История создания мемориальных музеев в России
В 1990;е гг. состав сети мемориальных музеев РФ меняется. Возникает значительное число музеев, посвященных деятелям культуры, интерес к которым ранее не поощрялся по идеологическим причинам: М. и А. Цветаевой, В. Высоцкому, П. Флоренскому, Н. Федорову и др. Однако из-за отсутствия или крайне малого количества сохранившихся подлинных мемориальных объектов отнюдь не все эти музеи могут считаться… Читать ещё >
История создания мемориальных музеев в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
музей усадьба квартира экскурсия.
Виды мемориальных музеев
На протомузейном этапе развития культуры идея мемориализации в России воплощалась в форме сохранения реликвий, связанных с именами святых, в т. ч. канонизированных исторических деятелей. Память о важных событиях фиксировалась постановкой храмов.
Первые мемориальные музеи России связаны с именем Петра 1. В 1726 г. выкупается по просьбе вдовы императора Екатерины I для сохранения в качестве реликвии дом ремесленника Иоганна Луде в Нарве, в котором останавливался великий преобразователь России. На основе личных вещей, инструментов, коллекций и специально созданной «восковой персоны» Петра I был устроен «Императорский кабинет» (в составе Петербургской Кунтскамеры с 1729 г.). Позднее мемориальными объектами, а затем и настоящими музеями становятся дома Петра I в Петербурге (1831 г.), на о. Маркове в устье Северной Двины. В 1803 г. близ Переславля-Залесского строится музей для сохранения мемориального ботика и остатков др. петровских кораблей.
На протяжении 19-начала 20 вв. в России возникло около 20 мемориальных музеев. Только 6 из них финансировались государством, большинство возникало по инициативе общественных организаций и частных лиц. Первым «народным» мемориальным музеем стала «Кутузовская изба». В особняках, дворянских усадьбах сохранялись в неприкосновенности помещения, в которых останавливались знаменитости («Карамзинский кабинет» в Остафьево, Дворец в Таганроге, в котором умер Александр I). Память о знаменитых людях фиксировалась созданием музеев в учебных заведениях и местах службы (Библиотека-музей А. С. Пушкина при Царскосельском Лицее, Музей-квартира Д. И. Менделеева при Московском университете и др.). В 1894 г. был музеефицирован первый мемориальный дом, принадлежавший деятелю русской культуры — Дом-музей П. И. Чайковского в Клину.
После 1917 г. были национализированы и превращены в музеи некоторые усадьбы, дома, квартиры, связанные с именами выдающихся деятелей русской культуры («Ясная поляна», «Хамовники»). Бурно развивалась сеть мемориальных музеев, посвященных событиям и деятелям революционного движения (музеи П. Кропоткина, Н. Г. Чернышевского, Подпольная типография и др., со 2-й половины 1920;х гг. — музеи В. И. Ленина, с 1930;х — музеи И.В. Сталина). После Великой Отечественной войны важное место в музейном мире заняли мемориальные объекты, связанные с ее героями и событиями. Многочисленными и популярными всегда были музеи, посвященные писателям, поэтам, художникам, ученым. В 1967 г. было принято «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры», утвердившее в качестве критерия мемориального музея нахождение в мемориальном месте и наличие экспозиции, включающей подлинные предметы (до этого мемориальными могли признаваться любые музеи, посвященные выдающемуся человеку или событию).
В 1990;е гг. состав сети мемориальных музеев РФ меняется. Возникает значительное число музеев, посвященных деятелям культуры, интерес к которым ранее не поощрялся по идеологическим причинам: М. и А. Цветаевой, В. Высоцкому, П. Флоренскому, Н. Федорову и др. Однако из-за отсутствия или крайне малого количества сохранившихся подлинных мемориальных объектов отнюдь не все эти музеи могут считаться мемориальными. Закрывается ряд историко-революционных музеев, другие меняют свой профиль. Так, музей-заповедник «Сибирская ссылка В.И. Ленина» был преобразован в 1993 г. в Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское». Основным объектом сохранения и экспонирования в нем стала сохранившаяся историко-культурная среда старинного сибирского села, а мемориальные места, здания и экспозиции, связанные с именем В. И. Ленина, вошли в него составной частью. Современная тенденция в целом связана с расширением профильной направленности мемориальных музеев и круга хранимых и экспонируемых ими объектов наследия.
В Республике Марий Эл также существуют мемориальные музеи-дома, такие как дом-музей И.С. Ключникова-Палантая, дом-музей Н. С. Мухина, дом-музей С. Г. Чавайна, и др.
Профиль мемориального музея определяется сферой деятельности, в которой прославила себя меморируемая личность. Наиболее многочисленны в РФ мемориальные литературные музеи, что определяется нашим особым отношением к литературе и к роли писателя как пророка и учителя. Представительные группы составляют мемориальные художественные музеи («Поленово», Васнецова В. М. дом-музей в Москве), музыкальные и театральные музеи (Дом-музей П. И. Чайковского в Клину, «Новоспасское»), научно-технические музеи (Циолковского дом-музей в Калуге, Дом-музей Н. Е. Жуковского в д. Орехово Владимирской обл.). А также военно-исторические, историко-революционные и др. исторические музеи («Горки Ленинские», Домик игуменьи Марии — М. Тучковой в Спасо-Бородинском м-ре).
Среди мемориальных музеев преобладают такие виды, как дома-музеи, музеи-усадьбы, музеи-квартиры, музеи-мастерские.
Экспозиции мемориальных музеев по сложившейся в РФ традиции разделяются на мемориальную часть, где сохраняется, или воссоздается на основе типологических предметов обстановка, в которой жил или творил выдающийся человек, или происходило значимое историческое событие, и построенную по хронологическому или тематическому принципу историко-биографическую часть. Соотношение этих частей и степень достоверности мемориальной части экспозиции зависит от сохранности подлинной обстановки, здания, наличия подлинных мемориальных предметов.