Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Репрезентация концепта «общая оценка» в современном русском языке: системно-структурный, когнитивный и функционально-прагматический аспекты анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепт «общая оценка» является многомерным ментальным образованием, имеющим сложную структуру и содержащим понятийный, концептуальный, образно-культурологический и прагматический слои. Их исследование позволило выявить специфику репрезентации в языке разных типов знаний и представлений (например знание норм и стереотипов предметов, аксиологических архетипов сознания, представление об оценочной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования
    • 1. 1. Понятие концепта в лингвистических исследованиях
    • 1. 2. Проблема типологии концептов
    • 1. 3. Концепт как структурное образование
    • 1. 4. Вербализация концепта
    • 1. 5. Методика когнитивного (концептуального) анализа
  • Выводы
  • Глава 2. Понятийный слой концепта «общая оценка»
    • 2. 1. Межкатегориальный аспект анализа понятийного слоя концепта «общая оценка»
    • 2. 2. Внутрикатегориальный аспект анализа понятийного слоя концепта «общая оценка»
      • 2. 2. 1. Когнитивные параметры общей оценки
      • 2. 2. 2. Вербализация когнитивных параметров общей оценки
    • 2. 3. Из истории формирования концепта «общая оценка»
    • 2. 4. Репрезентация понятийного слоя концепта «общая оценка» лексическими значениями ключевых слов хороший / плохой (хорошо /плохо)
  • Выводы
  • Глава 3. Концептуальный слой концепта «общая оценка»
    • 3. 1. Репрезентативная линия концептуальных различий и ее отражение в русском языке
    • 3. 2. Характерологическая линия концептуальных различий и ее отражение в русском языке
    • 3. 3. Параметрическая линия концептуальных различий и ее отражение в русском языке
    • 3. 4. Модальная линия концептуальных различий и ее отражение в языке
    • 3. 5. Рационально-эмоциональная линия концептуальных различий и ее отражение в русском языке
    • 3. 6. Компаративная линия концептуальных различий и ее отражение в русском языке
    • 3. 7. Критериальная линия концептуальных различий и ее отражение в русском языке
  • Выводы
  • Глава 4. Образно-культурологический слой концепта «общая оценка»
    • 4. 1. Этнокультурная маркированность концепта «общая оценка»
    • 4. 2. Общая оценка и языковой образ
      • 4. 2. 1. Понятие образности в лингвистических исследованиях
      • 4. 2. 2. Типы образов в сфере общей оценки и их вербализация
    • 4. 3. Аксиологические архетипы и их вербализация
    • 4. 4. Ценностные предпочтения и национальные стереотипы поведения в русской языковой картине мира
  • Выводы
  • Глава 5. Прагматический слой концепта «общая оценка»
    • 5. 1. Понятие «дискурс» в лингвистических исследованиях
    • 5. 2. Дискурс-анализ как метод исследования прагматического слоя концепта «общая оценка»
    • 5. 3. Структура дискурса
      • 5. 3. 1. Говорящий
      • 5. 3. 2. Стратегии говорящего в оценочном дискурсе
      • 5. 3. 3. Адресат
      • 5. 3. 4. Пресуппозиции говорящего и слушающего
      • 5. 3. 5. Цель общения
      • 5. 3. 6. Психологическое состояние и взаимоотношения коммуникантов
      • 5. 3. 7. Внутренняя организация речевого акта
      • 5. 3. 8. Контекст и ситуация общения
    • 5. 4. Оценочный дискурс и типы речевых актов 135 5.4.1. Общая оценка в речевом акте совета
      • 5. 4. 2. Общая оценка в речевом акте хвастовства
      • 5. 4. 3. Общая оценка в речевом акте ободрения
      • 5. 4. 4. Общая оценка в речевом акте жалобы
      • 5. 4. 5. Общая оценка в речевых актах похвалы, комплимента и лести
      • 5. 4. 6. Общая оценка в речевом акте порицания
      • 5. 4. 7. Общая оценка в речевом акте угрозы
      • 5. 4. 8. Общая оценка в речевом акте аргументации 161 5.5. Текстовая репрезентация концепта «общая оценка» (на материале рассказа А. П. Чехова «Брак по расчету»)
  • Выводы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174 БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Приложение 1. Таблицы
  • Приложение 2. Список лексем
  • Приложение 3. Список фразеологизмов
  • Приложение 4. Список паремий
  • Приложение 5. Рассказ А. П. Чехова «Брак по расчету»

Репрезентация концепта «общая оценка» в современном русском языке: системно-структурный, когнитивный и функционально-прагматический аспекты анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная наука имеет ярко выраженный антропоцентрический характер. Закономерно, что лингвистика сосредоточивает свое внимание на говорящей и мыслящей личности. В фокус исследования попадает процесс оценивания, итоги которого представляют ценностный фрагмент картины мира. Проблемы оценочной семантики пересекаются с проблемами взаимодействия языка и речи, субъективного и объективного в языке, с вопросами типологии и структуры лексического значения и т. п. В связи с этим рассмотрение вопросов об оценке и ее аспектах, несмотря на более чем полувековую историю изучения, остается по-прежнему актуальным и перспективным.

За годы изучения оценочных значений в науке наметились следующие подходы к их исследованию:

— логико-философское направление, занимающееся исследованием связей языковых и аксиологических структур (Дж. Мур, П.Х. Ноуэлл-Смит, A.A. Ивин, Н. Д. Арутюнова и др.);

— функционально-семантическое направление, изучающее функционально-семантическую категорию оценки (Е.М. Вольф, Т. В. Маркелова, А. Н, Шрамм, Н. М. Лукьянова и др.);

— функционально-прагматическое направление, рассматривающее средства выражения оценки в речи (В.В. Шаховский, В. Г. Гак, В. Н. Телия, И. А. Мельчук, Ю. Д. Апресян, Г. Н. Скляревская, И. А. Стернин, H.H. Миронова, Т. В. Михайлова, Л. О. Чернейко и др.);

— психолингвистическое направление, анализирующее оценку в контексте личностного или языкового сознания, в плане выявления роли оценочного параметра в психологической структуре значения и др. (A.A. Залевская, Е. Ю. Мягкова, E.H. Колодкина и др.);

— когнитивное и лингвокультурологическое направления, получившие в последнее время бурное развитие. Представители этого направления изучают оценку в качестве составляющих ментальных структур и культурных концептов.

Т.В. Писанова, А. В. Суслов, Л. О. Чернейко, Л. А. Сергеева и др.).

Уже этот (далеко не полный) перечень лингвистов, изучавших и изучающих оценку, свидетельствует о сложности и многогранности исследуемого нами явления и лишь о кажущейся разработанности вопросов оценки. Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

— общенаучным стремлением систематизировать представления об оценке, выявить ее взаимодействие со смежными психологическими и языковыми процессами;

— необходимостью закрепления в научном обиходе понимания взаимосвязей семантических (оценочных) и аксиологических структур;

— неугасающим интересом различных отраслей науки к человеческой личности;

— относительной неразработанностью вопросов, связанных с концептом общей оценки.

Цель диссертационного исследования — описать репрезентацию общей оценки в русском языке в функционально-когнитивном аспекте. Данная цель определена рабочей гипотезой, согласно которой изучение семантической сферы, репрезентирующей оценочные концепты, позволит, с одной стороны, понять языковые механизмы концептуализации оценки, а с другой — выявить специфику значений оценочных средств, принадлежащих к разным уровням языковой структуры и функционирующих в тексте.

