Оптимизация транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия
В результате выполненных исследований обоснованы и разработаны новые методы решения научной проблемы планирования транспортно-технологического процесса внутри лесозаготовительного предприятия, в условиях многовариантности видов перевозимой продукции, различных типов транспортных средств, наличия складов промежуточного хранения. Применение этих методов позволяет получать положительный… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
- 1. 1. Структура, отличия и значение лесной промышленности
- 1. 2. Производственный цикл и технологии лесозаготовок
- 1. 3. Оптимизация лесных грузопотоков лесозаготовительного предприятия
- 1. 4. Виды моделирования процессов
- 1. 5. Особенности математического моделирования транспортно-технологического процесса лесного комплекса
- 1. 6. Роль системного подхода при моделировании транспортно технологического процесса лесозаготовительного предприятия
- 1. 7. Принципы системности при анализе транспортно-технологического процесса
- 1. 8. Существующие модели транспортно-технологического процесса лесного комплекса
- 1. 8. 1. Оптимизация грузопотоков древесины первичного лесотранспорта
- 1. 8. 2. Задача обоснования развития транспортной сети для единовременно вырубаемых лесосек
- 1. 8. 3. Создание буферных запасов и вопросы вывозки древесины
- 1. 8. 4. Учет особенностей природных факторов при планировании лесных грузопотоков
- 1. 8. 5. Логистика запасов и модель оптимального размера заказа
- 1. 8. 6. Модель оптимального размера заказа
- 1. 8. 7. Логистика складирования
- 1. 8. 8. Функционирование склада в логистической системе и организация оптимальной складской сети. л
- 1. 8. 9. Организация транспортного освоения арендуемых участков лесного фонда лесозаготовительного предприятия
- 1. 8. 10. Оптимизация транспортно технологического процесса лесозаготовительного предприятия
- 1. 9. Стохастичность в задачах оптимизации
- 1. 10. Человеко-машинные процедуры в задачах принятия решений с несколькими критериями
- Выводы по главе 1
- Глава 2. ЛОГИСТИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСПРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 2. 1. Анализ транспортно технологического процесса лесозаготовительного предприятия
- 2. 2. Логистика транспортно-технологического процесса
- 2. 2. 1. Основные понятия логистики
- 2. 2. 2. Логистическая система транспортно-технологического процесс
- 2. 2. 3. Геоинформационные системы в лесопромышленной логистике
- 2. 2. 4. Сущность и задачи транспортной логистики в лесном комплексе
- 2. 3. Логистико-математическая модель транспотрно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия
- Выводы по главе 2
- Глава 3. ИНТЕРФЕЙС ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДИАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 3. 1. Особенности проектирования программного обеспечения информационных систем
- 3. 2. Диалоговые системы и их назначение
- 3. 3. Общие сведения о системе планирования, управления и контроля транспортно технологического процесса лесозаготовительного предприятия
- 3. 4. Структура системы планирования, управления и контроля транспортно технологического процесса лесозаготовительного предприятия
- 3. 5. Интерфейс пользователя интегрированной диалоговой системы и пример расчета транспортно технологического процесса лесозаготовительного предприятия
- 3. 6. Проверка непротиворечивости работы интегрированной диалоговой системы посредством численно-машинного эксперимента. v
- Выводы по главе 3
- Глава 4. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДИАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ТТПЛЗП
- 4. 1. Общая характеристика субъекта федерации
- 4. 1. 1. Краткая характеристика Новгородской области
- 4. 2. Хозяйственный комплекс Новгородской области
- 4. 2. 1. Сельское хозяйство
- 4. 2. 2. Лесной комплекс
- 4. 2. 3. Пути транспорта
- 4. 3. Описание предприятия
- 4. 3. 1. Транспортно технологический процесс на ДЛТК
- 4. 4. Анализ транспортно технологического процесса и его расчет при помощи программного средства
- 4. 4. 1. Расчет транспортно технологического процесса
- 4. 5. Рекомендации по оптимизации транспортно технологического процесса на ДЛТК
- 4. 6. Экономическая эффективность от оптимизации ТТП на ДЛТК
- 4. 1. Общая характеристика субъекта федерации
- Выводы по главе 4
Оптимизация транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наша страна является крупнейшей в мире лесной державой, превосходящей остальные по запасам лесных ресурсов. Лесной потенциал РФ составляет более 20% от общих мировых ресурсов. Общий запас древесины составляет более 81 млрд. м, в том числе спелых и перестойных лесов более 44 млрд. м3. Ежегодный прирост древесины составляет около 900 млн. м3. Расчетная, лесосека составляет 551 млн. м3. На Россию-приходится 22% площади сомкнутых лесов, 21% общего запаса древесины, 28% мирового годичного прироста и более половины всей мировой площади и запасов хвойных пород, пользующихся наибольшим спросом на мировом рынке лесопродукции.
