Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научное обоснование стратегии развития здравоохранения в условиях автономного округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений ХМАО в расчете на 10 ООО населения после незначительного снижения в 1996;1998 гг. в настоящее время вышла на среднероссийский уровень и превзошла его, увеличившись за 10 лет на 36% Обеспеченность больничными койками населения округа, начиная с 1992 г, колеблется в диапазоне 96−100 на 10 000 населения, что на 10−20% ниже среднероссийского уровня… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ 7 РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (по данным литературных источников)
  • Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ И МЕТОДЫ 32 ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая характеристика Ханты-Мансийского 32 автономного округа
    • 2. 2. Методика исследования
  • Глава 3. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И 39 ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
    • 3. 1. Медико-демографическая ситуация
    • 3. 2. Особенности формирования здоровья населения 51 автономного округа
    • 3. 3. Современные проблемы малочисленных 74 народностей севера
    • 3. 4. Ресурсы системы здравоохранения
  • Глава 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 86 УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
  • Глава 5. СТРАТЕГИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
    • 5. 1. Реализация программ
    • 5. 2. Стратегические подходы к проблемам 117 управления

Научное обоснование стратегии развития здравоохранения в условиях автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Роль здравоохранения в последние годы рассматривается в качестве важнейшего фактора национальной безопасности и как сфера жизнеобеспечения общества. Большое значение в данном аспекте имеет утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12.97 № 1300 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет здоровье населения основой безопасности страны.

Рекомендации ВОЗ об обеспечении достижения каждым человеком такого уровня здоровья, которое позволит ему жить продуктивно в социальном и экономическом плане при максимальной продолжительности жизни, требуют для своего воплощения разработки конкретных организационных и экономических механизмов и их адаптации к региональной специфике.

Учитывая уникальность состава населения Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), достаточно благоприятную медико-демографическую ситуацию, традиционно сложившуюся модель системы оказания медицинской помощи с относительно низким объемом коечного фонда и существенным приоритетом поликлинического звена, а также сравнительно высокий социально-экономический уровень региона, особенно возрастает роль стратегического управления.

Современная ситуация в здравоохранении Ханты-Мансийского округа характеризуется сложностью и противоречивостью Наблюдаются выраженные территориальные и социальные различия в состоянии здоровья населения. В структуре населения высока доля лиц трудоспособного возраста (68,7%). Городское население значительно преобладает над сельским (91,2%). Относительно высокий уровень рождаемости (11,3%о) при низком показателе смертности (6,8%о) дают положительный естественный прирост населения (4,5%о), что выгодно отличает округ от территорий Сибирского региона и большинства субъектов Российской Федерации. Наблюдается тенденция к некоторому постарению населения. Выше, чем в целом по округу, остаются показатели общей и младенческой смертности коренного населения.

Особый интерес представляет выявление факторов, определяющих устойчивые, достигающие полутора-двух раз, различия в показателях, характеризующих медико-демографическую обстановку в отдельных административно-территориальных образованиях округа.

Классический научный инструментарий социальной гигиены и организации здравоохранения, к которому, в первую очередь, отнесен статистический метод в приложении к крайне разбалансированным системам, каковой в настоящее время является система здравоохранения, по всей видимости, не может корректно использоваться для принятия оперативных управленческих решений. В лучшем случае, с определенной долей запаздывания он лишь позволяет отобразить текущее критическое состояние конкретной системы.

Лишь при относительной стабилизации системы, даже в неоптимальном ее состоянии, удается корректно оценить результативность принятого управленческого решения 1.

Только с учетом указанной специфики современной ситуации внедрение в практику работы медицинских учреждений стратегического планирования как важнейшего института управления позволит решить многие проблемы развития и повышения эффективности функционирования системы здравоохранения (Щепин ОП, 1999, Филатов В Б, 1996, Хальфин РА, 1998; ВялковА И, 1999).

Цель работы заключается в разработке стратегии развития здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа на основе углубленного анализа показателей здоровья населения и состояния ресурсной базы отрасли здравоохранения.

1 Совершенствование управления системой здравоохранения в Российской Федерации М, 2001 -353 С.

— 5 В задачи исследования входило:

1) анализ российского и международного опыта оптимизации механизмов стратегического управления охраной здоровья населения;

2) изучение динамики медико-демографической ситуации, ресурсного обеспечения и основных показателей деятельности системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа в 1990;2000 гг.;

3) выявление причин дифференциации состояния здоровья населения по административно-территориальным образованиям округа и путей их нивелирования;

4) разработка стратегии здравоохранения автономного округа.

Объектом исследования явилась система здравоохранения Ханты.

Мансийского автономного округа.

Предмет исследования — резервы повышения эффективности региональной стратегии управления системой охраны здоровья.

Единицей наблюдения явились административно-территориальные образования Ханты-Мансийского аьтономного округа.

В работе использованы следующие методы: социально-гигиенический, медико-демографический, информационно-аналитический, математико-статистический, а также методы организационного эксперимента, сравнительного и системного анализа.

Научная новизна. Впервые проведено комплексное изучение динамики социально-экономического положения, демографической ситуации и состояния здоровья населения Ханты-Мансийского автономного округа в разрезе административно-территориальных образований за период 1990;2000 гг. Впервые изучены вопросы взаимосвязи развития здравоохранения округа с получением территорией статуса субъекта Российской Федерации. Проанализирована ресурсная база системы здравоохранения и эффективность ее использования. Разработаны концептуальные подходы к оптимизации стратегического управления здравоохранением автономного округа, направленной на охрану и укрепление здоровья населения.

Практическая значимость. Материалы настоящего исследования использованы в деятельности Правительства и Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа. Разработаны рекомендации по построению модели стратегического управления здравоохранением на сходных территориях.

Апробация работы. Материалы исследования неоднократно докладывались на научно-практических конференциях и международных симпозиумах. Опубликованы в 7 печатных работах, в том числе в монографии.

Основные положения, выносимые на защиту.

1) Оценка динамики медико-демографической ситуации и деятельности системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа в 90-е годы.

2) Механизмы сглаживания территориальных различий в состоянии здоровья населения.

3) Оптимизация стратегического управления здравоохранением автономного округа.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введенияаналитического обзора принципов стратегического управления региональной системой здравоохранения, характеристики базы и методов исследования, 3 глзв, содержащих основные результаты собственных исследований, заключения, выводов и предложений, списка литературы.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1 Ханты-Мансийский автономный округ характеризуется достаточно благоприятной медико-демографической ситуацией: относительно высоким уровнем рождаемости (11,3 на 1 ООО населения, в Тюменской области — 10,6%о), низкими показателями общей смертности (6,8 случаев на 1000 населения, в Тюменской области — 9,3%о), положительным естественным приростом населения (+4,5), низким показателем младенческой смертности (в 2000 г. 10,2 случаев на 1000 родившихся живыми, в 2001 году — 8,9%о, в Тюменской области — 13,3%о), низким уровнем материнской смертности (в 2000 г. — на 100 000 родившихся живыми, в 2001 году — 19,0, в Тюменской области — 40,9). Все это выгодно отличает округ от территорий Сибирского региона и большинства субъектов Российской Федерации. В структуре населения высока доля лиц трудоспособного возраста (68,7%), что в значительной мере объясняет демографические показатели.

2 Уровень заболеваемости населения Ханты-Мансийского автономного округа составил по данным обращаемости у взрослых 1210,3 случаев на 1000 населения, подростков — 1839,8%о, у детей — 2202,2%о. Рост показателей заболеваемости за ряд лет наблюдается практически по всем классам болезней. В формировании показателей общей заболеваемости ведущую роль играют болезни органов дыхания (444,7%0, что составляет 30,4% всех случаев), пищеварения (149,0%о или 10,2%), инфекционные и паразитарные болезни (117,2%о или 8%).

Население ХМАО — это в основном (90%) пришлое население, на север, в экстремальные условия едут трудоспособные люди, обладающие крепким здоровьем, для которых чрезвычайно важны проблемы адаптации.

3 Малочисленные народы севера отличают негативные явления в естественном движении населения. Среди причин смерти коренных жителей на первом месте находятся травматизм и несчастные случаи, бытовые и производственные травмы, самоубийства. Сохраняется высокий уровень младенческой смертности, который в разные годы от 2 до 4 раз превышает данный показатель в целом по округу Показатели общей заболеваемости среди коренного населения в 1,1 раза ниже, чем в целом по округу. Объясняется это не высоким уровнем здоровья малочисленные народы севера, а низкой обращаемостью за медицинской помощью.

4 Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений ХМАО в расчете на 10 ООО населения после незначительного снижения в 1996;1998 гг. в настоящее время вышла на среднероссийский уровень и превзошла его, увеличившись за 10 лет на 36% Обеспеченность больничными койками населения округа, начиная с 1992 г, колеблется в диапазоне 96−100 на 10 000 населения, что на 10−20% ниже среднероссийского уровня Коечный фонд в ХМАО используется недостаточно эффективно: работа койки остается на 10−20 дней меньше, чем в среднем по России (290−300 дней против 300−315). Обеспеченность врачами в 2001 г. составила в ХМАО 41,2 на 10 000 населения, в России — 41,9- средним медицинским персоналом — соответственно 120,0 и 95,5. За 2000 г. расходы на здравоохранение по округу составили 6 млрд. 857 млн. 214 тыс. руб. В сравнении с соответствующим периодом предыдущего года расходы увеличились на 200%. Затраты на одного жителя по округу составили 5011 руб. (1999 г. — 2430 руб.).

5 Эффективность функционирования системы здравоохранения определяется уровнем контроля над эпидемиологической ситуациеймасштабами профилактической деятельностиманевренностью ресурсного потенциалапрофессиональным уровнем и стабильностью кадрового составаотрегулированностью механизма обратной связи.

6 Окружные и муниципальные целевые комплексные программы должны быть сформированы на основе следующих приоритетных направлений.

— укрепление здоровья работающего населения, снижение уровня смертности в трудоспособном возрасте, предотвращение экономических потерь, связанных с преждевременной смертностью и стойкой потерей трудоспособности;

— при сохранении и поддержании высокого уровня рождаемости, перенесение акцента на качественный компонент — увеличение количества детей, родившихся здоровыми;

— ограничение роста распространенности социально значимых заболеваний;

— охрана здоровья и совершенствование организации медицинской помощи коренному населению округа.

7 Стратегия здравоохранения автономного округа строится на основе обеспечения прав населения, в том числе коренного, на получение гарантированных объемов бесплатных медицинских услуг, на сохранение реальной доступности с учетом особенностей округа и современных требований качества оказания медицинской помощи. Реализация данной стратегии осуществляется за счет.

— внедрения в практику здравоохранения научно-обоснованных инновационных медицинских, организационно-управленческих, финансово-экономических технологий;

— рационального использования финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов;

— приближения медицинской помощи к населению сельских районов, местам проживания и ведения традиционного хозяйствования коренного населения округа,.

— повышения профилактической направленности здравоохранения в части охраны здоровья работающих, обеспечения рождения здоровых детей, сохранения здоровья в детском и подростковом возрасте, а также ограничения распространения социально значимых заболеваний,.

— комплексного масштабного внедрения общеврачебных практик, стационарозамещающих технологий, а также экономических механизмов (подушевого нормирования, частичного или полного фондодержания, оплаты труда с учетом объема и качества работы, введения материальных стимулов).

Совершенствование управления здравоохранением округа обеспечивает.

— регулярную процедуру стратегического анализа и планирования с выделением целей и стратегий каждого уровня управления в системе здравоохранения,.

— совершенствование организационно-функциональное взаимодействие как внутри отрасли здравоохранения, так и в рамках межведомственной кооперации,.

— оптимизацию форм и методов управления ресурсами и финансовыми потоками;

— создание системы повышения качества медицинской помощи.

— 129-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время в России произошла децентрализация государственного управления, включая управление здравоохранением. Вертикаль административного подчинения органов здравоохранения была разрушена, а государственная система здравоохранения оказалась разделенной на федеральную, региональную и муниципальные системы. При этом разграничение компетенции между этими органами власти в области здравоохранения было непродуманным и не вполне четким.

Выделение Ханты-Мансийского автономного округа из состава Тюменской области и получение им статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации произошло в 1993 г. — в разгар снижения уровня жизни и основных показателей здоровья больших групп населения, связанного с радикальными социально-экономическими преобразованиями в стране.

Как таковой системы здравоохранения в этот период не было Наблюдался низкий уровень состояния здоровья, особенно у лиц коренных народностей Севера, в том числе высокий уровень материнской, младенческой смертности, высокий уровень инфекционной заболеваемости, а также низкий уровень оказания медицинской помощи, что связано с отсутствием большинства видов специализированной медицинской помощи, недостаточным обеспечением населения стационарной помощью, дефицитом врачебных кадров, слабой материально-технической базой лечебно-профилактических учреждений. Это особенно остро ощущалось в данном регионе, который характеризуется следующими особенностями: климато-географическими условиями, низкой плотностью населения, отсутствием транспортных связей, национальными особенностями (кочевой образ жизни части коренного населения, их традиции и образ жизни), вахтовым методом работы, возрастным составом населения, высокой миграцией и др.

В этих условиях необходимо было развивать всю инфраструктуру автономного округа, в том числе создавать оптимальную модель системы здравоохранения, сохранив при этом государственный принцип и прежде существовавшие связи с Тюменскими областными учреждениями.

Сравнение динамики данных статистического наблюдения по ХМАО, Тюменской области и по Российской Федерации в целом, позволяет отметить, что социальная, экономическая, политическая позиция Правительства автономного округа позитивно влияет на происходящие здесь медико-демографические процессы.

Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) при относительно небольшой численности населения (среди российских регионов в 2000 г. он находится на 37 месте) лидирует среди субъектов Российской Федерации по доле в промышленном производстве и по валовому региональному продукту, являясь основной топливно-энергетической базой страны Стержень его экономики составляет нефтегазодобывающий комплекс В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения округа.

26 апреля 1995 г. был принят Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского автономного округа, который определил права граждан, в том числе и на охрану здоровья.

В Ханты-Мансийском автономном округе рождаемость превышает смертность, и в отличие от обстановки в целом по России, доля населения пенсионного возраста, несмотря на тенденцию к увеличению, не превышает 7,5%.

На протяжении всего кризисного периода в ХМАО сохраняется относительно высокий уровень рождаемости (начиная с 1993 г, он составляет 11%о против 8−9%о в среднем по России) при низком показателе смертности (6−7%о против 14−15%о), что выгодно отличает округ от территорий сибирского региона и большинства субъектов Российской Федерации.

Динамика показателя общей смертности по округу повторяет общероссийскую тенденцию, но на значительно более низком уровне: стремительный рост вплоть до 1994 г. сменяется временным снижением, а в 1999 г. намечается новый подъем с ускорением в 2000 г.

Несмотря на то, что показатели смертности населения Ханты-Мансийского автономного округа от внешних причин находятся приблизительно на одном уровне с показателями по России (194,4 и 211,7 на 100 000 населения соответственно), доля их в структуре смертности населения неодинакова (27,9% и 13,7% соответственно), что также отражает возрастную структуру населения округа.

В целом за 10 лет материнская смертность в ХМАО сократилась почти в 4,5 раза, в Тюменской области — в 1,6 раза. Сохраняется высокий уровень младенческой смертности среди малочисленных народностей севера, который в разные годы от 2 до 4 раз превышает данный показатель в целом по округу.

По естественному приросту округ занимает третье место среди субъектов Российской Федерации: в 2000 г. он составил 6127 человек (4,5 человека на 1000 населения). Численность населения ХМАО на протяжении 90-х годов увеличилась на 5,1%. Плотность населения. человека на I кв км.

Ханты-Мансийский автономный округ в законодательном порядке приравнен к районам Крайнего Севера В экстремальных условиях Севера проблема здоровья становится жизненно важной в большей степени, чем в других районах России Сам по себе климат Северного региона с воздействием на человека таких факторов, как длительный холодовый период, выраженный ветровой режим, низкое содержание влаги в воздухе, световая апериодичность, гелиомагнитные возмущения и др, требуют от человека высокой физиологической и социальной цены.

Медико-демографическая ситуация в округе, в значительной степени, определяется высокой долей лиц трудоспособного возраста в структуре населения. Соответственно возрастает и доля экономически активного населения Численность экономически активного населения на 1 01 2001 г составила 840,3 тыс. человек — 60,8% постоянного населения округа. В 1,7 раза за анализируемый период выросла в ХМАО доля пенсионеров с 4,2% в 1991 г до 7,3% в 2000 г.

Городское население значительно преобладает над сельским Если по Российской Федерации в целом жители городов составляют 73−74%, а в Тюменской области — 76−77% общей численности населения, то в ХМАО — 91%.

Высокий социально-экономический уровень ХМАО, низкая доля населения пенсионного возраста (7%) и преобладание городского населения (более 90%) создает благоприятные предпосылки для повышения эффективности деятельности системы здравоохранения.

Следует сказать, что поскольку население ХМАО — это пришлое население, то на север, в экстремальные условия едут в основном лица, обладающие крепким здоровьем. На сегодняшний день почти 90% населения Ханты-Мансийского автономного округа являются мигрантами, для которых проблемы адаптации чрезвычайно важны.

Управление системой здравоохранения округа осложняется существенной дифференциацией медико-демографической ситуации в разрезе муниципальных образований округа и негативными тенденциями в демографии коренного населения.

Медицинская помощь населению оказывается преимущественно сетью медико-санитарных частей, городских больниц, здравпунктов и ФАПов В настоящее время в округе функционирует 277 лечебно-профилактических учреждений, на базе которых развернуто 13 782 койки и амбулаторно-поликлиническая сеть на 34 137 посещений в смену.

На 1 жителя ХМАО приходится 11,4 посещений в год против 10,5 в среднем по Тюменской области и 9,4 в целом по России Обеспеченность больничными койками населения округа, начиная с 1992 г, колеблется в диапазоне 96−100 на 10 000 населения, что на 10−20% ниже среднероссийского уровня. Темпы его сокращения почти втрое ниже общероссийских. При этом коечный фонд в ХМАО до сих пор используется недостаточно эффективно: работа койки остается на 10−20 дней меньше, чем в среднем по России. Сопоставление имеющегося коечного фонда с рекомендуемым нормативом, определенными методическими рекомендациями Минздрава Российской Федерации по формированию программы Государственных гарантий, свидетельствует о избытке коек педиатрического, терапевтического, дерматологического, гинекологического, инфекционного и акушерского профиля. Обеспеченность туберкулезными койками составляет 3,4 на 10 тыс населения, на 1 койку приходится 7 больных туберкулезом. Госпитализируются в основном больные с тяжелыми формами туберкулеза.

Самым важным элементом лечебного процесса являются трудовые ресурсы. Прежде всего медицинский персонал На 01.01.2001 г. общая численность работающих в учреждениях здравоохранения составила 32 976 человек, то есть около 5% всех трудовых ресурсов округа. Обеспеченность врачами на 10 000 населения составила 36,7, средним медицинским персоналом — 111,3.

За последние годы произошел рост заболеваемости населения по всем классам болезней, особенно по классу болезней органов пищеварения (в 1,6 раза), костно-мышечной системы (в 1,5 раза), кровообращения (в 1,5 раза) В среднем по округу в два раза возросла распространенность врожденных аномалий Продолжается рост социально значимой патологии — онкологических заболеваний (в 1,3 паза), туберкулеза (в 1,2 раза), наркозависимости (в 1,4 раза) Стремительно увеличивается число ВИЧ-инфицированных Среди регионов России ХМАО находится на 4 месте по распространенности ВИЧ-инфекции после Иркутской, Калининградской и Московской областей Каждый 400-ый житель округа поражен ВИЧ, а в таких городах, как Мегион, Нефтеюганск — каждый сотый На высоком уровне сохраняется заболеваемость сифилисом и другими заболеваниями, передающимися преимущественно половым путем. В формировании показателей общей заболеваемости населения ХМАО ведущую роль играют болезни органов дыхания (444,7%о), болезни органов пищеварения (149,0%о), инфекционные и паразитарные болезни (117,2%о).

Эпидемическую ситуацию по дифтерии в округе можно охарактеризовать как благополучную. В результате действия программы «Вакцинопрофи-лактика на 1997;1998 годы» удалось снизить показатель заболеваемости с 5,0 в 1997 г. до 0,95 на 100 ООО населения в 1998 г.

По сравнению со взрослым населением более быстрыми темпами происходит рост заболеваемости у детей и подростков, среди которых свыше 80% имеют хроническую патологию к моменту окончания школы. Различные виды заболеваний ежегодно регистрируются у 94% беременных женщин.

Практическая реализация задач северной медицины характеризуется рядом организационных особенностей, которые учитывают специфику северных земель, в том числе их территориальную расчлененность, трудность транспортного сообщения, суровый климат, недостаточную обустроенность населенных пунктов, большое количество временных поселений, особенности гигиены труда, отдыха, быта и т п, что влечет за собой необходимость совершенствования нормативных показателей, материального и кадрового обеспечения медицинских и профилактических мероприятий.

До обретения ХМАО статуса субъекта Российской Федерации существовавшая система здравоохранения не предусматривала оказание специализированных видов медицинской помощи в ЛПУ округа Для внедрения данных видов помощи потребовались значительные материальные вложения на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, оснащение их современным оборудованием Однако в условиях социально-экономической дестабилизации ключевым моментом региональной политики в области охраны здоровья населения является не наращивание ресурсного потенциала, а обеспечение гибкости организационной структуры, ее способности к адаптации и самосовершенствованию.

В настоящее время квалифицированные и специализированные виды медицинской помощи стали доступными для жителей села и национальных поселков благодаря круглогодичной работе бригад окружной передвижной поликлиники, имеющих возможность для клинических, биохимических, ультразвуковых, функциональных, флюорографических и эндоскопических исследований.

Систематическое повышение эффективности медицинской помощи, оптимизация форм и методов работы в округе, развитие межведомственной кооперации в области охраны здоровья уже обеспечило положительную динамику младенческой и материнской смертности, рост обращаемости за медицинской помощью, развитие кадрового потенциала.

Управление системой здравоохранения округа осложняется значительной дифференциацией медико-демографической ситуации в разрезе административно-территориальных образований: наблюдаемые полутора-двухкратные различия в уровне общей смертности в соседних городах с аналогичным составом населения и социально-экономической инфраструктурой зависят, как показывает углубленный анализ, от стабильности и уровня кадрового потенциала, объема профилактических мероприятий, эффективности контроля эпидемиологической обстановки.

Разработка региональной политики строится на комплексном анализе медико-демографических процессов, изучении динамики здоровья населения, оценке социально-экономической ситуации как ведущего фактора формирования здоровья и важнейшего внешнего условия реализации реформы, а также на оценке состояния и прогнозе возможностей ресурсной базы здравоохранения Многоаспектность задач стратегического управления требует создания адекватной многоуровневой системы информационного обеспечения, использования современных технологий организации процесса подготовки и принятия стратегических управленческих решений, программно-целевого подхода к их реализации.

Развитию здравоохранения ХМАО, в значительной степени, способствуют окружные и муниципальные целевые комплексные программы, многие из которых выходят за пределы отраслевых полномочий.

Приоритетные направления развития здравоохранения сводятся к следующему:

1) Укрепление здоровья работающего населения, снижение уровня смертности в трудоспособном возрасте, предотвращение экономических потерь, связанных с преждевременной смертностью и стойкой потерей трудоспособности.

2) При сохранении и поддержании высокого уровеня рождаемости, перенесение акцента на качественный компонент — увеличение количества детей, родившихся здоровыми.

3) Охрана репродуктивного здоровья населения округа.

4) Ограничение роста распространенности социально значимых заболеваний.

5) Охрана здоровья и совершенствование организации медицинской помощи коренному населению округа.

Перечисленные направления лежат в основе формирования системы окружных и муниципальных целевых комплексных программ.

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе реализуется шесть федеральных целевых программ «Анти СПИД" — «Неотложные меры борьбы с туберкулезом" — «Сахарный диабет" — «Вакцинопрофилакти-ка" — «Безопасное материнство" — «Дети инвалиды».

Стратегически значимыми становятся программы развития амбупатор-но-поликлинической помощи населению как прерогативы реформирования медицинского обеспечения с усилением ее доступности, социальной и профилактической направленностидостижение сбалансированности в соотношении стационарного и амбулаторно-поликлинического звеньев с ориентацией на расширение последнегоактивное использование стационарозаме-щающих форм обслуживанияоптимизация сферы деятельности врача общей практики с усилением диагностической и профилактической функций, ориентация на рациональную в пользу первичной медико-санитарной помощи реструктуризацию системы охраны здоровья, направленной на конкретного пациента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Е., Ушаков В. Л., Бугакова Т. И. Подходы к оценке здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и созданию программ оздоровления городов // Здравоохранение Российской Федерации-1994.-№ 5.-С. 19.
  2. А.П. Адаптация и дизадаптация с позиции патолога // Клиническая медицина-1974.-№ 5.-С. 3−15.
  3. А.П., Жаворонков А. А., Марачев А. Г., Милованов А. П. Патология человека на севере. М., 1985.-415 С.
  4. Г. П. Проблемы профессиональной патологии малочисленных народов Севера // СОЦИС.-1994.-№ 7 -С. 74−78.
  5. В.Г. Общество: системность, познание управление М, 1981.-432 С.
  6. Бакулин В В., Козин В В География Ханты-Мансийского автономного округа -М,-1996,-102 С
  7. А., Эдхолм О. Человек в условиях холода (Физиологические и патологические явления, возникающие при действии низких температур). М., 1957.
  8. Блейк Роберт, Роджерс Моутон, Джейн С. Научные методы управления. Пер с англ. Киев, 1990 -247 С
  9. А.б. Организационные и функциональные структуры регионального здравоохранения в условиях формирования его альтернативных форм // Здравоохранение Российской Федерации -1989 -№ 9 -С.7.
  10. Большедворский В В. Влияние экологического фактора на здоровье аборигенного и пришлого населения Заполярья // СОЦИС -1994 -№ 7 -С. 68−73.
  11. В.Д. Малоинвазивную амбулаторно-поликлиническую хирургию на службу коренному населению отдаленных районов Ханты-Мансийского автономного округа // Уральское медицинское обозрение-1997 -№ 4.-с. 19−20.
  12. А.И., Субботин Ю. К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М&bdquo- 1998.-479 С.
  13. Воробьев Е В. с соавт. Опыт оздоровления населения от гельминтозов в Ханты-Мансийском автономном округе // Медицинская паразитология и паразитарные болезни -1998.-№ З.-С. 51−54.
  14. А.И. Теоретическое обоснование и разработка основ региональной политики в здравоохранении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук М., 1999 -44 С
  15. Вялков, А И с соавт Система стандартизации в здравоохранении прошлое, настоящее, будущее // Вестник ОМС -2000 -№ 1
  16. Галкин Р, А с соавт Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении Самара-Санкт-петербург, 1998 -С 32
  17. Гаспарян С, А Моделирование в управлении здравоохранением Ч Республиканский сборник научных трудов М 2-й МГМИ, 1990 -С 311
  18. Герасименко НФ Реформа здравоохранения некоторые итоги и перспективы // Экономика здравоохранения -1997 -№ 1 -С 5−7
  19. Гончаренко В J1 Научные основы государственного управления системой охраны здоровья населения Российской Федерации в условияхстановления рыночной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М, 1999 -66 С.
  20. В.А. Научные основы современных информационных технологий в управг -мии лечебно-профилактическими учреждениями. Автореферат джхц. ации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М., 2000.-48 С.
  21. В.И., Вильгельм В. Д. Региональная политика здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе / Медицина и охрана здоровья. Тюмень, 1997.-С. 3−5.
  22. Ермилова Н Е. Методическое обеспечение планирования медицинской помощи населению в условиях реформирования здравоохранения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. М., 1995 -24 С
  23. Г. с соавт. Вопросы политики в области здравоохранения в бывших социалистических странах. М, 1998.-С 18−19
  24. Зайдфудим П X Социальная реабилитация населения в районах Российского Севера // СОЦИС -1994 -№ 7 -С 19−28
  25. Захаров Г Я ., Яковлев В В К методике расчета показателей здоровья населения при переходе на программно-целевое планирование // Здравоохранение Российской Федерации -1992 -№ 6 -С 29
  26. Захаров И А. Научное обоснование оптимизации планирования и финансового обеспечения региональных систем оказания медицинской помощи Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук М, 1997 -45 С
  27. И.А., Новокрещенова И Г, Тупарина Т В Современные подходы к оценке потребности и планированию стационарной помощи Развитие стационарной помощи в период реформ здравоохранения в России. Сборник научных трудов МЗ РФ М, 1996 -С. 36
  28. И.А. с соавт. Качество медицинской помощи Саратов, 1997
  29. В.П. Экологическая ситуация и медицинские проблемы в Ханты-Мансийском автономном округе / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Сургут 2000».-Ч 1−2000.-С. 59−64.
  30. Игнатьев М Б., Вильгельм В. Д. Вакцинопрофилактика вирусного гепатита В в Ханты-Мансийском автономном округе // Уральское медицинское обозрение -1998.-№ 1.-С. 42−44.
  31. А.И. Научное обоснование программы планирования развития амбулаторно-поликлинической помощи населению на региональном уровне. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. М., 1998.-22 С
  32. Е.Н. с соавт. Больницы, врачи, фармацевты М, 1992
  33. Ф.Н. Экономические методы управления научно-техническим прогрессом в здравоохранении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук СПб, 1997 -40 С
  34. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980 -190 С
  35. Какорина Е. П Социально-гигиенические особенности формирования здоровья населения в современных условиях Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук М, 1999 -33 1 С
  36. Капитоненко Н А. Научное обоснование и обеспечение реализации основных направлений реформы здравоохранения на региональном уровне. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М., 1999.-47 С.
  37. Ф. Системное управление в 90-е годы / Концептуальные основы управления. Вып. 1 М, 2000 -С 10−17
  38. А.В. с соавт. Единая информационная система ОМС Ханты-Мансийского автономного округа // Медицинское страхование -1996 -Т. 15.-№ З.-С. 36−41.
  39. Г. П. Краткий обзор направлений деятельности медико-генетической службы в Ханты-Мансийском автономном округе / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Сургут 2000».-Ч. 1 -2000.-С. 68−78.
  40. Г. П., Ахматшин А. Ю., Гильнич Н. А., Гаврилова Е. А. Опыт проведения перинатальной диагностики в Ханты-Мансийском автономном округе / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Сургут 2000» -Ч. 2.-2000.-С. 42−43.
  41. Г. П., Лаврентьева Г И. К вопросу цитогенетической перинатальной диагностики в Ханты-Мансийском автономном округе / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Сургут 2000».-Ч. 2 -2000.-С 43−45
  42. Козин В В, Москвина Н Н Дробное ланшафтное районирование Ханты-Мансийского автономного округа / Проблемы географии и экологии Западной Сибири Тюмень, 1998 -С 47−52
  43. М.Г. Биоритмологические исследования механизмов адаптации / Адаптация и проблемы общей патологии Т 2 Новосибирск, 1974.-С. 30−33
  44. Комаров Ю. М Как правильно использовать зарубежный опыт и рекомендации ВОЗ // Медициьский вестник -1995 -№ 5 -С 23
  45. Контрольные показатели для руководства в работе по достижению здоровья для всех к 2000 г Женева: ВОЗ -С 247
  46. Концепция развития стационарной медицинской помощи в период реформы здравоохранения в Российской Федерации: Материалы 3-ей
  47. Российской научно-практической конференции НПО «Медсоцэконо-минформ» М, 1996 -С 14
  48. Ч Кривощеков С Г, Осипович В В, Квашнина С И Здоровье человека в условиях вахтового труда на Крайнем Севере // СОЦИС -1994 -№ 7 -С 79−82
  49. Кубашка Я С, Поляков И В, Зеленская Т М Состояние и перспективы развития сестринского дела в крупной больнице СПб, 2000
  50. Кузнецова О Макрорегион контрастов к анализу социально-экономических различий субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока // Российский экономический журнал -2001 -№ 7 -С 40−53
  51. Латфуллин Г Основные тенденции и концепции управления на стыке веков / Концептуальные основы управления Вып 1 М, 2000 -С 119 125
  52. Лисицын Ю П Стратегия охраны здоровья народа // Нижегородский медицинский журнал -1991 -№ I -С 24
  53. Логвиненко НА, Ерошкина ТВ Перспективы совершенствования планирования и прогнозирования здрвоохранения Матер1ал1 Всеук-раюко! науково-практучно! конференцп Житомир, 1992 -С 75
  54. Е.К. Социально-гигиеническое обоснование оптимизации медицинской помощи населению республики Саха (Якутия) в современных условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. М., 1999.-24 С.
  55. А.Г. Север как природная экстремальная зона / Патология человека на Севере. М., 1985.-С. 32−33.
  56. Мерсер Д. IBM. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М&bdquo- 1991.-205 С.
  57. Местные органы власти: социально-экономические аспекты деятельности. Сборник обзоров. М., 1993 -143 С
  58. А.П. Экзогенная флюктуирующая гипоксия Севера / основные аспекты географической патологии на Крайнем Севере Норильск, 1976 -С 56−58
  59. Мильнер Б. З, рапопорт В С, Эвенко М И Системный подход к организации здравоохранения М, 1983 -115 С
  60. Минакир П, А Экономическое развитие региона программный подход М, 1983 -223 С
  61. Моргачев В Н Формы и методы территориального управления в США и Канаде М, 1987 -195 С
  62. Москвина Н Н, Козин В В Ландшафтное районирование Ханты-Мансийского автономного округа Ханты-Мансийск, 2001 -37 С
  63. Найговзина Н Б, Ковалевский М, А Система здравоохранения в Российской Федерации организационно-правовые аспекты М, 1999
  64. Некрасов Н Н Региональная политика М, 1978 -225 С
  65. Новые экономические отношения в здравоохранении // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им НА Семашко-1993 -№ 3-С 41
  66. В.К. Использование показателей здоровья населения при разработке специальных и экономических нормативов здравоохранения Сборник научных трудов. Ижевск, 1990 -С 15.
  67. В.К. Исследование показателей здоровья населения и их роль в формировании программ здравоохранения // Советское здравоохранение- 1990.-Nb 7.-С. 21.
  68. В.К. Современные социально-экономические условия и здоровье населения // Вестник Российской Академии медицинских наук -1997.-№ 1.-С. 51−59.
  69. В.К. Опыт, трудности становления и перспективы развития службы врача общей практики // Семейный врач -1998 -май, № 2 -С 27−33.
  70. В.К., Максимова Т. М., Игнатьева Р К с соавт Современные проблемы здоровья населения // Бюллетень НИИ им. НА Семашко -1994 -Вып. З.-С. 70−93.
  71. В.К., Ройтман М П., Семенов В Ю Экономические эксперименты в здравоохранении // Советское здравоохранение -1987 -№ 9 -С 5−11
  72. Овчаров В К, Щепин В О Необходимость структурных перемен и их медико-экономические тенденции в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены и история медицины -1996 -№ 4 -С 24−32
  73. Овчаров К А. Социально-гигиеническое исследование по охране здоровья нефтяников Западной Сибири Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук М, 1985 -25 С
  74. Ю.Ю. Вопросы стратегического планирования развития здравоохранения в регионах / Проблемы совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждений здравоохранения. Сборник научных трудов. СПб., 2000 -С 122−125
  75. Ю.М. Региональная политика капиталистических государств М&bdquo- 1970.-327 С.
  76. С., Норкот Д. Искусство управления. СПб, 1992 -143 С.
  77. А.И., богоявленский Д.Д современные проблемы развития народностей Севера СССР: Докладная записка в Госкомтруд СССР М., 1989.
  78. А.И., Прохоров Б. Б. Большие проблемы малых народов // Коммунист-1987.-№ 16 -С 76−83.
  79. А.И., Устюшин Б. В., Шушкова Т. С. Социально-гигиенические аспекты здоровья и реабилитации северян // СОЦИС -1994.-№ 7.-С. 86−89.
  80. .Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты М&bdquo- 1991−111 С
  81. Пузыня К Ф О концепции и содержании подготовки экономистов-менеджеров для здравоохранения / Проблемы совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждений здравоохранения. Сборник научных трудов. СПб, 2000 -С 148 155
  82. Пустовой И В Социально-экономические проблемы международного здравоохранения и совершенствования планирования в СССР Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М., 1983.-42 С.
  83. И.В., Кравченко Н А., Леонтьев В. Я. Теория и методы планирования здравоохранения в СССР М., 1982.-70 С.
  84. В.Г., Урсул, А Д. Системное мышление и управление М, 1994.-185 С.
  85. В.Ю., Куртюкова М. И., Дмитриева Н. В. Реформа здравоохранения в Великобритании // Здравоохранение Российской Федерации-1991 -№ 12.-С. 19.
  86. Скосарева Г А. с соавт. Дизадаптивные механизмы формирования акушерско-гинекологической патологии у женщин Ханты-Мансийского автономного округа / Бюллетень Сибирского отделения РАМН -1996.-№ 1.-С. 77−80.
  87. Совершенствование управления системой здравоохранения в Российской Федерации. М., 2001 -353 С.
  88. Современные диагностические технологии в практике здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа (Материалы конференции «Сургут 1999») // Вестник Межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири»,-1999 -№ 3 -С 22−26
  89. B.C., Вильгельм В.Д Здоровье жителей Ханты-Мансийского округа в энциклопедии / Сборник научных трудов научно-практической конференции «Региональные энциклопедии в системе знаний территорий» Тюмень, 1998 -С 42−44
  90. Соловьев В С, Вильгельм В. Д Медицинские проблемы в региональных энциклопедиях / Сборник научных трудов всероссийской конференции «Региональные энциклопедии: методология, опыт, перспективы» М., 2001.-С. 51−53.
  91. В.И. Научное обоснование развития здравоохранения России в условиях социально-экономических реформ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук в форме научного доклада. М., 1997 -60 С.
  92. В.И. с соавт. Методические подходы к разработке стратегических и текущих планов здравоохранения в Российской Федерации. М., 2000.-135 С.
  93. Ю2.Торбин О Н. О целевой комплексной программе по профилактике заболеваний, передающихся половым путем в Ханты-Мансийском автономном округе на 1996−2005 гг. // Заболевания, передающиеся половым путем-1998.-№ 4.-С. 42−45.
  94. В.Б. Стратегическое планирование в управлении здравоохранением на территориальном уровне. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М., 1996.-48 С.
  95. Филатов В. Б. Некоторые методические аспекты регионального анализа потерь в здоровье населения Комплексные гигиенические исследования здоровья сельского населения Сибири Новокузнецк, 1992 -2 С
  96. Р. Еще один неповторимый вид Экологические аспекты эволюции человека. М., 1990
  97. Фундаментальные основы полшики здравоохранения М, 1999 -351 С.
  98. Хальфин Р. А Научное обосн. шие региональной модели стратегического управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (на примере Свердловской области) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук М, 1998 -60 С
  99. Р.А. Принципы стратегического планирования в здравоохранении / Сборник докладов на расширенном заседании коллегии
  100. Министерства здравоохранения Российской Федерации 20−21 марта 2001 года «О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2001—2005 годах и на период до 2010 года» М., 2001.-С. 84−85.
  101. ПО. Хуснулин В. И., Вильгельм В. Д., Непомнящий Г. И. с соавт. Основы коррекции дизадаптивных расстройств у жителей Ханты-Мансийского автономного округа / Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение». Новосибирск, 1997.-203 С.
  102. В.И., Казначеев В. П., Вильгельм В. Д. Современные проблемы стресса и патологии у жителей Ханты-Мансийского автономного округа. Новосибирск, 1996.-192 С
  103. П.В. Элементы научного управления Новосибирск, 1992 -192 С.
  104. О.П., Трегубое Ю. Г., Манвельян Л. В. Об основных элементах системы управления эффективностью и качеством лечебнопрофилактической помощи // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им Н, А Семашко -1993 -Вып 4-С 41
  105. Щепин О П, Филатов В Б, Погорелов Я Д, Нечаев В С Региональное здравоохранение России пути реформирования и развития // Проблемы социальной гигиены и история медицины -1999 -№ 1 -С 3−12
  106. Ямщиков АС Необходимость разработки Концепции развития здравоохранения при формировании региональной программы экономической безопасности / Здравоохранение -2001 -№ 7 -С 19−24
  107. Ярменчук, А Д менеджеру здравоохранения теория искусства управления Киев, 1991 -195 С
  108. An Introduction to Health Economics (ed by Sophie Witter and Tim Ensor)-Chichester Wiley-1997
  109. September 19 869 Geneva9 Council for International Organizations of Medical Sciences, c/o WHO, 1987
  110. Berwick D M and Knapp M G Theory and practice for measuring health care quality Health Care Financing Review, Annual Supplement, 1987 -P 49−55
  111. Bledon RJ, Donelan К The Public and the Emerginh Debate over National Insurance // New England Journal of Medicine -1990 -V 232 -P 208
  112. Brown R A S The Changing naqtional health Service -London and Boston, 1973 -P 70−83
  113. Caze AM, Champion FP, Champion-Daviller MN Approch du marketing hospitaller par les cadres paramedicaux // Techn hosp-1989 -Vol 44 -T 521 -P 542
  114. Corney R The views of clients to a general practice attachment Scheme and to a local authority Social work intake team // Soc Sci Med -1983 -Vol 17 -P 1549
  115. Donabedian A. The quest for quality health care: whose choice 9 Whose responsibility? // Mount Sinai Journal of Medicine -1989 № 56.-P 50, 406−422.
  116. Drummond M., Stodard G., Torrance G. Methods for the Economic Evaluation of health Care Programmes -Oxford -1987
  117. Erwin N.E. et al. Development of a public health nursing quality assessment measure // Quality Review Bulletin, 1989 № 15.-P. 138−143
  118. Field M.G. The Health System and Policy a Contemporary American Dialectic // Social Science and Medicine, 1980.-V 14a.-№ 5 -P 401
  119. Formulating strategies for health for all by the year 2000 -Geneva WHO, 1979.-59 p.
  120. Framework for the analysis of country (HFA) policies -Copenhagen^ WHO EURO, 1987 -32 p
  121. Global Strategy for Health for All by the year 2000 -geneva WHO, 1981 -90 p
  122. Ham Chr Govei ing the health sector, power and policy making in the English and Swedish health Services // The Milbank Quaterly -1988 -Vol 66-Noz-P 389
  123. Health policy assessment Free of Intern workshop in Goteborg Sweden Febr 26-Mar 1 -1990 -Stocholm, 1991 -136 P
  124. Health projections in Europe Methods and applications / WHO Reg office for Europe Copenhagen WHO, 1986 -306 P
  125. Health promotion at the community level Newbary park etc, Sage, 1990 -320 P
  126. Health system development for the future / Report for the hoc working group//WHO document EB 100/1997 Geneva WHO, 1997 -P 17−22
  127. Holingsworth J R, et al. State intervention in medical care Conseqences for Britain, France, Sweden and the United States: 1890−1970 Ithaka, 1990.-X.-266 P.-Gff1./
  128. Ikegami N. The economics of Health care in Japan // Science-1992 -Vol 258.-P. 614.
  129. Jajich-Toth C., Roper B.W. Americans. View on health care: study in contradictions // Hlth. Aff.-1990.-№ 9.-P. 149.
  130. Lee K., Mills A. Policy making and planning in health sector London, 1982.-201 p.
  131. Lorie P., Murray-Clark S. History of the future A chronology N Y, 1989.-224 p.
  132. Milton J. Remer, Ruth J. Roemer. Health Care Systems and comparative manpower policies.-N Y., 1981.-441 p.
  133. Noack H., Abelin T. Conceptual and methodological aspects of measurement in health and health promotion -Copenhagen, 1987 -P 89 102.
  134. Priester R. A value framework for Health system reform // Health Affairs -1992 -P. 84−107.
  135. Schnider M. Health care in the EC member states Amsterdam, 1992 -251 P.
  136. Segovia J, Bartlett R. F, Edwards AC An empirical analysis of the dimensions of health status measures // Soc. Sci Med 1989 -Vol 29 -P 781.
  137. Smith R. The future of health care systems // BMJ -1997 -V 314-№ 7093 -P 1495−1496
  138. Social Security in the Nordic Countries -Copenhagen, 1994.-P. 111−1 55
  139. Stazz P The Logics of Health Care Reform Whittle Direct Books, 1992 -83 P.
  140. Wagswtaff A., et al. On the measurement of inequalities in health // Soc Sci. Med.-1991 -V. 33.-P. 545−557.
  141. Woodwarol M., Francis L.M.A. Statistics for Health, management and research -London, 1988.-6 346 P.
Заполнить форму текущей работой