Для достижения заявленной цели нами были поставлены следующие задачи:

— обобщение исследовательских подходов к оценочной семантике и определение теоретической базы исследования;

— описание когнитивных параметров общей оценки и моделирование структуры концепта «общая оценка» ;

— изучение процесса формирования в русском языке ядерной зоны концепта с целью экспликации смыслов, заложенных в этимологии ключевых лексем, и обнаружения основных тенденций в развитии общеоценочных значений;

— выявление механизмов концептуализации общей оценки и основных линий концептуальных различий;

— описание средств вербализации понятийного, концептуального и образного слоев концепта «общая оценка» с целью выявления их семантико-функциональных особенностей;

— экспликация культурологических различий в представлениях об общей оценке;

— обобщение прагматических свойств общей оценки на основе дискурс-анализа речевых актов и анализа функционирования общей оценки в тексте.

Объектом исследования нашего исследования является концепт «общая оценка» в плане его содержания, структуры и репрезентации в русском языке, типичных для оценки речевых актах и художественном тексте. Предмет составляет совокупность средств репрезентации общей оценки.

Выбор методов и приемов исследования предопределен характером рассматриваемого предмета и поставленными целями. В ходе исследования применялись следующие общенаучные методы: описательный метод, включающий приемы наблюдения и обобщения анализируемого материалаиндукция и дедукцияметод моделирования.

При описании репрезентации концепта на разных уровнях языка применялись методы структурной лингвистики (компонентный, оппозитивный и дистрибутивный), когнитивной и процессуальной лингвистики (концептуальный и фреймовый анализ), лингвокультурологии (этногерменевтический и сопоставительный), а также методы этимологической и словообразовательной реконструкции, анализ лексической сочетаемости, дискурс-анализ и лабораторный эксперимент.

Научно-методологическую базу исследования определяют идеи когнитивной лингвистики, изложенные в трудах А. Вежбицкой, З. Д. Поповой, И. А. Стернина, Н. Ф. Алефиренко, М. В. Никитина, Ю. С. Степанова, H.H. Болдырева и др. В своей работе мы опираемся также на работы по философии языка A.A. Потебни, Ф. де Соссюра, JI.M. Васильева, В. В. Колесова и др., в которых утверждается знаковая природа языка и способность языковых знаков обозначать внеязыковое содержание. В нашем исследовании нашла отражение и теория речевых актов Дж. Лакоффа, Ч. Филлмора, У. Чейфа, Л. Талми и др. Данная работа выполнена в русле антропоцентрического и системного подходов, позволяющих рассматривать концепт в целостности составляющих его элементов как представление «человеческого фактора» в языке.

Эмпирической базой исследования являются этимологические и словообразовательные гнезда, синонимические и антонимические парадигмы (301 лексическая единица), а также фразеологизмы (192 единицы) и паремии (257 единиц), извлеченные из различных словарей (всего 37 наименований), энциклопедий и специальных сборников, а также материал, полученный экспериментальным путем (картотека содержит около 1300 позиционных структур оценочных лексем и записей речевых актов) и в результате анализа текста рассказа А. П. Чехова «Брак по расчету» .

Научная новизна работы заключается в получении новых знаний об объекте и определяется тем, что в работе впервые представлена попытка моделирования концепта «общая оценка» — выделены и описаны основные линии концептуализации общей оценки в современном русском языкепредставлено комплексное исследование стратификации концепта «общая оценка», включающее разноуровневую репрезентацию концептараскрывается динамика становления современной семантической структуры вербализующих данный концепт лексемрассматривается смысловое варьирование концепта «общая оценка» на разных уровнях языкаобобщаются и эксплицируются его связи с различными концептами, категориями, лексико-семантическими полями и т. д.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена тем, что в ней впервые предпринято целостное (структурно-семантическое, когнитивное, функционально-прагматическое и дискурсивное) исследование общей оценки. Разработанные критерии категоризации и принципы описания общеоценочных смыслов могут быть использованы в дальнейших разработках проблем оценочной семантики. Некоторые выводы, полученные в результате исследования, могут быть полезными для дальнейших научных поисков в области лингвистической семантики и прагматики, а также когнитологии и лингвокультурологии.

Практическое значение исследования. Предложенные в работе принципы описания концепта «общая оценка» могут быть использованы в качестве основополагающих при анализе других оценочных концептов. Возможно применение полученных результатов в лексикографии при создании семантических, синонимических, толковых и функционально-когнитивных словарей, а также в практике преподавания русского языка и лингвистического анализа текста на филологических факультетах вузов России. Кроме того, материалы исследования могут быть полезны для создания спецкурсов по оценочной семантике и когнитивной лингвистике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепт «общая оценка» в современном русском языке структурируется послойно, выделяются понятийный, концептуальный, образно-культурологический и прагматический слои.

2. Ядро концепта представлено антонимическими значениями 'хороший — плохой', околоядерная зона — значениями их синонимов и словообразовательных дериватовна периферии концепта находятся репрезентанты, отражающие процессы аспектизации и конкретизации оценки, сближающие общую оценку с частной.

3. Категоризация общеоценочной семантики связана с выделением семи линий концептуальных различий: репрезентативной, характерологической, компаративной, параметрической, модальной, критериальной и рационально-эмоциональной.

4. Образные единицы языка стереоскопически представляют смысловую эволюцию концепта. Образ помогает наглядно представить интерпретации хорошего / плохого в языке. Многообразие образных средств выражения концепта «общая оценка» указывает на его древность и общую значимость в русском языке и культуре в целом.

5. Прагматический слой является ключевым в структуре концепта, поскольку содержание общеоценочных значений зависит от условий коммуникации, параметров говорящего и адресата.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания (сентябрь 2007). Основные положения изложены в 9 статьях. По теме диссертации делались доклады на международной научной конференции студентов и аспирантов в г. Уфе (апрель 2002), международной научной конференции в г. Белгороде (сентябрь 2005), всероссийских научных конференциях в г. Стерлитамаке (2005) и г. Уфе (2006), на республиканских конференциях в г. Уфе (2000, 2001, 2002, 2005) и лингвистическом семинаре аспирантов и соискателей БашГУ (февраль-апрель 2005).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложений, которые включают таблицы, списки лексем, фразеологизмов и паремий, а также текст рассказа А. П. Чехова «Брак по расчету» .

выводы.

1. Прагматический слой концепта образуют коммуникативные установки личности и умение использовать его в процессе общения. Объектом прагматического анализа является текст в его динамике, соотнесенный с творящим его человеком, т. е. дискурс. На наш взгляд, дискурс-анализ является наиболее адекватным для описания прагматики общей оценки.

2. Дискурс-анализ предполагает анализ психологического типа, социального статуса, коммуникативных установок и стратегий коммуникантовисчисление их пресуппозиций, в качестве которых для нашего материала особенно важны оценочные пресуппозицииисследование контекста и ситуации общения, а также внутренней организации дискурса.

3. Дискурс — явление динамическое, он состоит из отдельных эпизодов. Особую роль играют в них речевые акты — своеобразные речевые шаги коммуникантов на пути создания дискурса.

4. Концепт «общая оценка» реализуется в речевых актах комплимента, похвалы, порицания, лести, совета, угрозы, ободрения и др. Наиболее частотными являются совет, похвала, порицание и аргументация. В разных типах актов используются неодинаковые по знаку оценки: так, в речевых актах совета, похвалы и лести функционирует положительная оценка, а в речевых актах порицания — отрицательная.

5. Каждый речевой акт характеризуется своей целью общения, своей структуройоценочные средства выполняют в них различные коммуникативные функции и занимают определенные позиции.

6. В зависимости от типа речевого акта (наряду с другими факторами) общая оценка подвергается параметризации, конкретизации, аспектизации, меняется соотношение объективного и субъективного компонентов общеоценочных значений, происходит их взаимодействие с разными типами эмоциональных значений. Например, аспектизация общей оценки открывает возможности ее использования в нетипичных для нее речевых актах.

7. Анализ прагматического слоя концепта «общая оценка» позволил выявить личностный ее аспект, т. е. все то, что касается субъекта общей оценки, в частности зависимость функционирования общей оценки от ценностных предпочтений, вкусов, интересов и т. д. индивида, а также от социально-психологического типа личности.

