Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Клинические, метаболические и медико-социальные аспекты эффективности программы длительного наблюдения больных сахарным диабетом 1-го типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследований по длительному наблюдению (10 и более лет) больных после программы обучения и результатам динамики клинических, метаболических и медико-социальных параметров, а также частоты развития поздних осложнений СД 1 типа в отечественной литературе нет, а за рубежом встречаются крайне редко. Это явилось основанием для обследования группы больных СД 1 типа на протяжении 15-летнего периода… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА I. Программы обучения и лечения больных сахарным диабетом 1 типа на современном этапе
    • 1. 1. История развития обучения и лечения больных сахарным диабетом 1 типа.'
    • 1. 2. Параметры оценки эффективности программ обучения больных сахарным диабетом 1 типа
    • 1. 3. Факторы эффективности обучения больных сахарным диабетом 1 типа
  • МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА II. 2.1. Характеристика больных и основные этапы работы
    • 2. 2. Структура программы обучения больных СД 1 типа
    • 2. 3. Параметры оценки эффективности программы длительного наблюдения
      • 2. 3. 1. Клинические параметры
      • 2. 3. 2. Метаболические параметры
      • 2. 3. 3. Частота острых осложнений
      • 2. 3. 4. Медико-социальные параметры
      • 2. 3. 5. Поведение, связанное с диабетом
      • 2. 3. 6. Уровень знаний о заболевании
      • 2. 3. 7. Частота и тяжесть поздних осложнений
    • 2. 4. Психометрическое тестирование
    • 2. 5. Клиническое изучение сопутствующих сахарному диабету аффективных расстройств
    • 2. 6. Статистическая обработка результатов
  • РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
  • ГЛАВА III. Клинические и метаболические эффекты программы длительного наблюдения больных сахарным диабетом 1 типа
    • 3. 1. Клинические параметры
    • 3. 2. Влияние программы длительного наблюдения на показатели углеводного обмена
  • ГЛАВА IV. Динамика параметров поведения, связанного с диабетом, на протяжении программы длительного наблюдения
  • ГЛАВА V. Медико-социальные показатели у больных сахарным диабетом 1 типа в течение длительного периода наблюдения
  • ГЛАВА VI. Дифференцированный анализ уровня знаний
  • ГЛАВА VII. Динамический контроль прогрессирования осложнений у больных сахарным диабетом 1 типа на протяжении длительного периода наблюдения
    • 7. 1. Влияние программы длительного наблюдения на частоту острых осложнений сахарного диабета 1 типа
    • 7. 2. Динамический контроль поздних осложнений
  • ГЛАВА VIII. Факторы, способствующие длительному поддержанию компенсации углеводного обмена

Клинические, метаболические и медико-социальные аспекты эффективности программы длительного наблюдения больных сахарным диабетом 1-го типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время обучение является базисным компонентом лечения больных сахарным диабетом (СД) в большинстве стран мира. В отчете рабочей группы Европейского бюро Всемирной Организации Здравоохранения по разработке программ терапевтического обучения больных с хроническими заболеваниями определены основные цели обучения: формирование у пациентов навыков саморегуляции применительно к их хроническому заболеванию и адаптации к лечениюповышение (сохранение) «качества жизни" — сокращение расходов медицинских учреждений, личных расходов больных и общества в целом на лечение осложнений (Отчет рабочей группы ВОЗ, 2001). Цели лечения при СД 1 типа — максимальная нормализация обменных процессов, необходимость которой доказана проспективным многолетним исследованием DCCT (Diabetes Control and Complications Trial) [98]. Достижение столь жестких терапевтических целей сопряжено со значительными трудностями, так как эффективность контрольных и лечебных мероприятий при диабете всегда опосредована поведением больного, связанным с заболеванием. Иными словами, требуется не только положительное восприятие рекомендаций врача, полное доверие его профессиональным лечебным навыкам, внутреннее согласие с ними, но и постоянное претворение данных рекомендаций в жизнь, причем не на пассивном, а на деятельном уровне, с анализом реальной ситуации и выработкой самостоятельных, адекватных решений на базе полученных знаний. Программы обучения и лечения могут помочь пациентам самостоятельно осуществлять необходимые мероприятия по достижению целевых параметров лечения, тем самым разделить ответственность за эффективность терапии между врачом и пациентом. Большинство исследований в области применения данного метода констатируют значительную положительную динамику через 1, 2 года после обучения.

