Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методологические аспекты исследования конкурентоспособности переходной экономики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с указанными направлениями, автор настоящего исследования предлагает две теоретические концепции. Первая из них ориентирована на нормализацию функционирования денежного обращения в стране посредством совершенствования системы перераспределения ресурсов, образованных в результате осуществления бартерных сделок и различного рода операций с задолженностями. Актуальность построения данной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Теоретические основы изучения экономической категории «конкурентоспособность»
    • 1. 1. Характеристика сущности и основных признаков конкурентоспособности объекта (товара или услуги) в процессе разработки методики ее расчета
    • 1. 2. Методологические аспекты формирования конкурентоспособности экономического субъекта хозяйствования
  • Глава 2. Основные подходы к решению проблем, связанных с совершенствованием конкурентоспособности субъекта (фирмы) и/или объекта (товара или услуги)
    • 2. 1. Осуществление процесса реализации потенциальной конкурентоспособности в условиях динамичности и изменчивости внешней среды предприятия
    • 2. 2. Стимулирующая роль государства в повышении эффективности деятельности хозяйствующего субъекта

    Глава 3. Общеметодологические рекомендации по совершенствованию механизма формирования и стимулирования конкурентоспособности субъекта (фирмы) и объекта (товара или услуги) в условиях современного этапа экономического развития России. 119

    3.1. Учет мировых тенденций при организации мероприятий по формированию и реализации конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов отечественной экономической системы. 119

    3.2. Влияние конкретно-исторических особенностей трансформационной стадии развития России на уровень конкурентоспособности экономических субъектов хозяйствования.129

Методологические аспекты исследования конкурентоспособности переходной экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задача повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг), является актуальной для всех стран мирового хозяйства и, особенно, для стран, находящихся на стадии осуществления трансформационных преобразований в экономической системе хозяйства. Динамизм и изменчивость всех факторов окружающей среды, адекватные периоду трансформации, предопределяют необходимость создания теоретической концепции, направленной на обоснование возможности создания механизма формирования и совершенствования конкурентоспособности субъекта (фирмы) и объекта (товара или услуги). Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в данных условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования.

Изучение поставленной проблемы на базе рассмотрения особенностей конкретно-исторического периода развития экономики России обусловлено рядом причин, среди которых главное место занимает актуальность немедленного выхода из сложившейся кризисной ситуации, характеризующейся спадом производства, потерей многих конкурентных позиций России на международном рынке, невозможностью предприятий эффективно функционировать и конкурировать по основным производственным позициям с предприятиями других стран. Наиболее значимыми негативными тенденциями являются: возникновение и развитие системного финансового кризиса, проявляющегося в виде роста неплатежей, а также, бюджетный и банковский кризисы. Указанные кризисные явления в отечественной экономике обуславливают наличие такой ситуации на рынке промышленной продукции, при которой денежные отношения между предприятиями, населением, бюджетами различных уровней, практически полностью заменены зачетными и бартерными отношениями. Такая ситуация отрицательно сказывается на развитии отечественного производства, требующего значительных финансовых вложений, отсутствие которых приводит к тому, что наиболее привлекательными видами бизнеса становятся его посреднические формы, направленные на реализацию импортной продукции, а не производство отечественной продукции. Указанные выше конкретно-исторические особенности функционирования хозяйственного механизма, сложившиеся в экономике России в период ее перехода к рынку, обуславливают возникновение негативных последствий, таких как: повышение стоимости продукции вследствие многократного ее перемещенияпривлечение заемных финансовых ресурсов на погашение долговых обязательств, а не на развитие и совершенствование производстварост государственного долгавозобновление цикла неплатежей за счет постоянного процесса генерирования соответствующих условий. Указанные негативные явления требуют создания стимулирующего механизма воздействия на формирование и реализацию конкурентных преимуществ фирмы, что обуславливает необходимость глубокого теоретического и методологического анализа сущности понятия «конкурентоспособность», условий и факторов его возникновения и реализации на поверхности экономической жизни. В обосновании концепции создания такого механизма заключается конечная цель диссертации, раскрытие которой осуществляется посредством поэтапного перехода от общеметодологических аспектов изучаемой категории к конкретно-историческим формам ее проявлений в реальных условиях.

