Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Торгово-экономические отношения России и Монголии на приграничных территориях: проблемы и перспективы (1992-2006 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Монгол-Оросын харилцаа. Буслэчэн хогжлийн бодлого, хамтын ажиллагаа. Улан-Батор: Институт международных исследований, 2005. г выполненного под редакцией С. Дамдинсурэна и К. Дэмбэрэла. Примерно две трети содержания книги отведено анализу стратегии развития Российской Федерации, изменениям в ее внешней политике и обновлению политических и правовых основ монголо-российских отношений в целом. Период… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. i } М ') 1 '
  • ГЛАВА 1. Предпосылки развития торгово-экономических отношений между Россией и Монголией
    • 1. 1. Роль приграничной. торговли в системе международного экономического сотрудничества
    • 1. 2. Современные условия сотрудничества Российской Федерации и Монголии
    • 1. 3. Основные составляющие потенциала торгово-экономического сотрудничества между Россией и Монголией
    • 1. 4. Состояние российско-монгольской торговли
    • 1. 5. Некоторые проблемы двустороннего сотрудничества
  • ГЛАВА II. Социально-экономическая характеристика регионов России и Монголии
    • 2. 1. Приграничные регионы России в переходный период к рынку
    • 2. 2. Экономика Монголии и ее приграничных аймаков. а) Монгольская экономика в переходный период к рыночным отношениям. б) Экономическое положение монгольских аймаков, сопредельных с Россией
    • 2. 3. Российско-Монгольское сотрудничество в системе регионального сотрудничества стран Северо-Восточной Азии
  • ГЛАВА III. Приграничная торговля и инвестиционное сотрудничество России и Монголии: современное состояние и основные тенденции
    • 3. 1. Состояние и тенденции развития приграничной торговли и инвестиционного сотрудничества регионов России с регионами Монголии
    • 3. 2. Некоторые особенности приграничного торгово-экономического сотрудничества
  • ГЛАВА IV. Роль торгово-экономического сотрудничества на приграничных территориях в укреплении и развитии российско-монгольских отношений
    • 4. 1. Проблема приоритетов
    • 4. 2. Возникновение новых? форм в сфере российско-монгольского приграничного сотрудничества — свободных экономических зон и технологических парков
    • 4. 3. Перспективы развития торгово-экономических отношений

Торгово-экономические отношения России и Монголии на приграничных территориях: проблемы и перспективы (1992-2006 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определена, в первую очередь, потребностями экономической теории в анализе сущности происходящих изменений в сфере торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией играничащими с ней государствами, в данном конкретном, случае — с Монголией. Огромная протяженность-общей границы (3485км), взаимная заинтересованность сторон: в развитииотношений и наращивания масштабов сотрудничества в условиях рыночной.

•Я экономики, повышенииуровня развития приграничных территорийинтересы национальной безопасности — такова мотивация особой практическойзначимости, а значит, и актуальности диссертационной тематики. Анализ этих факторов открывает возможность обоснования выводов и предложений, направленных на улучшение структуры торгово-экономических связей двух сторон, развития традиционных и новых форм сотрудничества, поиск новых возможностей повышения их эффективности.

Повышенную актуальность тема диссертации приобретает сейчас, когда РФ стремится сбалансировать западное и восточное направления своей внешней политики. Иными словами, это требуется для дальнейшей разработки стратегического курса внешней торгово-экономической политики Российской Федерации не только в отношении Монголии, но и других стран Северо-Восточной Азии, как гарантии своей национальной безопасности и способа выхода на новый уровень регионального сотрудничества.

Монголия является одним из государств, с которыми Россию связывают многовековые исторические, экономические и культурные отношения: В новых международных условиях взаимодействие этих двух стран приобретает новый характер, но при неизменном сохранении издавна существующего традиционного добрососедства. Об этом свидетельствует резко возросший уровень, в первую очередь, политического взаимодействия двух стран. Достаточно упомянуть итоги официального визита президента РФ В. В. Путина в Улан-Батор в октябре 2000 г., главы российского правительства М. Е. Фрадкова — в июне и президента Монголии Намбарын Энхбаяра — в декабре 2006 г., стимулирующие развитие приграничного сотрудничества. Россия, безусловно, заинтересована в том, чтобы в окружающих ее странах поддерживалось состояние политической и экономической стабильности и предсказуемости. Этот момент отражен в 4 подготовленном проекте новой концепции национальной безопасности Российской Федерации, в Московской декларации и Программе по развитию российско-монгольского сотрудничества на 2006;2010 годы, подписанные в декабре 2006 г. Президентом РФ В. В. Путиным и Президентом Монголии Намбарын Энхбаяром'.

Успешное развитие международных торгово-экономических связей в целом имеет для России' стратегическое значение. Во-первых, в'-ходе его создаются благоприятные внешние условия для решения ее внутренних проблем, включая дальнейшее углубление социально-экономических реформ, создание эффективной рыночной экономики, удвоение ВВП и т. д. Во-вторых, оно способствует укреплению места и роли Российской Федерации в структуре международного сотрудничества, в данном случае, в регионе СВА, к которому принадлежат как восточные регионы России, так и Монголия.

Актуальность исследования подтверждается также установками Концепции национальной безопасности Российской Федерации (последний вариант — 2000 г.), в которой особо выделены национальные интересы России в приграничной зоне 2.

1 В Московской декларации констатировано: «стороны высказались за поощрение связей между регионами обеих стран, приграничного сотрудничества и торговли, развитие и совершенствование в этих целях приграничной инфраструктуры, упрощение правил и процедур для взаимных поездок граждан обеих стран, использование к взаимной выгоде новых возможностей, открывающихся в результате интеграционных процессов в мировой экономике» (Московская декларация. Принята Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Монголии Намбарын Энхбаяром 8 декабря 2006 года в Москве. Официальный сайт Президента Россииhttp://www.krcmlin.ru).

2 В этом документе указанно, что «национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны.

В своей работе автор руководствовался также положениями Концепции приграничного сотрудничества РФ (2001 г.). В" ней под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются «согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния' населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами"1.

Исходя из содержания указанных выше документов и с учетом сложившейся практики, приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, пункты, пропуска через государственную границу России, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и т. д.

После образования РФ и Монголии (ранее Монгольская Народная Республика) в обеих странах произошла ликвидация планово-централизованной системы управления экономикой, начался переход к рыночным отношениям, в том числе в сфере международных торгово-экономических связей. Это повлекло за собой радикальные изменения в характере и организации российско-монгольских отношений. Отметим их. государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации" (Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции указа президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 // Независимое военное обозрение, № 1, 14. 01. 2005).

1 Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации. // http://www.westrus.ru.

Во-первых, произошла переориентация с монополии межгосударственной торговли и экономического взаимодействия на более узкий, приграничный уровень- ?

Во-вторых, после ликвидации государственной монополии внешней торговли в России и в Монголии возникли новые субъекты сотрудничества. В соответствии с российским законодательством, со стороны Российской Федерации участниками приграничного сотрудничества в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица. Со стороны Монголии — это органы исполнительной власти приграничных аймаков, но на практике в силу недостаточной развитости их экономики, в таком сотрудничестве могут принимать участие все административные * единицы страны, физические и юридические лица — также согласно национальному законодательству. Основной акцент при этом сделан на сотрудничество между органами исполнительной власти и субъектов РФ и местными администрациями Монголии1.

