  156. , А. М. Постиндустриальное образование Текст./ А. М. Новиков.-М.: Эгвес, 2008.-136 с.
  157. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологовТекст. / ред.- сост. Н. В. Крылова. М., 1995. — 113 с.
  158. , О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки менеджера в вузеТекст.: автореф. дис.к.психол.наук: 13.00.01 / Нургатина Ольга Николаевна.- Казань, 2009.-22 с.
  159. , С. И. Словарь русского языка Текст./С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Швецовой.-М.:Рус.язык. 1984.-797с.
  160. , Г. Личность в психологии Текст. /Г. Олпорт.-СПб.: Ювента +, 1998,-345 с.
  161. , Г. Становление личности Текст.: избранные труды /Г.Олпорт, — М.: Смысл, 2002.-462 с.
  162. , А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике Текст. //Вопросы психологии. 2002.-март-апель.-№ 2.-С.64−85.
  163. Осоков, В.П.,. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбораТекст./ В. П. Осоков, Е. Б. Перелыгина, В. В Фадеев// Мир психологии.-2003. -октябрь-декабрь -№ 4 (36). С.151−159.
  164. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28−51−513/16Текст. //Вестник образования России.-2003.-№ 9.-С.53
  165. , А. И. Социально-психологическая структура готовности к профессиональному выбору лиц юношеского возраста Текст.: автореф. дис.к.психол.наук: 19.00.05, 19.00.03 / Постовалова Алла Ивановна. Челябинск, 2010.-25 с.
  166. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения Текст. -М.: ИЛИ РАО, 1994. 103 с.
  167. , Г. С. Личностно-типологические особенности регуляции субъектной деятельности Текст.: автореф. дис. доктора психол. наук.: 19.00.01 / Прыгин Геннадий Самуилович М., 2006.-49с.
  168. , Н. С., Пряжникова Н. С. Профориентация Текст./ Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова- М.: Академия, 2010. 496 с.
  169. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологииТекст. / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-334 с.
  170. Рабочая книга школьного психолог Текст./ под ред. И. В. Дубровиной.-М.Международная педагогическая академия, 1995.-375с.
  171. , К. Консультирование и психотерапия Текст. /К. Роджерс.-М.: Психотерапия, 2008−512 с.
  172. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человекаТекст. / К.Роджерс. М.: Прогресс, 1994- 117 с.
  173. , К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы Текст. / К. Роджерс.- М.: Психотерапия, 2008−512 с.
  174. , Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ профессиограммы Текст./ Е. С. Романова. СПб.: Питер, 2008 -464 с.
  175. Российская энциклопедия по охране труда. Электронный ресурс. -Режим доступа: ШрУМоуап.уапёех.ги/профессиональная подготовка/Охрана труда/Профессиональное образование
  176. , С. Л. Бытие и сознание Электронный ресурс. /С.Л.Рубинштейн.-Режим доступа: http://www.klex.ru/2s8
  177. , С. Л. Основы общей психологии Текст./С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998.-688 с.
  178. , С.Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2012.-224 с.
  179. , Ж.П. Экзистенцианализм это гуманизм Текст./ Ж. П. Сарт.// Сумерки богов.- М.:Политиздат, 1989.-С.319−344.
  180. , Г. Рациональное принятие решения в деловых организациях Текст./Г. Саймон//Психологический журнал.-2002.-Т.23.-№ 1 .-С.42−52
  181. , Э. Г., Толстова И. Э., Шефель В. Г. Методика профессионального обучения Текст./ Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель Новосибирск., 2008. — 161 с.
  182. , В. И. Антропологический принцип в психологии развитияТекст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии.-1998.-№ 6.-С.4−17
  183. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективностиТекст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М., 1995.
  184. , В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования Текст./ В. И. Слободчиков Екатеринбург., 2009. — 263 с.
  185. , В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие /В. И. Слободчиков, Е.И.Исаев- под общ. ред. В. П. Щур. М.: Школьная Пресса, 2000.— 416 с.