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании необходимости и возможности создания в условиях переходной экономики механизма формирования потенциальных конкурентных преимуществ экономического субъекта хозяйствования, а также их эффективной реализации и преобразования в реальную конкурентоспособность. В соответствии с указанной целью целесообразно поставить и решить следующие теоретические задачи, потенциально составляющие основу для их практического применения:

— обосновать основные методологические подходы к понятию «конкурентоспособность» и определить их сущность;

— предложить методику оценки конкурентоспособности на базе проведения теоретического анализа существующих методических разработок;

— определить характерные особенности, присущие внутреннему содержанию исследуемой категории «конкурентоспособность», ее основные признаки;

— рассмотреть условия и возможности для формирования потенциальных конкурентных преимуществ экономического субъекта (фирмы), а также воздействие факторов окружающей среды на осуществление процесса их реализации;

— проанализировать роль и основные меры воздействия государства на повышение эффективности функционирования предприятия в конкретных условиях динамичности и изменчивости окружающей среды;

— представить и обосновать необходимость и возможности создания механизма эффективного воздействия на формирование и совершенствование конкурентоспособности предприятия по производству конкурентоспособной продукции в период трансформации экономической системы страны;

— рекомендовать некоторые практические меры по внедрению теоретических концепций в реальной экономической действительности.

Объектом исследования является совокупность потенциальных возможностей фирмы для формирования конкурентоспособности объекта (товара или услуги) и механизм стимулирования их оптимальной реализации.

Предметом изучения выступают: конкурентоспособность объекта (товара или услуги), конкурентоспособность субъекта (фирмы), реализующаяся на различных уровнях функционирования.

Теоретической и методологической основой диссертации является использование основных принципов диалектического подхода в научном исследовании, проявляющегося в изучении проблемы повышения конкурентоспособности на основе характеристики общего, особенного и единичного, а также, выявления причинно-следственных связей, применения принципов всеобщей связи и всеобщего развития, признания противоречивого характера изучаемой категории. Важным моментом работы является применение методов системного анализа, сравнения, табличных и графических методов, информационного и историковедческого анализа.

В качестве основных нормативных документов в работе используются: Приказ государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, 1994; Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», 1991; Постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу», 1998; Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг», 1998; Закон РФ «О стандартизации», 1995; Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», 1995 и другие нормативные акты.

При проведении исследования сущности категории «конкурентоспособность» используются работы таких современных авторов, как Г. Н. Бобровников, М. Г. Долинская, Соловьев Н. А., В. Я. Маштабей, J1.A. Желудкова, Р. Уотерман, В. М. Мишин, А. В. Кочетков и др.

Анализ системы маркетинга в работе базируется на трудах многих зарубежных и отечественных авторов и прежде всего П. Дракера, Ф. Котлера, Дж. Эванса, Б. Бермана, Г. Г. Абрамишвили, И. Н. Герчиковой, Е. Н. Голубковой, В. Д. Секерина, Н. Е. Капустиной, А. НЛровикова и др.

Методологическую основу диссертации составляют идеи основоположников экономической науки: А. Смита, К. Маркса, Ф. Энгельса, Дж. Кейнса и других.

Научно-методической базой для формирования методики определения конкурентоспособности объекта (товара или услуги), являются существующие методические рекомендации и действующие методики в отечественной системе стандартизации.

Научная новизна и теоретическая диссертационного исследования: Во-первых, предложена необходимость использования при изучении вопросов конкурентоспособности различных методов исследования, взаимосвязанных между собой, — субъектного и объектного. Во-вторых, выявлена экономическая сущность показателя «конкурентоспособность объекта (товара или услуги», представленная как совокупность «эффективности продажи товара для потребителя» и «эффективность продажи товара для производителя». Оценка совокупности свойств произведенного товара со стороны производителя и потребителя, выступающая в противоречивости их интересов, и, в то же время, в их единстве, характеризует новый взгляд на проблему конкурентоспособности. В-третьих, конкретизированы основные условия и возможности для формирования потенциальных конкурентных преимуществ экономического субъекта хозяйствования, а также выявлена роль факторов окружающей среды в их трансформации в реальную конкурентоспособность фирмы. Методологическое обоснование подразделения конкурентоспособности на «потенциальную» и «реальную» может иметь большое практическое значение в реальной экономической действительности посредством создания теоретической базы для глубокого исследования всех моментов, адекватных процессу формирования и реализации конкурентоспособности. В-четвертых, обоснована необходимость первостепенной ориентации механизма стимулирования конкурентоспособности субъекта (фирмы) на анализ конкретно-исторической ситуации, сложившейся в экономической системе хозяйствования. Особое внимание уделено автором рассмотрению особенностей экономического развития, обусловленных трансформацией самого хозяйственного механизма, функционирующего в обществе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в системе высшей школы как в качестве методологического инструментария в процессе реформирования системы экономического образования, так и в качестве учебного и аналитического материала в учебном процессе.

