Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Состояние и тенденции развития овощеводства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация овощей на продовольственном рынке происходило под влиянием нескольких факторов: увеличение объёмов внутреннего производства; повышение степени удобства продуктов (для переработки и для непосредственного использования в пищу); внедрение технологий, позволяющих поддерживать качество продукта в течение более длительного времени и модифицировать этот продукт в соответствии… Читать ещё >

Состояние и тенденции развития овощеводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение.

1. Организация производства и реализации продукции овощеводства на Российском рынке.

1.1 Сущность производства и сбыта продукции овощеводства.

1.2 Состояние и тенденции развития овощеводства.

2. Современное состояние производственно-сбытовой деятельности на предприятии.

2.1 Организационно-экономическая характеристика.

2.2 Организация производства овощей на предприятии.

2.3 Каналы и эффективность реализации продукции овощеводства на предприятии Выводы и предложения Список использованной литературы.

Введение

Сельское хозяйство является важной отраслью национальной экономики. Агропромышленная политика сегодня направлена на то, чтобы сделать ее высокоэффективной и существенно повысить надежность обеспечения страны продукцией сельского хозяйства, улучшить ее качество. Повышение эффективности аграрного сектора экономики является одной из неотложных задач, стоящих перед Россией в настоящее время. От этого зависит благосостояние населения, успех экономических реформ.

В условиях проводимой аграрной реформы решение производственной проблемы связано с реформированием и развитием специализированных товарных рынков. Среди них особое место занимает рынок овощей. Овощеводство является одной из важных отраслей сельского хозяйства в России.

Овощеводство как отрасль растениеводства имеет большое народнохозяйственное значение, поскольку овощи являются важным источником получения витаминов, микроэлементов, а также ценных питательных веществ.

Динамика и темпы производства овощей, уровень обеспеченности населения овощной продукцией определяется развитием и размещением овощеводческого хозяйства. Успешное развитие овощеводства зависит от обеспеченности рабочей силой, транспортными путями для перевозки продукции, гарантированными вблизи рынков сбыта.

При выращивании овощей следует учитывать особенности, присущие только данной отрасли сельского хозяйства. Решающее значение имеют район размещения хозяйства и природно-климатические условия. Сорта овощей различаются урожайностью, качественными характеристиками и ценой реализации. Несмотря на то, что внедрение большинства сортов рассчитано не только на повышение урожайности, но и приспособляемости к условиям конкретного региона, некоторые виды овощных культур не могут выращиваться в определенных экономических районах.

Другой особенностью выращивания овощей является то, что практикуется две схемы их производства — в открытом и защищенном грунте (производство овощей в теплицах). Они очень различаются технологически и требуют разного уровня и характера капитальных вложений и текущих затрат.

Следующей особенностью овощеводства является повышенные требования к севообороту на площадях, занятых овощными культурами. Но внесение удобрений в почвы, на которых выращиваются овощные культуры, требует исключительно строгого соблюдения агротехнических правил, а количество удобрений ограничено особенностями произрастания тех или иных культур.

Овощеводство включает в себя не только выращивание овощей, но и их хранение, переработку и семеноводство. Овощи являются скоропортящейся продукцией, многие из них сохраняют свой товарный вид считанные часы (салат, укроп, редис и т. д.). Производство овощей является трудоемким и затратным.

Показателем, который может дать представление об эффективности производства овощей, является прибыль от реализации выращенных овощей и, как производный, — показатель рентабельности продукции.

Развитие рыночных отношений предопределило необходимость широкого использования маркетинга в практической деятельности организаций. Важнейшими задачами специалистов любого сельскохозяйственного предприятия в рыночных условиях являются формирование экономического мышления, выработка навыков и умение работать в условиях рыночной экономики, проводить маркетинговые исследования, разрабатывать стратегии, уметь формировать спрос и стимулировать сбыт. Умение владеть такими знаниями позволяет рационально решать проблемы рынка, быть конкурентоспособным, максимально использовать собственные ресурсы, а также возможности получения высокой прибыли. Совершенствование сбыта продукции овощеводства является весьма актуальной проблемой на предприятии и послужило основанием для выбора темы для выпускной работы..

Целью работы является — разработка мероприятий по повышению эффективности организации производства и сбыта продукции овощеводства в СПК «Невский» Курганской области Кетовского района..

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:.

— изучить организацию производства и реализации продукции овощеводства;

— проанализировать современное состояние на предприятии;

— выявить преимущества и недостатки производственно-сбытовой деятельности предприятия;

— совершенствовать организацию производства и сбыта продукции овощеводства.

Объектом исследования является сельскохозяйственный производственный кооператив «Невский» Курганской области Кетовского района. Предметом исследования является производство и реализация продукции овощеводства на предприятии.

При написании работы использовались следующие методы исследования: экономическо-статистический, монографический, расчетно-аналитический с соответствующими им приемам.

Источниками информации для выполнения исследования послужили данные статистической и бухгалтерской отчетности, положения, приказы предприятия, договоры, методические указания и научная литература по теме выпускной квалификационной работы, а также личные наблюдения и беседы с специалистами предприятия. Период исследования охватывает 2008;2010 годы.

1. Организация производства и реализации продукции овощеводства на российском рынке.

1.1 Сущность производства и сбыта продукции овощеводства В хозяйственной деятельности организации основными вопросами являются производство и сбыт (реализация) готовой продукции. Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. При наличии жесткой конкуренции главная задача системы управления сбытом — обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.

Овощеводство является одной из важных отраслей сельского хозяйства. Оно призвано удовлетворять потребности населения в свежей диетической продукции, а также в консервированных овощах в течение всего года. В овощной продукции содержатся незаменимые для организма человека витамины, кислоты, белки и другие минеральные вещества. Для круглогодового и сбалансированного обеспечения населения овощной продукцией производство овощей осуществляется как в открытом, так и в защищённом грунте: в зимних остеклённых теплицах, весенних плёночных теплицах, плёночных укрытиях. В структуре сооружений защищённого грунта на долю зимних остеклённых теплиц в целом по стране приходится около 35%, весенние плёночные теплицы занимают почти 50% и плёночные укрытия — 15%. В зимних остеклённых теплицах выращивают в основном огурцы, томаты, а также выгоночные культуры и цветы. Поступление продукции обеспечивается с марта по июль месяцы, когда отсутствуют поставки многих видов овощных культур из открытого грунта.

Овощеводство, как отрасль сельского хозяйства имеет свои отличительные особенности, которые необходимо учитывать при размещении овощных культур, планировании и распределении материально-технических ресурсов, эффективном выращивании овощей в различных природно-климатических условиях.

Выращивание высоких и стабильных урожаев овощных культур достигается за счёт рациональной обработки почв, внесения оптимальных доз органических и минеральных удобрений. Однако не следует забывать, что урожайность овощных культур при внесении минеральных удобрений повышается до определённого уровня.

Эффективное использование земли, средств производства, трудовых и финансовых ресурсов во многом зависит от внедрения научно обоснованных овощных и овощекормовых севооборотов, внесения органических удобрений, которые являются главным средством повышения биологической активности почвы. В условиях Нечернозёмной зоны России в качестве предшественников для выращивания капусты белокачанной, моркови и свеклы столовой в овощекормовых севооборотах рекомендуется клеверо-тимофеечная смесь однолетних кормовых культур на силос и картофель.

В овощеводстве открытого грунта выращивается широкий ассортимент различных овощных культур. Общее количество наименований овощных культур составляет свыше 30 видов. Наибольшее распространение среди них получили такие, как капуста белокачанная, томаты, огурцы, морковь, свекла столовая, лук-репка. В общем объёме валового сбора на их долю приходится почти 83%, тогда как другие виды зелёных и малораспространённых овощей занимают около 17%. При этом в структуре посевных площадей в сельскохозяйственных предприятиях большой удельный вес занимают капуста белокачанная и томаты.

