Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные направления совершенствования государственного регулирования импорта лекарственных средств и фармацевтических субстанций в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мероприятия по усилению контроля качества импортируемых ЛС и ФС, осуществляемые с 2002 года Минздравом, Госстандартом и Государственным Таможенным Комитетом России не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к странам, вступающим в ВТОнеадекватны вынужденным дополнительным расходам населения и системы здравоохранения РФ. Они могут привести… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Импорт, как фактор развития фармацевтического рынка Российской Федерации
    • 1. 1. Российский рынок ЛС и ФС, как составная часть мирового фармацевтического рынка
    • 1. 2. Структура и динамика импорта ЛС и ФС в Российскую Федерацию
    • 1. 3. Роль импорта ЛС и ФС в развитии фармацевтического рынка Российской Федерации
  • Глава 2. Механизм государственного регулирования импорта JIC и ФС в Российской Федерации
    • 2. 1. Тарифные и паратарифные методы государственного регулирования импорта ЛС и ФС в РФ
    • 2. 2. Эффективность использования нетарифных инструментов государственного регулирования импорта ЛС и ФС в РФ
      • 2. 2. 1. Количественные ограничения и запретительные меры
      • 2. 2. 2. Государственная система контроля качества импортируемых ЛС и ФС
      • 2. 2. 3. Таможенное оформление импорта ЛС и ФС в РФ
    • 2. 3. Государственное регулирование ценообразования на импортные ЛС и ФС в РФ
    • 2. 4. Влияние вступления России в ВТО на систему государственного регулирования импорта ЛС и ФС
  • Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования импорта ЛС и ФС в Российской Федерации
    • 3. 1. Структурная модель государственного регулирования импорта JIC и ФСвРФ
    • 3. 2. Совершенствование структуры импорта ЛС и ФС в РФ
    • 3. 3. Мероприятия по повышению доли отечественных ЛС и ФС на фармацевтическом рынке России
      • 3. 3. 1. Увеличение объемов российского производства ЛС и ФС
      • 3. 3. 2. Переориентация потребительского спроса в сторону отечественных лекарственных средств

Основные направления совершенствования государственного регулирования импорта лекарственных средств и фармацевтических субстанций в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В структуре российского организованного импорта товаров в 2002 году зарубежные поставки лекарственных средств (ЛС) и фармацевтических субстанций (ФС) занимали второе место (1,23 млрд долл. или около 3% совокупного импорта РФ), уступая по своим валовым показателям лишь импорту машин и оборудования (13,5 млрд долл. — 32,9%). Высокая доля лекарств и субстанций в мировой торговле и импорте России объясняется их большой социальной значимостью, как товара, так как речь идет о жизни и здоровье людей.

Являясь продуктом первой жизненной необходимости, лекарственные средства, по сравнению с другими товарами массового потребительского спроса, обладают рядом специфических особенностей, которые должны быть учтены в международном обмене:

• во-первых, создание лекарственного средства, его клинические испытания, получение патента, страхование и организация производства требуют больших финансовых и временных затрат;

• во-вторых, оригинальный, с новыми лечебными свойствами лекарственный препарат — продукт многолетнего и дорогостоящего труда — в наименьшей степени поддается копированию и воспроизведению, особенно в первые годы своего существования, что повышает его ценность, уникальность, а значит и цену;

• в-третьих, медикаментозное лечение может предполагать как нерегулярное и одноразовое применение лекарственного средства (обезболивающих препаратов, вакцин, противовоспалительных средств и т. д.), так и его систематическое или даже пожизненное использование, что ставит потребителей лекарств в долгосрочную зависимость от конкретного производителя. Здесь помимо чисто экономического имеет огромное значение и морально-социальный аспект.

Наличие и доступность качественных и эффективных ЛС и ФС является одним из основных критериев обеспечения национальной экономической безопасности любого государства. Ухудшение экологической обстановки, рост показателей смертности и падение рождаемости, а также широкое распространение тяжелых и хронических заболеваний, требующих длительного или пожизненного медикаментозного лечения и отрицательно сказывающихся на экономическом росте, вызвали существенное увеличение потребностей в лекарственных средствах как в развитых, так и в развивающихся странах.

В условиях усиления процессов глобализации мировой экономики, в частности, дальнейшего углубления международного разделения труда, ни одна страна в мире не в состоянии полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в фармацевтической продукции исключительно за счет национального производства. В этой связи все большее влияние на развитие национальных фармацевтических рынков оказывает внешняя торговля JIC и ФС и, особенно, ее импортная составляющая. Возможный дефицит лекарств, вызванный нестабильностью внешнеполитических отношений между странами, излишними национальными административными и таможенными барьерами, невыполнением условий внешнеторговых соглашений контрагентами могут привести не только к финансовым потерям и убыткам, но и к страданиям и даже смерти больных.

Дня российского импорта JIC и ФС характерен ряд особенностей. В СССР порядок зарубежных закупок фармацевтических препаратов, в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю, был жестко регламентирован и централизован. Объем и номенклатура импорта определялись централизованно и исключительно в соответствии с заявками государственных медицинских учреждений. Основная часть поставок осуществлялась в рамках соглашений между странами-участницами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), предполагавшими, с одной стороны, специализацию СССР на экспорте оружия, природных ресурсов (в основном, углеводородного сырья — нефти и природного газа) и фармацевтического сырьяс другой — зависимость страны от импорта готовых лекарств из Венгрии, ГДР, Болгарии, Чехословакии и других стран СЭВ. При этом, наряду с массовым производством фармацевтических субстанций, отечественная отрасль была вынуждена специализироваться на выпуске простейших лекарственных форм. Незначительная часть ЛС и ФС закупалась в промышленно развитых и развивающихся (Египте, Сирии, Индии и др.) странах.

После краха централизованной системы хозяйства и распада СССР и СЭВ, повлекшего за собой упразднение государственной монополии на внешнюю торговлю ЛС и ФС, а также исчезновение традиционных схем лекарственного обеспечения населения и оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи всем гражданам, в Российской Федерации возникла принципиально новая ситуация.

С начала 90-х годов прошлого века в России практически с нуля начал формироваться фармацевтический рынок как составная часть внутреннего общероссийского товарного рынка и мирового рынка ЛС и ФС. Глубочайший социально-экономический кризис, ухудшение экологии, рост безработицы, разрушение прежней бесплатной государственной системы здравоохранения привели к резкому ухудшению здоровья населения и широкому распространению самых различных заболеваний, что в свою очередь вызвало рост спроса на лекарства в России.