Удельный вес лесопромышленного комплекса, в промышленности РФ, составляет чуть больше 4%. Лишь в отдельных регионах этот показатель колеблется от 10% до 50%. Отрасль располагает 3% основных фондов промышленности. Около 10% от числа всех работающих в промышленности РФ — работают в лесной отрасли, а это более миллиона человек На более чем 20 тысячах предприятий, занимающихся лесопромышленной деятельностью. Предприятия лесопромышленного комплекса обеспечивают платежей в федеральный бюджет более 2%. Лесопромышленный комплекс (ЛПК) -это практически незадействованный потенциал экономики России. В настоящее время общий объем продукции ЛПК составляет около 10 млрд. долларов (по оценкам министерства природных ресурсов может достигать 100 млрд.).
Факторами, ограничивающими развитие лесозаготовок и лесоперерабатывающей промышленности является то, что довольно длительное время лесной комплекс существовал преимущественно на основе собственных, весьма ограниченных, ресурсов и был лишен рычагов для эффективного лоббирования своих интересов во властных структурах. Существующий низкий уровень централизованных капиталовложений в б лесной сектор, низкая плотность существующей транспортной сети и отсутствие ее развития, нерентабельность перевозки круглого леса на расстояния свыше 1000 км и пиломатериалов свыше 2500 км из-за высоких железнодорожных и автомобильных тарифов сдерживают дальнейшее развитие лесного сектора экономики. Так же ограничивающим фактором является резкий дисбаланс по имеющимся ресурсам древесины и их фактическим использованием между Европейской и Азиатской частью России. Представленные факторы являются определяющими при выявлении особенностей функционирования лесной отрасли. Осваиваются в первую очередь районы, где достаточно развита транспортная инфраструктура, либо в непосредственной близости существуют потребители сырья. Следует, что наиболее развита отрасль именно в приграничных районах РФ, как ориентированных на экспорт лесопродукции. Этим определяется характер и направление грузопотоков, наибольшая плотность которых достигается в Европейской части страны, что рождает проблему ихправильной организации. Основными затратами в лесозаготовительном производстве являются затраты на транспорт, превышая 50% общих затрат. Для организации и управления лесными грузопотоками необходимо применение комплексного логистического подхода, анализ рынка потребителей, лесного фонда, а также транспортной инфраструктуры не только на региональном уровне, но и на уровне лесопромышленных предприятий, с целью максимизации отдачи от использования и расчетной лесосеки и сетей транспорта.
Цель настоящей работы — решение научной проблемы планирования транспортных грузопотоков на лесопромышленном предприятии в условиях многовариантности потребителей, транспортных путей, наличия перегрузочных пунктов, складов сезонного хранения, терминалов, видов транспорта с целью получения максимальной отдачи от транспортировки и максимально возможного экономического эффекта. В соответствии с этим сформулируем основные задачи исследования:
1. На основании анализа выявить особенности функционирования трансиортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия на современном этапе развития.
2. Разработать системное описание транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия в современных условиях производственно-хозяйственной деятельности.
3. Разработать логистико-математическую модель транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия с учётом выявленных особенностей.
4. Разработать алгоритм оптимального планирования и управления транспортными грузопотоками лесозаготовительного предприятия.
