Проблемы включения рынков строительных услуг стран Европейского Союза в систему мирохозяйственных связей в условиях глобализации
Правовое обеспечение механизмов эффективного и ресурсосберегающего управления и реализации строительных проектов и, что особенно важно в сфере жилищного строительства, эффективности и прозрачности ценообразованиясовершенствование правовых механизмов и правоприменительной практики по ряду направлений, включая совершенствование налоговой системыобеспечение охраны прав собственности и т. д… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОРГОВЛИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
- 1. 1. Понятие и сущность строительных услуг
- 1. 2. Специфика строительных услуг как объекта международной торговли и их место в мировой торговле услугами
- 1. 3. Отраслевой аспект анализа торговли строительными услугами
- Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
- 2. 1. Трансформация сущности и методов государственного регулирования экономики в ЕС в целях усиления конкурентоспособности строительной отрасли
- 2. 2. Роль строительных услуг в реализации стратегии устойчивого развития в странах ЕС
- 2. 3. Иностранные инвестиции и финансовое обеспечение развития торговли строительными услугами
- Глава 3. РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
- 3. 1. Актуальные проблемы международной торговли строительными услугами
- 3. 2. Формирование единого рынка строительных услуг в рамках Европейского Союза
- 3. 3. Актуальные проблемы и возможные пути расширения экспорта и импорта строительных услуг между Россией и ЕС
Проблемы включения рынков строительных услуг стран Европейского Союза в систему мирохозяйственных связей в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обоснование актуальности выбранной темы. Неуклонный рост значения услуг, тенденция ускорения развития международной торговли услугами, тесная связь ее с международными инвестициями, трансфертом технологий и перемещением физических лиц через национальные границы вызывают теоретический и практический интерес к изучению данной сферы. Это в полной мере относится и к торговле строительными услугами. Более того, значение именно строительных услуг в национальной экономике, на взгляд автора, заслуживает отдельного внимания в силу особой важности строительства как отрасли, обеспечивающей материальную основу для развития всех остальных отраслей национальной экономики, а также для обеспечения определенного уровня жизни граждан и решения других социально-экономических проблем.
Для построения эффективного рынка строительных услуг и формирования конкурентоспособной строительной отрасли в России, для встраивания в мировой экспорт импорт строительных услуг и эффективного управления этими потоками, а также для обеспечения конкурентоспособности российских строительных компаний на зарубежных рынках необходимо понимание особенностей формирования и реализации стратегических принципов развития строительства и современных механизмов регулирования торговли строительными услугами, которые функционируют в отдельных странах и на международном уровне.
В плане изучения таких принципов и механизмов ЕС дает уникальную возможность, поскольку в силу иерархичности и многоуровневого регулирования рынок строительных услуг сочетает в себе национальные принципы и механизмы и международные. Кроме того, страны ЕС уже в силу географической близости и исторически сложившихся отношений представляют для российских предпринимателей, в том числе и для строительных компаний — экспортеров российских строительных услуг, особый интерес, а организационная и технологическая развитость европейских строительных компаний, в свою очередь, может заинтересовать российских предпринимателей, желающих импортировать строительные услуги, а с ними капитал и технологии, европейских поставщиков.
Перечисленные моменты и обуславливают важность и актуальность выбранной темы диссертации.
Объектом настоящего исследования избрана международная торговля строительными услугами, а предметом исследования является механизм развития строительной отрасли России в условиях ее интеграции в международные экспортно-импортные потоки строительных услуг.
Цель настоящего исследования состоит в определении стратегических направлений и механизмов регулирования и развития современной строительной отрасли и мирового рынка строительных услуг, направленных на обеспечение национальной конкурентоспособности и устойчивого развития на примере Европейского Союза.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Обоснование специфики строительных услуг и строительной отрасли, их экономического значения и места в международной торговле услугами.
2. Выявление и обоснование эффективных механизмов регулирования строительства.
3. Выявление актуальных проблем развития международной торговли строительными услугами.
4. Выявление тенденций и значения либерализации международной торговли услугами на международном уровне, включая процессы либерализации торговли и формирования на ее основе внутреннего рынка Европейского Союза.
5. Определение состояния экспорта и импорта строительных услуг между ЕС и Россией.
6. Оценка проблем регулирования торговли строительными услугами, основных направлений и перспектив их дальнейшего развития.