Основные выводы и положения могут применяться в управленческой практике отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе в процессе стратегического планирования деятельности предприятия, а также в деятельности маркетинговых служб. Теоретические концепции, сформулированные автором в диссертационном исследовании, были представлены на рассмотрение Правительства РФ.

Предложения и научные выводы, как и накопленный аналитический материал диссертации, были положены в основу написания программы спецкурса «Анализ хозяйственной деятельности предприятия».

Структура диссертационной работы соответствует логике исследования, определенной избранной темой, основными целями и задачами. Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения.

Список литературы

содержит 102 наименования. Общее количество схем — 14. Общее количество таблиц — 3. Общий объем диссертации — 179 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

:

Вопросы изучения экономической категории конкурентоспособность" представляют особую важность на современном этапе развития отечественного хозяйственного механизма, характеризующемся высокой степенью изменчивости и нестабильности факторов окружающей среды, адекватной трансформационной стадии развития. Формирование потенциальной возможности для хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в данных условиях осложняется необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятий, направленных на повышение его конкурентоспособности. Разработка таких концепций требует глубокого исследования как самой экономической категории «конкурентоспособность», ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, на процесс ее формирования и реализации.

Сложность и противоречивость процесса создания потенциальной возможности экономических субъектов конкурировать между собой, а также трансформации ее в реальную конкурентоспособность того или иного субъекта хозяйствования, обусловлены многогранностью теоретической и методологической сущности самой категории «конкурентоспособность».

В самом начале диссертационного исследования автор дифференцирует методологические подходы к изучению категории, подразделяя их на «субъектный» и «объектный», что представляется весьма значимым, так как подразумевает различие в методах исследования, вытекающее из трактовки основных характеристик субъекта и объекта: субъекта, как носителя и исполнителя функциональной (производственной, организаторской, сбытовой и др.) деятельности, направленной на объект товар или услугу). В качестве базового автор предлагает принять объектный методологический подход, связанный с рассмотрением понятийного аппарата, исследованием существующих методик расчета конкурентоспособности продукции, влиянием на ее уровень потребителя, а также, анализ основных свойств, что представлено в параграфе 1.1. данной диссертации. В процессе проведения теоретического анализа существующих определений и методик расчета конкурентоспособности объекта (товара или услуги), автор формулирует некоторые выводы относительно основных концептуальных характеристик исследуемой категории и предлагает некоторые направления совершенствования методологии посредством введения в методику показателей «эффективность продажи товара для потребителя» и «эффективность продажи товара для производителя», который не является идентичным показателю «эффективность производства». Взаимодействие и взаимосвязь указанных показателей, степень их интеграции выступает на поверхности экономических явлений в виде общей конкурентоспособности товара, в формализованном виде представленной следующим образом:

К = Э пот.+Эпр. — где, К — конкурентоспособность товара.

Эпот. — эффективность продажи товара для потребителя;

Эпр. — эффективность продажи товара для производителя. Методологическое значение представленной формулы заключается в том, что она предлагает использование при оценке конкурентоспособности комплексного подхода, учитывающего совместимость интересов экономических субъектов, участников процесса. Более того, она показывает реальный путь решения проблемы повышения конкурентоспособности товара, посредством роста величины каждого из показателей, а также, усиления их взаимосвязи путем более четкой ориентации производства на конкретный рынок, запросы определенного потребителя или группы потребителей.

На основании результатов проведенного исследования основных форм эффективности продажи произведенной продукции, автором было сформулировано теоретическое определение самого понятия «конкурентоспособность объекта (товара или услуги)», выступающего как: «совокупность свойств объекта (товара или услуги), наиболее полно удовлетворяющих платежеспособный спрос потребителя, и реализация которых является более эффективной для производителя данной продукции относительно предыдущего уровня эффективности или в сравнении с товарами аналогами». Следует обратить особое внимание на то, что экономические субъекты, участвующие в процессе создания и реализации конкурентоспособности, не ограничивают свое участие только пассивным получением результата, оцениваемого как эффективность произведенных ими действий, они занимают активную позицию к формированию конкурентных преимуществ товара и стимулированию их повышения. Наличие двух основных участников данного процесса, производителя и потребителя, определяет основополагающую логику диссертационной работы, которая прослеживается при характеристике всех основных моментов конкурентоспособности.

Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)». Методологические аспекты ее формирования рассмотрены во второй главе диссертации, логика которой построена на базе анализа побудительных мотивов субъекта в конкурентной борьбе, а также его внутренних потенциальных возможностей для формирования конкурентных преимуществ, максимально высокая степень эффективности реализации которых может быть достигнута в процессе маркетинга, выступающего в качестве стратегии управления, системы взаимосвязи спроса и предложения, реализации и сбыта, а также метода конкурентной борьбы предприятия. Взаимосвязь между организацией маркетинговых исследований и конкурентоспособностью объекта (товара или услуги) и субъекта (фирмы) показана в представленной в диссертации теоретической модели. Однако, наряду с рассмотрением маркетинговых исследований, характеризующих маркетинг как достаточно пассивный механизм стимулирования конкурентоспособности, автор счел целесообразным определить активные методы в системе маркетинга, воздействующие на изменение спроса потребителей, проявляющиеся как через производство, так и систему сбыта продукции.

С точки зрения повышения уровня конкурентоспособности, особое значение имеет стимулирование производства продукции высокого качества посредством проведения инновационной стратегии. Эффективное внедрение инновационной стратегии фирмы требует достоверного выявления и прогнозирования тенденций развития каждого продукта на всех стадиях его жизненного цикла. Автором предложена модель интеграции маркетинговых исследований, производства и системы сбыта в процессе выпуска новых изделий.

Совокупность управленческих, организационно-технических, технологических возможностей фирмы, определенная нами, как «потенциальная конкурентоспособность» экономического субъекта может быть трансформирована в «реальную конкурентоспособность» только посредством функционирования предприятия в определенной окружающей среде, подверженной закономерным и случайным изменениям долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного порядка. Используя предложенные в первой главе диссертации методологические подходы, автор предложил теоретическую схему, характеризующую влияние различных факторов окружающей среды на потенциальную и реальную конкурентоспособность экономического субъекта. С точки зрения совершенствования методологии исследования наибольший интерес может представлять формулировка автором понятия «реальной конкурентоспособности», представленной как «потенциальная конкурентоспособность, реализованная на конкретном рынке и характеризующаяся определенной степенью эффективности продаж как для производителя продукции, так и для потребителя, относительно предыдущего уровня и относительно других экономических субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке». Дальнейшая логика исследования построена автором в соответствии с характеристикой основных элементов данного теоретического определения, среди которых наиболее важным является анализ понятия «конкретного рынка», основанный на выводе, сделанном автором в первой главе диссертации, согласно которому деятельность фирмы осуществляется в данный исторический момент, на конкретном рыночном сегменте и характеризуется уникальностью своего положения, динамичностью развития, продолжающейся в каждый данный момент времени.

Повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, проявляющееся на поверхности экономических явлений в виде динамичного роста конкурентоспособности, как самого субъекта (фирмы), так и производимого им объекта (товара или услуги), представляется наиболее сложным и проблематичным в периоды трансформации экономических условий хозяйствования. Преобразование механизма хозяйствования, адекватного экономике административно — командного типа, в хозяйственный механизм рыночного типа, неизбежно приводит к возникновению проблемы соотношения государственных и рыночных методов в регулировании экономики, теоретическая основа которой заложена в дискуссиях экономистов неоклассического и пост-кейнсианского направлений, отстаивающих абсолютное преимущество тех или иных методов. Однако в реальной экономической жизни, особенности национальных экономических систем, специфика происходящих трансформационных сдвигов, накладывают отпечаток на формирование системы рыночного и государственного регулирования.

Наиболее важными в данном аспекте, по мнению автора, являются вопросы повышения стимулирующей роли государства в совершенствовании системы роста конкурентоспособности субъектов хозяйствования. Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально — экономической системы к изменяющимся условиям. В соответствии с логикой диссертационного исследования, формирующейся на базе анализа сущностных характеристик самого понятия «конкурентоспособность», все мероприятия и методы государства в данной области могут быть подразделены в несколько групп или направлений.

Первое направление в системе государственного регулирования базируется на констатации тезиса, определенного в первой главе диссертации, о том, что понятие «конкурентоспособности» предполагает наличие эффективности производства и продажи товара или услуги, как для производителя, так и для потребителя и, исходя из этого, существование противоречия в самой структуре изучаемой нами категории. Вторая группа мероприятий государства направлена на нейтрализацию или снижение тенденции к торможению роста конкурентоспособности, формирующуюся под воздействием факторов окружающей среды. В третьей группе основное внимание отводится повышению комплекса конкурентных преимуществ производимого объекта (товара или услуги). С учетом указанного подразделения в направлениях, автор сделал попытку рассмотреть объективную сущность, основные проблемы и перспективы каждого из них.

