Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация конструктивных параметров несущих гидродинамических комплексов скоростных судов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения задачи оптимального проектирования конструктивных параметров несущего комплекса на основе аэродинамической стабилизации реализован метод компромиссных решений Парето. На основе алгоритма построения диаграммы Парето составлена программа и выполнен вычислительный эксперимент для экраноплана «Орфей-И», показавший, что оптимизация конструктивных параметров несущего комплекса экраноплана… Читать ещё >

Содержание

  • Список основных обозначений

Глава 1. Обзор современного состояния исследований по теории оптимальных гидродинамических форм и оптимальному проектированию конструктивных параметров несущего комплекса скоростных судов

§ 1. Гидродинамика скоростных судов.

§ 2. Теория оптимальных гидродинамических форм.

§ 3. Оптимизация конструктивных параметров гидродинамических несущих комплексов.

§ 4. Выводы.

Глава2. Исследование и оптимизация несущих комплексов глиссирующих судов

§ 1. Глиссирование тел произвольной формы по поверхности безграничной жидкости.

§ 2. Интегро-дифференциальное уравнение глиссера большого и малого удлинения. Формулы для гидродинамических коэффициентов.,.

§ 3. Глиссирование удлиненных тел при больших числах Фруда.

§ 4. Исследование гидродинамических характеристик глиссирующих поверхностей сложной геометрии на мелководье.

§ 5. Исследование оптимальной формы днища глиссера.

§ 6. Выбор оптимальной формы задней кромки глиссирующей поверхности. .60.

§ 7. Исследование оптимальной формы в плане глиссирующей поверхности.

§ 8. Инерционные силы плоского прямоугольного крыла малого удлинения.

§ 9. Низколстящсс плоское прямоугольное крыло малого удлинения в стационарном и нестационарном потоках.

§ 10. Инерционные силы глиссирующей поверхности малого удлинения.

Глава 3. Физико-технические основы аэродинамической стабилизации экранопланов

§ 1. Безопасность полета и стабилизация экранопланов.

Двойственность задач аэродинамической стабилизаци.

§ 2. Уравнение продольной динамики экраноплана.

§ 3. Двумерная колебательная система — модель динамики экраноплана.

§ 4. Кинематическая схема экраноплана — двумерной колебательной системы.

§ 5. Двойственность в аэродинамической стабилизации экранопланов.

§ 6. Характеристическое уравнение экраноплана.

§ 7. Аэродинамические коэффициенты экраноплана.

§ 8. Основные компоновочные схемы экранопланов с аэродинамической стабилизацией.

§ 9. Фокусы. Фокусные расстояния.

§ 10. Метацентрическая высота.

Глава 4. Разработка основ теории и методов аэродинамического проектировании экранопланов

§ 1. Общая постановка экстремальной задачи.

§ 2. Теорема об оптимальной несущей системе.

§ 3. Несущий комплекс «триплан».

§ 4. Частные случаи.:.

§ 5. Оптимальные параметры экраноплана схемы «триплан».

§ 6. Критерии аэродинамической стабилизации.

§ 7. Содержательная формулировка экстремальной задачи.

Конструктивные параметры компоновочной схемы.

§ 8. Экстремальная модель оптимальной аэродинамической стабилизации.

§ 9. Характерные особенности метода решения экстремальной задачи.

Диаграмма Парето.

§ 10. Результаты вычислительного эксперимента.

Глава 5. Разработка методик расчета гидродинамических характеристик скоростных судов и пересчета результатов гидродинамических испытаний глиссирующих тел

§ 1. Методика расчета аэродинамических характеристик экраноплана.

§ 2. Методика расчета профильного сопротивления экраноплана.

§ 3. Построение диаграммы аэродинамического качества экранопланов.

§ 4. Исходные положения методики пересчета результатов гидродинамических испытаний глиссирующих тел.

§ 5. Пересчет индуктивного сопротивления.

§ 6. Пересчет брызгового, волнового и профильного сопротивления глиссирующих тел.-.