Исследований по длительному наблюдению (10 и более лет) больных после программы обучения и результатам динамики клинических, метаболических и медико-социальных параметров, а также частоты развития поздних осложнений СД 1 типа в отечественной литературе нет, а за рубежом встречаются крайне редко [45,71,81,82]. Это явилось основанием для обследования группы больных СД 1 типа на протяжении 15-летнего периода наблюдения после программы обучения, а также для поиска и изучения факторов, влияющих не только на краткосрочную эффективность процесса терапевтического обучения, но и определяющих возможность долговременного поддержания компенсации углеводного обмена.

Цель настоящей работы: оценка эффективности программы длительного наблюдения больных СД 1 типа после проведенного обучения по клиническим, метаболическим и медико-социальным параметрамизучение и выявление наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на результаты применения обучающих программ при СД 1 типа.

Задачи исследования.

1) Оценка динамики клинических, метаболических, медико-социальных показателей у больных СД 1 типа на протяжении 15 лет после обучения.

2) Изучение динамики параметров, отражающих поведение пациентов СД 1 типа, связанного с заболеванием, на протяжении программы длительного наблюдения.

3) Определение степени прогрессирования поздних осложнений у пациентов СД 1 типа после обучения.

4) Проведение сравнительного анализа данных показателей у больных СД 1 типа, разделенных на группы в зависимости от интенсивности терапевтической тактики.

5) Уточнение наиболее значимых медико-социальных и психологических факторов, влияющих на поддержание целевых параметров лечения СД.

Научная новизна работы. Впервые была осуществлена комплексная оценка эффективности программы длительного наблюдения в течение 15 лет больных СД 1 типа после проведенного обучения. Проведен анализ динамики клинических, метаболических и медико-социальных параметров, а также частоты развития поздних осложнений СД 1 типа на протяжении длительного периода наблюдения. Выявлены и изучены факторы, способствующие длительному поддержанию компенсации углеводного обмена.

Практическая значимость. Полученные результаты доказали высокую эффективность программы длительного наблюдения в отношении острых осложнений СД 1 типа и снижения длительности госпитализации больных. Выявлены факторы, способствующие поддержанию адекватного уровня метаболического контроля: частый самоконтроль гликемии (более трех раз в день) и ведение «Дневника диабета». Получены данные о значительном снижении уровня гликированного гемоглобина и стойком сохранении улучшенных результатов на протяжении 15 лет после программы лечения и обучения в группе интенсивного наблюдения. Представленные результаты доказывают необходимость проведения интенсивного длительного наблюдения после обучения больных СД 1 типа с учетом наличия ряда факторов, влияющих на поддержание целевых параметров лечения основного заболевания, таких как уровень социальной адаптации и наличие сопутствующих аффективных расстройств.

Реализация работы. Основные результаты исследований, изложенных в диссертации, были представлены в виде стендового доклада на 40 съезде Европейской Ассоциации по Изучению Диабета (Мюнхен, Германия, 3−6 сентября 2004 г.), доложены и обсуждены на Третьем Всероссийском Диабетологическом конгрессе (Москва, 24−27 мая 2004 г.) и на ежегодной конференции молодых ученых (Москва, ЭНЦ РАМН, 21 апреля 2004 г.).

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены на межотделенческой конференции ЭНЦ РАМН 30 июня 2005 г.

Объем и структура работы. Работа носит клинико-инструментальный характер и основана на анализе 65 клинических случаев. Диссертация изложена на 107 машинописных страницах, иллюстрирована 10 рисунками и 13 таблицами. Работа состоит из следующих разделов: оглавление, введение, обзор литературных данных, материалы и методы исследования, результаты исследования и их обсуждение, заключение, выводы, практические рекомендации, приложения. Библиография содержит 25 отечественных и 87 зарубежных источников.

ВЫВОДЫ.

1. На протяжении программы длительного 15 летнего наблюдения после проведения обучения больные СД 1 типа поддерживали достоверно лучшие показатели гликемического контроля по сравнению с исходными (среднее снижение HbAlc на 0,6−2% ниже на разных этапах исследования). Выявлена тенденция к увеличению уровня HbAlc с течением времени, при этом в группе интенсивного наблюдения подобной динамики отмечено не было.

