Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщин: На примере службы занятости по Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За рубежом исследование психологии женской карьеры имеет почти тридцатилетнюю историю. За это время были созданы модели развития женской карьеры (Astin, 1984 г.- Farmer, 1985 г.- Betz&Fizgerald, 1987 г.) — изучены аспекты удовлетворенности женщин работой (Veroff, Douvan&Klka, 1984 г.- Lem-kau&Pottick, 1984 г.) — рассмотрена проблема дискриминации по признаку пола на рабочем месте (Shinar… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава. Теоретико-методологические основы изучения процесса12 построения карьеры женщин
  • §-1.Проблематика карьеры женщин в социально-психологической науке стр
  • §-2.Место и роль мотивационного фактора в трудовом поведении женщин стр
  • З.Влияние социально-психологических факторов на построение карье- стр 38 ры женщин
  • Вторая глава. Эмпирическое исследование социально-психологических стр барьеров препятствующих построению карьеры женщин
  • §-1.Состояние рынка труда Московской области стр
  • §-2.Анализ факторов, препятствующих построению карьеры женщин. стр
    • 2. 1. Методологическая база исследования стр
    • 2. 2. Социальные факторы, влияющие на трудовое поведение женщин стр
    • 2. 3. Социально-психологические факторы, влияющие на построение стр 67 карьеры женщин
    • 2. 4. Экспертная оценка социально-психологических барьеров, препятст- стр 91 вующих построению карьеры женщин
  • Глава. три. Комплексный подход к построению карьеры женщин стр
  • §-1.0сновные направления деятельности СЗН на рынке труда Москов- стр 98 ской области
  • §-2.Комплексный подход к построению карьеры женщин стр
  • З.Информационные технологии в комплексном подходе к построению стр 119 карьеры женщин

Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщин: На примере службы занятости по Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Кардинальные политические и экономические преобразования российского общества и сложившаяся в результате новая социально-экономическая и психологическая среда привели к смене всего уклада жизни, морально-этических норм и представлений.

Переход к рыночным отношениям сопровождался объективным и неизбежным обострением ситуации на рынке труда. В наиболее сложном положении оказались женщины, составившие большинство категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Такое положение связано, в первую очередь, с традиционными представлениями работодателей о женщинах как менее продуктивных работниках, чем мужчины. Выполнение ими функций материнства и ведения домашнего хозяйства снижают объем и качество выполняемой работы и частично исключают женщин из непрерывного процесса производства.

В социалистическом обществе рынок труда был достаточно обширен, предложения по трудоустройству намного превышали предложения. Практически для всех категорий граждан основной проблемой являлось не трудоустройство, а устройство на престижную должность с возможно более высокой оплатой труда. Трудовая деятельность не только гарантировалась Конституцией СССР, но являлась прямой обязанностью каждого члена общества. В этих условиях женщины боролись не за свое трудоустройство, а за равные возможности с мужчинами занимать высокие управленческие должности, расширение социальной защиты материнства и детства, увеличение льгот работающим матерям и другие социальные гарантии государства.

Сужение рынка труда в результате распада СССР, спад производства, изменение форм собственности на большинстве предприятий и другие последствия экономических реформ привели к изменению структуры рынка труда. Предложения существенно превысили спрос на рабочую силу, особенно в секторе интеллектуального и управленческого труда. В этих сферах в первую очередь началось и продолжается вытеснение женского труда и замена его мужским. Этот процесс происходит как путем прямого увольнения женщин и замещения их мужчинами, так и путем образования частных предприятий и организаций, ориентированных на привлечение мужского труда. Происходит вынужденное перераспределение женской рабочей силы в пользу низкооплачиваемых отраслей экономики, находящихся в кризисном или предкризисном состоянии. Но и на этих предприятиях женщины являются первыми кандидатами на увольнение.

В настоящее время женская безработица имеет тенденцию к увеличению, несмотря на улучшение экономического положения предприятий и увеличение спроса на рабочую силу, поскольку новые рабочие места предназначены, в основном, для мужчин.