8. Исследование текста позволяет говорить о наличии оценочного поведения по отношению к различным типам личности: так, манипулятор, навязывая свою оценку адресату, смягчает ее, прибегая к косвенной тактике оценивания, или напротив — использует «сильнодействующие» эмоциональные средства. Его речи свойственны морализаторство, а также смена объекта оценки и т. п. Нами выделены также паралингвистические средства общей оценки (одобрительные взгляд, улыбка, неодобрительные улюлюканье, усмешка и др.), которые возможно обнаружить лишь при изучении ее текстовой репрезентации.

9. Оценка в художественном тексте «полифонична» (термин Е.М. Вольф), т. е. встречается в форме своей, чужой оценки, самооценки и т. п. Она тесно связана с различными интенциями коммуникантов и иллокутивными силами и создает особый интенсиональный контекст, формируя концептуальную целостность текста и позволяя «выразить больше, чем значат слова, и воплотить неречевое, предметное (ситуативное) или духовное (ценностное), взаимодействие субъектов, метасмысл общения «(Рябцева 2005: 162).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Концепт «общая оценка» является многомерным ментальным образованием, имеющим сложную структуру и содержащим понятийный, концептуальный, образно-культурологический и прагматический слои. Их исследование позволило выявить специфику репрезентации в языке разных типов знаний и представлений (например знание норм и стереотипов предметов, аксиологических архетипов сознания, представление об оценочной шкале и т. п.). Понятийный слой концепта образуют абстрактные общеоценочные смыслы. В результате ретроспективного исследования концепта «общая оценка» и его синхронного описания были выявлены когнитивные параметры общей оценки, которые задают основные направления концептуализации этого концепта и предопределяют семантические различия между средствами его вербализации. Параметрами описания общей оценки являются знак оценки, ее субъективный (психологический) и объективный (аксиологический) параметры, количественный параметр (место оценки на оценочной шкале), параметр ее аспекгизации. Различное смысловое «наполнение» этих параметров обусловливает смысловую варьируемость концепта. Концептуализация общей оценки (модификация ее когнитивных параметров) проходит по направлениям выделенных нами репрезентативной, характерологической, модальной, рационально-эмоциональной, параметрической, модальной и критериальной линий концептуальных различий. Эти различия имеют разную природу, способы выражения и проявляют себя на всех уровнях языка, а также в дискурсе.

Лексико-семантический уровень языка отражает наличие в языке двух типов оценочных значений — общеоценочного и частнооценочного, а также синкретизм рационального и эмоционального аспектов общей оценки. Синонимические и антонимические средства языка позволяют выразить степени положительного и отрицательного признаков, представить разные типы эмоционального отношения субъекта оценки к оцениваемому объекту. Полисемия лексем отражает аспектизацию общей оценки. Фразеологические же средства языка описывают более широкую гамму чувств, сопровождающих оценку, чем соответствующие лексемы, и описывают ее поведенческий аспект. В пословицах и поговорках отражаются почти все ценностные предпочтения народа, особенности его мировидения и стереотипы поведения. На словообразовательном уровне языка наблюдается связь общей оценки с частными оценками, а также эмоциональной оценкой. На синтаксическом уровне в большей степени получает свое отражение субъективность, личностный характер оценки. Исследование текста позволяет говорить о наличии оценочного поведения и специальных паралингвистических способах выражения оценки.

Концепт «общая оценка» универсален по своей представленности в различных языках и культурах (не случайно А. Вежбицкая относит его к концептам-универсалиям, семантическим примитивам) и одновременно этноспецифичен по своему содержанию. Его этнокультурный характер наиболее полно проявляется в образно-культурологическом слое, в который входят национальные ценностные предпочтения и особенности мировидения народа (в том числе специфика образного отражения действительности), архетипы сознания и стереотипы поведения и т. п. Образный слой концепта «общая оценка» вербализуется образными средствами языка. Образные единицы стереоскопически представили всю смысловую эволюцию соответствующего концепта. Анализ показал, что в языке произошло движение от частных оценок к общей, а четкость противопоставления добра и зла сменилась градацией их степеней. Кроме того, в процессе функционирования концепта наметились тесные связи концепта «общая оценка» с такими концептами русского языка, как «Бог», «черт», «Добрый — Злой», «Сила (степень)», «Здоровье — Болезнь», «Свет — Тьма», концептами частных оценок. На современном этапе развития концепта образы помогают наглядно представить основания и критерии оценки, ее знак, а также способы осмысления человеком хорошего и плохого. Многообразие образных средств выражения концепта указывает на его древность и общую значимость в русском языке и культуре в целом.

Наиболее значимым в структуре концепта «общая оценка» является прагматический слой, который образуют коммуникативные установки личности и умения правильного оперирования данным концептом в процессе общения. Общая оценка — прагматическая сущность, поскольку она обнаруживает зависимость от условий коммуникации, социально-психологического типа говорящего, его пола, возраста, социального статуса, интенций и эмоционального состояния, а также аналогичных параметров адресата. Изучение прагматического слоя концепта позволило выявить новые параметры и грани оценочного процесса (в частности нами были отмечены составляющие оценочного поведения личности, которые нельзя обнаружить на уровне системного анализа оценки).

На уровне текстовой репрезентации общая оценка создает особый интенсиональный контекст, формируя концептуальную целостность текста и позволяя «выразить больше, чем значат слова, и воплотить неречевое, предметное (ситуативное) или духовное (ценностное), взаимодействие субъектов, метасмысл общения» (Рябцева 2005: 162).