  186. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личностиТекст./С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  187. , Н.В. Мониторинг качества профессионального обучения студентов в вузе Текст.: автореф. дис.к.психол.наук: 13.00.08 / Сорокина Наталья Владимировна. Н. Новгород, 2006.-27 с.
  188. Справочник практического психолога. Психодиагностика Текст. / под.общ.ред.С. Т. Посоховой.-М.: ACT, 2006.-671 с.
  189. , В. В. Самосознание личности Текст./ В. В. Столин. М., 1983.
  190. , JI. Д. Основы психологииТекст.: практикум/ Л. Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2000−576 с.
  191. , Э. Поведение как молярный феномен Текст.// Хрестоматия по истории психологии/ под ред. П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан .- М.:МГУ, 1980.-С.46−82.
  192. Тьютерское сопровождение Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inpsycho.ru/edu/persormelmanagement/tutor.html
  193. , Д.Н. Общая психология Текст./ Д. Н. Узнадзе.- СПб.: Питер, 2004.-417 с.
  194. , Д. Н. Психология установки Текст. /Д. Н. Узнадзе.- СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  195. , Д. Н. Экспериментальные основы психологииТекст./ Д. Н. Узнадзе.-СПб.: Питер, 2001.-414 с.
  196. , С. JI. Духовные основы обществаТекст./С.Л.Франк. М.: Республика, 1992
  197. , В. Воля к смыслу Текст. /В. Франкл. -М.: Эксмо-пресс, 2000.368 с.
  198. , В. Основные понятия логотерапии Текст. /В. Франкл.- СПб.: Ювента, 1997.-С.242−279.
  199. , В. Психотерапия на практике Текст. / В. Франкл.- СПб.: Речь, 2000.-250 с.
  200. , В. Человек в поисках смыслаТекст.: сборник: /В.Франкл- общ.ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990.-367 с.
  201. Франкл, В. Философия человеческой ответственности Электронный ресурс./В.Франкл.-Режим доступа: http://communikatione.narod.ru/lib/psyl/fr05.txt
  202. , В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагереТекст./ В. Франкл. -М.: Смысл, 2004.-176с.
  203. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. КультураТекст. /З.Фрейд.-М.: Ренессанс, 1991−270 с.
  204. , Э. Бегство от свободы Текст. /Э.Фромм.-Минск: Харвест, 2004.-384 с.
  205. , Э. Душа человека Текст. /Э.Фромм. -М.:АСТ, 2004.-572 с.
  206. , Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий Текст./ Э. Фромм.-М.:Айрис-пресс, 2005−352 с.
  207. , Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики Текст./ Э. Фромм. Минск: Коллегиум, 1992.
  208. , М. Время и бытие: статьи и выступления Текст. /М.ь Хайдеггер М.: Республика, 1993. — С. 391−407.
  209. , М. О сущности истины Текст./М.Хайдеггер // Философские науки. -1989. № 4. — С. 88.
  210. , X. Мотивация и деятельностьТекст./Х.Хекхаузен.-СпбЛитер, 2003.-864с.
  211. , JI.H. Психологические условия самоосуществления личности Текст.:автореф.дис.канд.психол.наук:спец.: 19.00.01 /Храмцова Лидия Николаевна.- Новосибирск, 2003.-20 с.
  212. , В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст./В. Д. Шадриков, — М.: Логос, 1996.-320 с.
  213. , Г. П. Избранные трудыТекст./ Г. П. Щедровицкий. -М.: Школа Культурной Политики, 1995. 760 с.
  214. , А. Свобода воли и нравственность Текст./А. Шопенгауэр .- М.: Республика, 1992.-464с.
  215. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени Текст./К. Г. Юнг. -СПб.: Питер, 2002.-352 с.
