Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы включения рынков строительных услуг стран Европейского Союза в систему мирохозяйственных связей в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовое обеспечение механизмов эффективного и ресурсосберегающего управления и реализации строительных проектов и, что особенно важно в сфере жилищного строительства, эффективности и прозрачности ценообразованиясовершенствование правовых механизмов и правоприменительной практики по ряду направлений, включая совершенствование налоговой системыобеспечение охраны прав собственности и т. д… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОРГОВЛИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
    • 1. 1. Понятие и сущность строительных услуг
    • 1. 2. Специфика строительных услуг как объекта международной торговли и их место в мировой торговле услугами
    • 1. 3. Отраслевой аспект анализа торговли строительными услугами
  • Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
    • 2. 1. Трансформация сущности и методов государственного регулирования экономики в ЕС в целях усиления конкурентоспособности строительной отрасли
    • 2. 2. Роль строительных услуг в реализации стратегии устойчивого развития в странах ЕС
    • 2. 3. Иностранные инвестиции и финансовое обеспечение развития торговли строительными услугами
  • Глава 3. РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
    • 3. 1. Актуальные проблемы международной торговли строительными услугами
    • 3. 2. Формирование единого рынка строительных услуг в рамках Европейского Союза
    • 3. 3. Актуальные проблемы и возможные пути расширения экспорта и импорта строительных услуг между Россией и ЕС

Проблемы включения рынков строительных услуг стран Европейского Союза в систему мирохозяйственных связей в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обоснование актуальности выбранной темы. Неуклонный рост значения услуг, тенденция ускорения развития международной торговли услугами, тесная связь ее с международными инвестициями, трансфертом технологий и перемещением физических лиц через национальные границы вызывают теоретический и практический интерес к изучению данной сферы. Это в полной мере относится и к торговле строительными услугами. Более того, значение именно строительных услуг в национальной экономике, на взгляд автора, заслуживает отдельного внимания в силу особой важности строительства как отрасли, обеспечивающей материальную основу для развития всех остальных отраслей национальной экономики, а также для обеспечения определенного уровня жизни граждан и решения других социально-экономических проблем.

Для построения эффективного рынка строительных услуг и формирования конкурентоспособной строительной отрасли в России, для встраивания в мировой экспорт импорт строительных услуг и эффективного управления этими потоками, а также для обеспечения конкурентоспособности российских строительных компаний на зарубежных рынках необходимо понимание особенностей формирования и реализации стратегических принципов развития строительства и современных механизмов регулирования торговли строительными услугами, которые функционируют в отдельных странах и на международном уровне.

В плане изучения таких принципов и механизмов ЕС дает уникальную возможность, поскольку в силу иерархичности и многоуровневого регулирования рынок строительных услуг сочетает в себе национальные принципы и механизмы и международные. Кроме того, страны ЕС уже в силу географической близости и исторически сложившихся отношений представляют для российских предпринимателей, в том числе и для строительных компаний — экспортеров российских строительных услуг, особый интерес, а организационная и технологическая развитость европейских строительных компаний, в свою очередь, может заинтересовать российских предпринимателей, желающих импортировать строительные услуги, а с ними капитал и технологии, европейских поставщиков.

Перечисленные моменты и обуславливают важность и актуальность выбранной темы диссертации.

Объектом настоящего исследования избрана международная торговля строительными услугами, а предметом исследования является механизм развития строительной отрасли России в условиях ее интеграции в международные экспортно-импортные потоки строительных услуг.

Цель настоящего исследования состоит в определении стратегических направлений и механизмов регулирования и развития современной строительной отрасли и мирового рынка строительных услуг, направленных на обеспечение национальной конкурентоспособности и устойчивого развития на примере Европейского Союза.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Обоснование специфики строительных услуг и строительной отрасли, их экономического значения и места в международной торговле услугами.

2. Выявление и обоснование эффективных механизмов регулирования строительства.

3. Выявление актуальных проблем развития международной торговли строительными услугами.

4. Выявление тенденций и значения либерализации международной торговли услугами на международном уровне, включая процессы либерализации торговли и формирования на ее основе внутреннего рынка Европейского Союза.

5. Определение состояния экспорта и импорта строительных услуг между ЕС и Россией.

6. Оценка проблем регулирования торговли строительными услугами, основных направлений и перспектив их дальнейшего развития.

