Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результативность реализации программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры подтверждена позитивными изменениями в уровнях проявления культуры здоровья участников экспериментальных групп на начало и окончание каждого этапа сопровождения. Согласно самооценке, количество педагогов, культура здоровья которых «проявляется по большинству признаков» (Б), в сравнении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗДО-РОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры как предмет педагогического анализа
    • 1. 2. Профессионально-личностный аспект здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры
    • 1. 3. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры в контексте ее совершенствования
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ 74 КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры
    • 2. 2. Реализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры
    • 2. 3. Включение учителя физической культуры в проблемно-ориентированный анализ отношения к здоровьесберегающей деятельности
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях, характеризующихся стремительным ростом научных знаний, информатизацией и интеллектуализацией общества, ориентацией государства на модернизацию образования, особое внимание уделяется качеству профессиональной деятельности учителя, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (1996, 2008 гг.), Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. (2000 г.), Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (2002 г.). Учитель должен управлять процессом развития школьника, быть ответственным не только за качество обучения, но и за создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление его здоровья. Профессионализм учителя отражается в способности решать задачи, связанные с «обучением здоровью», «формированием ценностного отношения к здоровью», «воспитанием культуры здоровья» школьников. Одновременно учитель является представителем одной из самых сложных, стрессогенных, эмоционально напряженных профессий, требующих постоянной заботы о сохранении и восстановлении собственного здоровья, что проявляется в его культуре здоровья.

Особое значение в здоровьесбережении подрастающего поколения имеет деятельность учителя физической культуры. Для качественного выполнения здоровьесберегающих функций ему необходимо быть носителем высокой культуры здоровья и постоянно совершенствоваться в данном направлении: повышать знания в области культуры здоровьяосваивать умения и навыки здоровьесберегающей деятельностиприобретать культурно-оздоровительный опыт, обогащать его новыми идеями и технологиямиразрабатывать и реализовывать в процессе профессиональной деятельности здоровь-есберегающие программы.

В науке созданы теоретические предпосылки подготовки учителя к здоровьесберегающей деятельности. Образ жизни человека как система самоуправления здоровьем рассматривается в работах Н. М. Амосова, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, В. П. Казначеева, В. П. Петленко и другихс аксиологической позиции рассматривают здоровье Н. П. Абаскалова, Н. М. Полетаева, JI. Г. Татар-никова и другиевопросы формирования и становления культуры здоровья педагога как условия его успешной педагогической деятельности и профессионального долголетия отражены в работах С. Н. Горбушиной, С. Ю. Лебедченко, В. А. Магина, Н. Н. Малярчук и другихздоровьесберегающая деятельность как феномен образования и культуры — предмет исследования трудов Р. И. Айзма-на, Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной, В. В. Колбанова, Т. С. Паниной и других.

В исследованиях последних лет обращается внимание на необходимость сопровождения учителя в его профессиональном становлении (О. М. Зайченко, Е. И. Казакова, Э. М. Казин, И. А. Липский, М. Н. Певзнер, Л. Г. Тарита и другие). Однако в них не освещается организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя конкретной специальности — физической культуры.

Анализ научных исследований и опыта педагогического постдипломного образования учителя физической культуры позволил выделить противоречия между: потребностью государства и общества в учителях физической культуры, способных качественно выполнять здоровьесберегающие функции, и недостаточной разработанностью педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности данных специалистовпотребностью учителя физической культуры в качественном сопровождении здоровьесберегающей деятельности и отсутствием теоретических и прак-тико-ориентированных программ сопровождения его здоровьесберегающей деятельности в организационно-педагогическом контексте.

Выделенные противоречия определили научную проблему исследования: каково организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, способствующее повышению качества данной деятельности. В соответствии с поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать организа-ционно-иедагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры и экспериментальным путем проверить результативность условий его реализации.

Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры.

Предмет исследования: организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.

Гипотеза исследования: организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры будет результативным, если будет направлено на грамотное планирование, поэтапное осуществление, своевременную саморегуляцию данной деятельности учителя за счет создания во взаимосвязи условий: разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культурыреализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культурывключение учителя физической культуры в проблемно-ориентированный анализ отношения к здоровьесберегающей деятельности.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить педагогическую сущность здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.

2. Охарактеризовать учителя физической культуры как субъекта здоровьесберегающей деятельности. Выделить и охарактеризовать критерии его культуры здоровья.

3. Конкретизировать понятие «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры».

4. Теоретически обосновать и разработать организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.

5. Создать условия организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры в их взаимосвязи и в процессе экспериментальной работы проверить их результативность. Методологическая основа исследования: личностно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать учителя физической культуры как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Э. Ф. Зеер, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн и другие) — культурологический подход, раскрывающий природу понятий «культура» и «здоровье» и позволяющий рассматривать здоровьесберегающую деятельность во взаимосвязи с культурой здоровья (Г. А. Аванесова, В. Г. Бабаков, Э. В. Быкова, Е. А. Вавилин, Н. С. Злобин, Jl. Н. Коган, В. А. Сластенин и другие) — аксиологический подход, ориентирующий учителя на понимание и принятие здоровьесберегающей деятельности как педагогической ценности (А. И. Арнольдов, В. П. Тугаринов, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, С. В. Кульневич, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов и другие).

Теоретические основы исследования: научные труды в области педагогики здоровья (Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, В. В. Колбанов, Т. С. Панина, JI. Г. Татарникова и другие) — теории и концепции формирования физической культуры личности (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, JI. И. Лубышева, П. И. Лукьяненко, В. И. Лях и другие) — идеи культурно-профессионального становлении личности (В. В. Игнатова, Э. Ф. Зеер, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков и другие) — идеи о педагогическом сопровождении специалиста (Е. И. Казакова, И. А. Липский, М. Н. Певзнер, Л. Г. Тарита, Л. А. Шипилина и другие) — научные исследования в области культуры здоровья и здоровьесберегающей деятельности учителя (М. М. Безруких, С. Н. Горбушина, С. Ю. Лебедченко, В.

A. Магин, Н. Н. Малярчук, О. Н. Московченко и другие) — исследования профессиональной деятельности учителя физической культуры (Б. А. Ашмарин,.

B. М. Выдрин, Ю. Ф. Курамшин, В. Ф. Пешков, Ф. И. Собянин и другие).

Методы педагогического исследования: общетеоретические (анализ пси-холого-педа^сгической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования) — эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка) — социологические (анкетирование, опрос) — антропометрические и функциональные измерениястатистические (ранжирование, шкалирование) — методы математической статистики (угловое преобразование ф* Фишера, М — среднее арифметическое, а — среднее квадратическое отклонение, m — ошибка среднего арифметическогоt — критерий Стьюдента).

Организация и база исследования: ГОУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». Всего в исследованиях приняли участие 249 человек: 166 человек — учителя физической культуры общеобразовательных школ г. Красноярска и студенты-выпускники факультета физической культуры и спорта Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 83 человека — преподаватели факультета физической культуры и спорта Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, кафедры медико-педагогических основ образования Красноярского краевого института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кафедры физического воспитания Сибирского федерального университета, руководители районных методических объединений, завучи школ.

