Совершенствование механизма управления предпринимательскими структурами в сфере санаторно-курортных услуг: на материалах Волгоградской области
Целью маркетинговых коммуникаций является поддержание жизнеспособности деятельности санаторно-курортной сферы. Процесс взаимообусловленности двух составляющих производственных отношений: врач и пациент соответствует неопроведенческая парадигма, обосновывающая феномен взаимоотношений с покупателями и их лояльности посредством изучения воспринимаемого риска перед покупкой и расхождений после… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ
- 11. Основные аспекты функционирования предпринимательско-ориентированной системы санаторно-курортных учреждений. д
- 1. 2. Факторы, влияющие на развитие стратегические управления предпринимательства санаторно-курортных учреждений
- 1. 3. Основные классификационные принципы предпринимательской сферы развития санаторно-курортных учреждений
- 11. Основные аспекты функционирования предпринимательско-ориентированной системы санаторно-курортных учреждений. д
- 2. 1. Инструментарий управления предпринимательско-ориентированной системы санаторно-курортных учреждений
- 2. 2. Организационный менеджмент предпринимательской деятельности санаторно-курортных услуг
- 2. 3. Мотивационный менеджмент внедрения новых продуктов санаторно-курортного комплекса
- 3. 1. Приоритетные направления государственного регулирования предпринимательско-ориентированной деятельность санаторно-курортной сферы
- 3. 2. Регулирование системы маркетинговых коммуникаций санаторно-курортных услуг
- 3. 3. Модель системного прогнозирования управления санаторно-курортных учреждений
Совершенствование механизма управления предпринимательскими структурами в сфере санаторно-курортных услуг: на материалах Волгоградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современная предпринимательская система в России находится в поиске оптимальных методов управления в различных сферах деятельности. В числе важных народнохозяйственных задач, требующих своего, оптимального решения находятся вопросы детальной обоснованной разработки мероприятий по укреплению рыночных позиций санаторно-курортных учреждений с использованием принципиально новых форм и методов стратегического управления развитием предпринимательской деятельности со стороны органов государственной власти.
Основным условием выработки и принятия управленческих решений при предпринимательских подходах является процедура изучения внутренней и внешней среды с целью выявления факторов, регулирующих позиционирование предприятия в условиях рыночных отношений. Санаторно-курортная сфера России характеризуется различными условиями хозяйственной деятельности, обусловленными как природно-климатическими факторами, так и региональными особенностями экономического развития. В связи с этим возникает необходимость адаптации существующих механизмов управления предпринимательством для конкретных объектов санаторно-курортного бизнеса.
Современный уровень научных разработок хотя и является достаточно высоким, но не охватывает всю необходимую совокупность факторов, форм, методов и принципов, определяющей эффективность системы управления развитием предпринимательской деятельностью в санаторно-курортной сфере. Актуальными является поиск новых действенных моделей управления предпринимательскими структурами в сфере санаторно-курортных услуг, определение методического и инструментарного аппарата исследования, позволяющих находить оптимальные варианты развития важной отрасли социально-экономической деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Научные основы развития предпринимательской деятельности в сфере услуг в своих трудах обосновывают В. П. Адилова, Н. В. Банникова, Л. И. Блинова, Ю. Н. Веденина, A.M. Ветитнев, B. J1. Винокурова, H.A. Гаврикова, Н. Ф. Герасименко, А. Н. Глухов, M. J1. Еваленко, Т. А. Ирисова, О. Г. Кабак, Б. Г. Киберев, В.В. Котил-ко, А. И. Кривенцов, Н. Г. Кривобоков, С. Н. Крошин, JI.M. Крючков, М.Г. Jlaпуста, В. И. Лимонов, A.A. Нещадин, А. Ю. Чепуренко, Ф. И. Шамхалов, В.А. i.
Швандар.
Большой вклад в изучение развития организационно-экономического механизма функционирования предпринимательства на санаторно-курортном рынке внесли В. И. Азар, И. Г. Балабанов, Ю. Г. Бинатов, М. Б. Биржаков, Е. И. Богданов, A.B. Гладилин, З. М. Горбылева, В. Г. Гуляев, С. Р. Демьяненко, М. В. Ефремов, М. А. Жукова, В. И. Желдяк, А. И. Зорин, B.C. Ильина, В. А. Квартальнов, И. Н. Лякишева, С. Ю. Туманов, Ю. В. Темный и другие.
Но все же фрагментарно разработанными остаются проблемы, связанные с разработкой подходов к управлению процессами генезиса предпринимательских отношений в санаторно-курортных учреждениях, особенно в части коммуникаций, определяющих спрос и предложение на рынке санаторно-оздоровительных услуг и структуру механизма управления эффективностью предпринимательской деятельности. В работе предпринята попытка восполнить эти пробелы, что предопределило выбор темы исследования, его цель и задачи.
Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальности ВАК Министерства образования и науки РФ (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство, и соответствует п. 10.8 «Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности (сущность, принципы, формы, методы) — основные направления формирования и развития системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства» и п. 10.19 «Организационная структура управления предпринимательскими формированиями» Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ (по экономическим наукам).