2. Определена значимость частоты самоконтроля гликемии и самостоятельной адаптации дозы инсулина в поддержании адекватного гликемического контроля на протяжении длительного периода времени: в группе интенсивного наблюдения при самоконтроле гликемии более 3 раз в день уровень HbAlc был в 1,2 раза ниже (7,9±1,1%) по сравнению с группой традиционного наблюдения (9,3±1,9%) при самоконтроле гликемии менее 2 раз в день.

3. Обнаружена высокая эффективность программы обучения больных СД 1 типа и организации длительного наблюдения в отношении снижения показателей временной нетрудоспособности: длительность общей и связанной с диабетом госпитализации снизилась в 3,5 раза.

4. Установлена высокая эффективность структурированной программы лечения и обучения в отношении острых осложнений сахарного диабета: ее применение позволило полностью устранить случаи тяжелого кетоацидоза на протяжении 15 лет наблюдения в обеих группах и не увеличить количество тяжелых гипогликемий в группе интенсивного наблюдения.

5. Интенсивное наблюдение после программы обучения показало положительное влияние на распространенность и прогрессирование хронических осложнений диабета: при средней длительности заболевания более 25 лет распространенность пролиферативной диабетической ретинопатии в группе интенсивного наблюдения составила 12,5%, тогда как в группе традиционного наблюдения она была в 2 раза выше (23,8%). Степень прогрессирования диабетической нефропатии существенно не отличалась в обеих группах.

6. Уровень социальной адаптации оказывал влияние на возможности больных интенсивно наблюдаться и проводить необходимые мероприятия по улучшению состояния углеводного обмена. В группе интенсивного наблюдения полные семьи встречались в 1,5 раза чаще, чем в группе традиционного наблюдения. Высшее образование было зарегистрировано у большего числа пациентов в группе интенсивного наблюдения (75%) по сравнению с группой традиционного наблюдения (56,1%).

7. Депрессивные расстройства были определены как один из существенных факторов, влияющих на поддержание целевых параметров лечения основного заболевания у больных СД 1 типа: в группе традиционного наблюдения депрессии встречались в 2 раза чаще по сравнению с группой традиционного наблюдения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. После применения программы терапевтического обучения больных СД 1 типа необходимо интенсивное длительное наблюдение, включающее активное консультирование специалистов разных специальностей, при необходимости повторное обучение, а также динамическое исследование контрольных метаболических и клинико-лабораторных параметров, оценку состояния глазного дна, периферической нервной и сосудистой системы.

2. Наиболее рациональной формой организации длительного интенсивного наблюдения после применения данных программ является амбулаторный прием специалистов, хорошо владеющих основными принципами программы обучения и входящими в состав мультидисциплинарной команды.

