Гидродинамические аспекты аварийных ситуаций на судоходных шлюзах
Целью для настоящей диссертационной работы является: экспериментальное исследование гидродинамических аспектов аварийных ситуаций, возникающих в случае разрушения ворот, что соответствует решению одной из сложных задач гидравлики открытых нестационарных потоков — изучению распада разрыва, обусловленного устранением преграды, создающей сосредоточенный перепад уровней воды, при наличии высотных… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН И СЦЕНАРИЕВ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА СУДОХОДНЫХ ШЛЮЗАХ
- 1. 1. Причины аварийных ситуаций и задачи, требующие решения для устранения возможности их возникновения
- 1. 2. Анализ причин повреждения и вывода из эксплуатации западной нитки Пермского шлюза
- 1. 3. Общая оценка технического состояния судоходных сооружений Новосибирского шлюза
- 2. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОТКРЫТЫХ РУСЛАХ И СУДОХОДНЫХ ШЛЮЗАХ
- 2. 1. Теоретические и экспериментальные исследования волн перемещения
- 2. 2. Экспериментальные исследования волн перемещения в наклонном лотке
- 2. 3. Волны перемещения в прямоугольном лотке с уступом на дне
- 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
- 3. 1. Большой и малый гидравлические лотки
- 3. 2. Измерительные системы
- 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПАДА РАЗРЫВА НАД УСТУПОМ ДНА ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ЛОТКА
- 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПАДА РАЗРЫВА НАД ПОРОГОМ НА ДНЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ЛОТКА
- 6. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СУДНО В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ШЛЮЗОВАНИЯ
Гидродинамические аспекты аварийных ситуаций на судоходных шлюзах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование гидродинамических аспектов развития аварийных ситуаций, являющихся причиной нарушения устойчивого функционирования водохозяйственных и гидроэнергетических объектов и обусловленных разрушением гидротехнических сооружений, их отдельных конструкций или элементов механического оборудования, является весьма актуальной задачей, требующей выполнения комплексных исследований, включающих математическое и физическое моделирование нестационарных гидродинамических процессов. Судо-пропускные сооружения не являются в этом смысле исключением.
Спектр задач, требующих решения при выполнении анализа последствий аварий, возникающих в тех или иных ситуациях и развивающихся по различным сценариям, достаточно широк и подразумевает в первую очередь необходимость исследования нестационарных процессов, развивающихся* в камерах и подходных каналах судоходных шлюзов. Последнее позволяет оценить величину гидродинамического воздействия .на суда (или составы), находящиеся в их пределах в момент аварииусилия, возникающие в швартовных тросахударные нагрузки на элементы шлюза и конструкции ворот, что в свою очередь дает возможность прогнозировать. направленность событий при дальнейшем развитии аварии и обосновать мероприятия по устранению причин ее возникновения, что в конечном счете позволит обеспечить устойчивое функционирование судоходных шлюзов.
Математическому моделированию неустановившегося движения водных потоков в открытых руслах посвящены работы В. А. Архангельского, С.А. Хри-стиановича, Б. Л. Историка, В. М. Лятхера, А. Н. Милитеева, JI.C. Кучмента. Значительное развитие теоретические основы вычислительной гидравлики применительно к рекам и каналам, методы построения соответствующих математических моделей получили благодаря О. Ф. Васильеву, A.A. Атавину, А. Ф. Воеводину, М. Т. Гладышеву, B.C. Никифоровской, A.C. Овчаровой, В. Г. Судобичеру, С. М. Шугрину, В. В. Остапенко, В. Ю. Ляпидевскому.
Основы математического моделирования и численных расчетов нестационарных гидродинамических процессов в камерах судопропускных сооружений (шлюзов и судоподъемников) заложены в работах A.B. Михайлова, О. Ф. Васильева, A.A. Атавина, А. П. Яненко, М. Моквы, В. Шульжевского и др. Экспериментальные исследования нештатных ситуаций при эксплуатации судоподъемников выполнены В. П. Сапциным.
