Разработка методов контроля качества сборки шестеренных насосов
Надежность, работоспособность и долговечность гидромеханических систем (ГМС) топливопитания определяются динамическими нагрузками, действующих в их элементах и агрегатах. Причиной возникновения динамических нагрузок, являются механические колебания (вибрации) элементов конструкции ГМС и пульсация рабочей жидкости. Центральным элементом ГМС является перекачивающий узел, обеспечивающий требуемые… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Общее состояние вопроса по исследованию шестеренных насосов
- 1. 2. Технологические вопросы изготовления, сборки и ремонта шестеренных насосов
- 1. 3. Обзор работ, посвященных исследованиям условий эксплуатации шестеренных насосов и обеспечения их работоспособности
- 1. 4. Математические модели шестеренных насосов
- 1. 4. 1. Особенности зубчатого зацепления шестеренных насосов
- 1. 4. 2. Оценка ресурса работы шестеренных насосов
- 1. 4. 3. Математические модели по оценке технологического процесса изготовления и сборки шестеренных насосов
- 1. 5. Выводы и постановка задач исследования
- 2. ВЛИЯНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ НА СОСТОЯНИЕ ШЕСТЕРЕННЫХ НАСОСОВ
- 2. 1. Векторно-вероятностное представление первичных погрешностей деталей шестеренного насоса
- 2. 2. Векторно-вероятностное представление погрешностей изготовления деталей шестеренного насоса 3 5 2.2.1. Векторно-вероятностное представление погрешностей изготовления корпуса насоса
- 2. 2. 2. Векторно-вероятностное представление погрешностей изготовления подшипниковых опор насоса
- 2. 2. 3. Векторно-вероятностное представление погрешностей изготовления шестерен насоса
- 2. 2. 3. 1. Погрешности изготовления опорных шеек шестерен
- 2. 2. 3. 2. Погрешности изготовления зубчатых венцов шестерен
- 2. 3. Определение расположения рабочих осей шестерен шестеренного насоса
- 2. 3. 1. Суммирование первичных погрешностей изготовления и монтажа элементов шестеренного насоса
- 2. 3. 2. Особенности сборки шестеренного насоса
- 2. 3. 3. Расчет текущего положения рабочих осей шестерен насоса
- 2. 3. 4. Пример расчета суммарных погрешностей и положения рабочих осей шестерен шестеренного насоса
- 2. 4. Расчет коэффициента перекрытия зубчатого зацепления шестеренного насоса
- 2. 4. 1. Влияние погрешности изготовления и монтажа деталей на коэффициент перекрытия зубчатого зацепления шестеренного насоса
- 2. 4. 2. Влияние погрешности изготовления зубчатых венцов шестерен на коэффициент перекрытия
- 2. 5. Анализ влияния конструктивных параметров и условий сборки на величину коэффициента перекрытия зубчатого зацепления качающего узла насоса
- 2. 6. Выводы
- 3. 1. Контроль точности сборки при помощи параметра кинематической погрешности
- 3. 1. 1. Кинематическая погрешность шестеренного насоса
- 3. 1. 2. Влияние на кинематическую погрешность шестерен изменения межосевого расстояния
- 3. 1. 2. 1. Моделирование работы зубчатого зацепления насоса при изменении межосевого расстояния
- 3. 1. 2. 2. Расчет кинематической погрешности шестерен насоса с учетом их реальной сборки
- 3. 3. 1. Определение ресурса шестеренного насоса на контактную прочность
- 3. 4. 2. Определение ресурса шестеренного насоса на изгибную прочность
- 3. 4. 3. Пример расчета ресурса экспериментального насоса НШ-32К
- 4. 1. Кинематический контроль
- 4. 1. 1. Условия проведения измерений
- 4. 1. 2. Описание измерительного прибора
- 4. 1. 3. Текущее значение кинематической погрешности
- 4. 1. 4. Спектральный анализ
- 4. 2. Исследование влияния конструктивно-технологических факторов на характер кинематической погрешности
- 4. 2. 1. Изменение взаимного углового положения шестерен
- 4. 2. 2. Изменение межосевого расстояния
- 4. 3. Исследование насоса в сборе
- 4. 4. Экспериментальное обоснование методов виброметрии для оценки состояния шестеренного насоса
Разработка методов контроля качества сборки шестеренных насосов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Надежность, работоспособность и долговечность гидромеханических систем (ГМС) топливопитания определяются динамическими нагрузками, действующих в их элементах и агрегатах [1, 2, 3, 4, 5]. Причиной возникновения динамических нагрузок, являются механические колебания (вибрации) элементов конструкции ГМС и пульсация рабочей жидкости [6, 7, 8]. Центральным элементом ГМС является перекачивающий узел, обеспечивающий требуемые параметры расхода рабочей жидкости. В настоящее время, в исполнительных органов механизмов и машин широко применяются шестеренные насосы (ШН). Это объясняется простотой их конструкции, надежностью и долговечностью работы в тяжелых эксплуатационных условиях, высокими массогабаритными характеристиками, малой трудоемкостью изготовления, удобством обслуживания, а также, в отличие от других типов объемных насосов, возможностью непосредственного их соединения с приводными механизмами [2, 9, 10,11].