3. Выявленное различие между группами интенсивного и традиционного наблюдения продемонстрировало, что для достижения контроля заболевания на длительной основе необходимо не только терапевтическое обучение по структурированной программе, но и организация интенсивного наблюдения больных в условиях специализированного диабетологического центра. Интенсивное наблюдение включает: активное консультирование, включающее элементы обучения и направленное на поддержание высокого уровня мотивации, регулярную оценку показателей поведения, связанного с диабетом, а также динамическое исследование контрольных метаболических параметров, оценку состояния глазного дна, периферической нервной и сосудистой системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Б., Дробижев М. Ю., Суркова Е. В., Захарчук Т. А., Мельникова О. Г., Щеблецов В. В. Локус контроля у больных сахарным диабетом. Объективная оценка субъективного отношения к лечению. // Проблемы эндокринологии. 2002. — Т. 48. — № 4. — С. 24−27.
  2. М.Б., Ростовцева Я. Г. (под редакцией академика РАМН Дедова И.И.) Сахарный диабет: принципы медико-социальной защиты больных (сборник методических материалов и официальных документов). -М., 1997 г.
  3. М.Б., Старостина Е. Г., Галстян Г. Р., Дедов И. И. Анализ качества первичной лечебно-профилактической помощи больным сахарным диабетом 1 типа. // Проблемы эндокринологии. 1994. — Т. 40. -№ 3.-С. 19−22.
  4. Анциферов М.Б.: Современные концепции в обучении больных сахарным диабетом. // Сахарный диабет. — 1999. -№ 1(2). С. 45−50.
  5. Т.Б., Смирнова О. М., Филатова Е. Г. Влияние психоэмоционального состояния больных сахарным диабетом 1 типа на компенсацию углеводного обмена в дебюте заболевания. // Материалы IV Всероссийского конгресса эндокринологов. 2001 г.
  6. Г. Р. Оценка эффективности программы лечения и обучения для больных инсулинзависимым сахарным диабетом: клинические, метаболические и медико-социальные аспекты. Дисс.. канд. мед. наук, М., 1993.
  7. Г. Р., Старостина Е. Г., Дедов И. И. Обучение больных как интегральная часть лечения сахарного диабета 1 типа: история развития, принципы, оценка эффективности. // Проблемы эндокринологии. 1994. -Т. 40.-№ 2.-С. 53−57.
  8. И.И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. Обучение больных сахарным диабетом. М., 1999.
  9. И.И., Шестакова М. В. / Сахарный диабет. Руководство для врачей. // Универсум Паблишинг Москва, 2003.
  10. Диабетическая ретинопатия (диагностика и лечение). Методические рекомендации № 2000/68 МЗ РФ, ЭНЦ РАМН. Москва, 2000.
  11. М.Ю. Нозогении (психогенные реакции) при соматических заболеваниях. Дисс.. докт. мед. наук, М., 2000. «
  12. Е. Экономические аспекты лечения сахарного диабета. // Сахарный диабет. 1999. -№ 3 (4). — С. 57−60.
  13. О.Г. Особенности клиники и терапевтической тактики у больных сахарным диабетом с сопутствующими аффективными расстройствами. Дисс.. канд. мед. наук, М., 2003.
  14. О.Г., Подмогаева Е. А., Суркова Е. В., Курцева Т. Г., Николаева В. В., Анциферова М. Б. Обучение больных сахарным диабетом: психологический анализ. // Сахарный диабет. 2004. — № 4 (25). — С. 60−64.
  15. Е.Г., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Дедов И. И. Эффективность программы интенсивного лечения и обучения больныхсахарным диабетом 1 типа. // Проблемы эндокринологии, 1994, № 3, с. 3135.
  16. Е.Г., Галстян Г. Р., Дедов И. И. Роль поведения, связанного с диабетом, в эффективности программы лечения и обучения при сахарном диабете 1 типа. // Проблемы эндокринологии. 1994. — Т. 40. -№ 5. — С. 39−40.
  17. Е.Г., Галстян Г. Р., Дедов И. И. Современные методы и средства самоконтроля обмена веществ при сахарном диабете 1 типа. // Проблемы эндокринологии. 1994. — Т. 40. — № 5. — С. 36−39.
  18. Ю.И., Дедов И. И., Кудрякова С. В. Государственный регистр» СД: эпидемиологическая характеристика ИЗСД. // Проблемы эндокринологии. 1998. — Т. 44. -№ 1. — С. 41−44.
  19. Терапевтическое обучение больных. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Отчет рабочей группы ВОЗ. -М., 2001.