Личное участие соискателя состояло в выявлении теоретических предпосылок организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, в разработке диагностического инструментария и организационно-педагогических условий данного сопровождения, организации и проведении экспериментальной работы по проверке их результативности.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2005 — 2006 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, определялись методология, цель, гипотеза и задачи исследования, разрабатывались ключевые идеи экспериментальной работы. Второй этап (2006 — 2008 гг.) был связан с разработкой и реализацией условий организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, с экспериментальной проверкой их результативности. Третий этап (2008 — 2009 гг.) связан с завершением экспериментальной работы, обобщением, систематизацией полученной информации, формулированием выводов, оформлением текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования: выявлена сущность здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры: смыслообразующим компонентом данной деятельности является культура здоровья, которая отражает его осведомленность в области здоровья и здоровьесберегающей деятельности, ориентированность на активную деятельность по повышению резервов собственного здоровья и здоровья учащихся, умелость ведения оздоровительно-физкультурной деятельности и способность транслировать здоровьесберегающий опыт средствами физической культуры и спорта своим ученикамконкретизировано понятие «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры» как особый вид институциональной деятельности, реализующейся в краткосрочных и пролонгированных формах и предполагающей создание условий, направленных на грамотное планирование, поэтапное осуществление и своевременную саморегуляцию здоровьесберегающей деятельности учителя за счет выбора содержания, методов и средств данной деятельности адекватно ее целям и задачамопределены профессиональные характеристики учителя физической культуры как субъекта здоровьесберегающей деятельности: направленность на постоянное пополнение, осмысление и интеграцию знаний и опыта в области культуры здоровья и физической культурыориентированность на сохранение и восстановление профессионального здоровья — функциональной, физической и технической подготовленностинастроенность на самоорганизацию здоровьесберегающей деятельности, поддержание профессионального статуса учителя — сторонника и пропагандиста здорового образа жизниосознанную ответственность за сохранение и развитие здоровья участников педагогического взаимодействияподготовленность к деятельности по формированию здорового образа жизни и физической культуры школьников. В качестве критериев культуры здоровья учителя физической культуры выделены: познавательно-ориентировочный, рефлексивно-креативный, профессионально-праксиологический;

— обосновано и разработано организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, предусматривающее создание следующих условий: разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, реализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, включение учителя физической культуры в проблемно-ориентированный анализ здоровьесберегающей деятельности;

— доказана результативность организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, направленного на грамотное планирование, поэтапное осуществление и своевременную саморегуляцию данной деятельности.

Теоретическая значимость: расширены знания о здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры за счет выявления сущностных характеристик культуры здоровья учителя физической культуры, уточнения понятия «здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры», конкретизации понятия «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры», выделения критериев его культуры здоровья и обоснования условий организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя, способствующих результативности данного процесса, что расширяет и дополняет существующие положения теории и методики профессионального образования учителя физической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в разработке: программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, алгоритма проблемно-ориентированного анализа его отношения к здоровьесберегающей деятельности и методики его поступенчатой реализации, самодиагностик культуры здоровья и индивидуального «паспорта профессионального здоровья» учителя, что может быть использовано в процессе повышения квалификации и самообразования учителей физической культуры и подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в учебных заведениях.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечены: исходными методологическими положениями и междисциплинарной научно-теоретической базойприменением широкого арсенала методов исследования, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследования при сочетании их количественного и качественного анализапроверкой теоретических выводов на практикеположительными результатами экспериментальной работы и их корректной статистической обработкой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в научных статьях, докладах и выступлениях на Международных конференциях: «Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни» (Красноярск, 2008), «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (Томск, 2009) — на Всероссийских научно-практических конференциях: «Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе» (Красноярск, 2006), «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2007), «Физическая культура и спорт в системе образования» (Красноярск, 2006) — на межрегиональной научно-практической конференции: «Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях» (Красноярск, 2008) — на межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы физической культуры, спорта, адаптивной физической культуры, безопасности жизнедеятельности и оздоровления» (Красноярск, 2008). Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии и семинарах аспирантов Сибирского государственного технологического университета, внедрены в процесс повышения квалификации учителей физической культуры в Красноярском краевом институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в процесс подготовки будущих учителей физической культуры в Красноярском государственном педагогическом университете им В. П. Астафьева, процесс подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта в Сибирском федеральном университете.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры проявляется в культуре здоровья, которая как смыслообразующий компонент данной деятельности отражает его осведомленность в области здоровья и здоровьесберегающей деятельности, ориентированность на активную деятельность по повышению резервов собственного здоровья и здоровья учащихся, умелость ведения оздоровительно-физкультурной деятельности и способность транслировать здоровьесберегающий опыт средствами физической культуры и спорта своим ученикам.

2. Понятие «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры» конкретизируется за счет характеристики его как особого вида институциональной деятельности, реализующейся в краткосрочных и пролонгированных формах, и предполагающей создание условий, направленных на грамотное планирование, поэтапное осуществление и своевременную регуляцию учителем здоровьесберегающей деятельности за счет выбора содержания, методов и средств данной деятельности адекватно ее целям и задачам.

3. Учитель физической культуры является субъектом здоровьесберегающей деятельности, что проявляется: в постоянном пополнении, осмыслении и интеграции знаний и опыта в области культуры здоровья и физической культурыориентированности на сохранение и восстановление профессионального здоровья — функциональной, физической и технической подготовленностисамоорганизации здоровьесберегающей деятельности и поддержании профессионального статуса учителя — сторонника и пропагандиста здорового образа жизниосознанной ответственности за сохранение и развитие здоровья участников педагогического взаимодействиядеятельности по формированию здорового образа жизни и физической культуры школьников.

4. Критериями культуры здоровья учителя физической культуры являются: познавательно-ориентировочный — связан с наличием здоровьесберегаю-щих знаний, умений, навыков, отношением к здоровью как к личностно-профессиональной ценности, ориентацией на сохранение и развитие собственного здоровья и здоровья учащихсярефлексивно-креативный — с осознанием учителем себя субъектом культуры здоровья, осмыслением и переосмыслением способов и результатов здоровьесберегающей деятельности, преобразованием ее с целью преодоления профессиональных затруднений и творческого самосовершенствованияпрофессионально-праксиологический — с единством знаний и деятельности учителя по достижению наилучших профессиональных результатов за счет повышения резервов собственного здоровья, проявления активности в здоровьесберегающей деятельности.

5. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры представлено педагогическими условиями.

Разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры как условие осуществляется согласно идеям модульной технологии. «Образовательный» модуль представлен программой курса повышения квалификации «Культура здоровья» и включает модульные единицы: формирование теоретических основ культуры здоровьясовершенствование умений и навыков здоровьесберегающей деятельностимоделирование ситуаций, ориентирующих на сохранение профессионального здоровья. Данный модуль направлен на осмысление культуры здоровья и здоровьесберегающей деятельности. <-Практико-ориентированный" модуль представлен модульными единицами: самоопределение в здоровьесберегающей деятельности, активизация культурно-оздоровительного потенциала, обогащение опыта здравотворчества и направлен на саморегуляцию учителем здоровьесберегающей деятельности.

Реализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры как условие осуществляется поэтапно. Этап «ориентирование» связан с информированием учителя о проблеме культуры здоровья и здоровьесберегающей деятельности и ориентированием на здравотворчество. Этап «самоопределение» непосредственно связан с выбором учителем направления здоровьесберегающей деятельности, ее методов, приемов и средств. Этап «обогащение опыта» связан с активизацией данной деятельности. Реализация программы с учетом обозначенных этапов осуществляется за счет постановки педагогических задач, использования педагогических средств и методов сопровождения.

