Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Логистика процесса товародвижения фармацевтической продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время ведутся интенсивные исследования в области логистики, что нашло отражение в трудах ряда ученых: Б. А. Аникина, Н. В. Афанасьевой, A.M. Гаджинского, М. П. Гордона, М. Е. Залмановой, К. В. Инютиной, Д. Т. Новикова, Б. К. Плоткина, О. Д. Проценко, А. Д. Родникова, А.И. Се-мененко, В. И. Сергеева, А. А. Смехова, J1.A. Сосуновой, С. А. Уварова, В. В. Щербакова и др. В этих трудах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы логистики процессов товародвижения на оптовом рынке фармацевтической продукции
    • 1. 1. Особенности фармацевтической продукции как объекта коммерции 9 и логистики
    • 1. 2. Основные теоретические положения логистики товародвижения
    • 1. 3. Логистическая инфраструктура товародвижения фармацевтической 66 продукции
  • Глава 2. Исследования процессов товародвижения на рынке фармацевтической продукции
    • 2. 1. Основы методики анализа процессов товародвижения 88 фармацевтической продукции
    • 2. 2. Характеристика коммерческой деятельности фармацевтических 97 фирм рынка
    • 2. 3. Анализ процесса товародвижения фармацевтической продукции
  • Глава 3. Формирование системы логистической поддержки товародвижения фармацевтической продукции
    • 3. 1. Основа фармацевтической логистики
    • 3. 2. Бизнес- планирование в фармацевтической логистике
    • 3. 3. Основные направления логистической поддержки отечественных 165 производителей фармацевтической продукции

Логистика процесса товародвижения фармацевтической продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная экономика представляет собой весьма сложный комплекс и глубоко затрагивает все стороны жизни человека и общества, становясь все более социально-ориентированной. Экономическое развитие в значительной мере зависит от человеческого фактора, человек — вот главный ресурс экономики. Жизнедеятельность человека, его трудоспособность и общественная активность определяются состоянием здравоохранения. В связи с этим здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью экономики, призвано выполнять важнейшую социальную функцию — сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи. Выполнять свои функции на должном уровне здравоохранение в состоянии только при достаточно развитой фармацевтической индустрии, составной частью которой являются оптово-торговые фармацевтические предприятия (фирмы).

Фармацевтические фирмы призваны обеспечить граждан и лечебно-профилактические учреждения всем ассортиментом продукции медицинского назначения. Однако в настоящее время деятельность фармацевтических фирм протекает в весьма сложных условиях, среди которых следует отметить неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции, дефицит ряда лекарственных препаратов, а главное — низкая платежеспособность юридических и физических лиц — потребителей фармпродукции. Кроме того, фармацевтические фирмы далеко не в полной мере приспособились к рыночным условиям, в их деятельности проявляется инерция старой, административно-командной экономики с ее централизованным планированием. Все это снижает эффективность функционирования оптово-торговых фармацевтических фирм. Для преодоления такого положения необходимы новые методы хозяйствования и предпринимательства, важнейшим из которых являются методы логистики.

Отечественный и зарубежный опыт показал высокую эффективность принципов и методов логистики как в сфере производства, так и в сфере обращения. Логистика является относительно молодой экономической наукой и, по существу, находится в стадии становления и развития, охватывая все новые области приложения. Перспективным является применение принципов и методов логистики в фармацевтической деятельности.

В настоящее время ведутся интенсивные исследования в области логистики, что нашло отражение в трудах ряда ученых: Б. А. Аникина, Н. В. Афанасьевой, A.M. Гаджинского, М. П. Гордона, М. Е. Залмановой, К. В. Инютиной, Д. Т. Новикова, Б. К. Плоткина, О. Д. Проценко, А. Д. Родникова, А.И. Се-мененко, В. И. Сергеева, А. А. Смехова, J1.A. Сосуновой, С. А. Уварова, В. В. Щербакова и др. В этих трудах показана роль логистики в предпринимательской и коммерческой деятельности, разработан научно-практический инструментарий логистики. Однако фармацевтическая деятельность, по существу, оказалась вне поля приложения логистики. Данное обстоятельство определяв! актуальность проблемы использования логистики в фармацевтике, тем и объясняется выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка основных теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на организацию и управление процессом товародвижения фармацевтической продукции с использованием принципов и методов логистики.