Ситуация усугублялась фактическим коллапсом российской фармацевтической промышленности. В результате экономических преобразований в стране и, в частности, поспешной приватизации фармацевтической отрасли, многие предприятия обанкротились и либо вообще перестали существовать, либо были скуплены за бесценок российским олигархическим капиталом и зарубежными фармацевтическими компаниями.

В начале 90-х годов в России наблюдался острый дефицит большинства терапевтических групп готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций. Освободившаяся ниша на отечественном лекарственном рынке заполнялась массированным и недостаточно контролируемым государством импортом, сопровождавшимся агрессивной и широкомасштабной рекламной кампанией, что во многом предопределило направленность вектора потребительских предпочтений в сторону иностранных лекарственных препаратов.

За последнее десятилетие государством предпринимались отдельные меры по упорядочению импорта лекарств и субстанций, борьбе с фальсифицированными препаратами, регулированию производства и обращения фармацевтической продукции на внутреннем рынке. Однако эти попытки отличались непоследовательностью и низкой эффективностью, поскольку отсутствовал единый системный, комплексный и просчитанный на перспективу подход в решении проблемы импортной лекарственной зависимости России и предотвращении возникающих угроз здоровью нации и безопасности страны.

Отмеченная выше актуальность и острота изучаемых проблем, а также отсутствие должного внимания вопросам совершенствования государственного регулирования импорта JIC и ФС в Российской Федерации со стороны российских ученых-экономистов (не было опубликовано ни одной монографии и в настоящее время имеются лишь немногочисленные публикации по отдельным, частным вопросам в периодической печати) обусловили выбор темы диссертационного исследования.

В диссертационной работе была поставлена и решена цель научного исследования, заключающаяся в разработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования импорта JIC и ФС на основе принципов комплексности и системности в интересах обеспечения национальной экономической безопасности России. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1) оценить современное состояние, структуру и тенденции развития фармацевтического рынка России, как части общей российской экономический системы, переходящей на рыночные основы, и одновременно, части мирового рынка JIC и ФС;

2) проанализировать структуру и динамику импорта ЛС и ФС в Российскую Федерацию, оценить его влияние на развитие отечественного фармацевтического рынка и национальную экономическую безопасность страны;

3) изучить сложившуюся в России к настоящему времени нормативно-правовую базу и рассмотреть используемые инструменты государственного регулирования импорта J1C и ФС и дать оценку их эффективности;

4) ознакомиться с зарубежным опытом государственного регулирования внешней и внутренней торговли фармацевтической продукцией с точки зрения возможностей его использования в российских условиях.

5) проанализировать последствия вступления и дальнейшего участия России во Всемирной Торговой Организации (ВТО) для национального фармацевтического рынка, российского импорта ЛС и ФС, а также системы государственного регулирования внешней торговли фармацевтической продукцией в Российской Федерации.

Объектом исследования является российский импорт ЛС и ФС, как фактор развития фармацевтического рынка России.

Предметом диссертационного исследования выбрана система государственного регулирования импорта ЛС и ФС в Российской Федерации.

Теоретические и методологические основы исследования. Методологической и теоретической базой диссертационной работы послужили фундаментальные положения макроэкономической теории, общей теории экономики, менеджмента и маркетинга. Были глубоко изучены законодательные и нормативные документы: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты других государственных органов власти. Нашли свое отражение документы и рабочие материалы Всемирной Торговой Организации (ВТО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Европейского Союза (ЕС) и т. д. В исследовании широко применялись методы общенаучного анализа, программно-целевой подход, специальные методы системного, динамического и историко-логического анализа, индукции и дедукции.

К числу российских ученых, труды которых легли в основу методологии исследования относятся: Авдокушин А., Бахрамов Ю., Белов П., Богомолов О., Богуславский М., Бударин С., Булатов Д., Бухвальд Е., Глухов В., Грязнов Э., Данильцев А., Иванов И., Илларионов А., Ищенко Е., Краснорудский Е., Кушлин В., Лагунова А., Лагунова С., Ливенцева Н., Мильнер Б., Михайлин А., Падалкина В., Преская В., Прокушев Е., Самсонов К., Смирнов В., Смитиенко Б., Стровский Л., Фаминский И.

Основу экономического анализа составили справочно-статистические материалы Государственного комитета статистики Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, научные сборники и материалы периодической печати по теме диссертационного исследования, материалы международных и российских научных конференций по вопросам развития мирового и национальных фармацевтических рынков.

Научная новизна и основные результаты исследования. Научная новизна заключается в разработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования импорта ЛС и ФС в Российской Федерации.

Основные результаты научного исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту, свидетельствующие о приращении научных знаний в исследуемой области, заключаются в следующем:

1) определены взаимосвязи между направлениями и тенденциями развития мирового и российского фармацевтических рынков (стр. 12−28);

2) показана высокая степень импортной лекарственной зависимости России, представляющая реальную нарастающую угрозу национальной экономической безопасности страны, проанализированы ее внутренние и внешние причины (стр. 29−40,41−47);

3) разработана структурная модель российского фармацевтического рынка, наглядно показывающая взаимосвязи между основными поставщиками лекарств и их потребителямина основании модели научно обоснован тезис об экспортной экспансии зарубежных производителей JIC и ФС, выявлены основные формы ее осуществления (стр. 19−26);

4) определены возможные изменения в структуре и динамике российского фармацевтического импорта и системе государственного регулирования внешней торговли JIC и ФС в связи со вступлением России в ВТОнамечены перспективные направления развития российской фармацевтической промышленности в условиях дальнейшей интеграции России в мировую экономическую систему (стр. 92−96);

5) дано авторское определение национальной фармацевтической безопасности России (НФБ), сформулированы основные принципы и предложены критерии оценки ее эффективности с точки зрения государственного регулирования импорта JIC и ФС (стр. 97 -101,108 — 112);

6) предложена блок-схема процесса формирования комплексной системы государственного регулирования импорта готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций в Российской Федерации (стр. 98 -107);

7) сформулированы и обоснованы основные направления совершенствования государственной политики в исследуемой области и предложены меры по повышению эффективности отдельных инструментов государственного регулирования импорта JIC и ФС в Российской Федерации (стр. 103 — 104, 113- 122);

8) научно обоснован комплекс мероприятий по повышению доли отечественных лекарств и субстанций на российском фармацевтическом рынке за счет увеличения объемов внутреннего лекарственного производства и переориентации потребительских предпочтений россиян в сторону отечественных лекарственных средств (стр. 103 — 104, 123 — 143).