Актуальность диссертационного исследования определена и значением приграничного сотрудничества с Россией для Монголии, так как в настоящее время приблизительно 70% всего внешнеторгового монгольско-российского оборота приходится на приграничные территории сторон. Экономическая дезинтеграция и спад привели к резкому удорожанию транспортировки монгольских товаров в глубинные, в том числе центральные регионы РФ, падению спроса на товары монгольского производства, повышению таможенных тарифов. Произошла локализация сферы взаимной торговли, повысилась роль приграничных связей. Поэтому весьма актуально оценить торгово-экономический потенциал приграничных территорий обеих стран с.

1 О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о принципах сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями Монголии. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2000 г., № 856. // www govemment.ru учетом перспективы перерастания отношений между РФ и Монголией в стратегическое партнерство.

Несмотря на целенаправленную политику и создание регулирующих такое сотрудничество органов, попытки вовлечения в приграничную торговлю различных форм бизнеса, в том числе частного, еще недостаточно эффективны. Актуальность исследования предполагает поиск механизмов преодоления такой ситуации.

Научная новизна работы, как один из ее качественных показателей, г фактически уже предопределена актуальностью темы диссертации, которая указывает на возникновение нового объекта научного исследованияизменения в характере и динамике двустороннего приграничного сотрудничества и их последствия в условиях рыночных отношений. Несмотря на то, что приграничная торговля представляет собой наиболее давнюю с точки зрения истории форму международного разделения труда, переориентация российско-монгольской торговли в наши дни преимущественно на приграничные территории представляет собой принципиальное новое явление в системе торгово-экономических отношений двух государств. Впервые в данной работе предпринята попытка показать процесс создания в Монголии свободных экономических зон на ее приграничных территориях.

Следует отметить и то, чго изменившиеся условия развития экономик России и Монголии, переход обеих стран на рыночные принципы торгово-экономического сотрудничества, обусловили и новизну подходов к изучению к возникающих проблем.

Один из таких новых подходов состоит в критике преувеличенного прагматического отношения российской стороны к сотрудничеству с Монголией как с малой страной, обладающей пока отсталой экономикой, без V должного учета ее важного стратегического положения в Северо-Восточной.

Азии.

Другой подход заключается в требовании учета особенностей хозяйственной структуры приграничных территорий, специфики их природных и трудовых ресурсов, наличия крупных экономических структур, заинтересованных в развитии взаимной торговли. Соблюдение такого подхода позволяет судить о масштабах экспортного потенциала регионов-партнеров и перспективах его наращивания.

В диссертации (впервые в научной литературе) проведено сравнение между уровнями организации и масштабами приграничной торговли между Монголией и Россией, с одной стороны, Монголией и соседним Китаем, с другой стороны. По мнению автора, такой подход весьма перспективен, поскольку он дает шанс выявить степень влияния монголо-китайской приграничной торговли на конкуренцию между Россией и Китаем за лидерство на рынке Монголии.

Пониманию процессов, происходящих в торгово-экономических отношениях между РФ и Монголией на приграничных территориях, может также способствовать предпринятое в работе выявление факторов, которые сближают их или, напротив, препятствуют эффективному взаимодействию сторон.

И, наконец, автор ввел в научный оборот значительное количество новых официальных источников и последних статистических данных, а также мало известных в России современных монгольских исследований, имеющих в той или иной степени отношение к теме диссертации.

Цель исследования носит комплексный характер и заключается в следующем:

Во-первых, в обобщении и оценке итогов торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Монголии на приграничных территориях за последние два десятилетия;

Во-вторых, в определении их значения для всей системы российско-монгольского партнерства на ближайшую перспективу, а также для ускорения интеграции России и Монголии в экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии;

В-третьих, в выявлении и анализе основных причин, препятствующих росту темпов и масштабов торгово-экономических связей двух стран, уровень которых еще не удовлетворяет ни Россию, ни Монголию, а также не способствующих росту их эффективности;

В-четвертых, в выдвижении ряда конструктивных предложений в области перспектив развития российско-монгольского сотрудничества на приграничных территориях.

Достижение поставленной цели предполагается посредством решения следующих задач:

— Исследовать основные экономические и политические предпосылки развития торгово-экономических отношений на приграничных территориях РФ и Монголии в изменившихся внутренних и международных условиях;

— Проанализировать современное состояние, основные направления приграничных связей двух государств и тенденции их развития. Использовать для этого итоги реализации Концепции приграничного сотрудничества Российской Федерации, законов о внешней торговле, материалов и решений российско-монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и т. д., и законодательства Монголии по вопросам межрегиональных отношений;

— Сравнить эффективность торгово-экономического сотрудничества на приграничных территориях РФ и Монголии с быстро расширяющимися торгово-экономическими связями между Монголией и Китаем на их приграничных территорияхна этой основе определить значение экономических вызовов, которые Китай бросает российско-монгольскому сотрудничеству в регионе Северо-Восточной Азии.

— Оценить роль приграничного торгово-экономического сотрудничества России и Монголии как одного из факторов, способствующих интеграции обеих стран в экономическое пространство Северо-Восточной Азии.

Предметом диссертационного исследования является становление торгово-экономических отношений Российской Федерации с соседними государствами, в том числе с бывшими социалистическими странами, в новых международных политических и экономических условиях.

Объект исследования в работе составляют процессы реализации новых принципов и направлений торгово-экономического сотрудничества между Россией и Монголией на приграничных территориях, а также его результаты и перспективы.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы являются фундаментальные положения общей экономической теории, в том числе современной экономической теории рынка, теории международных экономических отношений, международной и региональной интеграции. Они полезны тем, что способствуют изучению объективных предпосылок развития международных связей, динамики мирового рынка и механизмов его функционирования, действия принципов новых рыночных отношений в отношениях между странами, радикально сменившими курс социально-экономического развития. Кроме того, в процессе работы над диссертацией большую роль сыграли основы современной макроэкономической теории.

Диссертантом в работе использованы также положения теории регионального развития, разработанной российскими и зарубежными учеными1. При этом автором приняты во внимание их концептуальные разработки, применяемые правительственными органами РФ при формировании стратегий развития регионов России. Использованы также.

1 Кади М. Опыт тернии регионального развития: пример для России? — Доклад на конференции ИЭПП «Посткоммунистическая Россия в контексте мирового социально-экономического развития». М., 2000; Поздняков А., Лавровский Б., Масаков В. Политика регионального выравнивания в России (основные подходы и принципы). // Вопросы экономики. 2000. № 10- Myrdal G. Economic Theory and Underdeveloped Regions London: Duckworth 1957. последние труды российских ученых, где трансграничное сотрудничество рассматривается в общем контексте внешнеэкономических связей России1.

На основе использования теории регионального развития стало возможным определить тенденции развития российских и монгольских приграничных территорий, ivc возможности наращивания экспортного потенциала.

На формирование методологии исследования значительное влияние оказали фундаментальные труды классиков экономической теории и политэкономии: А. Смита, К. Маркса, Д. М. Кейнса, В. И. Ленина, В. В. Леонтьева и др. В результате востребованными были такие общенаучные методы как диалектический метод, анализ и синтез, компаративистский подход. В изучении базовых факторов состояния, динамики и перспектив приграничного сотрудничества между РФ и Монголией применялся системный подход, нацеливающий на комплексное исследование всех компонентов двусторонних торгово-экономических отношений, их внутренних взаимосвязей, а также воздействия на них исторических, политических, экономических и культурных факторов.

Большую роль в формировании авторской концепции диссертации сыграли труды А. Г. Аганбегяна, Д. С. Львова, О. Т. Богомолова, В. П. Оболенского и других российских ученых.

Широко привлекались российские и монгольские официальные статистические материалы, а также других стран и международных организаций. В случае необходимости их обработки использовались математические методы.