Особое значение в настоящий период перехода отечественной экономики к рыночной организации играет научная проработка вопросов, лежащих в практической плоскости, таких как, методические рекомендации, концепции, экономические модели развития предприятий, адаптированные к реальным условиям его функционирования, при формировании которых следует уделять особое внимание исследованию влияния общемировых тенденций, а также, специфических конкретно-исторических особенностей переходной стадии развития экономики России. В третьей главе диссертации автором сделаны попытки анализа некоторых наиболее существенных общемировых тенденций. Одной из таких существенных тенденций мирового развития является направленность его движения к рынку, преобладающая или намечаемая для внедрения в большинстве стран мира. Ориентация на формирование рыночной экономики имеет большое значение для создания эффективной системы создания конкурентных преимуществ российских предприятий и произведенной ими продукции, а также их реальной конкурентоспособности на мировом рынке. Наиболее важным вопросом в данном аспекте является анализ положения страны в системе других стран и ее международного статуса, позволяющий оптимально использовать преимущества данного статуса и обеспечить возможности отечественным экономическим субъектам конкурировать с зарубежными субъектами. Одной из наиболее важных, с точки зрения совершенствования механизма стимулирования конкурентоспособности, является тенденция к интеграции, обусловленная процессами интернационализации мирового хозяйства. Решение сложных производственных задач часто требует объединения, сближения экономической деятельности нескольких стран, их экономической интеграции, обусловленной также необходимостью разрешения противоречий, углубляющихся в процессе функционирования мировой системы хозяйства.

Процесс формирования потенциальной конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и ее реализации подвержен влиянию со стороны не только тенденций общего характера, адекватных многим странам мира, но прежде всего, находится в прямой зависимости от комплекса политических, экономических, социальных и других факторов, господствующих в России в настоящий исторический период времени. Логика дальнейшего исследования строится на базе рассмотрения проблем, связанных с анализом воздействия факторов окружающей среды, господствующих в современной российской экономике, на внутренний механизм создания потенциальных конкурентных возможностей субъекта (предприятия) и объекта (товара или услуги).

Оптимизация условий для создания и реализации конкурентных преимуществ функционирующего предприятия связана с необходимостью формирования целостной системы функционирования экономики, основанной на использовании рыночных механизмов и методов государственного регулирования. Данная система включает целый комплекс взаимосвязанных мер, среди которых, на наш взгляд наиболее значимыми являются:

• формирование оптимального механизма перераспределения ресурсов;

• совершенствование системы привлечения инвестиций.

В связи с указанными направлениями, автор настоящего исследования предлагает две теоретические концепции. Первая из них ориентирована на нормализацию функционирования денежного обращения в стране посредством совершенствования системы перераспределения ресурсов, образованных в результате осуществления бартерных сделок и различного рода операций с задолженностями. Актуальность построения данной концепции обусловлена тем, что взаимоотношения между отечественными предприятиями, населением, бюджетами различных уровней практически полностью сведены к зачетным и бартерным отношениям. Соответственно, оборот денежного капитала модифицирован в оборот имущественных ценностей, постоянно генерирующий условия для возобновления нового цикла неплатежей в экономике. Такая ситуация не может не оказывать негативного воздействия на процесс реализации конкурентных преимуществ предприятий. Механизм реализации концепции может быть осуществлен посредством формирования и осуществления деятельности единого долгового центра, получающего полномочия работы с долгами различных уровней и структур в масштабе страны, основной целью которого является эффективная реализация операций, связанных с погашением долговых обязательств экономических субъектов хозяйствования всех уровней. Целью другой теоретической концепции, представленной в диссертации, является разработка некоторых направлений совершенствования системы привлечения иностранных инвестиций, одного из наиболее актуальных направлений в стимулировании роста конкурентоспособности отечественных производителей по созданию ими конкурентоспособной продукции и услуг. Проблема привлечения иностранных инвестиций, являясь актуальной для всех стран мира, характеризуется наличием специфических особенностей, обусловленных конкретно-историческими условиями национальной экономической системы. В странах с развитой рыночной системой, рынок иностранных инвестиций представляет собой достаточно стабильный механизм взаимодействия экономических субъектов, участвующих в процессе куплипродажи инвестиционной продукции. Изменчивость и динамичность окружающей среды трансформационного периода в экономике оказывает влияние на характер инвестиционного климата, который, с одной стороны, подвергается негативному влиянию отдельных факторов, обусловленных нестабильностью и непредсказуемостью социально-политической и экономической жизни. Однако, с другой стороны, процесс постоянного развития всех основных элементов системы, основополагающих принципов ее построения, условий существования, предоставляет потенциальную возможность поиска оптимальных путей ее эффективного развития.

Достижение наивысшей конкурентоспособности экономического субъекта по производству и реализации конкурентоспособного объекта (товара или услуги) возможно только при оптимальном уровне реализации потенциальной конкурентоспособности, обусловленном той или иной степенью воздействия внешних факторов. Соединение усилий, как самих хозяйствующих субъектов, так и государства в направлении повышения уровня потенциальной конкурентоспособности, ее преобразования в наиболее высокую реальную конкурентоспособность, основанное на глубокой научной базе, позволит, на наш взгляд эффективно решать вопросы выхода российской экономики из кризисного состояния, и самое главное, будет способствовать переходу к нормально функционирующему рыночному хозяйственному механизму.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Проблемы международного маркетинга. М.: Международные отношения, 1984. — 223с.
  2. А.Н. системное познание мира: методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.-263с.
  3. Академия рынка: Маркетинг. Пер. с франц./ А. Дайан и др. М.: Экономика, 1993.- 572с.
  4. В.В., Шабашев В. А. Конкуренция: Современные тенденции, проблемы становления. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.- 153с.
  5. И. Стратегическое управление. Сокр. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  6. В.П. Развитие организационной структуры предприятия. М.: ГАУ, 1994. -89с.
  7. В.Я. Территориальные проблемы управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1994. — 105с.
  8. Т.Н. и др. Создание конкурентоспособной промышленной продукции. -М.: АНХ, 1988.- 157с.
  9. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективность работы предприятия.- М.: Изд-во стандартов, 1991.- 216с.
  10. Ю.Версан В. Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции.- М.: Изд-во стандартов, 1995.- 320с.
  11. П.Версан В. Г. Интеграция управления качеством продукции: Новые возможности.- М.: Изд-во стандартов, 1994.-218с.
  12. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 1990. — 263с.
  13. И.Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Основы экспортного маркетинга: Учебное пособие. -М.: НИИТЭхим, 1991. 107с.
  14. Государственная система стандартизации. Сборник стандартов.-М.: Изд-во стандартов, 1993 -251 с.
  15. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. Научно-аналитический обзор./ Е. Е. Луцкая. М.: ИНИОН, 1992. — 38с.
  16. С.И., Васильев В. В., Гончаров С. П. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь справочник. — М.: Высшая школа, 1990. — 178с.
  17. М. Г. Соловьев Н.А. маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции.- М.: Изд-во стандартов, 1991.-128с.
  18. Инновационная деятельность зарубежных фирм. Реферативный сборник./ Ред. Т. Г. Пархалина и др. М.: РАН ИНИОН, 1993. — 179с.
  19. А.И. Системный подход в политической экономии. Минск: Изд-во «Университетское», 1984. — 126с.
  20. Капитализм и рынок: Экономисты размышляют./ В. И. Кузнецов, И. М. Осадчая, B.C. Автономов и др.- отв. ред. В. А. Мартынов и др. М.: Наука, 1993.-206с.
  21. Капитализм на Востоке во второй половине XX века. / В. Г. Растянников, А. И. Фурсов, А. П. Колонтаев и др.- отв. ред. В. Г. Растянников, Г. К. Широков- РАН, Ин-т востоковедения. М.: Изд. Фирма «Вост. Лит.», 1995.-601с.
  22. Клуб директоров: Опыт программно-целевого управления предприятиями/|Аганбегян А.Г. и др. М.: Экономика, 1989. -255с.
  23. Ю.И. Ситуационное управление большими системами. -М.: Энергия, 1974. -136с.
  24. С.Г. Диалектика становления рыночной модели общественного производства: (Методология познания и сравнительного анализа абстрактных моделей: капитализм, социализм). СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та экономики и финансов, 1995. — 24с.
  25. В.П. Всемирный рынок: Экономические законы развития. -М.: Экономика, 1990. 128с.
  26. В.П. Всемирное хозяйство: Экономическая теория возникновения, становления, развития. М.: Экономика, 1992. — 111с.
  27. Д.И. Современный мировой рынок: Тенденции и проблемы развития. М.: Международные отношения, 1977. -240с
  28. Ф. Основы маркетинга.- М: Бизнес-книга, 1995.- 699с.
  29. Е.В. Процессы монополизации в экономике стран Востока. АН СССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1990. — 241с.
  30. А.В. Проблемы управления конкурентоспособностью продукции. Сб. научн. тр. М.: НИИНиНа при Госплане СССР, 1989- 86с.
  31. М.М. Системный подход в управлении: Практика промышленных корпораций. -М.: Наука, 1981. 232с.
  32. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1992.-138с.
  33. Г., 0"Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. в 2-х т. т.1. М.: Прогресс, 1981.-495с.
  34. М.Е., Швандар В. А. Рост производства и повышение качества товаров народного потребеления. -М.: Экономика, 1981.- 144с.
  35. Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. -М.: Международные отношения, 1993. 259с.
  36. А.Н. Основные принципы оценки конкурентоспособности промышленной продукции// Приложение БИКИ.-М.: 1984.-48с.
  37. B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции.// Стандарты и качество. 1993. № 8.-е. 23−28.
  38. К.Р., брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика в 2-х т. пер. с англ. Т.1- М.: Республика. 1992.-399с.
  39. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия: Методические рекомендации./ П. С. Завьялов и др. М.: Внешторгиздат, 1990.- 151с.
  40. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: Терминологический словарь./ П. С. Завьялов и др. М.: Международные отношения, 1992. -244с.
  41. Маркетинг: практическая деятельность предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Научно-аналитический обзор./ Д. З. Коровяковский, М. Е. Товмосян. -М.: ИНИОН, 1993. 32с.
  42. В.Я., Желудкова JI.A. Т.П. Кутынина, В. В. Лебедь, С. А. Шумило, Пути повышения конкурентоспособности экспортной продукции. -Киев: Наукова думка, 1985, с. 5.
  43. Международные правила по толкованию торговых терминов: ИНКОТЕРМС.- М.: Юрид. фирма «Паритет», 1992. -72с.
  44. Международные стандарты. Управление качеством продукции: ИСО 9000- ИСО 9004, ИСО 8402. Пер с англ.-М.: Изд-во стандартов, 1988.-96с.
  45. Методика оценки уровня конкурентоспособности продукции.-М.: Изд-во стандартов, 1984.-49с.
  46. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции.- М.: Изд-во стандартов, 1985.- 19с.
  47. Методика применения экспертных методов для оценки качества продукции. М.: Изд-во станд., 1977.-56с.
  48. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход в организации управления. -М.: Экономика, 1983. -223с.
  49. .А. уровень качества. Социально-экономические вопросы оценки качества и защиты потребителя. -М.: Изд-во стандартов, 1989.-184с.
  50. Е. М. Мишин В.М. оценка уровня качества промышленной продукции. М.: ВИСМ, 1984.-38с.
  51. В.М. этапы эволюции отношений менеджеров промышленных предприятий к проблемам качества продукции.// проблемы развития предпринимательства в России. 4.1,2. -М.: ГАУ, 1994.- с. 136−138.
  52. Н.К., Анискин Ю. П. Конкурентоспособность, маркетинг. Обновление. Т.2. -М.: Внешторгиздат, 1993.-304с.
  53. Научно-технический прогресс и инвестиционная политика (зарубежный опыт). Сборник обзоров./Отв. Ред. и составитель В. П. Силаев. М.: ИНИОН, 1995.- 132с.
  54. Национальный знак соответствия. Формы, размеры и технические требования. ГОСТ 28 197–90. -М.: Изд-во стандартов, 1991.-7с.
  55. Нетарифные барьеры за рубежом и возможности их преодоления./Г.М. Зотов, Л. В. Сабельников. М.: Нучно-производственное общество «НИКИ», 1992.-115с.62.0гвоздин В. Ю. Управление качеством и менеджмент.// стандарты и качество. 1993. № 9.-С.ЗЗ-42.
  56. С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург: «Урал-Советы» («Весть»), 1994.- 800с.64.0льсевич Ю. Я. Трансформация хозяйственных систем: Сборник статей ./Международный фонд Н. Д. Кондратьева М.: Ин-т экономики, 1994.-220с.
  57. Ю.М. Хозяйственный механизм государственномонополистичекого капитализма. М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1987.- 400с.
  58. А.Б., Лукашин А. Я. Управление качеством продукцииб организационно-экономические проблемы. -М.: Экономика, 1986.-254с.
  59. Ю.В. Трансформация хозяйственного механизма промышленного предприятия при переходе к рыночной экономике. Дис. На соискание ученой степени доктора экон. наук. Екатеринбург, 1991.-402с.
  60. М. Международная конкуренция. Пер с англ. -М.: международные отношения. 1993. -896с.
  61. А.Ф. Сертификация: Методология и практика. -М.: Изд-во стандартов, 1987.-232с.
  62. Сборник новых версий стандартов ИСО серии 9000 и комментарии к изменениям стандартов ИСО серии 9000 в версии 1994 года. -М.: Изд-во стандартов, 1995.-122с.
  63. М.З. Конкурс как инструмент активизации практических работ по обеспечению качества и конкурентоспособности продукции и услуг.// Стандарты и качество. 1995, № 8. -с.34−40.
  64. А. Р. Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990. -200 с.
  65. Терминология государственной системы стандартизации: Справочник. -М.: Изд-во стандартов, 1989. 142с.
  66. Типовая методика. Оценка конкурентоспособности потребительских товаров. М.: МКУ, 1993. -29с.
  67. Р. Фактор обновления: Как сохранить конкурентоспособность. -М.: Прогресс, 1988. 363с.
  68. Управление инновационным циклом./Отв. Ред. А. Н. Алымов. АН Украины. Киев: Наукова Думка, 1993. -188с.
  69. Управление качеством продукции. Основные положения. Термины и определения. ГОСТ 15 467–79. -М.: Изд-во стандартов, 1980. -18с.
  70. Управление нововведениями и стратегия корпорации: Сборник обзоров./ Отв. ред. и составитель И. Г. Миневрин. М.: ИНИОН, 1990. — 175с.
  71. Д. Управление качеством в американских корпорациях. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1990. -272с.
  72. Хозяйственный механизм и повышение эффективности производства /Бунич П.Г. и др. М.: Наука, 1986. — 341с.
  73. Хозяйственный механизм общественных формаций. М.: Мысль, 1986. -269с.
  74. А.Д. и др. Структура многоуровневых и крупномасштабных систем: Синтез, планирование развития. -М.: Наука, 1993. -157с.
  75. Ф.И. американский менеджмент: Теория и практика. -М.: Наука, 1993.- 176с.
  76. сС.Н. Системы качества и конкурентоспособности продукции. -М.: РИП, 1993.- 132с.
  77. Экономическая стратегия фирмы. -М.: Экономика, 1994. -242с.
  78. Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения. ГОСТ 20 779–81-М.: Изд-во стандартов, 1982.-47с.
  79. Albach, Horst. Global competition among the few. Helsingfors: 1997.- 67p.
  80. Arndt, Sven W., Bouton, Lawrence. Competitiveness: The United States.-Washington: Amer. Enterprise institute for public policy research, cop. 1987. -120p.
  81. Beyond free trade firms, governments and global competition./ Ed. By David B. Yoffie. Boston (Mass.): Harvard business school press, cop. 1993. — XIX, 466p.
  82. Competition through technology: What business needs from government./Ed. By Jerry Dermer. Lexington (Mass.) — Toronto: Lexington books, cop. 198c. -XIX, 215 p.
  83. Demsetz Harold. Economic, legal and political dimensions of competition. -Amsterdam etc.: North- Holland, 1982. 125c.
  84. Domestic trade politics and the Uruguay round./ Ed. By Henry R. Nau. New York: Columbia univ. press, cop. 1989. — XVII, 216 p.
  85. East- West trade and the Atlantic alliance./Ed. By David A. Baldwin a. Helen V. Milner. New York: St. Martin’s press, 1990.- XI, 227p.
  86. Hutchins, David. In pursuit of quality. 2 ed. London: Pitmat, 1990. — X, 276p. 96. Ideology and national competitiveness: an analysis of nine countries./ Ed. By
  87. Meissner Hans Gunter. Strategic international marketing./ Hans Gunter Meisner. Berlin etc.: Springer, Cop. 1990. — XI, 178p.
  88. Menzler Hakkanen, Ingeborg. Essays on EC trade policies and development. Helsinki: Helsinki school of economics, 1990. — 78p.101 .The new protectionist threat to world welfare./Ed. By Dominick Salvatore.
  89. New York etc.: North- Holland, cop.1987. XVI, 587p. 102. Torre, Augustodela, Kelly Margaret R. Regional trade arrangements/ -Washington: International Monetary Fund, 1992. — V, 54p.
Заполнить форму текущей работой