Предметом диссертационного исследования являются процессы товародвижения фармацевтической продукции с точки зрения их организации и управления.

Объектом диссертационного исследования стали фармацевтические оп-тово-торговые предприятия, в частности, ОАО «Фармбокс» (г. Самара), которое обладает необходимой репрезентативностью.

Для достижения поставленной цели в соответствии с предметом и объектом исследования необходимо решить следующие задачи:

— установить специфические особенности фармацевтической продукции как объекта коммерции и логистики;

— рассмотреть основные теоретические положения торговой логистики с позиций использования ее в фармацевтической деятельности;

— сформировать систему логистической инфраструктуры процесса товародвижения фармацевтической продукции;

— проанализировать деятельность оптово-торговых фирм на фармацевтическом рынке;

— разработать и обосновать основные положения фармацевтической логистики;

— сформулировать основные направления логистической поддержки товародвижения фармацевтической продукции.

Структура диссертационной работы обусловлена содержанием поставленных научных и практических задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение

.

Проведенное исследование продемонстрировало широкие возможности логистики как нового научно-практического направления в 'современной экономики.

Область применения логистики распространяется на такую отрасль экономики и социальной сферы, таковой является фармацевтическая деятельность. Логистика выступает как действенный инструмент организации и управления процессами товародвижения на рынке фармацевтической продукции. Главный вывод работы: оптово-торговые фармацевтические фирмы должны строить свою стратегическую и повседневную деятельность на принципах и методах логистики. Более того, уровень применения логистических методов может служить критерием грамотной работы фармацевтической фирмы и профессионализма ее персонала.

Оптово-торговые предприятия, будучи хозяйственной системой, есть центр пересечения различных экономических потоков: товарных, финансовых, инвестиционных, транспортных, информационных и др. Следовательно, необходимым условием эффективной деятельности фармацевтической фирмы является логистизация, т. е. представление функционирования фирмы как управление экономическими потоками, отслеживание их движение от начальных до конечных точек — от поставщиков до потребителей.

В результате исследования установлено, что параметры потоков в значительной мере определяются специфическими. особенностями фармацевтической продукции — в работе выявлено 22 специфических особенностей, среди которых следует отметить высокую наукоемкость, инновационность, диверсификацию, низкую ценовую эластичность, информационноемкость и др.

Главной особенностью фармацевтической продукции является ее высокая социальная значимость. В современной экономике возросло значение человеческого фактора, вследствие чего стало не только необходимым, но и выгодным инвестирование в человека для обеспечения его здоровья и высокой работоспособности. Поэтому фармацевтическая деятельность и оборот фармацевтической продукции определяется состоянием общественного здравоохранения, уровнем развитие медицинских услуг.

Другой особенностью процесса товародвижения фармацевтической продукции является высокий уровень регламентации — на рынок указанная продукция допускается через своеобразный фильтр в виде органов сертификации, лицензирования, контроля и надзора. Поэтому для фармпродукции необходима развитая и компетентная институциональная инфраструктура.

К настоящему времени логистика выработала развитый научный и практический аппарат, который позволяет сформировать специализированную отраслевую логистику — фармацевтическую логистику.

Фармацевтическая логистика характеризуется следующими основными положениями:

1) процесс товародвижения фармпродукции осуществляется не только в экономической, но и в социальной среде;

2) параметры товарных потоков и методы их управления определяются специфическими особенностями фармпродукции;

3) оборот фармпродукции неразрывно связан с оказанием медицинских услуг, которые исполняют роль логистического импульса;

4) траектории товарных потоков фармпродукции обусловлены производством — товаропроизводителями фармпродукции, их авторитетом на рынке фармпродукции- •.