Цель исследования состоит в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления предпринимательской деятельностью в системе санаторно-курортного комплекса.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
— исследовать теоретические основы управления рекреационным комплексом с позиций учета действия рыночных факторов функционирования предпринимательско-ориентированной системы санаторно-курортных учреждений;
— скорректировать методические подходы к оценке предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг во взаимоувязке с её государственным стимулированием и поддержкой;
— разработать научно-методологическое обоснование совершенствования механизма регулирования предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг и дополнения методики оценки его эффективности;
— предложить алгоритм формирования положительных имиджево-репутационных свойств предпринимательских структур региональной рекреационной сферы.
Предметом исследования является процесс формирования эффективного предпринимательско-ориентированного механизма управления бизнес-структурами в сфере санаторно-курортных услуг.
Объектом исследования выступают предпринимательские формирования санаторно-курортного комплекса, функционирующие в условиях современного рынка оздоровительных услуг.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов по проблемам управления развитием предпринимательством в санаторно-курортной отрасли. В ходе исследования использовались общенаучные методы, а также сравнительный анализ, экономико-математический, расчетно-конструктивный, графический, монографический и экономико-статистический методы.
Информационно-эмпирическая база представлена нормативными материалами, официальной информацией Федеральной службы государственной статистики РФ, аналитическими данными, годовыми отчетами и документами первичного учета санаторно-курортных учреждений, экспертными оценками, а также авторскими наблюдениями и полученными расчетами.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций по совершенствованию механизма управления предпринимательскими структурами в сфере санаторно-курортных услуг. Основные элементы научной новизны заключаются в следующем:
— в теоретическом аспекте расширена и дополнена классификация факторов рекреационной привлекательности санаторно-курортной сферы посредством инкорпорирования в систему выявленных и выделенных факто-ров-флуктуаций, что дает возможность более объективно прогнозировать развитие предпринимательских структур санаторно-курортного комплекса и которые должны учитываться органами государственной власти на мезои микроуровне при разработке программных мероприятий по его развитию на долгосрочную перспективу;
— уточнены методические подходы к анализу функционирования предпринимательских формирований сфере санаторно-курортных услуг на основе предложенной системы показателей, учитывающей региональные особенности исследуемого комплекса, позволяющей проводить количественную оценку происходящих процессов в контексте влияния регулирующего и стимулирующего воздействия механизма государственного управления развитием предпринимательства;
— предложен усовершенствованный механизм управления предпринимательскими структурами в сфере санаторно-курортных услуг, отличающийся от ранее предложенных применением принципов частно-государственного соуправления развития бизнесом, в котором управленческо-императивные функции с элементами регулирования и поддержки консолидированы на уровне аккредитованного агентства развития санаторно-курортного комплекса, что позволяет более гибко и транспарентно подходить к разработке управленческих решений в части реализации имиджево-репутационной и коммуникационной стратегии;
— в соответствии с предложенным методическим подходом разработан алгоритм формирования положительных имиджево-репутационных свойств предпринимательских структур регионального санаторно-курортного комплекса, содержащий авторские практические рекомендации организационно-экономического характера, основанный на оптимальном сочетании действия обоснованных механизмов и инструментов стимулирования, содержащий адаптивный пакет мер «бюджетной ответственности», позволяющий повысить рекреационную привлекательность предпринимательских структур;
— обоснована комплексная методика оценки эффективности государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства в сфере санаторно-курортных услуг, отличительной особенностью которой является оценка диалектических процессов развития предпринимательства по количественно-атрибутивным параметрам, с применением качественных корреляционных зависимостей, позволяющая более точно и полно в сравнении с существующими подходами интерпретировать взаимосвязь и взаимозависимость структурно-функциональных изменений в системе управления предпринимательством и основных параметров его развития.
Практическая значимость работы заключается в том, его результаты могут быть применимы в практической деятельности органов государственного управления для решения организационно-экономических вопросов развития предпринимательского сектора Теоретические положения диссертационной работы и ее практические разработки могут быть использованы как в конкретных санаторно-курортных учреждениях, так и в проектных изысканиях по проблемам управления рекреационным комплексом.
Апробация результатов исследования. Основные результаты выполненной диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на межвузовских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: Межвузовской научно-практической конференции «Наука и молодежь: новые идеи и решения», (г. Волгоград, 2006), Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Традиции и инновации в образовании» (г. Волгоград, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы экономического развития региона» (г. Ставрополь, 2009) и др. По проблемам диссертационной работы опубликовано 12 научных работ общим объемом 8,93 п. л.
Результаты исследования апробированы, внедрены и используются в санаторно-курортных учреждениях Волгоградской области, что подтверждается актом о внедрении на ФГУ Центр реабилитации «Волгоград».
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Поставленная в диссертационном исследовании цель, ориентированная на изучение и разработку на основе существующих научно-практических методик управления предпринимательско-ориентированной структурой в санаторно-курортных учреждениях в условиях рыночной среды функционирования и разработкой модели регионального стратегического развития санаторно-курортного комплекса.
Во-первых, рассмотренные в работе теоретические основы стратегического управления рекреационным комплексом, должны быть изучены с учетом рыночных факторов функционирования системы санаторно-курортных учреждений. Основополагающей задачей успешного бизнеса в санаторно-курортном бизнесе является выработка стратегии и тактики предпринимательской деятельности.
Нами определено, что условия функционирования современного предпринимательства санаторно-курортных учреждений, определяется ориентацией всей совокупности хозяйственных функций на удовлетворение конкретного рыночного спроса целевых потребителей. Именно санаторно-курортная деятельность определяется функциональностью стратегического и тактического бизнеса. При этом приводится структурированоориентационная политика расширения рынка с учетом формирования новых услуг.