Включение учителя физической культуры в проблемно-ориентированный анализ отношения к здоровьесберегающей деятельности осуществляется поступенчато, согласно разработанному алгоритму: первая ступень — изучение проявлений отдельных признаков и показателей культуры здоровьявторая ступень — уяснение основных направлений повышения качества здоровьесберегающей деятельноститретья ступень — выделение задач здоровьесберегающей деятельностичетвертая ступень — выделение педагогических путей повышения качества здоровьесберегающей деятельностипятая ступеньсоставление индивидуальной программы здоровьесберегающей деятельности. Данный анализ позволяет учителю самостоятельно и своевременно регулировать здоровьесберегающую деятельность.

6. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, направленное на грамотное планирование, поэтапное осуществление, своевременную саморегуляцию данной деятельности, реализуется посредством создания педагогических условий и является результативным. Это подтверждается динамикой проявления культуры здоровья учителя и качественно выражается в осмыслении им сущности культуры здоровья, осознании себя субъектом здоровьесберегающей деятельности, активном личном участии в организации данной деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Создание в процессе экспериментальной работы условий организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры в их взаимосвязи доказало результативность данного сопровождения в плане решения поставленных задач и достижения цели исследования.

Первое педагогическое условие — разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры — позволило восполнить отсутствие практико-ориентированных программ организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности специалиста, грамотно планировать данную деятельность. Разработка программы осуществлялась согласно идеям модульной технологии. «Образовательный» модуль представлен программой курса повышения квалификации «Культура здоровья» и включает модульные единицы: формирование теоретических основ культуры здоровьясовершенствование умений и навыков здоровьесберегающей деятельностимоделирование ситуаций, ориентирующих на сохранение профессионального здоровья. Данный модуль направлен на осмысление культуры здоровья и здоровьесберегающей деятельности. «Практико-ориентиро-ванный» модуль представлен модульными единицами: самоопределение в здоровьесберегающей деятельности, активизация культурно-оздоровительного потенциала, обогащение опыта здравотворчества и направлен на саморегуляцию учителем здоровьесберегающей деятельности.

Второе педагогическое условие — реализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры — способствовало поэтапному осуществлению данной деятельности. Этап «ориентирование» связан с информированием учителя о проблеме культуры здоровья и здоровьесберегающей деятельности и ориентированием на здравотворчество. Этап «самоопределение >> непосредственно связан с выбором учителем направления здоровьесберегающей деятельности, ее методов, приемов и средств. Этап «обогащение опыта» связан с активизацией данной деятельности. Реализация программы с учетом обозначенных этапов осуществлялась за счет постановки педагогических задач, использования педагогических средств и методов сопровождения. В результате ее реализации учителя осмыслили сущность культуры здоровья, осознали себя субъектами здоровьесберегающей деятельности и активизировали данную деятельность. Определено, что каждый этап реализации программы способствовал повышению качества здоровьесберегающей деятельности учителей.

Третье педагогическое условие — включение учителя физической культуры в проблемно-ориентированный анализ отношения к здоровьесберегающей деятельности — способствовало осуществлению самостоятельной и своевременной регуляции учителем здоровьесберегающей деятельности. Включение учителя в проблемно-ориентированный анализ происходило поступенчато в соответствии с разработанным алгоритмом: первая ступень — изучение проявлений отдельных признаков и показателей культуры здоровья, вторая ступень — уяснение основных направлений повышения качества здоровьесберегающей деятельности, третья ступень — определение задач здоровьесберегающей деятельности, четвертая ступень — выделение педагогических путей повышения качества здоровьесберегающей деятельности, пятая ступень — составление индивидуальной программы здоровьесберегающей деятельности.

С помощью педагогической диагностики, методов математической статистики подтверждена результативность экспериментальной работы по созданию во взаимосвязи условий организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры. Применение углового преобразования Фишера позволило констатировать, что с надежностью 0,95 на окончание экспериментальной работы по сравнению с ее началом имеются достоверные различия процентных долей учителей с уровнем проявления культуры здоровья «проявляется по большинству признаков». Сделан вывод о результативности организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, о том, что задачи исследования выполнены и гипотеза доказана.

Проведённое исследование по обоснованию, разработке и экспериментальной проверке результативности организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры позволило подвести итог и представить выводы, которые отражают его основные результаты.

Изучение понятий «здоровье», «здоровьесберегающая деятельность», «культура здоровья», рассмотренных с точки зрения различных наук и подходов, дало основание выявить сущность здоровьесберегающей деятельности, которая заключается в том, что смыслообразующим компонентом данной деятельности является культура здоровья. Анализ ключевых понятий исследования с учетом области деятельности учителя физической культуры позволил утверждать, что культура здоровья данного учителя отражается в его осведомленности в области здоровья и здоровьесберегающей деятельности, ориентированности на активную деятельность по повышению резервов собственного здоровья и здоровья учащихся, умелости ведения оздоровительно-физкультурной деятельности и способности транслировать здоровьесберегающий опыт средствами физической культуры и спорта своим ученикам.

На основании теоретических идей, отраженных в психолого-педагогических исследованиях, уточнено понятие «здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры» как процесс, направленный на обретение им новых педагогических смыслов данной деятельности за счет создания условий, способствующих обогащению культурно-оздоровительных знаний и опыта, осознанию себя субъектом здоровьесбережения, принятию и реализации ценностей культуры здоровья. Установлено, что организация и осуществление здоровьесберегающей деятельности учителем физической культуры требует от него наличия интегральных качеств: компетентности в области здоровьесбережения, педагогической рефлексивности, практической подготовленности к здоровьесберегающей деятельности.

В результате изучения и анализа здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры в контексте ее совершенствования охарактеризован учителя данной специальности как субъект здоровьесберегающей деятельности, что выражается: в направленности на постоянное пополнение, осмысление и интеграцию знаний и опыта в области культуры здоровья и физической культурыориентированности на сохранение и восстановление профессионального здоровья — функциональной, физической и технической подготовленностинастроенности на самоорганизацию здоровьесберегающей деятельности, поддержание профессионального статуса учителя — сторонника и пропагандиста здорового образа жизниосознанной ответственности за сохранение и развитие здоровья участников педагогического взаимодействияподготовленности к деятельности по формированию здорового образа жизни и физической культуры школьников.

В качестве критериев, положенных в основу диагностики культуры здоровья учителя физической культуры как смыслообразующего компонента его здоровьесберегающей деятельности, выделены и охарактеризованы: познавательно-ориентировочный — связан с наличием здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, отношением к здоровью как к личностно-профессиональной ценности, ориентацией на сохранение и развитие собственного здоровья и здоровья учащихсярефлексивно-креативный — с осознанием учителем себя субъектом культуры здоровья, осмыслением и переосмыслением способов и результатов здоровьесберегающей деятельности, преобразованием ее с целью преодоления профессиональных затруднений и творческого самосовершенствованияпрофессионально-праксиологический — с единством знаний и деятельности учителя по достижению наилучших профессиональных результатов за счет повышения резервов собственного здоровья, проявления активности в здоровьесберегающей деятельности.