В процессе познания мира оценка выступает своеобразным мостиком между хаосом жизненных ситуаций и упорядоченностью мышления. Она выделяет, фокусирует, обобщает, ранжирует свойства объектов, позволяет выражать мнение о них и тем самым является важнейшим средством познания. Любая оценка изначально двойственна: она содержит и компонент природы отражаемого, и компонент природы отражающего. Следовательно, она антропоцентрична, и ее изучение может быть успешным только в результате объединения усилий представителей разных гуманитарных наук.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ф. О соотношении оценочности, образности, экспрессивности и эмоциональности в семантике слова Текст. / Г. Ф. Аглетдинова // ИС: Семантические категории в русском языке. — Уфа, 1996. — С. 76−84.
  2. И. Быть значит общаться Текст. / И. Адельгейм // Чеховский вестник М., 2001.-№ 9.
  3. И.В., Панин A.B. Философия Текст. / П. В. Алексеев, A.B. Панин. -М.: Проспект, 1998.
  4. Н.Ф. Спорные проблемы семантики Текст. / Н. Ф. Алефиренко. -Волгоград: «Перемена», 1999.
  5. Н.Ф. Дискурсивно-когнитивные истоки семантики единиц вторичного звукообозначения Текст. / Н. Ф. Алефиренко // Русский язык: исторические судьбы и современность. Материалы международного конгресса [Текст]. М, 2001. — С. 82−83.
  6. Н.Ф. Проблемы вербализации концепта Текст. / Н. Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 2003.
  7. Н.Ф. Теория языка. Вводный курс Текст. / Н. Ф. Алефиренко. -М.: Академия, 2004.
  8. Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка Текст. / Ю. Д. Апресян. М., 1974.
  9. Ю.Д. Избранные труды. Т.2. Текст. / Ю. Д. Апресян М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
  10. Н.Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка Текст. / Н. Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики 1982. М.: Наука, 1984. -С.5 — 23 .
  11. Н.Д. Аномалии и язык. К проблеме языковой картины мира Текст. / Н. Д. Арутюнова // ВЯ. 1987. — № 3. — С.4 -14.
  12. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988.
  13. Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.
  14. С.А. Концепт и слово Текст. / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к культуре текста: Антология. -М., 1997. -С. 267−279.
  15. А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике Текст. / А. П. Бабушкин. Воронеж: изд-во ВГУ, 1996.
  16. Ш. Французская стилистика Текст. / Ш. Балли. -М.: Прогресс, 1961.
  17. А.Н. Лингво-прагматические механизмы аргументации Текст. /
  18. A.Н. Баранов // Баранов А. Н., Сергеев В. М. Рациональность, рассуждение, коммуникация. Киев: Научна думка, 1987. — С. 22−41.
  19. А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход) Текст.: автореф. дисс. докт. филол. наук. -М., 1990.
  20. А.Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю) Текст. / А. Н. Баранов. М., 1991.
  21. А.Н. Языковые игры времен перестройки: (Феномен политического лозунга) Текст. / А. Н. Баранов // Русистика. 1993. — № 2.
  22. Н. Структурный подход к пословице Текст. / Н. Барли // Паремиологические исследования. М.: Наука, 1984.
  23. М.М. Проблема речевых жанров Текст. / М. М. Бахтин // Собрание сочинений в 7 тт. Т. 5. — М., 1996. — С. 159−286.
  24. A.A. Некоторые особенности рекламного жанра Текст. / A.A. Бережная // Русский язык: исторические судьбы и современность. II междунар. конгресс русистов-исследователей. 18−21 марта 2004 г. М.: МГУ, 2004 ([email protected])
  25. ЗГБокмельдер Д. А. Стратегии убеждения в политике: анализ дискурса на материале современного английского языка Текст. / Д. А. Бокмельдер: дисс.. канд. филол. наук. Иркутск, 2000.
  26. Н. Н. Когнитивная семантика Текст. / H.H. Болдырев. Тамбов, 2000−2002.
  27. H.H. Концептуализация отрицания в языке Текст. / H.H. Болдырев // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста. 4.1. -Волгоград: Перемена, 2003. — С. 189−195.
  28. В.Н. Отрицание как логико-грамматическая категория Текст. /
  29. B.Н. Бондаренко-М.: Наука, 1983.
  30. A.B. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка Текст. / A.B. Бондарко. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  31. A.A. Значение слова и психология противопоставлений Текст. / A.A. Брудный // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М., 1971.-С. 19−27.
  32. Г. А. Аргументация Текст. / Г. А. Брутян. Ереван, 1984.
  33. Бут H.A. Просодические характеристики ситуативно обусловленных иллокутивных актов группы минативов (экспериментально-фонетическое исследование на материале современного немецкого языка) Текст. / H.A. Бут: автореф. дисс.канд. филол. наук. Тамбов, 2004
  34. .Ж. Хорохориться и хороший Текст. / Ж.Ж. Варбот// Русская речь. 1980. -№ 1.
  35. Васильев J1.M. Синхронный и диахронический аспект синонимии Текст. / J1.M. Васильев // Вопросы семантики. Калининград, 1983. — С. 3−8.
  36. Васильев J1.M. Теория и методология современного языкознания Текст. / Л. М. Васильев. Уфа, 1990а.
  37. Л.М. Современная лингвистическая семантика Текст. / Л. М. Васильев. М., 19 906.
  38. Л.М. Семантическая категория оценки и оценочные предикаты Текст. / Л. М. Васильев // ИС: Семантические категории в русском языке. -Уфа, БГУ, 1996. С. 54 — 62.
  39. Л.М. Многозначность и семантическая диффузность слова Текст. / Л. М. Васильев // Языки Евразии: этнокультурный контекст. Уфа: Восточный ун-т, 2003.-С. 23−24.
  40. Ф.Е. Структура образа Текст. / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 5 -19.
  41. Н.М. Модели чисто русских речевых актов Текст. / Н. М. Вахтель // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: изд-во ВГТУ, 2000. -С. 45−46.
  42. А. Сравнение градация — метафора / А. Вежбицкая // Теория метафоры. М., 1990.-С. 133−152.
  43. А. Язык. Культура. Познание Текст. / А. Вежбицкая. М., 1996- 1997.
  44. А. Семантические универсалии и описание языков Текст. / А. Вежбицкая М.: Языки русской культуры, 1999.
  45. Т.И. Семантика оценки и ее манифестация средствами словообразования Текст. / Т. И. Вендина // Славяноведение. № 4. — М., 1997. -С. 41−42.
  46. Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм) Текст. / Т. И. Вендина. М., 1998.
  47. Вендлер 3. О слове good Текст. / 3. Вендлер // НЗЛ. Вып. 10. М.: Прогресс, 1981.-С.531 -555.
  48. Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М., 1999.
  49. С. И., Платонова О. В. и др. Культура русской речи Текст. / С. И Виноградов, О. В. Платонова и др. М., 1999.
  50. Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц Текст. / Т. Г. Винокур. М., 1980.
  51. Е.М. Варьирование в оценочных структурах. Семантическое иформальное варьирование / Е. М. Вольф. М.: Наука, 1979.
  52. Е.М. Функциональная семантика оценки Текст. / Е. М. Вольф. М.: Наука, 1985.
  53. Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо / плохо» Текст. / Е. М. Вольф // ВЯ. 1986. — № 5. — С.98 — 106.
  54. С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. / С. Г. Воркачев // ФН. 2001. — № 1.
  55. С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии Текст. / С. Г. Воркачев // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3. Воронеж, 2002а. — С. 79−95.
  56. С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа Текст. / С. Г. Воркачев. Краснодар, 20 026. -С. 8−33.
  57. С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» Текст. / С. Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. М., 2003. С. 5−12.
  58. В.В. Лингвокультурология (теория и методы) Текст. / В. В. Воробьев. М., 1997.
  59. H.A. Коннотативная семантика и прагматика номинативных единиц русского языка Текст. / H.A. Вострякова: автореф. дисс. .канд. филол. наук. Волгоград, 1998.
