Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Активизация региональной внешнеэкономической деятельности средствами международного маркетинга в условиях интернационализации мирового хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под воздействием процессов глобализации мировой экономики, интернационализации и регионализации внутринациональный регион превратился в субъект мировой экономики, отличающийся относительной самостоятельностью и позиционирующий себя как пространственно локализованное сообщество, обладающее целостностью, совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Анализ особенностей регионализации внешнеэкономической деятельности в России в условиях интеграции регионов в мировое экономическое пространство
    • 1. 2. Идентификация условий обеспечения международной конкурентоспособности регионов в зависимости от их внешнеэкономической активности
    • 1. 3. Международный маркетинг как инструмент активизации внешнеэкономической деятельности территории: постановка задачи исследования
  • 2. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА
    • 2. 1. Оценка содержательного наполнения структуры и этапов организации международного маркетинга
    • 2. 2. Анализ внутренней маркетинговой среды субъекта Российской Федерации
    • 2. 3. Маркетинговое исследование внешних факторов активизации региональной экономики
  • 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Методическое обоснование системы стратегического управления процессом международного маркетинга территории
    • 3. 2. Разработка маркетингового плана активизации региональной внешнеэкономической деятельности
    • 3. 3. Выбор организационно-экономических решений по совершенствованию механизма международного маркетинга Ростовской области

Активизация региональной внешнеэкономической деятельности средствами международного маркетинга в условиях интернационализации мирового хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях усиления процессов интернационализации мировой экономики в целом, интеграции России в мировое экономическое пространство, усиления роли внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в социально-экономическом развитии страны и ее регионов возрастает значимость международных маркетинговых процессов, ориентированных на активизацию региональной внешнеэкономической сферы.

Актуальность исследования внешнеэкономической деятельности региона обусловлена ролью регионального фактора в социально-экономическом развитии России и возрастанием влияния внешнеэкономической компоненты на этот процесс.

Для российских регионов международные и внешнеэкономические связи стали важным условием динамичного социально-экономического развития, позволяющим осуществлять взаимовыгодное сотрудничество, свободный обмен товарами, услугами, научно-техническими достижениями, рабочей силой, капиталами между региональными внутренними и международными внешними рынками в рамках открытой экономики.

Особую значимость при этом приобретают меры, методы, модели, стратегии, вырабатываемые региональными властями в сфере ВЭД и их взаимодействия с международными инициативами и программами федеральных органов, где вопросы привлечения средств и возможностей международного маркетинга в целях активации предпринимательской инициативы и конкурентных возможностей регионов на международных рынках приобретают признаки самостоятельной научной проблемы.

Использование маркетингового подхода в управлении региональной ВЭД предполагает перенесение теоретических разработок и практических достижений в области маркетинга и менеджмента с микроуровня экономики предприятия на мезоуровень управления экономикой территории.

Здесь проявляется сфера деятельности новой для России области знаний — международного маркетинга региона, который представляет собой действенный управленческий механизм, ориентированный на обеспечение эффективного ре3 гионального социально-экономического развития посредством разработки и реализации органами власти системы мер по привлечению в территорию новых зарубежных экономических агентов, а также по продвижению за рубеж продукции и услуг, произведенных в субъекте РФ, ориентированных на потребности зарубежных партнеров.

Дальнейшее исследование и развитие методических положений применения инструментария международного маркетинга в целях активизации региональной внешнеэкономической деятельности представляется задачей актуальной, отвечающей требованиям международных экономических инициатив федеральных органов власти, а также условиям вовлечения российских регионов в усиливающийся процесс интернационализации мировой экономики в целом.

Степень разработанности проблемы. Исследованию тенденций развития мировой экономики, процессов интеграции как основы укрепления конкурентных позиций стран, регионов, предприятий посвящены работы ряда зарубежных и отечественных ученых.

В частности, вопросы интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи, взаимодействия и взаимопроникновения национальной и мировой экономики, осуществления внешнеэкономических связей, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности получили отражение в работах таких авторов, как Портер М., Фишер П., Балабанов И., Басенко А., Булатов А., Глазьев С., Долгов С., Кочетов Э., Орешкин В., Покровская В., Фаминский И. и др. v.

Фундаментальным исследованиям развития регионов России под влиянием ВЭД и особенностям ее государственного регулирования на посвящены работы Архипова А., Вардомского Л., Воронковой О., Гранберга А., Евтеева В., Пузако-вой Е., Рубинской Э., Солодкова Г., Таранова П. и др.

Проблемам развития теории и методологии международного маркетинга посвящены труды таких зарубежных и отечественных авторов как Ансофф И., Котлер Ф., Райн И., Хейдер Д., Авдокушин Е., Багиев Г., Пивоварова М. и др.

Особенности применения маркетинговых механизмов на внутрифирменном и региональном уровнях исследовались в работах Арженовского И., Голубкова Е., ч.

Костоглодова Д., Кетовой Н., Панкрухина А., Сейфуллаевой М., Фатхутдинова Р., Федько В. и др.

Однако большинство авторов не рассматривают международный маркетинг как средство активизации внешнеэкономических связей территории в целях повышения’ее международной конкурентоспособности и адаптации к мирохозяйственным процессам.

Таким образом, имеет место ниша для дальнейшего проведения теоретикол методических исследований проблем адаптации экономики внутринациональных регионов к глобальным экономическим процессам посредством использования инструментов международного маркетинга территории, что и предопределило выбор предмета, объекта и цели данного исследования, а также состав решаемых задач и структуру диссертации.

Целью диссертационного исследования является обобщение теоретико-методических аспектов регионализации ВЭД в России и разработка методического инструментария активизации внешнеэкономической деятельности территории с применением средств и возможностей международного маркетинга.

Поставленная цель исследования предопределила необходимость решения следующих этапных задач исследования.

1. Обобщить представления о процессах регионализации внешнеэкономической деятельности в России и особенностях ее государственного управления в условиях интеграции регионов в мировую экономику.

2. Определить условия обеспечения международной конкурентоспособности регионов с учетом их социально-экономического статуса и внешнеэкономической активности и оценить влияние международного маркетинга на этот процесс в условиях рыночных преобразований в России и ее интеграции в мировое экономическое сообщество.

3. Систематизировать методические положения и принципы организации международного маркетинга территории как активатора ее внешнеэкономической сферы.

4. Усовершенствовать методические положения исследования внутренней и внешней маркетинговой среды субъекта РФ с целью выявления и использования потенциальных возможностей повышения эффективности его внешнеэкономических связей.

5. Разработать алгоритм формирования программы международного маркетинга территории, используемый в целях подготовки методических рекомендаций по активизации региональной ВЭД средствами международного маркетинга.

6. Обосновать предложения по совершенствованию организационно-управленческой структуры ВЭД Ростовской области с использованием технологий международного маркетинга.

7. Предложить комплексную принципиальную схему организации международного маркетинга субъекта РФ, разработать методический инструментарий оценки результативности программы международного маркетинга Ростовской области с учетом прогнозирования социально-экономического эффекта от ее реализации.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ, а также международный маркетинг как средство ее активизации в целях адаптации региона к условиям интернационализации российской экономики.

— Предметом исследования явились методические подходы и способы активизации внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей Ростовской области средствами международного маркетинга для повышения ее международной конкурентоспособности в условиях интеграции России в мировое экономической пространство.

Диссертация выполнена в рамках п. 21 «Направления и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов» паспорта научной специальности 08.00.14 — мировая экономика и п. 3.3 «Направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся условиям экономики России» паспорта научной специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: маркетинг.

Теоретико-методологическая основа диссертационной работы.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в облапти интернационализации и глобализации мировой экономики, федерализма, регионализации внешнеэкономической деятельности, международного маркетингафундаментальные положения теории переходной экономики, институциона-лизма, региональной экономикипрогнозные и программные разработки федеральных и региональных органов власти.

Инструментарно-методический аппарат исследования. Для решения поставленных задач на разных этапах диссертационного исследования использовались методы структурно-функционального анализа, логического, сравнительного и экономико-статистического анализа, графической интерпретации, концептуальные ззриг. тические модели, реализуемые в рамках системного подхода к исследованию сложных социально-экономических процессов.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики и ее регионального подразделения в Ростовской области, Федеральной таможенной службы РФ и Южного таможенного управления, а также методические и аналитические разработки Администрации Ростовской области, министерства экономики, торговли, международ-, ных и внешнеэкономических связей Ростовской области, Международного института экономики, права и менеджмента Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, федеральная и региональная нормативно-*' правовая база в сфере ВЭД, данные аналитических агентств РА «Эксперт», «Интерфакс», «АК&М», информационные материалы, содержащиеся в научных публикациях и периодической печати, а также информация по проблеме исследования, собранная лично автором.

Нормативно-правовую базу составили законодательные акты в области внешнеэкономической деятельности России и субъектов РФ.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на научном предположении, что средства и возможности международного маркетинга являются эффективным способом активизации региональной внешнеэкономической деятельности в свете дальнейшей интеграции субъектов РФ в мировое экономическое пространство, в связи с чем существует настоятельная необходимость в дальнейшем развитии теоретико-методических положений международного маркетинга и выработке практического инструментария его применения в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью. Такой подход предполагает обеспечение структурно-функциональной оптимизации механизма управления региональной ВЭД и позволяет разработать программу международного маркетинга региона, ориентированную на повышение его макроэкономических показателей.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

08.00.14 — Мировая экономика.

1. Под воздействием процессов глобализации мировой экономики, интернационализации и регионализации внутринациональный регион превратился в субъект мировой экономики, отличающийся относительной самостоятельностью и позиционирующий себя как пространственно локализованное сообщество, обладающее целостностью, совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических и социокультурных условий и ориентированное на интеграцию в мировую экономическую систему. Процесс интеграции регионов России в мировую экономику является управляемым и требует координации действий федеральных и региональных властей, определения и разграничения их полномочий, согласования в различных законах норм, регулирующих компетенцию органов государственной власти всех уровней, совершенствования механизма их взаимодействия для обеспечения наиболее рационального и эффективного исполнения соответствующих конституционных и законодательных норм.

2. Условием интеграции региона в глобальную экономику в целях получения экономической выгоды от международного разделения труда является обеспечение траектории центростремительного движения в системе хозяйствующих субъектов территории и региональных органов власти посредством формирования взаимовыгодной и ресурсообеспеченной стратегии развития внешнеэкономической открытости в совокупности структурно-экономической (ВЭД региона) и нормативно-институциональной (ВЭС региона) составляющих. Обозначенный комплексный подход к функционированию внешнеэкономической сферы региона ориентирован на повышение его международной конкурентоспособности посредством максимизации социально-экономических показателей развития территории при полном использовании ее ресурсов, как естественных и воспроизводственных, так и административных. Применение маркетинговых инструментов существенно повышает конкурентные преимущества территории в борьбе за ресурсы и потребителей экспортной продукции.

3. Сопровождение и координацию процесса активизации региональной внешнеэкономической деятельности должен осуществлять специализированный орган, призванный координировать маркетинговые усилия субъектов ВЭД региона. Для обеспечения научного подхода в применении инструментов международного маркетинга в региональном управлении и удовлетворения интересов всех участников этого процесса целесообразно включение в указанный орган на условиях партнерства представителей власти, бизнес-сообщества, науки, общественности.

4. Анализ системы статистических показателей, отражающих динамику развития региональной ВЭД, позволяет оценить влияние маркетинговых усилий органов государственной власти на эффективность внешнеэкономических связей территории. При этом используемая система оценок должна регулярно актуализироваться в соответствие с изменениями во внешней и внутренней маркетинговой среде и может быть положена в основу разработки и реализации программы международного маркетинга. Такой механизм позволит обеспечить ускоренную интеграцию региона в глобальное экономическое пространство и оптимизировать усилия субъектов ВЭД в получении экономической выгоды и социального эффекта от участия в системе международного маркетинга.

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг.

1. Международный маркетинг, являясь современной управленческой технологией, представляет собой действенный инструмент социально-экономического развития территории, формируя стратегическую основу ее адаптации к тенденциям мирохозяйственного развития с ориентацией на повышение эффективности и совершенствование механизма региональной внешнеэкономической деятельности.

2. Теоретико-методологическая база международного маркетинга территории представлена совокупностью взаимосвязанных категорий и инструментов, образующих логическую систему, входом которой является маркетинговое исследование внешнеэкономического потенциала, выступающего основой функционирования внешнеэкономического комплекса территориивыходом — региональная программа международного маркетинга.

3. В процессе программирования международного маркетинга определяются цели, задачи, приоритеты его развития, экономически обоснованный план маркетинговых мероприятий и система оценок эффективности предпринимаемых действий. В основу комплексного плана маркетинговых действий может быть положена построенная по отраслевому и функциональному признакам матрица направлений реализации конкурентных преимуществ региона, определяемых исходя из запросов и интересов целевых групп потребителей регионального продукта.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в теоретико-методическом обосновании места и функции международного маркетинга в системе государственного управления субъектом РФ как инструмента активизации региональной ВЭД и повышения уровня социально-экономического развития территории, а также в разработке адекватного процессу интернационализации экономики методического инструментария формирования программы международного маркетинга региона.

Элементы научной новизны состоят в следующем.

08.00.14 — мировая экономика:

1. Разработана схема прямой зависимости уровня жизни населения территории от степени ее внешнеэкономической активности, что позволило обосновать необходимость государственного управления процессом активизации региональной ВЭД в условиях интеграции субъектов РФ в мировое экономическое пространство.

2. Уточнена сущностно-категориальная трактовка международной конкурентоспособности региона как совокупного показателя уровня его социально-экономического развития в комплексе взаимодействующих хозяйствующих субъектов по поводу воспроизводства ресурсов региональной экономики, отражающего преимущества данного региона в противостоянии с другими региональными системами внутри государства и за его пределами, что дало возможность развить типологию российских регионов как субъектов системы международных экономических отношений в части оценки масштабов и глубины проработки предпринимаемых ими маркетинговых усилий во ВЭД с целью обеспечения своей международной конкурентоспособности.

3. Обоснована целесообразность и доказана необходимость структурно-функционального преобразования механизма управления региональной ВЭД посредством создания специализированной межведомственной комиссии при администрации региона (на примере Ростовской области), призванной координировать процесс применения инструментов международного маркетинга в региональной экономике, что позволит осуществлять постоянную адаптацию ее внешнеэкономической сферы к изменяющимся внешним условиям, и активизировать деятельность субъектов ВЭД региона путем использования принципов межведомственного взаимодействия, комплексного подхода и планирования от результата.

4. Исследованы особенности организации региональной системы мониторинга в г-энтексте обеспечения данных для сопоставимого анализа фактических и прогнозно-целевых показателей и индикаторов успеха, корректной оценки влияния результатов предпринимаемых действий на эффективное развитие внешнеэкономических и в целом социально-экономических процессов субъекта РФ, которые позволяют практически оценивать степень влияния маркетинговых усилий региональных органов власти на уровень активности ВЭД, а также формировать состав конкретных и адекватных (исходя из ситуации) предложений по совершенствованию организационно-управленческой структуры внешнеэкономического комплекса территории.

08.S0.05 — экономика и управление народным хозяйством: маркетинг:

1. Выявлена и исследована двуединая (аналитическая и управленческая) функция международного маркетинга региона как действенного управленческого инструмента оценки и повышения его международной конкурентоспособности, выступающего средством адаптации территории к растущей интернационализации, а впоследствии — стимулирования ее ВЭД, что было положено в основу.

11 практического алгоритма оценки влияния международного маркетинга на повышение экономической привлекательности региона посредством активизации его ВЭД.

2. Модифицирована и адаптирована для условий внутристранового региона методика проведения международного маркетингового исследования, апробированная на примере Ростовской области, включающая в себя поэтапный анализ внутренней и внешней маркетинговой среды региона, что позволяет с международных позиций оценить его конкурентное положение относительно других российских территориальных образований.

3. Предложена процедура формирования региональной программы международного маркетинга, включающая в себя этапы исследования и анализа маркетинговой среды, целеполагания, стратегического планирования и прогнозирования, оценки социально-экономической эффективности и результативности предпринимаемых мер с последующей корректировкой первоначальных целевых установок, что позволяет детально спланировать и реализовать систему конкретных мер по изменению существующего места региона России как экономического субъекта, продвижению его продукции и услуг за рубеж и, в конечном счете, обеспечению его социально-экономического развития как территории для проживания.

— 4. &bdquo-Разработана матрица стратегических направлений применения инструментария международного маркетинга во внешнеэкономической сфере региона, позволяющая систематизировать и гармонизировать деятельность органов государственной власти по оптимизации внешнеэкономических связей в разрезе целевых групп потребителей регионального продукта, что способствовало развитию метода структурно-функциональной адаптации региональной ВЭД к процессу интеграции региона в мировое экономическое пространство в части применения комплекса международного маркетинга в системе регионального управления.

Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии теорегико-методологических положений и научных подходов к повышению эффективности региональной ВЭД посредством применения маркетинговых инструментов, а также в методическом обосновании структурно-функционального механизма реализации комплекса международного маркетинга в условиях интегра.

12 ции территории в мировое экономическое пространство.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного методического и инструментарного аппарата для формирования комплекса международного маркетинга в процессе активизации ВЭД внутринациональных регионов. Отдельные материалы и результаты исследования, касающиеся анализа и систематизации теоретических основ интернационализации хозяйственной деятельности в экономике субъектов РФ, могут быть использованы в учебном процессе в преподавании курсов «Международные экономические отношения», «Внешнеэкономическая деятельность», «Международный маркетинг». Результаты диссертации в части методических положений повышения эффективности региональной ВЭД посредством мер международного маркетинга могут быть использованы органами государственного управления и специалистами в области проектирования и программирования социально-экономических систем.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались и получили положительную оценку на ряде международных и региональных научно-практических конференцияхметодические положения диссертации в части применения инструментов международного маркетинга в процессе разработки программ внешнеэкономической деятельности и социально-экономического развития территории приняты к использованию в министерстве экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, что подтверждено справкой об использовании материалов исследования.

Основные положения и результаты диссертации изложены в 9 публикациях общим объемом 3,83 п.л., в том числе в коллективной монографии, статье в периодическом издании, рекомендованном ВАК, в статьях других изданий и межвузовских сборников, в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертационной работы определены целью, задачами и тгогикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографического списка литературы, включающего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное диссертационное исследование преследовало цель осуществить обобщение теоретико-методологических представлений о регионализации внешнеэкономической деятельности и на этой основе развить методическую базу международного маркетинга в контексте его влияния на активизацию ВЭД региона, на развитие его экономического потенциала.

Нами была выдвинута гипотеза, состоящая в необходимости поиска и обоснования механизмов обеспечения интеграции региона в мировое экономическое пространство на основе структурно-функциональной адаптации региональной экономики к процессам глобализации и либерализации внешнеэкономических связей посредством использования инструментов международного маркетинга в региональном управлений внешнеэкономической деятельностью.

Логика построения диссертационной работы позволила сформулировать следующие выводы.

1 .Под. воздействием глобальных экономических процессов и рыночных преобразований в России внутринациональные регионы представляют собой крайне разнородные по уровню социально-экономического развития административно-территориальные единицы, обладающие относительной самостоятельностью в обеспечении своего социально-экономического развития. Данное утверждение распространяется и на осуществление регионами внешнеэкономической деятельности: они самостоятельно развивают свои внешнеэкономические связи, при этом координируя свои действия с федеральными органами власти в соответствии с законодательством и организационно-институциональной системой регулирования ВЭД в России. Степень экономической открытости региона напрямую связана с уровнем развития экономического потенциала и благополучием его населения, что позволяет утверждать, что чем большую выгоду получит регион от интеграции в глобальные процессы ГРТ, тем более высокий уровень социально-экономического развития будет им достигнут.

2. Результатом развития ВЭД региона являются оптимизация народнохозяйственных затрат, активизация инвестиционной деятельности, ускорение НТП, увеличение налоговых поступлений, создание дополнительных рабочих мест, ускоренное экономическое развитие территории и пр. Таким образом, можно говорить о косвен.

203 ном воздействии ВЭД на уровень жизни населения посредством эффективности ее фискальной и в большей степени инвестиционной составляющих.

Эффективность региональной социально-экономической системы в комплексе субъектов и их взаимосвязей по поводу воспроизводства ресурсов региональной экономики обеспечивает повышение международной конкурентоспособности региона, увеличивающей его преимущества в противостоянии с другими региональными системами внутри государства и за его пределами.

В условиях обостренной конкуренции в борьбе за иностранные инвестиции, научно-технические разработки, высококвалифицированную рабочую силу, покупателя экспортной продукции и прочее современный российский регион должен обладать серьезными конкурентными преимуществами по сравнению с другими регионами страны и мира. Специальным инструментом системы управления региональной экономикой, способствующим активизации развития региональной ВЭД, усилению конкурентных преимуществ региона во всемирном хозяйстве, выступает территориальный международный маркетинг.

3. Комплекс международного маркетинга региона, являясь современной управленческой технологией регионального менеджмента, представляет собой действенный инструмент активизации ВЭД региона.

На начальном этапе международный маркетинг предстает как средство адаптации региона к растущей интернационализации. Впоследствии он превращается в эффективное средство выживания в конкурентной борьбе на мировом рынке, в инструмент рыночной экспансии региона.

В этой связи приобретает актуальность исследование влияния международного маркетинга на экономическое развитие региона, который предполагает практическое применение адаптивных систем управления международной маркетинговой деятельностью, как средства повышения эффективности и совершенствования механизма внешнеэкономической деятельности.

Эффективная маркетинговая политика объединяет все элементы маркетингового комплекса в согласованную программу международного маркетинга региона, основанную на результатах комплексного маркетингового исследования региона (на примере Ростовской области), включающего в себя исследование предпосылок и оценку возможностей интеграции региона в глобальное экономическое пространство.

4. Теоретико-методологическая база разработки программы международного маркетинга региона представляет собой разработанный автором алгоритм проведения маркетингового исследования внешнеэкономического потенциала региона, выступающего основой функционирования внешнеэкономического комплекса региона и ВЭД его хозяйствующих субъектов и включающего в себя в качестве основополагающих элементов исследование внутренней и внешней маркетинговой среды региона.

Исследование внутренней маркетинговой среды региона состоит из определения его сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и перспективных направлений развития в сложившейся рыночной системе с учетом существующих недостатков и угроз, а также исследования организационно-правовых основ регулирования региональной ВЭД.

Изучение внешней маркетинговой среды включает в себя определение тенденций мирохозяйственного развития, уровня международной конкурентоспособности региона, целевых групп потребителей, потенциальных посредников, возможных каналов продвижения, направлений стимулирования сбыта и рекламы регионального продукта.

Разработанная автором методика апробирована на примере Ростовской области, что позволило сделать ряд выводов относительно потенциала ее развития с учетом использования маркетинговых подходов в региональном управлении.

По значимым для потенциального инвестора факторам (объем ВРП, внешнеторгового оборота, емкость потребительского рынка, инвестиционная привлекательность, уровень развития транспортной и финансовой инфраструктуры, общественно-политическая ситуация и пр.) Ростовская область достаточно конкурентоспособна по сравнению с соседними регионами (Краснодарским и Ставропольским краями, Астраханской й Волгоградской областями). Однако по ряду показателей (например, ВРП на дущу населения, иностранные инвестиции на душу населения) наблюдается существенное отставание Ростовской области от среднероссийского уровня, что указывает на необходимость проведения всестороннего анализа существующих проблем и применения современных маркетинговых подходов к их решению.

На фоне развитой нормативно-правовой базы и организационной структуры управления ВЭД Ростовской области отмечается недостаточная эффективность региональных органов управления ВЭД в сфере координации мероприятий международного характера, осуществляемых отраслевыми министерствами и ведомствами и администрациями муниципальных образований области.