Анализ научных и энциклопедических источников дал основание определять понятие «педагогическое сопровождение» как вид деятельности, отражающий управляемую сторону процесса развития человека в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми и рассматривать сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры в организационно-педагогическом контексте через создание условий, способствующих совершенствованию данной деятельности, в том числе посредством становления его собственной культуры здоровья. Выделены содержание, формы, этапы, условия, методы и средства организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.

Обобщение материалов исследования позволило конкретизировать понятие «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры» как особый вид институциональной деятельности, реализующейся в краткосрочных и пролонгированных формах и предполагающей создание условий, направленных на грамотное планирование, поэтапное осуществление и своевременную регуляцию учителем здоровьесберегающей деятельности за счет выбора содержания, методов и средств данной деятельности адекватно ее целям и задачам.

В соответствии с целью исследования теоретически обоснованы и разработаны условия организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.

В качестве первого организационно-педагогического условия выступает разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры. Данное условие осуществлялось согласно идеям модульной технологии. «Образовательный» модуль представлен программой курса повышения квалификации «Культура здоровья» и включает модульные единицы: формирование теоретических основ культуры здоровьясовершенствование умений и навыков здоровьесберегающей деятельностимоделирование ситуаций, ориентирующих на сохранение профессионального здоровья. Данный модуль направлен на осмысление культуры здоровья и здоровьесберегающей. деятельности. «Практикоориентированный» модуль представлен модульными единицами: самоопределение в здоровьесберегающей деятельности, активизация культурно-оздоровительного потенциала, обогащение опыта здравотворчества и направлен на саморегуляцию учителем здоровьесберегающей деятельности.

Прогнозируемым конечным результатом разработки программы является, во-первых, возможность ее реализации через краткосрочные и пролонгированные формы сопровождения и, во-вторых, «восхождение» учителя на качественно новый уровень проявления культуры здоровья, а соответственно, повышение качества осуществления им здоровьесберегающей деятельности.

В качестве второго организационно-педагогического условия выступает реализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры. Данная программа осуществлялась поэтапно. Этап «ориентирование» связан с информированием учителя о проблеме культуры здоровья и здоровьесберегающей деятельности и ориентированием на здравотворчество. Этап «самоопределение» непосредственно связан с выбором учителем направления здоровьесберегающей деятельности, ее методов, приемов и средств. Этап «обогащение опыта» связан с активизацией данной деятельности. Реализация программы с учетом обозначенных эта-юв осуществляется за счет постановки педагогических задач, отраженных в названиях ее модульных единиц, использования педагогических средств и методов сопровождения.

Результативность реализации программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры подтверждена позитивными изменениями в уровнях проявления культуры здоровья участников экспериментальных групп на начало и окончание каждого этапа сопровождения. Согласно самооценке, количество педагогов, культура здоровья которых «проявляется по большинству признаков» (Б), в сравнении на начало и окончание этапа «ориентирование» увеличилось по познавательно-ориентировочному критерию с 32,2% до 68,1%, по рефлексивнокреативному критерию — с 42,6 до 44,7%, по профессионально-праксиологическому критерию изменений не выявлено — 36,2%- соответственно, на этапе «самоопределение» — по познавательно-ориентировочному критерию с 68,1 до 78,7%, по рефлексивно-креативному критерию — с 44,7 до 53,2,%, по профессионально-праксиологическому критерию — с 36,2 до 44,7%- соответственно, на этапе «обогащение опыта» — по познавательно-ориентировочному критерию с 78,7 до 83,0%, по рефлексивно-креативному критерию — с 63,8 до 68,1%, по профессионально-праксиологическому критерию — с 44,7 до 53,2%. Разногласия между экспертной оценкой и самооценкой учителей незначительны. Данные результаты указывают, что организация каждого этапа сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителей способствует повышению уровня их культуры здоровья, следовательно, повышению качества здоровьесберегающей деятельности.

Третьим организационно-педагогическим условием определено включение учителя физической культуры в проблемно-ориентированный анализ отношения к здоровьесберегающей деятельности. Данный анализ является средством, которое позволяет учителю самостоятельно определять необходимые направления и ориентиры в области культуры здоровья, своевременно регулировать здоровьесберегающую деятельность. Включение учителя в проблемно-ориентированный анализ его отношения к культуре здоровья осуществлялось поступенчато, согласно разработанному алгоритму: первая ступень — изучение проявлений отдельных признаков и показателей культуры здоровьявторая ступень — уяснение основных направлений повышения качества здоровьесберегающей деятельноститретья ступень — выделение задач здоровьесберегающей деятельностичетвертая ступеньвыделение педагогических путей повышения качества здоровьесберегающей деятельностипятая ступень — составление индивидуальной программы здоровьесберегающей деятельности.

О результативности организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителей в виде созданных во взаимосвязи педагогических условий свидетельствуют позитивные изменения в уровнях их культуры здоровья, зафиксированные на момент окончания экспериментальной работы по сравнению с ее началом. Согласно полученным результатам, увеличилось количество учителей с уровнем культуры здоровья «проявляется по большинству признаков» по всем трем критериям. Согласно экспертной оценке прирост таких учителей по познавательно-ориентировочному критерию составил 35%, по рефлексивно-креативному -19,2%, по профессионально-праксиологическому — 21,4%, согласно самооценке педагогов, соответственно, прирост составил 50,8%, 17,0%, 17,0%). Несколько завышенная самооценка по познавательно-ориентировочному критерию, как показало интервьюирование, связана с ощущением ими интереса к данной деятельности.

Проведенный сравнительный анализ результатов изучения культуры здоровья учителей в экспериментальных группах с использованием углового преобразования Фишера показал, что с достоверностью 0,95 можно говорить о значимых различиях процентных долей учителей по уровням культуры здоровья «проявляется по большинству признаков» по каждому и в целом по трем критериям на окончание экспериментальной работы по сравнению с ее началом. Таким образом, доказана результативность организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, направленного на грамотное планирование, поэтапное осуществление и своевременную саморегуляцию данной деятельности.