Дальнейшее развитие математических моделей определяет необходимость проведения специальных экспериментальных исследований, результаты которых позволят устранить и некоторые трудности, появляющиеся при реализации численного решения. Экспериментальные исследования необходимы и для формулирования краевых условий, определяемых сценарием, особенностями и временной разверткой аварийной ситуации. Последнее относится к моделированию работы элементов шлюза — порогов и ворот, являющихся с гидравлической точки зрения водосливами, пропускная способность которых и ее изменение при различных условиях сопряжения потока во многом определяет условия на верхней и нижней границах.
Экспериментальные, а тем более натурные исследования нестационарных гидродинамических процессов — движения волн перемещения, в силу сложности и трудоемкости реализации, немногочисленны и зачастую позволяют получить лишь качественные результаты.
Вместе с тем, физическое моделирование подобных гидродинамических явлений имеет огромное значение и необходимо не только при решении задач, касающихся разрушения гидротехнических сооружений или их элементов, но и других, например, воздействия гравитационных волн на преграды, взаимодействия неустановившегося водного потока и размываемого русла и т. д. В последние годы экспериментальные исследования волн перемещения, выполненные в Московском государственном строительном университете (Московский инженерно-строительный институт) представителями научной школы А. В. Мишуева и в Институте гидродинамики им. М. Л. Лаврентьева СО РАН в лаборатории экспериментальной прикладной гидродинамики под руководством В. И. Букреева, позволили решить ряд не только прикладных, но и фундаментальных проблем. Экспериментальные исследования нестационарных потоков на разномасштабных моделях были проведены В. В. Дегтяревым (мл.). Тем не менее, остались не рассмотренными в достаточном объеме некоторые вопросы, в частности касающиеся моделирования аварийных ситуаций для условий, соответствующих формированию нестационарных гидродинамических процессов в камерах судопропускных сооружений.
Таким образом, экспериментальные исследования гидродинамических аспектов аварийных ситуаций необходимо вести в нескольких направлениях, подразумевающих изучение следующих вопросов:
— работы различных типов водосливов в сложных условиях формирования нестационарных процессов в камере. В качестве таковых следует рассматривать головы шлюзов, ворота, верхнюю часть камерных стен (парапеты);
— волновых процессов в камерах шлюза и подходных каналах при отсутствии и наличии судов (составов) в случае разрушении ворот;
— гидродинамического воздействия на корпус судна, находящегося в камере в момент возникновения аварийной ситуации, оценки прочности швартовых.
Специальным направлением исследований является оценка ударных нагрузок в случае обрыва швартовных тросов и навала судна на ворота или бетонные конструкции шлюза, что определит дальнейшее направление развития и масштаб аварийной ситуации.
Целью для настоящей диссертационной работы является: экспериментальное исследование гидродинамических аспектов аварийных ситуаций, возникающих в случае разрушения ворот, что соответствует решению одной из сложных задач гидравлики открытых нестационарных потоков — изучению распада разрыва, обусловленного устранением преграды, создающей сосредоточенный перепад уровней воды, при наличии высотных перепадов днаоценка усилий в швартовных тросах, соответствующих рассматриваемым условиям, что позволит прогнозировать сценарии дальнейшего развития аварии и обосновать мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования транспортных гидротехнических сооружений — судоходных шлюзов.
Работа выполнена на кафедре гидротехнических сооружений и гидравлики Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) и в лаборатории экспериментальной прикладной гидродинамики Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН при финансовой поддержке:
— научно-технической программы «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (подпрограмма «Архитектура и строительство»);
— Российского фонда фундаментальных исследований (гранты 01−100 846, 04−01−40);
— научно-технической программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 — 2006 гг»;
— грантов Министерства образования Российской Федерации.