  20. A desktop Guide to Type 1 (insulin-dependent) diabetes mellitus (European Diabetes Policy Group, 1998). // International Diabetes Federation, European region, Brussels, Belgium, August, 1998.
  21. Anderson R.M., Funnell M.M., Butler P., Arnold M.S., Fitzgerald J.T., Feste C. Patient empowerment: results of a randomized control trial. // Diabetes Care. 1995. — Vol. 18. — Num. 7. — P. 943−949.
  22. Assal J.P., Jacquemet S., Morel Y. The added value of therapy in diabetes: the education of patients for self-management of their disease. //
  23. Metabolism. 1997.-Vol. 46.-P. 61−64.
  24. Bernbaum M. Effectiveness of a diabetes education program adapted for people with vision impairment. // Diabetes Care. 2000. — Vol. 23. — Num. 9.-P. 1430−1432.
  25. Boulton A.J. Why bother educating the multi-disciplinary team and the patient? The example of prevention of lower extremity amputation in diabetes. // Patient Educ Couns. 1995. — Vol. 26.-P. 183−188.
  26. Bragd J., Adamson U., Lins P.E., Wredling R., Oskarsson P. A repeated cross-sectional survey of severe hypoglycaemia in 178 Type 1 diabetes mellitus patients perfomed in 1984 and 1998. // Diabet Med. 2003. — Vol. -20. -P. 216 — 219.
  27. Burge MR. Lack of compliance with home blood glucose monitoring predicts hospitalization in diabetes. // Diabetes Care. 2001. — Vol. 24 — P. 1502−1503.
  28. Cagliero E., Levina E.V., Nathan D.M. Immediate feedback of HbA.sub.lc levels improves glycemic control in type 1 and insulin-treated type 2 diabetic patients. // Diabetes Care. 1999. — Vol. 22 — Num. 11. — P. 17 851 789.
  29. Clement S. Diabetes self-management education. // Diabetes Care. -1995.-Vol. 18.-Num. 8.-P. 1204−1214.
  30. DAFNE Study Group. Training in flexible, intensive insulin management to enable dietary freedom in people with type 1 diabetes: dose adjustment for normal eating (DAFNE) randomized controlled trial. // BMJ. -2002. Vol. 325. — P. 746−751.
  31. Delamater A.M., Jacobson A.M., Anderson В., Cox D., Fisher L., Lustman P., Rubin R., Wysocki T. Psychosocial therapies in diabetes: report of the psychosocial therapies working group. // Diabetes Care. 2001. — Vol. 24. -Num. 7.-P. 1286−1292.
  32. Dvoynishnikova O.M., Mayorov A.Y., Galstyan G.R., Antsiferov M.B., Dedov I.I. Long-term evaluation of the treatment and teaching programme for Type 1 diabetic patients in Moscow (13-years results). // Diabetologia, 2004, v. 47, Suppl. l, p. A341.
  33. Eaton W.W., Mengel M., Mengel L., Larson D., Campbell R., Montague R.B. Psychosocial and psychopathologic influences on management and control of insulin-dependent diabetes. // Int J Psychiatry Med 1992. — Vol. 22.-P. 105−117.
  34. Evans J.M.M., Newton R.W., Ruta D.A., MacDonald T.M., Stevenson R.J., Morris A.D. Frequency of blood glucose monitoring in relation to glycaemic control: observational study with diabetes database. // BMJ. 1999. -Vol. 319.-P. 83−86.
  35. Factors associated with progression to macroalbuminuria in microalbuminuric Type 1 diabetic patients: the EURODIAB Prospective Complications Study. // Diabetologia, 2004, v.47, No 6, p. 1020−1028.
  36. Funnell M., Anderson R., Arnold M., Barr P., Donnelly M., Johnson P. Empowerment: an idea whose time has come in diabetes education. // Diabetes Educator.-1991.-Vol. 17.-P. 37−41.
  37. Glasgow R., Anderson R. In diabetes care, moving from compliance to adherence is not enough- something entirely different is needed. // Diabetes Care. 1999. — Vol. 22. — Num. 12. — P. 2090−2091.
  38. Glasgow R., Osteen V.: Evaluating diabetes education: are we measuring the most important outcomes? // Diabetes Care. 1992. — Vol. 15. -Num. 10.-P. 1423−1432.
  39. Gordon D, Fisher SG, Wilson M, Fergus E, Paterson KR, Semple CG. Psychological factors and their relationship to diabetes control. // Diabet Med 1993:10:6:530−534.
  40. Grey M., Boland E.A., Davidson M., Yu C., Tamborlane W.V.: Coping skills training for youths with diabetes on intensive therapy. // Appl Nurs Res. 1999. — Vol. 12. — P. 3−12.
  41. Hampson S.E., Skinner T.C., Hart J., Storey L., Gage H., Foxcroft D.,