В целом проведенное исследование подтверждает его гипотезу, свидетельствует о решении задач и получении новых знаний об исследуемом процессе. Дальнейшее направление решения проблемы исследования связываем с конкретизацией основных направлений сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. П. «Педагогика здоровья» верный путь навстречу детям Текст. ' Ч. П. Абаскалова // Педагогические и медицинские проблемы ва-леологии: сб. тр. междун. конф. — Новосибирск: HI НУ, 1999. — С. 7−9.
  2. , Р. И. Здоровье ребенка эпицентр современного образования Текст. / Р. И. Айзман // Управление развитием образования: межвуз. сб. науч. статей и материалов междун. конф. — Барнаул: БГПУ, 1999. — С.126−127.
  3. , Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук. / Е. А. Александрова. — Тюмень, 2006. — 42 с.
  4. , Л. М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. М. Аллакаева. М., 2003.-234 с.
  5. , Н. М. Раздумье о здоровье Текст. / Н. М. Амосов. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 191 с.
  6. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст. В 2 т. Т. 1. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. — 351 с.
  8. , О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления Текст. / О. С. Аниеимов. М.: Экономика, 1991. — 415 с.
  9. , Г. Л. Физическое развитие детей и подростков Текст. / Г. Л. Апанасенко. Киев: Здоровье, 1985. — 80 с.
  10. , А. И. Человек и мир культуры: введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
  11. , О. А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования Текст. / О. А. Ахвердова, В. А. Магин // Теория и практика физической культуры. — 2002.- № 9. С. 5−7.
  12. , С. Г. Здоровье педагогов : профессиональные факторы риска Текст. / С. Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. — № 4. — С. 28−30.
  13. , Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании Текст.: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б. А. Ашмарин. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  14. , Б. А. Профессиограмма учителя физической культуры Текст.: методическая разработка / Б. А. Ашмарин. Хабаровск, 1991. — 13 с.
  15. , В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) Текст. / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 37−41.
  16. , В. К. Физическая культура для всех и для каждого Текст. / В. К. Бальсевич. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 207 с.
  17. В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека Текст. / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22—26.
  18. , В. К. Физическая культура: молодежь и современность Текст. / В. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 2−4.
  19. , В. А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья Текст. / В. А. Бароненко // Валеология. -2002. № 3. — С.74−77.
  20. , М. М. Здоровьесберегающая школа Текст. / М. М. Безруких. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
  21. , В. В. Воспитание в процессе занятий физической культурой Текст. / В. В. Белорусова, Н. И. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1964. — 96 с.
  22. , Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики Текст.: курс лекций / Д. А. Белухин. — М.: Институт практической психологии, 1996, — 4.1. -318 с.
  23. , Н. А. Самопознание Текст.: (Опыт филос. автобиогр.) / Н. А. Бердяев. Paris: YMCA-press, 1949. — 377 с.
  24. , В. М. Личность и условия ее развития и здоровья Текст.: Речь, произнес. 4 сент. 1905 г. на Втором съезде отеч. психиатров в г. Киеве // [Соч.] Акад. В. Бехтерева. СПб.: K.JI. Риккер, 1905. — 43 с.
  25. , А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними Текст. / А. А. Бодалев // Мир психологии. М.: Воронеж, 2001. № 2. — С. 54−58.
  26. , Ю. П. Наркологическая ситуация среди детей и подростков и особенности психотерапевтической помощи Текст. / Ю. П. Бойко // Объединенный медицинский журнал. — 2001. С.17—18.
  27. Большая энциклопедия Текст.: в 62 т. Т 24. М.: ТЕРРА, 2006. -592 с.
  28. , Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа Текст. / Е. В. Бондаревская // Образование в поисках человеческого смысла. Ростов н/Д, 1995. — С.11−26.
  29. , И. И. Валеология — наука о здоровье Текст. / И. И. Брехман. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  30. И. И. Введение в валеологию науку о здоровье Текст. / И. И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 125 с.
  31. , Э. Бегай, прыгай, метай Текст.: школа легкой атлетикидля детей / Э. Брюнему, Э. Харнес, Я. Хофф и др. М.: Физкультура и спорт, 1982.-79 с.
  32. Будук-оол, JI.K. Некоторые аспекты педагогической валеоло-гии в профессиональной деятельности учителя Текст.: учебное пособие / Л.К. Будук-оол, — Кызыл: ТувГУ, 2002. 56 с.
  33. , И. М. «Быть телом» — «иметь тело» — «творить тело» : три уровня бытия «HOMO SOMATIS» и проблемы физической культуры Текст. / И. М. Быховская // Теория и практика физической культуры. — 1993.-№ 7.-С. 2−5.
  34. , Е. А. Исторический материализм и понимание культуры Текст. / Е. А. Вавилин, В. П. Феофанов. — Новосибирск, 1983. 320 с.
  35. , Э. Н. Валеология Текст.: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. М.: Флинта- Наука, 2001.-416 с.
  36. , Э. Н. Общая валеология Текст.: учебник / Э. Н. Вайнер. Липецк: Липецкое изд-во, 1998. — 183 с.
  37. Валеологические аспекты образования: из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе Текст.: научно-методическое пособие / под. ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Н. П. Неворотовой. Кемерово, 1995. — 203с.
  38. , С. В. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Васильев. -СПб., 1999.-20 с.
  39. , О. С. Психология здоровья человека : эталоны, представления, установки Текст. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М.: Академия, 2001.-352 с.
  40. , Т. Б. Физическая культура. Содержание образования Текст.: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. М.: Вентана-Граф, 2007. — 160 с.
  41. , С. Г. Общее образование взрослых : стимулы и мотивы Текст. / С. Г. Вершловский. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  42. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки педагогических кадров Текст.: сборник научных трудов / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Флаха, С. Г. Вершловского. М.: АПН СССР, 1990. — С. 89−99.
  43. , Н. И. Физическая культура личности Текст. / Н. И. Ви-зитей. Кишинев: Штиинца, 1989. — 110 с.
  44. , В. К. Физкультура без травм Текст. / В. К. Велитчен-ко. -М.: Просвещение, 1993. 128 с.
  45. , М. Я. Здоровый образ жизни учащейся молодежи как условие культурной жизнедеятельности Текст. / М. Я. Виленский // Всерос. на-уч.-практ. конф.: доклады, тезисы, материалы. Ч. 1. -М., 1995. С. 3.
  46. , М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности Текст. / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев // Теория и практика физической культуры. 2001.-№ 3. — С. 2−7.
  47. , В. А. Здоровьесбережение в школе : педагогические стратегии и технологии Текст. / В. А. Вишневский. М.: Теория и практика физической культуры, 2002. — 196 с.
  48. , В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога Текст.: монография / В. Г. Воронцова. -Псков: ПОИПКРО, 1997.-421 с.
  49. , Б. 3. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании Текст. / Б. 3. Вульф // Психолого-педагогический журнал «Гуманизация образования». 1994. — № 2. — С. 43—50.
  50. Выготский, J1. С. Педагогическая психология Текст. / JL С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  51. , В. М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры Текст.: учебное пособие / В. М. Выдрин. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. 74 с.
  52. , JI. 3. Валеология: учение о здоровье, болезни и выздоровлении
  53. . Т. 1. / Л. 3. Гель. М.: ООО изд-во «АСТ» и «Астрель», 2001. — 432 с.
  54. , А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных условиях Текст.: монография / А. М Гендин, М. И. Сергеев, В.И. У саков, В. В. Шабунин. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 228 с.
  55. Гимнастика Текст.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. М. Л. Журавиной, Н. К. Меньшиковой. М.: Академия, 2006.-448 с.
  56. , Д. Е. Формирование у учащихся-подростков установочной системы на здравотворчество Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. Е. Глушко. -Якутск, 2003. 198 с.
  57. , Л. Л., Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект Текст. / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1998. -№ 2.-С. 17−19.
  58. , С. Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя Текст.: автор, дис.. д-ра пед. наук / С. Н. Горбушина. Ижевск, 2005. — 42 с.
  59. , Н. Б. Формирование культуры здорового образа жизни педагогов общеобразовательного учреждения Текст.: дис.. .канд. пед. наук / Н. Б. Гребенникова. Н. Новгород, 2003. — 145 с.
  60. , Б. В. Праксиология, или как организовать успешную деятельность : учебное пособие Текст. / Б. В. Григорьев, В. И. Чумаков — М.: Школьная Пресса, 2002. 144 с.
  61. Гун, Г. Е. Здоровьесберегающая педагогика важнейшее условие повышения качества образования Текст. / Г. Е. Гун, В. П. Топоровский // Современные принципы и методы обеспечения безопасности образовательного процесса. — СПб.: ЛОИРО, 2003. — С. 12−16.
  62. , А. М. Педагогическое мастерство Текст.: учебное пособие / А. М. Дикунов, Н. М. Костихин. Омск: ОГИФК, 1994. — 124 с.
  63. Доклад о состоянии здоровья в Российской Федерации Текст. — М., 2003.
  64. , П. К. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов Текст. / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 2. — С. 50−52.
  65. , Н. X. Частота и причины употребления психоактивных веществ подростками Текст. / Н. X. Жамлиханов, А. Г. Федоров // Здоровье населения и среда обитания. 2005. — № 1. — С. 5−8.
  66. , Ю. Д. Спортивные игры Текст.: учебник / Ю. Д. Железняк. М.: Академия, 2002. — 520 с.
  67. , А. И. Легкая атлетика Текст.: учебное пособие для студентов высш. уч. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. М.: Академия, 2003. — 464 с.
  68. , А. Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения Текст. / А. Г. Зайцев // Гигиена и санитария: двухмесячный научно-практический журнал. — 2004. — № 1. — С. 54—55.
  69. , Г. К. Валеология. Культура здоровья Текст.: книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. М.: БАХРАХ, 2003. — 268 с.
  70. , Г. К. Педагогика здоровья Текст. / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев // Инновации в образовании. 2004. — № 4. — с. 98—111.
  71. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. —1996.—№ 2. С. 2−60.
  72. , Э. Ф. Психология профессий Текст.: учебное пособие для студентов вузов. / Э. Ф. Зеер. — 3-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2005. — 336 с.
  73. , Н. С. Культура и общественный прогресс Текст. / Н. С. Злобин. М., 1980. — 303 с.
  74. , С. И. Андрогогика : основы теории и технологии обучения взрослых Текст. / С. И. Змеев. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 271 с.
  75. , В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе Текст.: монография / В. В. Игнатова. Красноярск: СибГТУ, 2000. — 272 с.
  76. , С. И. Характеристика физического развития школьников различных регионов России Текст. / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Гигиена и санитария. 2005. — № 5. — С.61−64.
  77. , Е. П. От культуры физической к культуре здоровья Текст. / Е. П. Ильин. // Теория и практика физической культуры. — 1990 — № 11. — С. 46−48.
  78. , В. Н. Содержание учебных предметов в школе как средство формирования культуры здоровья учащихся Текст. / В. Н. Ирхин, И. В. Ирхина // Электронный журнал. 2000. — № 1. — С. 15−17.
  79. , Э. М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования : теория и практика Текст.: учебное пособие для вузов и системы дополнительного профессионального образования / Э. М. Казин. Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2009. — 347 с.
  80. , Э. М. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» Текст. / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина // Валеология. 2004. — № 4. — С. 6−10.
  81. , В. П. Общая валеология Текст.: лекции / В. П. Казначеев // Валеология. 1996. -№ 3−4. — С. 70−102.
  82. , В. Е. Валеопедагогическая диагностика на курсах повышения квалификации работников образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Е. Кайма. Ростов н/Д, 2000. — 19 с.
  83. , Е. П. Проблемы построения обобщенной модели специалиста по физической культуре / Е. П. Каргаполов // Теория и практика физической культуры. — 1985. — № 1. — С. 42—45.
  84. , Н. Э. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете Текст. / Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров, JT. П. Халяпина. Кемерово, 1996. — 128 с.
  85. Ким, С. В. Валеолого-педагогическое обеспечение физкультурногообразования в современной школе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. В. Ким. СПб., 2006. — 47 с.
  86. , JI. Н. Профессиональная культура учителя: социологический очерк Текст. / JL Н. Коган. Екатеринбург, 1992. — С.15— 23.
  87. , JI. Н. Цель и смысл жизни человека Текст. / JI. Н. Коган. -М.: Мысль, 1984.-252 с.
  88. , Г. М. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджас-пирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.-448 с.
  89. , В. В. Валеологический практикум Текст.: учебное пособие для педагогов / В. В. Колбанов. СПб.: СПАППО, 2007. — 232 с.
  90. , В. В. Валеология : основные понятия, термины и определения Текст. / В. В. Колбанов. СПб.: СПАППО, 1998. — 232 с.
  91. Комплексное сопровождение и коррекция детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы Текст. / Под науч. ред. JI. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: ИСПиП, 2000. -108 с.
  92. , Е. В. Спортивные игры : правила, техника, тактика Текст. / Е. В. Конева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
  93. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Текст. // Наука и школа. 2003. — № 1.
  94. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы Текст. / под ред. Ю. И. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб.: Институт образования взрослых РАО- СПб ГУПМ, 1996. — 126 с.
  95. Концепция федеральной целевой программы развития физической культуры и спорта в РФ на 2006−2015 годы Текст. М., 2006. — 19 с.
  96. , Н. М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту Текст. / Н. М. Костихина // Теория и практика физической культуры. -2005. -№ 10.-С. 12−16.
  97. , В. В. Повышение квалификации педагога — что это значит сегодня Текст.: методическое пособие / В. В. Краевский. Бийск: НИЦБ и ГПИ, 1996. — 52 с.
  98. , Н. А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления Текст.: монография / Н. А. Красноперова, В. В. Игнатова, О. А. Шушерина. Красноярск: Сиб-ГТУ, 2006.- 180 с.
  99. Краткий философский словарь Текст. / под ред. А. П. Алексеева. — М.: Проспект, 2000. 400 с.
  100. , Н. В. Психологическая структура деятельности учителя Текст. / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. — Гомель: Гомельский гос. университет, 1996. 57 с.
  101. , С. В. Педагогика личности Текст.: учебное пособие. Ч. 1. / С. В. Кульневич. Ростов н/Д, 1995. — 167 с.
  102. Культурология. XX век. Энциклопедия Текст. Т.1. — СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. 447 с.
  103. , Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия Текст. / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 48 с.
  104. , Ю. Н. Рефлексивные процессы в деятельности учителя Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Моделирование педагогических ситуаций. -М., 1981.-С. 34.
  105. Юб.Куценко, Г. И. Стратегия и технология сохранения здоровья школьников, студентов и педагогов Текст. / Г. И. Куценко и др. Воронеж: изд.-во ВГТУ, 2000. — 215 с.
  106. , Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности Текст. / Б. X. Ланда. — М.: Советский спорт, 2004. 192 с.
  107. , С. Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Ю. Лебедченко. — Волгоград, 2000. 266 с.