§ 7. Порядок пересчета результатов испытаний глиссирующих тел.

§ 8. Методика определения условий подобия внешней геометрии глиссирующих пневмооболочек.

Оптимизация конструктивных параметров несущих гидродинамических комплексов скоростных судов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время одним из основных направлений совершенствования мореходных качеств скоростных судов является оптимальное проектирование их гидродинамических несущих комплексов.

К первым скоростным судам можно отнести глиссеры, вслед за ними появились суда на подводных крыльях (СПК), суда на воздушной подушке (СВП) и экранопланы, которые иногда называют судами на динамической воздушной подушке. Кроме того, получили распространение комбинированные несущие системы, представляющие, например, сочетание глиссирующих корпусов с крыльевыми устройствами сложной геометрии.

Несмотря на богатую историю развития глиссирующих судов, интерес к проблеме глиссирования не ослабевает. Это связано, в частности, с тем, что принцип глиссирования используется для движения других видов транспортных средств, например, при взлете и посадке гидросамолетов или экранопланов, выходе на крылья судов на подводных крыльях.

Выполненный автором обзор показал, что большинство существующих работ посвящено плоским задачам теории глиссирования. Пространственная задача доведена до конечных результатов только для поверхностей простейшей геометрии — плоских и у-образных. Современная проблема — найти аппарат теоретического описания задачи глиссирования тел произвольной формы и при произвольных числах Фруда. Кроме того, малоизученной остается проблема глиссирования на мелководье, а также проблема оптимальных гидродинамических форм глиссирующих судов.

Одним из самых перспективных видов скоростных судов является экраноплан — аппарат, устойчиво движущийся вблизи экрана за счет создания динамической подъемной силы на несущих поверхностях.

Целесообразность создания экранопланов определяется тем, что они, с одной стороны, значительно эффективнее существующих транспортных средств (самолетов, вертолетов, СПК, СВП), а с другой стороны, обладают рядом полезных специфических особенностей (отсутствие контакта с опорной поверхностью, полет на малых отстояниях от земли, амфибийность, высокая скорость, проходимость, надежность).

При создании экраноплана наибольший интерес представляют две проблемы: реализация высокого гидроаэродинамического качества крыла и экраноплана в целомстабилизация экраноплана при полете на малых отстояниях от экрана.

В свою очередь, вторая проблема решается в двух аспектах:

— создание автоматической системы стабилизации;

— обеспечение самостабилизации экраноплана за счет выбора специальной геометрии несущих поверхностей и их компоновки в аэродинамической схеме (аэродинамическая стабилизация).

Экраноплан, использующий принцип самостабилизации, обладает рядом преимуществ (высокая надежность, простота в управлении, низкая стоимость, большая полезная нагрузка и т. д.), в связи с чем особый интерес представляют исследования по проблеме аэродинамической стабилизации. Это прежде всего касается малых и средних экранопланов. С увеличением полетной массы преимущества аэродинамической стабилизации уменьшаютсябольшие экранопланы целесообразнее оснащать системой автоматической стабилизации, либо иметь комбинированные системы.

В мире уже существует опыт создания самостабилизированных транспортных средств — это суда на малопогруженных подводных крыльях конструкции Р. Е. Алексеева, а также экранопланы «Волга-2», «Орфей», «Йорг» и др. Но потребность в появлении новых, усовершенствованных судов требует и дальнейшего развития теории оптимального аэродинамического проектирования экранопланов.