Автор приносит глубокую благодарность сотрудникам Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН д.ф.-м.н., профессору В. И. Букрееву, к.ф.-м.н., с.н.с. A.B. Гусеву, к.ф.-м.н., с.н.с. В. А. Костомахе, с.н.с. В. В. Зыкову, ст. инженеру Е. Ф. Ведерниковук.т.н., директору Новосибирского филиала Института водных и экологических проблем СО РАН A.A. Атавину за большую помощь в выполнении работы, замечания и пожелания, сделанные при подготовке диссертации к защите.
Основные результаты выполненной диссертационной работы:
1. Выполнен анализ причин возникновения аварийных ситуаций на судоходных шлюзах, позволивший обосновать наиболее опасные сценарии их возникновения и дальнейшего развития.
2. Дан обзор результатов теоретических и экспериментальных исследований нестационарных гидродинамических процессов по теме работы.
3. Реализовано экспериментальное исследование распада разрыва над порогом и уступом на дне лотка прямоугольного поперечного сечения с горизонтальным дном.
4. Показано, что теоретические решения на основе первого приближения теории мелкой воды достаточно хорошо описывают возможные формы и наиболее важные для приложений параметры волн.
5. Определены усилия в швартовных тросах в случае возникновения аварийной ситуации в процессе шлюзования.
6. Подтверждена возможность разрыва тросов и навала судна на двухстворчатые ворота и удара о верхнюю голову шлюза, что может привести к разрушению ворот или корпуса судна.
Научная новизна работы состоит в следующем:
— определены параметры нестационарных гидродинамических процессов в призматическом горизонтальном лотке прямоугольного поперечного сечения с уступом и порогом на дне при различных начальных перепадах уровней;
— показано, что при отсутствии влияния отраженных волн, возникающая после разрушения ворот шлюза волновая картина в каждой камере может быть описана решением связанных между собой задач о распаде граничного разрыва для одномерных уравнений неустановившегося течения в открытом русле с резким перепадом отметок дна;
— экспериментально определены усилия в швартовных тросах и доказана возможность их разрыва при определенных сценариях и условиях развития аварийных ситуаций.
Достоверность результатов выполненных исследований обоснована путем сравнения полученных экспериментальных данных с теоретическими решениями, основанными на фундаментальных законах механикимногократным повторением опытов в одних и тех же условиях и сравнением результатов опытов на разномасштабных установках.
Практическая ценность работы заключается в том, что определены условия применения существующих методов расчета неустановившегося движения открытых водных потоков, в частности при резких изменениях отметок дна применительно к гидротехническим сооружениям, и получены новые экспериментальные данные для совершенствования этих методов, что может быть использовано в практике проектных работ, и в конечном счете, позволит обеспечить устойчивое функционирование судоходных шлюзоврезультаты диссертационной работы использованы при разработке специального раздела декларации безопасности Новосибирского шлюза.
Апробация работы: содержание диссертации докладывалось на межвузовской студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (2000, 2001 гг) — на научных конференциях и семинарах профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (2001 — 2004 гг) — на международном симпозиуме «Гидравлические и гидродинамические аспекты надежности и безопасности гидротехнических сооружений» Санкт-Петербург, 2002 гна научно-практической конференции «Спассиб» (2003, 2004 г).
Публикации: основное содержание диссертации изложено в 12 работах. Из них 4 статьи в журнале «Известия вузов. Строительство" — 3 статьи в «Трудах НГАСУ" — 2 статьи в журнале «Сибирский научный вестник" — тезисы докладов в материалах научно-практической конференции «Спассиб» (2003, 2004 г) и 1 статья в трудах международного симпозиума «Гидравлические и гидродинамические аспекты надежности и безопасности гидротехнических сооружений».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- A. Методы расчета неустановившихся течений в системах открытых русел и каналов / A.A. Атавин, О. Ф. Васильев, А. Ф. Воеводин // Численные методы механики сплошной среды. — 1975. — Т. 6. — № 4 — С. 21 — 30.
- Атавин A.A. О разрывных течениях в открытых руслах / A.A. Атавин, М. Т. Гладышев, С. М. Шугрин // Динамика сплошной среды. СО АН СССР. Инт Гидродинамики. 1975. — Вып. 22. — С. 37 — 64.