Действующие нормативные документы, несмотря на их многочисленность, не носят системного характера, поскольку разрабатывались в разное время различными структурными подразделениями Администрации области в целях регулирования отдельных направлений международных и внешнеэкономических связей региона. w.

Комплексный подход в использовании международного маркетинга региона как управленческого механизма также в указанных документах использовался не в полной мере.

Конкурентное положение и уровень социально-экономического развития Ростовской области и основных регионов — конкурентов (республики Татарстан и Башкортостан, Самарская, Нижегородская, Кемеровская, Челябинская области, Пермский, Красноярский края) примерно одинаковы. Реализацию ее конкурентных преимуществ и поиск дополнительных импульсов развития следует осуществлять не в России, а за ее пределами. Активизация ВЭД, привлечение иностранных инвесторов и партнеров позволит области реализовать свой инвестиционный потенциал и ускорить социально-экономическое развитие.

Потенциал Ростовской области как объекта привлечения зарубежных партнеров и потребителей используется недостаточно, равно как и возможности использования потенциальных посредников для продвижения региона за рубеж.

Для привлечения зарубежных партнеров, посетителей, покупателей и работников в Ростовскую область, а также для формирования позитивного образа региона в глазах зарубежных партнеров и посредников необходимо объединение и координация усилий представителей всех отраслей экономики, органов государственной власти, средств массовой информации, общественного сектора и всего населения в целом.

Исследование и оценка существующих каналов продвижения Ростовской области не является достаточным условием успешного доведения предлагаемого регионального продукта до потребителей. Необходимо сформулировать и проанализировать весь комплекс предпринимаемых мер по продвижению региона с использованием существующих каналов и способов сбыта.

Использование позитивного имиджа Ростовской области как эффективного инструмента регулирования поведения целевых групп потребителей в отношении 1 регионального продукта, укрепление позиций региона, закрепление позитивного имиджа, продвижение территории, удержание к ней интереса освоены субъектами международного маркетинга региона еще не в полной мере. Во многом это объясняется отсутствием четко продуманной маркетинговой, в том числе коммуникационной политики региона.

Проводимые областью многочисленные международные мероприятия не получают необходимой долговременной информационной поддержки, особенно в зарубежных СМИ. Динамично развивающиеся внешнеторговые связи Ростовской области не служат основой для широкого освещения промышленных, технологических, научно-образовательных и других достижений региона в странах-партнерах. Не налажен сбор позитивных оценок от импортеров региональной продукции, хотя очевидно, что такие отзывы важны для формирования благоприятного образа региона и его отдельных предприятий.

Также не используется потенциал инвесторов — совместных предприятий или корпораций, организовавших в Ростовской области свои представительства или производства, которые могут стать авторитетными информационными агентами в инвестиционном сообществе. Также в коммуникационных усилиях области слабо используется фактор присутствия в Ростове представительств МИД РФ, консульских служб ряда государств (Украины, Армении, Словакии, Румынии).

В структуре Администрации области отсутствует сотрудник, в чьи непосредственные обязанности входит координация усилий по формированию позитивного имиджа области за ее пределами, в том числе за рубежом. Агентство инвестиционного развития области не осуществляет подобные функции напрямую, а лишь посредством продвижения ростовских инвестиционных проектов для рассмотрения зарубежных инвесторов.

В соответствии с проведенным анализом развития внешнеэкономического потенциала Ростовской области целесообразно разработать программу международного маркетинга региона, учитывающую развитие инвестиционной и инновационной деятельности, поддержку экспортоориентированных предприятий, модернизацию транспортной и инженерной инфраструктуры, активизацию въездного туризма, развитие международного научно-технического сотрудничества, оптимизацию миграционной и трудовой политики региона, стимулирование развития международных гуманитарных связей и обменов. Также в программе должны быть предусмотрены соответствующие организационно-финансовое обеспечение и целевые индикаторы эффективности реализуемых программных мероприятий.

Для оперативного и всестороннего мониторинга внутренней и внешней среды, выявления региональных «точек роста», формирования системы целей и задач международного маркетинга, разработки концепции его реализации, автором предложено формирование научно-аналитической группы, в обязанности которой должны входить сбор, систематизация и анализ информации о реализации международного маркетинга региона, а также подготовка предложений по корректированию и оптимизации маркетинговой модели развития региона.

5,-Результатом работы созданной научно-аналитической группы должен стать документ, разработанный на основе четко сформулированной системы целей, задач и путей их реализации и предусматривающий обоснование необходимости и принципы продвижения Ростовской области как территории, ее продукции и услуг за рубеж: программа международного маркетинга Ростовской области.

Предложенная автором схема разработки и реализации программы международного маркетинга региона включает: формирование программного заявления региона, основанное на результатах анализа внутренней и внешней маркетинговой среды регионаопределение целей и задач международного маркетингавыбор стратегиисоставление плана реализации возможностей регионаопределение объемов и источников финансирования, сроков и этапов реализации программы.

Реализация комплекса маркетинговых мер на основе сводного планирования и межведомственного взаимодействия позволяет обеспечить согласованность действий участников международного маркетинга, четкую последовательность действий, возможность прогнозирования результатов деятельности и ее последствий в целом для региона.

В комплексном плане маркетинговых действий Ростовской области автором обозначены основные направления работы субъектов международного маркетинга региона, включающие конкретные мероприятия, каждое из которых при разработке программы будет иметь определенные сроки реализации, ответственных исполнителей и соответствующее финансовой обеспечение.

В рамках сформированной долгосрочной стратегии развития Ростовской области и на основании разработанного маркетингового плана предложено разработать долгосрочную целевую программу международного маркетинга. В состав ее соисполнителей предлагается включить все заинтересованные министерства и ведомства, А к ведению которых относятся планирование и реализация мероприятий по экономическому развитию региона, взаимодействие с субъектами бизнеса, в том числе международного, а также представителей малого и среднего бизнеса, крупных промышленных предприятий, общественных объединений, финансовых структур.

Основным источником финансирования региональных программных мероприятий должен является областной бюджет, однако чрезвычайно важно привлекать к реализации международного маркетинга региона внебюджетные средства, в том числе средства предприятий, и активно участвовать в распределении федеральных бюджетных средств, направляемых на территориальное развитие регионов России.

Применение комплексного программно-целевого подхода в реализации международного маркетинга региона должно способствовать адаптации региональной ВЭД к процессу интеграции в глобальное экономическое пространство и обеспечивает реализацию конкурентных преимуществ регионального продукта в борьбе за целевые рынки потребителей.

6. Сопровождение реализации программы международного маркетинга Ростовской области в диссертационном исследовании предлагается возложить на межведомственную комиссию, призванную координировать маркетинговые усилия субъектов ВЭД региона и управлять маркетинговым процессом в целях его оптимизации и адаптации к изменяющимся внешним условиям.

В связи с потребностью обеспечения научного подхода в реализации международного маркетинга региона и удовлетворения интересов всех его участников в исследовании доказана необходимость включения в межведомственную комиссию на условиях партнерства представителей власти, бизнес-сообщества, науки, общественности. I.

На осыове результатов реализации комплексной целевой Программы межведомственной комиссией должны ежегодно готовиться на утверждение руководством области аналитические материалы о ходе реализации программы международного маркетинга региона, ее результативности и эффективности.

7. Доказано, что процесс организации международного маркетинга региона цикличен. Достигнутые по итогам реализации маркетинговой программы результаты сопоставляются с поставленными целями и задачами, анализируется степень их достижения, вырабатываются меры по устранению недочетов, предлагаются новые направления или корректируются и оптимизируются старые с учетом произошедших за период реализации Программы изменений во внешней и внутренней среде региона. Таким образом, с использованием международного маркетинга региона в системе государственного управления, как инструмента активизации региональной ВЭД, предложен практический алгоритм разработки научно обоснованного комплекса мер по обеспечению социально-экономического роста региона средствами и возможностями его внешнеэкономической сферы.

В этой точке последовательная цепь схемы организации международного маркетинга региона замыкается, с тем, чтобы вывести маркетинговые усилия региона на более высокий качественный уровень и высокие социально-экономические результаты его развития.

В целях оперативного контроля за ходом реализации Программы, а также своевременного внесения в нее корректировок и уточнений в работе обоснована необходимость организации системы мониторинга. Эта система обеспечит сопоставимый анализ фактических и прогнозно-целевых показателей и индикаторов успеха, корректную оценку влияния результатов реализации Программы на внешнеэкономическую деятельность и социально-экономическое развитие региона в целом.

Анализ системы статистических показателей, отражающих динамику развития ВЭД региона, позволит оценить влияние маркетинговых усилий региональных органов исполнительной власти на эффективность его внешнеэкономической деятельно-ff сти, а также сформировать предложения по оптимизации организационно-управленческой структуры внешнеэкономического комплекса Ростовской области.

Предложенная авторская методика структурно-функциональной адаптации региональной ВЭД к процессу интеграции региона в мировое экономическое пространство основывается на применении маркетинговых подходов в системе регионального управления ВЭД, базирующихся на учете запросов и интересов целевых групп потребителей регионального продукта.

В отношении рассматриваемого в работе региона следует отметить, что результатом предлагаемых маркетинговых действий должна стать постепенная переориентация Ростовской области из региона, стремящегося перейти от сырьевой к индустриальной направленности, в высокоразвитый научно-технический, финансовый, сервисный центр.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 1997. — 48 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Официальный текст. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001. — 206 с.
  3. Таможенный Кодекс Российской Федерации (утв. .Федеральным законом от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ, вступил в действие с 01 января 2004 года) // Правовая система «Консультант»
  4. Федеральный закон от 23 сентября 1992 года № 3520−1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // Правовая система «Консультант»
  5. Федеральный Закон от 21 мая 1993 года № 5003−1 (с изм. и доп.) «О таможенном тарифе» // Правовая система «Консультант»
  6. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» //Российская газета. 1995 .-21 июля
  7. Федеральный закон от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» //Внешняя торговля. 1995. -№ 5.-С. 3−11.
  8. Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 255-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 7 января 1999 года № 19-ФЗ) // Правовая система «Консультант»
  9. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 1332-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ» // Правовая система «Консультант»
  10. Федеральный закон от 16 сентября 1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Правовая система «Консультант"с
  11. Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ „Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ // Российская газета. 1999. — 14 июля.
  12. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ „О техническом регулировании“ // Правовая система „Консультант“
  13. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ „Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федера-ции^> // Правовая система „Консультант“
  14. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ „О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлинах“ // Правовая система „Консультант“
  15. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 187-ФЗ „О валютном регулировании и валютном контроле“ (в ред. 26.07.2006 г. № 131-Ф3) // Правовая система „Консультант“
  16. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1199 „О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов“ // Российская газета от 16 мая 2000.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1204 „О первоочередных мерах по поддержке экспортеров“ // Правовая система „Консультант“
  18. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 „Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации“ // Российская газета. 1996. — 11 июня.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 года № 123 „О Федеральной программе развития экспорта“ // Правовая система „Консультант“
  20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 1493-р „О Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации“ // Правовая система „Консультант“
  21. Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержкиэкспорта промышленной продукции в Российской Федерации (утв. Постанов>лением Правительства РФ от 14 октября 2003 года № 1493) // Правовая система „Консультант“
  22. Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999—2001 гг. (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 года № 862) // Правовая система „Консультант“
  23. Областной закон от 04 октября 2000 года № 106-ЗС „Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области“ // Правовая система „Консультант“
  24. Областной закон от 14 января 2008 года № 852-ЗС „Об утверждении Программы социально-экономического развития Ростовской области на 20 082 012 годы“ // Правовая система „Консультант“
  25. Областной закон от 01 октября 2004 года № 151-ЗС „Об инвестициях в Ростовской области“ // Правовая система „Консультант“
  26. Областной закон от 09 октября 2007 года № 785-ЗС „Об Областной целевой программе „Развитие туризма в Ростовской области“ на 2008−2010 годы“ // Правовая система „Консультант“
  27. Областной закон от 22 октября 2004 года № 180-ЗС „О целевой программеразвития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004−2006 горды"7/ Правовая система „Консультант“
  28. Областной закон от 26 декабря 2005 года № 423-ЗС „Об утверждении Областной целевой программы развития малого предпринимательства в РостовскойIобласти на 2006−2008 годы“ // Правовая система „Консультант“
  29. Областной закон от 27 ноября 2006 года № 594-ЗС. „Об Областной целевой программе поддержки экспорта в Ростовской области на 2007−2008 годы“ // Правовая система „Консультант“
  30. Областной закон от 28 ноября 2006 года № 592-ЗС „Об Областной целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007−2008 годы“ // Правовая система „Консультант“
  31. Постановление Администрации области от 13 июля 2006 года № 264 „О порядке предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства, в том числе осуществляющим внешнеэкономическую деятельность“ // Правовая система „Консультант“
  32. Постановление Администрации Ростовской области от 16 августа 2005 года № 91 „О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета“ // Правовая система „Консультант“
  33. Постановление Администрации Ростовской области от 20 сентября 2007 года -№ 365 „Об организации и проведении ежегодного конкурса Администрации
  34. Ростовской области „Лучший экспортер Дона 200 года“ // Правовая система1. Консультант“
  35. Постановление Администрации Ростовской области от 25 января 2008 года № 15 „Об утверждении Инвестиционной программы Ростовской области на 2008 год“ // Правовая система „Консультант“
  36. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 28 июня 2004 года № 402 „Об утверждении Стратегии привлечения инвестиций Ростовской области“ // Правовая система „Консультант“
  37. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30 октября 2007 года № 2067 „Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года“ // Правовая система „Консультант“
  38. Распоряжение Администрации Ростовской области от 21 октября 2003 года № 495 „О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Ростовской области на 2003−2005 годы“ // Правовая система „Консультант“
  39. Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 28.06.04 года № 402 // Правовая система „Консультант“
  40. Стратегия развития государства на период до 2010 года // Российский экономический журнал. 2001. — № 1. — С. З — 17.
  41. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007. 45с.
  42. Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета „О стратегии развития России до 2020 года“ 8 февраля 2008 года / http://www.archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159 528.shtml
  43. Т., Бугаева Т. Ростов-папа //Международная жизнь. 1993. -№ 3−4. С. 65−74.
  44. Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация „Дашков и К°“, 2002.-328с.
  45. Академия рынка: маркетинг /Пер. с Фр/ А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. М.“: 1993. С. 100−108, 285−382.
  46. Е.С., Воронкова О. Н., Гаврилко Н. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия „Учебники и учебные пособия“. -Ростов-на-Дону: „Феникс“, 2000. 416 с.
  47. Е.С., Полякова М. А., Самофалов В. И. Введение в мировую экономику: Учебн. пособ./Рост. гос. эконом, акад. Ростов-н/Д., 1999.-112с.
  48. В.А. Международный маркетинг: Учебн. пособ. М.: Издательский Дом „Дашков и К°“, — 2000. — 160 с.
  49. И. Стратегический менеджмент, Классическое издание. Санкт-Петербург: Питер, 2009. -344 с.
  50. И.В. Введение в экономику региона. Часть 1. Теоретические основы региона. Учебн. пособ. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999. — 53с.
  51. И.В. Введение в экономику региона. Часть 2. Региональный экономический анализ и оценка уровня социально-экономического региона. Учебн. пособ. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999. — 53с.
  52. И.В. Введение в экономику региона. Часть 3. Региональное развитие и региональная политика. Учебн. пособ. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999.-53 с. !
  53. И.В. Маркетинг регионов текст. / http://www.marketing.spb.ru/read/article/a56.htm
  54. И.В. Региональные сети и региональная экономическая политика: перспективы взаимодействия // Регионология. 2003. — № 4. С. 53 — 59.
  55. ИВ. Региональный маркетинг — Н.Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 2007. 36с.
  56. А.Ю., Павлов П. В. Активизация внешнеэкономической деятельности на макро-, мезо и микроуровне посредством создания особых экономических зон // Экономист. 2006. -№ 11. С.28−34.
  57. А.Ю., Черковец О. В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов: Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 192с.
  58. Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн- Под общ. Ред. Г. Л. Багиева. М.: ОАО „Изд-во „Экономика“, 1999. -703с.
  59. Г. Л., Моисеева Н.К, Никифорова С. В. Международный маркетинг: Учебник. СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
  60. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебн. пособ.-М.: Финансы и статистика, 2001. — 512 с.
  61. A.M., Таранов П. В. Торгово-экономические отношения России в соIвременных условиях: Учебн. пособ./РГЭУ. Ростов-н/Д. — 2001 -228 с.
  62. Ю.М., Тлухов В. В. Организация внешнеэкономической деятельности (особенности менеджмента): Учеб.пособие. СПб.: Лань, 2000. — 444 с. i
  63. И.С. Практика исследования рынков. М.: Бератор — Пресс, 2003.376 с.
  64. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М, 2002 текст. / http://slovari.yandex.ru/dict/jurid
  65. В.А. Маркетинг в инфраструктуре — внешнеэкономической деятельности (на примере Южного федерального округа). Автореф. дис. канд. экон. наук. Ростов н/Д. 2004. — 30с.
  66. А.А. Роль и место маркетинга в экономике переходного периода // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 6.- С.3−6
  67. В.П. Особенности маркетинга услуг//Маркетинг в России и за рубежом.-1998.- № 2.-С. 19−27
  68. В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 160с.
  69. А.С. Международный маркетинг: Учебн. пособ. Издательско-торговая корпорация „Дашков и К°“, 2004. — 284 с.
  70. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики:. -Ростов н/Д: „Март“, 2000. 448 с. 83. 'Зардомский Л. Б. Региональные аспекты рыночной трансформации в России и странах Центральной Европы (ЦЕ) /Федерализм и регионализация в России //
  71. Журнал „Казанский федералист“. -2002.-№ 4 текст. / http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n4/statl/
  72. Л.Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие для вузов/Под общей редакцией д.г.н., про* Iфессора В. Г. Глушковой. М.: АРКТИ, 2002. -320 с.
  73. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Стровского Л. Е. Издание четвертое, переработанное и дополненное. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 799 с.
  74. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Пузаковой Е. П. М.: Экономисть, 2007. — 496 с.
  75. Внешняя деятельность Ростовской области текст. / www.donland.ru/content/info/asp?partId=77&infold=2619&topicIdfold=261 988. 'Внешняя торговля Российской Федерации текст. /http://www.gks.ru/wps/portal/OSI-VT
  76. Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: Юридическая фирма „КОНТРАКТ“, „ИНФРА-М“, 2001.-220 с.
  77. Н.В. Современное состояние экономики и ВЭД регионов России: проблемы развития // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 9.- С.21−29
  78. О.Н., Глоба Д. П. Регион как центр притяжения иностранного капитала. / Уч. зап. Вып. 5. Экономические проблемы России и региона. Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2000. — С. 192−198.
  79. О.Н., Мальцева Е. А., Марголин В. Г., Хамизов М. Х. Внешнеэкономический фактор социально-экономического развития России и ее регионов: Монография /Под общ. ред. д.э.н., проф. В. И. Самофалова /Рост. гос. экон. ун-т. Ростов-н/Д., — 2002. — 169 с.
  80. О.Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: организация и управление. Учебное пособие. — М.: Экономистъ, 2008. -451 с. -
  81. О.Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономические связи регионов России: теоретические и методологические основы:' Монография. РГЭУ. — РосIтов-на-Дону, 2002. 132 с. j
  82. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС, 2001. 224с.
  83. И.В. Территориальный бюджет. — Н. Новгород: ВВАГС, 2002. — 17с.
  84. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. — № 3.- С.12−25
  85. М., Извеков Н Российская реформа: геоэкономический ракурс //РЭЖ- 1997. -№ 11−12. С.3−10
  86. М.И. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели //Вопросы статистики.-1999.-№ 12.1- С.18−24
  87. М.И., Жуковская В.М О методах межстранового сопоставления показателей конкурентоспособности //Вопросы статистики.-2000.-№ 3. -С.23−28
  88. И.Н. Государственное регулирование предпринимательской дея-тельности.//Маркетинг.- 2000.- № 6. С.5−10
  89. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело: Учебник. М.: Внешторгиздат, 1990 -263 с.
  90. С.Ю. О стратегии развития российской экономики / Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001. текст. / http: //edu.ioffe.ru/lectures/glaziev/
  91. С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007. текст. / http ://spkuryumov.narod.ru/GlazyuevSUr. htm
  92. Глобализация и национальный суверенитет //Российский журнал. Социальные и гуманитарные науки. Сер. 2. Экономика.-2001. № 1. — С. 31−33.
  93. Е.А. Маркетинг и логистика: Учебн. пособ. 2-е изд. — М.: Издательский Дом „Дашков и К°“, 2000. — 412 с. -
  94. Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. М.: Дело, 2001.-2-е изд. f440с. :I
  95. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во &bdquo-Финпресс“, 2003. — 496с.
  96. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во „Финпресс“, 2003. — 688 с.
  97. Госкомстат России. Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальное издание. 2006. / http://www.gks.ru/scripts/free
  98. Госкомстат России. Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальное издание. 2007. / http://www.gks.ru/scripts/free
  99. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. — № 9. — С. 3−5.
  100. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. М.: ГУ ВШЭ, рг1999.-495 с.
  101. В.Ю. Еще раз про маркетинг-микс, или не оставить ли в покое концепцию 4р? / „Маркетинг в России и за рубежом“, № 3(41), 2004 текст. //http://www.economix.com.ua/?page=fullmarkid&num:=60
  102. О.В. Урбанизация и региональное развитие в Западной Европе // Изв. АН СССР, серия география, 1984 г. № 1. С. 73 -81
  103. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Изд. „Калуга“, 1991. — 167 с.
  104. А., Максимов В., Шишков А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономический связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. 1995. — № 1. — С.3−8.
  105. М.А., Захаров А. Н., Иванян А. Г. Зарубежный опыт регулирования территориального развития // Внешнеэкономический бюллетень. — 2001. -№ 10. С.15−19
  106. Т.П. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 2001. — 334 с.
  107. М.В. Концептуальные основы организации международного маркетинга региона // Технологии управления: научно-практический журнал. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ „РИНХ“, 2007. — № 3 (11). С. 92 — 102.
  108. М.В. Стратегические направления развития международного маркетинга Ростовской области // Экономические проблемы России и региона: Ученые записки / РГЭУ „РИНХ“. Ростов н/Д, 2007. — Вып. 12. С. 130−135.
  109. М.В., Региональные аспекты внешнеэкономической сферы экономики: Монография /М.В.Демченко, Л. А. Ирхин, Т. В. Омельченко, А. В. Самофалов /Под общ. ред. д.э.н. проф. В.И. Самофалова/ Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ „РИНХ“, 2007. С. 20 53.
  110. Джоббер, Дэвид. Принципы и практика маркетинга. Пер. с англ.: Учебн. пособ. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2000. — 688 с.
  111. Н.И., Самохвалов В. В. Основы международного маркетинга: Учебн. пособ. СПб.: Политехника, 2000. — 182 с.
  112. П. Маркетинг — менеджмент и стратегии. Пер. с англ., 3-е изд.- СПб.: Питер, 2002. 544 с.
  113. Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер с англ., 6-е изд. М.: Дело, 1998. — 784 с.
  114. .Г. Международный бизнес и мировая экономика: взаимосвязи и взаимозависимости //Сб. тезисов конференции. Казань: 1999. — С. 7−10.
  115. Л.П., Евстигнеев Р. Н. Россия и экономическая глобализация //Общественные науки и современность. 2000. — № 2. — С. 5−17.I
  116. В.Л., Рубинская Э. Т., Солодков Г. П. Репюнальная внешнеэкономическая деятельность. Ростовская область во внешнеэкономических связях: состояние, проблемы, тенденции развития: Монография. — Ростов-на-Дону: ООО &bdquo-РостИздат“, 2003 .-512с.
  117. Е.А. Управление социально-экономическим развитием миллионного города. Дисс. на соиск. учен. степ, д.э.н. М.: РАГС, 1998. — 295с.
  118. О.В. Роль маркетинга в идентификации территорий // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2. С.120−121.
  119. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебн. пособ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 496 с.
  120. П.С. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятий. 2-е изд-е.-М.: Внешторгиздат, 1990. 151 с.
  121. А.А. Очерки современного федерализма. М.: Московская школа политических исследований, 2003. — 192с.
  122. А.А. Федерализм и глобализация // Политические исследования. -2002. -№ 6(71). С. 116−126.
  123. А.В., Кодаченко Е. А. Развитие международного маркетинга в условиях переходного периода российской экономики // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ученые записки. Вып. 9.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. экон. ун-т, 2003. 181 с.
  124. Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. 2000.-№ 2. — С. 15−21.
  125. Имидж России и ее регионов: статьи, публикации, новости, исследования / http:// www.urbaneconomics.ru/proj ects/?matid=4 8&pageid= 14
  126. Информация о социально-экономическом положении Ростовской области / http://rostov.gks.ru/digital/default.aspx
  127. М.В. Инвестиционная конкурентоспособность Ростовской области // Инвестиционное партнерство РФ ЕС: стратегия и тактика: Материалы международной научно-практической конференции / РГЭУ „РИНХ“. — Ростов-на-Дону, 2006. С. 75−78.
  128. М.В. Цели и задачи маркетинга региона // Вопросы экономики и права. Сборник статей аспирантов и соискателей. Выпуск № 3. РГЭУ „РИНХ“. Ростов-н/Д.- 2005. С. 28−33.
  129. С. Внешнеэкономическая деятельность: селективная либерализация?
  130. Российский экспортер. 2001.- № 4. — С.82−86. |iрегионе. //Изв. вузов. Северо-Кавказский регион. Обществ, науки. 2001. -№ 1.-С. 39−50.ч (
  131. Киржачский информационный ресурс. Региональный и муниципальный маркетинг текст. / www.kirgach.oaokiz.ru/obzor/splckirgach/6.php
  132. Э. Ассиметрия взаимозависимости разноуровневых структур: сотрудничество и эксплуатация // Международная экономика и международные отношения. 1992. — № 1 — с. 137.
  133. Е.А. Эффективный маркетинг как результативный показатель масштабности зарубежной деятельности российских предприятий // Технологии управления: Научно практический журнал. '№ 2. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. экон. ун-т, 2002. — 107 с.
  134. JI. Экономические проблемы регионов и региональная политика регионов России //Российский экономический журнал. 1999. — № 3. — С. 14−20
  135. Т. Глобализация противоречивая черта мирового развития //Общество и экономика. — 2000. -№ 3−4. — С. 189−197.
  136. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240с.
  137. А.В. Роль субъектов Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономический бюллетень. -1998. № 6. -С. 71−75.
  138. Е.А. Конкурентоспособность национальной экономики //Вестник ДГТУ. 2002. — Т.2. — № 3.- С.328−332
  139. Д.Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н. Маркетинг и логистика фирмы. М.: Изд-во „ПРИОР“, 2000. — 128 с.
  140. А.В. Политическое управление и политический режим в современной России: исследование теоретических проблем в региональном контексте// Управленческое консультирование. 2002. — № 1. — С. 35−46
  141. Ф. Маркетинг менеджмент. С-Пб.: Питер Ком, 1999. — 896 с.
  142. Ф. Основы маркетинга. — М.: „Ростинтер“, 1996. 704с.
  143. Ф., Асплунд К., Рейн И. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. — С-Пб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. — 382с.
  144. Ф., Боуан Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг! Гостеприимство и туризм:I
  145. Учебник для ВУЗов /Пер. с англ. Под. ред. Р. Н. Ноздревой М.:ЮНИТИ, 1998.-787 с.
  146. Ф., Хейдер Д., Райн И. Маркетинг мест. Дюссельдорф: „Есоп-Verlag“, 1994.-С.35.
  147. Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового пространства): Учебник. — М: Издательство БЕК, 1999. 480 с.
  148. Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2002. — 672 с.
  149. Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности: (Национальная экономика и предприятия в системе мирохозяйственных связей). — М.: Экономика, 1992.-207 с.
  150. Ю. Н. Харченко А.В. Ресурсный потенциал, маркетинг, управление составляющие стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Ресурсы регионов России / ВНТИЦ, 2000. — № 1, — С.24−32
  151. Ю. Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ, 1999. № 4. — С.3−13
  152. В. Теория регулирования и переходный процесс. //Международная экономика и международные отношения. 1992 — № 11. С. 35 —48.
  153. А., Курнышева И. Национальное богатство России и инновационный потенциал. // Международная экономика и международные отношения. 1993 -№ 11. С. 38−46.
  154. A.M., Сурин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты.-Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. 146с. j
  155. Н.И., Кисельникова А. А. Региональная политика в странах рыночнойэкономики: Учеб. пособие М.: Экономика, 1998.1−172 с.
  156. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального j развития.- М.: Эдиториал, УРСС, 2002. 368с. -
  157. В. Маркетинг в государственном управлении // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 4. С. 91 — 102.
  158. В.К. Мировая экономика: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. — 925 с.
  159. Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Изд-во ABF, 1996. — 704 с.
  160. С. Международный маркетинг: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1979. — 264 с. I
  161. А. Местное управление и стимулирование региональной внешнеэкономической деятельности: из опыта США // Вопросы экономики. 1991. -№ 11.-С. 127−135.
  162. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В. А. Алексунина. — М.: Издательско-книготорговый центр „Маркетинг“, 2001. -516с.
  163. Маркетинг: Учебник / Романов А. Н. и др. Под. ред. А. Н. Романова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560с.
  164. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. / Под ред. Ноздревой Р. Б., Крыловой Г. Д., Соколовой М. И., Гречкова В. Ю. М.: Юристь, 2000. — 568 с.
  165. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. М.: Экономика, 1998. — 189 с.
  166. О.П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебн. пособ. — М.: Информационно-внедренческий центр „Маркетинг“, 2000 — 160с. i 1 I>дерации с зарубежными партнерами //Внешняя торговля. 1998. — № 7−8. -с. з-5. -
  167. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995. — 221 с. -
  168. Международный маркетинг: Учебн. пособ. / Под ред. Н. И. Перцовского М.: Высшая школа, 2001. — 239 с.
  169. Мировая экономика. Учебное пособие для вузов / Под ред.проф. И. П. Николаевой, 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 510с.
  170. Мировая экономика: Учебник/Под ред. проф. А. С. Булатова. М.: Юристъ, 2000. — 734 с. -
  171. А.Н. Управление внешнеэкономической деятельностью фирмы: Учеб. пособие М.: МАЭП, 2000. — 112 с.
  172. Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения// Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2. — С.24−29
  173. Н.К. Международный маркетинг: Учебн. пособ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
  174. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учебн. пособ./Под ред. Н. К. Моисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002. 304 с. i I i
  175. H. Инвестиции и государственная инвестиционная политика // Российский экономический журнал. 2002. — № 8.1- С.20−28
  176. На пороге новой регионализации России. Доклад |центра социологических исследований ПФО 2000 года Текст.: http://stra.teg.rU/csi-2000/2/21
  177. Национальная безопасность России М.: РАУ Корпорация, 1994. — 562 с.
  178. М., Махотаева М. Выбор стратегии экономического развития региона.// Экономист. 2000. — № 3. С.54−60 j
  179. Р.Б. Современные аспекты международного маркетинга: Учебн. пособ. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) — „Российская политическая энциклопедия“ (РОССПЭН), 2004. — 280 с.
  180. В.А. Внешнеэкономической комплекс России на пороге XXI века -итоги, проблемы, перспективы развития //БИКИ.1 2000. — № 12, 5 февраля. -С.1−3.
  181. Е. Промышленный потенциал внешней торговли России // Экономика и жизнь. 1998. — № 12. — С.13−16
  182. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. М.: Международные отношения, 1994. — 480с.
  183. А.П. Зачем, кому и какой нужен маркетинг территорий? текст. http://www.marketologi.ru /риЫ
  184. Пак-хрухин А. П. Маркетинг территорий: мировая' практика и российские перспективы / Россия на рубеже тысячелетий: сб. трудов. М.: ИМПЭ, 2002. С.279−320.
  185. А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 328 с.
  186. А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности в различных сферах деятельности. — М.: Изд-во РАГС, 1997.-441с.
  187. А.П. Маркетинг: Учебник. З-е изд. М.: Омега-JI, 2005. — 656 с. 210.211,212,213 214,215216217,218 219 220 221 222 208
  188. А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. М.: Логос, 2002. — 64с. |
  189. А.П. Территориальный маркетинг// Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 3, 1999. — № 5,6 /http://www.mayriz.ru/articles/1999/5/18/html
  190. Петров Ю., .Жукова М. Трансграничное движение капитала в постсоветской
  191. России // Российский экономический журнал.-200{5. -№ 7−8. С. 10−35 Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: &bdquo-Ось-89″, 1998.-80 с.
  192. М.А. Геоэкономический подход к исследованию проблем мирохозяйственного взаимодействия //Общество и экономика. 2000. — № 3−4. — С. 206−217
  193. М.А. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности // Маркетинг. 2000. — № 6.- С.56−67
  194. М.А. Особенности международного маркетинга 90-х годов // Маркетинг. 1999. — № 5.- С.24−33
  195. Р. Диксон. Управление маркетингом. Пер. с англ., М.: ЗАО „Изд-во БИНОМ“, 1998. — 560 с.
  196. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. М.: Юристъ, 2000. — 456 с.
  197. Поле ответного действия (под. Ред. Кургиняна С. Е. и др.). М.: ЭТЦ Информ, 1993.-41 с.
  198. В.М. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях. М.: Финансы и статистика, 2001. — 384 с.
  199. С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учебн. пособ. Изд. 3-е, доп. — М.: Изд-во &bdquo-Ось-89″, 2000. — 288 с.
  200. Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: ИВЦ „Маркетинг“, 1999.-208 с. ji
  201. Е.П. Мировая экономика. Серия „Учебники и учебные пособия“. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 480 с. j
  202. Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия: практика крупнейших компаний / Под ред. А. А. Бравермана. М.: ЗАО &bdquo-Издательство &bdquo-Экономика», 2001.-422 с.
  203. Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия: Учеб. пособие М.: ПРИОР, 2001. — 240 с.
  204. Э.Т., Солодков Г. П. Внешнеэкономическая деятельность Ростовской области (организация, управление, перспективы): Учеб. пособие Ростов н/Д.: СКАГС, 1999. — 256 с.
  205. В.И. Внутрифирменное планирование: Учебн. пособ. Ростов-н/Д.: РГЭУ, 2001. — 275 с. !
  206. В.И., Кодаченко Е. А. Внешнеэкономическая деятельность как фактор экономического роста государства.// Уч.зап.Вып.7. Экономические проблемы России и региона Ростов н/Д.: РГЭУ (?'РИНХ"), 2002. — С.78−82I
  207. Сей1фуллаева М. Э. Концепция международного -маркетинга // Маркетинг вI
  208. России и за рубежом. 1998. — № 1.- С.44−52 j
  209. М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 5 /http://www.mavriz.ru/articles/ 2002/5/104/html !
  210. М.Э. Международный маркетинг в экономике современной России— М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. — 223 с.
  211. М.Э. Международный маркетинг: Учебн. пособ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 319 с.
  212. М.Э. Стратегические направления развития экспортного потенциала России в период реформ // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. -№ 6, — С.99−110
  213. И. Взаимосвязь менеджмента и маркетинга в современной организации// Маркетинг. 2003. — № 6. — С. 117−125
  214. К.А. Основные виды международного товарного обмена // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1995. — № 4. — С. 52 -64
  215. С. Маркетинговая концепция управления региональным развитием // Маркетинг. 2004. — № 1.- С.26−30
  216. С.Н. Мировое хозяйство: новые тенденции развития // Российский экономический журнал. 2000. — № 8. — С. 63−75
  217. Современная внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие /Под ред. Б. М. Смитиенко. М.: МГУП, 2000. — 234 с.
  218. В.Б. Внешняя торговля и регулирование внешнеэкономической деятельности России//США: экономика, политика, идеология. 2007. — № 9.I1. С.13−25 !
  219. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебн. пособ. -М: ИНФРА-М, 1997.-170с.
  220. И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 1997. -256"с. !
  221. Сравнительные характеристики социально-экономического положения регионов Юга России / http://www.spektr.info/info/
  222. Статистика внешнего сектора России / http://www.cbr.ru/statistics/7PrticHsys
  223. М. Регионализм в Европе и в России // Международная жизнь. -1997. № 9. — С. 47−59.
  224. Стратегия Екатеринбурга: маркетинговый подход. И.Пащенко. Источник: Статья подготовлена для журнала «Директор» (Екатеринбург), не публиковалась. Дата создания (публикации): 06.07.200 l./http://www/rge.ru/ info/ilyapashenko/article/81 i
  225. Стратегия регионального маркетинга в Омской области (проект) г. Омск -2002 г. http://orma.marketcenter.ru/content/doc-l-2423.html
  226. Л.А. Роль макроэкономических исследований в государственном управлении экономикой переходного периода. М: ИМЭИ, 1997. — 251с.
  227. Л.Е. Международные экономические отношения в глобальной экономике. Монография. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. С. 10−15
  228. Структура Правительства Российской Федерации /ihttp://www.government.ru/gov• 4
  229. А., Авдеева Т. Глобализация мировой экономики // Международная жизнь. 2000. — № 5. — С. 49−56. IIiтов н/Д: РГУ, 2000. 220 с. -
  230. ТАСИС. Рекомендации по разработке комплексной программы маркетинга города и привлечения инвестиций. С-Пб.: Институт Евроград, 1999. С.3−13.
  231. Теория маркетинга / Под ред. М.Бейкера. — С-Пб.: Питер, 2002. — 322с.
  232. JI.B., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е.•т1. М., 2007. 972с.
  233. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учеб. пособие /Под ред. Э. Э. Батизи. М.: ИНФРА-М, 1999. — 284 с.
  234. Урбанизация в условиях капитализма (под ред. М.Н.Межевича). JL: Наука, 1988. -230 с.
  235. Уэлс JL, Уинт Э. Маркетинг страны: промоушн как средство привлечения иностранных инвестиций. — М.: 2005. — 189с.
  236. И.П. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России //Российский экономический журнал. 2000. -№ 10. — С. 45−56.
  237. B.C. Менеджмент и региональная политика за рубежом. Минск: Наука и техника, 1994. — 298 с.
  238. Р.А. Производственный менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб и доп. М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.-472с.
  239. Р.А. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России //Вопросы экономики. 2003. — № 1. — С.31−43 j
  240. Р.А. Стратегический маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. С
  241. Пб.- Питер, 2002. 448 с. j1
  242. В.П. Маркетинг для студентов вузов. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. i256с. |j
  243. В.П., Бондаренко В. А. Внешняя торговля и формирование общехозяйственной инфраструктуры в контексте глобализации. Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во «Наука-Пресс», 2005. 244с.
  244. В.П., Куркина Н. И. Интегрированный маркетинг выставочно-ярмарочной деятельности./ Монография / Под научной ред. проф. Федько В. П. М.: «Дашков и Ко», Наука-Пресс, 2007. 264 с.
  245. В.П., Федько Н. Г., Шапор О. А. Основы маркетинга. Серия «Учебники и учебн. пособ.». Ростов-н/Д: «Феникс», 2001. — 512 с.
  246. И.В. Концепции «открытой экономики». М.: Наука, 1991. — 345с.
  247. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности М.: Финансы и статистика, 1999. — 512 с.
  248. В.И. Международная торговля: Учебник- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. 446 с.
  249. А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. -М.: Наука, 1993.- 272 с.
Заполнить форму текущей работой