Однако, наряду с большим количеством достоинств, шестеренные насосы, как и все другие механизмы на основе зубчатых колес, обладают очень существенным недостатком, — наличием угловых колебаний шестерен насоса относительного их вращения. Данные колебания создают значительные динамические нагрузки как на конструктивные элементы насоса, так и ГМС в целома на высоких частотах вращения, наряду с пульсацией давления рабочей жидкости, являются одной из причин появления кавитации, приводящей к выходу из строя ГМС топливопитания авиационного двигателя.
По данным ОАО «ОМСКАГРЕГАТ», одного из ведущих предприятий РФ по производству ШН для авиационной техники, ресурс ШН в 2—3 раза ниже ресурса авиационного двигателя. Например, для двигателя Д-36 эксплуатационный ресурс составляет 12 тыс. часов, а ресурс ШН, работающего в.
ГМС топливопитания двигателя составляет 4 тыс. часов, т. е. общий ресурс такой сложной и дорогой системы, которой является система топливопитания авиационного двигателя, ограничивается ресурсом шестеренного насоса, который конструктивно прост и сравнительно дешев.
Кроме того, на ОАО «ОМСКАГРЕГАТ» накоплен многолетний опыт производства, эксплуатации и ремонта таких насосов. Анализ возвращенных на предприятие для ремонта дефектных насосов показывает, что наиболее распространенными (более половины — 57,8%) являются дефекты непосредственно связанные с зубчатым зацеплением шестеренного насоса.
30 и о.
8 25 © та.
— л.
X 20 х U 3 15.
0 оэ.
1 10.
1250 1750 2250 наработка, час Рис. 1.
На Рис. 1 представлена процентная доля возвращенных агрегатов по дефекту качающего узла агрегатов 760Б и 4001 в зависимости от наработки в часах. Анализируя представленную диаграмму можно отметить, что наработка на отказ возвращенных агрегатов, изготовленных по одной и той же технологии, на одном и том же оборудовании, одним и тем же инструментом, эксплуатируемые в сопоставимых условиях, имеют разброс от 250 до.
3250 часов, т. е. более, чем в 10 раз. В то же время выходной контроль, который осуществляется по его рабочим характеристикам (производительность, выходное давление и др.), показывает полное соответствие практически всех насосов паспортным данным, т. е. насос, в собранном виде, рассматривается как «черный ящик», контролируемый по выходным параметрам.
Исходя из того, что в условиях отлаженного производства, детали составляющих узлов насоса выполнены, как правило, в пределах допуска, причина такого разброса ресурса кроется в качестве сборки насосов [12,13].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.
1. На основе векторно-вероятностного представления погрешностей изготовления и монтажа составляющих деталей разработан метод определения реального положения рабочих осей шестеренного насоса.