5. Разработать структуру математического и информационного обеспечения системы планирования и управления транспортными грузопотоками лесозаготовительного предприятия.
6.Создать интегрированную диалоговую систему планирования и управления транспортными грузопотоками лесозаготовительного предприятия, реализуемую на персональном компьютере.
7. Обосновать достоверность логистико-математической модели транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия методом численного машинного эксперимента.
Апробация разработанных моделей и алгоритмов произведена на существующих лесозаготовительных предприятиях Новгородской области.
Основные результаты работы заключены в следующем:
1. В результате анализа особенностей функционирования транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия на современном этапе развития выявлено, что вопросы планирования и управления транспортно-технологическим процессом внутри лесозаготовительного предприятия рассмотрены недостаточно, однако именно они являются наиболее массовыми и потребность в них постоянно появляется на лесозаготовительных предприятиях.
2. Разработано системное описание транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия в современных условиях производственно-хозяйственной деятельности.
3. Разработана логистико-математическая модель транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия с учётом выявленных особенностей.
4. Разработаны алгоритмы оптимального планирования и управления транспортными грузопотоками лесозаготовительного предприятия, структура математического и информационного обеспечения системы планирования и управления транспортными грузопотоками лесозаготовительного предприятия, которое адаптировано для планирования и управления транспортно-технологическим процессом на персональном компьютере.
5. Обоснована достоверность логистико-математической модели транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия методом численного машинного эксперимента.
6. Для проверки работы созданного программного средства выполнен численный эксперимент. Выполнены расчеты по существующей транспортной схеме ЛПХ, с включением новых потребителей, исключением отдельных потребителей и отдельных складов, включением новых промежуточных складов. Численный эксперимент подтвердил непротиворечивость полученных результатов, достоверность реагирования системы на изменение условий производственно-хозяйственной деятельности.
7. Результаты диссертационного исследования реализованы «на примере лесозаготовительного предприятия ООО «ДЛТК» Новгородской области. Обосновано более широкое применение автотранспорта на предприятии, что позволило снизить загрузку железнодорожных станций и прирельсовых погрузочных пунктов. Применение разработанных в диссертации методик позволило в период внедрения с 01.06.2009 по 01.09.2009 получить по предприятию фактический экономический эффект в сумме 31,5 тысяч рублей. Получен акт и справка о внедрении результатов диссертационной работы в ООО «ДЛТК». Программное средство принято к внедрению на предприятии. Результаты исследования используются в учебном процессе.
Применение разработанных в диссертационном исследовании методик и программного обеспечения позволяет: получать оптимальный план перевозок лесопродукции, позволяющий снизить общие затраты на ее транспортировку;
— осуществлять планирование, управление и контроль транспортно-технологического процесса лесозаготовительных предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате выполненных исследований обоснованы и разработаны новые методы решения научной проблемы планирования транспортно-технологического процесса внутри лесозаготовительного предприятия, в условиях многовариантности видов перевозимой продукции, различных типов транспортных средств, наличия складов промежуточного хранения. Применение этих методов позволяет получать положительный экономический эффект. Алгоритмы и программное средство, реализующие эти методы, позволяют качественно осуществлять планирование и организацию транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия.
Список литературы
- Авдашкевич С.В. Основные задачи и принципы построения лесопромышленной логистики. Лесопромышленная логистика и информационные системы лесного комплекса: мат. межд. научн.- техн. конф. 11.04.03. СПб.: ЛТА, 2003.
- Альбеков А.У., Федько В. П., Митько О. А. Логистика коммерции. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-512 с.
- Алябьев В.И. Оптимизация производственных процессов на лесозаготовках. М., 1977, 231 с.
- Алябьев В.И. Основы математического моделирования лесопромышленных процессов. М.:ЦНИИМЭ, 1990, 398 с.
- Алябьев В.И. и др. Сухопутный транспорт леса. М., 1990, 416 с.
- Аникин Б. А. Логистика: учебник. — М.: Инфра-М, 2000. 352 с.
- Багаев Н. Г. Гончаренко Н.Т. Технологические запасы в лесной промышленности.-М.: Лесная промышленность, 1979.
- Беленький А.С. Исследование операций в транспортных системах: идеи и схемы методов оптимизации планирования. М.: Мир, 1992.
- Беллман Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. М.: Наука, 1965. — 458 с.
- Бур дин Н.А., Саханов В. В. Лесопромышленный комплекс в 2001 году: итоги и проблемы развития. // Лесной экономический вестник, № 1(31), 2002.
- Бутов А.В., Гаскаров Д. В. Транспортные системы. Моделирование и управление. СПб.: Судостроение, 2001.
- Бычков В.П. Использование транспорта на лесных предприятиях. М., 1986, 112 с.
- Вельможин А.В., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем. М.: Транспорт, 1998.
- Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебн. М.:Финансы и статистика, 2000.
- Гаджинский A.M. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. М.: Маркетинг, 2002. 408 с.
- Герасимов Ю.Ю., Кильпеляйнен С. А., Давыдков Г. А. Геоинформационные системы. Йоенсуу: изд-во университета Йоенсуу, 2001.
- Герасимов Ю.Ю., Костюкевич В. М., Кильпеляйнен С. А. Лесные географические информационные системы. Методические указания. Петрозаводск, 1998.
- Гладков Е. Г. Задача обоснования развития лесотранспортной сети для единовременно вырубаемых лесосек. Информационные системы управления в лесном комплексе: мат. науч. —техн. конф. 26.11.99. СПб.: ЛТА, 1999.
- Гладков Е. Г. Линейная модель регионального лесоуправления с активным лесовыращиванием. Лесопромышленная логистика и информационные системы в лесном комплексе: мат. межд. научн.- техн. конф. 11.04.03. СПб.: ЛТА, 2003.
- Гладков Е. Г. Планирование процесса лесозаготовок в современных условиях. !! Лесная промышленность, № 1, 2003. ~
- Гладков Е. Г. Территориальная динамика лесозаготовительных предприятий. Сыктывкар: СЛИ СПбГЛТА, 2002.
- Глотов В.В. Математика и планирование (Из опыта лесной и деревообрабатывающей промышленности). М.: Лесная промышленность, 1968.
- Глотов В.В. Оптимальное планирование в лесной промышленности. М.: Лесная промышленность, 1973.
- Глотов В.В. Применение линейного программирования в лесной промышленности. М.: Лесная промышленность, 1965.
- Глотов В.В. Экономико-математические методы планирования. М.: Лесная промышленность, 1980, 158 с.
- Грачев В.В. Лесная национальная политика Северо-Западного региона России. // Лесной экономический вестник, № 1(31), 2002.
- Губанов В.А., Захаров В. В., Коваленко А. Н. Введение в системный анализ. Л.: ЛГУ, 1988.
- Гуров С.В. Математические методы и модели в расчетах на ЭВМ. Линейное программирование. Л.: ЛТА, 1990.
- Гуров С.В., Герасин М. Л. Моделирование систем. Сыктывкар, 2001, 251 с.
- Дегтярев Ю.И. Исследование операций. М.: Высшая школа, 1986.
- Канторович Л.В., Лившиц В. Н. Проблемы прогнозирования и оптимизации работы транспорта. М., 1982, 327 с.
- Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация: учебник. СПб: Питер, 2001.
- Кашуба В.В. Развитие и размещение лесозаготовительной промышленности в России. // Материалы IV межд. форума «Лесопромышленный комплекс XXI века», СПб, 2002.
- Климушев Н.К. Управление запасами лесоматериалов. Лесопромышленная логистика и информационные системы лесного комплекса: мат. межд. научн.- техн. конф. 11.04.03. СПб.: ЛТА, 2003.
- Кожухов Н.И., Маслий Б. П. Лесной сектор экономики на пути в XXI век. М.: МГУЛ, 1999. — 167 с.