Во-вторых, предпринимательская среда представляет собой благоприятную социальную, экономическую, политическую, гражданскую ситуацию, для занятия предпринимательством. Внешняя среда в предпринимательско-ориентированной структуре, является средой объективной и действует практически всегда независимо от желаний субъектов. Санаторно-курортные учреждения осуществляют виды деятельности, направленные на организацию досуга, отдыха и лечения населенияпосещение ими знакомых и родственниковпрочие цели, если они не запрещены законодательством и соответствуют уставу.
В-третьих, процесс перехода от государственного регулирования экономики к рыночным отношениям, безусловно, оказал существенное влияние и на санаторно-курортную отрасль. В связи с низкой платежеспособностью населения и резким сокращением финансирования санаторно-курортного лечения за счет государственных средств, а также средств профсоюзов и внебюджетных фондов, спрос на услуги учреждений курорта сократился до минимума. В результате рыночных преобразований в санаторно-курортных комплексах Волгоградской области произошло падение притока отдыхающих, затем путем медленной адаптации рекреационного хозяйства к новым условиям реформ и дальнейшей стабилизацией санаторно-курортных и туристских организаций намечается процесс восстановления и роста. Таким образом, пережив период глубокого кризиса, санаторно-курортные комплексы доказали свою жизнеспособность и самостоятельность.
По нашему мнению, развитие санаторно-курортной отрасли может пойти по двум путям стратегического развития. Во-первых, это стратегия кардинальных перемен перехода на рыночные и предпринимательские отношения и, во-вторых — стратегия самосохранения санаторно-курортной сферы.
Дополнительно обозначим, что санаторно-курортный комплекс не должен пойти по пути перерождения в обычное гостиничное хозяйство, когда лечебная составляющая деградирует, а основные средства вкладываются только в обновление базы размещения, питания и дополнительных услуг. Санатории, улучшая лечебную базу, повышая квалификацию врачебного персонала, могут развиваться за счет реализации собственных лечебных услуг.
Обоснованный организационный и мотивационный менеджмент предпринимательской деятельности санаторно-курортных услуг внедрения новых продуктов санаторно-курортного комплекса продемонстрировал, что инструментарием стратегического управления санаторно-курортными учреждениями является механизм экономических отношений, охватывающий внутренние и внешние факторы, совокупность форм, методов и инструментов управления хозяйственными процессами, при помощи которых оказывается воздействие на хозяйственную деятельность.
Предпринимательско-ориентированная система хозяйствования, санаторно-курортных учреждений (совокупность форм и методов управления экономикой), имеет определенную структуру, которая характеризует состояние предпринимательского и инвестиционного климата в стране1 (внешние условия деятельности) и организацию управления хозяйственно-финансовой деятельностью в санаторно-курортных учреждениях (внутреннею.среду). Такое деление механизма хозяйствования во многом носит условный характер, поскольку организация управления экономикой требует учета всей совокупности факторов внешней и внутренней среды, их взаимосвязи, взаимозависимости и силы воздействия на экономику в целом и ее отдельные процессы.
Ориентационный менеджмент стратегического управления не имеет определяющего направления специфики субъектов государственной структуры регулирования. Нами выделено, специфика методов обусловлена альтернативная возможность стратегического управления, направленного на достижение оптимальной эффективности предпринимательской деятельности.
Степень влияния ориентационного менеджмента стратегического управления не значительна без построения предпринимательско-ориентированной структуры. В рассматриваемой системе производства и потребления санаторно-курортных услуг (продукции) стратегические методы управления вряд ли останавливаются на уровне отношений врача и клиента (пациента). Стратегические методы управления не должны быть ограничены применением их на уровне отношений врача и пациента. Любой из предложенных, ориентированных методов стратегического управления может быть применен как регулируемый инструмент на различных уровнях системы производственных отношений.
Позиционный инструментарий мотивационного менеджмента ориентированного на продукт может определяться существованием конкурентов.
В этом случае стратегия позиционирования основана на выделении отличий своего предложения от конкурентных. Процесс мотивационного менеджмента состоит из нескольких фаз предопределения возможных преимуществ конкурентной среды.
Осуществляя мероприятия системы мотивационного менеджмента нового продукта, предприятие не должно забывать о комплексном продвижении избранной позиции сферы услуг всеми доступными ей средствами. Крайне важно, чтобы рекламируемое позиционное преимущество объективно подтверждалось на практике.
Производимый новый продукт — главная забота санаторно-курортного комплекса, предмет купли-продажи и основной источник прибыли. Поэтому он является главным элементом комплекса предпринимательства, а цена, организация сбыта и продвижения вытекают из особенностей продукта. Стратегические решения по продвижению продукта на рынке услуг должны быть главенствующими в общей стратегии маркетинга санаторно-курортного предприятия.
Предложенный механизм моделирования элементов стратегического развития санаторно-курортного комплекса на основе оценки системы государственного регулирования деятельности и модели системного прогнозирования механизма управления санаторно-курортных учреждений позволяет выявить условия, определяющие уровень государственного регулирования санаторно-курортной сферы. Они таковы:
1 .возможность исполнения правовых основ Российского законодательства;
2. поддержание правопорядка в регионе в системе экономической безопасности;
3. стабилизация экономической деятельности;
4. исполнение всех социальных гарантий государственного регулирования.
Для выполнения таких и условий государственная структура использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы. Государственные органы должны вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными. Государству отводится роль формирования кон-трольно-инспеционной деятельности для выявления негативных тенденций и явлений, по устранению в развитии предпринимательства.
Целью маркетинговых коммуникаций является поддержание жизнеспособности деятельности санаторно-курортной сферы. Процесс взаимообусловленности двух составляющих производственных отношений: врач и пациент соответствует неопроведенческая парадигма, обосновывающая феномен взаимоотношений с покупателями и их лояльности посредством изучения воспринимаемого риска перед покупкой и расхождений после покупки. В данном случае классический инструментарий маркетинга не отражает всех маркетинговых ресурсов и видов деятельности, которые служат созданию и поддержанию долгосрочных взаимоотношений с покупателями. Основными отличительными особенностями маркетинговых коммуникаций являются следующие: главная направленность — управление взаимодействиемресурсы поставщика и покупателя взаимозависимыспециалисты отдела маркетинга в основном выполняют роль консультантов, а маркетинговая деятельность интегрирована в бизнес — процессы учреждениявзаимоотношения формируются в основном на базе сотрудничества между санаторно-курортным учреждением и покупателем (клиентом).
Результаты данного исследования могут быть использованы для выявления негативных тенденций и явлений в развитии предпринимательства и определяется путем их устранения.
Список литературы
- Агеева, O.A. Туристские фирмы и гостиницы: бухучет и налогообложение. — М.: Современная экономика и право, 2000. 482с.
- Азар, В.И. Введение в экономику иностранного туризма. М.: Экономика, 1975. -87с.
- Азар, В.И. Экономика туристского рынка /В.И, Азар, С.Ю.Туманов-Институт Международного туризма.- М.:ИГЖ гос. службы, 1999.- 239с.
- Акопян, А. С Особенности конкуренции на рынке медицинских услуг / A.C. Акопян //Маркетинг.- 2001 -№ 3.-С. 107−116.
- Акопян, А. С Особенности конкуренции на рынке медицинских услуг /
- A.C. Акопян //Маркетинг.- 2001 -№ 5.-С. 94−101.
- Акулов, В. Б. К характеристике субъекта стратегического менеджмента /
- B.Б. Акулов, М. Н. Рудаков // Проблемы теории и практики управления, 1998. № 4, — С. 112−115.
- Акулов, В. Б. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента / В. Б. Акулов, М. Н. Рудаков // Проблемы теории и практики управления, 1999 № 3. -С. 88−90.
- Акулов, В.Б. Теория организации /В.Б. Акулов, М. Н. Рудаков // Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. — 138с.
- Алексунин, В.А. Медицинские услуги специальные маркетинговые исследования.// Маркетинг и маркетинговые исследования.-2005 № 5 — С.53−57.
- Алле, М. Условия эффективности в экономике / Пер. с фр. JI. Б. Азимова и др. М.: НИЦ «Наука для общества», 1998. 68с.
- Артемонова, E.H. и др. Молодежный сегмент туристского рынка как объект маркетинговых исследований/ Е. Н. Артемонова // Маркетинг в России и за рубежом. 2004 — № 4. — С. 37−50
- Базылев, Н.И. Основы бизнеса/ Н. И. Базылев, М. Н. Базылева Учеб. пособие. — Мн.: Мисанта, 2003. — 253с.
- Балабанов, И. Экономика туризма./ И. Балабанов, А. Балабанов.- Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. 176с.
- Балабанов, И.Т. Экономика туризма / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов: Учебное пособие, — М.: Финансы и статистика, 2000.- 276с.
- Биржаков, М.Б. Введение в ТУРИЗМ: Учебник Издание 6-е, переработанное и дополненное. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2004.- 448с.
- Биржаков, М.Б. Мотивации в туризме: «Туристские фирмы». Справочник. Вып. 13. СПб.: ОЛБИС, 1997. — С. 49−76
- Блинов, А.И. Роль и задачи санаторно-курортных учреждений Медицинского центра при Правительстве РФ в новых экономических условиях // Клинический вестник. 1994 — № 3. — С. 4−7.
- Большой Глоссарий терминов международного туризма // Под ред. М. Б. Биржаков, В. И. Никифорова. СПб.: «Издательский дом Герда» — «Невский Фонд», 2002.-704с.
- Борисов, К.Г. Международный туризм и право. М.: Финансы и статистика, 1999. — 64с.
- Борисов, С.Е. Здоровые деньги предпринимательской деятельности федеральных и муниципальных учреждений здравоохранения в сфере платных медицинских услуг.//Российское предприниматнльство.-2003 -№ 6.-С.90−94.
- Борисов, С.Е. Здоровые деньги предпринимательской деятельности федеральных и муниципальных учреждений здравоохранения в сфере платных медицинских услуг.// Российское предпринимательство.- 2003 № 2. -С.106−112.
- Боханов, С.Ю. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении / С. Ю. Баханов // Маркетинг в России и за рубежом.- 2002-№ 2.- С.45−52.
- Бургунова, Г. Н. Бухгалтерский учет в туризме / Г. Н. Бургунова, H.A. Камарджанова. современные технологии обучения: Учебное пособие.-СПб., СПбГИЭА, 1997.- 127с.
- Бургунова, Г. Н. Бухгалтерский учет и отчетность в туризме. / Г. Н, Бургунова, H.A. Камарджанова. Учеб. пособие.- М.:НОЛОДЖ, 1998.- 262с.
- Бургунова, Г. Н. Гостиничный и туристский бизнес / Г. Н, Бургунова, H.A. Камарджанова. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000.-352с.
- Бурлакова, Е.П. Договор о туристском обслуживании // Юрист. 2004 -№ 11.-С. 30−33.
- Буторова, Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: обслуживания иностранных туристов в России. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2000. — 122с.
- Ветитнев, А. Модель удовлетворенности потребителей качеством санаторно-курортных услуг./ А. Ветитнев // Стандарты и качество.- 2004 № 7.-С.54−57.
- Ветитнев, A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. — М.: Медицина, 2001.-224с.
- Ветитнев, A.M. Маркетинговые исследования санаторно-курортных услуг./ A.M. Ветитнев //Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2001 -№ 4.-С.6−14.
- Ветитнев, A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. СПб.: Из-во СПб ГУЭФ, 199. -240с.
- Винокуров, Б.Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения РФ. СПБ.: СПБ ГУЭиФ, 1998.-214с.
- Газина, A.B. Структура финансовой службы турфирмы. «Главбух». Приложение «Учет в туристической деятельности». — 2004 № 1.- С. 20−23.
- Гвозденко, A.A. Логистика в туризме: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. — 272с.: ил.
- Гейц, И.В. Санаторно-курортное лечение работников и членов их семей/ И. В. Гейц //Консультант бухгалтера.- 2004 № 7. -С. 37−43.
- Голубев, В.П. Оплата путевок для лечения и отдыха / В. П. Голубев // Консультант бухгалтера.- 2006 № 5.- С.88−95.
- Горбылева, З.М. Маркетинг туристских регионов. Учебное издание. Мн.: БГЭУ, 2000. -139с.
- Горбылева, З.М. Экономика туризма. Учебно-практическое пособие. -М.: Издательство МЭСИ, 2000.-155с.
- Гостиничный бизнес. Серия «Учебное пособие», Ростов н. /Д: Феникс, 2001.-416с.
- Гуляев, В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: Изд-во «ПРИОР», 1998. — 199с.
- Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. -М.: Нолидж, 1996.-13 5с.
- Дехтярь, Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 256с.
- Дубович, А. Маркетинг в туризме. Мн.: Новое знание, 2001. — 186с.
- Дубович, А. П. Маркетинг в туризме/ А. П. Дубович, A.C. Копонев. -Учебное пособие. Мн.: Экономпресс, 1998. — 400с.
- Дудов, В.Г. Российские курорты в условиях становления рыночных отношений // Российский экономический журнал. — 1994 № 8. — С. 105−108.
- Егоренков, Л.И. Экология туризма и сервиса: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 208с.: ил.
- Ерофеева, B.A. Бухгалтерский учет и внутренний аудит в системе управления организаций в условиях становления рыночных отношений. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб Университета экономики и финансов. -1995.- 127с.
- Ефремова, М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма // Маркетинг. 2004. № 2 -с.88−103
- Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2002. — 200с.: ил.
- Забаева, Н.И. Статистическая оценка эффективности туристических организаций/ Н. И. Забаева, М. Н. Дмитриев // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 2 с. 95−104
- Законодательные и исполнительные основы организации платных медицинских услуг в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях.// Российский медицинский журнал.- 2004. № 3.-C.3−6.
- Здоров, А.Б. «Экономика туризма»: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1998.- 178с.
- Зорин, И. и др. Основы туристской деятельности. М.: Советский спорт, — 2000.-206с.
- Зорин, И. и др. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, — 2001. — 152с.
- Зорин, И. Энциклопедия туризма./ И. Зорин, В.Квартальное. М.: Финансы и статистика, 2000. — 368с.
- Иващенко, Н. П. Экономика фирмы: Курс лекций для бакалавров. М.: Экономический факультет МГУ: ТЕИС, 1998. Разд. I. С. 38−39.
- Ильина, Е. Туроперейтинг: организация деятельности. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.-256с.
- Ильина, E.H. Деятельность туристских агентов: Туристский рынок и предпринимательство: Учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 2004. — 64с.
- Исаенко, Е.В. Организация и планирование рекламной деятельности./ Е. В. Исаенко, А. Г. Васильев. Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 252с. — (серия «Профессиональный учебник: Маркетинг»).
- Исмаев, Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие для вузов. — М.: Мастерство, 2002. 432с.
- Исмаев, Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие. — М.: НОУ Луг, 1998. 224с.
- Истомин, В. И. Страны мира: справочник туроператора и туриста. М.: Советский спорт, 2000. — 193с.
- Кабушин, Н.И. Менеджмент туризма.- Минск: БГЕУ, 2000.- 258с.
- Кабушкин, Н. Менеджмент туризма. — Мн.: Новое знание, 2001. — 160с.
- Кардаш, В.А. Законы рынка требуют эффективно использовать факты повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организа-ций.//Регион. Экономика: Теория и практика. 2004 — № 2. — С.77−78.
- Квартальнов, В. Туризм, экскурсии, обмен. — М.: Наука, 1993. 216с.
- Квартальнов, В. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2000, — 320с.
- Квартальнов, В.А. Международный туризм: политика развития/ В. А. Квартальнов, A.A. Романов. Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 1999. -83с.
- Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2003. 672с.
- Квартальнов, В.А., Иностранный туризм. Серия «Менеджмент и экономика туризма». -М.: Финансы и статистика, 1999. 158с.
- Кисилевич, Т.И. Аудит санаторно-курортных организаций. М.: Финансы и статистика, 2003. -192с.
- Кисилевич, Т.И. Бухгалтерский учет в санаторных организациях./ Т. И. Кисилевич, О. И. Шарыпова. М.: Финансы и статистика, 2003.-336с.
- Кисилевич, Т.И. Внутренний контроль в санаторно-курортных организациях. — М.: Финансы и статистика, 2003.-128с.
- Кисилевич, Т.И. Особенности бухгалтерского учета в санаторно-курортных организациях. М.: Финансы и статистика, 2003 .-160с.
- Козырев, В.М. Основы современной экономики: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 432с.
- Козырев, В.М. Туристская рента: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 112с.: ил.
- Козырев, В.М. Туристская рента: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 112с.
- Козырева, Т.В. Компьютерная мини — бухгалтерия в туристской фирме. / Т. В. Козырева, JI.A. Родин. Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000.-412с.
- Козырева, Т.В. Учет издержек в туризме: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 224с.
- Колесник, Н.В. Введение в специализацию: Ч. II Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: Учебно-метод. пособие. М.: Советский спорт, 2000. — 237с.
- Концепция маркетинга в туризме./ А. П. Дубович, З. М. Горбылева, A.C. Копанев. Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 1998.- 201с.
- Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Ф. Котлер, Дж. Бо-ун, Дж. Менкенз. Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999.- 197с.
- Кривошеев, Г. Г. Экономические аспекты профессионально врачебной деятельности/ Г. Г. Кривошеев // Здравоохранение.-2004 № 8.-С. 17−30.
- Кривошеин, В. Еще раз о сертификации // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998 — № 2, С. 16−17.
- Круглова, Н.В., Слепаков С. С. Формирование эффективного собственника в региональной экономике: Препринт # \П /2003/24.- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.-56с.
- Кузнецов, П.П. О переходе учреждений здравоохранения на новую модель планирования и учета. // Финансы.- 2002 № 5. — С.51−53.
- Кузнецова, С.И. Российский авиатуризм и рынок туристских авиаперевозок /С.И. Кузнецова, Л. В. Янкович.- Метод, рекомендации. — М.: РИБ «Турист», 2000. 247с.
- Кузьменко, М.М. Финансовый менеджмент в здравоохранении России: проблемы и пути решения управления финансовыми ресурсами здравоохранения/ М. М. Кузьменко, В. В. Баранов. 1995
- Ланкер Р. Туристский маркетинг / Р. Ланкер, Р. Оллье // Академия рынка. Маркетинг. -М.: Экономика, 1994. 189с.
- Логинов, Д.П. Договор организации с медицинскими учреждениями об оказании медицинских услуг работникам.//Консультант бухгалтера.-2006-№ 2.- С.25−29.
- Логинов, И. Н. Методика расчета тарифов на санаторно-курортные услуги /И.Н. Логинов // Аудиторские ведомости.- 2006- № 8.- С. 31−38.
- Логинов, И. Н. Методика расчета тарифов на санаторно-курортные услуги / И. Н. Логинов // Аудиторские ведомости, — 2006- № 9.- С. 18−22.
- Маринин, М. Впервые в России принят закон, регулирующей сферы туризма: Комментарий к закону // Экономика и жизнь. 1997. -№ 2
- Маринин, М. Лицензирование в туристской деятельности: проблемы и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998 — № 1, С.5−6
- Маринин, М. М Туристские формальности и безопасность в туризме. -М.: Финансы и статистика, 2004. — 144с.: ил.
- Маринин, М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. -М: РИБ «Турист. 1998 -126с.
- Международный туризм: Правовые акты. Под ред. Н. И. Волошин, Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2003.- 400с.
- Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. — 352с.: ил.
- Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001.- 272с.: ил.
- Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2003. 288с.: ил.
- Менеджмент туризма: Туризм как объект управления. М.: Финансы и статистика, 2003. — 333с.: ил.
- Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризм: Учебник.» М.: Финансы и статистика, 2002.-326с.: ил.
- Менеджмент туризма: Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2002.-320с.: ил.
- Мильнер, Б. Уроки бюрократической системы управления // Вопросы экономики. 1999 № 1, — С. 77−87.
- Моделирование финансовых результатов в предприятиях санаторно -курортной сферы в условиях антикризисного управления / А. А Гаврилов, E.H. Калайдин, В. В. Суворова, JI.T. Тиводар // Экономический анализ: теория и практика. 2004 — № 6. — С.21−24.
- Моисеева, Н. Стратегическое управление туристской фирмой. М.: Финансы и статистика, 2001. — 208с.
- Морозов, М. Анализ рынка детского туризма: состояние, проблемы, перспективы // Туризм. 2004. — № 4. — с.38−42
- Москаленко, JI. Медицинский супермаркет./ Л. Москаленко //Эксперт. -2003- № 2.- С. 26−32.
- Мохов, А. А. Деятельность по оказанию медицинских услуг разновидность деятельности предпринимательской./А.А.Мохов // Медицинское право. — 2006 — № 2. — С.27−33.
- Наумов, А.Ю. Как создать новую медицинскую организацию./А.Ю. Наумов// Главбух.- 2004 № 3.- С. 46−62.
- Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма / Под общей ред. A.JI. Лесника, И. П. Мацицкого, A.B. Чернышева. М.: Изд-во «Вестник», 1999.-297с.
- Непомнящий, Е.Г. Методические указания по выполнению курсового проекта на тему «Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта». Таганрог: изд-во ТРТУ, 1998. 85с.
- Новиков, Д.Т. Будь здоров (интеллектуально-креативная деятельность в сфере оказания медицинских услуг) / Д. Т. Новиков // Российское предпринимательство.- 2006 -№ 4.- С.75−79.
- Новиков, Д.Т. Будь здоров (интеллектуально-креативная деятельность в сфере оказания медицинских услуг) / Д. Т. Новиков // Российское предпринимательство.- 2006 -№ 6.- С.52−54.
- Образцов, A.B. Практикум по налогообложению и бухгалтерскому учету в туристских фирмах./ A.B. Образцов, Е. Ю. Миронова. М.: Изд. — во АО «Алтбанкир», 2000.- 216с.
- Озеров, A.M. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристических фирмах.- М.: ФБК-ПРЕСС, 1997.- 238с.
- Ополченов, И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2003. — 168с.
- Организация предпринимательской деятельности / A.C. Пелих, A.A. Чумаков, М. М. Баранников, И. И. Боков, Г. А. Древ, А. Г. Пронченко, Г. Г. Попета // Учебное пособие / Под ред. А. С, Пелих. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: «МарТ», Ростов н/Д, 2004 — 384с.
- Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 208с.
- Парций, Я.Е. Научно-практический комментарий к Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». — М.: Фонд «Правовая культура», 1999.-219с.
- Петрова, Н. Особенности спроса на платные медицинские услуги/ Н. Петрова // Маркетинг.- 2006- № 3.- С. 110−114.
- Петрова, Н.Г. О методологии маркетинговых исследований рынка медицинских услуг в условиях крупного города / Н. Г. Петрова // Маркетинг и маркетинговые исследования.-2006 № 3. — С. 232−239.
- Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н. В. Радионовой, О. О. Читанавой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — 383с.
- Проект Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года. Подготовлен Фондом «Центр стратегических разработок» под руководством председателя Совета Фонда Г. О. Грефа. М., 2000.
- Прокофьев, Т. Ю. Социальные рыночные услуги в России: тенденции развития / Т. Ю. Прокофьев //Финансы и кредит. 2005- № 22.-С. 68−73.
- Разумов, A.M. Концептуальные вопросы развития курортного дела в России // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 1998 — № 6. -С.3−6.
- Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятия). М.: Финансы и статистика, 2004. — 1002с.: ил.
- Райсс, М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997 № 1, — С. 9297.
- Раткин, JI. Капиталовложение в российское здравоохранение: станут ли платными медицинские услуги источником инвестиции в социальной сфере./ Л. Раткин //Инвестиции в России. 2004 — № 8.-С. 19−23.
- Родигин, Л.А. Информационные технологии в гостиничном и туристском менеджменте. — М.:РИБ «Турист». 1998. 306с.
- Российский статистический ежегодник 2006, Москва. 2006.- 980с.
- Руков, В.Б. Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета в салонах красоты и медицинских центрах.// Консультант бухгалтера.- 2003.-№ 9.- С.39−55.
- Румянцева, 3. Современный менеджмент // Российский экономический журнал. 1995 № 9, — С. 51−60.
- Рыбакова, Р.Ю. Конституционные гарантии и основные бюджетные услуги как основа определения минимально необходимой бюджетной обеспеченности.// Финансы и кредит. 2004 — № 6.-С.60−73.
- Санаев, А. Русский PR в бизнесе и политике. М.: Ось — 89, 2003. -240с.
- Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики государства // Курортные ведомости. 2001 — № 6. — С.4−6
- Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования / И. Мысляева, В. Нелюбин, Б. Ракитский // Вопросы экономики. 1995 — № 9. -С.34−39.
- Сапрунова, В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. М.: Советский спорт, 1998. — 97с.
- Сенин B.C. Некоторые аспекты сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Системы сертификации ГОСТ Р / B.C. Сенин, Т. А. Бажинова, A.B. Хорошилов. Методическое пособие. Выпуск 2. — М.: МЭСИ, 1998.-197с.
- Сенин, В. Организация международного туризма: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 2003. — 400с.: ил.
- Сенин, В. С. Введение в туризм. М.: Финансы и статистика, 1994.-199с.
- Сенин, В. С. Туризм: мини словарь. — М.: Финансы и статистика, 2008. -64с.
- Сергеева, Т. К. Экологический туризм. — М.: Финансы и статистика, 2004.-360с.: ил.
- Симонян, К.Н. Стратегия маркетинга в здравоохранении в условиях перехода в рыночной экономике. М.: Центр, институт усовершенствования врачей. — 1992. — с. 33−34.
- Скворцова A.B., Перспективы развития предпринимательства в санаторно-курортной сфере. // Экономический вестник Ростовского государственного университета, Ростов,-2007.- Том 5 № 4 часть 3, с. 337−339 0,2 п.л.
- Скворцова A.B., Совершенствование механизма управления предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере./ A.B. Скворцова / Препринт. Волгоград: Издательство ВГСХА «Нива», 2008.- 53с.- 3,04 п.л.
- Соболев И.И. Анализ деятельности турфирмы. Учебное пособие.- М.: Финансы статистика, 2000. 238с.
- Соболева, Е. А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004.- 169с.: ил.
- Соболева, Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы / Е. А. Соболева, И. И. Соболев. — Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 1999. 128с.
- Соболева, Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы/ Е. А. Соболева, И. И. Соболев. Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 2000.-328с.
- Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие. — М.: Мастерство, 2002.-352с.
- Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. М.: Советский спорт, 2003. — 328с.
- Способы автономного выживания человека в природе / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов, В. Н. Латчук. Учебное пособие для высш. пед. Учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304с.
- Статистический ежегодник Волгоградской области 2005 года, Волгоград 2006. 468с.
- Столярова, О.В., История развития санаторно-курортного дела // Курортные ведомости. 2000. — № 1. — с. 8−11.
- Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М.: ТАНДЕМ-ЭКСМОС, 1998. С. 294—296.
- Стремоусов, С.Г. Организационно-экономические факторы обеспечения конкурентоспособности предприятий и организаций санаторно курортной сферы.): автореф. дис.. канд. эк. наук. — Кисловодск, 2004. — 24с.
- Тахумова, О.В. Развитие предпринимательства на региональном потребительском рынке (на материалах Ставропольского края)): автореф. дис.. канд. техн. наук. Ставрополь, 2006. — 21с.
- Тихонов, Д.В. Как избежать неприятностей отдыхая и путешествуя за границей.-М.: «Туризм», 1999.- 189с.
- Тогунов, И.А. Роль и место классических методов управления на рынке медицинских услуг /И.А. Тогунов // Управленческий персонал. 2003- № 5. -С.22−25.
- Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристическая индустрия. Туристский бизнес. / Авт. — сост., авт. предисл. И. В. Зорин, В.А. Квар-тальнов. М. — Афины: ГЫБООЯОУР, 1994. — 423с.
- Туризм в России: Статистический сборник. М.: Госкомстат, 2001.-428с.
- Туризм и гостиничное хозяйство: Учеб. пособие. М.:ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 128с.: ил.
- Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Д. Чудновско-го. М.: ЭКМОС, 2001. — 400с.
- Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Д. Чудновско-го. -М.: Юркнига, 2003. 448с.
- Туризм и отраслевые системы. Учебник / Гл. ред. В. А. Квартальное. -М.: Финансы и статистика, 2001. -272с.
- Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь справочник / Под ред. Л. П. Воронковой. — М.: Аспект — пресс, 2002. — 367с.
- Туризм: Учебник / Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А. И. Фролов.- под ред. Л. П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002. — 367с.
- Туристика: Монография. М.: Советский спорт, 2001.-288с.
- Туристские фирмы. Выпуск 16. СПб., ТОО «ОЛБИС», 1998. — 215с.
- Федосеев, В.Н. Потребитель на отечественном рынке общественного здоровья./ В.Н. Федосеев//Маркетинг в России и за рубежом. 2002 — № 1.-С.85−90.
- Филипповский, Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства. / Е. Е. Филипповский, Л. В. Шмарова. М.: Финансы и статистика, 2004. -176с.: ил.
- Хорьков, Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. -М.: Финансы и статистика, 2008. 276с.
- Храбовченко, В. В Экологический туризм: Учеб. метод, пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 208с.: ил.
- Хутиев, Т.В. Санаторно-курортная отрасль в новых экономических условиях // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 1993. — № 2. — С.60−62.
- Чудновский, А. Туризм и гостиничное хозяйство. М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2000. — 382с.
- Чудновский, А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. — 288с.: ил.
- Чудновский, А.Д., Жукова М. А., Сенин В.С, Управление индустрией туризма: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004. — 448с.
- Шамахова В.А. Выезжающему за границу / В. А. Шамахова, А.Н. Мя-чина. Справочник. — М., 1998. -106с.
- Штюрмер, Ю.А. Экологическое воспитание туристов в туристской секции и клубе. М.: ЦРИБ «Турист», 1991. — 209с.
- Щукин А.И. Предпосылки и факторы развития этнического туризма на Северо-Западе Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание учетной степени кандидата географических наук. СПб.: 2002. — 288с.
- Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Гор-финкеля и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001.
- Экономика современного туризма. Под ред. Г. А. Карповой. — М.-СПб., Издательский Торговый дом «Герда», 1998. — 317с.
- Яковенко, Г. В. Экономика туристских и санаторно-курортных предприятий. / Г. В. Яковенко, Б. Л. Винокуров, A.M. Ветитнев. Сочи: Южный филиал ННИ им. Семашко, 1997. — 210с.
- Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство РДЛ, 2004.-376с.
- Янкевич, B.C. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. Под ред. B.C. Янкевича, — М.: Финансы и статистика, 2002. — 295с.
- Cooper С., Fletcher J., Gilbert D., Wan hill S. Tourism: Principles and Practice. London, Pitman Pubs, 1995 — 400s.
- Global Tourism Forecasts to the Year 2000 and Beyond, 7 Volumes. -Madrid, WTO, 1995 389s.
- Mill R.C. Tourism: The International Business. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1991 — 240s.
- Pisarki A.E. Tourism Classification in International Statistics: Paper Prepared for WTO for the International Forum on Tourism Statistics. -Vienna, Austria, 1995 588s.