Возделывание овощей в различных природных и климатических зонах может успешно осуществляться при наличии достаточного количества сортов и гибридов овощных культур, необходимых для выращивания в конкретных условиях региона. Многие виды овощных культур насчитывают 15−20 сортов, а томаты — свыше 50 сортов и гибридов.

Овощная продукция является быстро портящейся и малотранспортабельной, что связано с особенностями биохимического строения овощных культур и наличием в их составе большого количества воды. В процессе уборки, заготовки и транспортирования овощей под влиянием температур наблюдаются значительные потери массы продукции, ухудшение её товарного вида и потребительских свойств.

На сохранность продукции и её качество влияют не только методы хранения, но и способы уборки. Особенно велики потери овощей при уборке (механические повреждения плодов, высокий уровень загрязнённости их почвенными и сорными остатками). При хранении томатов, убранных комбайном в течение 12 ч. естественная убыль плодов увеличивается до 3,3%, а доля нестандартной продукции составляет 37%. [12].

Овощеводство является весьма трудоёмкой и капиталоёмкой отраслью. На производство овощей расходуется большое количество труда и средств. Это особенно относится к ранним культурам, выращиваемым в культивационных сооружениях. На возделывание 1 га овощных культур расходуется 600 — 800 чел. час, что в 2−4 раза больше, чем при выращивании картофеля и в 35−40 раз выше по сравнению с производством зерна. При этом затраты труда на единицу площади колеблются по регионам выращивания овощей и отдельным видам овощных культур. Многие овощные культуры выращивают из рассады, что требует специальных культивационных сооружений. В отрасли применяют сложные, специфические для каждой культуры технологии производства, что усложняет механизацию их возделывания. [13].

В основном производство овощей сосредоточено в личных подсобных хозяйствах. На их долю приходится почти 74% посевов и валовых сборов овощей в стране. Пожалуй, ни одна другая отрасль растениеводства, за исключением картофелеводства и садоводства, не имеет столь высокой доли посевов в личных подсобных хозяйствах.

Это объясняется тем, что в сложных условиях население самостоятельно пытается обеспечить себя основными продуктами питания, главным образом овощами. Овощеводство концентрируется в пригородных зонах крупных городов. Здесь более высокие цены реализации продукции, имеется возможность использования тепловых отходов промышленности для обогрева теплиц. В ближайших к городу хозяйствах рентабельность овощей выше, чем в удалённых. [9].

Овощеводство является одной из немногих отраслей сельского хозяйства, в которой в последние годы наблюдался рост валовых сборов продукции.

Производство овощей в сырьевых зонах создаётся с учётом требований перерабатывающей промышленности: овощи должны быть высококачественными и равномерно поступать на переработку. В сырьевых зонах создаются специализированные хозяйства, размещающиеся вблизи овощеконсервных заводов, концентрация посевов в этих хозяйствах высокая. [11].

Урожайность овощей в личных подсобных хозяйствах выше, чем в сельскохозяйственных предприятиях и фермерских хозяйствах. Так как удельный вес отдельных овощных культур в посевах овощей по регионам различен, то и средняя урожайность овощей по экономическим районам значительно колеблется.

Сложности сбыта в условиях конкуренции порождают разнообразие способов и необходимость выбора в конкретных условиях наилучшего из них или оптимального сочетания нескольких способов.

К основным способам сбыта относят: прямой сбыт, т. е. установление прямых контактов производителя с; косвенный сбыт — продажа через независимых торговых; интенсивный сбыт — подключение к реализации товара широкого круга торговых посредников; выборочный сбыт — использование ограниченного круга торговых посредников, способных оказывать дополнительные услуги; нацеленный сбыт — реализация товаров, ориентированных на определенный контингент покупателей; ненацеленный сбыт — реализация товаров широкому кругу потребителей.

Сбыт продукции должен рассматриваться под принципиально иным углом зрения — через призму рыночного спроса и предложения. Для выживания в рыночных условиях отечественные товаропроизводители должны производить то, что продается, а не продавать то, что они производят.

Под сбытом следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). Главная цель сбыта — реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.

Хотя сбыт — завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию, а также в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации и контроля сбыта способна обеспечить конкурентоспособность компании. [10].

Совершенствование продовольственного обеспечения населения невозможно без изменения рыночной инфраструктуры. Приоритетным направлением должно стать создание оптовых продовольственных рынков, являющихся самостоятельными хозяйственными структурами, осуществляющими организацию операций по сбыту сельскохозяйственного сырья и продовольствия в определенных местах по установленным правилам. Целью создания рынков в АПК является надежное, стабильное снабжение населения городов скоропортящейся продукцией — качественной, сертифицированной, в широком ассортименте и по доступным ценам. Несомненные выгоды от выхода предприятия на рынки ставят проблему разработки системы сбыта с учетом новых потребностей.

На российских предприятиях отдел сбыта представляет собой, как правило, самостоятельное подразделение, а потому нередко можно наблюдать негативное для организации явление, как дублирование функций, а в худшем случае несогласованность в работе этих подразделений. Поэтому очень важно понимать, что интеграция сбытовой деятельности является залогом успешного функционирования предприятия и эффективности системы доведения продукта от производителя до конечного потребителя. Для дальнейшей деятельности, необходимо располагать актуальной и достоверной информацией о внутренней и внешней среде, в которой работает хозяйство. [4].

Ввиду особенностей территориально-государственного устройства Российской Федерации к наиболее важным факторам внешней среды предприятия следует отнести именно региональные факторы: политическую обстановку в регионе, нормативно-законодательную базу, уровень развития экономики в регионе, климатические условия, социально-демографическую ситуацию, состав и структуру потребительской корзины и потребительских расходов населения региона. Опираясь на показатели всех этих факторов, предприятие сможет планировать сбытовую и ценовую политику на качественно новом уровне, с целевой ориентацией на конкретный региональный рынок — это будет региональная сбытовая концепция.

Внутренняя среда включает в себя: потребителей, поставщиков, анализ конкурентов по данному региону. Информацию о производителей в регионе, которые выращивают такую же продукцию, качество продукции, цена и где ее продают. [24].

Реализация овощей на продовольственном рынке происходило под влиянием нескольких факторов: увеличение объёмов внутреннего производства; повышение степени удобства продуктов (для переработки и для непосредственного использования в пищу); внедрение технологий, позволяющих поддерживать качество продукта в течение более длительного времени и модифицировать этот продукт в соответствии с покупательскими предпочтениями; обеспечение широкого ассортимента товаров, в том числе с помощью внешнеторговых операций. Немаловажный фактор роста потребления овощей связан со стремлением вести здоровый образ жизни и, следовательно, насыщать рацион здоровыми продуктами, а также с увеличением доли лиц пожилого возраста и в то же время более состоятельных и обеспеченных, наконец, с усилиями, предпринимаемыми участниками системы продовольственного маркетинга по продвижению плодоовощной продукции на потребительский рынок. [21].

Необходимо тщательно изучить региональный рынок и убедиться, что целевой рынок в данном регионе довольно большой, чтобы поддержать запланированные коммерческие цели. Сельскохозяйственным предприятиям необходимо установить связь с региональными административными органами, наладить процесс регулярного получения актуальных рыночных данных по официальным отчетам, использовать демографическую информацию.

Вся предыдущая информация подводит к решению, по какой цене планируется продавать продукт, в каком месте и какие стратегии продвижения данного продукта планируется использовать. Существует несколько альтернативных методов формирования цены, которые обеспечивают прибыльный уровень производства. При принятии важных сбытовых решений нужно воспользоваться преимуществом наличия нескольких методов. Например, вместо продажи урожая в период сезона, что обычно означает довольно низкую цену, можно расширить сбытовой сезон на весь календарный год, продавая продукцию к тому времени, когда цены вырастут. Еще одним альтернативным методом формирования цены является заключение контрактов на выращивание. Согласно контрактам, производитель должен поставить определенный объем продукции указанного качества в определенный срок и по определенной цене, что также гарантирует определенный уровень прибыли.

Далее необходимо распланировать бюджет, какие средства будут использоваться для выполнения каждого мероприятия: программы стимулирования сбыта, продуманной рекламной кампании, направленной на формирование и продвижение имиджа, позиционирования торговой марки на рынке и др. Необходимо распланировать уровень продаж на следующие периоды, сравнить полученные результаты расчетов с поставленными финансовыми целями. [15].

Оценка и контроль результатов дает возможность убедиться, насколько успешно выполняется план и какие препятствия стоят на пути достижения запланированных целей. Своевременное реагирование на возникающие проблемы поможет менее болезненно их преодолеть, обеспечить эффективную деятельность и повысить прибыль хозяйства.

Таким образом, формирование региональной сбытовой концепции сельскохозяйственных предприятий при государственной поддержке со стороны региональных органов самоуправления будет способствовать созданию баланса интересов производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, что тем самым обеспечит устойчивое расширение рынков и оптимизацию экономических условий для воспроизводства российского агропромышленного комплекса.

1.2 Состояние и тенденции развития овощеводства Овощная продукция занимает важное место в продовольствии страны, так как овощи — это один из важнейших и незаменимых продуктов питания. Их называют родником здоровья за высокие пищевые, вкусовые, диетические и лечебные качества. Овощные культуры занимают особое место в продовольственном балансе, обеспечивая организм человека полезными питательными веществами. Рост экологической и социальной нагрузки на население требует полноценного питания. Поэтому производство их в дальнейшем должно увеличиться.

Питание — это одно из жизненно важных условий существования человека. Оно необходимо в разнообразном ассортименте и высокого качества ежедневно каждому жителю Земли. Полноценное питание оказывает положительное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека, как следствие — на увеличение продолжительности жизни. [10].

Производство овощей в мире увеличивается. Несмотря на постоянный рост численности населения земного шара, уровень производства овощей в расчете на жителя планеты повышается. Лидерами здесь являются Китай, Индия, США, Турция, Египет, Италия, Испания, Ю. Корея, Япония. В десятку ведущих стран входит и Россия. [25].

Овощеводство по капитальным, материальным и трудовым показателям наиболее затратная отрасль АПК. Производством овощей занимаются все регионы страны. Оно адаптировано к их почвенно-климатическим условиям, влияющим на его развитие.

Главная задача отрасли — удовлетворение потребностей населения в овощах, которым отводится одно из важнейших мест в потребительской корзине.

Данные Росстата за 2010 г. показывают, что овощеводство России не снизило объем производства по сравнению с дореформенным уровнем. Валовой сбор овощей открытого и защищенного грунта во всех категориях хозяйств имеет тенденцию увеличения в 2010 г. производство овощей увеличилось в следующих федеральных округах (тыс. т.): в Южном — на 674 (20,7%), Приволжском — 804 (39,0%), Уральском — 239 (40,8%), Сибирском -424 (35,5%), уменьшилось: в Центральном — на 197 (6,7%), Северо-Западном — 82 (12,6%), в Дальневосточномна 72 (15,5%). Валовой сбор овощей в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличился. Основное производство овощей сосредоточено в трех округах (тыс. т): Южном — 3933 (30,3%), Приволжском-2865 (22,1%), Центральном — 2756 (21,3%), всего 73,7%.

В 2009 г. посевная площадь овощных культур во всех категориях хозяйств уменьшилась на 45 тыс. га (7%) по сравнению с дореформенным периодом (с 669 до 624 тыс. га). В 2010 г. этот разрыв сократился на 28 тыс. га (4%) при общей площади 641 тыс. га. Поэтому показателю не превзошли рубеж 1986;1990 гг. все округа, кроме Уральского и Сибирского, но везде плантации овощных в 2010 г. были шире, равны или близки к уровню 2009 г.

Тенденция роста урожаев овощных культур с гектара убранной площади идет почти по всем округам: в 2010 г. он составил 17,9 т (на 10% больше, чем в 1986;1990 гг.), а в 2010 г. — 19,6 т (на 20% больше).

Таблица 1 — Посевные площади основных овощных культур, их структура и удельный вес по разным категориям хозяйств Российской Федерации.

Овощные культуры.

Годы.

Посевные площади и их структура.

Удельный вес посевных площадей по разным категориям хозяйств, %.

тыс. га.

%.

сельхоз предприятия.

хозяйства населения.

Крестьянские (фермерские) хозяйства.

Овощные, всего.

1986;1990.

669,4.

641,1.

100,0.

100,0.

70,2.

14,0.

29,8.

75,4.

10,6.

Капуста.

1986;1990.

162,2.

24,2.

85,0.

15,0.

116,4.

18,2.

17,3.

72,8.

9,9.

Огурец.

1986;1990.

65,6.

9,8.

48,1.

51,9.

66,6.

10,4.

3,2.

90,0.

6,8.

Томат.

1986;1990.

136,3.

20,4.

58,9.

41,1.

113,1.

17,6.

5,4.

83,0.

11,6.

Морковь.

1986;1990.

61,8.

9,2.

81,1.

18,9.

70,1.

10,9.

18,3.

69,4.

12,3.

Свекла.

1986;1990.

43,3.

6,5.

85,9.

14,1.

44,9.

7,0.

21,6.

66,3.

12,1.

Лук.

1986;1990.

86,7.

12,9.

56,4.

43,6.

92,3.

14,4.

18,9.

67,8.

13,3.

Прочие.

1986;1990.

113,5.

17,0.

74,1.

25,9.

137,7.

21,5.

15,5.

75,5.

9,0.

В результате проводимых реформ произошли коренные изменения в производстве овощей по категориям хозяйств. Сельскохозяйственные предприятия (СХП) по всем округам потеряли свое лидирующее положение, которое они занимали в 1986;1990 гг.: 70,2% - по посевным площадям и 72,1% - по валовому сбору овощей. Первенство в производстве витаминной продукции перешло к хозяйствам населения (ЛПХ). В 2010 г. их доля в посевных площадях составила 75,4%, в валовом сборе — 70,7%. На долю с.-х. предприятий приходилось соответственно -14,0 и 19,2%, на крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ)-10,6 и 10,1% (таблица 1). Вызванные реформами изменения посевных площадей овощных культур по категориям хозяйств коснулись и основных их видов.

В 2010 г. структура посевов овощных культур в основном сохраняет свою последовательность: капуста, корнеплоды, лук, огурец. В 2010 г. в сельскохозяйственных предприятиях доля посевов овощных культур составляла 14%, при этом преобладали посевы: моркови, свеклы, лука, капусты, при малых долях огурца. Можно предположить в дальнейшем увеличение доли фермерских хозяйств в овощеводстве России, но для этого им требуется финансовая и техническая поддержка, разработка специальных технологий для выращивания овощей на небольших площадях с минимальным использованием ручного труда.

Важное место в балансе производства и потребления овощей во внесезонное время отводится открытому грунту. Однако это производство еще не достигло дореформенного уровня. В 2009 г. и 2010 г. валовой сбор в хозяйствах всех категорий составил 541 и 520 тыс. т- 68,5 и 65,8% к уровню 1990 г. (790 тыс. т). В 2009 г. наибольшая его доля 507 тыс. т (97,5%) приходилась на сельскохозяйственные предприятия, 13 тыс. т (2,5%) — на КФХ. Снижение уровня производства особенно заметно по овощам защищенного грунта в СХП. Площадь основного вида сооружений — зимних теплиц уменьшилась на 940 га (33,4%), с 2816 га в 1990 г. до 1876 га в 2010 г., валовой сбор овощей — с 602 до 475 тыс. т, на 127 тыс. т (21,1%), а урожайность повысилась на 18,2%, с 21,4 до 25, З кг/м2.

