Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальное проектирование структур аппарата федеральных органов исполнительной власти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Конституция Российской Федерации. — М., 1993; Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» № 2 — ФКЗФедеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 — Ф3- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗЗакон Российской Федерации «О федеральных органах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальное проектирование структур государственного аппарата как составная часть социального управления
    • 1. 1. Социальное проектирование структур государственного аппарата как научная проблема и практическая задача
    • 1. 2. Социальное проектирование структур государственного аппарата как комплексная управленческая технология
  • Глава 2. Проблемы оптимизации социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти
    • 2. 1. Создание организационно-правовой основы социального проектирования структур государственного аппарата
    • 2. 2. Управленческое консультирование в сфере государственной службы как технология решения задач социального проекта

Социальное проектирование структур аппарата федеральных органов исполнительной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В науке пока не разработана концепция социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти, отсутствует научное определение субъектов такого проектирования, его ценностных ориентиров, форм, методов и технологий. Поэтому исключительно актуальным является исследование возможности социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти в современных социально-управленческих условиях. Социальное проектирование структур государственного аппарата является действенным инструментом достижения стратегических целей общественного и государственного развития, удовлетворения ожиданий, коренных интересов и насущных потребностей большинства граждан, в том числе самих государственных служащих.

Анализ современного состояния российского общества подтверждает приоритетность и актуальность задачи повышения эффективности социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти. Оно выступает как комплексная управленческая технология и специфический вид профессиональной деятельности по созданию организационно-структурных и социальных условий, обеспечивающих осуществление государственно-управленческой деятельности федеральных органов исполнительной власти адекватно национальным интересам, социальным потребностям и целям общественного развития.

Учитывая масштаб функционирования федеральной исполнительной власти и свойственные ей политический характер, правовую основу, социальную природу и механизмы реализации, системно-структурные особенности ее аппарата, в настоящем контексте, представляется целесообразным исследовать не только возможность построения концептуальной теоретической модели социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти, но и возможность технологизации как самого процесса проектирования, так и российского социального пространства.

В рамках реализации задач Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003;2005 годы)» социальное проектирование структур аппарата федеральных органов исполнительной власти выступает ключевым фактором оптимизации численности государственных служащих и формирования системы управления государственной службой. Оно способствует повышению эффективности управляющего воздействия на все сферы общественной жизнедеятельности и социальной системы в целом.

Актуальность проблемы социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти подтверждается настоятельной потребностью общества и государства в создании благоприятных условий для совершенствования организационных и социально-служебных отношений в структурах государственных органов и на государственной службе в целом.

В числе приоритетных направлений изучения проблемы социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти выступает не только выявление факторов, составляющих внешний вектор проектирования, но и решение внутриорганизационных проблем государственных органов для их целесообразного функционирования и развития.

Степень научной разработанности темы. При подготовке работы автор опирался на труды и исследования своих предшественников в области социального управления, социального проектирования, теории и социологии организаций, социальных технологий, кадровой политики и управления персоналом, стремился учесть конкретно-исторические условия и современные тенденции развития федеральных органов исполнительной власти.

Неоценимый вклад в развитие теории социального и государственного управления внесли древнегреческие философы Аристотель («Политика») и Платон («Государство»). Их основные идеи были продолжены и развиты в трудах Н. Макиавелли («Государь»), Т. Гоббса («Левиафан»), Дж. Локка («Два трактата о правлении») и Ж.-Ж. Руссо («Об общественном договоре»).

Развитие теории и технологий управления, теории организаций, административной теории и теории лидерства связано с трудами таких известных исследователей, как О. Конт, А. Сен-Семон, Ф. Тейлор, А. Фай-оль, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето.

В работе использованы идеи K.P. Поппера, впервые давшего классификацию социальных технологий1, а также болгарских ученых Н. Стефанова и М. Маркова, которые провели анализ социальной технологии с точки зрения ее научного предмета2.

Учитывая многоаспектный характер исследуемой проблемы, автор счел возможным провести определенную классификацию имеющейся литературы.

Первая группа работ включает труды Г. А. Антонюка, Дж. К. Джонс, Я. Дитриха, Т. М. Дридзе и Э. А. Орловой, Ю. А. Крючкова, В. А. Лукова, И. И. Ляхова, И. Перлаки, А. И. Пригожина, Ж. Т. Тощенко, А. Уилсона и М. Уилсона, С. Янга, в которых изложены основные понятия и методологические положения социального проектирования, являющегося базисным.

1 См.: Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. М., 1992.

2 См.: Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг. М., 1976; Марков М. Технология и эффективность социального управления: Пер. с болг. М., 1982. понятием для социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти1.

Вторую группу работ составляют произведения отечественных ученых, рассматривавших проблемы теории и социологии организации. К ним относятся труды A.A. Атаева, Д. М. Гвишиани, В. Л. Доблаева, В. Д. Козлова, Л. Я. Косалса, A.B. Лимаренко, A.M. Омарова, В. Е. Пилипенко, А. И. Пригожина, С. С. Фролова, В. В. Щербины и Л. Б. Садовниковой .