Целью работы является:

— исследование и разработка методов оптимизации несущих комплексов глиссирующих судов;

— разработка основ теории и методов аэродинамического проектирования экранопланов.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— методами потенциала ускорений и квадрупольной теории крыла проведено исследование и оптимизация несущих комплексов глиссирующих судов, включающее: решение задачи о глиссировании тела произвольной формы при произвольных числах Фрудаинтегро-дифференциальные уравнения глиссера большого и малого удлиненийформулы для гидродинамических коэффициентов глиссирующих поверхностей сложной геометрии, алгоритмы проектирования оптимальной формы днища, оптимальной формы в плане и оптимальной задней кромки глиссераформулы для инерционных сил глиссирующей поверхности малого удлинения;

— разработаны физико-технические основы аэродинамической стабилизации экранопланов;

— сформулированы и исследованы новые экстремальные задачи аэродинамического проектирования экранопланов;

— разработана экстремальная модель аэродинамической стабилизации экраноплана;

— введены и теоретически обоснованы два функционала, характеризующие стабилизацию экраноплана;

— разработана экстремальная задача аэродинамической стабилизации экраноплана в виде задачи векторной оптимизации конструктивных параметров несущих комплексов;

— реализован алгоритм выбора Парето-оптимальных конструктивных параметров несущих комплексов;

— разработана новая методика пересчета результатов гидродинамических испытаний глиссирующих тел.

Апробация работы.

Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались:

— на региональной конференции «Динамические задачи механики сплошной среды», Краснодар, 1986 г.;

— на шестой научной конференции молодых ученых Волго-Вятского региона, 1986 г.;

— на III Всесоюзной школе-семинаре «Гидродинамика больших скоростей», Красноярск, 1987 г.;

— на седьмой научной конференции молодых ученых Волго-Вятского региона, 1987 г.;

— на IV Международном симпозиуме РИАО^^, Болгария, Варна;

— на восьмой Всероссийской конференции по компьютерной графике «КОГРАФ'98», Нижний-Новгород, 1998 г;

— на научно-технических конференциях «Очередные задачи речного судостроения» ;

— на научно-технических конференциях и семинарах Нижегородского технического университета.

По результатам исследований, представленных в диссертационной работе, опубликовано 11 научных работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

— краевая задача о глиссировании тел произвольной формы с произвольными числами Фруда, сингулярные, интегро-дифференциальные уравнения глиссера большого и малого удлинения;

— формулы для гидродинамических коэффициентов глиссирующей поверхности сложной геометрии;

— алгоритмы оптимального проектирования формы днища, формы в плане и задней кромки глиссера;

— формулы для инерционных сил глиссирующей поверхности малого удлинения;

— физико-технические основы аэродинамической стабилизации экранопланов;

— экстремальные задачи аэродинамического проектирования экранопланов;

— два функционала аэродинамической стабилизации экраноплана;

— задача векторной оптимизации конструктивных параметров несущих комплексов экранопланов;

— методика пересчета результатов гидродинамических испытаний глиссирующих тел.

Основные результаты работы сводятся к следующему:

1. Выполнено исследование пространственной задачи о глиссировании. Получено двумерное сингулярное интегральное уравнение задачи и две предельные аппроксимации — уравнение несущей линии и уравнение глиссирующего тела малого удлинения.

2. В случае глиссирования удлиненных тел при больших числах Фруда построено асимптотическое решение интегрального уравнения и получены простые формулы для гидродинамических коэффициентов. В случае V-образной формы глиссирующей поверхности расчеты по полученной в работе формуле хорошо согласуются с имеющимися экспериментальными данными.

3. Выполнено теоретическое исследование гидродинамических характеристик глиссирующей поверхности малого удлинения произвольной формы при ее стационарном движении на мелководье. Решена задача выбора оптимальной формы днища глиссера при условии постоянства его профильного сопротивления, а также при условии постоянства критерия мореходности. Построены соответствующие алгоритмы расчета. Построен алгоритм выбора оптимальной формы в плане глиссирующей поверхности.

4. Изучены инерционные усилия, действующие на плоское прямоугольное крыло малого удлинения при его произвольном нестационарном движении в ограниченной жидкости. Получены формулы для гидродинамических характеристик плоской прямоугольной глиссирующей поверхности малого удлинения при ее нестационарном движении на мелководье.

5. Разработаны физико-технические основы аэродинамической стабилизации экранопланов. Дан вывод уравнений продольной динамики экраноплана и получены формулы для коэффициентов этих уравнений. Описана.