- Атавин A.A. Гидродинамические процессы в судопропускных сооружениях / A.A. Атавин, О. Ф. Васильев, А. П. Яненко. Новосибирск: Наука, 1993. -101 с.
- Букреев В.И. Обрушение гравитационных волн в окрестности второй критической скорости их распространения / В. И. Букреев, Е. М. Романов, Н.П. Туранов// ПМТФ. 1998. — Т.39. — № 2. — С. 55 — 58.
- Букреев В.И. Волны в канале впереди вертикальной пластины / В. И. Букреев, A.B. Гусев // Изв. РАН. Механика жидкости и газа. 1999. — № 1. — С. 82−90.
- Букреев В.И. Некоторые результаты с ондулярными волнами / В. И. Букреев, A.B. Гусев // Труды НГАСУ. Новосибирск: НГАСУ, 1999. — Т.2, № 2(4).-С. 13−22.
- Букреев В.И. Внутренняя структура гладкого и обрушивающегося бора / В. И. Букреев, В. В. Дегтярев (мл.) // VII Международная конференция «Устойчивость течений гомогенных и гетерогенных жидкостей». — Новосибирск: НГАСУ, 2000. С. 201 — 203.
- Букреев В.И. Обтекание порога бурным потоком в открытом канале/
- B.И. Букреев//ПМТФ.- 2002.-Т.43.-№ 6.-С. 54−61.
- Букреев В.И. Волны за ступенькой в открытом канале / В. И. Букреев, A.B. Гусев // ПМТФ. 2003. — Т. 44, № 1. — С. 62 — 70.
- Букреев В.И. Гравитационные волны при распаде разрыва над уступом дна открытого канала / В. И. Букреев, A.B. Гусев // ПМТФ. 2003. — Т. 44, № 4.1. C. 64−75.
- Букреев В.И. Заплеск воды на вертикальную стенку при распаде разрыва над уступом / В. И. Букреев // ПМТФ. 2003. — Т. 44, № 1. — С. 71 — 76.
- Букреев В.И. Экспериментальная проверка газогидравлической аналогии на примере задачи о разрушении плотины / В. И. Букреев, A.B. Гусев, A.A. Малышева, И. А. Малышева // Изв. РАН. МЖГ. 2004. — № 5. — С. 145 — 154.
- Букреев В.И. О критических скоростях и глубинах при неравномерном установившемся течении в открытом канале / В. И. Букреев // Водные ресурсы.- 2004. Т.31. — № 1. — С. 40 — 45.
- Васильев О.Ф. Натяжение причальных тросов при перевозке судна в камере наклонного судоподъемника/ О.Ф. Васильев// Серия Строительство: науч. докл. высшей школы. 1958. — № 4. — С. 187 — 194.
- Васильев О.Ф. Экспериментальные исследования на модели наклонного судоподъемника/ О. Ф. Васильев и др. // Режим и освоение водных объектов.- М.: Изд-во АН СССР. 1961. — С. 258 — 282.
- Васильев. О.Ф. О расчете прерывных волн в открытых руслах/ О. Ф. Васильев, М. Т. Гладышев // Изв. АН СССР. МЖГ. 1966. — № 6 — С. 184 — 189.
- Васильев О.Ф. Математическое моделирование гидравлических и гидрологических процессов в водоемах и водотоках (обзор работ, выполненных в Сибирском отделении РАН) / О. Ф. Васильев // Водные ресурсы. 1999. — Т. 26, № 5.-С. 600−611.
- Воеводин А.Ф. Численные методы расчета одномерных систем / А. Ф. Воеводин, С. М. Шугрин. Новосибирск: Наука, 1981. — 208 с.
- Гладышев М.Т. Численное моделирование неустановившихся течений в открытых руслах / М. Т. Гладышев // Водные ресурсы. — 1981. № 3 — С. 119 — 125.
- Грушевский М.С. Неустановившееся движение воды в реках и каналах / М. С. Грушевский. JI.: Гидрометеоиздат, 1982. — 288 с.
- Гусев A.A. Волнообразование в верхнем бьефе при частичном мгновенном разрушении плотины / A.A. Гусев // Гидравлические исследования и расчеты трубопроводных систем, каналов и портовых сооружений: сб. тр. МИ-СИ. М.: МИСИ, 1987. — С. 61 — 67.
- ГОСТ 10 506 76. Канаты стальные закрытые подъемные. Сортамент. — М.: Изд-во стандартов, 1976. — 6 с.
- Дегтярев В.В. (мл.) Экспериментальное изучение характера движения волны попуска / В. В. Дегтярев (мл.), Т. Б. Орлов, A.B. Станкеев // Методы улучшения судоходных условий на реках Сибири: сб. науч. тр. — Новосибирск: НИИВТ, 1974. Вып. 88. — С. 138 — 145.
- Дегтярев В.В. (мл.) Теоретические и экспериментальные исследования кинематики волны попуска/ В. В. Дегтярев (мл.)// сб. науч. тр.: Путевые работы на свободных реках: — Новосибирск: НИИВТ, 1976. Вып. 120. — С. 54 — 58.
- Дегтярев В.В. (мл.) Лабораторная установка для изучения волны попуска / В. В. Дегтярев (мл.)// Защита морских берегов. Гидравлика прибрежной зоны моря. М.: ЦНИИС Минтрансстроя, 1979. — Вып. 109. — С. 192 — 196.
- Дегтярев В.В. (мл.) Судопропускные гидротехнические сооружения: учебное пособие / В. В. Дегтярев (мл.), Яненко А. П. Новосибирск: НИСИ, 1991.-80 с.
- Кагановский М.С. О допускаемых усилиях в швартовных устройствах судов в камерах судовозных дорог и шлюзов / М. С. Кагановский // Вопросы гидротехники: тр. НИИВТа. М.: Транспорт, 1964. — Вып. XVI. — С. 16 — 28.
- Ляпидевский В.Ю. Уравнения мелкой воды с дисперсией. Гиперболическая модель / В. Ю. Ляпидевский // ПМТФ. 1998. — Т.39. — № 2. -С. 40−46.
- Мелконян Г. И. Гидравлические исследования процессов ввода типового судна в камеру шлюза и вывода из нее / Г. И. Мелконян, В. В. Дорофеев. М.: В/О «Мортехинформреклама», 1991. — 25 с.
- Михайлов A.B. О допускаемых натяжениях причальных тросов в шлюзующихся судах / A.B. Михайлов // Речной транспорт 1948. — № 6. — С. 17 -20.
- Михайлов A.B. Внутренние водные пути: учебник / А. В. Михайлов. — М.: Стройиздат, 1973. 325 с.
- Михайлов A.B. Водные пути и порты: учебник / A.B. Михайлов, С. Н. Левачев М.: Высшая школа, 1982. — 224 с.
- Мишуев A.B. О волновых процессах в каналах при быстро*м образовании отверстий в водоперегораживающем сооружении / A.B.Мишуев // Сб. на-уч.-метод. статей: гидравлика. М.: Высшая школа, 1977. — Вып. 1. — С. 68 — 78.
- Овсянников JI.B. Нелинейные проблемы теории поверхностных и внутренних волн / Н. И. Макаренко, В. И. Налимов, JI.B. Овсянников и др. Новосибирск: Наука, 1985. — 318 с.
- Остапенко В.В. О разрывных решениях уравнений «мелкой воды» над уступом дна / В. В. Остапенко // ПМТФ. 2002. — Т. 43, № 6. — С. 62 — 74.
- Остапенко В.В. Течения, возникающие при разрушении плотины над уступом дна / В. В. Остапенко // ПМТФ. 2003. — Т. 44, № 6. — С. 107 — 122.