Практическая значимость работы. Научные и практические результаты, рекомендации и предложения могут быть использованы в качестве методических основ при создании системы национальной фармацевтической безопасности, а также комплексной системы государственного регулирования импорта JIC и ФС в Российской Федерации. Они могут быть использованы в работе государственных структур, участвующих в регулировании внешней торговли в Российской Федерации, отвечающих за развитие отечественной фармацевтической промышленности и государственной системы здравоохранения. Могут представлять несомненный интерес для соответствующих органов исполнительной власти во всех субъектах РФ, отдельных предприятий и объединений для повышения эффективности своей деятельности.

Апробация работы. Важнейшие положения и отдельные наиболее значительные результаты диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы управления» в 2002 — 2004гг., на конференциях молодых ученых, теоретических семинарах кафедры «Управления внешнеэкономической деятельности» Государственного университета управления, были использованы при преподавании учебных дисциплин «Управление внешнеэкономической деятельностью в России» и «Международный менеджмент».

Основные результаты оценки эффективности государственного регулирования импорта JIC и ФС в РФ, проведенной автором с использованием предложенной методики оценки эффективности и официальных статистических данных позволили прийти к выводу, что существующая система государственного регулирования импорта JIC и ФС не удовлетворяет интересам национальной фармацевтической безопасности России, не в состоянии уменьшить импортную лекарственную зависимость страны, минимизировать импорт фальсифицированных лекарств и, соответственно, требует существенных изменений.

2. В целях повышения эффективности использования таможенно-тарифного инструментария регулирования импорта лекарств и субстанций предложено ввести дифференцированную ставку таможенного тарифа на импортные готовые лекарственные средства в зависимости от степени их морального устаревания, определяемой сроком истечения патента на препараты. Новый порядок предполагает: стимулирование импорта новейших оригинальных лекарственных средств при уменьшении их цены на внутреннем рынкезапрет импорта морально устаревших и низкокачественных препаратовувеличение доли востребованных на рынке современных дженериковых препаратов с учетом интересов развития отечественной фармацевтической промышленности.

Предложения, касающиеся изменений ставки таможенного тарифа по группам готовые лекарственные средства и фармацевтические субстанции, не противоречат принятым российской стороной обязательствам в рамках переговорного процесса о присоединении России к соглашениям ВТО.

3. Для предотвращения угроз здоровью российских потребителей, связанных с попаданием на рынок фальсифицированных лекарственных средств, необходимо принять следующие меры по усилению контроля качества импортируемых JIC и ФС:

•внести изменения и дополнения в нормативно-правовую базу государственного регулирования внутренней и внешней торговли ЛС и ФС в России, ужесточить административную и ввести уголовную ответственность за производство и участие в обороте поддельных лекарственных средств, ведь речь идет о жизни и здоровье людей;

•реорганизовать систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих инспектирование и контроль качества импортируемых в Россию лекарственных средств и фармацевтических субстанций;

•усовершенствовать порядок и модернизировать процесс осуществления обязательного государственного контроля качества импортируемых лекарственных средств, в частности, обеспечить обязательный контроль качества ввозимых фармацевтических препаратов непосредственно на территории государства в каналах распределения за счет получателей импортных лекарств и субстанций (оптовых дистрибьюторов), пересмотреть действующие правила сертификации и систему лицензирования внешней торговли JIC и ФС.

Для повышения доли отечественных JIC и ФС на российском фармацевтическом рынке автором предложен комплекс мероприятий по увеличению объемов внутреннего лекарственного производства и переориентации потребительского спроса в сторону отечественной фармпродукции.

4. В основе развития отечественной фармпромышленности должно лежать восстановление российского производства фармацевтического сырья. В этой связи автором сформулированы концептуальные положения федеральной отраслевой программы «Восстановление и развитие сырьевой базы производства готовых лекарственных средств, вошедших в список ЖНВЛС в РФ»:

• утвердить перечень стратегически важных фармацевтических субстанций (СВФС), производство которых в достаточном объеме должно находиться на территории страны и проведение тщательного анализа возможностей и перспектив освоения их производства в России;

• подготовить предложения по эффективному использованию научного потенциала Российской Федерации для развития производства фармацевтической продукции, а также по реформированию и реструктуризации научных и конструкторских учреждений в фармпромышленности;

• внести российских производителей фармацевтических субстанций в список приоритетных производств, и предоставить соответствующие налоговые льготы, провести реструктуризацию задолженности действующих предприятий фармацевтической промышленности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, разработать меры по финансовой поддержке предприятий, планирующих организацию производства фармацевтических субстанций, а также по привлечению иностранных инвестиций в реконструкцию существующих фармацевтический предприятий и организацию новых производств путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала;

• разработать предложения по формированию схем и порядка закупки отечественных фармацевтических субстанций на внутреннем рынке и, одновременно, разработать механизм финансового обеспечения государственных контрактов на поставку фармацевтических субстанций для федеральных государственных нужд.

Для повышения рентабельности и конкурентоспособности отечественных фармпроизводителей на внутреннем рынке автором были внесены предложения, использование которых было бы целесообразно при разработке и реализации федеральных и, особенно, региональных отраслевых программ развития российской фармацевтической промышленности: предоставление налоговых льгот и экспортных гарантий российским производителям, расширенное использование беспроцентного кредитования предприятий отрасли, стимулирование инвестиционной активности в рассматриваемом секторе экономики и т. д.

Тендерные закупки лекарственных препаратов для государственных нужд должны стать инструментом воздействия на номенклатуру и ассортимент российских фармпредприятий, а также способствовать привлечению иностранных фармацевтических компаний к организации нового и модернизации уже имеющегося лекарственного производства в России.

5. Для переориентации внутреннего потребительского спроса в сторону российских лекарственных средств автором предложена модель дифференцированных по дегрессивному принципу предельных оптовых и розничных торговых надбавок, устанавливаемых для каждого субъекта Российской Федерации. Нововведение позволит укрепить позиции отечественных фармпроизводителей на российском рынкеповысит физическую и экономическую доступность лекарств для населения, и в первую очередь — жизненно-необходимых и важнейшихпозволит рационализировать расходование финансовых средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, выделяемых на медикаментозное обеспечениеобеспечит прозрачность процесса ценообразования на фармацевтическую продукцию.