  42. Kimber A., Cradock S., McEvilly E.A. Behavioral interventions for adolescents with type 1 diabetes: how effective are they? // Diabetes Care. 2000. — Vol. 23. -P. 1416−1422.
  43. Jacobson A.M. The psychological care of patients with insulin-dependent diabetes mellitus. // The New England Journal of Medicine. 1996. -Vol. 334.-Num. 19.-P. 1249−1253.
  44. Karlson В., Agardh C.D. Burden of illness, metabolic control, and complications in relation to depressive symptoms in IDDM patients. // Diabet Med 1997 Dec- 14(12): 1066−72.
  45. M., Obrosky D.S., Goldston D., Drash A. / Major depressive disorder in youths with IDDM: a controlled prospective study of course and outcome. // Diabetes Care 1997 — 20:45−51.
  46. Lenmark В., Persson В., Fisher L., Rydelius P.A. Symptoms of depression are important to psychological adaptation and metabolic control in children with diabetes mellitus. // Diabet Med 1999 — Vol. 16 — N. 1 — P. 1422.
  47. Lorenz R.A. Teaching skills of health professionals. // Diabetes Educator.- 1989.-Vol. 15.-P. 149−152.
  48. Lorenz R.A., Wysocki T. From research to practice: the family and childhood diabetes. И Diabetes Spectrum. 1991. — Vol. 4. — P. 261−292.
  49. Lustman P.J., Anderson R.J., Freedland K.E., de Groat M., Carney R.M. Depression and poor glycemic control: a meta-analytic review of theliterature. // Diabetes Care. 2000. — Vol. 23. — Num. 7. — P. 434−442.
  50. Maldonato A., Bloise D., Ceci M., Fraticelli E., Fallucca F. Diabetes mellitus: lessons from patient education. // Patient Educ Couns. 1995. — Vol. 26.-P. 57−66.
  51. Meltzer L.J., Johnson S.B., Prine J.M., Banks R.A., Desrosiers P.M., Silverstein J.H. Disordered eating, body mass, and glycemic control in adolescents with type 1 diabetes. // Diabetes Care. 2001. — Vol. 24. — P. 678 682.
  52. Miller L., Goldstein J. More efficient care of diabetic patiens in a country hospital setting // The New England Journal of Medicine. 1972. — Vol. 286.-P. 1388−1391.
  53. Miller-Johnson S., Emery R.E., Marvin R.S., Clarke W.L., Lovinger R., Martin M. Parent-child relationships and the management of insulin-dependent diabetes mellitus. // J Cons Clin Psychol. 1994. — Vol. 62. — P. 603 610.
  54. Muhlhauser I., Berger M. et al. Patient education evaluation of a complex intervention. // Diabetologia. — 2002. — V. 45. — P. 1723−1733.
  55. Muhlhauser I., Bruckner I., Berger M. et al. Evaluation of an intensified insulin treatment and teaching programme as routine management of type 1 (insulin-dependent) diabetes. // Diabetologia. 1987. — V. 30. — P. 681 690.
  56. Muhlhauser I., Overmann H., Bender R., Jorgens V., Berger M. Predictors of mortality and end-stage diabetic complications in patients with Type 1 diabetes mellitus on intensified insulin therapy. // Diabet Med. 2000. -Vol. 17.-P. 727−734.
  57. Muhlhauser I., Sawicki P.T., Blank M., Overmann H., Bender R., Berger M. Prognosis of persons with type 1 diabetes on intensified insulin therapy in relation to nephropathy. // Journal of Internal Medicine. 2000. -Vol. 248. — Issue 4. — P. 333 — 341.
  58. O’Connor P.J., Crabtree B.F., Abourizk N.N. Longitudinal study of a diabetes education and care intervention: predictors of improved glycemic control. // J Am Board Fam Pract. 1992. — Num. 5:4. — P. 381−387.
  59. Perry Т., Mann J., Lewis-Barned N., Duncan A., Waldron M., Thompson C. Lifestyle intervention in people with insulin-dependent diabetes mellitus (IDDM). // Eur J Clin Nutr. 1997. — Vol. 51. — P. 757−763.
  60. Peterson K.A., Hughes M. Readiness to change and clinical success in a diabetes educational program. // J Am Board Fam Pract. — 2002. Vol. 15. -Num. 4.-P. 266−271.
  61. Peyrot M., Rubin R.R. Levels and risks of depression and anxiety symptomatology among diabetic adults. // Diabetes Care. 1997. — Vol. 20. -Num. 4.-P. 585−590.
  62. Pieber T.R., Brunner G.A., Schnedl W.J. Schattenberg S., Kaufmann P., Krejs G.J. Evaluation of a structured outpatient group education program for intensive insulin therapy. // Diabetes Care. 1995. — Vol. 18. — Num. 2. — P. 625−630.