180 кинематическая схема экраноплана как двумерной колебательной системы. Рассмотрены критерии аэродинамической стабилизации экранопланаполучены формулы для этих критериев, анализ которых позволяет давать конструктивные рекомендации по выбору оптимальных параметров самостабилизированных экранопланов. Часть рекомендаций содержится в настоящей работе.

6. Сформулированы и исследованы экстремальные задачи аэродинамического проектирования экранопланов. Введены и теоретически обоснованы два функционала, характеризующие стабилизацию экраноплана — функционал демпфирования и функционал жесткости. Составлена программа вычисления критериев аэродинамической стабилизации и выполнен вычислительный эксперимент, в котором, в частности, произведена оценка аэродинамической стабилизации существующих экранопланов бизнес-класса.

7. Для решения задачи оптимального проектирования конструктивных параметров несущего комплекса на основе аэродинамической стабилизации реализован метод компромиссных решений Парето. На основе алгоритма построения диаграммы Парето составлена программа и выполнен вычислительный эксперимент для экраноплана «Орфей-И», показавший, что оптимизация конструктивных параметров несущего комплекса экраноплана дает выигрыш в аэродинамическом качестве по сравнению с прототипом («Орфей-Г*) -20%.

8. Разработана методика расчета аэродинамических характеристик экраноплана на основе формул, полученных в диссертационной работе.

9. Разработана новая методика пересчета результатов гидродинамических испытаний глиссирующих тел и пневмооболочек. Для сравнения предложенной методики с известными инженерными методиками использованы результаты испытаний модели конкретного судна.

Заключение

.

Современная задача оптимального проектирования гидродинамических несущих комплексов скоростных судов носит комплексный характер и включает в себя следующие разделы:

— гидродинамика скоростных судов;

— теория оптимальной несущей поверхности;

— оптимизация конструктивных параметров гидродинамических несущих комплексов;

— динамика и стабилизация скоростных судов.

Настоящая диссертационная работа содержит конкретные результаты исследований по названным четырем разделам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АлферьевМ.Я. Теория корабля. -М: Транспорт, 1972.-448 с.
  2. JI.B. Исследование и разработка метода расчета бокового движения судов на малопогруженных подводных крыльях/ Диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Горький, ГПИ, 1973.
  3. A.A., Орлов Ю. Ф., Соколов В. В. Особенности продольной остойчивости СДВП «Волга-27/ Асимптотические методы в теории систем. Иркутск, 1990, с. 200−219.
  4. В.Н., Сиротина Г. Н., Чижов М. М. Устройство и гидромеханика судна. -JI: Судостроение, 1978.
  5. JI.B. Крыло с максимальной подъемной силой// Панченков А. Н. Теория оптимальной несущей поверхности. -Новосибирск: Наука, 1983. с. 155−157.
  6. JI.B. Оптимизация геометрии крыла вблизи опорной поверхности / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Иркутск, 1988.
  7. А.Ш. Обобщение теорем о крыле и винте с наименьшими индуктивными потерями на случай частичного заданного распределения циркуляции по размаху // Доклады конференции БИГС. Варна, НРБ, 1982.-С. 23, 1−6.
  8. A.A. и др. Проектирование самолетов. 1972.
  9. Т., Виднелл Ш. Оптимальное качество для транспортного аппарата типа экраноплана в трубе // Ракетная техника и космонавтика. -1970. т. 8, № 3.-С. 135−143.
  10. Ю.Басин М. А., Шадрин В. П. Гидроаэродинамика крыла вблизи границы раздела сред. М: Судостроение, 1980. -304 с.
  11. Н.И. Экранопланы. JI: Судостроение, 1977. -232 с.
  12. С.Б. Исследование гидродинамических характеристик глиссирующих поверхностей сложной геометрии // Восточно-Сибирский авиационный сборник. Иркутск, 1998.
  13. З.Белецкая С. Б., Борисюк М. Н., Панченков А. Н. Анализ экстремальных моделей аэродинамического проектирования экранопланов // ВосточноСибирский авиационный сборник. Иркутск, 1998.
  14. С.Б., Панченков А. Н., Привалов Э. И. Глиссирование пневмооболочек // Тезисы докладов Всероссийской конференции «КОГРАФ'98». -Нижний Новгород, 1998.
  15. А. О пропеллере с наименьшей потерей мощности // Техника воздушного флота. 1927. — вып. 4. — С. 217−221.
  16. А. О пропеллере с наименьшей потерей мощности // Техника воздушного флота. 1927. — вып. 5. — С. 265−271.
  17. Ю.П. Вычислительная математика и программирование. М: Высшая школа, 1990. — 544 с.
  18. К., Теллес Ж., Вроубел JL Методы граничных элементов. М: Мир, 1985.-280 с.
  19. С.Г. Аэродинамические характеристики летательных аппаратов и их частей. М: МАИ, 1979, -96 с.
  20. A.M. Проектирование скоростных судов. JI: Судостроение, 1978.
  21. Ван-Дайк М. Методы возмущений в механике жидкости. -М: Мир, 1967. -310 с.
  22. Е.П., Курочка Г. Ф. и др. Анализ продольного возмущенного движения экраноплана // Самолетостроение и техника воздушного флота. -Харьков, 1972. Вып. 29. -С. 7−13.
  23. А.Н. Приближенный гидродинамический расчет подводного крыла конечного размаха. Труды ЦАГИ, вып. 311, 1937.
  24. Я.И. Сопротивление движению судов. Л: Судостроение, 1988.- 288 с.
  25. Я.И., Фаддеев Ю. И., Федяевский К. К. Гидромеханика. Л: Судостроение, 1982, — 456 с.
  26. Ф.Д. Краевые задачи.- М: Наука, 1977 640 с.
  27. В.В. Лекции по теории крыла М: Гостехиздат, 1949. — 480 с.
  28. А.Н., Акименко А. П., Кириченко Н. Ф. Критерий автостабилизации движения систем двух крыльев вблизи экрана // Гидродинамика больших скоростей. Киев: Наукова думка, 1968. — Вып. 4. -С. 76−83.
  29. Г. А. Теория подводного крыла конечного размаха произвольной формы // Труды Ленинградского института водного транспорта, т. ХХХП, 1962.
  30. М.И. Теория струй идеальной жидкости. М: Наука, 1979.
  31. М.И., Янпольский А. Р. О движении глиссирующей пластины // Техника воздушного флота, № 10, 1933.
  32. И.Н., Моженков И. Н. Экспериментальное исследование динамических свойств летательного аппарата в ограниченном потоке // Асимптотические методы в теории систем. Иркутск, 1983. — С.66−71.
  33. И.Н., Одареев В. А. К вопросу об управлении вынужденными колебаниями летательного аппарата вблизи взволнованного экрана // Асимптотические методы в теории систем. Иркутск, 1978. — С. 185−193.
  34. И.Н., Одареев В. А. Гармонические и переходные движения летательного аппарата в ограниченном потоке // Асимптотические методы в механике жидкости и газа. Иркутск, 1979. — С. 84−92.
  35. И.Т. Нестационарные силы на несущих крыльях быстроходных судов в условиях волнения // Журнал «Судостроение», 1962, № 4.
  36. И.Т., Буньков М. М., Садовников Ю. М. Ходкость и мореходность глиссирующих судов: Л: Судостроение, 1978.- 336 с.
  37. И.Т., Соколов В. Т. Гидродинамика быстроходных судов. JI: Судостроение, 1971. — 424 с.
  38. С.Д., Ровных A.B. Решение задачи о крыле произвольной формы в плане, движущемся вблизи экранирующей поверхности. Изв. вузов: Авиационная техника, 1971, № 1. — С. 5−14.
  39. В.В., Маскалик А. И. Особенности проектирования и конструкции судов на подводных крыльях. Л: Судостроение, 1987. — 320 с.
  40. Р.Ф. Критерии продольной устойчивости экраноплана // Ученые записки ЦАГИ. М: ЦАГИ, 1970. T. I, № 4- с. 63−72.
  41. Е. Аэродинамика крыла самолета. Несжимаемая жидкость. -М:Изд. АН СССР, 1956. 478 с.
  42. М.В., Лаврентьев М. А. О движении крыла под поверхностью тяжелой жидкости // Труды конференции по теории волнового сопротивления. Издательство ЦАГИ, 1937.
  43. Г., Корн Т. Справочник по математике. М: Наука, 1977. -831 с.
  44. A.A. Теория корабельных волн и волнового сопротивления. Л: Судпромгиз, 1959, — 312 с.
  45. Н.Е. О волновом сопротивлении и подъемной силе погруженных в жидкость тел. Собр. соч., т. II, Издательство АН СССР, 1949.
  46. Н.Е. Собрание сочинений. T. II, Издательство АН СССР, 1949.
  47. Н.Е., Кибель И. А., Розе Н. В. Теоретическая гидромеханика. М: Физматгиз, 1963, т. 1 — 535 е.- т. 2. — 612 с.
  48. М.Л. и др. Интегральные уравнения. М: Наука, 1976.
  49. Н.Ф. Основы аэродинамического расчета. М: Высшая школа. 1981. -496 с.
  50. М.Г. Динамика движения скоростных судов / Горьковский политехнический институт, 1974.
  51. В.К. Теоретическое исследование влияния формы корпуса на гидродинамические характеристики удлиненных глиссирующих тел // Судостроение и судоремонт. Научно-технический сборник. Выпуск V, Одесса. 1972.
  52. В.К. Теоретическое определение и исследование гидродинамических характеристик глиссирующих судов / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Одесса, изд. ИИМФ, 1974.
  53. Г. В. Гидродинамика течений со свободными границами. Киев: Наукова думка, 1969.
  54. В.П., Угодчиков А. Г. Оптимизация упругих систем. М: Наука, 1981.-286 с.
  55. А.И. Глиссеры. М: Речиздат, 1940.- 342 с.
  56. А.К. Прикладная аэродинамика. М: Машиностроение, 1972.
  57. Милн-Томсон Л. Теоретическая гидромеханика. М: Мир, 1964.
  58. Н.И. Сингулярные интегральные уравнения. М: Наука, 1978. — 470 с.
  59. A.M. Аэрогидромеханика. М: Машиностроение, 1984. — 352 с.
  60. A.M. Динамика полета. М: Машиностроение, 1978.
  61. Наземный транспорт 80-х годов. Под ред. Р.Торнтона. М: Мир, 1974.
  62. А.И. Теория крыла в нестационарном потоке. М: Изд. АН СССР, 1947.
  63. Г. Е. Волновое сопротивление. JI: ЖИ, 1937.
  64. Г. Е. Избранные труды. Киев: Наукова думка, 1978. 495 с.
  65. Г. Е. О проектировании судов на подводных крыльях // Журнал «Судостроение», 1959, № 10.
  66. Г. Е. Сопротивление воды движению судов. М: Морской транспорт, 1956.