- Прокофьев В.А. Современные численные схемы на базе метода контрольного объема для моделирования бурных потоков и волн прорыва / В. А. Прокофьев // Гидротехническое строительство. -2002. -№ 7. С. 22 — 29.
- Розовский И.Л. Неустановившееся движение водного потока ниже гидроэлектростанций и его влияние на русло / И. Л. Розовский, Е. В. Еременко В.А. Базилевич. Киев: Наукова Думка, 1967. — 275 с.
- Сапцин В.П. Исследование наклонных судоподъемников / В.П. Сап-цин // Гидротехнические сооружения мелиоративных систем. Новочеркасск. — 1975. — Т. 16. — Вып.6.— С. 162−175.
- СНиП 2.06.04−82*: Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов): Взамен СНиП П-57−75: Введ. В действие 15.06.1982 / Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 2000. — 46 с.
- Семанов H.A., Судоходные каналы, шлюзы и судоподъемники / Н. А. Семанов, H.H. Варламов, В. В. Баланин. М.: Транспорт, 1970. — 352 с.
- Справочник по гидравлическим расчетам / Под редакцией П.Г. Киселева- M.-JL: Гос. энергетическое изд-во, 1957. — 352 с.
- Технический паспорт шлюза. Д.: Гидроэнергопроект, 1991. — 212 с.
- Турсунов A.A. Неустановившееся движение воды в крупных машинных каналах: уч. пособие/ A.A. Турсунов. Алма-Ата: Изд. КазГУ, 1984. — 85 с.
- Федоров Г. Ф. Волновые явления и особенности плавания в нижних бьефах гидроузлов / Г. Ф. Федоров. М.: Транспорт, 1966. — 104 с.
- Федоров Ф.М. Определение усилий, возникающих в швартовных тросах / Ф. М. Федоров // Судовождение: сб. научн. тр. ЛВИМУ- М.: 1975-Вып.17. С. 96−101.
- Христианович С.А. Неустановившееся движение в каналах и реках / Б. Б. Девисон, С. Г. Михлин, С. А. Христианович // Некоторые новые вопросы механики сплошной среды. М.: — Д.: Изд-во АН СССР, 1938. — С. 15−154.
- Шабрин A.M. Исследование продольных и вертикальных пульсацион-ных составляющих скорости и моментов корреляции между ними в нестационарном открытом потоке / A.M. Шабрин // Гидротехника и гидромеханика. — ИГ АН УССР Киев: Наукова думка, 1964. С. 7 — 10.
- Шаталина В.Н. Гидродинамические аспекты развития чрезвычайных аварийных ситуаций на судоходных шлюзах // В. Н. Шаталина, B.C. Дорохов,
- B.B. Дегтярев // Сибирский научный вестник Новосибирского научного центра «Ноосферные знания и технологии» РАЕН. 2000. — Bbin.IV. — С. 184 — 190.
- Шаталина В.Н. Распространение волны прорыва над порогом на дне канала. Эксперимент / В. Н. Шаталина // Труды НГАСУ. Новосибирск. — 2001. -Т.4.-№ 2(13). — С. 162−167.
- Шаталина В.Н. Характерные глубины нижнего бьефа при распаде разрыва над уступом на дне канала / В. Н. Шаталина // Сибирский научный вестник Новосибирского научного центра «Ноосферные знания и технологии» РАЕН.2003. Вып.6. — С. 234 — 238.
- Шаталина В.Н. Экспериментальное исследование нестационарных волновых процессов в призматическом прямоугольном русле с уступом на дне / В. Н. Шаталина // Труды НГАСУ. Новосибирск. — 2003. — Т.6. — № 4(25). — С. 6 -12.
- Шаталина В.Н. Волновые процессы в верхней камере двухкамерного судоходного шлюза при внезапном разрушении ворот/ В. Н. Шаталина, В. И. Букреев, A.B. Гусев, В.В. Дегтярев// Изв. вузов. Строительство. 2003. — № 9. — С. 90−94.