Такая ситуация негативно влияет как на психологическое самочувствие женщин, деформируя систему личных ценностей и самооценок, так и на систему социально-психологических отношений, в которых существует женщина. Укрепляются предрассудки относительно способностей и перспективы развития карьеры женщин. На индивидуальном и социальном уровне формируется стереотип восприятия женщины как «второсортного» работника, пригодного для сферы обслуживания, но не управления. Комплекс объективных и субъективных факторов консолидируется в социально-психологические барьеры на пути построения карьеры женщин. Как следствие этого, более 70% обратившихся за помощью в службу занятости населения по Московской области (СЗН) — женщины.

Изменение ситуации предполагает осуществление комплексного подхода к построению карьеры женщин посредством преодоления социально-психологических барьеров на этом пути и повышения мотивации к достижению достойного положения на рынке труда. Основная работа в этом направлении должна выполняться службой занятости населения.

Однако, в настоящее время, эта деятельность носит фрагментарный характер и не подкреплена серьезной научной базой. Наибольший пробел наблюдается в области изучения социально-психологических факторов, негативно влияющих на построение карьеры женщин («социально-психологические барьеры»).

Актуальность исследования заключается в следующем:

• В теоретическом плане недостаточно разработан понятийно-теоретический аппарат, который точно описывает построение карьеры женщин, обратившихся в СЗН, а также социально-психологические факторы, негативно влияющие на построение карьеры женщин.

• В практическом плане методы и методики построения карьеры, используемые в работе службы занятости населения, представляют собой конгломерат различных, часто противоположных, способов работы с клиентом. Методическое обеспечение этого процесса часто создано для других целей (клинических, профориентационных) и неадекватно поставленным целям и задачам.

• Заинтересованность женщин в полноценном личностном развитии и самореализации подавляется комплексом негативных социально-психологических факторов, препятствующих выбору оптимальной стратегии трудового поведения и ограничивающих адаптационную гибкость на рынке труда.

• Эффективное разрешение проблемы требует разработки комплексного подхода к построению карьеры женщин, научно-обоснованного с позиции социально-психологической теории и доступного для практического применения в работе специалистов службы занятости населения.

Таким образом, важность рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы выявления и преодоления социально-психологических барьеров, препятствующих построению карьеры женщин, определяется как ее недостаточной теоретической разработанностью, так и запросами практики.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблематика женской карьеры и связанных с ней социально-психологических вопросов является предметом изучения различных отраслей научного знания: философии, социологии, психологии, педагогики, права и д.р.

В отечественной науке интерес исследователей в основном привлекали социально-психологические особенности женщин, построивших успешную карьеру: женщин-предпринимателей (Г.В.Турецкая, 1997 г.- А. Е. Чирикова, О. Н. Кричевская, 1996 г.- Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова, 1994 г.), а также женщин-политических лидеров (Г.Г.Силлсте, 1996 г.- М. П. Колмакова, 1998 г.). В ряде исследований, карьерно-успешных женщин, основное внимание уделяется ролевому конфликту «работа-семья» (О.Гаврилицина, 1998 г.), характерному для этой группы. На данной основе разработана типология женской карьеры (Е.В.Трофимова, 1997 г.- Ю. В. Синягин, 1996 г.). Вопросы трудоустройства и карьеры женщин, не достигших высокого социального статуса, практически не рассматривались. Более того, в немногочисленных диссертационных исследованиях, посвященных данной проблеме, безработные женщины отнесены к маргинальному классу, то есть признаются априори исключенными из общественной жизни (E.JI. Сучкова, 1999 г.).

За рубежом исследование психологии женской карьеры имеет почти тридцатилетнюю историю. За это время были созданы модели развития женской карьеры (Astin, 1984 г.- Farmer, 1985 г.- Betz&Fizgerald, 1987 г.) — изучены аспекты удовлетворенности женщин работой (Veroff, Douvan&Klka, 1984 г.- Lem-kau&Pottick, 1984 г.) — рассмотрена проблема дискриминации по признаку пола на рабочем месте (Shinar, 1975 г.- Albrecht, 1976 г.- Pose&Stone, 1978 г.- Gutek, Morasch&Coher, 1983 г.- Fitzgerald et al, 1988 г.) — исследовано влияние процесса социализации на развитие женской карьеры (Watley&Kaplan, 1971 г.- Falk&Salter, 1978 г.- Lunneborg, 1982 г. и др.) — проанализированы барьеры, препятствующие успешной карьере женщин (Horner, 1972 г.- McLure&Piel, 1972 г.) — уделено внимание и ролевому конфликту «работа-семья» (Steffe&Jones, 1988 г.- Greller, Parsons&Mitchell, 1990 г.), а также эмоциональному напряжению, стрессам, связанным с построением карьеры (Schwartz, 1989 г.- Rosin&Korabik, 1989 г.).

Исследования социально-психологических проблем карьеры женщин проводились в рамках разных теоретических концепций. Наиболее интересными с точки зрения диссертационного исследования представляются работы, теоретический фундамент которых составляет Я-концепция, особенно рассматривающие отдельные аспекты профессиональной составляющей Я-концепции личности: самооценку профессионально важных качеств (Г.В.Акопов, 1993гВ.Д.Брагина, 1975 г.- В. И. Ковалев, 19&-8г) — профессиональную мотивацию и ценностные ориентации профессионалов (Г.Б.Горсткая, 1997 г.- Э. Ф. Зеер, 1991 г.- Т. В. Кудрявцев, Ю. В. Шегунова, 1983 г.- В. Д. Шадриков, 1982 г.) — особенности системы саморегуляции деятельности (О.А.Конопкин, 1980 г.- А.К. Ос-ницкий, 1992 г.) — динамику представлений субъекта о профессии (П.Л.Загоровский, 1930 г.- В. Н. Обносов, 1987 г.- В. В. Овсянникова, 1981 г.- Е. А. Климов, 1996 г.) — исследования профессионального самосознания профессионалов с большим стажем работы (Н.В. Антонова, 1997гН.Г.Руковишникова, 1998 г.- З. И. Рябикина, 1995 г.).

Однако, взаимосвязь профессиональной составляющей Я-концепции личности и комплекса социально-психологических барьеров в контексте построения карьеры изучена недостаточно.

В диссертационной работе представлена попытка создания на теоретической основе Я-концепции комплекса методического обеспечения практической работы специалистов СЗН, что позволит качественно изменить структуру и содержание их деятельности.

Объект исследования — женщины, обратившиеся в службу занятости населения за помощью в построении карьеры.

Предмет исследования — социально-психологические барьеры в построении карьеры женщин.

Цель исследования — разработка научно-обоснованного комплексного подхода, в основе которого лежит проработка барьеров на пути построения карьеры женщин.

Задачи исследования:

•провести анализ отечественного и зарубежного опыта по проблеме построения карьеры женщин;

•выявить и изучить социально-психологические барьеры в построении карьеры женщин;

•выявить и исследовать взаимосвязь социально-психологических барьеров и стратегий карьерного поведения женщин, обратившихся в СЗН;

•разработать комплекс методов, позволяющих снизить влияние социально-психологических барьеров на построение оптимальной карьеры женщин.

Гипотезы исследования:

• карьера женщин зависит от комплекса взаимодействующих объективных и субъективных факторов, которые могут проявляться в виде социально-психологических барьеров;

• различные сочетания социально-психологических барьеров проявляются в разных стратегиях женского карьерного поведения;

• взаимосвязь социально-психологических барьеров и стратегий карьерного поведения определяет содержание профессиональной составляющей Я-концепции.

Основные результаты проведенного исследования:

1. В социально-психологической науке отсутствует единый подход к понятию карьера". Представляется целесообразным такая трактовка термина «карьера», которая выходит за рамки собственно профессиональной деятельности, включая в себя самоопределение и самореализацию личности.

2. Профессиональная составляющая Я-концепции представляет собой часть общей Я-концепции личности, осмысленную и актуализированную в связи с профессией под влиянием объективных и субъективных факторов.

3. Социально-психологические барьеры — это комплекс взаимодействующих объективных и субъективных факторов, препятствующих построению карьеры.

4. Сочетание объективно существующих дискриминационных и субъективно действующих барьеров становится часто непреодолимым препятствием на пути достижения успеха, провоцирующим неконструктивные установки человека относительно его действий. Именно с такой ситуацией наиболее часто сталкиваются сотрудники СЗН при работе с женщинами, пытающимися найти свое место на рынке труда.

5. Выявлены стратегии карьерного поведения женщин, обратившихся в СЗН.

1 стратегия: женщины должны работать и делать карьеру, не уделяя особого внимания семье.

2 стратегия: сочетание работы и семейных обязанностей, что дает женщине экономическую независимость и статус, возможность добиваться равных с мужчиной успехов.

3 стратегия представляет стратегию карьерного поведения женщин следующим образом: работа — дом и семья — работа, т. е. пока не появились детиработать, пока дети маленькие — оставаться дома, а когда подрастут — вернуться на работу и сочетать работу (карьеру) с ведением домашнего хозяйства и заботой о детях.

4 стратегия отдает приоритет семье: пока не появились дети — работа, а когда они появятся — сосредоточиться на семье, вести домашнее хозяйство и заботиться о детях. При этом выбирается работа, которая позволяет иметь гибкий рабочий график, но обычно хуже оплачивается.

5 стратегия: женщина должна посвятить себя семье, всю жизнь заботиться о доме, детях, родных и близких и не работать вне дома на оплачиваемой работе.

Следовательно, стратегии карьерного поведения — это комплексы взглядов, убеждений, представлений определяющих выбор женщин конкретной линии поведения в построении карьеры.

6. Выявлены барьеры в построении карьеры женщин.

•Неуверенность в своих возможностях реализовать карьерный потенциал.

•Боязнь неудачи.

•Установка на получение социального одобрения.

•Боязнь успеха.

•Эмоциональная нестабильность.

•Экстернальный локус контроля.

•Избегание риска.

•Культурные барьеры.

•Нормативные барьеры.

•Нереалистичность цели.

•Низкая мотивация на построение карьеры.

•Квалификационный барьер.

Выявленные барьеры были сгруппированы следующим образом:

Психологические барьеры — это психологические качества женщин, препятствующие построению карьеры.

Социальные барьеры — это социо-культурные традиции общества, препятствующие женщине в построении карьеры.

7. Психологические и социальные барьеры, представленные в структуре профессиональной составляющей Я-концепции личности, оказывают комплексное влияние на стратегии карьерного поведения женщин, подкрепляя и усиливая негативное влияние друг друга. Следовательно, поведенческую стратегию женщин возможно изменить, корректируя совокупность их представлений о себе, оценку способностей и возможностей, используя для этого комплексный подход.

8. Центральной идей, положенной в основу такого подхода, стала идея персонификации, т. е. направленность деятельности на развитие личности и раскрытие ее потенциала, умение гибко реагировать на жизненные изменения. Помощь в построении карьеры оказывается как комплекс услуг по формированию, сопровождению и реализации карьеры клиента. Такой подход не ограничивается изучением и диагностикой имеющихся у клиента профессиональных качеств и намерений, а затем трудоустройством. Комплексный подход к построению карьеры дает возможность нового осмысления клиентом собственной жизни, а также инструменты по управлению ею, консультирования собственного профессионального будущего и пути построения карьеры.

Основными компонентами комплексного подхода являются: • Оценка состояния и возможностей женщин: определение уровня эмоционально-психологического состоянияопределение профессиональных наклонностей и возможностейопределение барьеров трудоустройстваопределение мотивации к построению карьеры.

• Предоставление женщинам необходимой им информации по вопросам, касающимся построения карьерыповышение их профессиональной квалификацииобучение новой или смежной специальности.

• Индивидуальные и групповые формы психологической поддержки ведущие к позитивным изменениям в эмоционально-психологическом состоянии женщинповышению уверенности в себе, самооценкипреодолению трудностей в установлении межличностных контактовпреодолению барьеров прошлого негативного опыта.

• Поиск работы: составление индивидуального плана трудоустройства (наемный труд или открытие своего дела) — обучение приемам и навыкам поиска работы (составление резюме, автобиографии, подготовка к собеседованию и т. д.).

• Тесное сотрудничество с работодателями, в том числе информирование работодателей о кандидатах на вакантное место.

• Помощь женщинам в открытии своего дела. Психологическая и информационная поддержка клиентов во время прохождения испытательного срока.

Главная цель применения комплексного подхода — постепенно, в ходе специально организованного и контролируемого процесса сформировать у женщин способность самостоятельно и осознанно планировать, реализовывать и корректировать перспективы построения карьеры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании были подтверждены выдвинутые гипотезы.

• карьера женщин зависит от комплекса взаимодействующих объективных и субъективных факторов, которые могут проявляться в виде социально-психологических барьеров;

• различные сочетания социально-психологических барьеров проявляются в разных стратегиях женского карьерного поведения;

• взаимосвязь социально-психологических барьеров и стратегий карьерного поведения определяет содержание профессиональной составляющей Я-концепции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. Наука, 1989. — С. 110−134.
  2. B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М., 1999 г.-С.210
  3. Г. В. Социальная психология образования. Самара, 1996. — 246
  4. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997. 376с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Т.1 М., 1988. — 232с.
  6. А. Психологическое тестирование. Т.2 М., 1982. — 295с.
  7. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем II Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. — С.5−61.
  8. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита.// Психологический журнал. 1994 -Т.15,№ 1.-С.З-18.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -158с.
  10. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 14−23.
  11. P.M. Формирование рынка труда и активной политики занятости в регионе. Автореф. канд. дисс. М., 1996. — 17с.
  12. В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф.Ломова. // Психологический журнал. Т. 18, № 1, — 1997.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, Прогресс, 1986 г. — С.420
  14. А.А. О содержательном богатстве феномена общения и его вариативности. // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар, 1997 г. — С. 18−25.
  15. P.P. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации.// Вестник Московского университета. СерияН. Психология. -1978 № 2. -С.75−87.
  16. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник 1969 г. М, 1969. — С.7−29.
  17. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.-109с.
  18. И.В. Типология основных мотивов поведения современных женщин// Женщина в российском обществе. 1998 г. № 4 стр17−20
  19. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. — 257 с.
  20. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956. — 59с. 223
  21. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. — 347с.
  22. С.Л. Социологическая и психологическая характеристика безработных. // Социологические исследования. 1994. — № 5 — С. 82−89.
  23. Г. Г. Некоторые методологический проблемы исследования психологии больших социальных групп.// Методологические проблемы социальной психологии. -. М., 1975.-С.198
  24. С.Т. Методологические вопросы изучения профессиональной Я-концепции личности Психологический вестник, вып.З, Ростов-наДону 1998 г.
  25. М.В. Мотивационные установки личности в ситуации потери работы. Автореферат канд. дисс. Санкт-Петербург, 1999. — 16с. 224
  26. А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. -1997. № 4.
  27. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект). Автореферат док. дисс. Санкт-Петербург, 1998.-37с.
  28. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998. -292с
  29. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал. -1988. Т.9, № 5 — С. 120−127.
  30. А.Я. Управление деловой карьерой персонала / Управление персоналом организации: Учебник. М.: ИНФРА, 1997. — С. 298−307.
  31. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  32. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. T.l. — JL, 1957.
  33. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988 — 192с.
  34. Кон И. С. Категория Я в психологии. Понятие и проблема. // Психологический журнал 1981 г. т2. № 3 С.25−37
  35. Р.Л. Социальная психология: личность и общение. // Учебное пособие. М, РАГС, 2000 г.-С. 158
  36. И.В., Шалошник И. В. Портрет безработного глазами работодателей.- М., 1996, — 89 е.
  37. Е.С. Социально-психологические особенности личности. / Социальная психология личности. Под ред. А. А. Бодалева. JI., «Знание», 1974. с. 8−13. 226
  38. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971,-38с.
  39. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984,444 с.
  40. И.П. Профессиональная карьера государственных служащих. М., 2000. 132 с.
  41. Маркова А. К. Формирование и мотивация учения М, 1980
  42. Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы. // Психологический журнал. 1998. — Т.19, № 6 — С. 92−102.
  43. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с фр. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. — 480 с.
  44. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.
  45. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т.2 М., 1957. — С.110−125.
  46. Р.С. Психология: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990. — 229с.
  47. А.А. Рынок труда: занятость и безработица, — М.: МО, 1991.- 31с.
  48. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования./ Под ред. А. А. Бодалека, В. В. Столина. М.: Изд-воМГУ, 1987.
  49. Общая психология: Учебник / Под ред А. В. Петровского. М., 1986. — 371с.
  50. С.А. Теоретические основы психологии субьектогенеза. Воронеж, 1997.
  51. Организация и деятельность Клубов ищущих работу и курсов «Новый старт»: Методическое пособие/ составит. З. А. Чурбанова Челябинск, ЦПНПИ, 1995.
  52. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов. / Под общ. ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 421с.
  53. В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых. // Психологический журнал. 1993 — Т. 14, № 3 — С. 79−89
  54. С.М. Я-концепция личности в структуре образов и отношений. // Психологический журнал т.4, вып.1 Ярославль 1998 г. — С.138−139.
  55. Н.Плакся В. И. Рынок труда и безработица: вопросы теории, методологии, государственного регулирования. Автореф. док. дисс. М., 1996. — 39с.
  56. К.К. О системе психологии. -М., 1972.
  57. Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов. Ростов-на-Дону 2000. -С16−19.
  58. Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики. (Учебное пособие для студентов психологических факультетов). -Набережные Челны, 1999. 134с.
  59. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  60. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990, — 494 с.
  61. Л.С., Сергеева Г. П. Женщины на российском рынке труда. // Социологические исследования. 1995. — № 7 — С.57−62.
  62. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М., 1998. -427с.
  63. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 — 205с.
  64. В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем. // Системные исследования. Ежегодник 1978. М.: Наука, 1978. — С.7−25.
  65. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 257с.,
  66. A.JI. Интервью как метод социальной психологии. Автореф. канд. дис. -Л.: ЛГУ, 1966.-24с.
  67. А.Л. Мотивы трудовой деятельности личности. // Социальная психология личности. / Под ред А. А. Бодалева. Л.: Знание, 1974. С. 44−53.
  68. СД «Российские женщины в двадцатом веке. Опыт эпохи»
  69. Социальное управление: Словарь / Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С.67.
  70. Социальная психология. История, теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. JL: Изд-во ЛГУ, 1979. — 288с.
  71. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-429с.
  72. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций с. 42,43
  73. А.Н. Управление карьерой в организации /Психология управления/ Под ред. А.В.Федотова-Л, 1991 с.49−62
  74. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960 — 156с.
  75. Д.Н. Психологические исследования, — М., 1966.
  76. Рода Унгер «О редефиниции понятий пол и гендер»
  77. А.А. Мотивационные кризисы личности.// Психологический журнал. -1989-Т. 10,№ 3.-С.23−31.
  78. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Р. Ильичев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
  79. Хрестоматия. Основы тендерных исследований. С 99−103
  80. X. Мотивация и деятельность. Т. 1−2 М., 1986.
  81. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии 1996 — № 3 — С. 116−131.
  82. С.В. Управление персоналом в современной организации: Учебно-методическое пособие. -М.: Бизнес-школа «Интелл-Синтез», 1996. С. 148−180.
  83. Е.В. Тенденции исследований личности в советской психологии.// Психологический журнал 1980.- Т.1, № 1. — С.45−56.
  84. Е.В. Некоторые направления исследований образа жизни как социально-психологического феномена.// Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие: П Междунар. Ломовские чтения. Т.2 М., 1994. — С. 117−119
  85. Ф.Энгельс. Происхождение сеьи, частной собственности и государства/ К. Маркс, Ф. Энгельс соч., т.21, с6889. 81. Энциклопедический социологический словарь под редакцией Г. В. Осипова 1995 г. с 82.
  86. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317с.
  87. Anderson С. R. Locus of control, coping behavior & performance of stress setting: a longitudinal study.// J. Applied Psychology, 1977. V.62. P.446−451.
  88. Deci E.L. Intrinsic motivation, extrinsic reinforcement and inequity // J. Pers. Soc. Psy-chol.nl972. V. 22. P. 113−120.
  89. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination and intrinsic in human behavior. 1985.
  90. Ellis A. The Impossibility of Achieving Consistently Good Mental Health.// Amer. Psychology, 1987. V.42. N4.
  91. Kabasa S.C., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness & Health: Prospective Study.// J. Per. & Soc. Psychol. 1982. V.42. N1.
  92. Nebraska Symposium on motivation. Lincoln: Univ. Nebraska press. Annually. 1
  93. Maslow A.H. Motivation and Personality. -N-Y., 1954. -41
  94. Moscovici S. Notes towards a description of social representation.
Заполнить форму текущей работой