  67. Г. Е. Судно наименьшего сопротивления // Труды ВНИТОСС, 1937, т. 2, вып. 3, с. 28−62.
  68. А.Ю. Динамика быстроходных судов / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. С.- Петербург, 1996.
  69. А.Ю. Исследование динамики пространственного движения быстроходных судов // Вычислительная гидродинамика. Горький, 1989. — С. 48−61.
  70. А.Ю. Инерционные и демпфирующие характеристики в задачах динамики быстроходных судов // Асимптотические методы в теории систем.- Иркутск, 1983. С. 129−144.
  71. А.Н. Гидродинамика подводного крыла. Киев: Наукова думка, 1965.-552 с.
  72. А.Н. Некоторые вопросы оптимального проектирования гидродинамических несущих комплексов // Методы возмущений в механике.- Новосибирск: Наука, 1982. С. 3−28.
  73. А.Н. Основы теории предельной корректности. М: Наука, 1976.- 240 с.
  74. А.Н. Асимптотические методы в экстремальных задачах механики. Новосибирск: Наука, 1982. — 220 с.
  75. А.Н. Теория потенциала ускорений. М: Наука, 1975. 222 с.
  76. А.Н. Теория оптимальной несущей поверхности. Новосибирск: Наука СО, 1983,-256 с.
  77. А.Н. Оптимальная аэродинамическая стабилизация экранопланов // Материалы международной конференции «Проблемы оптимизации в механике деформируемого твердого тела». М: Товарищество научных изданий КМК, 1997. — С. 163−171.
  78. А.Н., Борисюк М. Н. Некоторые результаты численного исследования экстремальных задач квадрупольной теории // Асимптотические методы в механике. Иркутск, 1981. — С.38−57.
  79. А.Н., Борисюк М. Н. Оптимальное крыло с постоянной мореходностью // Асимптотические методы в механике. Новосибипск: Наука, 1983. — С.58−72.
  80. А.Н., Зенович С. Б. Глиссирование тел произвольной формы // Вычислительная гидродинамика. Горький, 1989. — С. 5−18.
  81. В.М. Оптимизация судов. JI: Судостроение, 1983.
  82. Н.Б., Рождественский К. В., Трешков В. К. Аэрогидродинамика судов с динамическими принципами поддержания. JI: Судостроение, 1982.
  83. Н.Б., Трешков В. К. К вопросу о статической продольной устойчивости движения системы крыльев конечного размаха над твердым экраном // Труда ЖИ. Л., 1971. — Вып.24. — С.87−92.
  84. В.В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач М: Наука, 1989.
  85. Проектирование самолетов / Под ред. Егера С. М. М: Машиностроение, 1983.-616 с.
  86. К.В. Метод сращиваемых асимптотических разложений в гидродинамике крыла. JI: Судостроение, 1979. — 208 с.
  87. A.A., Гулин A.B. Численные методы. М: Наука, 1989. — 430 с.
  88. Л.И. Методы подобия и размерности в механике. М: Наука, 1965. — 232 с.
  89. Л.И. Плоские задачи гидродинамики и аэродинамики. М: Наука, 1966.-448 с.
  90. Л.И., Владимиров А. Н. Влияние механических параметров и явление установившегося и неустановившегося глиссирования килеватой пластины // ДАН СССР, 33, 2, 1941.
  91. В.В. Новое поколение крылатых судов // Журнал «Судостроение», 1991. -№ 1.
  92. Справочник по теории корабля. Том I. / Под ред. Я. И. Войткунского Л: Судостроение, 1985. — 768 с.
  93. В.В. Курс дифференциальных уравнений. М: ГИТЛ, 1959.
  94. С.П. Введение в теорию колебаний. М: Наука, 1964. — 440 с.
  95. Г. В. Аналитическое исследование влияния профиля на гидродинамические характеристики подводного крыла // Гидродинамика иоптимальное проектирование транспортных средств. Горький, 1985. — С. 149- 158.
  96. Г. В. Сравнительный анализ гидродинамических характеристик при отрывном и безотрывном обтекании пластинки с касанием задней кромкой плоской поверхности // Гидродинамика и оптимальное проектирование. Горький, 1986. — с. 144 -159.
  97. Теория оптимальных аэродинамических форм. Под ред. А.Миеле. М: Мир, 1969. — 507 с.
  98. А.И. Плоская задача о движении крыла под поверхностью тяжелой жидкости конечной глубины // Известия АН СССР, ОТН, 1940, № 4.