На основе анализа возможных вариантов сборок шестеренного насоса показано, что величина коэффициента перекрытия зубчатого зацепления насоса полностью, или на части оборота вращения шестерен может быть меньше единицы (еа < 1).
2. Проведен анализ условий работы шестеренного насоса в условиях когда коэффициент перекрытия меньше единицы (еа < 1).
Теоретически определено и экспериментально подтверждено, что зубцовая составляющая кинематической погрешности шестеренного насоса является достоверной характеристикой положения рабочих осей шестерен и может являться диагностическим признаком качества собранного насоса.
3. Установлена связь между величиной оборотной составляющей кинематической погрешности шестеренного насоса и взаимным расположением контактирующих зубьев шестерен.
4. Установлена связь между величиной кинематической погрешности и уровнем виброускорения корпуса насоса.
На примере насоса НШ-32К показано, что рост уровня зубцовой спектральной составляющей виброускорения более чем на 1 дБ характеризует недопустимый уровень отклонения межосевого расстояния шестерен (расположения рабочих осей шестерен) и является основанием для его отбраковки (переборки).
5. Показано, что разброс ресурса для насосов, работающих в сопоставимых условиях, состоящих из деталей изготовленных по одной технологии, на одном оборудовании и одним инструментом, но собранные без контроля качества его сборки, может составлять до 8−10 раз.
6. Теоретические и экспериментальные исследования легли в основу методики контроля качества сборки шестеренных насосов. Методика прошла апробацию и внедрена на ОАО «Омскагрегат».
Список литературы
- Алексеев Н.П. Надежность и технико-экономические характеристики авиационных двигателей. — М.: Транспорт, 1980.
- Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми установками летательных аппаратов / В. М. Васильев, Ю. М. Гусев, А. И. Иванов и др. М.: Машиностроение, 1989. — 240 с.
- Шорин В.П. Устранение колебаний в авиационных трубопроводах. -М.: Машиностроение, 1980. 156 с.
- Конструкция авиационных двигателей / Межвуз. науч. сб. -Вып. 21.-Уфа, 1971.
- Скубачевский Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. М.: Машиностроение, 1981. — 550 с.
- Гулиенко А.И., Калнин В. М. Влияние механических возмущений на характеристики гидромеханических регуляторов силовых установок // Кавитационные автоколебания в насосных системах. Киев, 1976. — 4.2. -С. 128−134.
- Зайончовский Г. И. и др. Влияние колебаний давления питания гидроусилителей на частотные характеристики системы управления вертолетом // Гидропривод и гидропневмоавтоматика. Киев, 1979. — Вып. 15. -С. 34−37.
- Светлицкий В.А. Механика трубопроводов и шлангов. М.: Машиностроение, 1982. — 280 с.
- Башта Т.М. Гидравлические приводы летательных аппаратов. -М.: Машиностроение, 1967. 495 с.
- Раздолин В.М. Агрегаты воздушно-реактивных двигателей. — М.: Машиностроение, 1973. 350 с.
- Юдин Е.М. Шестеренные насосы. М.: Машиностроение, 1964. — 232 с.
- Буренин В.В., Дронов В. П. Конструкции шестеренных насосов. М.: ЦИНТИХИМНЕФТЕМАШ, 1982. — 40 с.
- Шестеренные насосы. Конструкция и применение / ЦНИИТЭСТРОЙМАШ. № БП-82−14 866. — 1984. — 28 с.
- Гидравлические шестеренные насосы: конструкция и развитие / ЦНИИТЭСТРОЙМАШ. № БИ-82−14 549. -23 с.
- Абрамов Е.И., Колесниченко К. А., Маслов В. Т. Элементы гидропривода: Справочник. Киев: Техшка, 1977. — 320 с.
- Тетюхин В.И., Фрейманис В. Ж., Янсон В. М. Эксплуатация и ремонт шестеренных, аксиально-поршневых и пластинчатых насосов. — JL: Стройиздат, 1974. 184 с.
- Вишенский И.И. Исследование работы шестеренных насосов // Пневматика и гидравлика. М., 1973. — С. 264−273.
- Влияние рабочих параметров на пульсацию и уровень шума шестеренных гидронасосов / ЦНИИТЭСТРОЙМАШ. № БП-82−14 895. -М., 1982.-12 с.
- Исследование характеристик пульсаций нагнетаемого давления в шестеренчатых насосах / ТПП. № 18 341/3. — М., 1987. — 24 с.
- Виброакустическая активность механизмов с зубчатыми передачами: Сб. статей. М.: Наука, 1971. — 253 с.
- Авиационные зубчатые передачи и редукторы. / Под ред. Э. Б. Булгакова М.: Машиностроение, 1981. — 374 с.
- Саенко В.П. Исследование зависимостей радиальных нагрузок, объемных и механических потерь от характера распределения давления жидкости в шестеренных насосах: Дисс.. канд. техн. наук. -Харьков, 1978.- 178 с.
- Барышев В.И. Повышение надежности и долговечности гидросистем тракторов и дорожно-строительных машин в эксплуатации.- Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1973. 112 с.
- Влияние закупоривания жидкости во впадинах между зубьями на шумность работы шестеренных насосов / ТПП, БССР, Минское отд-е, — № 737/4. Минск, 1980. — 14 с.
- Исследование явления запирания жидкости в шестеренчатом насосе / ТПП. № Б-2172. — М., 1988. — 18 с.
- Леонтьев В.Н., Сиротин С. А., Теверский Н. Е. Испытание авиационных двигателей и их агрегатов. М.: Машиностроение, 1976.
- Козюменко В.Ф. Исследование условий работы шестеренных насосов в гидросистемах сельскохозяйственных тракторов с целью повышения их работоспособности: Дисс.. канд. техн. наук. -Зерноград, Ростовск. обл., 1971. 186 с.
- Мудряк В.И. Исследование работоспособности шестеренных насосов гидросистем тракторов и сельскохозяйственных машин: Дисс.. канд. техн. наук. Кишинев, 1968. — 150 с.
- Ремонт гидравлических насосов типа НШ. М.: БТИ Всероссийского объединения «Россельхозтехника» Совета Министров РСФР, 1967.- 39 с.
- Альбом технологических карт на восстановление деталей насосов НШ-46 и НШ-32. Саратов: Приволжское ЦБТИ, 1968. — 52 с.
- Объемные гидромашины. Методы заводской обкатки, диагностирования технического состояния. Методические рекомендации. / ВНИИГИДРОПРИВОД. М.: ВНИИТЭМР, 1990. — 80 с.
- Манычев В.Ф., Дусаев И. Р. Исследование износа зубьев насоса эвольвентного профиля // Весщ АН БССР. Сер. ф1з.-тэхн. наук. — 1991. — № 4.-С. 102−109.
- Рыбкин Е.А., Усов А. А. Шестеренные насосы для металлорежущих станков. М.: Машгиз, 1960. — 187 с.
- Осипов А.Ф. Объемные гидравлические машины коловратного типа. М.: Машиностроение, 1971.- 208 с.
- Савин И.Ф. Гидравлический привод строительных машин. -М.: Стройиздат, 1974.
- Румянцев Е.К. Гидравлические системы зерноуборочных комбайнов. М.: Колос, 1975.
- Харин В.Н. Объемный гидропривод забойного оборудования. — М.: Недра, 1968.
- Современные шестеренные насосы / ВНИИМСВ. № 1117. -1987. — 9 с.
- Поршневые и шестеренные насосы / ТПП БССР. № 12 449/3. -1981.-29 с.
- Басистов Н.И. Ремонт шестеренного насоса методом коррекции зацепления. Уфа, 1961. — 44 с.
- Малышев В.Н. Повышение качества зубчатых зацеплений шестеренных насосов // Проблема качества механических передач иредукторов. Точность и контроль зубчатых колес и передач: Материалы Всесоюзн. Науч.-техн. конф. -Д., 1991.-С. 17−18.
- Кпочковский Н.И. Восстановление алюминиевых втулок гидравлических насосов типа НШ диффузионной металлизацией: Автореферат дисс.. канд. техн. наук. — М., 1989. 16 с.
- Родионов Л.Ф., Колмакова А. Л. Восстановление работоспособности шестеренных насосов полимерными покрытиями. -Куйбышев, Куйбышевский политехнический институт, 1987. 27 с. — Деп. в ЦНИИТЭИ-ТРАКТОРОСЕЛЬХОЗМАШ 14.04.87. — № 829 тс 87.
- ГОСТ 1643–81. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски. М.: Изд-во стандартов, 1981. — 69 с.
- Леныиин В.В., Шабуров И. В., Шахматов Е. В. О влиянии параметров конструкции шестеренного насоса на динамическую нагруженность его элеменов/ Самара: Самарский аэрокосмический университет, 1994. 17 с. — Деп. в ВИНИТИ 22.06.94, № 1553-В94.
- Васильев Л.В., Бугриенко В. Н. Определение индикаторной диаграммы рабочего процесса шестеренного насоса // Тракторы и сельхозмашины. 1968. — № 2.
- Мудряк В.И. Исследование изменения рабочих характеристик шестеренных насосов гидросистем в процессе их эксплуатации // Труды КПИ «Проблемы механики и машиностроения». Вып. 6. -Кишенев, 1967.
- Installing and maintaining gear pumps / W. Kent // Chem. Eng. (USA). -1996.- 103.- № 3. pp. 96−98.
- Кот C.H. Исследование влияние износа некоторых деталей насоса НШ-32 на его рабочие характеристики // Сб. научных работ аспирантов ЦНИИМЭСХ. Минск, 1967.
- Севернев М.М., Кот С.Н. Исследование влияния эксплуатационных факторов на долговечность шестеренных насосов тракторных гидросистем // Труды ЦНИИМЭСХ. т. VI. — Минск: Урожай, 1969.
- Выбор гидравлических насосов / ТПП- № Б-102/6. Харьков, 1988. -19 с.
- Клюс В .П., Кондратенко В. Н., Кушенко В. В., Куницкий А. В. Исследование работоспособности шестеренных гидромашин на маловязком масле и воде // Вестник машиностроения. — 1991. № 6. — С. 18−20.
- Объемные гидромашины. Методы заводской обкатки, диагностирования технического состояния. Методические рекомендации. / ВНИИГИДРОПРИВОД. М.: ВНИИТЭМР, 1990. — 80 с.
- Костюков В.Н. Обобщенная диагностическая модель виброакустического сигнала периодического действия // Омский научный вестник. Омск, 1999. — С. 37−41.
- Аистов И.П. Описание математической модели шестеренного насоса для решения диагностирования. // Известия ВУЗов. Машиностроение. 2002. — № 2−3. — С. 49−55.
- Браун Э.Д., Лабушина В. Н. Моделирование процесса абразивного изнашивания прецизионных пар шестеренных насосов. // Проблемы машиностроения и автоматики. 1991. — № 5. — С. 73−79.
- Башуров Б.П. Выбор математической модели прогнозирования безотказной работы объемных насосов на основе корреляционного анализа // Известия вузов. Машиностроение. 1990. — № 7. — С. 56−59.
- Желтобрюх В.Н., Петренко В. А., Карленко В. М. Повышение надежности шестеренных насосов с подшипниками скольжения // Технология и организация производства. 1969. — № 6.
- Желтобрюх В.Н. Разработка и исследование шестеренного насоса с ограниченной камерой давления: Дисс.. канд. техн. наук. -Кировоград, 1977. 143 с.
- Осипов А.Ф. Увеличение долговечности шестеренного насоса на высоких давлениях // Общее машиностроение. ЦИНТИМАШ. 1962. — № 10.
- Иванов И.П. Зубчатые передачи с комбинированным смещением: Основы теории и расчетов. JL: Изд-во ЛГУ, 1989. — 128 с.
- Лурье З.Я., Жерняк А. И. Многокритериальная оптимизация основных параметров качающих узлов шестеренных насосов внутреннего эвольвентного зацепления // Вестник машиностроения. -1995,-№ 8. -С. 3−8.
- Рязанцев В.М. Коэффициент перекрытия циклоидальных и циклоидально-эвольвентных зацеплений с различными глубинами нарезки роторов // Вестник машиностроения. 1998. — № 4. — С. 17—20.
- Монахов Н.М. Производительность шестеренного насоса и давление во впадинах зубьев // Вестник машиностроения. 1974. — № 3. — С. 30−34.
- Алексапольский Д.И., Саенко В. П. Влияние характера распределения давления жидкости на утечки через торцевые зазоры в шестеренных насосах // Гидропривод и гидропневмоавтоматика. — Киев: Техшка, 1977.-Вып. 13.
- Исследование характеристик пульсаций нагнетаемого давления в шестеренных насосах / ТПП. № 18 341/3. — М., 1987. — 24 с. — Пер. с японск. ст. Ямагути Кэндзи из. журн.: Нихон кикай гаккай ромбунсю. -1984. — Т. 50. — С. 2968−2976.
- Башта Т.М. Объемные насосы и гидравлические двигатели гидросистем М.: Машиностроение, 1974. — 606 с.
- Леныиин В.В. Исследование виброакустических характеристик элементов гидромеханических систем двигателей летательных аппаратов: Дисс.. канд. техн. наук. — Самара, 1997. — 193 с.
- Леньшин В. В., Шахматов Е. В. Экспериментальные исследования виброакустических свойств трубопроводов с пульсирующей рабочей средой // РК Техника: начно-техн. сборник, серия XII, Вып. 1, часть 1. Самара, 1996. — С. 121−129.
- Шабуров И.В., Шахматов Е. В., Гимадиев А. Г. Анализ динамических характеристик шестеренных насосов и определение путей снижения их пульсационной производительности. Куйбышев, 1989. -36 с. — Деп. в ВНИИТЭМР 25.09.89. — № 27-мш89.
- Васильев Л.В. Исследование и выбор рациональной схемы шестеренного насоса с учетом повышения надежности и рабочих параметров гидроприводов тракторов: Дисс.. канд. техн. наук. М., НАТИ, 1972. -151 с.
- Осипов А.Ф. Объемные гидравлические машины. М.: Машиностроение, 1966.- 160 с.
- Кулешов Ю.В. Оценка влияния зазоров в сопряжениях шестеренного насоса на его внутренние утечки // Повышение технического уровня сельско-хозяйственных машин. Киев, 1991. — С. 58−64.
- Осипов А.Ф. Объемные гидравлические машины. М.: Машиностроение, 1966.- 160 с.
- Густомясов А.Н., Рыбаков А. Ю. Диагностирование объемных гидромашин термодинамическим методом // Известия АН. Энергия (Россия). 1995, —№ 2.-С. 118−122.
- Федорченко Н.П., Колосов С. В. Исследование термического метода диагностики объемных гидромашин. // Гидропривод и системы управления строительных и тяговых дорожных машин. Омск: СИБАДИ, 1981. — С. 21 -29.
- Петрусевич А.И., Генкин М. Д., Гринкевич В. К. Динамические нагрузки в зубчатых передачах с прямозубыми колесами. М.: Изд-во АН СССР, 1956.- 134 с.
- Абрамов Б.М. Колебания прямозубых зубчатых колес. -Харьков: Изд-во ХГУ, 1968. 176 с.
- Маркин Ю.С. Неравномерность вращения и вибрационный контроль зубчатых передач. Казань: Татарское кн. изд-во, 1982 г. — 154 с.
- Леньшин В.В., Шабуров И. В., Шахматов Е. В. Математическая модель шестеренного насоса как источника гидромеханических колебаний. Самара: СГАУ, 1994. 26 с. — Деп. в ВИНИТИ 25.03.94., № 727-В94.
- Acoustical control of external gear pumps by intensity measuring techniques. / Carliffi E., Veechi I. // Noise Contr. Eng. J. 1990. — 35, № 2. -pp. 53−59.
- The noise control of external gear pumps. / Thorns R., Bomhaev-Beins R., Schmidt B. // Pr. Nauk. Inst. Konstr. i Eksploat. Macz. Pwof. Ser. Wspofepr. 1991. — № 4. — C. 179−188.
- Нестеренко В.П., Заикин M.C. К вопросу о взаимной ориентации основных деталей шестерен насоса в корпусе под действием рабочих нагрузок. // Гидропривод и системы управления. Новосибирск: НИСИ, СИБАДИ, 1976.-С. 121−130.
- Дунаев П.Ф., Леликов О. П. Расчет допусков размеров. М.: Машиностроение, 1981. — 189 с.
- Тайц Б.А. Точность и контроль зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1972. — 365 с.
- Иванов И.П., Иванов С. Л. Оптимизация зубчатых зацеплений шестеренных насосов. Л.: Ленинградский горный институт, 1986. -7 с.-Деп. в ВНИИТЭМР 01.04.87. — № 162 мш 87.
- Иванов С.Л. О применении комбинированного смещения шестеренных гидромашинах. Л.: Ленинградский горный институт, 1990. — 12 с. — Деп. в ВНИИТЭМР 17.12.90. — № 226 мш 90.
- Рязанцев В.М. Шестеренный насос с циклоидально-эвольвентным зацеплением //Вестник машиностроения. -1995. — № 3. — С. 16−18.
- Башуров Б.П. Вероятностные модели эксплуатационной надежности насосов // Известия ВУЗов. Энергетика. 1989. — № 4. — С. 124−128.
- Нестеренко В.П. К вопросу определения усилия отжима уплотнителя от торца шестерни в насосах. // Гидропривод и системы управления строительных и тяговых дорожных машин. Омск: СИБАДИ, 1981.-С. 100−104.
- Малинкович М.Д. Влияние перекрытия в зацеплении на трение и изнашивание зубьев. // Известия ВУЗов. Машиностроение. 1990. — № 7. -С. 35−39.
- Допуски и посадки. Справочник. Ч. 2. Л.: Машиностроение, 1983.-448 с.
- Перель Л.Я., Филатов А. А. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор. Справочник. -М.: Машиностроение, 1992.-608 с.
- Марков А.Л. Измерение зубчатых колес. Л.: Машиностроение, 1977.-280 с.
- Лившиц ГА Погрешность зубчатого зацепления быстроходного редуктора и некоторые вопросы динамики агрегата // Взаимозаменяемость и технические измерения в машиностроении. Вып. 3. — М: Машгиз, 1961.-С. 66−92.
- Гавриленко В.А. Основы теории эвольвентной зубчатой передачи. М.: Машиностроение, 1969. — 432 с.
- ГОСТ 21 354–87. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 126 с.
- Ионак В.Ф. Приборы кинематического контроля. М.: Машиностроение, 1981. — 128 с.
- Кисилев М.И., Морозов А. Н., Назолин А. Л. и др. Измерение кинематической погрешности зубчатых передач // Состояние и проблемы технических измерений: Тез. докл. IV Всероссийской науч.-техн. конф.-М., 1997. С. 18−19.
- Аистов И.П., Чебакова И. Б., Посивенко И. И. Контроль качества шестеренных насосов. // Развитие оборонно-промышленного комплекса на современном этапе: Материалы научно-технической конференции. Омск: Омск, госуниверситет, 2003. — С. 25−26.
- Аистов И.П., Хейнсоо М. Х., Смирнов В. Д. Обоснование выбора вибродиагностического признака рабочего состояния шестеренных насосов // Механика процессов и машин: Сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Евстифеева Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. — С. 31−35.
- Аистов И.П. Контроль качества сборки и диагностика шестеренных насосов // Динамика систем, механизмов, и машин: Мат. IV междунар. науч.-техн. конф. Книга 1 Омск, 2002, — С. 5−7.
- Аистов И.П. Диагностирование рабочего состояния шестеренного насоса во время его эксплуатации. // Проблемы механики современных машин: Материалы второй международной конференции. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2003. — Т. 2. — С. 49−52.