5) пространство товародвижения носит «интернациональный межгосударственный характер, что предопределяет' значительную роль импортной продукции;

6) процесс товародвижения осуществляется в условиях мощной диверсификации фармацевтической продукции;

7) товародвижение многочисленных аналогов и модификаций отечественной и зарубежной фармпродукции должно, определяться не только коммерческими факторами, но и медицинскими показателями;

8) оптово-торговые фармацевтические фирмы должны обладать собственной товаропроводящей (аптечной) сетью для розничной реализации части своей продукции;

9) при управлении процессом товародвижения требуется мониторинг ликвидности, т. е. отслеживание сроков реализации и годности;

10) для организации процесса товародвижение формируется специализированная логистическая инфраструктура с учетом требований регламентации оборота фармпродукции;

11) управление процессом товародвижения осуществляется при помощи маркетингового обеспечения, которое,-: как система рынковедения, формирует информацию о рынке фармацевтической продукции;

12) особое место занимает активная предварительная работа по установлению хозяйственных связей с поставщиками — обоснование выбора поставщиков, подготовка условий предстоящих деловых переговоров;

13) проведение функционально-ценового анализа (ФЦА) для выработки цен спроса на фармпродукцию по критерию;

14) оптимизация хозяйственных и инфраструктурных связей (по критерию оптимума по В. Парето);

15) участие в системе прокьюремента (госзакупок) с предоставлением 1 преференций (налоговых льгот) — ' ¦:

• •.

16) диспетчеризация прохождениятоваропотоков по всем логистическим звеньям — от поставщиков и до конечных потребителей;

17) полная компьютеризация деятельности фирмы;

18) рационализация транспортных и складских операций (оптимизация транспортировки и развозки продукции, количественная и качественная приемка, хранение, управление запасами, обработка заказов, пополнение ассортимента, отгрузка, документальное оформление и др.);

19) система страхования от коммерческих рисков, в том числе с помощью ассортимента, оперативного маневрирования ресурсами и др.;

20) сопровождение товародвижения фармпродукции выполнением комплекса услуг.