  60. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология Текст. / В. Г. Гак. М., 1977.
  61. Гак В. Г. Прагматика, узус и грамматика речи Текст. / В. Г. Гак // ИЯШ. -1982.-№ 5.-С.11−17.
  62. Гак В. Г. Синтаксис эмоций и оценок Текст. / В. Г. Гак. // Функциональная семантика: оценка, экспрессивность, модальность. М.: изд-во ИЯ РАН, 1996. -С. 20−30.
  63. Гак В. Г. Языковые преобразования Текст. / В. Г. Гак. М.: «Языки русской культуры», 1998.
  64. Гак В.Г. Национально-языковая специфика меронимических фразеологизмов Текст. / В. Г. Гак // Фразеология в контексте культуры. М., 1999.
  65. Г. В., Кильдибекова Т. А. Когнитивные аспекты лексической системы языка Текст. / Г. В. Гафарова, Т. А. Кильдибекова. Уфа, 1998.
  66. П. Логика и речевое общение Текст. / П. Грайс // НЗЛ. Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. — С. 217−237.
  67. Т.В. Семантическая интерпретация концептов «Свет» и «Тьма» в русском языке Текст. / Т. В. Григорьева: дисс. .канд. филол. наук. Уфа, 2004.
  68. Т.А. ван. Вопросы прагматики текста Текст. / Т.А. ван Дейк // НЗЛ. Вып. 8. М.: Прогресс, 1978. — С. 259−336.
  69. Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста/ Т.А. ван Дейк, В Кинч//НЗЛ. Вып. 23.-М.: 1988.-С. 153−211.
  70. Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация Текст. / Т.А. ван Дейк. М.:1. Прогресс, 1989.
  71. B.B. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике Текст. / В. В. Дементьев // ВЯ. 1997. -№ 1. — С. 109−120.
  72. В.В. Фатические речевые жанры Текст. / В. В. Дементьев // ВЯ. -1999.-№ 1.-С. 37−55.
  73. В.З. Теория прототипов в семантике и прагматике языка Текст. / В. З. Демьянков // Структуры представления знаний в языке. М.: ИНИОН РАН, 1994.-С. 32−86.
  74. В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века Текст. / В. З. Демьянков // Язык и наука конца XX века. М.: РГГУ, 1995. — С. 239−320.
  75. В.З. Фрейм Текст. / В. З. Демьянков // Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. — С. 187−189.
  76. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. М.: Per Se, 2001.
  77. Джонсон-Лэрд Ф. Процедурная семантика и психология значения Текст. / Ф. Джонсон-Лэрд // НЗЛ. Вып. 23. М., 1988. — С. 234−257.
  78. Н.К. Грамматика башкирского языка Текст. / Н. К. Дмитриев. -М.-Л., 1948.
  79. Д.О. Образная составляющая в семантике идиом Текст. / Д. О. Добровольский //ВЯ. 1996. -№ 1. — С. 71−93.
  80. Л.П. Лексика общей отрицательной оценки русского языка // IV Славистические чтения Текст. / Л. П. Дронова. СПб, 2003. — С. 42−44.
  81. И.Г. Похвала и порицание как речевые жанры Текст. / И. Г. Дьячкова // Вестник Омского университета. 1998. — № 3. — С. 55−58.
  82. И.Г. Высказывания-похвалы и высказывания-порицания как речевые жанры в современном русском языке Текст. / И. Г. Дьячкова: автореф. дисс. канд. филол. наук. Омск, 2000.
  83. Еемерен ван Ф., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки Текст. / Ф. Ван Еемерен, Р. Гроотендорст. СПб, 1992.
  84. Еемерен ван Ф., Гроотендорст Р. Речевые акты в аргументативных дискуссиях Текст. / Ф. Ван Еемерен, Р. Гроотендорст. СПб, 1994.
  85. А. Рассказы Антона Чехова исследование человеческого общения Текст. / А. Енджейкевич. — Варшава, 2000.
  86. Г. А. О категории оценки в русском языке Текст. / Г. А. Золотова // Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1992.-С. 274−281.
  87. В.А. Антонимия в системе языка Текст. / В. А. Иванова. -Кишинев, 1982.
  88. Н.Ф. Имена прилагательные с суффиксами субъективной оценки и соотносимые с ними слова в современном русском языке Текст. / Н. Ф. Иванова: автореф. дисс. .канд. филол. наук. М., 1968.
  89. A.A. Основания логики оценок. М.: МГУ, 1970.
  90. JI.H., Мельчук И. А. Коннотация в лингвистической семантике Текст. / JI. H Иорданская, И. А. Мельчук // Wiener slawistisher Almanach. Wien, 1980. Bd. 6.-S. 191−210.
  91. B.B. Сложные речевые единицы: прагматика английских асидентических полипредикативных образований Текст. / В. В. Карабан. -Киев: Выща школа, 1989.
  92. A.A. Категория оценки в современном русском языке Текст. / A.A. Карамова. Уфа: РИО БашГУ, 2003.
  93. В.И. Язык социального статуса Текст. / В. И. Карасик. М.: ИЯ РАН- Волгоград, гос. пед. ин-т, 1992.
  94. В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность Текст. / В. И. Карасик // Филология. № 3. — Краснодар, 1994. — С. 2−7.
  95. В.И. Культурные доминанты в языке Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. Волгоград -Архангельск, 1996.
  96. В.И. Языковые концепты как измерения культуры (субкатегориальный кластер темпоральности) Текст. / В. И. Карасик // Концепты. Вып. 2. — Архангельск, 1997.
  97. В.И. Характеристики педагогического дискурса Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. — С. 3−18.
  98. В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса Текст. / В. И. Карасик // Этнокультурная специфика речевой деятельности: Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000а. — С.37−64.
  99. В.И. О типах дискурса Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. -Волгоград: Перемена, 20 006. С.5−20.
  100. В.И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования Текст. / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологическиепроблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 75−80.
  101. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс Текст. / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002.
  102. Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М., 1987.
  103. С. Сравнение Текст. / С. Карцевский // ВЯ. 1976. — № 1.
  104. JI.A. Некоторые проблемы изучения эмоционально-оценочной лексики современного русского языка Текст. / JI.A. Киселева // Ученые записки Ленинградского гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 281. — Л., 1968. — С. 377 415.
  105. Ю.П. О семантике степеней сравнения прилагательных Текст. / Ю. П. Князев // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 524. — Тарту, 1980.
  106. И.М. Лингвистическая семантика Текст. / И. М. Кобозева. М., 2000.
  107. В.В. Отражение русского менталитета в слове Текст. / В. В. Колесов // Человек в зеркале наук. Л.: изд-во ЛГУ, 1991. — С. 106−124.
  108. В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн.2 Текст. / В. В. Колесов.- СПб.: изд-во СПбУ, 2001.
  109. В.В. Оценка (психология и прагматика оценки) Текст. / В. В. Колесов. М. — Воронеж, 2006.
  110. E.H. Оценка и эмоциональность в психологической структуре значения слова Текст. / E.H. Колодкина // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. Тверь, 1991. — С.89 — 94.
  111. С.А. В зеркале лексикона: Введение в лингвокультурологию Текст. / С. А. Кошарная. Белгород: изд-во БелГУ, 1999.
  112. М.А. Семантика Текст. / М. А. Кронгауз. М.: РГТУ, 2001.
  113. Л.Е. Структура лексического и фразеологического значения Текст. / Л. Е. Кругликова. М., 1988.
  114. Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма. Лингвистика- психология когнитивная наука Текст. / Е. С. Кубрякова // ВЯ. — 1994. — № 4. -С 34−46.
  115. Е.С., Александрова О. В. Виды пространств текста и дискурса. Материалы науч. конф. Текст. / Е. С. Кубрякова, О. В. Александрова. М., 1997.
  116. Е.С. Композиционная семантика: Цели и задачи Текст. / Е. С. Кубрякова // Композиционная семантика: Материалы III междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике. Ч. 1. — Тамбов, 2002.
  117. A.B. Основные понятия фразеологической стилистики Текст. / A.B. Кунин // Проблемы лингвистической стилистики: Тезисы докладов науч. конф.-М, 1969.-С. 71−75.