Кроме того, требуется законодательно запретить лечение импортными лекарственными средствами за счет средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов, при условии существования в достаточном количестве российских аналогов не уступающих по качеству зарубежным препаратам, а также создать условия, при которых российским аптечным учреждениям будет выгодно закупать для дальнейшей реализации наряду с импортными лекарствами средствами отечественные аналоги, если они существуют. При этом, для повышения эффективности государственной системы лекарственного обеспечения населения, должны быть внесены кардинальные изменения в существующую систему обязательного медицинского страхования с учетом опыта промышленно развитых стран, например, США и Германии.

6. Следует повысить роль врачей и работников здравоохранения в формировании спроса на отечественные лекарственные препараты, не уступающие по своим характеристикам импортным аналогам. Во-первых, требуется улучшить качество медицинского образования и эффективность оказываемой лекарственной помощи (что будет способствовать росту доверия потребителей к рекомендациям сотрудников медучреждений относительно выбора того или иного лекарственного средства). Во-вторых, совершенствовать систему информационного обеспечения государственных медучреждений. В частности, в рамках федеральной целевой программы «электронная Россия» на базе Минздрава РФ требуется создать единую автоматизированную информационно-аналитическую систему (АИАС) «Фармацевтический рынок РФ», объединяющую информационные базы Региональных Центров сертификации и контроля качества лекарственных средств и региональных органов здравоохранения, предоставляющую полную и своевременную информацию всем субъектам фармрынка РФ о новейших российских и зарубежных разработках в области фармации, о выявленных случаях фальсификации и изъятии из оборота лекарственных препаратов и др.

Заключение

.

В результате проведенного научного диссертационного исследования автором получены следующие научные и практические результаты.

Во-первых, на протяжении последнего десятилетия более половины совокупных потребностей российского фармрынка в готовых лекарственных средствах и субстанциях восполнялось за счет импорта (причем речь идет о наиболее эффективных и сложных препаратах), что свидетельствует об импортной лекарственной зависимости страны. По итогам 2003 года доля импортных лекарств и субстанций составила 65−70% совокупного объема фармацевтического рынка России. На структуру и динамику лекарственного импорта значительное влияние оказали:

• распад СССР и СЭВ (в результате чего были утрачены хозяйственные связи на постсоветском пространстве), последовавшие за ним либерализация внешнеэкономической деятельности в РФ и начало формирования в 1992 г. российского рынка фармацевтической продукции;

• относительная нестабильность общей социально-экономической обстановки в стране, кризис в работе промышленных предприятий отечественной фармотрасли, оказавшихся не в состоянии обеспечить страну необходимыми JIC, дефицит лекарств на рынке, низкий платежеспособный спрос населения;

• увеличение потребностей в лекарственных средствах, вызванное глубоким социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни в стране, ухудшением экологической обстановки в большинстве регионов РФ, разрушением прежней государственной бесплатной системы здравоохранения, что в совокупности привело к увеличению количества больных, в том числе хроническими заболеваниями;

• исторически сложившееся у населения России предпочтение при выборе средств медикаментозного лечения, отдаваемое импортным лекарствам, наряду с низким качеством и часто меньшей эффективностью российских препаратов и ряд других факторов.

Во-вторых, в структуре российского импорта J1C и ФС всего 15% приходится на современные оригинальные лекарственные препараты и до 40%-на морально устаревшие и низкокачественные лекарства из стран Юго-Восточной Азии и Китая. Доля фальсифицированных лекарственных средств в совокупном объеме импорта JIC и ФС составляет около 12%. За последнее время существенно вырос незаконный оборот JIC и ФС, в том числе за счет увеличения объемов нелегальных поставок из-за рубежа и роста доли теневого сектора российского фармацевтического рынка.

Оценивая деятельность иностранных фармацевтических компаний в РФ, можно сделать вывод об «экспортной экспансии» со стороны зарубежных производителей, выражающейся, во-первых, в массированных поставках JIC и ФС, сопровождающихся широкомасштабными рекламными кампаниями (направленными на российских потребителей и врачей) и ценовым диктатом «продавца» без учета потребительских свойств и лечебных качеств товараво-вторых, в использовании схем захвата конкурентоспособных российских производств и их перепрофилировании преимущественно с целью производства биохимических полуфабрикатов для головных компаний, упаковке и фасовке ввезенных лекарственных форм для дальнейшей реализации на территории РФв-третьих, в расширении влияния на оптовую и розничную торговлю ЛС и ФС и установлении прямого контроля над ней.

В-третьих, предпринимаемые государством с начала 90-х годов попытки усиления контроля над импортом ЛС и ФС оказались непоследовательными и малоэффективными. Принимаемые решения не основывались на четкой концепции обеспечения национальной фармацевтической безопасности и не определяли место российской фармацевтической промышленности в решении проблем, связанных с правом граждан на необходимую медицинскую и лекарственную помощь. Сказались: отсутствие общей государственной концепции совершенствования отраслевой структуры российской экономики, а также единой программы возрождения российского производства фармацевтических субстанций, неудовлетворительное финансирование принятых отраслевых программ, невысокая эффективность государственного регулирования ценообразования на лекарственном рынке и т. д.

Более того, зачастую государственное вмешательство в рыночные процессы не только не способствовало решению проблемы импортной лекарственной зависимости России, но и усугубляло ее.

Введение

в 2002 году 10%-й ставки НДС на все лекарственные средства (включая препараты, вошедшие в список жизненно важных JIC) и отмена льгот по налогу на прибыль, полученную от производства ЖНВЛС, привели к серьезному уменьшению доли российских препаратов на внутреннем рынке — до 35%. До принятия решения по НДС доля отечественных лекарств составляла около 40%. Изменения в структуре рынка были вызваны резким сокращением прибыли и, соответственно, снижением рентабельности производства дженериковых препаратов, на выпуске которых специализируется отечественная промышленность. Наряду с этим значительно возросли расходы на лекарственное обеспечение, что было обусловлено ростом цен на российские и импортные лекарства и привело к сокращению возможности оказания своевременной и эффективной лекарственной помощи населению страны.