Перечисленным далеко не исчерпывается перечень Положений и инструментария фармацевтической логистики. Главная задача — это внедрение принципов и методов логистики, ибо только практика покажет и подтвердит их эффективность в фармацевтической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Основа коммерции на рынке товаров и услуг. -М.Экономика, 1995 — 240с.
  2. А.У. Проблема логистики торговлй средствами производства. Ростов-н-Д: РГЭА, 1998 231 с.
  3. А.У. Логистика в управлении коммерческим оборотом вторичных ресурсов. СПб.: Изд — во СПбГЧЭФ, -124 с.
  4. И.А., Ченцов В. И. Маркетинговые исследования. Л: ВНТОЭ, 28 с.
  5. И.Д., Щербаков В. В. Экономика и организация коммеции: становление и развитие в России СПб.: Изд — во СПбГЧЭФ, 1998 — 151с.
  6. Н.В. Логистические системы и Российские реформы. СПб.: Изд-во СПбГЧЭФ, 1995 — 147 с.
  7. Г. Л. Маркетинг взаимодействия. СПб.: Изд — во СПбГЧЭФ, 1998 -113 с.
  8. А.В. Предпринимательство: Основной курс. М: ИНФРА — М, 1997- 608 с.
  9. О.А. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинг. Экономика здравоохранения, 1996 № 3, с. 23 28.
  10. Ю.Гаджинский A.M. Основы логистики. М.- ИВЦ «Маркетинг», 1998 — 226 с. 11 .Гоиков Е. А., Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес логистики. — М: Изд -воРЭА, 1993 — 161 с.
  11. Р.А. и др. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении Самара— СПб.: «Перспектива», 1998 176 с.
  12. В.В., Кабакова Т. И. Отдельные вопросы маркетинга фармацевтической промышленности // М-лы 1-го Российского национального конгресса «Человек и лекарства». М.: 1996 — 521 с.
  13. Г. Н., Рейхарт Д. В. Маркетинговые исследования рынка платных медицинских услуг // Экономика здравоохранения, 1996. № 4, с. 42−44.
  14. М.П. Функции и развитие логистики в сфере товарообращения // РИСК, 1993 № 1 с. 42 47.. ... «
  15. Т.М. Логистика системы здравоохранения в условиях медицинского страхования: автореф. канд. Дисс. СПб. 1998 — 18 с. '
  16. К.В. Повышение качества и надежности снабжения. Л: ЛГУ, 1983 — 238 с.
  17. К.В. и др. Основа логистики. СПб.: Изд.-во СПбГУЭФ, 1999 40 с.
  18. Импортные лекарственные препараты СПб.: Нева, М.: ОЛМА — П, 1999 -448 с.
  19. . Деловая стратегия: Пер. с анг. М: Экономика, 1991 — 241 с.
  20. Ф.Н., Петриков И. П. Медико —. экономические проблемы здравоохранения на современном этапе. Фб-: Ривьера* 1995 — 347 с.
  21. С. Инфраструктура товарного рынка //РИСК 1996 -№ 10−12-С 4 — 5. t •
  22. B.K., Уваров С. А. Логистика фирмы. СПб.: Изд — во СПбГЧЭФ, 1997 160 с. «•
  23. Е.Р. В ногу со временем (некоторые особенности фармацевтической компании), М. 1998 163 с.
  24. А.И. Медицинское страхование и маркетинг. /Сб. Научн. трудов. СПбГСГМИ им. И. И. Мечникова, 1993, с. 44 — 49.
  25. Д.Д., Харисова Л. М. Распределительная логистика. -Ростов-н /Д: РГСУ, 1996, 54 с. .
  26. В.З. и др. Маркетинг в здравоохранении система регулирования рынка медицинских услуг /Развитие экономических отношений в здравоохранении. — М.: 1991. С 169 — 205.
  27. Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг. М.: Прогресс, 1992 734 с.
  28. В.И., Прокопишин В. И. Организация и экономика фармации, М. Медицина, 1993 142 с.
  29. А.Б., Пименова А. Л. Введение в предпринимательство. СПб.: Политехника, 1995 — 583 с.
  30. А.Б., Горенбургов М. А. Бизнес —.коммуникации в социальных системах//СОЦИС РАН, 1996 № 10. С 118 -120.
  31. О.А. Материальные потоки в логистике Саратов: СГТУ, 1995 -24 с.
  32. Логистизация материальных и финансовых потоков экономики /Под ред. Проф. В. Н. Стаханова Ростов — н/Д: РГСУ, 1997 — 96 с.
  33. Логистика /Под. ред. Б. А. Аникина М.: ИНФРА — 1998 — 327 с.
  34. И.В. Бизнес план — основа успеха. — М.: Машиностроение, 1993 -172 с.
  35. А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирование национальной, системы охраны здоровья. Самара, 1996 — 111 с.
  36. B.C. Маркетинговые исследования организации предпринимательской деятельности на интегрированном рынке: автореф. канд. дисс. СПб.: 1995 — 17 с.
  37. Л.А. Логистика экономики среднего звена. СПб.: СПбУЭФ, 1997 -72 с.
  38. С.Н. Экономика и надежность логистических контейнерных систем. Ростов — н/Д.: РГЭА, 1997 -271 с. :
  39. Ю.М. Коммерческая логистика М./ЮНИТИ, 1997 — 271 с.
  40. О.А. и др. Логистика СПб.: СЗПИ, 1996. — 112 с.
  41. О.А., Семененко А. И. Производственно коммерческая логистика. — СПб.: СПБЧЭФ, 1993 — 208 с.
  42. О.А., Уваров С. А. Коммерческая логистика. СПб.: СПбУЭФ, 1995 -110 с. 49.0динец В.П. и др. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз -СПб.: Изд-во СПбГЧЭФ, 1993 157 с. Г
  43. Основы логистики /Под ред. Л.Б. Мироти’на и В. И. Сергеева М.: ИНФРА -М, 1999 -200 с.
  44. И.В. и др. Маркетинг медицинских услуг в условиях медицинского страхования СПб.-Саратов: Слово, 1996 — 92 с.
  45. И.В. и др. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений,— СПб.: СПб ГМА, 1997.-24 с.
  46. JI.A. Внедрение маркетинговых исследований в практику /Ускорение внедрения достижений науки и техники в практическое здравоохранение.-М: 1998. 66−68 с.
  47. В.И. Ввеление в коммерцию и коммерческую логистику.-СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.-171 с.
  48. .К. Информационное обслуживание коммерческой деятельности.-СПб: Изд-во СПбГЭФ, 1998.-135 с.
  49. Практикум по логистике / Под ред. Б. А. Аникина.- М: ИНФРА-Н, 1999−270 с.
  50. В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности, — М: Высшая школа, 1995.-202 с.
  51. Регистр лекарственных средств России. Издание 6.-М.: «РЛС-2000 «, 1999,1072 с.
  52. А.Н. Логистика: Терминологический словарь, — М.: Экономика, 1995.-251 с.
  53. Сборник основных нормативных актов по фарматевтической деятельности ./ Под редакцией Б. А. Чакчира: СПб. Сайта, 1996 792 с. Дополнение № 1 1997−320 с.
  54. А.И. Предпринимательская логистика,— СПб.: Политехника, 1997.-352 с.
  55. А.И. Введение в теорию обоснования логистических решений.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-247 с. ^
  56. В.И. Менеджмент в бизнес-логистике.-М.: Филинъ, 1997.-772 с.
  57. А.А. Введение в логистику,— М.: Транспорт, 1993.-112 с.
  58. А.А. Логистика-М.: Знание, 1990.-64- е.
  59. Л.А. Макроэкономическая концепция-коммерциализации услуг. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-156 с.
  60. Л.А. Коммерция и эффективность услуг на оптовом рынке. -Самара, 1997.-109 с.
  61. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М. -АстроФармСервис, 1999.-1520 с.
  62. В.М. Экономико-математическиеметоды и модели в ценообразовании Л.: ЛФЭИ, 1991.-180 с.
  63. С.А. Логистика, — СПб. Инвест-НТ, Т996.-235 с.
  64. Э. А. Шуренов Е.А. Компьютерный учет в торговле, — М: ООО «БЕСТ-СОФТ», 1995−280 с.
  65. Фарминдекс: бюллетень для оптовых покупателей и поставщиков медикаментов. СПб. — Фарос, 1999.
  66. Фарминдустрия: Справочник. СПб. — Фарос, 1999, — 751 с.
  67. Фармация и медицина: Информационно справочный журнал. — Самара: ТОО ПКФ «Самара Фармсервис», 1999. -
  68. М.А. Формирование инфраструктурного комплекса муниципальной экономики (логистическая концепция): автореф. докт. дисс. СПб. — 29 с.
  69. В.П., Денисов И. Н. Лизинг в медицине. -Самара: 1996. С. 18−33.
  70. В.П. и др. Маркетинг в медицине Самара: 1996. С. 4 — 25.
  71. ., Вань Т. Логистика: новые принципы менеджмента и конкурентоспособности: Пер. с фр. М.: OA «Консалтбанкир», 1999. — 110 с.
  72. В. В. Парфенов А.В., Пасяда Н. И. Эволюция форм и методов торIгового посредничества в послереволюционной России. СПб.: Изд-во СПбГЧЭФ, 1996- 186 с.
  73. В.В., Щевченко С. Ю. Экономика и организация коммерции: основы научно-технического трансфера. СПб.: Изд-во СПбГЧЭФ 1998 — 154 с.
  74. Дж., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 350 с.
  75. Экономика и инновационные процессы в Здравоохранении / Под ред. Кучеренко В. З. М.: 1994. С. 169 — 205.
  76. Экономическая школа: Вып. 1.2.3. СПб. Изд-во СПбГЧЭФ 1996 — 98.
  77. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1996. -238 с.
  78. Энциклопедия предпринимателя Под общей ред. С. М. Синельникова и М. Б. Биртакова СПб.: ТОО «Олбис», АО «СатйсЪ», 1994 — 592 с.
  79. М.А. Логистика государственных закупок в России: автореф. канд. дисс. СПб.: 1999- 16 с. :
  80. A.M. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. 1997 № 2. С. 43 — 44.
  81. European logistics Corporative Costs and Practice. London, ELA, 1992.
Заполнить форму текущей работой