Третью группу работ составляют научные разработки российских ученых в области социальных технологий. Это работы В. Г. Афанасьева, B.C. Дудченко, Л .Я. Дятченко, В. Н. Иванова, В. И. Патрушева, В. М. Шепеля, в которых раскрыты методологические основы анализа социальных технологий и непосредственно внедренческого процесса, обосновывалась необходимость изучения инновационных методов управления персоналом3.

1 См.: Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 1986; Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. М., 1976; Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. М., 1976. Дридзе Т. М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995; Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв.ред. Т. М. Дридзе. М., 1994; Крючков Ю. А. Научно-методологические основы и методы социального проектирования: Автореф. дисс.. д-ра социолог, наук. М.: Ин-тсоциологии, 1994. Луков В. А. Социальное проектирование. M., 1997; Ляхов И. И. Социальное конструирование. М., 1970; Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989; Тощенко Ж. Т., Аитов H.A., Лапин Н. И. Социальное проектирование. М., 1982; Уилсон А., Уил-сон М. Управление и творчество при проектировании систем. М., 1976. Янг С. Системное управление организаций. М., 1972.

2 См.: Атаев A.A. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. М., 1988; Гвишиа-ни Д. М. Организация и управление. М., 1972; Доблаев B.JI. Теория организаций. М., 1995; Козлов В. Д. Управление организационной культурой. М., 1990; Косалс Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989; Лимаренко A.B. Законы организации и социальные алгоритмы. Владивосток, 1989; Омаров A.M. Управление и человек. М., 1989; Пилипенко В. Е. Организация. Труд. Эффективность. Киев, 1991; Пригожин А. И. Организация: системы и люди. М., 1983; Пригожин А. И. Современная социология организаций. М., 1995; Щербина В. В. Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. Кишинев, 1989; Фролов С. С. Социология. М., 2000; Щербина В. В. Социальные теории организации. Словарь. М., 2000.

3 См.: Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975; Его же. Человек в управлении обществом. М., 1977; Его же. Общество: системность, познание, управление. М., 1981; Дудченко B.C. Инновационные технологии: учебно-метод. пособие. М., 1996; Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993; Иванов В. Н. Социальные технологии в государственном управлении. Методическое пособие. М., 1993; Его же. Социальные технологии в современном мире. М., 1996; Иванов В.H., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001; Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999.

Ввиду того, что автор имеет непосредственное отношение к деятельности федеральных органов налоговой полиции, он посчитал необходимым выделить в специальную группу работы, где рассматриваются и анализируются проблемы становления и развития названных органов.

Четвертая группа работ — научные труды, в которых специально рассматриваются вопросы налогообложения, проблемы формирования и организации управления деятельностью федеральных органов налоговой полиции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, обеспечению безопасности и борьбы с коррупцией в налоговых органах. Таких работ сравнительно немного.

Среди авторов, активно исследующих современные проблемы функционирования налоговой системы и разрабатывающих концептуальные подходы для налоговой реформы в условиях переходного периода, следует назвать: С. Н. Алмазова, О. В. Болтромеюк, В. И. Волковского, И.И. Куче-рова, В. И. Лисова, В. Ф. Пилипенко, В. Ф. Солтаганова и др. Основное внимание они уделяли раскрытию деятельности федеральных органов налоговой полиции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации в нестабильных условиях российского социума на основе учета отечественного и зарубежного опыта1.

Большое значение для разработки темы, научного осмысления объекта, предмета и реализации задач диссертационного исследования имели работы, посвященные проблемам современного государственного управления и государственной службы, проблемам государственной кадровой политики, в которых раскрываются ее принципы, главные цели, приори.

1 См.: Алмазов С. Н. Налоговая полиция: создать и действовать: Воспоминания первого директора налоговой полиции России. М., 2000; Болтромеюк О. В. Функции налоговой полиции России: социальный и институциональный аспекты: Дисс.. кандидата социолог, наук. М.: РАГС, 2002; Волковский В. И. Налоговые органы и экономическая безопасность. М., 2000; Кучеров И. И. Налоги и криминал: Историко-правовой анализ. М., 2000; Лисов В. И., Солтаганов В. Ф. Экономическая безопасность России и развитие корпоративных систем. М., 2001. Пилипенко В. Ф. Федеральные органы налоговой полиции Российской Федерации в правоохранительной и фискальной системах государства. М., 2000; Солтаганов В. Ф. Налоговая полиция: вчера, сегодня, завтра. М., 2000. тетные стратегические направления, субъекты, объекты и механизмы реализации, анализируется современное состояние кадров государственной службы, уровень их профессионального развития. Среди них необходимо выделить работы Г. В. Атаманчука, В. Д. Граждана, Г. П. Зинченко, JT.A. Ка-линиченко, А. Е. Лукьяненко, В. И. Лукьяненко, A.B. Новикова, К.О. Маго-медова, B.C. Нечипоренко, Е. В. Охотского, В. Г. Смолькова, В.А. Сулемо-ва, А.И. Турчинова1 и др.

Важными для осмысления возможности социального проектирования в современных российских условиях стали взгляды и суждения ученых А. Г. Здравосмыслова, H.H. Моисеева, Г. В. Осипова, П. Штомпки2. Основным итогом анализа этих суждений является то, что социальное проектирование структур аппарата государственных органов, как и социальное проектирование, не должно быть самоцелью и превратиться в социальное мифотворчество. Оно возможно только на основе научно обоснованных, осознанных и профессионально подготовленных социальных прогнозов и проектов общественного развития. Такая стратегия, совмещающая научный взгляд, здравый смысл и профессиональную компетентность, является главным условием, определяющим весь процесс социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти.

1 См.: Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). Учебное пособие. М., 2000; М., 2001; Граждан В. Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 1997; Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под ред. С. В. Пирогова. М., 1996; Современная государственная кадровая политика и эффективность управления. Ростов-наДону, 1998; Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. Кадроведение: курс лекций. М., 1998; Зинченко Г. П. Как изменить работу чиновников. Ростов-на-Дону, 2001; Калиниченко Л. А. Социальная организация государственной службы. М., 2000. Лукьяненко А. Е., Лукьяненко В. И., Новиков A.B. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования. М., 1999; Магомедов К. О. Социология государственной службы. М., 2000; Нечипоренко B.C. Кадровый потенциал России: состояние и основные тенденции изменений. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 2002; Охотский Е. В., Смольков В. Г. Бюрократия и бюрократизм. М., 1996; Сулемов В. А. Управление персоналом как компонент и механизм реализации государственной политики // Управление персоналом государственной службы / Под общ. ред. Е. В. Охотского. М., 1997; Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998 и др.

2 См.: Здравосмыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996. С.226- Моисеев H.H. Расставание с простотой. М., 1998. С.309- Осипов Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002. С. XXXIV, 37. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М., 1996. С. 291, 320.

Подводя итоги анализа научной литературы по избранной теме, отметим, что в них не нашли отражения и подробного раскрытия проблемы социального проектирования, объектом которого выступают организационно-должностные и социальные структуры аппарата федеральных органов исполнительной власти. Не уделено должного внимания вопросам взаимосвязи организационного развития государственных органов и профессионального развития государственных служащих, а также вопросам взаимодействия гражданского общества и государства по проблемам организационно-структурного построения и повышения социальной эффективности последнего. Как справедливо отмечает Т. П. Фокина, в настоящее время в основном происходит проектирование бизнес-организаций, промышленных корпораций. Но не меньший интерес для теории организации представляют успехи или неудачи в проектировании государственных и муниципальных органов, организаций так называемого «третьего сектора"1.

Слабая теоретическая проработка проблемы социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти, сложность и противоречивость ее решения в практической управленческой деятельности Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств обусловили выбор темы исследования.

Объектом исследования является аппарат федеральных органов исполнительной власти, его организационно-должностные и социальные структуры.

Предмет исследования — социальное проектирование структур аппарата федеральных органов исполнительной власти.

1 См.: Фокина Т. П. Праксическая методология в обучении организационному проектированию // Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии). Саратов, 1997. С. 205.

Целью исследования является определение требований к социальному проектированию структур аппарата федеральных органов исполнительной власти на основе социологического анализа сущности и содержания этого процесса.

Задачи исследования:

— раскрыть сущность и основное содержание социального проектирования структур государственного аппарата как научной проблемы и практической задачи;

— обосновать социальное проектирование структур государственного аппарата как комплексную управленческую технологию и составную часть социального управления;

— разработать основные подходы к созданию организационно-правовой основы социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти;

— выявить взаимосвязь социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти и управленческого консультирования в сфере государственной службы.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что теоретическое обоснование, разработка и практическое использование социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти позволит активизировать управленческий, организационный и творческий потенциал общества и государства, направить его на достижение целей общественного прогресса. Такое проектирование способно включить социальные механизмы преобразующей деятельности государства, рационально использовать нерастраченную энергию социального действия, которого уже давно ожидают в российском обществе. Совпадение управляющего воздействия и ожидания позволит достичь социального эффекта государственного управления, начать движение от социальной организации общества к социальному порядку. и.

Теоретико-методологическую основу исследования составили социологическая теория власти, общеметодологические принципы диалектического и структурно-функционального анализа, а также исторический и системный подходы к исследованию социальных явлений, отношений, процессов и взаимодействий. В ходе исследования применялись как общие теоретические методы научного познания: абстрагирование, анализ и синтез, дедукция и индукция, теоретическое моделирование, так и эмпирические методы: наблюдение, социологические опросы, проектирование, эксперимент и др. На их основе сделан всесторонний комплексный социологический анализ сущности и содержания процесса социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти.

Общетеоретической основой диссертационного исследования стали концепции М. Вебера о рациональной организации общества и рациональной бюрократии, М. М. Ковалевского — о факторах социального развития, П. А. Сорокина — о социальной стратификации и социальной мобильности, Ф. Хайека — «о расширенном порядке», Т. Парсонса — о социальном порядке, характеризующие общество как внутренне взаимосвязанные и «самоподдерживающиеся» социальные системы, функционирующие во внешней окружающей среде. В работе использованы общетеоретические выводы A.A. Богданова, И. Пригожина, П. Струве, Г. Хакена о природе организационных и самоорганизационных процессов. В ходе исследования учтены новейшие достижения в разработке проблем социологии, содержащиеся в работах A.A. Зиновьева «На пути к сверхобществу"1 и А. Турена «Возвра2 щение человека действующего» .

Источниковую базу диссертационного исследования составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы прохождения государственной службы в Россий См.: Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М., 2000.

2 См.: Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998. ской Федерации, деятельность федеральных органов исполнительной власти, послания Президента Российской Федерации1. Автор опирался также на материалы государственной статистики, ведомственной статистики и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (Федеральная служба налоговой полиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет и др.) по организационно-структурным вопросам и проблемам кадровой политики.

Эмпирической базой диссертации, выработанных теоретических положений и рекомендаций стали результаты социологических исследований, проведенных учеными кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в которых автор принимал участие:

1. «Организационная культура государственной службы». Социологический опрос проведен в октябре-ноябре 1999 г. Опрошено 1250 государственных служащих в 11 министерствах, ведомствах, законодательных и судебных органах в 12 регионах Российской Федерации. В экспертном исследовании приняли участие 82 эксперта, представляющие федеральные и региональные органы государственной власти. Выборка репрезентатив.

1 См.: Конституция Российской Федерации. — М., 1993; Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» № 2 — ФКЗФедеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 — Ф3- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗЗакон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» N° 5238−1- О системе федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1176- О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867- Федеральная программа «Реформирование государственной службы (2003;2005 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336- Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 806- Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его структуре. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 644- Вопросы Федеральной службы налоговой полиции. Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. № 1272. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002;2004 годы). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-рНе будет ни революций, ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. М., 2001; России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации//Российская газета.2002.19 апреля. на по возрасту, полу, занимаемой должности и ветвям власти. Руководитель исследования — доктор медицинских наук, профессор Романов B. J1. Индекс в диссертации: ОК ГС-99.

2. «Становление и перспективы развития кадрового корпуса государственной службы Российской Федерации». Социологический опрос проведен в сентябре — октябре 2000 г. Опрошено 1210 государственных служащих в 11 центральных аппаратах федеральных органов власти, а также в 12 регионах Российской Федерации. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, стажу работы. Руководители исследования — доктор медицинских наук, профессор Романов B. JL, доктор социологических наук, профессор Турчинов А. И. Индекс в диссертации: СПРКК-2000.

3. «Оценка состояния теоретических основ государственной кадровой политики и формирования кадрового корпуса государственных служащих в федеральных органах власти». Комплексный социологический опрос проведен в мае 2001 г. Выборочная совокупность составила 2701 человек, из них 1434 респондента из числа населения, 1183 — государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и 90 экспертов. В качестве экспертов выступили руководители кадровых служб соответствующих министерств и ведомств, руководители управлений и комитетов органов власти, государственные служащие с большим стажем работы в органах исполнительной власти, ученые, политики. Опрос проводился в 17 субъектах и 8 центральных аппаратах по полу, возрасту, роду занятий. Руководитель исследования — д.с.н., профессор Турчинов А. И. Индекс в диссертации: ГКПИВ — 01.

4. «Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации». Социологический опрос проведен августе-сентябре 2002 г. Опрошено 1325 человек в 20 субъектах Российской Федерации. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, роду деятельности. Руководитель проектад.с.н., профессор Турчинов А. И. Индекс в диссертации: ГКП МР-2002.

Кроме того, для вторичного анализа были использованы материалы социологических исследований, проведенных за последние годы учеными кафедры государственной службы и кадровой политики и Информационно-социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. При подготовке диссертации использовались материалы других социологических исследований.

Основные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна состоят в следующем:

1. Раскрыта сущность социального проектирования структур государственного аппарата как научной проблемы и практической задачи. Главной отличительной особенностью такого проектирования является формирование и развитие социального вектора государственно-управленческой деятельности, а главной целью — повышение эффективности управляющего воздействия на все сферы общественной жизнедеятельности и социальной системы в целом, для их целесообразного, прогрессивного преобразования.

2. Социальное проектирование структур государственного аппарата обосновано как комплексная управленческая технология и специфический вид профессиональной деятельности по созданию организационно-структурных и социальных условий, обеспечивающих осуществление государственно-управленческой деятельности адекватно национальным интересам, социальным потребностям и целям общественного развития.

Сформулирована социологическая концепция социального проектирования структур государственного аппарата, представляющая систему взглядов на содержание и роль государственно-управленческой деятельности в общественном прогрессе, создание системно-структурных условий ее совершенствования в соответствии с интересами и социальными потребностями общества.

Раскрыто содержание инструментария социального проектирования структур государственного аппарата: его системы, механизма и процесса.

3. Раскрыты основные подходы к созданию организационно-правовой основы социального проектирования структур государственного аппарата, формированию единой организационно-штатной политики в сфере государственной службы. Реализация принципов, главных целей и приоритетных стратегических направлений такой политики создаст благоприятные условия для социально-проектной деятельности.

4. Выявлена взаимосвязь социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти и управленческого консультирования в сфере государственной службы. Управленческое консультирование может выступать в качестве одной из технологий решения задач социального проекта. Наглядно показано, что роль внутренних консультантов по управлению могут успешно выполнять кадровые службы федеральных органов исполнительной власти.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования теоретических выводов и практических рекомендаций при реформировании системы государственной службы Российской Федерации, совершенствовании социальных технологий современного управления. Основные результаты исследования могут быть использованы при:

— разработке социальных проектов, направленных на преобразование деятельности государственного аппарата, его конкретных структур;

— разработке законопроектов «О единой системе исполнительной власти в Российской Федерации», «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;

— консультировании руководителей федеральных органов исполнительной власти в процессе реализации социального проекта, а также по вопросам управления и организационного развития, создания конкретных структур государственных органов;

— углубленном изучении проблем становления и развития федеральной исполнительной власти, повышения социальной эффективности государственно-управленческой деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, на научно-практической конференции «Проблемы разработки и реализации социальных технологий в регионах» (Самара, декабрь 2000 г.), на Международной конференции «Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России» (Ростов-на-Дону, июнь 2001 г.), научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 150-й годовщине со дня рождения М. М. Ковалевского (Москва, май 2001 г.), научно-практической конференции молодых ученых «Творческое наследие П. А. Сорокина и актуальные проблемы научных исследований» (Москва, март 2002 г.), а также отражены в научных публикациях по рассматриваемой теме.

Ряд положений диссертационного исследования были использованы при разработке Концепции развития федеральных органов налоговой полиции на 2002 — 2004 годы, Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных органах налоговой полиции, проекта Концепции организационно-штатной политики в федеральных органах налоговой полиции, перечней должностей сотрудников и соответствующих этим должностям специальных званий, структурно-штатных нормативов подразделений налоговой полиции, а также при создании и совершенствовании организационно-должностных структур конкретных подразделений и органов налоговой полиции.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, трех приложений.

Заключение

.

Завершая рассмотрение теоретических и практических проблем социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти, следует отметить, что осознание необходимости такого проектирования идет крайне медленно, это достаточно длительный общественный процесс. Являясь ответственным этапом в системе управления общественными процессами и разновидностью социально-проектной деятельности, социальное проектирование структур государственного аппарата обладает рядом специфических особенностей. К ним, прежде всего, следует отнести: особый статус социального проектирования структур государственного аппарата как специфического вида профессиональной деятельности, которую необходимо вывести за рамки организационно-управленческой практики Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, а также особый статус субъектов этого вида проектированияпрямая зависимость социального проектирования структур государственного аппарата от содержания социальных прогнозов и закладываемых в эти прогнозы моделей социального поведения людейнацеленность этого вида проектирования на решение социальных проблем общества через преобразование деятельности государственного аппарата.

Кроме того, следует отметить, что объектом социального проектирования структур государственного аппарата является не формальная организационная структура государственного органа, а структура его аппарата, представляющая совокупность организационно-должностной, профессионально-квалификационной и социальной структуры.

Предметом социального проектирования структур государственного аппарата является не только рационализация управления деятельностью государственного органа, но и преобразование социально-управленческих отношений общества и государства в определенной сфере жизнедеятельности. Для этого нужно стремиться расширить пределы технологизации социального пространства посредством внедрения социального проекта.

Названные особенности отличают социальное проектирование структур государственного аппарата от организационного и других видов проектирования.

В ходе работы над темой автору диссертации удалось решить поставленные исследовательские задачи.

1. Как показало исследование, социальное проектирование структур государственного аппарата имеет два вектора: внешний и внутренний (см. приложение 3). Однако важно именно то, что его внутренний аспект — это решение внутриорганизационных проблем в государственном аппарате, в первую очередь касающихся целенаправленного профессионального развития государственных служащих, повышения их социального статуса и престижа государственной службы.

Все это позволяет достигать главной цели проектирования-повышения эффективности управляющего воздействия государства на все сферы общественной жизнедеятельности и социальную систему в целом, для их целесообразного, прогрессивного преобразования.

2. Анализ проблем связанных с внедрением социального проектирования структур государственного аппарата в современную социально-управленческую практику позволил автору обосновать этот вид проектирования как комплексную управленческую технологию и специфический вид профессиональной деятельности по созданию организационно-структурных и социальных условий, обеспечивающих осуществление государственноуправленческой деятельности адекватно национальным интересам, социальным потребностям и целям общественного развития.

В качестве основополагающего выступает системный подход к социальному проектированию структур государственного аппарата, ориентированный на системно-структурное исследование объектов социального проектирования. Такой подход обеспечивает изменение системных свойств проектируемого социального объекта через преобразование его структурных элементов. Это касается: во-первых, структур государственного аппаратаво-вторых, системы исполнительной власти как системы социальных отношений общества и государствав-третьих, общественных отношений и социальных процессов в различных сферах жизнедеятельности людей.

Социологическая концепция социального проектирования структур государственного аппарата, представляет систему взглядов на содержание и роль государственно-управленческой деятельности в общественном прогрессе, создание системно-структурных условий ее совершенствования в соответствии с интересами и социальными потребностями общества.

3. Автору диссертации удалось сформулировать концепцию организационно-штатной политики в сфере государственной службы. Такая организационно-штатная политика должна стать первым, главным этапом и фундаментальной основой социального проектирования структур. Реализация организационно-штатной политики позволит не только создать благоприятные условия для социально-проектной деятельности, но и привести организационную структуру и штатную численность государственных органов в соответствие с потребностями общества, оптимизировать карьерное пространство государственной службы, повысить эффективность профессионально-должностного развития ее персонала, реализовать другие важнейшие направления кадровой политики в системе федеральных органов исполнительной власти.

4. Социальное проектирование структур аппарата федеральных органов исполнительной власти и управленческое консультирование в сфере государственной службы имеют непосредственную связь. Во-первых, консультанты по управлению могут привлекаться в качестве субъектов социального проектирования. Во-вторых, управленческое консультирование может использоваться на стадии внедрения социального проекта. В-третьих, социальные проекты структур государственного аппарата могут рождаться в процессе управленческого консультирования. Явным преимуществом управленческого консультирования является его способность целенаправленно воздействовать на другие виды профессиональной деятельности: социальное проектирование структур государственного аппарата и государственно-управленческую деятельность. Управленческое консультирование в сфере государственной службы, при его правильном восприятии руководителями государственных органов, может стать важнейшим фактором решения задач социального проекта.

Анализ процесса социального проектирования структур государственного аппарата позволил сформулировать ряд практических рекомендаций в интересах дальнейшего совершенствования государственно-управленческой деятельности аппарата федеральных органов исполнительной власти. В целом они сводятся к следующему.

Во-первых, результаты диссертационного исследования приводят к выводу о необходимости создания организационного механизма социального проектирования структур государственного аппарата посредством четкого установления его основных субъектов. В условиях современной России такие роли могут выполнять сотрудники Парламента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, представители структур гражданского общества, профессионально занимающиеся исследованием проблем становления и развития государственной службы, разработками структур управления, управленческим консультированием и т. п.

Во-вторых, проведенный автором анализ изменения структуры федеральных органов исполнительной власти в период с 1992 по 2002 годы, опыта функционирования и организационного развития конкретных министерств и ведомств позволяет сделать вывод о возможности социального проектирования структур государственного аппарата влиять на эффективность исполнительной власти. Для этого и в процессе проектирования, и в ходе реализации социального проекта необходимо стремиться к соблюдению следующих организационно-структурных условий:

— структура исполнительной власти должна детерминироваться функциями государственного управления, обладать высоким уровнем интеграции входящих элементов и взаимодействия с внешней средой, обеспечивать разумное, гармоничное сочетание централизации и децентрализации управления;

— организационная структура исполнительной власти должна строиться на принципах социального управления и включать блоки органов управления, соответствующие структуре управляемых объектов (экономические, социально-культурные, административно-политические процессы);

— структура исполнительной власти должна представлять не только совокупность осуществляющих исполнительно-распорядительные функции органов управления, но и быть системой организационных связей, позволяющих при реализации государственно-управляющих воздействий устанавливать социальные взаимодействия и взаимоотношения социального партнерства с различными органами государственной власти, местного самоуправления и структурами гражданского общества.

— внутриорганизационная структура органа исполнительной власти должна адекватно отражать установленные для него в законодательстве Российской Федерации и положении об органе статус, цели, задачи, функции и обеспечивать благоприятные условия (структурно-функциональные связи) для рациональной и эффективной организации его деятельности в определенной сфере и работы собственного аппарата;

— органы исполнительной власти должны иметь в своей организационной структуре подразделения, обеспечивающие достижение стратегических целей и отвечающие за выполнение актуальных (текущих) задач, ориентированные на события внешней среды функционирования и решение внутриор-ганизационных проблем;

— основой для создания организационной структуры управления органа исполнительной власти, являются взаимосвязанные между собой целесообразным образом в рамках определенного технологического процесса должности (рабочие места) государственных служащих (руководителей, специалистов, технического персонала) с учетом применения нормативов численности и норм управляемости.

В-третьих, представленное в диссертации понимание организационно-штатной политики в сфере государственной службы, ее социальной обусловленности и природы дает возможность иначе увидеть приоритетные стратегические направления организационного развития государственных органов в современных социально-управленческих условиях, начать целенаправленную работу по унификации нормативно-правовой и информационной базы организационно-штатной работы в государственных органах.

В-четвертых, в работе сделана попытка, обосновать значимость кадровых служб в процессе внедрения социального проекта. Кадровые службы государственных органов могут стать ведущим звеном в организационном механизме социального проектирования структур аппарата федеральных органов исполнительной власти. Для этого необходимо наряду с расширением их функций, полномочий и ответственности повысить их статус. Это позволит кадровым службам стать полноценными участниками управленческих отношений в процессе социального управления, управления персоналом.

В-пятых, системное понимание проблемы совершенствования государственно-управленческой деятельности, представленное в настоящей работе, приводит к необходимости разработки обоснованных предложений по созданию федерального органа управления государственной службой, в составе которого должен функционировать Центр социального проектирования структур государственного аппарата и организационно-штатной политики. Указанное структурное подразделение (при условии его укомплектования профессионально подготовленными, целеустремленными, творчески настроенными сотрудниками) могло бы приступить к формированию и реализации единой организационно-штатной политики в сфере государственной службы, развернуть работу по организации (координации) деятельности различных коллективов в сфере социального проектирования структур государственного аппарата.

В-шестых, с точки зрения развития социологического знания, в настоящем исследовании сделана попытка, показать предметно-практическую взаимозависимость и взаимодополняемость таких его отраслей как «социология управления» и «социальная структура, социальные институты и процессы». Без глубокого исследования и осознания социальных изменений невозможно вырабатывать адекватные социальной реальности управленческие технологии. Но именно технологизация управления общественной жизнедеятельностью обеспечивает протекание социальных процессов в желаемом направлении. Важно, чтобы направленность функционирования аппарата государственного управления совпадала с наиболее значимыми социальными ценностями и ориентирами данного этапа общественного развития. Во многом это зависит как от уровня профессионального развития государственных служащих, так и от качества конкретной социальной технологии.

Подводя итоги, отметим, что задача социологии управления заключается в том, чтобы установить в какой мере создаваемые структуры государственного аппарата не только учитывают социальные потребности и интере.

166 сы большинства общества, но и способствуют проявлению индивидуальности личности государственного служащего, практической реализации ее профессиональных знаний, умений, способностей и творческого потенциала. Если к этому не стремиться, то процесс дисфункциональных расстройств в организационных системах общества и государства приобретает необратимый характер. Это сопровождается не только социальной и моральной деградацией действующих личностей и негативными явлениями в системе социально-управленческих отношений, но и кризисными социально-экономическими явлениями в обществе, которые становятся социальным фактом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» № 2 ФКЗ.
  3. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 ФЗ.
  4. Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» № 523 8−1.
  5. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ.
  6. О системе федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1176.
  7. О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867.
  8. О совершенствовании федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249.
  9. Федеральная программа «Реформирования государственной службы (2003−2005 годы), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336.
  10. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р.
  11. Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 806.
  12. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его структуре. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 644.
  13. Вопросы Федеральной службы налоговой полиции. Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. № 1272.
  14. Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. -М., 2001.
  15. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации //Российская газета.2002.19 апреля.
  16. О.В. Функции налоговой полиции России: социальный и институциональный аспекты: Дисс.. кандидата социолог, наук. М.: РАГС, 2002.
  17. Ю.А. Научно-методологические основы и методы социального проектирования: Автореф. дисс.. д-ра социолог, наук. М.: Ин-т социологии, 1994.
  18. Ю.А. Социально-организационное проектирование института государственной службы: Дисс.. кандидата социолог, наук. М.: РАГС, 2002.
  19. I. Монографии, учебно-методические пособия, журнальные публикации и т. д.
  20. Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М., 1996.
  21. В.Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев, 1990.
  22. Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. Тезисы Международной научно-практической конференции. Москва. 16−18 декабря 1997 г. -М., 1997.
  23. И.Н. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. М., 1989.
  24. Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 1986.
  25. О.С. Проблемы формирования нового управленческого решения. М., 1988.
  26. A.A. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. М., 1988.
  27. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). Учебное пособие. М., 2000.
  28. С.Г., Матирко В. И. Государственная служба. Кадровый потенциал. М., 2001.
  29. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  30. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
  31. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.
  32. A.A. Социальные технологии в менеджменте // Истоки российского менеджмента. М., 1997.
  33. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Тракта по социологии знания. М., 1995.
  34. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. М., 1987.
  35. A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х т. М, 1989.
  36. Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). Словарь. М., 1999.
  37. Ю.Е., А.Е. Лукьяненко. Основы организаторской деятельности руководителя. М., 2000.
  38. М. Избранные произведения. М., 1990.
  39. Ю.Е. Демократия и усиление управленческой деятельности государства// Вестник Академии налоговой полиции. М., 2001.
  40. Д.М. Организация и управление. М., 1972.
  41. Государственная служба России: проблемы становления и развития. М., 2001.
  42. В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 1997.
  43. Государственное и муниципальное управление: справочник. М., 1997.
  44. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): учебное пособие. М., 2000.
  45. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под ред. С. В. Пирогова. М., 1996.
  46. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. Кад-роведение: курс лекций. М., 1998.
  47. Государственная служба: Словарь. М., 2000.
  48. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998.
  49. Дж.К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. М., 1976.
  50. Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. М., 1976.
  51. Т.М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
  52. В.Л. Теория организаций. М., 1995.
  53. В.И., Кравченко А. И. Социология: в 3 т. Т.1: Методология и история. М., 2000.
  54. B.C. Инновационные технологии: учебно-метод. пособие. М., 1996.
  55. Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
  56. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993.
  57. A.A. На пути к сверхобществу. М., 2000.
  58. Г. П. Как изменить работу чиновников. Ростов-на-Дону, 2001.
  59. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  60. А.Г. Социология конфликта. М., 1996.
  61. В.Н. Социальные технологии в государственном управлении. Методическое пособие. М., 1993.
  62. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.
  63. В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001.
  64. JI.A. Социальная организация государственной службы. М., 2000.
  65. B.C. Организация и самоорганизация социальных систем. Словарь. М., Изд-во РАГС, 2001.
  66. B.C., Яценко ЛИ. Технологии социального управления // Социальное управление: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  67. В.Д. Управление организационной культурой. М., 1990.
  68. Концепции государственной службы и кадровой политики. М., 2002.
  69. Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. -Новосибирск, 1989.
  70. М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления. Психологические причины. Метод автоматизированного анализа. Таллин, 1985.
  71. Ю.Д. Организационное поведение. М., 1999.
  72. A.B. Законы организации и социальные алгоритмы. Владивосток, 1989.
  73. В.А. Социальное проектирование. М., 1997.
  74. А.Е., Лукьяненко В. И., Новиков A.B. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования. М, 1999.
  75. И.И. Социальное конструирование. М., 1970.
  76. .В. Эволюция систем и концепций социального управления // Социальное управление: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  77. К.О. Социология государственной службы. М., 2000.
  78. Н. Государь: Сочинения. М.- Харьков, 2001.
  79. М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.
  80. А.П. Повышение эффективности государственной службы в аппарате Парламента (Опыт Канады, Германии, Франции и России) // Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. № 2.2000. С.47−59.
  81. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  82. В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов. М., 2001.
  83. В.Д. Методология систем: вербальный подход. М., 1999.
  84. H.H. Расставание с простотой. М., 1998.
  85. B.C. Кадровый потенциал России: состояние и основные тенденции изменений. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 2002.
  86. A.M. Управление и человек. М., 1989.
  87. Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.
  88. Основы современного социального управления: теория и методология: Учебное пособие / Под. ред. В. Н. Иванова. М., 2000.
  89. Е.В., Смольков В. Г. Бюрократия и бюрократизм. М., 1996.
  90. A.C. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999.
  91. В.Е. Организация. Труд. Эффективность. Киев, 1991.
  92. Платон. Государство. Законы. Политика. М. 1998.
  93. K.P. Открытое общество и его враги. М., 1992.
  94. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
  95. А.И. Организация: системы и люди. М., 1983.
  96. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
  97. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог с природой. М., 2000.
  98. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв.ред. Т. М. Дридзе. М., 1994.
  99. Профессионализм административно-политических элит (философ-ско-социологический и акмеологический подходы). Ростов н/Д., 2002.
  100. Регион: к новому качеству управления. М., 2000.
  101. В.И. Основы управления. М., 2000.
  102. Современная государственная кадровая политика и эффективность управления. Ростов-на-Дону, 1998.
  103. Социальная инженерия: Сб. трудов / Под ред. Ю. М. Резника и В .В.Щербины. М., 1996.
  104. Социальное управление: Словарь. М., 1994.
  105. Социальные технологии: Толковый словарь. М.- Белгород, 1995.
  106. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. М., 1999.
  107. Социологические исследования в системе государственной службы 1992−2002. Москва-Орел.2002.
  108. Н. Общественные науки и социальная технология. Пер. с болг. М., 1976.
  109. Е.С. Самоопределение Росси и глобальная модернизация. М, 2001.
  110. Ш. Сулемов В. А. Управление персоналом как компонент и механизм реализации государственной политики // Управление персоналом государственной службы / Под общ. ред. Е. В. Охотского. М., 1997.
  111. Ф.У. Принципы научного управления. М., 1991.
  112. ПЗ.Тощенко Ж. Т., Аитов H.A., Лапин Н. И. Социальное проектирование. М., 1982.
  113. .Т. Социология. Общий курс. М., 2000.
  114. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента: Практ. пособие. М., 2001.
  115. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998.
  116. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
  117. А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. М., 1976.
  118. Управление организацией: Учебник / Под. ред. А. Г. Поршнева и др. М., 1999.
  119. Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А. И. Турчинова. М., 2002.
  120. Управленческое консультирование. М., 1992. Т. 1−2.
  121. А. Общее и промышленное управление. М., 1991.
  122. Т.П. Праксическая методология в обучении организационному проектированию // Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии). Саратов, 1997.
  123. С.С. Социология: Учебник. М., 2000.
  124. Функционирование государственного аппарата управления: учебно-методическое пособие. М., 1998.
  125. В.Ф. Кратология наука о власти: Концепция. М., 2002.
  126. В.П. О восстановлении вертикали власти в Российском государстве // Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России. Ростов-на-Дону, 2001.
  127. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 2000.
  128. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999.
  129. В. В. Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. Кишинев, 1989.
  130. В.В. Социальные теории организации. Словарь. М., 2000.
  131. Энциклопедический словарь работника кадровой службы / Под общ. ред. В. М. Анисимова. М., 1999.
  132. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
  133. Янг С. Системное управление организаций. М., 1972.
Заполнить форму текущей работой