  118. Г. И. Когнитивные модели в семантической деривации и система производных значений Текст. / Г. И. Кустова // ВЯ. 2000. — № 4. — С. 85−110.
  119. Дж. Лингвистические гештальты Текст. / Дж. Лакофф // НЗЛ. Вып. 10. М.: Прогресс, 1981. — С. 350−368.
  120. Дж. Мышление в зеркале классификаторов Текст. / Дж. Лакофф //НЗЛ. Вып. 23.-М, 1988.
  121. Лакофф Дж, Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем Текст. / Дж. Лакофф // Теория метафоры. М, 1990.
  122. Дж. Когнитивная семантика Текст. / Дж. Лакофф // Язык и интеллект.-М.: Прогресс, 1996.-С. 143−184.
  123. Р. Когнитивная грамматика Текст. / Р. Лангаккер. М, 1992.
  124. В.В. Комплимент как жанр личностного типа дискурса Текст. / В. В. Леонтьев // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000.
  125. В.В. Женские комплименты в английской лингвокультуре Текст. / В. В. Леонтьев // Вестник ВолГУ. Сер.2: Языкознание. Вып.1. — 2001. -С. 118−123.
  126. Д.С. Концептосфера русского языка Текст. / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к тексту. М, 1997. — С. 280−287.
  127. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа Текст. / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.
  128. H.A. Некоторые вопросы диалектной лексикологии Текст. / H.A. Лукьянова. Новосибирск: Новосиб. ун-т, 1979.
  129. H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребления: Проблемы семантики Текст. / H.A. Лукьянова. Новосибирск: изд-во Сиб. отд. АН СССР, 1986.
  130. М.К. Интенциональные смыслы согласия и несогласия в русских и немецких дискурсах совещаний и переговоров Текст. / М. К. Любимова: автореф. дисс. .канд. филол. наук Тамбов, 2004.
  131. С.Х. Концептология: к становлению подхода Текст. / С. Х. Ляпин // Концепты. Вып. I. — Архангельск, 1997. — С. 11−35.
  132. Л.В. О дефинициях добра: логико-методологический анализ Текст. / Л. В. Максимов // Логический анализ языка: Языки этики. М.: «Языки русской культуры», 2000. — С. 17−31.
  133. Т.В. Функционально-семантическое поле оценки в русском языке Текст. / Т. В. Маркелова // Вестник МГУ. Серия 9. — Филология. — 1994. — № 4. — С 12−19.
  134. Т.М. Взаимодействие оценочных и модальных значений в русском языке Текст. / Т. В. Маркелова // ФН. 1996а. — № 1. — С. 80−89.
  135. Т.М. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке Текст. / Т. В. Маркелова: автореф. дисс. .докт. филол. наук. М, 19 966.
  136. В. А. Лингвокультурология Текст. / В. А. Маслова. М.: Академия, 2001.
  137. Е.В. Поэтика мифа Текст. / Е. В. Мелетинский. М, 1976.
  138. И.А. Курс общей морфологии Текст. / И. А. Мельчук. Т. 1. — М, Вена, 1997.
  139. И.И. Члены предложения и части речи Текст. / И.И.
  140. Мещанинов. Jl.: Наука, 1978.
  141. H.H. Дискурс-анализ оценочной семантики Текст. / H.H. Миронова. М.: «Тезаурус», 1997.
  142. А.К. Педагогическая риторика: история и теория Текст. / А. К. Михальская. -М.: Академия, 1998.
  143. В.М. Проблемы фразеологической семантики Текст. / В. М. Мокиенко. СПб., 1996.
  144. Е.Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова Текст. / Е. Ю. Мягкова Курск: изд-во Курского госпедуниверститета, 2000.
  145. М.В. Лексическое значение слова Текст. / М. В. Никитин. М.: Высшая школа, 1983.
  146. М.В. Основы лингвистической теории значения Текст. / М. В. Никитин. М.: Высшая школа, 1988.
  147. М.В. Курс лингвистической семантики Текст. / М. В. Никитин. -СПб, 1996.
  148. М.В. Развернутые тезисы о концептах Текст. / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. — С. 53−64.
  149. С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре Текст. / С. Е. Никитина // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 3440.
  150. Л.А. Антонимия в русском языке (Семантический анализ противоположности в лексике) Текст. / Л. А. Новиков. М.: МГУ, 1973.
  151. Л.А. Семантика русского языка Текст. / Л. А. Новиков. М, 1982.
  152. Основы построения функциональной грамматики русского языка для нерусских. Уфа: изд-во БГУ, 1991.
  153. Дж. Слово как действие Текст. / Дж. Остин // НЗЛ. Вып. 17. М, 1986.
  154. Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке Текст. / Н. В. Павлович. М.: ИЯ РАН, 1995.
  155. Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью Текст. / Е. В. Падучева. М, 1985.
  156. З.С. «Вопреки всем правилам.». Пьесы и водевили Чехова Текст. / З. С. Паперный. М, 1982
  157. Г. Л. О смысловой структуре и соответствующей классификации пословичных изречений // Паремиологический сборник. М., 1978.
  158. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М, 1983.
  159. В.В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу Текст. / В. В. Петров // ВЯ. 1990. — № 3. — С. 135−146.
  160. Г. В. Обязательность и факультативность оценочных наречий «хорошо / плохо» в глагольной группе Текст. / Г. В. Петрова// Структура и функционирование языка. М., 1981.
  161. М.В. Концепт как основная единица ментальности Текст. / М. В. Пименова // Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2004. -С. 137−138.
  162. JI.A. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования Текст. / JI.A. Пиотровская. СПб., 1994.
  163. В.А., Сорокин Ю. А. Введение в психопоэтику Текст. / В. А. Пищальникова, Ю. А. Сорокин. Барнаул: изд-во АГУ, 1993.
  164. К.К. О словесном общении и его типах Текст. / К. К. Платонов // Общая и прикладная психолингвистика. М., 1973. — С. 28−35.
  165. Е.О. Аргументативный текст: вербальное воплощение когнитивного процесса аргументации (на материале русского политического дискурса) Текст. / Е. О. Поляк // Русистика сегодня. 1996. — № 3.
  166. З.Д., Стернин И. А. Лексическая система языка Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: изд-во ВГУ, 1984.
  167. З.Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: изд-во ВГУ, 1999.
  168. З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, 2001.
  169. Т.И. Ценность и оценка в морали Текст. / Т. И. Пороховская. -М., 1988.
  170. A.B. Прагмалингвистическая типология вариантов речевого поведения Текст. / A.B. Поселенова // www. ostu. ru / conf / ruslang 2005 / trendl / poselen. htm
  171. A.A. Теоретическая поэтика Текст. / A.A. Потебня. М.: Высшая школа, 1990.
  172. A.A. Мысль и язык Текст. / A.A. Потебня. Киев, 1993.
  173. Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики Текст. / Г. Г. Почепцов. Киев, 1987.
  174. К. Языки мозга Текст. / К. Прибрам. М.: Прогресс, 1975.
  175. Проблемы детской речи / Под ред. С. Н. Цейтлин. М., 1996.
  176. С.Е., Родионова А. Е. Эмоционально-оценочное значение пренебрежительности и средства его выражения в современном русском языке Текст. / С.Е. РОдионова/, А. Е. Родионова // ИС. Уфа, изд-во БГУ, 1996. — С. 84−96.
  177. Русская грамматика. М., 1980.
  178. Н.К. Язык и естественный интеллект Текст. / Н. К. Рябцева. М.: Academia, 2005.
  179. Л.А. Качественные прилагательные со значением оценки всовременном русском языке Текст. / JI.A. Сергеева: дисс.канд. филол. наук.-Уфа, 1980.
  180. JI.A. Прилагательные, выражающие абстрактную оценку «хороший» / «плохой», «положительный» / «отрицательный» в современном русском языке Текст. / JI.A. Сергеева // ИС. Уфа, 1986. — С. 49 — 57.
  181. JT.A. Категория оценки и аспекты ее описания Текст. / JI.A. Сергеева // ИС. Уфа, БГУ, 1996. — С. 63 — 76.
  182. JI.A. Проблемы оценочной семантики Текст. / JI.A. Сергеева. -М.: МГОУ, 2003.
  183. JI.A. Оценочное значение и категоризация оценочной семантики: опыт интерпретационного анализа (на материале русского языка) Текст. / JI.A. Сергеева: дисс. .докт. филол. наук. Уфа, 2004.
  184. Р.В. Особенности восприятия комплиментов в русском общении Текст. / Р. В. Серебрякова // Язык и национальное сознание. Вып. 2. -Воронеж, 1999.