Степень изученности Tegibi с полным правом может быть названа ограниченной. Фрагментарно она затрагивается в отдельных работах российских монголоведов — М. И. Гольмана, Г. С. Яскиной, В. В. Грайворонского, В. В. Окнянского, Ш. Г. Надирова, С. К. Рощина, A.A.

1 См., например, «Стратегии макрорегионов России. Методологические подходы, приоритеты и пути реализации. Коллективная монография под ред. А.Г. Гранберга» (М.: Наука 2004, с. 164−170).

Гербовой, O.A. Джагаевой и некоторых других. Однако в работах этих авторов вопросы приграничного сотрудничества, их особенности и направления специально не рассматриваются.'.

Более широко тема приграничного сотрудничества, непосредственно или косвенно, отражена в монгольских исследованиях, но количество последних весьма невелико. Оно представлено отдельными немногочленными статьями и докладами. Не создано работ и по таким сюжетам, как создание на приграничной с Россией территории свободных экономических зон. Отсутствуют фундаментальные труды непосредственно по экономическому потенциалу приграничных территорий Монголии, которые относились бы к последнему периоду, не создано научных прогнозов их развития.

У монгольских авторов еще не сложился единый подход к определению конкретных, параметров экономических регионов страны 1. Монгольский исследователь С. Нямзагд объясняет это следующим образом: «стабильное развитие экономики Монголии тесно связано с разработкой и реализацией концепции регионального развития. Эта концепция — одно из звеньев системы стратегического управления национальной экономикой. Дело в том, что в Монголии показатели развития отдельных регионов очень сильно отличаются друг от друга. Причем эти различия в течение последних десятилетий углубляются. Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать региональные проблемы"2.

В целом, нынешний уровень исследования проблем регионального развития Монголии пока недостаточен для обоснования его перспектив, о утверждает монгольский автор. К этому следует добавить, что упомянутая в его рассуждениях концепция регионального развития только еще начинает разрабатываться в рамках каждого отдельного региона.

1 На официальном уровне такая задача впервые за годы демократических реформ в стране была поставлена в Программе действий монгольского правительства, возглавленного Н. Энхбаяром после парламентских выборов в 2000 г.

2 Нямзагд С. Монголия. Сколько экономич&ких регионов в стране // Азия и Африка сегодня, 2003, № 1, с. 42.

3 Там же.

Таким образом, малочисленность отечественных и зарубежных трудов, касающихся^ диссертационной проблематики, их фрагментарность свидетельствуют о значительных трудностях, стоявших перед автором, хотя одновременно данное обстоятельство дало возможность избежать влияния точек зрения других исследователей.

Источники и научная литература, использованные при изучении проблем приграничного сотрудничества, могут быть представлены разделенными на группы в зависимости от их основного характера и научной значимости.

Первая группа — это официальные материалы и документы Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, Указы Президента РФ, Конституция Российской Федерации, Концепция национальной безопасности РФ, Закон об экономической безопасности (1995). Сюда же входят: Конституция Монголии1, указы и другие официальные документы Великого' государственного, хурала Монголии (ВГХ, парламент), Правительства и. Президента Монголии. Эта группа объединяет также материалы Российско-монгольской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, ее подкомиссии по приграничному и региональному сотрудничеству, а также постановления местных" администраций (органы власти) российских и монгольских приграничных регионов по проблемам взаимного сотрудничества в области экономики и торговли. Автор опирался также на «Концепцию регионального развития Монголии"2, утвержденную постановлением ВГХ от 26 июня 2001 г., закон Монголии «О руководстве и регулировании региональным развитием», постановления ВГХ «06 общем плане зонального развития» и «Об утверждении городов как центров зонального развития"4. ?*.

1 Задачи, стоящие перед государством в деле регионального развития страны, нашли отражение в новой Конституции Монголии (1992).

2 Торийн мэдээлэл. Улан-Батор, 2001, № 28, с. 734.

3 Торийн мэдээлэл. Улан-Батор, 2003, № 30, с. 543.

4 Торийн мэдээлэл. Улан-Батор, 2003, № 41, с. 760.

Вторая группа источников состоит из широкого круга официальных статистических материалов по общим направлениям внешней торговли между РФ и Монголией, регулярно публикуемых в течение последних полутора десятилетий в сборниках соответствующих ведомств этих стран. Важные фактические сведения и оценки содержатся в выступлениях высших должностных лиц обеих стран — президентов, премьер-министров, руководителей министерств и ведомств, а также губернаторов и руководителей администраций местных органов власти.

Третья группа охватывает научные исследования российских и монгольских ученых, в которых в той или иной мере затрагиваются и вопросы двустороннего приграничного сотрудничества, а также немногочисленные работы (в основном статьи и доклады), освещающие конкретные аспекты сотрудничества приграничных территорий.

Выше уже упоминались труды российских монголоведов по общим проблемам российско-монгольского сотрудничества, но число исследований, посвященных основному комплексу его проблем, тоже не велико. Причины этого довольно точно называет российский монголовед A.C. Железняков. Он считает, что «одновременно с исчезновением целого направления исследований проблематики социалистических стран, руководящей роли КПСС и МНРП в развитии связей двух стран, партийного строительства, на их месте не появилось крупных исследований современной социально-политической и экономической структуры общества и политической ситуации в Монголии, тенденций развития ее внешних связей"1.

Тем не менее, материалы и оценки характера и проблем межрегионального сотрудничества содержатся в таких работах как монография Г. СЛскиной «Монголия и внешний мир» (М., 2002), книги В. Ц. Ганжурова «Россия-Монголия, на трудном пути реформ» (Улан-Удэ, 1997) и O.A. Джагаевой «Российско-монгольские отношения» (М., 2004).

1 Железняков A.C. Новые условия развития российского монголоведения Н Nomdic Studies, Улан-Батор, 2001, № 2, с. 74.

Из монгольских публикаций общеэкономического плана следует назвать труды Д. Базаргура, Т. Намжима, X. Дашдондова, Л. Цэдэндамбы, Б. Гунгаадаша, Г. Чулууна, Т. • Энэбиша. Это — известные монгольские экономисты старшего поколения, много лет посвятившие изучениювопросов зонирования монгольской территории и размещения производительных сил.

Ученые среднего и молодого поколения преимущественно затрагивают вопросы приграничного сотрудничества в контексте национальной экономической безопасности. Так, научный и практический интерес представляют доклады участников совещания (Улан-Батор, 2003 г.), на тему «Экономическая безопасность Монголии и фактор соседних стран», опубликованные в 2004 г. Среди них обращают на себя внимание: доклад О. Батсайхана «Экономическая безопасность Монголии и фактор России», Д. Шурху — «Экономическая безопасность Монголии и фактор КНР», О. Энхтора — «Современное состояние монголо-российских и монголо-китайских отношений».1.

В последнее время отдельные монгольские ученые, анализируя процесс развития монгольско-российских отношений на современном этапе, придают особое значение развитию экономики на российской приграничной территории. Наибольшее внимание этому вопросу уделяется в статье С. Дамдинсурэна «Монгольско-российские отношения и сотрудничество», помещенной в сборнике научных статей «Монголия и Северо-Восточная Азия», вышедшей в свет в 2002 г. под редакцией академика Б. Балдо. Дальнейший прогресс в области исследования российского аспекта приграничных отношений между Монголией и Россией отмечен выходом в свет в 2005 г. сборника статей монгольских ученых — «Монгольско-российские отношения. Региональная политика и сотрудничество» ,.

1 О. Батсайхан. Монгол Улсын эдийн засгийн аюлгуй байдал ба Орос Улсын хучин зуйлЛ.Шурхуу. Монгол Улсын эдийн засгийн аюлгуй байдал ба БНХАУ хучин зуйлО. Энхтор. Монгол-Орос, Монгол-Хятадын оноогийн байдал // Олон улсын улс судлал, 2004, № 1 (63).