- Ковалев Р.Н., Гуров С. В. Планирование транспортных систем лесных предприятий в условиях многоцелевого лесопользования. Екатеринбург, изд-во Уральской госуд. лесотехнической академии, 1997, 250 с.
- Коваленко Т.В. Рациональная организация грузопотоков в лесозаготовительном предприятии. Лесопромышленная логистика иинформационные системы лесного комплекса: мат. межд. научн.- техн. конф. 11.04.03. СПб.: ЛТА, 2003.
- Кондратюк В.А. Лесопромышленный комплекс России: вчера, сегодня, завтра.// Лесная промышленность, № 1, 2002.
- Кондратюк В.А. Современное состояние и экономические проблемы лесопромышленного комплекса России. // Лесной экономический вестник, № 1(23), 2000.
- Кондратюк В.А., Романов О. В. Рынок круглых лесоматериалов: спрос и предложение, проблемы регулирования. // Лесная промышленность, № 2, 2002.
- Коновалова Н. В., Капралов Е. Г. Введение в ГИС. Учеб.пособие. Петрозаводск, изд-во Петрозаводского ун-та, 1995, 148с.
- Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем. СПб.: СПбГАСУ, 2000.
- Кузнецов А. В. Холод Н.И. Математическое программирование. Минск.: Вышэйшая школа, 1984.
- Курицкий В.Я. Оптимизация вокруг нас. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989.
- Курносенко П.А. Использование методов линейного и динамического програмирования для решения некоторых транспортных задач. Новосибирск, 1974.
- Лебедев Ю.В., Ковалев Р. Н. Исследование транспортных потоков на лесовозных автомобильных дорогах. Свердловск, 1987. 32 с.
- Лесопромышленный комплекс Тверской области 1990−2001: статистический сборник. Тверской областной комитет по государственной статистике, 2002.
- Лившиц В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. М.: Транспорт, 1986.
- Литвинов В.В. Методы построения имитационных систем. Киев: Наукова думка, 1991.
- Лотов А.В. Введение в экономико-математическое моделирование. М., «Наука», 1984, 392 с.
- Лукинский B.C., Бережной В. И., Бережная Е. В. Логистика автомобильного транспорта: концепции, методы, решения. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Майкина Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. / Пер. с англ.- Под. ред. Е. К. Масловского. М., 1981. 324 с.
- Меньшиков В.Н., Гуров С. В., Зыхович В. Оптимизация транспортно-технологического процесса освоения лесного массива при интенсивном лесопользовании. Лесосечные, лесоскладские работы и транспорт леса: межвуз. сб. научн. тр. ЛТА., 1989, с.26−30.
- Миротин Л.Б. Транспортная логистика: учеб. пособие, — М.: Брандес, 1996.
- Миротин Л.Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике. М.: Экзамен, 2002.
- Маслий Б.П., Салминен Э. О., Шубинский И. Б. Основные задачи и требования к созданию информационных систем лесопромышленных предприятий. Информационные системы управления в лесном комплексе: материалы НТК 26.11.99, С-Пб, ЛТА, 1999.
- Новиков О.А., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика. Часть 1,2: учеб. пособие.- СПб: изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1993.- 208 с.
- Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования: уч. для вузов.- М.: МГТУ, 2000.
- Павлюченко В. Ю., Дзен С. П. Информационная база лесных предприятий Финляндии. Информационные системы управления в лесном комплексе: материалы НТК 26.11.99, С-Пб, ЛТА, 1999.
- Первозванский А.А. Математические модели в управлении производством. М., 1975, 616 с.
- Пресняков В.А. Математические методы и модели в расчетах на ЭВМ. Оптимизация при наличии ограничений. Л.:ЛТА, 1990.
- Регионы России: Стат. сборник в 2 т. / Госкомстат России. М., 2000.
- Редькин А.К. Основы моделирования и оптимизации процессов лесозаготовок. М., 1988. 256 с.
- Репях С.М., Лозовой В. А., Загоскин В. А. Проблемы лесопромышленного комплекса Красноярского края. // Лесная промышленность, № 2, 2002.
- Рихтер Клаус-Юрген Статистические методы в транспортных исследованиях. М.: Транспорт, 1982.
- Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь.- М.: «Инфра-М», 2000. 251 с.
- Салминен Э. О. Основы моделирования и оптимизации процессов лесотранспорта. Линейное программирование.: текст лекций для студентов специальности 0901. Л.: ЛТА, 1987. 52 с.
- Салминен Э.О. Состояние и проблемы лесопромышленного комплекса (По материалам парламентских слушаний): учебное пособие. СПб.: ЛТА, 2001,32 с.
- Салминен Э.О. Транспортные проблемы. Лесная промышленность, № 1, 2003.
- Салминен Э.О., Борозна А. А., Тюрин Н. А. Лесопромышленная логистика: учебное пособие. СПб.: ЛТА, 2001.
- Салминен Э.О., Заяц A.M., Тюрин Н. А. Информационные технологии и системы в лесопромышленном комплексе: учебное пособие. СПб.: ЛТА, 2002. 180 с.
- Смехов А.А. Введение в логистику.- М.: Транспорт, 1993.- 112 с.
- Смехов А.А. Основы транспортной логистики / Учеб. для вузов ж.д. трансп. М.: Транспорт, 1995.
- Смехова О.С. Информационная модель проектов, оферт и трактаций и методика оценки индексов продукции лесопромышленного комплекса на нейросетевых алгоритмов. // Лесная промышленность, № 1, 2001.
- Смехова О.С., Разработка интегральных показателей, характеризующих состояние торговлей лесопродукцией на базе ГИАТС. // Лесная промышленность, № 2, 2002.
- Советов Б.Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М.: Высшая школа, 1985.
- Соромотин И.И. Лесные грузы: подготовка, учет, погрузка. М.: Лесная промышленность, 1988.
- Стороженко С.С. Логистический подход в управлении транспортно-технологическим процессом лесного комплекса/СПб.: ЛТА, 2003. Деп. в ВИНИТИ №−143-В2003.
- Стороженко С.С. Управление перевозкой древесины в СевероЗападном регионе с применением логистического подхода. СПб.: ЛТА, 2003. Деп. в ВИНИТИ № 144-В2003.
- Стороженко С.С. Управление транспортно-технологическим процессом перевозки древесины. Рациональное использование лесных ресурсов. Материалы межд. науч.- практ. конф. Йошкар-Ола, 2001.
- Стороженко С.С., Салминен Э. О., Гуров С. В. Математическая модель транспортно-технологического процесса лесного комплекса. Информационные системы управления в лесном комплексе. Материалы НТК 26.11.99, С-Пб, ЛТА, 1999.
- Стороженко С.С., Салминен Э. О., Гуров С. В. Оптимизация плана перевозки древесины в Северо-Западном регионе. Информационные системы управления в лесном комплексе. Материалы НТК 26.11.99, С-Г16, ЛТА, 1999.
- Сысоев Д.В., Сарайкин В. Г., Бойченко И. А. Математические модели процессов функционирования информационной системы ЛПК. // Лесная промышленность, № 1, 2003.
- Стороженко С.С. Повышение эффективности транспортно-технологического процесса лесопромышленных предприятий на базе логистико-математических моделей.
- Татаринов В.П. Лесной комплекс. Состояние и перспективы развития. М.: Лесная промышленность, 1989.
- Цветков В. Я. Геоинформационные системы и технологии. М., «Финансы и статистика», 1998, 288 с.
- Игнатенко В. В., Турулай И. В., Федоренчик А. С. Моделирование и оптимизация процессов лесозаготовок.
- Чочаев А.Х. Проблемы совершенствования организационно-экономического механизма управления лесопромышленным комплексом. // Лесная промышленность, № 1, 2002.
- Шеннон Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. -М.: Мир, 1978.
- ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- Специальность 05.21.01 Технология и машины лесозаготовок и лесногохозяйства
- Диссертация на соискание учёной степени кандидататехнических наук1. Научный руководителькандидат технических наукпрофессор Э. О. Салминенс.Петербург 2009