  185. Р.В. Положительно- оценочные акты в русском и английском коммуникативном поведении Текст. / Р. В. Серебрякова // Культура общения и ее формирование. Вып. 7. Воронеж, 2000.
  186. Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов Текст. / Дж. Серль, Д. Вандервекен // H3JI. Вып 18. М.: Прогресс, 1986. — С. 242−263.
  187. Дж. Классификация иллокутивных актов Текст. / Дж. Серль // Зарубежная лингвистика. Т. II. М.: Прогресс, 1999.
  188. Г. Н. Метафора в системе языка Текст. / Г. Н. Скляревская. -СПб: Наука, 1993.
  189. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.
  190. Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе Текст. / Г. Г. Слышкин. М.: Academia, 2000.-С. 7−25.2Ю.Солсо Р. Л. Когнитивная психология Текст. / Р. Л. Солсо. М.: Тривола, 1996.
  191. А. Проблемы коммуникации у Чехова Текст. / А. Степанов // Молодые исследователи Чехова. III. Материалы междунар. конф. М.: Скорпион, 1998.
  192. А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова Текст. / А. Д. Степанов. М.: Языки славянской культуры, 2005.
  193. Ю.С. Основы общего языкознания Текст. / Ю. С. Степанов. М, 1965.
  194. Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности Текст. / Ю. С. Степанов // Язык и наука конца. М, 1995. — С. 35−73.
  195. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования Текст. / Ю. С. Степанов. М, 1997.
  196. И.А. Лексическое значение слова в речи Текст. / И. А. Стернин. -Воронеж: изд-во ВГУ, 1985.
  197. И.А. Коммуникативное поведение в составе национальной культуры Текст. / И. А. Стернин // Этнокультурная специфика языкового сознания. М, 1996. — С. 97−112.
  198. И.А. Национальная специфика мышления и проблема лакунарности Текст. / И. А. Стернин // Связи языковых единиц в системе и реализации. Тамбов, 1998. С. 22−31.
  199. И.А. Фактор адресата в речевом воздействии Текст. / И. А. Стернин // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004а. — № 1. — С. 171−177.
  200. И.А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях Текст. / И. А. Стернин // Вопросы когнитивной лингвистики. -20 046. -№ 1.- С. 65−70.
  201. Ч. Некоторые прагматические аспекты значения Текст. / Ч. Стивенсон // НЗЛ. Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. — С. 129−154.
  202. P.C. Прагматика Текст. / P.C. Столнейкер // НЗЛ. Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. — С. 419−438.
  203. И.П. Побудительность: деятельностьно-коммуникативное и функционально-семантическое представление Текст. / И. П. Сусов // Императив в разноструктурных языках. Л, 1988.-С. 125—127.
  204. В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц Текст. / В. Н. Телия. М.: Наука, 1986.
  205. В.Н. О специфике отображения мира психики и знания в языке Текст. / В. Н. Телия // Сущность, развитие и функции языка. М.: Наука, 1987.
  206. В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты Текст. / В. Н. Телия. М.: «Языки русской культуры», 1996.
  207. Теория функциональной грамматики. М, 1990.
  208. Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность. -СПб: Наука, 1996.
  209. Л.Г. Имена прилагательные со значением оценки и степени качества в в современно русском языке Текст. / Л. Г. Титова: автореф. дисс. .канд. филол. наук. -М, 1964.
  210. ТА. Эмотивно-оценочная лексика в антропоцентрическомаспекте Текст. / Т. А. Трипольская: автореф. дисс.. докт. филол. наук. СПб, 1999а.
  211. Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты Текст. / Т. А. Трипольская. Новосибирск: изд-во НГУ, 19 996.
  212. Федорова J1. J1. Современное состояние молодежной речи: к определению жаргона Текст. / JI.JI. Федорова // Русский язык сегодня: Вып. 2. М.: Азбуковник, 2003. — С.271−279.
  213. В.А. Предложения с предикатами оценки Текст. / В. А. Федосеев // РЯШ. 1998. — № 2. — С. 95−100.
  214. P.A. Развитие семантики славянских прилагательных общей оценки в русском языке Текст. / P.A. Фелькина: автореф. дисс. канд. филол. наук. М, 1990.
  215. Ч. Фреймы и семантика понимания Текст. / Ч. Филлмор // H3J1. Вып. 23. М, 1988. — С. 52−92.
  216. . Ч. II. М., 1997. — С. 243−245.
  217. Н.И. Речевой этикет и культура общения Текст. / H.H. Формановская. М.: Высшая школа, 1989.
  218. P.M. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? Текст. / P.M. Фрумкина // Язык и наука конца XX века. М, 1995. — С. 74−117.
  219. В.К. Словарь-тезаурус детской речи Текст. / В. К. Харченко. -Белгород: изд-во БелГУ, 2001.
  220. Хидекель С. С, Кошель Г. Г. Природа и характер языковых оценок Текст. / С. С. Хидекель, Г. Г. Кошель // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака. Воронеж, 1983. — С. 11 -16.
  221. P.M. Дескрипция и оценка Текст. / P.M. Хэар // НЗЛ. Вып. 16. М, 1985.-С 183−195.
  222. В.Н. Эмоционально-оценочная энантиосемия фразеологизмов Текст. / В. Н. Цоллер // ФН. 2000. — № 4. — С. 56−64.
  223. У. Память и вербализация прошлого опыта Текст. / У. Чейф // НЗЛ. Вып. 12. М.: Радуга, 1983. — С. 35−73.
  224. A.M. Семантические и грамматические свойства русских фразеологизмов. Текст. / A.M. Чепасова. Челябинск, 1983.
  225. М.И. Экспрессивно-лексический фонд русского языка Текст. / М. И. Черемисина // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. -Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 1977.
  226. Л.О. Гештальтная структура абстрактного имени Текст. / Л. О. Чернейко // ФН. 1995. — № 4. с. 73−83.
  227. Л.О. Порождение и восприятие межличностных оценок Текст. / Л. О. Чернейко // ФН. 1996. — № 6. — С. 42−53.
  228. Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени Текст. / Л. О. Чернейко.-М, 1997.
  229. В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока Текст. / В. Б. Черник: автореф. дисс.. канд. филол. наук. -Екатеринбург 2002.
  230. А.П. Типология варьирования глагольной семантики Текст. / А. П. Чудинов. Свердловск, 1988.
  231. А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000) Текст. / А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2001.
  232. Ю.П. Языковая картина мира и этимология: рус. хороший -плохой Текст. / Ю. П. Чумакова // Человек. Язык. Культура. Уфа, 1996.
  233. A.A. Синтаксис русского языка Текст. / A.A. Шахматов. Л.: Учпедгиз, 1941.
  234. В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания Текст. / В. И. Шаховский. Волгоград, 1983.
  235. В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка Текст. / В. И. Шаховский. Воронеж: изд-во ВГУ, 1987.
  236. С.Г. Категория субъективной оценки в русском языке Текст. / С. Г. Шейдаева. Ижевск: изд-во Удмурт, ун-та, 1997.
  237. Л.А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса Текст. / Л. А. Шестак. Волгоград: Перемена, 2003.
  238. Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка Текст. / Д. Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1964.
  239. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики Текст. / Д. Н. Шмелев.-М., 1973.
  240. Д.Н. Современный русский язык. Лексика Текст. / Д. Н. Шмелев. -М.: Просвещение, 1977.
  241. Т.В. Смысловая организация предложения и проблемы модальности Текст. / Т. В. Шмелева // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М.: Наука, 1984. — С. 92 -93.
  242. Т.В. Модель речевого жанра Текст. / Т. В. Шмелева // Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. — С. 88−98.
  243. А.Н. Сколько значений у слова хороший? Текст. / А. Н. Шрамм // Вопросы семантики. Калининград, 1983. — С. 69 — 76.
  244. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее Текст. / К. Г. Юнг.-М, 1995.
  245. Р. Избранные работы Текст. / Р.Якобсон. М.: Прогресс, 1985.
  246. Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова Текст. / Е. С. Яковлева // ВЯ. 1998. — № 3.