2 Дамдннсурэн С. Монгол-Оросын харилцаа7хамтын ажиллагаа // Монгол Улс ба Зуун Хойд Ази. Улан-Батор. 2002.

3 Монгол-Оросын харилцаа. Буслэчэн хогжлийн бодлого, хамтын ажиллагаа. Улан-Батор: Институт международных исследований, 2005. г выполненного под редакцией С. Дамдинсурэна и К. Дэмбэрэла. Примерно две трети содержания книги отведено анализу стратегии развития Российской Федерации, изменениям в ее внешней политике и обновлению политических и правовых основ монголо-российских отношений в целом. Период 1991;1995 гг. авторами назван временем упадка монголо-российских отношений, на которое пришлось обвальное сокращение масштабов взаимной торговлипериод 1995;1999 гг. определен как этап застоя в отношениях между Россией и Монголией. Период, начавшийся с 2000 г., назван новым этапом монголо-российских отношений, когда началась их активизация 1. Специальная, пятая глава этой монографии посвящена деятельности региональных и приграничных субъектов в области торгово-экономического сотрудничества (автор — доктор исторических наук, профессор С. Дамдинсурэн). В данном разделе монгольский ученый указывает на необходимость преодоления стихийного" характера приграничной торговли со стороны Монголии, ликвидации барьеров в развитии двусторонних торгово-экономических связей, к которым он относит устаревшие уставы таможенных служб, высокие транспортные тарифы и налоговые ставки, визовые ограничения и пр. 2.

Практическая значимость исследования. В настоящее время, когда руководство РФ активизирует свою политику в направлении Монголии, материалы, выводы и предложения диссертации могут, прежде всего, оказаться полезными при разработке руководящими органами России долгосрочной государственной стратегии российско-монгольских отношений в целом, а также новой Концепции национальной безопасности РФ. При этом требуется учет возрастающего интереса к Монголии, ее природным ресурсам и рынку, общему выгодному геополитическому положению — со стороны Китая, Южной Кореи, а также США, Японии и других высокоразвитых стран.

1 Там же, с. 9, 11, 15.

2 Там же, с. 169.

Вывод автора о том, что назрела необходимость принятия специального закона РФ о приграничном сотрудничестве и совершенствования законодательства в области торговли и совместной экономической деятельности с приграничными территориями соседних государств, непосредственно адресован ^ российскому правительству и Совету безопасности РФ.

Результаты комплексного анализа состояния, динамики и тенденций развития торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией на приграничных территориях позволят в дальнейшем продолжать на их базе проведение более детальных научных исследований по данной проблематике. Обобщающие выводы могут служить ориентиром в определении новых направлений такого рода исследований.

Выводы по результатам анализа внешней политики двух государств и специфики ее реализации на приграничных территориях важны для российских ученых-экономистов и практических организаций, особенно применительно к задачам разработки социально-экономических программ развития регионов Российской Федерации, географически прилегающих к Монголии.

Материалы, выводы и предложения, составляющие содержание диссертации, предположительно, могут стать органичной составляющей исследований, посвященных всему комплексу торгово-экономического сотрудничества России на всех ее приграничных территориях, особенно в Северо-Восточной Азии. Кроме того, они предлагаются для использования их в процессе создания обобщающих трудов по проблемам отношений между большими и малыми странами.,?Они могут быть полезны и для разработки и чтения лекционных курсов по специальности «история», «международные отношения», «регионоведение», «мировая экономика» и при создании вузовских учебников по экономике зарубежных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ торгово-экономического сотрудничества между Россией и Монголией на их приграничных территориях привел к следующим выводам:

— Практика торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Монголией на их приграничных территориях показала, что на сегодняшний день в рамках приграничного сотрудничества, интенсифицируются связи между администрациями регионов и хозяйствующими субъектами, решаются конкретные, новые и традиционные задачи взаимодействия двух стран;

— Современное торгово-экономическое сотрудничество сопредельных регионов России и Монголии, основанное на их традиционных связях и ориентированное на новые, рыночные принципы организации и развития международных экономических связей, являются важнейшим резервом торгово-экономического и других направлений российско-монгольских отношений. В начале 1990;х гг. в торговле приграничных регионов преобладал бартер, который постепенно уступил место расчетам в свободно конвертируемой валюте (в основном доллар США). Роль субъектов в приграничном сотрудничестве стали играть в основном коммерческие структуры. С участием частных капиталов приграничных регионов создано более трехсот совместных предприятий, большинство которых функционирует на территории? Монголии;

— Торговля является основным направлением экономических отношений между Россией и Монголией в приграничных зонах. Вместе с тем, было бы недальновидно допустить, чтобы все торгово-экономическое сотрудничество двух стран впредь ограничилось рамками приграничных контактов. Это понимают обе стороны. В настоящее время стоит задача увеличения объема двусторонней торговли — до одного млрд. долл. — к 2010 г. Ясно, что решение такой задачи не под силу только одним приграничным регионам;

— Активизируется интерес к инвестиционному сотрудничеству в крупных* масштабах. В декабре 2006 г. президент РФ В. В'. Путин оценил перспективу российских инвестиций в экономику Монголии в 5 млрд долл. Это в пять раз превышает совокупные инвестиции России в эту страну, включая, совместные предприятия, имеющиеся там на сегодняшний день. Судя по итогам переговоров президентов двух стран, у России существует намерениевовлечь, в сотрудничество с Монголией крупный отечественный бизнес, как государственный, так и смешанный государственно-частный, действующий не только в приграничной зоне России, но и в" других ее регионах.

Это следует оценивать как фактор, способствующий поднятию торгово-экономического сотрудничества России и Монголии на новый, более высокий межгосударственный уровень;

X.

— В настоящее время российско-монгольские торгово-экономические отношения приобрели относительно стабильный характер, но их объем и темпы роста не удовлетворяют обе стороны. Тем не менее, помимо озвученных намерений, действительно существуют предпосылки развития традиционных и новых форм сотрудничества. Наиболее общими из них являются:

Во-первых, российская I* монгольская экономики, обе они вышли из кризисного состояния, темпы роста ВВП обеих стран повышаются: в России -8,1% в 2007 г. против 6,8% в 2006; в Монголии -9,9% против 8,4% 2006 г. Есть позитивные сдвиги к улучшению ситуации в российских приграничных регионах, они все активнее развивают торговлю с Китаем и другими странами СВА, наметилась тенденция к росту инвестиций в основной капитал;

Во-вторых, созданы политические условия для роста торгово-экономического сотрудничества: принята Улан-Баторская декларация (2000 г.) и Московская декларация (2006 г.), работают механизмы его реализацииМежправительственная комиссия по торгово-экономическому и научнотехническому сотрудничеству, а в рамках ее — Подкомиссия? по приграничному и региональному сотрудничеству-:

В-третьих, постепенно совершенствуется договорно-правоваябаза сотрудничестваВ декабре 2006 г. была подписана Программа по развитию российско-монгольского торгбво-экономического сотрудничества на: 20 062 010 гг. Ее цель — обеспечение условий длямасштабного наращивания" сотрудничества в экономической сфере и доведение, к 2010 г. объема взаимной торговли до уровня 1 млрд долл. Подписаны также Договор между Российской', Федерацией и Монголией?: о режиме1 российско-монгольскою государственнойграницы: Меморандум. о сотрудничестве в области железнодорожноготранспорта1 между Министерствомтранспорта Российской" Федерации: й Министерством дорог, транспорта и туризма' Монголиии" ряд других регулятивных документов. В реализации этих документов-значительная роль отводится приграничному сотрудничеству-:

В-четвертых, положительный момент — активизация участия Читинской области в приграничном сотрудничествеВместе с: тем:интерес к сотрудничеству с Монголией проявляют и более’отдаленные: от нес регионы России- — Новосибирская: область, Красноярский край иСвердловская! область. В сентябре- 2005 г. в Улан-Баторе состоялась первая монгольско-российская встречапо развитию деловой инициативы — «Монголия- -и Россия: перспективыэкономическогосотрудничества», в которой: приняли: участие представители деловых круговРоссии не только приграничных регионов1.

В-пятых, роль монгольских приграничных ¦ аймаков* в: торговле Монголии в общей сложности’невелика. Их значение. заключается-в.другом — они обладают торговой, инфраструктуройвключая контрольно-пропускные пункты и таможенные службы. На их территориях.

1 Ее участниками, помимо Агентства по иностранным, инвестициям Монголии и некоторых других организаций этой страны, были: Российская академия бизнеса и предпринимательства, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство торговли и промышленности Монголии, Медиа-холдинг «АСМО-пресс», Международная ассамблея экономического и культурного развития «Global World». расположены грузовые терминалы, формируется свободная экономическая зона Алтан-Булаг. По их территориям осуществляются грузовые и пассажирские маршруты железнодорожного и автомобильного транспорта, связывающие остальную Монголию с Россией и обе эти страны — с Китаем;

— В-шестых, приграничная торговля двух стран носит специфический характер, так как с российскими" регионами торгуют не только приграничные монгольские аймаки, но и вся Монголия в целом. В условиях низкого экспортного потенциала последней этот фактор носит стратегический характер.' ' € одной' стороны, подавляющая часть монгольских поставок поступает в Россию по каналам приграничной торговли, что повышает значение ее приграничных территорий в развитии отношений с соседними странами, в обеспечении национальной безопасности РФ, путем создания устойчивых торгово-экономических связей. С другой стороны, российская приграничная территория является значительным рынком сбыта для монгольских товаров и получения.

Монголией доступа к энергетическим ресурсам России.

В целом развитие приграничных торгово-экономических связей между Россией и Монголией в настоящее время определяется как благоприятными условиями, так и сдерживающими обстоятельствами:

Благоприятными условиями, созданными в течение последних 16 лет, следует считать совокупность следующих факторов:

Наличие сложившихся правовых отношений сотрудничестваокончательное установление линии российско-монгольской государственной границыначало ее обустройства;

Решение в 2003 г. проблемы так называемого «большого долга» Монголии перед Российской Федерацией как правопреемницы Советского Союза, когда Россия списала 98% (около 10 млрд. переводных рублей в пересчете на доллары) задолженности по советским кредитам, предоставленным советским5 правительством Монгольской Народной Республике;

Наличие взаимной заинтересованности сторон в развитии торгово-экономических отношенийдля' таких российских регионов как, например, Алтайский край и Республика Тыва, торговля с Монголией стала на данный момент едва ли не единственной возможностью выхода со своей продукцией на зарубежные рынки:

Установление • личных" контактов между руководством приграничных регионов России и административных единиц Монголии (аймаков, сомонов);

Налаживается инфраструктура приграничного сотрудничества. Происходит создание структур, которые станут содействовать более успешному деловому партнерству на региональном уровне. Прежде всего, это открытие представительств и торговых домов регионов РФ в Монголии, налаживающие деловые контакты и обеспечивающие информативную часть сотрудничества. Принимаются меры к обустройству контрольно-пропускных пунктов на российско-монгольской границев городах Иркутск, Улан-Удэ, Кяхта и Алтан-Булаг регулярно организуются ярмарки — выставки товаровв Монголии на границе с Россией начинается создание свободной экономической зоны;

— Быстрый темп строительства на территории Монголии автомобильной магистрали? в широтном направлении «Дорога тысячелетия»), от которой по радиусу будут проложены дороги, соединяющие северные и южные монгольские границы. Один из таких радиусов пройдет через г. Мурэн (Хубсугульский аймак) и вдоль западного берега Хубсугула до населенного пункта Ханха далее, через КПП «ХанхМонды», на Иркутск. Таким образом, будет создан кратчайший транспортный коридор между Сибирским федеральным округом, г.

Монголией и КНР, в экономическое развитие западных провинций которой Пекин начинает инвестировать огромные средства. Следовательно, геоэкономическая роль Монголии в регионе возрастет;

В общих чертах определились приоритеты приграничного сотрудничества. В их числе: диверсификация российского экспорта за счет расширения номенклатуры поставляемого продовольствия, увеличение экспорта нефтепродуктов и >тектроэнергии, а с монгольской стороны, -стабилизация и рост поставок продукции животноводства, а в последнее время — живого скота. На ближайшую перспективу учитывается возможность возобновления закупок Россией в Монголии таких традиционных статей ее экспорта как высококачественные изделия из кашемира, кожаные изделия, дубленки.

Препятствуют же темпам развития эффективных торгово-экономических отношений методу РФ и Монголией следующие факторы:

— Более низкий уровень развития монгольских регионов и Монголии в целом по сравнению с российскими регионами, кроме того, наблюдается неравномерность развития между самими приграничными аймаками этой страны. Из приграничных монгольских аймаков в экономическом плане наиболее развитым остается Селенгинский аймак. В 2005 г. его предприятия выпустили продукции на 48 383,2 млн. тугриков1. В то же время’другой V приграничный аймак — Ховдоский произвел промышленной продукции «только на 1994,2 млн. тугриков.

— И в РФ, и в Монголии до 80% собственности выведено за пределы государственного владениячто привело к значительному сужению государственной торговли, в том числе с зарубежными странами. В то же время у сторон еще недостаточно опыта взаимодействия между коммерческими структурами- *.

— Не способствуют развитию торгово-экономических отношений также отсутствие безвизового режима, высокие железнодорожные тарифы, необустроенность ряда КПП, их низкая пропускная способностьi 1 Монгол улсын статистикиин омхтгэл 2005 (Монгольский статистический сборник — 2005). УБ. 2006, с.

2 Там же. ** - г.

— Медленные темпы реализация Рамочного межправительственного соглашенияо приграничном сотрудничестве между местными администрациями Монголии и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— Отсутствие налаженного механизма реализации решений, принимаемых руководством обеих государств;

— По вышеуказанным и другим причинам произошлазначительная утрата российской' стороной своих позиций на монгольском рынке. Ее коммерческие структуры вбольшинстве своем не могут составить конкуренцию предпринимателям из других стран, они не пользуются" серьезной государственной поддержкой для — продвижения своих товаров на монгольский рынок. Вместе с тем, анализ приграничной политики Китая-на совместной границе с Монголией показывает: Пекин широко открыл китайскуюграницу для"деятельности своих предпринимательских структур на монгольской территории. Так, правительство КНР. поощряет деятельность своих предпринимателей по закупкам и вывозу сырья из Монголии: компенсирует им издержки в случаях приобретения сырья по невыгодным для них ценам, разработало и применяет Закон о приграничной торговле. На китайско-монгольской границе функционируют современные КПП с развитой бытовой и социальной инфраструктурой. При этом китайский закон запрещает участвовать в приграничной торговле другим, более развитым провинциям, итобы использовать приграничную торговлю для укрепления экономики своих менее развитых провинций, граничащих с Монголией. Монголия уже стала полем деятельности для" сотен мелких и средних китайских предприятий, постепенно сосредотачивающих в своих руках едва ли не всю внутреннюю' розничную и мелкооптовую торговлю Монголии. Таким образом, там сужаются возможности для реализации российских товаров. Кроме того, Китай ' располагает развитым законодательством в области приграничной торговли и успешно реализует его, всемерно помогая своим гражданам закрепиться в Монголии.

В России и в Монголии приграничное законодательство недостаточно развито и не способствует росту приграничной торговли. Следовательно, на данныймомент Россия сейчас значительно проигрывает Китаю вконкуренции за монгольский рынок. Стремление Пекина как можно прочнее привязать Монголию, к себе, прежде всего, используя приграничные территории, очевидно, онопредставляет определенный экономический вызов России. • V «. •.

Таким образом, масштабы присутствия РФ в Монголии, сложившиеся на сегодняшнийдень, пока далеко не в полной мере отвечают российским национальным интересам-. Этонеблагоприятнаяситуация. Ее развитие может привести к дальнейшему. углублению несбалансированности расстановки сил в Северо-Восточной Азии, особенно с учетом: быстрого превращения: Китая, имеющего шестую по масштабам экономику в мире и Ж уже занимающего по производству ВВП! второе место в мире, в державу глобального масштаба. Следовательно, при решении конкретных вопросов, сотрудничества с Монголией, в том числе в приграничном измерении, следует, в первую очередь, руководствоваться геополитическими интересами России в СВА как в настоящее времятак и на стратегическую перспективу. В целях активизации экономического сотрудничества можно было бы обратить больше вщчмания на разработку Россией ее кредитной политики в отношении Монголии. Например, в области инвестирования неэффективно используется такой механизм как связанное кредитование. Россия могла бы выделять Монголии кредиты с условием обязательного допуска российских компаний к реализации проектов, которые, будут осуществляться на эти кредиты. Подобная практика успешно применяется конкурентами России. К примеру, в рамках — предоставляемой группой доноров помощи Монголия, как правило, она имеет право использовать, предоставляемые ей средства на приобретение товаров и услуг только определенного вида и в установленном месте по «рекомендации» страны или международной организации, предоставляющей кредиты. Россия такую-форму сотрудничества пока не практикует.

Но внешнеторговое и экономическое сотрудничество приграничных территорий России и Монголии зависит не только от их собственных возможностей. В силу вступают и такие факторы, как складывающееся новое разделение труда, расширение торгово-экономических связей Монголии с другими странами, влияние на нее Китая, Японии, Южной Кореи, США. России, видимо, придется больше считаться с тем фактом, что Монголия как развивающаяся страна, где основу экономики составляют кочевое животноводство и добыча полезных ископаемых, остро нуждается во внешней помощи и кредитах для обеспечения устойчивого экономического роста. Поэтому она будет стремиться к взаимодействию с высокоразвитыми странами мира, что и происходит в настоящее время. Следовательно, удерживать и укреплять свои позиции в этой стране РФ сможет только путем принятия мер к повышению собственной конкурентоспособности на монгольском рынке. В этих целях она могла бы, например, устанавливать, в границах компетенции государства, для Монголии в качестве помощи льготные цены на свой экспорт (предположим, на условиях, исключающих перепродажу в третьи страны, на ограниченный срок). Целесообразно было бы предоставить благоприятный режим монгольскому импорту, делая скидку на транспортные и энергетические тарифы. На данный момент такой подход кажется наиболее эффективным для того, чтобы «не потерять» Монголию, предотвратить, таким образом, опасность дальнейшего ослабления позиций России в а.

Северо-Восточной Азии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы.
  2. Бюллетень международных договоров. № 6. М., 1998 г.
  3. .А. Посол Российской Федерации в Монголии. Россия и Монголия переходят на новые формы сотрудничества// Монголия сегодня, 19.08. 2006 .
  4. Евроазиатский транспортный союз (ЕАТС). Доклад начальника железнодорожного управления Монголии г-на Р. Раша. 1 апреля 2003 г. www.eatu.org, www.eats.ru
  5. Итоги социально-экономического развития Иркутской области заtянварь-октябрь 2006 года. // Текущий архив Администрация Иркутской области. Иркутск, 2005 2007 гг.
  6. Заявление В. Путина для прессы по окончании российско-монгольских переговоров на высшем уровне 8 декабря 2006 г. // http:// www.viperson.ru
  7. Конституция Монголии//Монголия. Энциклопедический справочник. Составителе и редактор Ю. Кручкин (Аюур). У Б., 1998.
  8. Концепция внешней политики Российской Федерации. \ Дипломатический вестник, 30.10.01.
  9. Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена Указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции указа президента РФ от 10 янь^.ря 2000 г. № 24).
  10. Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации. 9 февраля 2001 г. N 196-р // http://npa-gov.garweb.ru
  11. Крымская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (4−11 февраля 1945-г.). Сб. док. М.: Политиздат, 1979.
  12. Меморандум о сотрудничестве между Советом Сибирского федерального округа, Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» и монгольской частью российско-монгольской МПК // Текущий архив МИД РФ, 2003.
  13. Министерство транспорта РФ. Транспортная стратегия Российской Федерации. Проект строительства прямой автомобильной трассы Чуйский тракт Граница Китая — г. Урумчи (СУАР КНР). 2004 г. // http ://www.mintrans .ru
  14. Московская декларация. Принята Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Монголии Намбарын Энхбаяром 8 декабря 2006 года в Москве, //www.kremlin.ru
  15. Об итогах 10-го заседания Российско-Монгольской, межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому ч' сотрудничеству. 23.05.2003. // Информационный бюллетень Министерства иностранных дел Российской Федерации, 26 мая 2003 г.
  16. Постановление Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 10.712 001 г. № 30 (266) «О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности совместного предприятия Монголо
  17. Российского горно-обогатительного комбината „Эрдэнэт“ за 1999' j2000 годы, http://www.ach.gov.ru/news/archive/list/show/? 158
  18. Предложения Сибирского федерального округа о мерах по совершенствованию работы в области развития приграничного сотрудничества, торгово-экономических и культурных связей с партнерами по СНГ и сопредельными государствами. //
  19. Официальный сайт Президента России (www.kremlin.ruY 22 января2003 г.. .
  20. Проект № 75 537−4 от 15−07.2004 № 250-СФ Федерального Закона „О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации“. // www.councihgov.ru
  21. Протокол второго заседания подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской межправительственной, комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству 1920 июня 2001? г. \ Текущий архив комиссии.
  22. Путин В- Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 10.05.2006. // Российская газета, 11.05.2006:
  23. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. М.: МИД РФ, 1999.
  24. Совет Безопасности РФ? Рекомендации круглого стола „О развитии приграничного сотрудничества с Монголией“. Улан-Удэ. 4 сентября2004 г.
  25. Советско-монгольские отношения. 1921−1974. Документы и материалы. Том 2. Часть П. Москва Улан-Батор, 1979:
  26. Советско-монгольские отношения. 1921−1974. Том 1! 1921−1940. М.-УБ, 1975.
  27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о поощрении и взаимной защите капиталовложений. // Кручкин Ю. (Аюур). Деловая Монголия. Право и бизнес. Москва Улан-Батор, 2003.
  28. Тишанин Александр, губернатор Иркутской области: „Превращение Приангарья в регион-локомотив дело общее“ // Известия (Москва). 10.03.2006.
  29. Улан-Баторская декларация. // Дипломатический вестник. М.: Издание Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2002, № 12.
  30. Федеральный закон „О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“ № 157 от 13 октября 1995.
  31. Федеральный закон „О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ“ январь 1999 г. 1. На монгольском языке:
  32. Монгол Улсын Ундсэн хууль 1992 (Конституция Монголии 1992 г.), УБ., 1992.
  33. Монгол Улсын ундзсний аюулгуй байдлын узэл баримтлал (Концепция национальной безопасности Монголии), Улан-Батор, 1994.
  34. Монгол Улсын гадаад бодлогын узэл баримтлал (Концепция внешней политики Монголии), Улан-Батор, 1994.1. На английском языке:
  35. Asian Development Outlook 2004. Asian Development Bank. 2005.*f
  36. Asian Development Bank. Country Strategy and Program Update 20 042 006. Mongolia. August 2003
  37. Annex to the Resolution-№ 24 > of the State Great Hural 2004. Ulan-Bator 2004.
  38. Bank of Mongolia. Annual-Report. UB 2003.
  39. Country Strategy and Program Update (2003−2005), Asian Development Bank August 2002. *
  40. Country Strategy and Program Update 2004−2006. Asian Development Bank. Mongolia. August 2003
  41. International Financial Statistics. 2003. IMF. Washington C.D. 2003.
  42. International Financial Statistics. 2006. IMF. Washington C.D. 2003.
  43. Economic and Social Situation of Mongolia (as of the 7 month of 2005). World Bank 2005e
  44. Mongolia Country Assistance Evolution report № 29 190. World Bank. Operation Evolution Department May 27 2004.
  45. Mongolia: 2006 Article IV Consultation Staff Report- Public Information
  46. Notice on the Executive Board Discussion- and Statement by the Executive
  47. Director for Mongolia. IMF Country Report No. 07/30. January 2007.
  48. Ministry of Finance and Economy of Mongolia. Economic Development Report for 2001. Ulaanbaatar, Mongolia 2002.
  49. Mongolia: Selected Issues and Statistical Appendix. IMF Country Report No. 07/39, January 2007.
  50. East Asia Update. World Rank. April 2005.
  51. IMF Country Report № 02/252. November 2002.
  52. IMF Working Paper. Growth and Recovery in Mongolia During Transition. Kevin C. Cheng. 2003.1. Официальная статистика.
  53. Экономика России в 2005 году. Обзор экономической ситуации вгянваре-сентябре 2004 г. Прогноз. М.: Высшая школа международного бизнеса, Академия народного хозяйства при правительстве России, ноябрь 2005 г.
  54. Экономическая конъюнктура России. в январе-марте 2000 г. М., 2000.
  55. Экономическая конъюнктура России в январе-марте 2005 г. М., 2005.
  56. Российский статистический ежегодник 2003. Приложение. М.: 2004.
  57. РФ. Российский статистический ежегодник 2002. М.: 2003.
  58. РФ. Ежегодный статистический ежегодник 2003. М.: 2004.
  59. РФ. Ежегодный статистический ежегодник 2006. М.: 2006.1. На монгольском языке:
  60. Монгол Улсын статистикийн эмхэтгэл 2004 (Статистический сборник Монголии 2004). УБ/201Г5.
  61. Монгол Улсын статистикийн эмхэтгэл 2005 (Статистический сборник Монголии 2005). УБ, 2006.
  62. Монгол Улсын статистикийн эмхэтгэл 2003 (Статистический сборник Монголии 2003). УБ, 2004.
  63. Монгол Улсын статистикийн эмхэтгэл 2002 (Статистический сборник Монголии 2002). УБ, 2003.
  64. Монгол Улсын статистикийн эмхэтгэл 2001 (Статистический сборник Монголии 2001). УБ, 2002.
  65. Монгол Улсын статистикийн эмхэтгэл 2000 (Статистический сборник Монголии 2000). УБ, 2001.
  66. Монгол Улсын статистикийн эмхтгэл 1999 (Статистический сборник Монголии 1999) УБ, 2000.1. На английском языке: f
  67. Asian Development Outlook 2000. Statistical Appendix. Bangkok: Asiaxx Development Bank, 2001.
  68. Direction of Trade Statistics Yearbook 2003. Washington, D. C: IMF, 2004.
  69. Direction of Trade Statistics Yearbook Quarterly. December 2000 Washington D. C.: IMF, 2001.
  70. Direction of Trade Silastics Yearbook Quarterly. December 2002 Washington D. C.: IMF, 2001.
  71. Economic and Social Survey of Asia and the Pacific 2003. Bangkok. 20 032 004.
  72. EIU County Reports. London, 1999−2004.
  73. Kay Indicators of Developing Asia and Pacific Countries. Asiaxx Development Bank 2004.
  74. Handbook of Internationa^ Trade and Development Statistic. New York anci. Geneva, 2003. Washington, D.C.: IMF, 2003.
  75. International Financial Statistics. IMF, January 2003.
  76. The World in 2002. The Economist Publication. London, 2003.
  77. World Development Report 2003. Washington, D. C: IMF, 2003.
  78. World Economic Outlook. April 2004. Advancing Structural Reforms. Washington, D.C.: IMF, 2004.
  79. Л.И. Вызовы нового века. \М.: Институт экономики, 2001.
  80. А.Г. Безопасность: Российский выбор. \ М.: Эпицентр, 1999. j
  81. Л.И. Россия: поиск самоопределения. М.: Наука, 2005.' jf
  82. А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2004.
  83. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. 1VI.: Наука, 2003.
  84. A.B. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир. 2004.
  85. Байкальский экономический форум 2000 года. // Вестник Совета Федерации, М., № 1, 2004.
  86. Байкальский экономический форум 19−22 сентября 2000 года // Вестник Совета Федерации, 2001. № 1.
  87. A.B. Международная практика дипломатического сопровождения торгово-инвестиционных проектов и сделок. М.: Высшая школа. 2003. ч»
  88. В.Ц. Россия-Монголия, на трудном пути реформ. Улан-Удэ. 1997.
  89. A.C. Новые условия развития российского монголоведения. \ Nomadic Studies. Улан-Батор 2001 № 2.
  90. A.A. Приоритеты политики безопасности России. Доклад насеминаре «Национальная безопасность в условиях современнойглобализации» в Центрестратегических разработок. \ М. апрель 2000.)
  91. Д. Влияние международной среды на развитие Монголии: сравнительный анализ в историческом контексте XX века. Иркутск. 2002.
  92. Китай в диалоге цивилизаций. М.: Памятники исторической мысли, 2004.
  93. Международные и экономические связи субъектов Российской Федерации. М., 2001.
  94. Ю1.Межевич Н. М. Региональная экономическая политика Российской Федерации. Влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации. Санкт-Петербург, 2002.
  95. Монголия: трудный путь к рынку. Сб. ст. М., 1994.
  96. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1993.
  97. Юб.Нямзагд С. Монголия. Сколько экономических регионов в стране. //1
  98. Азия и Африка сегодня, 2003, № 1.
  99. М.А. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. М.: МВД/РАН, 1998.
  100. А. Ресурсы естественное преимущество России. // Экономические стратегии, № 2, 2005.
  101. Россия и Монголия. Новый взгляд на историю взаимоотношений. М.: ИВ РАН, 2001.
  102. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1993.
  103. А. Развивающиеся страны: прорывы и провалы в стратегии индустриализации// Экономические стратегии, № 1, № 2, 2005.
  104. Н. Болезнью экономики в 2006 году останется инфляция. // Национальная информационная служба CTpaHa.RU 18.08.2005.
  105. О. Бюджетная и денежно-кредитная политика Монголии при переходе к рыночной экономике. Автореферат на соискание ученой степени кандидат экономических наук. М., 1996.
  106. Г. С. Аграрный сектор Монголии на подступах к рынку. М.: ИВ РАН. 1998.
  107. И5.Яскина Г. С. Монголия: смена модели развития. Политические иэкономические реформы. М.: РАН. 1994. 116. Яскина Г. С. Монголия и внешний мир. М.:ИВ РАН. 2002.1. На монгольском языке:
  108. Ц. Путины айчлал ба Орос-Хятадын харилцаа (Визит В. Путина и монгольско-китайские отношения). // Стратегийн судлал, 2006, № 35.
  109. О. Монгол Улсын эдийн засгийн аюулгуй байдал ба Орос Улсын хучин зуйл (Экономическая безопасность Монголии и фактор России). // Олон улс судлал, 2004, № 1 (63).
  110. Д. Сэргэн мандах ирээдуй (Возрождение будущего). Улан-Батор, 1993.
  111. Д., Буд X. Монгол Улсын гадаад эдийн засгийн гадаад харилцааны товч туух (1921−2001) (Краткая история внешнеэкономических отношений Монголии). Улан-Батар, 2003.
  112. С. Монгол-Оросын харилцаа, хамтын ажиллага (Монгольско-российские отношения и сотрудничество. // Монгол Улс ба Зуун Хойд Ази Монголия и Северо-Востчоная Азия), Улан-Батор. 2002.
  113. Монголын тусгаар тогтнол ба Орос, Хятадын хучин зуйл (Независимость Монголии и фактор России и Китая. Сборник статей.). Улан-Батор, 1999.
  114. Монголын-Орсын харилцаа. Буслэчэн хогжилийн бодлого, хамтын ажиллагаа (Монголо-российские отношения. Региональная политика и сотрудничество. Сборник статей). Улан-Батор: Институт международных исследований. 2005.
  115. Н. Монгол Улс, БНХАУ-ын харилцаа (Отношения между Монголией и КНР). // Стратегийн судлал, 2006, № 35.
  116. JT. Монгол Улсын эдийн засгийн аюулгуй байдал ба БНХАУ хучин зуйл (Экономическая безопасность Монголии и фактор КНР). // Олон улс судлал, 2004, № 1 (63).1. На английском языке:
  117. Ten Years of Tumen River Area Development: Evolution and Issues. // Erina Booket, Vol. 2, February 2003.
  118. Bok Goh ill. Assuring the Liberalization of Free Economic Zone. // Korea Focus. Seoul, 2005, Vol. 13, № 2.
  119. Northeast Asia Cooperation Issues in Changing Strategic Environment. Asia Research Fund, Korea. Mongolian Development Research Center, Mongolia-2003.
  120. Factors of Economic Cooperation in the Northeast Asia. The Sasacawa Peace Foundation and? Mongolian Development Research Center. Ulaanbaatar, Mongolia 2003.
  121. Freedom House 2006. Table of Independent Country. // http:// www.fredomhouse.org/uploads/chart 33file36. pdf
  122. Possibilities and Ways to Increase Mongolian Export to Russian Market. International Trade Research Center of Mongolia. 20 August 2004. t1. Периодическая печать, отдельные выпуски.
  123. Восточно-Сибирская правда. Иркутск, 1998−2006.
  124. География и природные ресурсы. М., 2004.
  125. Дипломатический вестник. М., 1993.
  126. Информационное агентство Сибири. Иркутск, 2003−2006.
  127. , М., 1998−2006.
  128. МИД РФ. Департамент информации и печати. Информационный бюллетень, 2003 -2006.
  129. Мировая экономика и международные отношения. М., 2000−2006.
  130. Монголия сегодня. Улан-Батор, 1998−2007.
  131. Независимая газета. М., 1995−2007.
  132. Независимое военное обозрение. М., 1998−2005.
  133. Новости Монголии. УБ., 1985- 1990.
  134. Парламентская газета. М., 2003−2006.
  135. Прибайкальские промышленные известия. Улан-Удэ, 2005.
  136. Проблемы Дальнего Востока. М., 1995−2007.
  137. Проблемы современной экономики. М., 2005.
  138. Проблемы теории и практики управления. М., 2001−2006.
  139. Российская газета. М., 2006−2007.
  140. Экономика и жизнь Сибири. Иркутск, 2002.
  141. Экономика и управление. М., 2002−2005.
  142. Экономические стратегии. М., 2004−2007.152. Эксперт. М., 2004−2007.153. Энергорынок. М., 2005.1. На монгольском языке:154. Ардынэрх. УБ., 1995−2007.
  143. Дорно-Орноо. УБ., 1985−1990.
  144. Засгийн газрын мэдээ. УБ., 1994−1999.
  145. Зууны мэдээ. УБ., 2000−2004.
  146. Монгол Тайме. УБ., 2002−2003.
  147. Одрийн сонин. УБ., 2000−2005.
  148. Олон улс судлал. УБ., Г992−2007.161. Оноодор, УБ., 2000−2007.
  149. Стратегийн судлал. УБ., 2006.
  150. Торийн мэдээлэл. УБ., 2001−2005.1. На английском языке:
  151. Economist. London, 1995, 1999, 2004−2007.
  152. Beijing Review. Ве1.'и^/2006−2007.166. Korea Focus, Seoul, 2005.
  153. Mongol Messenger. Ulaan-Baatar, 2006.
  154. WTO Trade Policy Review, Brussels, 2006−2007.
  155. U.S. Department of State / http://www.state.gOv/r/pa/ei/bgn/2779.htm1. V. Интернет- Ресурс. ь
  156. Внешнеэкономические связи http://www.eer-magazine.com
  157. Выступление вице-спикера Великого Государственного Хурала Монголии Бембо Доржи на Байкальском экономическом форуме 17.09.2002/ //www.baikal-forum.ru
  158. Доклад начальника железнодорожного управления Монголии Р. Раша 1 апреля 2003 г. // Евроазиатский транспортный союз (ЕАТС) // www.eats.ru '
  159. Информационное агентство REGNUM. // http://www.regnum.ru
  160. Итоги работы Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Деловой Новосибирск. // www.dnsk.ru //23.04.2005.
  161. Ю.Н. Анализ инвестиционной привлекательности транспорта Республики Алтай. // www.econom.khsu.ru
  162. Национальная информационная служба CTpaHa.RU 18.08.2005.
  163. Национальная статистическая служба Монголии/www.nso.mn
  164. Официальный сайт Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия // www.Economy.buryatia.ru
  165. Официальный сайт Правительства Республики Тыва. // http://www.ar.gov.ru/ru/regions/region/sfo/tyva/
  166. О. Монголия рынок в пустыне //йwww.zerwww.mit.pmis.gov.mnkalo-nedeli.com/nn/snow/303/27 975/
  167. Портал администрации Иркутской области / http://tishanin.govirk.ru
  168. Представительство Европейской комиссии. Новые пресс-релизы и речи 01 Июля 2003 / Большая Европа: Европейская комиссия укрепляет приграничное сотрудничество с новыми соседями / http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/news 79. htm
  169. Республика Алтай, официальный интернет-портал, http://www.altai-republic.com
  170. Российское информационное агентство СИБИРЬ // http://babr.ru 2005
  171. Русско-Монгольский бизнес портал. // www.rusmon.ru/irend hron. html
  172. Федеральная служба государственной статистики www.gsk.ru
  173. Ministry of Industry and Trade of Mongolia // www.mit.mit.pmis.gov.mn
  174. The Government of Mongolia. Foreign Investment and Foreign Trade Agency (FIFTA)// www.investmongolia.com
  175. Economy.buryatia.ru Официальный сайт Министерства экономического развития и внешних связей.
  176. Mineral Recourse Authority of Mongolia, http://www.mram.mn
  177. NEWSru.com//Экoнoмикa//Пoнeдельник 05.01.2004.f
Заполнить форму текущей работой