Методологическую основу исследования составили: системный подход к исследуемому объекту и предмету, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод анализа динамических рядов статистических данных, метод критического анализа, функциональный метод, метод исторического анализа, — применение которых позволило обеспечить достоверность исследования и обоснованность теоретических выводов и предложений.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных экономике строительной отрасли: Акимова В. В., Бобкова К. И., Бобылева С. Н., Барановской Н. И., Ховарта Р. Б., а также труды, в которых раскрыты принципы международной торговли услугами и ее регулирования: Данильцева A.B., Вавиловой Е. В., Бородулиной Л. П., Медведковой И. А., Трудаевой Т. А., Томаса М. А., Хестона А.
Информационную основу исследования составили официальные статистические и аналитические данные международных экономических организаций, в частности, ООН, ВТО, Европейского Союза, МВФ, ВЭФ, ОЭСР и др., а также статистические данные и методические указания и рекомендации международных и национальных статистических ведомств.
Нормативной базой исследования стали документы ВТО (Генеральное соглашение по торговле услугами, Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах, Соглашение по техническим барьерам в торговле и др.), директивы органов ЕС (Договор о создании Европейского Сообщества, Директива Европейского Парламента и Совета об услугах на внутреннем рынке № 2006/123/ЕС, Директива Европейского Парламента и Совета от 16.12.2002 № 2002/91/ЕС «Об энергетической эффективности зданий» и др.), международные соглашения по вопросам регулирования и развития торговли, поощрения и защиты инвестиций и др., российские нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты зарубежных стран.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе зарубежного опыта (стран Европейского Союза) сформулированы основные направления развития торговли строительными услугами и определены тенденции формирования российской политики в сфере международной торговли услугами, направленные на обеспечение конкурентоспособности российских строительных компаний на зарубежных рынках. К основным результатам, полученным в итоге исследования, относятся следующие:
1. Выявлена сущность строительных услуг и предложено авторское определение понятия «строительные услуги» как вида экономической деятельности и как объекта торговли, учитывающее их капиталоемкость, связь с инвестиционными ресурсами, с одной стороны, и тесную связь с материальным результатом строительных услуг и торговлей этими результатами (недвижимостью), с другой стороны.
2. В результате анализа текущего состояния, структуры и динамики торговли строительными услугами и строительной отрасли определены основные тенденции развития строительства в странах ЕС, такие как цикличность, неравномерность колебаний выпуска продукции в зависимости от вида строительства, неравномерное развитие по отдельным странам.
3. Уточнено понятие устойчивого строительства и обозначены основные направления развития и регулирования в сфере развития строительной отрасли, рынка строительных услуг и населенных пунктов с учетом стратегии устойчивого развития и построения экологически эффективной экономики в ЕС: экологизация строительстванаправленность на повышение роли технологий (ресурсосберегающих, снижающих отходы, повышающих безопасность строительства) — технологическая гармонизация и стандартизация качестваединая программа повышения конкурентоспособности отрасли.
4. Выявлены тенденции и значение либерализации международной торговли услугами на основе анализа механизма формирования внутреннего рынка строительных услуг ЕС и особенности и проблемы выхода на него иностранных поставщиков строительных услуг с учетом: связи трансграничного перемещения услуг с трансграничным перемещением капиталов и физических лицнеобходимости координации требований многоуровневого регулирования рынка строительных услуг в ЕС (национальное законодательство стран ЕС, нормы ЕС, международные соглашения между ЕС или странами ЕС и иностранными государствами).
5. Намечены основные направления российской политики по развитию экспорта и импорта строительных услуг, включая целесообразность координации экспорта российских строительных услуг с учетом необходимости снижения вывоза капиталов и стимулирование импорта строительных услуг из стран ЕС в целях привлечения необходимых российской строительной отрасли строительных технологий и стандартов качества, экологичности и безопасности.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты, положения и рекомендации могут быть использованы при разработке направлений развития российской строительной отрасли и рынка строительных услуг, а также в выборе направлений его интеграции в международную торговлю строительными услугами.
Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение для органов государственного управления, организаций и учреждений, имеющих отношение к исследуемой проблематике. Содержащиеся в диссертации аналитические оценки и выводы могут быть использованы руководителями компаний и государственными органами РФ, занимающимися разработкой и реализацией политики и программ в сфере регулирования и содействия развитию строительной отрасли и международной торговли строительными услугами.
Публикации. Основные результаты диссертации отражены в семи публикациях общим объемом 4 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе выполненного исследования сформулированы следующие основные выводы и рекомендации:
1. Природа строительных услуг заключается в тесной связи их с материальным результатом, полученным в ходе оказания услуг, что обуславливает специфику строительных услуг как вида экономической деятельности и как объекта торговли. Анализ сущностных характеристик и особенностей строительных услуг и специфики проявления признаков услуг применительно к строительным услугами, позволяет, сформулировать следующее определение понятия «строительные услуги»: это вид экономической деятельности, осуществляемый по заданию потребителя услуг (заказчика) на возмездной (коммерческой) основе, заключающийся в удовлетворении потребностей заказчика в новом объекте производственного или непроизводственного назначения (новое строительство) либо изменении его свойств (реконструкция).
Строительная услуга как объект торговли может быть охарактеризована как неосязаемый, несохраняемый, недвижимый «товар», который потребляется в момент его производства, отличается неоднородностью, и поставка которого не сопровождается переходом права собственности.
2. В настоящее время практически во всем мире и в частности во многих странах ЕС наблюдается рецессия в строительной отрасли и в сфере торговли строительными услугами. В то же время торговля отдельными видами строительных услуг, например, в сфере строительства объектов гражданской инженерии, продемонстрировала рост даже в этот период. Примерно та же ситуация на сегодняшний день складывается и в других странах и регионах. Подобная тенденция, разумеется, изменяет место и долю строительных услуг в общем объеме мировой торговли, однако, по мнению автора, кризис носит временный характер. Подобный вывод автора обосновывается, в том числе, и тем, что наибольшее падение в торговле строительными услугами наблюдается в тех странах, в которых до кризиса наблюдались особенно высокие темпы строительства и рост цен на объекты недвижимостистроительство продолжает показывать прирост в отдельных странах мира и в странах ЕС в частноститакие изменения носят по природе своей циклический характер и подобные спады наблюдались ранее, каждый раз сопровождаясь последующим ростом выпуска в данном секторе.
3. Основываясь на анализе роли государства в экономическом развитии, учитывая значение государства как фактора обеспечения национальной конкурентоспособности и исходя из конкретных функций государства в сфере регулирования и развития общественных отношений, можно определить следующие основные аспекты модели развития международной торговли строительными услугами: общие принципы — концепция роли государства в модели развития строительных услуг — миссия — цель — задачи, решаемые через конкретные меры государственной политики.
В частности стратегия государства в области устойчивого развития преображается в сфере строительных услуг в стратегию устойчивого строительства, которую можно сформулировать как использование строительных материалов и технологий в целях повышения эффективности использования природных ресурсов (энергии, воды, материалов) с одновременным снижением негативного влияния строительства на окружающую среду и здоровье и безопасность населения на всех этапах объекта строительства: от наиболее эффективного и целесообразного с точки зрения устойчивого развития выбора строительной площадки, дизайна и архитектурного решения до строительства, обеспечения функционирования, обслуживания и ремонта, реконструкции и ликвидации объекта. Технические и иные барьеры на пути реализации концепции устойчивого строительства могут быть преодолены только в сочетании мер продуманной государственной политики в этой сфере и стимулирования со стороны государства наиболее эффективных конкурентных практик строительных компаний и инвесторов (например, практики «three-dimensional operational context space» (OCS), позволяющей наиболее эффективно внедрить в строительство показателей устойчивого развития на основе методики жизненного цикла строительного проекта).
4. Снижение барьеров в международной торговле услугами открывает рынок для новых национальных поставщиков услуг так же, как и для иностранных. И как следствие либерализация имеет положительный эффект в плане повышения доходов не столько за счет открытия доступа самой международной торговле услугами, сколько за счет усиления конкуренции, а значит и эффективности и производительности на внутреннем рынке. Уничтожение государственной монополии на поставку тех или иных услуг и создание на их месте монополий частных не только не дает никакого положительного эффекта, но скорее отрицательно влияет на развитие как внутренней, так и международной торговли услугами, нивелируя все возможные плюсы от либерализации. И, наоборот, структурная перестройка и развитие внутреннего рынка услуг способствует полноценному использованию положительных сторон либерализации. При этом, наибольший эффект от либерализации будет там, где имеет место разгосударствление и/или развитие внутреннего рынка услуг, повышение конкуренции на внутреннем рынке и, наконец, либерализация импорта и экспорта услуг.