  247. Е.С. О языковой картине мира в аспекте ее динамики Текст. / Е. С. Яковлева // Слово в тексте и словаре. М.: «Языки русской культуры», 2000.-С. 281−288.
  248. Bierwisch М. Some universals of German adjectives Text. / M. Bierwisch //
  249. Foundations of language. 1967. — № 3. — P. 1−36.
  250. Boiinger D. Degree words. The Hague. Text. / D.Bolinger. Paris, 1972.1.ons, 1972.
  251. Hare R.M. Practical InferencesText. / R.M. Hare. London, 1972.
  252. Searle J.R. Speech acts: An essay in the philosophy of language Text. / J.R. Searle. London etc.: Cambridge Univ. Press, 1983.
  253. Stevenson Ch.L. Facts and values: (Studies in ethical analysis) / Text. / Ch.L. Stevenson. Yale UP. New Haven- L., 1964.1. Словари
  254. Абрамов 1994: Абрамов H. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Текст. / Н. Абрамов. М.: Русские Словари, 1994.
  255. Ю.Д. и др. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка Текст. / Ю. Д. Апресян. Вып.1. — М.: «Языки русской культуры», 1997.
  256. Александрова 1969: Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка Текст. / З. Е. Александрова. М., 1969- 1993.
  257. Баранов 1995: Баранов А. Н. Идеографический словарь русского языка Текст. / А. Н. Баранов. М.: ЭТС, 1995.
  258. Л.М. Системный семантический словарь русского языка Текст. / Л. М. Васильев. Уфа, 2002.
  259. Введенская 1982: Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка Текст. / Л. А. Введенская. Ростов-на-Дону, 1982.
  260. Даль 1978: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4 Текст. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1978−1980.
  261. Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный Текст. / Т. Ф. Ефремова. М.: Русский язык, 2000.
  262. Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса Текст. / Г. А. Золотова. М.: Наука, 1988.
  263. КСКТ: Краткий словарь когнитивных терминов / Под ред. Е. С. Кубряковой. М.: изд-во МГУ, 1996.
  264. Львов 1984: Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка Текст. / М. Р. Львов. М., 1984.
  265. ЛЭС: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1990- 2002.
  266. MAC: Словарь русского языка: в 4-х тт. / Под. ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд. М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1999.
  267. В.П. Идеографический словарь сочетаемости Текст. / В. П. Москвин. Киев, 1993.
  268. Т.Г. Так говорит молодежь. Словарь молодежного сленгаТекст. / Т. Г. Никитина. СПб., 1998.
  269. Новый Большой англо-русский словарь / Под ред. Ю. Д. Апресяна и.
  270. Э.М. Медниковой. М.: Русский язык, 1993−1994.
  271. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М, 2000.
  272. Ожегов, Шведова 1999: Ожегов С. И. и Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. Текст. / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова-М.: Азбуковник, 1999.
  273. Преображенский 1958: Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка Текст. / А. Г. Преображенский. М, 1958.
  274. Словарь русского языка XI XVII веков. — М.: Наука, 1975.
  275. Евгеньева 1975: Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой. Л.: Наука, 1975.
  276. ССРЯ: Словарь синонимов русского языка: В 2-х тт. Л.: Наука, 1970.
  277. Денисов, Морковкин 1983: Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. 2-е изд., испр. М.: Русский язык, 1983.
  278. Словарь русского языка XVIII века. М, 1984. .
  279. СЯП: Словарь языка Пушкина в 4-х тт. М, 1956.
  280. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995.
  281. СТСРЯ: Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб: «Норинт», 2001.
  282. Срезневский 1989: Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка: в 3-х тт. Текст. / И. И. Срезневский М.: Книга, 1989.
  283. А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х тт. Текст. / А. Н. Тихонов. М.: Русский язык, 1985.
  284. Д.Н. Толковый словарь русского языка Текст. / Д. Н. Ушаков. -М, 1940.
  285. М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. Текст. / М. Фасмер. М.: Прогресс, 1964.
  286. Фразеологизмы в русской речи: Словарь-справочник / Сост. Н. В. Баско. М.: Флинта: Наука, 2002.
  287. Молотков 1968: Фразеологический словарь русского языка. / Под ред. А. И. Молоткова. -М.: «Сов. Энциклопедия», 1968.
  288. Черных 1993: Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х томах. Текст. / П. Я. Черных. М.: Русский язык, 1999.
  289. В. Грант вызывает Москву Текст. / В. Ардаматский. М, 1996.
  290. В. Прокляты и убиты Текст. / В.Астафьев. М, 1999.
  291. В. Последний поклон Текст. / В. Астафьев. М, 1987.
  292. Бек А. Волоколамское шоссе Текст. / А. Бек. М, 1978.
  293. Н. Чайка Текст. / Н. Бирюков. М, 1973.
  294. Ю. Наши знакомые Текст. / Ю. Герман. М, 1972.
  295. Г. Долина, проклятая Аллахом Текст. / Г. Голубев. М, 1980.
  296. В.И. Пословицы русского народа Текст. / В. И. Даль. М, 1957.
  297. О. Золотая медаль Текст. / О. Донченко. М, 1955.
  298. Ф.М. Братья Карамазовы Текст. / Ф. М. Достоевский. М, 1963.
  299. Ю.Дудинцев В. Белые одежды Текст. / В. Дудинцев. Л, 1990.
  300. П.Егорова В. Ваш огород Текст. / В. Егорова. М, 1999.
  301. В.П. Словарь русских пословиц и поговорок Текст. / В. П. Жуков.
  302. В. Щит и меч. В 2-х кн. Текст. / В. Кожевников. М, 1993.
  303. О. Ранний снег Текст. / О. Кожухова. Горький, 1973.
  304. И. Басни. Комедии. Повесть Текст. / И. Крылов. М, 1999.
  305. А. Олеся. Гранатовый браслет Текст. / А. Куприн. М, 1992.
  306. . Седьмой спутник Текст. / Б. Лавренев. М, 1985.
  307. Л. Дорога на Океан Текст. / Л. Леонов. Л, 1980.
  308. Н. Ждите моего звонка Текст. / Н. Леонов. М, 1990.23 .Мамин-Сибиряк Д. Емеля-охотник Текст. / Д. Мамин-Сибиряк. Казань, 1982.
  309. С. Грач птиц весенняя Текст. / С. Мстиславский. -Екатеринбург, 1985.
  310. М. На отрогах Урала Текст. / М. Нагаев. Челябинск, 1973.
  311. Ф. Опасно для жизни Текст. / Ф. Незнанский. Ростов-на Дону, 1996.
  312. Ф. Частное расследование Текст. / Ф. Незнанский. М, 1998.
  313. Ф. Разговор с дьяволом Текст. / Ф. Незнанский. М, 1995. 29.0вечкин В. Районные будни [Текст] / В. Овечкин. — М, 1985. ЗО. Опачич Н. Подвиг разведчика [Текст] / Н. Опачич. — М, 1963.
  314. А. Драматургия Текст. / А. Островский. М., 1998.
  315. . Золото Текст. / Б. Полевой. М, 1958.
  316. . Повесть о настоящем человеке Текст. / Б. Полевой. М, 1981.
  317. . Не без добрых людей Текст. / Б. Рощин. М, 1981.
  318. К. Живые и мертвые. В 3-х кн. Текст. / К. Симонов М, 1982.
  319. А. И. Рассказы Текст. / А. И. Солженицын. -М, 1991.
  320. А.И. В круге первом Текст. / А. И. Солженицын. М, 2000.
  321. А.И. Раковый корпус Текст. / А. И. Солженицын. М, 2000.
  322. А. Семья Звонаревых Текст. / А. Степанов. Калуга, 1993.
  323. А. Расплата Текст. / А. Стрыгин. Екатеринбург, 1970.
  324. Л. Собрание сочинений в 10-ти тт. Текст. / Л. Толстой. М, 1980.
  325. В. Кровные узы Текст. / В. Тонких. М., 1968.
  326. Г. Чернозем Текст. / Г. Троепольский. М., 1973.
  327. И. Накануне Текст. / И. Тургенев. М, 1970.
  328. В. Простая история Текст. / В. Устинова. М, 1970.
  329. В. Только один рейс Текст. / В. Устьянцев. М, 1976.
  330. Фелицына В. П, Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. М.: Русский язык, 1988.
  331. С. Хмара Текст. / С. Фетисов. Саранск, 1974.
  332. А.П. Собрание сочинений в 12 тт. / Под общей редакцией В. В. Ермилова, К. Д. Муратовой, З. С. Паперного, А. И. Ревякина Текст. / А. П. Чехов. -М, 1960.
  333. Л. Военная тайна Текст. / Л. Шейнин. М, 1985.
  334. М. Поднятая целина Текст. / М. Шолохов. М, 1964.
Заполнить форму текущей работой