Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Наднациональный механизм как фактор развития экономической интеграции в Европейском Союзе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чем больше вникаешь в существо проблемы развития наднационального механизма, тем лучше понимаешь важность ее разработки для определения принципиальной позиции России по отношению к международным организациям. В этом может заключаться практическое значение данного исследования. В каких формах должно осуществляться сотрудничество России с региональными и международными организациями? Какими они… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование объединения нового типа
    • 1. 1. Теоретические основы исследования европейской интеграции
    • 1. 2. Наднациональный механизм в теориях интеграции
    • 1. 3. Развитие теорий интеграции российскими исследователями
  • Глава 2. Наднациональный механизм и экономическая интеграция
    • 2. 1. Предпосылки формирования наднациональных структур
    • 2. 2. Понятие наднационального интеграционного механизма
    • 2. 3. Эволюция форм интеграции: роль наднационального механизма
  • Глава 3. Специфика гибридной институциональной системы ЕС: сочетание межгосударственных и наднациональных компонентов в регулировании экономического взаимодействия
    • 3. 1. Эволюция меэюгосударственных институтов
      • 3. 1. 1. Евросовет: выработка стратегии наднационального развития
      • 3. 1. 2. Совет министров: сочетание межгосударственных и наднациональных элементов регулирования
    • 3. 2. Роль наднациональных органов в становлении системы ЕС
      • 3. 2. 1. Европейский Парламент: общедемократические ценности
      • 3. 2. 2. Европейская Комиссия: утверждение общей политики
      • 3. 2. 3. Суд справедливости ЕС: наднациональная система права
      • 3. 2. 4. Европейский Центральный Банк: управление наднациональной валютой
  • Глава 4. Особенности наднациональной модели ЕС
    • 4. 1. Механизм принятия экономических решений как инструмент примирения интересов неравновеликих партнеров
    • 4. 2. Бюджет ЕС: финансовая опора наднациональной модели
    • 4. 3. Формирование общей экономии -к<�ш модели
  • Глава 5. Наднациональная политика и интересы бизнеса
    • 5. 1. Политика справедливой конкуренции
    • 5. 2. Антикризисная политика
    • 5. 3. Экономические приоритеты ЕС: от Лиссабонской программы к Стратегии
  • Глава 6. Наднациональный механизм экономической политики
    • 6. 1. От таможенного союза к единому внутреннему рынку: раскрытие потенциала наднационального механизма
    • 6. 2. Валютный союз: триумф наднационального механизма
    • 6. 3. Энергетическая политика: зарождение наднациональных форм
  • Глава 7. Пределы использования наднационального механизма в глобальной системе «мягкого» экономического регулирования
    • 7. 1. Достоинства и недостатки ЕС: опыт международного значения
    • 7. 2. Новые инструменты «мягкого управления» мировой экономикой в условиях глобализации. Формирование позиции России

Наднациональный механизм как фактор развития экономической интеграции в Европейском Союзе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение деятельности Европейского союза приковывает повышенное внимание исследователей в силу уникальности и беспрецедентности международного эксперимента стран Европы по объединению в интеграционном комплексе столь продвинутого, по сравнению с другими организациями мира, характера.1 Объектом исследования в данной работе была выбрана экономическая интеграция в рамках Европейского союза.

Наиболее характерной специфической чертой европейского интеграционного комплекса, отличающей его от всех остальных региональных и международных межгосударственных структур, является, на наш взгляд, наднациональный механизм, который правомерно было бы назвать международным феноменом. Этот механизм не имеет аналогов в мире. Словарь Лонгман определяет слово «феномен» двумя основными толкованиями:

1) Феномен — нечто необычное в силу обладания редкими качествами.

2) Феномен — нечто, что является предметом изучения, поскольку не понято (курсив мой).

Любое из этих толкований как нельзя лучше подходит к феномену наднационального механизма экономической интеграции Европейского союза. По этой причине в качестве предмета исследования были обозначены экономические отношения, возникающие вследствие формирования и применения наднационального механизма в ЕС.

Актуальность исследования.

Тенденции глобализации, мировой финансово-экономический кризис, разрушительные экологические последствия экономической деятельности последних лет превращают пересмотр устоявшегося соотношения между свободным развитием рыночных сил и регулирующим воздействием на, мировую экономику со стороны государств, региональных объединений и.

1 Автор работы разделяет этот исследовательский интерес более 30 лет. Защита диссертации на соискание тепени кандидата экономических наук состоялась в 1980 г. также по тематике Европейской интеграции.