Мероприятия по усилению контроля качества импортируемых ЛС и ФС, осуществляемые с 2002 года Минздравом, Госстандартом и Государственным Таможенным Комитетом России не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к странам, вступающим в ВТОнеадекватны вынужденным дополнительным расходам населения и системы здравоохранения РФ. Они могут привести к разрушению системы лекарственного обеспечения российских граждан и создают почву для различных злоупотреблений и коррупции в органах государственной власти. Кроме того, в российском законодательстве до сих пор не определено понятие «фальсифицированное лекарственное средство», отсутствует уголовная ответственность за «сознательное участие в обращении фальсифицированных лекарств». Появление на фармрынке России поддельных лекарств (по данным Минздрава России, за последние 4 года выявлено 209 случаев фальсификации) также является следствием игнорирования министерствами и ведомствами требований федеральных законов «О лекарственных средствах», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О техническом регулировании».

Существующая в настоящее время система продвижения товаров поддерживает заинтересованность оптовых и розничных торговых компаний в реализации дорогих импортных лекарственных препаратов, т.к. уровень предельных торговых надбавок, устанавливаемый в большинстве регионов страны, никак не коррелируются с розничными и оптовыми ценами на JIC. Кроме того, иностранными производителями постоянно поддерживается заинтересованность российских врачей в выписке рецептов (в том числе льготных и бесплатных) на свою продукцию при наличии более дешевых и не менее качественных отечественных аналогов. В результате, в России далеко не полностью обеспечиваются права граждан на получение бесплатной лекарственной помощи. Имеющиеся в распоряжении федерального и, особенно, региональных и местных бюджетов средства не могут в полной мере удовлетворить декларируемые в законах гарантии. А государство, вместо того чтобы пересмотреть систему лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений и льготных категорий граждан и обеспечить предпочтение при государственных закупках препаратам российского производства, продолжает оплачивать дорогостоящие импортные поставки. Определенную негативную роль в этом играют чиновники, регулярно получающие от иностранных компаний комиссионные и вознаграждения.

Следует отметить, что государственными органами власти игнорируется давно назревшая необходимость осуществления мероприятий, направленных на переориентацию потребительского спроса на российском фармацевтическом рынке в сторону аналогичных отечественных лекарственных препаратов.

На основании проведенного исследования, автором научно обоснованы следующие конкретные предложения, способные улучшить сложившуюся с начала 1990;х годов ситуацию на фармрынке России и уменьшить импортную лекарственную и субстанциональную зависимость страны.

1. Разработана блок-схема государственного регулирования импорта JIC и ФС, которая должна занять одно из центральных мест в общей системе обеспечения национальной фармацевтической безопасности России (НФБ России).

С учетом высокой социальной значимости лекарственных средств, доступность и качество которых является необходимым условием обеспечения здоровья нации (как товара первой необходимости) и национального фармацевтического рынка, являющегося стратегически важным сегментом российской экономики, основными направлениями системы государственного регулирования импорта ЛС и ФС в РФ выбраны:

• совершенствование структуры зарубежных поставок лекарственных средств и субстанций при обеспечении действенного и эффективного контроля качества импортируемых ЛС;

• осуществление плановых мероприятий по увеличению объемов отечественного фармацевтического производства и переориентации потребительского спроса в сторону российских лекарственных препаратов.

При этом, основополагающим принципом системы государственного регулирования импорта должен стать приоритет национальных интересов (лекарственное обеспечение населения) над отраслевыми (необходимость защиты отечественной фармотрасли).

Анализ развития российского фармацевтического рынка, внутренних и внешних факторов (угроз и возможностей), оказывающих прямое и косвенное влияние на его развитие, позволит конкретизировать приоритетность и весомость каждого из выбранных направлений, а также выработать механизмы их осуществления. Критерии оценки позволят определить уровень достижения целей на каждом уровне управления и, в зависимости от колебания рыночной конъюнктуры, внести необходимые коррективы в систему государственного регулирования.

Социальная составляющая оценки показывает степень воздействия проводимой политики на развитие системы здравоохранения и лекарственного обеспечения всех категорий российских потребителей, включая незащищенные и малоимущие слои населения.

Для оценки экономической эффективности системы государственного регулирования импорта JIC и ФС автором выбраны следующие основные и вспомогательные показатели. К первым относятся: доля импортных лекарственных средств и фармацевтических субстанций на российском фармацевтическом рынкедоля фальсифицированных JIC и ФС в общем объеме импорта фармацевтических препаратов в РФ. Вспомогательными показателями оценки эффективности государственного регулирования импорта JIC и ФС, по нашему мнению, являются: доступность лекарственных средств для российских потребителейтрадиционность и предпочтительность потребительского спроса на фармрынке Россииосновные показатели развития отечественной фармацевтической промышленностиконкурентоспособность отечественных лекарственных средств и субстанций на внутреннем и внешнем рынках и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ, 12.12.1993
  2. Федеральный Закон РФ «О лекарственных средствах» № 86-ФЗ от 22.06.1998
  3. Федеральный Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13.10.1995
  4. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003
  5. Федеральный закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ от 15.07.1995
  6. Федеральный закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ от 20.07.1995
  7. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» № 184 ФЗ от 27.12.2002
  8. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-Ф3 от 10.12.2003
  9. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ от 25.09.1998
  10. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001
  11. Федеральный закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» № 60-ФЗ от 13.12.1994
  12. Федеральный закон РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» № 97-ФЗ от 6.05.1999
  13. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от 17.12.1999 № 212-ФЗ (в редакции от 20.01.2000) —
  14. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ» № 104-ФЗ от 24.07.02.
  15. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3 от 25.02.1999
  16. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999
  17. Подзаконные нормативно-правовые акты РФ
  18. Постановление Правительства РФ № 347 от 29.03.1999 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства»
  19. Постановление Правительства РФ № 1299 от 31.10.1996 «О порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФ» (в редакции от 15.12.2000) —
  20. Постановление Правительства РФ № 1504 от 07.04.1998 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных средств и фармацевтических субстанций, а также лекарственных средств, ввозимых в качестве гуманитарной помощи" —
  21. Постановление Правительства РФ № 1539 от 25.12.1998 „О ввозе в РФ и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций“, утвержденное (в редакции от 22.02.2000) —
  22. Постановление Правительства РФ № 287 от 29.04.2002 „О внесении лекарственных средств в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации“
  23. Постановление Госстандарта России № 36 от 24.05.2002 „Об утверждении новых Правила проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств ГОСТ Р" —
  24. Постановление Правительства РФ № 610 от 16.08.2002 „О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. № 1364“
  25. Постановление Правительства РФ № 1334 от 4.12.1999 № 1334 „О частичном изменении ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1560″
  26. Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995 „О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ (ред. от 30.06.1997) —
  27. Постановление Правительства РФ № 549 от 26.06.1995 „О реализации Федерального закона „О поставках продукции для федеральных государственных нужд“
  28. Постановление Правительства РФ № 534 от 01.05.1996 „О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации“
  29. Постановление Правительства РФ № 1008 от 27.12.2000 „О порядке проведения государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации“
  30. Приказ Минздрава РФ № 262 от 31.08.1998 „О мероприятиях Министерства здравоохранения РФ по присоединению России к ВТО“
  31. Распоряжение Правительства РФ № 782 от 9.11.2001 „Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств“.
  32. Распоряжение Правительства РФ № 357-р от 20.03.2003 „Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств“
  33. Распоряжение правительства РФ № 1054-р от 8.08.2001 „План мероприятий по приведению законодательства РФ в соответствии с нормами и правилами ВТО“
  34. Таможенный кодекс РФ, № 5221−1 от 18.06.1993
  35. Таможенный кодекс РФ, утвержденный Постановлением Правительства от 16.05.2003 и Законом РФ № 61-ФЗ от 28.05.2003
  36. Указ Президента Российской Федерации № 24 от 10.01.2000 „Концепция национальной безопасности Российской Федерации“
  37. Часть первая Налогового Кодекса РФ № 146-ФЗ от 31.07.1998 (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г.- 2 января, 5 августа 2000 г.- 24 марта, 28,29,30 декабря 2001 г.- 28 мая, 6,30 июня, 7 июля 2003 г.)
  38. Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие М.: Информационно-внедренческий центр „Маркетинг“, 2000
  39. А. Формирование фармацевтического рынка в России // Маркетинг, № 3,2002
  40. А.Д. Проблемы регулирования деятельности оптовых и розничных структур на российском рынке // Тезисы Второй Международной Ассамблеи „Новые Медицинские Технологии“, 2002
  41. З.А., Бунатян Н. Д., Кузнецов А. С. Дженерики реальная альтернатива оригинальным лекарственным препаратам // „Русский врач“, 2002
  42. A.M., Российский фармрынок: нужна четкая государственная политика // Фармацевтический вестник № 17,22.05.2001
  43. Т. Здоровье не купишь // Известия, 14.01.2002
  44. Т. Счетная палата проверила, что принесло экономике введение НДС на лекарства // „Известия“, 24.03.2003
  45. . Российский импорт фармацевтических субстанций по итогам 2002г.// Фармацевтический вестник № 12, 01.04.2003
  46. А. На дне пробирки // Финансовые Известия, 22.11.2001
  47. А. На игле импорта // Финансовые Известия, 22.11.2001
  48. А. НДС убьет GMP // Финансовые Известия, 22.11.2001
  49. М.М. Международное частное право: учебник М.: Юристь, 199 855. „Большой юридический словарь“ Под ред. АЛ. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Коутских — М.: ИНФРА-М, 1998 — VI
  50. С.С. Государственное регулирование внешне-экономической деятельности на российском рынке фармацевтической продукции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук М. 2001
  51. С.С. Государственное регулирование внешне-экономической деятельности на российском рынке фармацевтической продукции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук М. 2001
  52. С.С. Фармацевтический рынок: государственное регулирование // Бюллетень Экспертно-консультативного совета при председателе счетной палаты РФ № 2 (7), 2002
  53. Д. Чем нас травят. // „Коммерсантъ-Деньги“, № 13(317), 2002
  54. А. Лекарства для внутреннего употребления // „Круг жизни“, № 16,06.12.2000
  55. И. Дженерики. Мировые тенденции и российская действительность// Ремедиум, № 7−8,2003
  56. В. О ситуации в фармацевтической промышленности// Экономический вестник фармации, № 1,2001
  57. В. Цены на лекарства повысятся. Правительство поддерживает? // Фармацевтический вестник, № 25,28.09.2001
  58. Введение НДС — это ошибка правительства считает д.ф.н. Александр Афанасьев // Мединфо, 24.12.2001.
  59. М. Двуликий НДС // Фармацевтический вестник, № 18, 27.05.2003
  60. B.C. Российский фармацевтический рынок. Состояние и перспективы развития фармацевтической промышленности. М.: Экон-Информ, 2002
  61. Л. Таможенный барьер для лекарственных средств // „Ремедиум“, № 3,200 268. „Генеральное соглашение по тарифам и торговле“, 30.10.1947
  62. Р.Г. Состояние и перспективы развития отечественной фармацевтической промышленности // „Фармацевтический вестник“, № 32, 9.09.2003
  63. В. Таблетка из толчего мела // Наша газета, № 14,17.04.2003
  64. А. Евросоюз может закрыть европейский рынок для российских фармацевтов//"Независимая газета“, № 45,07.03.2003
  65. С. Соколова В. Фармацевтический рынок России в 1 квартале 2002г. // „Ремедиум“ № 7,2002
  66. М.И. Инвестиции + преференции = отечественные лекарства// Фармацевтический вестник, № 4,04.02.2003
  67. М.И. О первоочередных мерах по стратегическому развитию медицинской промышленности на период до 2010 года. Доклад на заседании коллегии Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации М. 25.09.2002
  68. А. Попали в положение, хуже губернаторского // Фармацевтический вестник, № 24, 13.09.2002
  69. С. Российское производство сегодня и завтра. Итоги 2002 г.// Фармацевтический вестник, № 16,13.05.2003
  70. Е. Отечественное производство субстанций возрождается. Уникальный по оснащению завод создан в Петербурге // Фармацевтический вестник, № 30,15.11.2002
  71. Т. Новый закон новые проблемы? // „Фармацевтический вестник“, № 13,05.04.2003
  72. В.А. На пути к цивилизованному лобби // Фармацевтический вестник, № 4 04.02.2003.
  73. М. Лекарство от корысти // „Версты“, № 22,2003
  74. Доклад Министра экономического развития и торговли РФ Г. О. Грефа на 7-ом Петербургском международном экономическом форуме на тему: „Состояние и перспективы российской экономики“ 18.06.2003
  75. В. Статистика наука идеологическая // Фармацевтический вестник, № 32,29.08.2000
  76. Ю.Ф. Модель развития российского фармацевтического рынка в льготных условиях (до отмены льготы по НДС и прогноз после ее отмены) // Экономический вестник фармации, № 6, 2001
  77. В.Г. Факторы, определяющие таможенно-тарифную стратегию России // Информационный бюллетень внешнеэкономической деятельности, № 1,2001
  78. Ю., Еремина О., Кутузов Р. Экспорт лекарств вырос // „Ведомости“, 19.11.2003
  79. А.В. Формирование и развитие фармацевтического рынка РФ и роль региональных фармацевтических рынков в его развитии // Российский регион XXI век. Волгоград, 2001
  80. Европейские производители будут ограничивать продажу лекарств дистрибьюторам//Ремедиум, 12.04.2002
  81. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: учебник М.: ИНФРА-М, 2000
  82. В.Н. Инструменты повышения эффективности российского производства // Фармацевтический вестник, № 37,04.12.2001
  83. А. Удар по больным и старикам // 27.02.2002
  84. В., Романова С. Производство субстанций сокращается // „Ремедиум“, № 9,1999
  85. В., Романова С. Подводя итоги пятилетки // „Ремедиум“, январь 200 294.3веков В. П. Международное частное право: курс лекций М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999
  86. В. Перспективы отечественного фармацевтического рынка // Фармацевтический Вестник, № 21, 26.06.2001
  87. А. Стоит ли овчинка выделки? // Фармацевтический вестник, № 18,27.05.2003
  88. Калинин Ю."Независимость от импорта“ зависит от правительственных решений // Ремедиум № 10,1999
  89. А.В. Лекарственное обеспечение и государственный контроль качества лекарственных средств // Проблемы управления здравоохранением, № 1(2), 2002
  90. А.П. Международная экономика. В 2-х частях. Учебное пособие для вузов. М.: 1997
  91. И. Селиванова М. Чертова дюжина // „Известия“, 03.06.2003
  92. И. Тихий омут российского производства лекарств // Финансовые известия, 25.02.2003
  93. К. Запад нас догнал // „Новая газета“, 30.03.2000
  94. В. Самое-самое//"Ять“, № 12, 2002
  95. П., Обстфельд М. (пер.с англ. под ред. В. П. Колесова, М.В.Кулакова) Международная экономика. Теория и практика: учебник для вузов. М.: Экономический факультет МГУ, Юнити, 1997
  96. И.М. Основные вопросы международной торговой политики М.: ООО „Социум“, 2002
  97. Р. Россия: импорт фармацевтических препаратов в 2002 г. // „Ведомости“, 15.10.2002
  98. Р. Рост за счет подорожания. Продемонстрировал российский фармрынок в 2002 г. // „Ведомости“, 17.02.2003
  99. А.К. Снижение пошлин на раз, два, три.: В ближайшие 10 лет импорт субстанций и лекарств ждут глобальные изменения // Фармацевтический вестник, № 25,5.08.2003
  100. М. Фармацевтический рынок: здоровье дороже // „Консерватор“, № 16,16.05.2003
  101. Т. Второе чтение законопроект не прошел // Фармацевтический вестник, № 40,31.10.2000
  102. Т. Контрольно-разрешительная система как основной рычаг регулирования рынка// Фармацевтический вестник, № 7 (286), 25.02.2003
  103. Лин А.А., Саакян С., Терещенко А. В порядке обсуждения // Фармацевтический вестник, № 19,13.07.2001
  104. Лин А. А. Потапов A.M. Состояние и перспективы развития российского рынка фармацевтических субстанций // „Фармацевтические производители“, № 2(22), апрель/май, 2002
  105. Е. У таможенников передозировка // „Коммерсант Дейли“, 16.12.2002
  106. С.В., Пономарев И. Г. Региональные аспекты развития фармацевтического рынка и потребления лекарственных средств в России // Новая аптека, 2003
  107. Д. НДС сплотил производителей лекарств // Русский предприниматель, 2003
  108. Материалы конференции „Повышение доступности основных лекарств при глобализации экономики: выработка решений“, Голландия 1999 г. 25 ноября. // „Аптека“, № 41,23.10.2000
  109. М. Депутаты по-прежнему сомневаются // Фармацевтический вестник, № 45,5.12.2000
  110. А.В. Влияние вступления в ВТО на развитие отечественной фармацевтической промышленности // Фармацевтический вестник, № 39,18.12.2001
  111. Международная конференция: борьба с фальсифицированными лекарственными средствами в России, Москва, 9.10.01. // „Фармацевтические производители“ № 5(19) октябрь/ноябрь, 2001
  112. А.П. Соображения по поводу принятия новых правил сертификации лекарственных средств // „Фармацевтическое обозрение“, 17.01.2003
  113. М. Пробелы и коллизии законодательства // Фармацевтический вестник, № 2,23.02.2002
  114. М. Формирование цен на лекарственные средства из Перечня ЖНВЛС // „Московские аптеки“, № 2,2000
  115. Мировой опыт регулирования фармацевтического рынка: возможности реализации в России, по материалам семинара „Международный опыт управления системой здравоохранения“ // „Ремедиум“, № 7−8,1999