  216. , И. Свобода Электронный ресурс./И. Ялом.- Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/yalom01/txt09.htm
  217. , И. Экзистенциальная психотерапия Электронный ресурс./И.Ялом.-Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library .php?part=article&id= 125 8
  218. , М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система (монография) Текст. / М. С. Яницкий // Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000
  219. , М. С. Ценностное измерение массового сознания Текст./М. С. Яницкий. Новосибирск.: Изд-во СО РАН, 2012. — 237 с.
  220. , Б. А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации Текст.: автореф. дис. д-ра. психол. наук: 19.00.13. /Ясько Бэла Аслан овна- Краснодар, 2004 -41 с.
  221. Adams, D. P. The stories we live by: Personal myths and the making of the self. New York-London: The Guilford press, 1996. — P. 27−37.
  222. Adams, G. R. A developmental social psychology of identity: Understanding the person in context / G.R. Adams, S.K. Marshall // Journal of Adolescence. -1996.-№ 19.-P. 429−442.
  223. Ach A, On volition Text./A. Ach//-University of Constanz, 2006.-140 P.
  224. Denzin N, Interpretative biography./ Denzin N// Newbury Park, CA: Sage, 1989.-321 P.
  225. Harre R, Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research / Harre R.// European journal of social psychology. 1989. — V. 19.-№ 5.-P. 439−453.
  226. Loginova I. O, Sociocultural Characteristics of Psychological Education in the Context of Systemic-Anthropological Approach / I.O.Loginova, V. B Chupina., Y.V. Zhivaeva // Journal of Social Sciences, Volume 8, Issue 2, 2012, — P. 281−293.
  227. Pornthip Chalungsooth, Alexander S. Faris. The Development and Implementation of a Psychoeducational Support Group forinternational Students Text./ Pornthip Chalungsooth, Alexander S. Faris //Human Services Today.-2009.-№ 6.-P.8.
  228. Paul Jerry, Debbie Proulx. The Process of Delivering Psychoeducational Assessment Results Text./ Paul Jerry, Debbie Proulx .- USA, 2008. — 91 p.
  229. Viktor E. Frankl, Man’s Search for MeaningText./ Viktor E. Frankl.-Rieder, 2009- 160 p
  230. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Resilience at work. Text./ S.R.Maddi, D. M Khoshaba.- American Manangement Association, 2005.- 225 p/
  231. Verplanken B, Value congruence and job satisfaction among nurses: a human relations perspective Text./ B. Verplanken //International Journal of Nursing Studies.-2004.-Vol, — 41 .-P.599−605/
  232. Verplanken B, Holland R. Motivated Decision Making: Effects of Activation and Self-Centralitiy of Choices and Behavior Text./ B. Verplanken, R. Holland // of Personality and Social Psychology. 2002. — Vol. 82, No. 3. — P.434−447
  233. Entwicklung eines Modells zum Bildungsbenchmarking fur die beruflice Weiterbildung Text./ Andreas Bonhoff.- Bielefeld: Univ. Diss, 2008, — 431 p
  234. Lincoln Y. S, Emerging criteria for quality in qualitative and interpretative research // Qualitative Inquiry. 1995. — № 1. — P. 275−289.
  235. Lewin K, A dynamic theory of personality Text. / K. Lewin.- N.Y.: McGraw-Hill, 1973, — P. 239−273
  236. May R, Love and Will Text. / R. May- N.Y.: W.W.Norton&Co, 1969, — P. 143−187.
  237. May R, Psychology and the Human Dilemma Text. / R. May //Princeton: VanNostrand, 1967.-P. 168−181
  238. May R, The Discovery of Being: Writings in Existential Psychology. Text. / R. May -N.Y.: W.W.Norton, 1983
  239. Caspi, A. Personality development: stability and change/ A. Caspi, B.W. Roberts, R.L. Shiner / A. Caspi // Annual Review of Psychology. 2005. № 56. -P. 453 484
  240. Erikson, E.H. Identity and the life cycle/ E.H. Erikson. New York: Norton, 1980.-P. 121.
Заполнить форму текущей работой