2 Longman. Pearson 2000, www.longman. Com. международных экономических организаций в актуальную проблему современности. Значимым становится не только выбор соотношения, но. и обозначение характера принимаемых мер в международном взаимодействии. Ведущие страны мира ищут новые средства смягчения последствий мирового финансово-экономического кризиса, создания условий для стабильного и устойчивого экономического роста, обеспечения «чистого» развития. Предлагаются варианты введения элементов наднационального механизма на глобальном уровне (разные по значению: от лицензирования деятельности рейтинговых агентств до взимания международного налога на банковскую деятельность и создания резервных фондов помощи в кризисных ситуациях). Исследование теории и практики применения наднациональных вариантов воздействия на экономику на примере Европейского союза, где они наиболее развиты, приобретает в этой связи особую актуальность. Определение границ и порядка применения наднационального механизма в экономическом взаимодействии государств может существенно расширять регулирующие возможности различных экономических систем.

В последние годы происходит бурное развитие интеграционных процессов на всех континентах. Многочисленные региональные объединения (АСЕАН, МЕРКОСУР и другие) в той или иной степени обращаются к опыту ЕС. Европейский союз выделяется на фоне остальных группировок по принципам построения и широте применения наднационального механизма. Означает ли это, что механизм ЕС — единичный случай или существует закономерность, которая будет верна для остальных региональных объединений? Нужно ли применять наднациональный механизм, и в какой степени для. достижения эффекта интеграции и повышения результативности регионального сотрудничества? Является ли наднациональный механизм атрибутом интеграции? Придут ли к его использованию остальные региональные структуры? Все это Еесьма актуальные вопросы для большинства стран мира, находящихся на разных стадиях вовлеченностив региональные и глобальные интеграцион чые процессы.

Осуществление реформ в ЕС с вступлением в силу в декабре 2009 года Лиссабонского договора укрепляет наднациональный механизм объединения. Многие сомневались в реалистичности таких преобразований после присоединения к ЕС 2004;07 годах 12 стран-членов, для которых наднациональное регулирование — новый фактор развития. В этой связи теоретическое осмысление происходящих в ЕС изменений и выявления места и роли наднационального механизма в интеграционном процессе становится еще более актуальным.

Россия вместе со странами ближнего зарубежья приняли ряд мер, направленных на создание Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном и на формирование Зоны свободной торговли в рамках СНГ, которые привели к практическим результатам развития начальных форм экономической интеграции. В этой связи изучение опыта применения наднационального механизма ЕС представляется актуальным сейчас, когда закладываются новые схемы взаимодействия России со странами-соседями. Важно понять, насколько применимы на постсоветском пространстве и в какой степени верны и универсальны существующие теории интеграции.

Европейский союз остается для России наиболее значимым торгово-экономическим партнером. Понимание существа преобразований внутри ЕС (особенно в части трансформаций механизма экономической интеграции) позволяет более точно спрогнозировать его развитие, выявить вектор смещения соотношения национальных и наднациональных компетенций, сформулировать адекватную стратегию отношений с объединением и выстроить выверенные схемы практического взаимодействия с ним. В связи с продолжением переговоров России с ЕС по заключению нового соглашения, призванного заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1997 года, данное исследование приобретает особую актуальность. з.

На ЕС приходилось 52% общего торгового оборота РФ (см. приложения, таблица 7). Объем иностранных прямых инвестиций ЕС в Россию составил 92 миллиарда евро к концу 2008 года.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования: выявить роль наднационального механизма в развитии экономической интеграции на основе комплексного анализа условий его формирования и специфики применения в Европейском срюзе.

Задачи исследования конкретизированы следующим образом:

• обнаружить объективные причины возникновения наднациональных форм регулирования;

• раскрыть существенные характеристики и сформировать понимание наднационального механизма экономической интеграции;

• дать оценку текущего соотношения межгосударственных и наднациональных компонентов в деятельности наиболее важных органов ЕС и институциональной системы объединения в целом для определения значимости институционального фактора. в применении наднационального механизма;

• показать роль специфики процедуры принятия экономических решений в ЕС в запуске наднационального механизма;

• определить степень использования наднационального механизма на ключевых направлениях экономической политики ЕС и выявить, существует ли причинно-следственная связь между интенсивностью применения наднационального механизма и переходом к более глубоким формам интеграции;

• раскрыть значение наднационального механизма для региональной экономической интеграции;

• выяснить, ведет ли применение наднационального механизма к нарастанию экономической общности (на примере стран ЕС), в частности, формируется ли общая экономическая модель внутри объединения;

• обозначить пределы возможного использования элементов наднационального регулирования в глобальной системе экономического взаимодействия государств.

Теоретической основой исследования послужили разработки российских и зарубежных авторов по проблемам интеграции, международных экономических отношений и мировой экономики.

Методологическая база исследования производна от методологии обществоведения: из совокупности явлений выделяются наиболее важные, на базе которых строится формально-логическая система. Принимаются во внимание наиболее существенные закономерности для построения теоретической конструкции. В работе использовались методы различных интеграционных теорий: институциональный метод — при анализе системы обеспечения экономического сотрудничества в ЕСметод контент анализапри рассмотрении основных направлений экономической политики ЕС, его договорно-правовой базы и официальных документовметод сравнительного анализа — при сопоставлении различных объединенийметод прогнозных оценок — при определении параметров системы глобального регулирования. Широко использовались комплексный и междисциплинарный подходы, учитывались экспертные оценки, аналитические материалы. Применялся метод индукции (от анализа практики к обобщениям экономико-теоретического характера) и дедуктивный метод. Выводы проверялись практическими наблюдениями.

Методы интеграционных исследований разнообразны: от конструирования теоретических концепций до построения эконометрических и компьютерных моделей. Преимуществами моделирования является возможность включения большого количества параметров для тех областей, где это требуется, например, для расчетов значений включения регионов в единый интеграционный комплекс, что позволяет численно исследовать и измерять показатели. Недостатком моделей является наличие большого г числа переменных, которые невозмож 10 определить на основе решения системы уравнений. Они подлежат экспертной оценке до введения в модель, что в конечном итоге и определяет итоговые результаты. В данном исследовании автор делает акцент на выявлении качественных характеристик процесса экономической интеграции.

Научная новизна. На основе проведенного в работе, комплексного исследования формирования и применения наднационального механизма в Европейском союзе:

• составлена характеристика и сформулировано определение наднационального механизма межгосударственной интеграции;

• выявлено значение сложившихся в мировой экономике объективных предпосылок, предопределивших возникновение наднационального механизма. Установлены ведущая роль фактора экономической взаимозависимости и универсальное значение предпосылок для объединений других регионов мира;

• произведена оценка соотношения межгосударственных. и наднациональных компонентов в деятельности главных институтов ЕС. Выявлена тенденция повышения степени наднациональности каждого из них и институциональной системы в целом;

• установлено, что отход от единогласия и переход к использованию процедуры квалифицированного большинства обусловил специфику механизма принятия экономических решений в ЕС и обозначил тренд развития наднационального механизма в ЕС;

• сопоставлены особенности применения наднационального механизма на ключевых направлениях экономической политики ЕС и обнаружена корреляция между интенсивностью применения наднационального механизма, результативностью политики и глубиной достигнутых форм интеграционного взаимодействия;

• предложена уточненная и дополненная классификация форм I интеграции при использовании критерия степени применения наднационального механизма. Проведено разграничение между Общим рынком и Единым (внутренним) рынком, Общей валютной системой и Валютным союзом, Экономическим союзом и Полной экономической интеграцией, Военно-политическим союзом и Федерацией в соответствие с оценкой развитости наднационального механизма на каждой из этих стадий. Обосновано положение о том, что наднациональный механизм играет ключевую роль в восхождении к более высоким стадиям межгосударственной интеграции и является существенным признаком проявления глубоких форм межгосударственной экономической интеграции, предполагающей интеграцию структур государственной надстройки. Уточнено определение интеграции добавлением в него наднациональной компоненты;

• установлено, что использование наднационального механизма способствует нарастанию экономическойобщности стран ЕС, отмечается тенденция формирования их общей экономической модели, что проявляется в наличии общих целей, принципов, задач, способов их достижения, инструментов;

• обозначены пределы возможного использования отдельных элементов наднационального механизма в глобальной системе регулирования экономического взаимодействия государств, обусловленные приверженностью к сохранению суверенных полномочий большинства стран, в том числе в сфере экономики.

Теоретическая значимость. Регионализация и глобализация — магистральные тенденции мировой экономики. Исследование механизмов региональной интеграции, определяющей закономерности развития мирохозяйственных связей, — важное направление общих фундаментальных исследований. Эффективное решение региональных и глобальных проблем Сможет обеспечиваться структурами соответствующего уровня, однако принятие и реализация решений находятся на национальном уровне.

Ограниченный характер национальных мер не соответствуют глубине и масштабу проблем, которые в большинстве остаются нерешенными. Идет поиск новых более эффективных механизмов международного сотрудничества. Изучение особенностей наднационального механизма на примере ЕС, определение пределов его применения, осмысление его роли в процессе экономической интеграции и в мировом экономическом развитии могут быть использованы в теориях экономической интеграции и приобретают общетеоретическое значение в научных исследованиях по направлению «Мировая экономика».

Чем больше вникаешь в существо проблемы развития наднационального механизма, тем лучше понимаешь важность ее разработки для определения принципиальной позиции России по отношению к международным организациям. В этом может заключаться практическое значение данного исследования. В каких формах должно осуществляться сотрудничество России с региональными и международными организациями? Какими они должны быть? Будет ли возрастать значение наднациональных форм в системе международного регулирования? Насколько эффективна эта форма регулирования? Опыт Европейского союза уникален и единичен или это тот путь, по которому пойдут и другие региональные объединения? В каком направлении будет развиваться мировая система экономического регулирования? Да и сам Евросоюз, достиг ли он определенного предела в своей эволюции или нарастание наднациональных компонентов внутри организации будет продолжаться? Эти и многие другие вопросы имеют не только значительный общетеоретический и исследовательский интерес, но приобретают существенное практическое звучание с точки зрения формирования политики России по отношению к многочисленным международным организациям в процессе ее включения в систему современного международ} юго экономического регулирования. I.

Сложность в разработке темы определяется тем, что даже в странах ЕС, где наднациональный механизм активно применяется, исследователи предпочитают обсуждать его, тщательно «прилизывая» терминологию • и маскируя существо процесса. Так, вместо «передачи части национальных суверенных прав на наднациональный уровень», довольно часто используется термин «shared sovereignty», или «совместно реализуемый суверенитет», «разделяемый странами ЕС суверенитет». Может быть, по сути, это и верно, но суверенитет — это скорее понятие, связанное с отдельным государством, а не группой государств. Тем не менее, и термин «supra nationality» или «наднациональность», надгосударственность используется в зарубежной научной литературе и публицистике весьма широко. Большая часть населения подавляющего большинства стран весьма трепетно относится к возможной утрате даже небольшой части национального суверенитета. Национально — патриотические чувства воспитывались в национально — обособленных государствах столетиями. Хотя реализация интеграции в том варианте, как она задумывалась при создании ЕС, предполагала ограничение суверенитета в определенных жизненно важных областях государств-членов, инициаторы ЕС сочли нецелесообразным сразу провозгласить наднациональный характер Сообщества. В сознании людей суверенитет и независимость имели слишком глубокие корни, поэтому термин «наднациональный» не фиксируется ни в одном из учредительных и базовых документов ЕС. Надо было найти такие формы, которые в течение определенного периода развертывания интеграционных процессов позволили бы сочетать суверенитет государств-членов с потребностями создания самостоятельной структуры органов Союза. Юристам также надо было дать правовую характеристику новой международно-правовой конструкции, поскольку ЕС выходил за рамки уже известных ранее политико-правовых объединений.

В бывшем СССР, и в России к использованию наднациональных форм в международных объединениях отношение было традиционно настороженным.4 По причинам вполне понятным и объяснимым. Политикам советской эпохи было удобно прикрываться принципом «невмешательства во внутренние дела суверенных государств», для того, чтобы международное сообщество не могло вторгаться на национальную территорию, где принципы демократических прав и свобод систематически нарушались, а о развитии частной собственности и рыночного хозяйства не было и речи.

По этим, разным по своей природе и характеру, причинам наднациональный механизм, тенденция формирования которого проявилась уже давно, не являлся предметом углубленных, развернутых, системных исследований ни в ЕС, ни в России. Именно поэтому данное исследование посвящено анализу всего комплекса взаимосвязей, относящихся к наднациональному механизму экономической интеграции в преломлении к проблемам международного экономического регулирования.

4 In from the cold. Germany, Russia and the Future of Europe. Eds. Baranovsky V., Spanger H-J. Oxford: Westviev Press, 1992, p. 259−277.

Заключение

<

Будущее за наднациональными формами международного экономического регулирования? Делать вывод подобного рода было бы I преждевременно. Вряд ли в такой формулировке его воспримет подавляющее большинство политиков и аналитиков. Национальное государство с его суверенными правами остается доминирующим оператором многочисленных организаций в современной международной системе управления. | г.

Как будет развиваться европейская экономическая интеграция дальше?

Мне кажется, наднациональный компонент интеграционного развития будет нарастать и укрепляться. Пока очевидно наблюдается тенденция ' к возрастанию роли наднациональных форм регулирования как в рамках.

Европейского Союза, роль которого в международных экономических 1 отношениях также неуклонно возрастает, так и в международных организациях классического межгосударственного типа. Автор этого исследования, полностью осознавая, что, скорее всего, его позицию смогут разделить пока немногие, тем не менее, склонен полагать, что за наднациональными формами, в том числе применительно к международному экономическому регулированию, сохраняется большое будущее. 1.

Проведенное исследование позволяет сформулировать основные положения работы. ¦ г.

1. С развитием мировой экономики обостряется противоречие, выражающееся в несоответствии господствующего способа экономического регулирования характеру ведения хозяйственной деятельности. Поведение 1 субъектов экономических отношений (граждан, компаний, банков) становится все более вненациональным, а регулирование остается преимущественно национальным или межгосударственным. Можно полагать, что противоречие разрешимо интенсификацией многостороннего взаимодействия. Однако способ разрешена/ проблем на международном уровне продолжает оставаться на порядок. 4:* енее эффективным, чем на национальном. Обострение глобальных проблем побуждает искать пути их.

Э|70 эффективного разрешения. Восстановление управляемости экономикой, I выходящей из-под национального контроля, может быть осуществлено путем I укрепления наднационального регулирования. Развитая экономика, высокий уровень взаимопроникновения экономик и взаимозависимость ! объективные экономические предпосылки формирования наднационального механизма. Необходимы еще и неэкономические факторы, такие как политическая воля и поддержка населения. Высокий уровень развития экономики так же, как и высокая степень ее интернационализации | — являются важными, но недостаточными условиями появления I наднациональных форм регулирования. Фактор возрастания экономическЬй взаимозависимости становится решающим, побуждая государства переходить к взаимодействию качественно иного уровня. Отсутствие 1 эффективного механизма разрешения проблем в условиях высокой взаимозависимости несет существенные экономические потери. Наднациональный вариант урегулирования становится объективно востребованным. Первыми необходимость применения общих методов взаимодействия ощущают рыночные демократические экономики г относительно малых стран, в наибольшей степени взаимосвязанных | и вовлеченных в международное разделение труда. Поэтому в Европе наднациональные механизмы регулирования получили опережающее развитие. !

2. Наднациональный механизм в межгосударственных отношениях можно определить как совокупность правил и процедур, порядок/способ функционирования экономических и/или политических систем в процессе их взаимодействия в рамках международной структуры/организации, одобренный суверенными государствами, и с их согласия выходящий из-под национального контроля первоначально в той степени, которая заранее 1 фиксируется соответствующими договоренностями и соглашениями.

1 !

Наднациональный механизм един для экономической и политический интеграции, неразделимы микро и макро среда его функционирования. г 4.

Можно выделить характерные признаки наднационального механизма:

— формируется неподконтрольно какому-либо из государств, а на основе компромисса между ними- |.

— функционирует независимо от воли какого-то конкретного I государства, в интересах объединения в целом- |.

— возвышается над государством в иерархии структур управления? и практического воплощения экономических и политических процессов, I попадающих в область совместного регулирования- ?

— оказывает непосредственное воздействие на внутригосударственное $ развитие экономики, социальной, культурной и других сфер, подчас вопреки текущим предпочтениям национального уровня. > I.

Наднациональный интеграционный механизм выстраивается на всех 5 уровнях хозяйствования: на микро уровне (деятельность предприятий. и фирм) — на уровне принятия, исполнения и контроля над исполнением регулятивных решений (порядок формирования и функционирования институциональной системы объединения) — на уровне осуществления общей экономической политики государств. Совокупность описанных — в исследовании компонентов — правила деятельности институтов, характер процедур принятия и имплементации решений, способы реализации з совместной экономической политики, методы финансирования совместных 1 программ, порядок контроля над исполнением одобренных мероприятий, алгоритм построения законодательства — составляет костяк наднационального интеграционного механизма ЕС. Если брать множество параметров, то только в рамках Европейского союза существует полноценно I функционирующий наднациональный интеграционный механизм. |.

Несмотря на то, что в ЕС действует сложная комбинация национального, межгосударственного и наднационального механизмов, 1 былЬ бы правомерно констатировать запуск наднационального механизма, как>с<1м6стоятельного «приводного ремня». Его элементы сконструированы на ¿-сех уровнях (базисном и надстроечном, экономическом и политическом) межгосударственной системы взаимоотношений стран ЕС. После того, как I наднациональный механизм начинает применяться, возникает совершенно новое качество взаимодействия государств. Наднациональное I экономическое регулирование — это не просто регулирование, выходящее: за пределы национального государства и перенесенное в международную 1 сферу. Наднациональный механизм не только не определяется руководителями отдельного государства, но и оказывает заметное воздействие на экономику и/или политику последнего. До возникновения надгосударственных форм регулирования государство всегда имело решающий голос в определении параметров взаимодействия с другими государствами. С утверждением наднационального подхода можно.

I ь идентифицировать новое явление, когда порожденный государством механизм влияет на политику этого государства, сообразно интересам более высокого порядка — организации в целом, которые на конкретном историческом отрезке времени не обязательно будут согласовываться! с национальными интересами текущего момента этого государства. -В длительной перспективе совпадение интересов должно обеспечиваться -! в противном случае теряется смысл участия в объединении. :

3. Существенное укрепление наднациональной компоненты ЕС происходило в последние 20 лет, и к настоящему времени механизм сформировался в целостном и развернутом формате. Вначале он применялся в урезанном виде, хотя и был предусмотрен в учредительных договорах. Потребовались годы развития в условиях нарастания взаимозависимости для I укрепления наднациональных вариантов совместного управления экономикой. Повысилась степень наднациональности функционирования главных органов ЕС и институциональной системы в целом. Отход от единогласия и переход к процедуре кватшфицированного большинства обусловил большую эффективность механизма принятия экономических решений в ЕС, способствовал энергичному' запуску наднационального механизма экономической интеграции. Использование наднационального механизма на ключевых направлениях экономической политики ЕС I обнаружило корреляцию между интенсивностью применения наднационального механизма, результативностью политики и глубиной достигнутых форм интеграционного взаимодействия. Использование наднационального механизма способствовало также нарастанию I экономической общности стран ЕС, формировалась их общая экономическая модель, что прослеживалось в общих целях, задачах, способах их достижения, инструментах, принципах. Отличительной чертой общей модели стал наднациональный механизм, наличие которого приводило к наращиванию общих компонентов в интеграционном процессе. ;

Создание Валютного союза ЕС привело к качественному измененйю I соотношения между межгосударственными и наднациональными элементами регулирования в ЕС в пользу наднациональных. Европейский Союз оказался единственной интеграционной группировкой мира, способной перейти! к единой валюте. Наднациональный механизм стал опираться на фундамент с иным уровнем взаимосвязанности экономик и взаимозависимости экономических систем, и потому стал развиваться по другим законам, приближенным к законам развития внутренней экономики стран-членов. В этом его принципиальное отличие от прежней системы регулирования, I которая включала лишь отдельные элементы наднационального механизма. Действие регулятивных норм могло отменяться или временно приостанавливаться. После перехода системы в иное качество, сбой в работе I важных компонентов наднационального регулятивного устройства стал I грозить ликвидацией выстроенной структуры как таковой. Механизм получил новое качество. Наднациональная единая ' валюта — евро превратилась в базовый элемент нового экономического фундамента ЕС. ^.

В связи с тем, что после 2004 года количество участников ЕС почти удвоилось и большинство присоединившихся стран характеризовалось иным восприятием интеграции, перспективы развития наднационального механизма внутри объединения стали казаться призрачными. Но сами условия вхождения в организацию и ее форма создавали и увеличивали побудительные мотивы добровольной передачи дополнительных компетенций на наднациональный уровень или в совместное ведение. Должно было пройти время, чтобы можно было убедиться, по какому пути г пойдет интеграция. Начало действия Европейского валютного союза еще не означало окончательного утверждения полноценного наднационального I механизма внутри ЕС. Эту тенденцию продолжает и укрепляет ратификация всеми странами ЕС Лиссабонского договора и его вступление в силу, в декабре 2009 года. В результате найденных компромиссов фиксируются параметры функционирования системы на фундаментальной основе I пересмотра базовых договоров ЕС. Подписание Договора знаменует I завершение длительного и важного этапа по внесению изменений, определяющих вектор последующей эволюции ЕС. Облик Союза трансформируется в направлении дальнейшего укрепления наднациональных компонентов структуры. Наднациональный механизм экономической интеграции сформировался как устоявшаяся система после начала функционирования Валютного союза и проведения институциональной реформы. В рамках ЕС сложился наднациональный механизм экономической интеграции как феномен меэюдународного регулирования и новый фактор развития мировой экономики. В других международных организациях можно отметить появление наднациональных компонентов регулирования лишь на отдельных направлениях, в отдельных частях общей системы.

4. Наднациональные структуры стали более основательным фундаментом единого интеграционного комплекса, который постепенно освобождается от зависимости от конъюнктурных изменений в политике национальных государственных структур. Он превращается в монолит, который можно охарактеризовать как интеграционное единство. Развитый. наднациональный механизм становится существенным отличительным • признаком глубоких форм межгосударственной экономической интеграции. В какой-то степени интеграция — это процесс вызревания и взращивания единых наднациональных структур. В исследовании предложена уточненная классификация форм интеграции. бэ ;

Для разграничения форм интеграции важно различать смысл термина.

I общий" («common») и «единый» («single»). Зона свободной торговли' — общее пространство, свободное от ограничений на торговлю товарами. Единая (наднациональная) внешнеторговая политика продвигает интеграцию на ступень вперед к Таможенному союзу. Общий рынок предполагает только" отмену ограничений на перемещение факторов производства, в то.

I i время как создание Единого рынка — это еще и комплекс единых мер, система правил деятельности на этом рынке. Добавляется весомая наднациональная составляющая. Европейская валютная система стран ЕС с общей расчетной единицей «экю» являлась важной формой интеграции, предполагающей сохранение национальных валют. При наличии общей компоненты доминантой оставались национальные валюты. Единая валюта евро превратила наднациональный компонент в доминирующий по сравнению с национальным (Центральные банки стран-членов не упразднялись). Интеграция взошла на более высокую ступень. Экономический союз предполагает «лишь» координацию макроэкономической политики стран ЕС. В то время, как полная экономическая интеграция не обязательно приведет к растворению национальных экономических политик в единой экономической политике, но выведет на доминирующие позиции именно единую наднациональную экономическую политику. Таким образом, соотношение наднационального • единого, коммунитарного общего и национального компонентов определяет восхождение интеграции к более высоким ее формам. Правомерно распространить логику этого подхода и на политическую интеграцию. Военно-политический союз будет предполагать координацию национальных внешних политик и политик безопасности стран-членов и формирование общей политики при сохранении национальных. В то время как * ' «.

——i.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники11.0сновополагающие договоры ЕС i
  2. Консолидированный текст договора о Европейском Союзе и договора об I учреждении Европейского Сообщества. М.: Институт Европейского права. МГИМО. 2000 —
  3. Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий j Конституцию для Европы (с комментариями) /Отв. ред. С. Ю. Кашкин, М.: — Юристъ, 2005.
  4. Consolidated Versions of The Treaty on European Union and The Treaty on the J Functioning of the European Union // Official Journal. 2008. С 115. 388 p. J
  5. Consolidated Treaties. Luxembourg: Office for Official Publications of the EC, 1997.197 р.
  6. CONF 3 821/96 Enhanced Cooperation Flexibility. 16 April 1996. -
  7. CONF 3824/96 CFSP Decision-making procedures. 24 April 1996. I
  8. CONF 3806/97 Schengen and European Union. 11 February 1997. :
  9. Treaty Establishing a Constitution for Europe. Luxembourg: Office for Official — Publications of the EC, 2005.
  10. Treaty Establishing a European Economic Community. Luxembourg: Office for- Official Publications of the EC, 1993 s
  11. Treaty of Amsterdam. Luxembourg: Office for Official Publications of the EC: 1997.144 p.
  12. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty Establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 1997 // Official Journal. 2007. С 306. 271 p.
  13. Treaty on European Union. Luxembourg: Office for Official Publications of the' EC, 1992. ¦
  14. Single European Act. Luxembourg: Office for Official Publications of the EC, ' 1985.12. Документы институтов EC.
  15. Communication from the Commission. First report on the practical preparations i for the future enlargement of the euro area // COM. Luxembourg. 2004. N 748 i final. J
  16. Communication from the Commission. Eighth report on the practical preparations for the future enlargement of the euro area // COM. 2008. N 843 final.
  17. Council Act of 29 May 2005 establishing the Convention on Mutual Assistance in Criminal Matters between the Member States of the European Union // Official ! Journal. 2005. L 197. •
  18. Council Decision of 31 October 1994 on the system of the European Communities' own resources (94/728/EC, Euratom) —
  19. Council Decision of 29 September 2000 on the system of the European — Communities’own resources (2000/597/EC, Euratom). Official Journal of the European Communities No. L 253/42.7.10.2000
  20. Council Decision 2000/427/EC of 19 June 2000 on the adoption by Greece of the single currency on 1 January 2001 // Official Journal. 2000. L 167. P.19−21. -
  21. Council Decision 2006/495/EC of 11 July 2006 on the adoption by Slovenia of the «single currency on 1 January 2007 // Official Journal. 2006. L 195. P.25−27.
  22. Council Decision 2007/503/EC of 10 July 2007 on the adoption by Cyprus of the single currency on 1 January 2008 // Official Joumal.2007. L 186. P.29−31. !
  23. Council Decision 2007/504/EC of 10 July 2007 on the adoption by Malta of the single currency on 1 January 2008 // Official Journal. 2007. L 186. P.32−34.
  24. Council Decision 2008/608/EC of 8 July 2008 on the adoption by Slovakia of the single currency on 1 January 2009 // Official Journal.2008. L 195. P.24 027. !
  25. Council Decision 2006/719 on the accession of the Community to the Hague Conference on Private International Law // Official Journal. 2006. L 297. P. 1−10.
  26. Council Decision 2007/712 on jurisdiction and recognition and enforcement of i judgments in civil and commercial matters // Official Journal. 2007. L 339. P.41:
  27. Council Regulation 1683/1995 laying down a uniform format for visas // Official Journal. 1995. L 164.P.1−4. -
  28. Council Regulation 1346/2000 on insolvency proceedings // Official Journal. 2000. L 160. P. l-18.
  29. Council Regulation 743/2002 establishing a general Community framework of activities to facilitate the implementation of judicial cooperation in civil matters // Official Journal. 2002. L 115. P. l-5.
  30. ECB: European Central Bank home page // http://www.ecb.int/home/html/index.en.html
  31. European Council. Edinburgh. 11−12 December 1992 // Bulletin of the European Communities. Luxembourg, 1992. N 12
  32. European Council. Presidency Conclusions. Cologne. 4 June 1999. Annex III. Declaration on the European Council and Presidency report on strengthening of the European common policy on security and defense.
  33. European Council. Presidency Conclusions. Nice. 8 December 2000.
  34. Financial Regulation of 21 December 1977 applicable to the general budget of the European Communities.
  35. Financing the European Union. Commission Report on the operation of the own resources system. Brussels, 1998.
  36. Financial Perspectives of EC Budget, European Commission, Brussels, 1999. j
  37. General Budget of the European union for the financial year 2009, — Luxembourg, 2009 —
  38. Regulation 861/2007 of the European Parliament and of the Council establishing a European small claims procedure // Official Journal. 2007. L 199. P.1−136. '
  39. Regulation 1896/2006 of the European Parliament and of the Council creating. European order for payment procedure // Official Journal. 2006. L 399. P. 1−32. -
  40. Report from the Commission: Convergence Report 1996 // COM. 1996. N 560 final. |
  41. Report from the Commission: Convergence Report 2008. European Central Bank. Frankfurt am Main, May 2008.
  42. Repot from the Commission to the Spring European Council Delivering Lisbon — Reforms for the enlarged Union // COM. 2004. N 29 final/2. P. 23−24.
  43. Соглашения EC с третьими странами
  44. Соглашение между РФ и Европейским Сообществом об упрощении выдали виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза. Текст см.: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p 614. htm —
  45. Соглашение между РФ и Европейским Сообществом о реадмиссии. Текст см.: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p 615. htm
  46. Agreement between the European Community and its Member States, of the оде part, and the Swiss Confederation, of the other, on the free movement of persons Official journal. 2002. L 114. P.6−72 {
  47. Agreements on Monetary Relations (Monaco, San Marino, the Vatican and Andorra). — http://europa.eu/legislation summaries/economic and monetary affairs/institutional and economic framework/125 040 en. htm -— — —- (
  48. Agreement on the European Economic Area. Luxembourg: Office for Official 1 Publications of the EC, 1992. i14. Периодические издания)51. РИА Новости —
  49. Bulletin Quotidien Europe /Europe. Fgence Internationale d’Information pour la Press. Brussesls, 1996−2009.53. Daily Telegraph.
  50. Eurobarometer. Standard 69.
  51. Euronews.net http://ru.euronews
  52. European Economy, 2/2009, 2009: Ageing Report: economic and budgetary: projections for the EU-27 Member States (2008−2060).57. Financial Times. L.58. Figaro. P.
  53. General Report on the Activities of the European Union, 1996−2008. Luxembourg. 1997−2009. !
  54. Internal Market Scoreboard. European Commission. 2003. No. 12. -
  55. International Gerald Tribune. P. j62. Monde. P. -
  56. Official Journal of the EC Information and notices ©. Luxembourg. 1996-: 2009. j
  57. Official Journal of the EC Legislation (L). Luxembourg, 1996−2009. -65. Washington Times. :
  58. Информационно-статистические материалы и сайты j
  59. Институт Европы РАН (www.ieras.ru) —
  60. Коллекции Центральной библиотеки Комиссии ЕС, а также библиотек других официальных органов, различных фондов, научных и учебных институтов http://www. europa.eu. int/libraries
  61. Комитет Россия в Объединенной Европе www.rue.ru
  62. Новые публикации и базы данных: — http://www.europa.eu.int/comm/dglQ/publications http://eur-op.eu.int J
  63. Право ЕС http://www.europa.eu.int/eur-lex и http://www.europa.eu.int/celex
  64. Программы Erasmus Mundus на сайтах: http://ec/europa.eu/erasmus-mundus,: http://ec.europa.eu/education/programmes/mundus.
  65. РГБ (http://www.rsl.ru) (www.dissrsl.ru4) открытый доступ в «Электронную 1 библиотеку диссертаций» (128 000 текстов). РГБ OREL диссертации ([email protected])Te^: 202−90−87 i
  66. Сайт Ассоциации европейских исследований http://www.edc-aes.ru
  67. Сайт Международной Ассоциации европейских исследований ' http:// www, ecsanet. org
  68. Сайт Банка России http ://www. cbr.ru,
  69. Сайт Представительства Европейской комиссии в России http://eur.ru j
  70. Сайт «Новости евро» http://www.euro.ru > '
  71. Элеггронная библиотека документов ЕС с возможностью платного и — бесплатного доступа http://www.eudor.com: 8443
  72. CORDIS Community Research and Development Information Service ' — http://cordis.europa.eu, !
  73. ECB: European Central Bank home page -// http://www.ecb.int/home/html/index.en.htmI
  74. EUROPA Activities of the European Union — Economic and monetar''affairs // http://europa.eu/pol/emu/index en. htm ', 5
Заполнить форму текущей работой