Сказкотерапия как метод в психологии
Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение. Само слово «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением для людей и раздвигают рамки действительности. Сказку, как отражение глубинной психики человека… Читать ещё >
Сказкотерапия как метод в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Теоретические аспекты понятия «сказка» в психологии Глава 2. Сказкотерапия как метод в психологии
2.1 Исторический аспект развития сказкотерапии
2.2 Сущность сказкотерапии как метода в психологии
2.3 Психологические предпосылки сказкотерапии Заключение Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. За последние двадцать лет в нашей стране значительно изменились приоритеты жизненных ценностей. Отсюда отдельное молодое родительское поколение стремится развивать в своих малышах «бойцовские» качества характера, «забывая» прививать доброту, взаимовыручку, заботу.
Сейчас многие дошколята умеют включать телевизор и играть в «стрелялки» на компьютере. Бесконтрольное увлечение «странными» играми воспитывает в детских неокрепших душах агрессию, вседозволенность, эгоизм. К 5−6 годам родители замечают свои проблемы в воспитании и начинают бегать со своими чадами по психологам. Благо, сейчас в психологии наработано немало методов лечения психики детей. [20]
Один из современных методов «Сказкотерапия». Существенную лепту в её развитие вложили отечественные психологи и педагоги: М. В. Осорина, Е. Н. Лисина, Е. А. Петрова, А. Н. Азовцев, И. В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, А. И. Константинова, Т. М. Грабенко, Д. В. Соколов, А. В. Гнездилов, а также зарубежные психотерапевты: Э. Фромм, Э. Берн, Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, А. Менечетти. Их «разработкам» предлагают различные варианты сказкотерапевтического процесса работы с детьми.
Сегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает недоуменных взглядов и уточняющих вопросов у практических психологов. Слово знакомое, часто используемое в обиходе. Сказкотерапевтов можно встретить в образовательных учреждениях и психологических центрах, хосписах и больницах.
Однако до сих пор это чарующее слово «сказкотерапия» понимается психологами очень по-разному, и смыслы, которые в него вкладываются, отличаются порой не меньше, чем, скажем, бытовые сказки и волшебные.
Одной из причин этого является, по-видимому, буквальная расшифровка слова «сказкотерапия» — «лечение сказками». Вообще понятия, имеющие в своем составе слово «терапия» (гештальттерапия, телесная терапия и подобные), не получили полной легитимности в системе образования (в том числе, дошкольного). Ведь в функциональных обязанностях детского психолога не предусмотрены психотерапевтические процедуры. Более того: медики периодически напоминают психологам о запрете «внедряться на чужую территорию». Психотерапия, по их мнению, — сугубо медицинская область. Им, правда, невдомек, что психологи и не претендуют на то, чтобы кого-нибудь лечить. И психотерапевтические методы (лукаво называя их психокоррекционными) используют не для работы с психопатологиями, а — чаще всего — в развивающих целях. Потому-то, чтобы как-то оправдать и объяснить применение психотерапевтических методов психологами, в последние годы все чаще говорят о психологической модели психотерапии. Впрочем, в дошкольном образовании использование даже такой модели пока не признано. [11]
Психология в нашей стране из «заморской диковины» превращается в необходимую науку и повседневную услугу. Особенно психологическая помощь направлена детям в детских садах и школах индивидуально с ребятами работают грамотные специалисты. Поэтому моя тема актуальна, как будущего психолога. Постараюсь затем все методы применять на практике, читать детям сказки, воспитывать тем самым «доброе и вечное» .
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии выступает метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. [3]
Таким образом, можно дать следующее определение: сказкотерапия — это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.
Цель курсовой работы: определить сказкотерапию, как метод психологического воздействия на воспитание ребенка.
Объектом изучения являются опытные наработки с детьми старшего дошкольного возраста по методу применения сказкотерапии.
Предметом работы является изучение сказкотерапии как метода в психологии.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты понятия «сказка» в психологии.
2. Рассмотреть исторический аспект развития сказкотерапии.
3. Выявить сущность сказкотерапии как метода в психологии.
4. Анализировать психологические предпосылки сказкотерапии.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование.
Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, М. В. Осорина, Е. Н. Лисина, Е. А. Петрова, А. Н. Азовцев, И. В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, А. И. Константинова, Т. М. Грабенко, Д. В. Соколов, А. В. Гнездилов, а также зарубежные психотерапевты: Э. Фромм, Э. Берн, Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, А. Менечетти и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «СКАЗКА» В ПСИХОЛОГИИ Неповторимыми памятниками народной педагогики являются сказки, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предшествующих поколений.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель — это народ, а сказки — первые и блестящие попытки создания народной педагогики».
Народная педагогика — это наши истоки, это стремление использовать жизнь с её трудовыми буднями, праздниками, природой, живым миром, песнями, сказками, былинами, легендами.
В преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, его быт, нравственные обычаи, характер образного мышления. Именно фольклор является основным средством для воспитания молодого поколения в духе лучших народных традиций. Нельзя не согласиться со словами А. И. Шорова, который считает, что «сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной культуры».
Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным в течение столетий проверенным народом. По мнению Г. Н. Волкова «дети и сказка не разделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого народа».
Создателями и хранителями сказок и других жанров устного народного творчества является народ. Основным материалом для народных сказок служила жизнь народа. В них отражены лучшие черты народа — трудолюбие, преданность Родине, отвага, доброта. Именно поэтому Г. Н. Волков считает, что «сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок».
Старшее поколение всегда стремилось передать детям свой жизненный опыт, воспитывать их в духе народных идеалов и понятий о добре и зле, прививать им нравственные качества, составляющие кодекс норм и правил поведения. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и её защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту предков, в частности, их представлениям и понятиям о нравственном и безнравственном, к нормам морали, признаваемым в цивилизованном мире и в наши дни. Актуальным является воспитание молодого поколения в духе гуманных отношений между людьми. Моральные нормы и опыт нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. Эти сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной детскому пониманию форме повествуют о героизме и мужестве, правдивости, честности, утверждают идеи победы добра над злом. Исключительна сила миротворчества, добротворчества сказок.
Великий педагог-гуманист XX в. В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Сказка для маленьких детей — не просто рассказ о фантастических событиях. Это — целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою добрую волю. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-Яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое личное отношение к плохому и хорошему».
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, состраданию; что благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем; и что он не просто познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.
Сказка — это история, содержащая невозможные и неправдоподобные с точки зрения читателя события и явления. Сказку невозможно объяснить с помощью научного — технического прогресса, а зачастую даже житейского здравого смысла. Авторы сказок часто обозначают в конце повествования сюжет, как сон героя. Из глубины веков до нас дошли мифы, одна из разновидностей сказок, где трудно отличить вымысел и реальность.
Реалистическая история иногда может показаться сказкой для людей с различными культурными восприятиями. Для определенных читателей сказки являются реальными событиями.
Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение. Само слово «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением для людей и раздвигают рамки действительности. Сказку, как отражение глубинной психики человека, исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и детскими психологами Выготским Л. С., Элькониным Д. Б., Осориной М. В., Проппом В. Я., Гнездиловым А. В. и др. В последнее время появились сказкотерапевтические программы, которые успешно применяются в ДОУ, школах, центрах реабилитации, в работе с проблемными детьми, трудными подростками, онкологическими больными. [17]
Актуальность использования и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, лингвистических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике детей для формирования самодостаточной личности, то есть личности, которая уверена в себе, полагается на свои силы и не зависима от других в своих суждениях и принятии решений.
В этнографическом очерке «Особа» основоположник осетинской литературы К. Хетагуров писал: «Сказки составляют достояние обоих полов и всех возрастов, они многочисленны, разнообразны и художественны: они всегда служили одним из самых приятных времяпрепровождений» .
Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифровано большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Человек часто замыкается на какой-то своей проблеме и не способен выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. [6]
Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния; сказка позволяет не директивно, а мягко, подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное и терапевтическое воздействие, как на поведенческом, так и на глубинном нравственно-ценностном уровне.
В рамках общих ценностей, свойственных культуре, где живет человек, только он сам осуществляет выбор той или иной ценности. Он все время делает и переделывает себя сам, то есть сам определяет свои поступки, изменяя или конкретизируя свою систему ценностных ориентаций. Человек свободен в отношении к миру, выборе ценностей.
Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, выраженной физической и психологической зависимостью и неуверенностью в себе. Недостаток веры в свои силы влечет за собой чувство недооцененности и сопровождается состоянием опустошенности и одиночества. Вера в свои силы является необходимым компонентом самодостаточной личности, и именно сказочная среда усиливает потенциальные возможности человека в преодолении того, что на данном этапе тормозит его развитие, например, страх, беззащитность, слабость и предрасположенность к болезням. [22]
Человек не рождается независимым, автономным или ответственным, так же, как он не рождается личностью. Он становится личностью в процессе роста и развития в социуме, или, как утверждают психологи, «психологическое рождение в полном смысле происходит намного позже биологического рождения».
Рост и развитие — это естественное движение от зависимости к независимости, самостоятельности, ответственности, и это движение состоит из нескольких стадий. Использование сказки воспитателем, учителем и психологом на какой-то определенной стадии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок смог избежать стрессовой ситуации, разочарования.
Для ребенка сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь с ее порой жесткими нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступки героев — мерой добра и зла и путеводной нитью, выводящей на самостоятельность принятия решений. В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка.
Сказка учит ребенка не только понимать ситуацию, но и поступать определенным образом, благодаря решению сказочных ситуаций ребенок получает интуитивные критерии выбора и свободу действия. Дети рано или поздно все равно сталкиваются с различного рода проблемами, и чем раньше они познают трудности, научатся противостоять, бороться с ними и находить выход, тем легче и продуктивнее они будут решать социальные и личные проблемы во взрослой жизни.
Символический язык сказок постоянно изучается психоаналитиками. Сказки тесно связаны с шаманской и колдовской медициной. Психоаналитик К. Леви-Стросс тесно связывал психоанализ со сказками индейского колдуна, который своими историями помогал выздоровлению больных восприятие сказки может инициировать появление воспоминаний, становится психоанализом. [26]
Личные проблемы ребенка оказывают влияние на предпочтение сказок. Итальянский коммунист сказочник Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазий» рассказал, как нужно использовать сказки в теоретической и практической психологии.
Сочинения новых или реконстркирования старых сказок помогают развитию внутреннего мира ребенка. Сказки вырабатывают в характере умение противостоять конфронтации, примирение. В работе со сказками психологи определи несколько психотерапевтических направлений это поведенческая психотерапия, экзистенциональная гуманистическая психология, психодинамистическая психология. [10]
В настоящее время существует несколько классификаций сказок.
В соответствии с классификацией Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевой сказки подразделяются на художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные.
И.В. Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет фольклорные и авторские сказки, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д. Ю. Соколова, А.В. Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И. В. Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.
Также сказки подразделяются по следующим видам:
1. Живой мир: животные, растения, птицы, вещи, которые в сказках говорят. Такие сказки формируют бережную заботу окружающего мира.
2. Что есть добро и зло. В сказках добро побеждает зло, такие сказки воспитывают оптимизм.
3. Все ценности должны доставаться через труд и испытания. Только при помощи усилия и терпения можно добиться успеха, так учит народная сказка.
4. Вера в волшебство усиливает развитие защищенности и самостоятельности.
Так же для обучения ребенка существуют дидактические сказки. Многие ведь из нас в детстве учились читать по кубикам, на которых изображены сказочные персонажи. [15]
Психологи используют терапевтические и психокорекционные сказки.
Выделяются типы возрастных сказок. Дети до пяти лет любят сказки о взаимоотношениях людей и животных. Это, например, такие сказки, как «Лиса и Журавль», «Теремок», «Коза-дереза» .
Для маленьких детей, сказка должна быть короткой, с повторениями («катится, катится колобок, «тянут — потянут — вытянуть не могут»).
Для подростков полезны бытовые сказки. Они говорят о мирном сосуществование в семье. Это, например, такие сказки, как («Золотая рыбка», «Курочка ряба», «Кривая уточка»).
Первоклассники часто в библиотеке берут волшебные сказки («Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах»). В средних классах ребята увлекаются сказками-страшилками («Синяя борода», «Вий»). Но и они полезны, помогают преодолеть реальные страхи.