  108. , Н. А. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  109. Ю.Липский, И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания Текст. / И. А. Липский // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. Волгоград: изд-во «Перемена», 2004 — С. 280−287.
  110. Ш. Лобачев, В. В. Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов физической культуры к профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд пед. наук / В. В. Лобачев. Воронеж: Воронеж. ГУ, 2007. — 24 с.
  111. , Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью Текст. / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  112. Лях, В. И. Теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий Текст. / В. И. Лях, П. Я. Гальперин, М. М. Боген// Физическая культура в школе. 2007. — № 3. — С. 15−16.
  113. Лях, В. И. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителя физической культуры Текст.: методические рекомендации / Л. Б. Кофман, В. И. Лях, Г. Б. Мейсон. — М.: ВВЦ Управления информатики и рекламы, 1992. 22 с.
  114. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе Текст. / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10−14.
  115. Лях, В. И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков Текст. / В. И. Лях, Г. Б. Мейсон, Л. Б. Кофман. М.: Физкультура и спорт, 1992. -124 с.
  116. , В. А. Формирование культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки Текст.: авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. — 24 с.
  117. , А. С. Проблемы школьного воспитания. Опыт пед. работы Текст. / А. С. Макаренко. М.: Прогресс, 1982. — 206 с.
  118. , А.Н. Формирование рефлексивной компетентности будущего педагога по физической культуре Текст. / А. Н. Максимов // Журнал научны к публикаций аспирантов и докторантов. Н. Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. — № 10. — С. 50.
  119. Малорошвило, J1. Н. Здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры: теоретические предпосылки, опыт реализации Текст.: научно-практическое пособие / JI. Н. Малорошвило. Оренбург: ОГПУ, 2004. — 192 с.
  120. , Н. Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспект) Текст.: автореф. дис.. док. пед. наук / Н. Н. Ма-лярчук. — Тюмень, 2009. — 50 с.
  121. , Э. С. Теория культуры и современная наука Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983.-284 с.
  122. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  123. , С. Н. Актуализация творческого потенциала будущего инженера в процессе эвристического обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Н. Мартыновская. Красноярск, 2006. — 209 с.
  124. , А. Мотивация и личность Текст.: пер. с англ./ А. Мас-лоу. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  125. , JI. П. Теория и методика физической культуры. Введение впредмет Текст.: учебник для высших специальных учебных заведений / JI. П. Матвеев. -4-е изд. СПб.: Изд-во «Лань" — М.: Изд-во «Омега — Л», 2004. — 160с.
  126. , В. А. Здоровьеформирующие технологии физического воспитания Текст. / В. А. Медведев. // Теория и практика физического воспитания. 2000. — № 4. — С. 20−22.
  127. , В. Н. Пути повышения интереса к истории и влияние интереса на качество знаний у школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Межевский. — М., 1956. 16 с.
  128. , Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика Текст. / Ю. В. Менхин. М.: СпортАкадемПресс, 2003. — 303 с.
  129. , Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. М.: Академия, 2005. — 362 с.
  130. , Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения Текст. / Л. М. Митина // Вестник образования России. 2005. — № 5. — С. 33−49.
  131. , Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст.: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений обучающихся по специальности 31 000 «Педагогика и психология» / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 318 с.
  132. Морфология культуры. Структура и динамика: учебное пособие для вузов Текст. / Г. А. Аванесова, В. Г. Бабаков, Э. В. Быкова и др- сост., ред. Э. А. Орлова. -М.: Наука, 1994.-414 с.
  133. , О.Н. Индивидуальное здоровье человека: аспект биологической, психофизиологической и социальной адаптации Текст. / О. Н. Московченко // Валеология. 2000. — № 4. — С. 8−13
  134. , Л. Р. Гигиеническая оценка напряженности труда и состояния здоровья учителей общеобразовательных школ Текст. / Л. Р. Мухтаро-ва // Здоровье населения и среда обитания. 2005. — № 1. — С. 32−34.
  135. , И. Т. Культура воли. Система самовоспитания здоровойличности Текст. / И. Т. Назаров. — J1.: Труженики печати, 1929. 45 с.
  136. , А. А. Проблемы здоровья участников образовательного процесса Текст. / А. А. Наин, С. Г. Сериков // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 53−57.
  137. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. М.: МО РФ, 2000. — № 751. — С. 7.
  138. , С. В. Спортивная метрология Текст.: учебное пособие / С. В. Начинская. М.: Академия, 2005. — 240 с.
  139. , Р. С. Психологический словарь Текст. / Р. С. Немов. -М.: ВЛАДОС, 2007. 560 с.
  140. , Е. Г. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы Текст.: дис. .канд. пед. наук / Е. Г. Новолодская. — Бийск, 2003. —176 с.
  141. , С. И. Словарь русского языка Текст. / под ред. Л. И. Сквор-цова. 25-е изд. — М.: ООО «Изд-во Оникс- ООО «Изд-во «Мир и образование», 2006. — 976 с.
  142. Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи Текст.: сб. науч. трудов / под ред. С. И. Изаак, П. В. Квашук. -М., 2002. 144 с.
  143. , Т. С. Теория и практика развития творчества учителя всистеме повышения квалификации Текст.: дис.. д-ра пед. наук. / Т. С. Панина. Кемерово, 1999. — 324 с.
  144. , В. П. Валеология человека: здоровье любовь — красота Текст. В 5 т. Т. 1. / В. П. Петленко. — СПб.: Петроградский и К°, 1996. — 302с.
  145. , П. К. Методика преподавания гимнастики в школе Текст.: учебник для студентов высших учебных заведений / П. К. Петров. М.: Владос, 2000. — 448 с.
  146. , А. В. Психология Текст.: учеб. для пед. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М.: Академия, 2002. 501 с.
  147. , В. Ф. Педагогическая система профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / В. Ф. Пешков. Томск, 2009. — 45 с.
  148. , П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателей высшей школы Текст. / М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый, JI. М. Фридман. М.: Педагогическое общество России, 1999. -354 с.
  149. , JT. М. Мотивация здорового образа жизни в образовании педагогов Текст.: монография / JI. М. Полетаева СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 98 с.
  150. , Н. М. Культура здоровья Текст.: учебно-методическое пособие / Л. М. Полетаева. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. — 134 с.
  151. , С. В. Культура здоровья Текст.: учебно-методическое пособие / С. В. Попов и др. СПб.: ЛОИРО, 2003. — 258 с.
  152. Практикум по психологической диагностике личности: дидактические материалы Текст. / отв. ред. Н. К. Ракович. М., 2002. — 248 с.
  153. Программа вступительных испытаний по общей физической подготовке для поступающих в вузы на факультет физической культуры и спорта Текст. / Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2008.
  154. Профессиографический подход путь совершенствования физкультурного образования Текст. / А. Б. Майский, С. 3. Гуревич, О. А. Новак, О. А. Дубов // Теория и практика физической культуры. — 1987. -№ 3. — С. 11−14.
  155. , Д. С. Проектирование и реализация здоровьесберегающей деятельности школы в сфере физического воспитания Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Д. С. Речатов. Тюмень, 2007 — 23 с.
  156. , И. Н. Научно-педагогические основы физического воспитания в советской школе Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / И. Н. Решетень. -М., 1973. 45 с.
  157. , С. Г. Отражение роли здоровья в подготовке специалистов по физической культуре Текст. / С. Г. Сериков // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 4. — С. 14−16.
  158. , С. Н. Единое образовательное пространство малого города как фактор формирования подрастающего поколения Текст./ С. Н. Сивков//Мир психологии. 1999.- № III. — С. 23 1−237.
  159. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
  160. , Е. С. Положение с потреблением психоактивных вечГществ среди подростков-школьников в России Текст. / Е. С. Скворцова. -М.: Минздрав России, 2000. С. 237.
  161. , В. А. Культура здоровья фундаментальная наука о человеке Текст. / В. А. Скумин. — Новочеркасск: Терос, 1995. — 132 с.
  162. , В. И. Антропологический кризис европейской модели человека Текст. / В. И. Слободчиков // Кентавр. -2005. № 36. — С. 24−29.
  163. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст.: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  164. , В. А. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов высш. пед. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  165. , В. А. Введение в педагогическую аксиологию Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  166. , Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы Текст. / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
  167. Собрание педагогических сочинений. Т.2. 4.2: Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста Текст. / ред. кол. Г. Г. Шахвердов, И. Д. Стрельников, К. X. Грантынь и др. М.: Физкультура и спорт, 1952. — 384 с.
  168. , Ф. И. Введение в акмеологию учителя физической культуры Текст. / под ред. Ф. И. Собянина. Шуя: Шуйский ГПИ, 1998. — 239 с.
  169. Современные принципы и методы обеспечения безопасности образовательного пространства Текст.: материалы всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: НИПКиПРО, 2003. — 134 с.
  170. , В. А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. А. Соколов. — Минск, 1976.- 196 с.
  171. , С. Ю., Психология рефлексии: проблемы и исследования Текст. / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. 1985. — № 3.-С. 31−40.
  172. , В. И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры Текст. / В. И. Столяров. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 27 с.
  173. , В. И. Комплексная программа воспитания культуры здорового образа жизни школьников Текст. / JI. М. Аллакаева, В. И. Столяров. Уфа- Москва: Гуманитарный центр «Спарт» РГАФК, Муниципальное образование г. Уфы, 2003. — 115 с.
  174. , В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) Текст. / В. И. Столяров, И. М. Бы-ховская, JL И. Лубышева, // Теория и практика физической культуры. -1998. № 5. — С.11−15.
  175. , Е. В. Валеологическая культура. Тенденции развития: (Культура духов, и физ. здоровья) Текст. / Е. В. Сунгурова, И. И. Новоселова. Йошкар-Ола, 1999. — 235 с.
  176. , Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе текст.: дисс.. кан. пед. наук / Л. Г. Тарита СПб., 2000. — 145 с.
  177. , Л. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. К проблемам педагогической валеологии Текст.: методическое пособие / Л. Г. Татарникова. — 3-е изд, доп. и перераб. СПб.: СПбАППО, 2004. — 192 с.
  178. , Л. Г. Введение в педагогику здоровья Текст.: научно-методическое пособие / Л. Г. Татарникова, Н. Г. Коновалова, С. И. Сме-танкина / под ред. Л. Г. Татарниковой. СПб.: СПбАППО, 2006. — 252 с.
  179. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе Текст.: методическое пособие / сост. Э. М. Казин, Т. Н. Семенкова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. — 53 с.
  180. Теория и методика физического воспитания Текст.: учебник для институтов физической культуры / под ред. J1. П. Матвеева, А. Д. Новикова. 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 1976. — 256 с.
  181. Теория и методика физической культуры Текст.: учебник / под ред. Ю. Ф. Курам шина. 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
  182. Толковый словарь русского языка Текст. / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Астрель- ACT «Хранитель», 2008. — 1056 с.
  183. , В. П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: Изд.-во ЛГУ, 1960. — 180 с.
  184. Устав ВОЗ. Основные документы ВОЗ Текст. — 36-е изд. — Женева, 1986.-С. 5−36.
  185. , Л. И. Реализация валеологического компонента в системе повышения квалификации педагога Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. И. Уткина. СПб., 1998. — 160 с.
  186. Учитель: здоровье и профессиональное развитие. // Здоровье учителя в аспекте ресурсного обеспечения образования Текст.: материалы регион. науч.-практич. конф. / ред. кол. И. И. Трубина и др. — Кемерово: Об-лИУУ, 2001.-228 с.
  187. , М. Б. Учебное расписание как фактор здоровьесберегающей деятельности учителя образовательной школы на уроке Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / М. Б Федорцева. Новокузнецк, 2007- 23 с.
  188. , С. С. Школьники Санкт-Петербурга о физической культуре Текст. / С. С. Филиппов // Совершенствование физического воспитания школьников: сборник научных трудов. Владимир, 1994. — С. 13.
  189. , Ю. Ф. Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества. Социально-философский аспект Текст.: дис. .канд. филос. наук / Ю. Ф. Филиппов. — Ставрополь, 2005. — 190 с.
  190. , Ж. Р. Система повышения квалификации преподавателей физической культуры Текст. / Ж. Р. Хайруллов. М.: МГУС, 2001. — 236 с.
  191. , Е. В. Учебно-тренировочная специализация физкультурного образования старших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Хромин. Омск, 1998. — 24 с.
  192. , А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал. 2005. 12 декабря. Режим доступа: http://www.eidos.nl/iournal/2005/1212.htm
  193. , Л. А. Профессиональное здоровье педагога общеобразовательной школы : из опыта работы «Открытой школы здоровья» Текст. / Л. А. Шевелева и др. Новокузнецк, 2005. — 67 с.
  194. , Л. А. Качество профессионального образования: к вопросу философско-методологических оснований Текст. / Л. А. Шипилина // Право и образование. М., 2007. — № 10. — С. 44−56.
  195. , Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка Текст. / Л. И. Шипицына. — М.: изд-во «Владос», 2003 528 с.
  196. , В. В. Соотношение физической подготовленности и педагогических умений учителя физической культуры с различным стажем работы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Шишлаков. М., 1986. — 15с.
  197. , Л. В. Основы культуры профессионального развития и самосохранения педагога Текст.: учебное пособие для слушателей ФПК и ППРО, студентов педагогического университета / Л. В. Штылева. — Мурманск: МГПИ, 2001. 131 с.
  198. , Н. А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования Текст.: учебное пособие /Н. А. Эверт. — Красноярск: РИО КГПУ, 2006. 356 с.
  199. Gebauer K. Management of violent acts within the scope of pedagogic concept of self and social development: talking with school children about violence // Prox. Kinder school-Kinderpsychiatr. 1997. -№ 46 (3). — P. 182−194.
  200. Goron J. Alternative Medicine: A Report to the national Institutes of Health Mind-Body Connection. The Center for Mind / Body Medicine. -1996.
  201. Health Education Check-up.// Districts Administration. U.S.A. — May 2005.-V. 41, Issue 5.-P. 78.
  202. Kock, R. Education and Training in a Globalized World Society: Conforming Resistance — Ego-boosting. / R. Kock, Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien. — 2006. — 259 pp.
  203. Kolbe L.J., Collins J., Cortese P. Building the capacity of schools to improve the health of the nation: A call for assistance from psychologists // Am. Psychol. 1997: — V.52 (3). — P. 256−265.
  204. Rabak-Wagener, J. Challenge and Context in School Health Education// Journal of School Health. U.S.A: Academic Search Premier. — Sep. 2003. — V 73.-Issue 7.-P. 251.
  205. Sutliff, M.- Brown, A. and Elliot, M. Developing educational leaders in physical education and health education // Physical education — Sprint 1999. V 56.-Issue 2.-P. 58.
  206. Tabony, E. Health and education: working hand-in-hand for a healthier future.// Primary health care. March 2009. — V 19. — Issue 2. — P. 32−33.
  207. Whiting, L., Miller, S. Traditional, alternative and innovative approaches to health promotion for children and young people // Pediatric Nursing. -March 2009. V. 21, Issue 2. — P. 45−50.
Заполнить форму текущей работой