- Шаталина В.Н. Гидродинамические аспекты развития чрезвычайных аварийных ситуаций на Новосибирском шлюзе (декларация безопасности) /
- B.Н. Шаталина, В. В. Дегтярев, В. В. Тарасевич, В. И. Букреев, A.B. Гусев // Тезисы доклада научно-практической конференции «Спассиб». Новосибирск, 2003.-С. 145- 146.
- Шаталина В.Н. Обеспечение устойчивого функционирования природ-но-техногенных комплексов в речных бассейнах / В. В. Дегтярев и др. // Тезисы доклада научно-практической конференции «Спассиб». Новосибирск, 2004. —1. C. 137- 138.
- Шаталина В.Н. Экспериментальное исследование колебаний уровня свободной поверхности воды при разрушении ворот судоходного шлюза/ В. Н. Шаталина, В. И. Букреев, A.B. Гусев// Изв. вузов. Строительство. 2004. — № 3. -С. 49−53.
- Яненко А.П. О путях увеличения пропускной способности шлюзов / А. П. Яненко // Изв. вузов. Строительство. 1992. — № 7,8. — С. 87 — 90.
- Яненко А.П. Определение размеров камер судопропускного сооружения / А. П. Яненко // Изв. вузов. Строительство. 1992. — № 9,10. — С. 74 — 76.
- Яненко А.П. Увеличение пропускной способности шлюзов с помощью напорных продольных галерей / А. П. Яненко // Изв. вузов. Строительство. — 1992.-№ 11,12.-С. 76−78.
- Яненко А.П. Обоснование мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования судоходных шлюзов / А. П. Яненко, В. В. Дегтярев, В.В. Та-расевич, М.Н. Шумкова// Труды НГАСУ- Новосибирск, 1999. Т.2. — № 2 (4). -С. 65−73.
- Amick C.J. On solitary water-waves of finite amplitude / С J. Amick, J.F. Toland // Arch. Ration. Mech. and Anal. 1981. — V.76. — N1. — P. 9 — 95.
- Bellos C.V. Computing 2-D unsteady open-channel flow by finite-volume method / C.V. Bellos, J.V. Soulis, J.G. Sakkas // Proceeding: VII International Conference on Computational Methods in Water Resources. 1988. -Vol. 1. — P. 357 — 362.
- Bellos C.V. Experimental investigation of two-dimensional dam-break induced flows / C.V. Bellos, J.V. Soulis, J.G. Sakkas // Journal of Hydraulic Research. -Netherlands, 1992.-Vol. 30.-No 1.-P. 47−63.
- Fifteenth Annual Report of the Vice-Chancellor to the Court The City University. London, 1980−1981. — 158 p.
- Lauber G. Experiments to dambreak wave: Sloping channel / G. Lauber, Hager W.H. // Journal of Hydraulic Research, Netherlands, 1998. Vol. 36. — No 5. -P. 761 -773.
- Mokwa M. Mathematical simulation of unsteady motion during filling of a lock chamber / M. Mokwa, W. Szulczewski // Archives of Hydroengineering, 1992. -№ 4.-P. 83- 104.
- Puzanov A. Velocity and pressure distribution in plane positive surges/ A. Puzanov, V. Elias // 11 Congress of IAHR, 1965. P. 1 — 6.
- Rzhanitzin N.A. Deformation of alluvial channel downstream from large hydro-projects/ N.A. Rzhanitzin, E.K. Rabkova, P.A. Artemiev // Proc. XIV Congr. IAHR. Paris, 1971. — P. 265 — 274.
- Sandover J.A. Experiments on surge waves / J.A. Sandover, O.C. Zien-kiewicz // Water Power 9, 1957. Nr. 11. — P. 418 — 424.
- Schonlaub H. International association for hydraulic research investigation of the motion of surge waves in a rectangular channel / H. Schonlaub // IAHR, Proceedings, India, 1981. Subject-D. — Vol V. — No XIX.- P. 259 — 266.