Методологическую основу исследования составили: системный подход к исследуемому объекту и предмету, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод анализа динамических рядов статистических данных, метод критического анализа, функциональный метод, метод исторического анализа, — применение которых позволило обеспечить достоверность исследования и обоснованность теоретических выводов и предложений.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных экономике строительной отрасли: Акимова В. В., Бобкова К. И., Бобылева С. Н., Барановской Н. И., Ховарта Р. Б., а также труды, в которых раскрыты принципы международной торговли услугами и ее регулирования: Данильцева A.B., Вавиловой Е. В., Бородулиной Л. П., Медведковой И. А., Трудаевой Т. А., Томаса М. А., Хестона А.

Информационную основу исследования составили официальные статистические и аналитические данные международных экономических организаций, в частности, ООН, ВТО, Европейского Союза, МВФ, ВЭФ, ОЭСР и др., а также статистические данные и методические указания и рекомендации международных и национальных статистических ведомств.

Нормативной базой исследования стали документы ВТО (Генеральное соглашение по торговле услугами, Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах, Соглашение по техническим барьерам в торговле и др.), директивы органов ЕС (Договор о создании Европейского Сообщества, Директива Европейского Парламента и Совета об услугах на внутреннем рынке № 2006/123/ЕС, Директива Европейского Парламента и Совета от 16.12.2002 № 2002/91/ЕС «Об энергетической эффективности зданий» и др.), международные соглашения по вопросам регулирования и развития торговли, поощрения и защиты инвестиций и др., российские нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты зарубежных стран.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе зарубежного опыта (стран Европейского Союза) сформулированы основные направления развития торговли строительными услугами и определены тенденции формирования российской политики в сфере международной торговли услугами, направленные на обеспечение конкурентоспособности российских строительных компаний на зарубежных рынках. К основным результатам, полученным в итоге исследования, относятся следующие:

1. Выявлена сущность строительных услуг и предложено авторское определение понятия «строительные услуги» как вида экономической деятельности и как объекта торговли, учитывающее их капиталоемкость, связь с инвестиционными ресурсами, с одной стороны, и тесную связь с материальным результатом строительных услуг и торговлей этими результатами (недвижимостью), с другой стороны.

2. В результате анализа текущего состояния, структуры и динамики торговли строительными услугами и строительной отрасли определены основные тенденции развития строительства в странах ЕС, такие как цикличность, неравномерность колебаний выпуска продукции в зависимости от вида строительства, неравномерное развитие по отдельным странам.

3. Уточнено понятие устойчивого строительства и обозначены основные направления развития и регулирования в сфере развития строительной отрасли, рынка строительных услуг и населенных пунктов с учетом стратегии устойчивого развития и построения экологически эффективной экономики в ЕС: экологизация строительстванаправленность на повышение роли технологий (ресурсосберегающих, снижающих отходы, повышающих безопасность строительства) — технологическая гармонизация и стандартизация качестваединая программа повышения конкурентоспособности отрасли.

4. Выявлены тенденции и значение либерализации международной торговли услугами на основе анализа механизма формирования внутреннего рынка строительных услуг ЕС и особенности и проблемы выхода на него иностранных поставщиков строительных услуг с учетом: связи трансграничного перемещения услуг с трансграничным перемещением капиталов и физических лицнеобходимости координации требований многоуровневого регулирования рынка строительных услуг в ЕС (национальное законодательство стран ЕС, нормы ЕС, международные соглашения между ЕС или странами ЕС и иностранными государствами).

5. Намечены основные направления российской политики по развитию экспорта и импорта строительных услуг, включая целесообразность координации экспорта российских строительных услуг с учетом необходимости снижения вывоза капиталов и стимулирование импорта строительных услуг из стран ЕС в целях привлечения необходимых российской строительной отрасли строительных технологий и стандартов качества, экологичности и безопасности.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты, положения и рекомендации могут быть использованы при разработке направлений развития российской строительной отрасли и рынка строительных услуг, а также в выборе направлений его интеграции в международную торговлю строительными услугами.

Результаты исследования имеют важное теоретическое и практическое значение для органов государственного управления, организаций и учреждений, имеющих отношение к исследуемой проблематике. Содержащиеся в диссертации аналитические оценки и выводы могут быть использованы руководителями компаний и государственными органами РФ, занимающимися разработкой и реализацией политики и программ в сфере регулирования и содействия развитию строительной отрасли и международной торговли строительными услугами.