Сказка учит детей, как нужно вести себя в экстремальных условиях. На примере сказки «Мальчик с пальчик», герой спасает братьев с помощью хитрости. Русские богатыри постоянно борются со змеем Горынычем и побеждают, имея силу и смелость.
Волшебные сказки помогают восстанавливать душевные силы, пережить эмоции. Нужно читать сказки ребенку перед сном, так он расслаблен и внушаем, но они должны быть позитивны.
На сказочном примере простак Емеля становится красавцем, а Дюймовочка из игрушечной Барби превращается во взрослую девушку.
С ребенком нужно обсуждать прочитанную сказку. Вот примерный перечень вопросов, который нужно использовать при обсуждении с детьми сказок: О чем сказка? Кто в сказке главные герои? Какие совершают они поступки? Что они приносят людям? Какова мораль сказки? и т. д.
Сказка — язык детства, а также самый верный и короткий путь к детскому сознанию и сердцу. Как сказал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества». [24]
Сказка развивает воображение ребенка. В отличие от реалистичных рассказов, она насыщена более красочными, фантастическими образами. В сказках дети находят героев, на которых им хочется быть похожими. Сказка дает четко выраженное представление о добре и зле, доступное для детского восприятия. Она учит мужеству, смекалке, добру и любви.
Сила сказки в том, что она — квинтэссенция житейской мудрости, народного опыта. В короткой истории показано множество способов справиться со сложными ситуациями.
Дети очень любят, когда им рассказывают что-нибудь интересное, увлекательное, где есть всевозможные чудеса. А что может быть более захватывающим, чем сказка, особенно перед сном. Ведь сказка на ночь — это ежевечерний ритуал укладывания, момент наибольшего доверия и близости ребенка и его родителей. К тому же детям очень нравится, когда их родители сами придумывают для них сказочные истории.
Сказка — путешествие на границу этого и другого мира — волшебного, в котором добро и ясные мысли всегда побеждают. Сказка вселяет надежду и веру в хорошее, доброе, светлое, она заставляет фантазировать и мечтать. Детство без сказки невозможно. [7]
ГЛАВА 2. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ
2.1 Исторический аспект развития сказкотерапии Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, переноса сказочных смыслов в реальность; процесс объективизации проблемных ситуации, активизации потенциала личности, всестороннего образования и воспитания;
терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны. [11]
Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии — устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день. Трудно представить дату создания первой сказки. Конечно, устное народное творчество, как первый этап сказкотерапии, не имеет временных границ. Оно создается от каменного века до наших дней.
Второй этап — собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.
Третий этап — психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап — интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Бабушки рассказывали притихшим на речке крестьянским ребятишкам сказки, девушки за рукоделием делились с подругами своими историями собирались сказителями и передавались из уст в уста. В сказках передавался от поколения к поколению житейский опыт и запас прочности. И сегодня, рассказывая детям сказки, мы повторяем этот исторический процесс. А еще мы ошибаемся, если считаем что изучение сказок — удел самых маленьких. Мудрость в них черпают люди разных возрастов. [18]
2.2 Сущность сказкотерапии как метода в психологии Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основатель метода комплексной сказкотерапии — Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.
В рамках сказкотерапии в основном используется следующая классификация.
1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
* народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок;
* авторские художественные сказки. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
4. Психотерапевтические сказки — сказки, направленные на «оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний.
5. Медитативные сказки создаются в основном для снятия психоэмоционального напряжения, создания положительных моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. [8]
Народные, волшебные сказки являются основой методики сказкотерапии. В них проигрываются переживания и конфликты между персонажами. На этом построен весь сюжет сказки.
Ребенок и взрослый должны по методике сочинять сказку на заданную тему раздельно. Инициативу должен проявлять взрослый. Он ведет сюжет сказки, задает интонацию. Причем, здесь взрослый так же выступает в роли слушателя сочиненной ребенком истории. Ребенок-рассказчик должен подхватить интонацию сказителя.
Таким образом, он приобщается к национальной культуре. Родитель развивает с помощью сочинения сказки его художественно коммуникативные способности, приобщая его к традициям с помощью интонации.