5. Основная цель политики ЕС заключается в обеспечении открытости рынка и создании равных возможностей на внутреннем рынке для услуг и инвестиций компаний из всех стран ЕС. Именно на этой базе и строится дальнейшая экономическая политика ЕС, предусматривающая преодоление проблем, возникающих в современной экономике, не за счет замкнутости внутри европейской интеграции, а за счет построения сильной внутренней экономики, финансовой системы и европейской социальной модели, при этом обеспечивая открытость европейского рынка и для услуг и инвестиций из стран, не входящих в ЕС, и, равным образом, обеспечивая возможность выхода на зарубежные рынки услуг и инвестиций для европейских компаний. Этот вывод подтверждают и принципы, положенные в основу пересмотра и обновления Лиссабонской стратегии. Основную идею этих обновлений автор полагает возможным сформулировать следующим образом: отказ от протекционизма на внутреннем рынке в сочетании с увеличением активности в направлении открытия зарубежных рынков для европейских компаний.
6. Исходя из проанализированного автором опыта ЕС в сфере развития международной торговли строительными услугами и результатов анализа наиболее эффективной модели развития этой торговли по схеме внутренний рынок — экспорт услуг — глобальные игроки, основными направлениями российской государственной стратегии в сфере развития международной торговли строительными услугами на данном этапе должны стать формирование полноценного внутреннего рынка и удовлетворение внутреннего спроса, а также стимулирование импорта услуг посредством третьего способа поставки, который обеспечивает приток капиталов, технологий, привнесение современных стандартов строительства (качества, устойчивости, экологической безопасности и эффективности и т. п.), совершенствование конкуренции и др. Что касается экспорта, то поскольку в силу природы строительных услуг как объекта международной торговли, экспорт этого вида услуг тесно связан с экспортом капитала, стимулирование которого в условиях недостаточной обеспеченности российской экономики инвестициями, может быть не всегда целесообразно. Именно поэтому, по мнению автора, приоритеты государственной политики в данной области на сегодняшний день должны быть за стимулированием импорта с возможностью переориентации на развитие экспорта в будущем, при большей насыщенности внутреннего рынка.
7. В целом, недостатки развития российской строительной отрасли и процессов интеграции России в мировой рынок строительных услуг и инвестиций, по мнению автора, во многом связаны с отсутствием государственной политики в данной сфере. В этой связи автор может дать следующие рекомендации по формированию государственной политики в сфере развития международной торговли строительными услугами исходя из предложенной в работе модели развития: обеспечение инкорпорирования концепции и показателей устойчивого развития в российскую строительную практикув повышение производительности и обеспечение конкурентоспособности национальных поставщиков строительных услугразработка эффективной рыночной инфраструктуры для реализации стратегий национальных поставщиков строительных услуг как одного из факторов обеспечения национальной конкурентоспособностиобеспечение прозрачности государственного регулирования строительной отрасли и рынка строительных услуг, равно как и регулирования иностранных инвестиций на территории РФ;
• правовое обеспечение механизмов эффективного и ресурсосберегающего управления и реализации строительных проектов и, что особенно важно в сфере жилищного строительства, эффективности и прозрачности ценообразованиясовершенствование правовых механизмов и правоприменительной практики по ряду направлений, включая совершенствование налоговой системыобеспечение охраны прав собственности и т. д.- стимулирование привлечения в строительную отрасль иностранных инвестиций и технологий, прежде всего тех, которые в соответствии с концепцией устойчивого развития обеспечивают экологически безопасные и эффективные технологии и материалыконтроль за соблюдением норм безопасности и охраны труда и здоровья в строительной отраслимобилизация и привлечение инвестиций, в том числе и иностранных в государственный и/или частный сектор, осуществляющий строительство и/или реконструкцию наиболее важных на сегодняшний день объектов жилищного строительства, инфраструктуры и гражданской инженериив усиление сотрудничества с зарубежными странами на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях по вопросам либерализации торговли услугами, защиты и поощрения иностранных инвестиций, избегания двойного налогообложенияучастие в региональной кооперации в целях создания дополнительных стимулов для развития международной торговли услугами, перемещения услуг, технологий, капиталов, рабочей силы.
Сегодня на первый план выходит усиление координации действий строительных компаний, инвесторов, региональных и федеральных властей, направленных на поддержание рынка строительных услуг и недвижимости в кризисных условиях, выработка совместной программы действий, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства. Конкретные меры «антикризисного» характера, на взгляд автора, должны заключаться не в бюджетном финансировании отдельных компаний, а скорее в действиях, направленных на долгосрочную стабилизацию в отрасли, перевод ее на инновационное развитие в целях обеспечения устойчивости, экологической безопасности и эффективности строительстварешение проблемы неплатежей, стимулирование платежеспособного спроса на строительные услуги и продукцию строительной отраслипривлечение иностранных инвестиций, в том числе инвестиций в рамках зарубежных поставок строительных услуг, прежде всего, связанных с высококачественным строительством и новыми технологиямисовершенствование налоговых и иных стимулов развития отраслиподдержка развития строительных предприятий малого и среднего бизнеса, которые создают основу данной отрасли во всех развитых странах и т. д.
Список литературы
- Официальные издания и документы.
- Конституция Российской Федерации. Российская газета, № 237.25.12.1993.
- Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
- Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-Ф. Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44. Ст. 4147. Российская газета, N 211−212, 30.10.2001.
- Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Российская газета, N 290, 30.12.2004.
- Налоговый кодекс РФ, часть первая, от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.
- Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
- Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Собрание законодательства РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
- Федеральный закон РФ „Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ 08.12.2003 № 164-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850- Парламентская газета, № 232,16.12.2003- Российская газета, № 254,18.12.2003.
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 „Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“. Собрание законодательства РФ, 01.03.1999. N 9. Ст. 1096.
- Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ „Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“. Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3493- Российская газета, N134,14.07.1999.
- Федеральный закон РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ „Об охране окружающей среды“. Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
- Федеральный закон РФ от 23.11.1995 N 174-ФЗ „Об экологической экспертизе“. Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4556. Российская газета, N 232, 30.11.1995.
- Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 28 „О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации“. Собрание законодательства РФ», 17.01.2000, N 3, ст. 278.
- Послание Президента России Федеральному собранию РФ от 26 апреля 2007 года. -Российская газета, N 90.27.04.2007.
- Balance of Payments Manual. 5 th edition. The IMF Publications. Washington D.C., 1993.
- Bulletin of Housing Statistics for Europe and North America. UNECE publications, 2006.
- Consolidated Version of the Treaty Establishing the European Community. Official Journal of the European Communities. 24.12.2002.
- Directive 2006/123/EC of 12 December 2006 of the European Parliament and of the Council On Services in the Internal Market. Official Journal of the European Communities. 27.12.2006. L 376.
- Directive 2002/91/EC of the European Parliament and of the Council of 16 December 2002 on the energy performance of buildings. Official Journal of the European Communities L 1/65.
- Directive 2000/14/EC of the European Parliament and of the Council of 8 May 2000. Official Journal of the European Communities L 162/1.
- European Builders Confederation. Position Paper, March 2006.
- External and intra-European Union trade. Monthly statistics. Issue number 7/2009.
- Eurostat regional yearbook 2009.
- General Agreement on Trade in Services. WTO Publications.
- International Standard Industrial Classification of All Economic Activities (ISIC).
- Key Figures on Europe. 2007/08 edition.
- The European Federation of Building and Woodworkers (EFBWW).
- The Treaty of Amsterdam amending the Treaty of the European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts. 02.10.1997.
- Монографии, учебники, брошюры, справочные издания.
- Акимов В.В., Герасимова А. Г., Макарова Т. Н., Мерзляков В. Ф., Огай К. А. Экономика отрасли (строительство). М.: РИОР, 2007. С. 5.
- Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. Под ред. проф. Рыбалкина В. Е. М.: Международные отношения, 1999.
- Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2000.
- Баласубраманиам В. Н, Макбин Э. А. Международные аспекты экономики развития. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, 2002.
- Барановская Н.И., Казанский Ю. Н., Клюев А. Ф. и др. Экономика строительства: Ч. 1: Учебник для вузов. 2003.
- Бобков К. И., Сапожников В. Н. Научные проблемы экономики строительства. М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006.
- Бобылев С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития. М.: Ступени, 2004.
- Вавилова Е.В., Бородулина Л. П. Международная торговля. М.: Гардарики, 2006.
- Все виды кредитования. Коллектив авторов. М.: Гросс-Медиа, 2009.
- Грегори К.А. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2004.
- Данильцев A.B., Медведкова И. А., Трудаева Т. А. Торговля услугами: практические аспекты в свете присоединения России ко Всемирной торговой организации. Пособие для бизнеса. М.: ИПП «Куна», 2006.
- Зельднер А. Г. Ваславская И.Ю. Государство и экономика: факторы экономического роста. М.: Издательство Института экономики РАН, 2002.
- Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильяме, 2007.
- Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003.
- Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование. М.: Юнити-Дана, 2005.
- Инвестиционное поведение российских предприятий. Коллектив авторов: М., 2003.
- Кабатов В. А. Возмездное оказание услуг. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. Комментарий. М.: 1996.
- Камьен М. И., Шварц Н. Л. Структура рынка и инновации: обзор. Вехи экономической мысли. Т. 5. Теория отраслевых рынков. СПб.: Экономическая школа, 2003.
- Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта. Конкурентоспособность и модернизация экономики. Сборник. В 2-х томах. Под ред. Е. Г. Ясина. Том 1. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
- Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта. Конкурентоспособность и модернизация экономики. Сборник. В 2-х томах. Под ред. Е. Г. Ясина. Том 2. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
- Куприянов Н. С., Михненков О. В., Щербакова Т. С. Стратегический менеджмент в строительстве. М.: Инфра-М, 2004.
- Лачинов М.М. Основы внешнеэкономической деятельности в строительстве. 2001.
- Лисоволик Я.Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М., Экономика", 2007.
- Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2007.
- Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008.
- Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. Под ред. Г. Б. Клейнера. РАН. Центр. Экон-мат. Ин-т., 2001.
- Мировая экономика. Под ред. И. С. Королева. М.: Экономиста, 2003.
- Мировая экономика и международные экономические отношения. В двух частях. Под ред. Р. И. Хасбулатова. Ч. 1. М.: Гардарики, 2006.
- Мировая экономика и международные экономические отношения. В двух частях. Под ред. Р. И. Хасбулатова. Ч. 2. М.: Гардарики, 2006.
- Морисима М. Равновесие, устойчивость, рост. М.: Наука, 1972.
- Новосельцева Г. Б. Трансформация государственного регулирования современной экономики. М.: Экономические науки, 2006.
- Организационно-финансовые проблемы реформирования экономики России. Выпуск 10. Под ред. Ф. Шахматова. М.: Экономика, 2006.
- Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.
- Панкратов Е.П. Проблемы повышения инвестиционной активности обновления основных фондов строительства. М.: МАКС Пресс, 2003.
- Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Исследование Всемирного банка. М.: Издательство «Весь Мир», 2002.
- Познер Р. А. Экономический анализ права. СПб.: Экономическая школа, 2004.
- Политика привлечения прямых иностранных инвестиций российскую экономику. Коллектив авторов. М.: Теис, 2001.
- Портер М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2005.
- Портер М. Международная конкуренция. М., 1994.
- Рыбалкин В.А., Щербанин Ю. А., Щетинин В. Д. Международные экономические отношения. М.: Юнити-Дана, 2007.
- Симионов Ю.Ф. Экономика строительства. М.: Феникс, 2009.
- Сломан Дж. Экономикс. СПб.: Питер, 2007.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 2007.
- Тетиор А.Н. Устойчивое развитие города. Фонд «Развитие и окружающая среда», 2000.
- Толмачев Е. А. Монахов Б.Е. Экономика строительства. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2003.
- Фаминский И.П., Сабельников JI.B., Пресняков В. Ю. и др. Мировая экономика. М.: Экономистъ, 2007.
- Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992−2015. М.: Экономика, 2005.
- Черняк В.З. Экономика и управление на предприятии (строительство). М.: Кнорус, 2007.
- Чистов JI.M. Экономика строительства. СПб.: Питер, 2003.
- Чистов. JI.M. Экономика строительства. Эффективное управление. Ресурсный подход. СПб.: Питер, 2001.
- Чистов JL М. Экономика строительства. Эффективное управление. Ресурсный подход. Цели и показатели. СПб.: Питер, 2002.
- Щербанин Ю.А. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2007.
- Экономика строительства. Под ред. В. В. Бузырева. СПб.: Питер, 2009.
- Экономика строительства. Под ред. И. Б. Ефименко. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
- Экономика строительства. Под ред. И. С. Степанова. М.: Юрайт-Издат, 2007.
- Экономический анализ. Под ред. JI.T. Гиляровской. М.: Юнити-Дана, 2004.
- Brown, Lester R., Renner M., and Halweil В. The Environmental Trends that Are Shaping Our Future. New York: W.W. Norton. 1999.
- Guide to Reading the GATS Schedules of Specific Commitments and the Lists of Article II (MFN) Exemptions (Job 2255).
- International Recommendations for Construction Statistics, Statistical Papers, Series M, No. 47, Rev. 1, United Nations, New York, 1997
- Manual on Statistics of International Trade in Services. United Nations Publication. NY, 2002.
- Miller R.L. Economics Today. The Macro View. New York: Addison-Wesley, 2001.
- Measuring Trade in Services. A training module produced by WTO/OMC in collaboration with the Inter-agency Task Force on Statistics of International Trade in Services. The WTO publications. March, 2006.
- Official EU summary on the Lisbon Strategy. EC Publications, Brussels, 2002.
- Roberts C. Trade in Services. Lecture Series Autumn 2006. Publications of Institute for European Studies. Brussels, 2006.
- Services Sectoral Classification List (MTN.GNS/W/120).
- The World Competitiveness Yearbook 2008. Publication of IMD, 2008.
- The Developmental Impact of Services Liberalization (Job No. 2758/Rev.l).
- The Global Competitiveness Report 2007−2008.
- Thomas M. A. What Do the Worldwide Governance Indicators Measure? John Hopkins University, 2006.
- Научные статьи в журналах и средствах массовой информации.
- Ю4.Богомолов О. Т. Роль государства в современной экономике. Кого и чему учит глобальный кризис? Международная экономика, 2009. № 7. С. 11−22
- Ю5.Галкина Е. В. Анализ стоимости строительной продукции. Экономика и учет в строительстве, 2008, № 12.
- Юб.Галкина Е. В. Анализ финансирования строительства. Экономика и учет в строительстве, 2009, № 2.
- Глинкина С. Расширение ЕС на Восток: плюсы и минусы. Экономика России: XXI век, № 17
- Грей К.Ф., Ларсон Э. У. Управление проектами. Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 1.
- Ю9.Джоунс Д. Дмитриев К. Инвестиции в России: начало бума? Ведомости, Москва, 10.12.2002.
- ИО.Дюмулен И. И. Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Внешнеэкономический бюллетень, 2005, № 7−8.
- П.Зуев В. Н. Антикризисная политика Евросоюза. Международная экономика, 2009, № 10.
- Иванова Ю.В., Хижняк А. В. К вопросу о зарубежном опыте ведения экологического домостроения. Проблемы экономики, 2005, № 6. С. 351−353.
- ПЗ.Кораблина И. А., Седов К. Б. Внешняя торговля России услугами. Российский внешнеэкономический вестник, 2007, № 3.
- Литвин М. Сближение законодательства как фактор интеграции России ЕС. Международная экономика, 2007, № 6.
- И5.Меньпшкова Г. А. Услуга как социально-экономический феномен. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6 «Экономика». Выпуск 1(6). 1999. С. 94.
- Пб.Омельченко Е. В. Экологический фактор устойчивости. Барьер безопасности. № 7−8, РАДОН ПРЕСС, 2002.
- Разумнова JI.JI. Регулирование внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности. Проблемы прогнозирования, 1997, № 5.
- Смитиенко Б., Имамалиев М. Россия в системе мирохозяйственных связей в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Международная экономика, 2009, № 8.
- Сократилин В. Помочь нельзя потерять. О неэкономических вызовах экономического кризиса. Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. № 109, май 2009.
- Устойчивое развитие — приоритет XXI века. Устойчивое развитие: Информ. сб. ВИНИТИ. 1999. № 2.
- Челенков А. Основы классификации услуг как маркетингового продукта. Маркетинг № 3 1998.
- Boltho A. The assessment: international competitiveness. Oxford Review of Economic Policy, 1996, № 12(3).
- Heston, Alan. A Brief Review of Some Problems in Using National Accounts Data in Level of Output Comparisons and Growth Studies. Journal of Development Economics, 44 (1), 1994.
- Howarth R.B. Sustainability as opportunity. Land Econ. 1997. Vol. 73, № 4.
- Shelp R.K. Beyond Industrialization: Ascendancy of the Global Service Economy. New York: Praeger Publishers, 1981.