Если исходить из физиологической нормы потребления овощей — 119 кг на жителя России в год, то при существующем количестве населения 141,9 млн. человек фонд потребления витаминной продукции составляет 16,9 млн. т. В 2010 г. в стране было произведено 12 960,4 тыс. т овощей (таблица 1), в том числе капусты — 3177,2, томата — 2100,4, лука — 1712,5, моркови — 1530,2, огурца — 1472,3, свеклы -327,1, прочих овощей — 2040,7 тыс. т. В среднем на жителя страны приходится 91,3 кг овощей в год, что составляет 77% рекомендуемой нормы. Если учесть потери и расходы на другие цели, то приведенные показатели по всем видам овощей будут еще меньше.

Поскольку около 70% всех овощей производится в хозяйствах населения и предназначается в основном для личного потребления семьями, на рынок поступает меньшая часть продукции, что негативно сказывается на её товарной массе. В 2008 г. количество реализованных в стране овощей хозяйствами всех категорий составляло (тыс. т): 4731, 2009 г. — 4571, 2010 г. — 4626. При этом объем продаж увеличивали сельхозпредприятия, соответственно тыс. т 1703, 1735, 1868 и крестьянские (фермерские) хозяйства тыс. т — 781, 791, 904, а хозяйства населения снижали тыс. т — 2247, 2045, 1854.

В целом за указанные годы соотношение реализованных овощей к валовому сбору снижается и становится низким. В 2009 г. оно составило 35,7%, в сельхозпредприятиях 75,1, крестьянских (фермерских) хозяйствах 68,8, хозяйствах населения 20,2%. 7].

Чтобы обеспечить рост объемов отечественных товарных овощей, необходимо расширять их производство, прежде всего, в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Одновременно следует создавать организационно — экономические условия хозяйствам населения для увеличения ими объемов реализации овощей. 6].

Проведенный анализ производства овощей в России позволяет определить основные направления развития и повышения эффективности отрасли и на этой основе улучшить обеспеченность населения страны овощной продукцией.

2. Современное состояние производственно-сбытовой деятельности на предприятии.

2.1 Организационно-экономическая характеристика СПК «Невский» был зарегистрирован постановлением Администрации Кетовского района № 203 от 10 июля 1992 г. В соответствие с ГК РФ от 30 ноября 1994 г., ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14 — ФЗ был преобразован путем реорганизации сельскохозяйственного кооператива «Невский», в сельскохозяйственный производственный кооператив (то есть СПК «Невский» является правопреемником СХК «Невский»). Место нахождения кооператива и юридический адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Заозерная, 15. Данное предприятие удалено от областного центра на 15 км. СПК «Невский» является юридическим лицом и имеет право самостоятельно-хозяйствующего субъекта.

Основными видами деятельности является производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, а также выполнение иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива в соответствие с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193 — ФЗ.

Основным рынком сбыта являются частные лица и предприниматели, часть продукции отпускается в счет уплаты налогов в районный бюджет, таким организациям как Кетовская ЦРБ, Администрация Кетовского сельсовета и для детских садов. Часть продукции реализуется на рынке г. Кургана, через торговую точку на микрорынке — магазина «Юбилейный». Основной причиной увеличения объёма реализации продукции является снижение цены реализации.

По своему местоположению, температурным условиям и влагообеспеченности территория кооператива относится ко 2-ой агроклиматической зоне, которая характеризуется теплым незначительно засушливым климатом. Природно-климатические условия в общей сложности удовлетворяют условиям выращивания хороших урожаев возделываемых сельскохозяйственных культур — овощей открытого грунта, картофеля.

Учредителями кооператива являются граждане, создавшие его на основе добровольного членства для совместной деятельности путем добровольного объединения имущества, паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, имущественных долей и другое имущество граждан, переданное в паевой фонд кооператива. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах 0,5 обязательного паевого взноса.

Климат в зоне расположения хозяйства по данным Курганской метеостанции средняя многолетняя температура самого холодного января месяца равна -18,6 єС, а самого теплого июля +16,8 єС. Переход среднесуточной температуры через +5 єС в весенний период приходится на конец апреля, а в осенний на начало октября. В мае температура воздуха еще не устойчива: наблюдаются вспышки тепла и частые возвраты холодов, которые сопровождаются заморозками в воздухе и на поверхности почвы. Средняя многолетняя продолжительность безморозного периода 110−120 дней.

Землепользование предприятия располагается в пойме реки Тобол, поэтому по рельефу это пониженная равнина с множеством заболоченных понижений и озер различной формы.

Для более глубокого изучения аспектов деятельности предприятия необходимо дать его экономическую характеристику. Она отражает важнейшие стороны производства сельскохозяйственной продукции и особенности ведения производства. Обеспеченность предприятия ресурсами производства представлена в таблице 2.

Таблица 2 — Размеры предприятия.

Показатель.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к 2008 г.

Площадь сельскохозяйственных угодий, га.

115,7.

в т. ч. пашня.

117,4.

сенокосы.

100,0.

пастбища.

125,0.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.р.

178,4.

Количество энергоресурсов, л. с.

106,4.

Среднесписочная численность работников, чел.

102,9.

Стоимость валовой продукции, тыс.р.

112,6.

По всем производственным показателям наблюдается тенденция роста.

Площадь сельскохозяйственных угодий увеличилась на 15,7%. Наибольший удельный вес в структуре сельскохозяйственных угодий занимает пашня, она также увеличилась на 17,4%. Среднегодовая стоимость всех основных средств хозяйства увеличилась на 78,4% или на 6927 тыс. р. Увеличение происходит в связи со строительством новых производственных объектов, с расширением объемов производства в растениеводстве. Количество энергоресурсов предприятия увеличилось на 6,4%. За весь анализируемый период наблюдается рост стоимости валовой продукции. Увеличение произошло из-за удорожания средств производства в растениеводстве — семян, удобрений, топлива, электроэнергии. Среднегодовая численность работников предприятия в 2010 году по сравнению с 2008 годом возросла на 2,9%. Стоимость валовой продукции увеличилась на 12,6% или на 2023 тыс. р.

Основной показатель, который наиболее полно характеризует специализацию хозяйства — это структура товарной продукции. Она выражает экономическое состояние хозяйства (таблица 3).

Таблица 3 — Состав и структура товарной продукции.

Вид продукции.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

В среднем за три года.

сумма, тыс.р.

уд. вес, %.

сумма, тыс.р.

уд. вес, %.

сумма, тыс.р.

уд. вес, %.

сумма, тыс.р.

уд. вес, %.

Картофель.

24,6.

21,7.

26,3.

3999,3.

24,5.

Овощи.

75,2.

78,1.

73,2.

12 280,7.

75,2.

Прочая продукция.

0,2.

0,2.

0,5.

51,3.

0,3.

Итого продукции.

100,0.

100,0.

100,0.

16 331,3.

100,0.

Товарная продукция предприятия представлена в основном продукцией овощеводства и картофелеводства, удельный вес которых в среднем за три года составляет 75,2% и 24,5% соответственно. В среднем за три года объем товарной продукции растениеводства составил 16 331,3 тыс.

В современных условиях важнейшим направлением увеличения производства продукции является интенсификация. Интенсификация основана на дополнительных вложениях материально-денежных средств, а иногда и живого труда на единицу земельной площади, и поэтому является главным направлением дальнейшего развития сельскохозяйственного производства. Показатели интенсификации подразделяют на две большие группы:

1) Факторные показатели — отражают уровень используемых ресурсов на единицу земельной площади в целях увеличения объема производимой продукции (таблица 3).

2) Результативные показатели — характеризуют эффективность использования применяемых ресурсов в хозяйстве (таблица 4).

Таблица 4 — Уровень интенсивности ведения производства.

Показатель.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к 2008 г.

Приходится на 100 га с.-х. угодий:

фондообеспеченность, тыс.р.

1597,1.

1897,5.

2462,3.

154,2.

производственных затрат, тыс.р.

3284,8.

3028,0.

3007,0.

91,5.

затрат труда, тыс. чел.-ч.

12,7.

11,3.

10,2.

80,3.

энергообеспеченность, л.с.

733,6.

654,7.

674,2.

91,9.

За анализируемый период в СПК «Невский» возросла фондообеспеченность на 865,2 тыс. р. (на 54,2%) за счет приобретения основных средств. На 8,5% сократились производственные затраты на 100 га сельскохозяйственных угодий. Также произошло снижение энергообеспеченности на 8,1%.

От уровня ресурсного потенциала в значительной степени зависит экономическая эффективность производства, представленная в таблице 5.

Таблица 5 — Экономическая эффективность интенсификации производства.

Показатель.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к 2008 г.

Произведено на 100 га с.-х. угодий, тыс.р.:

валовой продукции растениеводства.

2913,2.

2924,1.

2833,3.

97,3.

товарной продукции растениеводства.

2781,6.

2154,1.

3097,8.

111,4.

Выход валовой продукции:

на 1 среднегодового работника, тыс.р.

460,3.

492,5.

503,7.

109,4.

на 1 чел.-ч, р.

230,1.

259,9.

279,0.

121,3.

Фондоотдача, р.

1,82.

1,54.

1,15.

63,2.

Фондоемкость, р.

0,55.

0,65.

0,87.

158,2.

Урожайность с 1 га, ц:

картофеля.

77,0.

121,0.

56,0.

72,7.

овощей.

183,0.

203,0.

114,0.

62,3.

Себестоимость 1 ц основных видов продукции, р.:

картофеля.

636,0.

494,6.

992,9.

156,1.

овощей.

445,5.

501,1.

991,0.

222,4.

Прибыль в растениеводстве, тыс. р.

65,0.

Рентабельность, %.

51,1.

30,7.

20,6.

х.

Показатель производства валовой продукции растениеводства на 100 га сельскохозяйственных угодий снизился на 2,7%. Основными причинами является снижение урожайности культур, что в свою очередь связано с засухой 2010 года. Товарная продукция за данный период увеличилась на 11,4%. Наблюдается тенденция увеличения себестоимости 1 ц продукции. В 2010 году по сравнению с 2008 годом по причине резкого роста цен на ГСМ, электроэнергию, семена, удобрения данный показатель вырос на 56,1% у картофеля и на 122,4% у овощей.

Важнейшими обобщающими показателями, характеризующими эффективность работы СПК «Невский» является прибыль и рентабельность. За анализируемый период размер прибыли уменьшился на 1821 тыс. р. (35%), что следовательно привело к снижению рентабельности на 30,5%.

В целом по данным предприятия можно сделать вывод о том, что оно обладает всеми необходимыми средствами производства для расширенного воспроизводства своей деятельности. Но такие внешние факторы, как увеличение цен на электроносители, промышленные ресурсы, а также снижение цены реализации продукции отрицательно влияют на организацию производства и реализацию картофеля и овощей.

2.2 Организация производства овощей на предприятии Картофелеводство и овощеводство является одной из важных отраслей сельского хозяйства в России. Анализируя данные государственной статистики по Курганской области можно определить, что Кетовский район занимает первое место по производству и реализации картофеля и овощей. Решающая роль в определении организационно-экономических факторов, влияющих на производство овощей открытого грунта, принадлежит организацию производства и оплате труда.

Осенью в СПК «Невский» проводят зяблевую вспашку на глубину 22−26 см трактором ДТ-75 в агрегате с плугом ПН-4−35. Как правило, после этой операции почву обогащают органическими и фосфорно-калийными удобрениями, для этого используют трактор МТЗ-80 и разбрасыватель минеральных удобрений РМГ-4. Снегозадержание проводят однократно трактором ДТ-75 и снегопахом. Весеннее боронование проводят тем же трактором в агрегате с ЗБЗС—1. Культивация проводится двукратно культиватором КПГ-4. В кооперативе ведущая роль при производстве овощей принадлежит севообороту. Правильное размещение овощей — один из важнейших факторов роста урожайности, повышения степени механизации уборки, производительности труда и снижения себестоимости. Применяется шестипольный севооборот: однолетние травы—морковь—капуста — картофель—свекла—картофель.

Основным поставщиком семенного материала на предприятии является 000 «Бейо-семена». В последние годы в СПК широко используются следующие сорта овощей: капуста — «Хинова», «Амагер», «Марафон», «Московская», «Финал»; лук — «Нарвито», «Спирит»; морковь — «Нантес», «Шантане», «Витаминная», «Самсон»; огурцы — «Адам», «Амур»; петрушка — «Петра»; свекла-«Детройт»,"Хаваская"; картофель—"Розара","Невский".

Такие виды овощей как помидоры, огурцы, перец и рассада для капусты в кооперативе выращиваются в пленочных теплицах с конца февраля до начала марта. Перед посевом семена и посадочный материал не закаливают и не прогревают, что в большей степени отрицательно сказывается на урожайности.

Для посева свеклы и моркови используют овощную сеялку СОН-4,2, СКНК-12, а посадка капусты осуществляется с помощью рассадочно-посадочных машин СКН-6. Посадка картофеля — картофелесажалка КСМ-6 с трактором МТЗ- 80. После посева комплекс агротехнических мероприятий дополняется междурядной обработкой посевов. Междурядья в посевах капусты рыхлят на глубину до 6 см культиватором КРН-4,2. В интенсивный период роста и созревания проводят от 7 до 10 поливов машинами ДДА-100 и ДДА-100 в комплексе с трактором ДТ-75. дополнительно проводят химическую обработку посевов гербицидами с помощью агрегата ОПШ- 15 и трактором МТЗ-80. двукратная прополка проводится вручную равно как, и уборка урожая — это делает процесс достаточно трудоёмким. Перевозка овощей осуществляется после их очистки от земли и удаления ботвы. Сортировка и укладывание в контейнеры выполняется вручную. Таким образом, собранный урожай отправляется на транспортных средствах в хранилище или поступает в пункты реализации. Состав посевных площадей рассмотрим в таблице 6.

Таблица 6 — Состав и структура посевных площадей.

Вид угодий.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

В среднем за три года.

площадь, га.

удельный вес, %.

площадь, га.

удельный вес, %.

площадь, га.

удельный вес, %.

площадь, га.

удельный вес, %.

Пашня.

в т.ч.: картофель.

37,9.

33,5.

100,5.

24,1.

125,2.

31,8.

овощи.

32,6.

24,2.

27,5.

110,7.

28,1.

из них: капуста морковь свекла лук.

5,6.

5,6.

8,7.

12,5.

3,6.

3,6.

7,4.

9,6.

3,6.

4,8.

6,0.

13,2.

16,7.

18,3.

46,7.

4,3.

4,7.

7,4.

11,8.

прочие.

29,5.

42,3.

202,5.

48,4.

129,7.

40,1.

В последний год посевные площади используются для посадки картофеля и овощей открытого грунта. В 2010 году площадь пашни увеличилась на 22 га, по сравнению с 2008 годом. Наблюдается уменьшение площади картофеля, со 135 гектаров — в 2008 году до 100,5 га в 2010 году. Площадь овощей осталась примерно такой же, изменяется лишь удельный вес.

Основной фактор, который способствует более эффективному использованию земли в растениеводстве, является увеличение урожайности. Урожайность и валовой сбор является важными показателями, которые используются для оценки состояния, уровня развития эффективности картофелеводства и овощеводства.

Таблица 7 — Динамика валового сбора и урожайности сельскохозяйственных культур

Культура.

Урожайность, с 1 га, ц.

Валовой сбор, ц.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Картофель.

77,0.

121,0.

56,0.

Овощи.

183,0.

229,0.

114,0.

в т.ч.: капуста морковь свекла.

лук.

329,0.

186,0.

193,0.

113,0.

417,0.

135,0.

209,0.

156,0.

309,8.

144,4.

136,0.

43,2.

По данным таблицы 7 урожайность колеблется по годам. Урожайность овощей открытого грунта самая высокая в 2009 году, которая составляет 229 ц с 1 га. Так же и урожайность картофеля в 2009 году самая высокая — 121 ц с 1 га. В 2010 году этот показатель в два с лишним раза меньше. В 2010 году наблюдается спад урожайности, которое повлекло в свою очередь снижение валового сбора культур.

Проследить изменение урожайности овощей, можно выполнив аналитическое выравнивание по способу наименьших квадратов.

Аналитическое выравнивание по прямой выполняется по уравнению, которое имеет следующий вид:

Yt=a+b*t, (1).

где Yt — выровненный уровень динамического ряда;

t — порядковый номер года или иного периода времени;

a и b — параметры уровня.

a=?Y/n, (2).

где n — количество лет в динамическом ряду.

b=?Yt/?t2 (3).

Таблица 8 — Аналитическое выравнивание урожайности овощей открытого грунта.

Год.

Расчетные величины.

урожайность с 1 га, ц.

порядковый номер года.

Т2.

Yt.

Yt.

— 2.

— 312.

188,2.

— 1.

— 202.

182,5.

176,8.

171,1.

165,4.

?n=5.

?Y=884.

?Т=0.

2=10.

?YТ=-57.

?YТ=884.

В итогах расчетной таблицы 8 содержится все данные для определения неизвестных параметров a и b. Подставляя во второе уравнение данные из таблицы 11, получим:

a=884/5=176,8.

В третье уравнение:

b= -57/10=-5,7.

Параметр, а характеризует среднюю теоретическую урожайность овощей 2008 года, который принят за нуль. Параметр b (или коэффициент пропорциональности) свидетельствует о том, что в среднем каждый год (за период с 2006 по 2010 годы) урожайность овощей уменьшилась на 5,7 центнера с гектара. Подставляя значение параметра, а и b в уравнение (2) рассчитаем среднюю теоретическую урожайность овощей за каждый год:

2006 год Yt =176,8+(-5,7*(-2))=176,8+11,4=188,2.

2007 год Yt =176,8+(-5,7*(-1))=176,8+5,7=182,5.

2008 год Yt =176,8+(-5,7*0)=176,8.

2009 год Yt =176,8+(-5,7*1)=176,8−5,7=171,1.

2010 год Yt =176,8+(-5,7*2)=176,8−11,4=165,4.

Данные расчетов аналитического выравнивания урожайности овощей отображены на рисунке 1, где видно, как колеблется урожайность по годам. Аналитическое выравнивание показывает, что с каждым годом урожайность понижается. Не менее важным показателем характеризующим производство овощей открытого грунта является валовой сбор.

Рисунок 1 -Динамика производства овощей открытого грунта Из рисунка видно валовой сбор овощей открытого грунта по видам. В 2010 году, по сравнению с 2008 и 2009 годами, наблюдается резкое снижение валового сбора почти по всем видам овощей. Причиной послужила засушливая погода.

Рациональная система оплаты труда и правильное вознаграждение за труд являются одними из главных элементов принципа материальной заинтересованности работников предприятия в труде и его результатах. Основной формой оплаты труда в СПК является сдельная, где оплата производится в зависимости от количества и качества выполненной работы или полученной продукции на основе объема работы (продукции) и сдельной расценки за единицу работы (продукции), а система оплаты труда — сдельно-премиальная.

В кооперативе существует специализированная тракторно-полеводческая бригада, за которой закреплена сельскохозяйственная техника, обеспечивающая выполнение агротехнического комплекса работ в оптимальные сроки с наименьшими затратами ручного труда. Трактористам-машинистам периодически проводится аттестация и присваивается квалификация, на основе которой делается надбавка за классность (1 класс — 20%, 2 класс — 10%). Надбавка начисляется к основной заработной плате на все виды заработка, кроме дополнительной оплаты и премий. Оплату в выходные дни производят в полуторном размере к основной заработной плате без надбавки за классность, в праздничные дни — в двукратном размере. В хозяйстве предусмотрена надбавка за непрерывный стаж работы. Применяется и дополнительное премирование: за сохранность и хорошее использование сельскохозяйственных машин премия до 40% от экономии денежных средств на ремонте техники, премия за экономию горючесмазочных материалов в размере 70% стоимости сэкономленных ресурсов, а также за увеличение срока службы сельскохозяйственных машин. В связи с нехваткой наличных денежных средств у предприятия, оплата труда частично производится в натуральной форме.

Несмотря на положительные стороны работы предприятия в кооперативе имеются недостатки, существенно снижающие эффективность производства:

— не разрабатывается производственная программа — определяющая состав и объем выпускаемой продукции, технологию производства овощей, условия труда и финансовые результаты;

— не составляются текущие и оперативные планы;

— отсутствует планово-экономический отдел и даже должность экономиста;

— при анализе результатов работы настоящие (фактические) показатели сравнивают с данными за прошлый год;

— не разрабатываются технологические карты;

— не запланированы стоимостные показатели: себестоимость единицы продукции рассчитывают в целом по продукции, а не по отдельным культурам;

— не планируют цену и каналы реализации продукции.

Следовательно, требуется комплекс мероприятий по устранению вышеперечисленных недостатков.

2.3 Каналы и эффективность реализации продукции овощеводства на предприятии Эффективность овощеводства в значительной мере зависит от эффективности организации путей реализации овощей, определения оптимальной цены и умения ориентироваться и учитывать основные тенденции на рынке. Сегодня большинство местных овощеводов имеют ограниченные знания и навыки, которые бы позволяли им эффективно использовать систему сбыта продукции. Для многих сельхозпроизводителей актуальной проблемой остается необходимость определения каналов сбыта произведенных овощей.

Конечной целью овощеводства является эффективная реализация произведенной продукции, отладка стойких каналов сбыта и удовлетворение нужд потребителей. Выбор правильного канала сбыта имеет принципиальное значение: от выбора канала может зависеть получение приемлемой цены и эффективное продвижение продукции на рынке.

Плодоовощная продукция, бесспорно, является товаром первой необходимости. До сих пор большая часть населения в зимне-весенний период потребляет овощи, которые закладывают на хранение осенью. К началу второго квартала запасы плодоовощной продукции заканчиваются, и к следующему урожаю наблюдается сезонное увеличение спроса.

Сегодня спрос постоянно увеличивается, потребитель становится все более взыскательным, он требует качественного товара, больше уделяя внимания внешнему виду, упаковке и вкусовым качествам. В последнее время мы можем наблюдать положительные изменения в торговле овощами. Однако рынок овощной продукции в силу исторических, а также климатических факторов имеет свои особенности. Производство овощей зависит от погодных условий, объемов выращивания, условий хранения и качества послеуборочной доработки продукции.

В СПК «Невский» существуют как косвенный, так и прямой каналы сбыта. Через собственную сбытовую сеть осуществляется реализация потребителям, желающим приобрести товар со склада, которым приходят непосредственно в контору производителя и за наличные деньги приобретает товар. Покупатель забирает товар со склада на основании накладной, которая выписывается при оплате продукции.

Кроме того осуществляется реализация продукции на договорной основе. Отличие заключается в том, что покупке предшествует заключение договора, в котором указываются сроки поставки, условия оплаты, ответственность сторон.

В договоре может быть предусмотрена, оплата по частям; кроме того, может иметь место бартерный обмен, то есть покупатель будет расплачиваться своей продукцией или же услугами, в то время как простой конечный потребитель всегда расплачивается наличными.

Насколько известно из практики, бартер еще более усложняет систему сбыта. Договоры заключают в большей мере с предприятиями или организациями. Частные лица, магазины других фирм и мелкооптовые торговцы покупают продукцию за наличные. Реализация продукции происходит через сбытовую сеть различных организаций и фирм, мест общественного питания (кафе, закусочные) и мелкооптовых торговцев.

Например СПК «Невский» заключил договор с кафе «Вкусно и Полезно», «Гранд-Премиум», по которому кафе реализовывают продукцию через торговую точку. Мелкооптовыми покупателями в СПК «Невский» являются частные предприниматели — Алеклеров С. Ю., Архипова А. А., Гордеев Ю. М., Мамадумаров У. М., Мустафаев С. М. и т. д.

Они закупают товар мелкими партиями и в дальнейшем реализуют его конечным потребителям, получая прибыль от разницы между ценой закупки и продажи. Каналы, по которым доводится продукция до конечного потребителя, являются коммерческой тайной. В отличие от магазинов других фирм мелкооптовые торговцы не имеют дилерских скидок и покупают продукцию по договорной цене.

При продаже продукции для государственных нужд, государство выступает оптовым покупателем и принимает продукцию по гарантированным ценам. Заказы на закупку поставку продукции для государственных нужд формируются путем размещения государственных контрактов. Предмет договорных отношений в них — условия поставки продукции, ее объем, ассортимент, качество, сроки поставки и другие.

Например СПК «Невский» именующийся в дальнейшем «поставщик» в лице руководителя Новгородова Г. Г. действующего на основании Устава заключили настоящий муниципальный контракт с управлением народного образования Администрации Кетовского района именуемое в дальнейшем «муниципальный заказчик», в лице начальника Хмелева Г. Г. в соответствии с федеральным законом № 94 ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Таблица 9 — Поставка овощей УНО Администрации Кетовского района за 2009;2010 гг.

Наименование поставляемых товаров.

Количество, кг.

Цена за 1 кг, р.

Выручено, р.

Картофель Капуста Морковь Свекла Лук-репка.

11,0.

5,50.

10,50.

7,0.

14,0.

38 967,5.

Итого.

;

374 107,5.

Общая сумма контракта составляет 374 107,5 р.

Контракт является муниципальным заказом УНО Администрации Кетовского района и заключен по результатам запросов и котировок. Оплата по настоящему контракту производится за счет средств, полученных из местного бюджета.

УНО Администрации Кетовского района имеет на балансе 25 детских садов. В таблице 9 приведен перечень видов овощей по Муниципальному контракту на поставку продукции, а также количество, цена и выручка для нужд Управления народного образования Администрации Кетовского района.

На предприятии существуют такие методы реализации, как оптовая и розничная торговля. При оптовой торговле товар закупается крупными партиями, для последующей продажи низовым оптовым организациям, предприятиям розничной торговли. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятия, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд.

В таблице 10 представим каналы реализации продукции овощеводства.

Таблица 10 — Выручка от реализации продукции овощеводства по различным каналам, тыс. р.

Каналы реализации.

Выручка от реализации продукции,.

Отклонение 2010 г от 2008.,(+;-).

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Введенская областная больница Кетовская ЦРБ Курганстальмост Психоневрологическая больница Икар

188,74.

231,51.

146,35.

58,53.

9,62.

186,83.

233,39.

29,96.

657,60.

14,80.

197,69.

273,01.

60,00.

23,57.

11,36.

8,95.

41,50.

— 86,35.

— 34,96.

1,74.

На протяжении последних лет проблема обеспечения качественным ассортиментом плодоовощной продукции жителей больших городов стоит довольно остро. С началом рыночных перестроек в отечественной экономике предыдущая система торговли плодоовощной продукцией практически развалилась. Так, в больших городах и пригородах овощные базы не смогли быстро перестроиться на соответствующие потребности рынка, резко снизили свои обороты, а большинство даже изменило направление своей деятельности. Причинами этого стали устаревшие технологии хранения, большие потери продукции, отсутствие надежных поставщиков и ограниченные рынки сбыта. Как следствие, при отсутствии нормального сбыта сельхозпроизводители несколько сократили площади под посевами овощных культур, снизили объемы производства.

С другой стороны, в последнее время мы наблюдаем стремительное развитие розничных сетей, что, в свою очередь, создает новые возможности для производителей в плане увеличения каналов реализации и расширения ассортимента. К сожалению, на сегодня ассортимент овощей, которые выращиваются местными производителями, небольшой. Большинство отдает предпочтение выращиванию стандартного набора овощей и его оптовой реализации.

На предприятии СПК «Невский» ассортимент реализации продукции овощеводства не велик. Кооператив выращивает такие виды продукции как картофель, капуста, лук, лук батун, морковь, огурцы, петрушка, свекла столовая, укроп. Очень заметно увеличился ассортимент продукции предприятия на 2009;2010 год по сравнению с 2008 годом. Стали заниматься сбытом кабачков, цветной капусты, томатами, рассадой капусты, огуречной рассады, рассадой свеклы. Кроме того предприятие занимается реализацией зелени (укроп, петрушка), которая представлена в таблице 11.

Таблица 11 — Реализация продукции овощеводства за 2010 г.

Вид продукции.

Количество, ц.

Средняя цена за 1 ц, р.

Выручка от реализации, тыс.р.

Петрушка.

0,1.

180,0.

7,2.

Лук на зелень.

5,6.

57,6.

322,7.

Итого.

;

;

329,9.

В таблице 12 представлена реализация картофеля и овощей по видам, их цена и количество реализованной продукции.

Таблица 12 — Реализация продукции овощеводства по видам.

Вид продукции.

Цена, за 1 ц, р.

Количество реализованной продукции, ц.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Капуста Картофель Лук Морковь Свекла столовая.

483,76.

1096,74.

881,31.

578,44.

344,55.

512,45.

797,99.

706,04.

705,01.

505,47.

953,94.

771,67.

1271,73.

1426,17.

676,82.

4902,49.

3456,94.

4067,96.

2647,68.

11 415,80.

4297,39.

3748,46.

6946,21.

3413,08.

1953,44.

6052,35.

6759,36.

2608,01.

1339,61.

5040,93.

Количество проданной капусты на предприятии по сравнению 2008 года с 2010 годом увеличилось на 1149,86 ц. Значительно увеличилось количество проданного картофеля, на 2702,42 ц. Реализация свеклы по сравнению с 2008 годом сократилась вдвое. Количество проданной продукции лука уменьшилось на 1459,95 ц. Также уменьшилось количество проданной моркови на 1308,07 ц.

Цена продукции за анализируемый период колеблется. Цена капусты по сравнению 2008 года с 2010 годом увеличилась на 470,18 рублей. Цена на картофель с 2010 года по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 325,07 рублей, по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 26,32 рублей. Цена на морковь и свеклу с каждым годом увеличивается. Лук увеличился в цене на 390,42 рублей.

Таблица 13 — Эффективность реализации продукции овощеводства.

Вид продукции.

Себестоимость реализованной продукции, тыс.р.

Выручка от реализации, тыс.р.

Прибыль (+) убыток (-) от реализации, тыс.р.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Картофель.

Овощи.

Итого.

На протяжение последних трех лет прибыль хозяйства значительно колеблется, в 2010 году прибыль сократилась на 1054 тыс. рублей, по сравнению с 2008 годом.

Себестоимость реализованного картофеля на 2010 год увеличилась почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом, что составляет 1702 тыс. р. Себестоимость реализованных овощей увеличилась на 3698 тыс. р. Предприятие себестоимость по каждому виду продукции не калькулирует. В следствии выручка от реализации картофеля в 2010 увеличилась на 825 тыс. р. по сравнению с 2008 годом, выручка от реализации овощей в 2010 год увеличилась на 3521 тыс. р., по сравнению с 2008 годом.

Выводы и предложения СПК «Невский» Кетовского района создан в целях производства и сбыта картофеля и овощей открытого грунта. Предприятие малых размеров, площадь пашни составляет 418 га, среднегодовая численность работников 36 человек.

Кооператив имеет картофеле-овощеводческое направление и специализируется на производстве и реализации картофеля и овощей открытого грунта — моркови, столовой свеклы, капусты, а также огурцов, помидоров, кабачков, лука и другой продукции.

В структуре товарной продукции наибольший удельные вес имеет выручка от реализации овощей, в среднем за три года она составила 12 099 тыс.р., на втором месте выручка от реализации картофеля — 4199 тыс. р.

Урожайность картофеля и овощей на предприятии не высокая и составляет в среднем за три года по овощам — 175,3 ц с га, по картофелю — 84,6 ц с га. Основной причиной этого является низкая урожайность 2010 года, несоблюдение агротехнических требований по возделыванию продукции, качество семян и посадочного материала.

По итогам работы за 2010 г. предприятие получило прибыль в растениеводстве 3383,0 тыс. р., что ниже прибыли за 2008 г. на 1821 тыс. р. В 2010 г. рентабельность составила 20,6%.

Вследствие отсутствия в СПК должности экономиста, результаты основных экономических показателей деятельности предприятия низкие, так как не ведется оперативное, перспективное и стратегическое планирования, не разрабатываются технологические карты, себестоимость по отдельным видам продукции не исчисляется, а только в целом по производству.

Отсутствует должность специалиста по маркетингу, соответственно не проводится рекламная деятельность продукции, нет специализированного транспорта, не изучаются потребности, тенденции и перспективы развития сбыта продукции.

Применяемые в кооперативе традиционные технологии производства продукции с применением удобрений и пестицидов оказывают неблагоприятное воздействие на качество производимой продукции.

В связи с вышеизложенным, нами, для эффективной работы предприятия и повышения конкуренции на рынке сбыта продукции, предлагается следующее:

Необходимо привлечение на 1 ставку экономиста — маркетолога, оснащение его рабочего места, в результате чего этот специалист может качественно и оперативно разрабатывать перспективные и годовые планы; осуществлять нормирование труда и планировать нормы выработки технологические карты и калькулировать себестоимость каждого вида продукции; анализировать изменение стратегии и тактики предприятия на рынке сбыта продукции и пути повышение конкурентоспособности предприятия, завоевание сегмента рынка для экологически чистой продукции.

Экономист сможет применять и самостоятельно рассчитывать разработанные нами в работе технологические карты по различным способам производства и по каждому виду продукции.

Учитывая то, что проблема экологической чистоты продукции весьма актуальна для населения Курганской области, для СПК нами предложена стратегия развития производства и сбыта экологической чистой продукции, разработаны этапы перехода на экологическое производство и порядок проведения сертификации производимых экологически чистых овощей.

Производство экологически чистой продукции в Курганской области может стать важным стимулом для оздоровления жителей не только больших городов, но и сельского населения. А это, в свою очередь, будет содействовать привлечению мощных денежных потоков для инвестирования гармоничного и успешного развития овощеводства.

Реализация предложенных мер позволит не только производить экологически чистую продукцию, но качественно улучшить эффективность производства продукции на предприятии (дополнительная прибыль составит 1 657 340 р.), а так же будет способствовать улучшению финансовых результатов деятельности предприятия в целом;

В работе также представлены разработанные нами предложения по улучшению условий труда работников и охране окружающей среды.

овощеводство сельскохозяйственный аграрный экономика.

1 Бадагуев Б. Г. Организация службы охраны труда // Охрана труда и техники безопасности в сельском хозяйстве, 2009. — № 10. — с.13 — 16.

2 Баклаженко Г. А. Развитие сельскохозяйственного маркетинга / Г. А Баклаженко, Л. А. Смирнова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2005.№ 2. — с.21 — 24.

3 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности / С. В. Белов — М.: Колос, 2000. — 542с.

4 Гордеев А. Развивать потребительскую кооперацию и сбыт продукции малыми формами агробизнеса // Экономика сельского хозяйства России. — 2010. — № 2. — с.13 — 21.

5 Грачёв Н. А. Построение системы управления профессиональными рисками в области безопасности труда на предприятиях АПК. // Охрана труда и техники безопасности в сельском хозяйстве, 2009. — № 1. — 13 — 21.

6 Гусманов У. Производство и реализация овощной продукции: проблемы и пути решения: издания временного хранения / У. Гусманов, А. Кучинский // Международный с.-х. журнал. — 2005. — № 1. — с.37 — 40.

7 Закшевская Е. Маркетинговые исследования рынка свежих овощей / Е. Закшевская, Е. Хвостов, И. Лобанов //Международный сельскохозяйственный журнал. — 2009. № 2. — с.35 — 38.

8 Клименко Ю. И. Инновационные решения в сфере реализации сельскохозяйственной продукции // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2012. — № 12. — с.25 — 27.

9 Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков // Курс лекции. — М.:Экмос, 2000. — 407с.

10 Куликова Н. Е. Рациональная организация сбыта сельскохозяйственной продукции // Кормопроизводство. — 2006. — № 12. — с.2 — 5.

11 Макарец Л. И. Экономика производства сельскохозяйственной продукции // Учебное пособие / Л. И. Макарец, М. Н. Макарец — Спб.: Лань, 2002. — 224с.

12 Малыш М. Н. Аграрная экономика // Учебник под редакцией М. Н. Малыша — Спб.: Лань, 2012, — 300с.

13 Минаков И. А. Экономика отраслей АПК // Под редакцией И.А. — М.: Колос, 2004. — 463с.

14 Нефедоров Б. О региональной сбытовой концепции в АПК / Б. Нефедоров, А. Анискина, П. Бауэр // Агробизнес — Россия. — 2008, — № 2. — с.37 — 39.

15 Ожогов О. В. Современное состояние рынка картофеля и овощной продукции в Новосибирской области / О. В. Ожогов, А. В. Дроздов // Сибирский вестник с.-х. науки. — 2007. — № 6. — с.78 — 80.

16 Папцов А. Правовое обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции в развитых странах // АПК: экономика, управление. — 2010. — № 2. — с.77−81.

17 Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России / В. Ф. Протасов, А. В. Молчанов. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 672с.

18 Сивашова И. Сушка овощей и фруктов // Техника и оборудование для села. — 2006. — № 6. — с.23.

19 Смирнова Н. К. Методические указания по выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности» в выпускных работах / Н. К. Смирнова. — Курган.: изд-во КГСХА, 2011. — 19с.

20 Тульчеев В. В. Рынок картофеля и продуктов его переработки // АПК: экономика, управление. — 2008. — № 5. — с.52 — 55.

21 Тульчеев В. В. Рынок картофеля и продуктов его переработки: состояние, проблемы, перспективы / В. В. Тульчеев, Д. Н. Лукин // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 8. — с.67 — 70.

22 Уразаев Н. А. Сельскохозяйственная экология / Н. А. Уразаев, А. А. Вакулин, В. И. Марымов, А. В. Никтин. — М.: Колос, 2010. — 584с.

23 Черников В. А. Агроэкология / В. А. Черников, Р. М. Алексахин, А. В. Голубев. — М.: Колос. — 2000. — 563с.

24 Шакиров Ф. К. Организация производства на предприятии АПК / Ф. К. Шакиров, С. И. Грядов, М. П. Тушканов. — М.: Колос, 2007. — 520с.

25 Шевлягина Е. А. Рынок фруктов и овощей США: масштабы, структура, факторы формирования // США. Канада. Экономика — политика — культура. — 2009. — № 11. — с.103 — 116.

26 Шкрабак В. С. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве: учебник и учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Шкрабак, А. В. Луковников, А. К. Турчиев — М.: Колос, 2004, — 512с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой