Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII — начале XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чувьюров А. А. Влияние старообрядчества на традиционную духовную культуру коми Верхней и Средней Печоры // Музей хранитель памятников сакральной культуры. Религия и культурная память человечества. — СПб.: Б.и., 1997. — 116 с. Ф. 7. Доношения в правительствующий Сенат (о старообрядцах). Ф. 17. Доношение в правительствующий Сенат из Белозерской провинциальной канцелярии. Доношение Каргопольской… Читать ещё >

Содержание

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование истории старообрядчества Поморья и Северо-востока европейской части России за более чем трехсотлетний период его существования позволяет сделать следующие
  • выводы

Церковная реформа, проведенная царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном разделила русское общество на две противостоящие стороны, меньшую из которых представляли сторонники сохранения старых обрядов. Они были названы раскольниками, а позднее старообрядцами. В данном исследовании идейные разногласия не рассматриваются в связи с тем, что этой проблеме посвящен огромный массив литературы, начиная с XVIII в. по наши дни, с одной стороны, а с другой, автор не ставил перед собой задачи исследовать их в очередной раз.

Исторический процесс раскола вызвал ситуацию, когда по мере утверждения церковной реформы Никона те, кто отказывался их воспринимать, подвергались гонениям и потому уходили в глухие, недосягаемые для власти места: на Север, в Поморье, Верхокамье, в предгорье Северного Урала, основывая там свои поселения, осваивая новые территории России.

Несогласие с реформой не привело приверженцев «старой веры» к единству и со временем стали формироваться пустыни старообрядцев, различные толки и согласия староверов, формироваться общежительства, отличавшиеся между собой по взглядам на соблюдение норм церковной жизни: так появились поповцы и беспоповцы, позднее среди них бегуны, федосеевцы, и т. д.

Отправной точкой для создания традиций старообрядцев стало общежительство на Выге и Лексе в Поморье, откуда старообрядцы переселялись и переносили основы хозяйствования и управления своими общинами. Хозяйственные нужды старообрядцев приводили к необходимости развивать торговые отношения с миром, неприемлемым ими по вероисповедальным причинам, но важным по экономическим проблемам. Это приводило к тому, что наиболее успешным в торговых делах старообрядцам поручалось обустраиваться в столицах и больших городах, что способствовало становлению российского купеческого сословия, предпринимательства, капиталистических отношений. Эти старообрядческие семьи впоследствии занимали ведущее положение не только в экономике, но и политике. Многие из них известны как меценаты российского искусства.

Государственная политика по отношению к старообрядцам строилась в большей степени на основе неприятия их сначала патриаршей, а затем и синодальной церковью. Правительство действовало в интересах государственной церкви, со временем понимая, что необходимо принятие решений о признании старообрядчества, имеющего достаточно большое влияние в обществе. Петр I признал старообрядчество тем, что обложил их двойным налогом, и оценивая его как трудовой слой для выполнения государственных задач, поставленных им перед страной в ходе ее модернизации. Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II тоже колебались между признанием и непризнанием старообрядчества. Их государственная политика была противоречивой: то негласно признавая старообрядчество, то снова принимая решения о гонениях и преследовании его представителей. Самым ярким фактом гонения XIX в. стало уничтожение Выговской пустыни в 1855—1856 гг.

XX в. принес серьезные изменения в жизнь старообрядцев. После манифеста 17cmt>E (va. 1905 г., а затем указа 17 октября 1906 г. в городах и селах России развернулось строительство старообрядческих церквей и молелен, создание приходских общин. Всего за период с 1905 по 1914 г. только белокриницкой церковью было построено свыше 200 храмов. Закон «Положения о старообрядческих общинах», разработанный в 1909 г. и окончательно утвержденный в 1913 г., способствовал созданию благоприятной обстановки для налаживания религиозной жизни старообрядчества. В 1912 г., например, в Москве на Рогожском кладбище был создан Старообрядческий институт — среднее учебное заведение с шестилетним сроком обучения, готовившее старообрядческих начетчиков и учителей.

Активную деятельность по объединению всех беспоповских согласий развернули руководители поморцев. В 1909 г. на I Всероссийском соборе беспоповцев в Москве были заложены основы организационного единства, беспоповцев. II Всероссийский собор уделил много внимания упорядочению приходской жизни общин, иконописания, издания нужных старообрядческой церкви книг и журналов. В августе 1917 г. был созван Съезд старообрядцев всех согласий. Избранный его председателем П. П. Рябушинский в своей речи выразил недовольство бессилием Временного правительства и призвал встать на защиту великой, глубоко несчастной России.

Революции 1917 г., Февральскую и Октябрьскую, старообрядцы восприняли неоднозначно, и в силу тех или иных своих представлений- воевали и в Белой и Красной армии. В отличие от «либералов» и «демократов», старообрядцы констатируют эти факты, но не требуют ни от кого покаяния или презрения, воспринимая эти факты как жизненную данность.

В советское время староверам пришлось пройти со всем народом через коллективизацию, разрушение скитов и семейственности, допускать изменения в традициях, связанное с уходом из жизни старых приверженцев и блюстителей «старой веры». Новая советская эпоха требовала изменения в поведении, включения в политическую жизнь страны. Однако старообрядцы, особенно в глубинках Поморья и Северо-востока, продолжали потихоньку все же соблюдать свои традиции.

90-е годы XX — начало XXI вв. стали временем возрождения старообрядчества, временем свободного изучения его особенностей развития, затухания и восстановления. Старообрядчество не претендует сегодня на ведущую роль рядом с Патриаршей Церковью, но значимость его продолжает оставаться в общественном русле российского общества как анклав сохранности русской истории и культуры.

Исторически значимым явлением самого старообрядчества для культуры России было сохранение ими древнерусской иконописи, искусства лубка, книжности, повседневных традиций, что позволяет с точностью до минимума представить себе далекое прошлое русского народа в материальном виде — сохранившихся иконах, книгах, бытовых традиций, возвращения обычаев вновь носить старообрядческую одежду. Сделать такой вывод позволили изучение многих архивов, проведенные полевые исследования в местах обитания старообрядчества в Архангельской, Вологодской областей, Карелии, в Удмуртии и ряде музеев. С 90-х гг. XX века началось медленное, но поступательное развитие старообрядчества во многих регионах России, о чем говорят публикации. Однако его представителям так или иначе приходится учитывать цивилизационный путь движения человечества. Применение новых достижений науки и техники, изменившиеся условия жизни заставляют старообрядцев всех толков приспосабливать свою жизнь к повседневной жизни всего российского общества.

Исходя из всего вышеизложенного, необходимо подчеркнуть, что старообрядцы, которых долгие годы было принято изображать невежественными приверженцами отжившей старины, оказали значительное влияние на историю русского общества и характер русского крестьянства и купечества. Они не только внесли существенный вклад в экономическое развитие России, но и сберегли самобытные традиции русской народной культуры.

Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII — начале XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.3аконодателъные акты и другие юридические документы: Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб., 1876. Т.4.

2. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ): Сенатский указ «О поступании с раскольниками, собирающимися для самосожжения» -СПб., 1830. Т.17. № 12 326.

3. Именной Высочайший Указ Сенату «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.//Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ).

4. Указ от 17 октября 1906 г. «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин». Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ):

5. Декреты Советской власти. Т.1. Инструкция о выборах городских и сельских Советов от 26 ноября 1926 г. М. Госполитиздат. 1957.-431 с. 1. Архивные источники:

6. Российский Гэсударстеенный архив древних актов (РГАДА): Ф. 18. Протоколы допросов староверов.

7. Ф. 7. Доношения в правительствующий Сенат (о старообрядцах). Ф. 17. Доношение в правительствующий Сенат из Белозерской провинциальной канцелярии. Доношение Каргопольской воеводской канцелярии в Правительствующий Сенат.

8. Российский Государственный исторический архив (РГИА):

9. Ф. 796. Доношения в Синод. Доношения правительствующему Сенату (о старообрядцах).

10. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОРРГБ'):1. Ф. 17. Е. В. Барсов.

11. Государственный архив Архангельской области (ГААО).

12. Ф.4. Архангельская палата государственных имуществ.

13. Ф.142. Рапорты в Пинежский Земский суд. Ф. 547. Судебные дела по старообрядцам.

14. Архив Карельского научного центра РАН. Старообрядцы. Разряд 6. Оп. 6. Д. 230. JI. 12.

15. Государственный архив Вологодской области (ГАВО):

16. Ф. 496 Вологодская духовная консистория Ф. 18 — Канцелярия вологодского губернатора Ф. 129 — Вологодский полицмейстер Ф. 248 — Вологодский земский суд Ф. 688 — Тотемский земский суд.

17. Государственный архив Вологодской области. Велико-Устюгский филиал (ГАВО ВУФ):

18. Ф. 265 Велико-Устюгское православное Стефано-Прокопиевское братство.

19. Ф. 363 Устюгская духовная консистория.

20. Архив Карельского научного центра РАН:

21. Разряд 6. Оп. 6. Д. 230. JI. 12. //Исторические примечания о древностях Олонецкого края и о народах, прежде там обитавших, и Топографическое описание о городах и уездах Олонецкого наместничества.

22. Национальный архив Республики Карелия. (НАРК): Ф. 1. Оп. 46. Д. 22/570. Л. 4.

23. Государственный архив Кировской области (ГАКО).

24. Ф. 270. Вятское Братство во имя святителя и чудотворца Николая. Ф 582 Канцелярия Вятского губернатора. Ф. 716 (Малмыжское уездное полицейское управление).

25. Кировский областной музей краеведения.

26. Ф. 2222 Книжные собрания старообрядцев. И. Государственный архив социально-политической истории Кировской области. (ГАКО).

27. Ф.8 Документы Рожкинской волостной партийной ячейки.

28. Ф. 6799. Архивно-следственные дела по старообрядцам.

29. Ф.1290. Отчёты уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви и Совета по религиозным культам по Кировской области.

30. Национальный архив Республики Коми. (НАРК).

31. Ф. 230 «Вологодская духовная консистория»,.

32. Ф. Р. 545 «Ухтинский Стефановский молитвенный дом».

33. I. Статистические источники и справочные издания:

34. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. — СПб.: Центр. Статист. Комитет, 1904.

35. Памятная книжка Вологодской губернии на 1875−76 гг.Ч. 2. Вологда. 1875- 1876.

36. Памятная книжка Архангельской губернии на 1865 год-1. Периодические издания:

37. Газета «Церковь» 1905;1916 гг.;

38. Журнал «Старообрядец» 1998 г.;

39. Журнал «Меч духовный» 2004 г-1. Утро России". 2002 г.

40. Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Птриархата. Специальный выпуск. Октябрь. 2004 г.

41. Парламентская газета. 2004 г.

42. Церковный Вестник. 2007 г.

43. V. Источники личного происхождения:

44. Голицын Н. Д. Записка по обозрению Печорского края летом 1887 г.-Архангельск, 1888.

45. Латкин В. Н. Дневник во время путешествия на Печору в 18 401 841 и 1843 годах//Зап. РГО. Кн.7. СПб., 1853.

46. Аврамов В. Жители Яренского уезда и их хозяйственный быт // ВГВ. № № 28−38, 40−42,45. Вологда: Тип. Губ. правления, 1859.

47. Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской истории: исторический очерк. СПб.: тип. М. Хана 1870. — 412 с.

48. Анисимов Е. В. Елизовета Петровна. — М.: Молодая гвардия, 2005. -112 с.

49. Апанасенок, А. В. Старообрядчество Курского края в XVII — начале XX в. Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 2005. 196 с.

50. Апанасенок, А.В. «Старая вера» в Центральном Черноземье: XVII века начало XX в. Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 2008. 304 с.

51. Арсеньев А. В. Поморские совратители-беспоповцы: С кратким очерком возникновения, процветания, бед и падения знаменитых выгорецких скитов и монастырей: Старинное дело о совращениях и перекрещиваниях в расколе. СПб: тип. Д. Ф. Федорова, 1887. — 72с.

52. Архивы и общество: история, современность, перспективы. Материалы научно-практической конференции посвященной 70-летию Государственного архива Удмуртской Республики. Ижевск, 1998. — 53с.

53. Барсов Е. В. Преподобные обонежские пустынножители. Материалы для истории колонизации и культуры Обонежского края. Петрозаводск, 1868. 84 с.

54. Бегунов Ю. Новые находки старинных рукописей в Усть-Цыльме // Красная Печора за июль 1963.

55. Белицер В. Н. Этнографические работы на Печоре // КСИЭ. Вып.14.-М, 1952.-33с.

56. Белицер В. Н. О формировании культуры верхнепечорских и нижнепечорских коми//СЭМ., 1952.-512с.

57. Белицер В. Н. Этнографические работы в Удорском районе Коми АССР в 1952 г. //КСИЭ. Вып. 19. М., 1953. — 80с.

58. Белослюдов А. К. К истории «Беловодья» // Записки ЗСО ИРГО. Т. XXXVIII.-1916.—815с.

59. Беловинский JI.B. Культурно-исторические аспекты повседневности: содержание, структура и динамика. Дис.док. ист. наук: М. 2003. 344 с.

60. Большая Советская Энциклопедия: Т.1- 65. М.: Сов. Энциклопедия, 1926;1948.

61. Бурышкин П. А. Москва купеческая. — М.: Высшая школа, 1991. — 350с.

62. Витовт М. В. Поселения Заонежья в XVI—XVII вв. как предмет этнографического изучения // Краткие сообщения института этнографии № 19. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1953.

63. Власов А. Н. История старообрядческой культуры в Республике Коми. // Республика Коми: вступая в третье тысячелетие. Мультимедийный диск в 2-х частях. М. 2001. 4.2.

64. Власов А. Н. История старообрядчества в Коми крае // Атлас Республики Коми.- М. 2001. 349с.

65. Власов А. Н. Старообрядческая книжность. // Атлас Республики Коми.- М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. 551с.

66. Власов А. Н., Савельев Ю. В. Некоторые проблемы генезиса старообрядческой культуры Удоры (по материалам археографических экспедиций Сыктывкарского университета) // Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар: СГУ, 1991. — 133 с.

67. Власов M.JI. Почему у старообрядцев нет видимого причастия. — М.: Учеб. изд. отд. Рос. Совета Древнеправослав. Помор. Церкви, 2000. — 24 с.

68. Власова В. В. Институт наставничества у коми (зырян) старообрядцев-беспоповцев // Старообрядчество. История. Культура. Современность. Материалы конференции. М.: Принтер, 2000. — 506с.

69. Власова В. В. Медное литье в традиционной культуре коми-зырян старообрядцев-беспоповцев // Христианский мир: религия, культура, этнос. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб.: ГМИР, 2000. — 383с.

70. Власова В. В. Особенности женских и мужских ролевых структур в религиозных практиках (наставники у коми-староверов) // Тендерная теория и историческое знание. Сыктывкар: СыктГУ, 2003. — 171с.

71. Водолазко В. Н. Старообрядчество в царствование Николая I (по материалам «Собрания постановлений по части раскола» 1858 г.) // Старообрядчество. История Культура. Современность. — М.: Принтер, 1998. -506 с.

72. Вознесенский А. В. Издания тайных старообрядческих типографий конца XVIII-первых двух десятилетий XIX вв. в фондах ГИБ // Коллекции. Книги. Автографы: Сб. науч. тр. Вып.1. JL, 1989. 180 с.

73. Вознесенский А. В. Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII — начала XIX века: Каталог. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 159 с.

74. Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII — начала XIX века.

Введение

в изучение. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. — 158 с.

75. Волков Н. Д. Удорский край // Вологодский сборник. Т.1. Вологда. 1879.

76. Волков Н. Д. Удорский край // Вологодский сборник, издаваемый Вологодским губернским статистическим комитетом: Т.1. Вологда: тип. Губ. правления, 1879. 346 с.

77. Волкова Т. Ф. Древнерусская и старообрядческая агиография в печорской рукописной традиции // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 787с.

78. Волкова Т. Ф. К вопросу о культурных контактах старообрядцев Нижней Печоры и Чердынского края // Старообрядческий мир Волго-Камья. Проблемы комплексного изучения // Ред. Г. Н. Чагин. Красновишерск: Б.и. 2002. 16 с.

79. Волкова Т. Ф. Эсхатологические сочинения в круге чтения Печорских крестьян // Мир старообрядчества. История и современность. Вып.5. М.: Изд-во МГУ, 1999. 413с.

80. Воронцова Л., Филатов С. Церковь достоинства // Дружба народов. 1997.-№ 5.

81. Выскочков Л. В. Николай I. М.: Молодая гвардия, 2003. — 693с.

82. Гагарин Ю. В. История религии и атеизма народа коми: Автореф. дис. на соискание ученой степ. д-ра. ист. наук. М., 1980. — 45 с.

83. Гагарин Ю. В. Очаги старообрядчества на русском Севере в конце XVIIXVIII вв. // Аграрные отношения и история крестьянства Европейского Севера России (до 1917 года). Сыктывкар: Перм. Ун-т 1981. — 140 с.

84. Гагарин Ю. В. Преследование старообрядчества в Коми крае русской православной церковью и самодержавным государством в XIXначале XX вв. // Вопросы истории Коми АССР (XVII нач. XX вв.) — Сыктывкар: Коми кн. изд-во. 1975.

85. Гагарин Ю. В. Распад печорского старообрядчества // Социалистические преобразования в Коми АССР / отв. ред. Я. Н. Безносиков. Вып. 9. Сыктывкар, 1965.

86. Гагарин Ю. В. Специфика религиозных верований у народа коми // Проблемы религиозного синкретизма и развития атеизма в современных условиях. Вып. 86. Чебоксары, 1978.

87. Гагарин Ю. В. Старообрядчество на Мезени и Пинеге в XIX начале XX вв. // Вопросы социально-экономической истории Коми края. — Сыктывкар: Коми фил. АН СССР, 1980. — 152 с.

88. Гагарин Ю. В .Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1971. 255 с.

89. Гагарин Ю. В. Старообрядцы. — Сыктывкар, 1973. 143 с.

90. ГрекуловЕ.Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964. — 45 с.

91. Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: ACT, 2002.-396 с.

92. Данченкова Н. Ю. Скрытые силы традиции // Наука о культуре: итоги и перспективы. Информационно-аналитический сборник. Вып. 2. М., 1995, 118 с.

93. Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб.: тип. М-ва вн. дел., 1842.-222 с.

94. Демкова Н. С. О начале Выговской пустыни: Малоизвестный документ из собрания Е. В. Барсова // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. — 256 с.

95. Демкова Н. С. Из истории ранней старообрядческой литературы. «Жалобница» поморских старцев против самосожжений (1691 г.) // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 348 с.

96. Дронова Т. И. Старообрядчество на Нижней Печоре // Этнографическое обозрение. М.: Наука, 1931.

97. Дронова Т. Н. Действующее староверческие общины в республике Коми (последняя четверть XX—XXI вв.) // Староверие на Северо-востоке Европейской части России. Сб. статей. Сыктывкар, 2006. — 218с.

98. Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев: перечень списков, сост. по печ. описаниям рукопис. собр. СПб.: Имп. Археогр. комис., 1912. -534с.

99. Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской Поморской пустыни.-СПб.: тип. М. А. Александрова, 1911. 32 с.

100. Дудникова Г. П. История костюма. Изд. Учеб. для учащихся проф. Лицеев, училищ, колледжей. Ростов н/Д.:Феникс, 2001. — 404 с.

101. Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда: Союз сев.кооп. союзов, 1920. — 230с.

102. Женщина в старообрядчестве: материалы междунар. науч. практ. конф., поев. 300-летию основания Лексинской старообрядческой обители. — Петразаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. — 247 с.

103. Жеребцов Л. Н. К вопросу о заселении бассейна реки Вашки // Известия Коми филиала Всесоюзного географического общества. Вып.5.-Сыктывкар: Коми Госиздат, 1951.

104. Жеребцов JI.H. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIIIначале XX. М., 1972. — 125с.

105. Жеребцов JI.H. Этнографический очерк современного населения Удоры // Историко-философский сборник. Вып. 9. М.: Ком. Акад., 1925. -237с.

106. Жеребцов JI.H., Лашук Л. П. Этнографический уклад населения верхней Вычегды // Историко-филологический сборник. Вып.5. — Сыктывкар, 1960.67.3аконодательство Екатерины II: (в 2 т.) Т. I — М.: Юрид. лит., 20 001 053 с.

107. Законодательство Петра I. М.: Юрид. лит., 1997. — 878 с.

108. Иваницкий Н. А. Вологодская Печора. // ВГВ. № 21. Вологда, 1879.

109. Из дневника вологодского епархиального миссионера в Печорском крае // Приложение к ВЕВ № 14, 1904.

110. Из религиозно-бытовой жизни зырян Вологодской губернии // Приложение к Вологодским епархиальным ведомостям (ВЕВ). № 23. — Вологда, 1905.

111. Истомин Ф. М. О религиозном состоянии обителей Печорского края (из путевых наблюдений) // Церковные ведомости № 19 от 8 мая. — СПб.: Синод, тип., 1890. 168 с.

112. Истомин Ф. М. Поездка в Печорский край летом 1889 года. — СПб.: тип. А. С. Суворина, 1890. 29 с.

113. История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI — XX вв.- Новосибирск: Наука. Сиб. Предпр.: Науч.- изд. центр, 1998. 315 с.

114. История СССР, 1861−1917:Учеб. для студ./Под ред. В. Г. Тюкавина.-М.: Просвещение, 1989.С.122.

115. Календарь Древлеправославной поморской церкви. М.: Изд. Единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви, 2001. 143 с.

116. Календарь древлеправославной поморской церкви. М.: Изд. Единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви, 2002. 168 с.

117. Кармакова О. Е., История и география русских старообрядческих говоров Докл. конф., 19−20 мая 1995 г. Редкол.: О. Е. Кармакова, Ю. А. Сафонова (Россия), Т. Лленнгрен (Норвегия) (отв. ред.). М.: ИРЯ, 1995,-158 с.

118. Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. Калинин. 1971. 230с.

119. Каурин Р. В. Старообрядчество: светское и церковное законодательство. XVII XVIII вв. — Арзамас, АГПИ, 2001, 186с.

120. Квасникова С. М. Старообрядчество в России: (Ист., филос., и культурол. аспекты). Учеб. пособие. М.: МИКХиС, 1998. — 35 с.

121. Кельсиев В. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Вып. IV. Лондон: Trubner & С, 1910. — 344 с.

122. Керов В. В. Конфессионально-этническая мотивация хозяйствования староверов в XVIII—XIX вв.// Отечественная история № 4. М., 2001.

123. Керов В. В. Община и хозяин // Старообрядец № 23. Нижний Новгород, 2001. — 12с.

124. Кириллов И. А. Правда старой веры. М.: тип. И. М. Машистова, 1916. -15 с.

125. Кириллов И. А. Старообрядчество и современная культура. М.: Старообрядч. нар. Акад, 1918. — 12 с.

126. Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М.: Цитадель, 1999. — 702с.

127. Костомаров Н. И. Раскол: Истории, монографии и исследования. М., фирма «Чарли». — 604с.

128. КремлеваИ.А. Этнография старообрядцев // Русские. М.: Изд-во Инта этнографии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 1997. — 830 с.

129. Кузьмина А. А. Старообрядчество и авангард // Церковь и культура. Православие. Ru. Интернет журнал Сретенского монастыря. 2008.

130. Кутузов Б. Н. Русское знаменное пение. М., 2002.

131. Лашук АЛ. Старообрядцы на территории Коми АССР // Вопросы атеистической пропаганды. Сыктывкар, 1961. — 112 с.

132. Лашук Л. П. Принципы историко-этнографического районирования Коми АССР // Известия Коми филиала ВГО № 6. Сыктывкар, 1960. — 150 с.

133. Лихачев А. В. О старообрядцах в Каргапольском уезде // Олонецкая неделя. 1911. № 10. -4 с.

134. Любомиров П. Г. Выговское общежительство // Родная старина: Сб., посвящ. Вопр. Религ. нравств. И нац. Просвящения. — Переиздат. — М.: Изд. дом. «Третий Рим», 1997. — 304 с.

135. Самоквасов Д. Я. Происхождение русского народа. М.: Синод, тип., 1908.-15 с.

136. Макарий, еп. (Булгаков М.П.). История русского раскола, известного под именем старообрядчества. 3-е изд. СПб.: Типо-лит. Р. Го лике, 1889.-404 с.

137. Мартюшев A.M. К истории заселения Печорского края // Записки общества изучения Коми края. Вып. 3. Сыктывкар, 1929.

138. Мельгунов С. П. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX века. М.: Задруга, 1919. — 236 с.

139. Мельников Ф. Е. Блуждающее богословие: Обзор вероучения господствующей церкви. Вып. 1. М.: тип. П. П. Рябушинского, 1911. 252 с.

140. Мельников Ф. Е. В тенетах ересей и проклятий. М. 1913.

141. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул: Издво БГПУ, 1999. — 556 с.

142. Мельников-Печерский П. И. Очерки мордвы. Саранск: Морд. Кн. изд-во, 1981.-134 с.

143. Мельников-Печерский П. И. Письма о расколе. СПб.: тип. Н. Греча, 1862.-95 с.

144. Микушев А. К. Народно-песенное творчество верховьев Вычегды и Печоры // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 4. M.-JL, 1959.

145. Миловидов В. Ф. Старообрядчество и социальный прогресс. М.: Знание, 1983.-64с.

146. Миловидов, Гагарин Ю. В. Старообрядчество на Мезени и Пинеге в XIX начале XX вв. // Вопросы социально-экономической истории Коми края (эпоха феодализма и капитализма). — Сыктывкар: Коми фил. АН СССР, 1980.-152 с.

147. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Изд-во МГТУ, 1992. 157 с.

148. Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований, атериалы международной научной онференции. М.: РОССПЭН, 1998. — 463 с.

149. Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культурная революция. / Новый Мир № 8. М., 1988.

150. Народонаселение Олонецкой губернии по 9-й народной переписки 1851 г. // Олонецкие губернские ведомости. — Петразаводск: Губ. тип., 1854. — 52 с.

151. Никитин Н. Н. Старообрядческая церковь и Соборы // Китеж-град. № 3. Горький. 1985 г.- 287 с.

152. Никольский Н. М. История русской церкви. Минск: Беларусь 1990. -540 с.

153. Нильских И. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскола. Учение о браке. СПб., 1871. — 74 с.

154. Новая Иллюстрированная Энциклопедия. Т. 17. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — 1005 с.

155. Обозрение Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости (ВЕВ), отдел духовной лит. № 18. — Вятка, 1867. 124с.

156. Обозрение пермского раскола так называемого старообрядства. -СПб.: тип духов, жур. «Странник», 1963. 277 с.

157. Окладников Н. А. История Ануфриевского Старообрядческого скита (XVIII нач. XX вв.) // Старообрядчество. История. Культура., Современность. -М.: Принтер, 2005. — 506с.

158. Олонецкая епархия: Страницы истории.. Петразаводск: Петразавод. и карел, епархия: нац. арх. РК, 2001. — 253 с.

159. Ончуков Н. Е. О расколе на нижней Печоре. СПб.: тип. кн. В. П. Мещерского, 1902. — 19с.

160. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжений 1691 года. СПб.: тип. И. Н. Скороходова, 1895. 160 с.

161. Отчет о деятельности Велико-Устюжского православного Стефано-Прокопьевского братства. Великий Устюг, 1898−1916, 19 т.

162. Мир старообрядчества: Сб. ст. / Археогр. лаб. ист. фак. МГУ, Междунар. науч. ассоц. исследователей старообрядчества — [Под ред. И. В. Поздеевой]. Вып. 2. М.- СПб: Хронограф, 1992. — 221 с.

163. Поливанова К. Христианство и женщина // Родная старина. М.: Третий Рим, 1997. — 304 с.

164. Попов А. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань: типо-лит. имп. ун-та, 1904. — 516 с.

165. Починская И. В. Библиотека купца К. В. Колычева (по материалам описи 1822 г.) // Книжные собрания российской провинции: проблемы реконструкции. Екатеринбург: Банк культ. Информ, 1994. 267 с.

166. Починская И. В. Книгопечатание старообрядцев-федосеевцев во второй половине XIX-начале XX вв. (до 1906 г.) // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург: Изд-во Урал, госун-та, 1998. -299 с.

167. Починская И. В. Особенности художественного оформления старообрядческих изданий XVIII — начала XX вв. // Вестник музея «Невьянская икона». Вып.1. Екатеринбург: Изд-во Урал, госун-та, 2002.

168. Починская И. В. Старообрядческое книгопечатание XVIII — первой четверти XIX веков. Екатеринбург: ЦНБ УрО РАН: ЛАИ, 1994. — 182 с.

169. Православная культура на Урале: контексты истории и современность. IV Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура"//Материалы научно-богословской конференции с международным участием. Челябинск: ЧГАКиИ, 2006. — 417 с.

170. Прокуратова Е. В. Традиционная культура старообрядчества (на материале письменной традиции старообрядческого населения Удорского района Республики Коми): учебное пособие по спецкурсу Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2004. — 90с.

171. Пругавин А. С. Самоистребление: Проявления аскетизма и фанатизма в расколе // Русская мысль. 1885. Кн. 1. С. 86−111.

172. Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX в. М.: Отд. тип. т-ва И. Д. Сытина, 1904. — 281 с.

173. Пулькин М. В. Самосожжения старообрядцев в XVIII веке по материалам Европейского Севера России // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 2003. — 447 е.

174. Пушвинцев И. Пустынничество // Чердынский край. Вып. 3. — Пермь, 1928. 115 с.

175. Ровинский Д. А. Русские народные картинки: в 2 т. СПб.: Тропа Троянова, 2002. — 341 с.

176. Розов А. Бегуны // Вестник Европы. Т.1. СПб., 1873. 480с.

177. Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М.: Наука, 1986. — 262 с.

178. Русакомский И. К. Старообрядчество — традиции русской культуры.// РГБ. Наука о культуре: итоги и перспективы. Информационно-аналитический сборник. Вып. 2. М., 1995.

179. Рыжова Е А. Удорская старообрядческая редакция «Азбуки о голом и небогатом» // Уральский сборник История Культура Религия: К 25-летию Уральской объединенной археографической экспедиции.- Екатеринбург: Изд-во Урал госун-та, 1998. — 299 е.

180. Рыжова Е. А. Удорский дневник XIX XX вв. коми крестьян-старообрядцев // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы IV научно-практической конференции. — М.: Принтер, 2000. — 506 с.

181. Рыжова Е. А. Удорский дневник крестьян-старообрядцев.

182. Рахмановых-Матевых-Палевых // Старообрядчество Русского Севера.Тез. докл. и сообщ. Каргопольской научн. конфер. Каргополь, 1998.

183. Рябушинский В. П. Купечество московское // Старообрядчество и русское религиозное чувство. М.: Иерусалим: Состы, 1994. — 239 с.

184. Савельев Ю. В. Развитие старообрядческого книжного центра на Удоре //Духовная культура: история и тенденции развития: 1−5 июня 1992 г.: Тезисы докладов. Сыктывкар: Сыктывкар, университет, 1992. — 126 с.

185. Савельев Ю. В. Старообрядчество в Печорском крае Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии // Старообрядчество: История. Культура. Современность. Вып. 5. М.: Принтер, 1996. — 506 с.

186. Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе. М.: Унив. Тип., 1891.-170 с.

187. Сапожников Д. И. Самосожжения в русском расколе (со второй половины XVII в. до конца XVIII в.) Исторический очерк по архивным документам. М., 1891. — 157 с.

188. Семибратов В. К. Староверы Федосеевцы Вятского края. М.: Археодоксия, 2006. — 204 с.

189. Следников Н. В. Керчемье // Приложение к Вологодским епархиальным ведомостям 1904 № 20. Вологда, 1905. 860 с.

190. Служение женщины в старообрядческой общине // Родная старина. № 3. Рига, 1928.-270с.

191. Смилянская С. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М.: Индрик, 2007. — 431 с.

192. Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. — СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1898. 212с.

193. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. — СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1895. 276с.

194. Собрание Законов № 66. М.: Юридич. изд. НЮО СССР, 1926.

195. Соколовская M.JI. Крестьянский мир как основа формирования Выговского общежительства // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. трудов. / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: Яз. словян. культ., 1999.-455с.

196. Срезневский В. И. К истории поморского согласия. 1. Лексинский летописец // Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола / Под ред. В. Бонч-Бруевича. СПб.: тип. Б. М. Вольфа, 1908. — 314 с.

197. Староверие на Северо-Востоке Европейской части России. Сборник статей. — Сыктывкар, 2006. 280 с.

198. Старообрядцы (без подписи) // В защиту старой веры. Старообрядческий вопрос в освещении периодической печати 1905;1910 гг. Пг. Изд. М. Е. Синицина, 1915.

199. Старообрядцы и власть // Старообрядец № 6 Нижний Новгород, 1997.-12 с.

200. Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). Сб. научных трудов. Под ред. Е. М. Юхименко. М.: Археогр. Центр, 1994. — 237 с.

201. Старообрядческая культура Русского Севера: тезисы докладов и сообщений Каргопольской научной конференции /Науч. Ред. и сост. Н. И. Решетников. -М.: Б.и.- Каргополь: КИАХИЗ, 1998. 135 с.

202. Старообрядчество: История и культура: Сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — 190 с. >

203. Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы Музея истории и культуры старообрядчества, Бор. ист. краевед, музейРед.-сост.: В. И. Осипов, Е. И. Соколова. — М.: Принтер, 2000. — 506 с.

204. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. М.: Изд-во журн. «Церковь», 1996. — 316 с.

205. Субботин Н. Раскол как орудие враждебных России партий. — М.: Университетская типография, 1867. 199с.

206. Уголовный суд в роли архирея // Церковь. № 41 М., 1910. — 1011с.

207. Угрюмов А. А. Кокшеньга: Ист. этногр. очерки. — Вологда: Б.и., 2003.-191 с.

208. Урушев Д. А. Запечатленная слава // Меч духовный № 21, 22. М.: Ковчег, 2006. — 640 с.

209. Ушаков И. Ф. Избранные произведения в 3-х т.: Историко-краеведческие исследования. Мурманск, Книжное издательство, 1998. — Т. З: Кольская старина. — 480 с.

210. Филиппов И. В. История Выговской стврообрядческой пустыни. -СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1862. 480 с.

211. Формаковский В. Замечания об организации и сношениях раскольничьих общин. СПб.: тип. А. М. Костюмина, 1867. — 153 с.

212. Чистяков Глеб. Рогожские алтари запечатанная святыня. ДПСЦ «Панагия». — М. 2005. 56 с.

213. Чувьюров А. А. Влияние старообрядчества на традиционную духовную культуру коми Верхней и Средней Печоры // Музей хранитель памятников сакральной культуры. Религия и культурная память человечества. — СПб.: Б.и., 1997. — 116 с.

214. Чувьюров А. А. Культ земли в фольклоре коми старообрядцев-беспоповцев // Религиозный синкретизм: проблемы творческого и исторического исследования. СПб.: Б.и., 1997. — 74 с.

215. Чувьюров А. А. Обряд крещения коми старообрядцев-беспоповцев Средней Печоры // Сакральное в культуре. Материалы 111-х международных Санкт-Петербургских религиозных чтений. СПб.: Б.и., 1995. — 133с.

216. Чувьюров А. А. Шарапов В.Э. Материалы по обряду крещения современного старообрядческого населения Средней Печоры // Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар: ИПО СГУ, 1994. -80с.

217. Чувьюров А. А. Эсхатологические представления коми старообрядцев-беспоповцев Верхней и Средней Печоры//Тезисы тринадцатой коми республиканской молодёжной научной конференцииСыктывкар, 1997. 352 с.

218. Шарапов В. Э. О постах и повседневных запретах у коми старообрядцев-беспоповцев на Средней Печоре // Религия и церковь в культурно историческом развитии Русского Севера. Том 2. Киров: Киров, обл. науч. б-ка, 1996. — 510 с.

219. Шарапов В. Э. Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры // Христианизация Коми Края ее роль в развитии государственности и культуры. Том 11. Филология, Этнология. -Сыктывкар, 1996. 272 с.

220. Шахов М. О. Старообрядчество // Русская философия. Словарь / под общ. редакцией М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. — 654 с.

221. Щапов Я. Н. Русское старообрядчество: вехи истории / науч. ред. А. И. Клибанов. -М.: Политиздат, 1989. 719 с.

222. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифологической традиции XIX XX вв. — М.: Индрик, 2003. — 527 с.

223. Энциклопедия для детей. Т. V. Ч. III. XX век. / Гл. ред. С. Г. Исмаилов. М.: Аванта+, 1995. — 424с.

224. Юзов И. И. Русские диссиденты староверы и духовные христиане. — Спб., 1881.

225. Юхименко Е. М. Каргопольские «гари» 1683−1684 гг. (к проблеме самосожжений в русском старообрядчестве) // Старообрядчество в России (ХУП-ХУШ вв.). М.: Яз. словян. культуры, 1994. — 237 с.

226. Юхименко Е. М. От редактора// Старообрядчество в России (XVII — XX вв.). М.: Яз. словян. культуры, 1999. — 455 с.

227. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М.: Яз. словян. Культуры, 2002. T.l. — 544с, Т.2. — 480с.

228. Орешина М. А. The Russian North at the Beginning of the XXth Century and Scientific Organizations for Regional Studies (Русский Север начала XX века и научно-краеведческие общества региона) М.: Рос. о-во историков-архивистов 2003 .

229. Cultura rusilor credinciosi de rit vechi in context national si international (Культура русских старообрядцев в национальном и международном контексте) Сб. науч. сообщ. междунар. семинара (Отв. ред. Евсеев, И.) Бухарест: Критерион. 2001.

230. Fokos-Fuchs D.R. (Фокош-Фукс) Volksdichtung der Komi (Syrjanen). -Budapest, 1951. 472 s.

231. Pentikainen J., Raudalainen, Т. (Пентикайнен Ю. Рауталайнен Т.) Old Belief among the Uralic Peoples. In «Silent as waters we live» Old Believers in Russia and Abroad. Edited by A-L. Siikala, J. Pentikajnen. Studia Fennica. -Helsinki, 1999. P.40−54.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой