Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Диалектика субъекта и объекта в социальной экологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Человечество вступило в новое тысячелетие в сложных и противоречивых социоприродных условиях. В современной жизни появилось много проблем, которые потребовали философского осмысления. Разработанные во второй половине XX в. представления о социально-экологическом кризисе и путях его преодоления актуализировали проблему философско-антропологического уточнения и дальнейшего развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
    • 1. 1. Становление категорий субъекта и объекта в древнегреческой и средневековой философии
    • 1. 2. Категории субъекта и объекта в философии Нового времени
    • 1. 3. Решение проблемы субъекта и объекта в философии второй половины XIX — XX веков
  • ГЛАВА 2. ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА
    • 2. 1. Категории субъекта и объекта в социальной экологии
    • 2. 2. Техника и технологии как практическое отношение к миру
    • 2. 3. Экологические перспективы устойчивого развития: познавательный аспект
  • ГЛАВА 3. КОЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ
    • 3. 1. Аксиологический аспект социально-экологической деятельности
    • 3. 2. Человечество как субъект нового экополитического взаимодействия
    • 3. 3. Этические императивы устойчивого экологического развития

Диалектика субъекта и объекта в социальной экологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Человечество вступило в новое тысячелетие в сложных и противоречивых социоприродных условиях. В современной жизни появилось много проблем, которые потребовали философского осмысления. Разработанные во второй половине XX в. представления о социально-экологическом кризисе и путях его преодоления актуализировали проблему философско-антропологического уточнения и дальнейшего развития представлений о месте современного человека в системе природы и перспективах их коэволюционного развития. Многочисленные частные эколого-технические, экономические и иные решения могут привести к желаемому результату только в том случае, если они будут осуществляться комплексно, централизованно, на основе глубокой ценностной и эколого-политической переориентации всего современного общества, последовательного проведения в жизнь новых философских принципов отношения человека к природе.

Для постижения современной экологической ситуации, предвидения тенденций и перспектив ее развития, а главное — для глобального и регионального управления этим развитием, актуально необходимой становится высшая форма интеграции научного знания — экологическая интёграция общественных, естественных и технических наук, осуществляемая формирующейся областью научного знания — социальной экологией. В рамках этой науки уже успешно формируется философско-методологическая база для выявления мировоззренческих истоков кризиса, установления пределов и возможностей познания социоприродных систем, целенаправленного практического воздействия на эти системы, определения стратегических путей устойчивого развития современных социально-экологических образований.

Экологическая проблематика, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, обусловлена как ростом масштабов преобразования, необеспеченностью технологиями и соответствующим познанием социально-экологических процессов, так и устаревшими социально-антропологическими ценностями XX в., особенно это касается западной цивилизации. Все названные причины тесно переплетены между собой. Поэтому многие исследователи полагают, что для обеспечения устойчивого развития (коэволюции) общества и природы нужна комплексная универсальная основа, которая учитывала бы все эти аспекты в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Для такой общей методологической основы в диссертационном исследовании предлагается традиционная философская проблема субъекта и объекта, включающая в качестве своих составляющих разноплановые взаимоотношения общества и природы.

Сегодня человечество находится в состоянии социально-экологического кризиса, который проявляется с разной глубиной и силой в различных странах и регионах. Его конкретные причины: демографический взрывисчерпание потенциала индустриального технологического способа и культуры производствазагрязнение окружающей средыполитическая разобщенность, доходящая до противостояния и военных конфликтов локальных цивилизаций и странмилитаризация, создание оружия массового уничтоженияпреобладание потребительского отношения к природеслабость экологических движений и организаций и т. д. Все это не только приводит к радикальным изменениям условий бытия как отдельного человека, так и всего человечества, но и предполагает новое современное осмысление и решение возникающих социоприродных проблем на базе сложившейся философской культуры. Ее антропологической квинтэссенцией и является проблема субъекта и объекта.

Степень научной разработанности темы. К проблеме субъекта и объекта философы обращались, начиная с античности. Каждая эпоха рождала свое представление о взаимодействии человека и окружающего мира, в частности, природы. В греческой философской мысли учение о познании, тесно связанное с субъект-объектным взаимодействием, стало разрабатываться со времен Сократа, который первым поставил вопрос о необходимости определения понятий, впоследствии получивший продолжение в работах Платона и Аристотеля.

В эпоху средневековья функции философии сводились к обоснованию догматов религии. Вместе с тем именно в этот период индивид становится объектом философской рефлексии.

Возникновение новой европейской философии, связанное с именами Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница, Дж. Беркли и др., привело к актуализации проблематикисубъекта как деятельного существа, его познавательных возможностей, отношения к объекту.

Новый этап изучения диалектики субъект-объектного взаимодействия начинается в работах И. Канта и продолжается в различных формах в философии И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. В частности, И. Фихте доказывал, что без субъекта нет объекта, как и без объекта нет субъекта. Важным моментом гегелевского учения о духе является положение о единстве объективного и субъективного.

Разработка проблемы субъекта и объекта занимала важное место в философии диалектического 'материализма. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что содержание субъекта и объекта как развивающихся систем, диалектику их взаимосвязи можно понять только через практику. Посредством практики на определенном ограниченном участке материи происходит раздвоение природы на часть, приобретающую специфические по отношению к остальной природе черты, т. е. субъект, и часть, подвергающуюся практическому освоению человеком, т. е. объект. Взаимодействие субъекта и объекта по своей природе есть практическое взаимодействие, необходимым моментом которого является познание. Отношения субъекта и объекта подчинены тем же законам диалектики, которые действуют в мйре: 1.

Следующий важный этап в разработке проблемы субъекта и объекта наступил на рубеже XIX — XX вв. и во многом связан с именем Э. Гуссерля и его феноменологической концепцией. Серьезный вклад в развитие антропологического содержания проблемы субъекта внесла западная философия XX в. в воз 6 зрениях наиболее видных ее представителей — философии жизни, экзистенциализма и фрейдизма.

Различные проблемы, связанные с особенностями функционирования субъекта деятельности и его взаимодействия с объектом, в XX в. с учетом реалий научно-технического прогресса исследовали отечественные философы Г. С. Арефьева, Э. В. Гирусов, М. С. Каган, П. В. Копнин, К. Д. Кузмин, Т. А. Кузьмина, В. А. Кутырев, М. К. Мамардашвили, Н. Н. Моисеев, И. Б. Новик, А. Д. Урсул, С. С. Шварц и др. Значительный вклад в рассмотрение про.

1 О блемы субъекта и объекта-внесли В. А. Лекторский, К. Н. Любутин, киевские исследователи — М. А. Парнюк, Е. Н. Причепий, В. А. Рыжко, И. В. Бычко и о др. Из работ последнего времени следует отметить исследования В. В. Соколова4, И. Г. Корсунцева5 и др.

Антропологическая универсальность категорий субъекта и объекта проявляется в том, что они могут быть использованы при рассмотрении и исследовании различных систем отношений: человек — природа, индивид — общество, общество — история и т. д. Таким образом, идея использования категорий субъекта и объекта для изучения взаимоотношений в системе «Человек — Природа».

1 Лекторский В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. — М.: Высш. школа, 1965. — 121 е.- Он же. Субъект. Объект. Познание. — М.: Наука, 1980.-360 с.

2 Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. — М.: Высш. школа, 1981. — 264 с.

J Субъект и объект как философская проблема / Е. Н. Причепий, В. А. Рыжко, В. А. Звигля-нич и др. — Киев: Наукова думка, 1979. — 304 с.

4 Соколов В. В. От философии античности к философии нового времени: субъект-объектная парадигма. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 336 е.- Он же. Субъект-объектная суть философии и ее проявление в цивилизационном и историко-философском процессе // Вестник Московского университета. Серия Т. Фйлософия. — 1999. — № 3. — С.' 3−14.

5 Корсунцев И. Г. Субъект и знаковые системы. — М.: Российское философское общество, ИПКгосслужбы, 2000. — 115 е.- Он же. Прикладная философия: субъект и технологии: Учеб. пособие. — М.: Российское философское общество, ИПКгосслужбы, 2000. — 272 с. не нова. Существуют современные отечественные философские работы, где данные категории наполняются новым антропологическим содержанием1.

Однако сегодня, по мере развития познания и превращения человеком его результатов в совершенно новую (искусственную) реальность, открываются все новые и новые пласты бытия, порождаемого субъектом. В связи с этим проблема субъекта и объекта, являясь антропологической проблемой коэволюции человека, общества и природы, предполагает новое, современное осмысление и применение.

Актуальность темы

возможность ее нового решения определили цель исследования, его объект и предмет, содержание и задачи, решаемые в диссертации.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является осмысление философской традиции субъекта и объекта в их комплексном взаимодействии (практическом, познавательном и ценностном) в современных социально-экологических образованиях. Данная цель обусловила следующие задачи:

— выявление философских подходов к разработке категорий «субъект» и «объект»;

— анализ сущностной природы понятий «субъект» и «объект», их диалектики в социально-экологической деятельности;

— комплексное рассмотрение практической-взаимообусловленности общества и природы;

— выявление особенностей глобализирующегося экологического познания;

1 Кузмин К. Д. Экологический аспект взаимоотношений субъекта и объекта: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1977; Новик И. Б., Кузмин К. Д. Экологическая проблема в свете отношения объекта и субъекта // Человек и природа. — М.: Наука, 1980. — С. 116 — 141- Абрамов В. А. Проблема субъекта и объекта: экологический аспект: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Свердловск, 1982.

— определение этических императивов глобального и регионального взаимодействия общества (человека) и природы.

Объектом исследования являются проблемы устойчивого развития современных социально-экологических образований, новое антропологическое содержание концептуального, понятийного аппарата социальной экологии.

Предмет исследования — результаты, и последствия практического, познавательного и ценностного взаимодействия субъекта и объекта в процессе социально-экологической деятельности.

Методологические основы и источники исследования. В качестве методологического обоснования диссертационного исследования автором использовались фундаментальные общенаучные методы познания в их применении к анализу современной социально-экологической ситуации: системный, конкретно-исторический подход, рассматривающий социально-экологические процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития.

Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных философов по проблеме субъекта и объекта и вопросам взаимодействия, коэволюции общества (человека) и природы. Кроме того, использовались работы специалистов по экологии, поскольку социальная экология находится на стыке общественных, естественных и технических наук, она обобщает и систематизирует данные этих наук на философско-методологической основе, в качестве которой в диссертационном исследовании выступает проблема субъекта и объекта.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем реализован комплексный подход кизучению проблем, устойчивого развития социально-экологических образований на основе рассмотрения современного содержания практического, познавательного и ценностного аспектов взаимодействия человека, общества и природы. В результате применения этого антропологического подхода получены следующие положения, которые выносятся на защиту:

1) традиционная проблема субъекта и объекта в ее современной интерпретации (практический, познавательный и ценностный аспекты) является достаточным основанием для рассмотрения и анализа социально-экологической проблематики;

2) категории «субъект» и «объект» представляют максимально общую констатацию действенно-познавательных и ценностных отношений человека с противостоящей ему реальностью, а также сущностных, антропологических его характеристик и соответствующей активности. Сложность подобных отношений и определений может быть понята при условии ретроспективного рассмотрения категорий субъекта и объекта;

3) выявление традиционных философских основ категорий «субъект» и «объект», значимых для данного исследования, связано с периодами античной и средневековой философии, философии Нового времени, философии диалектического материализма и иррационалистической философии;

4) комплексное рассмотрение современных социально-экологических проблем является главной особенностью социальной экологии. В связи с этим в качестве ее логико-методологической основы представляется целесообразным воспользоваться традиционными категориями субъекта и объекту, содержащими в себе эту комплексность, системность и диалектическую целостность. При этом экологическим субъектом выступает общество, а объектом — та часть природы, которая осваивается обществом практически, познавательно и ценностно;

5) антропогенное воздействие на биосферу приводит к необходимости экологизации материально-технического производства, науки и общественного сознания на основе современного осмысления субъект-объектного взаимодействия.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертации, также как и опубликованные по ее теме работы, могут способствовать более полному освещению проблем взаимосвязи и взаимозависимости общества и природы, современных особенностей и перспектив их взаимодействия и устойчивого развития.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы способны углубить представления о сущности и причинах современного социально-экологического кризисаразвить методологию анализа социально-экологической проблематики. Практическое значение работы заключается в возможности использовать ее результаты при изучении социально-экологических процессов и тенденций их развития, в вопросах комплексной организации социально-экологической деятельности на глобальном и региональном уровнях. Они могут также найти практическое применение при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов, в преподавании ряда тем социальной философии, антропологии, социологии, политологии и других гуманитарных дисциплин.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры философии и социальной антропологии Читинского государственного технического университета. Диссертация рекомендована к защите кафедрой философии Бурятского государственного университета.

Основные идеи диссертации отражены в различных научных публикациях, докладывались на научно-практических конференциях Читинского государственного технического университета и Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Всего по теме диссертации опубликовано 10 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы по третьей главе.

1. Совпадение во времени антропологической и экологической катастроф не случайность. Они носят глобальный характер и являются порождением коренных ошибок человечества в выборе ценностных ориентиров. Прежде чем выяснять, как защищать природу, следует понять главное — как человеку остаться человеком, сохранить свои человеческие, субъективные качества.

2. С целью предотвратить глобальную социально-экологическую катастрофу, человечество должно объединиться и выступить единым субъектом эко-политического взаимодействия, сформулировав это в единственно возможную ценностно-антропологическую парадигму спасения. Общность человечества перед угрозой глобальной социально-экологической катастрофы является необходимым условием ее предотвращения.

3. Отношение человека к природе не должно быть ни узкорационалистичным, ни сугубо потребительским. В нем необходимы этико-эстетические и религиозные элементы. Глобальная экологическая стратегия непременно должна учитывать культурные и исторические традиции разных цивилизаций и стран, их религию, менталитет населения, природные условия и экологическую ситуацию. Человечество может найти выход из глобальных кризисов, но для этого придется пройти через эпоху духовной реформации и выработки новой системы базисных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Глобализирующееся человечество приближается к социально-экологической катастрофе. Связь общества и природы крайне неустойчива. Решение новых антропологических проблем, вставших перед человечеством и характеризующих противоречивые отношения общества и природы, стало неотложной задачей современной науки и практики. Решение их уже сейчас потребовало всестороннего комплексного исследования многих факторов, порождающих и усугубляющих эти отношения: учета многообразных социально-экономических, технологических и политических процессов, изменения традиционных мировоззренческих и ценностных установок взаимодействия общества и природы. Внутренне не связанные между собой экологические установки из различных областей познания и практики не только не способствуют разрешению негативной экологической ситуации, но и в значительной мере несут ответственность за то, что «экологическая катастрофа из мрачного’прогноза превращается в реальность.

Проблема предотвращения глобальной социально-экологической катастрофы и перехода человечества к устойчивому развитию, вне всякого сомнения, превосходит по своей грандиозности все прочие, с которыми человечество встретилось в своем развитии. Целью этико-экологической деятельности людей становится достижение устойчивого развития (коэволюции) общества и природы. При этом учитывается тот факт, что компонентами устойчивого развития является неразрывно связанная система факторов: политических, экономических, социальных, правовых, культурных, йациональных, религиозных, демографических, каждая из которых имеет свои подсистемы и структуры. Неуч-тенность многообразия этих факторов, подсистем, структур, вступающих порой в противоречия друг с другом, подрывает устойчивость мира. Поэтому обеспечение устойчивого развития является крайне трудной комплексной задачей.

Данная диссертация имела целью осмысление философской традиции субъекта и объекта в их комплексном взаимодействии (практическом, познавательном и ценностном аспектах) в современных социально-экологических образованиях. По результатам поведенного исследования можно сделать определенные выводы.

1. Рационально-философская модель бытия возникла тогда, когда появилась оппозиция «Я» и мир, субъект и объект. Противопоставление субъекта и объекта было естественным и необходимым этапом развития человеческой культуры. Эти категории представляют максимально общую констатацию действенно-познавательных и ценностных отношений человека с противостоящей ему реальностью. Сложность подобных отношений и определений может быть понята при условии ретроспективного рассмотрения категорий субъекта и объекта.

2. Социальная экология как наука характеризуется комплексным рассмотрением социально-экологических проблем. Современная интерпретация субъект-объектного взаимодействия (практический, познавательный и ценностный аспекты) является достаточным основанием для рассмотрения и анализа социально-экологической проблематики.

3. Усиление антропогенного воздействия на биосферу приводит к необходимости экологизации" на основе современного осмысления субъект-объектного взаимодействия по нескольким направлениям:

1) экологизация материально-технического производства, включая технику и технологии;

2) экологизация современной науки и создание новой научной парадигмы, ориентированной не на покорение природы, а на коэволюцию природы и человека, гармоничное развитие биосферы и общества;

3) экологизация социально-антропологических ценностей и разработка экологической этики, отвечающей требованиям времени.

4. Разрешение социайьно-экологическйх противоречий — это путь гармонизации взаимоотношений общества и природы. Сегодняшний социально-экологический кризис обусловлен практическими, гносеологическими и ценностными причинами. Он развивается в преобразовательной и познавательной.

120 сферах, затрагивает этические, эстетические и даже религиозные аспекты деятельности человека. Поэтому гармонизацию экологических взаимоотношений общества и природы, помимо уже имеющихся подходов, возможно рассматривать, базируясь на традиционной философско-антропологической проблеме субъекта и объекта и ее нескольких уровнях: практическом, познавательном и ценностном.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Проблема субъекта и объекта: экологический аспект: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Свердловск, 1982. — 18 с.
  2. В. А. Социальная экология комплексная система решения проблем экологии и безопасности жизнедеятельности // Вестник МАНЭБ. — Чита, 1998.-№ 8.-С. 53−56.
  3. Н. А. Политическая культура Китая: традиции и современность. -М.: Муравей, 2001. 320 с.
  4. Дж., Нельсон М .Космические биосферы. М.: Прогресс, 1991. -126 с.
  5. Антология мировой философии. В 4-х т. Т 2. М.: Мысль, 1970. — 776 с.
  6. Антология мировой философии. В 4-х т. Т 3. М.: Мысль, 1971. — 760 с.
  7. Г. С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М.: Политиздат, 1974. — 230 с. 1. U, А ' •
  8. Ю. М., Данилов-Данильян В. И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: МНЭПУ, 1997. -330 с.
  9. Р. Этика экологической ответственности (главы из книги) // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. -С. 203 -257.
  10. Ю.Афиногенов Д. В. Свобода, наука, природа. (Об истоках глобального экологического кризиса // Общественные науки и современность. 2001. — № 4.
  11. Е. В. Интенсификация экологической деятельности // Ускорение, интенсификация, экология (философско-методологические аспекты). Кишинев: Штиинца, 1988. — С. 43 — 63.
  12. Е. М. Катастрофы: социологический анализ. Минск: Навука i тэхшка, 1995. — 472 с.
  13. Н. А. Человек и машина // Человек, философия и природа. М.: Знание, 1990.-С. 14−43.
  14. А. Мы предпоследнее поколение землян // Огонек. 1997. — № 42. -С. 26 -31.
  15. Ф. Новый органон // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1970. С. 193−218.
  16. Ф. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. -М.: Мысль, 1977.
  17. Ф. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1977.
  18. М. В. Основы философии: Учебник. М.: Дело и сервис, 1999. -544 с.
  19. Н. А. Пути и формы достижения ноосферной цивилизованности // Общественные науки и современность. 1996. — № 1. — С. 123 — 130.
  20. В. А., Афиногенов Д. В. Экополитические пространства новые политические измерения // Общественные науки и современность. — 2002. — № 3. — С. 59 — 67.
  21. Н. К. Христианство и экология // Вопросы философии. 1995. -№ 3. — С. 53 — 59.
  22. Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1987. — 180 с.
  23. Гирусов Э, В., Тихонова Н. Е. К. Маркс и Ф. Энгельс о диалектике взаимодействия общества и природы // К. Маркс и современная философия. М.: ИФ РАН, 1999.-С. 180- 195.
  24. Э. В. Экологические ограничения социального развития и основные пути их преодоления // Ускорение, интенсификация, экология (философско-методологические аспекты). Кишинев: Штиинца, 1988. — С. 30−43.
  25. Дж. Роль науки и технологии в исследовании будущего // Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. М., 1995.-С. 217−240.
  26. Глобальные проблемны и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. -495 с.
  27. Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. — С. 309 — 340.
  28. А. А. Человек гармония — природа. — М.: Наука, 1990. — 186 с.
  29. А. А. Экология наука — моделирование (философский очерк). -М.: Наука, 1985.-207 с. 31 .Горелов А. А. Экология: Курс лекций. М.: Центр, 2000. — 240 с.
  30. В. Г. Единственная стратегия выживания // Зеленый мир. 1995. -№ 25.-С. 14−15.
  31. В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. -М., 1995.-470 с. ' .
  32. С. И. Управление, интенсификация, экологизация // Ускорение, интенсификация, экология (философско-методологические аспекты). Кишинев: Штиинца, 1988. — С. 131 — 149.
  33. В. П., Гавришин В. К. Философия науки и техники: Конспект лекций. СПб: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 48 с.
  34. Двадцать шесть основных понятий политического анализа // Политические исследования. 1993. — № 1. — С. 77 — 91.
  35. Р. Метафизические размышления // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. — С. 292 — 295. .
  36. Р. Начала философии // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1970.-С. 232−271.
  37. И. Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. Минск: Навука i тэхнша, 1991. — 181 с.
  38. М. Н. Сумеем ли мы сохранить биосферу? // Экология и жизнь. -1998. -№ 1.-С. 34−43.
  39. М. С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997. -205 с.
  40. М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  41. В. П., Демин Д. В, Мингазов И. Ф. Геополитика и современные проблемы этногенеза // Человек в российском экономическом пространстве. -Новосибирск: НГАЭИУ, 1997.
  42. В. В. Космизм, космонавтика и перспективы цивилизации // Общественные науки и современность. 1994. — № 2. — С. 141 — 149.
  43. В. А. Философия социоэкологии. В 3-х ч. Ч. I. Чита: ЗабГПУ, 2002. " .
  44. В. А. Философия социоэкологии. В 3-х ч. Ч. III. Чита: ЗабГПУ, 2002.
  45. . Замыкающийся круг. JL: Гидрометеоиздат, 1974. — 279 с.
  46. К. Я. Глобальные изменения на рубеже тысячелетий // Экология и жизнь. 2002. — № 1. — С. 38 — 42.
  47. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. Проект // Зеленый мир. 1995. — № 4. — С. 4 — 7.
  48. И. Г. Прикладная философия: субъект и технологии: Учеб. пособие. М.: Российское философское общество, ИПКгосслужбы, 2000. — 272 с.
  49. И. Г. Субъект и знаковые системы. М.: Российское философское общество, ИПКгосслужбы, 2000. — 115 с.
  50. К. Д. Экологический аспект взаимоотношений субъекта и объекта: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1977. — 26 с.
  51. Т. А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии (критика некоторых концепций). М.: Наука, 1979. — 200 с.
  52. Культура: теории и проблемы / Т. Ф. Кузнецова, М. М. Менцев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995.
  53. С. Международные природоохранные конвенции: что делать? // Зеленый мир. 2001. — № 23 — 24. — С. 24.
  54. В. И. Экология и эсхатология (судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) // Вопросы философии. 1995. -№ 3. — С. 29−36.
  55. В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород: Нижний Новгород, 1994. — 200 с.
  56. В. А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 240 с.
  57. В. А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала // Вопросы философии. 1998. — № 5. — С. 135 — 143.
  58. В. А. Космизация Земли как угроза человечеству // Общественные науки и современность. 1994. — № 2. — С. 127 —135.
  59. О. В. Грозит ли нам «закат звезды»? // Экология и жизнь. 1999. -№ 4.-С. 32−37.
  60. Г. В. Монадология // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1970. -С. 450−464. '
  61. В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. -М.: Высш. школа, 1965. 121 с.
  62. В. А. Субъект. Объект. Познание. -М.: Наука, 1980. 360 с.
  63. Л. В. Устойчивое развитие в космическом измерении // Общественные науки и современность. 1995. -№ 2.-С. 140−148.
  64. И. К. Экологические императивы современной культуры // XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2001. — С. 13−15.
  65. А. Ф. История античной эстетикй. Софисты. Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969. — 715 с.
  66. В. А. Проблема интеграции современного научного знания: экологический подход // Фундаментальные исследования и технический прогресс. -Новосибирск: Наука, 1985. С. 231- 239.
  67. Дж. Опыт о человеческом разуме // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. — С. 413 — 437.
  68. К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. -М.- Высш. школа, 1981. 264 с.
  69. А. Г. Дорога жизни XXI век // Наука и религия. — Г997. — № 9. -С. 8- 15.
  70. В. В. Надо вновь открывать святыни // Устойчивое развитие это революция в ценностях / Под ред. В. Е. Сактоева. — Улан-Удэ: ВСГТУ, 2001. -С. 40−46.
  71. В. В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х т. Т. 1. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1998.
  72. В. В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х т.Т. 2. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2000.
  73. В. В. Устойчивое развитие мира: диалог цивилизаций Востока и Запада // XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2001. — С. 5 — 9.
  74. В. В. Устойчивое развитие это революция в ценностях // Устойчивое развитие — это революция в ценностях / Под ред. В. Е. Сактоева. -Улан-Удэ: ВСГТУ, 2001. — С. 131 — 137.
  75. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50-ти т. Т. 1. М.: Политиздат, 1955. -700 с.
  76. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50-ти т. Т. 2. М., 1955. — 651 с.
  77. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50-ти т. Т. 3. М., 1955. — 629 с.
  78. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50-ти т. Т. 20. М., 1961. — 828 с.
  79. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50-ти т. Т. 23. М., 1960. — 907 с.
  80. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50-ти т. Т. 27. М., 1962. — 695 с.
  81. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50-ти т. Т. 42. -М., 1974. 536 с.
  82. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50-ти т. Т. 46. Ч. 2. -М., 1969. 619 с.
  83. Н. Н. Думая о будущем // Экология и жизнь. 2002. — № 1. -С. 4 — 7.
  84. Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Экология и жизнь. 1998. — № 2. — С. 24 — 28.
  85. Н. Н. На пути к нравственному императиву // Экология и жизнь. -1998. -№ 1.-С. 4- 10.
  86. Н. Н. Размышления о современной политологии. (Политические науки: новые проблемы). -М., 1999.
  87. Н. Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции // Общественные науки и современность. 2000. — № 2. — С. 123- 130.
  88. Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. -М.: МНЭПУ, 1994.
  89. Н. Н. Сохранить человечество на Земле // Экология и жизнь. -2000.-№ 1.-С. 11−12.
  90. Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. — 223 с.
  91. Н. Н. Экологический фон современной политики // Общественные науки и современность. 1993. — № 4. — С. 135 — 145.
  92. А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М.: Наследие, 1996. — 183 с.
  93. Наше общее будущее. Доклад комиссии Г. Брундтланд. М.: Прогресс, 1990.-371 с.
  94. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты / Под ред. В. А. Коп-тюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. М.: Academia, 2000.
  95. И. Б., Кузмин К. Д. Экологическая проблема в свете отношения объекта и субъекта // Человек и природа, г- М.: Наука, 1980. С. 116−141.
  96. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития // Российская газета. -1994.-9 февраля. С. 4.
  97. В. И. Экологические императивы и глобальные тенденции на рубеже XXI века // Геоэкология. 2001. — № 6. — С. 483 — 488.
  98. С. А. Экологические аспекты геополитики // Общественные науки и современность. 1996. -№ 1. — С. 131. — С. 131 — 137.
  99. С. А., Пузаченко Ю. Г. Природа и общество на пороге XXI века // Общественные науки и современность. 1994. — № 5. — С. 146−151.
  100. Г. Н., Ясаманов Н. А. Новейшие технологии: путь к ноосфере или природной катастрофе? // Вестник Российской академии наук. 1998. -Т. 68.-№ 2.-С. 132- 135.
  101. План действий «Устойчивые Нидерланды». М., 1995.
  102. Проблемы экологии России / К. С. Лосев, В. Г. Горшков, К. Я. Кондратьев и др.-М., 1993.-347 с.
  103. А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287 с.
  104. Н. Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992. — 364 с.
  105. Сен-Симон. Труд о всемирном тяготении // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. -М.: Мысль, 1971. -С. 509 511.
  106. В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: Академия, 2000.-280 с.
  107. В. В. От философии античности к философии нового времени: субъект-объектная парадигма. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. 336 с.
  108. В. В. Субъект-объектная суть философии и ее проявление в ци-вилизационном и историко-философском процессе // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999. — № 3. — С. 3 — 14.
  109. . Этика, доказанная в геометрическом порядке // Антология мировой философии.-В 4-х т. Т. 2. М.: Мысль,'1970. — С. 350 — 400.
  110. В. С. Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Экология и жизнь. 1998. — № 2. — С. 4 — 8.
  111. Субъект и объект как философская проблема / Е. Н. Причепий, В. А. Рыжко, В. А. Звиглянич и др. Киев: Наукова думка, 1979. — 304 с.
  112. Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс, 1990. С. 188 -202.
  113. Ускорение, интенсификация, экология (философско-методологические аспекты) / Е. В. Бабий, Э. В. Гирусов, С. И. Горчак и др. Кишинев: Штиин-ца, 1988.-278 с.
  114. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии / .В. А. ¦ Коптюг, В. М. Матросов, В. К. Левашов, Ю. Г. Демянко и др. Владивосток: Дальнаука, 1997.
  115. А. Д. Модель устойчивого развития для России. М.: Луч, 1994. -78 с.
  116. А. Д. На пути к экобезопасному устойчивому развитию цивилизации // Общественные науки и современность. 1994. — № 4. — С. 127 — 135.
  117. А. Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. 1986. — № 1. — С. 35 — 42.
  118. А. Д. Перспективы эволюции государства в модели устойчивого развития // Общественные науки и современность. 1996. — № 2. — С. 134 -144.
  119. А. Д. Перспективы перехода Российского государства на модель устойчивого развития. М.: РАГС, 1995. — 93 с.
  120. А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч, 1993. — 274 с.
  121. А. Д., Лось В. А. Стратегия перехода Российского государства на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М.: Луч, 1994. -273 с.
  122. Философия природььв античности и в, средние века / Общ. ред. П. П. Гай-денко, В. В. Петров. М.: Прогресс — Традиция, 2000.
  123. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 576 с.
  124. В. Философия и экология. -М.: Наука, 1993. 205 с.
  125. Г. Тревога в 2000 году: бомбы замедленного действия на нашей планете. М.: Мысль, 1990. — 270 с.
  126. Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе (главы из книги) // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс, 1990. -С.-26 75.. •
  127. К. Э. Промышленное освоение космоса, М.: Машиностроение, 1989.-278 с.
  128. Чистый город: Эколого-правовой бюллетень. Чита, 2002. — № 2. — С. 2.
  129. В. И. Материалистическая диалектика как логика теории познания. М., 1962.. .
  130. Ю. С. Новая «зеленая» мифология // Евразия. 1995. — № 2.
  131. Ю. С. О будущем в «зеленых тонах» // Евразия. 1994. — № 6.
  132. С. С. Эволюция биосферы и экологическое прогнозирование // Вестник АН МССР. 1976. — № 2.
  133. А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизне-утверждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. — С. 328 — 350.
  134. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. — 572 с.
  135. А. Упадок, и возрождение культуры. Избранное.- М.: Прометей, 1993.-512 с.
  136. Ю. А. Некоторые соображения в связи с «космо-экологическими» взглядами К. Э. Циолковского // Идеи К. Э. Циолковского и современные научные проблемы. М.: Наука, 1984. — С. 187 — 191.
  137. Ю. А. Содружество Земли и неба: постиндустриализм, биосфера, космос // Общественные науки и современность. 1994. — № 4. — С. 141 — 147.
  138. Ю. А. Эта хрупкая планета. М.: Мысль, 1988. — 140 с.
  139. А. Мир дак воля и представление. В 2-х т. М.: Наука, 1993.
  140. Ю. Утопия или устроительство? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. — С. 7−25.
  141. Экодинамика и экологический мониторинг Санкт-Петербургского региона в контексте глобальных изменений. СПб.: Наука, 1996. — 441 с.
  142. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.134
  143. Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Эко номика, 2001.-250 с.
  144. Ю. В. Об устойчивом развитии и экологических циклах // Эколо гия и жизнь. 1999. — № 4. — 11 — 15.
  145. Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. -М.: Наука, 1999. 448 с.
Заполнить форму текущей работой