  99. Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т. 2. М: Наука, 1969.
  100. М.Д. Обтекание тонких тел в трехмерном потоке // ПММ, т. XX, вып. 2, 1956.
  101. М.Д. Общая теория волнового сопротивления при движении тела в жидкости конечной глубины // ПММ, т. IX, вып. 3,1945.
  102. Ю.С. Глиссирование плоской пластинки бесконечного размаха по поверхности тяжелой жидкости // Труды ЦАГИ, вып. 508,1940.
  103. С.Д. О подъемной силе подводного крыла конечного размаха // Труды ВНИТС, вып. 5, т. П, 1952.
  104. А.Н. Неустановившиеся движения крыла с постоянной циркуляцией под свободной поверхностью жидкости. Доклад на выездной сессии УП НТО СП // Журнал «Судостроение», 1963, № 3.
  105. Р.Ю. Второе приближение квадрупольной теории крыла в теории несущей поверхности. // Методы возмущений в механике. -Новосибирск: Наука, 1982, с. 56 69.
  106. Р.Ю. Учет нестационарности аэродинамических коэффициентов в динамике летательного аппарата, использующего влияние опорной поверхности // Асимптотические методы в механике. Иркутск: 1979, с. 107- 122.
  107. X., Лэндал М. Аэродинамика крыльев и корпусов летательных аппаратов. М: Мир, 1983. — 347 с.
  108. Ando S., An Idealized Ground Effect Wing // Aeronautical Quarterly. 1966. -v. 17. — p. 53−71.
  109. Ashill P.R. On the Minimum Induced Drag of Ground Effect Wings // Aeronautical Quarterly. 1970. — v. 21, no. 3. — p. 211−232.
  110. Jones R.T. The Minimum Drag of Thin Wings in Frictionless Flow // Jas. -1951. V. 18, no 2,-p. 75−81.
  111. De Haller P. La Portance et la Trainee Induite Minimum d’une Aile du Voisinage du Sol // Mitteilunger aus dem Institut for Aerodinamik Technische Hochschule. Zurich, 1936. — no. 5.
  112. Hooker S.F. A Review of Current Technical Knowledge Necessary to Develop Large Scale Wing-in surface Effect Craft // A collection of technical papers. -Arlington, VA, June 5 7, 1989, p. 367 — 429.188
  113. Isay W.H. Zur Theorie der nahe der Wasseroberflache Fahrenden Tragflacher // Ing. Arch., 27 (1959/60), s. 295.
  114. Maruo H. High- and Low- Aspect Ratio Approximation of Planing Surfaces. Schiffstechnik, 1967.
  115. Munk M. The Minimum Induced Drag of Aerofoils // NASA Rept. 1921. -no. 121.
  116. Nishiyama T. Hydrodynamical Investigation on the Submerged Hydrofoil. Part III, A.S.N.E., February, 1959.
  117. Nishiyama T. Hydrodynamical Investigation on the Submerged Hydrofoil. Part II, A.S.N.E., November, 1959.
  118. Nishiyama T. Lifting-line theory of the submerged hydrofoil of finite span. Part III, A.S.N.E., February, 1960.
  119. Nishiyama T. Lifting-line theory of the submerged hydrofoil of finite span. Part IV, A.S.N.E., May, 1960.
  120. Panchenkov A.N. Zenovich S.B. Planing of arbitrary form bodies / Fourth International Symposium on Practical Design of Ships and Mobile Units, Varna, Bulgaria, 1989, p.p. 31−1 31−7.
  121. Panov A. Dynamics of Vessels with Gyroscopic Controls // Fourth International Symposium on Practical Design of Ships and Mobile Units, Varna, Bulgaria, 1989, p.p. 21−1 21−4.
  122. Wagner H. Uber Stoss-und Gleitvorgange an der Oberflache von Flussigkeiten, ZAMM, 1932, H. 4, s. 193 213.
  123. Weinblum G. Schiffe geringsten Wiederstandes // Schiff bau. — 1930. — H.23.
  124. Widnall S., Barrows T. An Analytic Solution for Two- and Three-Dimensional Wings in Ground Effect // J. of Fluid Mech. 1970. — V. 41, pt 4. — p. 769 — 792.
  125. Wu I.T. Hydrofoils of finite span // Math. Phys., 33, s. 207, 1954.
  126. Wu I.T. Whitney A.K. Theory of optimum shapes in freesurface flows. Parts I, II // J. of Fluid Mech. 1972. — V. 55, — p. 123 — 135.
Заполнить форму текущей работой