Публикации. Основные результаты диссертации отражены в семи публикациях общим объемом 4 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе выполненного исследования сформулированы следующие основные выводы и рекомендации:

1. Природа строительных услуг заключается в тесной связи их с материальным результатом, полученным в ходе оказания услуг, что обуславливает специфику строительных услуг как вида экономической деятельности и как объекта торговли. Анализ сущностных характеристик и особенностей строительных услуг и специфики проявления признаков услуг применительно к строительным услугами, позволяет, сформулировать следующее определение понятия «строительные услуги»: это вид экономической деятельности, осуществляемый по заданию потребителя услуг (заказчика) на возмездной (коммерческой) основе, заключающийся в удовлетворении потребностей заказчика в новом объекте производственного или непроизводственного назначения (новое строительство) либо изменении его свойств (реконструкция).

Строительная услуга как объект торговли может быть охарактеризована как неосязаемый, несохраняемый, недвижимый «товар», который потребляется в момент его производства, отличается неоднородностью, и поставка которого не сопровождается переходом права собственности.

2. В настоящее время практически во всем мире и в частности во многих странах ЕС наблюдается рецессия в строительной отрасли и в сфере торговли строительными услугами. В то же время торговля отдельными видами строительных услуг, например, в сфере строительства объектов гражданской инженерии, продемонстрировала рост даже в этот период. Примерно та же ситуация на сегодняшний день складывается и в других странах и регионах. Подобная тенденция, разумеется, изменяет место и долю строительных услуг в общем объеме мировой торговли, однако, по мнению автора, кризис носит временный характер. Подобный вывод автора обосновывается, в том числе, и тем, что наибольшее падение в торговле строительными услугами наблюдается в тех странах, в которых до кризиса наблюдались особенно высокие темпы строительства и рост цен на объекты недвижимостистроительство продолжает показывать прирост в отдельных странах мира и в странах ЕС в частноститакие изменения носят по природе своей циклический характер и подобные спады наблюдались ранее, каждый раз сопровождаясь последующим ростом выпуска в данном секторе.

3. Основываясь на анализе роли государства в экономическом развитии, учитывая значение государства как фактора обеспечения национальной конкурентоспособности и исходя из конкретных функций государства в сфере регулирования и развития общественных отношений, можно определить следующие основные аспекты модели развития международной торговли строительными услугами: общие принципы — концепция роли государства в модели развития строительных услуг — миссия — цель — задачи, решаемые через конкретные меры государственной политики.

В частности стратегия государства в области устойчивого развития преображается в сфере строительных услуг в стратегию устойчивого строительства, которую можно сформулировать как использование строительных материалов и технологий в целях повышения эффективности использования природных ресурсов (энергии, воды, материалов) с одновременным снижением негативного влияния строительства на окружающую среду и здоровье и безопасность населения на всех этапах объекта строительства: от наиболее эффективного и целесообразного с точки зрения устойчивого развития выбора строительной площадки, дизайна и архитектурного решения до строительства, обеспечения функционирования, обслуживания и ремонта, реконструкции и ликвидации объекта. Технические и иные барьеры на пути реализации концепции устойчивого строительства могут быть преодолены только в сочетании мер продуманной государственной политики в этой сфере и стимулирования со стороны государства наиболее эффективных конкурентных практик строительных компаний и инвесторов (например, практики «three-dimensional operational context space» (OCS), позволяющей наиболее эффективно внедрить в строительство показателей устойчивого развития на основе методики жизненного цикла строительного проекта).

4. Снижение барьеров в международной торговле услугами открывает рынок для новых национальных поставщиков услуг так же, как и для иностранных. И как следствие либерализация имеет положительный эффект в плане повышения доходов не столько за счет открытия доступа самой международной торговле услугами, сколько за счет усиления конкуренции, а значит и эффективности и производительности на внутреннем рынке. Уничтожение государственной монополии на поставку тех или иных услуг и создание на их месте монополий частных не только не дает никакого положительного эффекта, но скорее отрицательно влияет на развитие как внутренней, так и международной торговли услугами, нивелируя все возможные плюсы от либерализации. И, наоборот, структурная перестройка и развитие внутреннего рынка услуг способствует полноценному использованию положительных сторон либерализации. При этом, наибольший эффект от либерализации будет там, где имеет место разгосударствление и/или развитие внутреннего рынка услуг, повышение конкуренции на внутреннем рынке и, наконец, либерализация импорта и экспорта услуг.

5. Основная цель политики ЕС заключается в обеспечении открытости рынка и создании равных возможностей на внутреннем рынке для услуг и инвестиций компаний из всех стран ЕС. Именно на этой базе и строится дальнейшая экономическая политика ЕС, предусматривающая преодоление проблем, возникающих в современной экономике, не за счет замкнутости внутри европейской интеграции, а за счет построения сильной внутренней экономики, финансовой системы и европейской социальной модели, при этом обеспечивая открытость европейского рынка и для услуг и инвестиций из стран, не входящих в ЕС, и, равным образом, обеспечивая возможность выхода на зарубежные рынки услуг и инвестиций для европейских компаний. Этот вывод подтверждают и принципы, положенные в основу пересмотра и обновления Лиссабонской стратегии. Основную идею этих обновлений автор полагает возможным сформулировать следующим образом: отказ от протекционизма на внутреннем рынке в сочетании с увеличением активности в направлении открытия зарубежных рынков для европейских компаний.

6. Исходя из проанализированного автором опыта ЕС в сфере развития международной торговли строительными услугами и результатов анализа наиболее эффективной модели развития этой торговли по схеме внутренний рынок — экспорт услуг — глобальные игроки, основными направлениями российской государственной стратегии в сфере развития международной торговли строительными услугами на данном этапе должны стать формирование полноценного внутреннего рынка и удовлетворение внутреннего спроса, а также стимулирование импорта услуг посредством третьего способа поставки, который обеспечивает приток капиталов, технологий, привнесение современных стандартов строительства (качества, устойчивости, экологической безопасности и эффективности и т. п.), совершенствование конкуренции и др. Что касается экспорта, то поскольку в силу природы строительных услуг как объекта международной торговли, экспорт этого вида услуг тесно связан с экспортом капитала, стимулирование которого в условиях недостаточной обеспеченности российской экономики инвестициями, может быть не всегда целесообразно. Именно поэтому, по мнению автора, приоритеты государственной политики в данной области на сегодняшний день должны быть за стимулированием импорта с возможностью переориентации на развитие экспорта в будущем, при большей насыщенности внутреннего рынка.

7. В целом, недостатки развития российской строительной отрасли и процессов интеграции России в мировой рынок строительных услуг и инвестиций, по мнению автора, во многом связаны с отсутствием государственной политики в данной сфере. В этой связи автор может дать следующие рекомендации по формированию государственной политики в сфере развития международной торговли строительными услугами исходя из предложенной в работе модели развития: обеспечение инкорпорирования концепции и показателей устойчивого развития в российскую строительную практикув повышение производительности и обеспечение конкурентоспособности национальных поставщиков строительных услугразработка эффективной рыночной инфраструктуры для реализации стратегий национальных поставщиков строительных услуг как одного из факторов обеспечения национальной конкурентоспособностиобеспечение прозрачности государственного регулирования строительной отрасли и рынка строительных услуг, равно как и регулирования иностранных инвестиций на территории РФ;

• правовое обеспечение механизмов эффективного и ресурсосберегающего управления и реализации строительных проектов и, что особенно важно в сфере жилищного строительства, эффективности и прозрачности ценообразованиясовершенствование правовых механизмов и правоприменительной практики по ряду направлений, включая совершенствование налоговой системыобеспечение охраны прав собственности и т. д.- стимулирование привлечения в строительную отрасль иностранных инвестиций и технологий, прежде всего тех, которые в соответствии с концепцией устойчивого развития обеспечивают экологически безопасные и эффективные технологии и материалыконтроль за соблюдением норм безопасности и охраны труда и здоровья в строительной отраслимобилизация и привлечение инвестиций, в том числе и иностранных в государственный и/или частный сектор, осуществляющий строительство и/или реконструкцию наиболее важных на сегодняшний день объектов жилищного строительства, инфраструктуры и гражданской инженериив усиление сотрудничества с зарубежными странами на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях по вопросам либерализации торговли услугами, защиты и поощрения иностранных инвестиций, избегания двойного налогообложенияучастие в региональной кооперации в целях создания дополнительных стимулов для развития международной торговли услугами, перемещения услуг, технологий, капиталов, рабочей силы.

Сегодня на первый план выходит усиление координации действий строительных компаний, инвесторов, региональных и федеральных властей, направленных на поддержание рынка строительных услуг и недвижимости в кризисных условиях, выработка совместной программы действий, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства. Конкретные меры «антикризисного» характера, на взгляд автора, должны заключаться не в бюджетном финансировании отдельных компаний, а скорее в действиях, направленных на долгосрочную стабилизацию в отрасли, перевод ее на инновационное развитие в целях обеспечения устойчивости, экологической безопасности и эффективности строительстварешение проблемы неплатежей, стимулирование платежеспособного спроса на строительные услуги и продукцию строительной отраслипривлечение иностранных инвестиций, в том числе инвестиций в рамках зарубежных поставок строительных услуг, прежде всего, связанных с высококачественным строительством и новыми технологиямисовершенствование налоговых и иных стимулов развития отраслиподдержка развития строительных предприятий малого и среднего бизнеса, которые создают основу данной отрасли во всех развитых странах и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные издания и документы.
  2. Конституция Российской Федерации. Российская газета, № 237.25.12.1993.
  3. Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
  5. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-Ф. Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44. Ст. 4147. Российская газета, N 211−212, 30.10.2001.
  6. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Российская газета, N 290, 30.12.2004.
  7. Налоговый кодекс РФ, часть первая, от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.
  8. Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  9. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Собрание законодательства РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
  10. Федеральный закон РФ „Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ 08.12.2003 № 164-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850- Парламентская газета, № 232,16.12.2003- Российская газета, № 254,18.12.2003.
  11. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 „Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“. Собрание законодательства РФ, 01.03.1999. N 9. Ст. 1096.
  12. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ „Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“. Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3493- Российская газета, N134,14.07.1999.
  13. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ „Об охране окружающей среды“. Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
  14. Федеральный закон РФ от 23.11.1995 N 174-ФЗ „Об экологической экспертизе“. Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4556. Российская газета, N 232, 30.11.1995.
  15. Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 28 „О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации“. Собрание законодательства РФ», 17.01.2000, N 3, ст. 278.
  16. Послание Президента России Федеральному собранию РФ от 26 апреля 2007 года. -Российская газета, N 90.27.04.2007.
  17. Balance of Payments Manual. 5 th edition. The IMF Publications. Washington D.C., 1993.
  18. Bulletin of Housing Statistics for Europe and North America. UNECE publications, 2006.
  19. Consolidated Version of the Treaty Establishing the European Community. Official Journal of the European Communities. 24.12.2002.
  20. Directive 2006/123/EC of 12 December 2006 of the European Parliament and of the Council On Services in the Internal Market. Official Journal of the European Communities. 27.12.2006. L 376.
  21. Directive 2002/91/EC of the European Parliament and of the Council of 16 December 2002 on the energy performance of buildings. Official Journal of the European Communities L 1/65.
  22. Directive 2000/14/EC of the European Parliament and of the Council of 8 May 2000. Official Journal of the European Communities L 162/1.
  23. European Builders Confederation. Position Paper, March 2006.
  24. External and intra-European Union trade. Monthly statistics. Issue number 7/2009.
  25. Eurostat regional yearbook 2009.
  26. General Agreement on Trade in Services. WTO Publications.
  27. International Standard Industrial Classification of All Economic Activities (ISIC).
  28. Key Figures on Europe. 2007/08 edition.
  29. The European Federation of Building and Woodworkers (EFBWW).
  30. The Treaty of Amsterdam amending the Treaty of the European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts. 02.10.1997.
  31. Монографии, учебники, брошюры, справочные издания.
  32. В.В., Герасимова А. Г., Макарова Т. Н., Мерзляков В. Ф., Огай К. А. Экономика отрасли (строительство). М.: РИОР, 2007. С. 5.
  33. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. Под ред. проф. Рыбалкина В. Е. М.: Международные отношения, 1999.
  34. И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2000.
  35. В. Н, Макбин Э. А. Международные аспекты экономики развития. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, 2002.
  36. Н.И., Казанский Ю. Н., Клюев А. Ф. и др. Экономика строительства: Ч. 1: Учебник для вузов. 2003.
  37. К. И., Сапожников В. Н. Научные проблемы экономики строительства. М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006.
  38. С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития. М.: Ступени, 2004.
  39. Е.В., Бородулина Л. П. Международная торговля. М.: Гардарики, 2006.
  40. Все виды кредитования. Коллектив авторов. М.: Гросс-Медиа, 2009.
  41. К.А. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2004.
  42. A.B., Медведкова И. А., Трудаева Т. А. Торговля услугами: практические аспекты в свете присоединения России ко Всемирной торговой организации. Пособие для бизнеса. М.: ИПП «Куна», 2006.
  43. А. Г. Ваславская И.Ю. Государство и экономика: факторы экономического роста. М.: Издательство Института экономики РАН, 2002.
  44. П.Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильяме, 2007.
  45. И.И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003.
  46. Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование. М.: Юнити-Дана, 2005.
  47. Инвестиционное поведение российских предприятий. Коллектив авторов: М., 2003.
  48. В. А. Возмездное оказание услуг. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. Комментарий. М.: 1996.
  49. М. И., Шварц Н. Л. Структура рынка и инновации: обзор. Вехи экономической мысли. Т. 5. Теория отраслевых рынков. СПб.: Экономическая школа, 2003.
  50. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта. Конкурентоспособность и модернизация экономики. Сборник. В 2-х томах. Под ред. Е. Г. Ясина. Том 1. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
  51. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта. Конкурентоспособность и модернизация экономики. Сборник. В 2-х томах. Под ред. Е. Г. Ясина. Том 2. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
  52. Н. С., Михненков О. В., Щербакова Т. С. Стратегический менеджмент в строительстве. М.: Инфра-М, 2004.
  53. М.М. Основы внешнеэкономической деятельности в строительстве. 2001.
  54. Я.Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М., Экономика", 2007.
  55. В.К. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2007.
  56. Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008.
  57. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. Под ред. Г. Б. Клейнера. РАН. Центр. Экон-мат. Ин-т., 2001.
  58. Мировая экономика. Под ред. И. С. Королева. М.: Экономиста, 2003.
  59. Мировая экономика и международные экономические отношения. В двух частях. Под ред. Р. И. Хасбулатова. Ч. 1. М.: Гардарики, 2006.
  60. Мировая экономика и международные экономические отношения. В двух частях. Под ред. Р. И. Хасбулатова. Ч. 2. М.: Гардарики, 2006.
  61. М. Равновесие, устойчивость, рост. М.: Наука, 1972.
  62. Г. Б. Трансформация государственного регулирования современной экономики. М.: Экономические науки, 2006.
  63. Организационно-финансовые проблемы реформирования экономики России. Выпуск 10. Под ред. Ф. Шахматова. М.: Экономика, 2006.
  64. Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.
  65. Е.П. Проблемы повышения инвестиционной активности обновления основных фондов строительства. М.: МАКС Пресс, 2003.
  66. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Исследование Всемирного банка. М.: Издательство «Весь Мир», 2002.
  67. Р. А. Экономический анализ права. СПб.: Экономическая школа, 2004.
  68. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций российскую экономику. Коллектив авторов. М.: Теис, 2001.
  69. М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2005.
  70. М. Международная конкуренция. М., 1994.
  71. В.А., Щербанин Ю. А., Щетинин В. Д. Международные экономические отношения. М.: Юнити-Дана, 2007.
  72. Ю.Ф. Экономика строительства. М.: Феникс, 2009.
  73. Дж. Экономикс. СПб.: Питер, 2007.
  74. И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 2007.
  75. А.Н. Устойчивое развитие города. Фонд «Развитие и окружающая среда», 2000.
  76. Е. А. Монахов Б.Е. Экономика строительства. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2003.
  77. И.П., Сабельников JI.B., Пресняков В. Ю. и др. Мировая экономика. М.: Экономистъ, 2007.
  78. P.A. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992−2015. М.: Экономика, 2005.
  79. В.З. Экономика и управление на предприятии (строительство). М.: Кнорус, 2007.
  80. JI.M. Экономика строительства. СПб.: Питер, 2003.
  81. . JI.M. Экономика строительства. Эффективное управление. Ресурсный подход. СПб.: Питер, 2001.
  82. Чистов JL М. Экономика строительства. Эффективное управление. Ресурсный подход. Цели и показатели. СПб.: Питер, 2002.
  83. Ю.А. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2007.
  84. Экономика строительства. Под ред. В. В. Бузырева. СПб.: Питер, 2009.
  85. Экономика строительства. Под ред. И. Б. Ефименко. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
  86. Экономика строительства. Под ред. И. С. Степанова. М.: Юрайт-Издат, 2007.
  87. Экономический анализ. Под ред. JI.T. Гиляровской. М.: Юнити-Дана, 2004.
  88. Brown, Lester R., Renner M., and Halweil В. The Environmental Trends that Are Shaping Our Future. New York: W.W. Norton. 1999.
  89. Guide to Reading the GATS Schedules of Specific Commitments and the Lists of Article II (MFN) Exemptions (Job 2255).
  90. International Recommendations for Construction Statistics, Statistical Papers, Series M, No. 47, Rev. 1, United Nations, New York, 1997
  91. Manual on Statistics of International Trade in Services. United Nations Publication. NY, 2002.
  92. Miller R.L. Economics Today. The Macro View. New York: Addison-Wesley, 2001.
  93. Measuring Trade in Services. A training module produced by WTO/OMC in collaboration with the Inter-agency Task Force on Statistics of International Trade in Services. The WTO publications. March, 2006.
  94. Official EU summary on the Lisbon Strategy. EC Publications, Brussels, 2002.
  95. Roberts C. Trade in Services. Lecture Series Autumn 2006. Publications of Institute for European Studies. Brussels, 2006.
  96. Services Sectoral Classification List (MTN.GNS/W/120).
  97. The World Competitiveness Yearbook 2008. Publication of IMD, 2008.
  98. The Developmental Impact of Services Liberalization (Job No. 2758/Rev.l).
  99. The Global Competitiveness Report 2007−2008.
  100. Thomas M. A. What Do the Worldwide Governance Indicators Measure? John Hopkins University, 2006.
  101. Научные статьи в журналах и средствах массовой информации.
  102. Ю4.Богомолов О. Т. Роль государства в современной экономике. Кого и чему учит глобальный кризис? Международная экономика, 2009. № 7. С. 11−22
  103. Ю5.Галкина Е. В. Анализ стоимости строительной продукции. Экономика и учет в строительстве, 2008, № 12.
  104. Юб.Галкина Е. В. Анализ финансирования строительства. Экономика и учет в строительстве, 2009, № 2.
  105. С. Расширение ЕС на Восток: плюсы и минусы. Экономика России: XXI век, № 17
  106. К.Ф., Ларсон Э. У. Управление проектами. Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 1.
  107. Ю9.Джоунс Д. Дмитриев К. Инвестиции в России: начало бума? Ведомости, Москва, 10.12.2002.
  108. ИО.Дюмулен И. И. Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Внешнеэкономический бюллетень, 2005, № 7−8.
  109. П.Зуев В. Н. Антикризисная политика Евросоюза. Международная экономика, 2009, № 10.
  110. Ю.В., Хижняк А. В. К вопросу о зарубежном опыте ведения экологического домостроения. Проблемы экономики, 2005, № 6. С. 351−353.
  111. ПЗ.Кораблина И. А., Седов К. Б. Внешняя торговля России услугами. Российский внешнеэкономический вестник, 2007, № 3.
  112. М. Сближение законодательства как фактор интеграции России ЕС. Международная экономика, 2007, № 6.
  113. И5.Меньпшкова Г. А. Услуга как социально-экономический феномен. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6 «Экономика». Выпуск 1(6). 1999. С. 94.
  114. Пб.Омельченко Е. В. Экологический фактор устойчивости. Барьер безопасности. № 7−8, РАДОН ПРЕСС, 2002.
  115. JI.JI. Регулирование внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности. Проблемы прогнозирования, 1997, № 5.
  116. ., Имамалиев М. Россия в системе мирохозяйственных связей в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Международная экономика, 2009, № 8.
  117. В. Помочь нельзя потерять. О неэкономических вызовах экономического кризиса. Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. № 109, май 2009.
  118. Устойчивое развитие — приоритет XXI века. Устойчивое развитие: Информ. сб. ВИНИТИ. 1999. № 2.
  119. А. Основы классификации услуг как маркетингового продукта. Маркетинг № 3 1998.
  120. Boltho A. The assessment: international competitiveness. Oxford Review of Economic Policy, 1996, № 12(3).
  121. Heston, Alan. A Brief Review of Some Problems in Using National Accounts Data in Level of Output Comparisons and Growth Studies. Journal of Development Economics, 44 (1), 1994.
  122. Howarth R.B. Sustainability as opportunity. Land Econ. 1997. Vol. 73, № 4.
  123. Shelp R.K. Beyond Industrialization: Ascendancy of the Global Service Economy. New York: Praeger Publishers, 1981.
Заполнить форму текущей работой