В диалоге взрослый и ребенок должны быть равны. Нужно, чтобы малыш усвоил диалектику взаимоотношений автора и адресата. Он побывает по инициативе родителя во всех возможных коммуникативных позициях, несущих педагогическую и терапевтическую нагрузку. Это и есть психологические предпосылки, сказкотерапии.
С помощью сказкотерапии реализуются потребности в нарушении запретов и правил. Сказка становится посредником между внутренним и внешним миром ребенка. Она является мощным инструментом развития внутреннего мира человека. Отсюда к сказкам повышенный интерес психологов. Но только в ближайшие годы сказкотерапия называется самостоятельно. [16]
Только сказочный язык открывает мир человеческих отношений в понимании психических особенностях дошкольников. Сказка развивает у детей воображение. Учит их видеть не только положительные, но и отрицательные черты характера людей.
Человек является субъектом саморазвития. Постепенно, он повышает уровень развития самосознания, учится управлять своим Я.
Ребенок осознает, что нужно преодолевать свою спонтанную активность развиваться творчески, как личность. И здесь сказка становится развивающим и психотерапевтическим средством за счет метафоричности. Через сюжет сказки малыш проживает собственные психические процессы и вникает в их смысл.
Через сказки люди черпают житейский опыт. У Пушкина мы читаем: «Сказка — ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок».
Но не всякая сказка поучительна. Терапевтически ценной является история, которая позволяет задавать вопрос, наводящий на размышления о смысле жизни, о сделанном выводе. Это есть сказкотерапия. [4]
Современному малышу надо не только прочитать сказку, но и поговорить о её смысле. В будущем сказка никогда не уведет ребенка в реальность. С помощью изучения устного народного творчества удается воспитать и сформировать важнейшие ценности. [2]
Язык сказки сближает взрослого и ребенка. Сказка пробуждает творчество в терапевте, у которого развивается интуиция, архетипы на основе первого впечатления. Она несет свободу, в которой происходит трансформация. Именно здесь маленький и слабый ребенок превращается в самодостаточного силача.
Сейчас термин «Сказкотерапия» часто кочует по специальным изданиям. Что же психология трактует под определением «Сказкотерапия»? Ну, прежде всего не только прямое лечение сказками.
Сказкотерапия — это совокупность следующих процессов:
— поиск смысла, расшифровка знаний о мире и система взаимоотношений в нем;
— образование связи сюжета с реальностью и перенос выводов сказки во внешний мир;
— объективная проблема;
— активизация личного потенциала;
— воспитание высокого интеллекта.
Сказка — волшебство и превращение. Отсюда сказкотерапия улучшает внутренний мир и природу. Она лечит особой сказочной обстановкой, которая будит потенциал личности. С её помощью мечта может материализоваться появится чувство защищенности и таинственности…
Метафоры в сказках изучают психология, философия, педагогика. Первые басни были написаны Эзопом, его продолжателями были И. А. Крылов и Лафонтен. [23]
Благодаря использованию метафор текст сказки не является для ребенка однозначным и ограниченным некоторым набором значений. Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребенком доосмысляется, обогащается личностными смыслами, интериоризируется. [1]
Например, волшебные способности представлены в виде предметов или существ (золотая рыбка, скатерть-самобранка), конфликты и споры решаются в конкретных действиях, чаще всего соревновательных (кто со Змеем справится, кто дальше стрелу пустит).
Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира.
С одной стороны, метафорические образы делают повествование более ярким, помогают ребенку лучше представить себе происходящее. С другой стороны, метафора обладает таким свойством, как универсальность. Наличие «стандартных» речевых оборотов («Жили-были», «В некотором царстве») позволяет ребенку «додумать» содержание истории, наполнить образы новым содержанием.
Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственным, индивидуальным интерпретациям сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценок, т. е. превращает слушателя их объекта воздействия и субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, эмоциональном переживании сюжета. сказкотерапия психологический воздействие ребенок Слушая сказку, ребенок представляет себе сказочных героев — как они выглядят, что делают, как взаимодействуют между собой; воображает разные сказочные страны, принцев и принцесс, драконов и рыцарей, их побеждающих. Сказка может просто очаровать ребенка, вдохновить его на создание собственных волшебных историй.
Анекдот это тоже притча или басня, только в короткой форме, построенная на абсурде.
Создание анекдотов это тоже творчество мышления. Героическое содержание повествует о реальных исторических событиях в легендах, былинах, сагах, эпосах. Эти жанры воспитывают патриотизм.
В процессе использования сказкотерапии в работе у психологу следует учитывать следующие психологические механизмы воздействия сказок.
Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения — перехода на иной качественный уровень.
Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Это может быть непосредственный телесный опыт, связанный с прохождением психофизиологических кризисов. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты Я, в частности, адаптационные механизмы, помогающие преодолеть кризис.
В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы.
В-четвертых, образы сказки не только проецируются на реальную жизненную ситуацию слушателя и воспроизводят в метафорической форме моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми, но и включают глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов.
В-пятых, сказка лишь тогда воздействует на человека, когда возникает сходство между семантическим пространством его души и семантическим пространством сказки.
И, наконец, в-шестых, при оценке силы воздействия сказки на слушателя не следует забывать о ее эстетической, художественной стороне. Особенно это касается авторских сказок (народные при внешней скудости используемых эстетических средств потрясающе отшлифованы столетиями использования). [13]
Остается неясным: как, каким образом в процессе работы со сказкой происходит процесс построения границ между мирами — внутренним и внешним, реальным и вымышленным? Ведь вряд ли процесс идентификации себя с главным героем выступает в качестве единственного психологического механизма изменений в отношениях с самим собой и своей жизненной ситуацией.
Для разрешения этого вопроса оказалось продуктивным использование понятия семантического пространства, под которым понимается система функционально оправданных связей между значимыми для некоторого круга лиц семантическими элементами (смыслами и значениями). Семантическое пространство душевного мира человека содержит в себе множество подпространств — тех фрагментов внутреннего мира, которые соответствуют определенным фрагментам внешнего мира и жизненному опыту взаимодействия человека с ними.
Повседневную жизнь человека, согласно Е. Л. Доценко, можно рассматривать как непрерывное путешествие (переходы) из одного семантического пространства в другое — по мере того, как человек относит (идентифицирует) себя к той или иной общности людей, обладающей сходными смысловыми характеристиками: потребностями, интересами, знаниями, привычками, установками и пр.
Фактически, когда создается сказка, содержание которой соответствует особенностям жизненной ситуации человека в данный конкретный момент, два семантических пространства — психолога-сказочника и клиента — должны взаимно отобразиться. То есть определенному содержанию одного из этих двух семантических пространств ставится в соответствие некоторое содержание другого, так что язык каждого из них может быть иносказательно (метафорически) использован для описания содержания другого. Однозначного изоморфного отображения в большинстве случаев, как правило, не происходит, потому что психолог, предлагающий сказку, не может знать о человеке абсолютно все.
Следует обратить внимание на очень важный момент, на который указывает Е. Л. Доценко: задача состоит не в том, чтобы что-то узнать о фактах жизни человека, а понять то, какова эта жизнь в его представлениях. Создаваемая сказка позволяет (даже при недостатке информации) очертить общий контур проблемы, охватить ключевой круг реально работающих метафор, обозначить возможный баланс ресурсов клиента, вскрыть содержательные и динамические моменты, типичные затруднения и привычные стратегии взаимодействия, способы решения возникающих проблем.
В отношении психологических сказок заметим, что их воздействие на самосознание ребенка осуществляется, по-видимому, в соответствии с указанным выше психологическим механизмом.
В психологических сказках, конечно же, не существует прямой аналогии между жизнью ребенка и сказочного героя в силу большей обобщенности сюжета — ведь психологические сказки обычно нацелены не на одного конкретного ребенка, а на широкую группу детей одного возраста, обладающих сходными психологическими характеристиками.
Вместе с тем, прелесть сказок в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им. Это происходит не только благодаря наполненности сказок архетипическими образами, но и потому, что типичные речевые обороты сказок задают условные ситуации в особом пространстве сказки, в котором происходят события, в той или иной форме имеющиеся в опыте практически любого человека. То, что ребенок взаимодействует со сказкой, сразу и неизбежно задает для него семантическое пространство, насыщенное метафорами. Текст сказки, поэтому не является для него однозначным и ограниченным некоторым набором значений. [14]
Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребенком доосмысляется, обогащается личностными смыслами, интериоризируется. Отклик в душе слушателя возникает тогда, когда сказка сконструирована таким образом, чтобы, будучи конкретным, интересным, увлекательным, ярким художественным произведением, оставаться «открытой возможностью» для разнообразных толкований и чтобы между ее семантическим пространством и семантическим пространством детской души возникло взаимное отображение.
А как происходит установление сходства семантических пространств сказки и слушателя? Результат обнаружения этого сходства Е. Л. Доценко предлагает называть семантическим резонансом. Момент его возникновения переживается человеком как узнавание, понятность, сходство. Фактически речь идет о завершении поиска соответствия между актуальной ситуацией и фрагментами жизненного опыта, а механизмом этого поиска выступает семантический резонанс. Если он произошел, слушателя захватывают особые переживания, возникают ощущения значимости материала сказки. В результате становится возможным изменение способа видения мира и себя в этом мире и отношений к себе и к миру.
Можно обозначить следующие важные особенности применения сказкотерапии.
Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ребенка), с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но — в первую очередь — его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К. Г. Юнг и его последователи.
Во-вторых, все отдельные функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели — помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовое условие такого развития — повышение уровня самосознания — надо же иметь представление, что и как развивать в себе.
В-третьих, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В-четвертых, поскольку одной из важнейших задач практической психологии образования в настоящее время принято считать создание оптимальных условий для естественного психического развития детей, то следует помнить о значении социальных взаимодействий ребенка. А значит, в построении эффективного взаимодействия между субъектами образовательной среды — того, над чем приходится работать детскому психологу, — сказкотерапия может оказать неоценимую помощь. [18]
2.3 Психологические предпосылки сказкотерапии Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей — персонажей и через построение сюжета.
Важнейшее место в организации совместно — разделенной деятельности ребенка и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно коммуникативной, диалогической составляющей (вопросам слушателя — взрослого).
Взрослый ведет сказку, задает интонацию (выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого персонажа). Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенокрассказчик.
Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток художественно — коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не только через структуру художественного текста, но и с помощью особой интонации.
В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной партнерской позиции — не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку). Это и есть психологические предпосылки сказкотерапии. [21]
Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определённой степени наши потребности.
Проанализировав содержание сказок, П. И. Яничев выделил триаду тенденций или потребностей:
1 — потребность в автономности (независимости);
2 — потребность в компетентности (силе, всемогуществе);
3 — потребность в активности;
А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром. [17]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, слушая сказку, ребенок получает информацию — «сухую», не конкретизированную, образы героев и сказочных событий четко «не прорисованы». Сказка напоминает детскую книжку-раскраску, содержащую в себе только контуры изображения, где каждый элемент можно раскрасить любым цветом — все зависит от воображения. Рисунок один, а вариантов — бесконечное множество. Например, если группу детей попросить нарисовать какого-то сказочного героя, то все рисунки в результате окажутся разными, не похожими один на другой. Это говорит о том, что каждый акцентирует внимание на своих деталях, наделяет героя в своем воображении разными чертами.
Следовательно, воображение — это та функция, которая активно «задействована» в процессе сказкотерапии, именно она является основной при проведении занятий.
Использование метафор возможно благодаря функции воображения, иначе ребенок не смог бы понять смысл метафор, содержащихся в повествовании.
В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, большинством авторов называется процесс идентификации ребенка с главным героем сказки, которому способствует ряд специфических особенностей, свойственных и сказочному сюжету, и характеристикам персонажей, и устройству сказочному мира в целом. [26]
Посредством механизма идентификации ребенок усваивает смысл сказки и основные уроки, в ней содержащиеся. Положительный герой чаще всего активен, несмотря на все трудности и препятствия, встречающиеся на его пути, остается верен себе, действует в соответствии со своими жизненными ценностями. Проявляет выдержку и смекалку, не теряется в ситуациях опасности, находит нестандартные пути решения всех проблем.
В сказках часто подчеркиваются отличия действий главного героя от действий остальных персонажей, использующих простые, стереотипные действия для достижения цели, в то время как главный герой, совершая неожиданные поступки, которые первоначально кажутся окружающим странными и даже смешными, в результате оказывается победителем. Таким образом, идентификация с главным героем может способствовать тому, что те качества (способность творчески мыслить, находить нестандартные пути решения сложных ситуаций, находчивость, целеустремленность), которые характеризуют личность главного героя, в результате становятся личностными качествами ребенка, который стремится во всем бать похожим на своего любимого сказочного персонажа.
Сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. Дети переживают за героев, входят в их роль, вживаются в образы персонажей.
В акте переживания ребенок становится соавтором сказочной истории, активно включаясь в процесс сотворчества, создавая в своем воображении особую «магическую» реальность, в которой не действуют законы природной и социальной реальности, разрушая сложившиеся стереотипы смыслов и норм. Волшебная сказка включает ребенка в процесс смыслотворчества, оставаясь открытой для бесконечного числа интерпретаций. Сказочный сюжет разворачивается как деятельность, требующая от читателя личностных усилий и решений. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого переживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий. [5]
Креативность отчасти зависит от врожденных качеств, однако все же развитие у человека творческого мышления в основном определяется тем, в какой среде развивался человек, насколько эта среда стимулировала творчество, поддерживала и развивала индивидуальность человека. Творческие способности можно развивать.
Особенно эффективны специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Одним из способов развития креативности является сказкотерапия. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект, она обучает, предупреждает, воспитывает, побуждает к деятельности. Потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Применение сказки в психотерапии связано с использованием творческих способностей индивида, сам процесс сказкотерапии основан на сочинении сказок, придумывании новых героев, сюжетных линий.
Создавая сказки, психолог оказывает определенное воздействие. Благодаря тому, что оно облачено в «сказочные одежды», у детей не возникает ощущение давления. Дети просто слушают, сочиняют, рассказывают сказки.
Сказки прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие. В дошкольном возрасте креативность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика, сознательно реализуемая в процессе творчества.
Следовательно, целенаправленное развитие креативности посредством различных методов обучения и воспитания, в том числе с помощью сказкотерапии является необходимым условием развития здоровой, самоактуализирующейся личности. [10]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Смысл, 2007. — 528 с.
Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. — СПб: Лань, 2006. — 123 с.
Беляева Е. В. Психолого-педагогические воздействия сказки на формирование этнической идентичности младших школьников. — М.: АСТ, 2005. — 104 с.
Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Академия, 2007. — 143 с.
Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Академия, 2004. — 456 с.
Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2002. — 292 с.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене. — М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
Доценко Е. Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. — 1999. — № 10−11. — С. 72−87.
Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия. — СПб.: Лань, 2001. — 234 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: Лань, 2006. — 345 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000. — 310 с.
Крысько В. Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 367 с.
Лебедева Л. Д. Теоретические основы арт-терапии // Школьный психолог. — № 3 — 2006. — C. 9−11.
Немов Р. С. Психология. В 3-х т. — М: Издательство ВЛАДОС, 2001.
Нуркова В. В. Психология. — М Бодалев А. А. Психология личности. — М.: Издательство МГУ, 1988. — 125 с Обухов В. Я. Для чего нужны страшные сказки // Школа здоровья. -1997. -№ 3. — С. 115−117.
Оленникова М. В. Возрастная психология. М.: АСТ, 2004. — 567 с.
Петрова Е. Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе // Журнал практического психолога. — 1999. — № 10−11. — С. 207−225.
Пропп В. Я. Морфология «волшебной сказки». Исторические корни волшебной сказки. — М.: Просвещение, 1998. — 512 с.
Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб, Питер, 2003. — 732 с.
Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. — М.: Академия, 2001. — 480 с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 2002. — 576 с.
Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания / Е. В. Улыбина. — М.: Смысл, 2001.-263 с.
Франц М. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. — СПб.: Лань, 1998. 360 с.
Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Академия, 2007. -298 с.
Яничев П. И. Психологические функции волшебной сказки / П. И. Яничев // Журнал практического психолога. — 1999. — № 10−11. — С. 27−37.