  63. Plank J., Kohler G., Rakovac I., Semlitsch B.M., Horvath K., Bock G.,
  64. Kraly В., Pieber T.R. Long-term evaluation of a structured outpatient education programme for intensified insulin therapy in patients with Tape 1 diabetes: 12-year follow-up. // Diabetologia, 2004, v.47, No 8, p. 1370−1375.
  65. Polonsky W. H., Fisher L., Earles J., Dudl R. J., Lees J., Mullan J., and Jackson R. A. Assessing psychosocial distress in diabetes: development of the diabetes distress scale. // Diabetes Care. 2005. — Vol. 28 — Num. 3. — P. 626 -631.
  66. Prochaska J.A. Assessing how people change. // Cancer. 1991. -Vol. 67.-P. 805−807.
  67. Reichard P., Nilsson B.Y., Rosenquist U. The effect of long-term intensified insulin treatment on the development of microvascular complications of diabetes mcllitus. // The New England Journal of Medicine. 1993. — Vol. 329.-P. 304−309.
  68. Reynaert C., Janne P., Donckier J., Buysschaert M., Zdanowicz N., Lejeune D., Cassiers L. Locus of control and metabolic control. // Diabete Metab. 1995. — Vol. 21. -Num. 3. — P. 180−187.
  69. Rubin R.R., Peyrot M., Saudek C.D. Effect of diabetes education on self-care, metabolic control, and emotional well-being. // Diabetes Care. 1989. -Vol. 12.-Num. 10.-P. 673−679.
  70. Sakharova J.V., Yefimov A.S. Influence of non-verbal intellect gradenon-v.IG) for effective education. // Diabetologia. 2002. — Vol. 45 Suppl 2.: I-VII. — P. A20.
  71. Scottish Study Group for the Care of the Young Diabetic. Factors influencing glycemic control in young people with type 1 diabetes in Scotland. // Diabetes Care. 2001. — Vol. 24 — Num. 2. — P. 239−244.
  72. Semlitsch B.M., Goritschan D., Zapotoczky Ii., Brunner G.A., Siebenhofer A., Pieber T.R. Long term effect of a structured outpatient education programme in IDDM a 6 year follow-up. // Diabetologia, 1997, v.40, p. A609.
  73. Stott N.C.H., Rees M., Rollnick S., Pill R.M., Hackett P. Professional responses to innovation in clinical method: diabetes care and negotiating skills. // Patient Educ Couns. 1996. — Vol. 29. — P. 67−73.
  74. The Diabetes Control and Complications Trial Research Group: Hypoglycemia in the Diabetes Control and Complications Trial. // Diabetes 1997:46: 271−286.
  75. Trief P.M., Grant W., Elbert K., Weinstock R.S. Family environment, glycemic control, and the psychosocial adaptation of adults with diabetes. // Diabetes Care. 1998. — Vol. 21. — Num. 2. — P. 241−245.
  76. Trief P.M., Himes C.L., Orendorff R., Weinstock R.S. The marital relationship and psychosocial adaptation and glycemic control of individuals with diabetes. // Diabetes Care. 2001. — Vol. 24 — Num. 8. — P. 1384−1389.
  77. Von Korff M., Gruman J., Schaefer J., Curry S., Wagner E. Collaborative management of chronic illness. // Archives of Internal Medicine. -1997.-Vol. 127.-P. 1097−1102.
  78. Wysocki T. Associations among parent-adolescent relationships, metabolic control, and adjustment to diabetes in adolescents. // J Pediatr Psychol. 1993.-Vol. 18. — P.443−454.
  79. Wysocki Т., Greco P., Harris M.A., Bubb J., White N.H. Behavior therapy for families of adolescents with diabetes. // Diabetes Care. — 2001. — Vol. 24.-P. 441−446.
  80. Zangh L., Krentowski G., Albeit A., Lefebvre P.J. Risk of developing retinopathy in Diabetes Control and Complications Trial type 1 diabetic patients with good or poor metabolic control. // Diabetes Care. 2001. -Vol. 24.-P. 1275−1279.
  81. Zgibor J. C., Simmons D. Barriers to blood glucose monitoring in a multiethnic community. // Diabetes Care. 2002. — Vol. 25 — P. 1772−1777.
  82. Zgibor J. C., Songer T. J. External barriers to diabetes care: addressing personal and health systems issues. // Diabetes Spectrum. 2001. -Vol. 14.-Num. 1-P. 23 -28.
  83. Zhang L., Krzentowski G., Albert A., Lefebvre P.J. Risk of developing retinopathy in Diabetes Control and Complications Trial type 1 diabetic patients with good or poor metabolic control. // Diabetes Care. 2001. -Vol. 24.-P. 1275−1279.
Заполнить форму текущей работой