  116. Мировой и российский фармацевтический рынок: характеристика и основные тенденции развития // Электронный журнал „Исследовано в России“, № 64,2001
  117. Мировой рынок фармацевтической продукции в 2002 г. // Еженедельник Аптека, № 11,24.03.2003
  118. В. Взгляд информированного пациента // Фармацевтический вестник, № 19,11.07.2002
  119. В. Производить то, что можно продать, или Продавать то, что можно произвести // Фармацевтический вестник, № 41,2.02.2002
  120. И., Фармацевтический рынок: срочно требуются импортеры // Финансовая Россия, № 33, сентябрь 2000
  121. На фармацевтическом рынке России: впервые в стране начато производство высокотехнологичных лекарственных субстанций // „Ведомости“, 30.11.2001
  122. В. „Клинические исследования лекарственных средств“: Этюды оптимизма // Фармацевтический вестник, № 37,04.12.2001
  123. Обращение к заместителю председателя Правительства Российской Федерации В. И. Матвиенко // Фармацевтический вестник № 29,02.11.2001
  124. Т. Спасение — в формировании разумной лекарственной политики// Фармацевтический Вестник, № 13 (292), 8.04.2003
  125. Г. Кто снимает сливки с НДС? // Медицинская газета, 16.05.2003
  126. Д.В. Ситуационный анализ состояния российской фармацевтической промышленности // „Фармация“, 2002
  127. Е., Фармрынок России на пути к возрождению // Московские аптеки, № 17,11.07.2001
  128. С. Импортозамещение с позиций экономического прагматизма // „Врачебная газета“, 09.08.2002
  129. С. Рецепт для инвестора // The chemical journal, № 1, сентябрь 2002
  130. Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих лицензирование (по состоянию на 01.12.2001 г.) // Фармацевтический Вестник, № 2,23.02.2002
  131. Н. Климат потеплел. Пока в пределах области. Правительство Свердловской области пыталось поддержать фармацевтических производителей, однако их экономическое положение ухудшилось // Фармацевтический вестник, № 31 (270) 22.11.2002
  132. Правительство воздерживается от ответа // Фармацевтический вестник, № 18,27.05.2003
  133. Правительство РФ утвердило постоянные ставки ввозных пошлин на лекарственные средства // Автотрансинфо, 17.11.1999
  134. Республика восстанавливается. Но пока медленно // „Медицинская газета“, 10.09.2003
  135. Российские импортеры создают запасы лекарств перед введением жестких правил сертификации // Ведомости, 15.10.2002
  136. Российский фармацевтический рынок в 2002 г. // „Аптека“, 25.05.2003
  137. Российский фармацевтический рынок растет быстрее доходов населения //"Медицинская газета», 2.04.2003
  138. Российская фармпромышленность: Проблемы и перспективы // Фармацевтический вестник, № 6, 18.02.2003
  139. Россияне покупают в 10−20 раз меньше лекарств, чем жители западных стран // «Известия», 23.03.2003
  140. Д., Отрасль со знаком вопроса. Удастся ли фармпромышленности снять вопрос и подняться до уровня «дойной коровы» или «звезды»? // Фармацевтический Вестник, № 6,20.02.2001
  141. С., Чтобы не стать банановой республикой // Время Новостей, 7 февраля 2002г
  142. С.Б. «Стимулировать выпуск оригинальных препаратов должно государство» // Новая аптека, № 2,2003
  143. К.А. Международные экономические отношения: курс лекций-М.: Гардика, 1998
  144. С импортных лекарств, аналоги которых производятся на территории РФ, будут взимать НДС // Эпиграф, № 38, сентябрь 2001
  145. В., Горелова С. Российский фармацевтический рынок в 1 полугодии 2003г. // «Ремедиум», 2003
  146. Сотниковой О. IMS Health отмечает 11%-й рост мирового розничного объема продаж лекарственных средств за период с июня 2001 по май 2002 г. // Провизор № 16,2002
  147. Справка по вопросу «О первоочередных мерах по стратегическому развитию медицинской промышленности на период до 2010 года» К заседанию Коллегии Минпромнауки России М. 25.09.2002
  148. С. Растет цена ошибки // «Труд», 20.05.2003
  149. В. Фармацевты, объединяйтесь! // «Эксперт», № 18, 19.05.2003
  150. П. Импорт медикаментов в 2002г. рейтинги препаратов, МНН и терапевтических групп // Фармацевтический вестник, № 14,17.04.2003
  151. П. Импорт медикаментов в 1 полугодии: ожидание перемен// Фармацевтический вестник, № 32,29.08.2000
  152. П. Российская внешняя торговля: дорога с односторонним движением (по итогам экспорта субстанций в I полугодии 2000 года) // Фармацевтический вестник, № 36,2000.
  153. Только развитие отечественной фармацевтической промышленности гарантирует России лекарственную безопасность // «Социальная политика», 09.07.2002
  154. А.И. Как жить в эпоху перемен? // Фармацевтический Вестник № 4 (283), 4.02.2003
  155. У российской фармпромышленности сложный период // Экономический вестник фармации, апрель 2001
  156. Федеральная целевая программа «Развитие медицинской промышленности на 1998−2000 гг. и на период до 2005 г.»
  157. В.И. Международная торговля: учебник М.: ИНФРА-М, 1998
  158. К., Субстанция национальной безопасности // Финансовая Россия, № 44, ноябрь 2000
  159. В.В., Функ Я. И. «Курс правовых основ внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ (Россия, Беларусь, Украина)» Мн.: Амалфея, 2000
  160. Хисамова 3. Успех в мягкой форме // «Эксперт», № 43, 17−23 ноября2003
  161. Д.И. Анализ современного состояния фармрынка РФ. Субстанциональная зависимость? / Проблемы управления: тезисы докладов 9-го Всероссийского студенческого семинара М.: ГУУ, 2001
  162. Д.И. Привлечение иностранных инвестиций как фактор развития фармацевтического рынка России с учетом интересов национальной безопасности / Проблемы управления: тезисы 10-го Всероссийского студенческого семинара М.: ГУУ, 2002
  163. Д.И. Реализация программы импортозамещения на предприятиях фармацевтической промышленности РФ / 8-я Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления 2003» -М.: ГУУ, 2003
  164. Д.И. Проблемы импортной зависимости российского фармацевтического рынка в условиях вступления России в ВТО // «Вестник университета. Серия национальная и мировая экономика», № 1 (3) / М.: ГУУ, Издательский центр ГУУ, 2003
  165. Ценообразование на фармрынке. Анализирует МАП // Фармацевтический вестник, № 24,13.09.2002
  166. С. Консолидация в мировой фармацевтической индустрии // «Ремедиум», № 7,10.07.2002
  167. А. Лекарства из «собачьего» магазина // «Газета», 19.09.2003
  168. И., Недетские болезни отечественной фармацевтики // Remedicus для бизнеса, 19.03.2001
  169. Д. Зарубежные производители недовольны введением в России нового порядка обязательной сертификации лекарств // РИА «Росбизнес консалтинг», 24.10.2002
  170. Е. Лукавый дженерик // Эксперт, 21.05.2003
  171. Л. НДС в Европе: от 0 и выше // Фармацевтический вестник, № 18,27.03.2003
  172. М. Из света в тень пролетая.// Фармацевтический вестник, № 18,27.05.2003
  173. М. Итого. Старожилы российского фармрынка подвели итоги его десятилетнего существования // Фармацевтический Вестник, № 19, 11.06.2002
  174. М. Производство, созданное «под сбыт» // Фармацевтический Вестник, № 34, 12.11.2002
  175. Экономическая статистика: учебник под ред. Ю. Н. Иванова — М.: ИНФРА-М, 1998
Заполнить форму текущей работой