Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сценарии жизненного пути и их психологическое влияние

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сценарий жизненного пути… Судьба… Об этом когда-то задумывается каждый человек. Ведь Большинство людей подсознательно имеют свой жизненный план или сценарий по которому они действуют длительное время, это могут быть месяцы, годы или даже вся жизнь. Исполняя свой жизненный план, люди могут испытать удовлетворение или замкнуться в себе. Обычно человек строит свой жизненный план на детских мечтах… Читать ещё >

Сценарии жизненного пути и их психологическое влияние (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сценарий жизненного пути… Судьба… Об этом когда-то задумывается каждый человек. Ведь Большинство людей подсознательно имеют свой жизненный план или сценарий по которому они действуют длительное время, это могут быть месяцы, годы или даже вся жизнь. Исполняя свой жизненный план, люди могут испытать удовлетворение или замкнуться в себе. Обычно человек строит свой жизненный план на детских мечтах, иллюзиях, которые могут не покинуть его в течении всей жизни. Однако бывает и так, что у чувствительных, восприимчивых или же интеллигентных людей иллюзий и мечты детства разрушаются, что приводит к кризису, депрессии и даже отчаянью из-за неудачных усердных попыток сохранить свои детские иллюзии и мечты. Рассуждая об этом я задаюсь вопросами: какого психологическое влияние сценария жизненного пути? Как влияет сценарий жизненного пути на человека? Как определяется жизненный план человека?

По моему мнению, свою судьбу каждый человек в первую очередь определяет сам, своим умением мыслить, разумным отношением ко всему происходящему в его жизни и собственными желаниями. Каждый сам планирует свою жизнь, волен осуществлять свои планы, осмысливать их и если надо отстаивать или бороться с планами других людей. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или обусловлен его происхождением, то вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Есть люди, которые постоянно живут будто бы в молчании и в страхе. Практически для всех из них это большое несчастье. Только родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе. В большинстве случаев такой человек проживает жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя. Каждый еще в детстве думал о своей будущей жизни, как бы прокручивая в голове свои жизненные сценарии. Однако повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, какой будет жена/муж, сколько будет детей и т. п. В жизни может случиться не так, как хочется, но суть в том, что есть желание, чтобы мечты сбылись. «Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора».

Так какого же психологическое влияние сценария жизненного пути? Как я думаю, сценарий жизненного пути в детстве очень сильно оказывает психологическое влияние на человека и его дальнейшую жизнь, поведение, построение плана жизни, ведь именно в детстве у нас формируются стереотипы и стиль поведения. Смотря на своих родителей, мы бессознательно на основе их поведения, формируем своё. Если же родитель отсутствует, то нормальный процесс формирования личности нарушается за неимением подобающего правильного примера поведения в той или иной ситуации, что ведёт к необдуманным детским поступкам, которые накладывают сильный, скорее всего негативный отпечаток в жизни людей, как-бы самостоятельно закладывая в программу, схему дальнейших действий в подобной ситуации. Об этом гласит транзакционный анализ Эрика Берна. Пример и подтверждение своего мнения о психологическом влиянии сценария жизни я нашла в книге Эрика Берна — «Люди которые играют в игры», которую я читала ещё будучи подростком:

… Делле около тридцати лет. Она ведет жизнь домашней хозяйки. А ее муж — торговец, он много ездит. Иногда в его отсутствие Делла начинает пить. Эти загулы нередко кончаются далеко от дома. Как это обычно бывает, из ее памяти выпадает все, что с ней произошло, когда она была пьяна. Она узнает о том, что с ней было в различных местах, только тогда, когда приходит в себя и обнаруживает неожиданно в сумочке номера телефонов неизвестных ей мужчин. Она пугается, и ее охватывает ужас еще и потому, что в эти минуты понимает: жизнь ее может быть погублена из-за непорядочности какого-нибудь случайного партнера.

Подобный сценарий чаще всего планируется в детстве. Поэтому если это сценарий, то именно в нем следует искать все истоки. Мать Деллы умерла, когда она была маленькой. Отец проводил все дни на работе. Делла плохо сходилась с другими подростками в школе, чувствовала себя какой-то неполноценной, жила одиноко. Но в подростковом возрасте она открыла способ обретения популярности — предаваться любовным забавам с группой мальчишек. А во взрослом состоянии ей и в голову не приходило связывать эпизоды сеновала такого далекого времени со своим настоящим поведением. Однако все эти годы в голове она сохраняла основные линии своей жизненной драмы. Акт первый: завязка — прегрешения на сеновале и ощущение вины. Акт второй: основное действие — прегрешение и чувство вины из-за пьянства и безответственности. Акт третий: расплата — разоблачение и наказание. Она потеряла все — мужа, детей, положение в обществе. Акт четвертый: освобождение в финале — самоубийство. Теперь, после ее гибели, все прощали и жалели ее.

Делла провела свою жизнь с чувством неотвратимости надвигающейся угрозы. Сценарий — трагическая драма, несущая ей освобождение и примирение. Толкаемая каким-то внутренним «демоном», она нетерпеливо подстегивает свою судьбу: проклятие, смерть и прощение.

«…Когда-нибудь я открою школу для самых маленьких, выходить замуж буду четыре раза, заработаю кучу денег на бирже и стану знаменитым хирургом», — говорит пьяная Мери. Это уже не сценарий. Во-первых, ни одну из высказанных идей Мери не почерпнула у своих родителей. Они ненавидели детей, считали развод невозможным, игру на бирже — слишком рискованной, а работу хирурга — чересчур ответственной. Во-вторых, по своим личным качествам Мери для всего этого не подходит. Она слишком напряженно ведет себя с любыми детьми, равнодушно холодна с мужчинами, боится биржи, а руки ее дрожат от пьянства. В-третьих, она давно уже решила быть торговым агентом днем, а вечера и свободные дни проводить в пьяной компании. В-четвертых, ни один из предлагаемых проектов ее особо не увлекал. В этих проектах она скорее всего проговаривала то, чего никогда не смогла бы сделать. В-пятых, каждому, кто ее слышал, было ясно, что Мери и не собирается заниматься всем тем, что перечислила в своих мечтаниях.

Сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу; 5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.

В конце хочу сказать, что жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему приемлемый способ структурировать свое время (т.е. приемлемый для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично на своих ошибках. Человек едва ли станет хорошим пилотом, если разобьет несколько аэропланов, предполагая, что выучится на своих ошибках. Хирургу, например, нужен наставник, а не возможность удалять аппендиксы один за другим, пока наконец не выяснится, что он делал все неправильно. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (ну или думают, что научились).

Если они Неудачники, то передают свою программу неудачников. Если же они Победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребенка.

Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен Родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет, пользуясь умением мыслить!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой